Девальвация национальных валют, старая и новая мировые системы

Примеры

В 1998 году в России произошел экономический кризис, его причиной было резкое падение цен на нефть и газ, а также проблемы у растущих экономик государств Юго-Восточной Азии.

Параллельно с этим Центральный банк отказался от искусственного регулирования курса рубля. За полтора месяца курс рубля к доллару изменился в два с половиной раза — с 6 Р до 15 Р . Государство провело девальвацию.

В 1998 году в России произошел экономический кризис, его причиной было резкое падение цен на нефть и газ, а также проблемы у растущих экономик государств Юго-Восточной Азии.

Девальвация

Девальвация – это официальное признанное государством понижение курса национальной валюты по отношению к курсам иностранных валют.

Неконтролируемая девальвация. Процесс обесценивания денежных знаков не контролируется государством. Меры, проводимые государством по сдерживанию падения стоимости национальной валюты, не имеют положительного эффекта, и ситуация выходит из под контроля. Это самый распространенный вид девальвации.

Девальвация

Девальвация – это процесс, приводящий к снижению курса национальной валюты относительно стоимости золота или валют иностранных государств.

К примеру, если текущее соотношение рубля к доллару составляет 1$ = 30р., то девальвация валюты (а именно российского рубля в сравнении с долларом) будет означать появление нового соотношения в сторону удешевления рубля, т.е. 1$ будет равен 33,5р. или другому значению, но выше 30р. Другими словами, в результате девальвации за то же количество рублей можно приобрести меньшее количество иностранных благ.

К примеру, если текущее соотношение рубля к доллару составляет 1$ = 30р., то девальвация валюты (а именно российского рубля в сравнении с долларом) будет означать появление нового соотношения в сторону удешевления рубля, т.е. 1$ будет равен 33,5р. или другому значению, но выше 30р. Другими словами, в результате девальвации за то же количество рублей можно приобрести меньшее количество иностранных благ.

Новый мировой беспорядок: почему большинству стран грозит реструктуризация долгов, девальвация или дефолт

Я раньше думал, что за почти 30 лет работы на финансовых рынках я видел все. А потом наступил март 2020 года, и произошли вещи, о которых я — и подавляющее большинство финансистов — только в книжках читали.

Вам придется вернуться в 30-е годы прошлого века, чтобы найти периоды такой волатильности на рынках акций; прогнозы экономического спада и безработицы также возвращают нас в эпоху Великой депрессии. Что касается нефти, последний раз я видел такой уровень цен в конце прошлого века, на самой заре моей аналитической карьеры. Весь мир, похоже, решил отправиться в небольшое путешествие назад на экономической машине времени — с непредсказуемыми последствиями.

Выход из этого кризиса будет гораздо более затяжным и болезненным, чем в 2008-м. Кризис 2008 года был по своей природе банковско-финансовым — как только стало понятно, что системообразующие банки спасут и у них не будет проблем с ликвидностью, рынок быстро успокоился и возобновил рост.

В этот же раз удар нанесен в самое сердце современной капиталистической модели — в потребителя. Чтобы не утомлять бесконечной статистикой, только в Великобритании по состоянию на апрель 2020 года 70% семей потеряли в доходах, 30% живут за счет сбережений и 20% с трудом оплачивают счета. В США более 20 млн людей обратились за пособием по безработице, беспрецедентные цифры для 330-миллионной страны. Когда все эти люди вернутся на работу? Всех ли возьмут назад? Смогут ли эти люди тратить и потреблять так же, как и до кризиса? Сколько потребительских кредитов будут вынуждены списать банки? Сколько компаний малого и среднего бизнеса обанкротится? А те, кто выживут, — какова будет их долговая нагрузка после кризиса?

Отсюда вывод номер один: все рисковые активы — акции, высокорискованные облигации и так далее — по-прежнему в опасности, несмотря на апрельское ралли. Конечно, ряд компаний с сильными балансовыми показателями и понятными перспективами роста (Amazon или Google, например) переживут этот кризис, но и их огромные капитализации были во многом результатом наличия у инвесторов больших свободных денежных средств и общего оптимизма. С учетом исчезновения этих факторов роста даже технологические гиганты вряд ли смогут избежать потерь.

Процентные ставки во всем мире стремятся к нулю и, вероятно, останутся там. Дешевые, почти бесплатные, деньги — последний простой действенный механизм властей для поддержания экономики.

Что любопытно, это «печатание» денег вряд ли приведет к инфляции, ведь выдаваемые кредиты и пособия не создают новый потребительский или инвестиционный спрос, а всего лишь пытаются частично заместить огромные выпавшие доходы.

А в послекризисный период, после всех этих триллионных программ помощи все без исключения страны обнаружат себя с существенно более высокой долговой нагрузкой. И вот тогда близкие к нулю процентные ставки станут единственным способом для правительств обслуживать свои долги без нанесения огромного ущерба бюджету.

Важная поправка: сказанное выше касается ведущих экономик мира, способных легко занимать в собственной валюте, — США, Евросоюза, Японии и в некоторой мере Китая. У большинства остальных стран выбор будет ограничен комбинацией из реструктуризации долгов, девальвации национальной валюты и дефолта. В посткризисном мире интересы отдельно взятых развитых суверенных государств и блоков еще долго будут доминировать над интересами развивающихся стран и помогающих им мультинациональных финансовых институтов, таких как МВФ или Всемирный банк.

Отсюда второй вывод: если вы можете купить облигации качественных заемщиков с доходностью в 4–5%, сделайте это — на горизонте трех-пяти лет они принесут прекрасную доходность по сравнению с банковскими депозитами и гособлигациями. В то же время избегайте облигаций и валют большинства стран с развивающихся рынков — тяжелые переговоры с кредиторами и дальнейшая девальвация в той или иной степени им практически гарантированы.

В ближайшем будущем нефть вряд ли будет стоить больше $40–50 за баррель. Четыре года назад я написал статью в этот журнал, которая называлась «Сколько НЕ будет стоить нефть». В ней я предположил, что мы уже никогда не увидим устойчивых цен выше $70–80 за баррель, поскольку от сланцевых залежей США до глубоководных месторождений Бразилии (не говоря уже про Россию и страны ОПЕК) себестоимость добычи нефти находится гораздо ниже этих ценовых значений. А значит, как только цены будут приближаться к пороговым значениям себестоимости в $50–60 за баррель, будет следовать рост добычи новыми игроками, а за ним ценовые войны и, как следствие, коррекция цены вниз, к уровню себестоимости маржинальных производителей.

Сейчас мы наблюдаем второй акт этой драмы, с двумя отличиями: новый порог среднемировой себестоимости можно оценить в $30–40 за баррель, при этом восстановление глобального спроса, рухнувшего из-за коронавируса, может растянуться на годы. Помимо этого, для многих стран-производителей с низкой себестоимостью добычи энергоресурсы — главная (а иногда и единственная) статья экспортных доходов. В условиях коллапса цен их мотивация наращивать добычу очевидна.

Отсюда вывод третий: несмотря на кажущуюся дешевизну, можно не спешить подбирать по дешевке нефть и акции нефтяных компаний.

В чем главный риск моих немного пессимистических прогнозов? Предположим, все сказанное выше не сбудется, и нас ждет стремительный рост глобальной экономики, стоимости акций и цен на нефть после быстрого завершения пандемии. Графики цен на активы напоминают английскую букву V, и мы стремительно возвращаемся к — и превосходим! — уровни февраля 2020 года. Миллионы людей с радостью выходят на работу, отправляются в путешествия и берут ипотечные кредиты под низкие ставки.

Что ж, если так произойдет и я недозаработаю из-за своей консервативной позиции, радость за друзей, близких и человечество в целом будет приемлемым эмоциональным дивидендом. Если же этого не произойдет, набор из денежных средств, надежных облигаций и антисептика для рук может оказаться крайне полезным на ближайшие несколько лет.

Вам придется вернуться в 30-е годы прошлого века, чтобы найти периоды такой волатильности на рынках акций; прогнозы экономического спада и безработицы также возвращают нас в эпоху Великой депрессии. Что касается нефти, последний раз я видел такой уровень цен в конце прошлого века, на самой заре моей аналитической карьеры. Весь мир, похоже, решил отправиться в небольшое путешествие назад на экономической машине времени — с непредсказуемыми последствиями.

Что значит девальвация?

Девальвация – административное или установленное законом снижение курса нацвалюты по отношению к иностранным в системе с фиксированным обменным курсом. В этой системе цена национальной денежной единицы не определяется спросом и предложением, а определяется произвольно парламентом или Центральным банком. Система фиксированного обменного курса стремится поддерживать постоянный номинальный обменный курс по отношению к выбранной иностранной валюте, что является первостепенным с точки зрения национальной экономики или корзины валют. Власти страны, в которой применялась система с фиксированным обменным курсом, обязаны обеспечить возможность обмена национальной денежной единицы на иностранную по фиксированному курсу.

Вторая задача регулятора – поддерживать курс на заданном уровне, колеблющийся в пределах «нормы», которая называется коридором допустимых колебаний. Однако, если наблюдается чрезмерный спрос на иностранную валюту, то при неизменном предложении возникает обесценение национальной валюты. Чтобы поддерживать постоянный обменный курс, Центробанк продаст иностранную валюту из резервов, что создаст дополнительное предложение и приведет к стабилизации цен. Это рискованно, потому что Центральный банк избавляется от своих резервов, а если давление слишком сильное, у него может не хватить средств для восстановления. Такая ситуация приводит к резкому изменению обменного курса и в конечном итоге к валютному кризису.

ТОП-3 Лучших трейдеров:

🥇 место🥈 место🥉 место
My Trader Блог Максима Виноградова Степан Демура
Читать обзорЧитать обзорЧитать обзор

Говоря простыми словами, девальвация предусматривает официальное и условно контролируемое снижение курса национальной валюты. Результаты девальвации для экономики страны:

  • девальвация выгодна для экспортеров, так как при обмене инвалютной выручки последние получают девальвационную премию, а потому при сохранении собственной рентабельности снижают цены на внешних рынках;
  • девальвация невыгодна для импортеров, так как им приходится тратить больше национальной валюты предназначенной для приобретения иностранного товара с целью оплаты импортных контрактов;
  • подорожание импортной продукции в отдельных случаях стимулирует развитие инфляционных процессов;
  • девальвация представляет собой негативный фактор для привлечения в страну иностранных капиталов и кредитов, так как инвесторы будут нести потери при репатриации прибылей, а кредиторы – при возврате сумм иностранных ссуд.

Благодаря девальвации центробанки восстанавливают валютные резервы, выкупая их по новой, более выгодной цене. Кроме того, это увеличивает внутреннюю денежную массу, что приводит к снижению процентных ставок и, в конечном итоге, к росту спроса, производства и занятости. На международном рынке девальвация имеет те же последствия, что и амортизация в системе с плавающей ставкой. Удешевление национальной валюты означает, что привлекательность выпускаемой продукции на внешних рынках возрастает. Экспортеры за то же количество иностранной валюты получают больше национальной валюты, чтобы снизить цены, не рискуя прибылью. Более того, благодаря амортизации можно улучшить торговый баланс страны. В ситуации, когда стоимость национальной валюты была снижена, экспорт, как уже упоминалось, становится более привлекательным, а импорт менее доходным. Люди, покупающие товары из-за рубежа, вынуждены платить больше в национальной валюте.

Вторая задача регулятора – поддерживать курс на заданном уровне, колеблющийся в пределах «нормы», которая называется коридором допустимых колебаний. Однако, если наблюдается чрезмерный спрос на иностранную валюту, то при неизменном предложении возникает обесценение национальной валюты. Чтобы поддерживать постоянный обменный курс, Центробанк продаст иностранную валюту из резервов, что создаст дополнительное предложение и приведет к стабилизации цен. Это рискованно, потому что Центральный банк избавляется от своих резервов, а если давление слишком сильное, у него может не хватить средств для восстановления. Такая ситуация приводит к резкому изменению обменного курса и в конечном итоге к валютному кризису.

Причины девальвации

Девальвация – достаточно сложный процесс и ее введение всегда говорит об экономической слабости государства. В основном, процесс проводится в двух случаях:

  1. Растущая инфляция.
  2. Торговая слабость страны, преобладание импорта в торговле.

Кроме двух основных существует еще ряд причин приводящих к девальвации валюты:

  • Увеличение денежной массы в стране
  • Внешнеэкономические санкции
  • Истощение золотовалютных резервов
  • Отток капитала в другие страны
  • Низкая конкурентоспособность собственной валюты

При слабой экономике государства, вызванной войнами, кризисами или стихийными бедствиями, также возможно развитие процесса девальвации.


покупатели обращаются к внутреннему рынку, в связи с чем растет спрос на них

Понятие девальвации валюты: суть явления

Буквально понятие девальвация валюты – это ее обесценивание. Суть явления – понижение курса валюты относительно иных денежных единиц.

Девальвацию можно считать денежной реформой, которую вынуждены использовать государства с фиксированным валютным коридором. Если валюта «плавает», то девальвация происходит автоматически.

Что необходимо предпринять, чтобы исключить подобное вмешательство? Варианты:

  • стимулировать, развивать экспорт продукции;
  • ограничить импорт;
  • поднять ЦБ учетные ставки;
  • получить кредит от МВФ.

Ввиду слабости национальной валюты страны используют запасы золота – валютные резервы.


Девальвацию можно считать денежной реформой, которую вынуждены использовать государства с фиксированным валютным коридором. Если валюта «плавает», то девальвация происходит автоматически.

Эволюция мировой валютной системы после Второй мировой войны

2. Эволюция мировой валютной системы после Второй мировой войны

Тенденция к возрастанию роли валютной сферы в отношениях участников международного обмена прослеживается на всех этапах эволюции мировой валютной системы, начиная с золотого стандарта. Чем глубже вовлечено национальное хозяйство в систему мировых хозяйственных связей, тем сильнее стремление национальных органов регулирования оградить экономику от неблагоприятных на данном этапе внешних воздействий.

Это противоречие предопределило эволюцию валютного механизма каждой страны. Так, в период золотого стандарта стихийные переливы золота между странами в условиях международного обмена в конечном счете стали негативно отражаться на развитии их производительных сил.

Мировой кризис 1929-1933 гг. привел к распаду сложившегося в период золотого стандарта валютного механизма: свободный валютный размен сменился жесткими валютными ограничениями, сформировались валютные зоны и блоки, процесс интернационализации был заторможен. Бреттонвудская модель явилась шагом в направлении восстановления валютного механизма.

Читайте также:  Место золота в современной валютной системе

Бреттонвудская валютная система была официально оформлена на Международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей с 1 по 22 июля 1944 г. в г. Бреттон-Вудсе (США). Здесь также были основаны МВФ и МБРР.

Цели создания второй мировой валютной системы:

1. Восстановление обширной свободной торговли.

2. Установление стабильного равновесия системы международного обмена на основе системы фиксированных валютных курсов.

3. Передача в распоряжение государств ресурсов для противодействия временным трудностям во внешнем балансе.

Бреттонвудская МВС базировалась на следующих принципах:

Ø Установлены твердые обменные курсы валют стран-участниц к курсу ведущей валюты;

Ø Курс ведущей валюты фиксирован к золоту;

Ø Центральные банки поддерживают стабильный курс своей валюты по отношению к ведущей (в рамках +/- 1%) валюте с помощью валютных интервенций;

Ø Изменения курсов валют осуществляются посредством девальвации (понижение официального курса национальной валюты по отношению к иностранным) и ревальвации (повышение официального курса национальной валюты по отношению к иностранным);

Ø Организационным звеном системы являются МВФ и МБРР. МВФ предоставляет кредиты в иностранной валюте для покрытия дефицита платежных балансов в целях поддержки нестабильных валют, осуществляет контроль за соблюдением странами-членами принципов МВС, обеспечивает валютное сотрудничество стран.

Под давлением США в рамках Бреттон-Вудской системы утвердился долларовый стандарт – МВС, основанная на господстве доллара (США обладали 70% от всего мирового запаса золота). Доллар – единственная валюта, конвертируемая в золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютной интервенции и резервных активов. Было установлено золотое соотношение доллара США: 35 долл. за 1 тройскую унцию. США установили монопольную валютную гегемонию, оттеснив своего давнего конкурента – Великобританию.

Таким образом, национальная валюта США стала одновременно мировыми деньгами, и поэтому Бреттон-Вудская валютная система часто называется системой золотодолларового стандарта.

Валютные интервенции рассматривались как механизм самоадаптации второй МВС к изменяющимся внешним условиям, аналогично транспортировке золотых запасов для регулирования сальдо платежного баланса при золотом стандарте. Курсы валют можно было изменять лишь при возникновении фундаментальной несбалансированности баланса. Эти изменения валютных курсов в рамках твердых паритетов назывались ревальвацией и девальвацией валют.

Вторая МВС могла существовать лишь до тех пор, пока золотые запасы США могли обеспечивать конверсию зарубежных долларов в золото. Однако к началу 70-х гг. произошло перераспределение золотых запасов в пользу Европы. Появляются и значительные проблемы с международной ликвидностью, так как по сравнению с увеличением объемов международной торговли добыча золота была невелика. Доверие к доллару как резервной валюте падает и из-за гигантского дефицита платежного баланса США. Образуются новые финансовые центры (Западная Европа и Япония), что приводит к утрате США своего абсолютного доминирующего положения в мире. Отчетливо проявляется парадоксальность данной системы, основанной на внутреннем противоречии, известном как парадокс, или дилемма Триффена.

По дилемме Триффена, золотодолларовый стандарт должен совмещать два противоположных требования:

1 – эмиссия ключевой валюты должна коррелировать с изменением золотого запаса страны. Чрезмерная эмиссия ключевой валюты, не обеспеченная золотым запасом, может подорвать обратимость ключевой валюты в золото и со временем вызовет кризис доверия к ней;

2 – ключевая валюта должна выпускаться в количествах, достаточных для того, чтобы обеспечить увеличение международной денежной массы для обслуживания возрастающего количества международных сделок. Поэтому ее эмиссия должна намного превосходить золотой запас страны.

Таким образом, возникает необходимость пересмотра основ существующей валютной системы; ее структурные принципы, установленные в 1944 г., перестали соответствовать условиям производства, мировой торговли и изменившемуся соотношению сил в мире. Сущность кризиса Бреттон-Вудской системы заключается в противоречии между интернациональным характером МЭО и использованием для их осуществления национальных валют, подверженных обесценению (преимущественно доллара).

Причины кризиса Бреттон-Вудской валютной системы (их можно представить в виде цепочки взаимообусловленных факторов):

Под давлением США в рамках Бреттон-Вудской системы утвердился долларовый стандарт – МВС, основанная на господстве доллара (США обладали 70% от всего мирового запаса золота). Доллар – единственная валюта, конвертируемая в золото, стал базой валютных паритетов, преобладающим средством международных расчетов, валютной интервенции и резервных активов. Было установлено золотое соотношение доллара США: 35 долл. за 1 тройскую унцию. США установили монопольную валютную гегемонию, оттеснив своего давнего конкурента – Великобританию.

Системы (режимы) валютных курсов. Валютная интервенция. Девальвация и ревальвация.

В современной мировой экономике валюты в зависимости от степени свободы изменения их курсов делятся на валюты с фиксированным, плавающим и ограниченно гибким курсом.

Рассмотрим две основные формы функционирования валютных курсов:

· Система фиксированного обменного курса;

· Система плавающего обменного курса.

Система фиксированного обменного курса.

Фиксированный валютный курс – официально установленное соотношение между национальными валютами, допускающее временное отклонение в определенных пределах (2,25%).

Сложность применения фиксированного курса состоит в том, что его следует постоянно контролировать в связи с движением компонентов платежного баланса, регулировать его сальдо резервами. Кроме того, установив фиксированный курс, ЦБ и правительство не в состоянии обеспечить стабильность спроса и предложения на иностранную валюту. И это закономерно, т.к. на спрос и предложение иностранной валюты влияет ряд факторов. Наиболее важные из них следующие:

· Относительные реальные процентные ставки в различных странах, что приводит к переливу финансовых активов;

· Изменения в потоках экспорта и импорта.

Поэтому фиксированный валютный курс может поддерживаться только с применением валютной интервенции – покупки или продажи ЦБ иностранной валюты из своих международных резервов в случаях, когда на валютном рынке обменный курс отличается от фиксированного.

Для поддержания фиксированного курса ЦБ должен проявлять сдержанность при осуществлении денежно-кредитной политики. К примеру, в результате проведения политики «дешевых» денег количество отечественных денег возрастет, что приведет к снижению обменного курса ниже фиксированного и повышению курса доллара. Для недопущения отклонения текущего курса от фиксированного ЦБ продает из резервов доллары, снижая валютные резервы.

В условиях проведения политики «дешевых» денег и возникающей инфляции на «черном» рынке идет взвинчивание обменного курса валют. В такой ситуации ЦБ проводит девальвацию – официально объявление снижения курса национальной валюты в условиях системы фиксированного курса.

Девальвация на определенный период решает проблемы равновесия платежного баланса. Экспорт дешевеет и расширяется, но импорт становится дороже. В итоге девальвация отечественной валюты выгодна экспортерам и невыгодна импортерам.

Ревальвация – официальное повышение курса национальной валюты в условиях системы фиксированного курса. С точки зрения импортеров и экспортеров эффект обратный: выгода – импорту, проигрыш – экспорту.

Достоинства и недостатки систем фиксированного и плавающего курсов будут представлены ниже в общей таблице.

Система плавающего обменного курса.

Система плавающего курса означает, что ЦБ допускает свободное колебание обменного курса под воздействием рыночного спроса и предложения на валютном рынке.

При плавающем курсе не проводится валютная интервенция, поэтому резервы не меняются. Платежный баланс уравновешен благодаря колебаниям курса.

Итак, плавающий курс автоматически регулирует дефицит (профицит) платежного баланса путем обесценения (удорожания) национальной валюты. Но эта система усиливает неопределенность в международных сделках, т.к. колебания курса сложно прогнозировать. Обесценение национальной валюты ведет к росту цен импорта и возможности общего роста цен (инфляция). Поэтому система совершенно свободного курса – теоретическая абстракция. На практике страны применяют систему управляемого плавания валют, предполагающую постепенное изменение валютного курса, пока не будет достигнут новый паритет.

Сравнительная эффективность и выбор режимов гибкого и фиксированного валютного курса.

Поддержание фиксированных валютных курсов требует соответствующих резервов для покрытия периодически возникающего дефицита платежного баланса. Если резервы недостаточны, страны должны предпринимать дефляционную политику по снижению цен и доходов, вводить протекционистские торговые меры или валютный контроль, что временно улучшает состояние пла­тежного баланса.

Гибкие обменные курсы, как правило, неустойчивы с точки зрения краткосрочного периода, но в долгосрочном плане они обладают необходимой эффективностью. Наоборот, фиксированные обменные курсы высокоэффективны с точки зрения краткосрочной стабильности, но низкоэффективны в долгосрочной перспективе. Ни одна из этих систем не обладает очевидным превосходством в деле обеспечения полной занятости ресурсов, стабильности уровня цен и урегулирования платежного баланса.

Таблица позволяет оценить сравнительную эффективность режимов гибкого и фиксированного валютного курса.

Таблица 7.1 – Сравнение режимов валютных курсов

Фиксированный курсГибкий курс
1. Эффективен при значительных валютных резервах ЦБ.1. Эффективен в стабильных экономиках с многосторонними внешнеторговыми отношениями, с предсказуемой фискальной и монетарной политикой.
2. Эффективен как номинальный «якорь» при отсутствии неожиданных ценовых шоков (в целях сближения темпов инфляции в двух странах).2. Эффективен в условиях гиперинфляции.
3. Эффективен в случае “привязки” к SDR или EURO.3. Эффективен в системе «управляемого плавания».
4. Неэффективен при кризисе пла­тежного баланса, так как неизбежна макроэкономическая корректировка.4. Эффективен для урегулирования кризиса платежного баланса.
5. В режиме фиксированного курса эффективность фискальной политики относительно выше, чем монетарной, так как весь “эффект” от изменения денежной массы “уходит” на цели поддержания валютного курса и не затрагивает уровней занятости и выпуска.5. В режиме гибкого курса эффективность монетарной политики относительно выше, чем фискальной, так как свободные колебания валютного курса могут усиливать эффект вытеснения и инфляционное давление, сопровождающие фискальную экспансию.

3. Фискальная и монетарная политика регулирования в открытой экономике
(модель IS–LM–BP).

Макроэкономическая политика регулирования в открытой экономике на основе модели IS–LM–BP включает множество моделей, показывающих последствия подключения фискальных и монетарных инструментов в условиях двоякой мобильности капитала и двух режимов валютного курса.

Ограничимся общим анализом последствий в условиях фиксированного и плавающего валютного курса. Представим две наиболее эффективные модели стимулирующей фискальной и монетарной политики при различных режимах курса и абсолютной мобильности капитала (BP горизонтальна).

Система плавающего курса означает, что ЦБ допускает свободное колебание обменного курса под воздействием рыночного спроса и предложения на валютном рынке.

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

Теоретической основой денежно-кредитной политики служиттеория современного монетаризма, представляющего собой синтез кейнсианских и неоклассических представлений о роли денег в экономике, о влиянии массы денег в обращении на макроэкономические цели. Основные положения современного монетаризма могут быть сведены к следующему:

• «деньги имеют значение», они в экономике играют первостепенную роль. Деньги – главный, центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;

• ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы – залог благополучного развития экономики;

• поскольку спрос на деньги зависит от небольшого числа факторов и не подвержен сильным колебаниям, основным параметром, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение. Именно изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;

• все нарушения макроэкономического равновесия – следствие неправильно проводимой денежно-кредитной политики;

• денежное предложение – экзогенная (задаваемая извне) величина;

• рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства должно быть ограничено регулированием количества денег в обращении. «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка», «чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей» – вот разделяемые монетаристами воззрения.

• фискальная политика малоэффективна, и основной упор должен делаться на монетарную политику;

• рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому «денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП».

Теория монетаризма лежала в основе государственной политики, проводившейся в США («рейганомика») и Англии («тэтчеризм») в 80-х – начале 90-х годов и позволившей улучшить экономическое положение этих стран. В частности в США уровень инфляции снизился с 13,5% в 1980 г. до 4,1% в 1988 г., а безработица упала с 9,7% в 1982 г. до 5,5% в 1988 г.

Монетарная политика – это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики – деятельность центрального банка – организатора и контролера денежного обращения.

Основой монетарной политики являются следующие положения:

• в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объема реального ВНП;

• в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП;

Механизм воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятость таков:

1) исходя из задач, стоящих перед экономикой, центральный банк увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия служит падение (рост) процентной ставки;

2) изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос. Таким образом центральный банк воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса;

3) изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объеме ВНП.

Связь между денежной массой и объемом производства, устанавливаемая через норму процента и плановые инвестиции, известна как «кейнсианский передаточный механизм» (рис. 14.3).

При данном денежном спросе (Dm 1) и предложении денег (Sm 1) процентная ставка устанавливается на уровне i1. Такой ставке соответствует инвестиционный спрос на уровне I1 , и объем ВНП=Q1 . Увеличение предложения до Sm 2 снижает процентную ставку до i2 , соответственно расширяя инвестиции до I2 . Прирост инвестиций с мультипликационным эффектом увеличивает ВНП до Q2 . Таким образом, прирост денежной массы расширяет совокупный спрос, объем производства и доходы, а сокращение денежной массы – понижает. Однако этот вывод справедлив в отношении лишь краткосрочного периода (пока ВНП не достиг потенциального уровня), в более длительном периоде монетарная политика влияет преимущественно на цены.

Основными инструментами в руках центрального банка, с помощью которых он воздействует на денежное предложение, как уже отмечалось, являются операции на открытом рынке; изменение учетной ставки и норматива обязательных резервов.

Читайте также:  Кембриджский вариант количественной теории денег и кредитная политика

Операции на открытом рынке – это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Предположим, что в экономике наблюдается излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные обязательства. Предложение ГЦБ увеличивается, их рыночная цена падает, доходность для покупателя растет – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами.

Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект. В результате покупки клиентами ценных бумаг сокращается величина резервов банка и уменьшается сумма кредитов, которую может выдавать банк. Таким образом, конечный результат воздействия операций на открытом рынке на денежную массу включает прямой и вторичный эффекты. Это означает, что продажа центральным банком ценных бумаг, например, на 1000 ден. ед. сокращает объем денежной массы на большую сумму, т.е. имеет место мультипликативый эффект.

Операции на открытом рынке – самый распространенный метод воздействия центрального банка на массу денег в обращении.

Центральный банк может также влиять на денежную массу, изменяяучетную ставку. Если центральный банк повышает учетную ставку, то для коммерческих банков (в случае возникновения у них дефицита резервов) кредит в центральном банке обойдется дороже, поэтому они постараются увеличить свои резервы, скупая активы или требуя досрочного возврата выданных ссуд. И то, и другое вызовет снижение объема денежной массы.

Следует отметить, что в странах развитой рыночной экономики механизм учетно-процентной ставки используется нечасто. Как правило, учетная ставка изменяется вслед за движением процентной ставки на денежных рынках. Если учетная ставка установлена на уровне ниже рыночной, то банки будут стремиться получить дешевый кредит в центральном банке, чтобы использовать его в целях получения прибыли. Кроме того, в условиях интернационализации хозяйства снижение учетной ставки ведет к отливу капитала из страны, что негативно влияет на эффективность учетно-процентной политики.

Изменениенорматива обязательных резервов. Снижение или увеличение нормы обязательных резервов оказывает воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора. Если центральный банк намерен увеличить денежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Уменьшение нормы переведет часть обязательных резервов в избыточные и, следовательно, расширит возможность создания новых денег путем кредитования. Если норма, обязательных резервов будет увеличена, то произойдет прямо противоположное: денежная масса сократится. Коммерческие банки в этом случае либо потеряют часть своих избыточных резервов, и тем самым их возможности создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно, и предложение денег.

Изменение нормы резервных требований является самым сильным и «грубым» инструментом в руках центрального банка. Прибегает банк к нему крайне редко. Дело в том, что изменение нормы резервных требований, которое распространяется только на банки, нарушает конкурентное равновесие между банками и другими финансовыми посредниками, поэтому, стремясь поддерживать это равновесие, центральный банк старается не изменять норматива обязательных резервов.

С точки зрения направления изменения массы денег монетарная политика подразделяется наполитику «дешевых» и политику «дорогих» денег. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк увеличивает предложение денег, что ведет к их «подешевлению» и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства. Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику «дорогих» денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

Степень воздействия изменения денежного предложения на объем производства и занятость зависят от эластичности спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем менее эластичен спрос на деньги и более эластичен спрос на инвестиции, тем больший эффект дает изменение предложения. И наоборот.

Существует ряд факторов, которые могут снижать результативность и эффективность монетарной политики.

Изменение денежного предложения, согласно эмпирическим данным, сказывается на величине ВНП через 6–12 месяцев, а аналогичный эффект воздействия на уровень цен возымеет свое действие не ранее 2–3 лет. Такой временной лаг создает трудности при определении срока, когда надо начать проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег.

Эффект изменения массы денег в обращении может сглаживаться изменением скорости обращения денег. Например: проводится политика «дорогих» денег: центральный банк стремится уменьшить количество денег, но в это время увеличивается скорость обращения денег – желаемый результат не достигается.

Наконец, возможна неадекватная реакция хозяйственных агентов на действия центрального банка. Поскольку на инвестиционный спрос помимо уровня процентной ставки оказывает влияние множество других факторов, то отнюдь не всегда то или иное изменение уровня процента вызовет соответствующее изменение спроса на инвестиции. Центральный банк, проводя политику «дешевых» денег, увеличивает избыточные резервы банков, но это не означает, что население и фирмы будут предъявлять соответствующий спрос на эти резервы.

Несмотря на эти отрицательные моменты, снижающие действенность денежно-кредитной политики, ‘ее гибкость, возможность «тонкой настройки», быстрота осуществления делают ее достаточно эффективным методом государственного регулирования. Вместе с фискальной монетарная политика остается сегодня важнейшим инструментом в арсенале государственного воздействия на рыночную экономику.

Выводы

1. Совокупный спрос на деньги определяется функциями денег как средства обращения и средства накопления и включает в себя: деловой спрос, величина которого зависит от реального объема производства уровня цен в стране и спрос на деньги как запасную стоимость, находящийся в обратной зависимости от уровня процентной ставки. Если спрос на деньги формируется всеми субъектами хозяйственных отношений, то предложение денег регулируется государством и абсолютно неэластично, т.е. не зависит от цены денег (процента). Равновесие на денежном рынке достигается при соответствии денежного спроса денежному предложению. При нарушении равновесия оно восстанавливается автоматически через колебания процентной ставки.

2. Изменения на денежном рынке влияют на рынки товаров. Отсюда у государства возникает возможность воздействовать на макроэкономические цели посредством регулирования денежного предложения. В основе современной монетарной политики лежит теория монетаризма. Основное монетарное правило: количество денег в обращении должно изменяться в соответствии с темпом изменения реального ВНП.

3. Главные инструменты воздействия государства (центрального банка) на денежное предложение – это: изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки (ставки рефинансирования) и операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг). Связь между изменением денежного предложения и сферой производства описывает «кейнсианский передаточный механизм», согласно которому изменение денежного предложения влечет за собой изменение уровня процента, что отражается на инвестиционном спросе, который, в свою очередь, с мультипликативным эффектом влияет на объем ВНП и занятость.

4. Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении в целях расширения совокупного спроса. Такая политика проводится в периоды спадов и называется политикой «дешевых денег». В условиях инфляции необходимо сокращение совокупного спроса, соответственно должно уменьшатся и предложение денег. Государство проводит политику «дорогих денег». Недостатками монетарной политики являются: значительный временной лаг между принятием соответствующих монетаристских мер и реакцией на них экономики, обратное влияние скорости обращения денег на их массу, возможная неадекватность реакции хозяйствующих субъектов на проводимую монетарную политику.

Связь между денежной массой и объемом производства, устанавливаемая через норму процента и плановые инвестиции, известна как «кейнсианский передаточный механизм» (рис. 14.3).

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатьева Евгения Николаевна

Актуальность рассматриваемой проблема обосновывается исторически обусловленными тенденциями, происходящими в мировой экономике. Несомненно, что данные процессы оказывают непосредственное воздействие на денежно-кредитную политику государств. В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег. По мнению известных учёных предметом её является изучение процесса воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. Длительное время среди экономистов ведутся дискуссии по данной проблеме, обусловленные двумя различными подходами к теории денег: современной кейнсианской теории, с одной стороны, и монетаристской количественной теорией денег с другой.

Анализ денежно-кредитной политики различных государств даёт нам возможность говорить о двух основных направлениях этой деятельности:

Кредитно-денежная система государства и монетарная политика.

Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Осуществляет монетарную политику Центральный банк.

Воздействие на макроэкономические процессы (инфляцию, экономический рост, безработицу) осуществляется посредством денежно-кредитного регулирования.

Обычно денежно-кредитная политика ЦБ направлена на достижение и сохранение финансовой стабилизации, в первую очередь укрепление курса национальной валюты и обеспечение устойчивости платежного баланса страны.

Денежно-кредитное регулирование — это совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов.

Денежно-кредитная политика является составной частью единой государственной экономической политики. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть — денежно-кредитную политику, он отвечает за её проведение.

Роль денежно-кредитной политики в развитии экономики заключается в том, чтобы добиться максимально возможного равновесия денежного рынка[источник не указан 18 дней], т.е. поддержать баланс между количеством денег в обращении и потребностью в них.

Виды монетарных политик

  • Жесткая — направлена на поддержание определенного размера денежной массы.
  • Гибкая — направлена на регулирование процентной ставки.

Различают виды монетарной политики:

  1. Стимулирующая — проводится в период спада и имеет целью «взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.
  2. Сдерживающая — проводится в период бума и направлена на снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией.

Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

  • снижение нормы резервных требований
  • снижение учетной ставки процента
  • покупка центральным банком государственных ценных бумаг.

Сдерживающая (ограничительная) монетарная политика состоит в использовании центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

  • повышение нормы резервных требований
  • повышение учетной ставки процента
  • продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Методы денежно-кредитной политики

Методы денежно-кредитной политики — совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики воздействуют на объекты для достижения поставленных целей.

  • Прямые методы — административные меры в форме различных директив Центрального Банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Лимиты роста кредитования или привлечения депозитов служат примерами количественного контроля. Реализация этих методов даёт наиболее быстрый экономический эффект с точки зрения центрального банка за максимальным объёмом или ценой депозитов и кредитов, за количественными и качественными переменными денежно-кредитной политики. При использовании прямых методов временные лаги сокращаются. Временные лаги — это определенный период времени между моментом возникновения потребности в применении той или иной меры в сфере денежно-кредитной политики и осознания такой потребности, а также между осознанием потребности, выработкой мнения и началом реализации.
  • Косвенные методы регулирования денежно-кредитной политики воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов при помощи рыночных механизмов, имеют большой временной лаг, последствия их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако, их применение не приводит к деформациям рынка. Соответственно, использование косвенных методов непосредственно связано со степенью развитости денежного рынка. Переход к косвенным методам характерен для общемирового процесса либерализации, повышения степени независимости центральных банков.

Так же различают общие и селективные методы:

  • Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.
  • Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер. Благодаря этим методам решаются частные задачи, как ограничение выдачи ссуды некоторым банкам, рефинансирование на льготных условиях.

Операции на открытом рынке.

Продажа ЦБ государственных ценных бумаг на открытых рынках коммерческим банкам уменьшает резервы банков, а следовательно, уменьшает кредитные возможности банков, увеличивая процентную ставку. Этот метод денежной политики применяется в краткосрочном периоде и обладает большой гибкостью.

Изменение минимальной резервной нормы.

Увеличение резервной нормы центральным банком уменьшает избыточные резервы (которые можно отдать в ссуду), тем самым способность банка расширять денежную массу путем кредитования снижается. Это средство регулирования денежной массы обычно применяют в долгосрочном периоде.

Изменение учетной ставки.

Ставка, взимаемая ЦБ за ссуды, представленные коммерческим банкам, называется учетной ставкой. С понижением учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на кредиты ЦБ. Одновременно увеличиваются резервы коммерческих банков и их способность давать кредит предпринимателям и населению. Снижается и банковский процент за кредит. Предложение денежной массы в стране возрастает. Наоборот, когда нужно снизить деловую активность, уменьшив денежную массу в стране, центральный банк повышает учетную ставку. Повышение учетной ставки является также приёмом борьбы с инфляцией. В зависимости от экономической ситуации центральный банк прибегает к политике «дешёвых» и «дорогих» денег.

Политика дешёвых денег

Проводится в период низкой конъюнктуры. Центральный банк увеличивает предложение денег путём покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, понижения резервной нормы, понижения учётной ставки. Тем самым понижается процентная ставка, достигается рост инвестиций и повышение деловой активности.

Политика дорогих денег

Проводится Центробанком, прежде всего, как антиинфляционная политика. Для того чтобы сократить денежное предложение, ограничивается денежная эмиссия, осуществляется продажа государственных ценных бумаг на открытом рынке, увеличивается минимальная резервная норма, увеличивается учётная ставка.

Наряду с перечисленными методами государственного регулирования, имеющими внутриэкономическую направленность, существуют специальные меры внешнеэкономического регулирования. К ним можно отнести меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, «ноу-хау», управленческих услуг. Это – кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение и отмена квот, изменение величины пошлины во внешней торговле.

Социальная политика.

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов [1] [2] . Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным [2] .

Читайте также:  Эволюция количественной теории денег: пути и подходы

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики – государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций – это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель – человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом [3] .

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги) [1] .

Субъекты: Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов [1] [2] . Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным [2] .

Описание теории

Монетаризм – это теория, которая рассматривает инфляцию в качестве прямого следствия чрезмерного предложения денег. Это означает, что ответственность за нее целиком и полностью лежит на центральном банке. Первоначально Фридман предложил фиксированное монетарное правило. Согласно ему, предложение денег должно увеличиваться автоматически на k% ежегодно. Таким образом центральный банк потеряет свободу действий, а экономика станет более предсказуемой. Монетаризм, представители которого считали, что необдуманные манипуляции предложением денег не могут стабилизировать экономику, – это в первую очередь долгосрочное планирование, предупреждающее появление чрезвычайных ситуаций, а не попытки быстро отреагировать на них.

Монетаризм – это направление, которое получило распространение после Второй мировой войны. Большинство его представителей, в том числе и Фридман, рассматривают золотой стандарт как непрактичный рудимент старой системы. Его несомненным преимуществом является существование внутренних ограничений на рост денег. Однако рост населения или увеличение торговли необратимо приводят в этом случае к дефляции и падению ликвидности, поскольку в этом случае все зависит от добычи золота и серебра.

Теоретические основы денежно-кредитной политики государства. Банковская система

Сторонники кейнсианства утверждают, что рыночная экономика представляет собой неустойчивую систему со многими внутренними “пороками”. Поэтому государство должно активно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе финансовые и денежно-кредитные. Механизм денежно-кредитного регулирования действует следующим образом. Изменение денежного предложения является причиной повышения или понижения процентной ставки, что в свою очередь приводит к колебаниям инвестиционного спроса и через мультипликативный эффект инвестиций – к изменению в уровне национального производства.

14.2. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

Теоретической основой денежно-кредитной политики служит теория современного монетаризма, представляющего собой синтез кейнсианских и неоклассических представлений о роли денег в экономике, о влиянии массы денег в обращении на макроэкономические цели.

• «деньги имеют значение», они в экономике играют первостепенную роль. Деньги – главный, центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;

• ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы – залог благополучного развития экономики;

• поскольку спрос на деньги зависит от небольшого числа факторов и не подвержен сильным колебаниям, основным параметром, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение. Именно изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;

• все нарушения макроэкономического равновесия – следствие неправильно проводимой денежно-кредитной политики;

• денежное предложение – экзогенная (задаваемая извне) величина;

• рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства должно быть ограничено регулированием количества денег в обращении. «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка», «чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей» – вот разделяемые монетаристами воззрения.

• фискальная политика малоэффективна, и основной упор должен делаться на монетарную политику;

• рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому «денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП».

Теория монетаризма лежала в основе государственной политики, проводившейся в США («рейганомика») и Англии («тэтчеризм») в 80-х – начале 90-х годов и позволившей улучшить экономическое положение этих стран.

Монетарная политика – это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики – деятельность центрального банка – организатора и контролера денежного обращения.

Основой монетарной политики являются следующие положения:

• в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объема реального ВНП;

• в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП;

Механизм воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятость таков:

1) исходя из задач, стоящих перед экономикой, центральный банк увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия служит падение (рост) процентной ставки;

2) изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос. Таким образом центральный банк воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса;

3) изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объеме ВНП.

Связь между денежной массой и объемом производства, устанавливаемая через норму процента и плановые инвестиции, известна как «кейнсианский передаточный механизм» (рис. 14.3).

При данном денежном спросе (Dm 1) и предложении денег (Sm 1) процентная ставка устанавливается на уровне i1. Такой ставке соответствует инвестиционный спрос на уровне I1 , и объем ВНП=Q1 . Увеличение предложения до Sm 2 снижает процентную ставку до i2 , соответственно расширяя инвестиции до I2 . Прирост инвестиций с мультипликационным эффектом увеличивает ВНП до Q2 . Таким образом, прирост денежной массы расширяет совокупный спрос, объем производства и доходы, а сокращение денежной массы – понижает. Однако этот вывод справедлив в отношении лишь краткосрочного периода (пока ВНП не достиг потенциального уровня), в более длительном периоде монетарная политика влияет преимущественно на цены.

Основными инструментами в руках центрального банка, с помощью которых он воздействует на денежное предложение, как уже отмечалось, являются операции на открытом рынке; изменение учетной ставки и норматива обязательных резервов.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект. В результате покупки клиентами ценных бумаг сокращается величина резервов банка и уменьшается сумма кредитов, которую может выдавать банк. Таким образом, конечный результат воздействия операций на открытом рынке на денежную массу включает прямой и вторичный эффекты. Это означает, что продажа центральным банком ценных бумаг, например, на 1000 ден. ед. сокращает объем денежной массы на большую сумму, т.е. имеет место мультипликативый эффект.

Операции на открытом рынке – самый распространенный метод воздействия центрального банка на массу денег в обращении.

Центральный банк может также влиять на денежную массу, изменяя учетную ставку. Если центральный банк повышает учетную ставку, то для коммерческих банков (в случае возникновения у них дефицита резервов) кредит в центральном банке обойдется дороже, поэтому они постараются увеличить свои резервы, скупая активы или требуя досрочного возврата выданных ссуд. И то, и другое вызовет снижение объема денежной массы.

Следует отметить, что в странах развитой рыночной экономики механизм учетно-процентной ставки используется нечасто. Как правило, учетная ставка изменяется вслед за движением процентной ставки на денежных рынках. Если учетная ставка установлена на уровне ниже рыночной, то банки будут стремиться получить дешевый кредит в центральном банке, чтобы использовать его в целях получения прибыли. Кроме того, в условиях интернационализации хозяйства снижение учетной ставки ведет к отливу капитала из страны, что негативно влияет на эффективность учетно-процентной политики.

Изменение норматива обязательных резервов. Снижение или увеличение нормы обязательных резервов оказывает воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора. Если центральный банк намерен увеличить денежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Уменьшение нормы переведет часть обязательных резервов в избыточные и, следовательно, расширит возможность создания новых денег путем кредитования. Если норма, обязательных резервов будет увеличена, то произойдет прямо противоположное: денежная масса сократится. Коммерческие банки в этом случае либо потеряют часть своих избыточных резервов, и тем самым их возможности создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно, и предложение денег.

Изменение нормы резервных требований является самым сильным и «грубым» инструментом в руках центрального банка. Прибегает банк к нему крайне редко. Дело в том, что изменение нормы резервных требований, которое распространяется только на банки, нарушает конкурентное равновесие между банками и другими финансовыми посредниками, поэтому, стремясь поддерживать это равновесие, центральный банк старается не изменять норматива обязательных резервов.

С точки зрения направления изменения массы денег монетарная политика подразделяется на политику «дешевых» и политику «дорогих» денег. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк увеличивает предложение денег, что ведет к их «подешевлению» и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства. Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику «дорогих» денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

Степень воздействия изменения денежного предложения на объем производства и занятость зависят от эластичности спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем менее эластичен спрос на деньги и более эластичен спрос на инвестиции, тем больший эффект дает изменение предложения. И наоборот.

Существует ряд факторов, которые могут снижать результативность и эффективность монетарной политики.

Изменение денежного предложения, согласно эмпирическим данным, сказывается на величине ВНП через 6–12 месяцев, а аналогичный эффект воздействия на уровень цен возымеет свое действие не ранее 2–3 лет. Такой временной лаг создает трудности при определении срока, когда надо начать проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег.

Эффект изменения массы денег в обращении может сглаживаться изменением скорости обращения денег. Например: проводится политика «дорогих» денег: центральный банк стремится уменьшить количество денег, но в это время увеличивается скорость обращения денег – желаемый результат не достигается.

Наконец, возможна неадекватная реакция хозяйственных агентов на действия центрального банка. Поскольку на инвестиционный спрос помимо уровня процентной ставки оказывает влияние множество других факторов, то отнюдь не всегда то или иное изменение уровня процента вызовет соответствующее изменение спроса на инвестиции. Центральный банк, проводя политику «дешевых» денег, увеличивает избыточные резервы банков, но это не означает, что население и фирмы будут предъявлять соответствующий спрос на эти резервы.

Несмотря на эти отрицательные моменты, снижающие действенность денежно-кредитной политики, ‘ее гибкость, возможность «тонкой настройки», быстрота осуществления делают ее достаточно эффективным методом государственного регулирования. Вместе с фискальной монетарная политика остается сегодня важнейшим инструментом в арсенале государственного воздействия на рыночную экономику.

• рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства должно быть ограничено регулированием количества денег в обращении. «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка», «чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей» – вот разделяемые монетаристами воззрения.

Ссылка на основную публикацию