Трудовая иммиграция: страны, главные районы и центры

Трудовая иммиграция: страны и центры

Современное общество – это мобильное общество. Особенно это заметно, когда рассматривается такая проблема, как иммиграция, которая с каждым годом становится все более актуальной. Иммиграция означает, что Вы приезжаете в страну, чтобы остаться в ней жить. В отличие от простых экскурсионных туров, чтобы стать иммигрантом в той или иной стране, необходимо получить определенного рода визу. Трудовая иммиграция означает, что въезд в чужую страну непосредственно связан с получением нового места работы. Для определения оптимального места будущего трудоустройства во внимание берется несколько существенных факторов, а именно: стабильность будущей страны проживание в политическом, социальном и экономическом плане, рассматривается вопрос, какой статус будет у будущего гражданина страны. Кроме этого, особое значение имеет и тот факт, сколько сложных задач придется решить во время оформления необходимых документов.

Оформляя иммиграционную визу в Канаду, Вы получаете право не только работать, но и в дальнейшем стать её законным гражданином. Существует несколько видов иммиграционных виз, но самый доступный – это профессиональная или трудовая иммиграция (Federal Skilled Worker).

Skilled Worker Class является иммиграционной программой, которая дает возможность получить визу тому, кто имеет образование, высокий квалификационный уровень, солидный опыт работы и владеет государственным языком. Кроме этого, есть еще несколько требований, которые стоит принять во внимание:

  • Чистое прошлое (не криминальное);
  • Имеются средства, позволяющие содержать семью на протяжении шести месяцев;
  • Есть приглашение работать в Канаде. Оно заверяется HRDC.

Для того чтобы оценить будущего кандидата на работу, применяется фиксированная система баллов. В случае если заявитель получает балл, который выше проходного, то иммиграционная виза будет выдана не только ему, но и тем членам семьи, что были заявлены.

К сведению: окончательный вердикт о выдаче визы принимает непосредственно иммиграционный чиновник. Он имеет полномочия, как отказать в выдаче, так и дать разрешение на её получение даже тому, кто не смог набрать проходных баллов. Самое главное в этом случае суметь доказать, что вы будете полезны не только как работник, но и как будущий гражданин страны.

Трудовая иммиграция в Австралию

Австралия является одной из стран, что ощущает острую нехватку квалифицированных специалистов. Стоит отметить, что это тенденция коснулась самых разнообразных сфер экономики. Тому, кто хочет работать в Австралии, необходимо получить визу, которая даст право на работу. Особо стоит выделить тот факт, что подачу документов претворяет квалификационный языковой экзамен. Существует несколько способов получения трудовой визы:

  1. Ходатайство работодателя. Своеобразное спонсирование иностранного работника. В данном случае можно получить вид, дающий право на постоянное проживание в Австралии.
  2. Ходатайство работодателя (отдаленный район). Позволяет принять на работу, если бизнес осуществляется в отдаленном районе, где нет возможности заполнить имеющуюся вакансию.
  3. Трудовое соглашение. Данная виза получается, если имеется соглашение между работодателем, профсоюзом и правительством Австралии. Здесь работодатель имеет право нанять то количество работников, которое было заранее обговорено.

Трудовая иммиграция в США

В США для получения права на работу, необходимо оформить визу H-1B, которая является единственным законным документом, дающим право работать. Требования, которые предъявляются к кандидатам на работу, во время оформления визы H-1B:

  • Имеет степень, даже по минимуму, бакалавра либо её эквивалента;
  • Имеет необходимый опыт по требуемой специальности;
  • Имеет действующее предложение о работе от работодателя из США. Кроме этого может потребоваться лицензия, если это установлено законом.

Визу можно получить только после собеседования. К сведению: владелец визы обязан трудоустроиться только у того работодателя, от чьего имени была подана петиция. Виза может быть оформлена как с испытательным сроком, так и с максимальным – до 6 лет. В данном случае иммиграционный статус может измениться на любой неиммиграционный. Кроме этого, можно подать заявление, чтобы была выдана Грин Карта.

Трудовая иммиграция в Швецию

Трудовая иммиграция в Швецию уникальна по своей природе, так как имеет ряд существенных отличий:

  • чистейший воздух;
  • самый низкий уровень коррупции, который составляет всего лишь 9,3%;
  • общество, организованное на самом высоком уровне и отличающееся открытостью.

Стоит отметить, что владение языком не является жизненной необходимостью: прохождение тестов на владение языком не требуется. Требования, необходимые для того, чтобы разрешение на работу было положительным:

  1. Необходимо иметь от шведского работодателя предложение о будущей работе;
  2. Как у работника, у Вас должен быть действительный паспорт;
  3. Заработок должен быть соответствующим, чтобы уровень жизни у соискателя не изменился в худшую сторону;
  4. Условия, по которым нанимается работник, должны быть идентичны тем, что предлагаются коренным жителям;
  5. Профсоюз имеет полное право на свое мнение по поводу предлагаемых условий найма, и оно должно быть положительным;
  6. Вакантное место в обязательном порядке предварительно объявляется в ЕС и Швеции.

Трудовая иммиграция в Ирландию

Ирландия – страна, где трудовая иммиграция стала самым перспективным вариантом, чтобы стать её действительным гражданином. Особенно правительство Ирландии заинтересовано в иммиграции специалистов, что обладают навыками профессий, дефицитных на рынках труда Ирландии. Если сравнить с Великобританией, то профессиональная, трудовая иммиграция не подчиняется общей системе баллов, так как разделяется по предложениям, которые вакантны для специалистов в разных областях.

Единственным минусом можно назвать то, что если приходится менять место работы, то придется разрешение на работу получать по новой. Правило гласит, что иммигрант обязан покинуть страну до того момента, пока новое разрешение на работу не будет получено. Однако практика показывает, что ситуации подобного рода происходят крайне редко. Самое главное – своевременно получить новое разрешение, и тогда проблем с депортацией не возникнет.

Основные центры трудовой миграции.

1. Северная Америка (США Канада). По данным американской статистики, на протяжении 90-х гг. в США ежегодно въезжало более 1 млн иммигрантов при официально установленной квоте 675 тыс., из которых 140 тыс. чел приходится на трудовую миграцию.

3. Страны Европейского Союза. На их долю приходится более четверти всего совокупного оборота иностранной рабочей силы. Лидеры в этом регионе – Франция (8% иностранцев в населении страны) и Германия (7,5%). Кроме них в западной Европе крупными принимающими государствами являются Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Австрия.

4. Австралия, правительство которой крайне обеспокоено низкой плотностью населения на подавляющем большинстве территории страны, а также возрастанием в его структуре доли китайского этноса.

5. Страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты).

6. Новые индустриальные страны.

В соответствии с разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификацией современная международная трудовая миграция подразделяется на 5 основных типов:

1) работающие по контракту, в котором ясно установлен срок пребывания в принимающей стране. Это, прежде всего, сезонные рабочие, которые приезжают на уборку урожая, а также неквалифицированные или малоквалифицированные работники;

2) профессионалы, отличающиеся высоким уровнем подготовки, наличием соответствующего образования и практического опыта работы;

3) нелегальные иммигранты – это иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью;

4) беженцы – лица, эмигрировавшие из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности;

5) переселенцы – это переезжающие на постоянное местожительство. Данная группа мигрантов ориентирована прежде всего на выезд в промышленно развитые страны.

В международной экономической статистике основные показатели международной миграции трудовых ресурсов характеризуются числом «прибытия-выбытия», которое складывается из индивидуальных и коллективных актов. Единицей наблюдения бывает как отдельный человек, так и семья.

В национальных статистических отчетах приводятся следующие данные:

· количество людей трудоспособного возраста, прибывших на постоянное место жительство в страну за определенный промежуток времени, обычно – один год;

· количество людей трудоспособного возраста, выехавших из страны на постоянное место жительство в другие страны;

· количество иностранной рабочей силы и студентов, временно проживающих на территории страны;

· отношение числа всех мигрантов к общей численности и активному населению страны.

Относительное изменение численности населения данной страны в результате международного перемещения людей может быть определено как отношение числа всех мигрантов к средней численности населения, умноженного на 1000 (помиля). Этот показатель называется общим коэффициентом международной миграции:

где: М – число всех мигрантов; Р – средняя численность населения страны; С = 1000.

Для страновых сравнений применяются следующие коэффициенты, которые позволяют привести потоки движения трудовых ресурсов к единым числовым значениям.

1. Коэффициент интенсивности выбытия из страны лиц трудоспособного возраста, обладающих определенным уровнем образования и культуры, позволяющим участвовать в производственных процессах (Ктр), который определяется как частное от деления всех трудоспособных, выбывших из страны к средней численности населения страны за год:

где: Мi – число трудоспособных, выбывших из страны за год; Р – средняя численность населения страны; С = 1000.

2. Коэффициент интенсивного прибытия иностранной рабочей силы (Кир), который определяется как отношение численности всех трудоспособных, прибывших в страну к средней численности населения страны за год:

где: Mj – число прибывших трудоспособных в страну за год; Р – средняя численность населения страны; С = 1000.

3. Коэффициент интенсивности оборота иностранной рабочей силы (Ко), который определяется как отношение валовой международной миграции рабочей силы к населению страны:

Ко = (Мi + Мj)/P х С.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9788 – | 7603 – или читать все.

Международная трудовая миграция и ее влияние на рынок труда

Результативность миграции населения оценивается также числом выбывших в расчете на 1000 прибывших на данную территорию. Этот показатель выражает уровень обратного движения по отношению к прямому. Он может быть рассчитан и как общий, и как межрайонный показатель. В первом случае оцениваются общие результаты миграционного обмена территории (коэффициент общей результативности миграции), а во втором – ее обмен с каждой конкретной территорией (коэффициент результативности миграционных связей – КРМС).

Коэффициент результативности миграционных связей (КРМС):

В случае результативного обмена значение коэффициента КРМС должно быть меньше 1000, и наоборот.

Использование различных групп рассмотренных выше показателей миграции для разных стадий миграционного процесса позволяет не только выявить и локализовать те или иные проблемы миграции населения на той или иной территории, но и проследить их временную динамику, а также оценить остроту этих проблем с позиций регионального политического, социально-экономического и демографического развития [5; с.122-123].

Основные центры трудовой эмиграции и иммиграции

Опираясь на лекционный материал Проничева Ивана Кузьмича, который внимательно отслеживает последние тенденции в области миграции рабочей силы, можно отметить следующую ниже полезную информацию, содержащую последние данные по теме данной контрольной работы.

Перемещение рабочей силы из одной страны в другую имеет богатую историю, оно восходит ко времени Великих Географических Открытий, когда европейцы начали осваивать новые земли и в первую очередь американский и австралийский континент. Однако тогда перемещение рабочей силы носило переселенческий характер. Первоначально Великобритания, Испания, Голландия переселяли на новые земли социально опасные элементы (грабителей, насильников).

Позднее началось организованное заселение американского и австралийского континента, оно продолжалось до 30-х годов 20-го столетия.

После второй мировой войны движение рабочей силы приобрело рыночный характер, сформировался мировой рынок труда. Формирование и развитие мирового рынка труда связано с миграцией части трудоспособного населения из одной страны в другую на временную работу. Она (иммиграция) связана с двумя процессами:

Основными центрами трудовой иммиграции были и остаются страны американского континента и, прежде всего США и Канада и Австралия.

В современных условиях появились новые центры трудовой иммиграции. К ним относятся страны Европейского союза, в демографической ситуации которых наблюдается устойчивая депопуляция населения (т.е. смертность превышает рождаемость) происходит вымирание наций: немецкоязычные (германия, Швейцария, Люксембург, Лихненштейн, Австрия).

Четвертым центром трудоиммиграции стали страны – члены ОПЕК, где и поныне самый высокий процент иностранной рабочей силы в нефтедобывающей промышленности. В Саудовской Аравии – 50% иностранных рабочих в нефтедобыче, в Кувейте, ОАЭ – до 80%, в Омане – 90%.

Пятый центр трудовой иммиграции формируется в ряде стран Латинской Америки, пополняющих семью новых индустриальных государств, трудоиммиграция в этот центр обретает определенную специфику, страны НИС Латинская Америка привлекают инженерно-технические кадры. После распада мирового социализма и СССР, из-за боязни массового неорганизованного притока рабочей силы во многих центрах трудовой иммиграции ужесточаются условия набора и привлечения иностранной рабочей силы. Например, Скандинавские страны наложили временный мораторий на привлечение трудоиммигрантов из стран СНГ.

В США, Канаде и Австралии устанавливается ежегодная квота на импорт трудоиммигрантов и устанавливаются конкретные виды профессий, в которых нуждается национальная экономика.

Иммиграционные власти рассылают разверстку по своим консульствам за рубежом с указанием профессий, которые следует отбирать среди претендентов на трудоиммиграцию.

США привлекают программистов, инженеров-химиков, физиков-математиков, четко определяется возрастной ценз: не старше 30 лет. На ученых не ограничивается возрастной ценз. Наиболее жесткие иммиграционные правила устанавливает Австралия. В консульствах этой страны помимо психологического и профессионального тестирования, претенденты на въезд в эту страну подвергаются дополнительному медицинскому освидетельствованию.

Основными центрами трудоэмиграции были и остаются многонаселенные страны: Китай, Индия, Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Африканские страны.

Африканцы как правило едут в страны бывшие метрополии, что связано с языковыми особенностями.

После второй мировой войны центрами трудоэмиграции стали Турция, Греция, Югославия. С распадом мирового социализма и СССР появился третий центр эмиграции: страны восточной Европы и СНГ, включая Россию.

По массовости основным потоком трудоэмигрантов из России была Германия, а профессионалы едут в США, Канаду и др.

Этнические евреи едут в Израиль. Среднегодовой отток рабочей силы из России на протяжении 90-х годов превышал 100 тысяч человек. На начало 2003 года из России выехало 1 млн 200 тысяч человек взрослого населения, не считая детей и пенсионеров.

В настоящее время на долю трудоиммигрнтов приходится в Люксембурге – 37% занятых, в Бельгии и Голландии – 19%, в Германии, Франции, Великобритании – 7-9%.

Страны трудоэмиграции называются донорами, а принимающие страны – реципиентами.

Отдельные государства, в том числе и Россия являются одновременно и странами-донорами и странами-реципиентами.

Америка выступает донором для государств Латинской Америки, Великобритания для Австралии. Россия не имеет четко обозначенных реципиентов.

Однако, Россия, будучи и страной-донором и реципиентом, теряет на уровне профессиональной подготовки трудоэмигрантов и трудоиммигрантов.

Из-за трудоиммиграции в годовых потерях Россия теряет до 60 млрд $.

В настоящее время по данным международной организации труда в мировой экономике занято свыше 130 млн трудоэмигрантов, хотя около 40% иностранных работников в странах пребывания не проходят официальной регистрации и статистикой не учитываются.

Трудоэмиграция и трудоиммиграция оказывают противоречивые последствия как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

Международная миграция рабочей силы оказывает противоречивое влияние на страны-доноры и реципиенты [3].

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) – это не только экономическое, но и сложное политическое и социально-экономическое явление. Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран. Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах [1; с.673].

Трудовая эмиграция

Трудовая миграция населения – это перемещение больших групп людей на значительные расстояния с намерением заполнить свободные рабочие места. В поисках работы жители перебираются из одного административного региона в другой. Лица, пересекающие государственную границу, получают статус эмигрантов.

Во все времена процесс перемещения населения выглядит вполне естественным. Сейчас усиление миграции часто провоцируется экономической ситуацией. Перетекание трудовых ресурсов из одного региона в другой обостряет многие социальные и политические проблемы.

Статус трудового мигранта

Статус трудового мигранта определяется в нескольких юридических документах. Базовым является закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в последней редакции от 25.07. 2002 г. (№ 115-ФЗ). От его нормативных положений отталкиваются многие изменяющие документы.

В 2014 году в этот базовый закон были внесены изменения (№ 357-ФЗ). Существенные правки коснулись 13 статьи. Ее новое название «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» отражает ведущие тенденции в законодательной базе. Начальный пункт 13 статьи обозначает общие права трудовых мигрантов:

” 1. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. “

Это положение гармонично сочетается с подходом, отраженным в международных конвенциях ООН. Определяют статус трудовых мигрантов договоры Совета Европы, стран СНГ. 18 декабря отмечается как Международный день мигранта.

Страны трудовой эмиграции

На международную миграцию трудовых ресурсов влияют:

  • военные конфликты;
  • отсутствие политической и экономической стабильности;
  • экологические проблемы;
  • уровень социальной и правовой защиты.

Приоритетным остается фактор поиска лучшей заработной платы.

Трудовые эмигранты стремятся попасть в государства с высоким уровнем доходов. На такие привлекательные страны приходится 62…65 % от общих потоков международных мигрантов.

Главные районы трудовой иммиграции на карте мира расположены на различных континентах и во многих регионах. Мировыми центрами притяжения трудовых эмигрантов являются:

Этот список дополняется несколькими странами Западной Европы (Франция, Великобритания, Нидерланды и другие), некоторыми странами Азиатско-Тихоокеанского региона, нефтедобывающими государствами Ближнего Востока.

Чем обусловлена трудовая миграция

Основные причины трудовой миграции связаны с:

  • применением импортного техоборудования, для установки, наладки, обслуживания которого требуются квалифицированные иностранные специалисты;
  • реализацией инвестиционных проектов при участии иностранного капитала;
  • отсутствием отечественных кадров определенной квалификации;
  • использованием новейших технологий в строительстве;
  • соблюдением качества, сроков выполнения установленных объемов работ;
  • ухудшением уровня жизни в соседних странах.

Приведенный перечень можно дополнять другими причинами. Изменения в экономике и политике, динамика рынка труда каждый раз определяют все новые причины.

Статистика трудовой миграции в России в 2018 году

Трудовая деятельность иностранных граждан в РФ регламентируется несколькими Федеральными законами. Их положения конкретизируются статистическими данными. Количественные предложения обосновываются Минтрудом и утверждаются Правительством России.

Постановлением Правительства РФ (№ 1479 от 06.12.2017 г.) устанавливаются квоты по привлечению иностранных работников на 2019 год. Потребность страны в трудовых мигрантах снижена почти на 20% по сравнению с предыдущим годом:

” Утвердить на 2019 год квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию на основании визы:
140423 приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности;
140423 разрешения на работу. “

По численности квот лидируют такие профессионально-квалификационные группы:

  1. рабочие для горной, горно-капитальной, строительно-монтажной, ремонтно-строительной отраслей – 44608;
  2. квалифицированные рабочие других профессий на мелкие и крупные промышленные предприятия – 22092;
  3. работники для металлообрабатывающей, машиностроительной промышленности – 14826.

Законы и постановления создают правовую почву, на которой производится государственное и международное регулирование трудовой миграции. Квоты формируются с учетом общих условий рынка труда. Учитываются предложения от субъектов РФ.

Оказание услуг миграционными центрами

Содействует переезду граждан, их трудоустройству столичный или региональный центр трудовой миграции. В таком учреждении предоставляется комплекс основных услуг.

Прибывшим гражданам создаются комфортные условия для оформления документов. Сотрудники центра помогут в переоформлении и выдаче патентов для найма физическими, юридическими лицами. В действующие патенты вносятся необходимые изменения.

Миграционные центры организовывают оказание дополнительных услуг по:

  • медицинскому освидетельствованию;
  • подбору оптимальных условий страхования;
  • сдаче комплексного экзамена (русский язык, история России, основы законодательства РФ).

Трудовые мигранты вправе рассчитывать на помощь или консультации в жилищном обустройстве. Региональные центры помогут иностранным гражданам, их семьям в трудоустройстве и переезде.

Основные миграционные потоки

Примеры трудовой миграции свидетельствуют, что чаще покидают родные страны люди с высокой квалификацией. К ним относятся:

  • ученые;
  • спортсмены;
  • бизнесмены;
  • уникальные специалисты.

Люди этих категорий составляют особую группу трудовых мигрантов. Для ее обозначения используется понятие «утечка мозгов».

Миграционные потоки характеризуются различной продолжительностью. Люди выезжают на заработки посезонно. Некоторые получают официальные разрешения на временное перемещение. Есть категория граждан, которые безвозвратно покидают родину и переезжают в другую страну на ПМЖ (постоянное место жительства).

Специальные структуры ООН мониторят трудовую миграцию. Благодаря этому удалось установить крупные миграционные коридоры. В их числе:

  1. Мексика – США;
  2. Индия – ОАЭ;
  3. Украина – Россия;
  4. Россия – Украина;
  5. Бангладеш – Индия.

Россия одновременно является страной-реципиентом и страной-донором. Такое качество дополняется особым характером миграционных процессов. Значительная их часть реализуется в нелегальных условиях.

Процессы трудовой миграции связаны с правовой защитой иностранных работников. Для решения многих вопросов нужны консультации с юристами, правозащитниками, правоохранителями, работниками миграционных центров. Рекомендации от профессионалов помогают найти выход из различных проблемных ситуаций.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Понятие «трудовая миграция» следует понимать перемещение рабочей силы внутри страны или за пределы государства постоянного проживания в другие города и страны в целях последующего трудоустройства.

Причин этого процесса множество, однако среди них следует выделить стремление людей получить более высокооплачиваемую работу, комфортность и безопасность проживания.

Виды трудовой миграции

Трудовая миграция бывает нескольких видов. К примеру, в зависимости от правового статуса различается легальная и нелегальная миграция.

Легальная

Иностранец приезжает в другое государство и находится в нем в соответствии с требованиями местного миграционного законодательства. Он встает на учет в соответствующих государственных органах, получает разрешение на работу, платит налоги.

Нелегальная

Иностранный гражданин находится и трудится в стране, не имея для этого законных оснований. Он не состоит на учете в органах миграционного контроля. Как правило, нелегальные мигранты занимаются самым низкоквалифицированным и малооплачиваемым трудом.

Временная

Иностранец находится на территории другого государства (региона) временно – лишь на период работы. Это относится как к низкоквалифицированным сезонным работникам, так и к специалистам с высокой квалификацией, работающим по контракту на период его действия.

Постоянная

Под постоянной миграцией следует понимать переезд в другие страны (города) в целях трудоустройства и постоянного места жительства.

Отдельно нужно выделить характерные признаки внешней и внутренней миграции.

Внутренняя

Внутренняя миграция предполагает перемещение рабочей силы в пределах одного государства. Это связано с тем, что распределение рабочих мест внутри страны является неравномерным, в связи с этим в отдельных местностях может наблюдаться дефицит рабочей силы, а в других, напротив, ее переизбыток. Кроме этого, уровень оплаты труда также может разниться от региона к региону. Естественно, более высокий уровень зарплат стимулирует процессы трудовой миграции.

Рассматриваемый процесс иногда соотносят с урбанизацией. Под последней нужно понимать увеличение роли городов в жизни общества и прирост их населения за счет оттока жителей из сельской местности. Урбанизация во многом является следствием именно трудовой миграции. Это связано с тем, что основные высокооплачиваемые рабочие места сконцентрированы именно в городах, поэтому сельские жители в поисках работы и большего заработка устремляются именно в эти точки притяжения.

Разновидностью внутренней является миграция маятниковая. Суть этого процесса заключается в том, что жители небольших городов и поселков совершают регулярные и краткосрочные поездки в целях работы или учебы в большой город и обратно. Маятниковые перемещения очень характерны для пригородной зоны.

Внешняя

Внешняя миграция предполагает перемещение рабочей силы за пределы страны. Как правило, трудовые мигранты перемещаются из государств с низким уровнем жизни в более богатые, с более высокими возможностями относительно поиска работы и уровня заработной платы.

Что представляет собой трудовая миграция в России

Для России эта проблема стоит особо остро, так как наша страна сталкивается с таким явлением, как отток лучших квалифицированных кадров и, напротив, приток, в большинстве своем, работников с низкой квалификацией. Причин тому масса, но основными из них следует считать несоответствие зарплатных ожиданий самих россиян реальному положению дел в этой сфере. Для жителей стран ближнего зарубежья, где уровень зарплат намного ниже, чем в РФ, наша страна привлекательна в плане трудоустройства и заработка.

Кроме этого, для России свойственен значительный отток населения из периферийных регионов в центральные, крупные города, в первую очередь, Москву и Санкт-Петербург. Это также связано с тем, что уровень жизни и оплаты труда в столицах значительно выше, а вариантов для трудоустройства больше.

Маятниковая миграция в нашей стране имеет наибольшее распространение в столичном регионе, когда многие жители Подмосковья и даже близлежащих регионов ЦФО ежедневно совершают поездки в Москву, где находятся их рабочие места, возвращаясь по завершении рабочего дня (смены).

Службы и организации, регулирующие процесс

Трудовая миграция – явление глобальное, не ограничивающееся лишь странами бывшего СССР. Поэтому для недопущения ее стихийного характера на международном уровне принят целый ряд правил и документов, целью которых является упорядочивание миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. Та

Международные

Основную роль в вопросах регулирования ресурсов трудовой миграции играет Международная организация труда (МОТ). Именно этой структурой был разработан основополагающий документ в данной области – Конвенция МОТ о трудящихся-мигрантах. Основные его положения сводятся к созданию благоприятных и равных условий для всех мигрантов вне зависимости от национального происхождения, пола и расы. В то же время этот документ осуждает нелегальную миграцию и предлагает ряд мер, направленных на ее пресечение.

Государственные

Россия является членом МОТ, поэтому решения, принимаемые этой организацией, служат основой для формирования соответствующей нормативной базы в области трудовой миграции в нашей стране.

Государственным органом, осуществляющим регистрацию и учет мигрантов в РФ, является МВД. Ранее подобные функции выполняла отдельная структура – Федеральная миграционная служба (ФМС), однако она была ликвидирована с передачей ее полномочий полиции. В составе МВД существует Главное управление по вопросам миграции, при региональных УВД также сформированные управления и департаменты, комитеты, занимающиеся вопросами учета мигрантов, а также пресечением нелегальной миграции. Также существует министерство занятости труда и миграции, которое занимается регулированием и совершенствованием текущих процессов.

Основные характеристики миграции современных трудовых ресурсов

Основными характеристиками рассматриваемого процесса на сегодняшний день следует считать:

  1. Сформированность миграционных потоков, которые влияют и регулируют международный рынок труда.
  2. Отток населения из стран с низким жизненным уровнем в страны с более высоким качеством жизни. Основными направлениями для миграции являются: страны Западной Европы, США. Для стран бывшего СССР таким центром притяжения является Россия, однако это касается лишь низкоквалифицированных работников.
  3. Увеличение доли высококвалифицированных специалистов в общем миграционном потоке.
  4. Увеличение доли нелегальной миграции, во многом связанной с нестабильной политической обстановкой на Ближнем Востоке и в странах Африки.

Статистика и показатели в настоящее время

МВД России располагает статистическими данными относительно показателей трудовой миграции в РФ. Так, за период с января по ноябрь 2018 года было оформлено 116 538 разрешений на работу. В то же время за этот же период было выдано 1 544 313 патентов на работу. Определить же, сколько граждан выехало из России именно в качестве трудовых мигрантов довольно сложно. Можно лишь руководствоваться сведениями о лицах, которые снялись с регистрационного учета по месту своего предыдущего проживания. Округленное значение за 2018 год составляет число в 300000 покинувших страну россиян.

Статистика международных перемещений рабочей силы не столь однозначна – разные источники называют разные цифры. Так, согласно данным ООН в мире в 2017 году насчитывалось 258 миллионов международных мигрантов.

Последствия трудовой миграции

Их можно разделить на отрицательные и положительные. К первым относятся такие факторы, как улучшение ситуации с безработицей, международный обмен знаниями и опытом, уменьшение затрат на медицину, образование, соц выплаты.

Отрицательная сторона заключается в снижении общего уровня заработной платы, т.к трудовые мигранты соглашаются на низкую оплату труда в некоторых сферах.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Трудовая миграция – естественное движение рабочей силы в поисках лучших условий для заработка и проживания. Неравномерность миграционных потоков, увеличение доли нелегальной миграции представляют на сегодняшний день одну из основных проблем, которая стоит перед мировым сообществом.

Основные центры международной трудовой миграции.

В процессе развития международного рынка труда в сферу его деятельности вовлекались все новые и новые страны. Постепенно сложилось несколько основных центров, в которых процессы миграции рабочей силы имеют наиболее активный характер.

Западная Европа традиционно является регионом, в котором активно протекают процессы миграции. Странами, принимающими основную часть иммигрантов, являются Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды.

По данным на 1990 г. в Германии насчитывалось 4 630 тыс. иностранных рабочих ( в основном, турки, югославы, итальянцы), во Франции – около 4 млн. (в основном африканцы), в Великобритании -1736 тыс. В конце 80-х годов проявилась новая тенденция в использовании иностранной рабочей силы в Западной Европе: ее доля уменьшилась в отраслях промышленности и строительства, но возросла в сфере услуг, в финансовых учреждениях , в торговле недвижимостью.

Если первоначально центром трудовой миграции были в основном страны Западной Европы, то в 70-е годы стремительно сформировался рынок рабочей силы в районе нефтедобывающих стран Ближнего Востока. К началу 90-х годов здесь насчитывалось более 4,5 млн. трудящихся-мигрантов ( в то время, как численность местных рабочих составляла 2 млн. человек).

Удельный вес иностранной рабочей силы в общей численности рабочей силы весьма значителен. Он составляет в Объединенных Арабских Эмиратах около 97%, в Катаре – 95,6%, в Кувейте – 86,5%, в Саудовской Аравии и Бахрейне – по 40% .

Главный экспортер рабочей силы в данном регионе – Египет, здесь также работают эмигрировавшие из Ирака, Ливана, Сирии, Иордании, из Пакистана, Индии, Бангладеш.

Следует отметить, что падение цен на нефть в середине 80-х годов повлекло за собой сокращение потребности в рабочей силе в данном регионе. По оценкам западных экспертов в странах Персидского залива в начале 90-х годов безработица составляла около 3,7% трудоспособного населения. Видимо этот показатель в данном регионе будет расти, и не только в связи с неблагоприятной конъюнктурой на нефть, но и в связи с таким фактором, как быстрый рост экономически активного населения.

Некоторые арабские страны являются одновременно и экспортерами, и импортерами рабочей силы, например, Иордания, Йемен.

Традиционно крупнейшим центром, притягивающим мигрантов, являются Соединенные Штаты Америки. По оценкам специалистов в 80- е годы около половины прироста населения США приходилось на иммигрантов. В настоящее время там насчитывается около 3 миллионов легальных иностранных рабочих.

Однако следует отметить, что иммиграция в эту страну традиционно носит ассимилированный характер, то есть основная часть въезжающих в страну мигрантов стремится остаться в ней. Таким образом, здесь в основном имеет место переселенческая миграция.

Вместе с тем, здесь достаточно распространено использование труда нелегальных иммигрантов. В 1986 году был принят закон, предусматривающий наказание предпринимателей, использующих нелегальную рабочую силу, в виде штрафов и других санкций, вплоть до тюремного заключения. Но удельный вес использования труда нелегальных мигрантов все равно возрастает, особенно в сельском хозяйстве, строительстве, пищевой промышленности.

Еще один центр международной миграции страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Здесь основными импортерами рабочей силы являются Бруней, Япония, Гонконг, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Республика Корея, Тайвань..

Для этих стран характерны различные формы трудовой миграции. Во-первых, регулируемая трудовая миграция. Она характерна для Малайзии, Сингапура, Брунея, Гонконга. Во-вторых, скрытая или нелегальная миграция, которая развита в Восточной и Западной Малайзии, Гонконге, Пакистане, Тайване. В-третьих, миграция рабочей силы высокой квалификации, которая сопровождает прямые иностранные инвестиции, осуществляемые Японией, Тайванем, Гонконгом, Сингапуром, Австралией.

Межстрановая миграция рабочей силы имеет место также и в Африке, и в Латинской Америке. В сферу международного рынка рабочей силы втягиваются все новые и новые страны. Миграционные потоки являются немаловажным фактором развития мирового хозяйства в целом..

Россия стала участников международного рынка труда только в начале 90-х годов. До этого, в период административно-командной экономики население С ССР пр инимало минимальное участие в процессах международной трудовой миграции. Выезд за границы и въезд из-за границы были строго регламентированы государством. Советские специалисты выезжали на работу по трудовым контрактам в основном в страны третьего мира, которые провозглашали стремление идти по социалистическому пути развития. Организация процессов международной миграции производилась только государственными органами.

В период перестройки экономики нашей страны, отхода от административно-командных методов управления во всех сферах жизни процессы международной трудовой миграции значительно интенсифицировались.

Немалую роль здесь сыграл и распад СССР. Если раньше приезд на работу в Российскую Федерацию из Армении, Грузии или других республик являлся внутренней миграцией, то теперь аналогичные процессы относятся к международной трудовой миграции.

Россия является в настоящее время как страной-донором, так и страной-реципиентом. Немало российских граждан выезжает в развитые страны с целью заработка. Причем не всегда речь идет о работе по специальности. В связи с высоким уровнем безработицы люди нередко соглашаются выполнять низко квалифицированную работу, так как получают за это, по их мнению, относительно высокую заработную плату.

В то же время, в Россию устремился поток трудовых мигрантов из республик ближнего зарубежья, так как уровень жизни в РФ относительно выше, чем уровень жизни на Украине, В Беларуси и других республиках СНГ.

Характерной чертой участия России в процессах международной трудовой миграции является слабая роль государства в регулировании данных процессов. В результате этого большое число иностранных работников используются на нелегальных условиях.

С другой стороны, не созданы механизмы использования положительных сторон эмиграции работников по трудовым контрактам, что не позволяет обеспечить должный приток валютных средств в экономику России как от фирм-посредников, так и от официальных переводов самих мигрантов на родину.

Ссылка на основную публикацию