Влияние нефти на экономику Колумбии, развитие страны

Влияние нефти на экономику Колумбии

Нефтяная промышленность Колумбии оказала очень большое влияние на развитие путей сообщения и местной промышленности. В качестве примера можно указать на то, что в настоящее время в Колумбии 1 256 км шоссейных дорог вымощены или залиты асфальтом; в ближайшие годы будут вымощены еще 3010 км. Общая протяженность шоссейных дорог в стране составляет 17600 км.

Наличие авиационного бензина, конечно, способствует развитию транспорта, поэтому количество самолетов, обслуживающих внутренние и международные воздушные линии, быстро возрастает. Число легковых и грузовых автомобилей, прицепов и автобусов увеличивается с такой быстротой, что в некоторых крупных городах возникает проблема регулирования уличного движения. Ежегодный импорт различных автомобилей вырос с 2 тыс. в 1945 г. до 12 тыс. в 1947 г. В связи с недостатком электроэнергии в ряде городов страны целые отрасли промышленности и отдельные предприятия используют для работы генераторов различные моторы, преимущественно дизельные. За последние годы постоянно увеличивается также количество тракторов, используемых в сельском хозяйстве. Согласно подсчетам, в конце 1947 г. в Колумбии имелось около 3 тыс. тракторов.

История возникновения нефтяных концессий

В 1541 г. Гонсало Фернандес де Овиедо-и-Вальдес, известный испанский королевский историк, занимавшийся Вест-Индией, изложил свою беседу с двумя капитанами армии дона Гонсало Хименеса де Кесада.

«В своих рассказах они упоминали, что им случилось видеть за городом Латора (Барранка-Бермеха) кипящий источник, из которого по земле растекалось большое количество густой битуминозной жидкости. Они рассказали, что индейцы растираются этой жидкостью, которая укрепляет ноги и предохраняет от усталости, а христиане используют черную, пахнущую смолой жидкость для смоления своих судов».

Лишь 364 года спустя возник интерес к нефтяным источникам Бар­ранка-Бермеха. В 1905 г. Роберто де Марес обратился с ходатайством о получении привилегии на эксплуатацию нефти, угля и асфальта в течение пятидесяти лет в районе, ограниченном реками Опои и Караре. Четыре месяца спустя его просьба была удовлетворена. Был составлен контракт, определяющий площадь концессии, и де Марес обязался «организовать компанию или синдикат с достаточным капиталом для эксплуатации в больших масштабах нефтяных источников или нефтяных ресурсов» в пределах этой площади.

Согласно контракту 1905 г., Роберто де Марес должен был начать эксплуатационные работы в течение 18 месяцев после утверждения контракта. Это обязательство не было выполнено ни в течение первоначально указанного времени, ни в последующие сроки, предоставленные правительством в 1906 и 1907 гг. На этом основании 22 октября 1909 г.
контракт был расторгнут.

В течение последующих шести лет также не было предпринято ни­ каких шагов к разработке нефтяных ресурсов, и лишь в 1915 г. по причинам, на которых мы не будем здесь останавливаться, контракт был возобновлен. На этот раз для начала эксплуатационных работ был предоставлен годичный срок, истекавший 25 июня 1916 г. 17 мая 1916 г. был подписан контракт между де Маресом, с одной стороны, и дельцами из Питсбурга (Пенсильвания) — Тризом, Крауфордом и Бенедумом — с другой. Согласно контракту, последние обязались разрабатывать концессию. В июне 1916 г. началось бурение, и затем была организована «Тропикал ойл компани». Передача концессии этой фирме была официально подтверждена министерством общественных работ 25 августа 1919 г. при условии, что вновь образованная компания согласится на внесение некоторых изменений в первоначальный контракт, заключенный де Маресом в 1905 г. Изменения сводились к следующему:

  1. Компания обязуется построить в течение 2 лет нефтеперегонный завод с пропускной способностью, достаточной для покрытия нужд страны.
  2. Концессия предоставляется на 30 лет, считая со дня начала эксплуатационных работ.
  3. Концессия будет ликвидирована, если разработка месторождений окажется невыгодной.
  4. Арендная плата определяется в размере 10% стоимости валовой продукции (вместо 15% стоимости чистой продукции)

Срок действия концессии устанавливался до 25 августа 1951 г., после чего концессия Де Марес подлежала национализации.

В 1905 г. был подписан еще один контракт между правительством Колумбии и генералом Вирхилио Варко, получившим право на разработку нефти и угля, которые могли быть обнаружены в определенной контрактом области верхнего бассейна реки Кататумбо.

Генерал Барко проложил дорогу для проезда на мулах в долину Петролеа и в октябре 1906 г. получил от правительства разрешение на постройку временного нефтеперегонного завода в городе Кукута. Лишь несколько лет спустя этот завод был перенесен из Кукута в главный центр деятельности компании — Петролеа. Разработка месторождения шла безуспешно, и генерал Барко с согласия правительства продал концессию компании «Коломбиана де петролеос», контролировавшейся «Коломбиен петролеум компани» («Генри Догерти энд компани»). Первая продуктивная скважина была пробурена этой компанией на бе­регу реки Рио-де-Оро в 1920 г. После длительного судебного разбирательства концессия Барко была ликвидирована в январе 1926 г. После этого решения Барко, а также фирмой «Компании Коломбиана де петролеос» были поданы апелляции; обе апелляции были отклонены.

Тем временем между правительством Колумбии, с одной стороны, а также «Коломбиен петролеум компани» и «Саус Америкен галф ойл компани» — с другой, велись частные переговоры. В марте 1931 г. правительство предоставило последним новую концессию, занимавшую значительную часть площади бывшей концессии генерала Барко. В июле 1931 г. началась разработка концессии «Коломбиен петролеум компани», контролировавшейся «Галф ойл корпорейшн» («Саус Америкен галф ойл компани» также была дочерней компанией последней фирмы). «Колом­биен петролеум компани» эксплуатировала концессию до октября 1936 г., когда она была передана в совместное владение двух компаний — «Тексас петролеум» и «Сокони-Вакуум».

По условиям контракта 1931 г., по прошествии первых 10 лет его действия «Коломбиен петролеум компани» было предоставлено право сохранить за собой не более половины всей площади концессии. Компания сохранила для эксплуатации около 184 тыс. га, остальная площадь была возвращена правительству. Срок эксплуатации и контракт на
оставшуюся площадь концессии истекает 25 августа 1981 г.

С 1905 по 1931 г. был предоставлен ряд других нефтяных концессий, однако ни одна из них не дала промышленной нефти.

GECONT.RU

география, экономика, достопримечательности

Все статьи: Статьи по экономике:

Экономика Колумбии: промышленность, сельское хозяйство, торговля

Колумбия — индустриально-аграрная страна. В Колумбии в 2007 году зафиксирован самый значительный за последние 30 лет рост ВВП — на уровне 7,53%. Столь высокий показатель был достигнут главным образом благодаря иностранным инвестициям и строительному «буму» в стране, согласно анализу Associated Press.

В 2007 году объема строительства составил 13,3 %, при этом наибольший вклад в рост этого показателя внесло расширение строительных работ в колумбийской столице и главных курортных зонах, в частности, на туристическом курорте Картахена.

Иностранные инвесторы также поучаствовали в росте ВВП Колумбии, постоянно увеличивая объем вложений в 2007 г. Эта тенденция сохраняется — только за первые два месяца 2008 года объем иностранных вложений достиг 1,75 млрд долл. и превысил аналогичный показатель предыдущего года более чем в два раза.

Комментируя полученные данные, президент Колумбии Альваро Урибе выразил свою обеспокоенность растущей инфляцией в стране и ростом курса песо по отношению к доллару, что негативно сказывается на прибыльности колумбийских экспортеров. В 2006 г. рост колумбийской экономики составлял 6,8%.

Во времена испанской колонии с XVI по XVIII вв. экономика страны, во основном была ориентирована на добычу полезных ископаемых. Главные испанские поселения находились предпочтительно на берегу моря, либо в местах добычи полезных ископаемых, следовательно, именно эти города имели наибольшее развитие. Поэтому, организованное сельское хозяйство с целью прокорма колонизаторов велось, почти исключительно на побережье моря. Но после приобретения независимости т.е. в начале XIX века, страна начала развивать сельское хозяйство, торговлю и производства по всей территории.

Развитие экономики в целом в начале своего автономного формирования, обусловлено в большой мере спецификой рельефа страны, который во свою очередь влияет на климатические условия. Это основном это касается сельского хозяйства и животноводства, и следовательно, формирование и развитие селений и городов. Начиная со второй половины XIX в. в стране окончательно установилась тенденция к производству сельхоз продуктов экспортного характера таких как кофе и табак. Сформировавшаяся торговая финансовая буржуазия располагалась в основном в центре страны и конкретно в департаменте Антиокиа.

На протяжении большей части XX в. основу колумбийской экономики составляло сельское хозяйство, в котором ведущей культурой и основной статьей экспорта был кофе. Однако в последние десятилетия роль сельского хозяйства постепенно начала снижаться, и к 1996 г. на его долю приходилось 20% внутреннего валового продукта (ВВП), включающего стоимость всех произведенных в стране товаров и услуг. Таким образом, сельское хозяйство теперь приблизилось по значению к обрабатывающей промышленности (19%), и уступает сектору услуг (почти 51%). Экспортные поступления за счет полезных ископаемых в 1997 г. составили около 12% от ВВП.

Статистические показатели Колумбии
(по состоянию на 2012 год)

ПоказательЗначение
Территория, тыс. кв. км1140.0
Население, млн. человек45.2
Размер номинального ВВП, млрд. долларов США365.4
Инфляция, %3.2
Уровень безработицы, %10.3

В 1996 г. ВВП Колумбии составил около 86 млрд. долл., т.е. 2,225 долл. на душу населения. С 1970 г. по 1992 г. ВВП вырос на 162%, т.е. примерно на 4,5% в год; прирост населения за тот же период составлял менее 2% в год, что практически компенсировало увеличение продукции на душу населения, однако темпы роста как экономики в целом, так и дохода на душу населения остаются почти самыми высокими в Южной Америке. Колумбия сравнительно легко перенесла финансовый кризис 1980-х и осталась единственной страной в регионе, которой не пришлось прибегать к реструктуризации внешнего долга. В 1996 г. сумма государственного долга Колумбии составляла около 15,9 млрд. долл. Темпы экономического роста в 1990-х колеблются от 2 до 5% в год. Валовые внутренние капиталовложения, хотя и снизились в 1980-е годы, большей частью оставались на уровне, близком к 20% ВВП.

Сельское хозяйство Колумбии

Поскольку большая часть страны обладает гористым рельефом, сельскохозяйственные земли составляют менее пятой части территории страны, и лишь небольшая часть из них используется под посевы. На обширных территориях, где почвы менее плодородны, практикуется экстенсивное животноводство. Рабочие, занятые в сельскохозяйственном секторе, сосредоточены главным образом в земледельческих районах, при этом продолжается освоение новых земель. Именно сельское хозяйство издавна обеспечивало активный торговый баланс в стране, давая значительный перевес экспорта над импортом.

Обрабатываемые земли расположены в различных высотных поясах – от тропиков до холодного пояса на отметках выше 2000 м. На морском побережье и в долине р.Магдалена выращивается ряд коммерческих культур – бананы, сахарный тростник, хлопчатник, рис, кукуруза, гвинейская масличная пальма; другие культуры, такие как какао, бобы, кассава (юкка) и разнообразные фрукты, выращиваются главным образом для внутреннего потребления. Расположенные выше плодородные долины рек в пределах департаментов Каука и Толима используются для производства сахарного тростника и соевых бобов (Каука), табака, риса и кофе (Толима); в обоих районах имеются плантации хлопчатника. Выше на склонах Анд выращивается кофе особых мягких ароматных сортов, которыми славится Колумбия; в этой области с ровным умеренным климатом практически не бывает ни заморозков.

В пределах холодного пояса, в окрестностях Боготы и других городов, расположенных в горах, можно выращивать картофель, бобы, маис, пшеницу, ячмень и некоторые фрукты. На плато вблизи Боготы выращиваются цветы, которые в течение 1980-х годов постепенно заняли одно из ведущих мест в колумбийском экспорте.

Значительная часть территории Колумбии покрыта лесами, в том числе ценных пород, стоимость этих ресурсов повышается из-за их труднодоступности.

В настоящее время сельском хозяйстве занято 22,7% людей трудоспособного возраста. Из продовольственных культур выращивается маниока, рис и картофель (2,6 млн т). Из технических культур выращивается хлопчатник, какао-бобы (47,1 млн т) и сахарный тростник (38,2 млн т). На карибском побережье на плантациях выращиваются бананы. Колумбия почти полностью удовлетворяет свои потребности в продовольствии. Одной из главных статей экспорта является кофе, по производству которого Колумбия находится на 3 месте в мире (660 млн т). Доля сельскохозяйственной продукции в экспорте Колумбии достигает 23,5 %.

Промышленность Колумбии

В промышленности занято 18,7% людей трудоспособного возраста. Недра страны богаты полезными ископаемыми. На Колумбию приходится 90 % добываемых в мире изумрудов. В 1950-х годах в Колумбии обнаружены запасы нефти. Основные месторождения нефти находятся около города Барранкабермеха и на юго-востоке страны. Огромны запасы каменного угля (6,6 млрд т), большая часть приходится на месторождение Эль-Серрехон. Добываются также золото, железная и медная руды.

Читайте также:  Иммиграция в Хорватию из России в 2020 году

Добыча полезных ископаемых всегда имела большое значение для развития отдельных районов Колумбии. Во времена испанского колониального владычества из страны вывозилось золото, добывавшееся преимущественно в департаментах Антиокья и Каука. Добыча золота сохраняла свое значение и позднее, но в 1930-х его оттеснила нефть. В 1970-х годах доходы от экспорта нефти и нефтепродуктов превысили доходы от кофе.

Роль каменного угля в экспорте резко выросла в 1980-е годы, с началом разработки крупнейшего в мире месторождения Эль-Серрехон, где добыча ведется открытым способом. Колумбия славится своими изумрудами (когда-то на ее долю приходилось 95% мировой добычи), их роль в экономике страны никогда не была значительной.

Нефть была одной из основных статей экспорта в течение нескольких десятилетий начиная с 1950-х годов, когда началась ее добыча в промышленных масштабах. Затем последовал период, когда возникла угроза истощения разрабатываемых месторождений, а поиски и разведка не давали достаточного прироста промышленных запасов; такое положение привело к тому, что импорт нефти превысил по объему ее экспорт. Позднее положение снова изменилось, так что в 1990-е годы Колумбия была близка к тому, чтобы стать одним из ведущих экспортеров нефти на мировом рынке; запасы нефти здесь оценивались в 3,1 млрд. баррелей, что составляет почти 4% мировых запасов. Основными районами нефтедобычи являются давно разрабатываемые месторождения в долине р. Магдалена (около города Барранкабермеха).

На долю обрабатывающей промышленности приходится 19% ВВП. Крупнейшими промышленными центрами являются города Богота, Медельин и Кали; в Медельине располагаются основные текстильные фабрики. Продукцию обрабатывающей промышленности составляют продовольственные товары и напитки (27% общего объема продукции этого сектора в 1997), текстильные и швейные изделия (13%), химикаты (16%), бумага и печатная продукция (9%), машины и оборудование (12%). И хотя структура этого сектора постепенно обновляется, основными продуктами остаются потребительские товары, тогда как большая часть оборудования и машин до сих пор ввозится из-за границы.

Колумбия начала экспортировать свою продукцию в значительных количествах в конце 1960-х годов, вслед за введением плавающего валютного курса, что послужило стимулом для развития экспорта. В последующий период неоднократно имело место искусственное завышение реального обменного курса (установление номинального курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам, с учетом темпов инфляции внутри страны и за рубежом), что снизило конкурентоспособность экспортируемых товаров; в начале 1990-х годов продукция обрабатывающих отраслей составляла от 20 до 30% от объема экспорта.

Транспорт Колумбии

На протяжении всей истории Колумбии ее рельеф (напомним, что здесь проходят три горных цепи Анд) создавал серьезные препятствия для развития транспорта. Вплоть до второй половины 20 в. крупнейшие города страны оставались по существу изолированными друг от друга, что порождало сильные региональные различия. Степень разобщенности значительно уменьшилась с постройкой железных дорог (в частности, Атлантической магистрали, соединившей порт Санта-Марта на северном побережье страны с центральными областями) и шоссейных дорог; развитие транспортной сети облегчило возникновение торговых связей между регионами. Река Магдалена, основная внутренняя водная артерия, когда-то бывшая главным путем в центральные районы Колумбии, сейчас утратила свое транспортное значение. Воздушное сообщение, давно игравшее важную роль в пассажирских перевозках, теперь стало основным путем экспорта колумбийских фруктов и цветов (по экспорту цветов Колумбия занимает второе место в мире). Объем воздушных перевозок грузов резко вырос за последние годы.

В настоящее время: Аэропорты: всего — 984, в том числе с твердым покрытием — 101, без твердого покрытия — 883. Железные дороги: всего — 3304 км, в том числе с широкой колеей — 150 км, с узкой колеей — 3154 км. Автодороги: всего — 112,988 тыс. км, в том числе с твердым покрытием — 16,270 тыс. км, без твердого покрытия — 96,718 тыс. км. Водный транспорт: всего — 17 судов водоизмещением 42,413 грт/58,737 дедвейт, сухогрузы — 13, перевозчики газа — 1, танкеры — 3.

Внешняя торговля Колумбии

Следуя принципам Экономической комиссии ООН для Латинской Америки (ЭКЛА), основанной после Второй мировой войны аргентинским экономистом Раулем Пребишем, Колумбия придерживается курса поддержки национального производства, в то же время ограничивая объем внешней торговли. Колумбия участвовала в различных региональных экономических организациях, таких как Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ) и Андская группа, однако нестабильность экономики многих латиноамериканских стран привела к тому, что в большинстве случаев эти международные группы не смогли оправдать возлагавшихся на них надежд. Частичный отход от этой политики дал некоторые результаты, однако введение завышенного обменного курса в начале 1980-х снова снизило долю экспорта. В начале 1990-х в экономике Колумбии произошел отчетливый сдвиг в сторону либерализации внешней торговли.

В 2009 году объем экспорта составил 24.86 млрд долларов. Статьи экспорта: нефть, кофе, уголь, никель, изумруды, бананы, кокаин. Партнеры по экспорту: США 41,8%, Венесуэла 9,9%, Эквадор 6,3%. Импорт составил 24,33 млрд долларов. Статьи импорта: промышленные изделия, транспортные изделия, бумага, электроэнергия. Партнеры по импорту: США 28,5 %, Мексика 8,3%, Китай 7,6%, Бразилия 6,5%, Венесуэла 5,7%.

Валюта и банковское дело в Колумбии

Денежная единица Колумбии – песо. В стране существует развитая банковская система, причем денежно-кредитную политику определяет центральный Банк Республики. С середины 20 в. Колумбия выделяется среди крупных стран Латинской Америки консервативной политикой в финансово-бюджетных и денежно-кредитных вопросах; в результате она не подверглась галопирующей инфляции, которая периодически поражала многих ее соседей. С 1970 инфляция в основном держится в пределах 20-30%. 7 из 27 коммерческих банков до 1975 принадлежали иностранным компаниям; в 1975 была проведена так называемая “колумбизация” банков, в результате которой большинство акций оказалось сосредоточено внутри страны. Позднее финансовые реформы создали возможность появления иностранных банков. Наряду с коммерческими существуют также банки, обслуживающие потребности отдельных отраслей хозяйства, например земледелия, животноводства, производства кофе или жилищного строительства.

Национальное хозяйство в контексте мировой экономики

Главная / Южная Америка / Колумбия / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики — Далее

Колумбия / Национальное хозяйство в контексте мировой экономики

В ежегодной классификации Всемирного банка, опубликованной в середине 2010 года, Колумбия названа страной с экономикой «высокого среднего дохода» [upper middle income). Также в классификации Всемирного банка Колумбия определена как страна—заёмщик МБРР, что позволяет ей получать несвязанные (благодаря платёжеспособности) кредиты от международных финансовых учреждений.

В рейтинге конкурентоспособности экономик мира Колумбия в 2009–2010 годах занимала 69-е место (из 133) с показателем 4,05 балла.

Экономическая ситуация в Колумбии в последние годы оставалась стабильной, чему способствовала благоприятная ситуация на мировых рынках нефти, угля и кофе. Правительство Урибе продолжило реализацию программ реформирования экономики на основе контроля над инфляцией, рыночного регулирования курса национальной валюты, взаимодействия с международными финансовыми организациями, привлечения иностранных инвестиций.

Колумбия обладает богатыми природными ресурсами, востребованными мировой экономикой, промышленным и аграрным секторами. Страна занимает первое место в развивающемся мире по запасам угля, третье в Латинской Америке — по запасам нефти, первое место в мире по запасам изумрудов, ведущее место по экспорту кофе. Колумбия обладает значительным потенциалом в области трудовых ресурсов — более 20 миллионов человек.

В то же время, по данным Всемирного банка, за чертой бедности находятся 64 % колумбийцев, уровень безработицы в 2006 году составил 11 %.

Добыча полезных ископаемых всегда имела большое значение для развития отдельных районов Колумбии. В 1930-е годы добычу золота несколько оттеснила нефть, промышленный экспорт которой в полном объёме начался в 1950-х годах. Доказанные запасы нефти в Колумбии составляют более 1,2 миллиарда тонн. Тем не менее снижение уровня добычи нефти в 2005–2006 годах диктует необходимость разведки новых месторождений, а также развития энергетической и транспортной инфраструктуры: нефтепроводы составляют более 3,5 тысяч км, а газопроводы лишь 830 км (при этом запасы газа оцениваются в более чем 600 миллиардов м³). В рамках политики государственной компании «Экопетроль» (монополиста в области разведки месторождений, добычи и переработки нефти) в развитии инфраструктуры сырьевого сегмента участвуют крупнейшие игроки мирового энергетического рынка.

Кокаиновые плантации — нелегальный сектор экономики Колумбии — превратили страну в мирового лидера по производству кокаина и важнейший центр наркоторговли. Наркобизнес приносит огромные доходы (по разным оценкам, этот теневой сектор составляет до 10 % ВВП), порождает социальную нестабильность и подтачивает основы политической, правовой и административной систем страны.

По данным Центра международной торговли, основными экспортными товарами являются (2008 год): минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (45,97 %); кофе, чай, мате и специи (5,11 %); пластмассы и изделия из них (3,66 %); драгоценные камни, металлы, монеты (3,37 %); чугун и сталь (2,94 %); живые деревья, растения, луковицы, срезанные цветы и др. (2,93 %); мясо и субпродукты (2,03 %); фрукты, орехи и др. (1,88 %); бумага, картон, изделия из целлюлозы, бумаги и картона (1,67 %); энергосиловое оборудование (1,66 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (1,51 %); эфирные масла, парфюмерные и косметические изделия и др. (1,17 %); сахар и кондитерские изделия (1,06 %) и др.

По данным Центра международной торговли, основными импортными товарами являются (2008 год): энергосиловое оборудование (15,03 %); электрическое и электронное оборудование (10,61 %); транспортные средства, исключая железнодорожный транспорт (9,20 %); органические химикаты (5,38 %); чугун и сталь (4,70 %); минеральное топливо, смазочные масла, дистилляты и др. (4,58 %); зерновые культуры (4,16 %); пластмассы и изделия из них (4,03 %); продукция авиастроения (3,72 %); оптические, фотографические, технические, медицинские и др. приборы (2,73 %); фармацевтическая продукция (2,71 %); удобрения (2,14 %); каучук и изделия из него (1,88 %) и др.

Основной торговый партнёр Колумбии — США (около 40 % экспорта и 30 % импорта в стоимостном отношении). Доля государств Андского сообщества (АС) составляет около 20 % в экспорте и 10 % — в импорте, стран ЕС — около 13 % и 17 % соответственно.

← Назад | Национальное хозяйство в контексте мировой экономики | Вперёд →

Влияние цен на нефть на мировую экономику

Рубрика: Мировая экономика

Дата публикации: 29.10.2016

Статья просмотрена: 3283 раза

Библиографическое описание:

Барбышева Г. И., Харланова В. Н. Влияние цен на нефть на мировую экономику // Вопросы экономики и управления. — 2016. — №5. — С. 63-67. — URL https://moluch.ru/th/5/archive/44/1503/ (дата обращения: 25.02.2020).

Рассмотрены причины высокой зависимости многих современных отраслей и национальных экономик от нефти. Изучены возможности и опыт отдельных стран по снижению зависимости от нефти. Проанализировано современное состояние экономик крупнейших стран — экспортеров и импортеров нефти. Охарактеризованы факты, приведшие к падению цен на нефть на мировом рынке.

Ключевые слова: нефтегазовые доходы, страны-экспортеры нефти, ОПЕК, сланцевая нефть, себестоимость добычи нефти

За последние годы нефть приобрела статус «мировой валюты», так как стабильность экономики зависит во многом от нее. Цена на нефть стала важнейшим показателем состояния мировой экономики. Но нужно понимать, что единой «цены на нефть» не существует. Сорта нефти сильно различаются по качеству и составу, и эти характеристики во многом зависят от места происхождения сырья. Основные параметры качества нефти — плотность и содержание серы. Специалисты выделяют легкие, средние и тяжелые сорта нефти. У каждого сорта есть свое название.

В мире существует несколько маркерных сортов нефти,т. е. сортов, цены на которые устанавливаются в ходе торгов на международных биржах, и формирующих, в свою очередь, стоимость других сортов нефти. ЭтоBrent, WTI, Dubai Crude [1].

Российская нефть идет на экспорт под маркой Urals. Цена на нее определяется ценой на нефть марки Brent с некоторым дисконтом [2]. Российская нефть считается менее качественной, т. к. содержит меньше легких фракций, а также содержит большее количество серы, требует от переработчиков нефти дополнительных затрат на ее очистку.

Без нефти невозможно успешное функционирование ни мировых транспортных связей, ни мировой экономики. Нефть — это и топливо для транспортных средств, сырьё для электроэнергетики, сырьё для химической промышленности. Например, дорожный транспорт зависит от нефти на 98 %. Нефть составляет 36 % энергии, поглощаемой в мире, и производит 9 % электричества всей планеты [3].

Но наука не стоит на месте, и появляются различные источники альтернативной энергии. В современных условиях человечество не в состоянии отказаться от нефти и других углеводородов. Любой переход от одного источника энергии к другому является медленным и дорогим. Проблема заключается в том, что различные источники энергии используются для различных целей. Нефть добавила новые возможности для мировой экономики по сравнению с углем. Так, изобилие нефти позволило создать множество видов транспортных средств и начать строить самолеты.

Читайте также:  Цены в Хорватии на еду, товары и услуги, жилье и отдых в 2020 году

По сравнению с другими источниками энергии у нефти есть ряд преимуществ: высокая энергоёмкость; удобство использования; естественное состояние нефти — жидкое, поэтому ее легко перекачивать.

Полностью отказаться от нефти не представляется возможным, так как она имеет множество других применений в качестве сырья. Например, нефть используется при производстве гербицидов и пестицидов, строительстве асфальтовых дорог, в медицине, косметике, строительных материалах и многих других областях [4].

Но стоит отметить, что некоторые страны добились значительных успехов в отказе от углеводородов. Например, Коста-Рика. С начала 2014 года в этой стране используется только “зеленая” энергию.Чтобы отказаться от традиционного топлива, государство построило большое количество ГЭС, ветряных мельниц и солнечных панелей, адля производства бензина и дизельного топлива используются биомассы [5].

Среди стран с высоким уровнем развития альтернативных источников энергии выделяются также Исландия, Швеция, Швейцария, Норвегия и др.

Но, несмотря на развитие альтернативных технологий, многие страны по-прежнему остаются зависимы от нефти, в особенности, цен на неё. Так, Саудовская Аравия занимает первое место в мире по объемам добычи и экспорта нефти. В течение последних 20 лет экономика Саудовской Аравии сильно зависит от экспорта нефти. Доходы бюджета от экспорта нефти составляют 90 %.

А Норвегия является крупнейшим нефтедобытчиком в Западной Европе — около 4 миллионов баррелей в день. Почти все они отправляются на экспорт. Доходы бюджета от экспорта нефти составляют 50 %. Венесуэла, Иран, Нигерия, Мексика, Конго также обладают высоким уровнем зависимости своих экономик от цены на нефть.

ОАЭ, хоть и являются участником ОПЕК, не так сильно зависят от цен на нефть. Доходы от продажи нефти в ВВП этой страны занимают всего 29 %, тогда как в 80–90-х гг. 20 века составляли 83 % [6]. Такого снижения доли нефти в ВВП удалось добиться с помощью грамотной диверсификации экономики.

Россия же достаточно нефтезависимая страна. Доля нефтегазовых доходов в 2015 г. составила 43 %, из-за чего многие эксперты говорят, что Россия «сидит на нефтяной игле», и нужно как можно скорее избавиться от этой зависимости. Решить эту проблему можно, во-первых, с помощью полученных от низких цен на нефть стимулов для развития перерабатывающих отраслей и прироста доли несырьевого сектора экономики. Во-вторых, за счет диверсификацией экономики. И, в-третьих, путем создания российской международной товарно-сырьевой биржи, на которой расчеты будут вестись в рублях, что поможет российской валюте стать более универсальным средством для международных расчетов и постепенно расширить зону своего влияния.

Снижение нефтегазовых доходов в бюджете страны поможет решить проблему зависимости рубля от цен на нефть. Суть зависимости в том, что нефть продается за доллары, а российский бюджет должен наполняться и исполняться в рублях. Поэтому если количество долларов, поступающих от продажи нефти, снижается, для того чтобы «свести» бюджет, нужно за них же получить большее количество рублей, а это можно сделать лишь при помощи девальвации [7].

С середины 2014 года из-за переизбытка сырья на рынке цены на нефть снизились двукратно. Средняя цена нефти Brent в 2014 году составила $99,3, а в 2015 году — $52 за баррель. В январе 2016 года стоимость нефти марки Brent опустилась до $27,72 за баррель на фоне отмены санкций в отношении Ирана, обновив таким образом 13-летний минимум. В настоящий момент (октябрь 2016 г.) цена за баррель колеблется в пределах $50–52.

Общее объяснение этому факту состоит в том, что сильно изменился баланс спроса и предложения «черного золота» на рынке [8]. Можно выделить наиболее значимые причины, повлиявшие на этот баланс:

1. Саудовская Аравия против США. На первом месте в качестве причин удешевления нефти стоит борьба за долю рынка Саудовской Аравии и других экспортеров против американского «сланца». Целью поставщиков традиционной нефти было опустить цены до уровня, критичного для постройки новых скважин в США. Пока порог их окупаемости оценивается на уровне $30–40 за баррель. Очевидно, что демпинг цен для саудитов остается пока единственным оружием, которое они могут себе позволить при себестоимости добычи в $5–8.

Низкая начальная стоимость барреля нефти в странах Персидского залива связана с тем, что месторождения находятся на континентальном шельфе и в прибрежной зоне, имеют небольшую глубину залегания, нет необходимости строить и обслуживать протяженные нефтепроводы, так как нефть добывается рядом с крупными портами. Для сравнения, одна из самых высоких себестоимостей нефти при добыче в море, которую ведут Великобритания и Норвегия в неглубоком Северном море, и США — на глубоководном шельфе Мексиканского залива. Это связано с необходимостью строить нефтяные платформы и использовать дорогое оборудование [9].

Позиция Саудовской Аравии по вопросам цены на нефти и её сильное влияние на нефтяной рынок связаны с тем, что страну гораздо больше волнует сохранение своей доли рынка. Поэтому нынешние цены только помогают ей устранить с рынка тех конкурентов, которые могут работать лишь при высоких ценах.

2. Китай. В 2015 году рост экономики Китая замедлился почти на треть и в ближайшие годы будет составлять не более 6 %. Это означает, что потреблять энергоресурсы в прежнем объеме главный импортер нефти уже не сможет. Учитывая связь Китая с азиатским регионом, можно ожидать значительного снижения спроса на нефть и со стороны его ближайших партнеров.

3. Иран. С Ирана сняли эмбарго. Из этого следует, что не только увеличится иранская добыча нефти, но на рынок отправятся и запасы из нефтяных хранилищ, которые оцениваются как одни из крупнейших в мире [10].

  1. Нелегальная добыча и продажа нефти. За счет нелегального, неучтенного товара формируется излишек нефти на рынке — в среднем 250–300 тыс. баррелей нефти ежедневно. Такая нефть добыта в странах, охваченных войной, т. е. в Ливии, Сирии, Йемене, Ираке. Так, Турция продолжает получать нефть из Сирии. Главный стимул для турецкой стороны — низкая цена, по которой поставляется черное золото. Турция покупает «игиловскую» нефть по $10–13 за баррель при рыночной цене в районе $40. На эти деньги финансируются боевики и боевые действия.
  2. ОПЕК не может выступить регулятором на нефтяном рынке. Нефтяной картель больше не принимает консолидированных решений. Это связано с разностью интересов и горизонтов планирования. Саудовской Аравии важно сохранить присутствие на рынке, для чего она может пожертвовать текущей конъюнктурой, а Венесуэле деньги нужны здесь и сейчас, ведь её экспортные доходы на 95 % зависят от нефти. Сейчас в стране кризис, который значительно повлиял на уровень жизни местного населения. Венесуэла не покрывает внутренние потребности в продовольствии, нет денежных средств в бюджете, чтобы закупить еду на внешних рынках. Большую часть времени полки магазинов пусты. Как только привозят хлеб, рис и кофе, продающиеся, согласно указу президента Мадуро, по «справедливым ценам», за ними выстраивается толпа. Давка за дешевой едой, ставшей дефицитом, или безумная дороговизна на черном рынке — это все, что предлагает государство своим гражданам в такое сложное время. Помимо этого десятки тысяч венесуэльцев бегают через границу в Колумбию, чтобы купить там продовольствие и лекарства [11].
  3. Хранилища. В 2016 году начал наблюдаться значительный дефицит места в нефтяных хранилищах. Всего в них находится около 700 млн. баррелей. Строительство новых достаточно дорого, и компании пока предпочитают просто продавать всю нефть на рынке.

Потрясения на нефтяном рынке меняют поведение властей, предпринимателей и потребителей. Поэтому следует проанализировать, как меняется жизнь в странах, которые являются ключевыми игроками на нефтяном рынке.

На Саудовскую Аравию период низких цен на нефть не оказал значительного влияния. Страна обладает достаточными резервами, чтобы пережить этот период без особых проблем для себя.

Китай — крупнейший импортер нефти. Снижение цен позволяет Китаю меньше тратить на сырье, что поможет ускорить развитие экономики страны.

США и Канада. Американские нефтяники действительно существенно нарастили объемы производства (на 60 % в 2009–2014 гг.), но обвал сырьевых котировок вредит производителям сланцевой нефти. Они сократили тысячи рабочих мест, закрыли сотни буровых установок и сейчас используют месторождения с самой низкой себестоимостью. Американские производители сланцевой нефти вряд ли выдержат цены в пределах 30–40 долларов за баррель. В Канаде, которая также считается одним из главных бенефициаров «сланцевой революции», дела обстоят хуже. В отличие от американской, канадская экономика сильно зависит от нефтяных доходов (на нефтегазовый сектор приходится 10 % ВВП страны) [12].

Евросоюз. Стабильные поставки сырья жизненно необходимы для развития европейской экономики. Для ЕС, как для потребителя, ситуация очень выгодная: нынешние цены на нефть помогут увеличить объем инвестиций, количество рабочих мест и, как следствие, ускорить экономику.

РФ как страна, добывающая нефть, находится в менее выгодных условиях. Во-первых, себестоимость добычи высока. Наиболее перспективные месторождения расположены на крайнем севере, на шельфе морей Северного ледовитого океана. Во-вторых, протяженность нефтепроводов исчисляется тысячами километров. В-третьих, транзит нефти ведется через третьи страны, что также вызывает рост себестоимости. В четвертых, стратегические и тактические вопросы касательно нефти в России принимает ограниченный круг лиц — так называемые олигархи, т. е. владельцы крупного бизнеса в данной отрасли, имеющие тесные связи с представителями органов власти. Решения по нефтяному вопросу, принимаемые этим кругом лиц, не отвечают интересам России как страны. В частности, в России все ещё мало предприятий, ведущих переработку нефти. Также следует отметить медленный рост их производственных мощностей. Российская нефть в большом количестве в сыром виде идет на экспорт. Также производственные мощности по переработке нефти устарели в техническом плане. Выход полезного продукта низкий, отходы в виде мазута высокие. Мазут тоже идет на экспорт. Выручка от такого экспорта относительно низкая, что отражается на федеральном бюджете. В настоящее время объявлено о снижении финансирования социальной сферы России. Правительство ищет новые способы и пути сокращения расходов на социальную сферу: отменить материнский капитал, лишить безработных права на бесплатную медицину, заморозить накопительную часть пенсий, ввести налог на тунеядство.

Таким образом, Россия, располагая огромным природным богатством — множеством месторождений нефти, не может использовать это богатство себе на пользу. Российская экономика разбалансирована. Преобладают добывающие отрасли, почти не развиваются перерабатывающие отрасли промышленности. Мы могли бы иметь крупнейшие заводы по производству бензина, химические комбинаты, фармацевтическую промышленность. Много говорится о структурной перестройке экономики, но по факту её не происходит. Олигархи не желают инвестировать свои сверхприбыли в развитие новых отраслей, в т. ч. в наукоемкое производство. Выкаченные миллионы долларов из недр России отправляются за границу, в оффшорные зоны (т.н. бегство капитала).

Отдельно следует сказать о справедливости либо несправедливости распределения прибыли от добычи, переработки и экспорта нефти. Расслоение общества в России достигло рекордных значений. Обычный среднестатистический россиянин не имеет никаких выплат и доплат от выкачанной и добытой нефти. Нефть — национальное достояние. Она принадлежит всем нам, она создана самой природой. Так же как воздух, вода, снег, солнечный свет и чернозем. Каждый саудит получает от правительства денежные средства на строительство дома при вступлении в брак, денежные средства при рождении ребенка зачисляются на его счет, при покупке автомобиля половина его стоимости компенсируется государством. При этом в стране бесплатные образование и медицина, нет квартплаты и платы за электроэнергию. Так было в Ливии, так живет Дубай. Каждый гражданин ОАЭ имеет право выбрать себе любую специальность и любой вуз мира. Правительство оплатит его обучение. И эти страны никогда не заявляли о строительстве социализма. Но по факту это он и есть. Это равномерное, справедливое распределение тех сверхприбылей, которые получает страна от своего национального богатства. Поэтому вторая проблема России — это несправедливость распределения доходов от добычи нефти внутри страны, что порождает массовую бедность, коррупцию, демографический кризис, политическую напряженность, создает угрозу демократии, делает нашу страну слабее перед внешними угрозами.

Перефразируя известную шутку, отметим, что у России две беды: дорогая нефть и дешевая нефть. Можно сказать, что нефть (неважно с какими ценами — низкими или высокими) все равно остается бедой России.

Экономика

Колумбия – развивающееся государство аграрно-индустриального типа. Основные факторы, характеризовавшие колумбийскую экономику в XIX-XX вв.: доминирование иностранного капитала, что вызвало диспропорции в структуре и размещении производительных сил, зависимость от внешнего и узость внутреннего рынка, консервация полуфеодальных отношений в сельском хозяйстве, транспортная разобщенность главных экономических районов. При всем при этом экономика Колумбии считается самой устойчивой на континенте.

Читайте также:  Иммиграция в Хорватию из России в 2020 году

Со времен испанского колониального господства Колумбия остается экспортирующей страной. Новая Гранада в экономическом плане была исключительно источником драгоценных камней и металлов. С достижением независимости в начале XIX в. Колумбия продолжала поставлять в Европу полезные ископаемые, но уже как республика, обладающая экономической свободой. В XIX в. колумбийцы хорошо освоили сельское хозяйство. В начале XX в. усилилась специализация сельскохозяйственных районов. Выделились плантации многолетних тропических культур (кофе, какао, бананы, сахарный тростник), животноводческие пастбища (крупный рогатый скот и овцы), животноводческие пастбища с подсобным земледелием (кукуруза, пшеница, бобовые), пригородные хозяйства (молочное животноводство, цветоводство и овощеводство). В XX в. в национальной экономике появились промышленные отрасли. Главные из них – добывающая и обрабатывающая. Третья по значению промышленная отрасль – пищевая. Развиваются черная и цветная металлургия, деревообрабатывающая, кожевенная, обувная, химическая промышленность, машиностроение. Большое развитие получила текстильная промышленность. Хорошо налажено производство изделий народных промыслов.
Сельское хозяйство в XIX-XX вв. было стержнем национальной экономики. Только в конце прошлого столетия пропорции изменились: на долю промышленности приходится 30% ВВП, а на долю сельскохозяйственных продуктов – не более 13%. 57% приносит сфера услуг (банковское дело, транспорт, связь и др.)

Промышленная продукция

1. Нефть. Колумбийская нефть признана одной из лучших в мире, что подтверждают многие показатели: API – 43-46 ед., весьма низкое содержание серы, отсутствие висмута, других тяжелых металлов и механических примесей, легкость ее переработки в высококачественные бензины.
Первый нефтепровод был проложен в Колумбии в 1969 г. (раньше, чем в других андских странах). В середине 70-х гг. из-за истощения запасов нефти в бассейне р. Магдалена, основном нефтеносном бассейне страны, Колумбия превратилась из экспортера нефти и нефтепродуктов в их импортера. Обнаружение в начале 80-х богатых месторождений нефти в районе льянос и в степях к востоку от Боготы оживило колумбийское нефтепроизводство. В конце 80-х-90-е гг. с внедрением в нефтяную отрасль новейшего оборудования улучшилось качество продукции, снизились производственные затраты, сократилось потребление электроэнергии, уменьшились отходы от производства и потери рабочего времени, повысилась производительность труда.

Колумбия встала в один ряд с признанными нефтяными лидерами Латинской Америки – Мексикой и Венесуэлой, — пишет российский журнал «Нефть в мире». – При этом, развив нефтяную инфраструктуру, страна не попала под тяжелое бремя долгов, а напротив, получила дополнительные финансовые выгоды, диверсифицировала национальный экспорт, который раньше узко специализировался на кофе, дала новый импульс к развитию экономики.

3. Изумруды. В нашей стране добываются самые высококачественные изумруды. В коллекции Банка Республики хранятся пять исключительных кристаллов изумруда весом от 220 до 1796 карат. В Нью-Йоркском музее выставлена изумрудная чаша из Колумбии весом 632 карата.

Изумруды обрабатываются в самой Колумбии. Экспорт жестко контролируется государством. Каждый камень регистрируется, и затем его путь за пределами страны тщательно отслеживается. В Колумбии работают Изумрудная биржа, Институт по оценке изумрудов и учебное заведение по подготовке кадров для обработки изумрудов.

4. Текстиль. В нашей стране функционируют десять тысяч текстильных фабрик, выпускающих женскую и мужскую верхнюю одежду, спортивную одежду, белье, детскую одежду, одежду для младенцев самого высокого качества. В этом секторе заняты 45 тыс. человек постоянно и 135 тыс. – на временной основе. На текстильную продукцию приходится 9% промышленного производства страны. Колумбийский текстиль закупают США, Венесуэла, Эквадор, Мексика, Коста-Рика, страны Европейского Союза.

Сельскохозяйственная продукция

1. Кофе. Культивированием «зеленого золота» занимаются 566 тыс. семей. Кофе – экономический двигатель многих районов Колумбии. Еще в 1927 г. для защиты интересов производителей кофе, содействия выходу на мировые рынки и осуществления хозяйственной и социальной политики в кофепроизводящих районах была создана Национальная федерация производителей кофе (FEDECAFE). Ее приоритетная задача – контроль качества производимого и экспортируемого кофе. FEDECAFE выполняет функции предпринимательской организации, государственного института и промышленной корпорации.

Бренд «Cafe de Colombia» давно завоевал международную славу. Благодаря профессиональным дегустаторам поддерживается несравненный вкус и аромат, обеспечившие кофе из Колумбии исключительный престиж. В нашей стране выпускается множество марок кофе. Все они используют только зерна арабики.

3. Цветы. Цветочным бизнесом занимается около 450 фирм. В процессе производства и экспорта цветов постоянно заняты 75 тыс. человек и около 50 тыс. человек привлекаются на временную работу. Поэтому в муниципалитетах, специализирующихся на выращивании цветов, самый низкий уровень безработицы. В этих районах цветоводство выступает как фактор, сдерживающий миграцию рабочей силы из деревень в крупные города. Разведение цветов предназначено на экспорт и только 5% — для внутреннего потребления. По объемам поставок первое место занимают гвоздики, за ними следуют розы, помплоны, мини-гвоздики, хризантемы, орхидеи.

4. Фрукты. Более двух веков в Колумбии возделываются бананы. Первая коммерческая банановая плантация была заложена в районе Санта-Марта в 1844 г. С середины XX в. широко культивируются и другие фрукты. Один из лидирующих производителей и поставщиков свежих фруктов и овощей из Колумбии и других латиноамериканских стран – американская «Dole Food Company Inc». По экспорту бананов Колумбия занимает второе место в мире. В нашей стране выгодно покупать фрукты, т.к. их перевозят минуя Панамский канал, а это дешевле. Интересы колумбийских предпринимателей, занимающихся выращиванием и торговлей фруктами, представляет Национальная федерация производителей овощей и фруктов.

Сфера услуг

1. Банковское дело. Банковская система в нашей стране прекрасно организована. С 40-х гг. XX в. Колумбия следует консервативному курсу в финансово-бюджетных и денежно-кредитных вопросах, что позволило ей избежать галопирующей инфляции, с которой периодически сталкивались многие латиноамериканские государства. На протяжении последних 35 лет инфляция держится в пределах 20-30%. Довольно прочное положение занимает национальная валюта – колумбийский песо (код – COP).

В Колумбии принята т.н. трехуровневая система банков. К первому уровню относятся коммерческие и ипотечные банки, финансовые корпорации, сбербанки, банки жилищного строительства, финансово-коммерческие компании, ведущие работу со счетами юридических и физических лиц, обеспечивающие сбережение накоплений, выполняющие долгосрочное и краткосрочное кредитование, реализующие систему платежей, выполняющие ипотечные, гарантийные функции. Самые крупные из них – Bancolombia, и Bane Wotch Rating 1+, имеющие высший международный рейтинг соответственно по долгосрочным и краткосрочным инвестициям… Единственный банк третьего уровня – Банк Республики. Конституция 1991 г. установила независимость Банка Республики от исполнительной власти, сохранив за президентом лишь наблюдательные и контрольные функции. Центральный банк страны осуществляет контроль в области денежно-кредитной политики, в т.ч. выделяет кредиты комбанкам и другим финансовым организациям на повышение их ликвидности, управляет резервами, регистрирует иностранные инвестиции.

2. Транспорт. Транспортная система в Колумбии развивалась медленно. Виной тому – горный рельеф страны. Несколько столетий города и населенные пункты оставались изолированными друг от друга. В середине XX в. государство всерьез взялось за преодоление такой вызывающей разобщенности. Огромные средства были вложены в постройку железных и шоссейных дорог. Это помогло установлению прочных торговых связей между регионами.

Более 70% грузов в пределах страны перевозятся автомобильным транспортом, 15% — трубопроводным транспортом, 6% — речным, 5% — морским, 3% — железнодорожным, 1% — авиационным.

Экономические факторы

3. Связь. В сфере телекоммуникаций Колумбия занимает лидирующие позиции в латиноамериканском регионе. Внутреннюю связь поддерживают общенациональная система связи, один искусственный спутник Земли и 11 наземных ретрансляторов, международную – два искусственных спутника Земли. На каждые 100 жителей приходится 25 телефонных линий, при их общем числе более семи миллионов. 70% АТС – цифровые и только 25% — аналоговые. Среднегодовой рост мобильных телекоммуникаций приблизился к 400%. На международном уровне используется подводный оптико-волоконный кабель. В нашей стране 413 АМ-станций, 217 FM-станций и 28 коротковолновых станций (эти данные включают только лицензированные станции). Колумбийцы, даже живущие в отдаленных районах, имеют доступ к 40 общенациональным телевизионным каналам.

(фрагмент книги «Колумбия – неизведанная сокровищница»)
Автор: Мигель Паласио ©

Как нефть стала “чёрным золотом” и почему экономика страны напрямую зависит от обычного горючего. Разбираемся в тонкостях

Сейчас никого нельзя удивить тем фактом, что стоимость нефти является одним из главных факторов влияния на мировую экономическую систему. Конечно, так было не всегда. Журнал Reconomica рассказывает историю “чёрного золота” и пытается понять, когда мировая экономика лишиться зависимости от нефти.

Споры о происхождении нефти

Происхождение нефти вызывает вопросы уже много десятилетий. Главная теория, к которой склоняются почти все исследователи, связана с биогенной теории, согласно которой нефть появилась из-за останков древних живых организмов.

В СССР чаще говорили о другой теории, согласно которой нефть появилась из-за высокого давления и больших температур в местах её будущего скопления. Так или иначе, в начале 20-го века этот масляный продукт постепенно увеличивал свою важность на рынке.

Цена на нефть и факторы, её определяющие

“Что такое баррель?” — популярный вопрос. Это бочка с объёмом 158,987 литра. Цены на природное ископаемое всегда измеряют по этому объёму.

С 1958 по 1970 год цена на баррель нефти практически не менялась и составляла 2,5-3 доллара. В 1973 году арабские страны резко уменьшили добычу полезного ископаемого, что резко увеличило цены в 4 раза. Несмотря на то, что важность нефти уже стала очевидной, цены удерживались на одном уровне из-за постоянного увеличения добычи, что защищало от дефицита на рынке (который быстро рос).

Как правило, колебания цен зависели от конфликтов на Ближнем Востоке — там, где залежи были огромными.

К 1980-му году стоимость нефти была высокой, чем пользовались многие страны. Уже тогда некоторые государства строили свою экономику на продаже нефти (СССР в том числе). Что касается России в 90-х, то постоянное снижение цен на нефть привели к тому, что в 1998 году баррель стоил 11 долларов. Во многом из-за этого и случился дефолт, который практически разрушил экономику страны.

Добыча нефти — сложный процесс.

Соглашение стран о стабилизации цен

Стало очевидным, что резкие перепады цен никого не устраивали. В итоге главные нефтедобывающие страны мира договорились о снижении добычи, чтобы цены стабилизировались на одном уровне.

В первой половине нулевых цены постоянно росли и достигли уровня в 30 долларов за баррель. Цены продолжали расти, и в 2008 году цена впервые перескочила за показатель в 100 долларов. В последний год средняя стоимость барреля держится на уровне 64-65 долларов.

Изменение цен на нефть может разрушить экономику целого государства.

Как цена на нефть влияет на экономику

С развитием автомобилестроения изменения цен на нефть активно влияли на рынок. Даже сейчас нефтедобывающие страны устанавливают цены на бензин, исходя из котировок биржи.

Некоторые страны пользуются наличием нефтедобывающих станций так, словно нефть всегда будет стоить дорого.

Яркий пример — СССР, где в начале 70-х высокая стоимость нефти воспринималась как данность и давала возможность запускать различные дорогостоящие проекты, которые в 80-х годах были заброшены из-за снижения доходов (который, в свою очередь, зависел от стоимости нефти).

В 1985 году Саудовская Аравия перестала искусственно сдерживать добычу нефти, что привело к резкому снижению цен.

Но не все страны пользуются своими запасами нефти. К примеру, Венесуэла владеет 17% нефти от общих мировых запасов, однако разрушенная экономика приводит к тому, что государство покупает бензин у соседей.

Мировая практика показывает, что на нефти можно выстроить экономику целой страны, при этом важно вовремя остановиться, то есть полезные ископаемые следует использовать только как платформу для будущего развития (что и произошло на Ближнем Востоке).

Работа с нефтью высоко оплачивается.

Главное назначение нефти

Самый очевидный и заметный способ — в качестве топлива. До сих пор нефтяные продукты остаются самыми удобными и надёжными, в их число входят бензин, дизель, керосин.

От нефти зависит промышленность и строительство. Главное преимущество нефти — большое содержание энергии, что упрощает перевозку.

Поиск новых источников энергии

Очевидно, что для стран, не имеющих собственные источники нефти, становится актуальным вопрос о её замене. Различные источники энергии тестируются и изучаются уже долгое время, однако в начале 2000-х этот вопрос стал как никогда актуальным.

При этом дополняет вопрос ещё и желание заботиться об окружающей среде. Однако эксперты считают, что ещё долгое время нефть будет оставаться главным топливом в мире, пусть её важность постепенно и снижается.

Ссылка на основную публикацию