Бунты студентов в университетах США, хиппи и смена идеалов

Традиции из жизни студентов вузов США

Если вы интересуетесь США, студенческой жизнью в американских колледжах и университетах или просто любите читать, то эта статья для вас!

Еще задолго до поступления в университет, я учился на курсах английского языка, где узнал о программе обмена под названием UGRAD для студентов высших учебных заведений. Меня очень заинтересовала эта программа, ведь она давала возможность жить, учиться и иметь интернатуру в США в течение одного академического года.

Будучи студентом, я собрал необходимую информацию и подал свою заявку на участие в программе. Пройдя тест TOEF, а также интервью с послом и представителями IREX, я был избран финалистом программы.

Имея определенный опыт пребывания в США раньше, я имел некоторые представления относительно моего участия в этой программе. То, что произошло потом, я никак не мог предвидеть. Программа UGRAD перед своими финалистами ставила определенные цели на различные академические периоды, которые участники должны были выполнить для успешного завершения программы. Участникам была поставлена высокая ответственность, ведь каждый из нас имел статус не только студента по обмену, но и культурного посла от своей страны.

Среди основных целей участников программы были:

– Минимум 20 часов волонтерских работ.

– Минимум 2 презентации о своей стране (одна – на территории университета / колледжа, другая вне университета / колледжем).

– Участвовать в культурных мероприятиях, связанных с изучением США.

– Пройти короткую интернатуру в течение второго семестра.

Когда я прибыл в штат Теннесси, мои представления и впечатления о США значительно изменились. В городе Меривилль меня значительно поразило отсутствие общественного транспорта! На пешеходов американцы смотрели, как аномальное и очень редкое явление. Подавляющее число американцев передвигаются автомобилями. Водительские права в США можно получить уже в 16 лет.

Меня удивила система обучения в колледжах США. Ведь раньше я имел опыт обучения в американской школе. Система обучения в колледжах и школах США имеет много схожего (система оценивания) и отличного (ожидаемые результаты и требования от студента). В отличие от Украины, предметы студент выбирает сам. Есть обязательные предметы для первокурсников и некоторые рамки набора кредитов (кредит-это количество часов в неделю по предмету).

Таким образом, студент может учиться не только на одной специальности, но и выбирать другие. Обычным явлением для американцев двойная специальность. Большинство студентов выбирают ее в конце своего обучения. В первые два года обучения очень мало студентов, могут определиться со специальностью, поэтому эти два года хотят больше экспериментировать и стараются выбрать можно наиболее разнообразные предметы.

Большинство американских студентов стараются жить самостоятельно от родителей, поэтому часто живут в общежитиях, в которых проживают в течение недели на территории университета, совмещая учебу и работу, ведь очень ценят свое время.

Общежития американцев можно разделить на несколько категорий: по полу – мужские, женские и смешанные; по году обучения – для первокурсников, для второго-третьего года обучения, а также выпускников. В общежитиях распространена политика «открытых дверей»: каждый студент в общежитии имел открытые двери (в прямом смысле этого слова). Считается, если у тебя закрыты двери, ты что-то скрываешь (открытые двери – до определенного режимного времени).

На каждом этаже общежития есть резидентский администратор. Этот человек отвечает за порядок, досуг студентов. Резидентским администратором по собственному желанию может стать не каждый студент, а лишь тот, кто уже имеет опыт позиций лидера в университетских кружках / кружках колледжа, задействован в жизни университета / колледжа, ответственный и является участником «резидентской Жизни» университета / колледжа. А участником «резидентской жизни» может быть любой желающий студент, интересующийся не только обучением, но и досугом.

На кампусе (территории университета) никогда не бывает грустно, потому что всегда есть чем себя занять. Кружки в американских вузах очень популярны. Большинство студентов являются участниками одного и более кружков. Направления кружков разные. Основными являются: академические, развлекательные, этические и связанные с культурой разных стран. Очень часто университет или колледж спонсирует деятельность кружков, особенно культурологических и этнических. Американцы очень толерантно относятся к другим религиям и традициям. Традиционно общежитие организует интересные мероприятия, собрания, национальные праздники для студентов.

Приятно был удивлен здоровой конкуренции между общежитиями, особенно первокурсниками. Это поднимало их имидж, дисциплинированность, творчество, активность.

Не менее меня поразило и то, что американцы очень ценят индивидуальность. Это проявляется в личных качествах студента: харизма, независимость, собственное мнение, нестандартное мышление, креативность и волюнтаризм.

С уважением ИЦ “KURSOVIKS”!

Будучи студентом, я собрал необходимую информацию и подал свою заявку на участие в программе. Пройдя тест TOEF, а также интервью с послом и представителями IREX, я был избран финалистом программы.

Бунты студентов в университетах США, хиппи и смена идеалов

США, 1960-е, длинные волосы, джинсы, украшения, яркие цвета, мир во всем мире – глядя на эти слова, сразу понимаешь, о чем пойдет речь. Хиппи – субкультура, перевернувшая привычный на момент ее возникновения уклад жизни.

Развитие субкультуры хиппи протекало, так называемыми «волнами»: «первая волна» относится к концу 60 – началу 70-х гг., «вторая» – к 80-м гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, в связи с резким уменьшением числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90-х гг. заявила о себе «третья волна» хиппи.

Зарождение движения хиппи произошло в 1960-х годах в США. Причиной, согласно множеству источников, послужила война во Вьетнаме (1964-1972 гг.) Эта война стала первой в истории Америки, вызвавшей ненависть и неприязнь самих американцев. Не желая войны, люди объединялись и бастовали во имя мира. Так, 22 ноября 1964 года, в передаче одного из нью-йоркских каналов, произошло первое употребление слова «хиппи». Тогда, этим словом была названа группа молодых людей протестующих против вьетнамской войны.

Значение слова «хиппи» происходит от английского «hip» – понимающий или «to be hip» – быть в курсе. Интересно то, что сами хиппи никогда себя так не называли. Им больше нравилось зваться «прекрасные люди» или «дети цветов». Однако средства массовой информации обыграли термин «хиппи» и использовали его повсюду, чтобы описать массы молодых людей, отращивающих длинные волосы, слушающих рок-н-ролл, употребляющих наркотики, практикующих свободную любовь, съезжающихся на различные фестивали и концерты, устраивающих демонстрации и отвергающих массовую культуру начала 60-х.

Убеждения хиппи:

Самым важным для хиппи было – следовать принципу ахимса. Иными словами пацифизм: ненасилие, отказ от войны и миролюбие. Хиппи не признавали социальных устоев, а создавали свои альтернативные системы жизни, отрицая какую-либо иерархию. Для проведения революций, согласно их учению, не нужна война, достаточно использовать творчество. И так не только с войной: карьере они предпочитали самоусовершенствование, материальным ценностям – духовные, общепринятым порядкам и нормам – свободу слова и самовыражения. За всем этим последовало появление 7 истин субкультуры:

  • человек должен быть свободным;
  • достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души;
  • поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу как величайшую драгоценность;
  • красота и свобода тождественны друг другу и реализация того и другого — чисто духовная проблема;
  • все, кто разделяет сказанное выше, образуют духовную общину;
  • духовная община — идеальная форма общежития;
  • все, думающие иначе, заблуждаются.

Символика хиппи:

Хиппи – это такая культура, приверженцы которой сразу же узнаются по внешнему виду и поведению. К атрибутам хиппи относится множество вещей. Во-первых, это микроавтобус, который хиппи разрисовывали в невероятные цвета, называя это «Flower power» («Сила цветов»). Во-вторых, важным символом является пацифик («лапка») — символ мира. Логотип Организации ядерного разоружения, используемый и для антивоенных демонстраций. Сюда же относится и символ даоской философии Инь и Ян.

Что касается внешнего вида, то и тут все очень интересно. Безусловно, длинные волосы, как у женщин, так и у мужчин; джинсы, ставшие, к моменту расцвета культуры, «фирменной одеждой» хиппи; «фенечки» (браслеты ручной работы из бисера, кожи, шнурков, лент или ниток), которые, кстати, имели огромное значение для хиппи. В зависимости от цвета, толщины, узоров и т.д. используемых при плетении «фенечек», можно было определить: жизненную позицию, музыкальные предпочтения и даже возраст ее обладателя.

Радуга тоже играет в жизни хиппи весомую роль. 4 июля 1972 года, тысяча молодых людей поднялась на Столовую гору в штате Колорадо (США), взялась за руки и стояла так целый час, не говоря ни слова. Они решили добиться мира на Земле ни забастовками, ни демонстрациями, а молчанием и медитацией. На первый взгляд нет никакой связи у данного события с радугой. Однако так сложилось, что культура хиппи почерпнула многие знания у древних индейцев. Вот и название «Rainbow Gathering» («Собрание Радуги») возникло из пророчества индейцев копи: «В конце времен, когда Земля будет разорена, появится новое племя. Эти люди не будут похожи на нас ни цветом кожи, ни привычками, и говорить они будут на другом языке. Но то, что они сделают, поможет Земле вновь стать зеленой. Назовут их “Воинами Радуги”» 10

Нельзя не упомянуть цветы, как атрибут хиппи. Ведь не напрасно второе название культуры – «дети цветов». Они вплетали цветы в волосы, дарили их случайным прохожим, изображали на микроавтобусах. Невероятно, но вставляли в дуло огнестрельного оружия, провозглашая свой главный лозунг «Занимайтесь любовью, а не войной» («Make love not war»).

Некоторые аспекты образа жизни хиппи порождают гораздо больше споров и неоднозначных оценок. Благодаря «детям цветов» популяризировались наркотики, которые, по их мнению, расширяли сознание; произошла сексуальная революция, провозглашающая, терпимость к нетрадиционным сексуальным ориентациям и однополым бракам, а также стал популярен нудизм.

В любом случае, значение хиппи для общества нельзя недооценивать. Вместе с негативными моментами, они подарили миру новую философию, основанную на свободе, уважении, поиске себя и самовыражении. Но самое важное для них – любовь во всем мире. Поэтому хотелось бы закончить статью знаменитым лозунгом хиппи, взятым из песни «The Beatles» (Автор песни – Джон Леннон – был хиппи), «All you need is love» («Все, что тебе нужно – это любовь»)…

Убеждения хиппи:

Веселые забеги по кампусу, маскоты, спортивные соревнования, бесконечные вечеринки, жесткие испытания для вступления в братство «Альфа, бета, гамма» и бирпонг — примерно такую картину студенческой жизни молодых американцев рисует нам зарубежное кино. Конечно, кинематограф всегда немного преувеличивает, стремясь показать более яркую, динамичную картину, чтобы зрителю не стало скучно. Или все-таки в этот раз картинка совпадает с реальностью? Разбираемся, как выглядят реальные традиции и обычаи, которые являются неотъемлемой частью студенческой жизни США.

Одна из известных традиций в Калтехе (California Institute of Technology) — в день экзамена будить всех студентов в 7:00 «Полетом валькирии». Причем включать эту композицию в любое другое время категорически запрещено, иначе ты потеряешь свою студенческую удачу: чтобы «смыть грех», придется искупаться в одежде. Говорят, что эту мелодию включали и космонавтам «Аполлона-11» во время их путешествия на Луну.

Были безработными маргиналами и скрывались от военкомата, чтобы не служить в армии

Фото: Carl Iwasaki/The LIFE Images Collection via Getty Images/Getty Images

Конечно, это правда, но не только хиппи так делали. Все, включая Билла Клинтона, косили от армии, не желая поддерживать агрессию США во Вьетнаме. Будущий американский президент даже уехал учиться за границу ради этого.

Конечно, это правда, но не только хиппи так делали. Все, включая Билла Клинтона, косили от армии, не желая поддерживать агрессию США во Вьетнаме. Будущий американский президент даже уехал учиться за границу ради этого.

Бунтарское кино Италии: институт семьи и насилие

Кино контестации повлияло не только на молодых режиссёров, оно также затронуло старшее поколение. Так, например, лента Микеланджело Антониони «Забриски Пойнт» полностью сосредоточена на молодежном бунте. Студенты, которые обсуждают свои права, беспорядки в кампусе, массовые аресты, полицейские, которые подавляют демонстрации, желание убежать из реального мира, раскрепощение нравов – всё это воплощение контркультуры. Герои бродят по безграничной пустыне, рассуждают о смысле жизни и занимаются любовью, словно бескрайняя пустота, слова и влечение друг к другу – всё, что у них осталось. Итальянский режиссер снял фильм об американском обществе 1960-1970-х годов, который по своей сути тонко отражает новое поколение в целом.

Кино контестации повлияло не только на молодых режиссёров, оно также затронуло старшее поколение. Так, например, лента Микеланджело Антониони «Забриски Пойнт» полностью сосредоточена на молодежном бунте. Студенты, которые обсуждают свои права, беспорядки в кампусе, массовые аресты, полицейские, которые подавляют демонстрации, желание убежать из реального мира, раскрепощение нравов – всё это воплощение контркультуры. Герои бродят по безграничной пустыне, рассуждают о смысле жизни и занимаются любовью, словно бескрайняя пустота, слова и влечение друг к другу – всё, что у них осталось. Итальянский режиссер снял фильм об американском обществе 1960-1970-х годов, который по своей сути тонко отражает новое поколение в целом.

Программа протеста

Восьмого июня в Сиэтле была провозглашена «Автономная зона Капитолийского холма» (CHAZ). Вечером 9 июня несколько сотен демонстрантов во главе с членом городского совета и радикальной социалисткой Кшамой Савант заняли мэрию. Протестующие вошли в здание с лозунгами «Чья это мэрия? Это наша мэрия!». Шесть кварталов города оказались отделены баррикадами, а полиция покинула захваченную восставшими зону. На территории CHAZ раздают бесплатную еду, художники рисуют граффити, проходят концерты, организованы уличные просмотры фильмов, ведутся политические дискуссии. Но все не исчерпывается атмосферой хэппенинга. В CHAZ созданы вооруженные отряды самообороны, которые поддерживают общественный порядок и готовятся отразить возможное наступление полиции. Впервые за десятилетия на территории страны первого мира фактически провозглашена революционная коммуна.

Десятого июня активисты CHAZ опубликовали свою программу из 30 пунктов. «Признавая заслуги людей, которые освободили Капитолий, этот список требований не является ни кратким, ни упрощенным. И это не просто просьба положить конец полицейскому насилию», — гласит преамбула. Требования касаются правосудия, здравоохранения, экономики и образования. Социальная повестка коммуны на Капитолийском холме довольно радикальная. Через тридцать лет после краха СССР они провозглашают жилье правом человека и требуют остановить джентрификацию города, введя общественный контроль за арендной платой, а также запретить все выселения. Их программа повторяет контуры социал-демократического консенсуса европейских левых 1960–1970-х, включая всеобщее бесплатное здравоохранение и образование и основной набор социальных гарантий.

Политическая часть сиэтлской программы несколько менее конкретна. Она начинается с революционного требования полного расформирования полиции. «Полиция Сиэтла не подлежит реформированию». Не вполне ясно, как после этого должен обеспечиваться общественный порядок в городе, но именно это требование завоевало невиданную популярность и распространилось по всей стране.

Кшама Савант сформулировала основное направление необходимых, с точки зрения коммунаров, политических преобразований: «Речь идет о создании такого политического представительства, которое вносит в политику голос простых людей, голос народа». Видимо, знаменитая американская демократия в ее нынешнем виде воспринимается протестующими как неподконтрольная народу власть элиты.

Столкнувшись с массовыми протестами, Трамп предпочел не искать компромиссов, а решил играть на обострение. Он не скупится на хлесткие и злые эпитеты для демонстрантов и угрожает использовать армию для наведения «порядка». У него перед глазами есть пример, когда именно такая линия обеспечила победу на выборах. Это кампания Ричарда Никсона в 1968 году. Она тоже проходила под аккомпанемент беспрецедентных протестов и беспорядков. Никсон, как и Трамп сегодня, выступал под лозунгами водворения «закона и порядка», используя страх консервативных американцев перед слишком быстрыми переменами, радикализмом молодежи и притязаниями расовых меньшинств. И победил.

Читайте также:  Эмиграция в США из Германии в 19 и 20 веках

Немецкая музыка в США, история развития и распространения

Теслов Дмитрий Викторович,
преподаватель ТОГБОУ СПО «Тамбовский колледж искусств»
г. Тамбов

Немецкая музыка: краткая история развития

По археологическим данным, в 1-м тысячелетии до нашей эры у древних германских племён существовала практика игры на луре. Литературные и исторические памятники более позднего времени свидетельствуют о развитой песенной культуре. С официальным принятием христианства стала развиваться профессиональная церковная музыка, центрами распространения григорианского хорала были Ахенская капелла (с IX века) и монастыри. Секвенции и тропы, созданные монахами Санкт-Галленского монастыря (ныне Швейцария) Ноткером Заикой (XIX–X века) и Тутило (X век), способствовали распространению немецкой традиции поименной нотации, в XII–XIII веках был осуществлён переход к четырёх линейной римской (квадратной) и 4–5-линейной немецкой (готической) нотации. Среди церковных композиторов X–XII вв. известны: Герман Хромой, Верно из Райхенау, Вильгельм из Хирсау, Хильдегарда Бингеиская. Характерный для немецкой музыки X–XI вв. органум (вид ранней ансамблевой полифонии) сохранялся вплоть до XV в. Наряду с церковной развивалась светская музыка шпильманов, повлиявшая на искусство вагантов, а XIV–XVI вв. – странствующих подмастерьев. Воздействие музыки шпильманов испытало и светское профессиональное искусство миннезингеров – миннезанг (XII–XIV вв.). К XIV в. относятся первые дошедшие до нас собрания песен миннезингеров, шпильманов и вагантов, в том числе Йенский сборник (около 1350 г.), Лохеймский песенник (середина XV в.). С ростом городов в XII–XIII вв. возникали цеховые объединения городских музыкантов («штадтпфайеров»), чьё мастерство игры (главным образом на духовых инструментах) высоко ценилось во всей Европе. В XIV-XVI вв. возникли объединения мейстерзингеров – певцов-любителей из среды ремесленников, среди которых Г. Фольц и Г. Сакс из Нюрнберга. Среди памятников мейстерзанга – рукописный песенный сборник В. Фогта (1558 г.). В XV–XVI вв. в бюргерской среде важная роль принадлежала домашнему музицированию, в том числе игре на лютне и других инструментах. В придворной и церковной музыке возросло значение полифонии (под влиянием нидерландской школы) – в сочинениях Адама из Фульды, Г. Финка, М. Агриколы (автора одного из первых в Европе трактатов о музыкальных инструментах, 1529 г.), Л. Зенфля и других. Ведущие жанры – месса, мотет, псалмы, полифоническая бытовая и духовная песня. Интенсивно развивавшееся в XV–XVI вв. органное искусство выдвинуло немецкую музыку на одно из ведущих мест в Европе (композиторы К. Пауман, Л. Шлик, X. Бухнер, X. Кошмер, О. Лисиниус, П. Хофхаймер). В период Реформации и Крестьянской войны 1524–1526 гг. возник протестантский хорал, исполнявшийся на немецком языке (И. Вальтер, 1524 г.). На рубеже XVI–XVII вв. под итальянским влиянием (венецианское хоровое письмо, мадригал, опера) получил распространение «концертирующий стиль» с характерным противопоставлением сольного и ансамблево-хорового звучания (в том числе с участием инструментов), кристаллизовался гомофонный склад в творчестве И. Эккарда, Л. Лехнера, Х.Л. фон Хаслера, М. Преториуса.

Тридцатилетняя война 1618–1648 гг. задержала общее развитие немецкой культуры; тем не менее в XVII в. в русле общеевропейского стиля барокко сложился национальный музыкальный стиль в творчестве Г. Шютца – автора первой немецкой оперы «Дафна» (1627 г.), первого немецкого балета «Орфей и Эвридика», «Священных симфоний» (1629–1650 гг.). Оперные постановки осуществлялись в придворных театрах Мюнхена, Дрездена, Берлина, Нюрнберга, Брауншвайга, Лейпцига и других. В 1678 г. в Гамбурге открылся первый в Германии постоянный оперный театр, в котором работали композиторы И. Тайле, Л. Штрунк, И.З. Куссер. Расцвет театра (1692–1706 гг.) связан с творчеством Р. Кайзера, И. Маттезона, позднее – Г. Ф. Телемана, однако национальная опера вытеснялась господствующей итальянской оперой. В XVII в. главенствующими были жанры духовного концерта, «страстей» (Г. Шютц), интенсивно развивалась органная и клавирная музыка (С. Шейдт, И. Фробергер, И. К. Керль, И. Пахелъбелъ, И. Л. Рейнкен, Г. Бём, Д. Букстехуде, И. Кунау); среди виртуозов-клавесинистов – И. Фробергер и М. Векман. Ведущий жанр инструментальной музыки – сюита (X. Л. Хаслер, М. Франк, И. Штаден, И. Г. Шейн); французское влияние сказалось в ансамблево-оркестровых сюитах Георга Муффата, И. К. Ф. Фишера, И. 3. Куссера. Формируется стиль немецкой песенной лирики (И. Г. Шейн, Г. Альберт, А. Кригер). О высоком уровне немецкой музыкальной науки XVII в. свидетельствуют энциклопедические труды «Syntagma musicum» М. Преториуса (1614–1620 гг.), «Musurgia universalis. » А. Кирхера (1650), «Историческое описание благородного искусства пения и игры» (1690 г.) В. К. Принтца. Л. Веркмейстер разработал несколько систем темперации, обеспечивших потребности сольного и ансамблевого музицирования с участием клавира и органа. В конце XVII – начале XVIII вв. появляется ряд крупных теоретических и музыкально-исторических работ И. Г. Вальтера, И. Маттезона [1].

Высочайшими достижениями отмечено творчество И. С. Баха, который переосмыслил и довёл до совершенства существовавшие жанры и формы («Высокая» месса h-moll; «Страсти по Иоанну»; «Страсти по Матфею»; кантаты, инструментальные прелюдии, токкаты, фуги), открыл перспективы развития музыки вплоть до XX в. В творчестве его современника Г. Ф. Генделя достиг расцвета жанр оратории («Мессия»; «Самсон»).

В 18 в. бывшие цеховые объединения музыкантов преобразуются в капеллы и оркестры (один из первых – оркестр «Гевандхауза»). Возникают городские музыкальные общества (по образцу «Коллегиум музикум», открытого Г. Ф. Телеманом в 1702 г. в Лейпциге), создаются хоровые общества (школа И. Л. Хиллера в Лейпциге, 1771 г.; певческая академия в Берлине, около 1791). Появляются музыкально-теоретические и эстетические труды И. Л. Шайбе, Л. К. Мицлера, И. Г. Зульцера, И. О. Кирнбергера, Ф. В. Марпурга. С 1798 г. издаётся газета «Allgemeine musikalische Zeitung». Демократические тенденции в музыкальном театре реализовались в немецком зингшпиле (И. Штандфус, Хиллер, И. Хольцбауэр), однако основу репертуара немецких театров (главным образом придворных) составляли итальянские оперы. Немецкая музыка середины и 2-й половины XVIII в. развивается в тесной связи с идеями Просвещения (сыгравшими большую роль в подготовке оперных преобразований К. В. Глюка в Вене и Париже). Актуальная для эстетики Просвещения проблема речитатива привела к созданию мелодрамы, где активно взаимодействуют диалог и инструментальная музыка («Ариадна на Наксосе» и «Медея» Й. А. Бенды). Кристаллизуются классические формы инструментальной музыки. Этот процесс, носивший общеевропейский характер, завершился в конце XVIII в. формированием венской классической школы, соединившей достижения немецкой и австрийской культур. Большую роль в подготовке нового стиля, связанного с окончательной кристаллизацией сонатной формы и сонатно-симфонического цикла, сыграли композиторы берлинской (И. И. Кванц, братья И. Г. и К. Г. Граун, братья Ф. и Й. А. Бенда, Ф. В. Марпург, а также король Фридрих II Великий) и мангеймской (Я. и К. Стамиц, И. К. Каннабих, Ф. К. Рихтер, А. Фильц и др.) школ. Музыкальной экспрессией, близкой поэзии сентиментализма, проникнуто творчество К. Ф. Э. Баха, оказавшего влияние на фортепианный стиль Л. ван Бетховена. Широкое распространение во 2-й пол. XVIII в. получил песенный жанр (К. Ф. Э. Бах, И. А. П. Шульц, И. А. Хиллер, К. Г. Нефе, И. Ф. Рейхардт, И. Р. Цумштег).

Итог достижений венской классической школы и вершина немецкой музыки кон. XVIII – начала XIX вв. – инструментальное творчество великого симфониста Л. ван Бетховена; его опера «Фиделио» синтезировала немецкие, австрийские и французские традиции в жанре «оперы спасения». Линия романтической оперы, начало которой положил Э. Т. Л. Гофман («Ундина»), была продолжена К. М. фон Вебером («Вольный стрелок»; «Эврианта»; «Оберон»), Л. Шпором, Г. Л. Маршнером, Ф. фон Флотовом. В жанре зингшпиля работали О. Николаи, А. Лорцинг и другие. Немецкий музыкальный романтизм достиг расцвета в творчестве Р. Шумана, Ф. Мендельсона, венгерского композитора Ф. Листа (возглавившего (веймарскую школу). Важной тенденцией времени было обращение к немецкому музыкально-поэтическому фольклору. Вокальная немецкая традиция нашла воплощение в балладах К. Лёве. В творчестве Шумана, Мендельсона значительное место заняла фортепианная и вокальная (так называемая «Lied») миниатюра. Широкое распространение в XIX в. получило хоровое искусство. С 1809 г. функционировал целый ряд хоровых обществ, так называемых лидертафелей, первым организатором которых был К. Ф. Цельтер. Развитие получили жанры симфонии (Мендельсон, Шуман и другие), программной увертюры (К. М. фон Вебер, Мендельсон) и симфонической поэмы (Лист). В ораториях Мендельсона и Шумана прослеживается традиция Г. Ф. Генделя и И. С. Баха (интерес к творчеству которых усилился в XIX в.). Развитие камерно-инструментальной музыки 1-й половины XIX в. (сочинения Ф. Лахнера. Ф. Р. Фолькмана, Ф. фон Хиллера, позднее К. Рейнеке) достигает кульминации в 30-40-х гг. в творчестве Мендельсона и Шумана. Циклы фортепианных пьес и вариаций Шумана («Карнавал»; «Крейслериана»; «Симфонические этюды») открыли новые структурные и содержательные возможности в инструментальной музыке. В своих музыкально-эстетических и критических статьях Шуман отстаивал идеалы романтического новаторского искусства (издавал с 1834 журнал «Neue Zeitschrift fur Musik»). В 1843 г. Мендельсон создал консерваторию в Лейпциге – первую в Германии. Позднее открылись консерватории в Кёльне, Штутгарте, Высшая музыкальная школа в Берлине. Эпоху в немецкой музыке составило оперное творчество Р. Вагнера, оказавшее сильное влияние как на современников, так и на музыкантов последующих поколений («Тристан и Изольда»; «Нюрнбергские мейстерзингеры»; «Кольцо Нибелунга»). Лист и композиторы веймарской школы (П. Корнелиус, И. Рафф, Л. Риттер) пропагандировали творчество Вагнера, провозгласили идеи программности в музыке. Их противниками были представители лейпцигской школы, выступавшие за «чистую» инструментальную музыку и ориентировавшиеся на искусство И. Брамса – крупнейшего немецкого симфониста послебетховенского времени (4 симфонии, многочисленные произведения в других жанрах).

Музыкально-теоретическая мысль в XIX в. связана с именем работавшего в Берлине А. Б. Маркс. Среди крупнейших музыковедов: Г. Кречмар, Ф. Шпитта. В XIX в. окончательно складываются традиции нотоиздательств, возникшие ещё в XVI в. (издательства «Брайткопф и Хертель», «Зимрок», «Шотт», «Петерс»). Среди известных исполнителей XIX в.: дирижеры X. фон Бюлов, Г. Леви, Ф. Мотль, К. Мук; певица Г. Зонтаг; пианисты Ф. Калькбренгер, К. Таузиг, И. Мошелес, К. Шуман; скрипачи Ф. Давид, Л. Шпор, Й. Иоахим.

На рубеже XIX–XX вв. композитор и дирижёр Р. Штраус (последователь листовского программного симфонизма, один из предтеч музыкального экспрессионизма), органист и композитор М. Регер вплотную подошли к коренному обновлению языка. В начале XX в. преобладал неоклассицизм в творчестве Регера, итальянского композитора и пианиста Ф. Бузони и его учеников (Ф. Ярнах, К. Валь – в ранний период творчества М. Буттинга, В. Фортнера, В. Эгка, О. Герстера и других, позже в сочинениях П. Хиндемита, работавшего во многих музыкальных жанрах (создал собственную музыкально-теоретическую систему). Традициям Р. Вагнера следовал X. Пфицнер. Большое влияние на немецких композиторов оказало творчество А. Шёнберга – главы новой венской школы, основоположника додекафонии (с 1925 г. жил в Берлине).

В годы Веймарской республики (1919–1933 гг.) активизировалась деятельность рабочих хоров (в том числе Рабочий певческий Союз, основан в 1908 г.), движение агитгрупп, в которых принимали участие композиторы X. Эйслер, В. Фогель, Э. Г. Майер, Л. Шпис, дирижёры К. Ранкль и Шерхен, певец-антифашист Э. Буш и др. В 1920-х гг. Берлин стал крупным немецким музыкальным центром, активностью отмечены музыкальная жизнь и других городов Германии. В 1930-х гг. черты неофольклоризма проявлялись в так называемых народных операх И. Хаса. До середины XX в. в Германии работали множество выдающихся исполнителей: пианисты Л. Шнабель, В. Гизекинг; певицы Лотте Леман, Э. Шварцкопф; дирижёры Ф. фон Вейнгартнер, О. Фрид, Б. Вальтер, О. Клемперер, В. Фуртвенглер, Ф. Буш, Л. Блех и другие.

В годы нацистской диктатуры и 2-й мировой войны были изгнаны или добровольно покинули Германию А. Шёнберг, П. Хиндемит, К. Вайль, Л. Кестеберг и другие. В концлагерях погибли композитор Дж. Зимон, дирижёр Р. д’Аргуто, расстрелян гестапо музыкальный фольклорист К. Хубер; покончил с собой композитор X. Дистлер.

Новый этап развития немецкой музыки начался после разгрома нацистской Германии. Были восстановлены многие музыкальные учреждении, создавались новые. В Восточной Германии открылись Немецкая государственная опера в Берлине, оперные театры в Лейпциге, Веймаре, Дрездене и других городах. Возникли новые оркестры, хоры, оперные труппы (мировую известность приобрёл открытый в 1947 г. театр «Комише опер» в Берлине). Однако композиторское творчество вплоть до конца 1980-х гг. сковывалось идеологическими клише. Среди ведущих композиторов: X. Эйслер, Р. Вагнер-Регени, О. Герстер, Э. Г. Майер, П. Дессау, П. Курцбах (опера «Томас Мюнцер»). Среди симфонических сочинений 1960-70-х гг. выделяются симфонии М. Буттинга, концерт для скрипки с оркестром Г. Вольгемута; радикальными новаторами выступили 3. Маттус, П. Х. Дитрих и другие. Культивировались традиции старейших исполнительских коллективов (дрезденские «Кройцхор» и филармонический оркестр; лейпцигский «Томанерхор» при церкви Святого Фомы). Среди известных исполнителей: дирижеры Г. Абендрот, Ф. Конвичный, К. Зандерлинг, К. Мазур, О. Суитнер, Р. Клайнерт, Х.Т. Марграф, X. Кох; хоровые дирижёры Р. Мауэрсбергер, Г. Рамин (также органист); певцы Л. Бурмайстер, М. Клозе, К. Эберс, Э. Витте, Т. Адам, И. Шпрингер, П. Шрайер, органисты В. Шетелих, Г. Кестнер, X. Коллум, А. Веберзинке; оперные режиссёры X. Арнольд, Г. Купфер, Э. Фишер, И. Херц, Р. Бергхауз, X. Рюккерт, Б. Фелъзенштейн. Крупнейшие музыковеды: М. Шнайдер, В. Феттер, Г. Бесселер, В. Серауки, Э. Г. Майер, Г. Кнейлер, К. Лаукс, В. Зигмунд-Шульце [1].

В ФРГ продолжилась деятельность К. Орфа (в области музыкального театра и музыкально-эстетического воспитания детей), В. Эгка, Б. Блахера, Г. Рёйттера. К послевоенному поколению композиторов относятся X. В. Хенце, Б. А. Циммерман, Г. Клебе, X. У. Энгельман, Д. Шнебель, Э. Каркошка, В. Кильмайер, А. Райман и др. Импульсы радикального авангардизма исходят из нескольких центров: «Международные каникулярные курсы новой музыки» в Дармштадте (с 1946 г.; Дармштадтский фестиваль), Донауэшингенский фестиваль (с 1950 г.), Кёльнская студия электронной музыки. Новейшая музыка различных жанров и стилей – непременный атрибут культуры Западного Берлина. В 1960-х гг. в число ведущих композиторов-авангардистов мира вошли К. Штокхаузен (опираясь па достижения новой венской школы, пришёл к тотальному сериализму), М. Кагель (выходец из Аргентины, основоположник «инструментального театра»), Д. Лигети (эмигрировал из Венгрии), X. Лахенман. В конце 1970-х гг. как реакция на избыток используемых средств выявилась противоположная тенденция – намеренное самоограничение как в русле авангардного мышления в сонорике (концерт для виолончели с оркестром Лигети), так и путём отказа от авангардистских крайностей в пользу простоты и естественности музыкального языка (П. М. Хамель, В. Рим, М. Троян). В числе исполнителей: дирижёры О. Йохум, Г. фон Караян, Р. Кемне, X. Кнаппертсбуш, X. Росбауд, И. Кейльберт, Ф. Лейтнер, Р. Кубелик, К. Рихтер; оперные режиссёры Виланд и Вольфганг Вагнер, Г. Реннерт, Г. Р. Зельнер; певлы X. Пиларчик, Д. Фишер-Дискау, И. Борк, А. Шлемм, П. Александер, К. Хёфлигер, А. Ротенбергер, Г. Прей; пианисты В. Бакхауз, В. Кемпф, К. Эшенбах; виолончелист 3. Пальм, трубач А. Шербаум. Музыкальная наука представлена трудами К. Х. Вернера, У. Дибелиуса, Ф. Блуме (редактор фундаментальной музыкальной энциклопедии «Die Musik in Geschichte und Gegenwart»), В. Виоры, X. Г. Эггебрехта, К. Дальхауза, К. Г. Феллерера и других.

Читайте также:  Роль католической церкви в ирландской иммиграции в США

Ведущие оперные театры объединённой Германии: Немецкая государственная опера, Немецкая опера в Берлине, Баварская государственная опера в Мюнхене, Гамбургская государственная опера, Вюртембергский оперный театр в Штутгарте, Немецкая опера на Рейне (Дюссельдорф), «Комише опер» в Берлине, Дрезденская опера. Среди лучших симфонических оркестров: Берлинский филармонический оркестр, оркестры Баварского радио, Северогерманское радио. Работают высшие музыкальные школы в Мюнхене, Гамбурге, Штутгарте, Берлине, Лейпциге, Дрездене, Веймаре. Проводятся музыкальные конкурсы и фестивали (в том числе Байрёйтский фестиваль, «Берлинер фестшпиле», ежегодный немецкий джазовый фестиваль во Франкфурте-на-Майне, с 1953 г.), конгрессы и симпозиумы по музыкальной науке, исполнительству и педагогике. В Дармштадте открыт Международный центр джаза (1983 г.). Функционируют издательства «Беренрайтер» (Кассель), «Хенле» (Мюнхен) [2].

Итог достижений венской классической школы и вершина немецкой музыки кон. XVIII – начала XIX вв. – инструментальное творчество великого симфониста Л. ван Бетховена; его опера «Фиделио» синтезировала немецкие, австрийские и французские традиции в жанре «оперы спасения». Линия романтической оперы, начало которой положил Э. Т. Л. Гофман («Ундина»), была продолжена К. М. фон Вебером («Вольный стрелок»; «Эврианта»; «Оберон»), Л. Шпором, Г. Л. Маршнером, Ф. фон Флотовом. В жанре зингшпиля работали О. Николаи, А. Лорцинг и другие. Немецкий музыкальный романтизм достиг расцвета в творчестве Р. Шумана, Ф. Мендельсона, венгерского композитора Ф. Листа (возглавившего (веймарскую школу). Важной тенденцией времени было обращение к немецкому музыкально-поэтическому фольклору. Вокальная немецкая традиция нашла воплощение в балладах К. Лёве. В творчестве Шумана, Мендельсона значительное место заняла фортепианная и вокальная (так называемая «Lied») миниатюра. Широкое распространение в XIX в. получило хоровое искусство. С 1809 г. функционировал целый ряд хоровых обществ, так называемых лидертафелей, первым организатором которых был К. Ф. Цельтер. Развитие получили жанры симфонии (Мендельсон, Шуман и другие), программной увертюры (К. М. фон Вебер, Мендельсон) и симфонической поэмы (Лист). В ораториях Мендельсона и Шумана прослеживается традиция Г. Ф. Генделя и И. С. Баха (интерес к творчеству которых усилился в XIX в.). Развитие камерно-инструментальной музыки 1-й половины XIX в. (сочинения Ф. Лахнера. Ф. Р. Фолькмана, Ф. фон Хиллера, позднее К. Рейнеке) достигает кульминации в 30-40-х гг. в творчестве Мендельсона и Шумана. Циклы фортепианных пьес и вариаций Шумана («Карнавал»; «Крейслериана»; «Симфонические этюды») открыли новые структурные и содержательные возможности в инструментальной музыке. В своих музыкально-эстетических и критических статьях Шуман отстаивал идеалы романтического новаторского искусства (издавал с 1834 журнал «Neue Zeitschrift fur Musik»). В 1843 г. Мендельсон создал консерваторию в Лейпциге – первую в Германии. Позднее открылись консерватории в Кёльне, Штутгарте, Высшая музыкальная школа в Берлине. Эпоху в немецкой музыке составило оперное творчество Р. Вагнера, оказавшее сильное влияние как на современников, так и на музыкантов последующих поколений («Тристан и Изольда»; «Нюрнбергские мейстерзингеры»; «Кольцо Нибелунга»). Лист и композиторы веймарской школы (П. Корнелиус, И. Рафф, Л. Риттер) пропагандировали творчество Вагнера, провозгласили идеи программности в музыке. Их противниками были представители лейпцигской школы, выступавшие за «чистую» инструментальную музыку и ориентировавшиеся на искусство И. Брамса – крупнейшего немецкого симфониста послебетховенского времени (4 симфонии, многочисленные произведения в других жанрах).

Немецкая опера в Нью-Йорке

В Нью-Йорк, который благодаря приездам европейских гастролеров уже знал итальянскую и французскую оперу, была принесена опера немецкая. Труппа Аншюца, появившаяся там в 50-х годах, отличалась хорошим ансамблем, но знаменитых солистов, как в итальянской опере, не имела. Та же труппа, в репертуаре которой были Моцарт, Бетховен, Вебер, открыла сезон в Нью- Йорке в разгар гражданской войны. И в Бостоне, самом культурном и самом «европейском» городе США, прежняя англо-итальянская музыкальная культура слилась в середине века с немецкой.

Американцы привыкли к участию немцев в любых музыкальных представлениях и концертах. В заметке к открытию «музыкального конгресса» в Хрустальном дворце корреспондент «Нью-Йорк дейли трибюн», перечисляя нью-йоркских певцов, добавлял, как нечто само собою разумеющееся, «затем — немцы». Игру немецких бродячих музыкантов знали широкие городские массы. Разумеется, немцы были и усердными слушателями музыки. Страсть немцев к музыке пародийно изображена в одной из баллад о Брайтмане. Во время гражданской войны бойцы отряда Брайтмана, пробившись к церкви на вражеской территории, тут же начинают играть на органе Моцарта, Бетховена и Баха. Они тают от музыки, да и от водки, спрятанной в церковных подвалах.

Не удивительно, что массовое распространение немецкой музыки оказало большое влияние на музыкальную жизнь Америки, причем на всех уровнях, вплоть до народной песни. Одна из самых распространенных американских песен «Мэриленд, мой Мэриленд» пелась на мотив старой немецкой народной песни «О, Таппеп-Баиш».

Вероятно, необычайное для Америки увлечение немцев музыкой породило мнение, что американские немцы другими искусствами, в том числе литературой, вообще не интересуются. Такое мнение высказал немецкий автор середины XIX в. Его развивали, хотя и не в такой категорической форме, авторы XX в. Но имеющиеся данные, по крайней мере, в части литературы, такого взгляда не подтверждают. О весьма активном интересе к изящной словесности свидетельствует тот факт, что большинство немецких политических эмигрантов писало стихи. Во всяком случае, публиковало стихи более половины учтенных Дукером в его биографическом словаре участников революции 1848 г. Стихи эти часто имели революционное и общегражданское содержание. Таким было, например, стихотворение Матильды Зорге, жены Фр. А. Зорге, «Спящий пролетариат». Такой характер носили стихи, читавшиеся на публичных состязаниях гимнастических обществ. Писались стихи и в романтическом духе германской поэзии того времени. Философски-романтические излишества этого стиля высмеивал Леланд, вплетая в свои баллады о Брайтмане сентиментальные восклицания и размышления насчет «вечности» и «абсолюта».

Немецкая музыка в США, история развития и распространения

20-е – 40-е годы: время джаза

Вторая четверть 20-го века – эпоха высшего расцвета джазовой культуры. США стали колыбелью этого музыкального жанра, а новоорлеанский джаз по праву считается золотой классикой. Изначально джаз возник как синтез блюза и регтайма, а его главной отличительной особенностью всегда считалась импровизация исполнения. Но в 20-е годы случилось важное событие для джазовой культуры – родился свинг. Если обобщать, то это битовая пульсация, придающая музыке удивительную ритмичность и живость. Впрочем, классики 20-х, такие великие исполнители, как Бенни Картер, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, всегда говорили, что выделять свинг из джаза бессмысленно, так как без первого второе существовать просто не может. Также они часто повторяли, что свинг – это некое особое чувство, которое позволяет виртуозно исполнить джазовую композицию, нечто такое, что наделяет музыку своей собственной жизнью, с головой погружая в нее слушателя. Как и любое другое эпохальное направление в музыке, джаз не мог не отразить в себе процессы, происходящие в американском обществе. В частности, Великая депрессия негативно повлияла на развитие этого жанра. Многие музыкальные теоретики и критики полагают, что с наступлением 30-х годов навсегда закончилась эра классической джазовой школы, свинг они обвиняют в исключительно коммерческой направленности.

Соглашаться с этими тезисами или нет – личное дело каждого, однако среди множества потрясающих исполнителей джаза 40-х стоит выделить как минимум одного. Гленн Миллер и его оркестр стали одним из символов музыкальной культуры США довоенного периода. Его видение джаза до сих пор считается исключительным, а композиции Оркестра Гленна Миллера заслуженно названы классикой свинга. Во время войны Миллер умудрялся, будучи зачисленным на флот, выступать с оркестром перед военнослужащими США и Великобритании. К сожалению, его жизнь таинственно оборвалась в сорок лет, когда самолет, доставлявший его в Париж, пропал над Ла-Маншем в 1944 году.

Вторая мировая война подходила к концу, также заканчивалась и эпоха джаза. Безусловно, все время, вплоть до наших дней появлялись исключительно талантливые исполнители джаза, но того запредельного уровня исполнения классиков первой половины 20-го века достичь пока так никому и не удалось.

50-е годы: музыкальный бум

С окончанием Второй мировой музыкальный мир США буквально взрывается разнообразием жанров, из которых, прежде всего, необходимо выделить рок-н-ролл. Среди его прародителей называют блюз, кантри, фолк, свинг и другие направления. Вообще название rock and roll происходит из строчки песни Генри Алена “Get Rhythm in Your Feet and Music in Your Soul”: “If satan starts to hound you, commence to rock and roll. Get rhythm in your feet . ” Что в принципе, отражает настроении музыки – быстрое, энергичное. Вообще, рок-н-ролл – уникальное культурное явление. Если провести аналогию, то рок-н-ролл – это росток, а 80% (если не больше) современной музыки – это дерево, выросшее из ростка рок-н-ролла. Говоря о рок-н-ролле 50-х годов, мы автоматически говорим о как минимум двух иконах этой культуры: Чаке Берри и короле рок-н-ролла Элвисе Пресли. Эти два музыканта – настоящие иконы музыки. Сложно переоценить их влияние на музыкальную культуру США, а уж про рок-н-ролл и говорить не приходится. Пресли вообще стал символом всей Америки первых послевоенных десятилетий, наряду с Мэрилин Монро и Джоном Кеннеди.

Как бы то ни было, не роком единым была богата культура музыки США 50-х. Взять хотя бы джаз – появление таких великих исполнителей, как Элла Фитцджеральд, Нина Симон, Майлз Дэвис, Джон Колтрейн дало толчок к новому расцвету жанра. Ближе к концу 50-х на авансцену выходит ритм-н-блюз, ставший отпрыском блюза, рок-н-ролла и джаза. Но его лучшие годы пока еще впереди. Не стоит забывать и о кантри музыке. Настоящий американский фолк-рок, пронизанный атмосферой глубинки, только начал развиваться в один из самых популярных жанров музыки в США, попутно являясь уникальным культурным явлением, характерным только для Штатов.

60-е – 70-е годы: время рока и ритм-н-блюза

Социальные бурления, характерные для США тех лет, не могли не повлиять на развитие музыки в Америке. Новые жанры продолжают появляться, хоть и не так активно, как в 50-е. Более того, зачастую «новым словом в музыке» оказывался синтез уже существовавших жанров. Примером может служить фанк, ставший детищем ритм-н-блюза и диско. 60-е годы прошли под знаменем как раз R & B и соула. Эти жанры подарили миру действительно блестящих исполнителей: Чабби Чекер, Сэм Кук, Бил Блэк, Тедди Пендерграсс, Эл Грин, Би Би Кинг и другие. Ну а в середине 60-х начинает расцветать карьера Марвина Гея. По мнению многих критиков, именно Гей является величайшим ритм-н-блюзовым исполнителем в истории. Его альбом « What ’ s Going On » по праву считается классическим для мира соула и блюза, а журнал Rolling Stone поставил его на 6 место в списке 500 величайших альбомов в истории. К сожалению, жизнь Марвина Гея трагически оборвалась в возрасте 44 лет в 1984 году, когда он был застрелен в ходе ссоры своим отцом.

Говоря о блюзовых направлениях в музыке, нельзя не упомянуть и о крупнейшем звукозаписывающем лейбле тех лет Motown Records . Все самые талантливые и известные соул-исполнители были собраны на одной компании, что позволило детройтскому лейблу стать одним из символов музыки того времени.

Что касается рока, то как раз в 60-е и 70-е начинается деление рока на множество поджанров. Появляются глэм-рок, панк-рок, психоделик-рок. Необходимо признать, что, несмотря на Боба Дилана, Брюса Спрингстина, « The Rolling Stones », США уступили пальму первенства рока Британии, и все благодаря конечно « The Beatles » и « Led Zeppelin ». Тем не менее, рок-н-ролл, уже во всем его многообразии, играл большую роль для американского социума, идя рука об руку с движением хиппи.

The Rolling Stones

Еще одним действительно важным жанром в музыке тех лет было диско. Социологами и культурологами он котируется ниже, чем тот же рок или ритм-н-блюз, однако необходимо указать на тот факт, что в 70-е годы диско было музыкой расовых и сексуальных меньшинств в США, являясь как бы противопоставлением року и его аудитории.

80-е годы: время попа

80-е стали эпохой, по большому счету, всего двух людей: поп-короля Майкла Джексона и поп-королевы Мадонны. Сложно представить себе музыкальную культуру Штатов без этих людей. Безусловно, такие артисты, как Тина Тернер, Уитни Хьюстон, Джон Бон Джови, Принс заняли свои почетные места в сердцах слушателей, но до уровня Джексона и Мадонны им было не дотянуться. Жизнь обоих вписать в рамки статьи невозможно, да и написано про них достаточно, поэтому обратимся к другим ярким личностям из мира американской музыки.

Стоит остановить более пристальный взгляд на рок сфере. 80-е – безусловно время хард-рока. Сложно отыскать людей, которые не слышали о таких группах, как «Bon Jovi», «Aerosmith», «ZZ Top», «Guns N’ Roses», «Metallica». Нельзя не заметить, что рок, пусть даже и мейнстримовой направленности, меньше других жанров поддался влиянию расцвета поп-культуры. Наоборот, многими критиками отмечалось, что рок развернулся лицом в прошлое, лицом к временам Джимми Хендрикса и Эдди Ван Халена.

В 80-е годы меняется и ритм-н-блюз. В творчестве того же Джексона, Принса, Стиви Уандера, Лайонела Ричи, Тедди Пендергасса легко прослеживается влияние фанка и даже диско. 80-е ознаменовали собой отход от классического R & B с его сочными или, как говорят американцы, smooth битами, и с тех пор ритм-н-блюз современной направленности получил официальную приставку в названии – contemporary .

Нельзя не упомянуть еще три жанра, два из которых были новыми для американской публики – хип-хоп и электронная музыка, а третий переживал чуть ли не новое рождение – кантри. Хип-хоп был прост, как таблица умножения. Это было рождение нового «черного» жанра, каким когда-то стал джаз. Музыка улиц, гетто кварталов, бедных афроамериканцев и выходцев из латинской америки, музыка узкой социальной направленности вдруг стала резко набирать обороты и популярность. Золотые годы у хип-хопа были еще впереди, но «Run D.M.C.», «Beastie Boys», «NWA», LL Cool J, «Public Enemy» навсегда вписали свои имена в историю музыки. Корни хип-хопа уходят еще к концу 60-х, когда банды негритянских кварталов сходились в битвах, но без применения оружия. Лучшие определялись в соревнованиях по брейкдансу и битбоксингу. И вот, к середине 80-х перед слушателями Америки предстал вполне самостоятельный жанр, в котором самые яркие события, повторюсь, были впереди.

Электронная музыка была представлена тогда хаусом и техно. Первый вобрал в себя черты фанка и диско, положенные на четырехтактный бит, второй стал прорывом в клубной музыке и отличался от хауса большей тяжестью басов и рваным темпом.

Кантри музыка тогда, как и большинство жанров, находилась под влиянием поп-культуры, но при этом сумела не потерять свою исключительность. Кантри всегда была музыкой фермеров из глубинки, однако 80-е вывели ее на общедоступный уровень, а на сцену взошли такие исполнители, как Кенни Роджерс, Ронни Милсэп, Эдди Рэббит.

90-е годы: время разнообразия

Наступили 90-е годы, по характеру развития чем-то напоминавшие 50-е – множество музыкальных жанров, способных удовлетворить самого притязательного слушателя. Пытаться выделить какое-то одно доминирующее направление бессмысленно. Тут и хип-хоп окончательно становится массовым и крайне популярным, тут и продолжающаяся эпоха расцвета рока, особенно панка, тут и сумасшедший успех поп групп, тут и популяризация электронной музыки…спектр предлагаемых жанров был крайне велик, а если включить все поджанры, ответвления и прочее, то список и вовсе станет необозримым.

Читайте также:  Историография американской иммиграции второй половины XX века, все концепции

Говоря о хип-хопе 90-х, мы, прежде всего, говорим о двух людях: 2 Pac и Notorious B . I . G . Два титана рэп-культуры, и по сей день считающихся классикой. Неизвестно, каким было бы лицо современного хип-хопа, если оба не были застрелены в период самого расцвета своей карьеры.

Notorious B . I . G .

Флагманом рок-культуры тех лет был, безусловно, панк-рок. «Blink 182», «Green Day», «The Offspring» – эти группы и по сей день остаются невероятно популярными. Тем не менее, альтернативный рок, ассоциирующийся прежде всего с группами «Nirvana» и «The Red Hot Chili Peppers», и гранж-рок («Pearl Jam»), играл большую роль в музыке США 90-х.

Еще более значимым событием видится начало экспериментов по синтезу двух, казалось бы, абсолютно антонимичных жанров: рока и рэпа. Несмотря на кажущуюся абсурдность такой идеи, всемирный успех групп «Rage Against the Machine», «Cypress Hill», «Korn», «Limp Bizkit» доказал, что такое слияние, давшее не выходе жанры рэп-кор и рэп металл, более чем возможно.

Поп-музыка 90-х – это вообще отдельное культурное явление. Главным трендом были так называемые бойз-бэнды. Это были поп-группы, состоявшие из трех и более молодых людей, отличавшихся привлекательной внешностью и приятными голосами. Благодаря этому, успех среди женской аудитории в возрасте от 12 до 30 был ошеломляющим. «Backstreet Boys», «*NSYNC», «New Kids on the Block» – популярность этих групп в 90-е просто зашкаливала. Майкл Джексон продолжал свое триумфальное пребывание на троне поп-музыки, однако его постоянно пытались потеснить, что лучше других удалось Бритни Спирс и великолепным «Spice Girls».

Ритм-н-блюз тогда находился под тотальным влиянием поп-музыки, однако нельзя не назвать таких исполнителей, как Usher, R. Kelly, Toni Braxton, Babyface, группа «Boyz II Men» и другие. Важно было также то, что наметилось возрождение соула, правда уже с приставкой нео-, но творчество Erykah Badu, Lauryn Hill, Maxwell заставляло надеяться на возвращение к истокам классического соула 60-х и 70-х.

Нулевые: ?

С наступлением 21-го века попытки упорядочить музыкальную культуру не только Штатов, а вообще всего мира казались все более бесплодными. Сейчас, уже подводя итоги первого ушедшего десятилетия, можно с уверенностью сказать, что в мире музыки существует две противоположные тенденции. Возьмем классические основополагающие жанры: рок, ритм-н-блюз, рэп. Тенденции современного музыкального мира заключаются как раз в том, что основа жанра, то есть наиболее приближенная к истокам направления музыка, начинает все больше апеллировать к началам, становится более четкой и поддающейся категоризации. В то же время, границы между жанрами стерлись окончательно, что характеризуется просто громадным количеством всевозможных жанров, поджанров, сочетающих в себе черты нескольких абсолютно разных направлений, число которых иногда доходит до десяти. Сложно представить, насколько еще смогут углубиться музыкальные изыскания, но сказать о главных жанрах нулевых просто необходимо.

С середины десятилетия уже не поп, а хип-хоп музыка оказывает наибольшее влияние на соседние жанры, в особенности на ритм-н-блюз, который окончательно потерял связь со своим предком из 70-х. Теперь 70% R & B музыки характеризуется, как сочетание мелодичного припева с рэп куплетами или наоборот. Однако, остались исполнители, которые проповедуют в своей музыке принципы классического ритм-н-блюза: Ne – Yo , John Legend , Raphael Saadiq , Jamie Foxx , частично Usher , Alicia Keys . Но и представители новой школы ритм-н-блюза тоже заслуживают пристального внимания: Beyonce , Bruno Mars , Akon , Chris Brown и многие другие. Рэп исполнители же с легкостью занимают первые места во многих чартах. Речь в первую очередь идет о Jay – Z , Eminem , Kanye West , 50 cent , Drake , Lil Wayne . Продажи их альбомов исчисляются как минимум сотнями тысяч, что для информационного типа общества реальный показатель.

Рок немного сдал свои позиции, наверное, благодаря своим заигрываниям с различным смешением течений и направлений, плюс рост популярности инди-рока (основные черты: некоммерческая направленность в начале творчества и независимый выпускающий лейбл) и рэпа отодвинули этот древний жанр на второй план. Тем не менее, нам выпала возможность наблюдать за восхождением на сцену «The Killers», «The White Stripes», «Nickelback», «Linkin Park», «Good Charlotte», «Fall Out Boy», « Kings Of Leon » и других блестящих групп.

Поп не теряет своей популярности, хоть и успел вобрать в себя очень многое от рэпа и современного ритм-н-блюза. Падение Бритни Спирс, успехи Джастина Тимберлейка, Тэйлор Свифт, Джастина Бибера, Кристины Агилеры – всему этому мы стали свидетелями.

Вне времени: Фрэнк Синатра

Было бы преступлением не упомянуть о легенде американской эстрады. Синатра во все времена будет олицетворением не только всего хорошего, что случалось в мире музыки Штатов. Маэстро – это символ американского общества. Его великолепные песни, ставшие классикой еще при жизни Синатры, его типичная американская улыбка, его талантливость не только в музыке, но и в кинематографе. Эти факторы обеспечили такую популярность Фрэнку Синатре, что она переживет его очень дальних потомков.

Вне времени: Элвис Пресли

Слова тут не нужны

Вне времени: Джимми Хендрикс

Споры будут вестись столько, сколько электрогитара будет являться сколько-нибудь значимым музыкальным инструментом, но факт остается фактом – по мнению множества критиков именно Хендрикс является самым искусным гитаристом в истории. Его музыка положила начало психоделик-року, а стиль игры на гитаре считается самым виртуозным.

Социальные бурления, характерные для США тех лет, не могли не повлиять на развитие музыки в Америке. Новые жанры продолжают появляться, хоть и не так активно, как в 50-е. Более того, зачастую «новым словом в музыке» оказывался синтез уже существовавших жанров. Примером может служить фанк, ставший детищем ритм-н-блюза и диско. 60-е годы прошли под знаменем как раз R & B и соула. Эти жанры подарили миру действительно блестящих исполнителей: Чабби Чекер, Сэм Кук, Бил Блэк, Тедди Пендерграсс, Эл Грин, Би Би Кинг и другие. Ну а в середине 60-х начинает расцветать карьера Марвина Гея. По мнению многих критиков, именно Гей является величайшим ритм-н-блюзовым исполнителем в истории. Его альбом « What ’ s Going On » по праву считается классическим для мира соула и блюза, а журнал Rolling Stone поставил его на 6 место в списке 500 величайших альбомов в истории. К сожалению, жизнь Марвина Гея трагически оборвалась в возрасте 44 лет в 1984 году, когда он был застрелен в ходе ссоры своим отцом.

Немецкая музыка в США, история развития и распространения

Той отраслью американской культуры, куда немцы внесли наибольший вклад, была музыка. Немецкие историки националистического толка раздували этот, и без того значительный, вклад безмерно. Фауст, например, прямо заявлял, что развитием музыкального вкуса США обязаны немцам. При этом упускались из виду музыкальные традиции прежних жителей США — индейские и главным образом африканские напевы, английские народные баллады, музыка луизианских французов, а также влияние итальянской музыки, которое имело место еще до массовой иммиграции итальянцев. Индейскими и африканскими компонентами американской музыки пренебрег при определении роли немецкой музыки историк иммиграции Виттке.

Из многочисленных немецких музыкальных обществ выделялся Музыкальный союз Милуоки, в оркестре которого также было много политических эмигрантов. Это общество пропагандировало, наряду с симфонической музыкой, хоры, оперы, камерные произведения.

Немецкая музыка в XXI веке

Размещено на http://www.allbest.ru/

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА США XVII – XIX ВВ.: КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Формирование музыкальной культуры США началось в конце 17 в. и во многом определялось колониальным типом развития страны. Музыкальные традиции Европы, Африки, Азии, перенесённые на американскую почву, усваивались и изменялись применительно к новым условиям; одновременно происходило зарождение новых, типично американских музыкальных традиций, отражавших образ жизни и духовные запросы «молодой нации»

Классическая музыка

Отцом классической музыки в Европе по праву считается Иоганн Себастьян Бах, родившийся в 1685 году в немецком городке Айзенах. С ранними годами жизни этого прославленного композитора можно познакомиться, посетив музей Баха, расположенный в его родном городе. Наследие Иоганна Себастьяна Баха хранится в музее в Лейпциге, открытом на территории дома, где композитор провел последние годы своей жизни.

Музей Баха в Лейпциге, Германия (Фото © Appaloosa_LE / commons.wikimedia.org/ Лицензия CC-BY-SA-3.0)

Иоганн Себастьян Бах – автор более 1000 музыкальных произведений, самыми знаменитыми из которых являются:

  • Токката и фуга ре минор, написанная для органа.
  • Духовные оратории «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну».
  • Рождественская оратория.
  • Литургическое произведение на латинском языке «Месса си минор».
  • Славословие Девы Марии «Магнификат».
  • Прелюдия и фуга де мажор (орган).

Портрет Иоганна Себастьяна Баха (Фото © DocNöck / commons.wikimedia.org / Лицензия CC-PD-Mark)

Одним из выдающихся современников Баха был Георг Фридрих Гендель, родившийся в 1685 году в Галле. Ознакомиться с его жизнью и творчеством можно в доме-музее композитора, расположенном в его родном городе. Музыка Генделя вдохновила многих талантливых венских композиторов.

Знаменитые творения Георга Фридриха Генделя:

  • Оркестровые сюиты «Музыка на воде» (Water Music).
  • Оратория «Мессия» (Messiah).
  • Сюита «Музыка для королевского фейерверка» (Music for the Royal Fireworks).

В 1809 году в Гамбурге родился еще один будущий композитор, прославившийся на весь мир, – Феликс Мендельсон-Бартольди. Он открыл миру не только свою музыку, но и великолепные композиции Баха. Самым известным произведением композитора является «Свадебный марш», также известный как «Марш Мендельсона», созданный в 1842 году для пьесы «Сон в летнюю ночь».

В 1813 году в Лейпциге родился Рихард Вагнер, которому было суждено в будущем стать ведущим композитором Германии XIX ст. Его творчеством восхищался баварский монарх Людвиг II, а Адольф Гитлер сделал композитора иконой фашистского режима.

Портрет Рихарда Вагнера (Фото © Jean Christen / commons.wikimedia.org / Лицензия Gemeinfrei)

Знаменитые произведения Рихарда Вагнера:

  • «Валькирия» (Die Walküre).
  • «Тристан и Изольда» (Tristan und Isolde).
  • «Лоэнгрин» (Lohengrin).
  • «Летучийголландец» (Der Fliegende Hollaender).
  • «Гибель богов» (Götterdämmerung).

В 1833 году в Гамбурге родился Иоганнес Брамс, который в будущем прославился своими симфониями, фортепианными и камерными концертами. Он стал одним из главных представителей эпохи романтизма.

Среди самых известных произведений Иоганнеса Брамса:

  • Немецкийреквием (Ein deutsches Requiem).
  • Три венгерских танца.
  • Четыре симфонии: №1, 2, 3 и 4.
  • Двойной концерт для скрипки и виолончели.

В Берлине в 20-х гг прошлого столетия вырос венский композитор Арнольд Шёнберг, осуществивший переворот в классической музыке. А его ученик, Ганс Эйслер, после возвращения в Восточную Германию из изгнания, написал национальный гимн ГДР «Восставшая из руин» (Auferstanden aus Ruinen).


В 1813 году в Лейпциге родился Рихард Вагнер, которому было суждено в будущем стать ведущим композитором Германии XIX ст. Его творчеством восхищался баварский монарх Людвиг II, а Адольф Гитлер сделал композитора иконой фашистского режима.

Рок-музыка в Германии. Защита презентации.

Проблема музыкального воспитания подросткового поколения.

Целью исследовательской работы является история возникновения рок-группы «Tokio Hotel». В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи: изучить музыкальные составляющие рок-музыки; проследить, как зарождалась рок-музыка в Германии, познакомиться с историей возникновения одной из успешных немецких рок-групп «Tokio Hotel».

История американской музыки

История американской музыки не может трактоваться однозначно. Американская культура относительно молодая, а ее истоки произрастают из множества культур стран Западной Европы. В соответствии с историческими фактами, заселение Нового Света осуществлялось именно выходцами из Европы, которые с собой на Американский континент привозили и свою культуру, в том числе и музыкальную. Поэтому говоря конкретно об американской музыкальной культуре, необходимо различать первичную многообразную европейскую культуру, воплощенную на новом континенте, а также, спустя столетие-второе после политической неразберихи 18-19 веков и царящего безвластия и самоуправства штатов, сложившуюся всеобщую американскую культуру.

Таким образом, музыкальная культура Америки, которая в принципе может рассматриваться и в качестве современной культуры, берет свои истоки с начала 20-но века. История американской музыки складывается и развивается с начала прошлого века, когда формировалась эпоха популяризации исполнителей джазовой музыки. Америка считается родиной данного жанра, который сложился на стыке двух музыкальных направлений -блюза и ректэйма, а его изюминкой всегда являлось преимущественное импровизационное исполнение. С приходом двадцатых годов прошлого столетия, в джазовой культуре отмечается переломный момент – с появлением новшества в виде свинга, благодаря которому достигается битовая ритмичность, что придает звучанию потрясающий эффект, создает темп и подвижность. Многие музыканты того времени считали, что настоящего вдохновенного джаза не может существовать без свинга, тогда как свинг без джаза становится бессмысленным воплощением. Свинг, по их мнению, наделял произведения неповторимой чувственностью и жизненным оттенком, полностью погружая слушателя в звучание.

Однако джаз являл собой праздник жизни и не мог олицетворить всех общественных эмоций. Разразившаяся в то время Великая депрессия значительно ограничила это музыкальное направление, а многие критики стали обвинять джазовое дополнение в виде свинга коммерческим пиар ходом. К сожалению, с наступлением тридцатых годов, джаз как целостное направление в истории американской музыки кануло в лету. Конечно, впоследствии появлялось множество джазовых исполнителей, однако такого искусного исполнения не смог достигнуть ни кто.

В послевоенный период, последовавший с долгожданным окончанием второй мировой воины, музыкальная культура Америки переживает блистательный подъем. В музыкальной культуре США возникает огромное количество всевозможных направлений. Однако в качестве главного следует выделить рокендролл. Считается, что жанр рока вышел из таких направлений, как свинг, кантри, блюз. Не стоит недооценивать его значение, поскольку именно жанр рок-энд-ролла является прородителем всей современной попсовой музыки, а также некоторых иных музыкальных направлений. Если говорить о послевоенном периоде, то рокэнролл стал настоящей бомбой, а его король с мировым именем – Элвис Прэсли, стал напрямую ассоциироваться с Америкой, как и Мэрлин Монро и Дж. Кэннэди.

В свою очередь, 60-е годы прошлого века, а также последовавшее десятилетие, в истории американской музыки закрепились в качестве периода властвования рока, разбавленного ритм-энд-блюзом.

Большинство последующих музыкальных направлений являются ни чем иным, как успешным слиянием уже существующих жанров. В качестве примера такового синтеза может выступать фанк, который был результатом совместного творения диско стиля и ритмэнблюза. Все следующее десятилетие прошло в условиях процветания жанра арэндби и саоула.

Все основные жанры в истории американской музыки зародились именно в этот период двадцатого века, поистине являвшимся великим в истории США. Последующие направления, явившие миру огромное количество любимых исполнителей, были обязаны напрямую именно этим истокам современной музыки. Американская музыка, как неотъемлемая часть американской культуры, оправдала свои амбиции, не смотрю на значительную молодость. На фоне многовековых музыкальных традиций других стран, молодая американская музыка покорила всю мировую аудиторию, а сами США стали королевством, явившем миру короля рокэнролла, поп-королеву и поп-принцессу.


Однако джаз являл собой праздник жизни и не мог олицетворить всех общественных эмоций. Разразившаяся в то время Великая депрессия значительно ограничила это музыкальное направление, а многие критики стали обвинять джазовое дополнение в виде свинга коммерческим пиар ходом. К сожалению, с наступлением тридцатых годов, джаз как целостное направление в истории американской музыки кануло в лету. Конечно, впоследствии появлялось множество джазовых исполнителей, однако такого искусного исполнения не смог достигнуть ни кто.

Ссылка на основную публикацию