Движение Незнаек в США, ценности, борьба, риторика и агитация

5. Апелляция к эмоциям

Порой гораздо проще вызвать эмоции, чем логически тебя убедить.

Пример речевой атаки: «В мире столько голодающих, а ты не можешь доесть этот суп!»

Порой гораздо проще вызвать эмоции, чем логически тебя убедить.

1.Риторика как теория эффективной коммуникации. Эволюция понятия «риторика» в истории мировой культуры. Предмет и задачи современной риторики.

Первые пособия по риторике появились в Вавилонии, Древнем Китае и Древней Индии 3000 тысячелетия до н.э., но как научная дисциплина, риторика стала формироваться в эпоху античности в Греции и после в Риме. Демосфен – один из известных и одаренных ораторов в Древней Греции. Сохранилось около 60 его речей. В момент своего появления в античности, риторика понималась только в прямом значении, т.е. как искусство устного публичного выступления. Традиционная риторика была противопоставлена поэтики и грамматики. Отличия риторики от других наук состоит в ориентированности на ценностный аспект. Риторику воспринимали как убеждение в хорошем, посредством красивой речи.

Различия в определение предмета и задач в риторике на протяжении веков сводилось к определению понятия , что есть хорошая, грамотная, красивая речь.

В античности сложились два основных направления . Логическое направление .У истоков стоял Аристотель. В рамках этого направления хорошей речью считалась речь убедительной и речь способная завоевать признание, согласие, симпатию и сочувствие слушателей, и как следствие заставить их действовать определенным образом. Литературное направление.(Древняя Греция). Сократ – один из основателей хорошей и качественной речи, считалось пышная, богато-упрощенная , построенная по законам этики речи. Убедительность также должна была присутствовать, но это не было критерием оценки. В эпоху Эпиклизма –логическое направление было выражено литературным, это произошло по причине того, что снизилась роль политического красноречия ( демократия в Греции и Риме была утрачена). В эпоху средневековья риторика не прекратила своего существования , но развивалась в основном в двух направлениях :1. Школьная. 2.Риторика, связанная с христианским проповедничеством .В рамках этого направления риторика обращалась, то к античному насилию, то делала его запрещенным по причине того, что античные риторы были язычниками. С течением времени литературное направление стало единственным главенствующим, убедительность речи перестала быть критерием ее оценки, такая ситуация сохранялось до 19 века. 2. Синтетический характер риторики: использование данных других дисциплин (лингвистики, логики, психологии, этики, эстетики, физиологии, теории актерского мастерства и др.).

Ораторского искусства имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специалистов разного профиля интересуют различные проблемы красноречия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культуры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследуют психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступления, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения противников. 3. Основные жанры ораторского искусства. Краткая характеристика каждого из них.

Традиционно разделяют общую и частную риторику .Общая представляет собой науку об универсальных принципах и правилах построения хорошей речи, в отличии от конкретной сферы речевой коммуникации. Частная-рассматривает особенности отдельных видов речевой коммуникации в связи с условиями коммуникаций и сферой деятельности человека. В античных учебниках риторика рассматривала 3 типа функциональной речи. 1.Совещательная риторика, речь смягчающая или отклоняющая какую либо идею, совещательная речь исходила из категории полезного или вредного (в политике).2.Судебная речь-обвинительная или защищающая, она опиралась на категорию справедливого и несправедливого. 3.Торжественная , показательная, церемонная речь (хвалебная)-основывалась на типе хорошего или дурного.

В средневековье основным показателем был показатель угодности и неугодности Богу. В новое время статус различных сфер коммуникаций относительно управился традиционными видами красноречия: академическое красноречие, деловое красноречие, публицистическое красноречие. На сегодняшний день различают столько частных риторик, сколько существует сфер коммуникаций. На первый план вышли-риторика СМИ, политическая риторика, деловая риторика. Существует еще одна классификация деления на –теоретическую, прикладную и тематическую. Теоритическая –занимается научными исследованиями правил построения качеств. Прикладная основывается на практическое применении правил теоритической риторики, а также на анализе образов, речей, признанных эталонами. Тематическая рассматривает объединение различных видов вокруг одной важной темы.Этот вид распространен в США , и становится модным в России и Европе. Риторика благодарственной речи и телефонных переговоров. 4. Риторика в Древней Греции. Относительность истины в риторике софистов.

Родиной риторики считается Древняя Греция. Ораторское искусство возникло на базе судебных выступлений и политических дискуссий. Основателем античной риторики считают софиста Горгия. Он 1ым считал стал употреблять в своих речах тропы, метафоры, алегории, т.е. слова в переносном смысле. До этого момента они использовались только в литературе. Ораторское искусство, по сути, было обязательным для каждого гражданина. Первыми учителями красноречия были софисты (софисты – мудрецы). Софистами называли людей, способных за словами скрыть суть проблемы, доказать нужное и необязательно истинное. Под софизмом понимают логически или в деталях верное, но по сути не истиное суждение. Основополагающим моментом была субъективность. Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:

Риторика манипулирующая и, как правило, монологическая; адресат для говорящего был пассивным субъектом, единственной задачей было принять точку зрения оратора;

Риторика софистов была агональной («агон» – борьба,состязание), т.е. это была риторика совместного спора, цель которого состояла в победе 1го и поражение другого;

Риторика софистов была относительной, у них не было цели доказать истину. По их мнению истины не существовало вовсе, а было лишь то, что удалось доказать

Представители: Горгий и Протагор. Пример софизма:

1.Все кошки смертны 2.Сократо тоже смертен 3.Сократ – кошка

Представители: Горгий и Протагор. Пример софизма:

ИСКУССТВО ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ. Часть 5. Техника речи. Жесты оратора.

Плавно подходим к еще одной важной теме — жесты оратора.

Невербальная коммуникация, телесные параметры, язык жестов – это мощные инструменты оратора. Хочу сфокусировать ваше внимание на фразе – «мощные инструменты». Это действительно так.

По этому вопросу существует известное исследование, я имею в виду исследование о степени влияния невербальных сигналов на аудиторию, с которым Вы, конечно, знакомы.

Вспомним еще раз статистические данные из него. Итак, каким образом распределяется фокус внимания аудитории или отдельно взятого человека, когда он слушает другого:

38% — как эти слова произносятся (скорость, высота голоса, четкость речи и т.п.)

55 % — невербальные сигналы (мимика, жесты, дыхание и т.п.)

Далее, согласно полученных данных, получается, что силу своего выступление можно усилить с помощью невербальных сигналов, или обесценить, если язык жестов использовать не грамотно. Психология жестов – это большая и многогранная тема, которую в одной статье не уместить, поэтому рассмотрим основные (базовые) правила, которые необходимо знать любому оратору.

Итак, Вы вышли на сцену, стоите перед аудиторией. Возможно я Вас удивлю, но самый первый жест – пауза (молчание). Да, именно этот жест привлекает внимание аудитории, и одновременно он является доминирующим и позволяет оратору показать свою значимость и уверенность. На профессиональном сленге означает «захват аудитории». Паузу можно использовать не только в начале выступления, а и во время выступления, когда надо вернуть внимание зала.

Пауза – это сильное начало, это момент, когда четко обозначаются роли. Вы – уважаемый оратор, лидер и профессионал. Зал — это ваш партнер, который готов принять вашу лидерскую позицию и на определенный период времени отдать Вам свое внимание. Чаще всего этот прием используют ораторы-профессионалы.

В произведении Моэма «Театр», главная героиня в сложный момент, когда должен был состояться ее публичный провал, организованный силами «доброжелателей», будучи сильной личностью, держит незапланированную по сценарию паузу, а потом покидает сцену под аплодисменты в полном триумфе. В гримерке она произносит свою знаменитую фразу: «Чем лучше актер, тем дольше у него пауза», которая стала в настоящее время буквально аксиомой для многих людей.

Какая должна быть продолжительность сильной паузы? — Секунды, от 3-х до 10-ти.

Как рассчитать количество секунд? Здесь будет иметь значение размер аудитории, чем больше аудитория по количеству слушателей, тем дольше пауза, и наоборот – для небольшой аудитории необходимо меньше времени. С практикой приходит внутреннее ощущение, когда у публики возникает «пик внимания» и на этом пике Вы можно начинать говорить.

Каким образом молчать? Есть такое выражение, как «многозначительное молчание», очень правильный смысл для нашей ситуации. Вы не просто стоите на сцене и молчите, а уже работаете с залом, собираете взгляды людей, присматриваетесь к ним, определяете их готовность к началу вашего выступления, настраиваетесь на аудиторию и внутренне ощущаете свою уверенность в успехе.

Как выполняется пауза? Пошагово она выглядит следующим образом:

— необходимо определить центральное место на сцене

— правило 90 градусов

— основная стойка оратора

Это все Вы уже умеете. Подробно мы рассматривали данные параметры в предыдущей статье «Искусство публичных выступлений. Часть 4. Техника речи. Основные позы оратора (постановка на публике)»

— Контакт глазами с аудиторией. Глаза смотрят на слушателей, собираете взгляды.

— На лице доброжелательность и улыбка.

— Важно правильное положение головы в этот момент. Правильная постановка головы достигается следующим образом: мысленно проведите линию горизонта. Это ваш ориентир. Подбородок держите чуть выше линии горизонта. Если опустить его ниже, то будете выражать недоброжелательность, суровость, такой взгляд «исподлобья». Если поднять подбородок намного выше линии горизонта, то будете транслировать свое презрение публике.

Кстати, правильное положение головы во время правильной паузы, я тоже подсмотрела в фильме «Театр», именно так держала паузу главная героиня.

Вот и все секреты сильной паузы.

Теперь поговорим о руках. Когда вы идете на сцену и первые несколько секунд на ней находитесь, ваши руки находятся вдоль тела. А дальше надо с ними что-то делать. Во-первых, никакой суеты, все жесты выполняются спокойно, уверенно, симметрично. Во-вторых, демонстрируете открытую позицию, 80% времени ладони должны быть открытыми.

Существуют базовые позиции рук выступающего, это как общепризнанные правила этикета.

— руки вдоль тела, локти совсем чуть-чуть прижаты к корпусу (поза уверенности)

— ладони рук сложены «домиком» на уровне живота (поза власти)

— одна ладонь лежит на другой на уровне живота, при этом ладони развернуты к животу

— все жесты находятся в плоскости выше талии

— излишняя жестикуляция неприемлема, рукам тоже надо давать отдохнуть

Все, что я написала выше это основные правила. Если есть желание, то Вы можете самостоятельно найти дополнительную информацию на просторах Интернета. В этой статье вижу необходимость поделиться еще своими личными наблюдениями и практическим опытом.

В чем я глубоко убеждена, так это в том, что жесты – это наша невербальная речь, которая может и должна отражать нашу уникальность. Это как индивидуальная особенность личности. Ведь мы же обладаем своим уникальным голосом, его тембром и высотой. Мы имеем только нам присущее мышление и по-своему выражаем свои мысли. Наши лица и тела уникальны и неповторимы, и т.д. Если согласиться с тем, что наши жесты — это наша невербальная речь, то становится очевидным, что самые интересные ораторы имеют свой собственный стиль, и их выступления запоминаются, они обладают так называемой харизмой. У них есть особенность походки, запоминающийся тембр речи, «фирменные» жесты. Иногда, во время слушания мы даже не замечаем их жестов, настолько органично они вписываются в речь оратора, только потом просматривая видео (если оно было) замечаем каким красивым образом было сфокусировано внимание слушателей. Предлагаю задуматься о своей собственной системе жестов, которые будут вашей визиткой.

Свою работу над жестами я начала с наблюдения за лучшими ораторами – реальные выступления и видео. Наблюдая за ними, я адаптировала их жесты под свой стиль речи и потом создала свои. Обращаю внимание, что эта моя работа не имела целью их скопировать, а только «пропустить через себя», прочувствовать насколько мне тот или другой жест комфортен, соответствует ли он моим особенностям естественного поведения (походка, плавность движений, скорость передвижения и т.д.).

Самым первым своим «фирменным» жестом я по праву считаю жест, которым рисую в воздухе«п.1, п.2, п.3…». Его я делаю в тот момент, когда необходимо быстро и последовательно перечислить несколько параметров.

Например. «Мое утро начинается с нескольких простых действий. Первое — жест ладонью на уровне плеч, ладонь параллельна полу, ладошка направлена вниз. Фиксирую ладонь в таком положении в течение нескольких секунд. – стакан холодной воды. Второе – снова жест ладошкой вниз, снова фиксирую на несколько секунд – комплекс йоги «Приветствие солнцу» По времени комплекс выполняю 15 минут. Третье — снова жест ладошкой вниз, снова фиксирую на несколько секунд – контрастный душ.»

Я даже не могу вспомнить, когда этот жест у меня появился, им я пользуюсь уже много лет с момента, когда начала выступать на совещаниях, потом он стал мной использоваться при ведении внутренних тренингов. И любых других выступлений.

Вторым своим фирменным жестом считаю жест, который я позаимствовала из йоги. Назвала его«мудра внимания». Эффективный жест для конкретизации мысли. В йоге есть особые сложения пальцев, позволяющие сконцентрироваться на главной задаче. По аналогии с этой восточной техникой, соединяем указательный и большой пальцы, отодвинув остальные пальцы наружу, и направляем жест от себя в сторону аудитории. Мне нравится делать этот жест одной рукой (правой, т.к. я правша). У аудитории создается впечатление, что Вы буквально на ее глазах, выхватили главную мысль и зафиксировали на ней их внимание.

Например. «Здесь мне хотелось бы отметить два момента. Во-первых, наша группа компаний [существует более 85 — мудра внимания — лет, начиная с 1928 года, а во-вторых – мы имеем в своем составе собственный проектный институт – мудра внимания – который в том числе более 6-ти лет использует BIM-технологии – мудра внимания».
Третий жест, который я использую, впервые увидела на HR-форуме, в котором принимала участие. Мне он очень понравился своей законченностью и энергетикой. Называю его «окончательное решение». Если Вы хотите подчеркнуть правильность своей мысли, как аксиомы, при этом показать свой авторитет и надежность, и одновременно избежать агрессии, то этот жест наиболее уместен. Главное в технике исполнения – без агрессии и доминирования. Выполняется он следующим образом: неторопливый взмах руками на уровне талии, из положения скрещенных в виде буквы «х» рук в положение разведенных в стороны. Держите руки ладонями вниз, как будто расправляете покрывало. Этот жест говорит: «Это мое окончательное решение» или: «Это не подлежит обсуждению». Успокаивающий жест и при этом достаточно уверенный и решительный.

У меня своя коллекция «фирменных» жестов, включая плавные движения руками, разные вариации походки, движения на сцене и т.д. Навряд ли все они Вам будут нужны, собирайте свою копилку, которая будет комфортна для Вас и выделять из толпы.

Удачной работы над жестами!

В следующей статье будем говорить о фокусе внимания и контактах с аудиторией.

У меня своя коллекция «фирменных» жестов, включая плавные движения руками, разные вариации походки, движения на сцене и т.д. Навряд ли все они Вам будут нужны, собирайте свою копилку, которая будет комфортна для Вас и выделять из толпы.

Движение Незнаек в США, ценности, борьба, риторика и агитация

Алхименков М.

Американская политическая традиция (отражающая цивилизационные и общественные основы американского общества, и, в свою очередь, сама также формирующая их) имеет ряд важнейших идейных черт.

1) Религиозные корни. Американская политическая традиция начала зарождаться в первых религиозных колониях. И если коллективные начала, заложенные в них, постепенно теснились под напором индивидуалистических принципов, то стремление апеллировать к духовным принципам, ставить во главу угла религиозные моральные нормы и просто упоминать имя Творца в своих речах стало присуще американским общественным и политическим деятелям на все времена. Кроме того, важно помнить, что США исторически – христианская протестантская страна. Христианство объединяло Америку с европейскими народами. Ценности же собственно протестантизма – трудолюбие, деловая смекалка, вера в предопределение судьбы – стали основой американской цивилизационной идентичности, а также заложили основу для американского мессианизма, веры в исключительность Америки, ее особую роль в мире. Воззвание к Богу, к высшим ценностям, разделяемым Америкой – важная черта идейного мышления, характерная в равной степени для либеральных аболиционистов и ультра-консервативных сторонников принципа «Библии и револьвера».

2) Экспансионизм. Постоянно расширяя свою территорию, США впитывали идею распространения своих ценностей, образа жизни, формы правления, цивилизации. Стремление к активной внешней политике, взаимодействию с другими странами, открытию новых рынков – все это придало американской политической традиции ярко выраженный «экстравертный» характер. Она изначально настроена на создание идей, которые можно распространить на весь мир. Яркий пример – идея демократии, столь активно пропагандируемая американцами. Кроме того, экспансия сформировала и среду фронтира – среду, в которой люди, находящиеся на переднем краю экспансии, должны полагаться на самих себя. Отсюда во многом проистекает и американские демократические индивидуалистические традиции. Вера в «новые горизонты» и новые возможности, позитивный характер мышления стали характерны для идей об экономической и политической экспансии США. Особенно ярко это проявилось в империалистические годы конца XIX – начала XX веков.

3) Эгалитарность, демократизм. Для американской политической традиции характерно стремление отказаться от аристократической «мишуры», упростить все – от этикета и имен политических деятелей (к примеру, Джимми Картер вместо Джеймс Картер) до пропаганды идеи демократии (избрания власти широкими слоями населения) и принципа равных возможностей для всех членов общества. Отказ от строгой иерархии, характерной для феодальной Европы, стремление всегда апеллировать к народу (заложенное еще Т. Джефферсоном) – эти и другие черты, безусловно, не носят абсолютный характер, тем более что для значительной части американской элиты присущи наоборот аристократизм, кастовость и закрытость. Однако общее стремление свеcти на нет «вертикальные» различия – черта, важность которой сложно преуменьшить. Без нее в принципе невозможна политическая риторика в США. Демократичная идея равных возможностей – важнейшая основа «американской мечты», мечты об обществе, где у всех будет Шанс.

Читайте также:  Протесты и сопротивление американцев вьетнамской войне

4) Либерально-консервативное противоборство. Извечная американская идейная дихотомия, нашедшая мощное отражение в борьбе двух крупнейших партий. При этом, несмотря на то, что консерваторов традиционно соотносят с республиканцами, а либералов с демократами, важно отметить, что эти течения зачастую менялись местами в политическом спектре. Так, до Гражданской войны скорее именно демократы были консерваторами (особенно на Юге), а концу XIX века консервативная точка зрения закрепилась за республиканцами. При этом в нашем понимании политических идеологий, американский консерватизм несет традиционные либеральные черты (скажем, защиту принципа свободного предпринимательства), а либерализм – социалистические (государственное регулирование экономики). Однако в основе либерально-консервативного противостояния спор о роли и месте Америки в мире. Различные консервативные идеологии, будь то отстаивающие необходимость изоляционизма (палеоконсерватизм Пэта Бьюкенена) или, напротив, доминирования США в мире (неоконсерватизм Буша-младшего, ультраконсерватизм Барри Голдуотера), призывают к зачастую односторонней защите американских интересов и ценностей. Либеральные же идеи (от идеалистического интернационализма В.Вильсона до публичной дипломатии Б.Обамы) всегда стремятся показать интернациональную миссию США, их стремление к многосторонним действиям. Другое «яблоко раздора» между консерваторами и либералами – вопрос о ценностях. Здесь сталкиваются консервативная приверженность традиционным, зачастую фундаментально-религиозным ценностям и требования расширения прав и свобод, в т.ч. касающихся институтов семьи, брака, этических вопросов и т.д. Роль Америки и ценности – не единственные арены противоборства двух идей, поэтому можно говорить о том, что эта борьба – основа американской политической традиции.

5) «Бинарность» восприятия внешнего мира. США всегда или почти всегда делят мир на «хороших и плохих парней». На тех, кто за свободу и с Америкой и тех, кто против нее и против самой «цитадели свободы» – США. Унаследованное от религии манихейское деление мира на Добро и Зло, без полутонов и компромиссов, безусловно, сдерживается политической реальностью, но, тем не менее, находит живой отклик в идеологии США, в стремлении как бы разделить мира на союзников и врагов. Это приводит к противопоставлению Соединенных Штатов их идеологическим оппонентам (США против СССР и коммунизма, США против “Аль-Каиды” и исламского фундаментализма). Это же бинарное сознание привносит в политические концепции идею «крестового похода» (к примеру, крестовый поход против «Империи Зла», выдвинутый Р.Рейганом). Бинарность и вытекающий из нее образ «иного» – выполняют мобилизационную функцию американской политической мысли. С этим же тесно связан своеобразный «америкоцентризм», когда США воспринимают себя как воплощенное Добро, пример для подражания другим народам (Новый национализм Т. Рузвельта).

6) Рационализм. Унаследованное еще от идей Просвещения стремление подойти к миру на разумной основе придает американской идейно-политической мысли неповторимо прагматический характер. Подавляющее большинство концепций и идей носит практический оттенок. Это одинаково характерно, скажем, для реформистских проектов рубежа XIX-XX веков с их планами социального переустройства и для доктрины Буша, в которой во главе угла отнюдь не только демократия, но и идея свободного рынка. Несомненно, встречаются и исключения, наподобие идеалистических воззрений трансценденталистов, но они не меняют общую нацеленность на практический а не философский подход к действительности. Стремление переложить все на рациональную, а иногда и откровенно экономическую основу – характерная черта американского идейного мышления, выраженная президентом К. Кулиджем в его фразе «Дело Америки это бизнес».

Безусловно, есть и другие важные черты американской политической традиции, но эти являются ключевыми. Тесно связанные между собой, они касаются как духовных, так и материальных вопросов, отражают концептуальное восприятие как себя, так и окружающего мира, находят отклик у всех идейных сил.

5) «Бинарность» восприятия внешнего мира. США всегда или почти всегда делят мир на «хороших и плохих парней». На тех, кто за свободу и с Америкой и тех, кто против нее и против самой «цитадели свободы» – США. Унаследованное от религии манихейское деление мира на Добро и Зло, без полутонов и компромиссов, безусловно, сдерживается политической реальностью, но, тем не менее, находит живой отклик в идеологии США, в стремлении как бы разделить мира на союзников и врагов. Это приводит к противопоставлению Соединенных Штатов их идеологическим оппонентам (США против СССР и коммунизма, США против “Аль-Каиды” и исламского фундаментализма). Это же бинарное сознание привносит в политические концепции идею «крестового похода» (к примеру, крестовый поход против «Империи Зла», выдвинутый Р.Рейганом). Бинарность и вытекающий из нее образ «иного» – выполняют мобилизационную функцию американской политической мысли. С этим же тесно связан своеобразный «америкоцентризм», когда США воспринимают себя как воплощенное Добро, пример для подражания другим народам (Новый национализм Т. Рузвельта).

Модель «козла отпущения» и призыв

Примеры применения этой модели вы с лёгкостью можете найти в любой предвыборной кампании, потому что призыв голосовать за какую-либо партию часто подкрепляется поиском и нахождением виноватых. Тех, кто не следует призыву, клеймят «далёкими от реальности» или даже «врагами».

Это мощнейший тип призыва, но он тоже не всегда работает. Согласились ли вы отказаться от бытовой химии? Вряд ли. Дело в том, что наша совесть избирательна и некоторые апелляции к комплексу вины игнорируются.

Риторика – наука убеждения.

Аллегорическое средневековое изображение Госпожи Риторики не оставляло сомнений в её неземной красоте и всемогуществе. Дама восседала на пышном троне, как Богиня Искусства, облаченная в ослепительные одежды, на которых были вытканы речевые фигуры. Из уст её произрастало лилия, которая символизировала красоту речи, причем не красоту речи данной отдельной Дамы, а красоту речи вообще.

Кроме лилии, в дополнение к ней, произрастал из тех же уст и МЕЧ, имевший свое символическое задание: служить наглядным выражением наиболее разящего оружия человечества – искусства убеждать. По обеим сторонам этой красоты располагались величайшие ораторы и поэты прошлого, возглавляемые Цицероном и Вергилием, причем более Цицероном, чем Вергилием.

Вергилий чуть отодвинулся на второй план, намекая тем самым на то, что, вообще-то говоря, не он тут главный, ибо поэзия есть лишь одна из форм красноречия, а не красноречие как таковое. Красноречие же как таковое представлял Цицерон, который по этой причине и не счел возможным отодвигаться на второй план вместе с Вергилием, но оставался на первом, дабы еще раз подчеркнуть, что дама с лилиею и мечом во рту принадлежит прежде всего ему, а не поэтам.

И в этом, надо сказать, Цицерон был совершенно прав, поскольку риторика действительно прежде всего принадлежит НЕ поэтам. А принадлежит она (сразу же после Цицерона) каждому говорящему. Ибо, по справедливому замечанию шести бельгийцев, « … даже если в далеком прошлом люди и говорили стихами, то в наши дни эта привычка заметно утеряна».

Риторика – является наукой о способах убеждения, о тех многообразных приемах воздействия на аудиторию, которые позволяют изменять убеждения последней (А.А. Ивин).

Убеждение– одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности. Это – сложная, противоречивая, с трудом поддающаяся анализу категория. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный мир», и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. Большую группу людей можно убедить в том, что каждый из них бессмертен, и они с радостью примут коллективное самосожжение. Однако есть люди, которых совершенно невозможно убедить в самых простых математических истинах.

Важность исследования способов изменения убеждения связана, прежде всего с тем, что человек действует на основе имеющихся у него убеждений, и изменение убеждений является одновременно изменением его поведения. Убеждения – это не только представления о реальности, но и ее оценки, идеалы, символы веры, нормы, цели, планы и т.д.

Интуитивно приемы изменения убеждений известны каждому. Всякий процесс общения строится на основе использования таких приемов и без их использования теряет свою эффективность. В этом смысле основы риторики общеизвестны.

Имеются, однако, такие виды деятельности и такие профессии, которые требуют специального изучения риторики. В демократических обществах – это политика и юриспруденция, философия и психология, история и теология, преподавание и общественная деятельность и др.

Риторика изучает способы воздействия на людей (А.А. Ивин). В числе таких способов – ссылки на неоспоримые свидетельства, на общие и кажущиеся достоверными принципы, на традицию или интуицию, на здравый смысл или вкус и т.д.

Приемы, с помощью которых могут формироваться и изменяться убеждения, чрезвычайно разнообразны и разнородны. Они зависят от конкретной области знания или деятельности, от аудитории, от социальных групп и общества в целом, от своеобразия той культуры или цивилизации, в рамках которой они складываются и применяются.

Риторику как исследование техники убеждения иногда называют также теорией аргументации (А.А.Ивлев).

Толковые словари определяют риторику как науку и искусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения – от публичного, официального, научного и делового до бытового, обиходного как устного, так и письменного.

В ХХ веке в теории и практике речи усилились тенденции культуры речи, стилистическая дифференциация языковой нормы, чему способствовало возникновение и интенсивное развитие новых научных направлений: теории речи, общения, массовой коммуникации, социолингвистики, функциональной стилистики, грамматики и др.

Красноречие, как одно из определений риторики, понимают неоднозначно: это и дар слова – речи актуальной, эмоциональной, логичной, ясной, доходчивой, свободно льющейся, безусловно правильной, в которой используются все богатства и тонкости языка, и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике, ораторстве, и «языковой вкус эпохи» (В.Г. Костомаров).

Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни. Они порождают мотивы и цели, затем говорящий формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание слушателем и его реакцию.

Таким образом, если определять содержание риторики строго, то это – наука о речевой целесообразности, об осознанном «говорении», и корректном речепроизводстве.

Основная задача риторики – исследование многообразных способов убеждения аудитории с помощью речевого воздействия.

Основной способ убеждения в риторике – это аргументация, т.е. привидение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (аудитории).

Довод, или аргумент, представляет собой одно или несколько связанных между собой утверждений. Довод предназначается для поддержки тезиса аргументации – утверждения, которое аргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью её убеждений.

Словом «аргументация» часто называют не только процедуру приведения аргументов в поддержку какого-то положения, но и саму совокупность таких аргументов.

Предметом убеждения может быть не только отдельное высказывание, но и связанная система высказываний: сообщение о каких-то событиях, доказательство, концепция, теория и т.п.

Существуют определенные приемы, позволяющие с той или иной степенью вероятности побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие.

В числе таких хорошо известных приемов – ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определенные методологические соображения, на оправдавшую себя временем традицию, на особо проницательную интуицию или искреннюю веру, на здравый смысл или на вкус, на причинную связь или связь цели и средства и т.д.

Задача риторики – исследовать и систематизировать те приемы и способы, рассуждения, с помощью которых можно попытаться убедить отдельного человека или группу людей в необходимости или целесообразности принятия каких-то утверждений.

И в этом, надо сказать, Цицерон был совершенно прав, поскольку риторика действительно прежде всего принадлежит НЕ поэтам. А принадлежит она (сразу же после Цицерона) каждому говорящему. Ибо, по справедливому замечанию шести бельгийцев, « … даже если в далеком прошлом люди и говорили стихами, то в наши дни эта привычка заметно утеряна».

Немецкое рабочее движение в США

Немалое влияние на предсъездовскую конференцию в «Немецком доме» оказали участвовавшие в ней представители рабочих социалистов — И. Вейдемейер, А. Дуэ и др. За два месяца до нее собрание немецких рабочих Нью-Йорка приняло такие же требования к республиканской партии. Вообще немецкие рабочие были влиятельны в левом крыле этой партии. Линкольна они считали поборником «свободного труда и бесплатных гомстэдов». Фостер отмечает, что немцы-марксисты сыграли видную роль в выдвижении Линкольна в 1860 г. Но не следует думать, что они были руководящей силой республиканского движения вообще или среди немецкого населения в частности. Они не были ею в той же мере, в какой не был гегемоном второй американской революции весь рабочий класс США. Передовую роль в антирабовладельческом движении немцев играли прогрессивные левобуржуазные силы во главе с эмигрантами 1848 г.

Немецкое рабочее движение сыграло в истории Америки особую роль. Рабочие-немцы и немецкая социалистическая интеллигенция привезли с собой за океан все характерные черты и особенности как немецкого, так и вообще европейского рабочего движения, все его достижения и слабости. Привезли они и высшее его достижение — марксизм, и он не остался только их достоянием, а укоренился с большими или меньшими препятствиями в американском рабочем движении.

Немецкое рабочее движение в США, влияние социалистов и коммунистов

Немалое влияние на предсъездовскую конференцию в «Немецком доме» оказали участвовавшие в ней представители рабочих социалистов — И. Вейдемейер, А. Дуэ и др. За два месяца до нее собрание немецких рабочих Нью-Йорка приняло такие же требования к республиканской партии. Вообще немецкие рабочие были влиятельны в левом крыле этой партии. Линкольна они считали поборником «свободного труда и бесплатных гомстэдов». Фостер отмечает, что немцы-марксисты сыграли видную роль в выдвижении Линкольна в 1860 г. Но не следует думать, что они были руководящей силой республиканского движения вообще или среди немецкого населения в частности. Они не были ею в той же мере, в какой не был гегемоном второй американской революции весь рабочий класс США. Передовую роль в антирабовладельческом движении немцев играли прогрессивные левобуржуазные силы во главе с эмигрантами 1848 г.

Немецкое рабочее движение сыграло в истории Америки особую роль. Рабочие-немцы и немецкая социалистическая интеллигенция привезли с собой за океан все характерные черты и особенности как немецкого, так и вообще европейского рабочего движения, все его достижения и слабости. Привезли они и высшее его достижение — марксизм, и он не остался только их достоянием, а укоренился с большими или меньшими препятствиями в американском рабочем движении.

Маркс и Энгельс о причинах господства реформизма в английском рабочем движении

Маркс и Энгельс о причинах господства реформизма в английском рабочем движении Распространение в Англии в 70 – 80-х годах идей научного социализма ограничивалось весьма узким кругом рабочих и интеллигенции, что обусловливалось спецификой развития самого рабочего

5. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗЕЙ ЯВЛЕНИЙ В СОЦИАЛИСТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ Связи и закономерности явлений в различных исторических условиях имеют различный характер и проявляются по-разному. Одно дело, например, связь между производством и потреблением в условиях капитализма, а другое –

Нацисты + коммунисты. Конец Веймарской республики

Автор: Клаус Вигрефе

Конец Веймара. Нацисты и коммунисты

Немногие знают о том, что в Поздней Веймарской республике в борьбе против демократии коммунистическая партия Германии ( КПГ ) работала совместно с партией национал-социалистов ( НСДАП ). Один из лучших примеров такого сотрудничества даёт забастовка работников транспорта 80 лет назад.

Ноябрь 1932 г., за два дня до парламентских выборов в Рейхстаг. Сотни коммунистов и нацистов выходят с маршем на главную улицу района Берлина Шёнеберг. Но вместо того, чтобы разбежаться по разным сторонам, они бок-о-бок поддерживают забастовку работников Берлинской транспортной кампании.

Несмотря на объявленную забастовку, некоторые машинисты, проводники и работники депо поддержали работу работу поездов. Вот приближается трамвай №40, и толпа орёт «Штрейкбрехеры!», «Долой предателей!». Полицейские, сопровождающие трамвай спереди и сзади, стреляют сначала в воздух, а потом, когда радикально настроенные участники демонстрации нападают, начинают стрелять в толпу.

Но не только в Шёнеберге, в других районах Берлина в эту пятницу активисты НСДАП и КПГ совместно атаковали полицию, которая пыталась защитить штрейкбрехеров. Кровавый пик восстания получил название «красной пятницы» пятидневной забастовки – этот день унёс с собой четыре жизни.

В ситуации, близкой к гражданской войне, к концу существования Веймарской республики такой баланс сил в предвыборную неделю не являлся необычным. Сотни людей погибли в уличных беспорядках 1932 года. Однако в отличие от типичных для того времени баталий между нацистами и коммунистами – пистолеты, ножи, рукопашный бой – забастовка работников городского транспорта поднимает другую забытую главу истории: деструктивная совместная работа НСДАП и КПГ , которая привела к уничтожению первой немецкой демократии.

По словам историка Генриха Августа Винклера, забастовка работников Берлинского транспортного предприятия является ярким тому примером, так как организаторами этой забастовки стали профсоюзы рабочих НСДАП и КПГ . Инициаторами являлись Вальтер Ульбрихт, шеф КПГ Берлина, впоследствии создатель ГДР и Йозеф Геббельс – «гауляйтер» НСДАП .

Читайте также:  Итальянские семьи в иммиграции в американском обществе

Результат этой коллективной работы был описан в книге публициста Клауса Райнера Ролля «Близость к сопернику. Коммунисты и национал-социалисты в берлинской стачке БТП в 1932 г.». Представители национал-социалистической организации заводских ячеек (Nationalsozialistischen Betriebszellen-Organisation, НСБО ) были приняты в руководство этой забастовки. Они участвовали в обсуждении способов противодействия штрейкбрехерам и полиции.

Берлинцы могли наблюдать на улице нацистов и коммунистов, которые в спокойном взаимодействии собирали деньги для финансирования забастовок своих организаций. Для большинства современников совместная работа «коричневых» и «красных» была не так уж удивительна. Сторонники Гитлера и Сталина часто сотрудничали при мелких забастовках или во время референдума в Пруссии в 1931 г. «У большевизма и фашизма общая цель – разрушение капитализма и социал-демократической партии», – открыто заявлял представитель партии КПГ в Саксонском парламенте Курт Альфред Зиндерманн.

Избирателей, как ни странно, не смущала эта убийственная смесь уличных боёв и сотрудничества против социал-демократов (те являлись последней опорой угасающей Веймарской республики). При выборах в Рейхстаг в июле 1932 г. противники демократии из числа НСДАП (37,4%) и КПГ (14,5%) совместно получили больше половины всех отданных голосов.

«Сейчас мы должны прийти к власти и уничтожить марксизм. Так или иначе!», – кратко записал Геббельс в своём дневнике. Но президент Пауль фон Гинденбург не захотел назначать Гитлера, победителя выборов, канцлером. В сентябре стало ясно, что в начале ноября будут проводиться новые выборы.

Перед Адольфом Гитлером и председателем КПГ Эрнстом Тельманом встал вопрос, в каком избирательном слое возможно получить большее количество голосов. По словам эксперта Клауса Райнера Ролля «главы обеих партий пришли к одинаковому выводу, что таким слоём являются сторонники оппозиции. Тельман утверждал, что революция пролетариата «невозможна без вторжения во фронт движения Гитлера». Уже в мае он руководствовался девизом: «При возникновении забастовок принимать национал-социалистов в комитеты забастовок».

Причин для забастовок осенью 1932 г. было предостаточно. В то время канцлер Франц фон Папен хотел уменьшить число безработных, сокращая зарплаты. Он отменил тарифное право и вызвал этим волну забастовок, в том числе и в БТП , третьем по величине предприятии Германии. Образцово-показательный проект социал-демократической коммунальной политики сильно пострадал во время финансового кризиса. Почти 6500 из 28400 работников были уволены, либо зарплаты были уменьшены в шесть раз, либо рабочее время было сокращено без возмещения компенсации. Это называлось неоплачиваемый отпуск. Неудивительно, что работники возмущённо реагировали, когда руководство БТП в октябре 1932 г. снова попыталось снизить зарплаты. Тогда не помогло и то, что ответственный профсоюз договорился снизить зарплаты на 2 пфеннига, а не на 32, как было запланировано.

Коммунисты первыми прыгнули в поезд и потребовали голосования о проведении забастовки. Вскоре к ним присоединились и другие, в том числе НСБО . Гауляйтер Геббельс: «Наше участие в забастовках отпугнёт множество граждан. Однако это не решающий фактор. Этих граждан можно будет потом вернуть, но однажды потеряв рабочего, вернуть его будет уже невозможно».

Второго ноября за забастовку проголосовало 14471 работников и всего 4000 против. По уставу уполномоченного профсоюза 2/3 большинства хоть и были недостаточны, но это уже никого не интересовало.

Ещё ночью Ульбрихт и Геббельс приказали мобилизовать товарищей по партии и разделить места проведения стачек. Так называемая Организация Защиты от массовых забастовок должна была предотвратить участие в забастовках тех, кто хочет работать, но это, конечно, удалось не полностью. Несмотря на попытки предотвратить беспорядки, бастующие срывали электропровода, строили баррикады и заливали их жидким цементом. Революционные работники БТП трамвайного ДЕПО №24 в районе Лихтенберг с гордостью отослали письмо московской «Правде», «как доказательство тесной связи с вами».

Руководство обеих, обычно враждовавших, партий не видело ничего страшного в этом необычном альянсе. Однако о причинах такого беспрепятственного сотрудничества остаётся только гадать. Раньше учёные полагали, что члены КПГ и НСДАП часто меняли лагерь; якобы даже часть штурмовых отрядов ( СА ) была сформирована из бывших коммунистов. Тем не менее, доказательств этому найдено не было. Была ли причиной сотрудничества партийная дисциплина, которой подчинялись и коричневые, и красные товарищи?

В пятницу утром ситуация обострилась. Перед Депо на Белцигер штрассе, затем и на площади Рудольфа Вилда, и на Мартин Лютер штрассе сотни коммунистов и национал-социалистов выступили против полиции. Полиция, ссылаясь на самооборону, много раз стреляла в толпу.

В штаб-квартире СА и КПГ бастующие блокировали проезжие части, разбивали лобовые стёкла городского транспорта, избивали водителей и кондукторов. В этот день из 271 трамвайных вагонов 165 были значительно повреждены. «Бастующие работники перешли к активному террору против штрейкбрехеров», – писал Геббельс. С наступлением темноты движение транспорта было полностью остановлено.

В этот вечер тем не менее стало очевидно, что бастующие потерпели неудачу. Забастовка не стала разрастаться. Городские поезда, которые подчинялись управлению железными дорогами Рейха, всё ещё ездили. Тем самым движение в Берлине не было остановлено и надежды Гоббельса и Ульбрихта не оправдались. А самое главное, канцлер фон Папен угрожал мобилизацией всех «защитных средств государства» и задействовал всю берлинскую полицию. Гитлер, делая вид, что он легальными путями хочет занять место канцлера, в ту же ночь свернул действия СА .

НСБО всё ещё оставалась в руководстве забастовки, но насилие значительно уменьшилось. И после того, как руководсто БТП подписало первую тысячу бессрочных увольнений – а они отменяли право на получение пособия по безработице – фронт бастующих начал ослабевать. Работники транспорта будут «проситься обратно», – ругался один из активистов КПГ . Во вторник утром трамваи, маршрутные автобусы и метро ходили по расписанию.

Несмотря на то, что стачка не принесла ничего, кроме жертв и раненных, коммунистам она была на руку. КПГ получила на 2,4% больше голосов, по отношению к предыдущим выборам. В то же время НСДАП значительно потеряла голоса.

Альянс с Гитлером, примером которого является забастовка на БТП , для коммунистов не оправдался. В январе 1933 г. ненавистная Веймарская республика окончательно прекратила своё существование, но на её место пришёл новый строй, в котором членов КПГ преследовали и убивали.

Перевод Ксении Наумовой, Луизы Шариповой

Перед Адольфом Гитлером и председателем КПГ Эрнстом Тельманом встал вопрос, в каком избирательном слое возможно получить большее количество голосов. По словам эксперта Клауса Райнера Ролля «главы обеих партий пришли к одинаковому выводу, что таким слоём являются сторонники оппозиции. Тельман утверждал, что революция пролетариата «невозможна без вторжения во фронт движения Гитлера». Уже в мае он руководствовался девизом: «При возникновении забастовок принимать национал-социалистов в комитеты забастовок».

Рабочее движение в США в 40—50-х годах.

После экономического кризиса 1837—1842 гг. в США насту­пила длительная полоса подъема рабочего движения и роста профсоюзов. К 1854 г. профсоюзы насчитывали до 200 тыс. чле­нов. Главным их требованием было введение 10-часового рабо­чего дня. В 1853—1854 гг. профсоюзы организовали несколько сот забастовок. Законодательные собрания ряда штатов вынуж­дены были принять законы о 10-часовом рабочем дне, хотя капи­талисты всячески стремились обойти эти ограничения. Среди американских рабочих сохранялась тяга к земле, к получению бесплатных земельных наделов на Западе. В 1845 г. в Нью-Йорке это требование выдвинула массовая организация рабочих «Национальная ассоциация реформ», требовавшая так­же 9-часового рабочего дня.

Виднейшим пропагандистом марксизма в США с 1851 г. был соратник Маркса немецкий иммигрант, бывший член Союза коммунистов, Иосиф Ведемейер. В 1852 г. по инициативе И. Ведемейера и Ф. Зорге в Нью-Йорке была учреж­дена первая марксистская организация в США — «Пролетарская лига». Немецкие рабочие в Нью-Йорке по настоянию Ведемейера основали «Американский рабочий союз». Была сделана попытка образовать подобный союз и из американских рабочих. Усилия Ведемейера были направлены на создание в США самостоятель­ной пролетарской партии.

В 1857 г. в Нью-Йорке был учрежден Коммунистический клуб, деятели которого были связаны с Ведемейером. В дальнейшем этот клуб вошел в I Интернационал. В том же году в Чикаго вбразовалось «Рабочее общество», пригласившее Ведемейера для редактирования своих изданий.

Орден рыцарей труда.80-е годы явились пе­реломным моментом в истории рабочего движения США: ра­бочие впервые выступили как класс, ‘Осознавший свои особые интересы. В эти годы рабочие объединялись в основном вокруг Ордена рыцарей тру­да (ОРТ), возникшего в 1869 г. ОРТ провозгласил своей целью «освобождение рабочих от тирании корпораций и уничтожение рабства наемного труда». Систему наемного труда ОРТ наивно проектировал заменить при помощи мирных средств производ­ственными кооперативными предприятиями рабочих. Выступая против складывавшихся в то время трестов, ОРТ полагал до­биться их устранения путем выкупа у капиталистов за счет го­сударства железных дорог, телеграфной и телефонной сети и замены частной банковской системы государственными банков­скими учреждениями.

С начала 80-х гг. ОРТ стал превращаться в массовую орга­низацию. Основную массу ОРТ составляли не­квалифицированные и малоквалифицированные рабочие. В не­го принимались также негритянские рабочие, что являлось од­ной из сильнейших сторон этой организации. Местные ассамблеи ОРТ строились не по производственно­му, а по территориальному признаку. Таким образом, в одной местной организации состояли рабочие разных специальностей и разных предприятий. Популярный лозунг ОРТ — «Ущерб, нанесенный одному, касается всех»— звал к солидар­ности и единству рядов рабочего класса.

Американская федерация труда. В период фор­мирования монополистического капитализма у крупной буржу­азии появилась экономическая возможность подкупа верхних прослоек пролетариата, что привело к выделению движения привилегированных квалифицированных рабочих. Этих рабо­чих не удовлетворял ОРТ, и в 1881 г. была создана Американ­ская федерация труда (АФТ), организованная по цеховому признаку. Фе­дерация встала на путь получения уступок от капиталистов* и для проведения в жизнь своих требований предлагала рабо­чим организациям использовать мирные средства и добиваться проведения своих представителей в законодательные органы. Реакционная шовинистическая тенденция нашла свое выраже­ние в недопущении негров в профсоюзы АФТ.

Борьба за 8-часовой рабочий день. В 1885 г. АФТ призвала все рабочие организации выйти на улицу 1 мая 1886 г. и оказать поддержку стачке за 8-часовой рабочий день.

1 мая 1886 г. свыше 350 тыс. рабочих по всей стране прекра­тили работу и вышли на улицы городов, требуя введения 8-ча­сового рабочего дня. В результате первомайской стачки 1886 г. 185 тыс. рабочих добились вве­дения 8-часового рабочего дня. Кроме того, целый ряд пред­приятий сократил часы работы с 12 и 14 часов до 9 и 10. Одна­ко продолжительность труда для большинства рабочих оста­лась прежней.

Напуганная огромным подъемом движения, буржуазия орга­низовала провокацию со взрывом бомбы в Чикаго с целью раз­грома рабочих организаций. 3 мая 1886 г. полиция обстреляла мирную демонстрацию рабочих. Летом 1887 г. перед судом предстали восемь вождей чикагских рабочих, они были приговорены к смертной казни. 1 мая было провозглашено днем солидарности пролетариев всех стран.

Социалистическая рабочая партия. Пропаганду социалисти­ческих идей среди рабочих в этот период вели члены Социали­стической рабочей партии (СРП). Она оформилась в 1876 г. на основе слияния ряда социалистических организаций и групп.

СРП стремилась перенести центр тяжести социалистической пропаганды и работы с массами в область парламентской борьбы и отказывались от других форм борьбы трудящихся за улучшение своего экономического и политического положения. Сектантская позиция лидеров СРП нанесла прямой ущерб общенациональному рабочему движению, когда в 80-х гг. они фактически отказались участвовать в борьбе за 8-часовой ра­бочий день», полагая, что это было бы вмешательством в чисто тред-юнионистские дела. Отказ выступить в защиту пригово­ренных к смертной казни вождей чикагских рабочих значитель­но подорвал престиж СРП среди американских рабочих.

С начала 90-х гг. большим влиянием в среде американских социалистов стал пользоваться Даниэл де Леон, вскоре став­ший во главе руководства СРП.

Особенности развития рабочего движения в США. В целом борьба рабочих носила экономический характер. Борьба двух тенденций в рабочем движении — революционной и оппортунистической — в последней трети XIX в.

Положение фермерства.Увеличение задолженности, постепенный рост земельной ренты, поддержание высоких цен на покупаемые фермерами промышленные товары и низких цен на сельскохо­зяйственные продукты, установление монопольных тарифов и фрахтов, потеря фермерами своих земель, уходивших к дер­жателям их закладных,— вся система гнета, который нес ферме­рам развивающийся капитализм, приводила к обнищанию и разорению многих тысяч мелких и средних фермерских хозяйств и резкому обострению классовых противоречий.

Грейнджеры и гринбекеры.Разорение толкало фермеров на отчаянную борьбу, что привело к возникновению общенацио­нальных движений грейнджеров, гринбекеров, фермерских аль­янсов и популистов. В 70-х гг. широкий размах получило движение грейнджеров и гринбекеров. Орден защитников земле­делия, или Лига грейнджеров («грейндж» в переводе с англий­ского—«ферма»), выступал за снижение железнодорожных та­рифов, облегчение сбыта сельскохозяйственной продукции и поощрял создание фермерских кооперативов. Однако, разоча­ровавшись в методах и средствах борьбы «Ордена», ферме­ры приступили к созданию гринбекерской партии (1875), ко­торая панацеей от всех бед и несчастий фермеров считала увеличение выпуска бумажных денег — гринбеков (получили своё название от зеленой виньетки на оборотной стороне ассиг­наций). После включения в программу гринбекерской партии целого ряда рабочих требований к ней примкнуло значитель­ное число рабочих. При поддержке рабочих союзов движение приняло широкие размеры, и на выборах 1878 г. гринбекерско-рабочая партия получила более миллиона голосов. Однако вскоре значительная часть гринбекеров включилась в еще бо­лее широкоге движение фермерских альянсов.

Фермерские альянсы и Народная партия.К началу 80-х гг. фермерские альянсы существовали уже во многих штатах. В движении образовалось два центра притяжения — Север­ный альянс и Южный альянс. В конце 80-х гг. альянсы, в ко­торых к этому времени участвовало более половины всех фер­меров страны, начинают принимать более активное участие в политической жизни. Их действия привели к образованию Народной (популистской) партии в феврале 1892 г. на съезде в г. Сент-Луис.

Рабоче-популистский блок.Экономический кризис 1893 г. иподъем стачечного движения способствовали расширению социальной базы популистского движения за счет наиболее обез­доленных слоев населения, а также вхождения в Народную партию ряда рабочих союзов и социалистических групп. В развернувшейся накануне национальных выборов 1896 г. вну­трипартийной борьбе радикальные популисты стремились от­стоять программу рабоче-популистского блока и выдвинуть в качестве кандидата Народной партии в президенты США из­вестного рабочего лидера Юджина Дебса. Однако консерва­тивное руководство партии сумело осуществить слияние Народной партии с демократами и добиться выдвижения попули­стским кандидатом в президенты США кандидата демократиче­ской партии Брайана. Деморализованная слиянием с демокра­тами и поражением на выборах, Народная партия вскоре пре­кратила свое существование.

Социалистическое движениев США и его раскол.Наступ­ление монополий на права трудящихся повлияло на развитие социалистического движения. В 1901 г. в Индианаполисе была создана Социалистическая партия (СП). В нее вошли” Социал-демократическая партия Америки, незадолго до этого (1897) основанная. Новая партия повела широкую пропаганду социалистических идей. В период подъема массового рабочего движения (1907—1912). 16 на­циональных рабочих союзов, насчитывавших в своих рядах около 300 тыс. рабочих, приняли социалистическую програм­му, а Объединенный союз горняков потребовал обобществле­ния всех средств производства в стране.

На съезде СП в 1912 г. правооппортунистическое крыло одержало победу над левыми социалистами, осудив революци­онные методы борьбы. Это заставило левые элементы во главе с Хейвудом выйти из СП. Раскол 1912 г. (через несколько месяцев после съезда в ее рядах ог 118 тыс. осталось лишь 40 тыс. членов) нанес СП непоправи­мый удар.

Беспартийная лига. Интерес к политическим формам борьбы вновь проявился после созда­ния в 1915 г. Беспартийной лиги. В нее входили фермеры и городская мелкая буржуазия 12 западных штатов. Во время избирательных кампаний участники этого движения, как пра­вило, поддерживали республиканскую партию. •

Негритянское движение «Ниагара». За республиканской партией, принявшей более полувека назад прокламацию об ос­вобождении рабов, в основном следовало и негритянское на­селение. Растущее национальное самосознание привело к воз­никновению среди молодой негритянской интеллигенции ради­кального движения под названием «Ниагара». Его участники выступали против расовой дискриминации. Хотя лидеры «Ниа­гары» нередко выдвигали явно националистические лозунги, это движение сделало шаг вперед в деле национального разви­тия негритянского народа и способствовало созданию Нацио­нальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения.

Крупной победой рабочего класса завершилась многолетняя борьба за право на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров и объявление забастовок. Ко вре­мени первой мировой войны тысячи организованных в проф­союзы рабочих завоевали 8-часовой рабочий день. В 25 шта­тах законы установили предел продолжительности рабо­чего дня для мужчин и закрепили 8-часовой рабочий день ддя женщин. Женщины завоевали избирательные права в 12 штатах (в основном на Западе): 38 штатов запре­тили труд малолетних детей. Важное значение имело законо­дательное закрепление в 9 штатах нормы минимальной зара­ботной платы на всех предприятиях. Почти по всей стране удалось ввести систему компенсаций за несчастные случаи на производстве. Отдельные категории рабочих вырвали у пред­принимателей повышенную оплату за сверхурочные часы и работу в праздники и выходные дни.

1 мая 1886 г. свыше 350 тыс. рабочих по всей стране прекра­тили работу и вышли на улицы городов, требуя введения 8-ча­сового рабочего дня. В результате первомайской стачки 1886 г. 185 тыс. рабочих добились вве­дения 8-часового рабочего дня. Кроме того, целый ряд пред­приятий сократил часы работы с 12 и 14 часов до 9 и 10. Одна­ко продолжительность труда для большинства рабочих оста­лась прежней.

Зарождение рабочего движения. Социалисты-утописты в США

Рабочее движение в США в 20-х и 30-х годах сыграло большую роль в борьбе за 10-часовой рабочий день и в общедемократическом подъеме этих лет. Первая рабочая партия в США была основана в 1829 г. в Филадельфии. В 1828—1831 гг. там выходил и первый профсоюзный журнал Свободное слово металлиста». Тогда же возникли рабочие партии в Нью-Йорке, а затем и во всех северо-восточных штатах. Эти партии представляли собой местные объединения рабочих и ремесленников. Своей задачей они ставили проведение отдельных политических и социальных реформ в пределах данного штата или города. Их программы носили мелкобуржуазный характер.

Читайте также:  Ассимиляция ирландцев в США, язык, общество, традиции и культура

Начиная с образования в 1827 г. «Союза мастеровых» Филадельфии быстро росли тред-юнионы. К 1837 г. они объединяли 300 тыс. человек. В ряде крупных городов возникли городские объединения, и в 1834 г. образовался национальный союз тред-юнионов.

В 30-х годах впервые широко развернулось стачечное движение. За 1833—1837 гг. произошло 168 забастовок, в том числе 103 — за повышение заработной платы и 26— за 10-часовой рабочий день. Первая всеобщая стачка имела место в Филадельфии в 1835 г.; забастовщики требовали введения 10-часового рабочего дня.

Под воздействием экономического кризиса 1837 г. многие рабочие организации и рабочие партии штатов прекратили свое существование.

Значительная часть американских трудящихся находилась в плену мелкособственнических иллюзий. Один из организаторов рабочей партии Нью-Йорка Джордж Эванс пропагандировал в своей газете «Защитник рабочего» идею превращения рабочих в мелких земельных собственников. В 1829 г. вышла книга организатора рабочей партии Филадельфии Томаса Скидмора под названием «Право человека на собственность», отстаивавшая ту же идею. Скидмор утверждал, что право на жизнь есть право на участок земли, но этот участок должен быть таких размеров, чтобы владелец мог его обработать собственным трудом; владелец имеет право на участок лишь на то время, пока он трудится на нем, и не может его продать или сдать в аренду. При этом Скидмор ссылался на изречение: «Кто не работает, тот не ест». Ремесленнику Скидмор считал необходимым отводить два участка: один — для мастерской, другой — для жилья. Крупные мануфактурные предприятия Скидмор предлагал превратить в коллективную собственность рабочих.

Такова была пользовавшаяся тогда широкой популярностью среди трудящихся США мечта о превращении всех американцев в земельных собственников. «Такая мечта,— писали Маркс и Энгельс,— столь же не осуществима и столь же коммунистична, как мечта превратить всех людей в императоров, королей и пап» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Циркуляр против Криге, Соч., т. 4, стр. 9.).

Огромное количество незаселенных земель на западе обеспечило живучесть этой утопии. В 1846 г. Маркс выступил с резкой критикой немецкого социалиста Германа Криге, пропагандировавшего в США идею уравнительного передела земли как спасение от всех зол капитализма.

Заметным влиянием в раннем американском рабочем движении и среди мелкобуржуазной интеллигенции США пользовались теории утопического социализма Оуэна и Фурье. Первыми пропагандистами утопического социализма в США были основатели рабочей партии Нью-Йорка — сын Роберта Оуэна Роберт Дейл Оуэн и участница движения итальянских карбонариев Франческа Райт. Издававшаяся ими газета «Свободный исследователь» выступала за преобразование общества согласно идеям Роберта Оуэна, на основе коллективного труда, новых методов воспитания и образования. В 1825 г. Франческа Райт основала в штате Теннесси кооперативную колонию негров, выкупленных ею из рабства. С 1825 до 1828 г. в штате Индиана существовала социалистическая община «Новая гармония», основанная Робертом Оуэном и насчитывавшая до тысячи членов.

В 1841 г. группа социалистов-утопистов во главе с Джорджем Рипли и его женой основала близ Бостона, в штате Массачусетс, кооперативную колонию «Брук фарм». Фурьерист Альберт Брисбен перестроил эту колонию по типу фаланстера. Колония привлекла довольно большое число участников, главным образом из числа литераторов и передовой интеллигенции, и существовала до 1846 г.

В 1848 г. прибывший из Франции коммунист-утопист Кабе основал социалистическую общину под названием «Икария». Общины такого типа создавались в США последователями Кабе и позже, вплоть до 80-х годов.

Критикуя пороки, присущие капитализму, социалисты-утописты способствовали росту движения за демократизацию политического строя США. Они внесли немалый вклад в борьбу против рабства негров. Но мелкобуржуазные пути и средства решения социального вопроса, которые они предлагали в своих проектах, отвлекали рабочих от классовой борьбы с капиталистами.

Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы . Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский . 1956—1565 .

  • Закон о земле и другие реформы танпинского государства
  • Захват части Ауда англичанами. Война с маратхами в 1802—1803 гг.

Огромное количество незаселенных земель на западе обеспечило живучесть этой утопии. В 1846 г. Маркс выступил с резкой критикой немецкого социалиста Германа Криге, пропагандировавшего в США идею уравнительного передела земли как спасение от всех зол капитализма.

Власть корпораций

Но переломный момент, который запустил возрождение американского социализма, произошел гораздо раньше, во время финансового кризиса 2007–2009 годов. Тогда правительство встало на сторону банков, а из-за ошибок финансистов с Уолл-стрит пришлось страдать простым налогоплательщикам. Миллионы людей тогда потеряли свои рабочие места, дома и сбережения. Крупнейшие страны с развитой экономикой пережили самые глубокие спады со времен Великой депрессии в 1930-х годах.

Это привело к началу движения “Захвати Уолл-стрит” (Occupy Wall Street). Оно началось с того, что несколько сотен человек разбили палаточный лагерь в нью-йоркском парке Зуккотти, а позже переросло в тысячные протесты в разных городах по всей стране. Разочаровавшиеся в политике агрессивного капитализма американцы выступали против корпоративной жадности, социального неравенства и огромного разрыва между богатыми и бедными, требуя структурных изменений в американской экономике. Последствиями этих настроений стал рост популярности Берни Сандерса, который в 2016 году все же проиграл Хиллари Клинтон президентскую номинацию.

Казалось, что приход к власти Дональда Трампа стал явным сигналом того, что большинство людей в США не готовы менять экономическую и социальную модель. Но согласно данным ДСА, приток новых членов в организацию только усилился после победы республиканца. К концу 2017-го число сторонников ДСА достигло 32 тыс. По состоянию на июль 2018 года, в организацию вступило уже около 50 тыс. членов, а количество местных ячеек увеличилось с 40 до 181.


Это привело к началу движения “Захвати Уолл-стрит” (Occupy Wall Street). Оно началось с того, что несколько сотен человек разбили палаточный лагерь в нью-йоркском парке Зуккотти, а позже переросло в тысячные протесты в разных городах по всей стране. Разочаровавшиеся в политике агрессивного капитализма американцы выступали против корпоративной жадности, социального неравенства и огромного разрыва между богатыми и бедными, требуя структурных изменений в американской экономике. Последствиями этих настроений стал рост популярности Берни Сандерса, который в 2016 году все же проиграл Хиллари Клинтон президентскую номинацию.

“Мы наш, мы новый мир построим”

28-летний Тим Роуз, юрист из Вашингтона и сторонник социализма, в беседе со “Страной” рассказал, что его прельщает в этой совсем не американской идеологии.

“Прежде всего равные возможности для всех, независимо от класса и доходов, это верховенство права, доступ к качественной медицине. Америка – давно уже не оплот демократии, власть захватили олигархи и коррупционеры, и в Демократической, и в Республиканской партиях. Скандал с делами Байдена в Украине – один из примеров. Или взять, к примеру, спикера Нэнси Пелоси, которая заработала миллиарды в политике, а состояние переписала на мужа, чтобы официально быть чистой, или миллиардера Обаму, который купил роскошные хоромы – как он мог заработать такие огромные деньги в политике? С Трампом и так все ясно – он приумножает свои богатства и наслаждается властью, ему никто не указ. Кстати, он и победил потому, что многим показался человеком не из системы. А так в обеих партиях правят акулы капитализма, которым принадлежат основные медиа, ведущие пропаганду в пользу владельцев. И кто бы ни пришел к власти, ситуация не изменится, нужна третья сила. И она должна быть с социалистическим уклоном, иначе США может ждать социальный взрыв вплоть до революции и гражданской войны”, – говорит нам Роуз, один из активистов протестов “Черные жизни имеют значение”.

Роуз увлекается историей и много читал о Ленине, Марксе и СССР.

“Да, в СССР были свои перекосы (не выпускали за границу, например, партийная верхушка жила богато), но в целом это была идеальная система. Бесплатные учеба, лечение, даже квартиры давали – сказка же. В Америке, чтобы рассчитаться за жилье и обучение, порой жизни не хватит. На больничный не пойдешь – только за свой счет, так и ходят на работу с простудой (одна из причин, почему в США так много коронавирусных). “Американская мечта” для многих становится недостижимой. На улицах все больше бездомных. При Обаме и Байдене, кстати, выставили на улицу пять миллионов американцев за то, что они не могли рассчитаться по ипотеке. И они еще вещают о справедливости. Вот говорят, что в СССР была цензура – так и в Штатах есть цензура, взять те же соцсети, где контролируют, какой контент распространять. Что касается Ленина, то он пропагандировал правильные вещи, упразднил сословия, решил национальный вопрос, хотя во время гражданской войны погибли миллионы, что, конечно, плохо”, – говорит Роуз.

Именно благодаря социалистическим идеям большой популярностью в США, особенно среди молодежи, пользовался сенатор Берни Сандерс, который проиграл на праймериз демократов Джо Байдену.

Он, например, обещал списать молодым американцам долги за учебу и сделать высшее образование бесплатным, сделать доступнее систему здравоохранения.

Не зря многие его идеи позаимствовал в своей предвыборной программе Байден (правда, в экспертной среде многие его обещания считают лишь пиаром перед выборами).

На рост социалистических настроений уже отреагировал и Трамп, который пугает “красной угрозой”.

“Мы встревожены новыми призывами к принятию социализма в нашей стране. И сегодня мы обещаем, что Америка никогда не станет социалистическим государством. Америка зиждется на свободе и независимости, а не на принуждении, доминировании и контроле со стороны государства”, – заявил он.

“Сейчас люди, особенно молодые, стали понимать противоречия капитализма и тот факт, что уж больно много людей не имеют ничего”, – сказал “Стране” Эндрю Саторн, член Социалистической партии из штата Вашингтон.

Общие процессы развития социалистического и рабочего движения в странах Европы и Америки

Характерные для последних десятилетий XIX в. сдвиги в экономическом развитии европейских стран и США имели многообразные социальные и демографические последствия. Одним из них стал процесс урбанизации, т.е. перемещения значительных контингентов сельского населения в промышленные города и фабричные поселки городского типа. Миграция в города была наиболее значительным, но не единственным проявлением возросшей подвижности населения, чему способствовали факторы разного порядка: усиление товарности экономики, развитие транспортных средств, кризис традиционного мелкокрестьянского хозяйства. Развивалась и эмиграция, т.е. исход «избыточного» населения из зон особенно острого социального неблагополучия за пределы собственной страны. В частности, начиная с 80-х годов нарастал поток эмигрантов из стран Восточной Европы и Средиземноморья в США. В связи с этим, огромное значение начинает принимать учение о социальной справедливости, о переустройстве общества на основе приоритета общественных, а не индивидуальных интересов, о ликвидации частной и установлении господства общественной собственности, о справедливом распределении благ – по труду и даже по потребности.

Как мы знаем социалистическое течение, основанное на идеях Маркса и Энгельса, именуемое марксизмом, отличалась аргументированной системой критики капитализма, нравственной непримиримостью и научным характером суждений о закономерности его гибели, необходимости революции, об освободительной роли пролетариата и неизбежности торжества коммунизма. К концу 1880-х гг. марксисты взяли верх над другими социалистическими течениями в борьбе за гегемонию в интернациональном сплочении рабочего движения. Стали инициаторами создания II интернационала. К марксистским организациям относились ГСРП, а позже СДПГ в Германии, ФРП во Франции, СДФ, Социалистическая лига в Великобритании, ИСП в Италии, СРП и СП в США.

Однако, новые тенденции в социально-экономической сфере, связанные с переходом к этапу монополистического капитализма заставили сторонников марксистских идей поставить на повестку дня вопрос об интерпретации базовых положений теории Маркса. В итоге к концу XIX века выяснилось, что в социал-демократических партиях, во Втором Интернационале существует несколько течений, представители которых, считая себя последователями Маркса, по-иному трактуют суть тех изменений в обществе, которые произошли уже после смерти К. Маркса. Соответственно ревизионисты, как их стали называть современники, по-разному видели задачи социалистического движения. Э. Бернштейн в своей книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» 1899 года заявил, что многие положения Маркса и Энгельса не подтвердились и устарели, и выступил за дальнейшее развитие и усовершенствование марксистского учения путем критики. Пересмотрев положение марксистского учения о разложении и гибели капитализма, Бернштейн считал, что экономические кризисы перепроизводства становятся реже и слабее, положение рабочего класса улучшается, соответственно противоречия капитализма ослабляются и классовая борьба затухает. Он стал ориентироваться на эволюцию общества и реализацию социальной справедливости путем реформ, а не революции, посредством сотрудничества, а не противоборства классов. Ревизионизм поддержали часть СДПГ, независимые социалисты во Франции. ФСП, позже руководство СФИО, фабианцы, многие лидеры НРП и тред-юионов Великобритании, руководство ЛП, социал-реформисты ИСП, правые СП и АТФ в США. Социал-реформисты и ревизионисты составляли правую социал-демократию, правый фланг II интернационала в начале XX века.

Стоит отметить, что марксисты, именуемые себя революционными социалистами оставались верными марксисткой теории и подвергали критике ревизионизм в 1898 – 1904 гг. К ним относились революционные социалисты в СДПГ, СПФ CLA СРП и левые СП в США. В последующем их оппоненты социалистических течений, не разделявших марксистских взглядов, марксистские течения, пересмотревшие революционные позиции были названы оппортунистами. Оппортунизм подразделялся на правый и левый. Правый – уповавших на трансформацию капитализма в социализм путем реформ, отказ от социалистической революции, диктатуры пролетариата, идея сотрудничества классов. Левый оппортунизм – неустойчивая смесь ультрареволюционных теорий и авантюристических тактик, толкающих революционное рабочее движение на неопределенные действия, бессмысленные жертвы и поражения. К правым относили социал-реформистов, ревизионистов, центристов. К левому – анархистов, анархо-синдикалистов и т.д.

Еще одним социалистическим течением можно назвать анархизм. Данное течение призывало к анархии – уничтожению всякой принудительной власти – как условию реализации социальной справедливости. Анархисты были противниками государства, любых партий, политической борьбы рабочих, трудового законодательства. Анархистские клубы, группы и тайные общества имелись во Франции, Италии, Германии. В США действовало влиятельное анархистское Международное товарищество трудящихся, в Великобритании сосредоточились анархисты-эмигранты. Анархисты вели пропаганду действием – совершали террористические акты против коронованных особ, президентов, глав правительств, министров, пытались организовать восстания и т.п. В 1880-х гг. наиболее видными деятелями анархизма были Кропоткин, Реклю, Мост, Малатеста и Мерлино. Анархисты были исключены из II интернационала на IV Лондонском конгресс в 1896 году. Созывали свои международные конгрессы, а в 1907 году учредили анархистский интернационал.

Стоит отметить, что ряд анархистов организовали течение анархо-синдикализма. Согласно их взглядам, единственной пролетарской организацией, способной добиться социализма, являются профсоюзы (синдикаты). Они считались в рамках капитализма уже готовым аппаратом будущего социалистического общества. Методы борьбы – стачки, бойкоты, саботажи, революционная всеобщая стачка. Они выступали против подчинения профсоюзов партиям. Отстаивали идею активного меньшинства, противники массовых профсоюзов. Идеологи во Франции – Сорель, Лагарделль, Пуже. Лидеры – Пеллутье, секретарь Федерации бирж труда (с1895 года), Гриффюэльс (руководил ВКТ до 1908 года). В США анархо-сидикализм ал идеологией ИРМ, в Италии – УСИ.

Наверное, стоит отметить еще один мирный вариант построения социализма, получивший название муниципального социализма. Они считали, что действуя через органы местного самоуправления (муниципалететы) – ростки новых социалистических учреждений, можно путем постепенных реформ создать основу коллективной собственности ( в виде бань, прачечных, хлебопекарень, городского транспорта), а затеем на на этой базе мирным путем преобразовать все капиталистическое общество в социалистическое.

Немаловажную роль сыграли в рабочем движении профсоюзы. С конца 1880-х гг. по 1912 год численность членов профсоюзов увеличилась: в Великобритании с 12 до 21 %, В США с 10до свыше 11%, в Германии с 6 до 25%, во Франции с 3,5 до 8% рабочих. В Великобритании профсоюзное движение было представлено БКТ и тред-юнионами нового типа, в США «Орденом рыцарей труда», АФТ, ИРМ, в Германии свободными, гиршдункеровскими, христианскими профсоюзами, во Франции- Национальной федерацией синдикатов, ВКТ, католическими профсоюзами, в Италии – ВКТ, УСИ, католическими профсоюзами. С 1901 года раз в 2 года созывлись международные профсоюзные конференции, обсуждавшие организационные вопросы профсоюзного движения, а для обмена информацией был создан Международный секретариат профсоюзов. В 1913 году из профсоюзов, примыкавших ко II интернационалу, была создана Международная федерация профсоюзов.

Стоит отметить, что марксисты, именуемые себя революционными социалистами оставались верными марксисткой теории и подвергали критике ревизионизм в 1898 – 1904 гг. К ним относились революционные социалисты в СДПГ, СПФ CLA СРП и левые СП в США. В последующем их оппоненты социалистических течений, не разделявших марксистских взглядов, марксистские течения, пересмотревшие революционные позиции были названы оппортунистами. Оппортунизм подразделялся на правый и левый. Правый – уповавших на трансформацию капитализма в социализм путем реформ, отказ от социалистической революции, диктатуры пролетариата, идея сотрудничества классов. Левый оппортунизм – неустойчивая смесь ультрареволюционных теорий и авантюристических тактик, толкающих революционное рабочее движение на неопределенные действия, бессмысленные жертвы и поражения. К правым относили социал-реформистов, ревизионистов, центристов. К левому – анархистов, анархо-синдикалистов и т.д.

Ссылка на основную публикацию