Черные пантеры – политическое объединение чернокожих в США

Здравствуйте, !

При многократном нарушении правил комментирования возможность пользователя оставлять комментарии может быть заблокирована.

Историческая справка

Автобус и Мартин Лютер Кинг

С середины 1950-х годов борьба за равные права между белыми и чернокожими становится массовым явлением. В 1955 году 42-летняя Роза Паркс в городе Монтгомери (Алабама) отказалась уступить место в автобусе белому пассажиру – ее атаковали. После этого чернокожее население год бойкотировало весь городской транспорт. А Паркс стала одним из символов борьбы за равноправие.

Автор фото, Getty Images

Роза Паркс в автобусе в Монтгомери (Алабама), декабрь 1956 года. К этому моменту Верховный суд США признал сегрегацию в автобусах незаконной

Послевоенное поколение американцев хотело получить гораздо больше свобод. Оно придумало и заимствовало мирные акции протеста, в которых принимали участие десятки и сотни тысяч людей. Равноправие было одной из главных их тем.

Правозащитник и проповедник Мартин Лютер Кинг организовал несколько таких ненасильственных акций – и в 1964 году получил за это Нобелевскую премию мира.

В 1962 году массовые беспорядки прошли в штате Миссисиппи – чернокожий житель Джеймс Мередит несколько раз пытался поступить в местный университет, но ему отказывали. Его дело рассматривал Верховный суд США – и постановил зачислить его. Власти штата отказались выполнять это решение, последовавшие беспорядки привели к тому, что в штате объявили военное положение и ввели национальную гвардию. В 2006 году в университете появился памятник Джеймсу Мередиту.

В 1965 году в пригороде Лос-Анджелеса Уоттс начались массовые выступления после того, как полиция арестовала всю семью молодого человека, который подозревался в вождении в состоянии интоксикации. Беспорядки продолжались неделю, 34 человека погибли, более тысячи были ранены.

В 1967 году похожая история произошла в Детройте, массовые выступления продолжались пять дней, погибли 43 человека, полиция арестовала 7200 человек.

Автор фото, Getty Images

Мартин Лютер Кинг боролся за равенство, к которому Америка все еще стремится

4 апреля 1968 года американский правозащитник и проповедник Мартин Лютер Кинг – главный борец за права чернокожих в те годы – был застрелен в Мемфисе. Акции протеста и неповиновения прошли по всей стране.

Благодаря движению 1960-х, в США появилось первое поколение чернокожих политиков. Официально с сегрегацией было покончено, но неравенство, в том числе экономическое, сохранилось.

Владислав Зубок: На протяжении ста лет после формальной отмены рабства угнетение существовало в не менее отвратительных и изуверских формах.

Почему это взорвалось именно в 1960-е? Сразу несколько серьезных предпосылок. Розу Паркс травили собаками, и это особенно возмутило еврейскую молодежь и раввинов – слишком прямые ассоциации с нацизмом и концлагерями. Так движение за равенство получило новых сторонников.

И в целом запрос на перемены в обществе сильно возрос.

Автор фото, Getty Images

Марш за гражданские права в городе Cелма (Алабама). Март 1965 года

Газеты южных штатов контролировались коррумпированными политиками, с которыми никто не хотел связываться. Они избирались практически пожизненно, годами доминировали в финансовом комитете палаты представителей. Но появилось телевидение – и сделало Америку более открытой.

Американцы начали заимствовать и осваивать формы ненасильственного протеста – ведь далеко не все были готовы идти на столкновения с вооруженной полицией.

Наконец, сработал фактор холодной войны. Американцы позиционировали себя как лидеры свободного мира, и им было неудобно иметь дома такой атавизм как сегрегация. И политики – сначала Джон Кеннеди, а потом сменивший его Линдон Джонсон – заняли решительную позицию, несмотря на сопротивление южан.

Ненависть к Кеннеди на юге была колоссальной – его же и убили там, в Техасе. Но Джонсон продолжил его дело, и в 1964-м был принят Акт о гражданских правах, который уничтожил сегрегацию.

Конечно, чернокожим стало легче дышать, с ними уже не обращались как с людьми второго сорта. Но и многого они в экономическом смысле не получили. Начались программы по борьбе с бедностью. Все, кто не имел работы, стали получать социальное пособие – вэлфер, и это оказалось очень коварной вещью.

Уже в начале 1970-х социологи, консервативные социологи, так скажем, стали приводить данные исследований о том, что вэлфер ведет к деградации социума. Люди получали искусственную финансовую подпитку, не были мотивированы работать.

Появился закон о преференциях в области образования: чернокожих детей стали отдавать в белые школы. Только родители, например, в Бостоне, устроили из-за этого почти восстание.

Это были крайне тяжелые и травматичные шаги вперед – наверное, сейчас это можно так рассматривать. Так продлилось с 1970-х до наших дней.

На низовом уровне разницы между борцами за права чернокожих и преступниками в те годы не существовало. Они могли быть идейными ребятами, а в свободное время продавать наркотики. Передел территорий и война банд были нормой.

От гражданской войны до Black Lives Matter. Как движение за права чернокожих меняло США

В США продолжаются акции протеста Black Lives Matter, начавшиеся после гибели в Миннеаполисе чернокожего Джорджа Флойда. Это крупнейшее в истории Соединенных Штатов движение за равные права чернокожих и белых, его поддерживают во многих других странах мира. У сегодняшних событий огромная предыстория. Профессор Лондонской школы экономики и политических наук Владислав Зубок напомнил о ее основных этапах и рассказал, какие последствия могут быть у нынешних демонстраций.

Владислав Зубок: Рассказ о сегодняшних событиях начинать надо со времен гражданской войны. Все предпосылки событий 2020-го года в Миннеаполисе остались там, в XIX веке.

Сейчас не все помнят, из-за чего началась гражданская война. За тридцать лет до ее начала в США появилось движение аболиционистов — белых людей с Севера, выступавших за отмену рабства. В его основе была протестантская религия, которая однозначно говорила — идея рабства противоречит Библии.

В таких городах как Детройт, Филадельфия, Чикаго, Миннеаполис появились черные районы и просто гетто, они существуют до сих пор. И именно там произошли первые погромы.

Видео: «Черные пантеры» объявляют расовую войну на улицах Сиэтла

Черные пантеры объявляют расовую войну на улицах Сиэтла pic.twitter.com/L1HdbHpSFY

— ПРАВДИВАЯ ПРАВДА (@Pravdiva_pravda) July 4, 2020

Кроме того, «Черные пантеры» объявили, что намерены отбить Сиэтл.

«Нет оккупации «Автономной Зоны Капитолийского Холма» властями США», — объявил лидер вооруженного «черного» ополчения.


Черно-белые пантеры? Тогда это зебры.
Просто суперзабавно. Активнее, активнее!

Миннеаполис в огне. Протесты из-за смерти афроамериканца охватили всю Америку


Курзяк отметил, что получить обвинения в расизме можно не только в том случае, если ты белый, но и в случае обычного несогласия с действиями протестующих.

“Черная” революция: как протесты разрывают США накануне выборов

Еще неделю назад социологи с тревогой начали говорить – политическая поддержка Black Lives Matter серьезнее, чем у обоих кандидатов в президенты, чем у армии и полиции. Это на данный момент вообще, похоже, самая влиятельная политическая сила. И когда рэпер Канье Уэст вдруг заявил, что тоже готов выставить свою кандидатуру на выборы как независимый кандидат, это напрягло многих. Уэст практически уже не имеет времени, чтобы действительно стать кандидатом. Но из-за Black Lives Matter он может аккумулировать огромную армию избирателей и фактически продать их голоса либо Трампу, либо Байдену. Причем, Уэст обещает построить новые Штаты по типу суперсовременного африканского города Ваканда из фильма “Черная пантера”. Однако настоящие “Черные пантеры” совсем другие – это организация вооруженных чернокожих американцев, которая была создана еще в 60-е. А сейчас вдруг снова стала субъектом политики. Они не любят давать интервью СМИ, но нам удалось записать одного из лидеров этого движения.

США. Детройт. Новая горячая точка. Стычка с полицейскими из-за слухов о том, что они снова убили безоружного афроамериканца. Позже выяснилось – тот, будучи на испытательном сроке после ограбления, вытащил оружие первым.

Чуть ранее вспыхнул Портленд. Там тоже массовые беспорядки и столкновения с полицией во время маршей против расизма.

А накануне Дня независимости полиция зачистила так называемую Автономную зону Капиталийского холма, провозглашенную анархистами республику в Сиэтле.

Напряжение растет. Продажи оружия – тоже. Только в июне – на 145% по сравнению с 2019 годом. И огнестрелы не пылятся в сейфах.

Уличные бойцы фактически установили в некоторых городах и штатах параллельную власть. Заменили собой полицию и нацгвардию. В Джорджии движение за права темнокожих вывело на улицы сотни тяжеловооруженных сторонников. Они себя считают наследниками “Черных пантер”.

Так выглядит расизм наоборот. Вот только говорить об этом вслух – не принято.

“Пантеры» требуют”, ни больше, ни меньше, Техас, чтобы создать свое этническое государство. Нам удалось встретиться с одним из лидеров движения и уговорить его на эксклюзивное интервью – обычно он отказывает даже американским телеканалам.

“У нас все типы оружия. Для всех ваших зрителей показываю: это МП-22, а это АП-15 – гораздо тяжелее и больше огневой мощи. Калибр 5.56. Все вооружение, поверьте, которое вы можете представить, у нас есть”, – рассказывает Джон Джей Фицжеральд Джонсон.

Во время съемок – тщательный контроль. В объектив камеры не должно было попасть ничего, что помогло бы понять, где находится Джон Джей Фицджеральд Джонс. Среди своих он известен под прозвищем Гранд мастер Джей. Бывший военный. И в эти дни за ним идут сотни сторонников.

“Мы будем защищать себя любой ценой до самой смерти в случае необходимости”, – говорит он.

“Черные пантеры” словно проверяю власти на прочность. Те не решаются вмешаться.

“Может ли полиция напасть на марш протеста? Я не думаю, что они могут. Я не знаю, решатся ли они, чтобы напасть на целую группу людей, у которой на самом деле будет оружие”, – считает член движения “Черные пантеры” Фред Моррис.

Президентские выборы все ближе. Демократы, которые активно поддерживали протестующих, делают вид, что ситуация под контролем. Но так ли это?

“Джина, я думаю, выпустили из бутылки. Цель – это свергнуть Трампа и для этого все средства хороши. Другое дело, они не понимают, что, выпустив джина из бутылки, потом очень трудно будет его запустить обратно”, – говорит президент Американского университета в Москве, профессор МГУ Эдуард Лозанский.

Предвыборная гонка в самом разгаре. Новые тренды диктуют новые правила игры, игнорировать которые нельзя. Вот, например, кандидат в президенты США Джо Байден в очередной раз преклонил колено. Мэр Нью-Йорка демократ де Блазио даже взял кисть в руки, чтобы вместе с митингующими написать на асфальте “Жизни черных имеют значение”.

В Нью-Йорке у Trump Tower на участке Пятой авеню появилось название движения Black Lives Matter. Огромные желтые буквы на асфальте – прочитать их, кажется, можно только поднявшись на верхний этаж этого здания. Символично, что надпись сделана напротив небоскреба, где в 2016 году находился предвыборный штаб республиканцев.

При этом в Нью-Йорке только за день 49 перестрелок. Один эпизод попал на камеры видеонаблюдения. Темнокожий мужчина переходил дорогу со своей дочерью. Из проезжающего автомобиля раздались выстрелы. Беспорядки вышли за границы борьбы за расовое равноправие.

Нервы у всех на пределе. Наезды машин на толпу демонстрантов – в Баффало и Блумингтоне. А в Сиэттле погибла одна из протестующих. Не щадят и детей. Америка шокирована убийством восьмилетней темнокожей девочки в Атланте. Секория Тернер была в машине вместе с матерью. Путь им преградили вооруженные протестующие и открыли огонь.

“Говорят, жизни черных важны. Вы убили своих. Вы убили ребенка. Она просто хотела вернуться домой”, – говорит отец погибшей.

Но трагедия не вписывается в “золотой стандарт” расизма. И даже пресс-секретарь Трампа – на одном из брифингов – не может сдержать эмоции.

“Я не получила ни единого вопроса про инциденты со стрельбой, число которых увеличилось в три раза. Я не получила вопросов о пятерых убитых в перестрелках детях”, – сказала Кейли Макинэни.

Дело тут не в равнодушии. Просто многие политики видят в протестующих свой электорат. Вот как реагирует на наш вопрос про убийство девочки известный американский политический консультант-демократ Джеффри Мэдрик.

“Где это было? Сторонники Black Lives Matter? Начали стрелять в ребенка? Я ничего не знаю об этом. Но это один из десятков примеров белой жестокости против черных со стороны полиции”, – заявил он.

В представлении Мэдрика – чернокожую девочку мог застрелить только белый полицейский. И никак иначе. Над нашей просьбой прокомментировать марш “Черных пантер” в Джорджии Мэдрик рассмеялся.

“Я не думаю, что у вас есть какая то информация о том, вооружены ли они до зубов или нет. Вы просто повторяете слухи. Люди, которые одинаково вооружены до зубов, являются белыми, это белые противники черных. Это белые сторонники белого превосходства, это они вооружены до зубов”, – утверждает он.

Впрочем, демократы уже напряглись. Протест становится все более радикальным и все менее управляемым.

“Демократы считают исчерпанными средства кабинетный борьбы и начинают искать внесистемные фигуры. Кстати, это очень опасный симптом для любой политической системы”, – заявил доцент факультета мировой политики МГУ, доктор политических наук Алексей Фененко.

Вот эта девушка, лидер Black Lives Matter в Торонто, наполняет Twitter занимательными размышлениями: “У белых людей рецессивные генетические дефекты. Белым людям нужно белое превосходство как механизм для защиты их выживания. Чернокожие, лишь благодаря своему доминантному гену, могут стереть с лица Земли белую расу”.

Логике позавидовал бы Геббельс. Но поделиться подробностями своей идеологии Юсра Когали с нами не захотела – отказалась от комментариев, когда мы связались с ней в социальных сетях.

Похоже, у Юсры Когали нашлось много последователей. На белых нападают посреди оживленных кварталов. На этих кадрах – темнокожая женщина решила “отжать”, по-другому и не скажешь, кроссовки у белого мужчины, но выбрала для этого не тот район. Брайтон-Бич, где живут выходцы из СССР. Даму быстро скрутили. Обувь вернули владельцу.

А на этих кадрах – семейная пара адвокатов защищает свой дом от агрессивных активистов Black Lives Matter. Теперь против супругов может быть выдвинуто обвинение. По крайней мере, обыски уже прошли.

Уэйн Дюпри – совсем недавно был на совещании в Белом доме по поводу непрекращающихся беспорядков. В интервью нашей программе он рассказал: цель протестов – захват власти.

“Если ничего не изменится, они будут избраны в конгресс в ближайшие 25 лет, можете себе представить – те люди, которые сейчас на улице пытаются уничтожить нашу страну. Я не думаю, что за этим стоит всего лишь один организатор. Я думаю, их много, я думаю, что это целый конгломерат, целая структура”, – считает он.

Читайте также:  Семья у русских староверов на Аляске, от переселенцев до интеграции в общество

На политическом Олимпе есть и новые фигуры. Рэпер Канье Уэст.

Из-за коронавируса президентская кампания во многом ушла в интернет. А здесь с Уэстом соперничать трудно: у него в подписчиках 30 миллионов человек. У супруги, суперзвезды Ким Кардашьян, 65 миллионов. Не все американцы. Но даже несколько десятков миллионов голосов способны изменить многое.

Уэст – афроамериканец. Вполне может перетянуть на себя часть электората – молодежь и темнокожих, на который так рассчитывает Джо Байден. Политическая платформа проста. В интервью рэпер признался: он скопирует госустройство с вымышленного королевства Ваканды из фильма “Черная пантера”.

Программа, основанная на комиксах, понятна и доступна всем. В ней нет полутонов и сложных формулировок. А вот аудитория блокбастера “Черная пантера”, на который ссылается Уэст, многомиллионная. Темнокожий рэпер неожиданно оказался реальной политической силой, за счет того, что может попросту торговать голосами своих фанатов. Пока непонятно лишь, что именно он попросит взамен.

“Такой прецедент был 1992 году, когда Буш шел на второй срок и против него был Билл Клинтон. И тогда вот такой Росс Перо был бизнесмен, один из самых богатых людей. Он оттянул на себя именно голоса Буша”, – напоминает Лозанский.

Примеры неожиданных перевоплощений в истории американской политики есть. Джесси Вентура был известен прежде всего как актер, звезда легендарного “Хищника”. Выступал как профессиональный рестлер. А позже стал губернатором Миннесоты. В эксклюзивном интервью рассказал нам, что на фоне антирейтингов Трампа и Байдена не стоит недооценивать Уэста.

“И Трамп, и Байден сейчас находятся в уязвимом положении. Первый раз в истории рейтинги неодобрения двух главных кандидатов столь высоки. Люди очень серьезно относятся к голосованию. Сейчас лучшее время, чтобы быть кандидатом от какой-то новой для США партии”, – считает он.

Но голливудские “Черные пантеры” вряд ли смогут противостоять реальным. Почувствовав вкус власти, последние – вряд ли отступят. Разве что на своих условиях.

“Посмотрите на страну сейчас, страна сейчас в руинах и это просто расовый разрыв. Теперь у вас есть черные марши, по улицам с оружием. Камон, ребята! Сосредоточьтесь на ситуации, которая спровоцировала все это”, – заявил лидер движения Джонсон.

Поддержав протестующих, политики невольно придали вооруженным маршам видимость легитимности. И управлять этой силой теперь крайне сложно.

Примеры неожиданных перевоплощений в истории американской политики есть. Джесси Вентура был известен прежде всего как актер, звезда легендарного “Хищника”. Выступал как профессиональный рестлер. А позже стал губернатором Миннесоты. В эксклюзивном интервью рассказал нам, что на фоне антирейтингов Трампа и Байдена не стоит недооценивать Уэста.

Чёрный расизм в США. Чем опасна группировка Black Lives Matter

8 июля 2016 года очередная годовщина самой массовой гибели американских полицейских со времени терактов 11 сентября 2001 года. Четыре года назад чёрный расист застрелил из снайперской винтовки пятерых и ранил двенадцать стражей порядка в Далласе (штат Техас).

«Я просто хочу убивать белых людей», – заявил экстремист. Убийство полицейских вызвало бурю радости у членов и сторонников экстремистской группировки Black Lives Matter (BLM). Они вышли на улицы с плакатами, одобряющими убийства стражей порядка, и «взорвали» Twitter и Facebook своими комментариями.

«Хорошие люди пристрелили свиней в Далласе, выражаем солидарность», – так выглядел типичный пост чёрных радикалов после трагедии.

Официальный сайт BLM разместил на главной странице циничную надпись: «Наказывайте полицейских-убийц, а не организаторов и участников протестных акций».

Соболезнования семьям полицейских не выразила ни одна организация по защите чернокожих.

После техасской трагедии официальная статья о BLM в бесплатной энциклопедии Wikipedia попала «под замок». Это означает, что теперь ни один рядовой пользователь не может её редактировать или дополнять. Информация вносится исключительно членами организации и автоматически одобряется модераторами ресурса. Как следствие, официально экстремистское формирование именуется «международным движением активистов, выступающих против насилия над чёрными людьми».

Здесь стоит отметить, что «замки» Wikipedia очень часто надевает на статьи, в которых заинтересовано американские власти. Это один из современных способов манипулирования сознанием населения, которым так ловко пользуется демократическая партия.

«Ослы», напомним, полностью одобряют деятельность BLM, считая враждебно настроенных радикалов обыкновенными правозащитниками.

Теперь – о самом главном.

За почти восемь лет пребывания у власти Барака Обама и демократы сделали термин «чёрный расизм», мягко говоря, некорректным. Его боятся упоминать даже самые консервативные политики и общественные деятели. Если кто-то осмеливается произнести это словосочетание, то ему автоматически присваивается ярлык расиста.
«Ослы» выдрессировали американцев настолько, что, по аналогии с оруэлловскими пролами, люди неосознанно делают «самостоп». Так, напомним, назывался один из проверенных методов зомбирования населения в самом актуальном для современной Америки романе «1984»:

«Самостоп означает инстинктивное умение остановиться на пороге опасной мысли, способность не видеть аналогий, не замечать логических ошибок, неверно истолковывать даже самые простейшие доводы».
Пока политкорректные американцы делали «самостоп» в отношении преступников-афроамериканцев, чёрный расизм получил невероятно плодородную почву для своего расцвета. Чтобы в этом убедиться, достаточно проанализировать одно из исследований авторитетной социологической компании Rasmussen.

В ходе масштабного опроса проведенного несколько лет 32% чернокожих признались, что большинство представителей их этнической комьюнити – расисты. При этом только 24% афроамериканцев согласились с утверждением, что большинство белых являются расистами.

Чем дольше Обама пребывал у власти, тем большее количество чернокожих называют себя расистами. Доведённая до маразма политкорректность и защита чёрного населения привели к кардинально противоположному результату.

Афроамериканцы почувствовали себя выше закона и начали творить беспредел по всей стране. Вспомните массовые погромы, грабежи, поджоги и нападения на белых людей после смертей чернокожих преступников (Фредди Грэй, Майкл Браун, Эрик Гарнер и т. п.). Они произошли только потому, что полицейские чётко следовали профессиональной инструкции. При этом правительство и демократы встали на сторону чернокожих радикалов, а не стражей порядка, выполнявших свои повседневные и закреплённые в Конституции обязанности.

Как следствие, сегодня в Соединённых Штатах совершенно легально функционирует более десяти группировок, которые по закону должны быть ликвидированы, а их активисты – отправлены за решётку. Приведу лишь несколько примеров.

За последние годы сильно окрепла партия “Черные пантеры” New Black Panthers, чья идеология строится на ненависти к белым, евреям и представителям закона. «Пантеры» считают себя избранными и добиваются для себя максимальных льгот.

«Чёрный человек должен иметь всё только потому, что он чёрный», – гласит одна из партийных доктрин.


Группировка “Черные пантеры”

«Пантеры» активно строят подготовительные лагеря по всей стране, где их члены учатся боевому искусству и подвергаются идеологической обработке. Видеоролики с угрозами «пантер» неохотно удаляются видеохостингами. Уголовные дела против экстремистов никогда не возбуждаются.

The Next Generation Action Network (NGAN) прикрывается «некоммерческой мультикультурной организацией». В реальности она организовывает митинги протеста по всей стране. Именно NGAN провела марши радикалов на прошлой неделе. Погромы, драки, аресты, нападения на полицейских – всё это происходит практически на каждой акции.

Самое мощное оружие NGAN – это группировка «Чёрные жизни имеют значение» (BLM).

Как написал один пользователей социальных сетей:
«Активисты NGAN борются с расизмом посредством самых радикальных форм расизма. Они всерьёз считают, что лучшее средство борьбы с ненавистью – это сама ненависть».

Официально NGAN нельзя уличить ни в одном преступлении. Это организация-кукловод, которая занимается молниеносными и хорошо продуманными провокациями. Следствием организованных ею акций и стало убийство пятерых полицейских в Далласе.

Одну из самых больших опасностей представляет группировка Nation of Islam (NOI). В ней находятся чернокожие исламисты, которые активно вербуют сторонников по всей стране. За критику деятельности NOI можно очень сильно поплатиться, так как затрагиваются сразу две «священные коровы» современной Америки – мусульмане и чернокожие.

Численность NOI увеличилась за последнее десятилетие почти в два раза – до 110 тысяч человек. По большей части в организацию вступают безработные, которые винят во всех своих бедах других людей. В частности, жители Детройта, который после экономического кризиса 2007 года превратился в американскую столицу расовой ненависти.

Что касается BLM, то в этом году её основатели Гарза, Кулорс и Тометти добились своей первоначальной цели. Ячейки чернокожих радикалов начали действовать автономно в разных городах и штатах Америки. Даже если деятельность BLM будет запрещена судом, экстремистская активность не прекратится. Как пишут блогеры, «BLM стала образом жизни».

«Ненависть к белым – это как пить, есть, ходить в туалет, она прививается на физиологическом уровне», – написал один из сторонников группировки.

Многие американцы не могут понять, откуда чёрные экстремисты берут деньги на свою деятельность. Основные источники финансирования выглядят так.

Первый – гранты от государства и крупных корпораций на борьбу с расовой несправедливостью (racial injustices). Только в прошлом году «борцы с расизмом» получили свыше $2 млрд.

Второй источник финансирования – крупные миллиардеры, входящие в истеблишмент демократической партии. Для них любой расистский инцидент, раздутый до федерального масштаба – это камень в огород республиканцев. Чем меньше власти у «слонов» в правительстве и Конгрессе, тем больше миллиардеры получают от государства выгодных им подрядов. Расизм – одна из составляющих обогащения беспринципных «ослов».

Третий источник – индивидуальные пожертвования леволиберальной белой молодёжи.

Именно 18 – 25-летние белые американцы стоят за всеми ультралевыми событиями последних лет. Они организовали и провели акции «Оккупируй Уолл-Стрит» (OWS). Они чуть не привели к власти социалиста Берни Сандерса. Они активно финансируют BLM и другие подобные группы.
К сожалению, именно из-за присутствия белой молодёжи на маршах чернокожих радикалов ни одну организацию нельзя упрекнуть в расизме в судебном порядке.

«Посмотрите сколько в наших рядах белых людей, – говорят организаторы погромов каждый раз, когда их упрекают в разжигании расовой ненависти. – Если бы мы действительно являлись расистами, то стали бы идти плечом к плечу с белыми братьями и сёстрами?».

Что произойдёт с Америкой в будущем – даже представить страшно. Общество разделено на радикальные группы и стране катастрофически не хватает здравомыслящих и объективных центристов.

Политика проводимая Бараком Обамой и демпартией по отношению к нерадикализировавшимся американцам напоминает сцену из все того же «1984», когда палач показывает жертве три пальца и требует, чтобы она увидела пять. После систематических пыток и зомбирования жертва действительно начинает видеть пять пальцев.

В таком же положении находится и простой народ.
Люди понимают, что страна движется в неправильном направлении, однако мощнейшая пропагандистская машина, использующая понятия «политкорректность», «равенство», «свобода слова» и «толерантность» в самой извращённой форме постепенно перетягивает их на свою сторону.

Уже совсем скоро Соединённые Штаты пройдут точку невозврата, когда двигаться вперёд в неопределённое и сомнительное будущее станет для превращённого в стадо народа проще, чем вернуться к истокам и первоначальным ценностям.

Именно 18 – 25-летние белые американцы стоят за всеми ультралевыми событиями последних лет. Они организовали и провели акции «Оккупируй Уолл-Стрит» (OWS). Они чуть не привели к власти социалиста Берни Сандерса. Они активно финансируют BLM и другие подобные группы.
К сожалению, именно из-за присутствия белой молодёжи на маршах чернокожих радикалов ни одну организацию нельзя упрекнуть в расизме в судебном порядке.

Позиция О. Хэндлина, влиятельного американского иммигрантоведа

Самым известным и влиятельным американским иммигрантоведом является, пожалуй, видный историк, профессор Гарвардского университета О. Хэндлин. Им написано на эту тему несколько монографий, множество статей, он составил несколько документальных сборников по истории иммиграции. Многие из иммигрантоведов следующего поколения — его ученики. Его книги «Вырванные с корнем» и «Иммигранты Бостона» относятся к иммигрантоведческой классике. Работы Хэндлина написаны в буржуазно-либеральном духе. Они направлены против расизма и национальной дискриминации, но по временам идеализируют действительное положение вещей. Для трудов Хэндлина характерна социально-психологическая ориентация.

Иммигранты XIX в. для Хэндлина — выходцы из обобщенной и неизменной европейской деревни, которую они безуспешно стараются воссоздать за океаном. На этом шатком основании покоятся утверждения о мнимом консерватизме иммигрантов, доходящие до заявлений, будто бы они не принимали участия в радикальном и социалистическом движении, что противоречит действительности. В литературном отношении сочинения Хэндлина написаны мастерски и даже в определенном смысле заслуживают названия художественных произведений.

В своих общих работах по истории США Хэндлин, уделяя, разумеется, значительное внимание иммиграции, разбирает вопросы о складывании американской нации, о возникновении и эволюции национального самосознания и т. д.

Меньший интерес представляют книги К. Виттке, где, впрочем, систематически изложен большой основательный материал. Виттке первым написал общую работу по истории иммиграции на современных научных материалах. Его перу принадлежит ряд книг по отдельным национальностям и проблемам, больше всего по немецкой иммиграции. Виттке гораздо более традиционен и консервативен, чем Хэндлин и Хансен. Он не оттеняет классового расслоения среди иммигрантов, что, впрочем, в той или иной мере характерно и для других буржуазных авторов.

Серьезное историко-экономическое исследование представляет собой книга Шарлотты Эриксон «Американская промышленность и европейский иммигрант». Основанная на многочисленных первоисточниках, официальных, профсоюзных и др., эта книга по-новому освещает вопрос о контрактации европейских рабочих и ее значении для американского рабочего движения. В американской литературе по истории рабочего класса укоренился (и перешел из нее во многие советские общие работы) взгляд, по которому законы о контрактации рабочих за рубежом, принятые в США в 1864 г., сыграли крайне отрицательную роль для американских рабочих, а отмена этих законов явилась большой победой американского пролетариата. Ш. Эриксон доказывает, что в действительности труд законтрактованных рабочих применялся в США в рассматриваемый ею период редко, и это были только высококвалифицированные рабочие. Кампанию же за отмену законов о контрактации начали, соответственно, цеховые профсоюзы, например, союз стекольщиков. Что же касается неквалифицированных рабочих, то они за границей по договорам (во всяком случае, легальным) не набирались, в США же существовали для них частные агентства по найму, откровенно грабительские и полумошеннические, против которых организованной кампании не велось. Однако борьба с контрактационными законами способствовала созданию в американских рабочих организациях атмосферы вражды к иммигрантам.

Позиция О. Хэндлина, влиятельного американского иммигрантоведа

Самым известным и влиятельным американским иммигрантоведом является, пожалуй, видный историк, профессор Гарвардского университета О. Хэндлин. Им написано на эту тему несколько монографий, множество статей, он составил несколько документальных сборников по истории иммиграции. Многие из иммигрантоведов следующего поколения — его ученики. Его книги «Вырванные с корнем» и «Иммигранты Бостона» относятся к иммигрантоведческой классике. Работы Хэндлина написаны в буржуазно-либеральном духе. Они направлены против расизма и национальной дискриминации, но по временам идеализируют действительное положение вещей. Для трудов Хэндлина характерна социально-психологическая ориентация.

Иммигранты XIX в. для Хэндлина — выходцы из обобщенной и неизменной европейской деревни, которую они безуспешно стараются воссоздать за океаном. На этом шатком основании покоятся утверждения о мнимом консерватизме иммигрантов, доходящие до заявлений, будто бы они не принимали участия в радикальном и социалистическом движении, что противоречит действительности. В литературном отношении сочинения Хэндлина написаны мастерски и даже в определенном смысле заслуживают названия художественных произведений.

Читайте также:  Трудоустройство и профессии немцев в США среди мужчин и женщин

В своих общих работах по истории США Хэндлин, уделяя, разумеется, значительное внимание иммиграции, разбирает вопросы о складывании американской нации, о возникновении и эволюции национального самосознания и т. д.

Меньший интерес представляют книги К. Виттке, где, впрочем, систематически изложен большой основательный материал. Виттке первым написал общую работу по истории иммиграции на современных научных материалах. Его перу принадлежит ряд книг по отдельным национальностям и проблемам, больше всего по немецкой иммиграции. Виттке гораздо более традиционен и консервативен, чем Хэндлин и Хансен. Он не оттеняет классового расслоения среди иммигрантов, что, впрочем, в той или иной мере характерно и для других буржуазных авторов.

Серьезное историко-экономическое исследование представляет собой книга Шарлотты Эриксон «Американская промышленность и европейский иммигрант». Основанная на многочисленных первоисточниках, официальных, профсоюзных и др., эта книга по-новому освещает вопрос о контрактации европейских рабочих и ее значении для американского рабочего движения. В американской литературе по истории рабочего класса укоренился (и перешел из нее во многие советские общие работы) взгляд, по которому законы о контрактации рабочих за рубежом, принятые в США в 1864 г., сыграли крайне отрицательную роль для американских рабочих, а отмена этих законов явилась большой победой американского пролетариата. Ш. Эриксон доказывает, что в действительности труд законтрактованных рабочих применялся в США в рассматриваемый ею период редко, и это были только высококвалифицированные рабочие. Кампанию же за отмену законов о контрактации начали, соответственно, цеховые профсоюзы, например, союз стекольщиков. Что же касается неквалифицированных рабочих, то они за границей по договорам (во всяком случае, легальным) не набирались, в США же существовали для них частные агентства по найму, откровенно грабительские и полумошеннические, против которых организованной кампании не велось. Однако борьба с контрактационными законами способствовала созданию в американских рабочих организациях атмосферы вражды к иммигрантам.

Лекция 9 Тема. Историография сша во второй половине хх в.

Цель. Раскрыть сущность общего развития американской историографии в послевоенный период, упадка экономического направления, появления «неолиберализма», охарактеризовать «новый консерватизм», «школу бизнеса», историографию второй мировой войны, показать суть теории «атлантической общности», концепции Западного полушария, школы «реальной политики».

1. Общее развитие американской историографии в послевоенный период.

2. Упадок экономического направления. «Неолиберализм».

3. «Новый консерватизм».

4. «Школа бизнеса».

5. Историография второй мировой войны.

6. Теория «атлантической общности». Концепция Западного полушария.

7. Школа «реальной политики».

Основная литература

Дементьев И. П. Американская историография гражданской войны в США (1861-1865). – М.: Изд-во МГУ, 1963.

Историография новой и новейшей истории стран Европы и Америки. / Под ред. Галкина И.С. и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. – 598 с.

Фурсенко А. А. История бизнеса на службе американских монополий. // «Вопросы истории», 1963, № 10.

Дополнительная литература

Кон И. С. Философский релятивизм в современной американской буржуазной историографии. // «Новая и новейшая история», 1958, № 5.

Мальков В. Л., Наджафов Д. Г. Новейшая американская буржуазная историография о происхождении «нового курса» Ф. Рузвельта. В кн.: «Против фальсификации истории». – М., Соцэкгиз, 1959.

Нарочницкий А. Л. Реакционная американская литература о дальневосточной политике США (1938-1945 годов). // «Вопросы истории», 1954, № 4.

4. «Школа бизнеса».

Учебное пособие Кемерово 2006 ббк

В 1948 году он выпустил работу «Европа и германский вопрос», имевшую подзаголовок «Соображения относительно исторического своеобразия немецкого государственного мышления». Центральной проблемой книги стал вопрос, сформулированный Риттером: «Должны ли мы рассматривать гитлеризм как закономерный этап развития прусско-германского государственного мышления?»

Изменения политического курса

Одна из определяющих особенностей политического развития США состоит в том, что здесь сочетаются приверженность политическим традициям и гибкое реагирование на происходящие в мире изменения. Это проявилось и в истории второй половины XX — начала XXI в., показавшей, как консерватизм все же может преодолеваться высшей властью или в результате массовых выступлений американцев.

Чем определялось и в чем заключалось развитие политического курса в США в рассматриваемый период? Широкие полномочия президента страны, совмещающего функции главы государства и главы правительства, верховного главнокомандующего и руководителя внешней политики, назначающего (при согласии сената) и смещающего членов кабинета министров, делают его ключевой фигурой в принятии и осуществлении решений по всем вопросам внутренней и внешней политики. Вместе с тем действия президента страны, возглавляющего исполнительную власть, уравновешиваются так называемой системой «сдержек и противовесов». Это означает, что органы законодательной власти (конгресс, состоящий из сената и палаты представителей) и судебной власти (Верховный суд) имеют возможность в установленном конституцией порядке приостановить или отменить выполнение реше­ний президента, выдвинуть свои инициативы.

Две основные партии США, выдвигающие кандидатов на высшие государственные посты, — демократическая и республиканская — отличаются от большинства известных партий тем, что являются не столько представителя­ми интересов определенной социальной группы — крупных предпринимателей или мелких собственников, рабо­чих или фермеров, сколько частью избирательной машины. Их главная задача — борьба за власть во время выборов. Общенациональные съезды партий, как правило, созываются в год президентских выборов, чтобы утвер­дить предвыборную программу и кандидатов на посты президента и вице-президента (при этом партия выставля­ет только по одному кандидату на каждый пост). Большую роль в исходе борьбы играет личность выдвинутого кандидата, американцы нередко голосуют не столько за партию, сколько за будущего лидера страны. Отсутствие у демократов и республиканцев централизованных пар­тийных структур, обязательного членства обостряет борь­бу за «среднего избирателя». В ход идут все средства — от неограниченных предвыборных обещаний и рекламы своих кандидатов до обличения соперников во всевозможных проступках. Скандальную известность приобрело Уотергейтское дело, связанное с проникновением респуб­ликанцев в штаб-квартиру демократической партии во время предвыборной кампании 1972 г. Расследование по этому делу и серия других разоблачений вынудили президента-республиканца Р. Никсона уйти в 1974 г. в отставку.

В момент окончания Второй мировой войны президен­том был демократ Г. Трумэн (1945—1953), в 1953 — 1961 гг. — республиканец Д. Эйзенхауэр, в 1961 — 1969 гг. — демократы Дж. Кеннеди, Л. Джонсон, в 1969—1977 гг. — республиканцы Р. Никсон, Дж. Форд, в 1977—1981 гг. — демократ Дж. Картер, в 1981 — 1993 гг. — республиканцы Р. Рейган, Дж. Буш, в 1993 — 2001 гг. — демократ У. Клинтон. На последних в XX в. выборах в ноябре 2000 г. сложилась уникальная ситуация: разрыв голосов, поданных за кандидатов в президенты республиканца Дж. Буша-младшего и демократа политика администрации Рейгана способствовала оживлению производства после тяжелейших кризисов 1974 — 1975 гг. и 1980—1982 гг., структурной перестройке экономики в ходе технологической революции. К концу 80-х гг. уровень безработицы в стране снизился до 5,4% от всего активного населения (в годы кризиса начала 80-х гг. он составлял около 10%).

Как и все неоконсерваторы, Рейган выступал за усиление военных позиций своей страны в мире. Его администрация выдвинула задачу модернизации стратегических вооружений США, а затем «стратегическую оборонную инициативу» (СОИ), названную программой «звездных войн». Соответственно возросла доля военных расходов в государственном бюджете — с 23% в 1980 г. до 27% в 1985 г. Однако со второй половины 80-х гг. курс неоконсерваторов стал изменяться. Решающую роль в этом сыграла выдвинутая руководителем СССР М.С. Горбачевым концепция «нового политического мышления» в международных отношениях. Р. Рейган, ранее называвший советскую страну «империей зла», в результате серии встреч и переговоров с Горбачевым согласился заключить договоренности об уничтожении обеими державами части своих ядерных вооружений. Начавшийся в тот период поворот в советско-американских отношениях сказался в дальнейшем и на отношениях между Российской Федерацией и США.

На годы президентства У. Клинтона пришлась самая длительная в послевоенной истории США полоса экономического подъема (в 2000 г. количество безработных составляло около 4% всего активного населения, был преодолен дефицит государственного бюджета). Специалисты стали говорить о «новой экономике информационной эры». Распад СССР и «восточного блока» создал новую геополитическую ситуацию, что дало возможность некоторым американским аналитикам утверждать: «Сегодня США могут позволить себе делать во внешнем мире все, что они сочтут нужным, не опасаясь нанести ущерб своим внутренним интересам». Подобными подходами США руководствовались при президенте Дж. Буше-младшем.

На пороге XXI в. серьезным испытанием для США стали террористические акты 11 сентября 2001 г. Совершенные террористами-смертниками с помощью угнанных самолетов атаки на здания в Нью-Йорке и Вашингтоне унесли жизни более 3 тыс. человек. Эти события заставили США предпринять действия против международного терроризма. Под предлогом борьбы с международным терроризмом войска США и их союзников вторглись в 2001 г. в Афганистан, а в 2003 г. в Ирак. Однако установить полный контроль над этими странами США не смогли.

С 2008 г. США стали центром мирового экономического кризиса. Надежды на выход из него многие связывают с первым чернокожим президентом США Б. Обамой, избранным в 2008 г.

Новая волна борьбы чернокожего населения за гражданские права поднялась в середине 60-х гг. В это время уже не удалось удержать ее в рамках кампании гражданского неповиновения, сторонником которого был М. Л. Кинг. Массовые беспорядки в одном из населенных черными жителями пригородов Лос-Анджелеса летом 1965 г. вылились в стычки с полицией, разрушение домов, магазинов, уничтожение автомобилей и т. д. 34 человека были убиты, 899 ранены, 4 тыс. арестованы. Материальный ущерб составил 45 млн долларов. В 1968 г. был убит М. Л. Кинг. В середине 60-х гг. возникла организация боевиков «Черные пантеры», призывавшая к вооруженной борьбе против белых. В 1966 г. волнения черного населения произошли в 42 городах, в 1967 г. — в 114 городах.

Историография

Историография В дворянской историографии проблема опричнины исследовалась преимущественно в плане оценки личности Грозного и его деятельности. Идеолог абсолютизма В. Н. Татищев оправдывал Грозного и опричнину, укрепившую «монаршеское правление», и с крайним

Историография Слухи, их механизм и общественную роль достаточно давно изучает как историческая наука, так и социология, социальная психология и отчасти фольклористика. Краткий обзор литературы по указанной тематике приведен Игорем Васильевичем Побережниковым<1165>. К

Немецкая историография во второй половине XX века.

Крах кайзеровской империи поверг немецких историков в состояние шока. Прежний мир был потерян: историки оказались перед выбором – либо принять и поддержать новорожденную республику, либо бороться против нее и добиваться восстановления монархии. Поэтому отношение к Веймарской республике стало основополагающим для разделения историографии на отдельные направления: консервативных ее противников, либеральных, леволиберальных и демократических сторонников. Многие прежние концепции германской историографии оказались дискредитированными. Но радикального разрыва с прошлым не произошло. Наоборот, большинство историков стремилось сохранить преемственность традиций и возродить “национальное самосознание” как непременную предпосылку восстановления внешней мощи и внутренней стабильности германского государства. Шпенглер Освальд – в основе концепции лежит идея культурно исторического цикла в сочетании с принципом замкнутости локальных культур. Он абсолютизировал эту идею превратив самобытность каждой культуры в полную её обособленность. Он показал несостоятельность европоцентризма, был историком культуры и специфически её толковал, не как единую общечеловеческую, а как расколотую на 8 отдельных: Вавилонская, Арабо-византийская, Египетская, Индийская

Китайская, Майа, греко-римская, Западноевропейская. Все 8 не имеют никаких преимуществ др. перед др., поскольку все они природные живые организмы.

32. Глобальные теории исторического процесса в историографии первой половины XX века (О. Шпенглер и А.Дж. Тойнби).Шпенглер Освальд – в основе концепции лежит идея культурно исторического цикла в сочетании с принципом замкнутости локальных культур. Он абсолютизировал эту идею превратив самобытность каждой культуры в полную её обособленность. Он показал несостоятельность европоцентризма, был историком культуры и специфически её толковал, не как единую общечеловеческую, а как расколотую на 8 отдельных: Вавилонская, Арабо-византийская, Египетская, Индийская Китайская, Майа, греко-римская, Западноевропейская. Все 8 не имеют никаких преимуществ др. перед др., поскольку все они природные живые организмы.

33.«Методологическая революция» школы «Анналов».

Сущность методов школы «Анналов», основные принципы «новой исторической науки». Школа «Анналов» создала собственную методологию, отличную от распространенной в конце XIX – начале XX века преимущественно позитивистской и близкой к естественнонаучной методологии. Прежде всего, основатели школы делали акцент на необходимости диалога с другими науками, понимании того, что ученый должен быть в курсе современных ему достижений различных областей научного знания.

Школа «Анналов» сформировалась в 20-е – 30-е гг. XX в. и обязана своему возникновению деятельности прежде всего таких историков как Люсьен Февр и Марк Блок. Стоявшие у истоков «школы» французские историки Марк Блок и Люсьен Февр в 1929 г. основали исторический журнал, носящий ныне название «Анналы. После второй мировой войны школа «Анналов» стала доминирующей в исторической науке и оказывала влияние на ученых всего мира. Её право на существование уже никто не подвергал сомнению, во главе школы после смерти Люсьена Февра (1956 г.) встал его ученик Фернан Бродель. Современным главой школы «Анналов» считается талантливейший историк-медиевист Жак Ле Гофф. Основатели школы обратили внимание на историчность мироощущения. Ключевой стала установка школы на то, что человек другой эпохи мыслит и чувствует иначе. Ведущим принципом школы «Анналов» стал принцип «тотальной» или «глобальной» истории. «Тотальная история» – не значит всемирная, это может быть история вполне локальная, одной области или даже церковного прихода. «Тотальная история» не делит жизнь людей на политическую, религиозную, экономическую. Еще одна установка школы – изучение ментальностей людей. Понятие это изначально применялось этнологами: Л.Леви-Брюль и другие писали о специфической «ментальности» первобытных людей, таким образом, изначально это понятие обладало оттенком примитивности, недоразвитости, пралогичности. Ученые школы «Анналов» переосмыслили этот термин, сделав его применимым и к европейцам средневековья, вообще к сознанию людей любых обществ. Изучение ментальностей дает возможность ближе подойти к пониманию социального поведения людей – поведения индивида в группе, группового поведения, ибо это поведение формируется под мощным воздействием ментальных структур. Ментальность, стиль жизни, общий характер мировосприятия предзаданы им, культура образует некую невидимую сферу. Одним из своеобразных методов школы «Анналов» является «устная история» – опросы людей, сбор воспоминаний современников исторических событий. Это дает возможность сопоставить гипотезы историка с мироощущением людей прошлого, этот материал часто обнаруживает, насколько наше представление о том, как думали люди прошлого не совпадает с тем, как это было на самом деле, мы можем понять, что события оценивались иначе.

34.«Новая социальная история» и историческая антропология.

Читайте также:  Ирландская иммигрантская группа в США и ее характерные особенности

Историческая антропология – область современного исторического знания, зародившаяся и существующая в рамках «новой исторической науки», объединяющая ряд дисциплин, которая изучает человека во всех проявлениях конкретных форм его существования, в конкретное время и конкретном месте, во взаимосвязи с элементами и сторонами социальной системы. Поскольку историческая антропология молодое направление исторической науки, переживает сейчас период экстенсивного развития, пытаясь определить свою собственную предметную область, более универсальное значение имеет антропологический подход в исторических исследованиях, т.е. использование соответствующих методов и принципов. Тематика историко-антропологических исследований действительно очень разнообразна, постоянно расширяется, но остается дискуссионной. Тем не менее, следует выделить несколько проблемных областей, в которых историко-антропологический подход в последние десятилетия оказался особенно плодотворным.

35. «Критический поворот» в историографии на рубеже 1980 и 1990-х годов.

К середине 1980-х годов кризис советской ортодоксальной историографии, вызванный как объективным концептуальным тупиком и господством бесплодного социалистического «линейно-замкнутого» историописания, формализовался в виде идейно-теоретического размежевания на три условно выделяемых направления (течения), в рамках которых осуществляется так называемый «критический поворот» как цельный историографический феномен. Первое из направлений, нередко получавшее в литературе наименование консервативного или консервативно-охранительного, имело в своей теоретико-методологической платформе единое, общее звено – верноподданническое отношение к советской историографической традиции, признание инициаторов «научных» перемен официальные партийные и государственные структуры. В области теории исторического процесса академики Ю.С. Кукушкин, С.Л. Тихвинский и др. отнюдь не отрицали необходимость серьезных перемен, но постепенно в их работах стали проступать серьезные ограничения, фактически возвращавшие историческую науки на рельсы непреклонного следования марксистским идеям. Составным компонентом их творческого наследия стал в попытке возрождения так называемой «ленинианы». Второй вариант «обновленческое» течение, представленного научными изысканиями Бордюкова, Волобуева, Козлова, Могильницкого в рамках деятельности «круглых столов», ставших в годы перестройки важной дискуссионной трибуной. Кратко это направление можно охарактеризовать объединявшей их общей концепцией обоснования однонаправленности исторического развития по восходящей к социализму через преодоления многочисленных альтернатив и «вызовов». Третье направление, которое так и называется, – радикально-критическое, можно считать концептуальным предвестником той широкомасштабной теоретико-методологической и археографической революции, которая захватит историографическое поле в 1990-е годы преимущественно во второй их половине, на пути к ХХI столетию, и по существу олицетворяет тот «критический поворот», осмысление которого стало предметом настоящего исследования. Эти широкомасштабные, если не грандиозные события связаны с именем академика РАЕН Ю.Н. Афанасьева. Кризис историко-партийной науки обернулся ликвидацией крупнейших научных учреждений и издательских центров. Закрываются, перепрофилируются или реорганизуются учреждения, которые были идеологически связаны с советским прошлым: Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Академия общественных наук при ЦК КПСС и их структуры в регионах. Получив свободу научного творчества в начале 1990-х годов, историки столкнулись с проблемами финансирования исторической науки. Резко упали престиж и уровень оплаты труда сотрудников институтов Академии наук.

Провиденциализм (от лат. providentia – провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека.

Виги (англ. Whigs) — название оппозиции, данное (1679) в насмешку, по имени шотландских пуритан

То́ри— консервативная партия в Англии. Слово «тори» происходит от ирл. tóraighe, слова, используемого для обозначения ирландского участника гражданской войны в Великобритании в XVII веке.

33.«Методологическая революция» школы «Анналов».

Лекция № 6. Историография в период между мировыми войнами.

1. Социокультурные условия развития исторической науки в межвоенный период.

2. Теория и практика евроамериканской историографии в 1918-1939 гг.

3. Историческая школа «Анналов».

1. Первая половина XX в. как особый период в развитии историче­ской науки. Теоретико-методологические поиски (Б. Кроче, Р.Д. Коллингвуд). Трансформация проблематики исторических исследований.

2. Основные школы и направления в европейской и американской исторической науке. Осмысление опыта мировой войны. Создание глобальных теорий исторического процесса. Теории О. Шпенглера, А.Дж.Тойнби. Влияние марксизма. Французская историография межвоенного периода. Социально-экономическая проблематика (Ф. Симиан, Э. Лабрусс) и теория экономических циклов. Историческая наука Великобритании в 1918–1945 гг. Л. Нэмир и его школа парламентской истории. Р. Тоуни. Д. Клэпем. Лейбористская историография: Дж. Коул. Социальная история в интерпретации Дж.М. Тревельяна. Историческая наука в США. Лидерство прогрессистской школы во главе с Ч. Бирдом. Идея единства американской и мировой истории в трудах А. Шлезингера-старшего. Школа Коммонса и экономическая интерпретация истории. История рабочего движения в США. Германская историография в 1918–1945 гг. Историография Третьего рейха. Тотальная идеологизация. Чистка университетской профессуры. Расовая теория в немецкой историографии.

3. Деятельность школы «Анналов» и проблема обновления проблематики и методов исторической науки. Понятие «тоталь­ной» истории и историческая антропология. Проблема исторической длительности разных феноменов. Исторические взгляды М. Блока, Л.Февра.

– Зайцева Т.И. Зарубежная историография: XX – XXI века. М., 2011. Гл.3- 4. С. 11- 20

– Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. Историческая наука в 20 веке. Под ред. И.П. Дементьева, А.И.Патрушева. М., 2004,2007. Гл. 2-5. С. 15-111

– Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993

Лекция № 7. Историография второй половины 20-начала 21веков.

1. Основные этапы развития исторической науки после второй мировой войны.

2. Школа «Анналов» во второй половине 20 века.

3. «Новая историческая наука» в историографии стран Запада.

1. Историческая мысль после второй мировой войны. Радикальные изменения – повороты в исторической науке: социологический, антропологический, лингвистический.

2. Школа «Анналов» и ее место в послевоенном развитии исторической науки. «Глобальная история» Ф. Броделя. Школа «Анналов» в 70-80-е годы. 3. Модернизация теоретико-методологических основ западной историографии. «Новая научная история» и ее разновидности. Расширение предмета истории. Появление новых исследовательских методик. Новые субдисциплины. Постмодернизм и историческая наука.

– Зайцева Т.И. Зарубежная историография: 20-начало 21 века. М., 2011.Гл.5-7. С.20-51

– Репина Л.П. и др. История исторического знания. М., 2004,2008. Гл. 8-9. С. 228-275

Тематика и планы семинарских занятий

Тема 1:Место историографии среди исторических дисциплин.

1. Предмет и задачи историографии.

2. Принципы и методы историографического исследования.

3. Историографический факт и историографический источник.

4. Ступени развития историографии нового и новейшего времени.

5. Школы, направления, течения в исторической науке.

-Историография истории нового времени стран Европы и Америки. Учеб.пособие под

ред. И.П.Дементьева. М., 1990. С.5-14.

-Историография истории новой и новейшей истории стран Европы и Америки.- М., 1977.

-Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма.М., 1987. С.5-24.

-Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по 18 век. Л., 1982.

-Зевелев А.И., Наумов В.И. Историографический факт: критерии оценок и анализа

//Вопросы истории. 1980. №5. С.18-30.

-Школы в науке.М., 1977.

Тема 2: Историография раннего нового времени

1. Гуманистическая историческая мысль (Флавио Биондо, Никколо Макиавелли- доклад, Жан Боден, Френсис Бэкон).

2. Европейская историческая наука эпохи Просвещения

а) исторические взгляды французских просветителей 18 века (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондорсэ).

б) английское Просвещение и историческая мысль (Болингброк-доклад, Юм, Гиббон).

в) философия истории в немецком Просвещении (И.Г.Гердер-доклад).

Источники и литература

-Макиавелли. Государь – любое издание.

-Болингброк Г. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978.

-Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

-Косминский Е.А. Историография истории средних веков. М., 1963.

-Барг М.А. Историческая мысль английского Просвещения: Болингброк //Болингброк. Письма об изучении и пользе истории. М., 1978. С.274-304.

-Историография истории нового времени стран стран Европы и Америки. Под ред.

И.П.Дементьева. М., 1990. Гл. 1,3,4,5.

-Репина Л.П. и др. История исторического знания. М., 2004,2008. Гл. 4, с.97-108, гл. 5.

-Авдеева К.Д., Барг М.А. От Макиавелли до Юма. М., 1998.

-Гулыга А.В. Исторические взгляды немецких просветителей 18 века //ННИ. 1963.№3.

Тема 3-4: Исторические знания в 19 веке

1. Историческая наука в Европе и США в 19 веке: основные линии развития.

2. Историософские концепции.

3. Французская историография 19 века.

4. Британская историография 19 века.

5. Немецкая историография 19 века.

6. Историческая наука в США в 19 веке.

-Историография новой истории стран Европы и Америки. Под ред. И.П.Дементьева.

М., 1990. С.108-159, 176-186, 198-201, 227-287.

-Репина Л.П. и др. История исторического знания. М., 2004,2008. Гл. 6, гл.7,с.177-185.

-Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки. М.,1977

-Реизов Б.Г. Французская романтическая историография. М., 1956.

-Виноградов К.Б. Очерки английской историографии нового и новейшего времени. Л., 1975.

-Далин В.М. Историки Франции 19-20 веков. М.,1981.

-Болховитинов Н.Н. Становление исторической науки в США //История США. Т.1. М., 1983. Введение.

Тема 5: Историческая наука в конце 19-начале 20 веков

1. Позитивизм и историческая наука.

2. Методологический кризис на рубеже веков: сущность и формы проявления.

3. Школа «Анналов» во французской историографии.

-Репина Л.П. и др. История исторического знания. М., 2004,2008. С.178-182, 225-228.

-Историография истории нового времени стран Европы и Америки. Под ред.

И.П.Дементьева. М., 1990. С.334-343.

– Зайцева Т.И. Зарубежная историография: 20-начало 21 века. М., 2011. Гл. 4. С. 13-20.

-Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

Тема 6: Историческая мысль во второй половине 20-начале 21 веков

1. Становление «новой научной истории» после 2-ой мировой войны.

2. Школа «Анналов» после второй мировой войны. Фернан Бродель-доклад.

3. Социальная история и историческая антропология.

4. «Новая локальная история».

5. Гендерная история.

6. История повседневности.

7. Лингвистический поворот в историографии.

-Репина Л.П. и др.История исторического знания. М., 2004,2008. Гл.8-9.

-Зайцева Т.И. Зарубежная историография: 20-начало 21 века. М., 2011. С. 13-115.

-Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск. 1993.

-Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

-Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М., 2000.Гл. 7.

Контрольно-измерительные материалы

Тестовое задание

I. Пояснительная записка.

Тест по курсу «Историография новой и новейшей истории» является одной из форм текущей аттестации знаний студентов. Его цель – выяснить общий уровень знакомства с проблемами курса.

В тестовом задании 20 вопросов, которые имеют закрытый характер. При ответе на вопросы студенты должны сделать такие аналитические операции, как: исключение лишнего, нахождение опорного понятия и др.

II. Критерии оценок.

«отлично» – 18-20 верных ответов.

«хорошо» – 17-15 верных ответов.

«удовлетворительно» – 14-11 верных ответов.

«неудовлетворительно» – 10 верных и менее ответов.

1. В задачи историографии как науки не входит:

а)выяснение общественных условий развития исторической науки;б)выявление организационных условий развития исторической науки;в)изучение проблематики исторических исследований;г)изучение фактов хозяйственной жизни людей; 2. Принцип историзма в своих основных чертах был разработан:

а)гуманистами в 15-16 вв.;б)просветителями 18 в.;в)романтической историографией в первой пол. 19 в.;г)позитивистами во второй пол. 19 в.;

3. Историографический источник это:

а)совокупность фактического материала по той или иной проблеме;б)труды историков разного формата;в)концепция какого-либо историка;г)любое письменное свидетельство прошлого;

4. Найдите лишнее:

Гуманистическая историография 15-16 вв. представлена:

5. Установление всеобщего правового гражданского состояния как цель истории сформулировал:

6. Концепция народного духа как творца истории была разработана:

7. Как оценивали историки 17-18 вв. средние века:

а)период глубокого культурного упадка;б)высшее развитие европейской культуры;в)не выделяли такой период;г)объединяли с периодом античности;

8. . «Историческая школа права» сложилась в

а) Англии; б) Германии; в) Франции; г) США;

9. Конституционная теория в историографии США относится к:

а) война за независимость; б) гражданская война; в) мексиканская война;

10. Представление о истории человечества как о смене форм коллективного сознания – теологического, метафизического и научного присуще:

а) Просвещению; б) романтизму; в) позитивизму; г) гуманизму;

11 . Страной преобладающего влияния консервативно-романтической историографии была:

а) Англия; б) Франция; в) Германия; г) США;

12 . Автором работы «Старый порядок и революция» был:

а) Ламартин; б) Гизо; в) Мишле; г) Токвиль; д) Тьер;

13 . Найдите лишнее.

Авторами историософских концепций в 19 веке были:

а) Конт; б) Шеллинг; в) Гегель; г) Маркс; д) Нибур;

14. «Отец-основатель» позитивизма это:

а) Маркс; б) Спенсер; в) Конт; г) Гегель; д) Риккерт;

15. Автором концепции о значении границы в американской истории был:

16. Для позитивистского направления в историографии не присуще:

а)признание эволюции как универсального принципа в природе и обществе;б)признание истории результатом взаимодействия множества факторов;в)использование метода «вживания», «вчувствования» в историю;г)поворот внимания к социальной и экономической истории;

17. Проекция в прошлое господствующих в настоящее время идей это:

18. Как называется течение в исторической науке во второй половине 20 века, изучающее обыденное сознание, устойчивые ментальные представления, обычаи, ценности людей прошлых эпох? :

а)историческая демография; б)историческая антропология; в)история повседневности; г) историческая урбанистика;

19. Журнал «Анналы» был основан: а) на рубеже 19-20 вв.; б) в 20-х гг. 20 века; в) 30-х гг.; г) 40-х гг.;

20. Найдите лишнее.

Наиболее известными представителями «русской исторической школы» всеобщей истории были: а) Кареев; б) Виноградов; в) Тарле; г) Ключевский;

Ключи верных ответов

Номер вопроса
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

Вопросы к зачету по дисциплине

1. Предмет , задачи, основные принципы и понятия историографии.

2. Гуманистическая историческая мысль в Западной Европе 15-16 вв.

3. Историография европейского Просвещения второй половины 17

4. Французская историография первой половины 19 в. Школа историков

4. Германская историография первой половины 19 в. Немецкий

5. Историография Великобритании первой половины 19 в.

6. Позитивизм и его влияние на развитие исторической науки во второй

половине 19 в. О.Конт, Г.Спенсер.

7. Позитивистская историография Франции, Великобритании, США

во второй половине 19 в.

8. Германская историография второй половины 19 в. Малогерманская

9. Изучение новой истории стран Запада в России на рубеже 19-20 вв.

10. Методологический кризис в историографии в начале 20 века. Философия жизни и неокантианство. М.Вебер и Б.Кроче.

11. Школа «Анналов» в период между мировыми войнами.

12. Советская историография новой истории до 1945 г.

13. Основные этапы развития историографии стран Запада после второй

мировой войны. «Новая историческая наука».

14. Основные проблемы новой и новейшей истории стран Европы и

Америки в отечественной науке постсоветского периода.

Задания для организации самостоятельной работы студентов

Темы рефератов по историографии новой и новейшей истории

1.Макиавелли как историк.

2.Исторические взгляды Монтескье.

3.Исторические взгляды Вольтера.

4.Историческая мысль английского Просвещения (Болингброк, Юм, Гиббон).

5.Историческая мысль немецкого Просвещения (Шиллер, Гердер).

6.Либеральная школа историков периода Реставрации (Гизо, Тьерри, Минье).

7.Историческая концепция Л. фон Ранке и его понимание истории.

8.Исторические взгляды Т.Маколея и Т.Карлейля.

9.Позитивизм и развитие исторической науки во второй половине 19 в.

10.Исторические взгляды А.Токвиля.

11.Г.Бокль: исторические взгляды, жизнь и творчество.

12.Младогерманская историческая школа. Зибель и Дройзен.

13.Историческая концепция Я.Буркхарда.

14.Исторические взгляды К.Лампрехта и методологическая дискуссия 90-х гг. 19 в.

15.Исторические взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса.

16.Начало кризиса исторической науки на рубеже 19-20 вв.:причины и формы проявления.

17.Историческая школа Анналов: теоретические истоки и историческая концепция.

а) Просвещению; б) романтизму; в) позитивизму; г) гуманизму;

Ссылка на основную публикацию