Черные пантеры – политическое объединение чернокожих в США

Революция из гетто — история реальных «Черных пантер»

«Черные пантеры» — политическая партия афроамериканцев, которая за несколько лет успела превратиться из группы идеалистов в жестоких радикалов с дробовиками. Они пытались создать собственную альтернативу белой полиции и белому государству, принимали идеи чучхе и марксизма, но рухнули как глинянный колосс из-за собственных разногласий.

Отвратительные мужики расскажут вам о революционерах из гетто — мужчинах и женщинах, которые пытались бороться с несправедливостью задолго до того, как на экранах появился знаменитый чернокожий герой из комиксов. Вот только без супер-способностей и однозначно положительных героев история вышла более кровавой и противоречивой.

В августе 1989 года на одной из улиц американского Окленда полиция обнаружила мертвое тело чернокожего мужчины. Изрешеченный пулями опрятно одетый человек лежал на тротуаре в луже крови, привлекая взволнованные взгляды зевак.

В этом «черном» районе подобные истории случались еженедельно, поэтому очередное убийство копов не особенно удивило, однако среди собравшейся толпы мертвец вызвал ропот. Люди кричали, что наверняка это очередная жертва полицейского произвола, кто-то бросил в сторону законников: «Свиньи!».

Толпа росла и все больше заводилась. Чернокожие здесь, как, впрочем, и почти во всей остальной Америке, не были рады полицейским. Зеваки были уверены: отчего бы ни погиб этот мужчина, парни в погонах были явно к этому причастны — либо действием, либо бездействием.

Десятки людей подхватили лозунги о «черном единстве» и слились в единой угрожающей симфонии голосов, но один единственный крик из толпы мгновенно погрузил улицу в гробовую тишину. Кто-то узнал убитого: «Это же Хьюи!».

Все молча смотрели на лежащего на тротуаре человека. Это был Хьюи Перси Ньютон, бывший лидер радикалов из «Черных пантер», организации, ставшей авангардом освобождения чернокожих от сегрегации. В этот вечер его застрелил член другой черной группировки, но это выяснилось гораздо позже, а пока полицейским на месте преступления оставалось только молиться в ожидании далекого шума сирен приближающегося подкрепления.

Идеи освобождения афроамериканцев

Хьюи Ньютон рос типичным чернокожим парнем в те времена, когда быть черным — значило быть хуже всех. В детстве он воровал и попадал в неприятности с законом, однако тяга к знаниям и любознательность все же пересилила. Читать Ньютон научился по трудам Платона и Аристотеля, имевшимся в местной библиотеке, а в колледже, деньги на который он откладывал из наворованного, стал изучать право.

«Драка всегда занимала большое место в моей жизни, как она занимает в жизни большинства обездоленных. Некоторым людям это сложно понять».

В институте Хьюи увлекся левыми идеями маоистского толка, постулирующими освобождение человека от угнетения через народную войну. Самой угнетенной стратой в американском обществе тех лет Ньютон по очевидным причинам считал чернокожих.

Вчерашние рабы были ущемлены во всех правах, а белое население относилось к ним с презрением и опаской. Отдельные места в автобусах, кафе с надписями «цветных не обслуживаем» и произвол полиции рождали в чернокожих массах лишь ненависть.

Единицы черных интеллектуалов предлагали свои пути для разрешения проблем. Одни говорили о негритюде, учении о самобытном развитии выходцев из Африки, где на первое место выносился не рациональный подход в постижении мироздания, а скорее эмоциональный. Предлагалось вернуться к истокам африканского континента с его исконными языками и особенностями, и построить на остове Нового Света свой особый мир.

Близкое с идеями негритюда растафарианство говорило о возвращении всех черных в родные земли из прогнившего белого Вавилона. Учение призывало к любви и состраданию и во многом носило тогда и сейчас религиозный характер.

Мартин Лютер Кинг и Малкольм Икс

Деятели авраамических религий также предлагали свои пути. Баптистский проповедник Мартин Лютер Кинг желал объединения всех людей независимо от цвета кожи под знаками мира и милосердия, тогда как Малкольм Икс, одиозный исламский оратор, проповедовал идеи полной сепарации от белых и призывал навсегда порвать с бывшими рабовладельцами и их культурой. В дальнейшем он совершил хадж в Мекку и, увидев там мусульман всех рас, смягчил свои взгляды. Это в итоге стало причиной его гибели.

Рождение «Черных пантер»

Борьба с сегрегацией в середине шестидесятых годов в Америке достигла своего апогея, когда Малкольм Икс был застрелен на одном из публичных выступлений. Убийцей был выходец из радикальной организации «Нация Ислама», от расистских убеждений которой Икс не так давно отказался.

Взбудораженное этим событием чернокожее сообщество немедленно обвинило во всем белых, разгонявших митинги в поддержку Икса, после чего в черных кварталах стали образовываться отряды самообороны. В октябре 1966 года Хьюи Ньютон вместе со своим другом Бобби Силом, тоже приверженцем идей черной сепарации с крайне левым уклоном, создают партию «Черных пантер». Название было выбрано из-за того, что пантера якобы никогда не нападает первой, но всегда готова разорвать атаковавшего ее противника.

Логотип «Черных пантер»

Партия постулировала националистические идеи в афроамериканском движении, при этом программа действий во многом походила на социалистические манифесты о народной борьбе и противостоянии с представителями капитала и буржуазии.

Должности в «Черных пантерах» были обозначены на манер государственных. Роберт Сил стал председателем и премьер-министром партии, а Хью Ньютон — министром обороны и был ответственен за организацию чернокожих боевиков. Одной из задач партия ставила охрану негритянских кварталов от полицейского произвола.

Также партия занялась раздачей бесплатных завтраков в бедняцких школах, привлекая на свою сторону симпатии людей. За все это в основном платили обеспеченные чернокожие, которые не могли отказать пришедшим к ним на порог радикалам.

Униформой «пантер» стали кожаные куртки поверх синих свитеров и футболок с эмблемой партии и черные береты. Патрульные группы ходили по районам, где преимущественно проживали афроамериканцы, и отслеживали малейшие проявления нелояльности к цветным со стороны полиции.

Если «пантеры» видели, как сотрудники правопорядка проверяют документы у чернокожего человека, они вставали неподалеку и начинали декламировать уголовный кодекс и поправки конституции. Поднаторевший в юриспруденции Хьюи Ньютон объяснял своим сопартийцам, что знание законов — это их главное оружие в борьбе за освобождение. Часто на своих машинах «Черные пантеры» просто колесили за патрулями полицейских, при этом не нарушая никаких правил дорожного движения.

Не следует думать, что это были пацифисты, ведь вторым по важности оружием для авангарда революционной партии был дробовик. Если полицейские подходили к автомобилю «пантер» слишком близко, из его окон тут же высовывались ружья и пистолеты стволами вверх. Патрон в патронник специально не досылался, а значит, по закону такое оружие не является заряженным, и запрета на его ношение нет.

«Мы за прекращение войны; но войну можно остановить только войной; и чтобы отложить оружие, нужно взять его в руки».

Очевидно, что рано или поздно подобное поведение должно было спровоцировать беду. Во время одного из таких патрулей, когда коп решил проверить, что за черные ребята преследуют его на машине, между сторонами произошел конфликт, и они открыли огонь друг по другу. Кто выстрелил первым неизвестно, однако один сотрудник полиции был убит, еще один — ранен.

Хью Ньютон пустился в бега, но вскоре попался, однако после суда, где не смогли доказать, что это именно лидер «Черных пантер» стрелял в полицейского, он вновь оказался на свободе.

Стычки с полицией участились, и радикалы из «Черных пантер» попали под пристальное внимание властей. Глава ФБР Эдгар Гувер назвал их одной из главных угроз американской демократии.

Убийство Мартина Лютера Кинга и разгром «Черных пантер»

Социалистические воззрения постепенно вытесняли идеи черного сепаратизма из голов вождей «Черных пантер». Позиция верхушки менялась в сторону приоритета классовых интересов вместо расовых. Многим рядовым бойцам, которых к концу 60-х стало уже больше десяти тысяч, это не всегда нравилось, однако пришлось по вкусу левым интеллектуалам и активистам США и Европы.

Дело «Черных пантер» поддерживали Жан-Поль Сартр, Жан Жене, Анжела Дэвис, Дженис Джоплин и Джон Леннон. Мать Тупака Шакура, Афени Шакур тоже долгое время состояла в организации, да и сам рэпер не скрывал своих симпатий к ней.

Радикализация в партии нарастала. Окрыленные поддержкой именитых людей и успехами в создании ячеек по всей стране, «Черные пантеры» все чаще стали попадать в полицейские сводки.

Поворотным моментом стало убийство Мартина Лютера Кинга в апреле 1968 года. Проповедник никогда не был приверженцем радикальных идей, которые исповедовали «пантеры», однако он был ярким представителем движения за освобождение черных. Митинги, которые организовывали разъяренные члены партии, все больше стали превращаться в побоища с полицией.

Перестрелки происходили в Лос-Анджелесе, Детройте и Чикаго. Это была настоящая война, вынудившая власти принять меры. За короткое время на десятки офисов «Черных пантер» устроили облавы, сотни чернокожих активистов оказались в тюрьме, в том числе председатель партии Бобби Сил. Хьюи Ньютон снова бросился в бега, на этот раз на Кубу, где скрывался около десяти лет. После возвращения на родину он все же попал за решетку и освободился только в конце восьмидесятых.

Разгром «Черных пантер» был неизбежен и в 1982 году их деятельность прекратилась. Помимо борьбы с властями, ячейки партии переругались между собой из-за взглядов. Отсутствие адекватной теоретической базы в политике партии вкупе с националистическими воззрениями в итоге разорвали «Черных пантер» на части.

К тому времени, когда «пантеры» обрели настоящую силу, государство дало чернокожему населению некие законодательные послабления, что снизило накал в обществе. Противоречия никуда не делись, но переросли скорее в частные стычки, нежели в общественное движение.

Справедливости ради, стоит отметить, что без «Черных пантер», как тарана, ломающего сегрегацию в Америке, черное население вряд ли смогло бы получить какие-то права. Радикалы, превращавшие судебные разбирательства или полицейские облавы в политические действа, дали чернокожим метод, с помощью которого можно бороться за свободу.

Сам Хьюи Ньютон был застрелен 22 августа 1989 года в родном Окленде. Человека, который постулировал революционное борьбу во благо чернокожих людей, убил не белый расист и не полицейский, а негр-наркоторговец из организации «Черная партизанская семья».

В итоге пантеру, которая якобы никогда не нападает первой, растерзала другая пантера. Разве что более черная.

Черные пантеры США

Черные пантеры США

Хищница из тропических лесов пантера известна своей свирепостью и синевато-черным цветом шкуры. Большая дикая кошка никогда не нападает на человека первой. Ее агрессия ─ это всегда ответная реакция. За окраску и характер она стала символом и названием вооруженной организации афроамериканцев, в конце 60-х годов наводившей страх на американских полицейских и белых граждан страны.

В те годы «черная» Америка как бы очнулась от многовековой спячки. «Дяди Томы» больше не хотели иметь такие же права, как домашние животные белых американцев. Надписи «только для черных» стали бесить подрастающую молодежь. Прошлое не хотело уступать своих позиций, особенно в южных штатах США, традиционно считающимися консервативными во всех отношениях. Американские негры быстро поняли, что за права им придется серьезно побороться.

Законопослушных афроамериканцев, исповедующих христианство, объединил вокруг себя баптистский пастор Мартин Лютер Кинг. Он был сторонником исключительно мирных форм борьбы. Максимум на что он призывал, оказались мирный марши, митинги и экономические бойкоты. Для Америки он стал аналогом индуса Махатма Ганди, выступавшего за ненасильственные акции и «непротивление злу насилием».

Мартин Лютер Кинг

Кинг был ярким оратором. На его публичные выступления собирались огромные толпы народа. Несмотря на довольно безобидную для расистов деятельность он неоднократно становился мишенью для нападений. В конце 50-х годов его ранили ножом, а в 1968 году снайпер застрелил его в Мемфисе. Убийцу нашли. Им оказался Джеймс Эрл Рей ─ преступник-рецидивист. Его приговорили к 99 годам тюрьмы и он умер в заключении в 1998 году.

Американские мусульмане

Другой популярной религией среди афроамериканцев всегда был ислам. Американские мусульмане объединились в организацию «Нация ислама», существующую и поныне. Ее возглавлял также харизматический лидер Элайджа Мухаммад. Чернокожие были объявлены «богоизбранным» народом, а все белые ─ «голубоглазыми дьяволами».

Последователи Элайджи проповедовали нечто похожее на «черный расизм», что приводило в восторг его последователей, предки которых подвергались угнетению. Популярность «Нации ислама» была огромной. Чемпион мира среди боксеров-профессионалов Кассиус Клей, получив первый титул, сразу примкнул к организации. Он сменил имя, данное при рождении родителями, на ставшее известным во всем мире Мохаммед Али.

Среди ближайшего окружения Элайджи одним из ярких персон был Малколм Икс, вскоре со скандалом ушедший реализовывать собственный путь борьбы за права чернокожих.

Слева: Мартин Лютер Кинг и Малкольм Икс

Он отличался гораздо большей радикальностью во взглядах, чем другие члены «Нации ислама», а тем более Мартин Лютер Кинг и допускал применение силы в отстаивании интересов «черного» населения Америки. Малколма Икса застрелят во время службы в его храме в Нью-Йорке. Убийцами окажутся бывшие единомышленники из «Нации ислама», посчитавшие его оппортунистом.

Черные пантеры США

Афроамериканцы-атеисты создали свою организацию для борьбы с расовой сегрегацией. Она называлась «Черные пантеры». Шестерка чернокожих юношей, собравшихся вместе в калифорнийском Окленде в октябре 1966 года, не могла предполагать, что их инициатива найдет такой отклик в негритянской молодежной массе.

Черные пантеры США

Всех их сейчас можно назвать обычными «гопниками», с той лишь разницей, что их агрессия выплеснулась не на соседей или сверстников, а на американскую полицию и власть. Позже лидеры организации подведут под повседневную деятельность идеологическую базу. Они, начитавшись дневников команданте Че Гевары и философа Франца Фанона, назовут себя революционными социалистами-маоистами.

«Черные пантеры» могут подходить под определение «незаконное вооруженное формирование». Обзавестись оружием в Америке никогда не было проблемой. Группировка ввела у себя строгую иерархию, срисованную с устройства любого государства. У них был премьер-министр, министр финансов и министр обороны.

Читайте также:  Итальянская интеллигенция в США, занятость и профессии

Черные пантеры США

«Черные пантеры» ввели обязательную для всех членов униформу. Она состояла из черной кожаной куртки, черных брюк и голубой рубахи. На головах «пантеры» носили черный берет. Во всем черном с голубым пятном на груди они и внешне напоминали лесного хищника.

У «Черных пантер» был лозунг «Вся власть народу», напоминающий ленинские изречения времен Октябрьской революции с той лишь разницей, что под народом понимались афроамериканцы. Еще лидеры организации издали программу действий из 10 главных пунктов. В ней аналогия с марксизмом-ленинизмом была еще больше видна.

Враги Черных пантер

«Черные пантеры» стремились обеспечить права «черных» на землю, хлеб, одежду, жилище, образование, справедливость и мир. «Пантеры» категорически выступали против службы в американской армии, ведущей в то время тяжелую войну во Вьетнаме. Резко они выступали против засилья наркоторговцев в «черных» гетто.

Черные пантеры США

«Черные пантеры» зачастую силой выселяли из кварталов всех заподозренных в торговле наркотиками. Наркомафия первой объявила войну «Черным пантерам». В конце концов, им пришлось воевать сразу на 2 фронта ─ против криминальных собратьев и «белой» полиции. Масштабными акциями организации стали раздача бесплатных завтраков детям в «черных» районах городов и их вооруженное патрулирование.

Несмотря на декларативный отказ от применения первыми силы, между ними и полицейскими постоянно вспыхивали ожесточенные перестрелки, инициаторов которых невозможно было найти. Кровь обильно проливалась с обеих сторон. Для «белых» наличие вооруженных отрядов «Черных пантер» в крупных городах стало настоящим кошмаром. Члены «семьи Мэнсона», заметая следы совершенных убийств, писали кровью жертв на стенах слово «свиньи», что на «пантеровском» жаргоне означало полицейские.

Участников «Черных пантер» ведут на суд

Первое время следователи на самом деле полагали, что убийства дело рук «пантер». Оказавшись в тюрьме, Чарльз Мэнсон долго боялся мести за этот поступок от содержавшихся рядом с ним «черных».

Чарльз Мэнсон во время задержания

По идеологическим соображениям «Черные пантеры» одинаково плохо относились к Мартину Лютеру Кингу и «Нации ислама». Религия ─ опиум для народа, отвлекающая негров от настоящей революционной борьбы за свои права. Речам на митингах или церковных службах они явно предпочитали действие с пистолетом в руках.

Разгром Черных пантер

Американская власть не могла потерпеть двоевластия. В 1969 году она начала массированную компанию, в итоге приведшую к полному разгрому «Черных пантер». Были уничтожены около 70 штаб-квартир во всех крупных городах. В ходе боев погибло 28 лидеров организации и убито более сотни рядовых членов. Остальные активисты попали в тюрьмы. Так «Черные пантеры» стали историей США.

Самое странное в далеких событиях, что лица, стоявшие у истоков и во главе организации, практически не попали под молох полицейских репрессий. Бобби Сил ─ один из членов первой шестерки и будущий член правительства «Черных пантер» остался живым, отсидев всего 4 года в тюрьме. В конце 70-х он напишет автобиографию и издаст ее.

Его друга Хью Ньютона несколько раз пытались обвинить в преднамеренном убийстве. Ему удалось вырваться из лап полиции и даже выехать за пределы США. Четыре года он жил в гостях у Фиделя Кастро на Кубе.

Когда страсти по «Черным пантерам» улеглись, он спокойно вернулся домой. В 1989 году его застрелил наркоторговец-сосед, которому Ньютон по оставшейся с молодости привычке мешал заниматься преступным бизнесом.

Участники Черных пантер

В Америке больше всего вспоминают не лидеров-основателей «Черных пантер», а их рядового члена Мумию Абду-Джамала. В 1981 году, никак не успокоившийся гражданский активист устроит ожесточенную перестрелку в Филадельфии, в ходе которой сам получит тяжелое ранение. Обстоятельства произошедшего весьма запутанны, но реальным фактом осталась смерть полицейского во время исполнения служебного долга.

Абду-Джамала приговорят к смертной казни. Почти 30 лет он будет ее ждать в камере смертников. Американское правосудие никогда не спешит исполнять приговор. В 2011 году смертную казнь заменят на пожизненное заключение.

Мумия Абу-Джамал в тюрьме

«Черные пантеры» сами не предполагая того оставят след в музыкальной истории. В ряды организации в конце 60-х годов входила Афени Шакур ─ мама знаменитого рэпера Тупака Шакура.

В детстве она много рассказывала ему о своей жизни среди «пантер» и напевала песни, которые тогда пели прогрессивные «цветные. Революционные речевки отдаленно напоминающие современный рэп остались в памяти у рэпера. Тупак запомнил не только тексты и мотив, а еще сделал себе на теле тату ─ черную пантеру.

«Черные панеры» широко представлены в современном кинематографе, рассказывающем о событиях того бурного времени. Самую правдивую книгу о жизни организации написал Роберт Уильямс. Она называется «Негры с пистолетами».

Черные пантеры – политическое объединение чернокожих в США

Павел КАТОРЖЕВСКИЙ

В истории левого движения трудно найти настолько спорное и противоречивое явление, как левонационалистическая Партия «Чёрные пантеры», существовавшая в 1960-1970-е годы в США

Наверное, в истории левого движения трудно найти настолько спорное и противоречивое явление, как левонационалистическая Партия «Чёрные пантеры», существовавшая в 1960-1970-е годы в США.

Движение «Чёрных пантер» было основано в Окленде в октябре 1966 года. Основателями организации принято считать Хью Перси Ньютона и Бобби Сила. Своей целью Партия чёрных пантер декларировала борьбу за права темнокожего населения и ликвидацию мировой империалистической системы. В своё время партию поддерживали такие известные люди, как Джон Леннон, певица Дженис Джоплин, считавшаяся одной из лучших вокалисток в истории рок-музыки, и группа Joy Division. Так же с «Чёрными пантерами» была связана известная левая активистка, правозащитница, Анжела Дэвис. Популярность «Чёрных пантер» была настолько высока, что глава ФБР заявил, что «“Пантеры” представляют собой самую серьёзную угрозу внутренней безопасности страны».

Создание партии стало ответом на бедственное положение чернокожих в США. Особенно страдали от американской капиталистической системы чернокожие жители южных окраин страны. Им досталось положение людей «второго сорта» и дешёвой рабочей силы. Белое население занимало привилегированное положение. По воспоминаниям одного из основателей ПЧП, полицейских террор в отношении чёрных на Юге достигал ужасающих масштабов, чернокожего могла застрелить полиция без веских на то причин.

Существования этого неоапартеида на юге Соединённых Штатов было вполне достаточно для возникновения такой организации, как ПЧП. Первоначально «Пантеры» были созданы как организация для защиты чёрных гетто от полицейских и белых расистов. Символично, что пантера была выбрана символом партии, так как пантеры в дикой природе, по легенде, редко нападают первыми.

Теоретические основания для своей деятельности «Чёрные пантеры» находили в книге Роберта Франклина Уильямса «Негры с пистолетами», где была изложена концепция сопротивления, противоположная проповеди Мартина Лютера Кинга. В отличие от учения Кинга, ПЧП отвергала мирные методы и выступала за вооружённый путь борьбы для достижения справедливости в отношении темнокожих. Одним из основных тезисов «пантер» являлась идея «вооружённой самообороны», обоснования которой они искали в работах одиозного исламского проповедника, носившего псевдоним Малкольм Икс.

Наиболее полно идеи ПЧП изложены в программе «10 пунктов», которая отражала как социальные, так и национальные требования. Не стоит забывать, что большинство основателей движения придерживались концепции социализма-третьемиризма (англ.: thirdworldism). В силу этого в партии были весьма популярны идеи геваризма, маоизма и северокорейской идеологии чучхе, имевшие широкое распространение в странах, борющихся за национальную независимость.

«Пантеры» взяли КНДР за образец социалистической демократии и были долгое время увлечены идеей Ким Ир Сена о самобытности и опоре на собственные силы. Министр ПЧП по информационной работе Элдридж Кливер в своём интервью за 1970 год говорил: «Просто взять и использовать марксистский подход таким, как он есть изначально, для нас абсолютно неприемлемо. Мы находимся в положении, когда мы должны применить более универсальные принципы [ссылаясь на марксизм-ленинизм] к нашей конкретной ситуации таким образом, как никогда не было сделано раньше. И внедрение идеологии чучхе было тем самым крупным прорывом в идеологической работе». Это вполне можно понять: ведь чучхе, как и многие антикапиталистические идеологии в странах Третьего мира, совмещали в себе элементы, как марксизма, так и национализма.

Необычный стиль, радикальная риторика, синтез идей, казавшихся несовместимыми — всё это привлекает интерес к опыту движения «Чёрных пантер

Необычный стиль, радикальная риторика, синтез идей, казавшихся несовместимыми — всё это привлекает интерес к опыту движения «Чёрных пантер». Они оказали огромное влияние на расширение гражданских прав для темнокожего населения, активно поддерживали феминистское движение и многое, многое другое.

Увы, в 1969-м после крупномасштабной полицейской операции 28 ключевых лидеров ПЧП были ликвидированы, и организация фактически прекратила своё существование. В декабре того же года 1969 года полиция осаждает её офис в Лос-Анджелесе. «Пантеры», среди которых были и женщины, отстреливаются пять часов. К концу 1970-го года полиция арестовала 469 активистов партии.

К сожалению, «Чёрные пантеры» не смогли осознать, что одна социальная группа в одиночку не сможет прорвать фронт империализма и сломить капиталистическую систему, порождающую неравенство, войны и расизм. Их погубила смертельная доза чёрного расизма и замкнутость на единичной национальной группе, в то время как для разрушения системы требуется всеобщее, массовое восстание трудящихся вне зависимости от расовой принадлежности.

Естественно, что левым нужно изучать всякий опыт, связанный с мировым социалистическим движением, в том числе и опыт ПЧП. Так или иначе, «Пантеры» навсегда оставили свой след в культуре, истории антиимпериалистического движения и борьбе за права угнетаемых.

Чёрные пантеры

Чёрные пантеры

Род занятий:

Время деятельности:

Численность:

Лидеры:

Родина:

Место действия:

Оружие:

Враги:

Символ:

Партия чёрных пантер или BPP (сокр. от Black Panther Party) — афроамериканская организация, ставившая своей целью продвижение гражданских прав чернокожего населения. Была активна в США с середины 1960-х по 1970-е гг. и имела свою боевую организацию.

Выбор пантеры для названия и символики этой организации не случаен и объяснялся тем, что пантера является свирепым животным, но она никогда не станет нападать первой, пока её не загонят в угол. И только тогда пантера совершает бросок (на эмблеме Чёрных пантер изображена пантера, готовящаяся к броску). Афроамериканцы США, из-за расовой сегрегации считали, что как раз таки они являются загнанными в угол, и что настало время для броска.

История

Появление подобной организации было обусловлено общим положением чернокожего населения США в то время. Не смотря на то, что практически сто лет назад было отменено рабство, белые и чёрные не были уравнены в правах: на территории южных штатов США очень ярко была выражена политика расовой сегрегации, из-за которой чёрные дети не могли посещать школы для белых, чёрные люди, вне зависимости от пола или возраста, должны были всегда уступать место любому белому человеку в общественном транспорте, а также не имели права занимать первые 4 места в автобусе, даже если они были пустыми.

В середине XX века борьба против расовой сегрегации была дополнена антиколониальным движением, а также последствиями Второй мировой войны, в ходе которой, в частности, чернокожие солдаты воевали плечо-к-плечу с белыми товарищами, но по возвращению домой все-равно имели меньше прав, чем невоевавшие белые. Все это вызывало в рядах афроамеркианского населения США смятение, а затем и недовольство, которые выросло в движение за свои права. Первые подобные акции имели единичный и мирный характер, в дальнейшем их возглавит известный на весь мир проповедник Мартин Лютер Кинг.

Однако афроамериканским юношам не нравилась излишняя либеральность этого движения, они считали, что мирным путем не удастся добиться каких-то изменений в социальной и политической сфере, поэтому они настаивали на радикализации борьбы. Сначала они организовывали обычные группы, которые с демонстративно выставленным напоказ оружием охраняли митинги и марши активистов за уравнение прав с белыми. Но в 1965 г. происходит убийство Малкольма Икса, и, хотя на самом деле его убили чернокожие соратники из “Нации ислама”, для молодых радикальных юношей из негритянских кварталов это становится своего рода сигналом к началу действий, поскольку они, поспешно обвинив в убийстве Икса белых расистов, решили, что следующим может стать любой из них.

В октябре 1966 г. в Окленде, штат Калифорния, Бобби Сил и Хью Ньютон основывают Партию самозащиты “Чёрные пантеры”. Они оба получили образование в колледже, однако Хью, как и многие другие члены Чёрных пантер, часто воровал в детстве и юности (но, в отличии от своих сверстников, тратил добытые деньги не на развлечения, а на учебу), из-за чего имел проблемы с представителями правопорядка. Хью Ньютон стал довольно популярным лидером, умело сочетая в себе “лихой имидж” преступника и образ образованного человека, постоянно тянущегося к знаниям.

Важно понимать, что Чёрные пантеры были созданы как политическая партия, и, пусть они и объявили себя вооруженной партией, а также провозгласили вооруженную борьбу против расистов и врагов внутри чернокожего движения, они все-таки еще занимались и общественно-политической деятельностью, про которую часто забывают: они устраивали бесплатные завтраки для чернокожих школьников, раздавали бедным чернокожим женщинам продукты, печатали собственную газету, проводили занятия для подрастающего поколения и т. д. Вся их политическая доктрина была изложена в “Программе десяти пунктов”, которая помимо требований национально-освободительного характера, имела также обычные социальные требования, популярные в то время у левых во всем мире.

За 2 года существования организации в неё вступило порядка 2-х тысяч человек, её отделения начали открываться даже в негритянских районах Нью-Йорка — в Бруклине и Гарлеме. К ним начала присоединяться вся политически активная афроамерикнская молодежь. Среди известных членов Чёрных пантер часто называют Афени Шакур, мать известного репера Тупака Шакура. Крестной матерью Тупака стала не менее легендарная личность по имени Ассата Шакур, которая, будучи приговоренной к пожизненному заключению за убийство полицейского, сумела в 1979 г. сбежать из тюрьмы, а после этого оказаться на Кубе, где правоохранительные органы США уже не могли её достать.

Читайте также:  Итальянцы в рабочем движении США, участие в отраслевых союзах

Митинг Чёрных пантер, 1967 г. Обратите внимание, что крайний слева боец держит в руках деревянную палку, вырезанную в виде ружья или дробовика. Возможно, подобным образом они хотели отреагировать на запрет публичного ношения оружия.

Поскольку многие, особенно лидеры партии, были прекрасно осведомлены в юриспруденции, во время своих акций они следовали едва ли не каждой букве закона, поэтому полицейские часто не имели никакого права препятствовать их акциям или другим действиям. Даже публичное ношение оружия, с помощью которого Чёрные пантеры хотели лишний раз надавить на власть (намекая, что у нас есть оружие и мы готовы использовать его в любой момент), до определенного времени не противоречило ни одному существующему в то время закону. Но чтобы прекратить эти марши вооруженных чернокожих активистов, правительство Калифорнии в 1967 г. запретил носить с собой заряженное оружие. Это решение никак не повредило другим парамилитарным организациям того времени, которые имели целые арсеналы огнестрельного оружия (например, минитмены или Ку-клукс-клан), но лишило Чёрных пантер их главного козыря.

Тем не менее, чтобы выполнить закон, Чёрные пантеры отказались от вооруженного патрулирования митингов и негритянских кварталов, и вместо этого сосредоточились на организационную и правозащитную работу, помогали арестованным чернокожим активистами (в том числе и тем, кто не входил в состав Чёрных пантер), собирали деньги для внесения залога в судах.

Неожиданно в конце 1967 г. Хью Ньютон публикует статью о том, что тактика массовых бунтов дорого обходиться и имеет лишь кратковременный успех. Ньютон призывал консолидироваться все организации за права чернокожих вокруг одной партии (очевидно, подразумевалась партия Чёрных пантер) и начать противостоять власти на всех возможных площадках. Он предложил начать вести городскую партизанскую войну и развернуть террор против полицейских.

Марш “Чёрных пантер” с требованием свободы Хью Ньютона, 1969 г.

28 октября 1968 г. в ходе перестрелки с полицейскими, которые были типичным для Чёрных пантер явлением, Хью Ньютон получает ранения. Его доставляют в больницу, но полицейские арестовывают его прямо там. Понимая, что ему грозит газовая камера, он превращает зал суда на трибуну для провозглашения политической программы Чёрных пантер. Выступление Ньютона в суде шокировало многих — вместо необразованного бандита, которым его рисовала государственная пропаганда, перед присяжными выступил образованный человек, отлично разбирающийся в законодательстве США. Возможно, благодаря этому его приговорили не к смертной казни, а всего к 15 лет тюремного заключения.

Однако после ареста Ньютона полиция развернула настоящий террор против Чёрных пантер: за 1968 – 1969 гг. несколько сотен членов этой организации было убито или арестовано, партия потратила порядка 5 миллионов долларов на внесение залогов за всех арестованных активистов. В 1971 г. во время попытки побега был убит еще один популярный лидер организации Джордж Джексон.

К началу 1970-х гг. партия Чёрных пантер была фактически разгромлена, хотя отдельные стычки и перестрелки происходили еще до 1982 г. Многие её лидеры были убиты, кроме Ньютона, которому все-таки удалось сбежать на Кубу. По мнению левых исследователей, главной причиной неудачи Чёрных пантер стало то, что они создали для себя образ вооруженных бандитов, который помешал им полностью преобразоваться в политическую партию.

Идеология

Плакат, на котором изображен Хью Ньютон в зулуском антураже, держащий в одной руке ассегай — символом чернокожих народов Африки, а в другой — дробовик — символом современности.

Чёрные пантеры придерживались идеи “чёрного радикализма”, который, в отличии от “интеграционализма”, предусматривающего мирную и гармоничную интеграцию чернокожего населения в американское общество, провозглашал активное развитие африканского компонента их культуры. Эта идея включала в себя также понятия негритюда — уникальности и исключительности африканских народов. По мнению идеологов движения за права чернокожего населения, африканскому менталитету присущ приоритет эмоций над разумом (в отличии от европейского и американского, где превалирует именно разум), интуиции и особого чувства “сопричастности” (в отличии от европейских индивидуалистов). Позже, однако, некоторые Чёрные пантеры стали отходить от идеи “чёрного радикализм”, познакомившись с белыми активистами, которые искренно выступали за равноправие между всеми людьми (подобным образом появилась малоизвестная организация Белые пантеры).

В 1960-е гг. по всему миру молодежь активно знакомилась с леворадикальными идеями, и чернокожие юноши не стали здесь исключением. Особо распространенным в среде Чёрных пантер стал маоизм, поскольку он более всего подходил для восприятия угнетенными массами в странах 3-го мира (ситуация в которых была похожа с ситуаций в негритянских гетто США), нежели марксизм-ленинизм, поскольку последний опирался на идею о диктатуре пролетариата, остававшейся непонятной большинству Чёрных пантер, которые зачастую были либо безработными, либо подрабатывали на временных работах. Также некоторые чернокожие юноши увлекались в то время работой Че Гевары о партизанской войне, которую частично они позднее пытались применить на практике.

Малкольм Икс, вооруженный карабином M2, демонстрирует, что для защиты своей семьи готов использовать “любые средства”, около 1965 г.

Значительное влияние на Чёрных пантер произвел Малкольм Икс — один из первых чернокожих активистов, активно заявляющий о необходимости вооружаться для собственной самозащиты. Именно его смерть стала толчком к созданию политической партии и его вооруженного крыла, которое следовало принципу Икса о необходимости вооруженной самообороны против расистов. Также важным источником вдохновения для Чёрных пантер стал Франц Фанон, автор знаменитой работы “Проклятьем заклейменные”, где он призывал к вооруженной борьбе чёрных (правда, он имел здесь только жителей Африканского континента) против колонизаторов и расистов. По словам Фанона, только через смерть угнетателя негр может осознать окончание угнетения. Также в предисловии к этому изданию было сказано, что не стоит давать своим врагам унизительные клички животных, поскольку для того, чтобы одолеть противника, необходимо уважать его. Примечательно, но, нарушив это правило (Чёрные пантеры стали обзывать полицейских свиньями), Чёрные пантеры очень скоро были разгромлены. Хотя, по мнению ряда левых экспертов, в долгосрочной перспективе Чёрные пантеры все-таки победили, поскольку в современных США чёрные уже абсолютно уравнены в правах с белыми, однако, если быть откровенными, то в этом заслуга далеко не одних Чёрных пантер.

Организация

Чёрные пантеры, бросая вызов государственному аппарату, копировали различные государственные должности внутри своей структуры: так, у них был свой премьер-министр, должность которого исполнял Бобби Сил, а также свой министр обороны (им был назначен Хью Ньютон), который возглавлял вооруженную ячейку партии и оборонял негритянские кварталы от произвола полиции.

Оружие

Оружие, изъятое у Чёрных пантер в 1974 г.

Чёрные пантеры организовывали вооружённое патрулирование окрестностей, защищая чернокожих жителей от полиции. Когда копов заставали за приставанием к местным, участники патрулей становились неподалёку, демонстрируя наличие оружия (это работало только в тех районах, где не было запрета на открытое ношение огнестрельного оружия, который был принят в 1967 г.), и комментировали происходящее с юридической точки зрения, фотографируя действия полиции и не применяя силы. Подобная тактика сдерживала копов от противоправных действий, поскольку они понимали, что в меньшинстве и хуже вооружены. Конечно, они всегда могли вызвать подкрепление, но это не спасало конкретного полицейского от пули. Тем не менее, боевое применение оружия все-таки происходило: по словам Чёрных пантер, перестрелки провоцировали полицейские, по словам правоохранителей — провокаторами были сами пантеры. В результате таких перестрелок часто гибли как Чёрные пантеры, так и полицейские, причем за гибель одного полицейского мог отвечать совершенно другой чернокожий активист, никак не связанный с этим убийством.

Наиболее узнаваемым и распространенным оружием Чёрных пантер, которое они носили во время патрулирования — это дробовики самых разных моделей и вариаций (Winchester 1912, Winchester Model 1887, Winchester Model 1873, Winchester Model 1895, Winchester Model 70, Remington 870, 12 Gauge Double Barreled Shotgun, Ithaca 37), которые продавались едва ли не в любом оружейном магазине и купить их в США никогда не было большой проблемой. Кроме того, в изъятом у Чёрных пантер арсенале находилось и другое оружие: винтовки M1917 Enfield, AR-15, M16, карабины M1 и M2, MP5, пистолеты-пулемёты Ingram MAC-10, пистолеты M1911, револьверы Colt Detective Special, Colt Official Police, Smith & Wesson Model 10, а также широкий арсенал холодного оружия — бейсбольная бита, полицейская дубинка (очевидно, трофейная), мачете, балисонг, цепь. Имелись случаи применения Чёрными пантерами и коктейля Молотова.

Чёрные пантеры

Очередной скандал с убийством полицейским негра (на этот раз в городке Шарлотта) и последовавшими за этим беспорядками, напомнил о том, что в этом году будет 50 лет со дня создания «Чёрных пантер», организации, которую финансово поддерживали даже такие люди, как экс-битл Джон Леннон (что, впрочем, не удивительно, учитывая, что белые расисты в США обещали его убить из-за одного неосторожного высказывания про Иисуса Христа). Кстати, в галереи Стивена Кашера в Нью-Йорке сейчас проходит выставка: «Власть народа: Чёрные пантеры в фотографиях Стивена Шамеса и графике Эмори Дугласа», если будете рядом – советую посетить.

60-е годы – это были тёплые ламповые времена, когда люди не стеснялись белое называть белым, а чёрное чёрном. Тогда никто не знал о постмодернизме и политкорректности. Привычка называть вещи своими именами не мешала людям бороться за свои права и место под солнцем, а скорее, наоборот, помогала.

В октябре 1966-го года в Калифорнии два негра: Хью Ньютон (24 года) и Бобби Сил (30 лет) решили создать партию самозащиты чернокожих с символичным названием «Чёрные пантеры». Вдохновлённые идеями убитого в 1965 году Малкольма Икса, известного исламского проповедника, радикального сторонника чёрного расизма и активиста «Партии ислама» Ньютон и Сил выступили противниками идеологии несопротивления исповедуемой Мартином Лютером Кингом.

Хью Ньютон

С самого начала своей деятельности «Чёрные пантеры» уделяли большое внимание своему имиджу. Хью Ньютон небеспричинно считал, что победа в символическом поле является одним из обязательных условий успеха. Как вы можете заметить, взглянув на фотографии ниже, «Чёрные пантеры» относились к этому аспекту политической борьбы всерьёз.

Революционность организации проявлялась в их стиле, который Хью Ньютон называл «Пробуждением сознания»: название, эмблема, чёрные кожаные куртки и чёрные береты – каждый элемент поддерживал брутальный имидж организации.

Несмотря на то, что «Чёрные пантеры» изначально заявляли себя, как лево-радикальная организация, вдохновлённая идеями Маркса, Мао и Че Гевары, сторонников чёрного расизма в рядах партии было немало. Поэтому пытаться определить политическую ориентацию «Чёрных пантер», используя термины прокрустова ложа пикейной аналитики – занятие неблагодарное.

Отдельным фетишем для них было оружие. Таким образом, и белому населению, и полицейским, и властям «Чёрные пантеры» показывали свою потенцию на сопротивление. Они хотели, чтобы власти с ними считались и воспринимали «Чёрных пантер» всерьёз. «У вас есть оружие, но и у нас есть оружие!» – писали на своих плакатах «Чёрные пантеры»

Стоит отметить, что бунты негров для США не новость. До 2000-х они случались за океаном достаточно часто. И в 60-х их было не мало. Однако лидеры «Чёрных пантер» считали бунты малоэффективными. Хью Ньютон в своей статье «О правильном подходе к революции» заявлял, что бунты обходятся для чёрной общины слишком дорого, а успех лишь локален. Он считал, что вместо этого необходимо бросить все силы на создание авангардной партии, представляющей интересы негритянского населения.

Важнейшими целями партии в сложившейся ситуации Ньютон считал повышение образовательного уровня общин и открытое и публичное противостояние власти, на всех возможных площадках, в том числе – подконтрольных самой власти. В качестве тактики Хью Ньютон открыто предлагал ведение городской партизанской войны против властей, в частности – террора против полицейских.

Кроме вооружённого патрулирования, стычек с полицией «Чёрные пантеры» занимались правозащитной, издательской и образовательной деятельностью. Они выступили с идеей бесплатных завтраков для школьников, заявив, что тяжело постигать науку на голодный желудок.

В 1967 году Хью Ньютон был ранен в перестрелке и из больницы препровождён в тюрьму. Суд присяжных признал его виновным в убийстве полицейского и приговорил к 15 годам заключения. «Чёрные пантеры» проводили массовые акции с требованием свободы Хью. В результате этой борьбы Ньютон вышел на свободу через 22 месяца, оказалось что полицейского застрелили его же коллеги. Но партия уже была другой.

В 1968 году, после убийства Мартина Лютера Кинга, «Чёрные пантеры», которые хоть и относились к нему без особых симпатий, решили отомстить. Во время перестрелки с полицией был застрелен семнадцатилетний казначей «Чёрных пантер» Бобби Хаттон. Бобби Сил получил четыре года тюремного заключения. В августе 1968 г. произошли перестрелки «Чёрных пантер» с полицией в Детройте и Лос-Анджелесе, позже – перестрелки в Индианаполисе, Детройте, Сиэтле, Окленде, Денвере, Сан-Франциско и Нью-Йорке.

В 1969 году власти США показали насколько серьёзно они относятся к «Чёрным пантерам» – в результате широкой облавы были убиты 28 лидеров партии и несколько сотен активистов попали в тюрьму. Партия потратила более 5 миллионов долларов на освобождение под залог своих членов.

Хью Ньютон не терял надежды возродить организацию, летал в Пекин, где встречался с руководством Китая. Партия продолжала свою деятельность: кормила детей завтраками, выпускала газеты, но эпоха молодых и дерзких закончилась. Начались семидесятые.

В 1974 году Ньютона вновь обвинили в убийстве, и он вынужден был скрываться на Кубе. В 1977 году он вернулся в США. Защитил докторскую по философии. И в 1989 году был убит другим негром из группировки «Чёрная партизанская семья», которую создал Джордж Джексон, один из лидеров «Чёрных Пантер», убитый в 1971 году.

Бобби Сил, после ссоры с Хью Ньютоном в 1974 году, отказался от политической деятельности и переквалифицировался в писатели. Он написал собственную биографию, поваренную книгу, а в 2002 году стал преподавать в университете Темпл в Филадельфии.

Читайте также:  Политическая роль иммигрантов в США, включая выборы

Говорят в США и сейчас есть люди, которые называют себя «Чёрными пантерами», но они имеют опосредованное отношение к этой истории.

Ещё немного фотографий «Чёрных пантер»:

Марш «Чёрных пантер» с требованием свободы Хью (1969)

Похороны Джерджа Джексона убитого во время попытки вооружённого побега из тюрьмы

Чёрные пантеры требуют осовбодить Хью Ньютона (1968)

Бесплатные завтраки от «Чёрных пантер». 1970 год Иллинойс

Свободу Хью! Свободу Бобби! Сан-Франциско. 1970

BlackPanters-югенд. Калифорния. Окленд. 1970

1970. Нью-Йорк. Бруклин. Граффити гласит: «Чёрные должны восстать!»

Бобби Сил выступает на митинге с требованием освободить Хью Ньютона. Калифорния. 1968

Анжела Дэвис требует освободить Хью Ньютона. 1969

Женщины с пакетами бесплатной еды от «Чёрных пантер». 1972

Так выглядел офис «Чёрных пантер» в Нью-Хейвине, штат Коннектикут во время суда над Бобби Силом. 1970

Джонатан Джексон был убит 7 августа 1970 года во время попытки похищения судьи Гарольда Хейли. Он хотел обменять его на своего брата Джорджа Джексона, находящегося в тюрьме

Распространитель газеты «Чёрные пантеры» в Бостоне. 1970

Кэтлин Кливер, секретарь по связям с общественностью, первая женщина, ставшая членом партии «Чёрные пантеры» беседует с молодыми партийками

Молодые члены «Чёрных пантер» во время суда над Бобби Силом

Черные пантеры – политическое объединение чернокожих в США

&nbsp Черная сотня

“Прочь, поганые белые!”

Почти полтора столетия, начиная с войны между Севером и Югом, Америка и все прогрессивное человечество успешно боролись с расизмом. Еще немного, и белый расизм будет искоренен окончательно. Но на смену ему уже пришел черный.

В Нигерии белым не рекомендуется выезжать за пределы крупных городов: подавляющее большинство населения этой африканской страны их не любит. В ЮАР после крушения апартеида множатся случаи выселения белых семей из объявленных “черными” домов, увольнения белых черными начальниками, появления негласных ограничений “только для черных” при посещении публичных мест. Белые бегут из страны. “Пошли вон из нашей Африки!” — радостно провожают их черные.
В США негритянская община пошла по пути добровольной сегрегации. Черные селятся отдельно, образуя целые кварталы. Они покупают журналы, где даже в рекламе нет ни единого белого лица. Они смотрят кинофильмы с черными актерами, покупают календари, буклеты и картины, на которых изображены исключительно люди их расы. Они слушают свою музыку и одеваются совершенно иначе, чем белые.
В черных кварталах царят те же законы, что и в Южной Африке: белым туда путь заказан. Сочтя оскорблением появление у себя без разрешения “поганого белого”, представители негритянского населения могут его убить. Белые при этом ограничены не только в ответных действиях, но и в словах: назвать негра негром в эпоху политкорректности — дело подсудное.

Убийственная политкорректность
Как свидетельствует американская судебная практика, белые уже лет двадцать назад начали постепенно понимать, что их дискриминируют. Так, еще в 1978 году белый юноша по фамилии Бакки подал в суд на университет, в который он пытался поступить, обвинив его в расовой дискриминации: Бакки сдал вступительные тесты, недобрал баллы и провалился. При этом в университет было принято немало негров, набравших еще меньше баллов, чем он. Бакки обиделся, и суд поддержал его, отметив, однако, что в целом система приема правильная — небелым следует давать льготы.
В 1995 году прогремело дело Симпсона. Известнейший черный спортсмен и кинозвезда, О. Дж. Симпсон обвинялся в убийстве своей белой жены и ее друга. 3 октября 1995 года присяжные (9 черных, 1 испаноязычный и 2 белых) вынесли вердикт: “невиновен”. Каждые четверо из пяти чернокожих восприняли это с ликованием — как победу черного человека над белой судебной машиной. Каждые двое из трех белых были против вердикта, считая, что суд оправдал виновного.
Черный расизм здесь проявляется в том, что приговор мог быть только оправдательным. В эпоху политической корректности не стоило особенно углубляться в детали одного бытового преступления — ради спокойствия в обществе в целом и предотвращения беспорядков в негритянских кварталах. Иными словами, решение суда было продиктовано не законом, а политическими и расовыми мотивами — решающим оказался цвет кожи жертвы и подсудимого. Беспорядков удалось избежать: “Марш миллиона разгневанных черных мужчин”, состоявшийся через две недели после суда, прошел мирно и без эксцессов.
Именно после этого о черном расизме в США заговорили вслух. Белые обнаружили, что “угнетенное” черное население Штатов сформировало свою идеологию, объявляющую белых недочеловеками, а негров — венцом творения.

В начале были негры
В конце 20-х годов в освободившейся от рабства Америке зародилось не представлявшее тогда опасности для благополучия страны, но довольно массовое движение “Назад, в Африку!” Маркуса Гарви. Опираясь на идеи Иоганна Готфрида фон Гердера, Гарви проповедовал, что черные должны отделиться от “белых дьяволов” — не вступать с ними в браки, не смешиваться и т. д. Современники отмечали полное совпадение этой фразеологии с ку-клукс-клановской. Так впервые проявился в демократической Америке черный расизм — блэкизм.
Гарви провозгласил борьбу за освобождение от белых и предоставление неграм нескольких американских штатов, за возвращение их на историческую родину, в Африку. Серьезные люди могли бы отнестись к шумным кампаниям Гарви с пренебрежением, не будь у него сотен тысяч последователей.
Идеи блэкизма упали на благодатную почву, подготовленную многовековым рабством американских негров. Однако реализовались эти идеи несколько неожиданно. Созданное черными переселенцами из США западноафриканское государство Либерия дала пример дискриминации одних негров другими — выходцы из США составили высшую касту, члены которой относились к аборигенам с глубоким презрением.
Всего через несколько лет после начала движения “Назад, в Африку!” Илайдж Мухаммед, Черный Пророк, основал в Штатах движение черных мусульман “Нация ислама”. Его доктрина имеет все классические признаки расизма.
По Илайджу Мухаммеду, природной религией черных является ислам, потому что они по происхождению азиаты (белые расисты почему-то тоже тяготели к Азии, размещая там предков германской расы). Первые люди, созданные Аллахом, были, разумеется, черными. Затем великие черные генетики древности вывели породу белых людей, которых Аллах изгнал в Европу. “Белые дьяволы” неполноценны по сравнению с черными людьми, и их временное господство — признак надвигающегося конца света (белые расисты, кстати, тоже говорили о конце света — только они обещали его в случае прекращения господства европейцев).
“Нация ислама” быстро стала мощной и высокоорганизованной структурой. Простые члены общины группируются в ней вокруг лейтенантов и капитанов. Черные мусульмане должны работать и отчислять одну десятую дохода в пользу организации. “Христианство — для ленивых”,— утверждают они.
Многолетний глава “Нации ислама” Луис Фаррахан настолько радикален, что его уже опасаются даже мусульманские страны. Не так давно ему было отказано во въезде в Узбекистан из-за крайне разнузданных расистских высказываний.
Но самой непримиримой, агрессивной и страшной стала негритянская националистическая боевая организация, созданная в 1966 году двумя молодыми парнями из оклендского гетто. Она называлась “Черные пантеры самообороны”.
“Если на тебя спустили полицейскую собаку, убей эту собаку, даже рискуя своей жизнью”,— призывал тогдашний лидер “Черных мусульман” Малькольм Экс (то есть “икс”, что символизирует утрату черного имени в белом расистском обществе). Пантеры не ограничивались громкими словами: им не без оснований приписывают организацию целого ряда террористических актов. “Черных мусульман” разгромили в 1970 году, но черный национализм не исчез и не ушел в подполье.

Война без победного конца
Негативные последствия искусственно насаждаемого в Америке расового “равноправия” очевидны. Система льгот и пособий черным снимает ответственность за содержание семьи, тормозит индивидуальное развитие, то есть делает черных хуже. С другой стороны, она дискриминирует белых. Когда речь идет о получении жилья, образования, работы, медицинской помощи — налицо льготы для черных. И самое главное, эта система не способствует расовому примирению: сегодня 68% черных и 38% белых считают расизм главной проблемой американского общества.
Эта проблема уже дорого обошлась американцам. Миллионы негров, умерших в рабстве от голода и непосильного труда. Взрыв насилия со стороны черных после отмены рабства, который поставил белую общину на грань исчезновения. Ответный террор белых: облачившись в балахоны, члены Ку-клукс-клана варили негров в котлах, сжигали на кострах и вешали на деревьях. Следующий ход черных: “Нация ислама” и “Черные пантеры”, которые держали в напряжении белые общины во всех крупных городах Америки. Теперь ходят белые.

——————————————————-
Враг всех расистов
Ровно 30 лет назад — в апреле 1968 года — был убит великий борец за права чернокожего населения США и крупный баптистский теолог Мартин Лютер Кинг. Его смерть встретили ликованием не только белые расисты. Их радость разделили черные. Смерть Кинга, в общем, устраивала всех расистов — вне зависимости от цвета кожи. Потому что Кинг расистом не был. Он нарушил жесткую структуру противостояния белых угнетателей и черных угнетенных, протянув руку белым борцам за равноправие — в основном представителям студенчества либеральных шестидесятых. Принято считать, что Кинга убили белые. Но сегодня, по прошествии многих лет, не менее правдоподобной кажется версия о том, что в его смерти повинны черные.
——————————————————–

Негр — двигатель прогресса
В Африке идейным оплотом черного превосходства стала теория “негритюда”, получившая широкую известность в 60-е годы благодаря творчеству президента Сенегала Леопольда Сенгора. Эта теория приписывает неграм все без исключения завоевания человеческой цивилизации. Так, европейцам наверняка будет любопытно узнать, что секретарем Цицерона был негр, который и придумал стенографию. Что чернокожие африканцы изобрели алфавит и научили писать финикийцев. Что подлинная архитектура началась с пирамид древнего Египта, построенных черными инженерами. Белый, конечно, может и улыбнуться, столкнувшись с этими утверждениями. Но с точки зрения многих черных, эта улыбка будет свидетельствовать лишь об умственной отсталости.
——————————————————–

Джон Стивенс, нью-йоркский журналист

Почему я не черный?!

— В США существует расовая дискриминация?
— Конечно. Вот я белый и не могу себе позволить того, что могут себе позволить “другие американцы”. Даже и высказываться-то на эту тему не вполне могу. Сразу обвинят в нарушении поликорректности.
— Можете привести примеры неравноправия?
— Сколько угодно. При приеме на работу, например, у меня больше шансов получить отказ, чем у черного. Его не возьмут — он подаст в суд: заявит, что подвергся дискриминации, и выиграет дело. При увольнении та же ситуация. Чуть что — в суд. Сейчас с ними связываться уже никто не хочет. На одной из табачных фабрик была история: темнокожие американцы заявили, что им мало платят, и стали грозить судом. Так, говорят, им сразу заплатили. Не столько, конечно, сколько они хотели — ну, допустим, не сорок миллионов долларов, а пять, но все равно. Проще платить и не связываться.
— Вы считаете, что черному населению живется в США лучше, чем белому?
— Обобщать трудно. Бедные и богатые есть везде. Это не показатель приоритетов. Здесь личный момент важен. Кто сумел заработать, а кто нет. Вопрос в том, что гарантируется человеку в том случае, если он не выиграл, а проиграл. Минимальный набор социальных гарантий. Так вот, по этой статье черным, конечно, лучше. И медицинская помощь, и пособие по безработице, и льготы при приеме в высшие учебные заведения и так далее и тому подобное. Плюс еще — слова лишнего не скажи. Одного комментатора уволили за то, что он с восхищением сказал после баскетбольного матча, что это, конечно же, игра черных, что они здесь молодцы. Тоже, оказывается, не имел права, обидел, выделил. Я думаю, приоритет по минимальному набору гарантий — это и есть самый большой плюс. Никогда не знаешь, как жизнь повернется. Честное слово, иногда жизнь прижмет, и я думаю: “Господи, ну почему я не родился черным?!”
——————————————————–

Брюс Найс, билетер “Метрополитен-Опера”

Никто не хочет быть черным в белой стране

— В США есть расовая дискриминация?
— В каком-то смысле, да. В том, что касается борьбы за подачки государства. Пособия, стипендии, самая нехитрая медицинская помощь.
— Вы черным завидуете?
— Боже упаси! Если человека прельщают крохи, то он может позавидовать черным, но если он хочет жить нормально, то мечтает отнюдь не о пособии по безработице.
— Разве льготы при приеме на работу — это крохи?
— Эти льготы существуют только в государственных структурах. В сфере частного бизнеса их нет и быть не может. Там в счет идут только деловые качества, а никак не цвет кожи. При таком подходе люди соревнуются свободно и побеждает сильнейший. Это и есть отсутствие расизма.
— Разве нет фактов дискриминации в частном секторе?
— Я скажу так: до войны было плохо и черным, и евреям. Но после второй мировой войны евреи поднялись, разбогатели. Им никакие льготы не нужны. С черными вышло иначе. Ничего они для себя в этом плане не сделали. Они разыгрывали другую карту — не индивидуального развития, на котором держится все наше общество, а коллективной борьбы за прожиточный минимум.
— Но, может быть, это только первый шаг к равноправию?
— Может, и первый шаг, но только не в ту сторону. Тот черный расизм, о котором можно говорить шепотом, кажется, не сделал пока черных богатыми. Во всяком случае, очевидных сдвигов здесь нет. А ведь именно это и есть подлинная свобода.
— Значит, лично вы не хотели бы быть негром?
— Быть черным в белой стране не хочет никто. Во всяком случае тот, кто еще не поставил на себе крест. А это от цвета кожи не зависит.

Ссылка на основную публикацию