Монетаризм и кредитно-денежная политика государства

Экономика в схемах / Тема 18. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

Монетарная политика государства – это меры, предпринимаемые государством для регулирования объема денежного предложения.

Денежное предложение, взаимодействуя с денежным спросом, оказывает влияние на объем национального производства, безработицу, цены.

Монетарная политика, проводимая государством, опирается на современную теорию монетаризма.

Основные положения теории монетаризма

– «Деньги имеют значение», они играют в экономике первостепенную роль. Деньги – главный, центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса.

– Ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы – залог благополучного развития экономики.

– Поскольку спрос на деньги зависит от немногих факторов и не подвержен сильным колебаниям, основным фактором, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение. Именно изменения денежного предложения сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах.

– Все нарушения макроэкономического равновесия являются следствием неправильно проводимой денежно-кредитной политики.

– Денежное предложение – экзогенная (задаваемая извне) величина и не зависит от состояния экономики;

– Рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства в экономику должно быть ограничено регулированием количества денег в обращении. «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка», «чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей» – таковы разделяемые монетаристами воззрения.

– Фискальная политика малоэффективна, и основной упор должен делаться на монетарную политику.

– Рост денежной массы должен проходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому «денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП».

Спрос на деньги

Спрос на деньги – это спрос на денежные остатки, исчисленные с учетом их покупательной способности.

Совокупный (общий) спрос на деньги (Dm) включает:

– деловой спрос – спрос на деньги для оплаты товаров и услуг;

– спрос на деньги как запасную стоимость (средство сбережения).

Деловой спрос, или спрос для сделок [Dm(Q)] – это количество денег, которое хотят иметь хозяйствующие субъекты в качестве средства обращения. Величина спроса для сделок зависит от номинального ВНП, т.е. от реального объема ВНП и уровня цен.

где Q – реальный объем ВНП;

p – абсолютный уровень цен.

Спрос на деньги как запасную стоимость [Dm(i)] – это количество денег, которые люди хотят хранить в виде сбережений. Величина спроса на деньги как запасную стоимость зависит от предпочтения ликвидности (которой обладают деньги) доходности (которой обладают ценные бумаги) и находится в обратной зависимости от уровня банковского процента:

Dm(i) = f(i)

Денежный рынок – это рынок, на котором спрос на деньги их предложение определяют уровень процентной ставки, «цену» денег. Если спрос на деньги формируется всеми хозяйствующими субъектами, то предложение денег является прерогативой (исключительным правом) государства.

Основные участники денежного рынка: фирмы, правительство, центральный и коммерческие банки и др.; объект купли-продажи – деньги, предоставляемые во временное пользование.

Особенность денежного рынка в том, что в отличие от товарных рынков, где процесс купли-продажи представляет собой обмен товаров и услуг на деньги, на денежном рынке деньги фактически обмениваются на другие ликвидные активы по альтернативной стоимости, измеренной в единицах номинальной ставки процента.

График денежного рынка представлен на рис. 18.1.

Пусть Dm – спрос на деньги; Sm – предложение денег, а ie – равновесная ставка процента. Поскольку предложение денег (Sm) не определяется их ценой, а регулируются государством исходя из общих целей макроэкономического развития, предложение денег совершенно не эластично, т.е. не зависит от их цены.

Равновесие денежного рынка означает равенство количества активов, которые хозяйственные агенты хотят иметь в виде денег, количеству денег, которое предлагается банковской системой. Оно достигается при определенной норме процентной ставки (ie).

Если норма процента превышает уровень равновесия (i1), то хозяйственные агенты не захотят иметь предлагаемое банковской системой количество денег. При повышении нормы процента стоимость ценных бумаг снижается, они становятся более доходными, и хозяйственные агенты предпочтут неденежные активы денежным (напомним, что курс ценных бумаг находится в обратной зависимости от нормы процента). Падение спроса на деньги понижает норму ссудного процента до достижения равновесного положения.

Когда же, наоборот, процентная ставка оказывается меньше равновесной (i2), сокращается число желающих держать свои активы в ценных бумагах (так как их курс повышается). Повышение курса ценных бумаг снижает спрос на них и повышает спрос на деньги, что отражается на процентных ставках, стремящихся к равновесию.

Нарушения равновесия на денежном рынке

– Изменение ВНП влияет на величину реального дохода, а следовательно, отражается на деловом спросе. Изменение спроса под влиянием изменения дохода приводит к сдвигам кривой спроса на деньги и (при прочих равных условиях) к изменению равновесия.

– Предъявляя спрос на деньги, хозяйственные агенты учитывают их покупательную способность, измеряемою количеством товаров, которое можно на них купить. С ростом цен товаров повышается и спрос на деньги. Это обстоятельство является решающим фактором для понимания инфляции. Повышение спроса на деньги может служить для государства сигналом для увеличения денежного предложения, что инициирует дальнейший рост цен. Изменение цен товаров также приводит к сдвигам кривой спроса на деньги.

– Изменение предложения денег, смещение кривой предложения также ведет к изменению равновесия и уровня процентной ставки, что, в свою очередь, отражается на инвестиционном спросе, объеме производства и занятости.

Связь между денежным и товарными рынками

Таким образом, денежный и товарные рынки тесно взаимосвязаны. События, происходящие на денежном рынке, отражаются на товарном. В свою очередь, перемены в объемах производства товаров и услуг отражаются на спросе на деньги, а колебания процентной ставки сказываются на инвестициях и совокупном спросе.

Механизм монетарной политики

Практической основой монетарной политики служит тезис о том, что в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объема реального ВНП и сокращает безработицу.

Механизм воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятости состоит в следующем.

– Исходя из задач, стоящих перед экономикой, центральный банк увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия является падение (рост) процентной ставки.

– Изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос. Таким образом, государство (центральный банк) воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса.

– Изменение инвестиций с мультипликационным эффектом отражается на объеме ВНП и уровне безработицы.

Связь между денежной массой и объемом производства, устанавливаемая через норму процента и планируемые инвестиции, известна как «кейнсианский передаточный механизм» (рис. 18.2).

При данном денежном спросе (Dm) и предложении денег (Sm1) процентная ставка устанавливается на уровне i1. Такой ставке соответствует инвестиционный спрос I1 и объем ВНП, равный Q1. Увеличение предложения до Sm2 снижает процентную ставку до i2, соответственно расширяя инвестиции до I2. Прирост инвестиций с мультипликационным эффектом увеличивает ВНП Q1. Таким образом, прирост денежной массы расширяет совокупный спрос, объем производства и доходы, а сокращение денежной массы – понижает их.

Государство (центральный банк) регулирует предложение денег (увеличивает или сокращает массу денег в обращении), используя три основных инструмента денежно-кредитной политики. Это:

– операции на открытом рынке;

– норматив обязательных резервов.

Инструменты денежно-кредитной (монетарной) политики

Операции на открытом рынке

Норматив обязательных резервов

Это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг.

Если центральный банк стремится уменьшить массу денег, он начинает активно продавать государственные бумаги. Их предложение увеличивается, а рыночная цена падает; доходность для покупателя растет – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами.

Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект. В результате покупки клиентами ценных бумаг сокращается величина резервов банка и уменьшается сумма кредитов, которую может выдавать банк.

Скупка центральным банком ценных бумаг приводит к противоположному результату – масса денег в обращении увеличивается.

Эта ставка рефинансирования, по которой центральный банк предоставляет ссуды коммерческим банкам и переучитывает их векселя.

Если центральный банк повышает учетную ставку, то для коммерческих банков (в случае возникновения у них дефицита резервов) кредит центрального банка обойдется дороже, поэтому они стараются увеличить свои резервы, скупая активы или требуя досрочного возврата выданных ссуд. И то и другое вызывает снижение объема денежной массы.

Снижение учетной ставки приводит к расширению кредита и увеличению количества денег в обращении.

Снижение или увеличение норматива обязательных резервов оказывает воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора.

Если центральный банк намерен увеличить денежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Её уменьшение переводит часть обязательных резервов в избыточные и, следовательно, расширяет возможность создания новых денег путем кредитования.

Если норма обязательных резервов будет увеличена, избыточные резервы коммерческих банков сократятся, тем самым их возможности создания новых денег уменьшатся.

Виды монетарной политики

Политика «дешевых» денег проводится в период спада в целях стимулирования инвестиций и расширения объема производства. Для этого центральный банк увеличивает предложение денег путем:

– снижения норматива обязательных резервов;

– уменьшения учетной ставки;

– скупки на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Политика «дорогих» денег проводится в период инфляции в целях сокращения совокупного спроса. Для этого центральный банк уменьшает предложение денег путем:

– увеличения норматива обязательных резервов;

– повышения учетной ставки;

– продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг.

Степень воздействия изменения денежного предложения на объем производства и занятость зависит от соотношения эластичности спроса на деньги и спроса инвестиции:

– чем менее эластичен спрос на деньги и более эластичен спрос на инвестиции, тем больше эффект дает изменение предложения денег;

– чем более эластичен спрос на деньги и менее эластичен спрос на инвестиции, тем меньше эффект дает изменение предложения денег.

Эффективность монетарной политики

Существуют некоторые факторы, которые могут снижать результативность и эффективность монетарной политики.

– Изменение денежного предложения, согласно эмпирическим данным, сказывается на величине ВНП через 6-12 месяцев, а на уровне цен – через 2-3 года. Такой временно лаг создает трудности при определении срока, когда надо начать проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег.

– Эффект изменения количества денег в обращении может сглаживаться из-за изменения скорости обращения денег. Например, проводится политика «дорогих» денег т.е. центральный банк стремится уменьшить количество денег в обращении, но если в это же время увеличивается скорость обращения денег, желаемый результат не достигается.

– Возможно неадекватная реакция хозяйственных агентов на действия центрального банка. Поскольку на инвестиционный спрос помимо уровня процентной ставки влияют многие другие факторы, отнюдь не всегда то или иное изменение уровня процента вызовет соответствующее изменение спроса на инвестиции. Центральный банк, проводя политику «дешевых» денег, увеличивает избыточные резервы банков, но это не означает, что население и фирмы будут предъявлять соответствующий спрос на эти резервы.

Несмотря на отрицательные моменты, снижающие действенность денежно-кредитной политики, её гибкость, возможность «тонкой настройки», быстрота осуществления делают её достаточно эффективным методом государственного регулирования. Вместе с фискальной монетарная политика остается сегодня важнейшим инструментом в арсенале государственного воздействия на рыночную экономику.

Тема 29. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

ОГЛАВЛЕНИЕ

Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость. Механизм этого воздействия, принципы и методы государственного регулирования денежного обращения – предмет изучения данной темы.
Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Механизм монетарной политики.
Вопрос 2. Виды и эффективность монетарной политики
.

Механизм монетарной политики

Денежно-кредитная, или монетарная, политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на регулирование количества денег в обращении (денежного предложения).
Современная монетарная политика базируется на основных положениях монетаризма – экономической школы, развивающей классическую количественную теорию денег и рассматривающей деньги как важнейший фактор экономического развития.
Основные положения современного монетаризма могут быть сведены к следующему:

  1. “деньги имеют значение”, они в экономике играют первостепенную роль. Деньги – главный, центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;
  2. ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы – залог благополучного развития экономики;
  3. поскольку спрос на деньги зависит от небольшого числа факторов и не подвержен сильным колебаниям, основным фактором, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение. Именно изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;
  4. все нарушения макроэкономического равновесия являются следствием неправильно проводимой денежно-кредитной политики;
  5. денежное предложение – экзогенная (задаваемая извне) величина, не зависящая от состояния экономики;
  6. рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства в экономику должно быть ограничено воздействием на количество денег в обращении. “Ни одно правительство не может быть мудрее рынка”; “чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей” – вот разделяемые монетаристами воззрения;
  7. фискальная политика малоэффективна и основной упор должен делаться на монетарную политику;
  8. в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объём ВНП, в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объёма реального ВНП;
  9. рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому “денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП”.

Теория монетаризма лежала в основе государственной политики, проводившейся в США (“рейганомика”) и Англии (“тэтчеризм”) в 80-х-начале 90-х годов ХХ века и позволившей улучшить экономическое положение этих стран. В частности, в США уровень инфляции сократился с 13,5% в 1980 г. до 4,1% в 1988 г., а безработица упала с 9,7% в 1982 г. до 5,5% в 1988 г.
Механизм воздействия монетарной политики на объём национального производства и занятость таков:

  1. исходя из задач, стоящих перед страной, центральный банк увеличивает (сокращает) денежное предложение, реакцией на эти действия является падение (рост) процентной ставки;
  2. изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос. Таким образом, центральный банк воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса;
  3. изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объёме ВНП.

Связь между денежной массой и объемом производства, устанавливаемая через норму процента и плановые инвестиции, известна как “кейнсианский передаточный механизм” (см. рис. 29.1).
При данном денежном спросе (Dm) и предложении денег (Sm) процентная ставка устанавливается на уровне i1. Такой ставке соответствует инвестиционный спрос на уровне I1, объем ВНП равен Q1. Увеличение предложения до Sm1 снижает процентную ставку до i2, соответственно расширяя инвестиции до I2. Прирост инвестиций с мультипликационным эффектом увеличивает ВНП до Q2. Таким образом, прирост денежной массы расширяет совокупный спрос, объем производства и доходы, а сокращение денежной массы – понижает. Однако этот вывод справедлив в отношении лишь краткосрочного периода (пока ВНП не достиг потенциального уровня), в более длительном периоде монетарная политика влияет преимущественно на цены.
Основными инструментами в руках центрального банка, с помощью которых он воздействует на денежное предложение, как уже отмечалось, являются операции на открытом рынке и изменение учетной ставки и норматива обязательных резервов.


GNPi /,
Рис. 29.1. Механизм воздействия денежного
предложения на национальный объем производства:
а) денежный рынок; б) рынок капиталов; в) производство
Операции на открытом рынке. Предположим, что в экономике наблюдается излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные обязательства. Предложение ГЦБ увеличивается, их рыночная цена падает, соответственно, их доходность для покупателя возрастет – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами.
Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект. В результате покупки клиентами ценных бумаг сокращается величина резервов банка и уменьшается сумма кредитов, которую может выдавать банк. Таким образом, конечный результат воздействия операций на открытом рын
ке на денежную массу включает прямой и вторичный эффекты. Это означает, что продажа центральным банком ценных бумаг, например, на 1000 ед. сокращает объем денежной массы на большую величину, т.е. имеет место мультипликативный эффект.
Операции на открытом рынке – самый распространенный метод воздействия центрального банка на массу денег в обращении.
Центральный банк может также влиять на денежную массу, изменяя учетную ставку. Если центральный банк повышает учетную ставку, то для коммерческих банков (в случае возникновения у них дефицита резервов) кредит в центральном банке обойдется дороже, поэтому они постараются увеличить свои резервы, скупая активы или требуя досрочного возврата выданных ссуд. И то и другое вызовет снижение объема денежной массы.
Следует отметить, что в странах с развитой рыночной экономикой механизм учетно-процентной ставки используется нечасто. Как правило, учетная ставка изменяется вслед за движением процентной ставки на денежных рынках. Если учетная ставка установлена на уровне ниже рыночной, то банки будут стремиться получить дешевый кредит в центральном банке, чтобы использовать его в целях получения прибыли. Кроме того, в условиях интернационализации хозяйства снижение учетной ставки ведет к оттоку капитала из страны, что негативно влияет на эффективность учетно-процентной политики.
Изменение норматива обязательных резервов. Снижение или увеличение нормы обязательных резервов оказывает воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора. Если центральный банк намерен увеличить денежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Уменьшение нормы переведет часть обязательных резервов в избыточные и, следовательно, расширит возможность создания новых денег путем кредитования. Если норма обязательных резервов будет увеличена, то произойдет прямо противоположное: денежная масса сократится. Коммерческие банки в этом случае либо потеряют часть своих избыточных резервов, и их возможности создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно, и предложение денег.
Изменение нормы резервных требований является самым сильным и “грубым” инструментом в руках центрального банка.
С помощью этих инструментов центральный банк имеет возможность оказывать эффективное воздействие на рыночную экономику.

  1. В чем суть денежно-кредитной (монетарной) политики государства?
  2. Рассмотрите основные положения современной монетарной теории.
  3. Каков механизм монетарной политики? Как изменение предложения денег отражается на объеме ВНП?
  4. Какими методами центральный банк может воздействовать на денежное предложение?
  5. Объясните, как центральный банк может увеличивать или сокращать предложение денег.
Читайте также:  Цены в Монако на еду, недвижимость, товары и услуги в 2020 году

Виды и эффективность монетарной политики

В зависимости от стоящих общеэкономических задач центральный банк может проводить разную кредитно-денежную политику.
Жесткая денежно-кредитная политика (политика “дорогих денег”) предполагает поддержание неизменной массы денег в обращении и возможность колебания процентной ставки (рис. 29.2).


Рис. 29.2. Жесткая денежно-кредитная политика

Если целью монетарной политики является поддержание массы денег в обращении на неизменном уровне, то предложение денег будет представлено вертикальной линией Sm. В этом случае изменение спроса на деньги ведет к изменению процентной ставки при постоянстве предложения денег (эта ситуация и рассматривалась в теме, когда анализировался денежный рынок).
Гибкая (мягкая) денежно-кредитная политика (политика “дешевых денег”) предполагает неизменность процентной ставки при совершенно эластичном предложении денег (рис. 29.3).


Рис. 29.3. Гибкая (мягкая) денежно-кредитная политика

Если центральный банк проводит монетарную политику, цель которой – поддержание нормы процента на фиксированном уровне, то предложение денег будет представлено горизонтальной линией Sm. В этом случае при изменении спроса на деньги предложение будет меняться при постоянстве процентной ставки.
Центральный банк не может одновременно зафиксировать и массу денег, и процентную ставку, поэтому ему приходится, как правило, прибегать к промежуточным вариантам мягкой или жесткой денежно-кредитной политики, допуская большее или меньшее изменение одного из параметров денежного рынка (рис. 29.4).


Рис. 29.4. Относительно жесткая и относительно гибкая денежно-кредитная политика

На рис. 29.4, а представлена относительно жесткая денежно-кредитная политика. Предложение денег относительно неэластично: изменение предложения денег приводит к большему изменению процентной ставки, чем изменение массы денег.
На рис. 24.4, б представлена относительно мягкая денежно-кредитная политика. Предложение денег относительно эластично: ставка процента изменяется в меньшей степени, чем предложение денег.
Выбор той или иной политики зависит от поставленных целей. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк проводит политику “дешевых” денег: увеличивает предложение денег, что ведет к их удешевлению и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства.
Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику “дорогих” денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту их стоимости, процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.
Степень воздействия изменения денежного предложения на объем производства и занятость зависит от эластичности спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем менее эластичен спрос на деньги и более эластичен спрос на инвестиции, тем больший эффект дает изменение предложения и наоборот (рис. 29.5).


Рис. 29.5. Зависимость спроса на инвестиции от соотношения эластичности спроса на деньги и эластичности спроса на инвестиции

Увеличение предложения денег с Q1 до Q2 при относительно неэластичном спросе на деньги снижает процентную ставку с i1 до i2, что при эластичном спросе на инвестиции увеличивает их с I1 до I2 (рис. 29.5, а).
Такое же увеличение предложения денег (с Qi до Q2) при относительно эластичном спросе на деньги снижает процентную ставку с i1 до i2, что при неэластичном спросе на инвестиции увеличивает их с Ii до I2 (рис. 29.5, б).
Хотя денежно-кредитная политика является весьма действенным способом регулирования рыночной экономики, ей свойствен ряд недостатков, снижающих ее эффективность.
При оценке последствий проведения той или иной денежно-кредитной политики необходимо выделить ее воздействие на реальный и денежный секторы экономики. Предположим, что происходит повышение нормы обязательных резервов. Следствием является снижение избыточных резервов и повышение процентной ставки. Повышение процентной ставки по- разному отразится на товарном и денежном рынках.
Если реальные и финансовые активы взаимозаменяемы, то рост процентной ставки снизит инвестиционную активность и спрос на реальный капитал упадет. При отсутствии взаимозаменяемости реальных и финансовых активов рост процентной ставки вызовет снижение спроса на финансовые активы, а спрос на реальный капитал не изменится. В этом случае изменения касаются только денежного рынка, не затрагивая рынок товаров. Это так называемый эффект субституции (замены).
Денежно-кредитная политика может привести экономику к “ликвидной ловушке” – состоянию денежного рынка, при котором ставка процента не реагирует на изменение денежного предложения. Увеличение денежного предложения в целях активизации инвестиционной деятельности, ведущее к снижению процентной ставки, имеет свой предел. Процентная ставка может снижаться только до некоторого минимального уровня (она не может равняться 0), и, если государство будет продолжать наращивать денежную массу, то это не приведет к соответствующему увеличению инвестиционного спроса и реального ВНП, а только породит инфляцию.
Эффект изменения массы денег в обращении может сглаживаться изменением скорости обращения денег. Например, проводится политика “дорогих” денег: центральный банк стремится уменьшить количество денег в обращении, но в это время увеличивается скорость обращения денег – желаемый результат не достигается.
Далее, возможна неадекватная реакция хозяйственных агентов на действия центрального банка. Поскольку на инвестиционный спрос помимо уровня процентной ставки оказывает влияние множество других факторов, то отнюдь не всегда то или иное изменение уровня процентной ставки вызовет соответствующее изменение спроса на инвестиции. Центральный банк, проводя политику “дешевых” денег, увеличивает избыточные резервы банков, но это не означает, что население и фирмы будут предъявлять соответствующий спрос на эти резервы.
Наконец, эффект монетарной политики различен в краткосрочном и долгосрочном периодах. Расширение или сужение денежного предложения оказывает стимулирующее или сдерживающее воздействие на экономику в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде связь между предложением денег и процентной ставкой утрачивается, и монетарная политика оказывается недейственной. В долгосрочном периоде действует основное монетарное правило, согласно которому долгосрочный темп роста предложения денег должен равняться темпу роста реального ВНП.
Несмотря на эти отрицательные моменты, снижающие действенность денежно-кредитной политики, такие качества этой политики, как гибкость, возможность “тонкой настройки”, быстрота осуществления делают её достаточно эффективным методом государственного регулирования. Монетарная политика вместе с фискальной остается сегодня важнейшим инструментом государственного воздействия на рыночную экономику.
Однако результативность и фискальной, и монетарной политики зависит от их согласованности между собой. Очевидно, что если одновременно проводить сдерживающую фискальную политику и гибкую монетарную политику, то результат будет отрицательный. Необходимое согласование инструментов фискальной и монетарной политики представлено в табличном виде.

Монетаризм и кредитно-денежная политика

В буржуазной экономической литературе монетаризм отождествляется с количественной теорией денег. Считается, что он представляет собой новейший вариант этой теории. «…То, что мы привыкли называть количественной теорией денег…, теперь называется монетаризмом», — отмечал М. Фридмен. И тем не менее четких определений, отражающих качественное отличие монетаризма от других течений, буржуазная экономическая мысль не выработала. Отмечая приверженность монетаризма количественной теории денег, М. Фридмен тем самым подчеркивает одну из отличительных его сторон по отношению к кейнсианству. Однако, по признанию самого же М. Фридмена, количественная теория — это термин «отражающий скорее общий подход, чем обозначение четко определенной теории». Аналогичной точки зрения по этому поводу придерживается и американский экономист К. Д. Гувер. Он констатирует, что несмотря на обилие литературы по теории и практике монетаризма «до сих пор нет всеми признаваемого определения монетаризма и невозможна приемлемая классификация ученых на монетаристов и немонетаристов». Совершенно очевидно, что в этом отражается общая аморфность методологического построения теории монетаризма, ее эклектическая основа.

Монетаризм как кредитно-денежная политика государства

Широко распространенным в буржуазной литературе является и мнение о том, что под монетаризмом следует понимать определенную кредитно-денежную политику буржуазного государства, направленную на осуществление контроля за развитием инфляционных процессов и хозяйственной конъюнктуры путем регулирования функционирующей в процессе обращения денежной массы. Так, в одном из учебников по деньгам и банковскому делу говорится, что «монетаризм в узком понимании представляет собой систему взглядов, согласно которой регулирование денежной массы является определяющим фактором воздействия на динамику денежных доходов». Глава английских монетаристов профессор Д. Лейдлер, характеризуя специфичность монетаризма как экономического учения, пишет: «Я трактую это понятие как определенную политику, в соответствии с которой предпринимаются попытки установить контроль над динамикой общего уровня цен путем регулирования роста соответствующих денежных агрегатов. Если же говорить о более специфических особенностях этого понятия, — продолжает буржуазный ученый, — то необходимо отметить, что монетаризм представляет политику, направленную на уменьшение темпов инфляции путем сокращения темпов роста денежных агрегатов, или соответственно на поддержание стабильности цен путем обеспечения постоянных темпов предложения денежной массы».

Отметим и следующие, близкие по своему содержанию положения, позволяющие глубже осознать специфику монетаризма как денежной политики. Американский буржуазный экономист Дж. Мак-Куллох в книге «Деньги и инфляция. Монетаристский подход» пишет, что монетаристская политика государства основывается на положении о том, что «денежный фактор играет определяющую роль в экономических колебаниях производства и занятости». Соответственно стержневой идеей этой политики является утверждение, что «цены товаров могут и должны контролироваться посредством денежной рестрикции». Близка к этому положению и точка зрения представителя чикагской школы монетаризма, одного из авторов упоминавшейся книги «Исследования в области количественной теории денег» профессора Р. Т. Селдена, который отмечает: «…монетаризм понимается как сочетание двух принципов:

  1. деньги имеют значение (money matters), иными словами, изменения в кредитно-денежной сфере оказывают доминирующее воздействие на общую хозяйственную конъюнктуру;
  2. центральные банки в состоянии оказывать регулирующее воздействие на общее количество обращающихся денег».

Цитируемые положения позволяют выяснить один из принципиальных вопросов, дающих ключ к пониманию специфичности модели государственно-монополистического регулирования капитализма, которая, основываясь на монетаристских концепциях, внедряется консервативными правительствами ряда капиталистических государств, в том числе США и Англии. Речь идет о понимании подлинного значения рекламных заявлений по поводу того, якобы экономические программы указанных правительств предполагают ввиду малой эффективности демонтаж системы государственно-монополистического регулирования и полный возврат к «свободному рынку». «Большая часть провалов в нашей экономике, — писал один из идеологов британского консерватизма К. Джозеф, — коренится не в недостатках рынка, а в государственном вмешательстве…». Аналогичные мысли высказывает и Д. Лейдлер. В упоминавшейся ранее работе он отмечает, что «монетаризм не без основания ассоциируется с общей консервативной политической философией, согласно которой существенно сужается роль государства в экономической жизни общества».

Перестройка системы государственного регулирования

Однако в действительности речь идет о другом. Как следует из рассуждений самих теоретиков монетаризма о смысле монетаристской политики, главным в ее содержании является не демонтаж системы государственно-монополистического регулирования, а структурная перестройка его форм и методов. В этой перестройке, что важно подчеркнуть, не изменяются конечные цели экономической политики буржуазных государств — обеспечение наиболее прибыльных условий приложения монополистического капитала. Изменяется лишь инструментарий осуществления этой политики. Основным объектом государственно-монополистического вмешательства в экономику становится сфера денежных отношений, где кейнсианский тезис «money matters» («деньги имеют значение»), на котором основывается концепция «управляемых» денег, трансформирован в доведенное до крайне вульгаризованного, фетишистского звучания положения о том, что «только деньги имеют значение».

Из этого следует логическая преемственность между монетаризмом и кейнсианством. По своим взглядам на место и роль денег в экономической структуре общества рассматриваемые направления буржуазной экономической мысли не являются антиподами.

Вместе с тем наличие общих позиций, характеризующих роль и место денежного фактора в экономической структуре общества, не исключает, а, наоборот, предполагает глубокие различия между монетаризмом и кейнсианством в методологии анализа денежных отношений. В противоположность положениям Дж. М. Кейнса о внутренней нестабильности капиталистической экономики, все здание монетаризма как экономической теории методологически основывается на противоположной предпосылке — на апологетических утверждениях, с одной стороны, о якобы внутренней стабильности рыночной капиталистической экономики, с другой — на предположении о существовании мнимой автономности денежной системы, выступающей в качестве внешнего дестабилизирующего фактора экономического развития. «Ряд неблагоприятных аспектов функционирования капиталистической экономики — инфляция, рецессия, циклическая безработица и кризис платежного баланса, — говорится в одной из работ по теории монетаризма, — не характерны для капитализма как такового, а проистекают от неправильной денежной политики; последняя же есть функция государства».

В соответствии с этим теоретическая конструкция монетаризма строится по следующей схеме: деньги вводятся извне в высшей степени устойчивую саморегулирующуюся систему производства, источником нестабильности которой служат лишь «экзогенные потрясения», формирующиеся за пределами основной экономической структуры. В роли подобного автономного и дестабилизирующего фактора, вызывающего нарушения процесса воспроизводства и цикличность в развитии капиталистической экономики, выступают, по мнению монетаристов, допускаемые банковской системой «злоупотребления» в эмиссии денег. Из этого делается вывод, что кризисы и депрессии капиталистической экономики представляют собой сугубо денежное явление экономического развития. Соответственно этому вся система регулирования экономики должна строиться на регулировании сферы денежного обращения.

Состояние денежного рынка

Положение о том, что состояние денежного рынка выступает в качестве своеобразного лакмуса движения экономического цикла, не может вызывать сомнений. В нем проявляется специфика денежной сферы обращения, которая является, как уже указывалось, особо чувствительной и чрезвычайно восприимчивой даже к относительно незначительным нарушениям процесса воспроизводства. Не случайно резкое обострение в последнее десятилетие противоречий капитализма, знаменующее собой его вступление в новую полосу глубокой дестабилизации, проявляется во всей своей полноте и рельефности прежде всего в сфере денежно-валютных отношений. Это и крушение Бреттон-Вудской капиталистической валютной системы, просуществовавшей почти 40 лет, и небывалые для послевоенного периода темпы инфляционного роста, и беспрецедентный взлет и затем падение процентных ставок американского доллара, вызвавшие усиление межимпериалистических противоречий.

Читайте также:  Девальвация национальных валют, старая и новая мировые системы

Вместе с тем уже сам по себе факт, что монетаризм в своих теоретических построениях полностью игнорирует сферу материального производства — основную и определяющую сферу экономики, где непосредственно создается стоимость и прибавочная стоимость и где формируются внутренние антагонизмы хозяйственной структуры, свидетельствуют об экономическом идеализме рассматриваемого направления буржуазной политической экономии, методологическом несовершенстве его структуры. По сути представители монетаризма, капитулируя перед сложностями анализа процесса воспроизводства, самоустраняются от исследования объективных законов его функционирования. В интерпретациях монетаристов воспроизводственная структура капиталистической экономики уподобляется некоему «черному ящику», внутренние процессы которого регулируются автоматически на основе рыночных сил и поэтому якобы не имеют существенного значения для экономической теории. Так, М. Фридмен пишет: «Мы знаем, что птица летает и имеем определенные представления по поводу того, каким образом это происходит, не понимая всей совокупности характеристик аэродинамики полета». Точно также исследователя экономики, по мнению М. Фридмена, должны интересовать лишь элементы «ввода» и «выхода» из собственно экономической структуры, т. е. лишь выступающие в денежной форме вводимые ресурсы и результаты производства.

Весьма показательно в связи с этим, что данная сторона экономической теории монетаризма подвергается весьма серьезной критике со стороны его научных противников в лагере буржуазной политэкономии. В частности, известный буржуазный экономист Л. Туроу в опубликованной в 1983 г. в Оксфорде книге «Опасные течения: структура экономической теории» пишет, что наиболее слабым в теории монетаристов является трактовка экономики как «черного ящика». «Монетаристы, — подчеркивает американский экономист, — точно не представляют, что находится в этом ящике; их интересует, лишь то, что должно быть получено из него». Представитель неокейнсианского направления буржуазной политэкономии Н. Калдор в специальном исследовании «Бедствие монетаризма» (Оксфорд, 1982 г.) критикует монетаристов за то, что в их анализе отсутствует принципиально важный элемент экономической теории, определяющий взаимосвязь денежных ресурсов и получаемых доходов. «Передаточный механизм от денег к доходам (имеется в виду процесс производства. — А. Г.), — пишет Н. Калдор, — остается «черным ящиком». Фридмен не только не может объяснить его содержания, но и не предпринимает попыток сделать это. Когда он подходит к рассмотрению вопроса «как» официальные органы обеспечивают предложение находящихся в обращении банкнот, он отвечает на него, что последние рассеиваются посредством геликоптера. Как следствие, таким же образом, как неземной Санто Клаус, он уклоняется в экономическом анализе от окончательных выводов».

Сфера денежного обращения

Абсолютизация сферы денежного обращения характеризует процесс углубления вульгаризации всей структуры монетаристского анализа экономических процессов. Она отражает, с одной стороны, иллюзорность буржуазного сознания, способного в силу классовых интересов воспринимать лишь внешние формы развития. «Биржевик, — писал Ф. Энгельс в письме к Шмидту, — видит движение промышленности и мирового рынка только в перевернутом отражении денежного рынка и рынка ценных бумаг, и поэтому следствие становится для него причиной». Именно «потому, — продолжал Ф. Энгельс, — что эти господа пытались объяснять все явления кризисами денежного рынка, которые ведь по большей части сами являлись всего лишь симптомами».

С другой стороны, в монетаристских конструкциях капиталистической экономики со всей очевидностью проявляется возрастание роли апологетической функции современной буржуазной политической экономии. В целях апологетики капиталистическая система хозяйства, как указывалось, искусственно расчленяется на две обособленные структуры: собственно экономическую систему, представляющую якобы внутренне сбалансированный частный сектор экономики, и систему денежного обращения, ее экзогенный сектор — источник дестабилизации экономического развития. Чтобы доказать их автономность монетаристы используют далеко не новую вальрасовскую модель всеобщего равновесия, в соответствии с которой теоретической абстракцией капиталистической системы хозяйства выступает так называемая деревенская ярмарка с ее простым продуктообменом, осуществляемым вне временных параметров на основе взаимного уравновешивания спроса и предложения. Подобная теоретическая абстракция используется монетаристами с тем, чтобы аргументировать свою основополагающую идею о том, якобы капиталистический рынок на основе принципа «естественного экономического отбора» (economic natural selection) без вмешательства извне в состоянии самостоятельно обеспечить стабильное пропорциональное развитие. «Несмотря на то что в существующей в настоящее время хозяйственной системе, — писал М. Фридмен, — предпринимательская деятельность и деньги играют важную роль, и несмотря на то, что их существование порождает многочисленные и сложные проблемы, основные методы, с помощью которых рынок обеспечивает координацию в рамках всего хозяйства, полностью проявляются в экономике, в которой господствует натуральный обмен и в которой отсутствует предпринимательская активность и деньги».

Нетрудно заметить, что и в данном случае представителями монетаризма используется традиционный прием буржуазной экономической апологетики, идеологические цели и теоретическая несостоятельность которого была доказана еще К. Марксом. При этом важно подчеркнуть, что смысл апологетики в данном случае состоит не в допущении теоретической абстракции простого товарного производства, а, с одной стороны, в фальсификации этого производства, в отрицании внутренне присущих ему антагонистических противоречий и, в частности, противоречия между конкретным и абстрактным, частным и общественным трудом, стоимостью и потребительной стоимостью товара. С другой стороны, в фактическом отрицании собственно капиталистических форм товарного производства и обращения. «Пошлая аргументация … которая доказывает, что экономические отношения всюду выражают одни и те же простые определения …— писал К. Маркс, критикуя подобного рода апологетический метод, широко используемый одним из проповедников теории гармонии буржуазного общества французским вульгарным экономистом Ф. Бастиа, — целиком и полностью сводится к детской абстракции. Подобного рода абстракция, подчеркивал К. Маркс, не является научно даже формально, ибо «раз я абстрагируясь от всего того, что отличает конкретное от его абстракции, то, разумеется, конкретное превращается в абстракцию и ничем от нее не отличается».

Таким образом, на основе апологетического отрицания противоречий, свойственных не только капиталистическому, но и простому товарному производству, т. е. на основе отрицания исходной основы товарного производства, а именно того, что продукт должен быть товаром, должен обладать стоимостью и потребительной стоимостью, монетаризм, поступая в данном случае вполне последовательно, естественно, с точки зрения буржуазного мировоззрения, пытается сформировать иллюзорное представление о возможности преодоления противоречий капиталистического способа производства реформистским путем, путем трансформации и качественной перестройки лишь одной из его сфер — сферы денежных отношений. Однако, как писал К. Маркс, рассматривая аналогичные устремления, предпринимаемые более ста лет назад, пока операции направлены против денег как таковых, это всего лишь нападение на следствие, причины которых сохраняются. «В этом случае, — говорил К. Маркс, — бьют по мешку, а имеют в виду осла».

Необходимо отметить также, что констатация марксистской методологией примата сферы производства над сферой денежного обращения и вторичности последней отнюдь не исключает активную функцию денег в системе капиталистического цикла. В цитируемом выше письме К. Шмидту Ф. Энгельс указывает на то, что денежная сфера при известных условиях, определяемых производством и торговлей товарами и в этих пределах, приобретает «свое собственное развитие», что она «имеет особые законы и фазы, которые определяются ее собственной природой», и что, следуя за движением производственного процесса, она «в свою очередь, оказывает обратное воздействие на условия и ход производства».

Будучи не в состоянии, прежде всего в силу классовых причин, вскрыть всю сложность подобного рода диалектической взаимосвязи сферы производства и обращения, абсолютизируя значимость лишь денежной системы экономики, монетаризм проявляет в конечном итоге научную несостоятельность и в своих рекомендациях, определяющих основные направления экономической политики буржуазного государства.

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может воздействовать на объем национального производства, цены и занятость.

Теоретической основой денежно-кредитной политики служиттеория современного монетаризма, представляющего собой синтез кейнсианских и неоклассических представлений о роли денег в экономике, о влиянии массы денег в обращении на макроэкономические цели. Основные положения современного монетаризма могут быть сведены к следующему:

• «деньги имеют значение», они в экономике играют первостепенную роль. Деньги – главный, центральный элемент хозяйственной системы, определяющий состояние хозяйственной конъюнктуры и весь ход воспроизводственного процесса;

• ценовая стабильность, устойчивость денежной единицы – залог благополучного развития экономики;

• поскольку спрос на деньги зависит от небольшого числа факторов и не подвержен сильным колебаниям, основным параметром, влияющим на состояние экономики, является денежное предложение. Именно изменения в денежном предложении сказываются на совокупном спросе, объеме производства и доходах, занятости и ценах;

• все нарушения макроэкономического равновесия – следствие неправильно проводимой денежно-кредитной политики;

• денежное предложение – экзогенная (задаваемая извне) величина;

• рыночная экономика способна к саморегулированию, поэтому вмешательство государства должно быть ограничено регулированием количества денег в обращении. «Ни одно правительство не может быть мудрее рынка», «чем слабее экономическая роль государства, тем выше благосостояние людей» – вот разделяемые монетаристами воззрения.

• фискальная политика малоэффективна, и основной упор должен делаться на монетарную политику;

• рост денежной массы должен происходить в соответствии с основным монетарным правилом, согласно которому «денежное предложение должно расширяться ежегодно в том же темпе, что и ежегодный темп роста реального ВНП».

Теория монетаризма лежала в основе государственной политики, проводившейся в США («рейганомика») и Англии («тэтчеризм») в 80-х – начале 90-х годов и позволившей улучшить экономическое положение этих стран. В частности в США уровень инфляции снизился с 13,5% в 1980 г. до 4,1% в 1988 г., а безработица упала с 9,7% в 1982 г. до 5,5% в 1988 г.

Монетарная политика – это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т.е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики – деятельность центрального банка – организатора и контролера денежного обращения.

Основой монетарной политики являются следующие положения:

• в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту объема реального ВНП;

• в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП;

Механизм воздействия монетарной политики на объем национального производства и занятость таков:

1) исходя из задач, стоящих перед экономикой, центральный банк увеличивает (сокращает) денежное предложение. Реакцией на эти действия служит падение (рост) процентной ставки;

2) изменение уровня процентной ставки увеличивает (сокращает) инвестиционный спрос. Таким образом центральный банк воздействует на величину инвестиций – наиболее гибкий элемент совокупного спроса;

3) изменение инвестиций с мультипликативным эффектом отражается на объеме ВНП.

Связь между денежной массой и объемом производства, устанавливаемая через норму процента и плановые инвестиции, известна как «кейнсианский передаточный механизм» (рис. 14.3).

При данном денежном спросе (Dm 1) и предложении денег (Sm 1) процентная ставка устанавливается на уровне i1. Такой ставке соответствует инвестиционный спрос на уровне I1 , и объем ВНП=Q1 . Увеличение предложения до Sm 2 снижает процентную ставку до i2 , соответственно расширяя инвестиции до I2 . Прирост инвестиций с мультипликационным эффектом увеличивает ВНП до Q2 . Таким образом, прирост денежной массы расширяет совокупный спрос, объем производства и доходы, а сокращение денежной массы – понижает. Однако этот вывод справедлив в отношении лишь краткосрочного периода (пока ВНП не достиг потенциального уровня), в более длительном периоде монетарная политика влияет преимущественно на цены.

Основными инструментами в руках центрального банка, с помощью которых он воздействует на денежное предложение, как уже отмечалось, являются операции на открытом рынке; изменение учетной ставки и норматива обязательных резервов.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Предположим, что в экономике наблюдается излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные обязательства. Предложение ГЦБ увеличивается, их рыночная цена падает, доходность для покупателя растет – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами.

Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект. В результате покупки клиентами ценных бумаг сокращается величина резервов банка и уменьшается сумма кредитов, которую может выдавать банк. Таким образом, конечный результат воздействия операций на открытом рынке на денежную массу включает прямой и вторичный эффекты. Это означает, что продажа центральным банком ценных бумаг, например, на 1000 ден. ед. сокращает объем денежной массы на большую сумму, т.е. имеет место мультипликативый эффект.

Операции на открытом рынке – самый распространенный метод воздействия центрального банка на массу денег в обращении.

Центральный банк может также влиять на денежную массу, изменяяучетную ставку. Если центральный банк повышает учетную ставку, то для коммерческих банков (в случае возникновения у них дефицита резервов) кредит в центральном банке обойдется дороже, поэтому они постараются увеличить свои резервы, скупая активы или требуя досрочного возврата выданных ссуд. И то, и другое вызовет снижение объема денежной массы.

Следует отметить, что в странах развитой рыночной экономики механизм учетно-процентной ставки используется нечасто. Как правило, учетная ставка изменяется вслед за движением процентной ставки на денежных рынках. Если учетная ставка установлена на уровне ниже рыночной, то банки будут стремиться получить дешевый кредит в центральном банке, чтобы использовать его в целях получения прибыли. Кроме того, в условиях интернационализации хозяйства снижение учетной ставки ведет к отливу капитала из страны, что негативно влияет на эффективность учетно-процентной политики.

Изменениенорматива обязательных резервов. Снижение или увеличение нормы обязательных резервов оказывает воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора. Если центральный банк намерен увеличить денежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Уменьшение нормы переведет часть обязательных резервов в избыточные и, следовательно, расширит возможность создания новых денег путем кредитования. Если норма, обязательных резервов будет увеличена, то произойдет прямо противоположное: денежная масса сократится. Коммерческие банки в этом случае либо потеряют часть своих избыточных резервов, и тем самым их возможности создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно, и предложение денег.

Изменение нормы резервных требований является самым сильным и «грубым» инструментом в руках центрального банка. Прибегает банк к нему крайне редко. Дело в том, что изменение нормы резервных требований, которое распространяется только на банки, нарушает конкурентное равновесие между банками и другими финансовыми посредниками, поэтому, стремясь поддерживать это равновесие, центральный банк старается не изменять норматива обязательных резервов.

С точки зрения направления изменения массы денег монетарная политика подразделяется наполитику «дешевых» и политику «дорогих» денег. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк увеличивает предложение денег, что ведет к их «подешевлению» и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства. Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику «дорогих» денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.

Степень воздействия изменения денежного предложения на объем производства и занятость зависят от эластичности спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем менее эластичен спрос на деньги и более эластичен спрос на инвестиции, тем больший эффект дает изменение предложения. И наоборот.

Существует ряд факторов, которые могут снижать результативность и эффективность монетарной политики.

Изменение денежного предложения, согласно эмпирическим данным, сказывается на величине ВНП через 6–12 месяцев, а аналогичный эффект воздействия на уровень цен возымеет свое действие не ранее 2–3 лет. Такой временной лаг создает трудности при определении срока, когда надо начать проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег.

Читайте также:  Критика теорий соотношения сущности и функций денег разных подходов

Эффект изменения массы денег в обращении может сглаживаться изменением скорости обращения денег. Например: проводится политика «дорогих» денег: центральный банк стремится уменьшить количество денег, но в это время увеличивается скорость обращения денег – желаемый результат не достигается.

Наконец, возможна неадекватная реакция хозяйственных агентов на действия центрального банка. Поскольку на инвестиционный спрос помимо уровня процентной ставки оказывает влияние множество других факторов, то отнюдь не всегда то или иное изменение уровня процента вызовет соответствующее изменение спроса на инвестиции. Центральный банк, проводя политику «дешевых» денег, увеличивает избыточные резервы банков, но это не означает, что население и фирмы будут предъявлять соответствующий спрос на эти резервы.

Несмотря на эти отрицательные моменты, снижающие действенность денежно-кредитной политики, ‘ее гибкость, возможность «тонкой настройки», быстрота осуществления делают ее достаточно эффективным методом государственного регулирования. Вместе с фискальной монетарная политика остается сегодня важнейшим инструментом в арсенале государственного воздействия на рыночную экономику.

Выводы

1. Совокупный спрос на деньги определяется функциями денег как средства обращения и средства накопления и включает в себя: деловой спрос, величина которого зависит от реального объема производства уровня цен в стране и спрос на деньги как запасную стоимость, находящийся в обратной зависимости от уровня процентной ставки. Если спрос на деньги формируется всеми субъектами хозяйственных отношений, то предложение денег регулируется государством и абсолютно неэластично, т.е. не зависит от цены денег (процента). Равновесие на денежном рынке достигается при соответствии денежного спроса денежному предложению. При нарушении равновесия оно восстанавливается автоматически через колебания процентной ставки.

2. Изменения на денежном рынке влияют на рынки товаров. Отсюда у государства возникает возможность воздействовать на макроэкономические цели посредством регулирования денежного предложения. В основе современной монетарной политики лежит теория монетаризма. Основное монетарное правило: количество денег в обращении должно изменяться в соответствии с темпом изменения реального ВНП.

3. Главные инструменты воздействия государства (центрального банка) на денежное предложение – это: изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки (ставки рефинансирования) и операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг). Связь между изменением денежного предложения и сферой производства описывает «кейнсианский передаточный механизм», согласно которому изменение денежного предложения влечет за собой изменение уровня процента, что отражается на инвестиционном спросе, который, в свою очередь, с мультипликативным эффектом влияет на объем ВНП и занятость.

4. Монетарная политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении в целях расширения совокупного спроса. Такая политика проводится в периоды спадов и называется политикой «дешевых денег». В условиях инфляции необходимо сокращение совокупного спроса, соответственно должно уменьшатся и предложение денег. Государство проводит политику «дорогих денег». Недостатками монетарной политики являются: значительный временной лаг между принятием соответствующих монетаристских мер и реакцией на них экономики, обратное влияние скорости обращения денег на их массу, возможная неадекватность реакции хозяйствующих субъектов на проводимую монетарную политику.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

14.2. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства

При данном денежном спросе (Dm 1) и предложении денег (Sm 1) процентная ставка устанавливается на уровне i1. Такой ставке соответствует инвестиционный спрос на уровне I1 , и объем ВНП=Q1 . Увеличение предложения до Sm 2 снижает процентную ставку до i2 , соответственно расширяя инвестиции до I2 . Прирост инвестиций с мультипликационным эффектом увеличивает ВНП до Q2 . Таким образом, прирост денежной массы расширяет совокупный спрос, объем производства и доходы, а сокращение денежной массы – понижает. Однако этот вывод справедлив в отношении лишь краткосрочного периода (пока ВНП не достиг потенциального уровня), в более длительном периоде монетарная политика влияет преимущественно на цены.
Основными инструментами в руках центрального банка, с помощью которых он воздействует на денежное предложение, как уже отмечалось, являются операции на открытом рынке; изменение учетной ставки и норматива обязательных резервов.
Операции на открытом рынке – это купля-продажа центральным банком государственных ценных бумаг. Предположим, что в экономике наблюдается излишний рост денежной массы и центральный банк решает его ограничить. С этой целью он начинает активно продавать государственные обязательства. Предложение ГЦБ увеличивается, их рыночная цена падает, доходность для покупателя растет – спрос на ценные бумаги правительства увеличивается. Клиенты коммерческих банков снимают деньги со своих счетов, происходит замещение денег ценными бумагами.
Помимо того, что операции на открытом рынке непосредственно влияют на денежную массу, они порождают вторичный эффект. В результате покупки клиентами ценных бумаг сокращается величина резервов банка и уменьшается сумма кредитов, которую может выдавать банк. Таким образом, конечный результат воздействия операций на открытом рынке на денежную массу включает прямой и вторичный эффекты. Это означает, что продажа центральным банком ценных бумаг, например, на 1000 ден. ед. сокращает объем денежной массы на большую сумму, т.е. имеет место мультипликативый эффект.
Операции на открытом рынке – самый распространенный метод воздействия центрального банка на массу денег в обращении.
Центральный банк может также влиять на денежную массу, изменяя учетную ставку. Если центральный банк повышает учетную ставку, то для коммерческих банков (в случае возникновения у них дефицита резервов) кредит в центральном банке обойдется дороже, поэтому они постараются увеличить свои резервы, скупая активы или требуя досрочного возврата выданных ссуд. И то, и другое вызовет снижение объема денежной массы.
Следует отметить, что в странах развитой рыночной экономики механизм учетно-процентной ставки используется нечасто. Как правило, учетная ставка изменяется вслед за движением процентной ставки на денежных рынках. Если учетная ставка установлена на уровне ниже рыночной, то банки будут стремиться получить дешевый кредит в центральном банке, чтобы использовать его в целях получения прибыли. Кроме того, в условиях интернационализации хозяйства снижение учетной ставки ведет к отливу капитала из страны, что негативно влияет на эффективность учетно-процентной политики.
Изменение норматива обязательных резервов. Снижение или увеличение нормы обязательных резервов оказывает воздействие на размер избыточных резервов и величину денежного мультипликатора. Если центральный банк намерен увеличить денежную массу, ему следует снизить норму обязательных резервов. Уменьшение нормы переведет часть обязательных резервов в избыточные и, следовательно, расширит возможность создания новых денег путем кредитования. Если норма, обязательных резервов будет увеличена, то произойдет прямо противоположное: денежная масса сократится. Коммерческие банки в этом случае либо потеряют часть своих избыточных резервов, и тем самым их возможности создания новых денег уменьшатся, либо они сочтут свои резервы недостаточными и будут вынуждены уменьшить свои чековые счета, а следовательно, и предложение денег.
Изменение нормы резервных требований является самым сильным и «грубым» инструментом в руках центрального банка. Прибегает банк к нему крайне редко. Дело в том, что изменение нормы резервных требований, которое распространяется только на банки, нарушает конкурентное равновесие между банками и другими финансовыми посредниками, поэтому, стремясь поддерживать это равновесие, центральный банк старается не изменять норматива обязательных резервов.
С точки зрения направления изменения массы денег монетарная политика подразделяется на политику «дешевых» и политику «дорогих» денег. Если в экономике наблюдается спад, безработица и целью государства является расширение производства, то центральный банк увеличивает предложение денег, что ведет к их «подешевлению» и одновременно к падению нормы процента, расширению совокупного спроса и объема производства. Напротив, во время инфляции центральный банк проводит политику «дорогих» денег, т.е. снижает их предложение, что способствует росту процентной ставки и, следовательно, сдерживанию инвестиций и совокупного спроса.
Степень воздействия изменения денежного предложения на объем производства и занятость зависят от эластичности спроса на деньги и спроса на инвестиции. Чем менее эластичен спрос на деньги и более эластичен спрос на инвестиции, тем больший эффект дает изменение предложения. И наоборот.
Существует ряд факторов, которые могут снижать результативность и эффективность монетарной политики.
Изменение денежного предложения, согласно эмпирическим данным, сказывается на величине ВНП через 6–12 месяцев, а аналогичный эффект воздействия на уровень цен возымеет свое действие не ранее 2–3 лет. Такой временной лаг создает трудности при определении срока, когда надо начать проводить политику «дорогих» или «дешевых» денег.
Эффект изменения массы денег в обращении может сглаживаться изменением скорости обращения денег. Например: проводится политика «дорогих» денег: центральный банк стремится уменьшить количество денег, но в это время увеличивается скорость обращения денег – желаемый результат не достигается.
Наконец, возможна неадекватная реакция хозяйственных агентов на действия центрального банка. Поскольку на инвестиционный спрос помимо уровня процентной ставки оказывает влияние множество других факторов, то отнюдь не всегда то или иное изменение уровня процента вызовет соответствующее изменение спроса на инвестиции. Центральный банк, проводя политику «дешевых» денег, увеличивает избыточные резервы банков, но это не означает, что население и фирмы будут предъявлять соответствующий спрос на эти резервы.
Несмотря на эти отрицательные моменты, снижающие действенность денежно-кредитной политики, ‘ее гибкость, возможность «тонкой настройки», быстрота осуществления делают ее достаточно эффективным методом государственного регулирования. Вместе с фискальной монетарная политика остается сегодня важнейшим инструментом в арсенале государственного воздействия на рыночную экономику.

Кратко о монетарной политике государства: цели, задачи и виды

Управление финансовой системой любо государства осуществляется с помощью исполнительных и законодательных органов власти, которые осуществляют кредитно-денежную политику. Эту политику также называют монетарной политикой страны.

Любая страна регулирует товарно-денежные экономические отношения, управляя общим спросом и предложением, регулируя такие макроэкономические показатели, как процентную ставку и ликвидность рынка.

Монетарная политика проводится с целью сохранения устойчивости валютного курса, стабильно роста ВВП и стабильной работы финансовой системы. К тому же результаты проведения монетарной политики влияют напрямую на жизнь и благосостояние граждан страны.

Что это такое и кем осуществляется монетарная политика

Основный органом, который состоит в финансовой системе, является Центральный банк. Он является основным регулирующим органом. Объектом управления в данной политике являются совокупные финансы государства. Центральный банк страны должен обеспечивать то количество денежных средств, которое необходимо в текущий момент.

При превышении количества денег над необходимым количеством возникает угроза быстрорастущей инфляции. И наоборот, если денежной массы недостаточно, замедляется рост экономики.

Поэтому главная задача государства – проводить грамотную монетарную политику, чтобы обеспечить сильную и здоровую экономику для повышения уровня благосостояния граждан.

Цели и задачи денежно-кредитной политики

Как известно из учебников по экономике и из опыта – экономика государств мира преодолевает циклическое развитие. Поэтому монетарная политика должна работать всегда – во время бурного роста не нужно давать экономике перерабатывать, а в кризисные времена нужно наоборот, подбадривать экономику и подстегивать экономический рост.

Вот главные цели данной политики:

  • Реагировать на глобальные экономические и политические события. Это важно в первую очередь, т.к. экономика находится под влиянием различных событий, будь то кризис, стихийное природное явление, экономическое давление других стран или чрезвычайная ситуация. Здесь Центробанк и правительство должны вовремя устранять последствия угроз и не давать им негативно влиять на экономику.
  • Обеспечивать равновесие платежного баланса государства. Здесь монетарная политика должна обеспечить возможность полноценной международной торговли. Для производителей страны при низком курсе национальный валюты выгодно продавать свою продукцию за рубеж. Однако, чем дешевле валюта, тем дороже обходится ввоз товаров (импорт). Поэтому в этой задаче важен грамотный баланс и равновесное состояние.
  • Контролировать полноценное использование ресурсов. Здесь задача денежно-кредитной политики – следить за эффективным и целевым использованием ресурсов (капитала, материала, денег, труда) в производстве. Главный ресурс для любого государства – рабочая сила. Поэтому правительство должно обеспечивать минимальный уровень безработицы и снижать её.
  • Контролировать уровень инфляции. И высокое значение инфляции и низкое негативно влияют на экономику страны. Поэтому, чтобы сбережения граждан не сгорели и экономика не обрушилась, нужно контролировать умеренный уровень инфляции.

Что использует государство для функционирования монетарной политики

Государство для поддержания экономики и её регулирования использует следующие методы:

  • Регулирование норм обязательных резервов,
  • Регулирование процентной ставки,
  • Осуществление операций на открытых рынках.

Первый метод подразумевает обязательства банков откладывать в хранилище часть финансов в виде резерва, чтобы обезопасить вклады граждан. Количество откладываемых денег или объем резерва зависит от объема капитала банков и процента обязательных резервов, который устанавливает Центробанк.

Процент больше, чем выше значение ликвидности финансовых инструментов (например, процент обязательных резервов больше для долгосрочных вкладов, нежели для срочных).

При повышении данного процента денежное предложение сокращается и вот почему: при увеличении банками резервов сокращается доля денег, находящихся в обороте, которые банковская организация может представить в качестве кредита.

Второй метод подразумевает увеличение или уменьшение процентной ставки (ее называют еще ставкой рефинансирования). Данная процентная ставка определяет плату по процентам кредитов, которые коммерческие банки берут у Центробанка.

Изменение данного процента влияет на величину денежной массы. Увеличивая процентную ставку, тем меньше кредитов берут коммерческие банки и наоборот. В первом случае коммерческие банки могут предоставить меньше кредитов для населения, т.к. предложение денег уменьшилось.

При уменьшении ставки рефинансирования коммерческим банкам выгоднее брать займы у Центробанка и они увеличивают свою денежную массу и долю резервов, соответственно увеличивают и предложение кредитов для населения.

Стоит отметить, что данный инструмент не является самым эффективным, т.к. коммерческие банки берут у Центробанка займы только на 3-4% от размера собственного капитала. Поэтому Центральный банк просто так не предоставляет кредиты для коммерческих банковских организаций, а предоставляет их в том случае, если банк нуждается в финансовой помощи.

Меняя значение процентной ставки, Центральный банк сообщает намерении провести денежно-кредитную политику. Это намерение говорит о регулировании инфляции. К тому же, размер процентной ставки является ориентировочным размером процентной ставки коммерческих банков, которые предоставляют кредиты населению.

При увеличении ставки рефинансирования, проценты по коммерческим кредитам увеличиваются, что снижает спрос на получение кредитов населением. Соответственно, денежная масса становится меньше. И в точности наоборот, при уменьшении ставки рефинансирования спрос на кредиты растет.

Самым важным и быстродействующим инструментов являются операции на открытых рынках. Здесь центральный банк регулирует денежную массу путем продажи или приобретения ценных бумаг, таких как:

  • Долговые бумаги (облигации),
  • Векселя.

Данные бумаги продаются банковским организациям и населению. Если Центробанк покупает данные инструменты у населения, то это приводит к увеличению денежных масс в коммерческих банках, т.к. средства по договору купли-продажи поступают на банковские депозиты.

Центробанк приобретает данные инструменты в случае замедленного экономического роста в период падения рынка. В случае высоких темпов роста экономики Центральный банк продает ценные бумаги, чтобы избежать перегрева в экономической системе.

Типы монетарной политики

Денежно-кредитная политика делится на два вида:

Первая применяется в период экономического спада в стране, чтобы подтолкнуть развитие экономики, стимулировать экономический рост путем снижения количества безработных, снижения ставки рефинансирования и объемов банковских резервов.

Это приводит к увеличению спроса на кредиты, что дает дополнительные финансы фирмам и предприятиям для развития бизнеса. Также в данном случае центральный банк ведет активную политику покупки ценных бумаг на открытых рынках.

При слишком высоких темпах роста для торможения экономики используют жесткую монетарную политику.

Высокие темпы роста могут привести к увеличению инфляции, поэтому для её сдерживания Центробанк увеличивает ставку рефинансирования и нормы обязательных резервов для банков. На открытом рынке ценных бумаг Центробанк открывает позиции на продажу.

Заключение

С помощью монетарной политики государство управляет финансовой системой и экономикой страны. Денежно-кредитная политика направлена на две цели:

  1. Стимуляцию экономики в периоды спада.
  2. Сдерживание быстроразвивающейся экономики во избежание инфляции и обесценивания валюты.

Ссылка на основную публикацию