Теория предложения, ограничение денег и глобальные монетаристы

Тема 10. Монетаризм и теория рациональных ожиданий

Вопросы к теме:

1. Эволюция количественной теории денег. Основные положения монетаризма.

2. Экономические взгляды М. Фридмена.

3. Теория рациональных ожиданий.

При том, что идеи Д. Кейнса получили в ХХ веке самое широкое распространение, и экономическая политика многих развитых стран, основанная на этих идеях, была достаточно успешной, обозначились проблемы, связанные именно с применением кейнсианства. Это – дефицит государственного бюджета и инфляция. Позже обозначилось еще более неприятное явление, названное стагфляцией – рост инфляции при одновременном росте безработицы.

Пытаясь объяснить это явление, теория встала в тупик. И тогда сказали свое слово монетаристы.

Монетаризм (от слова «монета», шире – деньги) относится к неолиберальным экономическим направлениям. Монетаризм рассматривает макроэкономические проблемы через проблемы денежного обращения, отводя ему определяющую роль в динамике национальных экономик.

В основу монетаризма положена количественная теория денег.

Количественная теория денег возникла в эпоху меркантилизма (XVI в.), как противопоставление, в определенном смысле, основному постулату меркантилизма: «чем больше в стране денег, тем лучше ее экономическое положение». Потому что было отмечено: резкое увеличение количества денег в стране сопровождается заметным ростом цен. Иногда очень значительным. Уже тогда, правда, не экономисты, а философы Д. Локк и Д. Юм заметили: «Инфляция возникает всякий раз, когда слишком много денег встречается со слишком малым количеством товаров».

В конечном счете, была выведена классическая формула:

M – объем денежных средств;

V – скорость оборота этих средств;

Q – объем всех товаров.

Правая часть этого уравнения «товарная», она выражает спрос на деньги. Левая часть – «денежная», выражает предложение денег. Ценность уравнения в том, что оно выражает равновесие как на товарном, так и на денежном рынках.

Данное уравнение выведено в 1911 г. Ирвингом Фишером в работе «Покупательная сила денег».

Допуская, что производство находится в точке максимального объема, а скорость обращения денег величина постоянная, И. Фишер заключает, что развитие экономики определяется следующими реальными факторами:

– уровнем разделения труда;

– величиной накопленного капитала;

– степенью развития инфраструктуры.

А поскольку это факторы долгосрочно достаточно стабильные, решающим фактором динамики экономики становится количество денег. Регулируя денежную массу, можно решать основные макроэкономические задачи.

Идеи И. Фишера были развиты А. Маршалломи А. Пигу. Но в отличие от И. Фишера, они особое значение придавали так называемым «кассовым остаткам», то есть, части дохода, которую население желает сохранить в денежной форме, не тратя.

Возникает так называемое «кембриджское уравнение»:

M – объем денежной массы;

R – величина произведенной продукции;

А вот –K – это «коэффициент Маршалла», показывающий какую долю денежного дохода хозяйствующие субъекты предпочитают хранить в наличности, не тратя.

Слева – предложение денег – его задают параметры существующей денежно-кредитной системы.

Справа – спрос на деньги с учетом того, что значительная часть денег будет изъята из обращения и осядет в «кубышках».

«Кубышки» – это центр данной концепции, поэтому важно знать, почему и сколько денег будет изъято из обращения.

Выводятся мотивы накопления:

– образование фонда средств обращения;

– образование резервов на покрытие непредвиденных расходов.

И дополнительно – фактор выбора: выведенные из обращения деньги обеспечивают некоторую стабильность финансового положения, но одновременно это означает упущенную выгоду, ведь деньги, выведенные из обращения, перестают «работать», приносить доход.

С учетом указанных факторов выводятся следующие постулаты монетаризма:

– количество денег в обращении определяется автономно, независимо от состояния производства;

– скорость обращения денег стабильна;

– изменение количества денег в обращении скажется на ценах всех товаров.

Затем следует кардинальный вывод: воздействия денежной массы на реальное производство нет!

В 20-е годы ХХ века эта концепция была применена в политике центральных банков Западной Европы, в целом без видимых результатов. Поэтому возобладала кейнсианская теория. Но рациональное зерно в этой концепции, безусловно, было. И в 70-е годы ХХ века к ней обратились вновь.

Монетаристской концепцией занялся Милтон Фридмен (1912-2006 гг.), американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г.

М. Фридмен – сторонник классической экономической школы, поэтому – противник вмешательства государства в экономические процессы. Он защищает рынок с чисто утилитарных позиций.

Рынок по М. Фридмену означает свободу выбора, и именно свобода выбора обеспечивает эффективность и жизнеспособность экономической системы.

Обмен на рынке осуществится только в случае его взаимной выгодности для сторон обмена. Эта взаимность реализуется через цены.

Цена выполняет три функции: информационную, стимулирующую и распределительную. Цены несут в себе информацию о потребностях в товарах и ресурсах, а также об их дефиците или избытке. Цены заставляют использовать ресурсы наиболее эффективным образом. Цены обеспечивают рациональное распределение доходов.

Именно поэтому цены должны быть свободными; регулирование цен волевыми усилиями искажает их действие, весь экономический механизм начинает функционировать с искажениями, экономика начинает давать сбои.

Но рынок не должен безраздельно господствовать в обществе. Ряд важнейших благ (образование, медицинское обслуживание и т.п.) рынок обеспечить неспособен. Здесь должно участвовать государство, но и здесь оно должно придерживаться принципа свободы. Пособия малоимущим должны выделяться в денежной, а не в натуральной форме. Льготы малообеспеченным – не в виде выплат, а через систему налогов, которая позволит сохранить активность людей. И необходимо опасаться возникновения слоя «новых бедных» и распространения социального паразитизма.

Таковы общие идеи М. Фридмена.

Что касается монетаристских взглядов М. Фридмена, то они следующие.

Уравнение М. Фридмена: M = Y + P, где

M – среднегодовой темп роста предложения денег;

Y – среднегодовой темп изменения совокупного дохода;

P – темп роста цен.

Таким образом, М. Фридмен показал, что рост денежной массы не скажется на объемах производства, а выразится лишь в инфляционном росте цен.

Генеральный вывод М. Фридмена.

Стабильность денежной массы – важнейшее условие стабильности экономики в целом. Не следует пытаться воздействовать на уровни производства и занятости через кредитно-денежные рычаги. Самое главное – стабильный и умеренный рост денежной массы, не более 3 – 5% в год. А конкретный размер прироста следует выводить из двух показателей:

среднегодового прироста объема ВВП;

среднегодового темпа изменения скорости обращения денежной массы.

Идеи М. Фридмена были успешно применены правительством США в 70-е годы ХХ века.

Теория рациональных ожиданий представляет собой также попытку анализа воздействия на макроэкономические процессы психологии и взглядов потребителей в отношении денег. Ее авторы – Дж. Мут, Р. Лукас и другие.

В принципе есть два подхода к принятию экономических решений.

Первый основывается на анализе прошлых событий. Устанавливаются предполагаемые «траектории» того, что уже произошло и на них строится будущее поведение.

Но такой подход оправдывает себя только при стабильном состоянии экономической системы. Если же система динамична, такие прогнозы срабатывать не будут.

Второй подход строится на анализе текущей информации о состоянии бюджета, инфляции, курсах валют. Будущее поведение строится не на основе прошлого опыта, а на основе предвидения будущего.

Это и есть рациональные ожидания.

Экономическая политика государства в обязательном порядке должна этот фактор учитывать. Ведь население попросту проигнорирует мероприятия правительства по стимулированию экономического роста через рост заработной платы, убедившись ранее, что это немедленно вызывает рост цен. Денежных иллюзий у населения уже давно нет, поэтому манипулирование деньгами и бюджетом не даст желаемых результатов. Мероприятия государства должны быть такими, чтобы они дали немедленно реальный эффект и вызвали при этом доверие населения.

Правила роста денежной массы должны быть понятными и реально ощутимыми.

Теория рациональных ожиданий имеет слабые места.

Во-первых, согласно этой теории, население должно хорошо разбираться в текущей экономической ситуации, а это часто недоступно даже квалифицированному экономисту.

Во-вторых, люди обычно в привычных ситуациях ведут себя одинаково, а в непривычных – по-разному.

При всем том, учет возможных прогнозов населения в отношении экономической ситуации содержит в себе здравую мысль, ведь такие прогнозы действительно имеют место. Проблема в другом: создав теорию рациональных ожиданий, авторы объявили ее тут же всеобщей. На самом деле она, безусловно, локальная, но это не основание для того, чтобы отбросить ее. В каких-то условиях срабатывает одна теория, в каких-то – другая. И «лучше работать под заведомо сомнительную теорию, чем без всякой теории».

Для более полного ознакомления с вопросами темы рекомендуется литература:

1. Всемирная история экономической мысли. Т. 4. М., 1990.

2. История экономических учений: Учеб. пособие. /Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой. – М.:ИНФРА – М., 2004.

3. Усоскин В.М. Денежный мир Милтона Фридмена. М.: Экономика, 1985.

4. Фридмен и Хайек о свободе. Минск, 1990.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое «стагфляция»?

2. Когда и при каких обстоятельствах возникла количественная теория денег?

3. В чем суть количественной теории денег?

4. Какие допущения делает И. Фишер, предлагая свою теорию денег?

5. Какими реальными факторами, по мнению И. Фишера, определяется развитие экономики?

6. Можно ли, исходя из теории И. Фишера, сделать вывод о том, что, регулируя денежную массу, можно регулировать макроэкономические показатели?

7. Какой дополнительный фактор ввел А. Маршалл в формулу, в соответствии с которой определяется необходимое количество денег?

8. Каковы основные мотивы накопления наличных денег?

9. В чем суть концепции монетаризма?

10. Какие функции по представлениям М. Фридмена выполняет цена?

11. Почему М. Фридмен считал нецелесообразным регулирование цен волевым усилием государства?

12. Какой основной макроэкономический показатель подлежит, по мнению М. Фридмена, жесткому контролю со стороны государства?

13. На каких показателях должен базироваться в соответствии с взглядами М. Фридмена размер прироста денежной массы?

14. Что лежит в основе «рациональных ожиданий»?

15. Какой должна быть экономическая политика государства, исходя из концепции «рациональных ожиданий»?

Тестовые вопросы:

1. Стагфляция это:

– инфляция при одновременном падении роста экономики;

– инфляция при одновременном росте безработицы;

– инфляция при одновременном росте экономики.

2. Суть количественной теории денег в том, что количество денег, необходимых для обращения, определяется:

– количеством товаров на рынке;

– спросом на деньги;

– суммой товарных цен и скоростью оборота денег.

3. По мнению И. Фишера, развитие экономики не определяется:

– уровнем разделения труда;

– величиной накопленного капитала;

4. А. Маршалл ввел дополнительно в формулу необходимого количества денег поправку на:

– скорость оборота денег;

– долю денежного дохода, которую население обратит в накопление.

5. К основным мотивам накопления денег не относится:

– сбережение денег для покупки дорогостоящих товаров;

– сбережения на случай непредвиденных расходов;

– сбережение денег с целью получения постоянного дохода.

6. Монетаристы не считали, что:

– количество денег в обращении определяется независимо от

– скорость обращения денег фиксирована;

– изменение количества денег скажется на ценах всех товаров;

– воздействуя на денежную сферу, можно воздействовать на реальное производство.

7. М. Фридмен не считал, что цена выполняет:

8. По мнению М. Фридмена цены должны:

– быть свободными при условии, что они не нарушают рационального распределения.

9. Важнейшим условием стабильности экономики в целом М. Фридмен считал:

– стабильный прирост объема ВВП;

– стабильный рост доходов населения;

– стабильный и умеренный рост денежной массы.

10. «Теория рациональных ожиданий» строится на предположении о том, что население при определении своего экономического поведения исходит:

– из анализа прошлых экономических событий;

– из предположений о будущих экономических событиях;

– из анализа текущей информации о состоянии экономики.

M – объем денежной массы;

ТЕОРИИ «НОВЫХ КЛАССИКОВ». МОНЕТАРИЗМ, ТЕОРИЯ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ

Монетаризм — это теория макрорегулирования экономики, в известной мере альтернативная кейнсианству, одно из направлений неолиберализма. Монетаристы ставят во главу угла денежно-кредитные методы стабилизации экономики и обеспечение занятости. Они считают, что деньги являются главным инструментом, определяющим движение и все развитие экономики. Государственное регулирование сводится до минимума, оно должно ограничиваться контролем над денежной сферой.

Зачатки идей монетаризма просматриваются еще в экономических учениях древности и в явном виде присутствуют у меркантилистов. Определенные элементы монетаристского подхода прослеживаются и в работах английских классиков. Сформулированная шотландским философом Давидом Юмом (1711–1776) количественная теория денежной массы в стране получила поддержку, в частности со стороны Д. Рикардо. Но современный вариант концепции монетаризма наиболее ярко выражен в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского университета Милтона Фридмена (р. 1912 г.).

М. Фридмен проанализировал теории Дж.М. Кейнса и его последователей, исходящих из положения о незначительном влиянии денег на общие расходы, потребление и цены и из неспособности рыночной экономики автоматически обеспечить полную занятость и стабильность цен. Критикуя эти положения, Фридмен в целом ряде своих работ, в том числе по монетарной истории США, показал, что все крупные изменения хозяйственной жизни связаны прежде всего с «денежными импульсами», эмиссией денег. Объем денежной массы влияет на величину расходов домашних хозяйств и фирм: увеличение количества денег в экономике приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей — к росту цен, чистой инфляции. Поэтому Фридмен предложил отказаться от краткосрочной денежной политики, на которой настаивали кейнсианцы. Ее следует заменить долгосрочной политикой, рассчитанной на достижение соответствия между темпом прироста денег в обращении и темпом прироста ВНП. В этом состоит так называемое «денежное правило» Фридмена.

При выборе темпа роста денег он предлагает обеспечить равномерный прирост денежной массы. К примеру, для США этот прирост должен составлять 4–5% в год (исходя из 3%-ного среднегодового прироста общественного продукта и 1–2%-ного темпа инфляции). При этом прирост денег должен следовать непрерывно, т.е. месяц за месяцем, неделя за неделей.

На практике в области денежно-кредитной политики западные страны не следуют буквально указанному «денежному правилу», а обычно устанавливают «вилку», вокруг которой должно колебаться денежное предложение.

Монетаристские рецепты используются в сочетании с другими методами, например со стимулированием производства, снижением налогов, установлением фиксированного курса национальной валюты, регулированием цен и доходов, сокращением государственного бюджета.

К основным работам М. Фридмена относятся: «Теории потребительской функции» (1957), «Монетарная история США» (1963), «Рыночные механизмы и централизованное планирование» (1981), «Количественная теория денег: новая формулировка» (издана на русском языке в 1996 г.).

Среди других монетаристов следует выделить Джорджа Стиглера (1911–1991), получившего Нобелевскую премию за новаторские исследования промышленных структур и анализ проблем государственного регулирования рынков (1982). Одну из первых статей проблемного плана он написал вместе с М. Фридменом.

Ему принадлежат работы «Теории производства и распределения»; «Теория цены»; «Экономика информации». Помимо чистой микротеории он занимался также проблемами экономического регулирования. Рекомендации Дж. Стиглера в области экономического регулирования были реализованы Дж. Картером и Р. Рейганом.

Теория экономики предложения. Экономическая теория предложения (экономическая теория со стороны предложения) сформировалась в 1970-е гг. в период кризиса кейнсианства. Единого лидера у этой школы нет, но есть ведущие представители — американские экономисты Артур Лаффер и Мартин Фелдетейн.

Одними из основных постулатов этой теории ее представители считали ослабление вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства.

В качестве инструментов стимулирования предлагались пересмотр системы налогового обложения, сокращение расходов бюджета на социальные нужды. Авторы теории экономики предложения утверждали, что увеличение налогов ведет к росту издержек и цен, что в конечном счете перекладывается на потребителей. Повышение налогов порождает импульсы, создающие инфляцию издержек. Кроме того, высокие налоги сдерживают инвестиционный процесс, вложение средств в новые технологии, в перестройку и совершенствование производства.

Читайте также:  Роль денег в современных монетаристских теориях и консерватизме

Исходя из этих рассуждений, сторонники новой налоговой теории сформулировали два «нравственных вывода»[34]. Первый вывод заключается в том, что, насколько увеличивается налог, настолько уменьшается товарный труд, т.е. настолько увеличивается стремление отдельного человека к вложению труда в сферы деятельности, не подлежащие обложению налогами. Второй вывод устанавливал зависимость между налогами и сбережениями: налоговое бремя уменьшает размеры сбережений.

«Нравственные выводы» теории экономики предложения ярко демонстрировали, что одним из главных способов обеспечения экономического подъема является уменьшение налогов.

В своих аргументах о вреде политики высоких налогов представители теории экономики предложения опирались на налоговую кривую Лаффера (рис. 12.9), обосновывающую зависимость бюджетных налогов от налоговых ставок.

Рис. 12.9. Кривая Лаффера

При разных налоговых ставках (высоких Xb и низких Xa) объем налоговых поступлений и доходов бюджета X может быть одинаковым. В таком случае целесообразно отказаться от чрезмерно высоких ставок и перейти на более низкие. Это усилит стимулирование и в перспективе расширит налоговую базу. Можно предположить, что через некоторое время потери налогов будут возмещены.

Таково теоретическое обоснование, согласно которому желательно устанавливать налоговые ставки на уровне Xa, а не Xb, т.е. на более низком уровне[35].

Рассмотренная на графике взаимосвязь ставок и поступлений налогов может быть выражена в виде двух основных положений:

– снижение налоговых ставок обладает стимулирующим воздействием на производство;

– хотя уменьшение налоговых ставок приведет к сокращению объема бюджетных доходов, это сокращение носит временный характер.

Кривая Лаффера демонстрирует стимулирующий эффект снижения налогов. Уменьшение налогового бремени ведет к увеличению сбережений, к росту инвестиций и занятости. В итоге произойдет рост производства и доходов, вследствие чего увеличится объем налоговых поступлений в бюджет.

Для получения ожидаемого эффекта следует снизить налоговые ставки, прежде всего на доходы и прибыли корпораций.

Практика показала, что реакция различных групп населения на снижение налоговых ставок неодинакова. Наиболее активно на снижение налогов реагируют высокооплачиваемые слои населения — менеджеры, директора фирм, квалифицированные рабочие.

Рекомендации авторов экономики предложения нашли отражение в экономической политике американской администрации, получившей название «рейганомика». Налоговая реформа Р. Рейгана (1981) имела стимулирующий эффект, но привела к значительному росту государственного долга.

Теория рациональных ожиданий. Теория рациональных ожиданий — это теория, рассматривающая реакцию участников экономической деятельности на изменения конъюнктуры, на меры экономической политики. В отличие от адаптивных рациональные ожидания опираются не только на опыт прошлого, но и на прогнозирование, оценку предстоящих событий.

Сторонники этой теории исходят из того, что экономические субъекты не склонны пассивно ожидать изменений экономического курса. Опираясь на обширную информацию, они предугадывают вероятные последствия денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики и принимают рациональные решения, способные уравновесить действия государственных структур. Предприниматели и население не просто экстраполируют процессы и тенденции, а стремятся постичь логику тех, кто осуществляет регулирование экономики.

Идея учитывать и оценивать ожидания хозяйствующих субъектов была высказана в 1961 г. Дж. Мутом. Он сформулировал положение о рациональных ожиданиях — ожидания рациональны, если они совпадают с предсказаниями модели, — и использовал его при построении своей модели. Идея была оценена как плодотворная методологическая позиция почти через десять лет. Популярность этой идеи обеспечили работы Р. Лукаса (1969, 1971)[36].

Сторонники теории рациональных ожиданий придерживаются взглядов, сходных с концепцией монетаристов. Вмешательство государства в экономическую жизнь они считают неприемлемым не только в долгосрочном, но и в краткосрочном плане.

Однако в отличие от монетаристов теоретики «рациональных ожиданий» полагают, что просчеты в экономической политике обусловливаются не ошибками разработчиков и политиков, а непредвиденной реакцией фирм и потребителей на принимаемые решения.

Как и М. Фридмен, Р. Лукас исходит из того, что рыночная экономика сама способна восстанавливать нарушенное равновесие. Цены достаточно гибки и подвижны. Их колебания происходят на уровне фирм. На макроуровне цены выравниваются. Вмешательство государства лишь нарушает процесс рыночного саморегулирования.

Для обеспечения адекватной реакции экономических агентов к переменам экономической политики необходимо, чтобы они были заранее уведомлены об этих переменах и доверяли прогнозам и оценкам государственных структур.

Проблема учета «региональных ожиданий» — это проблема действенности экономической политики, ее способности влиять на ход экономических событий.

Монетаризм — это теория макрорегулирования экономики, в известной мере альтернативная кейнсианству, одно из направлений неолиберализма. Монетаристы ставят во главу угла денежно-кредитные методы стабилизации экономики и обеспечение занятости. Они считают, что деньги являются главным инструментом, определяющим движение и все развитие экономики. Государственное регулирование сводится до минимума, оно должно ограничиваться контролем над денежной сферой.

Монетаризм: теория и политика

Проблемы в развитии мировой экономики вызвали не только пересмотр кейнсианских идей, но и возрождение неоклассической концепции, в которой содержится обоснование необходимости ограничения роли государства в экономике, сведение ее к минимуму. В современной неоклассической теории выделяют три основных направления: монетаризм, новая классическая макроэкономика (теория рациональных ожиданий), экономика предложения.

Термин «монетаризм» введен Карлом Бруннером в 1968 г. и может иметь два значения:

1) это теория о ведущей роли денег и денежно-кредитного механизма в современном рыночном хозяйстве, что и определяет название концепции, а также особый подход к проблемам воспроизводства, социальной политики, международных экономических отношений и борьбы с преступностью;

2) это политика, направленная на регулирование денежной массы в обращении и процентных ставок для обеспечения экономического роста экономической и социальной стабильности.

Монетаризм сформировался в 1950-70 е годы. Главой школы монетаризма считается американский экономист Милтон Фридмен, основатель Чикагской школы неоклассического возрождения. К представителям монетаризма также относятся К. Брукнер, А. Шварц, Р. Селден, Ф. Кейген. М. Фридман в послевоенные годы участвовал как советник в реализации плана Маршалла – программы экономического возрождения стран Западной Европы, в 1980-е годы был экономическим советником Р. Рейгана, участвовал в разработке программы либерального реформирования Израиля, Чили. Его основные работы «Капитализм и свобода» (1962), «Монетарная история Соединенных штатов» (1963 г. в соавторстве со Шварцем), сборник статей «Оптимальное количество денег и другие очерки» (1969 г), «Хозяева свой судьбы» (1980, в соавторстве с Р. Фридмен), «Тирания статус-кво» (1984, в соавторстве с Р. Фридмен).

Под влиянием популярности идей монетаристов стали быстро развиваться и иные неоклассические теории, такие как «экономика предложения», теория рациональных ожиданий.

Распространение монетаризма пришлось на 1970-е годы, когда экономика Запада переживала новое для себя явление, получившее название стагфляции – это одновременный рост уровня цен и уровня безработицы. Неоклассики считают, что кризис 1973-75 гг. показал ошибочность идей кейнсианства. Распад социалистического лагеря способствовал распространению монетаризма. Западные эксперты, придерживающиеся монетаризма, и их последователи оказали существенное влияние на рыночные реформы в восточно-европейских и постсоветских государствах. Однако низкая результативность этих рекомендаций вызвала в 1990-е годы серьезные сомнения в их универсальности, что способствовало снижению авторитета экономикса.

В отличие от неоклассиков конца XIX- начала XX века монетаристы рассматривают не микро-, а макроэкономические проблемы. Монетаристы исходят из того, что рыночная экономика способна к эффективному саморегулированию, поэтому необходимо ограничить государственное вмешательство в экономику, в частности, уменьшить долю ВВП, перераспределяемого через государственный бюджет. Роль государства – это роль судьи в спортивном состязании. Ограниченность государственного вмешательства неоклассики связывают с тем, что

– правительство блокирует работу рыночных регуляторов вместо того, чтобы дополнять их;

– государство способно создавать дополнительный спрос, но не может увеличить товарное предложение, поскольку государственные услуги – это прямой вычет из ВВП;

– правительство по политическим причинам ориентировано на краткосрочную перспективу (правительству нужно как можно быстрее успокоить граждан) в отличие от рыночного механизма, который срабатывает не сразу, но дает более устойчивые результаты.

По мнению монетаристов, экономическая теория должна представлять собой не только академическую науку, но и определенную идеологию, т.е целостной системы ценностей и нормативных принципов жизни общества. По мнению М. Фридмана, главная ценность экономической деятельности, это свобода, когда на выбор человека не действуют ограничения со стороны других людей. В частности Фридман пришел к выводу, что политика правительства по борьбе с потреблением наркотиков нарушает свободу граждан, поскольку любой из них должен иметь право добровольно выбирать между здоровым образом жизни и фактическим самоубийством, вызванным потреблением наркотиков.Справедливое равенство по Фридману– это равенство не результатов, а возможностей, когда каждый в принципе должен иметь если не равные, то, по крайней мере, близкие возможности строить свою жизненную карьеру.

В основе монетаризма лежит количественная теория денег, которая в классическом виде сформулирована И. Фишером в 1912 г.: MV=PQ

Представители кембриджской неоклассической школы записали уравнение следующим образом: М=kPQ,

где k =1/V– часть произведенного продукта, который люди стремятся хранить в ликвидной форме.

Правая часть представленных уравнений характеризует спрос на деньги, левая – предложение денег.

Монетаристы считают, что предложение денег автономно, поэтому действия правительства по продаже облигаций и дополнительной эмиссии вызывают экономические шоки. Фридман ввел понятия денежных агрегатов М1, М2, М3. Монетаристская теория – это в первую очередь теория спроса на деньги. Функция спроса на деньги у Фридмана имеет вид

MD – спрос на деньги, Y – национальный доход, X- прочие факторы, в т.ч. степень доходности разных видов богатства, цели, ожидания и предпочтения собственников богатства. Поскольку эти факторы в краткосрочном периоде достаточно стабильны, то единственной причиной инфляции является чрезмерное предложение денег государством. По мнению Фридмена нестабильность денежной системы порождается некомпетентным кредитно-денежным регулированием, а вовсе не внутренней неустойчивостью системы, как считал Дж. М. Кейнс. Фридман выявил на данных Великой депрессии 1929-1933 гг. прямую зависимость между изменением денежной массы и изменением ВВП (временной лаг составляет 6-9 месяцев). Согласно правилу монетаристов денежное предложение должно расширяться в темпе, совпадающим с ежегодным темпом потенциального роста ВВП, т.е. устойчиво возрастать на 3-5% в год.

Монетаристы обосновали новый подход к анализу взаимосвязи между инфляцией и безработицей. Последователи кейнсианской теории считали, что между среднегодовыми темпами инфляции уровнем безработицы существует обратная зависимость, которая выражается кривой Филлипса. Она была выведена английским экономистом А. Филлипсом на основе анализа экономической статистики Великобритании за 1891-1957 годы. Однако оказалось, что эта кривая подходит только для краткосрочных периодов времени.

Для объяснения стагфляции Фридман выдвинул концепцию естественного уровня безработицы, согласно которой любые попытки правительства снизить естественный уровень безработицы ведут только к повышению уровня безработицы, поэтому кривая Филлипса имеет вид вертикальной прямой. Таким образом, монетаристы отвергли толкование инфляции как платы за занятость.

Монетаристы считают, что проблему бедности следует решать, сократив до минимума государственное вмешательство, предоставить бедным дополнительный доход, чтобы они сами решали свои проблемы, поскольку финансирование жилищного строительства, выплата дотаций на продовольствие и т.п. не достигают цели, бюрократическая система раздает эти льготы вовсе не бедным, а представителям среднего класса. Даже если дотации попадают в руки нуждающихся, они лишают бедняков стимулов к экономической активности. Фридмен предлагал заменить бесплатное школьное образование ваучерной системой: родители получают от правительства специальные чеки и отдают их в те школы, которые им больше нравятся. Вместо государственной пенсионной системы предлагается создавать коммерческие пенсионные фонды: если государственной пенсией можно пользоваться только лично, то вклады в пенсионных фондах можно завещать, капитализировать и т.д. В частности, такая система была создана при Пиночете в Чили. Фридмен выступал за введение регрессивного налога. Однако те, кто имеет доходы ниже прожиточного минимума, должны освобождаться от уплаты налогов и получать пособия.

Монетаризм как экономическая политика реализовывался М. Тэтчер и р. Рейганом.

В Великобритании в 1980-е годы развернулась политика тэтчеризма, в рамках которой была принята среднесрочная финансовая политика жесткого контроля за денежным предложением. Бюджетный дефицит за счет роста налоговых поступлений и распродажи государственных активов за 1980-1986 гг. снизился с 35% до 1% ВВП. В рамках среднесрочной финансовой политики проводилась новая политика заработной платы: ограничивалась деятельность профсоюзов, рост заработной платы в государственных предприятиях, снижены налоги на корпорации и на личные доходы, реализованы мероприятия по поддержке малого бизнеса, налажено переобучение рабочей силы. Удалось добиться снижения инфляции с 18 до 8% в год за период 1980-1988 гг. Однако одновременно существенно выросла безработица.

В США в рамках рейганомики в 1980-984 гг. были снижены налоги в надежде на рост налоговых поступлений. Однако надежды не оправдались: дефицит бюджета вырос в 4 раза. Однако снижение налогов стимулировало рост эффективного спроса и вывело американскую экономику из состояния застоя. Поэтому существует мнение, что администрация Р. Рейгана добилась успеха, реализуя ультра-кейнсианскую политику.

В 1992 г. неоклассические идеи пользовались большой популярностью в России, в том числе у правительства Е. Гайдара. Следование этим идеям проявилось в масштабной приватизации, гашении инфляции любой ценой вплоть до прекращения выплаты заработной платы. В результате произошел резкий спад производства и обострились все социальные проблемы. Вместо капитализма сложилась криминально-олигархическая система.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Проблемы в развитии мировой экономики вызвали не только пересмотр кейнсианских идей, но и возрождение неоклассической концепции, в которой содержится обоснование необходимости ограничения роли государства в экономике, сведение ее к минимуму. В современной неоклассической теории выделяют три основных направления: монетаризм, новая классическая макроэкономика (теория рациональных ожиданий), экономика предложения.

Спрос и предложение денег: монетаристский и кейнсианский подходы. Равновесие на денежном рынке

Приверженцы кейнсианской теории не верят в саморегулирующийся рыночный механизм и считают, что для обеспечения нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может, государство должно регулярно использовать различные инструменты регулирования экономики, в том числе и денежно-кредитные. Цепь причинно-следственных связей предложения денег и номинального ВНП: изменение денежного предложения->изменение уровня процентной ставки->изменение инвестиционного спроса->мультипликационый эффект->изменение номинального ВНП. Основное уравнение, на котором базируется кейнсианская теория денег:

где Y- номинальный объем ВНП; С- потребительские расходы; G- государственные расходы(покупка товаров и услуг); NX- чистый экспорт.

В противовес кейнсианцам монетаристы уверены во внутренней устойчивости рыночной экономики, все негативные моменты – это результат неумелого вмешательства в экономику. Монетаристы отмечают более тесную связь между денежной массой в обращении и номинальным объемом ВНП. Динамика ВНП следует непосредственно за динамикой денег. Основное уравнение количественной теории денег – уравнение обмена И.Фишера: M x V = P x Q, (2)

где М- количество денег в обращении; V- скорость обращения денег; Р- уровень цен(индекс цен); Q- количество товаров и услуг, произведенных в рамках национальной экономики за определенный период времени(обычно за год).

Произведение PxQ – это совокупность денежных средств, обернувшихся за год. Количество проданных товаров и услуг за определенное время (Qt) приблизительно равно объему производства за тот же период (Yt). Если Р- средняя цена единицы произведенной продукции , то

где PxY- объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р- как дефлятор ВНП. Отсюда имеем:

Читайте также:  Эволюция количественной теории денег: пути и подходы

V= номинальный объем ВНП / М (4)

Предполагается, что скорость обращения – величина постоянная, т.к. связана с устойчивой структурой сделок в экономике. Это допущение является абстракцией, т.к. с течением времени скорость обращения может меняться в связи с внедрением новых банковских технологий (кредитных карточек, банкоматов).

Если V= const, то ее можно заменить коэффициентом k : k x M = P x Y, (5)

и тогда проявляется явная зависимость номинального объема ВНП от денежного предложения, т.е. изменение количества денежной массы в обращении вызывает пропорциональное изменение объема номинального ВНП.

Реальный объем производства определяется имеющимися в данный момент в экономике факторами производства. Т.к. это величина заданная, то изменение номинального объема ВНП определяется только изменением цен. Анализируя уравнение (5), можно придти к выводу, что уровень цен прямо пропорционален денежной массе в обращении. Если это так, то очевидна зависимость изменения уровня цен от изменения денежного предложения. Известно, что изменение уровня цен – это показатель темпа инфляции. Прирост денежной массы в обращении будет определять, согласно количественной теории денег, темпы инфляции.

Равновесие на денежном рынке устанавливается, когда спрос на деньги равен их предложению, что может быть достигнуто при определенной банковской процентной ставке. Сохраняться равновесие на денежном рынке будет в том случае, когда процентная ставка будет изменяться в том же направлении, что и доход. Если доходы в экономике возрастут, то это приведет к росту спроса на деньги, к увеличению процентной ставки, в этом случае будет увеличиваться альтернативная стоимость хранения денег и снижаться курс ценных бумаг, что уменьшит спекулятивный спрос на деньги, увеличит покупку фирмами и домашними хозяйствами финансовых активов и даст возможность поддерживать денежный рынок в равновесном состоянии. При снижении доходов возникает обратная ситуация.

В долгосрочном периоде спрос на деньги не зависит от изменения процентных ставок. Уравнение долгосрочного равновесия на денежном рынке, получившее название денежного (монетарного) правила М. Фридмена: M = Y + Pe,

где М – долгосрочный (среднегодовой) темп увеличения предложения денег; Y – долгосрочный (среднегодовой) темп изменения национального дохода; Ре – темп ожидаемой инфляции.

Целью долгосрочной денежной политики является антиинфляционное регулирование. Краткосрочная денежная политика, направленная на регулирование процентных ставок, допустима только в рамках долгосрочной денежной стратегии, основанной на монетарном правиле М. Фридмена.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.026 сек.)

где PxY- объем производства в денежном выражении, или номинальный объем ВНП. Тогда Y можно рассматривать как реальный объем ВНП, а Р- как дефлятор ВНП. Отсюда имеем:

6. Идеи монетаризма

Основным утверждением монетаристов является мысль о саморегуляции рынка. Монетаристы считают, что рыночная конкуренция провоцирует стремление оборота денег к стабильности без государственного вмешательства.

  • цена – это главный инструмент рыночной корректировки в случае нарушения стабильности денежного оборота;
  • денежные инструменты (это не административное вмешательство, не налоговое регулирование) обеспечивают стабильность. Соотношение денег и валового национального продукта – как ускорение или замедление скорости роста денежной массы отображается на совокупном финансовом доходе. Результат влияет на развитие деловой активности, происходят колебания циклов производства;
  • долгосрочные задачи – главный ориентир анализа рынка. Последствия отклонений от стабильности проявляются на экономических параметрах не сразу, а, как правило, в период от нескольких месяцев до года.

Монетаристы придерживаются концепции о факте быстро изменяющихся рыночных условий и на основе этой мысли выстраивают стратегию.


Монетаристы контролируют деньги, концентрируя капиталы в среде узкого круга лиц. Создание общества потребления – основная концептуальная мысль монетаризма. Если крупные предприятия формируют собственные финансовые потоки – они нейтрализуются путем кредитования с залогом недвижимого или иного имущества. Подобная, по сути, кабальная экономическая практика применяется и по отношению к государству.

Предложение денег и спрос на деньги

Монетаризм — это экономическая теория, в согласии с которой число денег в обращении – это определяющий фактор образования хозяйственной конъюнктуры и есть прямая связь меж изменениями в обращении денежной массы и величиной национального валового продукта. Появилась в США в середине 50-х годов XX в. Сторонники монетаризма считают, что государственные мероприятия по стимулированию спроса, советуемые кейнсианцами, не лишь не улучшают состояние экономики, но порождают другие диспропорции и кризисные спады.

Монетаристская версия численной теории денег отличается от ее традиционных вариантов. Чистая теория спроса на деньги, которая выдвинута Фридменом М., ведущим теоретиком новой численной теории, излагается в его очерке «Количественная теория денег: новая формулировка» (1956). Цель пересмотра количественной классической теории состояла в поиске связи ее с законами микроэкономики. Основное внимание акцентируется на изучении проблемы спроса на кассовые остатки, то есть закономерностей образования потребностей в деньгах от субъектов экономики. Необходимо подчеркнуть, что в монетаристской концепции спрос на деньги рассматривали, как стабильная относительно величина, которая обеспечивает стабильность развития экономики. Эта посылка в изучении не изменяла в корне суть числовой теории, так как « …устойчивая функция спроса на деньги является только другим методом выражения постоянства скорости обращения денег, которая …была всегда предпосылкой числовой теории. Но в монетаристском варианте детерминированные жестко формулы скорости изменяются вероятностной связью, которая допускает значительные колебания количественных значений данного показателя».

Очевидно, что монетаристская концепция являет собой будущее развитие кембриджского варианта числовой теории денег. Разрабатывается тщательно вопрос о природе дохода на активы, которые служат альтернативой деньгам, и бюджетного (ресурсного) ограничения. В основании модели спроса на деньги Фридмена является поведение двух видов субъектов экономики: фирм и домашних хозяйств. Деньги для первых являются источником хранения богатства, а для вторых — капитальным активом. При этом деньги рассматривают, как компонент взаимозаменяемых и накапливаемых активов. Основная функция денег в качестве элемента портфеля активов субъектов экономики заключается в создании резерва ликвидности и обеспечении платежей. Учитывая данную основную функцию денег определяют список факторов, под влиянием которых образуется спрос субъектов экономики на денежные активы для построения функции спроса на деньги.

В данном уравнении учитывается фактор воздействия цен, который определяет обратную зависимость уровня цен от покупательной способности денег. В данных целях в уравнение вводят не номинальные, а дефлированные по уровню цен (реальные) кассовые остатки экономических субъектов.

Кредитная природа современных денег проявляется в методах их эмиссии, которые связываются с кредитованием банковской системой государства и экономических субъектов. Объемы предложения кредитных денег поэтому связаны тесно с депозитной базой банковской системы. Еще следует подчеркнуть, что когда изначально основными формами кредитных денег являлись чеки, векселя, банкноты (как главная форма депозитных денег), то главной тенденцией последнего столетия было развитие данной формы кредитных денег, как депозитные электронные деньги.

2.1.10. Монетаристская теория

Монетаризм – одно из основных течений современного неоконсерватизма, сформировавшееся в 1970-е годы наряду с теорией предложения. Главной особенностью монетаризма является то, что основные проблемы современного рыночного хозяйства рассматриваются в нем через призму денежного обращения.

Фридмен, пожалуй, первым за многие десятилетия объявил себя противником кейнсианства. В отличие от кейнсианцев он утверждал, что свобода бизнеса, стихийный механизм рынка могут обеспечить воспроизводство без тотального вмешательства государства в экономику, предлагал ограничить роль государства только теми функциями, которые кроме него никто не сможет осуществить. Функции государства должны ограничиваться лишь регулированием прироста денег в каналах обращения.

Основной принцип монетаризма – соединение традиционного для неоклассического направления формально-логического способа научного анализа с расчетами на основе эконометрических моделей. Такие оценки должны обеспечивать связь между теоретическими заключениями и реальной действительностью. Важное значение в методологии монетаризма придается разграничению экономики на реальный и денежный секторы. Реальный сектор, в котором действуют исключительно рыночные силы, отождествляется с производством и продажей товаров и услуг. Его характеризуют уровни и динамика инвестиций, занятости, цен и т. д. Денежный сектор является сферой деятельности государства. Монетаристы считают необходимым сделать денежный сектор «нейтральным» по отношению к реальному, создать рыночному механизму благоприятные условия функционирования, снабдить товарные рынки нужным количеством денег.

По мнению Фридмена, регулирование экономикой может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок.

Налоговый аспект монетаристской теории сводится к следующему. Это учение ориентирует государство на сокращение налогов с производителей с целью увеличения их инвестиционных возможностей, перенос налогового бремени на потребителей посредством увеличения доли косвенных налогов, изъятие лишнего количества денег из обращения посредством налогов и займов, экономию бюджетных средств, в том числе путем сворачивания социальных программ, достижение бездефицитности бюджета, обеспечение стабильности денежной системы.

Фридмен связывает экономическую неустойчивость с неравномерным приростом денег в обращении, вызванным просчетами в разработке и проведении государством фискальной политики. Фридмен критикует налоговую политику, оборачивающуюся экспансией вмешательства государства в хозяйство. При такой политике для частного сектора остаются весьма ограниченные средства. Отсюда – его предложения по заметному снижению налогового бремени и государственных расходов. Уменьшение бремени способствует повышению деловой активности, росту инвестиций, занятости, снижению инфляции и, в конечном счете, экономическому росту и устранению социальных противоречий.

Поскольку государство постоянно увеличивает собственные расходы, инициирующие прирост инфляции, оно не может заниматься материальным производством, регулированием объемов производства, занятости и цен.

Таким образом, сбалансировать развитие сферы предпринимательства возможно при проведении государством мер по снижению налогового бремени, манипулированию денежной массой и процентной ставкой.

Одним из самых сильных мест монетаристского учения является детальная проработка вопросов, связанных с организацией неинфляционной денежной политики. Ряд положений этой политики выдержали проверку практикой. Свидетельства тому – стабильно низкие темпы роста цен, сохранявшиеся в 1980-е годы в экономике США, Великобритании и других стран, где государство стремилось придать денежному регулированию монетаристскую ориентацию.

В частности, основоположник монетаризма Фридмен явился идейным вдохновителем «тетчеризации экономики» в Англии (по имени премьер-министра Маргарет Тэтчер) и «рейгономики» в США (по имени президента Р.Рейгана), автором практических программ по «демонтажу» системы государственного социально-экономического регулирования в Англии, Израиле, Чили, в США. Его научное кредо: обоснованность исходных посылок не имеет значения, а правильность теории проверяется лишь ее способностью предсказывать реальные тенденции.

Однако любая теория имеет объективные границы. Так случилось и с рекомендациями, основанными на монетаризме. Проводя жесткую политику регулирования денежного обращения с целью уничтожения инфляции, английское правительство после правления М. Тетчер не добилось успеха, поскольку не учло многочисленных факторов, помимо денежной массы влияющих на инфляцию. В частности, проводя предложенные монетаристами мероприятия, правительство не озаботилось сокращением своих расходов.

Нашлись сторонники монетаризма и в России периода 1990-х годов, бывшие так называемые “младореформаторы”. Разумеется, они не сделали вклада в разработку теории монетаризма. Они были лишь ее «пользователями». Их деятельность по лечению и преобразованию российской экономики с помощью монетаристских рецептов лишний раз проиллюстрировала давно сформулированное правило: к чужому опыту следует относиться взвешенно, соотнося ситуацию, время и менталитет зарубежный и национальный. Некритическое заимствование опыта, даже положительного, других стран зачастую заканчивается конфузом.

Завершая рассмотрение теории монетаризма заметим, что она применяется в той модели рыночной экономики, которую принято именовать «либеральная модель».

Одним из самых сильных мест монетаристского учения является детальная проработка вопросов, связанных с организацией неинфляционной денежной политики. Ряд положений этой политики выдержали проверку практикой. Свидетельства тому – стабильно низкие темпы роста цен, сохранявшиеся в 1980-е годы в экономике США, Великобритании и других стран, где государство стремилось придать денежному регулированию монетаристскую ориентацию.

Новый монетаризм

Отдельной теорией его назвать нельзя. Это ответвление. Но занимается оно, как и его «предшественник», моделированием всех имеющихся у обмена товаров и денег несовершенств.

Основа данного ответвления – это теории игр, поиска, переговоров и дизайна. Все, что имеет место в XXI веке.

Основателем также являются ученые из США – Рэндалл Райт и Стивен Уильямсон. Некоторые идеи предложили Рикардо Лагос и Гийом Рошето – профессора Нью-Йоркского и Калифорнийского университетов.

Интересно, что новая теория берет истоки еще в 1970-х. Уже тогда старый монетаризм нуждался во введении в него некоторые микроэкономических новаций.

Какой же получилась новая теория? В ней осталась приверженность монетаристским моделям, но также появились актуальные для нынешнего времени положения.

Какова главная отличительная черта теории? Это моделирование микроэкономических основ денег, которые описывают, как их надо менять на товары. Вторая отличительная черта – внедрение новых положений в смежные научные области. В финансовое посредничество и банковское дело, если быть точнее.

Нельзя не отметить, что от новой теории уже ответвилось еще одно направление. Оно представлено моделями платежей. Именно по ним проходит изучение клиринговых и платежных систем. Это важно, ведь в них участвуют все банки (центральные в том числе).

Особое внимание по-прежнему уделяется теме кредитов. Также добавилась тема системного риска. Ведь он часто возникает в платежных системах из-за кредитования внутридневного типа.

Нельзя не отметить, что от новой теории уже ответвилось еще одно направление. Оно представлено моделями платежей. Именно по ним проходит изучение клиринговых и платежных систем. Это важно, ведь в них участвуют все банки (центральные в том числе).

Монетаризм и его взгляды на проблему макроэкономической стабильности

В течение последних десятилетий макроэкономическая теория является ареной соперничества двух крупных течений экономической мысли — кейнсианства и монетаризма. Начиная с 60-х гг. XX в., многие положения кейнсианской концепции с приоритетом фискальной политики в регулировании совокупного спроса подвергались критике.

Монетаризм как течение экономической мысли раскрывает значительную роль денег в определении уровней экономической активности и цен. Виднейшим представителем теории монетаризма является нобелевский лауреат М. Фридмен, который считает, чтоинфляция есть исключительно денежное (монетарное) явление, обусловленное ростом денежной массы, находящейся в обращении.

Имея в качестве теоретической основы неоклассическую количественную теорию денег, монетаризм главное внимание уделяет разработке нового ее варианта, а также предложений по совершенствованию макроэкономической политики.

Термин «монетаризм» был введен в научный оборот в 1968 г. американским экономистом К. Бруннером, с тем, чтобы обозначить подход, согласно которому денежная масса является основным фактором, определяющим экономическую конъюнктуру. При более широкой трактовке монетаризм можно рассматривать не только как совокупность практических рекомендаций по решению макроэкономических проблем, выбору методов макроэкономического регулирования, но и как своего рода экономическую философию, альтернативную кейнсианству.

Взгляды монетаристов и кейнсианцев на проблемы внутренней стабильности рыночной системы и роль в этом процессе государства противоположны в своей концептуальной основе, однако данные различия не всегда четко выражены в применяемых инструментах анализа. В противовес кейнсианской концепции, согласно которой система свободного рынка без активного государственного регулирования не способна стабилизировать экономику при полной занятости и отсутствии значительной инфляции, монетаризм предполагает, что рынки в достаточной степени конкурентны для обеспечения высокой степени макроэкономической стабильности. Монетаристысчитаютгосударственное регулирование фактором, сдерживающим частную инициативу и зачастую содержащим ошибки, дестабилизирующие экономику. Государство, осуществляя фискальную и денежно-кредитную политику, вызывает ту самую нестабильность, противодействовать которой, и призваны данные мероприятия.

Как кейнсианцы, так и монетаристы основывают свой анализ на уравнениях, характеризующих движение потоков доходов и расходов в экономике. Кейнсианское тождество:

основное внимание уделяет анализу равенства совокупных доходов и планируемых совокупных расходов, которое определяет макроэкономическое равновесие.

Читайте также:  Девальвация национальных валют, старая и новая мировые системы

В монетаризме важнейшим является уравнение денежного обмена:

M × V = P ×Y(5.4)

Его левая часть представляет собой величину расходов потребителей (совокупные расходы), правая — общую выручку продавцов от реализации товаров (совокупные доходы).

Таким образом, кейнсианское и монетаристское уравнения отражают одни и те же макроэкономические процессы, но при существовании принципиальных разногласий по поводу того, какая из двух концепций делает это адекватнее.

Основное расхождение между монетаристами и кейнсианцами заключается в ответе на вопрос: стабильна ли скорость обращения денег в экономике? Согласно классической теории, скорость обращения денег определяется техническими и институциональными факторами — уровнем развития банковской системы, сложившимися привычками индивидов и т.д. Поэтому она стабильна в том смысле, что не зависит от количества денег, находящихся в обращении. Изменение их предложения приводит лишь к изменению уровня цен (принцип «нейтральности» денег), но не влияет ни на объемы национального выпуска, ни на скорость обращения денег. Влияние предложения денег на величину ставки банковского процента непредсказуемо.

Монетаристы также считают скорость обращения денег стабильной, так как ее колебания невелики и их можно предсказать, поскольку факторы, от которых зависит скорость обращения денег в экономике, изменяются постепенно. В качестве доказательства этой стабильности монетаристы отмечают стабильность отношения между номинальным объемом национального производства и денежной массой. По их мнению, спрос на деньги не зависит от их предложения, а определяется уровнем номинального объема выпуска. Рынок в процессе установления денежного равновесия приводит к равенству величины спроса на деньги и их предложения, что обеспечивает стабильность соотношения денежной массы и номинального объема выпуска:

V = (5.5)

Стабильность скорости обращения денег означает, что предложение денег является важнейшим фактором, определяющим номинальный объем национального производства, уровень цен и занятости. Следовательно, с монетаристских позиций, денежно-кредитная политика государства является важнейшим инструментом макроэкономического регулирования. Значение же фискальной политики как средства стабилизации экономики и перераспределения ресурсов оценивается монетаристами невысоко. Для кейнсианцев, напротив, основным фактором, определяющим реальный объем выпуска, уровни занятости и цен, являются совокупные расходы, компоненты которых определяются множеством переменных и прямо не зависят от предложения денег.

Денежно-кредитная политика, по мнению монетаристов, в краткосрочном периоде может влиять на реальный уровень национального производства и занятости, но в долгосрочном периоде воздействует лишь на уровень цен, поэтому центральный банк должен стабилизировать не величину ставки процента (это ошибочная цель), а темпы роста денежного предложения. Экономическая нестабильность порождается скорее неправильной денежно-кредитной политикой, нежели внутренней нестабильностью рыночной системы.

Если у кейнсианцев воздействие изменений денежного предложения на динамику выпуска и занятости осуществляется только через изменение ставки процента (что в свою очередь влияет на уровень инвестиций частных фирм), то у монетаристов изменение денежной массы прямо воздействует на денежную величину национального выпуска, трансформируясь в рост цен, а частично (в краткосрочном периоде) — в рост реального совокупного дохода. Но такая взаимосвязь, безусловно, предполагает стабильность скорости обращения денег.

Государственное вмешательство в экономику, по мнению монетаристов, во многих случаях неизбежно, но оно должно создавать условия для свободного и стабильного функционирования рыночных механизмов на основе проведения рациональной долгосрочной макроэкономической политики.

В монетаристской концепции денежно-кредитная политика является «грозным оружием», поскольку определяет уровень экономической активности в гораздо большей степени, чем считают кейнсианцы. Поэтому монетаристы выступают за законодательное установление монетарного правила, согласно которому ежегодный темп прироста денежного предложения должен соответствовать среднегодовому темпу прироста реального объема национального производства. Другими словами, если в среднем за год прирост валового национального продукта в реальном выражении составит 3—5 %, то и денежная масса в экономике (предложение денег) должна увеличиться в указанных пределах. Меньший ее прирост приведет к нехватке денег, а возмож­но, к дефляции и возникновению безработицы; больший — вызовет инфляцию. Законодательное установление монетарного правила устранит причины нестабильности в экономике, тенденции к спаду или инфляции будут носить временный (краткосрочный) характер.

Монетаристы считают, что основная причина смещения кривой совокупного спроса — изменение количества денег в обращении. Поскольку кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде является почти вертикальной (что соответствует состоянию экономики, близкому к полной занятости), то изменение совокупного спроса окажет влияние преимущественно на уровень цен Ри слабо отразится на реальном объеме национального производства Y.

Монетарное правило связывает увеличение денежной массы с ростом реального объема выпуска. Повышение совокупного спроса должно соответствовать увеличению совокупного предложения благодаря чему средний уровень цен не изменится.

Монетаристы отвергают фискальную политику как средство макроэкономической стабилизации. Ее безрезультативность они связывают с эффектом вытеснения (замещения) частных инвестиций государственными. Когда правительство в период экономического спада идет на бюджетный дефицит, а величина денежной массы в обращении не изменяется, государственные займы приводят к росту спроса на деньги и, соответственно, росту процентной ставки, что негативно сказывается на объеме частных инвестиций — он уменьшается. (Кейнсианцы не отрицают существования эффекта вытеснения, но считают его незначительным.) Когда же бюджетный дефицит покрывается выпуском новых денег, эффект вытеснения не наблюдается, но в этом случае рост экономической активности есть результат не фискальной, а денежно-кредитной политики. Но и активная денежно-кредитная политика монетаристами, как показано выше, не приветствуется, что объясняется двумя основными причинами. Во-первых, они указывают на существование временного лага, с которым связана неопределенность периода влияния мер денежно-кредитного регулирования на экономику (от шести-восьми месяцев до двух лет). Соответственно, когда эти меры начнут действовать, возможно, ситуация в экономике будет уже иной и предпринятые ранее усилия только усугубят макроэкономическую нестабильность. И, во-вторых, процентная ставка, на регулирование которой направлена денежно-кредитная политика, полагается монетаристами ошибочной целью.

Монетаристы считают, что основная причина смещения кривой совокупного спроса — изменение количества денег в обращении. Поскольку кривая совокупного предложения в долгосрочном периоде является почти вертикальной (что соответствует состоянию экономики, близкому к полной занятости), то изменение совокупного спроса окажет влияние преимущественно на уровень цен Ри слабо отразится на реальном объеме национального производства Y.

Достоинства ПМЖ Доминиканской Республики

Рассматривая причины, по которым иммиграция в Доминикану пользуется столь высокой популярностью, нужно отметить, в первую очередь, климатическую специфику.

Несмотря на то что государство располагается в зоне тропиков, высокая температура в Доминикане русскими переносится гораздо проще. Объясняется это близостью Карибского моря, а также многочисленными сезонными ветрами, которые делают условия пребывания здесь более комфортными.

Помимо прочего, ПМЖ в Доминикане имеет массу преимуществ перед стандартной туристической визой. К ним следует отнести следующие:

  • Нет необходимости продления безвизового пребывания или туристической визы.
  • Отсутствуют риски нарушения сроков пребывания и, соответственно, штрафы за это.
  • Возможность полноценной трудовой деятельности, организации бизнеса или учебы.
  • При желании имеется возможность в дальнейшем получить полноценное гражданство.
  • Простота оформления постоянного места жительства, в сравнении с прочими государствами.

Лояльная миграционная политика Доминиканы объясняется желанием местных властей привлечь состоятельных инвесторов и прочие категории лиц, способных инвестировать в экономику.


Временный вид на жительство в Доминиканской республике

Плюсы и минусы Доминиканы

Доминиканская Республика – католическая испаноговорящая страна, получившая свое название в честь покровителя этих земель – монаха Доминика де Гусмана Гарсеса. Иммиграция сюда в среднем составляет 9400 человек за год.

В соответствии с официальной статистикой на территории страны живет около полумиллиона мигрантов. Большая их часть приехала с государства Гаити, которое является крайне неблагополучным.

Среди основных преимуществ иммиграции в Доминикану выделяются следующие:

  1. Одна из главных причин, привлекающая сюда иностранцев – доступные цены на жилье, продукты и услуги. Аренда однокомнатной квартиры в доме обойдется в 200-400 долларов. Чтобы достойно жить и ни в чем себе не отказывать, хватит около 600 долларов в месяц, причем за эту сумму вы можете ходить в дорогие рестораны, посещать элитные пляжи и развлекаться, как душе угодно. На тысячу же можно просто шиковать.
  2. На начальном этапе эмиграция в Доминикану из России также не потребует серьезных вложений. Для семьи хватит бюджета в 1200 долларов. Такая сумма позволит выбирать лучшие предложения на рынке. Причем с учетом местных законов фактически она уменьшается. Добавить нужно то, что проживающие в республике на законных основаниях иностранцы освобождается от уплаты пошлин на ввоз бытовых и личных вещей. Также иностранному резиденту не требуется оплачивать туристическую карту, чтобы въехать в страну. Существенные налоговые преимущества предусматриваются для пенсионеров, арендаторов и инвесторов.
  3. Доминикана может стать прекрасным выбором для инвесторов и бизнесменов. Отличные условия для них объясняются существенными налоговыми преимуществами. Тут открывают бизнес в том числе и граждане очень развитых стран, таких как США, владеющие отелями.
  4. Важный фактор, который привлекает как эмигрантов, так и просто туристов, которые едут сюда на отдых – это климат. Тут он потрясающий, в особенности для любителей тепла. В течение всего года температура стабильная, в пределах 25-35 градусов. Недостаток только в том, что для мая, августа и сентября характерны постоянные дожди. Но вы всегда можете отправиться в западные части в глубине острова, где климат более сухой.
  5. Ввиду развитого в стране туризма многие местные жители говорят по-английски – это позволяет оперативно адаптироваться. По этой же причине уровень терпимости к иностранным подданным тут весьма высокой. Доминикана очень гостеприимно принимает представителей различных культурных и социальных групп. Также нужно отметить местную кухню. Она сочетает в себе разные типы культур и включает большое количество блюд, которые стоит попробовать, когда вы будете в стране.
  6. Также отмечается отлично развитая инфраструктура и хорошая экология. Доминикана – это тысячекилометровая береговая линия, красивые пляжи, теплая вода Карибского моря, а также отсутствие загрязняющих экологию производств и бережное отношение к богатствам природы.

Жизнь в Доминикане – это действительно комфорт и удовольствие. Но также стоит отметить некоторые минусы:

  1. Перелет из Москвы в Доминикану занимает не менее 12 часов. Кроме того цена билета стартует от 500 долларов.
  2. Оплата труда тут крайне низкая. Это же касается и минимальной пенсии. Отсутствие в стране промышленных производств с другой стороны одновременно является и минусом, поскольку ограничивает возможности для дохода. Преимущественно экономика страны держится на туристической и аграрной сфере. Кроме этого рабочих мест тут также достаточно мало.
  3. Как таковая правовая защита для нелегальных трудовых мигрантов в стране отсутствует. Их не защищает ни трудовой кодекс, ни правовое положение о правах сотрудников. Пока у вас не будет ВНЖ, получить официальную работу будет сложно – мало какой работодатель даст на это согласие.

Последним минусом стоит отметить отсутствие диаспоры наших соотечественников. По причине небольшого количества русских мигрантов с ней так и не сложилось – попытки делать ее были безуспешны. Несмотря на то, что некоторые семьи объединяются в группы, особого отношения и помощи от властей ждать не стоит.


Последним минусом стоит отметить отсутствие диаспоры наших соотечественников. По причине небольшого количества русских мигрантов с ней так и не сложилось – попытки делать ее были безуспешны. Несмотря на то, что некоторые семьи объединяются в группы, особого отношения и помощи от властей ждать не стоит.

Процесс оформления ПМЖ

Основанием для длительного проживания в стране может стать:

  1. Приобретение недвижимости.
  2. Легальное трудоустройство.
  3. Законный брак с доминиканским гражданином.
  4. Предпринимательская деятельность.
  5. Инвестиции в экономику.

Переезд на ПМЖ в Доминикану начинается с оформления в посольстве в Москве визы. Только на основании этого документа можно будет получить временный ВНЖ в миграционной службе на территории республики. Срок действия вида на жительство – 1 год, в дальнейшем его разрешено продлевать еще 4 раза. Через пять лет с момента эмиграции из России можно претендовать на ПМЖ в Доминикане, а, получив его, подавать ходатайство о гражданстве.


Переезд на ПМЖ в Доминикану начинается с оформления в посольстве в Москве визы. Только на основании этого документа можно будет получить временный ВНЖ в миграционной службе на территории республики. Срок действия вида на жительство – 1 год, в дальнейшем его разрешено продлевать еще 4 раза. Через пять лет с момента эмиграции из России можно претендовать на ПМЖ в Доминикане, а, получив его, подавать ходатайство о гражданстве.

Базовые требования

Для получения иммиграционной визы соискателю нужно предоставить:

  • письмо-ходатайство на испанском или с переводом на испанский язык;
  • заполненную визовую анкету;
  • одну фотокарточку 4 × 5 см;
  • загранпаспорт, действительный не менее 18 месяцев;
  • копии всех страниц загранпаспорта (на 1 листе А4 должно быть откопировано два разворота);
  • справку по форме 086-у;
  • справку из МВД РФ об отсутствии уголовного преследования и судимости;
  • свидетельство о рождении;
  • сертификат о заключении брака (при наличии);
  • дополнительную документацию, обосновывающую подачу заявки;
  • подтверждение экономической состоятельности;
  • гарантийное письмо и декларация гаранта от гражданина Доминиканы (оформляется и легализуется в Генпрокуратуре Республики).

Ходатайство пишется в свободной форме на адрес консульского отдела посольства Доминиканской Республики.

Первым этапом оформления ВНЖ является получение иммиграционной визы

Вся документация, оформленная в РФ, за исключением загранпаспорта, должна быть переведена на испанский язык и подписана профессиональным переводчиком, а его подпись — заверена нотариусом. Подпись нотариуса заверяется в посольстве страны. Также требуется апостиль.

Период рассмотрения заявки составляет до 30 дней. После этого сообщается результат.

После получения иммиграционной визы и прибытия в Доминикану заявитель проходит медкомиссию (направление выдаётся в Москве) и сдаёт на получение ВНЖ в миграционную службу следующие бумаги:

  • загранпаспорт с иммиграционной визой,
  • копиию загранпаспорта,
  • свидетельство о рождении,
  • справку о несудимости,
  • 4 фотоснимка анфас и 4 в правый профиль размером 2 × 2 см,
  • медицинскую страховку,
  • бумагу о прохождении медкомиссии,
  • заполненную и распечатанную анкету на ВНЖ (заполняется в режиме онлайн по ссылке).

При подаче заявки проводится дактилоскопия. Все документы должны быть апостилированы и переведены на испанский, как и при получении иммиграционной визы.

Загранаспорт должен быть действителен не менее 1,5 лет

Срок рассмотрения документов может занимать до полугода. Однако в этот период иммигрант имеет право на трудоустройство.

Срок рассмотрения документов может занимать до полугода. Однако в этот период иммигрант имеет право на трудоустройство.

Кому запрещено иммигрировать

Законодательство ограничивает въезд некоторых категорий лиц на свою территорию. Так, запрещено переезжать в Доминиканскую Республику лицам, находящимся в активной стадии инфекционного либо психического заболевания, что может являть угрозу для местных жителей. Исключение составляют лица, которые имеют родственников, проживающих в Доминикане.

Также нельзя въезжать лицам, судимым за серьезные преступления, депортированным из страны с запретом на повторный въезд.

Для приобретения статуса резидента нужно в консульстве подать заявку на визу. Нельзя осуществить это, не находясь на территории государства. Когда заявка будет рассмотрена, а вся документация будет проверена, то заявление о статусе резидента может быть или отклонено, или принято. Во втором случае заявитель получает ВНЖ, документы, которые наделят его правом на трудоустройство в стране.

Видео: как уехать жить в Доминикану (документы)

Процедура рассмотрения неспешная и занимает до полугода. Иммигрант с резидентской визой, подавший на ВНЖ, имеет право на получение легального дохода в Доминикане. Рекомендуется до приезда решить вопросы с проживанием, работой или ведением бизнеса. Иммигранту трудно рассчитывать на высокооплачиваемую должность, поэтому на первый год нужен устойчивый доход из-за пределов Доминиканы.

Ссылка на основную публикацию