История Чикаго от индейских племен до сегодняшнего дня

История Чикаго

Чикаго – относительно молодой город по историческим меркам, однако, является одним из стремительно растущих и развивающихся населенных пунктов США и первопроходцем во многих областях: строительстве, архитектуре, экономике, промышленности, образовании. Итак, с чего все начиналось?

Тихая жизнь индейских племен

Первыми жителями места современного Чикаго считаются несколько индейских племен, таких, как Потаватоми, Сауки, Майами, Фокс, Маскотен, Иллинойс. Они занимали территорию вокруг Великих озер и вели налаженную жизнь до конца XVII века, занимаясь сельским хозяйством – охотой, земледелием и разведением скота.

Вторжение французов

Конец XVII века навсегда изменил существующий уклад жизни индейцев. Важной датой является 1673 год – дата открытия водного пути от Великих озер до Мексиканского залива по реке Миссисипи.

Француз Жак Маркетт со своей командой прибыл на юго-западное побережье озера Мичиган из города Сент-Игнас с проповеднической целью – рассказать индейцам о христианстве. Благодаря знанию местных наречий он получил полезную информацию о навигации, что и помогло ему достичь Мексиканского залива через реки Фокс, Висконсин и Миссисипи. Обратный путь экспедиции был проложен от устья реки Арканзас, через Миссисипи к устью реки Иллинойс, и дальше к Великим озерам. Зиму 1674 года Жак Маркетт провел на берегу Мичигана, где основал миссионерский пост.

Дальнейшие события связаны со стычками европейцев с индейцами, которые не очень были рады появлению новых жителей. Также имели место сражения разных индейских племен друг с другом – так, к XVIII веку Потаватоми стали единственным племенем, проживающим в долине реки Чикаго, изгнав Фокс и Майами.

Наладить связи между нежелающими уходить французами и местными жителями помог Жан Баптист Поинт ду Сабла – путешественник, женившийся на девушке из племени Потаватоми и ставший своим среди индейцев.

Передача земель США и основание города

Поселение постоянного жителя-европейца на берегу Мичигана уравновесило отношения индейских племен с продолжавшими приезжать людьми из других стран. Но иногда стычки между ними все еще происходили. Например, возведенный в 1803 году форт Дирборн на реке Чикаго, был полностью сожжен индейцами в 1812 году, а почти все жители убиты. Известно, что их союзниками были англичане, также желающие занять данную местность.

После окончания войны между Великобританией и США в 1816 году американские военные восстановили форт. Постепенно в поселение на берегу Мичигана начали приезжать люди из восточных регионов страны. Передача индейских земель Правительству США произошла в том же 1816 году.

В 1832 году некоторые индейцы возвращались в штат Иллинойс (в котором расположен Чикаго) и к берегам озера Мичиган, чтобы вернуть свои земли. Но в итоге Войны Чёрного Ястреба им все-таки пришлось покинуть эту территорию.

1833 год является датой основания поселка под названием Чикаго, ставшего городом через четыре года.

Луковый город

Есть несколько вариантов появления слова «Чикаго»:

  1. От названия дикого лука, растущего в тех краях.
  2. От имени вождя племени Иллинойс.

Первая версия считается наиболее достоверной. По берегам реки произрастал дикий лук, который переводится как «shikaakwa» на языке Потаватоми. Они назвали эту местность словом Checaugou, которое позднее прижилось у заселившихся французов. По второй версии город назван по имени вождя племени Иллинойс Chicagou, проживающего в долине реки, но большая часть историков отвергает эту теорию.

Исторические события второй половины XIX века

Стремительный рост Чикаго отмечается с момента его основания – за семь лет количество жителей увеличилось почти в 10 раз (до 4000 человек). После присвоения ему статуса города в 1837 году историческое значение для Чикаго в XIX веке имели даты:

  • 1848 год – открытие Мичиганского канала, проведение телеграфа и постройка железной дороги;
  • 1856 год – строительство канализации (первой в стране);
  • 1871 год – Великий Чикагский пожар;
  • 1885 год – строительство небоскреба (первого в стране);
  • 1890 год – второе место в стране по площади;
  • 1893 год – проведение Всемирной выставки;
  • 1900 год – строительство очистного канала и разворот реки Чикаго.

1848 год – важная дата в налаживании контактов и транспортных отношений города и других населенных пунктов Соединенных Штатов Америки. Прежде всего этому способствовало открытие Мичиганского канала (от озера к реке Иллинойс и Миссисипи), строительство которого продолжалось более 10 лет. Это привело к росту экономики города, превратив его в крупный порт по хранению и транспортировке зерна. Строительство железной дороги, первой в мире торговой биржи и проведение телеграфа вызвало бурный приток европейских иммигрантов, увеличив число жителей до 30 000 человек в 1854 году.

В 1856 году в Чикаго принято решение о постройке канализационной системы. Для этого на протяжении четырех лет по улицам города прокладывались канализационные трубы. Сверху все было засыпано слоем грунта, построены дороги и тротуары. Здания перевозились в новые места или поднимались домкратами для возвращения на прежние участки. Таким образом, уровень земли был поднят на 1-1,5 метров. Сбросы отходов по трубам осуществлялись в озеро Мичиган.

В начале 1860-х годов были образованы металлургические и деревообрабатывающие заводы. С изобретением холодильных установок увеличилась нагрузка на транспорт, так как появилась возможность перевозить мясо для продажи на дальние расстояния.

1871 год изменил облик города навсегда – произошел Великий пожар на юго-западе Чикаго, продолжавшийся трое суток. Хватило всего одного дня, чтобы полностью выгорела треть города, чему способствовала жаркая и ветреная погода и использование дерева в качестве строительного материала основной части зданий.

Это печальное событие повлекло за собой восстановление Чикаго по новым принципам. Во-первых, стали активно применять металлические каркасы для возведения зданий, во-вторых, стало распространенной практикой сооружение высотных домов.

1880-1890-е годы стали настоящим расцветом. Лучшие архитекторы мира участвовали в разработке планировки города, для этого Чикаго им дал все возможности. Неудивительно, что первый в мире небоскреб появился именно в Чикаго. Это было 10-этажное офисное здание, которое возвели в 1885 году. Дальнейшая застройка придала городу характерный вид, названный «чикагским стилем» архитектуры.

Благодаря бурному строительству и увеличению числа рабочих мест, население Чикаго также стремительно растет, достигнув 1,1 млн. жителей в 1890 году.

Открытие Чикагского Университета в 1892 году и проведение Всемирной выставки в 1893 году привлекли к городу еще больше международного внимания. Для выставки с названием «Колумбовская» в честь 400-летия открытия Америки, была специально построена система уличного электрического освещения. Это в очередной раз подтвердило передовые позиции Чикаго в городском строительстве. Позже подобная система освещения улиц стала использоваться и в других крупных населенных пунктах. Кроме того, в первый раз были представлены и другие изобретения: колесо обозрения, движущиеся фотографии, застежка-молния, междугородние звонки. Посетителями выставки стали более 27 млн. человек – почти половина населения страны.

Считается, что после Колумбовской выставки за Чикаго прижилось название «Город ветров», связанное с пустыми речами политиков, решивших заработать себе популярность, выступая перед людьми. По другой версии «Город ветров» назван так из-за соответствующих погодных условий.

В конце 1890-х годов проблема с экологическим состоянием снова потребовала новых решений – более 40 лет сбросов канализационных вод в Мичиган сильно ухудшили его состояние. Инженерами принято решение об изменении течения и повороте реки Чикаго, через которую в Мичиган и попадали отходы. В 1900 году течение реки было направлено от озера через очистной канал на реке Иллинойс к бассейну Миссисипи. Открытие Чикагского санитарно-судового канала состоялось в том же году.

Первая половина XX века – мафия, джаз и ядерное оружие

Начало XX века связано, прежде всего, с великим переселением – помимо продолжавшегося притока европейцев, к ним присоединились афроамериканцы с юга США. К 1920 году население Чикаго перевалило за 2 млн. человек, а к 1930 году – за 3 млн.

Подобная ситуация вызвала недовольство коренных чикагцев, что породило ряд столкновений между ними и афроамериканцами. Самые известные – в 1917 г., 1919 г., 1921 г. Всё частично утихло лишь после ввода в город армии США.

Плохую славу принес итальянский гангстер Аль Капоне и другие главари преступных банд, ухудшив криминальную обстановку в Чикаго. Вслед за этим начался рост коррупции среди сотрудников полиции.

Заселившие в основном южную часть города афроамериканцы придали культурному облику Чикаго новое дыхание, в том числе сделав его родиной джаза. С тех пор ежегодно проводимые музыкальные фестивали привлекают все больше посетителей.

1942 год – важный не только для истории Чикаго, но и для всего мира. Первая управляемая ядерная реакция была осуществлена в Чикагском Университете под руководством итальянского физика Энрико Ферми. Это послужило началом разработки ядерного оружия.

Сразу после окончания Второй мировой войны количество жителей в Чикаго снова возрастает из-за возвратившихся ветеранов и притока европейцев.

Субурбанизация середины XX века и новый приток иммигрантов

1950-1960-е годы остановили и даже снизили рост численности населения Чикаго на 700 тыс. человек. Это произошло за счет переезда многих состоятельных жителей, уставших от городской суеты, в сельскую местность. Некоторые жилые районы подверглись сносу с целью постройки социального жилья для малообеспеченных чикагцев, а некоторые так и остались пустовать до 90-х годов.

Конец 1960-х и начало 1970-х годов связаны с волной беспорядков и протестов, обусловленных смертью Мартина Лютера Кинга и войной во Вьетнаме. Ухудшению благосостояния города способствовало и закрытие промышленных предприятий, которые меняли свою дислокацию на районы с более низкими налогами (сельская местность и юг страны).

В то же время продолжается строительство новых торговых центров и высотных домов. Небоскреб «Уиллис-тауэр», возведенный в 1973 году, был самым высоким зданием в мире 25 лет подряд.

В начале 1990-х годов американские города стали активно заселяться жителями из Азии и Южной Америки. Не остался без внимания и Чикаго, где имелось много заброшенных районов. Благодаря очередной волне иммиграции облик города изменился еще раз.

В XX веке не обошлось и без катастроф – еще два пожара с большим числом человеческих жертв в 1903 году в театре Ирокезов и 1958 году в школе Богоматери Ангелов. В 1992 году случился Чикагский потоп. В заброшенной туннельной системе произошел прорыв воды из реки Чикаго, что стало причиной затопления центральной части города. Последствия устранялись несколько дней, в туннелях позже установили водонепроницаемые люки.

Также XX век ознаменовался важным событием в спортивной жизни Чикаго – в 1968 году он принял у себя Специальные Олимпийские игры. Это было первое международное благотворительное мероприятие для людей с проблемами интеллектуального развития. Олимпиада проводилась за счет фонда Джона Кеннеди.

Чикаго в XXI веке

Несмотря на события прошлого века, сейчас город продолжает свое активное развитие. По информации последней переписи населения в США 2010 года количество жителей Чикаго составляет 2,7 млн. человек. Это третье место в стране, первые два занимают Нью-Йорк и Лос-Анджелес.

Город приобретает более зеленый вид за счет увеличения количества парков, зон отдыха и повышенному вниманию к окружающей среде. В 2001 году открывается Чикагская международная скоростная автомагистраль, а в 2004 году – знаменитый парк «Миллениум». В 2015 году на месте старой железной дороги, построенной еще в 1873 году, открывается Линейный парк The 606 – пешеходная тропа и зеленая зона длиной почти 5 км.

В 2007 году Чикаго был включен в список кандидатов для для проведения Олимпийских игр 2016 года, но не прошел отбор – Международным олимпийским комитетом был выбран бразильский Рио-Де-Жанейро.

Чикаго признан «Городом года» в 2008 году по версии одного из ведущих американских журналов за вклад в архитектуру, политику и культурную жизнь.

Тем не менее, в городе активно процветает коррупция с начала прошлого века. Множество обвинительных приговоров в адрес политиков с 1976 года по 2013 год придало Чикаго новый статус в средствах массовой информации – «Коррупционная столица Америки».

История Чикаго богата радостными и печальными событиями, которые определили его сегодняшнее положение и будущие пути развития.

Почти первобытная Америка

Индейские резервации XXI века глазами русского путешественника

Индейцы Северной Америки, в свое время жестоко согнанные европейскими колонизаторами с родных земель, на протяжении нескольких поколений вынуждены обитать в резервациях. Однако благодаря этому многим племенам удалось сохранить свою культуру и традиционный образ жизни. Корреспондент «Ленты.ру» выяснил, как сегодня живут представители коренного населения североамериканского континента.

Первое знакомство с индейцами произошло неожиданно. В городке Анза в Южной Калифорнии я наткнулся на лоток с товарами из близлежащей резервации. Среди безделушек этнографического содержания лежали добротные майки с надписью: «Терроризм с 1492 года!» (год открытия Америки). Заинтригованный этим утверждением, я решил поехать в саму резервацию.

«Выживших расстреляют снова!»

У входа — казино и магазин сигарет. В индейских землях (в отличие от других регионов США, за исключением Лас-Вегаса) игровой бизнес разрешен, чем индейцы активно и пользуются. Другой стабильный доход — это продажа по бросовым ценам сигарет, выпускаемых в резервациях.

Читайте также:  Как получить гражданство США, требования и условия

Припарковавшись на стоянке «для гостей племени», я прямиком отправился за сигаретами. Цены действительно приятно удивили. В Сан-Диего пачка стоит шесть долларов, а у индейцев всего лишь два пятьдесят. Правда, сигареты могут покупать только члены племени. Но эту проблему удалось быстро решить. Около магазина сидела благоухающая алкогольными парами индианка — за небольшую переплату она приобрела для меня несколько блоков.

Те немногие индейцы, которых мне довелось увидеть в казино и табачном магазине, никак не напоминали легендарных героев в исполнении Гойко Митича.

Увы, продолжить знакомство с представителями коренного населения Америки в тот день не удалось. На въезде в резервацию возвышался внушительных размеров плакат: «Не вторгаться! Нарушителей застрелят. Выживших расстреляют снова!» Искушать судьбу не хотелось.

Переводчица духов

Вернувшись в Сан-Диего, я попытался «пойти другим путем»: завести контакты уже с городскими, американизированными индейцами и проникнуть в резервацию с их помощью.

Скоро я познакомился с красивой блондинкой Ребеккой Ховард. У нее лишь одна восьмая индейской крови, однако девушка категорически не согласна считать себя белой. Зов предков не давал ей покоя, и, несмотря на отчаяние мамы, она отказалась от христианства, став довольно известной среди индейцев «переводчицей языка духов».

«Индейцы по-прежнему не любят белых и именно поэтому не пускают их на свои территории. Лично я разделяю эти чувства. Да, сейчас нас уже не убивают как диких зверей, но для белых мы по-прежнему люди второго сорта! Так, например, операцию по уничтожению Бен Ладена американские военные назвали “Джеронимо”. А между прочим, Джеронимо — это наш национальный герой, легендарный предводитель апачей, боровшийся с американскими войсками!» — почти кричит на меня Ребекка. Тон ее таков, словно в проблемах индейцев виновен и я лично. Однако девушка смягчилась: «Впрочем, вы же русский. Я читала интереснейшую книжку “Дерсу Узала” и поняла из нее, что русские были гораздо терпимее к своим аборигенам, чем наши белые. Не расстраивайтесь — наиболее крупные резервации доступны для посещения. Езжайте, например, в расположенную поблизости от Гранд Каньона крупнейшую в США резервацию “Нация Навахо”. Рядом с ней живут другие индейцы — хопи, близкие по культуре к ацтекам. Так что за одну поездку вы получите почти полный срез жизни различных индейских племен». Совет дельный, грех было им не воспользоваться.

Не племя, a нация!

Площадь резервации, которую индейцы гордо называют «Нация Навахо» и очень обижаются, когда их считают племенем, больше, чем территория такой страны, как Латвия. И резервация действительно имеет признаки государства: здесь свое правительство, парламент, флаг, полиция.

Сегодня навахо около 250 тысяч — это самый многочисленный индейский народ Северной Америки. Навахо очень гордятся своей историей. До прихода белых их племена считались едва ли не самыми могущественными на континенте. Одним из видов вооружения этих индейцев был длинный нож, напоминающий меч. Сегодня его очень любят мексиканские бандиты. На латиноамериканском испанском он так и называется — «навахо».

Бойцовские качества навахо, хотя и с несколько неожиданной стороны, использовали американские военные во время Второй мировой войны. Язык навахо настолько необычен, что человеку, если он не принадлежал к этому племени, выучиться ему практически невозможно. Поэтому янки охотно брали навахо в армию радистами, а те просто общались на родном языке.

Мясо для космонавтов

Кроме знаменитых ножей «навахо», в резервации есть и другой фирменный продукт индейцев — мясо «джерки». Это английское слово — чуть видоизмененное название вяленого мяса на языке индейцев кечуа, но навахо настаивают на том, что тут именно их know-how. Этот индейский деликатес очень популярен среди белых американцев. Его даже отправляют на орбиту американским астронавтам: это выгодно, поскольку продукт очень калорийный и крайне мало весит. Сегодня большая часть «мяса по-индейски» производится на фабриках, а затем в герметичных упаковках поступает в супермаркеты по всей стране. Но индейцы считают такое джерки жалкой подделкой.

«Мы слишком быстро спиваемся!»

Увы, экзотикой мне удалось наслаждаться не слишком долго. Первый же встреченный мной относительно крупный поселок индейцев Туба-сити практически ничем не отличался от небольшого городка где-нибудь в американской глубинке: те же магазины, бензоколонки, рестораны и даже вездесущий «Макдоналдс».

Почувствовать особый навахский колорит удалось лишь в местном ресторане. Жаренное на углях мясо (очень напоминает шашлык) подают на специальной «тарелке» из свежевыпеченного хлеба по-навахски, похожего внешне на наш пончик. Такое удовольствие мне захотелось закрепить кружечкой пива, но официант с грустью ответил, что в землях навахо действует сухой закон: «Это правило соблюдается и в других резервациях. Нам, аборигенам, нельзя пить — мы слишком быстро спиваемся!»

Мирные люди

Насытившись почти первобытной романтикой земель навахо, я решил познакомиться с другой стороной индейской культуры: не воинственных кочевников, а мирных земледельцев. И отправился к хопи.

Хопи (дословный перевод — «мирные люди») близки по культуре и языку к ацтекам. Они очень гордятся своей древней земледельческой культурой. «Картошка, помидор и кукуруза. Не забывайте, что эти столь любимые в Америке продукты вам подарили именно хопи», — сообщает надпись в ресторане при местном культурном центре.

Кстати, кухня хопи заметно отличается от навахской и напоминает скорее ту, что распространена в деревнях индейцев майя в Гватемале: мясо здесь непопулярно, зато очень много овощей, острейших соусов и самых разнообразных блюд из кукурузы. Кукуруза для хопи — основной продукт питания. По древним поверьям, именно из этой зерновой культуры произошли первые люди.

Традиционные деревни хопи расположены на вершинах холмов — таким образом в старину «мирные люди» защищались от набегов навахо. Дома, как правило, двух- или трехэтажные и обязательно с плоской крышей. В качестве строительного материала используются неотесанные каменные глыбы.

Другая местная экзотика — диковинные деревянные фигурки в масках. Когда я спросил продавца, сколько стоит кукла, он обиделся: «Это не куклы, а духи, помогающие людям в разных делах. Мы называем их качина. Этот, например, спасает женщин от бесплодия».

В отличие от других североамериканских индейцев, хопи очень редко переходят в христианство. У них множество религиозных праздников, которые отмечаются по лунному календарю. Все обряды непременно сопровождаются раскуриванием трубки. Табак для хопи — важнейшая и совершенно необходимая в повседневной жизни вещь.

Некоторые религиозные обряды хопи описаны в знаменитом романе английского писателя Олдоса Хаксли «О дивный новый мир», и, вероятно, поэтому их религия вызывает жгучее любопытство у части американцев, разочаровавшихся в современной цивилизации. Особенно пугает янки пророчество местных шаманов о скором конце мира, опубликованное в 1959 году: «На землю явится белый брат, не тот белый брат, что воюет, что злой и жадный, а тот, что вернет утраченный текст древних писаний и ознаменует своим возвращением начало конца».

Индейские резервации вряд ли покажутся привлекательными тем российским туристам, которые приехали в страну для того, чтобы приобщиться к благам цивилизации. Но эта часть США может быть очень интересна тем, кто хотел бы изучить Америку контрастов, увидеть страну, где новейшие достижения удивительным образом уживаются с почти первобытном миром. И, судя по всему, такие туристы в нашей стране есть. Так, в городке Туба-сити имеется банкомат, общающийся с клиентами только по-русски. Как объяснили местные, его заклинило после того, как тут сняла деньги большая группа туристов из России.

По следам Manahatta: 10 мест индейцев Ленапе в Нью-Йорке

Индейское племя Ленапе — коренные жители тех мест, которые мы теперь называем Нью-Джерси, Делавэр, юг Нью-Йорка, восточная Пенсильвания и западный Коннектикут. Слово «ленапе» означает «исконные люди», а потомки племени, которые сейчас в основном живут в Нью-Джерси, Оклахоме и Онтарио, и есть настоящие ньюйоркцы. И в городе сохранилось множество мест, напоминающих о них.

На самом деле, название Манхэттен происходит от ленапского «Manahatta», что означает «холмистый остров». Племя Ленапе влияло на физическую географию города различными способами, которые мы до сих пор можем видеть и чувствовать сегодня. От Боулинг-Грин до Бродвея, вот 10 мест в Манхэттене, которые хранят наследие Ленапе.

1. Бродвей

Сегодня Национальный музей американских индейцев находится в самом начале Бродвея в бывшем здании таможни. Это подходящее место для музея, посвященного истории и культуре коренных народов Западного полушария, потому что то, что сейчас называется «Бродвей», начиналось как индейский торговый путь, который простирался от Нью-Йоркской гавани вплоть до современного Бостона, и использовался целым рядом коренных племен, включая ленапе и могикан.

2. State Street


Взгляд на State Street от батареи , 1859 год

То, что сейчас называется State Street, когда-то было южной оконечностью острова Манхэттен. Ленапе называли эту точку «Kapsee», что означает «место с острой скалой», и это было домом для людей Kapsee, которые были лидерами среди группы Canarsie Ленапе. Когда на этом месте поселились голландцы, они использовали название Ленапе, назвав место Copsey Street. В Стейт-стрит его переименовали уже в 1793 году, когда в этом районе был построен государственный дом.

3. Pearl Street


Pearl Street в 17 веке, картина 1901 года

Сегодняшняя Pearl Street начиналась как место для ловли устриц индейцами Ленапе. Поскольку в нью-йоркской гавани тогда обитала половина мировых устриц, вдоль берега реки были сложены раковины высотой в несколько футов. Ракушек было так много, что Pearl Street была в конечном итоге выложена раковинами устриц. При этом ленапе выбрасывали жемчужины вместе с раковинами, поэтому голландцы и назвали Pearl Street — в честь жемчужин, которые когда-то украшали берег реки.

4. Cherry Street


Дом Джорджа Вашингтона на Cherry Street, 1788 год

То, что сейчас находится на углу Cherry Street и Franklin Square, когда-то было краем огромного вишневого сада Ленапе. Когда голландцы завладели садом, они создали Cherry Street среди деревьев. Сам Джордж Вашингтон позже жил на Cherry Street, 1, и этот дом считается первой резиденцией первого президента США. Следы сада сохранялись до 1870-х годов, когда последние деревья и дом Вашингтона на Cherry Street, 1 были уничтожены, чтобы построить Бруклинский мост.

5. Bowling Green

Изображение 1902 года о «продаже» острова Манхэттен в 1626 году

В то время как Cherry Street была местом расположения первого президентского особняка в Соединенных Штатах, центром власти в Манахатте был Bowling Green. В самом старом городском парке когда-то жил вождь Kapsee, а также находилось священное дерево — вяз, который был самым важным местом встречи на острове. Под деревом, известным как Вяз Советов, Ленапе проводили все важные собрания, люди слушали знаменитых ораторов, и приходили туда, чтобы торговать или общаться. Вполне возможно, что именно в этом месте в 1626 году ленапе продали Манхэттен голландцам.

6. Губернаторский остров

Нью-Йоркская гавань и «Ореховый остров», 1768 год

За два года до этой «торговли» группа из 30 голландских семей обосновалась на острове, который Ленапе называли «Пагганк», что означает «ореховый остров» — в честь ореховых деревьев гикори, который росли там. Впоследствии это место назвали Губернаторским островом.

7. Minetta Lane

Топографическая карта Нью-Йорка, 1865 год, с изображением Minetta Creek, бегущего под сеткой улиц

Ручей, известный как Minetta Creek, протекает под West 3rd Street, между McDougal Street и Шестой авеню. Сегодняшние улицы Minetta Lane и Minetta Street названы в честь ручья, который на языке ленапе называют «Манетта», что означает «злой дух» или «змеиная вода». По словам Эвана Т. Причарда, директора Центра культуры алгонкинов, по поверьям индейцев Манетта была злой змеей, которая мучила мир с незапамятных времен, пока не была побеждена героем из племени Ленапе, Нанабушем. После того, как змея была побеждена, все, что осталось от нее стало змеиным ручьем, Манетта.

8. Washington Square Park

Washington Square сегодня служит примерно той же цели, что и 500 лет назад. Тогда, как и сейчас, это место было полянкой, которая функционировала как место сбора, рынок и культурный центр, где ленапе играли в игры или слушали музыку.

9. Astor Place

Вождь Красное Облако выступил в Cooper Union с видом на Астор-плейс — традиционном месте, где выступали индейские ораторы

Сегодняшняя Astor Place была также пространством для сбора индейцев Ленапе. Это место, известное как «Kintecoyin», было крупным межплеменным перекрестком, где в 16 веке собирались три основные группы Ленапе: Манахатта, Канарси и Сапоханникана. Они собирались здесь для встреч, речей, игр, политики, торговли и захоронений. Интересно, что в 1870 году влиятельный индейский лидер Красное Облако, вождь крупнейшего племени нации тетон-сиу, обратился к общественности именно в этом месте, со сцены в Cooper Union, продолжая многовековую традицию ораторского искусства коренных американцев.

Читайте также:  Как получить гражданство США, требования и условия

10. Park Avenue

Карта «Lenapehoking» или Место обитания ленапе

Традиционно несколько сотен жителей Ленапе собирались неподалеку от нынешней Парк-авеню и 98-й улицы для охоты и собирательства — в сезонном базовом лагере, известном как Konaanderkongh.

Индейцы в 10 вопросах

Действительно ли североамериканские индейцы жили в вигвамах, правильно ли изображать их с луком и стрелами и общий ли у них язык

1. Когда и как индейцы попали в Америку

Существует две основные точки зрения. Согласно первой (так называемая «короткая хронология»), люди пришли в Америку около 14–16 тысяч лет назад В то время уровень моря был на 130 метров ниже современного, кроме того, зимой по льду пролив было нетрудно перейти пешком. . По второй — люди заселили Новый Свет гораздо раньше, от 50 до 20 ты­сяч лет назад («длинная хронология»). Ответ на вопрос «Как?» куда более опре­деленный: древние предки индейцев пришли из Сибири через Берингов про­лив, а дальше шли на юг — или по западному побережью Америки, или по цен­тральной части материка через свободное от льдов пространство между Лав­рентийским ледяным щитом и ледниками Береговых хребтов в Канаде. Впро­чем, вне зависимости от того, как именно двигались первые жители Америки, следы их раннего присутствия либо оказались глубоко под водой из-за повы­шения уровня моря (если они шли вдоль тихоокеанского побережья), либо разрушены действиями ледников (если люди шли по центральной части ма­терика). Поэтому самые ранние археологические находки обнаруживаются не в Берингии Берингия — биогеографическая область, связывающая Северо-Восточную Азию и северо-западную часть Северной Америки. , а гораздо южнее — например, в Техасе, на севере Мексики, на юге Чили.

2. Отличались ли индейцы на востоке США от индейцев на западе

Выделяется около десяти культурных типов индейцев Северной Америки Арктика (эскимосы, алеуты), Субарктика, Калифорния (чумаши, вашо), северо-восток США (Вудленд), Большой бассейн, Плато, северо-западное побережье, Великие равнины, юго-восток США, юго-запад США. . Так, индейцы, населявшие Калифорнию (например, мивоки или кламат), были охот­никами, рыболовами и занимались собирательством. Жители юго-запада США — шошоны, зуни и хопи — относятся к так называемым культурам пуэбло: они были земледельцами и выращивали кукурузу, фасоль и тыкву. Про индейцев востока США, а особенно юго-востока, известно значительно меньше, поскольку большинство индейских племен вымерли с приходом европейцев. Например, до XVIII века во Флориде жил народ тимукуа, отли­чавшийся богатством татуировок. Быт этих людей зафиксирован в рисунках Жака Ле Муана, который посетил Флориду в 1564–1565 годах и стал первым европейским художником, изобразившим коренных американцев.

3. Где и как жили индейцы

В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков Алгонкинские языки — группа алгских язы­ков, одной из крупнейших языковых семей. На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в централь­ной части Канады, а также на северо-восточ­ном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве. и в переводе озна­чает вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами. Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы Ирокезы — группа племен общей числен­но­стью около 120 тысяч человек, живу­щих в США и Канаде. . Они делались из де­рева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.

У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное стро­ение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слиш­ком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Счита­лось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.

4. Что они ели

Рацион индейцев Северной Америки был достаточно разнообразен и сильно отличался в зависимости от племени. Так, тлингиты, жившие на побережье северной части Тихого океана, в основном ели рыбу и мясо тюленя. Земле­дельцы пуэбло питались как блюдами из кукурузы, так и мясом добытых на охоте животных. А основной пищей индейцев Калифорнии была желудевая каша. Чтобы ее приготовить, нужно было собрать желуди, высушить, очистить и измельчить. Потом желуди складывали в корзине и варили на раскаленных камнях. Получившееся блюдо напоминало нечто среднее между супом и ка­шей. Ели его ложками или просто руками. Индейцы навахо готовили из куку­рузы хлеб, и его рецепт сохранился:

«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков куку­рузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».

5. Мог ли неиндеец возглавить племя

В 1885–1889 годах еврей Соломон Бибо занимал должность губернатора индей­цев пуэбло акома, с которым вел торговлю с середины 1870-х. Бибо был женат на женщине-акома. Правда, это единственный из­вестный случай, когда пуэбло руководил неиндеец.

6. Кто такой кенневикский человек

В 1996 году в районе небольшого города Кенневик в штате Вашингтон были найдены останки одного из древних жителей Северной Америки. Его так и назвали — кенневикский человек. Внешне он сильно отличался от современ­ных американских индейцев: был очень высок, носил бороду и ско­рее напоми­нал современных айнов Айны — древние жители Японских островов. . Исследователи предпо­ложили, что скелет принадле­жал европейцу, жившему в этих местах в XIX веке. Однако радиоуг­леродный анализ показал, что обладатель скелета жил 9300 лет назад.

Реконструкция внешнего облика кенневикского человека © Brittney Tatchell / Smithsonian Institution

Сейчас скелет хранится в Музее естественной истории имени Бёрке в Сиэтле, и современные индейцы штата Вашингтон регулярно требуют, чтобы останки передали им для захоронения согласно индейским традициям. Впрочем, осно­ваний считать, что кенневикский человек при жизни принадлежал к какому-нибудь из этих племен или их предкам, нет.

7. Что индейцы думали о луне

Индейская мифология очень разнообразна: ее героями часто становятся жи­вотные, например койот, бобр или ворон, или небесные тела — звезды, солнце и луна. Например, члены калифорнийского племени винту счита­ли, что своим внешним видом луна обязана медведю, который пытался ее укусить, а ирокезы утверждали, будто на луне находится старуха, ткущая по­лотно (несчастную отправили туда за то, что та не смогла предсказать, когда будет конец света).

8. Когда у индейцев появились лук и стрелы

Сегодня индейцы разных североамериканских племен часто изображаются держащими в руках лук или стреляющими из него. Так было не всегда. О том, что первые жители Северной Америки охотились с помощью лука, историкам ничего неизвестно. Зато есть сведения о том, что они использовали разнооб­разные копья. Первые находки наконечников стрел датируются примерно девятым тысячелетием до нашей эры. Они были сделаны на территории совре­менной Аляски — уже потом технология постепенно проникла в другие части конти­нента. К середине третьего тысячелетия до нашей эры лук появляется на тер­ритории современной Канады, а в начале нашей эры приходит на терри­торию Великих Равнин и Калифорнии. На юго-западе США лук и стрелы появились еще позднее — в середине первого тысячелетия нашей эры.

9. На каких языках говорят индейцы

Сегодня индейцы Северной Америки говорят примерно на 270 различных язы­ках, которые относятся к 29 языковым семьям, и 27 языках-изолятах, то есть изолированных языках, которые не относятся к большой семье, но образуют собственную. Когда в Америку пришли первые европейцы, индей­ских языков было гораздо больше, однако многие племена вымерли или утра­тили свой язык. Больше всего индейских языков сохранилось в Калифор­нии: там говорят на 74 языках, относящихся к 18 языковым семьям. Среди самых распространенных североамериканских языков — навахо (на нем говорит около 180 тысяч индейцев), кри (около 117 тысяч) и оджибве (около 100 тысяч). В большинстве индейских языков сейчас используется латинский алфавит, хотя чероки пользуются оригинальным слоговым письмом, разрабо­танным в начале XIX века. Большинство индейских языков могут исчезнуть — ведь говорят на них меньше 30% этнических индейцев.

10. Как живут современные индейцы

Сегодня большинство потомков индейцев США и Канады живут практически так же, как и потомки европейцев. Только треть из них занимают резервации — автономные индейские территории, составляющие примерно два процента площади США. Современные индейцы пользуются рядом льгот, и, чтобы их получить, нужно доказать свое индейское происхождение. До­статочно, чтобы ваш предок был упомянут в переписи начала XX века или иметь определенный процент индейской крови.

Племена определяют, принадлежит ли к ним человек. Например, пуэбло ислета считают своим только того, у кого хотя бы один родитель был членом племени и чистокровным ин­дейцем. А вот оклахомское племя айова более либерально: чтобы стать его членом, нужно иметь всего 1/16 индейской крови. При этом ни знание языка, ни следование индейским традициям не имеет никакого значения.

См. также материалы об индейцах Центральной и Южной Америки в курсе «Мифы Южной Америки».

«Битва тысячи убитых»: крупнейшая победа индейцев над США

Колонизация просторов Северной Америки не была беспрепятственным продвижением на запад. Вытесняемые с земли предков, индейцы время от времени разбивали войска бледнолицых. Однажды США лишились четверти вооруженных сил всего за день! Белых, позарившихся на земли индейцев майами, изрубили томагавками.

В 1783 г. американские колонисты одержали верх в Войне за независимость и отстояли США в борьбе против британской армии. США получили право на так называемые Северо-Западные территории (нынешние штаты Иллинойс, Мичиган, Огайо и Индиана), и Конгресс начал продавать эти земли поселенцам. Однако, Северо-Запад отнюдь не пустовал: там обитали многочисленные индейские народы. Изначально они относились к колонистам довольно дружелюбно и даже были готовы помочь обрести отдельным поселенцам землю. Но отношение к земле у индейцев и американцев было различным (прим.: индейцы имеют даже большее право называться американцами, но по устоявшейся традиции так именуются прежде всего колонисты европейского происхождения). Если индейцы распределяли и перераспределяли землю, считающуюся наследием предков, в рамках общины, то американцы хотели получать ее не в пользование, а в безраздельную собственность, и при этом не желали видеть краснокожих. Такой подход, конечно, не мог устроить последних, и они стали нападать на поселенцев. Особенно активными были индейцы гордого племени майами и его вождь Мичикиникуа (Маленькая Черепаха), организовавший сопротивление.

Маленькая Черепаха был выдающимся лидером. Он воевал в британской армии против повстанцев-колонистов, отлично знал европейское военное дело и как вести войну с белыми. Черепаха был довольно угрюм и суров, но соплеменники доверяли ему. В результате его партизанских действий поселенцы за вторую половину 1780-х гг. потеряли около 1,5 тыс. человек убитыми. Эти события стали началом Северо-Западной индейской войны. Индейцы объединились и образовали Западную Индейскую Конфедерацию. В нее вошли майами, шауни, делавары, иллинойсы, оджибве, оттава, потаватоми, чикамога-чероки, крики, ирокезы и другие племена (лишь чокто и чикасо выступили на сторону США, став их скаутами). Индейцев неофициально поддержали англичане, снабжая их через Канаду и свои форты вооружением.

Организованный США карательный поход 1790 г. под началом генерала Дж. Хармара провалился: американцы не только не смогли разгромить индейцев, но и потеряли в сражении 7 октября 129 человек убитыми. Пришлось уйти из земель краснокожих, которые стали вырезать беззащитных поселенцев. После этого президент Джордж Вашингтон приказал возглавить новый поход губернатору Северо-Западной территории генералу Артуру Сент-Клэру. Сент-Клэр воевал в прошлом не очень удачно, но в данном случае ему доверяли: в конце концов, тут дело придется иметь не с англичанами, а всего лишь с дикарями! Генерал готовил поход 1791 г. в форте Вашингтон (нынешний Цинциннати). В его распоряжении были 600 солдат регулярной армии США (тогда очень малочисленной), 800 мобилизованных на полгода призывников-ополченцев и 600 милиционеров, то есть всего 2 тыс. человек. Кроме того, как это было принято в те времена, за армией шли 200−250 человек гражданских обозников — рабочих, торговцев и проституток. 17 сентября 1791 г. Сент-Клэр двинул своих людей на индейские земли в западном Огайо. Задача состояла в движении от форта к форту, их укреплении и разгроме сил Западной Конфедерации, после чего индейцы должны были бы стать сговорчивее и признать право США на эти земли.

Читайте также:  Как получить гражданство США, требования и условия

Армию Сент-Клэра постоянно сопровождали воины Маленькой Черепахи, периодически нападая и тревожа ее перестрелками. Это накаляло и так напряженную в бледнолицых войсках атмосферу. Ко 2-му ноября из-за дезертирства и болезней у Сент-Клэра из 2 тыс. человек осталось только 1120 (включая гражданских), из них 868 солдат и 52 офицера. Дезертировали солдаты охотно, и прежде всего из-за ненадлежащей подготовки кампании. Даже понимая, что отряд плохо снабжен, Вашингтон приказывал выступать, чтобы решить наконец проблему дикарей. Дальнейшие события показали, что зря он поторопился: войска оказались очень слабыми, мало обученными и обеспеченными. Коррумпированные военные чиновники снабжали армию плохой едой, неисправным оружием и боеприпасами. Вдобавок ко всему той осенью ударили ранние морозы. С большим трудом командующему удавалось поддерживать дисциплину. Мало того, что не все солдаты умели воевать, так большая часть еще и не хотела.

В отличие от деморализованных американцев, индейцы были отлично мотивированы, хорошо знали свою землю и горели желанием победить. В личной храбрости большинства воинов сомневаться не приходится: война вообще была их обыденным делом. Американский писатель и историк XIX-XX вв. Дж. Гринелл писал: «Индеец настолько легко говорит о крови, ранах и смерти как о чем-то естественном и обычном, что может испугать вас, но все это было частью его ежедневного существования». «Лучше умереть на поле боя, чем дожить до дряхлой старости», — так поговаривали краснокожие. И в данном случае слова и дела полностью совпали.

В начале ноября к 7 сотням воинов майами под руководством Маленькой Черепахи присоединились около 500 бойцов шауни (с вождем Синяя Куртка), делаверов, потаватоми, оттава и других союзников. Таким образом, их численность превзошла число отряда генерала Сент-Клэра. Вечером 3 ноября Сент-Клэр остановился на р. Уобаш недалеко от деревень майами. Встав лагерем, американцы не стали утруждать себя созданием каких-либо укреплений. Характерно и то, что войска плохо спали: необученные ополченцы, стоя в дозоре, то и дело палили по темноте, в которой им мерещились индейцы.

Утром 4 ноября индейцы скрытно окружили лагерь американцев (см. карту ниже) и напали на них. Маленьская Черепаха сам возглавил атаку. Первыми под удар попали ополченцы, тут же в панике разбежавшиеся. Часть солдат регулярной армии сумели похватать ружья, построиться, дать залп по индейцам и заставить их отойти. Но лишь ненадолго. Укрывшись за деревьями и перегруппировавшись, индейцы окружили солдат и расстреливали их. Когда американцы пытались идти в штыковые атаки, их противник отходил в лес, затем выскакивал оттуда, окружал группу белых и уничтожал ее. Попытки Сент-Клэра призвать солдат к борьбе отчаянными криками «Трусы!» остались практически безрезультатны. Очень быстро поле боя покрылось трупами. «Вся земля была буквально завалена мертвецами», — вспоминал потом один из выживших.

В тактическом плане индейцы действовали блестяще. Они не только окружили врагов, но и сразу меткими выстрелами устранили офицеров и артиллеристов, лишив солдат управления и мощного оружия. Затем оказавшихся на открытом пространстве и сбивавшихся в панике в кучи американцев методично перебили, словно овец. Избиение армии США закончилось всего за два-три часа. Все, что сумел сделать генерал Сент-Клэр — это собрать в конце боя группу солдат и, побросав всех и все, прорваться с ними из окружения (еще несколько километров их преследовали краснокожие). Стоит отдать генералу должное, в той ситуации, учитывая, что он страдал подагрой, плохо себя чувствовал и едва поддерживал дисциплину, прорыв стоит считать заслугой. В ходе сражения под Сент-Клэром было убито две лошади, а его одежду прошило восемь пуль (удивительным образом самого генерала не задело). Еще одна пуля «сбрила» с его головы клок волос. Генерал едва спасся, а с ним сумели уйти всего лишь 47 человек. Из них только 24 остались невредимы. Вечером того же дня они добрались до форта Джефферсон.

Войска Сент-Клэра были истреблены — 632 солдата было убито на поле боя, еще не менее 200 человек невооруженных гражданских (включая 33 женщины) были умерщвлены после сражения. Кроме того, 264 человека было ранено. Часть не успевших прорваться взяли в плен, других — пытали и скальпировали. За один день маленькая американская армия потеряла четверть всех своих воинов. Учитывая, что потери в битве составили 97% от числа участников, это военное поражение стало самым ужасным в истории США. Ни до, ни после они не терпели такого.

А потери индейцев составили около 65 человек (не менее 21 из них — погибшие). Им удалось захватить 7 пушек, двести волов и много лошадей. Сражение произвело на колонизаторов сильное, удручающее впечатление. Оказалось, что ружья, артиллерия и чувство превосходства над «дикарями» еще ничего не гарантируют, что армию американцев могут истребить томагавками, изрезать на куски, расстрелять из луков и заколоть копьями. Кроме того, индейцы и сами давно уже научились неплохо обращаться с огнестрельным оружием, и отлично использовали его в битве.

Но реальные последствия этого славного и эффектного сражения оказались не столь уж значительны. «Битва тысячи убитых» (под таким названием она вошла в индейские рассказы) хотя и была крупнейшим успехом индейского сопротивления колонизаторам, но лишь подчеркнула преимущества последних. Индейцы сумели победить потому, что белые отступали от правил своего военного искусства, а не потому, что их военная организация превосходила европейскую. Стратегия их осталась очень узкой, локальной: казалось достаточным стараться разбить отряды карателей. После победы 4 ноября 1791 г. большое число индейских воинов отправилось по домам кормить свои семьи вместо того, чтобы попытаться закрепить успех. Не было у них и производства или стабильного источника сопоставимого по качеству с американским вооружением. Вследствие этого индейцы хотя и могли выиграть сражение (и иногда, как в данном случае или при Литтл-Биг-Хорн в 1876 г. бледнолицых громили в пух и прах), но они всегда проигрывали войны. Выступив против Сент-Клэра, войска которого были в не лучшей форме, а сам командующий недостаточно осторожен, Маленькая Черепаха сделал ставку на то, что и в дальнейшем обеспечивало индейцам победы: внезапность, засада и окружение. Но тактика партизанской войны сама по себе носит вынужденный характер и сразу показывает, на чьей стороне перевес.

Так как индейцы не сумели развить свой успех 1791 г., войну они проиграли. Отправленных к ним гонцов Вашингтона они убили, а значит, последовал новый карательный поход. Сент-Клэр был отправлен в отставку, а командовать американцами был назначен генерал Э. Уйэн. Хотя Маленькая Черепаха советовал племенам идти на переговоры, его не поддержали, веря в новые победы. Но вместо них потерпели поражение в битве при Фоллен Тимберс в 1794 г. Построенные бледнолицыми новые форты индейцам уничтожить не удалось. Кроме того, именно после 1791 г. родилась регулярная армия США, существующая и сегодня. Тогда для борьбы с индейцами Северо-Запада были учреждены 4 полка Легиона США (они до сих пор в строю).

Лучше организованные и обеспеченные, воины Легиона (ок. 5 тыс.) стали побеждать. В 1795 г. в Гринвилле вожди индейцев подписали договор, признав суверенитет США над Северо-Западом и разрешив белым селиться на своей земле. Война была проиграна. Впоследствии американцы нарушали договор, селились на оставленных за индейцами территориях и вытесняли коренное население. Здесь же развернулась «система ренты» (system of annuities), с помощью которой США в течение следующего века сгоняли со своих земель и уничтожали индейцев: краснокожим предоставляли поставки продовольствия, водки и текстильной продукции в обмен на лояльность и соблюдение кабальных договоров. Индейские войны и другие способы выдавливания коренного населения в крохотные резервации продолжались до тех пор, пока остатки индейцев не утратили в начале XX в. всякую политическую силу.

День индейца

24 сентября – День индейца. В 1914 году вождь одного из индейских племен Ред Фокс Джеймс Блекфут из Монтаны проскакал на лошади четыре тысячи миль по всем Соединенным Штатам, убеждая губернаторов учредить праздничный день в честь американских индейцев. Акция Ред Фокса – Красной Лисы оказалась успешной. 14 декабря 1914 года он встретился в Вашингтоне с группой губернаторов штатов, и двадцать четыре штата согласились отмечать День американских индейцев. На следующий год этот праздник был узаконен Ассоциацией американских индейцев на их сборе в Лоуренсе, штат Канзас. Было решено отмечать этот день каждую четвертую пятницу сентября.

С момента открытия Америки Христофором Колумбом и по сегодняшний день история американских индейцев – это трагическая сага о вымирании народа. Индейцев беспощадно вырубала американская кавалерия. Не меньшее, если не большее опустошение, чем клинок сабли, несла бутылка спирта – “огненная вода”. Новые хозяева Америки целенаправленно спаивали ее обитателей, подкашивая их волю и генофонд. Это был уникальный в истории человечества алкогольный геноцид.

Миллион индейцев стали жертвами сабельно-водочного геноцида, а те, кто выжил, – париями в собственной стране, загнанными в резервации, по сравнению с которыми негритянские гетто могли бы показаться чуть ли не земным раем.

Согласно переписи 2008 года, индейское население США составляло 4,9 миллиона человек, или 1,6 процента от всего населения страны. Лишь немногим более половины индейцев имеют крышу над головой. Только официально зарегистрированных индейцев, живущих в нищете, 24 процента от их общего числа. Более трети индейцев не имеют медицинских страховок. Ни один этнический или расовый сегмент жителей США не имеет такого высокого уровня безработицы, как индейцы.

Таким было в общих словах положение американских индейцев, когда в Белый дом пришел президент Барак Обама. 5 ноября прошлого года он созвал в Вашингтоне Племенную национальную конференцию американских индейцев, самую массовую в истории США. Обама, которого накануне конференции избрали индейским вождем, пошутил, что он стал первым президентом-индейцем. Однако его выступление было не веселым, а грустным. Он по сути дела каялся в грехах и преступлениях, совершенных Америкой по отношению к ее коренным жителям. “Мы знаем их историю, – говорил Обама, – историю насилия, болезней и лишений, историю нарушенных договоров и обещаний. Мы отобрали у вас вашу землю, религию, культуру, языки. Не признав этого, мы не сможем двигаться вперед”.

Затем президент изложил ряд мер, которые он намерен предпринять для улучшения положения индейцев. Но изложив их, он добавил: “Я знаю, что вы скептически относитесь к тому, что на сей раз все будет по-другому. И вы имеете все основания для такого скептицизма. И никто не обвинит вас в этом”.

В печати много писалось о том, что открытие казино на территории индейских резерваций будет способствовать подъему их экономики. В действительности на этом наживаются лишь некоторые вожди племен, вступившие в сговор с большим игорным бизнесом. С другой стороны, казино, как водка, разлагает население резерваций. На территориях резерваций преступлений совершается на 20 процентов больше, чем по всей стране. Из трех индейских женщин одна становится жертвой изнасилования.

Президент Обама убеждает индейцев: “Я на вашей стороне. Я испытал на себе, что означает быть изгоем. Я знаю, что значит, когда тебя игнорируют, когда о тебе забывают”. И он дал слово не забывать индейцев, а они окрестили его так: “Тот, кто заботится”.

19 декабря прошлого года президент Обама подписал так называемую “Резолюцию извинения перед коренными индейцами”. Словно в насмешку эта резолюция прошла как довесок к законопроекту об ассигнованиях для. Пентагона. Идея такой резолюции возникла в конгрессе США. Ее проект был представлен сенатором Сэмом Браунбеком от штата Канзас. В оригинале резолюции говорилось об “официальном извинении за прошлую вредоносную политику правительства США в отношении коренных индейцев этой страны. Эта резолюция подтверждает решимость уврачевать раны нашей нации и работать для установления лучших отношений, коренящихся в примирении”.

Текст резолюции, подписанный Обамой, был значительно смягчен. В нем извинение приносит не правительство США, а абстрактный “народ Америки”, причем за преступления, совершенные “американскими гражданами”, а не системой и властью. В резолюции опущены требования индейцев. Более того, после подписания резолюции Обамой она до сих пор не озвучена Белым домом. Наконец, появилась интерпретация, что президент подписал бюджет Пентагона, а не конкретно резолюцию об извинении.

Получается, что это даже не каноническое “подписано, и с плеч долой!”. Как пишет индейский журналист Роб Каприкиозо, “мы ожидали какого-то объявления, ожидали, что кто-то озвучит это извинение. Но ничего не произошло. Народ его не услышал”.

Не услышал извинения, а главное – не видит изменений.

Ссылка на основную публикацию