Музыкальное образование в Германии

Музыкальное образование в Германии

Музыкальное образование на родине Баха и Бетховена сегодня рассматривают для себя все больше студентов из других стран. Немецкий подход к изучению музыки смело можно назвать сбалансированным — здесь качественно готовят как будущих исполнителей и дирижеров, так и преподавателей музыки. Потребность в последних постоянно растет, поэтому у студента, получившего музыкальное образование в Германии, есть все возможности для успешного трудоустройства.

Музыкальное образование в Германии — особенности выбора специальности

В Германии при получении музыкального образования можно освоить массу разнообразных специальностей. Практикующие специалисты здесь могут подготовиться по классу инструмента, вокала, композиции или дирижерского мастерства. В рамках теоретической подготовки обучают музыкальных критиков и преподавателей.

Не стоит забывать, что можно выбрать для себя специальность и связанную с церковной музыкой, например, стать руководителем церковного хора после соответствующего обучения. Для тех, кому больше по душе профессии, связанные с современной музыкой, в Германии доступны специальности менеджеров, продюссеров, агентов и т.п.

Вузы и школы, где можно получить музыкальное образование в Германии

От выбора специальности зависит и учебное заведение, которое лучше предпочесть в этом случае. Для тех, кто хочет получить практические специальности исполнителя, вокалиста или дирижера, больше подойдут Musikhochschulen, которые по сути соответствуют российским консерваториям. Здесь основной акцент делается именно на практику исполнительских техник. Выпускники Musikhochschulen могут трудоустроиться в оркестры и хоры по своему профилю, например, в театрах.

Для тех, кто хочет преподавать музыку, больше подойдут программы университетов. Исполнительского мастерства здесь меньше, а помимо теории музыки студенты изучают психологию, педагогику и дидактику. Успешное окончание университета позволяет работать педагогом с музыкантами любого уровня — от новичков до давно и успешно освоивших инструмент.

Стоит отметить, что эти два направления все чаще смешиваются между собой. Так, сегодня в большинстве консерваторий есть программы, связанные с теорией музыки, а в университетах уделяют все больше внимания технике исполнения. Но всё-же классическое разделение выглядит именно так и большинство студентов предпочитают идти традиционным путем.

Если вас интересует церковная музыка, необходимо рассмотреть для поступления специальные учебные заведения. Например, Hochschule fur Kirchenmusik Dresden — Высшую школу церковной музыки в Дрездене, где доступно для изучения несколько специальностей.

Те, кому по душе современная музыка, могут поступить в British Institute of Modern Music( BIMM),отделение которого работает в Берлине.

Как стать музыкантом в Германии

Основное требование к поступающим — талант. Для поступления в консерваторию нередко сдается не только игра на основном, но и на дополнительном инструменте. Потребуется также сдать сольфеджио, гармонию и немецкий язык. При поступлении в университет набор будет примерно таким же, но требования к тем навыкам, которые вы продемонстрируете во время прослушивания, могут быть чуть ниже. Впрочем, несмотря на это поступление в университет требует ничуть не менее интенсивной подготовки.

Естественно, что какой бы вариант вы не выбрали, в любом случае помимо основных экзаменов по специальности потребуется сдать и немецкий язык. Требования к нему в консерваториях не слишком высоки. Большинство из них принимает для поступления TestDaF Stufe3 — третий уровень одного из наиболее популярных тестов по немецкому языку. Более того даже если поступающий не владеет языком на необходимом уровне, его могут принять в Musikhochschulen с условием пересдачи экзамена через год. Обычно так происходит в том случае, если абитуриент продемонстрировал выдающиеся навыки игры на каком-либо инструменте или вокальные данные во время прослушивания.

В университетах с немецким языком дело обстоит значительно сложнее — требования к абитуриентам из других стран будут значительно выше. Большинство вузов принимает результаты экзамена DSH.

Хорошее знание немецкого действительно необходимо для успешного освоения программы, ведь изучать на нём теорию музыки, педагогику и психологию может быть непросто для любого иностранца. Для последующей работы преподавателем безупречный немецкий также необходим.

Музыкальное образование в Германии может быть как платным, так и бесплатным, причем второй вариант представлен значительно реже первого. Стоимость обучения зависит от того, в какой немецкой земле находится интересующий студента вуз или школа. Например, Гессен и Шлезвиг-Гольштейн пока по-прежнему сохраняют бесплатность высшего образования для иностранцев, а вот в западных землях стоимость обучения составит порядка 1000 евро в семестр.

Немецкое музыкальное образование, как и любое другое, предполагает практику. В зависимости от выбранной специальности студенты проходят стажировки в оркестрах как в Германии, так и в других странах Европы или в музыкальных школах, если речь идет о теории преподавания. Одаренные выпускники обычно получают первые предложения о трудоустройстве именно во время таких стажировок, поэтому к окончанию вуза без труда находят перспективную работу.

Музыкальное образование в Германии с Allterra Education

Получение музыкального образования в Германии требует тщательной подготовки. Сотрудники Allterra Education помогут выбрать вуз в соответствии с желаемой специальностью и организуют процесс поступления.

Для получения более подробной информации звоните:

Где и как учат музыке в Германии

Многие немцы поют в хоре, играют в оркестрах, музицируют в храмах. А путь желающих приобщиться к музыке обычно начинается с посещения музыкальной школы.

В чем же ее особенности?

Овладеть искусством игры хотя бы на одном музыкальном инструменте, научиться прилично петь и, может быть, даже самостоятельно сочинять музыку, – кто не мечтал когда-то об этом!

И жители Германии, страны богатых музыкальных традиций, тут, конечно, не исключение: по последним данным, более трех миллионов немцев серьезно увлекаются музыкой: регулярно поют в хоре, играют в оркестрах и инструментальных ансамблях, а также музицируют вместе.

А в общей сложности, число музыкантов-любителей, среди которых не только те, кто выступает перед публикой, но и те, кто играет в свободное время просто для себя и своих близких, составляет в Германии, стране с 80-миллионным населением, по меньшей мере 14 миллионов человек.

Любимый музыкальный инструмент немцев – фортепиано. За ним в рейтинге популярности следуют гитара и скрипка. Путь желающих приобщиться к музыке, как правило, начинается с посещения музыкальной школы.

Бум классической музыки

В Германии сейчас чуть меньше тысячи общественных (как правило, муниципальных) музыкальных школ, которые получают дотации от соответствующего города, округа или федеральной земли. Но всех желающих они вместить не могут, и в стране открывается все больше частных музыкальных школ. Сейчас их около 340.

Сегодня немецкие музыкальные школы насчитывают почти полтора миллиона учащихся.

Для сравнения: всего десятилетие назад их было почти на полмиллиона меньше. Одна из причин тому – всплеск интереса к классической музыке. На концертах классики всегда аншлаг. Никогда еще в ФРГ не открывалось так много новых концертных залов.

Для разных кошельков

Как правило, занятия в немецкой музыкальной школе проводятся один-два раза в неделю. Продолжительность урока, в среднем, составляет час. Цены за обучение варьируются, в том числе – в зависимости от количества учащихся в классе: чем больше группа, тем меньше каждому ученику приходится платить.

В общественной школе, например, обучение в группе из двух человек стоит порядка 50 евро в месяц, а в группе из шести участников – вдвое меньше.

Обучение в частной музыкальной школе обычно значительно дороже, поскольку, в отличие от общественных, такие учебные заведения дотаций не получают.

Например, 80 евро в месяц (при занятиях раз в неделю) стоит обучение в детской музыкальной школе, которая принадлежит проживающему в Бонне музыканту российского происхождения Евгению Жидкову, в свое время игравшему в оркестре Олега Лундстрема. Это минимум.

По словам Евгения Жидкова, система обучения в немецкой музыкальной школе сильно отличается от российской. Учеников тут просто учат играть на музыкальных инструментах, а с теорией и историей музыки знакомят поверхностно.

Сольфеджио преподают только для тех, кто собирается поступать в консерваторию.

Освоить нотную грамоту, развить вокальные навыки, а также научиться играть на фортепиано, ударных, флейте, гитаре, других инструментах можно и бесплатно, поскольку в Германии уроки музыки предусмотрены учебной программой общеобразовательной школы. К тому же, в очень многих немецких школах есть музыкальные кружки, ведутся факультативные занятия, организуются хоровые и фольклорные ансамбли, джазовые и рок-группы.

В Германии уроками музыки подрабатывают и многие студенты консерваторий. За 45-минутное занятие они обычно берут не больше 10 евро.

Домашние концерты

Любопытно, что в последнее время среди учащихся немецких музыкальных школ быстро растет доля тех, кто достиг… пенсионного возраста. Дело в том, что с выходом на заслуженный отдых многие немцы с удовольствием посвящают себя любимым увлечениям, времени на которые раньше в силу объективных причин не хватало.

В том числе и “освежают” почерпнутые в молодости музыкальные познания.

130 любительских оркестров зарегистрировано в Германии. Свои музыкальные коллективы есть у немецких врачей, пожарных, полицейских, представителей других профессий.

В общей сложности, они дают свыше 20 тысяч концертов в год. В это число входят и выступления на домашних концертах. Подобного рода домашние концерты очень популярны в Германии.

Музыкальное образование в Германии

В ряде крупных городов Германии даже регулярно устраиваются музыкальные фестивали, местом проведения которых становятся арт-мастерские, офисы, частные дома и квартиры. Среди немцев немало тех, кто с удовольствием открывает двери своих гостиных для выступлений певцов и музыкантов.

Как получить престижное музыкальное образование в Германии

Почти каждый второй студент немецких музыкальных вузов – иностранец. Диплом концертного исполнителя из Германии имеет вес. Но получить его не так-то просто.

В кабинете профессора по классу фортепиано Герлинды Отто (Gerlinde Otto) висит плакат, информирующий о том, что студенты Высшей школы музыки в Веймаре могут бесплатно посещать концерты и спектакли. Ее ученики из Азии, однако, не часто пользуются этой возможностью. “Я им постоянно говорю, как важно ходить на концерты и в оперу, чтобы узнавать классическую культуру. Недостаточно в совершенстве владеть инструментом”, – говорит Герлинда Отто.

Герлинда Отто преподает в Высшей школе музыки в Веймаре

Из 923 студентов Высшей школы музыки в Веймаре почти половину составляют иностранцы. Особенно много студентов из Южной Кореи и Китая. За ними следуют – с довольно большим отрывом – студенты из России и Испании. Аналогичная ситуация с иностранными студентами складывается и в других 24 музыкальных вузах Германии.

Читайте также:  Образование в Германии, высшее, среднее, заочное и др.

Страна классики Германия

Е-Юн Чой получила степень бакалавра по вокалу в Южной Корее. Потом приехала продолжать музыкальное образование во Франкфурт. Сейчас она поет в Кельне в оперном театре. “В Германии много драматических и оперных театров, здесь возможностей гораздо больше, чем в Корее, – сказала она в интервью DW. – И уровень очень высокий”.

Японка Касуми Итокава готовится к экзамену на степень магистра по классу арфы. “В Японии арфа – в основном, сольный инструмент, а я хотела научиться играть и в оркестре, – рассказывает она. – Здесь это возможно”. Действительно, в Германии – около 130 финансируемых из бюджета больших оркестров, а также десятки камерных ансамблей и специализированных ансамблей. Кроме того, в стране 80 оперных театров.

На исполнительских факультетах особенно популярен класс фортепиано. Каждый, кто возвращается домой из Германии с дипломом концертного исполнителя, имеет хорошие шансы сделать карьеру в оркестре или стать музыкальным педагогом. Престиж обучения в Германии особенно высок в странах Азии. Соответственно и желающих очень много. Из 300 человек, стремящихся получить немецкое высшее музыкальное образование по классу фортепиано, только десять становятся студентами. Абитуриент должен владеть не только инструментом, но и немецким языком.

Аналогично обстоит дело и на дирижерском отделении. Главный дирижер оркестра Высшей школы музыки в Веймаре Николя Паске (Nicolás Pasquet) поясняет: “У нас очень строгие критерии, в том числе и что касается знания немецкого языка. Тот, кто хочет быть здесь дирижером, должен говорить по-немецки хотя бы уже для того, чтобы общаться с музыкантами оркестра”.

Одни иностранцы

В классе фортепиано у Герлинды Отто сейчас одни иностранные студенты, потому что они были лучше других на вступительном экзамене. По ее словам, в последние годы уровень абитуриентов в целом вообще заметно вырос, и не в последнюю очередь благодаря именнно музыкантам из стран Азии.

Контекст

Как в немецком университете учат продавать музыку

В Поп-академии в Мангейме готовят будущих продюсеров и поп-исполнителей. Поступить в вуз могут и студенты из России и Украины. (19.02.2018)

Как поступить в немецкую консерваторию

Музыкальное образование в Германии неоднородно, как и сама музыка. Будущих Бетховенов и Бахов готовят и в университетах, и в консерваториях. О чем следует знать абитуриентам? (09.05.2016)

Где и как учат музыке в Германии

Многие немцы поют в хоре, играют в оркестрах, музицируют в храмах. А путь желающих приобщиться к музыке обычно начинается с посещения музыкальной школы. В чем же ее особенности? (04.04.2017)

Как стать специалистом по музыкальной информатике

Писать музыку и обрабатывать звук – с помощью искусственного интеллекта. В Высшей школе музыки Карлсруэ науку о музыке изучают в сочетании с музыкальной информатикой. (15.04.2019)

Зачем молодые музыканты из России едут в Германию

Стоит ли учиться музыке в Германии? Молодые таланты рассказали, как русскоязычному музыканту освоить программу “максимум”. (27.09.2017)

Музыкальные вундеркинды из России, или Миф о чудесном детстве

Кому нужны российские вундеркинды? Не является ли пресловутая “русская музыкальная школа” анахронизмом, порождающим детей без детства, у которых ко времени наступления зрелости уже “всё в прошлом”? (05.05.2010)

Немецкие музыкальные вузы не только принимают на учебу иностранных студентов, но и активно участвуют в традиционных международных университетских обменах. Высшая школы музыки в Веймаре, например, планирует два дополнительных курса подготовки дирижеров вместе с музыкальным училищем Джейкобса университета Индианы в США. В Веймаре студенты могут работать с многочисленными профессиональными оркестрами, подчеркивает директор по международным отношениям веймарского вуза Йенс Эвен (Jens Ewen).

Самой большой в Германии консерваторией является кельнская. В Высшей школе музыки и танца в Кельне учатся 1500 студентов. Она специализируется, в частности, на старинной музыке, композиции и джазе. Талантливые молодые вокалисты и вокалистки получают возможность выступать на большой оперной сцене.

Карьера в Германии или домой?

Е-Юн Чой хотела бы остаться в Германии. Ее семья гордится тем, что она делает карьеру в Германии, и особенно тем, что она участвует в новой постановке оперы “Кармен” на большой сцене в Кельне.

Касуми Итокава хочет играть в немецком оркестре еще некоторое время после получения степени магистра, но потом вернуться в Японию или уехать в какую-нибудь другую азиатскую страну. Конкуренция везде очень большая. Без успешно сданного экзамена на право концертных выступлений найти работу в Азии так же сложно, как и в Германии. Касуми Итокава уже имеет опыт работы с профессиональными оркестрами в Веймаре и поэтому надеется на успех.

Российские музыканты, которые покорили Германию

Даниил Трифонов: непостижимый талант

В январе Даниил Трифонов получил свою первую “Грэмми”. Американская академия звукозаписи объявила “Transcendental” лучшим классическим инструментальным сольным альбомом 2017 года. В Германии Трифонов свой первый концерт дал в 2013 году. Тогда его назвали одним из непостижимых талантов последних десятилетий. В 2017 году пианист удостоился музыкальной премии ECHO Klassik, немецкого аналога “Грэмми”.

Российские музыканты, которые покорили Германию

Владимир Ашкенази: 10 лет в Берлине

Семикратный лауреат премии “Грэмми”, пианист и дирижер Владимир Ашкенази, родом из Горького, впервые в 1957 году выступал с гастролями в Германии. С 1989 по 1999 годы он возглавлял в качестве главного дирижера Немецкий симфонический оркестр Берлина. Имеет исландское гражданство. Живет в Швейцарии.

Российские музыканты, которые покорили Германию

Ольга Бородина: блиц-визит в Мюнхен

Запись Реквиема Верди с Чикагским симфоническим оркестром принесла Ольге Бородиной в 2010 году две награды “Грэмми”. Солистка Мариинского театра востребована на сценах лучших театров мира. В Германии слушатели классической музыки могли насладиться ее вокалом в 2014 году в Баварской государственной опере. На фото: “Хованщина” в бельгийском Антверпене.

Российские музыканты, которые покорили Германию

Ильдар Абдразаков: контракт с немецким лейблом

Две премии “Грэмми” за запись Реквиема и у солиста Мариинского театра Ильдара Абдразакова. Бывший муж Ольги Бородиной также выступает в Ла Скала, Метрополитен-опера и прочих знаменитых театрах. В 2013 году состоялся его дебют в Баварской государственной опере. В 2017 году прославленный бас подписал контракт с звукозаписывающей компанией Deutsche Grammophon.

Российские музыканты, которые покорили Германию

Максим Венгеров: гражданин Германии

Дважды удостаивался премии “Грэмми”. В 1989 году знаменитый скрипач переехал из Новосибирска со своим легендарным учителем Захаром Броном и его другими учениками в немецкий Любек. Позднее Максим Венгеров получил и немецкое гражданство. Выступал с прославленными оркестрами и дирижерами. В Германии долгое время также преподавал и был дважды удостоен премии ECHO Klassik.

Российские музыканты, которые покорили Германию

Евгений Кисин: трамплин в Берлине

Две премии “Грэмми” – у пианиста Евгения Кисина. Его дебютом на большой сцене классической музыки стал в 1988 году новогодний концерт в Берлине, где он выступил с Берлинским филармоническим оркестром под руководством Герберта фон Караяна.

Российские музыканты, которые покорили Германию

Юрий Башмет: начало карьеры в Германии

Юрий Башмет удостоился премии “Грэмми” вместе с оркестром “Солисты Москвы” в 2008 году. Международная карьера прославленного альтиста и дирижера началась также в Германии с победы в 1976 году на международном музыкальном конкурсе общественно-правового немецкого телевидения Internationale Musikwettbewerb der ARD.

Российские музыканты, которые покорили Германию

Гидон Кремер: латвийский немец из СССР

Родился в Риге, учился в Москве, эмигрировал в ФРГ. Знаменитый виртуоз Гидон Кремер был удостоен “Грэмми” в 2001 году в номинации “Лучшее исполнение в составе небольшого ансамбля в жанре классической музыки” совместно с основанным им оркестром “Кремерата Балтика”. Посредством музыки скрипач ведет также борьбу за права человека, посвящая концерты оппозиционерам и опальным инакомыслящим.

Российские музыканты, которые покорили Германию

Михаил Плетнев: за пультом в Дрездене

Лауреатом премии “Грэмми” пианист и дирижер из Архангельска стал в 2004 году. Михаил Плетнев выступал по всему миру с сольными программами и известнейшими оркестрами, в том числе и Филармоническим оркестром Берлина. В 2011 году он руководил Саксонской государственной капеллой во время исполнения Немецкого реквиема Брамса в память о бомбардировках Дрездена во время Второй мировой войны.

Российские музыканты, которые покорили Германию

Марина Домашенко: Кармен в Берлине

Есть “Грэмми” и у Марины Домашенко. Оперная дива мирового масштаба родилась в Кемерово, училась в Екатеринбурге. Международный дебют меццо-сопрано состоялся на европейской сцене в 1998 году в Праге. Одна из самых ярких ролей ее репертуара – Кармен из одноименной оперы Бизе. В Германии Марина Домашенко выступала, в частности, в Немецкой опере Берлина.

Российские музыканты, которые покорили Германию

Мстислав Ростропович: великий музыкант и почетный гражданин мира

Международная карьера ныне покойного Мстислава Ростроповича (1927-2007) началась с концертов в 1964 году в Германии. Был частым гостем Берлинской филармонии. На второй день после падения Берлинской стены сыграл концерт у КПП “Чарли”. Немецкий Кронберг провозгласил “мировой столицей виолончели” и основал там фонд, помогающий молодым музыкантам. Пятикратный лауреат “Грэмми”.

Российские музыканты, которые покорили Германию

Владимир Горовиц: последний концерт в Германии

Лидирует по числу “Грэмми” среди музыкантов советского или российского происхождения Владимир Горовиц (1903-1989) – 25 раз награждала его Американская академия звукозаписи. Международная карьера выдающегося пианиста из Киева началась и закончилась в Германии. В 1925 году он уехал в Германию “учиться”. 21 июня 1987 года в Гамбурге состоялся его последний концерт.

Музыкальное образование в Германии

Немецкие университеты искусств и консерватории воспитали не одно поколение музыкантов. Олег Белов смог узнать изнутри, как это происходит и на что можно надеяться, получив музыкальное образование в Германии.

Германия – это не только рай для инженеров, это еще и родина классической музыки. Творчество Баха, Бетховена и Вагнера не просто вошло в культурное наследие страны, но и повлияло на многие музыкальные течения. Неудивительно, что талантливые ребята со всего мира стремятся отточить навыки своей игры именно в стенах немецких консерваторий и университетов. Олег Белов, студент Франкфуртской высшей школы музыки и Берлинского университета искусств, поделился с агентством STAR Academy, с какими трудностями он столкнулся при самостоятельном поступлении в немецкий вуз и адаптации в новой стране.

Читайте также:  Особенности Германии, ее экономического развития

– Как ты со своей специальностью пришел к идее учиться за рубежом?

– Сразу скажу – моя область не потоковая. Музыка интересовала меня еще с детства, так что всегда было ясно, что учиться мне следует именно этому. Это был долгий непростой путь, который привел меня в Московскую государственную консерваторию имени Петра Ильича Чайковского.

В последние годы учебы в училище меня заинтересовала очень необычная область музыки – аутентичное исполнительство. Не каждому музыканту даже это слово знакомо. К сожалению. А может быть, и к счастью. Это явление, скажем прямо, еще до недавних пор в России было достаточно экзотическим, модным пришельцем с европейского Запада. А на Западе оно существует и развивается как альтернатива академической исполнительской практике – уже с 1950-х годов. Так что вполне логично, что ведущие специалисты (исполнители и теоретики) тоже находятся на Западе.

– И так конечным пунктом стала именно Германия…

– Родиной аутентизма считаются Нидерланды и Швейцария, куда на обучение направляются обычно более (материально) обеспеченные коллеги. Германия же – страна с преимущественно бесплатным образованием. Мой консерваторский учитель по виолончели посоветовал мне наладить контакт с Кристин фон дер Гольц, которая преподает барочную виолончель в Мюнхене и Франкфурте-на-Майне.

Мне удалось познакомиться и показаться ей на мастер-курсе, проходившем летом 2013 года в норвежском Тронхейме. Я был очарован прежде всего качеством жизни, уровнем преподавания, уважительным демократичным отношением к студентам, наличием дорогих инструментов, на которых можно было заниматься, и конечно же, природой. Тогда я определился, что точно хочу стать студентом Кристин. Она предложила мне поступать к ней во Франкфуртскую высшую школу музыки (Hochschule für Musik und Darstellende Kunst Frankfurt am Main).

– А на каком уровне был твой немецкий на тот момент?

– Немецкий был почти с нуля, но шел ЗНАЧИТЕЛЬНО легче английского. После полугода интенсивных занятий по изучению немецкого с огромным количеством разных преподавателей и школ я подал заявку на поступление во Франкфурт. Первое препятствие, с которым я столкнулся, это какие-то немыслимо ранние сроки на подачу документов. Мне следовало за полгода до экзамена переслать документы по нормальной почте. Я просто не успел к дедлайну и подал на следующий семестр.

– Что было самым сложным при поступлении? Как вообще проходит этот процесс для твоей специальности?

Поступление – очный экзамен перед комиссией – состоялось в июне и было для меня довольно простым. Мне нужно было сыграть три пьесы, написанные для виолончели между 1600 и 1850 годами. Пятеро профессоров внимательно слушали меня. Когда я сыграл, они задавали мне вопросы относительно будущего, моей мотивации и планов. Это то, о чем я не привык задумываться, живя в России 27 лет. Я не сторонник ставить карьерные цели, планы. Моя цель – это путь и развитие.

Что было сложным. Сложности были скорее морального порядка. Требовалось много терпения: подача документов на визу, подача документов в школу и неопределенность с наличием места. Разобраться что к чему было непросто. Было ощущение, что некому задать свои вопросы. Хотелось получить какой-то инструктаж. Но его тоже не было. Приходилось придумывать вопросы, чтобы сориентироваться. Профессор по специальности даже не знала, нужно ли мне предоставить сертификат немецкого языка.

– Когда все самое сложное, связанное с поступлением, осталось позади, все пошло легче?

– Первый семестр был абсолютным шоком для меня. В московской консерватории было расписание занятий, открытый 8 рабочих часов в день секретариат, учитель, который если не назначал или давал задания, то уж точно давал советы. Здесь же, во Франкфурте, все вежливо мне улыбались и ничего не происходило…

– Вообще никакого расписания не было?

– В московской консерватории мы изучали очень много различных общих музыкальных и общих немузыкальных дисциплин и не могли сконцентрироваться на учебе. Все вопросы, связанные с репетициями и занятиями, были либо выписаны в расписание, либо оговаривались за пару дней. В Германии расписания не существует. На мастере почти все занятия индивидуальные, но договариваться приходится за пару месяцев. Из-за чего возникают накладки и негибкости, когда что-то перенести на другой день и час бывает уже невозможно.

Наши индивидуальные уроки по полтора часа проходили раз в неделю или две. Нужно было самостоятельно искать ребят, которые будут играть со мной в одном ансамбле. Самостоятельно выбирать себе программу (произведение). Ребята ходили с ежедневниками и с важным, но вежливым видом говорили, что они могли бы встретиться со мной эдак через месяц, такого-то числа во столько-то часов. Я сначала думал, что они смеются. Но это была реальность. По крайней мере, то что они условились ею считать. Пришлось и мне завести свой ежедневник и пытаться играть по каким-то иным правилам.

– Да, очень необычный опыт! А с чем еще непривычным пришлось столкнуться?

– Поражало очень маленькое количество часов с аккомпаниатором-клавесинистом (Korrepetiton) – 30min в неделю. И он был почти всегда на гастролях. Но когда он приходил – это было очень классно. Он настоящий профи. Был один единственный семинар раз в неделю, после которого все однокурсники разобщенной толпой разбегались куда-то.

Пытался общаться с теми, кто говорит по-русски и может мне как-то объяснить, что и как тут делается. Из ребят были два человека, которые жили давно в Германии, эмигрировавшие по национальному признаку или с семьей и уже сильно «онемечились». Я чувствовал себя на 100% белой вороной.

– А как складывалось с жильем? Ты самостоятельно его искал?

– Весь первый семестр я пытался разобраться в бюрократических вещах, и это занимало почти 80% времени. Музыкой занимался мало. Дядя моего однокурсника «по блату» сдал мне комнату в своей квартире за довольно большие деньги. При этом было много правил и ограничений. Например, он говорил о времени пользования душем, о том, что днем есть время, когда нельзя заниматься на инструменте (хотя барочная виолончель довольно тихая), что пользоваться кухней надо до 23 часов (а я иногда приходил позже после самостоятельных занятий в школе), чтобы получить 20-значный пароль от интернета, мне пришлось подписывать какую-то бумагу… ну и так далее.

Я впервые столкнулся со всем этим. Также я столкнулся с тем, что в воскресенье всегда закрыты нужные для нормального быта магазины. Не успел купить масло, соль или еще что-то – жди следующего дня. Зато в субботу люди буквально орали на улицах. И я не понимал сначала, что вообще происходит. К слову сказать, я заметил, что в Германии говорят очень громко, но не эмоционально и о каких-то неважных формальных вещах.

– Почему не получилось поселиться в общежитии от вуза? Не рассматривал такой вариант?

– Найти жилье без знакомств, наверное, нереально. На первое время уж точно. Я искал, уже живя у дяди однокурсника. Было сложно. На электронные письма отвечали не многие. Некоторые отвечали и приглашали даже посетить их коммуналку (Wohngemeinschaft, или WG), но потом просто пропадали. Предпочтение отдавалось девушкам (я считаю это скрытым сексизмом! Просто потому что ты НЕ девушка, твою кандидатуру не рассматривают).

Про общежития я долго не мог найти конкретную простую информацию. Когда нашел, выяснилось, что они не привязаны к вузу. Я родился и учился в Москве, и конечно же, это тоже было для меня в новинку. Для получения возможности жить в общежитии надо было «еще полгода назад» зарегистрироваться. Этот вариант быстро отпал. Потом я жил у друга, когда «дядя» сказал, что повысит плату, если я не заплачу ему на три месяца вперед. Я отказался от его «милости» и съехал на два месяца к соотечественнику (он мне очень помог, и если бы не он, то было бы все печальнее).

Следующим местом была-таки WG. Поиски были долгими, я съездил посмотреть и был чудом одобрен. Но в день переезда я заметил, что мой будущий сожитель – учитель спорта и математики, аниматор в обычной школе – ведет себя очень странно и неадекватно суетливо. Выяснилось, что он заядлый куритель марихуаны. Меня это несколько шокировало. С ним было тяжело. Он говорил очень быстро, мало спал, удивлялся мне каждый раз, как видел, слушал по ночам музыку, шуршал вещами – пришлось сразу искать новое жилье. Надежды найти с ним понимание рассеивались с каждым днем.

Следующее жилье было рядом с учебой по случайному знакомству с соотечественницей-пианисткой. Мы быстро нашли общий язык, и оставшееся время я жил в освободившейся у нее в WG соседней комнате. Это было очень классное время. Она мне тоже очень помогала. В основном разбираться с письмами и документами, так как жила уже 13 лет в Германии и имела большой опыт. Там можно было заниматься на виолончели, а ночью было тихо. Это был красивый старинный дом с весьма благополучными соседями.

– Опыт поиска жилья и его аренды у тебя теперь огромный. А как тебе сама музыкальная школа? Что понравилось или не понравилось больше всего?

– Первое, что мне запомнилось, – это организация пространства в здании. При входе – большие стеклянные двери, отсутствие порогов и недоброжелательных охранников. Мне очень понравились просторные аудитории, наполненные светом и свежим воздухом, оснащенные современной техникой. Я обычно задыхался в московской консерватории с душными классами, полными ковров, старых шкафов, пыльных штор, учебников, вперемешку с чайниками и сменной обувью.

В немецкой школе библиотека была очень современной, но я ей почти не пользовался поначалу. Те ноты, что мне были нужны, там как правило отсутствовали. И многое по привычке скачивалось в интернете. Было много современных книг (БЕЗ цитат Ленина!)))

– А что ты можешь сказать про внеклассную жизнь?

– Каждый вечер в 19.30 в школе проходили концерты, которые мы могли бесплатно посещать. Было много классической, современной, джазовой музыки и иногда современные танцевальные программы. Всегда что-то интересное. В антрактах можно было прямо в здании школы купить пиво или вино. Было много свободного многоуровневого пространства, приспособленного для отдыха, – много сидений, столики. Интернет! Не свободный, разумеется (пароль можно было получить в секретариате, который работал, увы, всего по три часа и только в будние дни). Студенты активно играли в кик (настольный футбол) и очень громко и резко смеялись.

Читайте также:  Города Германии на букву А, самый полный список

– Какие у тебя дальнейшие планы после музыкальной школы?

– Сейчас я живу в Берлине. Поступил в Берлинский университет искусств к преподавателю, которого мне рекомендовали как хорошего специалиста в барочной музыке. Поступил очень просто. Подал документы, приехал, сыграл, получил место. Правда, мне предложили только наполовину (teilzeit Studium), но это было очень сложно оформить по официальной причине и меня перевели на 100%, чему я очень рад.

Здесь другая школа. Учат другим аспектам. Это всегда зависит от конкретного преподавателя и студентов, с которыми параллельно учишься. Тут везение играет не последнюю роль. Добрые люди сделали прописку, а снимаю комнаты я у разных знакомых. Переезжаю каждые 3–4 месяца. В очереди на общежитие стою почти год – бесполезно, в WG попасть нереально. Живу один в комнате, и это для меня самое главное!

– Где тебе больше понравилось, во Франкфурте или Берлине?

– Берлин сильно беднее Франкфурта. Почти не проходит частных оплачиваемых концертов, мало предложений играть в церквях, и вуз не располагает своими музыкальными инструментами. Покупай «свою скрипку» (сколько стоят профессиональные инструменты, вы, наверное, уже догадываетесь) и приходи учиться.

Но в Берлине интереснее жить, больше концертов, выставок, людей, фестивалей. Это важно для молодых людей. Больше шансов повстречать своих единомышленников.

– И все же, какие перспективы?

– Перспективы творческих профессий будут становиться менее радужными, пока будет укрепляться диктат рынка. Мы занимаемся «реконструкцией» старого, ветхого и отжившего мира, с иными ценностями, и считаем его прекрасным. Каждый из нас надеется на исключение и шанс пробиться в те коллективы, которым помогают частные спонсоры и (редко) государство.

– Планируешь возвращаться в Россию?

– Вопрос неоднозначный. В России надо меньше платить за жизнь, но заработать любимым делом невозможно.

– Что вся эта история дала тебе в плане личностного развития?

– Надежда была, что старинная музыка в Европе больше востребована и будет больше спроса. Но сейчас ситуация меняется. Преподаватели говорят о переизбытке предложений, поверхностности общего уровня (как музыкантов, так и слушателей) и о меньшем финансировании проектов и учебных заведений. Не в каждом вузе есть профессор по музыкальному инструменту, чаще просто преподаватель. Это большая разница в зарплате, соответственно в качестве тоже.

Оказывается, что оплаты за принудительное медстрахование, аренду комнаты, взносов за учебу и питание превосходят порядком возможный заработок по профессии. Да, работать официантом (например) разрешено, но тогда музыка будет на втором месте – а это приводит к негибкости в графике и пониженной концентрации на сцене. Пока я вижу это так.

Но и развитие, безусловно, сложно переоценить. Не вдаваясь в тонкости профессии, уже получено много уникального опыта в работе с разными людьми, много концертов, в том числе и в провинции.

Музыкальное образование в Германии

Можно ли увлечение музыкой сделать карьерой? Мы поговорили с Марком Клайденом, менеджером берлинского отделения Британского института современной музыки (British Institute of Modern Music – BIMM).

Что делает Берлин идеальным местом для изучения музыки?

Берлин называют «музыкальным городом». Он полон живых выступлений, студий звукозаписи и крупных лейблов. У BIMM налажены контакты со всеми ними, что открывает широкие возможности для наших студентов. Кроме того, город имеет серьезную историю проведения и записи больших концертов таких исполнителей как Игги Поп, Ник Кейв, Depeche Mode, U2 и Bloc Party.

Но, пожалуй, самая известная – «Берлинская трилогия» Дэвида Боуи, записанная именно здесь.

Берлин известен как ключевой центр мира музыки с XVIII века. И по сей день он занимает эту ведущую позицию. Космополитичный, креативный, всегда в авангарде, умеющий сочетать уважение к музыкальной истории и традициям с современными и передовыми технологиями.

Что дает получение степени для музыкальной карьеры? И какова роль BIMM в этом?

Наши выпускники могут работать во всех областях современной музыки: как исполнители, продюсеры, менеджеры, агенты и логисты, композиторы, критики… Перечень специальностей можно продолжать. Возможно, вам знакомы некоторые имена, например, Джордж Эзра, Бет роули, The Other Tribe и Бен Томпсон из Two Door Cinema Club.

Выпускник BIMM в Бристоле Джордж Эзра

Помимо корочки, какие навыки дает обучение? И включает ли в себя обучение ежедневную игру на музыкальном инструменте?

Каждый курс дает ряд определенных навыков, которые выходят за рамки обычного владения музыкальным инструментом. В рамках BA (Hons) Creative Musicianship (гитара, бас-гитара, ударные и вокал) студенты получают свободу самовыражения, но при этом постоянно развивают свои способности.

Если студент поступил в бакалавриат BA (Hons) Songwriting, он будет изучать все составляющие, необходимые для создания песни: лирику, аккорды, мелодику и аранжировку. Итогом будет – написание композиции «для комиссии». Но на самом деле это – возможность понять, как ученик может применить полученные знания на практике.

В рамках BA (Hons) Music Business мы охватываем все аспекты бизнеса, включая управление, маркетинг, расчет бюджета, законодательство, основание лейблов и собственных компаний. Безусловно, сейчас все это делается с упором на цифровые технологии. То есть, мы рассказываем, как можно их использовать в качестве инструмента для карьерного роста.

Большой плюс наших программ заключается в том, что студенты берлинского BIMM имеют возможность второй год обучения провести в BIMM London. Таким образом, они попадают в самый центр мировой музыкальной индустрии.

Все учебные программы BIMM включают практический и теоретический пласты. Студенты обязательно знакомятся с ключевыми событиями в музыкальной истории. BIMM развивает личные и профессиональные навыки, необходимые для построения долгой и успешной карьеры.

Вы недавно открыли в Берлине новый кампус. Расскажите об этом.

BIMM Berlin базируется в том же здании, что и наши партнеры Noisy Academy. Оно расположено в творческом районе Friedrichshain-Kreuzberg. Мы называем этот кампус «пространством искусства», где есть все необходимое оборудование, программное обеспечение и лучшие музыкальные инструменты от мировых производителей. Мы сотрудничаем с Mac и Ableton, которые нас поддерживают. Поэтому студенты могут арендовать репетиционные и звукозаписывающие студии с большими скидками.

Само здание BIMM Berlin – тоже легендарное место, где сосредоточены оборудованные студии, радиостанция, музыкальный журнал, несколько независимых студий звукозаписи, билетные онлайн-кассы. Все это дает нашим студентам возможность напрямую подключиться к работе музыкальной индустрии и получить необходимый опыт.

Высшие художественные и музыкальные университеты Германии

Одним из типов высших учебных заведений в Германии являются Высшие художественные и музыкальные учебные заведения, которых в этой стране насчитывается около 56 , это специализированные учебные заведения, где можно изучить живопись и графику, художественный и прикладной дизайн, скульптуру, дирижёрское и хоровое искусство, опираясь, в первую очередь, на практические навыки. Некоторые художественные ВУЗы готовят архитекторов, художников-декораторов и реставраторов, специалистов по керамике и стеклу, дизайнеров для СМИ.

Часть предметов художественного и музыкального профиля изучается при университетах, но там основной упор делается на теорию и исследования.

Специальности и трудоустройство

Важно, выбирая Высшие художественные и музыкальные учебные заведения Германии, смотреть по каким направлениям специализируется то или иное учебное заведение.

В Германии очень много иностранных студентов поступают и учатся по направлению СМИ. Этот предмет можно изучать в классических университетах, в частных и художественных ВУЗах Германии.

Театрально-кинематографические институты Мюнхена и Потсдама готовят будущих кинооператоров и режиссеров. Единственный в Германии ВУЗ, где преподается аудио-визуальное искусство – Кёльнский художественный институт. Количество абитуриентов значительно превышает мощности этих ВУЗов.

Как правило, студенты работают в дальнейшем в издательском деле, в кинематографии или на телевидении /радио. Также многие устраиваются в сферу рекламы и PR.

Условия поступления

Чтобы поступить в высшие художественные и музыкальные учебные заведения Германии, на ту или иную специальность, абитуриенту необходимо подать документы в университете (аттестат и языковой диплом. Часто хватает уровня В2). Главным критерием отбора является портфолио с работами, а также собеседование или иногда вступительный экзамен. Некоторые художественные и музыкальные высшие школы могут принимать студентов, у которых нет абитура. Многое зависит от таланта поступающего. Подробнее о требованиях в этой статье.

Особенности учебы в высших музыкальных учебных заведениях

Высшие художественные и музыкальные учебные заведения Германии являются государственными высшими учебными заведениями, хотя данные предметы вы можете также изучать и в частных вузах. Стоимость учебы в государственных заведениях зависит от обязательных студенческих взносах в данной земле ( 100-500 евро в семестр). Подробнее читайте здесь.

Поступая в музыкальные ВУЗы Германии, вы определяетесь между 4 классами:

  • инструмент,
  • вокал,
  • композиция
  • дирижерское искусство.

В некоторых музыкальных учебных заведениях церковная музыка и джаз.

Также ВУЗы готовят режиссеров музыкального театра и балетмейстеров, преподавателей и учителей музыки. Устные и письменные вступительные экзамены определяют степень подготовки абитуриента к учебе в музыкальном ВУЗе (теоретические знания, владение инструментом, вокал).

В данных ВУЗах готовят и преподавателей музыкального искусства.

Большой популярностью пользуются высшие музыкальные заведения в Южной Германии, в землях Бавария и Баден-Вютенберг .

Обращаю ваше внимание, что в зависимости от специальности, а также самого ВУЗа, требуются знания немецкого языка на уровне В2-С1. Как улучшить немецкий язык читатйте здесь.
P.S Поделитесь информацией с другими – если статья была Вам интересной 🙂

Я, действительно, рада помогать вам, потому что то, что я делаю, мне очень нравится!

Если у вас есть вопросы, пишите их в комментариях под статьей и я на них отвечу.

Чтобы качественно и быстро подготовить все документы для поступления в штудиенколлег в Германию, воспользуйтесь услугами профессионала – я Вам помогу выбрать оптимальный для Вас вариант в зависимости от Ваших пожеланий. Подробнее смотрите здесь.

“Die Tat unterscheidet das Ziel vom Traum”.

Ссылка на основную публикацию