Гаитийцы, образ жизни, семьи и дети, традиции и культура

Семейные традиции

В большинстве семей есть свои гласные или негласные традиции. Насколько они важны для воспитания счастливых людей?

Традиции и обряды присущи каждой семье. Даже если вы считаете, что в вашей семье нет ничего подобного, скорее всего, вы немного ошибаетесь. Ведь даже утреннее: «Привет!» и вечернее: «Спокойной ночи!» — это тоже своего рода традиции. Что уже говорить о воскресных обедах всей семьей или коллективном изготовлении елочных украшений.

Что же такое «семейные традиции» и что они дают?

Для начала вспомним, что же значит такое простое и знакомое с детства слово «семья». Согласитесь, могут быть разные варианты на тему: и «мама, папа, я», и «родители и бабушки с дедушками», и «сестры, братья, дяди, тети и т.д.». Одно из самых популярных определений этого термина гласит: «Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью». То есть, это не просто кровные родственники, живущие под одной крышей, но и люди, помогающие друг другу и взаимно ответственные. Члены семьи в истинном понимании этого слова любят друг друга, поддерживают, вместе радуются по веселым поводам и грустят по печальным. Они как бы все вместе, но при этом учатся уважать мнение и личное пространство друг друга. И есть что-то, что их объединяет в одно целое, присущее только им, помимо штампов в паспорте.

Это «что-то» и есть семейные традиции. Вспомните, как в детстве любили приезжать к бабушке на лето? Или отмечать дни рождения большой толпой родственников? Или наряжать елку вместе с мамой? Эти воспоминания наполнены теплом и светом.

Что же есть семейные традиции? Толковые словари говорят следующее: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Скорее всего, это те привычные стандарты поведения, которые ребенок понесет с собой в свою будущую семью, и передаст уже своим детям.

Что же дают семейные традиции людям? Во-первых, они способствуют гармоничному развитию ребенка. Ведь традиции предполагают многократное повторение каких-то действий, а, значит, стабильность. Для малыша такая предсказуемость очень важна, благодаря ей он со временем перестает бояться этого большого непонятного мира. А чего пугаться, если все постоянно, стабильно, и родители рядом? Кроме того, традиции помогают детям увидеть в родителях не просто строгих воспитателей, но и друзей, с которыми интересно вместе проводить время.

Во-вторых, для взрослых семейные традиции дают ощущение единства со своей родней, сближают, укрепляют чувства. Ведь зачастую это моменты приятного совместного времяпрепровождения с самыми близкими, когда можно расслабиться, быть собой и радоваться жизни.

В-третьих, это культурное обогащение семьи. Она становится не просто комбинацией отдельных «я», а полноценной ячейкой общества, несущей и делающей свой вклад в культурное наследие страны.

Конечно же, это далеко не все «плюсы» семейных традиций. Но даже этого вполне достаточно, чтобы задуматься: а чем живут наши семьи? Возможно, стоит добавить немного интересных традиций?

Какие бывают семейные традиции?

Семейных традиций в мире существует огромное разнообразие. Но все же в целом можем попробовать их условно разделить на две большие группы: общие и специальные.

Общие традиции – это традиции, встречающиеся в большинстве семей в том или ином виде. К ним можно отнести:

  • Празднование дней рождений и семейных праздников. Такая традиция наверняка станет одним из первых знаменательных событий в жизни малыша. Благодаря таким обычаям и дети, и взрослые получают множество «бонусов»: предвкушение праздника, хорошее настроение, радость общения с семьей, ощущение своей нужности и значимости для близких. Эта традиция – одна из самых теплых и веселых.
  • Домашние обязанности всех членов семьи, уборка, раскладывание вещей по местам. Когда малыш с малых лет приучается к своим домашним обязанностям, он начинает чувствовать себя включенным в жизнь семьи, учится заботе.
  • Совместные игры с детьми. В таких играх принимают участие и взрослые, и маленькие. Делая что-то вместе с детьми, родители показывают им пример, учат разным навыкам, проявляют свои чувства. Потом, по мере взросления ребенка, ему проще будет сохранить доверительные отношения с мамой и папой.
  • Семейный обед. Очень многие семьи чтят традиции гостеприимства, что помогает объединять семьи, собирая их за одним столом.
  • Семейный совет. Это «собрание» всех членов семьи, на котором решаются важные вопросы, обсуждается ситуация, строятся дальнейшие планы, рассматривается бюджет семьи и т.п. Очень важно привлекать к совету детей – так ребенок научится быть ответственным, а также лучше понимать своих родных.
  • Традиции «кнута и пряника». У каждой семьи есть свои правила, за что можно (если можно) наказывать ребенка, и как его поощрять. Кто-то дает дополнительные карманные деньги, а кто-то – совместный поход в цирк. Главное для родителей – не переборщить, излишние требования взрослых могут сделать ребенка безынициативным и вялым или, наоборот, завистливым и злым.
  • Ритуалы приветствия и прощания. Пожелания доброго утра и сладких снов, поцелуи, объятия, встреча при возвращении домой – все это является знаками внимания и заботы со стороны близких.
  • Дни памяти умерших родных и близких.
  • Совместные прогулки, походы в театры, кино, на выставки, поездки в путешествия – эти традиции обогащают жизнь семьи, делают ее более яркой и насыщенной.

Специальные традиции – это особые традиции, присущие одной данной семье. Возможно, это привычка по воскресеньям спать до обеда, или по выходным отправляться на пикник. Или домашний кинотеатр. Или походы в горы. Или…

Также все семейные традиции можно разделить на сложившиеся сами по себе и сознательно внесенные в семью. О том, как создать новую традицию, мы поговорим немного позже. А сейчас рассмотрим интересные примеры семейных традиций. Возможно, какая-то из них понравится и вам, и вы захотите ее внедрить в свою семью?

Примеры интересных семейных традиций

Сколько семей – сколько и примеров традиций можно найти в мире. Но иногда они бывают такими интересными и необычными, что сразу начинаешь задумываться: «А не придумать ли мне чего-нибудь наподобие?».

Итак, примеры интересных семейных традиций:

  • Совместная рыбалка до утра. Папа, мама, дети, ночь и комары – на это решатся немногие! Но зато и масса эмоций и новых впечатлений тоже обеспечена!
  • Семейное приготовление пищи. Мама месит тесто, папа крутит фарш, а ребенок лепит пельмени. Ну и что, что не совсем ровно и правильно. Главное, что все веселые, счастливые и испачканные в муке!
  • Квесты по случаю дня рождения. Каждому имениннику – будь то ребенок или дедушка – утром вручается карта, по которой он ищет подсказки, ведущие его к подарку.
  • Поездки к морю зимой. Собрать всей семьей рюкзаки и отправиться на морское побережье, подышать свежим воздухом, устроить пикник или переночевать в зимней палатке – все это подарит необычные ощущения и объединит семью.
  • Рисовать друг другу открытки. Просто так, без повода и специального художественного таланта. Вместо того, чтобы обидеться и надуться, написать: «Я тебя люблю! Хоть ты порой и невыносим… Но я тоже не подарок.».
  • Вместе с малышней печь коржики на праздник Св. Николая для детей-сирот. Совместные бескорыстные добрые дела и поездки в детский дом помогут детям стать добрее и участливее, и вырасти небезразличными людьми.
  • Сказка на ночь. Нет, не просто, когда мама читает малышу. А когда читают все взрослые по очереди, а слушают все. Светлое, доброе, вечное.
  • Встречать Новый год каждый раз в новом месте. Неважно, где это будет – на площади чужого города, на вершине горы или возле египетских пирамид, главное – не повторяться!
  • Вечера стихов и песен. Когда семья собирается вместе, все садятся в кружочек, сочиняют стихи – каждый по строчке – и сразу же придумывают к ним музыку, и поют под гитару. Здорово! Также можно устраивать домашние спектакли и кукольный театр.
  • «Подкладывание» подарков соседям. Оставаясь незамеченными, семья одаривает соседей и друзей. Как же приятно дарить!
  • Говорим теплые слова. Каждый раз перед едой все говорят друг другу приятные слова и комплименты. Воодушевляет, правда?
  • Приготовление пищи «с любовью». «А ты любовь положил?» «Да, конечно, сейчас положу. Подай, пожалуйста, она в шкафчике!».
  • Праздник на верхней полке. Обычай встречать все праздники в поезде. Весело и в движении!

Как создать семейную традицию?

Для того, чтобы создать новую семейную традицию, необходимо всего две вещи: ваше желание и принципиальное согласие домочадцев. Алгоритм создания традиции можно привести к следующему:

  1. Собственно, придумайте саму традицию. По максимуму постарайтесь задействовать всех членов семьи, чтобы создать дружескую сплоченную атмосферу.
  2. Сделайте первый шаг. Попробуйте свое «действо». Очень важно насытить его позитивными эмоциями – тогда все с нетерпением будут ждать следующего раза.
  3. Будьте умеренны в своих желаниях. Не стоит сразу внедрять много различных традиций на каждый день недели. Для того, чтобы обычаи закрепились, нужно время. Да и когда все в жизни до мелочей распланировано – это тоже неинтересно. Оставьте пространство для сюрпризов!
  4. Закрепляйте традицию. Необходимо повторить ее несколько раз, чтобы она запомнилась и начала неукоснительно соблюдаться. Но не доводите ситуацию до абсурда – если на улице пурга или ливень, возможно, стоит отказаться от прогулки. В других же случаях традицию лучше соблюдать.

Когда создается новая семья, часто бывает так, что у супругов не совпадают понятия о традициях. Например, в семье жениха заведено все праздники отмечать в кругу многочисленной родни, а невеста встречала эти события только с мамой и папой, а какие-то даты вообще не справлялись. В таком случае, у молодоженов сразу же может назреть конфликт. Что делать в случае разногласий? Совет прост – только компромисс. Обсудите проблему и найдите наиболее подходящее обоим решение. Придумайте новую традицию – уже общую – и все наладится!

Семейные традиции в России

В России испокон веков семейные традиции чтились и оберегались. Они являются очень важной частью исторического и культурного наследия страны. Какие же семейные традиции были в России?

Во-первых, важным правилом для каждого человека было знание своей родословной, притом не на уровне «бабушки-дедушки», а гораздо глубже. В каждой дворянской семье составлялось генеалогическое древо, подробная родословная, бережно хранились и передавались истории о жизни предков. Со временем, когда появились фотоаппараты, началось ведение и хранение семейных альбомов, передача их по наследству молодым поколениям. Эта традиция дошла и до наших времен – во многих семьях есть старые альбомы с фотографиями близких и родных, даже тех, кого уже нет с нами. Всегда приятно пересмотреть эти «картинки прошлого», порадоваться или, наоборот, взгрустнуть. Сейчас же, с широким распространением цифровой фототехники, кадров становится все больше, но чаще всего они так и остаются электронными файлами, не «перетекшими» на бумагу. С одной стороны, так хранить фото намного проще и удобнее, они не занимают места на полках, не желтеют со временем, не пачкаются. Да и снимать можно намного чаще. Но и того трепета, связанного с ожиданием чуда, тоже стало меньше. Ведь в самом начале фотоэры поход на семейное фото был целым событием – к нему тщательно готовились, нарядно одевались, все вместе радостно шли – чем вам не отдельная красивая традиция?

Во-вторых, исконно русской семейной традицией было и остается почитание памяти родственников, поминание ушедших, а также уход и постоянная забота о пожилых родителях. Этим, стоит заметить, русский народ отличается от европейских стран, где престарелыми гражданами в основном занимаются специальные учреждения. Хорошо это или плохо – судить не нам, но то, что такая традиция есть и она жива – это факт.

В-третьих, в России издревле было заведено передавать из поколения в поколения семейные реликвии – драгоценности, посуду, какие-то вещи далеких родственников. Часто молодые девушки выходили замуж в подвенечных платьях своих мам, которые ранее получили их от своих мам и т.д. Поэтому в очень многих семьях всегда были специальные «тайнички», где хранились дедушкины часы, бабушкины кольца, семейное серебро и другие ценности.

В-четвертых, ранее очень популярно было называть родившегося ребенка в честь кого-то из членов семьи. Так появлялись «семейные имена», и семьи, где, например, дедушка Иван, сын Иван и внук Иван.

В-пятых, важной семейной традицией русского народа было и есть присвоение ребенку отчества. Таким образом, уже при рождении малыш получает часть имени рода. Называя кого-то по имени – отчеству, мы выражаем свое почтение и вежливость.

В-шестых, ранее очень часто ребенку присваивали церковное имя в честь святого, которого чествуют в день рождения малыша. По поверьям, такое имя будет защищать ребенка от злых сил и помогать в жизни. В наши дни такая традиция соблюдается нечасто, и в основном среди глубоко верующих людей.

В-седьмых, на Руси существовали профессиональные династии – целые поколения пекарей, сапожников, врачей, военных, священников. Вырастая, сын продолжал дело отца, потом это же дело продолжал его сын, и так далее. К сожалению, сейчас такие династии в России встречаются очень и очень редко.

В-восьмых, важной семейной традицией было, да и сейчас все чаще к этому возвращаются, обязательное венчание молодоженов в церкви, и крещение младенцев.

Да, много интересных семейных традиций было в России. Взять хотя бы традиционное застолье. Не зря ведь говорят о «широкой русской душе». А ведь и правда, к приему гостей тщательно готовились, убирали в доме и во дворе, накрывали столы лучшими скатертями и полотенцами, ставили разносолы в посуде, хранимой специально для торжественных случаев. Хозяйка выходила на порог с хлебом-солью, кланялась в пояс гостям, а они в ответ кланялись ей. Затем все шли за стол, ели, пели песни, общались. Эх, красота!

Какие-то из этих традиций безнадежно канули в Лету. Но как же интересно замечать, что многие из них живы, и их по-прежнему передают из поколения в поколение, от отца к сыну, от матери к дочери… А, значит, у народа есть будущее!

Культ семейных традиций в разных странах

В Великобритании важным моментом в воспитании ребенка является цель вырастить истинного англичанина. Детей растят в строгости, учат их сдерживать свои эмоции. На первый взгляд может показаться, что англичане любят своих детей меньше, чем родители в других странах. Но это, конечно же, обманчивое впечатление, ведь они просто привыкли проявлять свою любовь по-другому, не так, как, например, в России или в Италии.

В Японии очень редко можно услышать детский плач – все желания детей до 6 лет сразу же исполняются. Все эти годы мать занимается только воспитанием малыша. Зато потом ребенок идет в школу, где его ждет строгая дисциплина и порядок. Любопытно также то, что под одной крышей обычно живет вся большая семья – и старики, и младенцы.

Читайте также:  Цены в Индии на продукты, жилье, товары и услуги, отдых в 2020 году

В Германии существует традиция поздних браков – там редко кто создает семью до тридцати лет. Считается, что до этого времени будущие супруги могут реализоваться на работе, построить карьеру, и уже способны обеспечить семью.

В Италии понятие «семья» всеобъемлющее – в него включаются все родственники, в том числе и самые отдаленные. Важной семейной традицией являются совместные обеды, на которых все общаются, делятся своими новостями, обсуждают насущные проблемы. Интересно, что в выборе зятя или невестки далеко не последнюю роль играет итальянская мама.

Во Франции женщины предпочитают карьеру воспитанию детей, поэтому по истечению совсем недолгого времени после рождения ребенка мама возвращается на работу, а ее чадо направляется в детский сад.

В Америке интересной семейной традицией является привычка с раннего детства приучать детей к жизни в обществе, якобы это поможет их чадам во взрослом возрасте. Поэтому вполне естественно увидеть семьи с маленькими детьми и в кафе, и на вечеринках.

В Мексике культ брака не столь высок. Семьи часто живут без официальной регистрации. А вот мужская дружба там довольно крепка, сообщество мужчин поддерживает друг друга, помогает в решении проблем.

Как видим, семейные традиции – это интересно и здорово. Не пренебрегайте ими, ведь они сплачивают семью, помогают ей стать единым целым.

Гаитийцы, образ жизни, семьи и дети, традиции и культура

Изучение истории и этнографии абазинского народа имеет определенную историографическую традицию. Вместе с тем такие вопросы, как проблемы этногенеза и этнической истории, свадебно-брачные институты, религиозный синкретизм, отдельные стороны общественного и семейного быта остаются либо дискуссионными, либо малоисследованными. До недавнего времени не становились предметом специального и комплексного изучения в отечественном абазиноведении и вопросы воспитания подрастающего поколения. Вместе с тем необходимо отметить, что значительное место в традиционном этикете абазин занимают принципы воспитания детей.

Внимательное и бережное отношение к детям фиксировалось в соответствующих нормах поведения. Так, у абазин практически исключались рукоприкладство, грубые слова и ругательства, унижающие достоинство ребенка. По наблюдению автора ХIХ В. Т. Лапинского, «дети воспитываются очень разумно. Ребенка никогда не бьют и даже не ругают» [4, c.103]. На правила этикета, символизирующие почтительное отношение к детям, указывает и Б.Х. Бгажноков: «Когда взрослые входят в чей-либо дом, то едва ли не в первую очередь они стараются приласкать находящихся там детей, порадовать их специально приготовленными подарками» [1, c. 224-225].

Анализ существующей специальной литературы и данных полевых материалов свидетельствует о том, что в результате сложных этнокультурных процессов, выразившихся во взаимопроникновении национальных культур и традиций, продолжавшихся в течение длительного периода времени и охвативших все структуры семейного быта, в принципах воспитания подрастающего поколения, как у абазин, абхазов, адыгов, так и у других народов Кавказа, не было принципиальных различий. Обобщение опыта воспитания детей у кавказских народов позволяет вычленить из всей совокупности направлений воспитания подрастающего поколения следующие его составляющие элементы: физическое, трудовое, эстетическое и нравственное воспитание.

С самого рождения ребенка абазины прилагали все усилия для его полноценного физического воспитания, чтобы из родившегося вырос сильный, здоровый, достойный продолжатель рода. К этому были призваны многочисленные обряды, связанные с рождением и дальнейшим развитием ребенка, включая период нахождения его в утробе матери: всевозможные запреты для беременной женщины (не выходить ночью из дому, не поднимать тяжести, окружающим не злословить и не ругаться при беременной невестке и др.); оберегание новорожденного от сглаза, от злых духов, соблюдение всевозможных обрядов, направленных на то, чтобы ребенок рос здоровым: обряды укладывания ребенка в удобную люльку, первой стрижки волос, первого самостоятельного шага; запреты на грубое отчитывание провинившегося ребенка, на телесное наказание и т.д. Говоря о духовных и нравственных основах традиционного воспитания подрастающего поколения у абхазов, А.Э. Куправа отмечает, что «весь уклад семейной и общественной жизни абхазов знакомил молодое поколение с традиционно-бытовой культурой, с морально-психологическими установками, нормами поведения, этикетом абхазов» [3, с. 85].

Важнейшими средствами физического воспитания подрастающего поколения у абазин, как и у других абхазо-адыгских народов, были игра в прятки, бег наперегонки, борьба, позже – скачки, состязания пеших и всадников и др. – словом, игры, развивавшие физическую силу, выносливость, ловкость и сноровку молодых людей [8].

Физическое воспитание детей, включавшее чуть позднее в себя обучение военному искусству (владение оружием и арканом, освоение навыков верховой езды и др.), тесно переплеталось с трудовым воспитанием для мальчиков и приобщением к ведению домашнего хозяйства и рукоделию – для девочек.

Характеризуя традиционную педагогическую культуру абазин и акцентируя свое внимание, в особенности на трудовом воспитании детей, Р.Ш. Докумова определяет основополагающую роль в обучении таких видов деятельности, как игра, труд, общение у домашнего очага, беседа, убеждение, поощрение и тому подобное [2].

Мальчиков практически с восьми-девяти лет брали на сельскохозяйственные работы: погонять волов во время пахоты, помогать на пастбище чабанам в приготовлении пищи, присматривать вместе с табунщиками за пасущимися лошадьми и т.д. Детей кузнецов, шорников, оружейников можно было видеть в кузнях или мастерских отцов, где они постигали секреты мастерства народных умельцев. Труд был самым главным элементом формирования личности. Он был не только целью, но и средством воспитания подрастающего поколения, а трудолюбие, умение работать хорошо и в свое удовольствие – это итог, результат трудового воспитания [6, c. 93].

Уже к семнадцати-восемнадцати годам юноша мог хорошо справляться со своими обязанностями по хозяйству или успешно освоить секреты кузнечного, шорного, плотницкого или иного мастерства, достаточно искусно владеть оружием и конем. К этому времени и из девочек вырастали физически полноценные, стройные девушки, способные справиться с нелегкими обязанностями по домашнему хозяйству, искусно владеющие приемами рукоделия.

Значительное место в жизни абазин занимали вопросы эстетического воспитания, включавшие в себя и вопросы умственного воспитания подрастающего поколения. Целью эстетического воспитания являлось формирование личности молодого человека, способного к эстетическому восприятию действительности, к пониманию и оценке не наносной, внешней, а исконной, настоящей красоты человека, его духовных и материальных творений, окружающего мира.

В эстетическом воспитании детей абазины придавали немаловажное значение устному народному поэтическому творчеству. Абазинские сказки, в которых добро непременно побеждало зло, прививали детям чувство справедливости; считалки развивали математическое, загадки – абстрактное мышление; пословицы и поговорки учили важнейшим жизненным принципам народа.

«Серьезное значение придавалось внешнему виду девочек, девушек, женщин, их красоте, опрятности, – пишет Р. А. Мамхегова, рассматривая вопросы эстетического воспитания у адыгов. – Воспитывали приятные манеры, осанку, походку. Их обучали красиво стоять (ставить ногу, держать голову, спину, руки), красиво садиться, красиво вставать, красиво шагать. Бег, прыжки, резвые игры считались неприемлемыми для девочки» [5, c. 97].

Неотъемлемой частью эстетического воспитания являлись танцы. При этом следует отметить, что с ранних лет молодежь обучали не только технике танца, а, что может быть еще важнее, правилам их поведения в доме, где организованы танцы, тому, как себя вести до начала этих мероприятий, во время их проведения и после них (взаимоотношения со старшими, сверстниками и младшими, участвующими в торжестве; с кем можно танцевать на высоких деревянных башмаках-платформах, в чем традиционно девушки принимали участие в подобных мероприятиях, и с кем танцевать, сойдя с них, оказав, таким образом, особое почтение особо уважаемому гостю, присутствующему на торжествах).

Особое место в воспитательной деятельности этноса отводилось нравственному воспитанию. Еще с раннего возраста, с момента, когда ребенок начинал различать, что есть зло, а что – добро, абазины начинали закладывать в его сознание непреходящую истину: из всего сущего на Земле самым дорогим, требующим к себе максимального внимания и уважения, является Человек. И, если перед мужчиной – вчерашним мальчиком – вставал вопрос о чести и достоинстве человека, нуждающегося в помощи, будь то родственник или незнакомый, гость или прохожий, друг или кровный враг, независимо от того, ребенок он или взрослый, мужчина или женщина, все вопросы, связанные с возможными последствиями оказания этой помощи – срыв намеченного важного дела, недомогание, голод, ранение или же возможная собственная гибель – для него уходили на второй план.

Принципы нравственного воспитания подрастающего поколения у кавказских народов включали в себя такие важнейшие элементы, как строгое соблюдение традиционного этикета, беспрекословное подчинение младших старшим, почитание старших и женщин, неукоснительное исполнение обычаев гостеприимства, для мужчин – защита слабого, пощада безоружного врага, смелость и скромность. В соответствии с этими принципами юноша, ехавший навстречу старшему, обязан был поздороваться с ним, развернуться и сопровождать его до тех пор, пока старший не отпустит его. Мужчина, шедший навстречу женщине, должен был разойтись с ней по правую руку, с тем, чтобы не продемонстрировать ей свое оружие, которое носил на левом боку. Мужчина, столкнувшись с ситуацией, когда женщине угрожает опасность от нескольких человек, должен был защитить ее честь, нисколько не задумываясь о возможных трагических для него последствиях. «Мужчина, встретивший своего кровника, – пишут Х.И. Шогенов и З.П. Кардангушев, – не мог отомстить ему, совершив кровную месть, если последний был безоружен» [9, c. 135].

Отмечая скромность мужчины в прошлом, они же констатируют: «Адыг считал ниже своего достоинства рас­сказы­вать о своих подвигах, хвастаться ими. Он не мог себе позволить сказать «в схватке я ранил», «я убил (врага)». Эти мысли он выражал словами «Кинжал, что я держал в руках, опустился, и мужчина был ранен» или «Ружье, что было у меня в руках, выстрелило, и мужчина упал» [9, c. 29].

Представителям этноса эти качества прививались с ранних лет. В течение длительного периода времени у народа сформировались специальные методы и средства, на которые он опирался в нравственном воспитании подрастающего поколения: показ, приучение, совет, сравнение, одобрение, поощрение, просьба, ирония, юмор, упрек, порицание, запрет и др.

Ребенок получал воспитание в первую очередь в семье, копируя при этом во многом поведение своего ближайшего окружения. В связи с этим было важно, чтобы личные качества самих родителей, домочадцев, в первую очередь – их авторитет в обществе не вызывали нареканий. Именно с этим связано то обстоятельство, что родителям считалось совершенно недопустимым устраивать ссору при детях, выказывать недовольства друг другом в их присутствии. Напротив, каждый из них должен был показать детям, что у них сплоченная семья, живущая в полном соответствии с лучшими традициями общества.

Культ отца поддерживался стараниями матери. Она должна была внушить детям его главенствующую роль в семье, которая закреплялась отношением самой матери к своему мужу [7]. Этот живой пример служил решению двух важных проблем: «во-первых, отношение их матери к своему мужу является образцом примера для ее дочери, которая в перспективе должна будет строить свои отношения к своему мужу. Во-вторых, сын тоже берет на дальнейшую жизнь пример отца в семье» [5, c. 100].

Вместе с тем, воспитание подрастающего поколения было делом не только семьи, но и родственников, аульчан. Нередко случалось, когда непроизвольными воспитателями провинившихся юношей становились незнакомые люди старшего поколения, совершенно случайно оказывавшиеся свидетелями их (юношей) проступков. «Старики, – пишет З.П. Кардангушев, – став случайными свидетелями непозволительных деяний молодых, не проходили мимо, сославшись на то, что это не их дело. Напротив, старик отчитывал виновного, а при необходимости мог и проучить его. И не было никаких разговоров по поводу того, почему старик отчитал его. Более того, старик мог отвести юношу домой, к его отцу, с тем, чтобы тот предпринял в отношении сына действия, сообразные совершенному сыном проступку. В этом случае отец оказывался в еще большем смущении, чем сын, поскольку боялся, что старец отчитает и его, укажет на недопустимые промахи в воспитании сына. Чувство стыда, возникавшее в подобных ситуациях, весьма сдерживало прытких молодых людей: боялись, что пожилой человек может сказать о них: «Псом рожденный, чьих он будет? Видимо, вдовий сын». Это выражение было бы сильным ударом для провинившегося» [9, c. 20].

Своеобразной школой нравственного воспитания юношей была кунацкая. Кунацкая у народов Кавказа являла собой удивительное место сосредоточения лучших традиций и обычаев этноса. Обслуживая гостей и собравшихся в их честь хозяев, наблюдая за практическим применением норм гостеприимства и вслушиваясь в размеренную речь сидящих в кунацкой, в их рассказы о доблести, мужестве, мудрости лучших представителей народа, о проблемах или удачах аульчан, юноши впитывали в себя увиденное и услышанное, с тем, чтобы усвоив их самим, передать следующему поколению.

Таким образом, можно отметить, что принципы воспитания детей занимают значительное место в традиционном этикете абазин. В процессе взаимного проникновения национальных культур, продолжавшегося в течение длительного периода времени и охватившего все структуры семейного быта, в принципах традиционного воспитания подрастающего поколения абхазо-адыгских народов перестала наблюдаться существенная разница. Обычаи и обряды, связанные с социализацией ребенка, были призваны вырастить крепкого, здорового в физическом и психическом отношении человека. Также, сравнительный анализ традиционного и нового в принципах воспитания дает основание заключить, что физическое, трудовое, эстетическое и нравственное воспитание – важнейшие составляющие воспитания подрастающего поколения – наполнившись новым содержанием под влиянием времени, сохраняются и в настоящее время.

Рецензенты:

Бегеулов Р.М., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории России ФГБОУ ВПО «Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева», г. Карачаевск;

Текуева М.А., д.и.н., профессор кафедры культурологии, этнологии и истории народов КБР ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.

Роль семейных традиций в воспитании детей
статья ( группа) на тему

Рекомендации для родителей и воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
rol_sem_tr.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

«Нет картины более прелестной, чем картина семьи; но недостаток одной черты портит все остальные»

Основная задача современного воспитания – подготовить ребенка к дальнейшей самостоятельной жизни, той которую диктует нам общество. А оно требует ориентации на вышеуказанные новые качества – самостоятельность, независимость.

Семья представляет собой систему. Семья как система обладает целым рядом свойств. Семья – это нечто большее, чем просто сумма составляющих ее частей. Есть еще отношения между членами семьи, семейная история, семейный климат, главные и второстепенные правила и семейные мифы. Для дошкольника семья является первой общественной средой. Именно семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности, и главнейшим институтом воспитания. По мнению Т.А. Марковой, которая считает, что «в семье существуют возможности для включения ребёнка в бытовую, хозяйственную, досуговую, воспитательную деятельность, опосредованное приобщение их к труду родителей».

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции накапливают и сохраняют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Семейные традиции – это присущие семье нормы и стиль поведения, привычки и взгляды, а также традиции, что передаются по наследству. Существуют также и семейные обычаи – установленный порядок поведения в быту. Семья и семейные традиции – это основа воспитания детей. Ведь именно в семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждой семье есть свой набор определенных правил и привычек, которые выполняются на автомате. Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор. В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними.

Система современного семейного воспитания претерпевает колоссальные изменения. Экономическая, социально – политическая обстановка в стране значительно усложнила воспитательный процесс. Подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым. Аудио-, видеопродукция, компьютерные игры, засилье сцен насилия и жестокости в средствах массовой информации – «успешно» вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяя детям родительское общение, окончательно подрывая авторитет семьи и дошкольного учреждения.

Изменилось качество и самой семьи: прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и психологическому развитию становления личности ребенка. Нарушены нравственные представления о браке и семье, утрачены традиционные восприятия детства, отцовства и материнства.

В Конвенции о правах ребёнка, Конституции Российской Федерации, Законе «Об образовании», Семейном кодексе закрепляется первоочередное право родителей на воспитание детей, обозначена роль других социальных институтов, которые призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность семьи.

Значение традиций для семьи особенно велико. Во – первых, они помогают создать в семье ощущение общепринятых ценностей, приобщение к миру коллективных ценностей. Во – вторых, сам факт непохожести, уникальности данной семьи, выраженный в ее традициях, ее история и сложившееся вокруг семьи общественное мнение переносится на конкретных членов этой семьи. В проявлении некоторых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи, человеческое благополучие. Неотъемлемой частью современной эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников (Широкая Масленица, Пасха и др.).

Хорошей семейной традицией является постоянный обмен мнениями о делах трудовых, общественных, впечатлениями об увиденном, услышанном, о важных событиях. В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, проводы в армию, вступление в трудовую жизнь, выход ветеранов труда на пенсию и т. п. Многие из этих событий отмечаются в общепринятом порядке, не только в семейном масштабе, но некоторые из них – в каждой семье по-своему. Дни рождения детей и взрослых в семье, вполне естественно, должны праздноваться по-разному, но главное должно заключаться в том, чтобы об имениннике не забывали, чтобы не было на таком празднике скуки и однообразия, чтобы на торжестве детей родители не чувствовали себя лишними и не вынуждены были их оставлять.

В каждой семье есть семейные традиции. У некоторых, например, дети рисуют открытки к празднику, совместное выпекание пирога. Есть традиции по временам года. Каждую весну участвуют в Дне Земли – убирают в лесу мусор. А после этого уже в чистый лес идут слушать птичек. Осенью кормушки делают. Зимой в эти кормушки кладут угощение. Таких традиций множество – нужно просто на жизнь семьи взглянуть внимательней. Традиции связаны с социально – психологической сферой и культурой людей, отражают все составляющие народности и национальности людей и обычно регулируют отношения людей в социумах, и в семье.

Семейные традиции и домашние ритуалы важны для детей гораздо более, чем для взрослых. Для детской психики ритуалы приобретают, опорную и стабилизирующую функции. С помощью них ребёнок ориентируется во времени, в них он черпает уверенность в том, что в доме всё идет своим чередом. Создавая индивидуальные традиции своего дома, стоит помнить о том, что любые правила хороши, если они делают жизнь лучше, а не осложняют ее. Жесткие традиции оказывают угнетающее воздействие на спонтанную детскую психику. Некоторым событиям в жизни нужно просто позволять свершиться, не подгоняя их под сценарии.

К сожалению, сегодня все чаще можно услышать мнение, что соблюдение семейных традиций – пережиток прошлого, который себя исчерпал, подобно институту брака. Ускоренный ритм и образ нашей жизни почти не оставляют места даже ежевечерним семейным ужинам. Современные дети чувствуют себя помехой для «вечно занятых», а потом и «вечно уставших» родителей. К счастью, так происходит не у всех и не всегда. Соблюдение семейных традиций дает подрастающему поколению ощущение стабильности, защищенности и безопасности. Самые маленькие учатся уважать старших. Старшие дети, в свою очередь, учатся заботиться о младших. Пребывая поначалу в роли пассивного наблюдателя, ребенок постепенно становится активным участником семейной жизни, с каждым разом все больше включаясь в совместную деятельность. Обогатить жизнь своей семьи новыми традициями никогда не поздно. Главное, соблюдать регулярность и привлекать к участию всех домашних. В этом случае, традиции и обычаи наполнят новым смыслом привычный уклад жизни и подарят ощущение праздника каждый день.

Создавая новые семейные традиции, важно помнить об уже существующих. Зачастую мы не имеем представления, о том какие есть традиции в семье, просто потому, что не интересуемся ими. Начните увлекательное «семейное исследование» прежде всего с беседы с самым старшим поколением.

Соблюдая и бережно передавая семейные традиции, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной и счастливой жизни на долгие годы.

Семейные традиции и их влияние на развитие ребенка

сусанна александровна
Семейные традиции и их влияние на развитие ребенка

Семейные традиции и их влияние на развитие ребенка.

Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации играет семья. Личность ребенка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Семья первая, кто приобщает ребенка к разным видам деятельности – познавательной, предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной.

Воспитание ребенка – это очень сложный трудоемкий процесс, который не терпит пренебрежительного отношения, ведь каждый родитель хочет не просто вырастить ребенка, но и помочь сформироваться своему чаду как личности. Не последнее место в воспитании занимает семья. Семья, то место, где ребенок родился, рос, сделал свои первые шаги, где он окружен любовью и заботой. Каждая семья уникальна, следовательно, и дети в ней растут самые разные. Ребенок как губка впитывает все то, что происходит в семье, поведение, манеры, речь, через семью он знакомится с взаимоотношениями с людьми и изучает окружающий мир. Какое же влияние оказывают на ребенка семейные отношения и традиции? Попробуем в этом разобраться.

Наибольшее влияние на ребенка в семье оказывают взаимоотношения родителей. Для малыша поведение отца и матери является своеобразной моделью, и в будущем полученный опыт он попытается перенести на общение с другими людьми. Если в семье преобладают теплые дружеские отношения, то и ребенок к другим будет относиться также, ведь он считает такое поведение образцом. И каким будет эмоциональное и психологическое состояние ребенка, зависит от взаимоотношений в семье.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции продолжают родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое и настоящее семьи, обеспечивают устойчивость отношений, упорядочивают и структурируют их.

Ценности, традиции, нормы поведения помогают формировать мировоззрение малыша. Всем известно, что семейные традиции переходят от поколения к поколению, конечно со временем они меняются, как и весь мир, но их функция остается прежней: укрепление семейных взаимоотношений, воспитание таких личностных качеств как взаимная поддержка, понимание, любовь, забота.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям свой опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально – политической, семейно – бытовой, социально – культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений выделяются традиции национальные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально – культурные, семейно – бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д.

Традиции несут в себе много разнообразных функций: прежде всего это воспитание, эмоциональное развитие малыша, насыщение его жизни событиями, которые дадут ему определенный опыт, они позволят более гармонично и успешно воспитать ребенка и сплотить вашу семью. И помните, что для ребенка образцом поведения всегда являются родители, и воспитанность малыша зависит только от того, какой пример вы подадите. Не только показывайте ребенку что нужно делать, но и прививайте в нем привычку помогать другим. Например, если вы постирали, то попросите помочь развесить вещи на сушилки для белья, или убрать в квартире, помыть посуду.

Основа традиций – ценность семьи, определяющая смысл традиционного поведения. Например, традиция гостеприимства, которой придерживаются многие семьи, воплощаются по-разному. Кто-то делает акцент на угощении, а для других – общение с гостями.

Традиции не признают канонов и потому открывают путь к творчеству.

В проявлении некоторых семейно – бытовых традиций в значительной степени выражен народный идеал тех человеческих качеств, формирование и наличие которых предопределяет семейное счастье, благоприятный микроклимат семьи и в целом человеческое благополучие.

Семейные традиции необычайно важны детям: с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира; сохраняется и укрепляется связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми Семья – это не только общий быт, бюджет и отношения между членами семьи. Это и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для вашей семьи.

Наши дети, воспитанные в рамках традиций семьи и рода, будут знать свою историю, свои корни и воспитываться не улицей и ее законами, а жизненным укладом рода, семьи и примером своих родителей, ибо мы, взрослые, являемся самым первым и самым главным примером для подражания детей.

Влияние животных на развитие личности ребенка Консультация для родителей «Влияние животных на развитие личности ребенка» Домашние животные, как и растения, приносят большую радость.

Консультация для родителей на тему «Семейные традиции — важный способ воспитания ребенка» Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать.

Консультация для родителей «Семейные традиции и способность ребенка трудиться» Семейные традиции и способность ребёнка трудиться. Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это даже не образование,.

Консультация «Влияние подвижных игр на развитие ребенка» Игра – сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. Хорошо подобранная и правильно руководимая, игра.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Конспект детско-родительского мероприятия «Семья и семейные традиции в жизни ребенка» Конспект детско-родительского мероприятия: Семья и семейные традиции в жизни ребенка. Выполнила: Баранова Наталья Евгеньевна, МБДОУ № 152.

Влияние гаджетов на развитие ребенка В современном мире все привыкли пользоваться электронными гаджетами. Они помогают человеку найти новую и интересную информацию, новости,.

Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка Изобразительное искусство было очень важным для человека даже в тот момент, когда он не умел говорить — в пещерах, на скалах мы четко различаем.

Влияние сказок на психологическое развитие ребенка В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт.

Консультация «Влияние СМИ на развитие ребенка» Информационный мир пропагандирует свои законы и выдвигает свои требования. СМИ влияют на жизнь не только взрослых, но и детей. Телевизор,.

Традиция – семья – культура

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Гулянова Т. П. Традиция – семья – культура [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2013 г.). — Пермь: Меркурий, 2013. — С. 51-53. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/66/3256/ (дата обращения: 25.02.2020).

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Эта проблема выпала из поля зрения значительной части ученых и практиков более чем на десять лет [1].

Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье детскому саду, городу (селу), к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них нельзя отказаться, но приоритетной в дошкольном возрасте является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего к матери, и к детскому саду.

Все начинается с родного дома и матери — хранительницы семейного очага. Нельзя перечеркивать роль отца, но мать, как правило, ближе к ребенку, даже биологически, и играет в его жизни особую роль. Поэтому и гуманные чувства должны воспитываться у малыша, прежде всего, по отношению к матери.

Необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому. Прежде всего, дошкольник должен получить представление о доме как общечеловеческой ценности. Малыш должен понимать, что иметь свой дом — большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремится обзавестись домом и устроить по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять дом — страшная беда. Детям можно рассказать о беженцах и горе людей, лишившихся родного дома, постараться вызвать у ребят сочувствие, желание быть внимательными, доброжелательными к беженцам, позаботься о них, облегчить их страдания.

В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться с своей национальной культурой.

Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения — это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально положительное отношение к самому факту существованию разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий. Вот почему мы стремимся подвести детей к сознанию того, что нет плохих народов, встречаются плохие люди.

О человеке судят не по цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам. Не важно, кто человек по национальности, главное — каков он. Попытки объявить отдельные народы плохими, чреваты обострением межнациональных конфликтов и очередными вооруженными столкновениями. Поэтому параллельно с работой по приобщению дошкольников к своим национальным истокам должна вестись серьезная работа по ознакомлению с культурой народов ближайшего национального окружения, а затем и некоторых зарубежных стран.

Важнейшей составляющей патриотического воспитания является приобщение ребенка к родному слову, формирование у него чувства языка. Если мы хотим растить людей культурных, образованных, умеющих высказывать свои мысли, то с детства должны купать их в красивой, грамотной, богатой, сочной родной речи. Воспитатель должен сам владеть «великим могучим» русским языком, свободным от иностранного «налета». Родной язык надо спасать! [2]

Крайне сложным является вопрос содержания патриотического воспитания. Необходимо грамотно отобрать материал, способный вызвать у детей интерес, живой эмоциональный отклик и положительное отношение к действительности. Такие знания должны быть понятны детям, личностно значимым. Следует помнить о психологических особенностях дошкольников и чувстве меры, избегать множество негативных примеров, что бы излишне не травмировать детей, не мешать им расти оптимистами. Нельзя перегружать малышей информацией и переоценивать их возможности. Нужно рассказывать о позитивных событиях в истории страны, родного города, детского сада, или семьи, о культурных, научных, спортивных и трудовых достижениях россиян, победах русского оружия и о многом другом.

Вместе с тем дети смотрят телевизионные передачи, слышат разговоры взрослых, и рано или поздно у них возникают острые вопросы, касающиеся и Чечни, и терроризма, и многих других малоприятных и не понятных вещей. Ребенок вправе задать их воспитателю, родителю и получить ответ. Однако взрослому не стоит спешит с ответом, планировать обстоятельный разговор со всеми детьми группы на политическую тему. Такие вопросы требуют глубокого осмысления, эрудиции, такта, педагогической и человеческой мудрости. Отвечая взрослый должен удовлетворять любопытство, любознательность ребенка, дать ему по возможности объективное представление о том или ином событии, учитывая его жизненный опыт, желание знать правду. Неправдивый ответ вызовет в дальнейшем недоверие к вам. А в педагогике, как и в медицине, главное — не навредить.

Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместно с семьей. Старая истина — нельзя вырастить патриота, если не патриотичны отец с матерью. У нас же подобная ситуация не редкость. Малыш в детском саду видит и слышит одно, а дома — другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии. Работа с семьей в области патриотического воспитания детей требует серьезного осмысления нетрадиционных подходов и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными [3].

Следует подумать и о средствах патриотического воспитания. Весьма эффективным, на мой взгляд, могла бы оказаться игрушка . В советский период она уже доказала свою состоятельность в деле воспитания юных патриотов. Партизаны, красноармейцы, буденовцы, легендарные корабли «Аврора», «Потемкин», тематические игрушки «Север», «Космодром» и многие другие верой и правдой служили детям, формируя патриотические чувства. Современная игрушка, как мне кажется, любовь, к стране не воспитывает. Возобновлять выпуск старых игрушек нет смысла, большинство из них нынешнему поколению детей неинтересны и непонятны. Значит, современная игрушка должна обрести новое содержание. Это могли бы быть, в частности, тематические наборы, знакомящие детей с культурой разных народов нашей страны, их жизнью, бытом, или тематический набор «Москва — столица нашей Родины». Содержание игрушки можно адаптировать к любому российскому городу. Подобные наборы были бы интересны детям, облегчили бы труд педагога и ненавязчиво формировали у детей патриотические чувства. С пользой для патриотического воспитания могла бы использоваться и военная игрушка. Отношение к ней, как известно, неоднозначно во всем мире, но снять ее с производства и изъять у детей по многим причинам не удастся, вместе с тем контролировать и направлять военные игры детей в нужное русло вполне реально. Игры по содержанию сказок и былин о сражении русских богатырей за родную землю со Змеем Горынычем, в службу безопасности, охрану государственной границы развивают патриотические чувства, желание защищать родную страну, приносить ей пользу.

Мир стал агрессивен по отношению к ребёнку, а индустрия детства, начиная с игрушек и заканчивая глобальными коммерческими издательскими, театральными, телевизионными и музыкальными проектами, оказала разрушительное влияние на психику малышей, их нравственности и духовный мир. В одночасье куда-то исчезли наши старые игрушки, книги, мультфильмы, милые добрые, дорогие к сердцу образы из мира детства. Им на смену пришли герои бесчисленных зарубежных сериалов: Супермен, Бэтмен, охотники за привидениями, монстры и т. п. Массовая культура Запада и Востока наступает по всем направлениям, навязывая детям чужие ценности: культ силы, денег, предпринимательства. Нельзя оставаться сторонними наблюдателями, необходимо принимать меры укоренять детей в национальной культуре, прививать им наши нравственные ценности.

У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с русской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

Необходимо отметить, что герб и флаг несут в себе воспитательную функцию наряду со своим основным назначением — служить отличительным знаком государства. Принципиально важным для ознакомления дошкольников с гербом и флагом России является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. На первом этапе знакомства мы формируем у детей положительное эстетическое отношение к государственным символа России, а старших дошкольников знакомим с историей происхождения, значением и функциями герба и флага.

И еще об одном средстве обучения мне хотелось бы сказать — это песни . Известно, что дети любят песенный репертуар взрослых, с удовольствием его слушают и исполняют. Среди популярных в детском саду песен, есть такие, что ненавязчиво учат любить свою страну и родной дом. Эти песни Ю. Антонова, С. Ротару, О. Газманова, группы «Любэ», песни периода Великой Отечественной войны. Было бы хорошо, если бы они вошли в жизнь ребятишек, а педагог объяснил, кто и когда их пел и почему эти песни пользуются народной любовью [3].

Патриотическое воспитание дошкольников — проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет двенадцать назад просто не замечали. Мы стали ответственнее. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания малышей. Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем легче ему воспитывать в детях чувство любви к Родине. А это чувство — одно из самых сильных, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. Важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее [3].

Как научить детей любить Родину / Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. и др. — М., 2005.

Система патриотического воспитания в ДОУ / Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Волгоград, — 2007.

Патриотическое воспитание детей 4–6 лет / Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., — М., 2007.

Семейная традиция и ценности Российской семьи. Какие бывают?

Семейные обычаи или традиции — это обряды, привычки и представления, которые передаются из поколения в поколение и регулируют семейные отношения. Формирование семейных традиций происходит на продолжении жизни нескольких семейных поколений.

Традиции каждой семьи уникальны и неповторимы, они отражают ценности и нравственные устои конкретной семьи.

Семейные ценности и традиции очень тесно связаны. Узнав, какие традиции существуют в конкретной семье, можно составить нравственный портрет членов этой семьи.

Например, если члены семьи придерживаются семейной традиции совместного празднования Нового года, то это означает, что теплые семейные взаимоотношения на первом месте для них и все молодые юноши и девушки будут стремиться к созданию собственной крепкой семьи.

Зачем нужны семейные традиции

Семья, в которой нет традиций семейной жизни, существовать не может.

Часто семейные традиции имеют корни в семейных устоях предыдущих поколений, поэтому они незыблемы и неизменяемы.

Зачастую семейные традиции ярко проявляются в семейных праздниках.

Такие семейные ценности, как любовь и уважение к родственникам, забота о близких, понимание роли семьи в жизни, воспитываются семейными традициями и обычаями.

Роль семейных традиций в том и заключается — создать крепкие связи между членами семьи, ощущение надежности и стабильности семьи, что особенно благотворно сказывается на психике воспитывающихся в семье детей.

Какие бывают семейные традиции

Совместное времяпрепровождение праздников, семейные обеды, проведение времени отдыха вместе с семьей, совместные походы в церковь, колыбельные или сказки детям перед сном, посещение ветеранов ВОВ в День Победы.

Общие семейные традиции

  1. Совместное празднование семейных праздников: дней рождений, свадьбы, каникул, отпусков или путешествий, рождение и крещений детей и т.д.; а также совместное проведение дней горя и скорби: похорон, болезней и т.д. Веками люди делили с самыми близкими родственниками все свои радостные и горестные переживания, вместе трапезничали и помогали друг другу в том случае, если нужна была помощь.
  2. Совместное проведение общих праздников: Нового года, Рождества, Пасхи, День Победы. Каждая семья имеет свои традиции празднования. Например, в русской семейной традиции празднование Нового года означает приготовление салата «Оливье», написание писем Деду Морозу.
  3. Игры с детьми: стабильность, с которой родители соблюдают семейные традиции для детей — чтение перед сном или пение колыбельных, совместные прогулки взрослых с детьми, посещение театров, кино и так далее, с игры, проведение выходных и отдыха, развлечения и т. д., гарантирует эмоциональное здоровье ребенка.
  4. Обсуждение вечером дел уходящего дня. Эта русская семейная традиция благотворно влияет на семейные отношения, является своего рода семейной психотерапией.
  5. Совместные семейные трапезы. Эта семейная традиция и обычай берет начало из глубины веков. При совместных принятиях пищи происходят важнейшие семейные процессы: воспитание детей, духовное единение супругов, обсуждение семейных планов.
  6. Совместное проведение скорбных и горестных для семьи дней; помощь друг другу при семейных несчастьях, совместное поминовение усопших. Эта семейная традиция формирует чувство безопасности и стабильности у членов семьи.
  7. Посещение церкви всей семьей и празднование религиозных праздников является прекрасной семейной духовной традицией.

Россия: современные и исторические традиции

В России существует много семейных традиций.

Одна из них — знание генеалогического древа семьи. Из поколения в поколение передавалась информация о предках, их жизни, зачастую передавались даже вещи предков, которые со временем становились семейной реликвией.

Знание своих старших родственников не ограничивалось знанием бабушек и дедушек, родственников знали как минимум «до седьмого колена». Особенно за знанием родословной следили в знатных дворянских семьях.

В современности генеалогия семьи нечасто известна потомкам. Однако фотоальбомы с фотографиями предков существуют почти в каждой семье.

Кроме того, в последние годы активно развивается семейная традиция шествий с портретами воевавших и работающих в тылу во время Великой Отечественной войны предков в «Бессмертном полку».

Традиция называть родившегося ребенка в честь кого-то из старших предков характеризует исконно русские семьи, этот семейный обычай сохранился до сих пор — зачастую у семьи есть так называемое «семейное имя».

Имя новорожденному ребенку в русской семейной традиции зачастую выбирают в честь святого, именины которого празднуются в день крещения ребенка.

Эта традиция сейчас соблюдается только среди верующих семей. А ранее традиция крещения детей соблюдалась неукоснительно.

Однако обычай присвоения новорожденному ребенку отчества существует в России до сих пор. Таким образом ребенок получает часть родового имени.

Семейные праздники отмечались традиционным русским застольем. И сейчас к приему гостей в русских семьях готовятся тщательно: убирают в доме, готовят самые вкусные угощения, украшают дом, встречают гостей «хлебом-солью».

Семейные традиции народов мира

Культурные и исторические особенности разных национальностей накладывают свой отпечаток на традиции отдельно взятых семей.

  1. Семейные обычаи немцев: на празднование Рождества дети собираются в доме родителей; дети оплачивают уход за престарелыми родителями врачам и сиделкам; бабушки и дедушки принимают оплату за воспитание внуков; на старость немецкие семьи скапливают достаточную сумму денег, чтобы путешествовать по миру.
  2. Семейные традиции англичан: семейное чаепитие; совместные празднования Рождества и Дня Благодарения; семейная традиция хорошего обучения детей.
  3. Семейные традиции французов: семейные трапезы, совместное празднование Рождества в доме родителей с приготовлением традиционных французских деликатесов.
  4. Семейные обычаи индусов запечатлены в Ведах: мужские обязанности — уважать жену, не изменять, обеспечивать семью и обучать детей, заниматься подбором супруга для детей. Женские обязанности — уважать мужа, воспитывать детей, заниматься домашним хозяйством, не изменять мужу и выполнять его пожелания.
  5. Семейные обычаи татар основываются на законах Шариата: жена полностью подчиняется мужу, а муж заботится о всех сферах ее жизни.

Это примеры известных семейных традиций, существует множество странных семейных обычаев:

  1. Корейцы громко чавкают во время семейных обедов, чтобы показать, что очень вкусно.
  2. В США члены семьи на Рождество собираются вместе в красных вязаных свитерах.
  3. Ирландцы в Новый год открывают двери своих домов открытыми и угощают праздничным ужином любого зашедшего в дом незнакомца.
  4. В Кении отец после свадьбы своей дочери долен плюнуть ей в голову и в грудь — таким образом он благословляет ее на счастливый брак.
  5. В Германии после свадьбы разбивается вся свадебная посуда «на счастье молодых».
  6. Про семейные традиции японцев много размышляют детские психологи: желания ребенка до 6 лет в Японии исполняются беспрекословно.
  7. В Америке родители с маленькими детьми посещают и ночные вечеринки, и кафе — считается, что таким образом дети лучше адаптируются к жизни в обществе.

Рассказ о семейных традициях разных народов можно продолжать долго.

Важно понимать, что именно они сближают членов семьи, помогают в построении крепких семейных взаимоотношений, очень важно их поддерживать и культивировать.

Современная школа прививает детям любовь к семейным традициям — на многих уроках обсуждаются темы семейных традиций, в частности, на уроках ОРКСЭ.

Читайте также:  Цены в Индии на продукты, жилье, товары и услуги, отдых в 2020 году
Ссылка на основную публикацию