Памятники Абхазии разных эпох, от древних людей до современности

Памятники Абхазии

На абхазской земле до наших дней сохранилось немало памятников культуры. Они относятся к разным периодам истории края, начиная с построек эпохи первобытнообщинного строя до архитектурных сооружений позднего средневековья.

В Абхазии много памятных мест, связанных с освободительной борьбой против иноземных захватчиков и выступлениями народных масс против феодалов и царского самодержавия. Исторические места являются, кроме того, немыми свидетелями революционной борьбы абхазского народа.

Богатая природа Абхазии, ее насыщенная событиями история, прошлое ее трудолюбивого народа издавна привлекали внимание многих деятелей культуры не только Грузии и России, но и зарубежных стран, которые внесли известный вклад в историю культуры Абхазии.

Видео об Абхазии и её памятниках

Один из самых красивых фильмов, посвященных Абхазии, её достопримечательностям и памятникам. Рекомендуем насладиться видами и рассказом об этой прекрасной стране.

Следы пребывания первобытных людей в Абхазии

Следы пребывания человека на абхазской земле относятся еще к древнекаменному веку (к эпохе нижнего палеолита). Во многих местах края советскими археологами обнаружены места изготовления орудий, так называемые мастерские, пещерные жилища, открытые стоянки и пр.

В эпоху неолита люди продолжали жить в пещерах, но селились также на берегах рек, заливов и лагун, где занимались рыбной ловлей, изготовляли лодки и другие необходимые для рыболовства предметы. Наиболее характерным неолитическим поселением в Абхазии является Кистрик близ города Гудауты.

Около 5 тысяч лет назад совершился переход от каменных орудий к металлическим. Бронзовая эпоха характеризуется становлением патриархально-родового строя. В этот период еще продолжали существовать большие рыболовецкие стоянки, но одновременно возникли и земледельческие поселения, часто имевшие примитивные укрепления для защиты от нападения врагов. К этому времени относятся первые погребения. Много памятников этого периода (орудия труда, оружие, предметы украшения и быта) найдено на территории Абхазии. Древнейшие металлические предметы, изготовленные из меди, обнаружены в каменных склепах — дольменах, с появлением которых на Кавказе зарождаются элементы архитектуры.

Первые греческие колонии

В VI и V вв. до н.э. на Черноморском побережье Кавказа появляются первые греческие колонии. С их основанием здесь начали развиваться города, ремесла, торговля. На базе местных поселений в прибрежной зоне Абхазии возникли такие значительные античные центры, как, например, Диоскурия (основанная во второй половине V в. до н. э. на том месте, где сейчас находится Сухуми).

Позже на территории Абхазии возник целый ряд античных городов: Питиус (на месте теперешней Пицунды), Гюэнос (на месте современного Очамчире), Триглиф (на месте современной Гагры) и др. Развитие городской жизни повлекло за собой и развитие гончарного производства, кирпично-черепичных кустарных мастерских. Приморские античные поселения одновременно становились и портами.

Эпоха господства римлян

В эпоху господства римлян, в первые века новой эры на территории Абхазии были созданы первые крепости. На развалинах греко-местных прибрежных поселений римские колонизаторы возводили новые укрепления и размещали в них свои гарнизоны.

В Себастополисе (Диоскурия) в начале II в. н. э. римляне построили крепость. В северо-западной части города (в районе нынешнего Дома отдыха Северного флота) они воздвигли боевую башню, в которой размещался отряд римских воинов.

В первые века нашей эры римляне возвели укрепление на Апсарской (Иверской) горе, а также построили крепости на мысе Пицунде и в Гагре.

Период византийского владычества

В начале V в. римляне утратили господство над восточным берегам Черного моря, а немного позже Абхазия становится ареной византийской экспансии. В период византийского владычества предки современных абхазов (абазги и апсилы) образовали племенной союз. В середине VI в., когда абхазы приняли христианство, в Абхазии начали строиться церковные сооружения типа базилики, создаваемые местными и иноземными зодчими на основе традиций края. Так, в некоторых храмах, сооруженных в предгорной зоне на месте древнейших абхазских языческих капищ, изображены в виде барельефов божества, почитавшиеся в Абхазии, — Алышкинтер (в храме Лашкендар, близ г.Ткварчели), Амра и Амза (в храме Пскал в с. Дхгерда) и пр.

Искусное оформление таких храмов, как Драндский, Цандрипшский, Пицундский (в черте городища) и другие, свидетельствуют о большом мастерстве их создателей.

В эту эпоху на территории края интенсивно проводилось строительство фортификационных сооружений (силами местных и иноземных, главный образок византийских, мастеров. Для отражения нашествий извне, в основном персов и арабов, наиболее серьезных противников Византии, в VI-VII вв. на территории Абхазии были построены такие крупные сооружения, как Абхазская стена (длиной 160 км), вторая линия обороны Анэкопии (в Новом Афоне) и достроена Цебельдииская крепость.

Эпоха раннего средневековья

В эпоху раннего средневековья, когда начала развиваться торговля, через горные перевалы были проложены дороги, соединившие Западный Кавказ с Северный Кавказом. Следы этих дорог стратегического и торгового назначения в некоторых местах видны и поныне. В это же время в горной зоне, особенно на древних перевальных путях, возникли характерные только для Абхазии постройки ацангвара (что в буквальном переводе с абхазского означает «ограда карликов»). Эти постройки, которые можно встретить во многих местах и ныне, по мнению одних ученых, служили для укрытия путников вдоль древних горных дорог, по мнению других, использовались как загоны для скота в непогоду.

Абхазское царство

В конце VII в. на территории Западной Грузии начало складываться Абхазское царство, которое сыграло большую роль в создании мощного Грузинского государства. В этот же период на основе консолидации отдельных племен формируется и абхазская народность. Абхазские цари стали впоследствии проводниками общегрузинской политики.

Благодаря построенным в VIII-Х вв. Хашупской, Бзыбской и другим крепостям Абхазия была надежно защищена от нашествий внешних врагов, часто вторгавшихся как с моря, так и из-за перевалов.

Храмовое строительство, получившее дальнейшее развитие, свидетельствует о высокой уровне культуры и экономики Абхазского царства и большом мастерстве местных зодчих. К замечательным образцам архитектуры времени Абхазского царства относится Лыхненский храм (X в.), Коквский собор (вторая половина X в.), церковь Симона Канонита (IX в.) и Анакопийский храм (VIII в.). В культовых сооружениях появляется фресковая роспись с надписями не только на греческом, но и на грузинском языках.

В 980 г. по решению феодальной знати Восточной Грузии власть перешла в руки Баграта III. С момента воцарения он повел энергичную борьбу за объединение разрозненных грузинских княжеств в единое государство, первым царем которого стал он сам.

В Абхазии, в селении Агу-Бедия, Баграт III устроил одну из своих резиденций. Здесь он воздвиг дворец и большой храм, украшенный фресками, росписью и богатым орнаментом. Значительная часть Бедийского архитектурного комплекса сохранилась до наших дней.

Эпоха объединенного Грузинского государства

В эпоху объединенного Грузинского государства X-XIII вв., когда страна достигла культурно-экономического расцвета, в Абхазии возводятся такие великолепные сооружения, как Пицундский, Амбарский (Мюссера), Келасурский храмы, Беслетский арочный мост (надписи в это время в основном делаются уже на грузинском языке), береговые укрепления Анэкопии. В прибрежных городах строятся порты. Некоторые из них, например Анакопийский порт, украшаются мраморными колоннами. Во многих местах края как в приморской, так и в горной зоне прокладываются дороги стратегического и экономического значения.

В XIII-XVII вв., в эпоху феодальной раздробленности Грузии, храмовое и фортификационное строительство в Абхазии сократилось. Государство уже было не в состоянии строить значительные сооружения. Крупные феодалы ограничиваются теперь строительством небольших замков и церквей. Таковы, например, княжеский дворец в Лыхнах, Анапский храм (с. Одиши), башня Оцарце (с.Чубурисхинджи). В то же время в приморских населенных пунктах генуэзские и венецианские купцы для охраны своих факторий строили укрепления. К таким сооружениям относятся крепость Сатанжо (Санта Анжело) и Всырцхинская башня в Новом Афоне.

Одновременно в ущельях и труднодоступных местах феодалами и местным духовенством для защиты от внезапных нападений строились пещерные замки: в среднем течении р.Келасури, в устье р.Мчишты, на берегу р.Кодор, у Беслетского моста и др.

Господство турок в Абхазии

В XVI в. в Абхазии обосновались турки. Они восстановили Сухумскую крепость и расположили там свой гарнизон. На границе Абхазии и Ингрелии в устье р. Ингури они воздвигли крепость Анаклию. Абхазское население предгорной и горной зон, чтобы противостоять турецкой экспансии, в свою очередь возвело крепостные сооружения в горных ущельях (например, в ущельях Дала, Псху).

Период господства турок в Абхазии отмечен общим упадком культуры и экономики. Цветущие города пришли в запустение. Замечательные произведения архитектуры, созданные предшествующими поколениями, разрушались, богатства грабились. На месте великолепных храмовых сооружений кое-где возникли деревянные мечети, не представляющие архитектурной ценности. Насаждение ислама в Абхазии отразилось и на быте населения, на многих его обрядах. И ныне в предгорной зоне края можно встретить могильные плиты с турецкими надписями и изображениями некоторых мусульманских символов (селения Лыхны, Члоу, Латы и др.).

Освобождение края от турецкого господства

Абхазский народ вместе с братским грузинским народом на протяжении нескольких столетий героически боролся за освобождение края от турецкого господства. Он добился этого в 1810 г. с помощью русского оружия.

После добровольного присоединения Абхазии к России, чтобы обезопасить абхазское побережье от врага, русские начали строить казармы и укрепления в ряде населенных пунктов, например, в Сухуми, Бомборах, Цебельде, Гаграх, Клыче и др.

Духовенство и царское правительство стали насаждать христианскую религию, чтобы закабалить отсталое население края. Оживилось строительство церквей, монастырей. Почти во всех населенных пунктах стали появляться небольшие каменные или деревянные церкви очень примитивной архитектуры. В 70-х годах началось строительство Ново-Афонского монастыря. Монахи по своему усмотрению перестраивали древние храмы, мало заботясь о местных национальных и архитектурных традициях.

В конце XIX в., в эпоху развития капитализма, стали быстрее развиваться и населенные пункты прибрежной зоны. Они все чаще завязывали торговые сношения с главными черноморскими портами. В Сухуми, превратившемся к тому времени в крупный порт, выросли административные и жилые здания, гостиницы, виллы богачей. В начале XX в. в Сухуми, Мюссере, Гаграх и Гульрипше появились модные курорты с каменными и деревянными зданиями.

В 1905-1907 гг. в Абхазии прокатилась волна революционных выступлений народных масс. Упорной была борьба абхазского народа за Советскую власть в 1917-1921 гг. История сохранила и донесла до нас немало памятников большого историко-революционного значения — места митингов, демонстраций, ожесточенных боев, революционных событий, братские могилы.

Места героических боев с гитлеровцами в районе высокогорного села Псху, на Санчарском, Марухском и Нахарском перевалах, памятники на могилах героев войны и места, связанные с героизмом советских воинов, становятся памятными объектами, свидетельствующими о вкладе Абхазии и Кавказа в героическую борьбу советского народа с гитлеровскими захватчиками. Вся история абхазского народа запечатлена в памятниках культуры. Эти величественные сооружения доносят до нас голоса сотен поколений, живших на древних землях солнечной Абхазии.

История Абхазии (древность, абхазское царство и современность)

Последние десятилетия Абхазия находилась в стороне от бурных туристических маршрутов. Причиной этому стали события начала 90-х годов, когда снова разгорелся, казалось давно погасший, костер грузино-абхазских конфликтов. Долгие годы эта прекрасная кавказская страна не видела туристов. Но время идет, позарастали воронки от взрывов и шрамы в сердцах людей, отстраиваются курорты, развивается туристический сервис. Мы снова ездим в Гагру, в Сухум, Пицунду, на озеро Рица. И удивляемся тому, что видим – живописные пейзажи, древние крепости, красивейшие ботанические сады, монастыри и храмы, пещеры. Удивляемся, и понимаем, что ничего не знаем об этой маленькой стране, которую и страной то признали всего несколько государств в мире. Давайте вместе восполним этот пробел в знаниях и совершим небольшую экскурсию в историю Абхазии.

Древняя Абхазия

Начало истории Абхазии спрятано за туманом тысячелетий. Первые люди появились на ее плодородных землях 35 тысяч лет назад, в эпоху позднего палеолита. Хорошо изучены стоянки времен мезолита, возникшие в 12–7 тысячелетии до нашей эры. Люди обживали пещеры недалеко от рек, занимались рыболовством и собирательством. Об этом свидетельствуют рыбьи кости и костяные гарпуны, в большом количестве найденные вокруг их жилищ.

В VI– IV тысячелетиях до нашей эры, в период неолита, появляется посуда из глины . В это же время человек выходит из пещер и начинает строить жилища самостоятельно. Начинается развитие сельского хозяйства: обработка земли и одомашнивание диких животных. На границе IV–III веков до нашей эры жители Абхазии научились плавить метал – медь и бронзу. Спустя тысячелетие появилась дольменная культура. Ее следы – дольмены (каменные гробницы) – встречаются повсеместно на территории современной Абхазии. Наибольшая их концентрация отмечается в Гудаутском районе , в окрестностях села Отхара (здесь зафиксировано 15 дольменов весом от 60 до 110 тонн). В дольменах эпохи поздней бронзы исследователи находят наконечники копий, бронзовые топоры, керамику и всевозможные украшения.

Первые города

Первые крупные поселения-города появились в истории Абхазии в VIII веке до нашей эры, когда ее черноморское побережье начали осваивать греческие мореходы-колонисты. В VI–I веках до нашей эры они основали в тихих и удобных для мореплавания бухтах города Питиунт (ныне Пицунда), Гюэнос ( Очамчыра ), Триглит (Гагра), Диоскурию (Сухум) и другие. Эти города колонии быстро разрастались, превращаясь в культурно-исторические центры побережья Черного моря. В них процветала торговля, осуществлялся товарообмен, развивались ремесла.

Диоскуриада

Территория, на которой эллины основали Диоскуриаду, по-абхазски называлась Акуа . О древности названия говорят надписи «Акой» ( Акуа ) на монетах-статерах из золота, отчеканенных в I веке до нашей эры. Кроме того, расположенный недалеко от современного Сухума замок, названный исследователями начала прошлого века замком Баграта, назывался раньше замком Агуа (Акуа). В V-IV веках до нашей эры местное и греческое поселения на этой территории были связаны только экономическими интересами. Столетие спустя, в эпоху эллинизма, их жители взаимно интегрировались, и состав населения Диоскуриады стал смешанным, греко-абхазским.

В I веке нашей эры на берегах Черного моря появились и стали господствовать римляне. Это была эпоха императора Октавиана Августа. Она стала началом нового, римско-византийского периода истории Абхазии, продолжавшегося до VII века. В I веке Диаскуриада получила новое, римское название – Себастополис.

Раннее христианство в истории Абхазии

По церковным преданиям, в 55 году нашей эры на абхазскую землю пришли проповедовать свою веру апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, библейские ученики Христа. Для Симона Кананита Абхазия стала последним местом жительства – здесь он принял смерть в окрестностях реки Псырцха. Позже на месте его могилы воздвигли храм в его имя, а грот, в котором Святой провел последние дни, стал одной из самых почитаемых религиозных святынь Абхазии .

Убийство апостола Симона Кананита не остановило распространение новой веры на Кавказе. Христианство проникало сюда с римскими солдатами, гарнизоны которых стояли в Зигнисе (сегодня – село Гудава, Очамчырский район), Себастополисе и Питиунте . К началу IV века в Питиунте возникла самая древняя кавказская община христиан. Епископ Питиунта Стратофил в 325 году представлял ее в Никее на 1-м Вселенском соборе.

Византийский период

В первые годы VI века Абхазия оказалась в подчинении у Византийской империи. В этот период истории Абхазии мисимиане, абазгии-апсилы образовали союз племен, а в общественных отношениях начал зарождаться феодализм. Развитию этих процессов способствовало принятое в 548 году христианство. В VII веке Апсилия, Мисиминия и Абасгия все еще находились в зависимости от Византии, являясь одной из ее провинций. В начале VII века было возведено крупнейшее фортификационное сооружение на кавказском Причерноморье – Анакопийская крепость.

Анакопийское сражение

В конце VII века Западное Закавказье столкнулось с новым врагом – на его берега вторглись арабы. Они стремительно прошли до Апсилии и остановились в ней, разместив свои гарнизоны. В 738 году арабские войска, возглавляемые Мерваном Кру , вторглись в Закавказье, разрушили Сухум и дошли до Анакопии (современный Новый Афон). Город обороняли две тысячи абасгов и тысяча картлийцев, сбежавших сюда вместе с царями Арчилом и Миром. Правителя абасгов Леона I в рядах защитников не было: он отправился к аланам за помощью.

По слова летописцев, арабское войско представляло собой « темную тучу комаров и саранчи » – оно в несколько раз превосходило количество защитников Анакопии. Однако неравенство это компенсировалось мощными стенами Анакопийской крепости . Ее южная сторона имела длину 450 м и была оборудована 7 башнями, находящимися друг от друга на расстоянии 30-50 м. С башен и стен защитники города засыпали неприятеля стрелами и камнями из катапульт и других метательных орудий. За многоярусной круглой башней на углу скрывались ворота с тщательно обороняемыми подходами. Через калитки, которые находились между башнями, анакопийцы совершали вылазки во вражеский стан.

Кровопролитной битве в тот год было не суждено случиться: на «армию сарацинов» напала холера, и большинство арабов погибло от этой болезни. Защитники же Анакопии стойко выдерживали осаду, и Мервану пришлось увести свои войска ни с чем.

Абхазское царство

К концу VIII века на территории современной Абхазии образовалось государство раннефеодального типа – Абхазское царство. В нем жили абхазские, адыгейские и грузинские племена. Его границы простирались от Сурамского перевала до современного Туапсе. Образованию Абхазского царства способствовало ослабление греческих и византийских позиций на Кавказе . Этим воспользовался князь Абхазии Леон , внук хазарского царя. Отрекшись «от греков», он назвал себя абхазским царем Леоном II, а возглавляемое им царство сразу же получило «международное признание». Новый царь перенес столицу царства из Анакопии в Кутаиси.

Абхазское царство просуществовало около 200 лет. В эти годы бурно развивались культура и экономика Абхазии, возводились храмы, дворцы, архитектурные ансамбли. Упадок начался после смерти царя Феодосия Слепого , не имевшего детей. Абхазия оказалась в составе грузинского государства, пока в XIII веке не начался его распад на отдельные княжества.

И снова «римляне»: итальянцы в Абхазии

Во второй половине XIII века на берегах Абхазии снова зазвучал итальянский язык: в ее прибрежных водах появился торговый флот генуэзцев. Фактории генуэзцев – торговые поселения, стали возникать повсюду: Пецонда (Пицунда), Какари (Гагра), Никоффа (Новый Афон), Каво ди Буксо (Гудаута), Сан-Себастьян или Севастополис (Сухуми), Сан-Томмазо (Тамыш), Каво Зизибар (около современной Адзюбжи). Центром всех поселений генуэзцев был Севастополис. В нем находилась резиденция главы всех поселений генуэзцев на Кавказе. Основным занятием итальянцев была торговля шелком. Через Абхазию шли три ответвления знаменитого Великого шелкового пути, соединявшего Золотую Орду с Генуей.

Абхазское княжество и Османская империя

XV век, вторая половина. У берегов Абхазии появился турецкий флот. Генуэзцы спешно покидают черноморское побережье. К этому времени внутри страны идут сложные политические баталии: представители абхазского рода Чачба ( Шеваршидзе ), бывшие в то время владетелями Абхазии, изо всех сил старались освободиться зависимости от мегрельских царей. Уже 30 лет длилась междоусобная война между феодалами обоих княжеств. Завершилась она установлением границы между картвелами и абхазами по реке Ингур, которая сохраняется и поныне.

В начале XVII века турки осадили с моря Севастополис . Абхазы были вынуждены платить дань. В 1634 году турецкий десант, высадившийся у Кондорского мыса , разграбил и опустошил прилегающую к морю территорию. Местных феодалов турки также обложили данью. В 1724 году на берегу у Севастополиса турки построили крепость, которую назвали Сухум-кале. Город стал называться так же. Турецкое иго оказало влияние не только на экономическую и политическую жизнь страны, но и на религию: с турками в Абхазию проник и начал распространяться ислам.

В конце XVIII века абхазский владетель Келашбей Чачба сумел укрепить государство. С помощью собственного флота Абхазия начала контролировать побережье Черного моря от Батума до Анапы.

Абхазия и Российская империя

В XIX веке Турция и Россия воевали, пытаясь вырвать друг у друга территории вдоль Черного моря. В середине лета 1810 года российская эскадра захватила крепость Сухум-кале. Абхазия была присоединена к Российской империи (за исключением нескольких вольных поселений в горах). 1810 год считается годом начала покровительства России над Абхазией. В этом же году около 5 тысяч абхазов переселились в Турцию – это была первая волна переселений XIX века.

Отличительной чертой Абхазского княжества стало то, что оно, в отличие от соседней Грузии, не потеряло в результате присоединения к России своей самостоятельности. С 1810 по 1864 год княжество имело автономное управление в составе Российской империи и просуществовало на Кавказе дольше других.

С июня 1864 года упраздненное Абхазское княжество было переименовано в Сухумский военный отдел Российской империи. Накануне ликвидации княжества князь Михаил Романов, бывший наместником на Кавказе, представил императору план колонизации кавказского берега Черного моря. Александр II этот план одобрил (предлагалось заселение территории от Ингура до устья Кубани казачьими станицами). В это время Абхазию покинули 45 тысяч убыхов и 20 тысяч садзов, переселившихся в Турцию.

Восстание и махаджирство

В 1866 году в Абхазии вспыхнуло восстание, волна которого прокатилась от села Лыхны до Сухума. Причиной возмущения стала подготовка к российских властей к проведению крестьянской реформы. Чиновники упустили из виду тот факт, что, в отличие от Грузии, в Абхазии не было крепостнических отношений. После подавления восстания в Абхазии начались репрессии, прошло безоговорочное разоружение народа (были отняты даже кинжалы). Участники восстания оказались сосланными на Крайний Север и в Сибирь. Летом 1867 года еще 20 тысяч абхазов стали махаджирами – переселенцами в Турцию.

Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов абхазы выступили на стороне турок. По окончании войны это повлекло массовые политические репрессии. Абхазы были признаны «виновным» населением, и их поголовно стали отправлять на каторгу или в ссылки в глухие российские губернии. В 1877 году махаджирство достигло пика – страну покинули еще около 50 тысяч абхазов. Ее поселки города практически опустели. Чтобы как-то решить проблему, Абхазию стали заселять другими народами, в первую очередь грузинами (мегрелами), а также греками, русскими, армянами, эстонцами, болгарами, немцами. К концу XIX века абхазы составляли всего 55% от общего числа жителей страны.

Роль советской власти в истории Абхазии

Во второй половине позапрошлого века Абхазия находилась между демократическими общинами вольных горцев Кавказа и грузинской феодальной системой. Однако в ее общественном устройстве явно просматривалась духовная связь с черкесско-убыхским сообществом.

Когда Российская империя распалась, Абхазия оказалась в составе Союза объединенных горцев Кавказа и в Юго-Восточном Союзе. В ноябре 1917 года прошел съезд абхазского народа, на котором был избран первый парламент – Народный Совет Абхазии, принявший Декларацию и Конституцию абхазского народа. В марте 1921 года большевики объявили Абхазию Советской Социалистической республикой и установили в ней советскую власть. В феврале 1931 года в Тбилиси прошел VI Всегрузинский съезд, принявший решение о преобразовании Советской Социалистической республики Абхазии в автономную республику, входящую в состав Грузинской ССР.

Национально-освободительное движение

Перед самым распадом Советского Союза во многих союзных республиках начало активироваться национально-освободительное движение. Абхазия также начала борьбу за повышение собственного административного статуса. Грузинский парламент принципиально начал принимать решения и постановления в одностороннем порядке (1989 – 1990 года), игнорируя межгосударственный характер отношений Грузии и Абхазии, явно поддерживая курс на упразднение абхазской государственности. Для преодоления правовой неурегулированности между странами, в июле 1992 года Верховный Совет Абхазии своим решением восстановил на территории республики действие Конституции 1925 года и принял новые Флаг и Герб Республики Абхазия.

Грузино-Абхазская война 1992-1993 года

Беда случилась 14 августа 1992 года. Грузия, только что вступившая в ООН, начала войну против Абхазии. Ее войска при поддержке бронетехники, авиации и артиллерии вторглись на территорию Абхазии и оккупировали ее.

Началось истребление местных жителей и культурный геноцид: уничтожались памятники культуры и истории, ценные документы, редчайшие рукописи и книги… 30 сентября 1993 года Абхазия была освобождена. За свободу и независимость страны отдали жизни около 3 тысяч человек.

Абхазия сегодня

В ноябре 1994 года парламентом Абхазии была принята новая Конституция страны. Был избран первый президент – В.Г. Ардзинба . С того времени по осень 1999 года Абхазия находилась в информационной, экономической и политической блокаде .

Тем не менее, у нее нашлись средства и силы для преодоления сложностей послевоенного периода, возрождения культуры, науки, экономики, образования и курортной сферы. В октябре 1999 года на общенародном референдуме абхазы проголосовали за независимость страны, закрепив это в соответствующем государственном акте. В 2008 году независимость Абхазии признала Россия, Венесуэла и Никарагуа, в 2009 году – Науру, в 2011 году – Тувалу и Вануату.

Вот такая она, история Абхазии: древняя, гордая и грустная. От всей души хочется верить, что народ этой небольшой горной страны, снова находящейся на этапе становления, обретет настоящую свободу, признание и спокойную жизнь. Путешествуя по Абхазии, постоянно встречаешься с гостеприимными и веселыми людьми, красивыми местами и зданиями, погибшими во время «последней» войны. И радостно видеть, что с каждым годом таких зданий, «свидетелей 90-х», становится все меньше: над ними появляются новые крыши, в оконных проемах – новые окна, а в этих окнах по вечерам зажигается мирный свет. И тогда понимаешь: история Абхазии продолжается!

Дородовая община

Первобытно-общинный строй

На территории Абхазии.

Дородовая община.

Абхазия – один из древнейших очагов цивилизации. Эту территорию населяли древнейшие люди, о чем свидетельствует здесь наличие значительного числа памятников ранней человеческой культуры. Изучение древнейших памятников Абхазии показало, что они проявляют определенные генетические связи с палеолитической культурой Малой и Передней Азии.

Палеолит ( ок. 400- 4 тыс. до н.э. ). Палеолит или каменный век, делится: на ранний или нижний, средний, верхний палеолит. Он завершается эпохой неолита.

Нижний палеолит ( 400- 100 тыс. лет назад) – это время становления человека из животного мира. В науке этот процесс получил название антропогенеза ( от греч антропо-человек, генезис – происхождение). Первые представители человеческого рода стали проникать в Западное Закавказье приблизительно 400-300 тысяч лет назад со стороны Малой Азии, через возвышенности, окаймлявшие море, которое занимало тогда нынешнюю Колхидскую низменность. Уровень Черного моря превышал современный, примерно на 60 метров. Заселялись архантропы (греч. «древние люди»), из числа которых впоследствии пришли неандертальцы ( от названия долины Неондерталь в Германии, где впервые были обнаружены скелетные остатки).

Памятники нижнего палеолита Абхазии относятся к так называемому ашельскому времени (400-100 тыс. лет назад, от названия французского местечка Сент-Ашель, где найдены соответствующие формы орудия).

Первые люди селились вблизи родников и по берегам ручьев в местах изобилия растительной пищи, где могли ловить рыбу и находить пропитание для выживания. Ведущей формой хозяйства били охота, и охотничий образ жизни определял весь быт первобытного человека. Наряду с охотой важное место в его жизни занимало собирательство.

Из всех палеолитических местонахождений Абхазии (близ Гагры. Нового Афона, Апианча, с.Отап, г. Галл) наиболее крупным и интересным является Яштухское. Эта стоянка первобытного человека- одна из древнейших и крупнейших во всем постсоветском пространстве, ее площадь составляет 80 га. Древние люди здесь, на склоне гор, вели охоту на туров и мелкую дичь. На берегах мелководных озер они били плавающих животных, подкарауливали зубров, диких коз и олнней, спускавшихся к водопою.

Яштуха была богата кремневыми платами, которые давали сырье первобытному человеку для изготовления им орудий труда.

Средний палеолит (100-35 тыс лет назад). Культура данной эпохи получила название мустьерской (от названия пещеры Ле-Мустье во Франции). На территории Абхазии сегодня известно свыше 100 пунктов находок мустьерских орудий. Мустьерцы в основном питались мясом пещерного и лесного зверя. Они перестали далеко уходить от стоянок, занимаясь поддержанием огня, копчением мяса, сбором и обработкой растительной пищи, изготовлением одежды. Так возникают стойбища людей, которые долго остаются на одном месте. Создаются предпосылки для формирования групп общин, связанных единством территории, хозяйства и культуры.

Важнейшими мустьерскими местонахождениями Абхазии являются: с. Лечкоп, пос. Келасур, г. Очамчира, с. Ачгуара. Кроме того ,памятники эпохи мустье найдены в Калдахуара, Лыхны, Гудаута, Эшера и др. местах.

2. Родовая община: возникновение и расцвет.

Верхний палеолит (35-12 тыс. лет до н.э.). В эту эпоху Абхазия была заселена кроманьонцами (от названия пещеры Кро-Маньон во Франции, где впервые были обнаружены их костные остатки). По физическому облику эти люди почти не отличались от современных. Именно в этот период начинает складываться родовой строй в его первичной (матриархальной) форме, возникают примитивные племенные общины.

Верхний палеолит – это время превращения человека умелого (хомо хабилис) в человека разумного (хомо сапиенс). Люди научились обрабатывать камень и кость. Это время ученые иногда называют «костным веком».

Сегодня на территории Абхазии известно свыше 100 пунктов, находок орудий труда верхнепалеолитической эпохи, и мезолитической (от греч «мезос»- между и «литос» – камень), как переходный к следующему этапу , развития человечества. Последняя датируется 12-7 тыс. лет до н.э.. Некоторые ученые рассматривают мезолит как завершающую стадию верхнего палеолита, другие относят его к неолиту.

В период позднего палеолита на смену первобытному стаду приходит более высокая организация общества – родовая община.

РОДОВАЯ ОБЩИНА – это объединение людей одного рода, имеющих коллективную собственность и ведущих хозяйство на основе возрастного и полового разделения труда при отсутствии эксплуатации.

Ко времени завершения палеолита следует отнести установление экзогамии (от греч. «экзо» – вне и «гамос» – брак), т.е. запрета браков в пределах одной родственной группы. Семья группировалась вокруг женщины матери, хранительницы кровного родства, огня и традиций. Именно тогда стали изготовляться первые украшения, кроилась одежда из кожи и меха, появились лук и стрелы, гарпуны для охоты на рыбу.

На территории Абхазии известны жилища общин на окраине Сухума, в окрестностях Цебельды (Хуапынипшахва, т.е. Холодный грот, Апианча). Древние люди около 20 тыс. лет назад освоили под жилье площадку перед гротом и нишу грота. В глубине ниши найдены остатки древних людей и предметы охотничьего промысла, костяные гарпуны, обсидиан (орудия из вулканического стекла).

НЕОЛИТ (7-5 тыс.до н.э. ) – от греч. «неос» – новый и «литос» – камень – время перехода от присваивающего хозяйства к производящему, хотя присвоение продолжало играть большую роль.

В жизни первобытного общества произошли коренные изменения: возникает земледелие, скотоводство, гончарное производство и др. Это – период расцвета родового матриархального строя.

На территории Абхазии известны до 20 пунктов находок неолитического времени.

ПОСЕЛЕНИЕ КИСТРИК наиболее полно раскрывает картину жизни неолитического селища. Река Кистрик расположена западнее Гудауты, вблизи берега моря. Местность поселения занимала около 4 гектаров . Здесь были обнаружены топоры и долота, заготовки камня.

Население Кистрика добывало себе пищу с помощью рыбного промысла. В устье реки входил для нереста лосось. Кистрикцы также обрабатывали землю, шили одежду, изготовляли керамическую посуду простейших форм.

В период неолита, как полагают ученые, было положено начало хозяйственного разделения родовых общин: в прибрежной зоне в основном занимались земледелием и рыболовством, а в горной полосе – скотоводством и охотой.

К 5-4 тыс. до н.э. происходит относительно быстрое разложение матриархально-родового строя и постепенное утверждение патриархата.

3. Разложение первобытнообщинного строя в Абхазии.

Начало разложения первобытнообщинного строя и постепенное утверждение патриархата в Абхазии совпадает с эпохой энеолита, то есть медно-каменного века. Этот переходный этап в Абхазии длился недолго – с 5 по 4 тыс. до н.э. , со времени изготовления медных изделий до изобретения горячего литья меди и бронзы.

Широко известным на сегодня памятником энеолитической эпохи в Абхазии является ОЧАМЧИРСКОЕ СЕЛИЩЕ (3 тыс. до н.э.). Селище расположено в 5 км. к северу от Очамчира. Здесь найдены разнообразные каменные орудия: резаки, стамески, рубанки, скребки, топоры, зернотерки, мотыга из длинной и узкой галки и др. Значительное развитие получило гончарное производство, о чем свидетельствует наличие на месте стоянки горшков, кувшин, крупных сосудов, глубоких мисок и др.

Основными формами хозяйствования на Очамчирском селище являлись земледелие и скотоводство. Земледельческие орудия труда совершенствовались, сфера их применения расширялась. Человек той эпохи уже мог бороться с зарослями девственного леса, расчищая топором более удобные места для посева хлебов. В хозяйстве увеличилось поголовье скота, что подтверждается находками в культурном слое стоянки многочисленных костей принадлежавшими в основном, крупному рогатому скоту. Население Очамчирской стоянки занимались охотой, в основном на дикую козу и оленя.

Важное место в хозяйстве обитателей Очамчирского селища занимало рыболовство. Очень часто в материалах стоянки грузила для сетей. Среди костных остатков селища присутствовали кости дельфина.

Обитатели селища занимались ткачеством, на что указывает небольшие грузила из гальки, также найденное здесь одно прясло с отверстием. Жилище Очамчирских аборигенов походило на шалаши, типа апацхи. Ближайшие родственные семьи составляли фамильный союз, т.е. патронимию, которые объединялись в патриархальный род.

Патриархальное общество на территории Абхазии охватило весь бронзовый век и начало железного века (3 – начало 1 тыс. до н.э.).

Бронзовый век, в свою очередь делится на три периода – ранний, средний и поздний. Ранняя ступень бронзового века начинается с появлением металлургии. Абхазия – один из древнейших очагов бронзовой металлургии Кавказа. С 3 тыс. по 8 век до н.э. в верховьях реки Бзыбь, в местечке Башкапсары добывалась и обрабатывалась медь. Археологами выявлено здесь тринадцать объектов добывания металла.

Памятники раннего бронзового века на территории Абхазии были обнаружены в дольменах (от бретонского дол – стол, и мен – камень) – древние каменные сооружения в виде большого каменного ящика, накрытого плоской плитой. Первые дольмены на территории Абхазии были найдены в Сухумском районе, близ с. Азанта. Затем они были обнаружен в селах Эшера, Ачандара, Атхара, позднее в Псху. Общее число дольменов в Абхазии достигает 60. Следует отметить, что из всех известных на Кавказе дольменов самыми древними считаются абхазские.

Труд мужчин стал основным, получило развитие металлургия. Была создана довольно сложная техника литья меди. Все эти экономические моменты окончательно привели к установлению патриархальной стадии в развитии первобытнообщинного строя.

Библиотека: книги по архитектуре и строительству | Totalarch

Вы здесь

В мире архитектурных памятников Абхазии (Дороги к прекрасному). Воронов Ю.Н. 1978

В мире архитектурных памятников Абхазии
Серия «Дороги к прекрасному»
Воронов Ю.Н.
Искусство. Москва. 1978
176 страниц

С помощью этой книги читатель совершит увлекательное путешествие по Абхазии и узнает много нового об архитектурных памятниках античности, средних веков, нового и новейшего времени, расположенных на ее территории.

1. Пути развития абхазской архитектуры
Дольмены и кромлехи — Памятники античного времени — Архитектура эпохи Абхазского царства — Памятники развитого и позднего средневековья — Архитектура XIX—XX столетий

2. Сухуми и его окрестности
Диоскурия — Сухумская крепость — Замок Баграта — Беслетский мост — Келасурский монастырь — Каманский храм — Старый Сухум — Памятники Нижней Эшеры — Дольмены — Крепость Уаз-абаа — Эшерский храм

3. По Северо-западной Абхазии
Анакопийская крепость — Храм Симона Кананита — Псырцхинская башня — Ново-Афонский монастырь — Памятники Анухвы — Памятники села Абгархук — Памятники Лыхны — Село Дурипш — Храм Айлага-абыку — Мюссерский храм — Мчиштинский скальный замок — Калдахварская крепость — Бзыбский архитектурный комплекс — Крепость Хасанта-абаа — Храмы села Алахадзы — Памятники Пицунды — Гагрская крепость — Гагрский храм — Гантиадская базилика — Хашупская крепость

4. По Юго-восточной Абхазии
Келасурская (Великая Абхазская) стена — Драндский собор — Храм Мармал-абаа — Кодорская крепость — Памятники горы Пскал — Крепость Сатамашо — Гиенос — Илорский храм — Ткварчельская крепость — Комплекс памятников Нарчхоу — Лашкиндарский храм — Бедийский собор — Памятники села Чхортоли — Царчейская крепость — Крепость Сатанжо — Башня Оцарце — Крепость Нацмер — Храм Ацкар — Крепость Скайсук

5. По Военно-сухумской дороге
Памятники села Мерхеули — Герзеульская крепость — Пацхирская крепость — Крепость Шапка — Вороновский храм — Памятники села Полтавского — Руины Цибилиума — Крепость Ахыста — Азантские дольмены — Крепость на горе Бат — Холодный Грот — Амзарский храм — «Дворец князей Маршания» — Латская крепость — Верхнелатский храм — Чхалтинская крепость — Памятники села Сакен — Клычская крепость

6. По высокогорной Абхазии
Легенда об ацанах — Споры ученых — Ацангуары хребта Аибга — Ацангуары у озера Мзи — Ацангуары на горе Рихва — Крепость в Псху — Средневековый жертвенник на горе Напра

Вместо заключения
Список литературы

От автора

Владимиру Сергеевичу Орелкину — Человеку, художнику, исследователю — посвящается.

Поистине прекрасна природа Абхазии! Песчаные пляжи, тенистые ущелья, бурные реки, многочисленные озера и водопады, щедрое солнце и живительный воздух, неустанно переносимый ветрами с моря в горы и обратно. Узкая равнинная полоса побережья обрамлена холмистыми предгорьями с перелесками, садами и пашнями. За ними встают заросшие дубом и буком известковые массивы Гагрского, Бзыбского, Абхазского и Кодорского хребтов. Еще дальше поднимаются оледенелые зубцы Главного Кавказского хребта, задерживающего доступ холодным ветрам с севера.

И всюду, будь то вершина горы или узкое ущелье, поверхность прибрежной террасы или альпийский луг, наблюдательный глаз может заметить следы древних поселений, замшелые руины крепостей, храмов и дворцов. Богата природа Абхазии, но не меньший интерес представляют ее памятники культуры.

Коренное население Абхазии — абхазы, народ с древней самобытной культурой, корни которой теряются в глубине тысячелетий. На территории Абхазии известны многие сотни памятников различных эпох. Само расположение страны способствовало тому, что в этот дальний северо-западный угол Закавказья издавна докатывались волны разнообразных культурных влияний из более южных районов Закавказья, Малой Азии, Переднего Востока, Средиземноморья. Доносились сюда и отголоски культурных событий, происходивших к северу от Кавказского хребта и на бескрайних степях Северного Причерноморья и Прикаспия. Все это нашло свое отражение в местной материальной культуре, в древнем оружии, украшениях, утвари, в архитектуре.

Книга эта посвящена памятникам древней и средневековой архитектуры на территории Абхазской Автономной Советской Социалистической Республики — памятникам, представляющим собой большой вклад предков абхазов и других проживавших здесь народов в общую сокровищницу мировой материальной и духовной культуры.

Многие памятники — храмы, крепости, дворцы, жилые и хозяйственные постройки — расположены вблизи дорог и крупных населенных пунктов и потому легко доступны, к другим ведут извилистые тропы через заросли и горы. Но осмотр большинства этих сооружений не потребует значительных усилий — была бы страсть к путешествиям да искренний интерес к познанию края. Наши «дороги к прекрасному» помогут вам лучше разобраться в значении того или иного памятника в истории края; дороги эти не сложны и сводятся к трем уже традиционным маршрутам, каждый из которых начинается в столице республики — городе Сухуми. Путешествуйте, смотрите, любуйтесь, запоминайте.

Пути развития абхазской архитектуры

Вся эта страна изобилует развалинами. А. Берже

Климат Абхазии никогда не способствовал сохранению деревянных конструкций, хотя именно дерево здесь широко использовалось в архитектуре с самых древних времен. При раскопках древних поселений археологи находят следы прямоугольных или округлых в плане жилищ. Дерево сохраняло свое значение в жилищном и хозяйственном строительстве Абхазии вплоть до начала текущего столетия. Однако реальных данных об облике деревянной архитектуры до XIX века, кроме отдельных этнографических наблюдений, почти не сохранилось. Иное дело сооружения из камня.

Если исключить неопределенные и примитивные каменные заграждения, появившиеся здесь еще в каменном веке, то древнейшими архитектурными памятниками Абхазии могут считаться дольмены (от кельтского tol-men — каменный стол) — монументальные гробницы, строившиеся в эпоху средней бронзы (конец III — II тысячелетие до н. э.). На Западном Кавказе известно более двух тысяч дольменов, из них около восьмидесяти находится на территории Абхазии. Среди них выделяются плиточные и корытообразные гробницы (в Эшере, Азанте, Отхаре, Михельрипше и др.). Плиточные гробницы сооружались обычно из шести известняковых или песчаниковых плит, четыре из которых образовывали стены гробницы, а остальные — крышу и пол. Обычно в передней стене высекалось отверстие, через которое человеческие останки вносились внутрь для захоронения. Отверстие затыкалось массивной каменной «пробкой».

В Абхазии известны и кромлехи (от кельтского cromlech — круглое место) — другой вид мегалитических памятников, связанных с культом предков. Это ряды крупных камней, сложенных в концентрические круги, между которыми производились захоронения отдельных костей и вещей умерших. Расцвет монументальной архитектуры на территории Абхазии начинается в эпоху греческой колонизации побережья, когда здесь, первоначально в греческих поселениях, появляются каменные жилые и культовые здания и оборонительные линии. Стены этих сооружений возводились из ломаного камня насухо или с применением глинистого раствора. В отдельных случаях здания облицовывались крупными, хорошо обработанными известняковыми блоками. В конце I тысячелетия до н. э. здесь появились здания, украшенные колоннами (Эшерское городище). В это же время и местное население начало строить укрепления, стены которых возводились «циклопической» кладкой из больших необработанных плит, сложенных насухо (Пацхирская крепость). Деревянные дома в греческих и местных поселениях в последних веках до н. э. покрывались черепицей.

В позднеантичный период (I — VI вв. н. э.) на побережье Абхазии римлянами и византийцами возводится ряд крепостей — кастелл с мощными каменными стенами на известковом растворе (Себастополис, Питиунт и др.). В кладке этих стен использовались как валуны, так и тесаные блоки и кирпич. Стены укреплялись башнями и контрфорсами. На защищенном стенами пространстве размещались воинские казармы, бани, склады, а в более позднее время — раннехристианские храмы.

Контакты с Римом и Византией дали мощный толчок развитию местного оборонительного зодчества. В IV — VI веках в наиболее важных стратегических пунктах и в крупных поселениях появляются огромные крепости-городища (Цибилиум, Шапка, Ахыста, Тцахар, Трахея и др.). Стены крепостей возводились из хорошо обработанных известняковых квадров панцирной кладкой на прочнейшем известковом растворе. Стены укреплялись башнями с бойницами, дозорными площадками и кладовыми. Крепостные ворота имели каменные арки и перекрытия, были снабжены засовными устройствами и подъемными лестницами. На территории крепостей строились деревянные и изредка каменные жилые и хозяйственные здания.

Высокого уровня достигла местная архитектура в раннем средневековье, в эпоху Абхазского царства (VIII — X вв.). Эта эпоха представлена множеством крепостей и храмов, среди которых есть поистине выдающиеся произведения архитектуры. Высокое качество строительных работ способствовало тому, что большинство этих сооружений дошло до нас в прекрасном состоянии.

На территории Абхазии выделяются четыре типа раннесредневековых укреплений — городища, крепости, замки и небольшие ограды. Городища формировались на основе значительных (более 0,5 га) поселений, позже обраставших оборонительными стенами; в этих поселениях сохранились остатки жилых и культовых зданий. Крепости (обычно площадью 0,1 — 0,5 га) возникали на стратегически выгодных возвышенностях, на заселенных или на обжитых прежде местах. Замки возводились на особо выдающихся вершинах вблизи поселений и представляли собой обычно башню с оградой, охватывавшей 200—500 квадратных метров. Ограды-укрытия строились вблизи поселений и вдоль важных путей. По конструктивным особенностям к оградам можно отнести отчасти и ацангуары — пастушеские жилые и хозяйственные сооружения того же времени в высокогорной зоне.

Планировка укреплений раннесредневековой Абхазии была тесно связана с условиями местности: стены следуют ее извивам, используя и дополняя ее выгодные в стратегическом отношении возможности. Изредка отмечаются попытки выправить изъяны местности: через глубокие трещины перебрасывались каменные арки для спрямления линии стен и т. д. При сооружении стен почва снималась до скалы, в которой на склонах высекалась ступень, служившая опорой для фундамента. Стены возводились узкими ярусами до высоты в 5 — 6 метров и изредка венчались зубцами, заслонявшими боевую дорожку, на которою защитники поднимались по выступавшим из стен каменным лестницам.

Стены укреплений в приморской зоне и в горах вдоль важнейших стратегических дорог возводились с помощью панцирной кладки из тесаных блоков с частичным соблюдением. рядов, с забутовкой из ломаного камня на растворе с крупнозернистой примесью речного или морского песка и гравия. В отдельных случаях в кладке стен отмечено использование многорядных поясов кирпича либо отдельных его включений. В горной зоне, где добыча и доставка извести была затруднена, а укрепления носили второстепенный характер, применялась нерегулярная облицовочная циклопическая кладка насухо.

Стены городищ и крепостей укреплялись выступающими, как правило, наружу башнями и контрфорсами. В тех местах, где наступавшим легко было подвести стенобитные орудия, башни возводились полукруглыми в плане, а на труднодоступных участках они имели прямоугольный план.

Крепостные башни обычно делались многоярусными, в 2—4 этажа. Межэтажные перекрытия были деревянными и каменными сводчатыми, с опорой на столб или без него. Нижний этаж часто заполнялся бутом, наращивавшим естественную возвышенность. На второй этаж обычно попадали по приставной лестнице или с боевой дорожки на стене. Этажи в башнях сообщались между собой с помощью люков и деревянных лестниц. Стены башен снабжались смотровыми окнами и бойницами. Верхняя боевая и смотровая площадка окружалась по краю каменными зубцами. Башни в замках обычно располагались внутри пространства, огражденного стеной, лишь соприкасаясь с ней, или ставились совершенно обособленно. Башни постепенно утрачивают функциональность внутреннего пространства, принимая колодцеобразную форму, а контрфорсы в некоторых укреплениях представляют собой небольшие выступающие за линию стены полукруглые башни, заполненные бутом и имеющие сверху боевую площадку с зубцами.

Особое значение придавалось воротам, которые на городищах и в крепостях часто отличались большими размерами, имели каменный порог, арочное перекрытие, массивное полотно и бревенчатый запор. В других случаях, особенно в замках, вход в целях безопасности располагался в стене высоко над землей. Внутрь укрепления в этом случае можно было попасть только по переносной или подъемной деревянной лестнице. Иногда каменная лестница встраивалась в стену снаружи. Башни и контрфорсы в районе ворот обычно располагались с таким расчетом, чтобы нападающие находились под обстрелом с правой, не защищенной щитом стороны.

В практике зодчих раннесредневековой Абхазии использовались и другие виды оборонительных сооружений, в первую очередь рвы и валы, располагавшиеся перед воротами поперек перешейков, соединявших территорию укрепления с близлежащей местностью. В отдельных случаях система рвов и валов достигала значительных размеров (Клыч, Сатанжо и др.). Переход через рвы осуществлялся, по-видимому, с помощью подъемных деревянных мостков.

Первые христианские храмы в Абхазии строятся еще в начале IV века внутри римско-византийских укреплений (Питиунт). Начиная с середины VI века храмы появляются и вне их (Алахадзы, Дранда и др.) — местное население постепенно начинает вовлекаться в круг христианской идеологии.

В развитии храмового зодчества Абхазии раннесредневекового периода довольно четко выделяются 2 этапа. В VI—VII веках здесь строились преимущественно базилики с деревянными перекрытиями. Происходившие в этот период искания в области создания центрических композиций на базиликальной основе привели к тому, что со второй половины VIII века и вплоть до середины X века здесь строили преимущественно большие купольные храмы (Пицунда, Бзыбь, Лыхны, Моква и др.), в то время как некоторые более ранние базилики подвергались основательной переделке.

Характерной чертой раннесредневековых абхазских храмов являются алтарные апсиды, выступающие в восточной части здания. Преобладали трехапсидные варианты, хотя встречаются памятники с одной или двумя апсидами. Снаружи в большинстве случаев эти апсиды были пятигранные, хотя в VI — X веках граненые центральные апсиды сочетались и с полукруглыми боковыми. Наиболее поздним и наиболее выдающимся памятником раннесредневековой храмовой архитектуры Абхазии является знаменитый Моквский собор, построенный в 40— 50-х годах X века.

Влияние византийской архитектуры на раннесредневековое монументальное зодчество Абхазии проявлялось и в планировке, и в конструкциях, и даже в растворах, использовавшихся при возведении стен. Но не только зодчество, но и другие стороны жизни края (хозяйство, торговые связи, быт и т. д.) убеждают в том, что территория раннесредневековой Абхазии была неотъемлемой, хотя и периферийной частью византийского культурного мира.

В период перехода от раннего к развитому средневековью Абхазское царство постепенно перерождается в общегрузинское феодальное государство, окончательное оформление которого падает на последнюю четверть X века. Это оказало решающее влияние на изменение облика монументальных сооружений Абхазии и в первую очередь храмов — наряду с другими изменениями они утрачивают и византийскую гранность апсиды, которая приобретает прямоугольный наружный план в соответствии с традициями восточно-грузинской храмовой архитектуры. Первым и наиболее ярким памятником нового стиля является Ведийский собор.

Перемещение центра государственности и культуры далеко на восток и превращение территории современной Абхазии в провинцию Грузинского царства нашло свое отражение и в абхазской архитектуре XI—XIII веков. В этот период здесь строится множество небольших зальных церквей и создаются значительные монастырские комплексы.

В XIV веке в развитии местной архитектуры наблюдается определенный подъем. На побережье появляются генуэзские фактории с оборонительными сооружениями и жилыми и хозяйственными зданиями. Местное население также усиливает внимание к строительству оборонных сооружений для защиты развивавшихся торговых и ремесленных центров и феодальных поместий. Расширяется значение и власть монастырей. Строятся небольшие храмы, старые церкви обрастают новыми пристройками, в них обновляются или делаются заново росписи. Сохраняя преимущественно общегрузинский облик, местная архитектура снова испытывает византийское и западноевропейское (итальянское) влияние.

В результате междоусобных феодальных войн, происходивших на территории Абхазии в XVII веке, возникает крупнейшее оборонительное сооружение Кавказа — Келасурская, или Великая Абхазская, стена. Вместе с тем результатом тех же войн было полное разорение монастырей и храмов, запустение крепостей и башен. Турки, обосновавшиеся на побережье достаточно прочно лишь в XVIII веке, перестроили Сухумскую крепость, а также возвели несколько деревянных мечетей, следов которых теперь не сохранилось.

В первой половине XIX века на побережье и вдоль перевальных путей появляются русские укрепления. Во второй половине XIX — начале XX столетия на территории Абхазии складываются центры ряда городов (Гагра, Гудаута, Сухуми, Очамчира), архитектура которых носит европейский облик с некоторой примесью восточных элементов в оформлении. Строятся небольшие церкви, возникает комплекс сооружений Ново-Афонского монастыря, возводятся здания санатория в Гульрипше, дачи и помещичьи усадьбы.

Расцвета достигает монументальная архитектура в Абхазии в годы Советской власти. Ее характеризуют жилые и административные здания, пансионаты, санатории, дома отдыха и турбазы, театры и гостиницы, рестораны и дорожные павильоны, вокзалы и магазины. Изменения коснулись и сельской местности — большинство колхозников, покинув деревянные дома, переселилось в новые каменные здания, построенные по индивидуальным проектам. В оформлении зданий и других сооружений как в городах, так и на селе широко применяются национальные сюжеты и мотивы, восходящие часто к средневековью и придающие многим, постройкам самобытность и эстетическую притягательность.

Архитектура Абхазии прошла длительный путь развития, были здесь периоды расцвета и эпохи упадка, но до нас дошли десятки выдающихся архитектурных памятников — памятников античных и средневековых, нового и новейшего времени.

Архитектура и изобразительное искусство в Абхазии с древнейших времен до 1970-х годов

В Абхазии сохранились дольмены эпохи бронзы (2-я половина III-го – начало II-го тысячелетия до н. э.), следы циклопических сооружений, остатки античных и раннесредневековых гражданских и оборонительных построек (руины городов Диоскурии, Себастополиса, Анакопии, Питиунта, 160 км Абхазской стены и др.). С принятием христианства (VI в.) в Абхазию проникают византийские влияния. В культовой архитектуре VI-VIII веков, отличающейся геометрической простотой форм (церковь древней крепости в Гагре, одноапсидная базилика в Новом Афоне), проявляются вместе с тем местные строительные традиции (использование грубых квадров камня). В эпоху Абхазского (конец VIII – X века) и Грузинского (X-XIII века) царств средневековая архитектура Абхазии достигает высокого расцвета. Постройкам этого времени свойственны сдержанная строгость и многообразие форм, скупость резного декора (базилики в Амбаре, Гантиади, стройные купольные базилики в Мокве и Лыхны, крестовокупольные храмы в Дранде, Новом Афоне, Агу-Бедиа, Пицунде и др.). К XI-XII векам относятся дворец в Бедиа, однопролетный арочный мост на реке Беслети, ряд крепостных сооружений (замок Баграта в Сухуми и др.). В период феодальной раздробленности (XIV-XVI века) и турецкой экспансии (XVI – начало XIX века) строительство резко сокращается; воздвигаются главным образом крепости и замки. С присоединением к России (1810 г.) и развитием капитализма (конец XIX – начало XX веков) начинается рост приморских городов, строительство промышленных и административных зданий, частных дач, вилл, гостиниц и санаториев (гостиница и дворец в Гагре, дом Алоизи в Сухуми, санаторий в Гульрипши).

В советское время в Абхазии осуществлялись реконструкция и благоустройство городов, реставрация памятников. В Сухуми были построены Дом правительства Абхазской АССР (1932-39 гг., архитектор В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх), гостиница “Абхазия” (1938, архитектор Ю. С.Голубев, Ю. В.Щуко), железнодорожный вокзал (1951 г., архитектор Л. и Л. Мушкудиани), Институт субтропического хозяйства (1968 г., архитектор Д.Кипшидзе, О.Пайчадзе, К.Цулая). С начала 1960-х годов развернулось типовое жилищное строительство.В 1968 году был утвержден проект перепланировки Сухуми. На побережье развернулось курортное строительство: в Новом Афоне, Гудауте, Гагре ( санаторий “Украина”, 1936, архитектор Я. А. Штейнберг; дом отдыха им. 17-го партсъезда, 1952, архитектор А. Алхазов; дом отдыха “Россия”, 1969, архитектор Ю. Л. Шварцбрейм) и Сухуми (дом отдыха “Синоп”, 1967, архитектор В. Алекси-Месхишвили; дом отдыха композиторов, 1969, архитекторы Ш.Давиташвили, Г. Джабуа). В 1959-67 годах был создан новый курортный комплекс в Пицунде (группа архитекторов во главе с М. В.Посохиным).

В народном зодчестве Абхазии сохраняются восходящие к глубокой древности плетеные и деревянные жилища с шатровой и пирамидальной крышей, прямоугольные или округлые в плане (акуаскиа, апацха, амхара, абора и др.). Распространено двухэтажное жилище (нижний этаж каменный, верхний – деревянный) с галереей по фасаду. В сельской местности в советский период расширялось строительство благоустроенных каменных зданий.

В Абхазии издревле развивалось изобразительное и декоративное искусство. К эпохам неолита и бронзы восходят древнейшие произведения мелкой пластики (статуэтки людей и животных, главным образом собак, овец и баранов, из глины и бронзы), образцы орнаментированной керамики, художественных изделий из металла (бронзовые топоры, пряжки, браслеты, застежки, украшенные скульптурными и гравированными изображениями животных). Уникальны бронзовый ритон из села Бамбора (начало I-го тысячелетия до н. э.), мраморная рельефная стела (V век до н. э.) из Сухуми, ранневизантийская мозаика из Пицунды (IV-V века), чеканный золотой потир II века из села Бедиа, миниатюры Моквского и Пицундского евангелий начала XIV века, фрески XIV-XVI веков в храмах Лыхны, Пицунды и др.

В становлении современного изобразительного искусства в Абхазии важную роль сыграли художественная студия, открытая в 1918 году в Сухуми первым профессиональным абхазским художником А.К.Шервашидзе (Чачба), а также творчество художников А.И.Садкевича, В.С.Контарева, О.А.Сегаль, Л. Н. Невского и др. В 1935 году в Сухуми была открыта художественная школа и в 1937 году – училище. Изобразительное искусство получило дальнейшее развитие. Живописцы (И.П.Цомая, В. Ф.Европина, Н.О.Табукашвили, В.Я. Щеглов, О.В.Брендель, Х.Т.Авидзба, С. Габелиа и др.) создавали тематические композиции на исторические и революционные темы, натюрморты, пейзажи. Развивались станковая и иллюстрационная графика (В. Д. Бубнова, Ч.В.Кукуладзе, В. Месхи и др.), портретная и монументальная скульптура (А.И. Размадзе, М.Е. Эшба, В.Э. Иуанба, Б.Г. Гогоберидзе, Ю.В.Чкадуа). В декоративно-прикладном народном искусстве были развиты ткачество, резьба по дереву, кости и рогу, чеканка и гравировка по металлу, вышивка золотыми и серебряными нитками, плетение узорчатых поясов.

Большая советская энциклопедия. 3-е издание. – М., 1970-77.

Памятники Абхазии разных эпох, от древних людей до современности

Немного об авторах и самой книге. Роджер Джесси – англичанин, несколько лет назад приехавший в Абхазию как турист, и решивший поселиться в этой стране постоянно. Он преподает в Абхазском Госуниверситете. Перевел на английский язык несколько книг об Абхазии, что дало ему возможность теснее познакомиться с историй страны, ее традициями. Идея создания книги возникла из любви Роджера к составлению всякого рода списков по любому поводу. Республика Абхазия становится объектом все более пристального интереса со стороны мирового сообщества. В этой книге мы хотели показать страну с разных сторон, включив в наше исследование материалы по 10 темам (традиции, достопримечательности, растительность, кулинария и т.д.) и затем 10 наиболее значимых, с нашей точки зрения, разделов в каждой из тем. Хотя такой выбор дает только поверхностные сведения, мы надеемся, что читатель почувствует интерес к удивительной древней стране – Абхазии и у него появится желание к дальнейшему исследованию. Максим Гвинджия – абхаз. С 1999 он работал в МИДе Республики Абхазия, с апреля 2010 года по октябрь 2011 – в качестве министра. Его увлечение историей древних цивилизаций (особенно культурами майя и инков) помогли ему писать об Абхазии. Галина Джесси – белоруска, гражданка России, супруга Роджера Джесси.

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ С ЯШТУХИ

На нашей планете существуют места, где можно проследить существование человеческой цивилизации в ее непрерывном развитии на протяжении длительного периода. Яштухская стоянка на восточной окраине Сухума в их числе. Археологи (Л. Соловьев и др.) считают, что первые обитатели появились здесь примерно 400.000 лет назад. Они охотились на крупных животных, таких как пещерный медведь, дикая лошадь, бык, обитавших на склонах горы Яштух.

В этом районе находят множество каменных орудий труда на различных стадиях изготовления. Среди недавних находок – кремниевый наконечник стрелы на тонкой пластине с зазубренными краями (Д. Бжания и др.). Кремневый инвентарь ашельских стоянок (Ю.Воронов) аналогичен находкам со стоянок в английском Клектон-он-си.

АРХЕОЛОГИЯARCHAEOLOGICAL SITES
  1. Первобытные люди с Яштухи
  2. Наскальные рисунки
  3. Эшерское городище
  4. Дольмены
  5. Кромлехи
  6. Диоскурия
  7. Питиунт
  8. Цибилиум
  9. Гиенос
  10. Скальный «замок» в Отхаре
  1. Yashtukha cave people
  2. Cave paintings
  3. Eshera settlement
  4. Dolmens
  5. Cromlechs
  6. Dioscurias
  7. Pityunt
  8. Tsibilium
  9. Gienos
  10. Rocky ‘castle’ in Otkhara

На окраине селения Анухва, на Анакопийской горе в обрывистой стене из красного известняка на высоте 30 метров над землей находится таинственный грот Агца, что по-абхазски значит “обрыв”. В 1940 году археолог Л. Соловьев обнаружил множество рисунков на стенах этой пещеры, один из которых он отнес к эпохе позднего палеолита, а остальные – к средневековью. Среди них контур руки с крестом на ладони, лук со спущенной тетивой и контур человеческой фигуры. Ученые полагают, что первоначально этот грот служил в качестве языческого святилища, а позже христианские паломники посещали его как святое место. В Дальском ущелье выше Латы на скале высечено огромное, свыше 20 метров, изображение священной длани. Человеческая фигура и ладонь – среди самых популярных сюжетов древних художников.

Эшерское городище – один из наиболее ярких памятников середины VI века до н.э. – эпохи греческой колонизации побережья Абхазии. Об этом свидетельствуют древнегреческие сосуды с чернофигурной и краснофигурной росписью, найденные при раскопках. В IV веке до н.э. – I веке н.э. городище было окружено мощными двух-трехметровой толщины стенами с четырехугольными башнями, сложенными из ломаного известняка и валунов на известково-глинистом растворе. Часть древней Диоскурии, площадью около 4 га, городище расположено на расстоянии чуть более 1 км от моря и на высоте 113 м выше его уровня. Раскопки выявили оборонительную стену, разнообразный инвентарь (пифосы, амфоры, черепицу, водопроводные трубы, монеты и т.д.), а также 14 обломков бронзовой плиты с древнегреческими письменами. Абхазские историки считают, что эти надписи имеют общие черты с письменами свитков Мертвого моря, датируемых III в.до н.э.- II в.н.э.

Около двух тысяч дольменов (по-абхазски “адамра”) было обнаружено в Восточном Причерноморье. Средние размеры Кавказских дольменов: три метра в длину, два в ширину и два в высоту. Диаметр круглого отверстия около 40 см. Вес каждой плиты в среднем колеблется от 3 до 8 тонн. Каменные блоки, как правило, соединяются в паз и имеют очень высокую степень подгонки. Многие из них запечатывались каменными пробками (под отверстием – фото Д.Бжания). Этот дольмен (вверху) был найден в селении Эшера недалеко от Сухума и датируется археологами концом III тыс. – началом II тыс. до н.э. Однако до сих пор ученые спорят о возрасте и назначении этих соружений, и остается загадкой, каким способом наши предки могли производить и устанавливать на место без специальных приспособлений такие многотонные плиты. Раскопки дольменов выявляют останки человеческих костей (преимущественно черепов), металлические предметы и осколки керамической посуды.

“Кромлех” на валлийском означает – круг из камней. Сооруженные, как и другие яркие представители мегалитической культуры – дольмены, в эпоху неолита, кромлехи распространены по всей Европе. Самый знаменитый представитель мегалитической культуры – английский Стоунхендж. Ряд кромлехов был обнаружен и частично исследован на территории Абхазии. Самый большой из обнаруженных к настоящему времени в Абхазии имеет в окружности 11 метров, а самый необычный около селения Отхара сооружен вокруг дольмена. Хотя точное назначение кромлехов до сих пор не определено, ученые полагают, что они были связаны с захоронениями усопших и, подобно Стоунхенджу, являлись культовыми сооружениями для наших предков.

“Акуа”, “Диоскурия”, “Себастополис”, “Цхом” и, наконец, привычное “Сухум” – даже в смене имен абхазской столицы на протяжении более чем двух с половиной тысячелетий можно проследить влияние различных цивилизаций. В 1950-х в расположении Сухумской крепости на дне бухты были обнаружены множественные артефакты, подтверждающие местонахождение Диоскурии – “города, поглощенного волнами”. Мраморная стела 157 см длиной, 11-12 см толщиной, весом 500 кг (V-IV вв до н.э.) лежала под водой примерно в 100 метрах от берега. Греки назвали город в честь братьев-близнецов Диоскуров, участников похода аргонавтов за золотым руном в Колхиду и нанесли на свои карты. К сожалению, при благоустройстве набережной развалины крепости были разрушены, и, таким образом, эта открытка столетней давности вверху может рассматриваться как исторический документ.

Пицунда была основана греками в V в. до н.э., как торговая фактория Питиус или Питиунт. Во II веке н.э. римляне построили здесь крепость с башнями по углам и у ворот, а в IV в. – древнейший из известных на территории Восточного Причерноморья христианский храм, пол которого в конце V – начале VI в. был украшен богатейшей мозаикой, состоявшей из орнаментов и сюжетных композиций. В VI веке город был одним из главных политических и религиозных центров царства Лазика, и Питиунтский епископ Стратофил участвовал в I Никейском Вселенском соборе.

Предположительно в конце X века был построен Пицундский собор, доживший до наших дней и даже сохранивший фрески XIII-XVI веков.

Менее четырех километров отделяет село Цебельда от живописных развалин огромной крепости Цибилиум, расположенной на двух известняковых утесах, за которыми скрывается 400-метровая глубина Кодорского ущелья. Согласно византийскому историку Прокопию Кесарийскому в 550 году н.э. крепость Цибилу захватил персидский военачальник Набед, затем ее отвоевали апсилы, а некоторое время спустя крепость заняли византийцы. К большей и более древней из двух церквей крепости было пристроено специальное помещение, где крестились многие апсилы.

О них Прокопий писал, что они “с давних пор христиане”. Богатая материальная культура апсилов ярко отразилась в их могильниках. В мужских захоронениях находили много оружия, например мечи из дамасской стали, в женских – посуды и украшений.

Очамчира является одним из самых древних поселений в Абхазии. В 1935, во время строительных работ Очамчирского порта, было открыто поселение эпохи ранней бронзы. Здесь было выявлено большое число каменных орудий, изделий из кости, керамической посуды, как местной так и привозной, золотые украшения, бронзовое оружие. К югу от Очамчиры находился древний город Гиенос. Греки основали его в VI в. до н.э. Сюда приставали корабли чужеземцев, вывозивших из Абхазии различные товары и в первую очередь самшит (по-турецки — шимшир), что и определило современное название города. В средние века здесь же на одном из древних жилых холмов были возведены из булыжника оборонительные стены, каменная печь для обжига керамики и другие сооружения. Очамчира всегда имела интенсивные связи с внешним миром.

СКАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ В ОТХАРЕ

Недалеко от Гудауты в селении Отхара находится так называемый “пещерный замок”. У истоков реки Мчишта на отвесной скале протянулись в несколько ярусов естественные карстовые пещеры, в которых сделаны окна и проходы. Проникнуть в верхние проходы без особых верхолазных приспособлений невозможно. Предание, связанное с этими таинственными пещерами, утверждает, что в старину в замке жили монахи-аскеты, позже там поселялись разбойники. Люди, стремившиеся разгадать тайну пещерного замка, не решались подняться на скалу. Лишь в конце XIX века местный житель пробрался в нижние помещения пещеры и извлек оттуда серебряные предметы. Научное же обследование Мчиштинского пещерного замка началось в 1958 году, когда археологи с помощью альпинистов проникли в него и извлекли оттуда ряд предметов бытового назначения, относящихся к средневековой эпохе.

Ссылка на основную публикацию