Семья и общество в Бразилии в 19 и 20 веках, традиции и изменения

Подумайте

  1. Обсудите с одноклассниками, почему именно в Латинской Америке развилось такое явление, как каудильизм,
  2. Сравните экономическое развитие стран Латинской Америки и США к началу XX в.
  3. Обсудите с одноклассниками, в чём заключались особенности формирования латиноамериканских наций.
  4. Охарактеризуйте особенности латиноамериканского общества и роль католической религии в нём, используя дополнительный материал учебника.

Среди различных слоев населения всегда ходили рассказы о чудесах, о явлениях святых. Дело в том, что в латиноамериканских странах с ещё доколумбовых времён принято было употреблять вещества, вызывающие галлюцинации. Эта традиция от индейцев распространилась и на бедные слои белого населения. Желая излечиться от болезни, узнать свою судьбу, люди принимали травы у домашних алтарей, где находилось большое количество скульптур самых разных святых.

Бразилия в современном мире


Вячеслав Никонов, Бразильская модель

Как бразильцы позиционируют себя в современном мире? В стране множественность идентичностей. Хотя она граничит с десятью странами Южной Америки, латиноамериканская идентичность очевидна далеко не всем. Многие представители элиты считают ее западной страной. Почти половина населения называет себя «черными» или, по крайней мере, «небелыми». «Бразильцы думают о себе не столько как о латиноамериканцах, сколько как о бразильцах, причудливой смеси африканской, европейской, ближневосточной, азиатской и местных культур».

Идеи создания Великой Бразилии как самостоятельного центра регионального и глобального развития присутствовали в умах лидеров страны на протяжении многих десятилетий, были различимы в концепциях «нового государства» Варгаса или «нового панамериканизма» Жуселиу Кубичека, который руководил страной в 1956-1961 годах и основал современную столицу – Бразилиа. Правившие в 1960-80-е годы военные режимы были менее амбициозны, предпочитаяя позиционировать Бразилию как неприсоединившуюся страну и партнер, хотя вовсе не автоматический, Соединенных Штатов. Все изменилось с администрациями Кардозу и Лулы. Сперва появилась концепция Бразилии как «Соединенных Штатов Юга». Затем Кардозу заговорил о «тропической России». При Лула была сформулирована новая парадигма, которую сам он скромно озвучил в Риме в октябре 2005 года: «XIX век был веком Европы, ХХ – веком США. XXI век будет веком Бразилии». Его доктрина чем-то напомнила популярную в США концепцию «предопределения судьбы» (manifest destiny). Не прибегая к силе или территориальной экспансии, Бразилия создала многоэтничную и мультикультурную демократию со стабильной рыночной экономикой и растущим средним классом. Сегодня бразильцы самого разного происхождения убеждены, что уже в силу своих достижений страна должна рассматриваться как глобальная держава и вести себя соответствующим образом.

Обозреватель «Нью-Йорк таймс» Роджер Коуэн, четверть века до этого живший в Бразилии, описывал свои новые наблюдения от посещения страны в 2011-м: «Новое популярное слово (buzzword) в экономических кругах это «конвергенция», процесс преодоления открывшегося 150 лет назад с началом промышленной революции разрыва в развитии между развивающимися экономиками, в которых живет пять миллиардов человек (из них 194 миллионов – в Бразилии) и развитыми экономиками. Приехать в Бразилию в эти дни из Соединенных Штатов или Европы – это почувствовать мир перевернутым с ног на голову. Безграничный оптимизм заменил собой экономическое уныние…. Люди уверены, что их дети будут жить лучше, чем они сами. Бразильцы разговаривают с индийцами и китайцами об инвестициях; они считают, что старые державы становятся маргинальными для XXI века».

Конечно, в центре внимания – латиноамериканский континент, где Бразилия задает тон интеграционным процессам. Попытки Соединенных Штатов распространить на все страны принципы Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА), запущенный Вашингтоном в 1994 году проект создания Всеамериканской зоны свободной торговли (АЛКА), куда должны были войти все государства региона за исключением Кубы, забуксовали во многом из-за сопротивления латиноамериканских лидеров, прежде всего, Бразилии.

Именно она в качестве альтернативы начала продвигать собственный, латиноамериканский проект, начало которому было положено созданием в 1991 году «Общего рынка южного конуса» (МЕРКОСУР), куда первоначально вошли Аргентина, Бразилия, Уругвай и Парагвай. В последующем к организации в качестве ассоциированных членов присоединились Боливия и Чили, в члены блока были приняты Венесуэла и другие страны. В 2000 году после совещания президентов двенадцати стран Южной Америки в Бразилиа усилия по созданию более тесного и всеохватного объединения активизировались. В результате 2004 году было создано «Южноамериканское сообщество наций» в составе 12 государств, которое в 2008 году переименовали в «Союз южноамериканских наций» (УНАСУР). Оба этих объединения рассматриваются как чисто латиноамериканские образования, исключающие участие в них США. С 2000 по 2009 год объем торговли Бразилии со странами МЕРКОСУР вырос на 86%. В отличие от СНГ, МЕРКОСУР и УНАСУР способны вырабатывать коллективную и солидарную позицию на важнейших международных площадках, в том числе, на переговорах с США или ЕС, в ООН и на других мировых форумах.

Одновременно Бразилия – и в индивидуальном качестве, и как лидер упомянутых объединений активизирует трансконтинентальные контакты с другими региональными лидерами, такими как Индия, ЮАР, Германия, а также в рамках сообщества португалоговорящих стран. Бразилия выступает одним из основных моторов развития сотрудничества по линии Юг-Юг. В соответствии с Декларацией Бразилиа, подписанной в 2003 году, была создана группа ИБСА в составе Индии, Бразилии и ЮАР. В соответствии с принятой годом позже программой действий основой отношений в рамках ИБСА является развитие торговли по линиям МЕРКОСУР-САДК, МЕРКОСУР-Индия и Индия-САДК. Последующие саммиты показали, что в рамках ИБСА складывается разветвленная система координации.

За пределами Западного полушария все более уверенная в себе Бразилия претендует на место в Совете Безопасности ООН, задает тон на форумах по охране окружающей среды, организует развивающие стран в рамках дохийского раунда переговоров в ВТО, и добивается увеличения их голосующей доли в Мировом банке и Международном валютном фонде. Представитель Бразилии в МВФ Паоло Батиста негодовал в 2010 году: «На Европейский Союз приходится около 20 процентов глобального ВВП, но почти треть голосов в МВФ. Европейские страны занимают сейчас девять из 24 кресел в исполнительном совете. Управляющий директор МВФ – всегда европеец, и европейцы всегда излишне представлены в аппарате МВФ, особенно на высшем уровне…. Настоящая реформа Фонда – критический тест на готовность развитых стран адаптироваться к меняющемуся миру»[17]. Под влиянием столь решительной позиции Бразилии и других участников БРИКС перераспределение голосующих долей в ММФ состоялось, пусть и в компромиссном виде.

Бразильцы отстаивают равные условия в мировой торговле, доступ к источникам финансирования, рынкам сбыта, преодоление разрыва между Севером и Югом, против односторонних и силовых методов обеспечения безопасности против активизации существующих или создания новых военных блоков. Они – прежде всего, Бразилия, Мексика и Аргентина – настойчиво ставят вопрос об обеспечении большей представительности Совета Безопасности ООН, в том числе, за счет представительства государств континента. При этом, страны пока не могут договориться между собой по этому вопросу. Претензии Бразилии на место в Совбезе оспариваются Мексикой и Аргентиной, выступившими за представительство региона на ротационной основе.

Начиная со встречи в Эвиане, Бразилия, Мексика и Аргентина приглашаются для консультаций на саммиты «большой восьмерки». В предложениях Николя Саркози по расширению «восьмерки» в «тринадцать», высказанных в период французского председательства, Бразилия и Мексика (наряду с Китаем, Индией и ЮАР) рассматривались в качестве перспективных кандидатов на членство в элитном клубе.

Все более активную роль Бразилия играет в БРИКС, относительно членства в котором первоначально высказывала сомнения.

Бразилия возглавляла миротворческую миссию ООН на Гаити с 2004 года, а после землетрясения 2009 года (когда погибли 21 бразильский военнослужащий), предложили 205-миллионный пакет помощи. Ее солдаты входили и входят в миротворческие контингенты в Либерии, Центральноафриканской Республике, Кот д’Ивуаре, Восточном Тиморе. В то же время, по политическим и коммерческим соображениям Бразилия предпочла хранить молчание во время кризисов в Мьянме, Судане или Зимбабве.

С опорой на ресурс собственной 10-миллионной общины выходцев с Ближнего Востока со времен Лулы активизировалась политика и в этом регионе: визиты в Израиль, Иорданию, Западный берег реки Иордан, Турцию, попытки выступать посредником в арабо-израильском конфликте и даже при решении иранской ядерной проблемы. Своим главным аргументом в переговорах с Ираном Бразилия называет собственный пример. От ядерного статуса Бразилия отказалась фактически в 1967 году, когда подписала с Аргентиной Договор Тлателолко, в котором две страны обязались развивать мирные ядерные программы и установили процедуры взаимной верификации. Конституция 1988 года запретила обладание ядерным оружием, а в 1998-м Бразилия присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия и добровольно свернула секретную программу по созданию атомного оружия.

«Почему Обама не позвонит Ахмадинежаду, – вопрошал Лула, – почему этого не сделают Саркози или Ангела Меркель, или Гордон Браун? Люди не говорят. Я поеду и буду говорить»[20]. И поехал. В мае 2010 года накануне голосования в СБ ООН резолюции по поводу жестких санкций в отношение Ирана министр иностранных дел Бразилии Селсо Аморим подписал со своими коллегами из Турции и Ирана декларацию о готовности Тегерана отправлять отработанное ядерное топливо на переработку в другие страны. США заподозрили заговор с целью предотвратить введение жестких санкций против Ирана, другие постоянные члены Совбеза сочли инициативу запоздалой. Бразилия оказалась в изоляции и впервые в истории проголосовала в СБ ООН против инициативы, поддержанной Соединенными Штатами.

Журнал «Стратегия России», Сентябрь 2011

С опорой на ресурс собственной 10-миллионной общины выходцев с Ближнего Востока со времен Лулы активизировалась политика и в этом регионе: визиты в Израиль, Иорданию, Западный берег реки Иордан, Турцию, попытки выступать посредником в арабо-израильском конфликте и даже при решении иранской ядерной проблемы. Своим главным аргументом в переговорах с Ираном Бразилия называет собственный пример. От ядерного статуса Бразилия отказалась фактически в 1967 году, когда подписала с Аргентиной Договор Тлателолко, в котором две страны обязались развивать мирные ядерные программы и установили процедуры взаимной верификации. Конституция 1988 года запретила обладание ядерным оружием, а в 1998-м Бразилия присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия и добровольно свернула секретную программу по созданию атомного оружия.

Структура общества

Привилегированное положение занимали квалифицированные рабочие, то есть рабочая аристо­кратия.

Страна свободы. Как белгородке живётся в Бразилии

Люди здесь очень дружелюбные, эмоциональные и вежливые. Например, в магазинах продавцы помогают с выбором, но никогда не будут навязывать товар. Когда узнают, что я русская, очень интересуются нашей культурой. У них нет предвзятого отношения к любым иностранцам.

Традиции и обычаи Бразилии

Бразилия ‒ многонациональное государство с богатыми обычаями и традициями. Современные бразильцы являются потомками индейцев, африканцев и португальцев. Каждая из этих наций внесла свой вклад в местный менталитет.

Бразилия ‒ католическая страна, но это не мешает местным жителям практиковать шаманские ритуалы и обращаться за помощью к колдунам. Национальные магические культы кандомбле и умбанда основаны на вере в духов. Это смесь христианских и африканских верований. Более 2 миллионов бразильцев официально исповедуют эти культы.

Дикие племена Бразилии – жестокие каннибалы Корубо, аборигены Синта ларга и Гуарани

На нашей планете ещё достаточно мест, в которых обитают дикие племена, не желающие вступать в контакт с внешним миром. Им удалось на протяжении тысячелетий сохранить свою уникальность, самобытный уклад и культуру. Для существования им вполне хватало даров щедрой природы.

Let-us-dream.ru – Давайте мечтать вместе, познакомит вас с последними индейцами Амазонки.

Считается, что в настоящее время существует около сотни, полностью изолированных племен. Они живут в Бразильских джунглях, в Африке, в Новой Гвинее и на многочисленных островах Тихого океана.

Клуб Курандерос — клуб, объединяющий путешественников и исследователей традиционных культур, духовной жизни, религиозных верований, мифов, ритуалов и обычаев народов мира

Хозяйство у членов общины, понятно, общее и зиждется на знакомом принципе: «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям». Взрослый индеец обязан вносить свой вклад в непрерывную добычу пропитания, но, тем не менее, его доля еды останется за ним, даже если он по уважительной причине, например по болезни, ничего и не сделал. Правило не распространяется на членов других общин, и, более того, считается невежливым злоупотреблять доброжелательностью людей вне собственной группы. Это не значит, что калапало живут своим «домком» — общественная жизнь для них не менее важна, чем ежедневный стол. Так что гости за этим столом — явление обычное.

Читайте также:  Как уехать жить в Бразилию

Индейцы Бразилии

Бразилия была “открыта” португальцами 22 апреля 1500 года, но колонизация страны и её “отвоевание” у индейцев, которые населяли эти территории изначально (первая индейская цивилизация здесь датируется 6000 г. до н.э.) началась примерно с 1531 года. Историкам неизвестно точное число индейцев, проживавших на территории Бразилии до прихода португальцев, но примерные расчеты говорят называют цифру от 2 до 5 миллионов человек. Это население состояло из очень разнородных групп (с точки зрения языка, культуры, этнического состава).

Разделяя эти племена по языковому критерию, выделяют 4 большие группы: тупи (вдоль побережья), же (Центральное плато), аруаке (Мату-Гроссу и бассейн Амазонки) и кариба (река Шингу).

Первые контакты португальских колонизаторов произошли с индейцами племен тупи (так как они жили вдоль побережья). В дальнейшем, история Бразилии наиболее тесно будет связана именно с этим племенем и с его культурой, и язык тупи окажет сильное влияние на формирование современного португальского языка Бразилии. Интересны записи первых европейцев, которые вошли в контакт с индейцами Бразилии: итальянский мореплаватель Америго Веспуччи поразило их социальное устройство (“не имеют частной собственности, всё у них общее”) и то, что эти племена “жили без короля и империи, каждый был сам себе хозяин и воевали между собой без всякого искусства и порядка”.

Четверг, 23 апреля 1500 года. …Оттуда мы увидели людей, которые ходили по пляжу, около 7-8 человек, согласно рассказам тех, кто был на небольших суднах, приплывших первыми. Они [индейцы] были смуглые, все голые, без ничего, что прикрыло бы их стыдные места. В руках держали луки со стрелами. Николау Коэлью указал им, чтобы они опустили луки, и они опустили.

Отрывок из письма Перу Ваш де Каминья королю Португалии Мануэлу I о первой встрече португальцев с индейцами, которая произошла на следующий день после открытия Бразилии (22 апреля 1500 г.)

Эти племена индейцев Бразилии жили за счет собирательства, охоты и рыбалки, в примитивном коммунистическом строе, где земля и вся собственность были общими. Многие племена не имели центральной власти, но во многих деревнях был временный предводитель – касике. Ни одно племя индейцев на территории Бразилии, в отличие от других в Латинской Америке (таких как майя или ацтеки) не имело ни развитой цивилизации, ни письменности, ни знаний процесса обработки металлов.

Индейцы умутина, штат Мату Гроссу (1918 г.)

Интересно, что контакт португальцев с индейцами очень сильно повлиял на формирование современной бразильской культуры:

  • ежедневное принятие душа – традиция индейцев Бразилии (как известно, в Португалии в 15 веке в то время не принимали душ каждый день: это стало обычаем бразильцев в результате влияния культуры индейцев)
  • спать в гамаке (сегодня это часть культуры на Северо-Востоке Бразилии, но изначально – это изобретение индейцев для избежания укусов змей, пауков и др. зверей в лесу ночью)
  • использование небольшой лодки – жангада – для рыбалки (жангада – изобретение индейцев Бразилии)
  • сельскохозяйственная техника, широко применяемая в Бразилии, – койвара (выжигание лесов для последующего вспахивания и посадки)
  • гастрономические привычки бразильцев и национальная кухня (маниока, тапиока, специальные рецепты приготовления рыбы и т.д.)

История встречи двух цивилизаций в Бразилии достаточно трагична. Португальские колонизаторы превращали индейцев в рабов, а тех, кто сопротивлялся, истребляли. По мере колонизации, индейцы Бразилии уходили все более в глубь страны. Помимо этого, португальцы привезли с собой многочисленные болезни из Европы, от которых умирали индейцы: оспа, тиф, зубной кариес и т.д. Из 2-5 миллионов индейцев, которые обитали здесь изначально, выжило только 800 тысяч. В 1889 году насчитывалось около 300 тысяч. В 1960 г. оставалось всего от 68 до 100 тысяч индейцев в Бразилии.

С 1960 годов правительство Бразилии стало проводить политику защиты индейцев и создало резервации и органы государственной поддержки племенам, главный из которых – ФУНАЙ (FUNAI, Национальный Фонд Индейцев). С тех пор население индейцев стало расти, и сегодня оно достигает около 350 тыс. человек (0,20% населения Бразилии).

Большинство племен индейцев Бразилии сегодня живут в штатах Легальной Амазонии (Амазонас, Пара, Рорайма, Амапа, Рондония, Акре, Мату-Гроссу, 98% Токантинса, 79% Мараньяна и 0,8% Гояса). Но есть индейцы и в других штатах, есть племена, которые живут и в мегаполисах (например, в Рио-де-Жанейро: известная “деревня Маракана”). Смотрите их расположение на карте.

Фото: индейцы Бразилии

Видео: традиционный танец индейцев Бразильской Амазонии


Индейцы умутина, штат Мату Гроссу (1918 г.)

Вероисповедание

С колониальных времен основной религией стало католичество. Его исповедует почти 74% жителей. Еще 15% относят себя к протестантам. Среди остальных бразильцев находятся приверженцы следующих религий:

  • ислам;
  • буддизм;
  • индуизм;
  • иудаизм;
  • афро-бразильские верования (шанго, батуке, культ Кандомбле, макумба и другие);
  • местные поверья (спиритуализм, кардецизм).
  • ислам;
  • буддизм;
  • индуизм;
  • иудаизм;
  • афро-бразильские верования (шанго, батуке, культ Кандомбле, макумба и другие);
  • местные поверья (спиритуализм, кардецизм).

Бразильское правительство VS коренное индейское население

Борьба коренных народов за свои политические и земельные права – актуальная тема для Бразилии сегодня. И хотя Бразилия перешла к демократическому режиму правления в 1985 году, некоторые пережитки политики ассимиляции времен военной диктатуры по отношению к бразильским индейцам сохраняются до настоящего времени.

Участник небезызвестной общенациональной забастовки, вошедшей в историю под названием «Национальный день борьбы»; 11 июля 2013 года © Ueslei Marcelino

Основная причина этому – стремление правящих кругов к реализации проектов по экономическому развитию богатых ресурсами Северного и Северо-Восточного регионов Бразилии, где сегодня проживает бóльшая часть индейского населения. Политики ищут поддержки в предвыборной борьбе среди предпринимателей, фазендейру (владельцев крупных земельных владений в Бразилии) и со стороны добывающих компаний.

© ESB Professional

Индейское движение, активизировавшееся с принятием Конституции 1988 года, обрело союзников в лице международных правовых организаций, местных адвокатов и крупных проиндейских организаций, которые помогли добиться успехов во внедрении индейцев в политическую среду. Понимание индейцами государственной политики и их желание активно участвовать в решении государственных вопросов сыграли в этих процессах существенную роль. Однако множество вопросов остаются неразрешенными, а некоторые проекты до сих пор парализованы.

Индеец племени каяпó (порт. caiapó), приехавший в супермаркет города Тукумá (штат Парá) © Martin Schoeller / National Geographic

По данным Института географии и статистики (IBGE), на территории Бразилии сегодня проживает 896 тыс. индейцев. Самый большой конгломерат индейцев – в северных штатах Бразилии, в Амазонском регионе – 342,8 тыс. (IBGE, 2010).

На протяжении всего периода истории Бразилии после прибытия португальцев у индейцев и бразильского правительства складывались непростые взаимоотношения. В статье рассмотрены особенности развития этих отношений в течение военной диктатуры и демократического периода истории Бразилии. Период диктатуры в Бразилии длился с 1964 по 1985 год, демократический, соответственно, – с 1985 года по настоящее время.

© Filipe Frazão

Немного предыстории. Существует мнение о том, что на протяжении всей истории Бразилии правительство проводило ассимиляторскую политику по отношению к индейцам, намеренно и бессердечно уничтожая их. Действительно, было зафиксировано множество случаев жестокого обращения с ними, халатности. Однако всё далеко не так однозначно.

С начала XX века вплоть до демократического периода среди бразильского руководства процветала идея единой бразильской нации, а также концепция национальной безопасности, что имеет под собой веские основания. До 60-х годов XX века бразильская территория не была разведана полностью, все еще оставались «слепые» участки в Амазонии и центральных районах страны, границы с соседними государствами не были четко демаркированы. Открытием и разведыванием новых территорий занимались военные. В частности, генерал Кандиду Рондон занимался проведением телеграфной линии в труднодоступных районах штата Мату-Гросу. Целью всего этого было объединение страны, улучшение сообщения между регионами. Кандиду Рондон сотрудничал с индейцами, привлекая их к строительству линии телеграфа. Получив опыт работы с индейцами, он понял, что они – хорошая рабочая сила, поэтому нужно наладить с ними мирные отношения, обеспечить физическое выживание индейских этносов, постепенно прививая им «цивилизованные» привычки. С этой целью была создана первая в Бразилии Служба защиты индейцев (Serviço de proteção aos índios), инициатором которой являлся генерал Кандиду Рондон.

© Filipe Frazão

Служба защиты стала обеспечивать труднодоступные территории постами, сильно напоминающими миссионерские, персонал которых налаживал первые контакты с неизвестными индейскими племенами. Кандиду Рондон называл в шутку период первого контакта «o namoro» (с порт. «ухаживание»). Индейцы обеспечивались земельными наделами, которые, однако, демаркировались как «земли под сельскохозяйственные работы». На этих землях строились школы, в которых каждого индейца пытались «сделать бразильцем», то есть учили португальскому языку и новым сельскохозяйственным техникам. Службой организовывались светские мероприятия, посвященные распространению индейской культуры: лекции, публикации в журналах, газетах, ввели даже особый праздник «День индейца». Государство в этот период рассматривало индейцев как сирот, о которых надо позаботиться.

Деревня Кенджам, чье название с языка индейцев каяпо переводится как «стоячий камень». Названа в честь горы Кенджам — обрывистого образования, которое дает обширный обзор территории племени. Индейцы каяпо часто поднимаются в горную местность в поисках лекарственных растений.
© Martin Schoeller / National Geographic

Несмотря на добрые отношения с индейцами и, как казалось Кандиду Рондону, создание всеобщего индейского блага, в этих резервациях (по сути, рабочей силы) индейцы, перемещенные на новое место со своих исконных земель, умирали от антисанитарии, голода, новых болезней, недостатка внимания персонала поста. Наверное, нельзя сказать, что это было просто бессердечное изничтожение индейцев. Хотя после смерти генерала Рондона в 1958 году политика по отношению к индейскому населению сильно изменилась: создание индейских сельскохозяйственных резерваций вызывало недовольство местных властей, которые не хотели выделять для этого земли, а также простых сельских жителей. Такое соседство привело к погромам индейских общин, от которых индейцы вынуждены были защищаться.

Женщины из деревни Кенджам перетаскивают свои лодки через пороги реки Ирири, чтобы добраться до места, где они соберут ягоды асаи (порт. açaí) и бобы тонка (имеющие приятный аромат и напоминающие ваниль, миндаль, корицу и гвоздику вместе взятые). Мужчины будут охотиться и защищать своих женщин от ягуаров и других диких животных.
© Martin Schoeller / National Geographic

Построндонианская эпоха характеризуется сильными изменениями в политике: происходит усиление и радикализация идеи «единой нации», появляется стремление осваивать Амазонский регион. Правительство форсирует политику «эмансипации» индейских народов не в смысле освобождения, а в том смысле, что опекунство над индейцем и его общиной было временным до полной его ассимиляции в бразильское общество: «Индейца нужно уничтожить и забрать его земли в интересах нации. Они опасны до тех пор, пока не принадлежат ни к какой нации», – так описывает отношение милитаристского правительства к индейцам в своей диссертации бразильский исследователь Эгон Эк. После «эмансипации» «ненужные» участки бывшей индейской земли отнимались, чтобы раздать их «индивидуальным гражданам», то есть проживающим вне индейской общины бывшим индейцам или обыкновенным сельским жителям.

Вождь деревни Кенджам; краска, нанесенная на тело, сделана из фруктов, орехов и древесного угля © Martin Schoeller / National Geographic

Правительство контролировало все сферы жизни индейца, начиная от торговых сделок с неиндейским населением, заканчивая поездками за границу. Созданный в 1967 году взамен Службы защиты индейцев организация Национальный фонд индейца (FUNAI, Fundação Nacional do Índio) обеспечивал индейцев «продуктами извне» – газированными напитками, жевательной резинкой, обычной европейской одеждой – тем, без чего индейцы вполне могли обойтись раньше. Но изменяя рацион питания индейца, его повседневные потребности, фонд усугублял зависимость индейцев от государства.

Два индейца, торгующие крафтовыми изделиями из природных материалов, город Салвадор, штат Баия © Cassiohabib

Читайте также:  Формирование и устройство общества в Бразилии, колонизация и рабы

Апогеем милитаристского режима стало установление почти военных порядков в сохранившихся индейских деревнях, где была введена специальная индейская полиция (которая, впрочем, состояла наполовину из неиндейцев) – Сельская индейская охрана (Guarda Rural Indígena), в 1969 году. Индейцам было выдано оружие, чтобы защищаться от нападений фазендейру и других сельских жителей. Можно процитировать здесь Фредерику Рондона, племянника генерала: «Индеец – прирожденный солдат», – говорил Фредерику Рондон, объясняя это тем, что при вторжении португальцев многие вступали в альянс с ними против других индейских народов. Фредерику Рондон хотел сделать из индейцев солдат, которые бы защищали северные границы государства.

Деревня индейцев камаюрá (порт. camaiurá), штат Мату-Гросу © Frontpage

Итак, ассимиляционная политика Бразилии в отношении индейцев не всегда была жестокой. Генерал Кандиду Рондон и его сторонники обращались с индейцами довольно мягко, несмотря на ассимиляционные идеи. Можно сказать, что на тот момент, 20 – 50-е годы, идея о единстве нации была универсальной, поэтому, ставя ситуацию в ее исторический контекст, эту политику можно считать закономерной, соответствующей «духу времени».

Индейское поселение на берегу реки Амазонки © Rafal Cichawa

Радикализируется режим уже с конца 50-х годов. С точки зрения антропологов, ассимиляция – худшее, что может произойти с индейцами. Однако, учитывая исторический контекст и то, что культура изменяется и не может стоять на месте, ассимиляция – не самое страшное, что могло произойти с индейцами на тот момент. Более того, мы не знаем, хотели ли этого сами индейцы. Поэтому сложно судить в такой ситуации, хотя с нашей современной точки зрения такая политика вызывает возмущение.

© Filipe Frazão

Кардинальные изменения в политике государства по отношению к индейцам происходят после установления в Бразилии в 1985 году демократического режима. В конце 70-х годов в Бразилии начинают формироваться первые индейские движения. Происходит это, в первую очередь, с помощью движения антропологов, а также при поддержке мировых экологических и правовых организаций, таких как, например, всем известная Survival International. Антропологи во времена диктатуры пытались бороться с ассимиляционной политикой государства с помощью негосударственных проиндейских организаций, таких как Институт социальной среды (ISA, Instituto Socioambiental) и Миссионерский совет по делам индейцев (CIMI, Conselho Indigenista Misionário). Объединение индейских наций (UNI, União das nações indígenas) – первая индейская организация, образованная в 1979 году, и до 1986 года единственная в Бразилии.

Портретное фото девушки племени каяпó, деревня Аукре, штат Пара © Cristina Mittermeier

При поддержке выше названных организаций в 1986 году индейцы впервые участвовали в выборах в Конституционную ассамблею, а в 1988 году была принята новая конституция Бразилии, в которую впервые была включена глава об индейских правах при участии в процессе самих индейцев. Индейцы быстро осознали силу публичных выступлений и таким образом привлекали к себе все больше внимания со стороны международных организаций. До принятия конституции они активно лоббировали правительство, нанося частые визиты в Национальный конгресс. Одними из наиболее известных индейских активистов были Мариу Журуна (Mário Juruna), который записывал на диктофон все обещания, сделанные властями, и Аилтон Кренак (Ailton Krenak), принадлежащие к этносам шаванте и кренак.

Противостояние сносу Индейского музея возле стадиона Маракана в Рио-де-Жанейро, 22 марта 2013 года. Индейский музей в итоге будет снесен для строительства автостоянки для ЧМ-2014. © A.RICARDO

Конституция 1988 года впервые признавала индейцев полноценными гражданами (в отличие от статута 1973 года, где индейцы признавались относительно недееспособными), признавала право индейцев на самоопределение, признавала особость их культуры и, самое главное, право на использование традиционных земель. Государство же брало на себя ответственность за соблюдением индейских прав со стороны остального бразильского общества.

Индейцы яномáми (порт. ianomâmi) верят, что горы нацпарка Пико-да-Неблина (штат Амазонас) являются домом их духов © Sebastião Salgado

Однако эта победа не была абсолютной. В рамках доктрины экономического развития государство стимулирует миграцию населения в северные районы, что усиливает посягательства на индейские земли со стороны фермеров, сельского населения и добывающих компаний. В период предвыборной политической гонки президент Фернанду Энрике Кордозу принимает декрет № 1775/96, который позволяет добывающим компаниям, фермерам и другим предпринимателям апеллировать к решениям Национального фонда индейца о демаркации земель – границы уже демаркированных земель могут быть пересмотрены. Этот декрет воспринимается как официальное разрешение на вторжение в индейские земли.

© Sebastião Salgado

Самыми громкими делами стали дела резервации индейцев макуши Рапоза/Серра-ду-Сол (Raposa/Serra do Sol) в штате Рорайма и дело индейцев яномами, известное в прессе как «Вопрос яномами». Поскольку макуши были преуспевающими скотоводами и пасли скот на обширных, полных корма землях, они стали жертвами набегов фазендейру. А яномами стали жертвами строительства железной дороги, а также золотой лихорадки, продолжавшейся с начала 80-х годов. Воды рек оказались заражены ртутью, множество яномами были убиты старателями либо страдали от привнесенных контактами болезнями.

Возвращение мужчин племени в деревню © Sebastião Salgado

Вопрос демаркации индейских земель был политизирован и вызывал недовольство бразильских националистов, а также «клеветническую кампанию» среди масс-медиа, в частности, газеты Estado de São Paulo, которая, впрочем, провалилась. Снова активизировались в первую очередь международные экологические организации, а затем и правовые, которые вместе с индейскими лидерами стали требовать поправок в Конституции по вопросу демаркации земель. Они призывали к запрету на апелляцию по решениям Национального фонда индейца. Добившись поправок в Конституции, общественные организации посчитали свою задачу выполненной и отошли от дел.

Воины яномами © Sebastião Salgado

Сложно рассмотреть и учесть все стороны индейской проблемы в Бразилии, но можно сделать некоторые выводы. По сравнению с милитаристским режимом, демократический сделал большие успехи в проведении индейской политики как в области индейского права, так и с точки зрения идейного аспекта. Как пишут многие авторы, несмотря на смену режима, политика государства все еще сохраняет остатки ассимлияционной политики, проводимой ранее: замедляется демаркация индейских территорий (на сегодняшний день демаркированными являются только 359 из 1047).

@ David Lazar

Однако эта политика связана, в первую очередь, с экономическим развитием государства, в то время как условно до 1985 года такая политика несла скорее идеологический характер. Несмотря на желание индейцев участвовать в политическом процессе, иметь четкое понимание происходящего и получать международную поддержку, коренному населению придется еще долго бороться за свои права, в частности, из-за сложностей изменения законодательства.

© КУЗНЕЦОВА АНАСТАСИЯ, БРАЗИЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР. СТАТЬЯ ПОДГОТОВЛЕНА НА БАЗЕ ДОКЛАДА «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ БРАЗИЛЬСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА И КОРЕННОГО ИНДЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ОТ ВОЕННОЙ ДИКТАТУРЫ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ» ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ИБЕРОАМЕРИКА ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННЫМ ВЫЗОВАМ», ПРОХОДИВШЕЙ В 2016 ГОДУ.
ФОТО В ЗАГЛАВИИ СТАТЬИ © GEORGIOS KOLLIDAS.

Самыми громкими делами стали дела резервации индейцев макуши Рапоза/Серра-ду-Сол (Raposa/Serra do Sol) в штате Рорайма и дело индейцев яномами, известное в прессе как «Вопрос яномами». Поскольку макуши были преуспевающими скотоводами и пасли скот на обширных, полных корма землях, они стали жертвами набегов фазендейру. А яномами стали жертвами строительства железной дороги, а также золотой лихорадки, продолжавшейся с начала 80-х годов. Воды рек оказались заражены ртутью, множество яномами были убиты старателями либо страдали от привнесенных контактами болезнями.

Ваорани
(Эквадор)

Первый мирный контакт с немногочисленным изолированным народом ваорани попытались установить в 1956 году. Ничего не вышло — пятерых миссионеров убили копьями. Сейчас кланы ваорани проигрывают битву нефтяным компаниям. Спустя полвека государство разрешило эксплуатацию ресурсов на территории национального парка Ясуни, который оставался последним нетронутым участком сельвы ваорани.

Этнобиолог Уэйд Девис в книге One River утверждал, что раньше 54% мужчин и 40% женщин ваорани погибали в межплеменных войнах. До 1958 года никому не удавалось попасть в общину ваорани и выбраться живым. Два клана — тагаери и тароменане — все еще остаются в добровольной изоляции.

Ваорани живут на небольшой территории в тропическом лесу на востоке Эквадора, которая частично пересекается с национальным парком Ясуни. Это богатые нефтью места, и с середины XX века ваорани постоянно конфликтуют с правительством и нефтяными компаниями в попытке отстоять свою среду обитания.

По разным оценкам, численность племени составляет от 1500 до 4000 человек. Многих переселяли в конце прошлого века ближе к городам и нефтедобывающим станциям, но около половины кланов всё ещё остаются в тропических лесах и сохраняют традиционный уклад жизни. Исторически ваорани не умели строить каноэ, поэтому их территория ограничена широкими реками: Напо на севере и Курараем на юге.

Дети ашанинка играют в деревне Сан Хуан де Диоз на реке Пичис. Фото: Александр Фёдоров

Девочка ваорани красит лицо содержимым фрукта ачоте. Фото: Александр Фёдоров

Девочка из племени тикуна, дочь главы деревни Начо. Фото: Александр Фёдоров

Ваорани частично сохранили традиционные дома онко: двускатные крыши, покрытые пальмовыми листьями и стоящие прямо на земле. Сейчас большинство использует онко как кухню и место для досуга, а спят и хранят вещи в более современных деревянных домах на сваях. Спят в гамаках, их изготовление — один из промыслов. Брак у ваорани договорной, допустимы разводы, многожёнство и многомужество.

Важной частью жизни ваорани была кровная месть. Шаман племени искал причины всех несчастий, от потопа до болезней, в других общинах — так начинался цикл убийств. Сейчас ваорани отходят от этой традиции, но иногда происходят стычки с изолированными кланами. Общество ваорани эгалитарно, поэтому решения принимаются на общих собраниях.

Раньше ваорани практически не носили одежду. Женщины перебрасывали через грудь связки пальмового волокна, а мужчины подвязывали пенис к животу. Для ваорани характерны рисунки чёрной краской на руках — извилистые орнаменты обозначают священную анаконду или реки, на берегах которых ваорани живут.

Без лодок ваорани было бы сложно добиться успеха в рыбалке, зато охотники они превосходные. Для крупной дичи чаще используют толстые копья, для мелкой — духовое ружьё и дротики, смазанные ядом кураре. Выращивают разные культуры, из горького маниока делают ферментированный напиток. Но главным продуктом питания остаётся персиковая пальма, или «чонта» — от её урожая в культуре ваорани отсчитывается год.

Охотник ваорани с добычей. Фото: Александр Фёдоров

Онко — традиционное жилище индейцев ваорани. Фото: Александр Фёдоров

Корона индейцев ваорани. Она принадлежит вождю общины Пенти и украшена перьями ара. Фото: Александр Фёдоров

Охотник ваорани. Фото: Александр Фёдоров

Без лодок ваорани было бы сложно добиться успеха в рыбалке, зато охотники они превосходные. Для крупной дичи чаще используют толстые копья, для мелкой — духовое ружьё и дротики, смазанные ядом кураре. Выращивают разные культуры, из горького маниока делают ферментированный напиток. Но главным продуктом питания остаётся персиковая пальма, или «чонта» — от её урожая в культуре ваорани отсчитывается год.

Народы Бразилии: культура и традиции

Бразилия — одна из самых многонациональных стран мира: на ее территории проживают представители более сотни народностей. Основную часть населения (около 50%) составляют так называемые «белые», или европейцы: португальцы, испанцы, итальянцы, поляки, немцы и проч. Следующие по численности (чуть более 42%) — «цветные», расовая группа смешанного происхождения (мулаты, самбо, кобокло и т. д.). Афро-бразильцы составляют всего 6.7%. На территории Бразилии проживают также индейцы и азиаты, однако их меньшинство: менее одного процента.

Примечательно, что практики сегрегации в стране не существует. Однако классовые различия связаны с цветом кожи: чем он светлее, тем больше вероятность достичь высокого социального статуса.

Официальным языком в Бразилии является португальский, но он сильно отличается от европейского варианта. В нем сохранились старопортугальские фонетические правила, а также присутствуют индейские и африканские заимствования. В различных регионах сохранились языки аборигенов, а в муниципалитете Сан-Габриел-да-Кашуейра исконный язык ньенгату стал вторым официальным. Тем не менее, именно бразильский вариант португальского языка является преобладающим в стране.

Бразилия — одна из самых многонациональных стран мира: на ее территории проживают представители более сотни народностей. Основную часть населения (около 50%) составляют так называемые «белые», или европейцы: португальцы, испанцы, итальянцы, поляки, немцы и проч. Следующие по численности (чуть более 42%) — «цветные», расовая группа смешанного происхождения (мулаты, самбо, кобокло и т. д.). Афро-бразильцы составляют всего 6.7%. На территории Бразилии проживают также индейцы и азиаты, однако их меньшинство: менее одного процента.

Читайте также:  Цены в Бразилии на продукты, товары и услуги, недвижимость

Традиции и обычаи жаркой Бразилии

  • 1 Религия
  • 2 Общение
  • 3 Футбол
  • 4 Семья
  • 5 Свадьба
  • 6 Карнавал
  • 7 Самба
  • 8 Капоэйра
  • 9 Новый год
  • 10 Заключение

Бразилия – многонациональная страна, соединившая в себе гремучую смесь из христианских обрядов и индейской культуры. На территории государства проживает более сотни разных народностей. Поэтому Бразилии по праву принадлежит звание самой многонациональной страны. Каждая народность внесла свой вклад в культурное и историческое развитие государства.

  • 1 Религия
  • 2 Общение
  • 3 Футбол
  • 4 Семья
  • 5 Свадьба
  • 6 Карнавал
  • 7 Самба
  • 8 Капоэйра
  • 9 Новый год
  • 10 Заключение

Традиции и обычаи Бразилии

Если Вы хотите приехать в Бразилию, неважно на постоянное место жительства, или на отдых, Вам следует немного больше узнать о ее жителях, о традициях и обычаях Бразилии, некоторые из них передавались из поколения в поколение. Прежде чем Вас заинтересовала эта удивительная страна, что Вы знали о бразильцах, наверняка информацию Вы черпали из сериалов или фильмов, однако, если там и показывалась правдивая информация, то ее было совсем мало.


Если Вы хотите приехать в Бразилию, неважно на постоянное место жительства, или на отдых, Вам следует немного больше узнать о ее жителях, о традициях и обычаях Бразилии, некоторые из них передавались из поколения в поколение. Прежде чем Вас заинтересовала эта удивительная страна, что Вы знали о бразильцах, наверняка информацию Вы черпали из сериалов или фильмов, однако, если там и показывалась правдивая информация, то ее было совсем мало.

Племя тикуна. Жили ли в джунглях Бразилии амазонки-лесбиянки?

Не пинайте меня сильно за бульварное название поста.Обычно я просто пишу о том, как живут индейцы в современном мире в разных странах Америки (посты 1, 2, 3, 4). Но по просьбам читателей сегодняшний пост будет не обычным. Раз просили лесбиянок, то держите лесбиянок.
Я затрону неоднозначную тему гомосексуализма среди коренных жителей Амазонии и, в частности, в племени тикуна. Я постараюсь сосредоточить свое внимание на женской гомосексуальности, чтобы не шокировать аудиторию и не задеть чьи-нибудь эстетические чувства.

Современная девушка из племени тикуна.

Мой пост будет посвящен не только лесбиянкам-тикуна. Вторая часть этого поста про одну невероятно красивую и умную гетеросексуальную индианку-тикуна. Это тот случай, когда тонкий ум, широта души, безграничные доброта и открытость сочетаются с огромными сиськами исключительной красотой и южной чувственностью. Несмотря на юный возраст, ее безудержная отвага стала одним из символов мирной борьбы местных индейцев Амазонии за право быть самими собой. В конце поста вы сможете насладиться фотокарточками этой прекрасной амазонки племени тикуна 😉

Тикунцы в Амазонасе, Бразилия , ок. 1865.

Итак, племя тикуна обитает в самом дальнем углу Бразилии на границе Перу, там где река Амазонка только начинает свое неторопливое течение. Отдаленность от обоих океанов помогла людям тикуна избежать сильной депопуляции по сравнению с другими племенами Бразилии. Уже позже в XIX-XX веке они столкнулись с экспансией белого человека. Начались конфликты с лесозаготовителями, рыбаками и сборщиками каучука, проникшими на их территорию. Но в упорной борьбе индейцы тикуна добились признания права на свои земли от правительства Бразилии. Но вслед за промысловиками пришли христианские миссионеры. На данный момент большинство тикуна считаются христианами.

Место описываемых событий. Красная метка на городе Бенжамин-Констант, штата Амазонас, также примерно соответствует центру ареала обитания тикуна.

Современные тикуна являются самой многочисленной народностью Амазонии. Их численность достигает 53544 человек в Бразилии, еще 8000 в Колумбии и 7000 в Перу. Чтобы читатель понял насколько это большая численность, я отмечу, что численность тикуна превосходит численность любого из сибирских коренных народов, кроме бурятов, якутов, тувинцев и алтайцев. Сегодня мужчины и женщины тикуна носят европейскую одежду и активно вливаются в современный мир. При этом они поддерживают свой изолированный язык и культивируют уникальные традиции, такие как ритуал moça nova – жестокое посвящение девушек во взрослую жизнь, когда девушке выдирают волосы из головы. По свидетельствам миссионеров ритуал обычно заканчивался застольем и пьяной оргией, где выпивкой служили масато или чича – ликеры, приготовленные из пережеванной и забродившей кукурузы или бананов.У тикуна именно женщины и девушки были ядром общества. Женщины пользовались большим уважением. Проблемы сексуального принуждения и изнасилования никогда не возникали в обществе Тикуна. Сама идея насилия по отношению к женщине была им совершенно чуждой.


Принято считать, что гомосексуализм и феминизм это веяния современного западного мира. Наверное, именно такое представление и определило термин “нетрадиционные сексуальные отношения”. Но фишка в том, что для многих культур на нашей планете гомосексуализм очень даже традиционная сексуальная практика. Современные ЛГБТ-активисты утверждают, что так обстояли дела и с тикуна.

На языке тикуна кайгювеку Ngüe Tügümaêgüé означает женщину, которая занимается любовью с другой женщиной.

Это мнение находит поддержку у профессора международных отношений из университета Сан-Франциско-де-Кит Мануэлы Лавинас Пик и антрополога Хоси Тикуна. Они считают, что коренные жители Амазонки используют международный язык для выражения своей сексуальности. Однако для них разнообразные сексуальные практики были характерны еще задолго до того, как глобализация дала им политический язык, для того чтобы рассказать о себе.

Maloca Pêrêtê в Игарапе-Прету, Амазонас. Фото из музея do Índio, 1930/31. Источник.

Обычаи общин тикуна предусматривают уважительное отношение к однополым парам. Племенные правила экзогамии предполагают ограничения лишь на кровосмесительные браки, но никак не ограничивают гомосексуальные контакты. Женщины тикуна защищают право на гомосексуальные отношения. Они рассматривают гомосексуальные связи как укрепление их национальной идентичности и приобщение к наследию народа тикуна. Хоси Тикуна отмечает, что для местных женщин практически нет сомнений в том, что сексуальное разнообразие изначально присуще коренным народам, тогда как сексуальная дискриминация была вызвана влиянием христианских проповедников.

Мальчики тикуна рисуют турури на ткане (bark cloth), фото: Юссара Грубера, 1979. Посмотреть традиционную живопись тикуна можно здесь.

Появление новообразованных церквей изменило брачные ожидания в обществе тикуна. Гомосексуальные союзы стали формой греха, отвратительного в глазах Бога. Церковь представила лесбиянство как запретную любовь, пронизывая космические воззрения тикуны чужеродной моралью. Новая мораль стала символом гнета религии над коренными народами. Для женщин тикуны навязывание религии иностранными миссионерами это то, что наносит ущерб их культуре.

Переезд церкви в новое место в деревне Порто Кордейринью, тикунская земля, муниципалитет Бенджамин Констант, штат Амазонас. Фото: Юссара Грубера, 1979.

Многие антропологи описывали гомосексуальную в Амазонии, среди которых Леви-Стросс, Кластр и Грегор. Нетипичность коренных народов в плане секса ощутима даже там, где им не хватает формальной концептуализации с ясными формулировками.

Но в отношении тикуна ученые более осторожны в этой теме. (Fernandes, 2016). Тем не менее, ранние исследования отмечали отсутствие свободы сексуальных отношений. И ничего не говорят о гомосексуальных практиках.

Сегодня, проявление гомосексуальных культур в Амазонии проявляется в формах, которые вполне узнаваемы западным человеком. Во многих городах с 2000-х годов проходят ЛГБТ-парады и заключаются однополые браки. С 2002 года в городе Benjamin Constant работает команда геев футболистов. Игроки изначально были освистаны, но, поскольку они радовали своей игрой и побеждали, они стали такими же популярными, как и другие команды. В 2011 году в Бенджамин Констант состоялся первый гей-парад. Матери несли маленьких детей на гудящих мотоциклах, бабушки и дедушки смешались с местными лесбиянками, а геи-футболисты шли вместе с проститутками.

Тикуанец социолог и преподаватель португальского языка и истории Раймундо Леопардо Феррейра говорит, что никогда не было записей, свидетельствующих о существовании гомосексуалистов среди тикунцев, как мы видим это сегодня. Он опасается, что из-за предрассудков начнется рост социальных проблем среди молодежи, таких как употребление алкоголя и кокаина. «Это [гомосексуализм] то, о чем говорили мои дедушка и бабушка, этого никогда не было», – сказал он.

Это [гомосексуализм] то, о чем говорили мои дедушка и бабушка, этого никогда не было

Фотограф Nelson Morales сделал серию фотографий представителей ЛГБТ-сообщества племени тикуна в Колумбии для журнала VICE. На фотографии лесбиянка племени тикуна. а может трансвестит.

Но тикуна известны не только запретной любовью, но и гетеросексуальными девушками.Веэна Тикуна (We’e’ena Tikuna) знойная красотка бразильских джунглей является представительницей народа тикуна, художницей, моделью, певицей песен на языке тикуна, общественным активистом, занозой в заднице бразильского правительства и просто красавицей.

Она родилась 16 августа 1988 года в деревне Тикуна в Умариачу, муниципалитет Табатинга в штате Амазонас. Имя Тикуна Веэна означает «плавание на унцию на другой берег реки» (извините, я не силен в португальском – onça nadando para o outro lado do rio). Статья о Тикуне на сайте ее универа.

Быть индейцем выходит далеко за рамки того, что многие люди представляют. Чтобы быть индейцем, нужно не просто использовать лук и стрелы, иметь прямые волосы и рисовать генипапом и уруком. Быть индейцем – это любить культуру, гордиться своими традициями и чувствовать уважение людей. Никто не перестает быть индейцем из-за того, что носит одежды белых людей. Потому что быть индийцем – в венах и крови.
We’e’ena Tikuna

В декабре 2004 года Веэна окончила факультет пластического искусства в Instituto Dirson Costa de Arte e Cultura do Amazonas.

И вот я сижу рядом с природой в поисках божественного вдохновения и благодарю природу за вдохновение радости жизни. Мы природа.
We’e’ena Tikuna

Сейчас Веэна активно занимается продвижением индейской моды, культуры и социальной интеграцией коренных народов через распространение их искусства. Она много раз попадала на обложки модных бразильских журналов. Ее 12 работ составляют коллекцию постоянной экспозиции в Историческом музее Манауса.

Посмотрите, сколько несправедливости . мы чужие на наших землях; они уже взяли все за золото и серебро и теперь хотят нас погасить. Мы всегда будем сопротивляться и никогда не станем музейными экспонатами.
We’e’ena Tikuna

Тикуна девушка горячая: многие ее речи в социальных сетях воинственны, она постоянно говорит о сопротивлении и борьбе за сохранение природы и этнической идентичности индейцев. Веэна не стесняется ходить в национальной одежде (т.е. почти без одежды) и с боевой раскраской своего племени на лице. В таком виде она приходит на общественные мероприятия и выступает на телевидении. Настоящая боевая амазонка.

Мы – сопротивление, и мы будем бороться, чтобы сохранить наши леса и реки. Я индеец . Я часть природы.
We’e’ena Tikuna

Если у вас возник вопрос, есть ли с ней видео, то оно здесь.

P.S. Мне кажется, этот пост получился не просто о меньшинствах отдалённого уголка Бразилии, но он о тесном переплетении старого и нового порядка вплоть до их коварного слияния в пестром одеяле мнений; это то с чем нам приходится сталкиваться в современном медиапространстве, когда невозможно отличить правду от желаемого выдать за правду. Поэтому я не буду отвечать на вопрос, вынесенный в заголовок поста – каждый уже сам для себя на него ответил.

Другие мои посты на тему индейцев:
– резервации США в XXI веке: блеск и нищета индейцев Америки. – индейцам в конгрессе США. – Бенито Хуаресу – индейцу, который смог стать президентом крупнейшей страны мира в XIX веке. – современным ацтекам и майя и их вкладу в современную политику. – нанотехнологиям на службе индейцев майя.

Посмотрите, сколько несправедливости . мы чужие на наших землях; они уже взяли все за золото и серебро и теперь хотят нас погасить. Мы всегда будем сопротивляться и никогда не станем музейными экспонатами.
We’e’ena Tikuna

Ссылка на основную публикацию