Динамика иммиграции в США в 19 веке, стимулирующие законы

Динамика иммиграции в США в 19 веке

Массовой американская иммиграция впервые стала в конце 40-х годов XIX в., в связи с огромным выселением из Ирландии. После того она бурно нарастала вплоть до 1854 г., когда достигла наивысшего за 50-е годы уровня. Только в Нью-йоркский порт прибыло в тот год 319 223 человека. Но в 1855 г. там же высадилось уже 136 233 человек. Резкое падение иммиграции в этот и последующие годы сопровождалось даже репатриацией части прежних иммигрантов и определялось рядом причин, из которых главной следует признать экономический кризис 1854 г. в США и вызванные им лишения и безработицу. Происходившая в те годы Крымская война взяла в армии и флоты воевавших держав множество трудоспособных мужчин, увеличила спрос на рабочую силу в Европе и заняла часть судов военными перевозками. Большую роль в падении иммиграции сыграла организованная в США «незнайками» травля иммигрантов, которая никак не могла внушить им доверие к американским порядкам. Кризис 1857 г. снова вызвал сокращение иммиграции. Тем не менее, за 1850 — 1860 гг. число иммигрантов в стране выросло на 87,1 %.

Сокращение иммиграции в США

С началом гражданской войны иммиграция в США сильно сократилась. В то же время сотни тысяч рабочих и фермеров ушли на фронт, и когда миновал экономический спад, сопровождавший первый период войны, а промышленность и сельское хозяйство, особенно в связи с военными поставками, стали оживляться, в стране начал ощущаться недостаток рабочих рук. Уже в середине 1862 г. новоорлеанская газета, выходившая в недавно освобожденном северянами городе, писала: «Инициатива ввоза большого иностранного населения в настоящее время совершенно здорова, естественна и полностью оправдана состоянием и перспективами страны. Никто не может сомневаться в том, что после хозяйственного упадка, который продолжался так долго и был таким бедственным, должна наступить реакция и что, когда она наступит, то количество рабочих во всех отраслях, откуда взяты люди в армию, окажется недостаточным».

В палате представителей конгрессмен Страуз заявил в связи с докладом комитета по иммиграции: «Мы нуждаемся в этом классе людей, чтобы восполнить большую утечку нашего сельскохозяйственного населения, причиненную войной».

Вербовка иммигрантов и поощрение иммиграции

Осенью 1862 г. государственный секретарь Сьюард разослал американским представителям в Европе циркуляр, в котором предложил им вербовать эмигрантов, Консулы энергично взялись за пропаганду эмиграции, тем более, что, получая от нанимателей комиссионные, сами были материально в этом заинтересованы. К середине войны иммиграция стала нарастать. Немалую роль в этом сыграло принятие в 1862 г. закона о гомстэдах, одного из важнейших революционных актов гражданской войны. Будущие фермеры устремились из Европы на даровые отныне западные земли, тем более, что сельскохозяйственные цены стояли в то время высоко, а вновь заселяемые штаты старались привлечь иммигрантов. Но американские промышленники продолжали жаловаться на недостаток и дороговизну рабочей силы, создавали особые организации для ввоза европейских рабочих.

В 1664 г. конгресс принял «Акт о поощрении иммиграции», учреждавший соответствующие федеральные органы. Закон этот позволял ввозить рабочих по договорам: иммигранты обязывались проработать определенный срок на одном месте, причем их проезд в Америку оплачивался, а проездная плата вычитывалась из жалованья. Закон этот возобновлял принцип ввоза кабальных слуг (indentured servants), практиковавшийся еще в колониальной Америке, но в эпоху гражданской войны он не мог действовать долго. Законтрактованные рабочие обнаруживали, что обещанная им высокая зарплата — миф, что ее сводят на нет вычеты проездной платы и расходов по вербовке. Кроме того, довольно часто американские промышленники ввозили рабочих по договорам, чтобы срывать стачки местных рабочих, разрушать их профсоюзы, снижать заработную плату. Это был специфический способ борьбы с подъемом рабочего движения, происходившим во вторую половину войны.

В 1863 г. один из авторов газеты «Бостон Джорнел» предлагал в связи с забастовками печатников, образовывавших профсоюзы и требовавших повышения заработной платы, следующее: «Единственное средство, которое я вижу, — это издателям ввозить рабочих… Я полагаю, что в Англии и Ирландии можно достать сотни хороших печатников, а цены, которые теперь платят, соблазнят их иммигрировать». Иногда в договоры вводились завуалированные обязательства рабочих не вступать в профсоюзы. Но европейские рабочие, обнаружив замысел хозяев, в очень многих случаях срывали его — отказывались быть штрейкбрехерами, вступали в связь с местными профсоюзами, иногда даже возвращались на родину за счет этих профсоюзов. Так, например, поступили бельгийские шахтеры, завербованные на шахты Иллинойса. Иные находили другую работу или шли в армию. Закон не принес капиталистам ожидавшихся выгод, рабочие же организации очень энергично выступали против него, и в 1868 г. он был отменен. Исследовательница вопроса Ш. Эриксон отмечает, что закон был предназначен только для ввоза квалифицированных рабочих, хотя в последующие десятилетия неоднократно служил правым, цеховым профорганизациям аргументом против въезда масс необученных работников. Гораздо большее значение имела нараставшая в последние годы войны неорганизованная иммиграция.

Иммиграция в США в XIX веке (стр. 2 из 4)

Результатом стало ограничение иммиграции. Сначала принятый Конгрессом в 1882 г. закон запретил легальный въезд на постоянное жительство в США иммигрантам китайского происхождения, затем закон о правилах иммиграции 1917 г. распространил это ограничение практически на всех выходцев из азиатских стран, а закон 1921 г. ввел временные квоты на въезд из большинства европейских стран, которые всего три года спустя, в 1924 г., были значительно снижены и с тех пор приняли постоянный характер. Все эти меры стали провозвестниками качественно нового этапа американской иммиграционной политики, продолжавшегося до 1970-х годов; отличия этого этапа от предшествующего были разительными: так, если за 1901-1910 гг. в США прибыли 8,8 млн. иммигрантов (что составляло в год 104 человека на 10 тыс. проживавших в стране), то в 1931-1940 гг. эти показатели упали до 528 тыс. человек (или до 4 человек на 10 тыс. жи­телей).

С 1620-х до 1820-х гг. значительные группы людей приезжали в Соединенные Штаты не в качестве добровольных иммигрантов, а наоборот против своей воли. Этими людьми были уроженцы Западной Африки, которых привозили в качестве рабов для работы на больших фермах и плантациях юга. В целом из Африки было привезено около восьми миллионов человек. Гражданская война 1860-х положила конец рабству и принесла афро-американцам полное равноправие с белыми. Однако во многих штатах были изданы законы, дискриминирующие черное население страны.

Начиная с 1820-х гг. количество иммигрантов, приезжающих в Соединенные Штаты, стало резко расти. Столкнувшиеся с проблемами войны, бедности, дискриминации, иммигранты надеялись на лучшую жизнь в Америке.

В первой половине ХIX века, большая часть европейцев была из северо-западной части Европы – из Германии, Норвегии, Великобритании, Швеции и т.д. В конце 1840-х гг, например широко распространенный голод вынудил сотни ирландцев эмигрировать в США. Несмотря на продолжающуюся иммиграцию граждан из северо-западной Европы, с 1870-х гг. все больше людей стали прибывать из государств восточной и южной Европы: Италии, Испании, Греции, Польши и России. Как и прежние иммигранты, они приехали чтобы избежать лишение и дискриминацию на родине. В то время тысячи акров земли были свободны на среднем западе. На территориях которого и начинается этот великий спектакль, под названием “Дикий Запад”.

Так Дэдвуд, штат Южная Дакота известен тем, что был нелегально построен на индейской территории во время золотой лихорадки в Черных Холмах. Именно в Дэдвуде похоронен знаменитый Дикий Билл Хикок, убитый играя в покер.

1.2 Начало американской жизни

Среди ранних поселенцев на территории, где позднее образовались США, господствующей этнической группой были англичане. Превалирующим языком на этой территории стал английский. Однако вскоре туда стали прибывать люди других национальностей. В 1776 г. выразитель революционных идей в колониях Томас Пейн, будучи уроженцем Англии, все же писал, что Европа, а не Великобритания является прародительницей Америки. Эти слова относились к поселенцам, которые прибыли на этот континент не только из Великобритании, но и из других европейских стран, включая Испанию, Португалию, Францию, Голландию, Германию и Швецию. Тем не менее, в 1780 г. три из каждых четырех американцев были английского или ирландского происхождения.

В период с 1840 по 1860 гг. США пережили первое нашествие иммигрантов. Голод, неурожаи, рост населения и политическая нестабильность в Европе приводили к тому, что, по существующим подсчетам, ежегодно покидали этот континент 5 миллионов человек. В Ирландии фитофтороз поразил урожай картофеля, и свыше 750 000 человек погибли от голода. Многие из тех, кому удалось выжить, эмигрировали. Только в 1847 г. число ирландских иммигрантов в США достигло 118 тыс. 120 человек. В настоящее время насчитывается около 39 миллионов американцев ирландского происхождения.

Поражение в Германии революции 1848-1849 гг., направленной на становление немецкого национального государства, вынудил многих людей эмигрировать из этой страны. В период Гражданской войны в США (1861-1865 гг.) федеральное правительство помогало пополнить численность личного состава вооруженных сил путем поощрения иммиграции из Европы, особенно из германских государств. В качестве вознаграждения за службу в армии северян иммигрантам бесплатно давали землю. К 1865 г. каждый пятый солдат армии северян был иммигрантом, приехавшим в Америку во время Гражданской войны. В настоящее время 22 процента населения США составляют американцы немецкого происхождения.

С 1880 г., положившего начало десятилетию жестоких еврейских погромов в Восточной Европе, в Америку стали иммигрировать многочисленные представители еврейского населения. За последующие 45 лет в США переехали 2 миллионов евреев; в настоящее время численность американских евреев достигла 5 миллионов человек.

В конце XIX века в США въезжало так много людей, что правительство создало на Эллис-Айленде, расположенном в Нью-йоркской гавани, специальный пункт въезда в США, действовавший с 1892 по 1954 гг. В течение этого периода Эллис-Айленд служил своего рода входом в Америку, «чрез врата» которого прошли 12 миллионов человек. В настоящее время он является частью национального мемориального комплекса Статуи Свободы.

Глава II Причины миграций в США

Первые значительные переселения европейцев в Северную Америку были вызваны религиозными и политическими гонениями в Европе: сначала во Франции, где в 1675 году Людовик XIV отменил Нантский эдикт 1592 года, а затем в Шотландии и Ирландии, где обострились противоречия между коренным населением и англичанами. Однако к началу XIX века иммигранты чаще всего руководствовались экономическими мотивами, а закономерности развития рынка труда гораздо лучше объясняли динамику иммиграции, нежели проблемы, обусловленные войнами или политическими конфликтами. Проведенные экономистами и историками расчеты показывают, что к середине XIX столетия величина средней заработной платы в большинстве стран Европы составляла от 35 до 55% тех доходов, на которые переселенцы могли надеяться в США. Разумеется, многих привлекали и политические принципы американского общества, утверждавшие идеи свободы и равенства. Несмотря на то, что основатели Соединенных Штатов не стремились к росту численности переселенцев, все новые и новые тысячи европейцев прибывали за океан. Характерно, что подавляющее большинство из них (не менее 85%) обосновывалось в северных штатах, и лишь немногие селились на юге, где процветало рабовладение. К середине XIX века европейская иммиграция в США – самый масштабный из известных Новому времени миграционных процессов – стала одной из определяющих примет времени.

2.1 Лихорадки

К концу XIX в. молодая страна превращается в мировую державу. Здания нью-йоркских небоскребов, освещенные электричеством, и самый большой в мире подвесной Бруклинский мост становятся символами новой цивилизации.

Когда закончилась война за независимость, территория США простиралась от Атлантического океана до Миссисипи, а к середине XIX в. она расширилась уже до Тихого океана. Как это произошло? Уже в 1803 г. во время президентского правления Томаса Джефферсона США купили у Франции Луизиану – огромную территорию к Западу от реки Миссисипи. Это сразу увеличило страну вдвое. Надо заметить, что к началу XIX в. американцы вообще неясно представляли себе территорию своей страны и некоторые члены конгресса путали Миссисипи с Миссури. Покупая Луизиану, американцы не представляли ее границ, да и французы не очень хорошо знали, что они продают.

От Испании США добились уступки Флориды преследуя то беглых негров, то индейские племена, американские войска непрерывно вторгались на эту территорию и, наконец, заняли ее. В 1845 г. США захватили Техас, принадлежавший ранее Мексике, а в 1846 г. развязали с Мексикой войну. Война длилась два года, результатом чего явилось присоединение к США огромных территорий Новой Мексики и Северной Каролины

В то же время шел усиленный захват индейских земель. “Освобожденные” от индейцев земли на юге занимали плантаторы, а на севере – фермеры. Эти два потока сливались на Западе. В итоге территория США увеличилась в четыре раза и западная граница стала проходить по побережью Тихого океана.

Земельная лихорадка.Американский континент заселялся эмигрантами из Старого Света. Люди, которые прежде мечтали об участке земли в 10-20 акров (1 Акр = 0,42га), через несколько недель или месяцев после переезда в США стремились получить надел в 160 или 320 акров. Непрерывный поток переселенцев двигался на Запад. Это были первопроходцы, пионеры. Континент был полупустым, и они стремились использовать эту ситуацию. Обычаи там тоже существовали свои.

По закону от 1841 г. переселенцы могли оформить захваченные земли, если докажут, что на их участке поставлен дом с окном. Бывало, что поселенцы использовали одну и ту же хижину, перетаскивая ее при помощи упряжки быков с участка на участок. Также согласно закону, женщина могла получить надел, являясь вдовой или “главой семейства”. Ходили слухи о том, что молодые незамужние дамы одалживали детей, усыновляли, становясь таким образом “главой семьи”, и получали свои 160 акров. Затем усыновление аннулировалось и ребенок возвращался к родителям.

Позднее к “земельной лихорадке” добавилась золотая лихорадка: в 1848 г. в Калифорнии было найдено золото. Да и кроме него на Дальнем Западе было много богатств: серебро, неистощенные земли, огромные леса, полные пушнины, реки, где водилось много рыбы. Образовались новые штаты Небраска и Дакота. В 1867 г. американцы купили у России Аляску. Все земли нужно было освоить, и они осваивались.

Иммиграционная политика США: тенденции и результаты

Иммиграционная политика США находится под воздействием ряда факторов, не дающих выработке эффективных стратегических решений в этой области. К таким факторам относится, в частности, влияние переменчивых общественных настроений, непонимание социальной и экономической природы иммиграции, сложившаяся практика благоприятствования коренному населению страны в ущерб приезжим иностранцам, а также различные политические соображения. Иммиграция в США обусловлена целым рядом причин. В обширной специальной литературе названы, среди прочих, следующие: наличие социальных сетей, способствующих миграции, недостаток рабочих мест на родине иммигрантов, потребность американской экономики в дешевой рабочей силе.

С самого момента своего образования Соединенные Штаты Америки представляли особый интерес для иммигрантов. Будучи построенной силами приехавших сюда европейских миссионеров, Америка превратилась в универсальный источник природных ресурсов, богатства и работы. На протяжении большей части истории США иммиграция является основным источником роста населения и культурных изменений. Экономические, социальные и политические аспекты иммиграции вызвали споры в отношении этнической, экономической выгоды, рабочие места для неиммигрантов, населенных пунктов, воздействие на восходящую социальную мобильность, преступность, и его поведение при голосовании.

В первые сто лет существования американского государства иммиграция в США не составляла проблемы, поскольку американское общество целиком состояло из переселенцев и обладало обширными возможностями для трудоустройства прибывающих приезжих. До начала XiX века не существовало никакого специального закона, касающегося иммиграции, и не велись официальные списки прибывающих. В Xviii веке вопрос об ограничении иммиграции не возникал. В 1798 году были приняты законы об иностранцах и подстрекательстве к мятежу. Эти законы не преследовали цель контролировать иммиграцию, скорее, они было направлены на выбор людей, достойных стать гражданами Америки. Федералисты, бывшие у власти в 1790-х годах, считали, что иммигранты из Европы в большинстве своем являются сторонниками оппозиции, т. е. демократических республиканцев. Стремясь закрепиться у власти, федералисты увеличили срок пребывания в стране, необходимый для получения гражданства, до четырнадцати лет. В 1802 году эти законы были отменены.

Читайте также:  Немецкие иммигранты в США, численность и адаптация в обществе

В 1850-х годах была весьма популярна так называемая Партия «незнаек», известная так же, как Орден звездно-полосатого флага, которая возглавила националистическую политику, направленную против рабочих-иммигрантов и католиков. Она выступала за увеличение срока натурализации, всячески стараясь воспрепятствовать всем, кроме выходцев из западноевропейских государств, в получении гражданства США. Члены партии были убеждены, что восточные европейцы и католики своим присутствием подрывают культурные устои Америки [1]. Некоторое время «незнайки» контролировали законодательные органы нескольких северовосточных штатов. С началом Гражданской войны это движение утратило силу. С 1870 по 1920 год в США иммигрировало около 26 миллионов человек, что превышало все население страны по данным на 1850 год. За эти пятьдесят лет образ американского иммигранта приобретает романтические черты. Пункты приема иммигрантов в то время располагались в основном на восточном побережье. Иммигрантов, приплывавших в страну через Нью-Йоркскую гавань, встречала статуя Свободы, затем их доставляли на остров Эллис – крупнейший перевалочный пункт Америки. Большинство переселенцев были уроженцами европейских стран. Это немаловажное обстоятельство часто упускается из виду. Иммигрантский контингент резко изменился (заодно изменив демографический состав всей Америки) лишь в ХХ веке, когда большую часть приезжих составили выходцы из Азии и Латинской Америки.

По окончанию Первой мировой войны антииммигрантские настроения снова дали о себе знать. Опросы общественного мнения выявили опасения многих американцев, что приток европейских иммигрантов из разоренных войной государств приведет к возрастанию конкуренции на рынке труда. Кроме того, снова усилились антииммигрантские настроения в отношении определенных групп выходцев из Европы. Исходя из экономических мотивов и соображений нативизма, в 1921 и 1924 годах Конгресс США принял так называемые Постановления об ограничении квот, ознаменовавшие начало особых ограничений на въезд в США определенных групп иммигрантов. В эти группы входили выходцы из Восточной Европы, Африки, Австралии и Азии. Тем не менее на представителей западного полушария ограничения не распространялись [1].

Принятие этих законов поставило перед Службой иммиграции и натурализации новую и непредвиденную задачу. Дело в том, что все моряки прибывающих в США судов имели право сходить на берег, и многие из тех, кому по закону въезд в страну был запрещен, пользовались этим, чтобы инсценировать дезертирство с корабля. Кроме того, все больше европейцев, которым не удавалось получить право на въезд изза отсутствия необходимых документов или по законам о неграмотности, перебирались в США через мексиканскую границу. В 1922 году через Мексику в США проникло 309 556 человек, а в 1923 году их число почти удвоилось, достигнув 600 тысяч [2].

В помощь пограничным пропускным пунктам, по решению конгресса, было организовано патрульное подразделение, члены которого стали верхом на лошадях регулярно объезжать мексиканскую и канадскую границу. Нужно отметить, что в этот период не существовало строгих ограничений на въезд из Мексики, поскольку мексиканцы, как правило, не оставались в США надолго. Мексиканская миграция была явлением двусторонним и относительно сбалансированным. Однако революция, произошедшая в Мексике, вызвала в 1911 году первый приток мексиканцев в страну. По имеющимся данным, в Соединенные Штаты въехало тогда на легальной основе приблизительно 250 тысяч мексиканцев. В это же время внутри мексиканского сообщества сформировались социальные сети, функционирующие по сей день.

Вторая мировая война вызвала в США острую нехватку трудовых ресурсов, вновь возникла необходимость привлечения иностранной рабочей силы. В документах значится, что в 1946 году Служба иммиграции и натурализации при содействии Министерства труда США трудоустроила в сельском хозяйстве и тяжелой промышленности 82 000 рабочих. Было зарегистрировано 43 088 мексиканцев, 9 589 ямайцев, 5 052 жителя Багамских островов, 2 187 жителей Барбадоса, 669 жителей Ньюфаундленда и 160 гондурасских рабочих.

Начиная с 1942 года в аграрном секторе появилась возможность сезонного найма дешевой рабочей силы. Правительство Соединенных Штатов в сотрудничестве с мексиканским правительством разработало упрощенную систему заключения трудовых договоров, получившую название «программа брасеро». Эта программа предоставляла мексиканцам статус сезонных сельскохозяйственных рабочих. Вместе с тем она была подвергнута критике за чрезмерную эксплуатацию мексиканских рабочих. Наниматель имел право по собственному усмотрению назначать размер их заработной платы, определять условия труда, отдыха, питания. Положение бесправных сезонных рабочих сравнивали с рабским. В начале 60-х годов программа была остановлена обоими государствами. Тяжелые условия труда, созданные «программой брасеро», привели к тому, что иммигранты предпочитали въезжать в страну на заработки нелегально [1].

Во время корейской войны (начало 1950-х годов) вновь стала ощущаться острая нехватка рабочих рук. Вскоре почти единогласно был восстановлен закон, позволявший нанимать на работу мексиканцев. Служба иммиграции и натурализации приступила к найму рабочих и отсылке их на сельскохозяйственные предприятия. К 1964 году, когда этот закон прекратил свое действие, Служба иммиграции и натурализации обеспечила работой на юго-западных плантациях и ранчо около трех миллионов иммигрантов [3].

Наряду с другими законами, принятыми в 1960-е годы («О гражданских правах», «Об избирательном праве», «О равноправии при трудоустройстве»), Закон об иммиграции 1965 года предоставлял права въезда в страну лицам, которым ранее было отказано в допуске по этническим признаку [4]. Был также снят запрет, касающийся некоторых других групп иммигрантов, и созданы льготные условия для воссоединения семей иммигрантов. Жители стран Азии и Латинской Америки, ранее не имевшие права на въезд, теперь устремились в огромном количестве. Неудивительно, что сотрудникам Службы иммиграции и натурализации пришлось работать с удвоенной энергией.

Общественные и политические беспорядки в странах Восточной Азии и Центральной Америки вызвали большой поток беженцев. В 1960е и начале 1970-х годов США приняли многих выходцев из этих стран сверх существовавших норм. В 1980 году, в дополнение к системе льгот, введенных в 1965 году, Законом о беженцах была установлена особая процедура допуска беженцев в страну. В этом законе давалось определение статуса беженца и были введены правила подсчета количества беженцев, которое в состоянии принять государство. В 1980-е годы количество нелегальных иммигрантов в США значительно возросло.

Правительство постаралось снизить экономическую привлекательность работы в США. Политики рассчитывали, что, создав препятствия для трудоустройства иммигрантов, они смогут существенно снизить их приток. В 1986 году был принят Закон об иммиграционной реформе и контроле. Главной целью этого закона было уменьшение числа нелегальных иммигрантов в США. Для этого предстояло реализовать два положения: «О санкциях в отношении работодателей» и «Легализация иммигрантов». Первое должно было лишить иммиграцию привлекательности для тех, кто стремился в США в поисках работы, второе узаконивало пребывание нелегальных иммигрантов, уже находящихся в США, с тем чтобы снизить общее число нелегальных иммигрантов. В результате этих нововведений около трех миллионов иммигрантов смогли оформить документы для получения легального статуса.

В 1990 году иммиграционная политика снова была подвергнута коренному пересмотру. Согласно Закону об иммиграции 1990 года, число иммигрантов, работающих в стране по так называемой «гибкой схеме» («flexible cap»), увеличилось до 675 000 человек, были выделены средства на увеличение числа патрульных нарядов, для чего были наняты дополнительно 1 000 пограничников [4]. Основные направления деятельности Службы иммиграции и натурализации были пересмотрены, больший удельный вес стали занимать мероприятия по ограничению въезда и натурализации, а также по депортации нелегальных иммигрантов. Меры по усилению пограничного контроля, особенно жесткие в штатах Техас и Калифорния, привели к тому, что умножилось число нелегальных переходов через менее охраняемую аризонскую границу. Температура в районе Ногалеса (штат Аризона) может достигать 120 градусов по Фаренгейту (49°C). Результатом явилось то, что уровень смертности среди иммигрантов, в большинстве своем неготовых к столь суровому климату, увеличился в четыре раза по сравнению с 1993 годом.

Террористическая атака 11 сентября на Международный торговый центр и Пентагон повлекла за собой необходимость абсолютно новых политических решений. Сразу после терактов пограничные службы получили распоряжение перекрыть границы и разместить агентов в аэропортах, что в очередной раз продемонстрировало чисто реактивный характер американской иммиграционной политики. Внимание общества переключилось с нелегальных иммигрантов на «засидевшихся», т. е. иммигрантов, оставшихся в стране после окончания действия визы. Общество потребовало ответа на вопрос, как могло произойти, что нескольким террористам удалось въехать в страну «легально». Политики, чутко реагирующие на перемены общественного настроения, подготовили ряд инициатив экономического характера для решения проблемы «засидевшихся». И хотя специалисты по иммиграции говорили об этой проблеме задолго

до совершения терактов, лишь в настоящее время вводится новая система оформления статуса студентов-иностранцев и участников программы обмена.

Проблема иммиграции в США, как легальной, так и нелегальной, чрезвычайно сложна. Специалисты высказывают мнение, что относительно благополучное состояние американской экономики в настоящее время позволяет привлечь в нее больше иностранных рабочих, не считаясь с мнением тех, кто боится потерять работу из-за иммигрантов или полагает, что иммигранты отнимают у них льготы. И действительно, представители деловых кругов требуют новой «программы брасеро» для пополнения рынка рабочей силы. Мексиканским рабочим предоставляются временные разрешения на работу в США в сфере услуг. Они нужны в гостиничном бизнесе, в сельском хозяйстве, в сфере обслуживания пенитенциарных заведений. Обобщая, можно сказать, что в периоды экономической стабильности политики более радикально решают вопросы, связанные с иммиграцией [1].

Иммиграция в США обусловлена целым рядом причин. В обширной специальной литературе названы, среди прочих, следующие: наличие социальных сетей, способствующих миграции [4], недостаток рабочих мест на родине иммигрантов [5], потребность американской экономики в дешевой рабочей силе [6]. Кроме того, иммиграция, в первую очередь мексиканская, является результатом политики экономической экспансии, проводимой Соединенными Штатами. В результате расширения торговли и либерализации законодательства связи между Мексикой и приграничными штатами стали гораздо более тесными. Расширение американского экономического присутствия привело к тому, что миллионы мексиканцев, которых не коснулась экономическая реструктуризация, захотели переехать в США.

Социальные и экономические последствия таких демографических изменений документально подтверждены и могут оказаться неожиданными для широкой общественности. Так, исследования показали, что само участие иммигрантов в экономике страны приводит к увеличению налоговых поступлений на федеральном и местном уровнях, а также к росту потребительских расходов [7]. Помимо этого, иммигранты создают рабочие места для американцев и, судя по всему, не вызывают увеличения безработицы. Тем не менее иностранным рабочим недоплачивают и подвергают их эксплуатации. Их привозят в страну, а затем, если безработица начинает расти, отправляют домой, превращая в козлов отпущения в периоды экономических кризисов [7].

Оценки экономических последствий иммиграции достаточно противоречивы. Экономическая «отдача» иммигрантов второй волны уменьшается – во многом вследствие снижения их среднего квалификационного уровня. Это тормозит рост заработной платы и создает серьезную нагрузку на рынок труда, финансовые системы и социальные службы ведущих по количеству иммигрантов штатов.

И все же в долгосрочной перспективе иммиграция продолжит играть очень важную роль и как фактор роста населения, и как стимулятор экономической активности. Она обеспечивает подпитку экономики и низкооплачиваемой рабочей силой, и высококвалифицированными специалистами (а это и значительная экономия средств на их подготовку). Например, в 1998-м инженеры китайского и индийского происхождения контролировали приблизительно четверть высокотехнологичных бизнесов в калифорнийской Силиконовой долине с годовым объемом продаж в 17,8 млрд. долларов.

В целом можно выделить три основных фактора, в первую очередь определяющие важность иммиграции:

  • приток высококвалифицированных специалистов, облегчающий нагрузку на образовательную систему Соединенных Штатов и снижающий затраты на их подготовку;
  • приток малоквалифицированной и низкооплачиваемой рабочей силы, обеспечивающий заполнение непривлекательных для американцев рабочих мест и позволяющий снизить производственные издержки и цены, особенно в строительстве, сельском хозяйстве и сфере услуг;
  • широкомасштабная подготовка иностранных студентов в американских вузах, позволяющая осуществить отбор лучших кадров для предоставления им работы и местожительства в США и стимулировать формирование носителей новой политической культуры и идеологии среди тех, кто затем вернется домой. Последний аспект иммиграции особенно важен, поскольку она обеспечивает расширение американского политического, экономического и культурного влияния в странах эмиграции. Иммиграция важна также с точки зрения изменения демографической структуры населения. В частности, американское население заметно стареет, хотя и не столь быстро, как это происходит в Европе и России. Ожидается, что доля лиц в возрасте старше 65 лет, составлявшая в 1990 году 12%, к 2030-му может возрасти до 22%.

Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что иммиграция из Латинской Америки способствует экономической стабилизации в государствах южнее Соединенных Штатов: она снижает давление на рынок труда в этих странах и обеспечивает поток денежных переводов примерно 45 млрд. долларов ежегодно. В Мексике, например, около 18% населения получают переводы из США [7].

Необходимо искать новые формы иммиграционной политики. С одной стороны, иммиграция несет в себе огромный положительный заряд, а с другой – остановить поток нелегалов демократическим путем практически невозможно, особенно когда относительно благополучная страна граничит с гораздо более бедными и трудоизбыточными государствами. Как недавно писал известный политолог Джозеф Най, современный мир характеризуется «размыванием границ». Этот процесс, стимулируемый как рыночными, так и технологическими факторами, ведет к интенсификации международного движения не только товаров и услуг, но и рабочей силы. Наряду с изменениями в отношении мирового сообщества к вопросам прав человека и государственного суверенитета, этот процесс вынуждает многие страны, в том числе и США, пересматривать свои взгляды на миграцию и методы миграционной политики.

Иммиграция в США: от колониального периода до наших дней

Колониальный период

Наиболее длительной по времени волной миграции в США был период освоения новых земель. Эпоха колонизации Нового света началась в середине 17-го века и длилась вплоть до войны за независимость. Основными странами – донорами мигрантов были Великобритания со всеми своими землями (Ирландией, Шотландией, Англией и Уэльсом), страны Северной Европы (Швеция, Дания, Нидерланды), Германия, Франция. Мигранты из разных стран предпочитали размещаться в разных колониях, которые впоследствии стали отдельными штатами.

Причинами, побуждавшими первых переселенцев в США покидать свою родину и уезжать за океан, были разные ситуации экономического, политического, социального и религиозного характера. В Западной Европе продолжалась промышленная революция, породившая масштабные миграционные процессы. Кроме того, религиозные притеснения протестантов и гугенотов также способствовали их желанию переехать подальше от плохой жизни.

Первые мигранты занимались земледелием, будучи наемными работниками. Впоследствии им удавалось получить небольшой надел земли и заниматься своим делом. Несмотря на очень тяжелые условия работы , их жизнь можно было считать более успешной, чем на родине.

Массовый период миграции

Несмотря на большую длительность колониального периода миграции, численность новоприбывших была не очень большой. Массовой волной миграции считается вторая, которая продолжалась с начала 19-го века до конца столетия. За этот период в США приехали более 15 миллионов новых жителей из разных стран Европы.

Иммиграция того периода характеризовалась большим ареалом стран-доноров. В первую очередь это Ирландия и Германия (вернее, земли, которые впоследствии станут Германией), Швеция, Польша, Франция, Италия, Англия. Кроме того, в южные штаты хлынул поток мексиканцев, а в северные начали перебираться канадцы. В середине 19-го века Америку открыли для себя китайцы, сформировав первую волну иммиграции.

Переселенцы того периода занимались сельским хозяйством, активно продвигаясь на запад континента и осваивая новые земли. Часть иммигрантов останавливалась в стремительно растущих городах — Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии и других.

Читайте также:  Языковая ассимиляция американских скандинавов, языки и диалекты

Основными причинами второй волны иммиграции в США можно назвать активное освоение Среднего Запада и открытие порта в Нью-Йорке. Кроме того, США переживали экономический подъем: бурное развитие промышленности требовало новых рабочих. С другой стороны, в Европе, только отошедшей от наполеоновских войн, появилась масса молодых людей, ищущих свое место в жизни. При этом стремительная индустриализация и переход сельского хозяйства на другие принципы не требовали большого количества рабочей силы. Естественно, что молодое государство за океаном манило многих своими возможностями.

Характерным является расселение новых жителей компактными группами. Средний Запад, ставший к середине 19-го столетия самым плодородным регионом мира, стал новым домом для целых общин из Дании, Норвегии, Швеции, Богемии и Германии. Кстати, в этот период появились первые признаки недовольства и даже враждебности со стороны старожилов к иммигрантам. Причина такого отношения связана с религией — иммигранты-католики из Ирландии вызвали недовольство протестантов, составлявших на тот период большинство населения США.

Еще одним негативным фактором того времени было резкое неприятие китайцев, также устремившихся в Соединенные Штаты в поисках счастья. Впервые для США был принят закон «Об исключении китайцев» в 1882 году. Это была политика ограничения.

Третий период иммиграции в США

Очередная волна миграции в США началась вскоре после Гражданской войны и продолжалась до Великой американской депрессии. Эта волна характеризуется новыми источниками миграции, а также постоянным совершенствованием средств перемещения через океаны. Мощные и вместительные пароходы перевозили мигрантов в большем количестве и за меньшее время, чем старинные парусники.

Источниками миграции того периода были страны Южной и Восточной Европы: Италия, Греция, Румыния, Венгрия, Польша и другие. Волна индустриализации добралась и сюда, что породило такую же необходимость в поисках рабочих мест для огромного количества людей. За указанный период из Европы в США переехало свыше 25 миллионов человек, что стало самой масштабной волной миграции с момента колонизации Америки. Этот период характеризуется волной миграции из России, растерзанной Гражданской войной и предшествовавшей сменой политического строя.

Отличием данной волны миграции от предыдущей является тот факт, что вся масса людей оседала в городах, став основной рабочей силой для зарождавшихся отраслей промышленности — автомобильной, сталелитейной, химической и так далее. Именно эти люди стали причиной экономического подъема США и становления государства в качестве промышленного гегемона.

Эта волна иммигрантов также столкнулась с негативным к себе отношением со стороны людей, живших здесь несколько поколений. Причем ксенофобия стала организованной, была создана Лига за ограничение иммиграции в США. Такой ограничительный закон был принят в 1921 году под названием «Закон о национальном происхождении». Была ограничена общая численность иммигрантов, а также введены ограничения по национальному признаку. В привилегированном положении оказались выходцы из стран Северной и Западной Европы, а под запретом — жители Азии и Южной Европы.

Последняя эпоха иммиграции

Принятый в 1920-е годы закон об ограничении иммиграции не распространялся на страны Западного полушария. Вплоть до 1965 года иммигранты из стран Карибского бассейна, Мексики, других стран Южной Америки успели буквально наводнить некоторые штаты . Кроме того, знаковыми были волны миграции евреев из предвоенной Германии, венгров после событий 1956 года, кубинцев с залитого кровью острова. Но при этом закон об ограничении иммиграции действовал, обрастая ужесточающими поправками.

В 1965 году наступил большой перелом в законодательстве об иммиграции. Закон Харта – Селлера полностью менял принципы квотирования по национальному признаку. Квоты были заменены на категории по семейному или родственному признакам, а также по профессиональным навыкам. США приветствовали иммигрантов, имевших навыки в необходимых профессиях. Кроме того, приоритет получили иммигранты, имевшие родственников в США.

Изначально при помощи этого закона удалось изменить вектор иммиграции в сторону европейских стран, но впоследствии жители Кореи, Индии и других азиатских государств буквально хлынули в США. К новому тысячелетию объем иммиграции достиг уровня 1900 года. Таким образом иммигранты снова стали основной силой, формирующей нацию.

Выходцы из СССР и России в течение 20-го века постоянно пополняли число жителей США. Советский период ознаменовался массовым выездом интеллигенции, после распада СССР в США хлынул большой поток людей, покинувших родину в поисках лучшей жизни.

Начало 21-го века характеризуется дебатами в обществе о принятии законов, ужесточающих иммиграцию. Американцы видят в новых жителях угрозу для своего уклада и образа жизни, неприятие своих правил и знаменитой американской мечты .

Существует и противоположное мнение — о положительном влиянии иммиграции на развитие американской экономики и общества в целом.

В настоящее время тройка стран – лидеров по количеству мигрантов в США выглядит следующим образом: Мексика, Китай, Индия. Всего мигранты составляют 13% от общего числа жителей Соединенных Штатов.

Динамика иммиграции в США в 19 веке, стимулирующие законы

[Tags|США, иммиграция]

Последние события в США заинтересовали меня историей вопроса.
Погуглив наткнулся на книгу M.M. Иванова “Правовое регулирование иммиграционного процесса в США” .
И вот сокращенная выдержка из книги.

Иммиграционное законодательство США- одна из наиболее сложных и детально разработанных отраслей американского права и является отражением того факта, что США – чисто “иммиграционная” страна, развитие которой на протяжении веков было связано с притоком новых поселенцев и необходимостью государственного регулирования этого процесса.

До принятия в 1776 г. Декларации независимости, ознаменовавшей рождение американского государства, никакой иммиграционной политики не существовало в силу отсутствия самого государства. Этот период был связан с ничем не ограниченным освоением новых земель Северной Америки.

Первый этап в развитии иммиграционной политики США исходил из того, что приток иммигрантов необходим для экономического развития страны. И практически никаких ограничений на интенсивность и структуру иммиграционных процессов в этот период не было.

Второй этап в развитии иммиграционной политики связан с возникновением первых серьезных антииммиграционных настроений, возникших в крупных прибрежных городах США в 1830-х годах. Эти города, в которые в основном прибывали новые переселенцы из стран Европы, не могли вместить всех желающих. Возникают партия “прирожденных американцев”, “Орден объединенных американцев” и другие политические объединения, ставящие своей целью защиту Америки от засилья иностранцев.
Такие настроения нашли отражение в появлении ряда законопроектов, содержащих положения, ограничивающие иммиграцию. Ни один из них не был принят. Единственным актом федеральной власти в 1840-х годах был закон 1847 г., запрещавший перегрузку судов, перевозящих иммигрантов.
В 1853 г. в Конгрессе был создан комитет, задача которого состояла в изучении общенациональных проблем, возникающих в связи с иммиграцией. Однако единственным результатом деятельности комитета было принятие в 1855 г. закона, установившего нормы на судах для перевозки иммигрантов из Европы.

Третий этап в развитии иммиграционной политики начался в середине 1870-х годов и характеризовался введением качественных ограничений иммиграции. Все более открыто зазвучали голоса противников ничем не ограниченной иммиграции. Новые иммигранты рассматривались как источник бедности, беспорядка и преступлений. Первым правовым актом был Закон 1875 г. о запрете въезда в США некоторых категорий иностранцев. По этому закону на правительственных чиновников возлагалась обязанность на основе весьма расплывчатых критериев проводить отсев прибывающих иммигрантов. В 1882 г. был расширен список “нежелательных элементов”. К ним были отнесены преступники, проститутки, душевнобольные, слабоумные, а также те, кто мог стать “обузой для общества”. Таким образом, в эти годы формируется иммиграционная политика, нормы права приобретают более конкретное содержание, а некоторые из них сохраняются и в современном иммиграционном праве США.

Одновременно с этим все более активно начали выступать организации, в той или иной степени выражающие экономические интересы наемных рабочих. Иммиграция естественным образом снижала уровень заработной платы, использование труда штрейкбрехеров из числа новых иммигрантов вызывало резкое недовольство профсоюзов. В результате в 1885 и 1887 гг. Конгрессом были приняты законы, запретившие ввоз иностранных рабочих для работы по контракту. Исключение делалось только для специалистов высокой квалификации, без которых не могла развиваться соответствующая отрасль экономики. Это положение также фактически сохранилось в современном законодательстве в виде требования проходить процедуру так называемой трудовой сертификации лицам, претендующим на те рабочие места, которые могут быть заняты американцами. Закон 1888 г. еще более ухудшил положение иностранных рабочих, закрепив за федеральными властями право высылать из США любого иностранца, приехавшего на работу по контракту. Промышленный подъем 1890-х годов лишь ненадолго смягчил укреплявшиеся рестрикционные тенденции в развитии иммиграционного законодательства.
Закон 1903 г. дополнил список лиц, которым запрещался въезд в США -анархисты и “люди, которые верят в то, что правительство США должно быть свергнуто путем применения силы”. Росту антииммиграционных настроений в эти годы способствовало убийство в 1901 г. Президента США Уильяма Маккинли, совершенное анархистом с необычной для английского языка фамилией Чолгош. Все более активно зазвучали призывы оградить США от “европейской смуты”.

Первое десятилетие XX века было отмечено принятием еще нескольких рестрикционных законов. Так, закон 1907 г. дал право властям высылать из США людей, потерявших возможность содержать себя, в течение трех лет после въезда в страну. Этот же закон предоставил президенту США право отказывать во въезде определенным группам иностранцев по причине того, что результатом их въезда может стать ухудшение положения на рынке труда. На этом основании были введены ограничения на въезд в США граждан Японии, Кореи и Китая.

Закон 1917 г. о въезде в США в очередной раз пополнил список лиц, которым запрещался въезд в эту страну. К ним добавились психопаты, въезжающие в США с безнравственными целями, алкоголики и бродяги, а также неграмотные в возрасте старше 16 лет. В очередной раз активизировалось “антииностранное” движение; широкое распространение получили лозунги типа “Америка – для американцев!”. Принятые в 1918 и 1920 гг. законы создали правовую основу для проведения ряда полицейских акций, направленных на борьбу с политическим инакомыслием в среде иностранцев, находящихся в США.

Четвертый этап в развитии иммиграционной политики связан с введением количественных ограничений и переходом к системе национальных квот. Он начался в 1921 г. с принятия Закона о квотах, который разрешал въезд в США лицам различных национальностей в пределах 3% от числа лиц той же национальности, проживавших в США в 1910 г. На тот период это соответствовало ежегодной квоте в 357 803 человек. При этом численность иммигрантов, прибывающих из одной страны в течение месяца, не могла превышать 20% от ежегодной страновой квоты. Въезд в США сверх квоты был возможен только для представителей определенных профессий.

Закон 1924 г. уменьшил годовые квоты для отдельных стран с 3 до 2%. В результате ежегодная квота для въезда в США сократилась до 164 667 человек. В 1929 г. система квотирования снова изменилась. Квота для всех стран восточного полушария была установлена на уровне 150 000 человек в год,при этом число въезжающих представителей каждой отдельной страны должно было быть пропорционально числу выходцев из данной страны, находившихся в США по данным переписи 1920 г. Такая система определяла иммиграционную политику американского государства в области иммиграционного квотирования до 1952г.

Этот же период был отмечен дальнейшим ужесточением иммиграционных законов. Так, закон 1929 г. дал право властям проверять законность пребывания любого иностранца в США. Если иммигрант не был в состоянии представить достаточные, по мнению иммиграционных властей, свидетельства законности своего пребывания в США, он мог быть подвергнут депортации (принудительной высылке из страны). Дискриминационные в отношении иностранцев законы принимали и штаты. К середине 1930-х годов почти в половине американских штатов были приняты законы, ограничивающие права иностранцев занимать должности в государственных и общественных организациях. В эти же годы в Конгресс было внесено множество законопроектов, направленных на установление облегченного порядка депортации иностранцев за так называемые “моральные проступки”, обеспечивающих возможность ареста иностранцев без ордера, предусматривающих создание специальных концентрационных лагерей, куда предполагалось помещать провинившихся иностранцев на неопределенное время вместо депортации, и т.д. Эти законопроекты не стали законами, однако они весьма точно отражали политическую атмосферу того времени вокруг решения проблем иммиграции.

В 1940 г. был принят Закон о регистрации иностранцев, предусматривавший обязательный учет и предоставление данных о всех находившихся в США иностранцах. Было введено обязательное дактилоскопирование всех иностранцев, ранее применявшееся только к преступникам. Этим же законом в очередной раз был расширен список “нежелательных лиц”. Принудительной высылке подлежали лица, являвшиеся членами и каким-либо иным образом в прошлом или настоящем связанные с деятельностью организаций, относимых иммиграционными властями к разряду “подрывных”. Закон об общественной безопасности 1941 г. дал право американским консулам на местах отказывать в выдаче визы любому иностранцу, если у консула были “основания полагать”, что деятельность данного иностранца на территории США может представлять угрозу для безопасности страны. Это положение закона сохранилось и в современном иммиграционном праве США.

Закон о внутренней безопасности 1950 г. запретил въезд в США бывшим и настоящим членам коммунистических и тоталитарных партий. Был введен порядок, согласно которому любой законно въехавший в США в прошлом иностранец мог быть выслан из страны, если обнаруживались основания, по которым согласно данному закону въездная виза ему не могла быть выдана. Этим же законом каждому иммигранту предписывалось регистрироваться в Службе иммиграции и сообщать об изменении своего адреса. Этот порядок, за несоблюдение которого были установлены жесткие санкции, сохранился до настоящего времени.

Этот же период был связан с принятием в 1948 г. первого Закона о перемещенных лицах, по которому до конца 1951 г. США было предоставлено убежище более чем 400 тыс. беженцев. Законом решались как гуманитарные, так и политические задачи.

Пятый этап в развитии иммиграционной политики американского государства был связан с введением системы, преференций, или предпочтений, при допуске иммигрантов в страну. Начало этого этапа было ознаменовано принятием в 1952 г. Закона об иммиграции и гражданстве, известного как “Закон Уолтера-Маккарена”. Этот закон кодифицировал все основные положения иммиграционного законодательства, а также определил четыре категории иностранцев, въезду которых в США отдавалось особое предпочтение.

В первую категорию входили специалисты высокой квалификации (на их долю отводилось 50% квоты, установленной для данной страны);
во вторую – родители американских граждан (30% плюс визы, не использованные в первой категории);
в третью – супруги и дети постоянных жителей США (20% плюс визы, не использованные в первой и второй категориях);
в четвертую – состоящие в браке дети американских граждан, дети старше 21 года и братья и сестры граждан США (25% виз, не использованных во всех предыдущих категориях).

Еще 25% из числа виз, не использованных в данных категориях, предназначалось лицам, не попавшим ни в одну из этих категорий предпочтения.

Развитие иммиграционного законодательства в части становления системы преференций и преференциальных квот шло по пути, начертанному “Законом Уолтера-Маккарена”. В последующие годы принимались многочисленные правовые акты, устанавливающие отдельные квоты для особых групп иммигрантов (беженцы, представители ряда профессий, сезонные рабочие и т.д.).

Этим же законом были устранены расовые ограничения, установленные ранее для определенных категорий иммигрантов; был введен особый порядок въезда иностранцев-специалистов; облегчена процедура перемены статуса (с неиммиграционного на иммиграционный) для иностранцев, временно находящихся на территории США; более четко определена процедура и установлены процессуальные гарантии защиты от депортации. С 1953 г. определена новая квота для стран восточного полушария – 154 657 человек в год (численных ограничений для стран западного полушария установлено не было).

В этот период также был принят ряд законов (1953, 1957, 1960 гг.), обеспечивших въезд в США сотен тысяч беженцев, преимущественно из стран Восточной Европы.

Читайте также:  Процесс ассимиляции немцев в США, этапы и сложности

Шестой этап связан с отменой порядка определения квот, исходя из национальности иммигранта, а также закреплением и расширением уже существовавшей системы преференций. Законом 1965 г. были введены эти изменения, а также установлены новые количественные ограничения иммиграции. Годовая квота для восточного полушария была установлена на уровне 158 561 человека и впервые для западного – 120 тыс. Была также определена отдельная квота для беженцев из стран восточного полушария – 10,2 тыс. человек в год. При этом были введены страновые квоты – 20 тыс. человек из одной страны в год.

Закон определил семь преференциальных категорий:
в первую категорию входили не состоящие в браке дети граждан США (20% квоты);
во вторую категорию – супруги и не состоящие в браке дети постоянных жителей США (20% плюс визы, не использованные в первой категории);
в третью категорию – специалисты высокой квалификации (10% квоты плюс визы, не использованные в первой и второй категориях);
в четвертую категорию – состоящие в браке дети граждан США (10% квоты плюс визы, не использованные в первой, второй и третьей категориях);
в пятую категорию – братья и сестры граждан США (24% квоты плюс визы, не использованные в первой, второй, третьей и четвертой категориях);
в шестую категорию – квалифицированные и неквалифицированные работники для найма на предприятия отраслей США, испытывающих нехватку рабочей силы (10% квоты плюс визы, не использованные в первой, второй, третьей, четвертой и пятой категориях);
в седьмую категорию – беженцы (6% квоты).

Основываясь на необходимости защиты американского рынка труда, закон 1965 г. впервые установил требование для иммигрирующих на основании трудоустройства иметь предложение о найме (третья категория предпочтения) и проходить процедуру трудовой сертификации в Министерстве труда (шестая категория предпочтения).

Седьмой этап в развитии государственного регулирования иммиграции был связан с перенесением в конце 1970 – начале 1980-х годов акцентов иммиграционной политики на проблемы, связанные с увеличивающимся потоком беженцев и с нелегальной иммиграцией. Это было вызвано, в частности, бегством в США через юг Флориды более чем 125 тыс. человек с Кубы и перемещением более чем 400 тыс. человек с Индокитайского полуострова в связи с военными действиями на территории Вьетнама и Камбоджи. Решению проблем легализации беженцев были посвящены принятые в 1980 и 1986 гг., соответственно, Закон о беженцах и Закон о нелегальной иммиграции, иммиграционной реформе и контроле. Законом 1986 г. были также установлены санкции к работодателям, нанимающим на работу лиц, не имеющих право на трудоустройство в США.

Восьмой этап начался в 1990 г. принятием основополагающего для сегодняшней иммиграционной системы Закона об иммиграции. Акцент был сделан на легальной “регулярной” иммиграции. Была модернизирована и расширена система преференциальных категорий, введены новые категории иммигрантов, связанные с трудоустройством и созданием новых рабочих мест. Постоянной иммиграционной категорией стала программа “этнического разнообразия”, дающая шансы на получение статуса постоянного жителя представителям стран с низким уровнем иммиграции в США. Ежегодные иммиграционные квоты были установлены на уровне 700 тыс. человек в 1992, 1993 и 1994 финансовых годах и 675 тыс. человек – начиная с 1995 финансового года.

К этому же периоду относится более пристальное внимание законодателя к вопросам нарушения иммигрантами своего статуса. Закон о реформе нелегальной иммиграции и ответственности иммигрантов 1996 г. ужесточил ответственность за нарушение условий визового статуса. Запрет на въезд в США в течение трех лет налагался на лиц, чье непрерывное пребывание в США сверх разрешенного времени составило срок от 180 дней до одного года, и в течение десяти лет на тех, чье пребывание сверх разрешенного срока составило более одного года. Лица, депортированные из США, не могли въехать в страну в течение десяти лет. Лица, которым было отказано во въезде, не могли въезжать в США в течение пяти лет. По новому закону инспекторам Службы иммиграции и натурализации была предоставлена возможность принятия решения об отказе во въезде непосредственно в пунктах въезда. Кроме того, закон 1996 г. поставил задачу разработки автоматизированной системы контроля за въездом и выездом иностранцев.

Современный период развития иммиграционной политики США характерен острой политической борьбой сторонников и противников усиления иммиграционных процессов. Однако основополагающие принципы иммиграционной политики американского государства остаются прежними – привлечение полезных для развития страны иностранцев и ограничение въезда “нежелательных” лиц.

Иммиграция в США в XIX веке

Тема: Иммиграция в США в XIX веке

Глава I Фундаментальные основания американского перерождения наций…………………………………………………….4

1.1 Переселение в США из различных частей света…..6

1.2 Начало американской жизни……………………………10

Глава II Причины миграций в США…………………………12

2.2 Книжное взаимодействие…………………………………14

2.3 Первые законодательные акты по иммиграционному вопросу в США………………………………………………………….21

Список использованной литературы и источников….25

Мировые империи во все времена имели место быть. С самого раннего государственного строительства начинается история претендентов на мировое господство. Мировые империи типа Римской, Македонской возникали и уходили в небытиё. Общая черта всех империй – внешняя агрессия, направленная на увеличение сферы своего влияния.

Соединённые Штаты Америки – молодая империя, которая уже вошла в полосу упадка и медленного кризиса. Тем не менее США достаточно сильны. Причины этой неведомой силы и парадоксальности и стали предметом данного исследования.

Цель исследования: показать причины столь невероятно быстрого появления в мире новой великодержавной единицы.

Задачи, выбранные для решения поставленной цели следующие:

1. Рассмотреть основание, на котором и доныне стоят США;

2. Показать почему эмигранты XIX века в основной своей массе выбирали именно США.

Хронологические рамки исследования – XIX век.

Географические рамки – США, Европа, Россия, Африка.

Гипотеза, которую исследователь выносит на защиту: Соединённые Штаты Америки XIX века – это страна с безграничными возможностями.

Историография вопроса насчитывает длительную историю, которая началась в самом XIX веке. Для исследования были взяты различные исследовательские работы разных годов XX века. Есть в работе и применение источников.

Глава I Фундаментальные основания американского перерождения наций

Провозгласив свободу и демократию определяющими факторами национальной идентичности, отцы-основатели США формулировали всеобъемлющие принципы, исходя из весьма специфических условий. Как отмечает М. Линд, освободившись от владычества британской короны в конце XVIII в., страна представляла собой продукт британской культуры и могла быть названа Английской Америкой; и даже когда в XIX столетии масштабная иммиграция из Старого Света превратила Соединенные Штаты в Европейскую Америку, она не изменила природы американского общества, формально восходящей к европейским политическим идеалам.

Но только формально. К середине XIX в. европейские страны не были разделенными обществами, в то время как США сохраняли рабство и допускали невиданную этническую сегрегацию. На практически неразрешимый характер проблем, порождаемых этим обстоятельством, указывал еще Г. Мюрдаль. Н. Глейзер говорит, что мультикультурализм — это цена, которую Америке приходится платить за ее неспособность или нежелание инкорпорировать в себя афроамериканцев на тех же принципах и в той же мере, в какой она уже инкорпорировала множество других групп.

Успех работы «плавильного котла», превращавшего первые волны иммигрантов в «полноценных» американцев, породил и иную иллюзию. Поскольку уникальность американского общества определяется, в отличие практически от всех иных обществ, тем, что оно основано на идеях, а не национальной культуре или этнической солидарности, американские политики и социологи сочли возможным полагать, будто иммигранты стремились не сохранять иные языки и культуры. а американизироваться как можно быстрее. Это предположение было излишним, поскольку большинству европейцев, прибывавших в Соединенные Штаты, вообще не надо было «американизироваться», коль скоро они и без того разделяли ценности демократии и свободы, на которых основывалась американская «нация».

Современная иммиграция не служит больше целям формирования единой общности — и в этом, на наш взгляд, состоит качественное ее отличие от прежних этапов в истории Запада.

Американский мультикультурализм фактически подразумевает, что любой, «кто придерживается мнения о превосходстве западной цивилизации и культуры, кто считает христианство единственной истинной религией, представляется еретиком, причем опасным; между тем представители любого народа и приверженцы любой религии, определяя свою идентичность, так или иначе выделяют себя из массы других людей, полагая свои ценности в чем-то более высокими, а идеалы — более совершенными, и элемент превосходства неизбежно, пусть и в скрытой форме, содержится в любой национальной или религиозной идеологии. Современная Америка превращается в структурированное общество, теряющее способность к сохранению своей собственной идентичности. Отсюда следует, что она не имеет права говорить и действовать от имени всего западного мира.

Чем же обусловлены перекосы, допущенные Западом в выработке и реализации современной иммиграционной политики?

Во-первых, масштабное проникновение иммигрантов в пределы западного мира произошло за достаточно короткий по историческим меркам период времени, что позволило аналитикам рассматривать этот процесс как однородный, не проводить различий между его отдельными этапами. Приходится признать, что западные социологи оставили без внимания даже то очевидное обстоятельство, что миграции XVIII и XIX веков фактически не были миграциями в западный мир из-за его пределов, а представляли собой движение населения между Европой и Америкой, воспринимавшейся как порождение самой Европы. Поэтому рассмотрение происходящих ныне процессов с тех же позиций, с каких рассматривались миграционные явления прошлых столетий, представляется нам неправомерным, оно не позволяет выявить важнейшие особенности иммиграционных процессов, обусловленные их мультиэтническим и мультикультурным характером.

Во-вторых, негативное отношение к иммиграции, которое разделялось большинством европейских философов XVIII и XIX веков, считавших нацию-государство естественной политической формой организации общества, сегодня пересматривается скорее по чисто идеологическим, нежели рациональным соображениям. Идеология мультикультурализма выглядит своего рода извинением западной цивилизации перед другими народами за ее уникальное положение в современном мире. Это, однако, радикально противоречит базовым принципам либеральной теории и индивидуализма, на которых и основывалось возвышение западного мира. Продолжая проповедовать стремление к личным успехам и гордость ими на индивидуальном уровне, западные теоретики отказываются признавать значимость этих факторов на уровне наций и народов.

1.1 Переселение в США из различных частей света

Масшатабы иммиграции из Европы на протяжении второй половины XIX и первой трети ХХ века трудно определить с достаточной точностью. Обычно исследователи начинают свои расчеты с середины 40-х годов XIX столетия, когда в большинстве европейских стран был установлен относительно строгий учет эмигрантов. Согласно различным данным, с 1846 по 1924 г. только крупнейшие государства Европы — Великобританию, Италию, Австро-Венгрию, Германию, Португалию, Испанию и Швецию — в поисках лучшей доли покинули по меньшей мере 43 млн. человек, причем более 75% из них перебрались в Соединенные Штаты. Демографические потери Швеции за данный период оцениваются в 22%, а в Великобритании — в 41% населения

Если рассматривать более продолжительный период, с 1846 по 1939 г., эксперты приходят к выводу, что в целом европейский континент покинуло за эти годы не менее 60 млн. человек, из них в США осели 38 млн., что составляет около ⅔ всех иммигрантов. Катастрофический отток населения из европейских стран можно, на наш взгляд, рассматривать в качестве одной из самых существенных причин последовавшего в ХХ веке экономического отставания Европы от Соединенных Штатов [1, с.14-15].

В самих США иммиграция породила бурный хозяйственный рост. Уже к середине XIX столетия в стране существовали большие сообщества ирландцев, шотландцев, французов, немцев, итальянцев, испанцев и даже скандинавов, в глазах которых Америка, при сравнении с собственной страной, выглядела замечательно, вследствие чего всякий иммигрант, принявший решение стать американцем, очень быстро преисполнялся чувством патриотизма. Логично было бы предположить, что приток новых граждан не должен был нарушать сложившейся в Соединенных Штатах культурной среды. Однако даже несмотря на то, что от 84,9 до 97,5% иммигрантов, прибывших в США с 1846 по 1939 г., происходили из Европы, а в число десяти стран, поставлявших наибольшее количество переселенцев, помимо европейских государств, входили лишь Канада и Мексика, многие американцы к началу ХХ столетия стали с опаской относиться к складывающимся тенденциям.

Во-первых, сами по себе масштабы иммиграции начали казаться угрожающими. Среднее количество приезжающих в течение года выросло с 14 тыс. человек в 20-е годы XIX века до 260 тыс. человек в 50-е годы и достигло за 1905-1910 гг. 1 млн. человек в год — показателя, не превзойденного вплоть до 90-х годов ХХ столетия. С 1880 по 1920 г. доля американцев, родившихся за пределами страны, колебалась вблизи рекордных значений — от 13,1 до 14,7% общего населения Соединенных Штатов. В эти годы даже без учета их прямых потомков иммигранты обеспечивали более 40% прироста населения США. К 1910 г. около 75% жителей Нью-Йорка, Чикаго, Кливленда и Бостона были иммигрантами или их потомками в первом поколении. Во-вторых, появились признаки изменения региональной принадлежности иммигрантов: если в 1821-1890 гг. 82% прибывавших происходили из Западной Европы, и лишь 8% — из стран Центральной, Южной и Восточной Европы, то в 1891-1920 гг. это соотношение составляло уже 25 к 64. Начиная с 1900-х годов усилилась и иммиграция из азиатских стран, нараставшая по мере освоения тихоокеанского побережья Америки, что ставило под угрозу идентичность США как страны с преимущественно белым протестантским населением англо-саксонского происхождения.

Результатом стало ограничение иммиграции. Сначала принятый Конгрессом в 1882 г. закон запретил легальный въезд на постоянное жительство в США иммигрантам китайского происхождения, затем закон о правилах иммиграции 1917 г. распространил это ограничение практически на всех выходцев из азиатских стран, а закон 1921 г. ввел временные квоты на въезд из большинства европейских стран, которые всего три года спустя, в 1924 г., были значительно снижены и с тех пор приняли постоянный характер. Все эти меры стали провозвестниками качественно нового этапа американской иммиграционной политики, продолжавшегося до 1970-х годов; отличия этого этапа от предшествующего были разительными: так, если за 1901-1910 гг. в США прибыли 8,8 млн. иммигрантов (что составляло в год 104 человека на 10 тыс. проживавших в стране), то в 1931-1940 гг. эти показатели упали до 528 тыс. человек (или до 4 человек на 10 тыс. жи­телей).

С 1620-х до 1820-х гг. значительные группы людей приезжали в Соединенные Штаты не в качестве добровольных иммигрантов, а наоборот против своей воли. Этими людьми были уроженцы Западной Африки, которых привозили в качестве рабов для работы на больших фермах и плантациях юга. В целом из Африки было привезено около восьми миллионов человек. Гражданская война 1860-х положила конец рабству и принесла афро-американцам полное равноправие с белыми. Однако во многих штатах были изданы законы, дискриминирующие черное население страны.

Начиная с 1820-х гг. количество иммигрантов, приезжающих в Соединенные Штаты, стало резко расти. Столкнувшиеся с проблемами войны, бедности, дискриминации, иммигранты надеялись на лучшую жизнь в Америке.

В первой половине ХIX века, большая часть европейцев была из северо-западной части Европы – из Германии, Норвегии, Великобритании, Швеции и т.д. В конце 1840-х гг, например широко распространенный голод вынудил сотни ирландцев эмигрировать в США. Несмотря на продолжающуюся иммиграцию граждан из северо-западной Европы, с 1870-х гг. все больше людей стали прибывать из государств восточной и южной Европы: Италии, Испании, Греции, Польши и России. Как и прежние иммигранты, они приехали чтобы избежать лишение и дискриминацию на родине. В то время тысячи акров земли были свободны на среднем западе. На территориях которого и начинается этот великий спектакль, под названием “Дикий Запад”.

Так Дэдвуд, штат Южная Дакота известен тем, что был нелегально построен на индейской территории во время золотой лихорадки в Черных Холмах. Именно в Дэдвуде похоронен знаменитый Дикий Билл Хикок, убитый играя в покер.

Ссылка на основную публикацию