Филиппинцы в США, уклад жизни и семьи, численность

Маленькие рабы. Как в США и Европе узаконили похищение детей

” src=”https://static.life.ru/posts/2018/06/1129549/c56e8505c15b87884b6f267b94547376.jpg” loading=”lazy” style=”width:100%;height:100%;object-fit:cover”/>

В США новый скандал: как выяснилось, вот уже больше года американские пограничники, руководствуясь некой секретной инструкцией от Министерства внутренней безопасности, разделяют семьи нелегальных мигрантов, прибывающих в США. Взрослых направляют в один лагерь для депортации, маленьких детей — в другой, для распределения по семьям для усыновления в американские семьи.

После того как адвокат по правам человека Дженнифер Харбури обнародовала видеозапись, сделанную в одном из таких центров, в стране разразилась настоящая буря. В итоге президент США Дональд Трамп подписал указ о временном запрещении изымать маленьких детей у родителей-мигрантов, осуждённых за незаконное пересечение границы.

Тем не менее остались сами лагеря для детей мигрантов (по данным Associated Press, в этих лагерях и центрах временного содержания находится почти 2 тысячи детей, в том числе не менее сотни детей в возрасте младше четырёх лет). Остались и сами дети, изъятые у родителей. По данным американских журналистов, случаи изъятия детей у семей мигрантов начались после того, как в апреле 2018 года Минюст США провозгласил политику “нулевой терпимости” по отношению к нелегалам. То есть, если взрослых мигрантов американцы решили выдворять обратно, то вот их малолетних детей американские чиновники решили оставлять для последующего усыновления в американских семьях — во имя самых гуманных целей, разумеется. Для перевоспитания и приобщения к ценностям цивилизованного мира.

Впрочем, саму практику изъятия и “окультуривания” детей придумали в англо-саксонском мире вовсе не вчера.

В Средние века в Британии никто и не думал о том, что нужно каким-либо образом перевоспитывать молодёжь — виселица и каторга исправно выполняли функции социальных фильтров, а христианские монастыри давали приют и работу всем неимущим. Но затем произошло два события, имевших самые неожиданные последствия для морали европейского человека.

Во-первых, в результате церковной реформации были закрыты все католические монастыри, раньше бравшие на себя значительную часть социальных функций, в том числе и приютов для нищей молодёжи.

Во-вторых, в 1607 году два английских акционерных общества — Лондонская и Плимутская компании — объединились, чтобы основать Виргинию, первую британскую колонию в Северной Америке. Король Яков I, вошедший в историю как переводчик Библии на современный английский язык, решил поддержать британских купцов и приказал отправлять всех малолетних бродяг и преступников не на виселицу, а за океан — пусть там они своим ударным трудом послужат на пользу родине.

И в 1618 году к берегам Виргинии отплыли два корабля, в трюмах которых находилось около 300 детей от 4 до 11 лет, изъятых у бродяг и нищих. В Америке пополнению были рады — рабочих рук отчаянно не хватало, а дети гораздо послушнее взрослых и легче адаптируются к тяжёлым условиям.

И вскоре отправку “ненужных” детей в колонии поставили на поток. Когда же беспризорники закончились, британские купцы стали поставлять крестьянских детей, уговаривая их родителей-бедняков отдавать “лишние” рты якобы на усыновление в богатые семьи.

Чемпионами же в торговле детьми стали три содержательницы детского приюта в Шотландии — Анни Макферсон, её сестра Луиза Берт и уроженка Лондона Мария Райт. Всё начиналось с самых благих побуждений. Макферсон, убеждённая баптистка, была ошеломлена детским рабством на местной спичечной фабрике в Эдинбурге. И она основала свой собственный приют, считая, что лучшим вариантом помощи детям будет их отправка в Америку — страну больших возможностей. В итоге усилиями Анни и её сестры Луизы в Канаду было переселено больше 20 тысяч детей — правда, мисс Макферсон и не подозревала, что щедрые попечители организовали под прикрытием её “приюта” настоящий невольничий рынок. В конце концов деятельностью подобных приютов заинтересовались и в Лондоне. В Канаду была отправлена правительственная комиссия во главе с лордом Эндрю Дойлом, который подверг разгрому деятельность “приютов”: “Тысячи британских детей, уже и без того бывших в тягостном положении, брошены к переселенцам на произвол судьбы, тяжёлую работу или плохое обращение”.

В итоге детская миграция была поставлена под контроль правительства — в Лондоне было организовано “Общество продвижения детской миграции в колонии”, чиновники которого стали заниматься целенаправленным переселением из страны детей нетитульных наций — прежде всего шотландцев и ирландцев. Причём во время длительного путешествия — юных мигрантов везли не только в Канаду, но и в Африку, Австралию и Новую Зеландию — детям основательно “промывали мозги”, убеждая их в том, что они являются настоящими англичанами и должны всеми силами защищать интересы британской короны.

Программа детской “миграции” приостановилась только в годы Великой депрессии и была окончательно закрыта после Второй мировой войны. Толчком к этому послужило дело сержанта Ли. Британский солдат, попавший в самом начале войны в плен к немцам, после возвращения домой узнал, что его жена погибла под бомбёжкой в городе Ковентри, а его дочерей отправили на “удочерение” в Австралию. Лишь через несколько лет судебных тяжб сержант Ли добился того, чтобы ему вернули дочерей. Правда, к тому времени подросшие девочки уже не помнили ни отца, ни свою прошлую жизнь — все прежние воспоминания были вытеснены ужасами содержания в “приюте”, где к сиротам относились как к дешёвому рабочему скоту.

Тем не менее отдельные случаи вывоза детей из Англии имели место и до конца 1970 годов.

Писательница Маргарет Хамфриз, автор книги “Пустые колыбели”, писала, что в 1986 году она получила письмо из Австралии — неизвестная ей женщина писала, что в детстве она была насильно изъята из бедной многодетной семьи в Британии и вывезена в Сидней. Все факты, изложенные в письме, полностью подтвердилось. И в 1998 году австралийский премьер принёс извинения жертвам насильственного переселения. Британское же правительство принесло извинения похищенным детям только в 2010 году — после тысяч обращений в свой адрес.

Как убить индейца и сохранить человека

Британский опыт “перевоспитания” детей был воспринят и в Канаде, где британские колониальные власти решили “окультурить” многочисленные племена индейцев. Коренное население Канады официально считалось людьми “второго сорта” — так, согласно Индейскому акту, принятому в 1876 году, все индейцы были фактически приравнены к каторжным заключенным. В частности, им запрещалось владеть собственностью, подавать иски в суд, пользоваться всеми юридическими правами граждан Канады.

Одновременно бригадный генерал в отставке Ричард Генри Пратт решил взять на воспитание десяток маленьких индейцев из племени навахо, которые были союзниками британцев в войне с другими индейскими племенами. В городке Карлайл он основал первую школу-интернат для индейцев, в которой он из подростков стал готовить будущих капралов британской армии.

Девизом школы стали слова генерала: “Наша миссия — убить индейца и спасти в нём человека”. Пратт считал, что бесполезно даже пытаться привить цивилизацию взрослым индейцам, иное дело — дети семи лет. Канадский писатель и актёр Лютер Стоящий Медведь, прошедший через школу Пратта, вспоминал, что британские власти в Канаде создали продуманную кампанию по уничтожению самого индейского духа.

— Прежде всего все ученики должны были отказаться от своих индейских имён и выбрать себе европейские имена из списка, который учители написали на доске, — вспоминал Лютер, выбравший себе имя в честь христианского проповедника, о котором он ровным счётом ничего не знал. — Также все ученики должны были коротко стричь волосы и носить европейские костюмы — любое появление на территории школы в индейских мокасинах и куртках каралось недельным заключением в карцере. Также был запрещён и родной язык.

Те дети, которые делали успехи в обучении по-английски, могли заслужить поощрение — к примеру, им разрешалось на летние каникулы отправиться домой, чтобы повидаться с родителями. Двоечников же ждала “трудотерапия”: на всё лето их отправляли в фермерские дома для работы.

Опыты Пратта по “перевоспитанию” индейцев были признаны удачными, и вскоре в Канаде было создано Министерство по делам индейцев, под вывеской которого школы-интернаты для индейцев стали открываться уже по всей стране. Программа обучения была минимальной: “перевоспитанные” индейцы с начисто стёртым национальным самосознанием должны были стать либо солдатами канадской армии, либо дешёвой рабочей силой.

Зато в индейском народном календаре появился “Месяц плача” — сентябрь, когда белые инспекторы отбирали в племенах наиболее способных детей. Причём инспекторам помогали сами вожди общин — за перевод детей в школу правительство платило общинам неплохие деньги.

Впрочем, уже в 1920 году парламент Канады принял закон об обязательном обучении всех индейских детей старше 7 лет в школах-интернатах. Была предусмотрена и уголовная ответственность для тех родителей, кто отказывался отдавать своих детей на “перевоспитание” — к тому времени в Канаде функционировало уже более 100 школ-интернатов для индейцев. Всего же через школы-интернаты за всю историю Канады прошло около 150 тысяч детей.

Уже в 60-е годы прошлого века в Канаде стала действовать IMAP — новая правительственная программа по ассимиляции индейцев и метисов, которая предусматривала размещение детей в семьях белых приёмных родителей, получавших специальное пособие за “перевоспитание” индейцев. Всего по этой программе до начала 80-х годов было отдано на усыновление более 20 тысяч детей.

Марсиа Бурый Медведь, вождь из одного из индейских племён в провинции Онтарио, сегодня с ужасом вспоминает жизнь у приёмных “родителей”:

Во-первых, в результате церковной реформации были закрыты все католические монастыри, раньше бравшие на себя значительную часть социальных функций, в том числе и приютов для нищей молодёжи.

Филиппинцы в США, уклад жизни и семьи, численность

Перевод из книги “Etiquette guide to the Philippines” авторов Dennis Posadas и Joy Posadas. Филиппинская семья сегодня и в прошлом. Традиции, тенденции в изменении семеного уклада, матриархат, феминизм, эмансипация. Расширенные семьи, отношение к старшему поколению. Отъезд одного из супругов на заработки за границу. Как воздействуют семейные отношение на единство народа.

Семейные узы являются крайне важной составляющей жизни на Филиппинах. У филиппинцев сильно чувство родства с расширенной семьёй и сознание принадлежности к ней. Даже с очень дальними родственниками частенько поддерживаются близкие, уважительные и полные любви отношения. У многих взрослых филиппинцев родители или состоящие в браке дети живут в той же общине или на том же участке, а иногда даже в том же доме.

Совместное проживание с родственниками одного из супругов также обычное дело. Это устраивается для экономии средств или чтобы заботиться о престарелых родственниках.

Вместо того, чтобы жить в домах престарелых, большинство филиппинских граждан преклонного возраста живёт с одним из своих детей.

Хотя многие молодые семьи начинают ощущать, что сразу же после свадьбы важно иметь свой собственный отдельный дом, они не покидают своих родителей, так как филиппинские обычаи по-прежнему диктуют, что дети должны заботиться о своих пожилых родителях.

На Филиппинах женщины занимают центральное положение в жизни семьи, мам часто называют “светом дома”. В традиционной филиппинской семье отец является главой семейства и добытчиком, в то время как мама занимается домашними делами, включая финансы. Это не является необычным на Филиппинах, когда мужчины отдают свои зарплаты жёнам в знак любви и поддержки. Их жёны потом заняты распределением семейного бюджета. Естественно тот, у кого кошелёк, имеет более весомое слово в вопросе о том, куда распределять фонды и как всё организовать.

Сегодня больше женщин работают вне дома и занимают более высокие должности, позволяющие им зарабатывать свои собственные деньги и в некоторых случаях даже поддерживать своих супругов. В ответ влияние в филиппинской семье начало предосудительно сдвигаться в сторону матриархата. Согласно некоторым социологам эта матриархальная тенденция коренится в доколониальном социальном порядке. Это отражено в выражении “He is under the saya”, дословно переводимом ‘он находится под женской юбкой’.

Несмотря на это, филиппинские законы не обязательно обеспечивают равные права мужчинам и женщинам. Законы часто отражают ценности и обычаи того времени, когда они были приняты, а многие филиппинские законы были созданы десятилетия назад и могут не поддерживать равные права. На практике, тем не менее, филиппинские женщины пользуются равными правами с мужчинами и имеют давние лидирующие позиции в бизнесе, политике и академических науках. На Филиппинах даже были две женщины-президента.

Хотя многие филиппинские женщины скромно правят на домашнем фронте, основное их отличие от женщин западных состоит в том, что они не сочувствуют феминисткам (хотя в стране есть несколько организованных феминистских групп, в том числе и в Конгрессе). Много, если не большинство, женщин с удовольствием принимают традиционные ценности и уделяют больше всего внимания семье и домашним делам. Карьера, как правило, имеет второстепенное значение, далёкое от финансовой необходимости.

Несмотря на очевидную эмансипацию женщин на Филиппинах, большинство из них, на самом деле, ведут себя покорно в личных и романтических отношениях. Это означает, что они оказывают уважение хозяину дома и признают его власть. К мужу часто относятся как к королю, даже если у него не всегда получается взять на себя полное экономическое обеспечение хозяйства. Многие люди верят, что на самом деле подобное отношение располагает мужчину к хозяйке в его доме и гарантирует его крайнюю лояльность и поддержку своей королеве.

В то время как сценарий мужа добытчика и жены домохозяйки в целом по-прежнему считается идеальным, экономические тяготы лишили многие семьи возможности поддерживать этот традиционный семейный уклад. Другие семьи добровольно ушли от него, поддавшись влиянию Запада.

В большом сегменте населения один из супругов может даже поехать за границу на несколько лет. Обилие домашних помощников и членов расширенной семьи, которые могут оказать поддержку в заботе о детях, делает подобное явление возможным, хотя это не обязательно по-настоящему соответствует интересам детей.

Даже когда филиппинцы живут за океаном, они по-прежнему чувствуют себя тесно связанными с их домами и семьями. Иностранцы могут быть удивлены этой тесной связи и поразиться, какому количеству родственников филиппинцы посылают деньги.

Важность семейных уз может иногда подрывать национальное единство, лояльность по отношению к одному из родственников часто ставится превыше нужд незнакомца или страны. Когда Филиппины воевали против иноземных захватчиков во Вторую мировую войну, нация в целом была едина. Но во времена мира, национального единства и равенства для всех становится трудно достигнуть (даже если многие филиппинцы признают их значимость), из-за конфликтующих потребностей лояльности членам семьи, организации и родной провинции.

Многие филиппинцы склонны тянуться к своим товарищам из родной местности, особенно когда они находятся за границей. Илоканцы с севера, жители Панпанги с Северного Лузона, люди с острова Негрос и других Висайских островов, народ из Давао на острове Минданао являют собой примеры региональных группировок, к которым могут принадлежать филиппинцы. Этим группам приписывают стереотипные характерные черты. Например считается, что илоканцы крайне бережливы, в то время как выходцы с Негроса считаются очень романтичными.

Вместо того, чтобы жить в домах престарелых, большинство филиппинских граждан преклонного возраста живёт с одним из своих детей.

Филиппинцы: богатые бедные на Миндоро.

На Филиппинских островах и Миндоро нам понравилось многое: природа, море, пляжи, цены. Но больше всего нам понравились филиппинцы! На данный момент филиппинцы возглавили наш личный Топ самых дружелюбных и жизнерадостных местных жителей.

На Филиппинах достаточно часто происходят природные катаклизмы: тайфуны, цунами, землетрясения, извержения вулканов, оползни, наводнения. Эти 7107 островов, наверное, – один за самых нестабильных регионов планеты. В ноябре 2013 года от очередного страшного супертайфуна, сопровождавшегося шестиметровой волной цунами, погибли свыше 10’000 человек и пострадали 10 миллионов человек!

А население (филиппинцы) повсеместно живет достаточно бедно.

Тем не менее, таких жизнерадостных людей, как филиппинцы, я пока больше не видел нигде! Люди здесь веселые, открытые, отзывчивые и умеют отдыхать.

Может быть, в этом и кроется причина. Что это? Пир во время чумы? Филиппинцы понимают что терять им нечего и живут, наслаждаясь каждым прожитым днем на красивейших островах?

На Филиппинах очень развиты семейные связи.

Многочисленные родственники окружают каждого филиппинца на протяжении всей жизни, внутри семьи очень развита взаимовыручка.

Разводы и аборты на Филиппинах запрещены.

Здесь очень много детей и филиппинцы от мала до велика очень хорошо относятся к каждому встреченному ребенку.

Каждый день мы наблюдали сотни дружелюбных улыбок от созерцания обоих наших детишек: десятимесячной дочурки и четырехлетнего сына.

Местные дети с удовольствием позируют на камеру.

Большая часть населения Филиппин хорошо говорит по-английски, благодаря чему филиппинцы считаются одними из самых востребованных работников во многих странах Мира.

Читайте также:  Протесты и сопротивление американцев вьетнамской войне

Филиппины, кстати, – единственная католическая страна в Азии. Этому поспособствовал почти четырехсотлетний период испанской колонизации.

Здесь очень популярна действительно хорошая музыка: классический и современный рок, регги.

Боб Марли здесь культовая фигура, похоже, не меньше, чем на Ямайке. Кличка пса, бегущего рядом со своим хозяином, кстати, – Боб.

Растаманской культурой пропитаны татту-салоны, клубы, рестораны, многочисленные магазины с футболками.

Разнообразные шоу и живые выступления рок- и регги-музыкантов здесь можно наблюдать во многих ресторанах

То и дело встречаются люди, напевающие в голос какую-нибудь песню просто так или под аккомпанемент мобильного телефона или плеера: на улице, в магазине, в “джипни”. Еще филиппинцы без ума от караоке и отсутствие голоса никого не смущает – люди поют от души!

Да, мы видели здесь бедноту и грязь, трущобы и мусор. Да, видели мы на Миндоро и такое объявление:

Да, здесь наравне с Таиландом популярны трансвеститы, процветают стриптиз и проституция, отчего сюда стекаются секс-туристы из Европы и США.

Да, туриста здесь будут часто пытаться “развести” и таксисты, и водители трайсиклов, и многочисленные “помогайки”, и продавцы в сувенирных магазинах.

Семью нужно за что-то кормить и после всего вышеописанного мы на филиппинцев за эти мелочи не в обиде!

Подкупающие душевные жизнерадостность, дружелюбие, открытость и любовь к детям становятся выше всего остального! Это и есть настоящее богатство для филиппинца!

А население (филиппинцы) повсеместно живет достаточно бедно.

Интересные факты об американском образе жизни

Великая американская мечта заключается в крепкой счастливой семье, хорошем достатке и той жизни о которой мечтал и получил.

Филиппины

Цикл статей:


Проведя два дня в столице, мы уже мечтали уехать на один из 7000 островов, образующих территорию этой страны. Как обычно нам необходимо было совместить поиски семьи с собственным отдыхом. Выбор наш пал на остров Миндоро, ибо не далеко от Манилы, много местных и хорошие пляжи. В основном между островами перемещаются на самолетах, но можно и на лодке. Именно второй вариант, по причине его доступности, мы и выбрали.
Лодки на остров Миндоро уходят из небольшого городка Батангас, добраться до которого можно за 2 часа, заплатив 166 песо (135 рублей). Благо автобусы из JAM терминала в районе Pasay ходят каждые пятнадцать минут. Кстати, автобусных терминалов по всей Маниле достаточно много, поэтому вы можете найти тот, что ближе к вашему дому. Билет на лодку стоит недорого – 500 песо (425 рублей) в оба конца. Покупаете вы билеты, ловите такси или ищете остановку автобуса – везде вам будут пытаться навязать свою помощь, естественно, не бесплатно. Поэтому если не хотите платить, сразу отгоняйте от себя этих помогал.

На Филиппинах продолжается восстание

К моменту подписания мира с Испанией война за независимость Филиппин шла уже третий год. Силы повстанцев возглавлял политик китайского происхождения, Эмилио Агинальдо. Выходец из богатой и влиятельной семьи, принадлежавшей к колониальной элите, он сначала поднял восстание против власти Испании, а затем перешёл на сторону американцев и успел повоевать вместе с ними.

Агинальдо совершенно не собирался проявлять покорность перед новыми хозяевами Филиппин. Он стремился к власти и не желал делиться ею с « освободителями». Не прослужив в армии ни дня, политик провозгласил себя генералом и объявил о создании Филиппинской республики.

США и Испания в это время уже заключили перемирие и готовились к мирной конференции. Агинальдо тоже действовал быстро и решительно.

Осенью 1898 года в городе Малолосе он созвал Учредительное собрание, провозгласившее создание независимого филиппинского государства. В январе 1899 года филиппинцы приняли конституцию, а Эмилио Агинальдо стал первыми президентом республики.

Буквально за пару месяцев янки, почти не встречая сопротивления, заняли практически всю территорию республики. Захватили столицу мятежников — Малолосу. А отряды Агинальдо отступили на север.

Фермерские семьи скандинавов в США

Работали на фермах и дети. Один из информаторов Э. Хаугена, росший в 90-х годах в Висконсине, рассказывал, что ходить в школу ему пришлось недолго. «Я был старшим из мальчиков, а у отца был большой долг, и он не мог нанимать работников, вот мне и пришлось оставаться дома и помогать ему. Когда я начал выезжать с упряжками в поле, мне было 6 лет». Другой информатор, видимо, из более зажиточной семьи и младший из 11 детей, должен был в 17 лет бросить ученье, чтобы работать на отцовской ферме.

Как видно из приведенных примеров, фермерские семьи бывали многодетными, и это до известной степени относилось ко всей группе. Норвежско-американские семьи насчитывали 6—12 детей. По мнению Бэбкока, скандинавские семьи продолжали в Америке европейскую традицию многодетности — до 16, 18, 24 детей. Преуспевшие имели меньше — 4—5 детей, но все же это было больше, чем у американских старожилов. Пилблад, исследовавший сельскохозяйственные поселения шведов в Канзасе, тоже обнаружил в семьях иммигрантов до 8—15 детей. Дети канзасских шведов подчинялись отцу, досуг проводили в семье. Женщины не были особенно принижены. Прочность брака культивировалась, и разводы бывали очень редки. Один из информаторов Хаугена, живший в Америке с 1877 г., заявил, что развод был в среде норвежцев неизвестен.

Сохранялись родственные связи более широкого характера. П. Манч нашел, что в исследованных им норвежских городках Висконсина большая семья была центром притяжения для входивших в нее людей. В быту больших городов эти связи, конечно, ослаблялись. Норвежский родственник Дж. Беркленд с удивлением узнал, что приехавшая из Америки в Осло гостья ничего не знает о своей тетке и двоюродных братьях, живущих в Нью-Йорке.

Смешанные браки были нередки, как свидетельствует Бэбкок, основываясь, помимо статистических данных, на многих биографических материалах и личных впечатлениях. Но в значительной части это были браки между представителями разных скандинавских национальностей. Что касается браков с американцами, то чаще скандинавские женщины выходили за американцев, чем американки за скандинавов. Этому способствовало пребывание многих скандинавских девушек в качестве служанок в американских семьях. Близкие к этим тенденции специфически городского населения прослеживаются на примере чикагских шведов, у которых брачность и рождаемость благодаря большому количеству женщин брачного возраста были вообще высоки. По данным чикагских переписей, в 1870 г. в смешанных браках состояло 6% всего находящегося в браке шведского населения, в 1880 г. — уже 9%, при этом шведок несколько больше, чем шведов. Супругами их чаще всего бывали норвежцы и немцы, иногда датчане; американцев встречалось немало, англичане и ирландцы бывали редки.

Культура викингов

Обычно под культурой викингов подразумевают быт и традиции народов, проживавших не только на территории Скандинавского полуострова (в основном – Норвегия и Швеция), но и в близлежащих регионах, таких как Дания и островное государство Исландия. Безусловно, германо-скандинавская культура также включает в себя верования, быт и традиционный уклад народов Северной Европы, в частности – территории современной Германии и в меньшей степени Великобритании. С другой стороны, очевиден тот факт, что культура Скандинавии в эпоху Раннего Средневековья оказала масштабное влияние на культуру всего европейского и даже частично азиатского региона (это в первую очередь торгово-культурные связи между викингами и представителями Древней Руси).

Жизнь и быт скандинавских народов (по материалам Музея стран Севера в Стокгольме)

Стараюсь продолжать делиться с вами впечатлениями и мыслями о том, как устроена наша жизнь в бытовом, материальном плане. Как разные народы обустраивают свое жилище, какие вкусы царят в разных странах, какие привычки и традиции. Делаю это в основном на примере Скандинавии, чаще Швеции, где я живу и не перестаю дивиться, размышлять и анализировать о том, какие мы похожие и непохожие одновременно.

Сегодня хочу начать серию рассказов о впечатлениях от визита в Музей стран Севера (Швеция, Норвегия, Дания и Исландия). Музей находится в Стокгольме. Его экспозиции рассказывают именно о быте: о жилище, еде, праздниках и важных традициях народов этих стран.

В музее мы были под Рождество, поэтому вот такая вводная фотография:

Рядом с елкой висят костюмы Томте (это дохристианский персонаж скандинавского эпоса. В общем-то, разновидность гнома. Но в Рождество одет как Санта Клаус и также приходит к детям, спрашивает, как себя вели, как учились и дарит подарки). В этих костюмах желающие могут пофотографироваться у елочки.

Елка в музее сплошь украшена игрушками только ручной работы в старинном стиле: бумажные звезды, ангелы, гирлянды из фольги и тому подобными.

А вот и «хозяин» музея — Густав Васа, король Швеции в 1523–1560 гг. Статуя напоминает о том, что коллекция музея начинается с объектов, ведущих свою историю с 1500-х гг. А Густав Васа считается первым королем, который сформировал Швецию как единое независимое государство.

Экспозиция музея, действительно, огромна. Можно смотреть, читать и фотографировать на память бесконечно. Сегодня я хочу начать с интерьера. Это только легкий поверхностный обзор экспонатов, но он, надеюсь, возбудит интерес узнать немного о далекой и для многих неузнанной Скандинавии.

Во второй половине 19 века в Швеции существовала проблема нехватки жилья. Кажется, ничего не изменилось — сейчас та же история:) Поэтому, вот так жили среднего достатка семьи:

Удивительно, но все эти предметы, составляющие интерьер комнаты, сегодня встречаю повсюду: в офисах, магазинах, учебных заведениях и так далее есть уголки, обставленные в старинном стиле. Не говоря уж о квартирах и домах. Есть такие интерьеры, что поражают своей неизменностью, несмотря на 100-150 летний возраст! Аукционы также по-прежнему изобилуют старинной мебелью и предметами обихода.

Зонирование, компактность и, несмотря на тесноту, аккуратность и эстетика. Понятно, откуда у ИКЕА ноги растут:)

Вот пример жардиньерки или, как в Швеции называют ее, «пьедестал». Тоже сплошь и рядом сегодня, хоть модели минимум 100 лет от роду. А гардины — какая роскошь, не правда ли? Кстати, по-шведски звучит почти так же — гардинер. Вот эта форма: ламбрекен и два узких полотнища по сей день один из популярных вариантов занавесок. Очень нечасто встретишь богатые драпировки. Именно вот так, чтобы максимум света проникало в комнату. В северных странах свет берегут, холят и лелеют. Поэтому множество квартир сегодня вообще без гардин. Ролл-гардины или жалюзи и все.

Но вот таких вышивок сейчас, увы, не найти. Только в музее.

Зеленая гардина из плотного хлопка, стиль Югенд, около 1900-х гг. Гардина винного цвета, 1849-1912 гг. В этот период находилась в квартире писателя Августа Стриндберга. Вообще стиль Югенд в тканях пришел в Швецию из Англии. Взамен надоевших темных мрачных тонов в тканях пришел свежий стиль Югенд (так и переводится, как «молодой, юный»), вдохновленный рисунками, созданными природой в растениях. Растительные орнаменты часто оформлялись в круги и квадраты, создавая ритмический рисунок с параллельными и пересекающимися линиями:

Бюро-комод, Швеция, конец 1700 гг. Каменная доска и ручная роспись.

Любимый горячо мною стиль Ар нуво, или Югенд. В Швеции, как и везде в Европе, процветал в 19-20 вв. и оставил, к счастью, свой след, надеюсь, навеки.

Стул в стиле Югенд с рисунком, навеянным березовыми листьями, создан в 1902 году для детской комнаты:

Обстановка конца 18 начала 20 вв. Ярко прослеживаются мотивы стиля Югенд и Ар деко.

Угловая этажерка — очень популярная деталь интерьера конца 19-середины 20 вв.

Миниатюрная кафельная печь, Стокгольм, 1950-е гг. Это подсвечник, который так греет и так располагает к уютному времяпрепровождению:

Еще один символ шведской культуры быта — вот такие напольные часы. Даже сегодня их производят в современном минималистичном дизайне. Но эти — просто гимн изяществу! Около 1770 г. , фанера с росписью. Дети, дующие в рожки на росписи — символ бренности текущих времен:

Другие часы, фарфоровые, настольные, с нанесенным печатью рисунком. Около 1920-х гг., Ар деко:

Будильник из латуни и стекла, Швейцария, около 1930-х гг. :

Предмет коллекционирования на сегодняшний день, вполне может быть найден на аукционах. Это — подставка для карманных часов. Выполнена в форме стула, из металла желтого тона с украшением из фарфора. Сиденье стульчика поднимается и туда кладутся часы. Конец 1800-х гг. По-моему, просто восторг — какие сложные и изящные предметы окружали людей! Интересно, есть ли связь между тем, что окружает человека и его формированием как личности? Вообще-то я уверена — несомненно, она есть!

Продолжение рассказа про часы и многое другое — скоро, в следующих моих публикациях!

Спасибо вам за внимание и всего наилучшего вам!

Во второй половине 19 века в Швеции существовала проблема нехватки жилья. Кажется, ничего не изменилось — сейчас та же история:) Поэтому, вот так жили среднего достатка семьи:

Повседневная жизнь викингов

Исходное звено общественной системы Скандинавии 9 – 11 вв. – унаследованный от предшествующих столетий родовой коллектив, союз родичей объединяющий всю генеалогическую протяжённость мужских родственников. Каждый член коллектива был обязан отстаивать и защищать жизнь каждого из родичей, или мстить, или получать плату, законную виру за эту жизнь от убийцы и его рода. Родовой коллектив, объединявший родичей совокупностью взаимных прав и обязанностей, обеспечивающих существование каждого из сородичей. “Двор” был основной единицей измерения социальной общности. Она включала семью состоявшую из кровных родственников.

Залогом единства родичей, обеспечивавшего их неприкосновенность, было неотчуждаемое, священное, как и дом, и домашний мир, родовое земельное владение – одаль. Занимая землю в неосвоенных местностях переселенцы обносили границы участка огнём. Через четыре поколения, такая собственность превращалась в одаль. Одаль представлял собою наследственное владение, состоявшее из пахотных земель, луговых, пастбищных, лесных, водных и других угодий. Являясь одним из коллективных совладельцев одаля, каждый из этих полноправных общинников мог рано или поздно претендовать на титул landsdrottinn – “господин земли”, “хозяин”, полноправный бонд.

Центральным субъектом скандинавского обычного права, восходящего к эпохе викингов был одальсбонд, глава самостоятельной семьи, хозяин усадьбы, полноправный владелец одаля.Категория “могучих бондов”, представляющая собой одну из ведущих сил эпохи. “Могучие бонды” опиравшиеся на крупные наследственные земельные владения, многочисленные собственные семьи (включавшие домочадцев, слуг, рабов), обладавшие разветвлёнными родовыми связями выступали своего рода “узлами прочности” социальных связей. Они в состоянии были выставить собственные вооружённые силы, организовать военный поход или военную экспедицию. В 11-12 вв. разворачивается процесс дифференциации бондов, многие теряют свой одаль. Те, кто сохраняет его, одальманы, превращаются в мелких вотчинников, хольдов-рыцарей. Эпоха викингов была временем появления, наивысшего подъёма и начала разложения слоя “могучих бондов”, временем полного и последнего расцвета общественного строя, основанного на крестьянском землевладении.

В рамках эпохи викингов можно проследить начало его подчинения господствующей феодальной иерархии и перерождения в уклад угнетённого класса феодального общества, – правда, угнетённого, но, в отличие от других европейских стран, никогда не закрепощённого.

Ремёсла

Ремёсла в Скандинавии были развиты слабо, исключение составляло только кораблестроение. Орудия же земледельческого труда те же, что в 7 – 8 вв.: железные лемеха, серпы, косы; распространяются ротационные каменные жернова. Ассортимент орудий ремесленного труда представлен формами, сложившимися ещё до эпохи викингов и практически неизменными сохранившимися до начала индустриальной эпохи. Качественные сдвиги происходят в развитии транспортных средств. Люди эпохи викингов пользовались для передвижения зимой по снегу лыжами. Разработанными образцами представлена конская сбруя: стремена, шпоры, ремни и уздечки, сёдла с металлическими накладками. Сани, четырёхколёсные повозки так же, как мощение улиц и строительство мостов, свидетельствуют о развитии наземного транспорта. Однако ведущее значение приобретает водный транспорт. Расширялся и быстро развивался арсенал викингов.

Процесс совершенствования военной организации норманнов ещё более ярко проявился в резком расширении и быстром развитии арсенала викингов. Наряду с традиционными, ланцетовидными копьями, скандинавские ремесленники в 9 – первой половине 10 вв. осваивают западные, франкские образцы, вырабатываются местные их разновидности. В середине 10 в. от заимствования, повторений северные мастера переходят к творческой переработке импортных образцов, стремясь в новых типах наконечников совместить боевые качества традиционных местных и западных копий. Также идёт развитие северного массового оружия, боевых топоров. Унаследованные от предшествующих периодов типы топоров усовершенствуются, модернизируются.

Наибольшее разнообразие типов приходится на вторую половину 9 в. В 10 в. этот поиск завершается определённой унификацией в виде знаменитых боевых секир викингов. Мечи эпохи викингов представлены примерно тремя десятками типов. В начале эпохи викингов мечи получили большое распространение. Для них характерны сложные, богато украшенные мечи. В 10 в. их конструкция совершенствуется (вогнутые гарды, сложно профилированные навершья).

Распространено парадное оружие. Во второй половине 10 в. в связи с наметившимся обособлением военно-дружинной организации, концентрацией её социальных функций меч становится атрибутом сравнительно узкого и чётко ограниченного раннефеодального слоя. Сокращается его семантическая многозначность, возрастают требования к боевым качествам. Одновременно с этим богатое парадное оружие, распространённое в викингской среде, выходит из употребления.

Читайте также:  Малые иммигрантские национальности в США

Итак, исходное многообразие сравнительно простых типов ранней эпохи викингов сменяется к 11 в. жёстким набором специализированных форм.

Традиционной во многом оставалась и одежда – из шерстяных и льняных тканей, меха, кожи. Мужской наряд обычно состоял из узких штанов, длинной рубахи и куртки, выпущенной и подпоясанной. Носили также плащи, скреплённые на плече фибулой или булавкой; зимой – одежду из овчины и меха других животных. Женщины одевались в длинные платья с бретелями на плечах, (они скреплялись парой фибул, обычно черепаховидных). Новшества характерные для эпохи викингов, относятся главным образом к материалам для парадной одежды, различным дополнительным украшениям. На праздники они одевались в красные суконные платья, подбитые мехами, с золотыми и серебряными застёжками, иногда с украшениями из золота на рукавах. Они носили серебряные пояса с пряжками; большие тяжёлые кольца охватывали кисти и локти рук. С Востока пришла мода на наборные пояса, к которым подвешивали (кроме оружия) различные бытовые вещи. Но основа наряда оставалась традиционной и однородной.

Земледелие

В основе земледельческо-скотоводческой экономики лежали небольшие хозяйства. На Скандинавском полуострове лишь южная оконечность – Сконе – равнинная, с плодородными почвами. Почти половину всей площади Скандинавии занимают леса. Природные условия – горы, бедность почв – мало благоприятствовали занятию земледелием. В наши дни в Норвегии обрабатываемые земли составляют всего 3% всей площади, в Швеции – 9%, а в Исландии менее 1%. Из-за обилия осадков и короткого вегетационного периода во многих частях Скандинавского полуострова среди хлебных злаков преобладают быстро созревающие сорта овса и ячменя. Рожь и пшеница распространены только в южных районах. Хлеба в Скандинавии в средние века не хватало, и зерно ввозили из других стран. Методы обработки земли на протяжении всего средневековья оставались большей частью примитивными.

Нередко практиковалось мотыжное земледелие. Трёхпольный севооборот применялся мало, а урожайность культур была крайне низкой.

Шире было развито скотоводство. Большие возможности для него давали горные пастбища – сетеры. Ими пользовались сообща жители многих хуторов и целых округов. Крестьянам часто приходилось заботиться не столько о запашке поля, сколько о заготовке фуража для скота на зиму. Кормов не хватало, и падёж скота был обычным явлением. Среди продуктов питания норвежцев и шведов на первом месте стояли мясо, молоко, масло, а также рыба. Известен был также и китобойный промысел. Голод и его угроза как следствие неурожая, падёжа скота, ухода рыбы от побережья – повседневная реальность в жизни скандинавов того времени.

Торговля

Торговля, как и кораблестроение, получила развитие у скандинавов в очень отдалённые времена. Повсеместно находят в Скандинавии римские монеты эпохи республики и империи. О давних торговых связях Северной Европы с другими странами говорят и многочисленные находки на полуострове бронзовых, золотых, серебряных, стеклянных и глиняных сосудов, украшений, оружия и других предметов из римских провинций. Особенно был велик спрос на оружие из стран, где ремесло было более развито.

Среди торговых пунктов, существовавших в тот период в Швеции и Норвегии, добрый десяток носило одно и тоже название – Бирка. По мнению шведского учёного Э. Вадстейна, эти пункты получили свои имена вследствие того, что на их территории действовало торговое, право общее для всех них.

Ко времени походов викингов относятся многие тысячи монет из разных стран, найденные во всех районах Скандинавии. Здесь и монеты из Англии, Германии, Франции и из Византии, очень много их из арабского Халифата.

Своего серебра викинги не имели, всё оно было привозное. Нигде оно не найдено в таком обилии, как на пути “из варяг в греки”. Богаче всего кладами на этом пути оказался Готланд. О размахе, который получила коммерческая деятельность готландцев, лучше всего свидетельствуют следующие цифры. Наряду с разнообразными вещами и украшениями здесь найдено около 90 тысяч целых монет и 16,5 тысяч их фрагментов. Из этого числа всего три монеты золотые, остальные серебряные. Особенно много монет немецкого происхождения – 37 тысяч, а также арабских – 26 тысяч, английских – 20 тысяч. Для сравнения можно сказать, что в Швеции найдено всего около 40 тысяч монет.

Чрезвычайного успеха у викингов достигло кораблестроение; на своих ладьях викинги избороздили все омывающие Европу моря и отправлялись на просторы Северной Атлантики.

Некоторые корабли сохранились до нашего времени в погребениях. Норвежцы занимались мореплаванием на протяжении многих столетий, о чём свидетельствуют как находки их ладьей, так и наскальная живопись. Но в предшествующий период на кораблях и лодках можно было плавать вдоль берегов, не удаляясь от них; теперь же технические усовершенствования в судостроительном деле позволили отплывать далеко в море. Викингский корабль – дракар – в отличие от своих предшественников, имел не только вёсла, но и руль и мачту с парусом; устойчивость ему придавал киль; борта его были сшиты из узких, гибких, дубовых планок, связанных со шпангоутами, такие корабли не страшились ударов океанских волн, отличались значительной быстроходностью, могли пристать практически к любому берегу, глубоко заходить в устья рек и почти совсем не зависели от течений и ветров. В начале 9 века возникают крупные торговые центры, такие, как Скирингссаль-Каупанг в Норвегии, Хидебю и Рибе в Дании, Бирка в Швеции. Западные страны вывозили на север серебро и изделия высококвалифицированного ремесла. Тоже самое экспортировал и мусульманский Восток. С Севера экспортировалось главным образом сырьё. Важнейшей статьёй вывоза была пушнина, а также мёд, воск, лён, кожи, дерево, янтарь и т.д. Хотя торговля викингов тесно переплеталась с пиратством и грабежом, тем не менее, эпоха викингов – это время значительного развития торговли на Балтийском и Северном морях. Корабли найденные в курганах Юго-Восточной Норвегии (они датируются концом 9 – началом 10 веков), имели длину 20-23 м. При ширине 4-5 м. И управлялись 11-16 парами вёсел. Но у викингов существовали и более крупные суда, обладавшие значительной грузоподъемностью.

Погребение знатного варяга (или руса варяжского происхождения).

Часто носили плащи. Один из исландских типов плаща представлял собой квадрат, вырезанный из овечьей шкуры, или же ткань настолько лохматую, что она напоминала руно. Норвежский король Харальд Серый Плащ завел у себя при дворе моду на такую одежду в качестве любезности по отношению к исландцу, который не смог найти покупателя на эти изделия, которыми нагрузил целый корабль; поэтому Харальд и получил такое прозвище. Более величественно выглядят большие мантии, в которые одеты многие фигуры, изображенные на готландских камнях: они выглядят как торчащие спереди драпировки (рис. 33). Они, видимо, напоминали франкские плащи, которые носил Карл Великий. Длину они имели в два раза большую, чем ширину; их надевали на левое плечо, спереди и сзади они свисали почти до земли, однако слева доходили только до колена. На правом плече их закалывали, с правой стороны края плаща были открыты, оставляя свободной правую руку. Более короткие плащи, также заколотые на правом плече, можно видеть на ковре из Усеберга (см. вклейку).

Большинство викингов носили достаточно длинные волосы, закрывавшие шею, и скрепляли их с помощью узорчатых заколок; другие предпочитали более короткую стрижку, оставляя при этом длинную челку, судя по сердитым жалобам одного англичанина XI века, который писал, что даже в Уэссексе мужчины делают датскую стрижку и ходят «с голой шеей и ослепленными глазами». Кроме того, викинги носили усы и зачастую — аккуратную заостренную бородку (рис. 32) и пользовались гребнями. Головные уборы были разными: круглые или заостренные шапки, капюшоны и шляпы с широкими полями.

Из саг мы узнаём, что нижнюю часть ног кицищали сшитыми по мерке гетрами, к которым пришивали носки, а иногда просто портянками из полосок ткани. Обувь делали из мягкой кожи, а на зимней обуви для тепла оставляли шерсть. Существовали также примитивные, но очень прочные сапоги (такие сапоги в Шотландии называют «ривлин») из недубленой кожи с задней поги коровы шерстью наружу с выступавшими на пятках отростками. Говорят, что такая обувь прекрасно годилась для мокрой погоды и скользких камней. Руки защищали перчатками.

Помимо прядения и ткачества, другой основной задачей скандинавской женщины были приготовление и подача на стол еды. В течение дня было два главных приема пищи: один — очень рано утром, видимо около восьми или девяти утра, когда мужчины уже успели поработать часа два; другой — рано вечером, в конце рабочего дня, около семи или восьми. Время могло быть различным в зависимости от местных обычаев и времени года. Можно предположить, что и в течение дня существовали короткие перерывы, чтобы отдохнуть и перекусить, хотя когда именно — мы не знаем.

Многие основные блюда Исландии не требовали особого приготовления — например сыры, скир, солонина и сушеная рыба, которую перед едой нама-iы вали маслом. Естественно, было и много такого, что приходилось готовить: свежее мясо, рыбу, кашу — про-етую и молочную, а также печь хлеб.

Пили в основном эль; мед (напиток из сброженного меда), скорее всего, ввозили из более южных стран, а также, разумеется, вино, которое было очень ценным, предметом роскоши.

Дошедшая до нас кухонная посуда сделана из металла или стеатита (мыльного камня). Стеатит — очень полезный материал, его легко резать и придавать ему нужную форму; он огнеупорен. В Норвегии, на Оркнейских и Шетландских островах, а также в Гренландии есть естественные месторождения стеатита, но в Исландии они отсутствуют, поэтому сосуды из этого камня приходилось импортировать. Как железо, так и стеатит использовали для изготовления горшков и котлов размером до 18 дюймов в поперечнике с ушками или петлями, чтобы вставлять в них железную ручку и подвешивать на цепях над огнем. Существовали также чашки, ложки, блюдца, сковородки и вертела; все это могло быть как железным, так и из стеатита (рис. 34). Керамикой почти не пользовались, и все, что было найдено в Исландии, видимо, импортировали с континента.

И конечно же, существовало множество сосудов из дерева или кожи. В тех редких случаях, когда состав почвы способствует сохранности в погребениях деревянных предметов (например, в норвежских погребениях в кораблях), разнообразие и то мастерство, с которым они изготовлены, просто поражают. Такие сосуды годились скорее для хранения или подачи еды, чем для готовки, хотя некоторые методы приготовления (например, медленное подогревание в углях) годились и для деревянной посуды: говорят, что над огнем можно подвесить и кожаный мешок и, пока его содержимое остается влажным, он не загорится.

Очаги эпохи викингов свидетельствуют о том, что в ту пору пищу готовили множеством способов. Безусловно, мясо можно было пожарить на вертеле (рис. 35) или испечь в глубокой яме, наполненной раскаленными углями и прикрытой землей (такой способ годился и для хлеба). Часто в длинных открытых очагах у одного конца была плоская каменная плита, которая должна была сильно разогреваться, — идеальное место для того, чтобы печь хлеб и овсяные лепешки, а также чтобы медленно тушить мясо. В кухне в самом старом доме в Ярлс-хофе был как открытый очаг, так и каменная печь, частично встроенная в стену. Ею пользовались так: небольшие камни раскаляли докрасна на открытом огне, потом по наклонной каменной плите закатывали в печь и покрывали свежей влажной травой. Сверху ставили еду, защищенную дополнительным слоем травы, и покрывали еще одним слоем раскаленных камней. В Ярл-схофе так в основном готовили рыбу: в печи нашли кости морской щуки, сайды и трески.

Часто утверждалось, что кучи небольших расколовшихся в огне камней, которые обычно находят у домов иикингов, свидетельствуют об использовании примитивного способа кипячения жидкостей в деревянных сосудах путем добавления туда раскаленных камней, и в сагах действительно есть намеки на это. Тем не менее, данные из Ярлсхофа и некоторых других мест Шотландии оставляют предположить, что камни были расколоты специально (их подогревали и лили на них холодную воду) просто для того, чтобы получить камни нужного размера. Они кучей лежали у двери кухни, готовые для использования в яме для жарки, или в печи, подобной вышеописанной.

Семья завтракала и обедала в главной комнате. Здесь на приподнятом полу, который образовывал платформу вдоль каждой стены, стояли разные низкие скамейки и стулья. В

богатых домах сиденья покрывали тканями, а пол застила чи соломой или камышом. Можно было сидеть и прямо на полу: исследования исландских скелетов показали, что женщины чаще сидели на корточках, чем прямо. Два почетных места находились в центре комнаты друг против друга по обеим сторонам от очага и между четырьмя наиболее богато украшенными резьбой столбами, поддерживавшими крышу, так называемыми «тронными столбами». Два почетных сиденья представляли собой украшенные резьбой кресла-скамьи; каждое из них было достаточно широким, чтобы на нем могли усесться два человека. Первое было предназначено для хозяина и хозяйки дома, второе — для самых почетных гостей. Остальные домочадцы, в том числе слуги, сидели двумя рядами вдоль стен комнаты, причем места ближе к центру считались более почетными, чем дальние. Небольшие низенькие столики — просто доски на козлах — приносили в комнату прямо перед едой и ставили перед обедающими.

Ученые предполагают, что сходную архитектуру имели языческие храмы.

Часто носили плащи. Один из исландских типов плаща представлял собой квадрат, вырезанный из овечьей шкуры, или же ткань настолько лохматую, что она напоминала руно. Норвежский король Харальд Серый Плащ завел у себя при дворе моду на такую одежду в качестве любезности по отношению к исландцу, который не смог найти покупателя на эти изделия, которыми нагрузил целый корабль; поэтому Харальд и получил такое прозвище. Более величественно выглядят большие мантии, в которые одеты многие фигуры, изображенные на готландских камнях: они выглядят как торчащие спереди драпировки (рис. 33). Они, видимо, напоминали франкские плащи, которые носил Карл Великий. Длину они имели в два раза большую, чем ширину; их надевали на левое плечо, спереди и сзади они свисали почти до земли, однако слева доходили только до колена. На правом плече их закалывали, с правой стороны края плаща были открыты, оставляя свободной правую руку. Более короткие плащи, также заколотые на правом плече, можно видеть на ковре из Усеберга (см. вклейку).

Культура и традиции народов скандинавских стран

К скандинавам относятся шведы, датчане, норвежцы, исландцы, фарериды.

Скандинавы имеют особенный национальный характер. Он проявляется в виде сдержанности, трудолюбии, добросовестности, честности, развитому чувству собственного достоинства. Упорны, решительны, размеренны, методичны, бережливы, экономны. Домашние дела стараются выполнять в будни, оставляя воскресенье выходным днем. Отличаются замкнутостью, слабой степенью эмоциональности, сдержанностью. У мужчин четко выражено чувство самостоятельности. Очень гордый народ.

Скандинавские народы в большинстве своем блондины с волосами соломенного или русого цвета, со светло-синими или серыми глазами.

В Скандинавских странах очень крепкие семьи. Детей, как правило, не более двух. Если кто-нибудь впадает в бедность, он совершенно спокойно отправляется к своему родственнику, уверенный, что с ним разделят последний кусок хлеба. Если ему придется жить у родных в доме всей семьей, пока не поправятся его дела, никогда не услышит он ни одного упрека, как бы тяжело ни было его родственникам.

Весьма своеобразно в шведском обществе отношение к одинокой женщине. Одинокую женщину пригласят разве что раз в месяц на чашку кофе. Здесь нужно работать локтями, чтобы схватить мужа, а схватив, держать его.

Высока культура обслуживания покупателей. Владелец небольшого частного магазина знает каждого своего покупателя, его вкусы. Обычно он специалист «широкого профиля», может посоветовать хозяйке, что именно ей выбрать для того, чтобы приготовить русские пельмени или итальянскую пиццу, если в моде экзотические блюда.

Норвежцы очень вежливы. Кража считается самым отвратительным из преступлений. Они очень гостеприимны. Иностранцев норвежец принимает с радостью.

Главной чертой шведского характера является трудолюбие. Они не любят гоаорить о себе.

Религия: большинство верующих – лютеране (87% скандинавов).

Кухня: Хлеба норвежцы почти не едят и, кажется, даже не испытывают в нем потребности. Вместо хлеба – картошка. Эта привычка складывалась веками. Хлеб привозной. Мясо – и отношение к нему соответственное – привозное и, конечно, дорогое. Но обычно на столе его еще меньше, чем хлеба. «По воскресеньям – для запаха в суп и котлеты», – говорят норвежцы в беседе на эту тему. Зато в достатке! Сыр самых разных сортов и, конечно, в избытке рыба. Из рыбы, особенно трески, норвежцы делают массу разнообразных блюд, опять же в сочетании с сыром и сметаной.

Читайте также:  Семья у русских староверов на Аляске, от переселенцев до интеграции в общество

Норвежцы – сластены. Но сахар тут тоже привозной. И, возможно, поэтому спрессован в кубики, которые раза в четыре меньше российского рафинада. Зато в изобилии разного рода варенья и джемы: из клюквы, малины, брусники, черники, смородины, голубики. Варенье тут можно обнаружить приправой к любому блюду, даже к селедке, причем сама по себе селедка нередко тоже тут сладкая. Не едят норвежцы грибы. Удивительно, но эти стоящие близко к природе люди грибов не знают, и, пожалуй, даже боятся. Грибов же тут пропасть. Читая в газетах статьи о грибах, норвежцы тоже пробуют их собирать. Но без консультации специалиста грибы домой редко кто носит.

Финский национальный стол прост и здоров. Черный сухой хлеб, сливочное масло, сельдь в укропе или салака, горячий вареный картофель и, разумеется, простокваша и молоко – неизменные спутники любой трапезы. Наряду с разнообразной рыбой, к самым почитаемым национальным праздничным блюдам относится окорок с пареной брюквой и индейка, а также мялеми – национальное сладкое блюдо.

Из напитков здесь предпочитают особое финское пиво, воспетое даже в национальном эпосе «Калевала», и кофе, которым, прямо надо сказать, финны весьма злоупотребляют.

Датская кухня славится простотой и сытностью. Особенно популярны бутерброды. Известно свыше 200 рецептов приготовления бутербродов. Широко распространены блюда из свинины, особенно рагу с красной капустой, а также различные колбаски и сосиски, к которым как правило подают гарнир из овощей. Из напитков датчане предпочитают пиво.

Копенгаген. Дворец Амалиенборг, резиденция Датской королевской семьи. Севернее от Дворца находится Цитадель – военная крепость, построенная в 17 в. Цитадель и по сей день принадлежит датской армии. В гавани за Цитаделью стоит знаменитая бронзовая статуя Русалочки. Замок Кронбург, куда Шекспир поселил принца Гамлета. Очень много музеев: Восковых фигур, Национальный музей, Музей Рекордов Гиннеса. Старейший в Европе парк аттракционов «Тиволи».

Осло. Среди достопримечательностей страны в Осло — музей палеонтологии, музей этнографии, музей минералогии, национальная галерея, музей декоративного искусства, народный музей; Фрогнер-Парк, в котором выставлены около 150 работ норвежского скульптора Густава Вигеланда; музей Мюнка (коллекция картин Эдварда Мюнка); музей Кон-Тики; крепость Атрехус 1300 год и королевский дворец (1848 год). В Трондхейме — собор Нидарос (XI век), в котором проходит коронация норвежских монархов. В Бергене — церковь св. Марии (XII век), крепость Бергенхус (1261 год). В Ставангере — церковь XII века; музей консервирования.

Швеция. В Стокгольме — Королевский дворец (1754 год), церковь св. Николая (XIII век), церковь Риддархольм (XIII век), в которой похоронена большая часть шведских монархов. В Упсала — собор в готическом стиле, строившийся с 1289 по 1435 год. В Вастерасе — готический собор (1271 год), замок XII века, парк со статуями исторических личностей. В Норчепинге — церковь Хедвига (1675 год). В Линчепинге — собор XII века, замок XIII века. В Иенчепинге несколько церквей XIV—XVII веков. В Кальмаре —остатки крепости Кальмарнаус XII века. В Мальме — замок Мальмехус XV века.

Финляндия: Среди основных достопримечательностей страны более 300 музеев, главные из которых: национальный музей Финляндии, муниципальный музей, музей Маннергейма, музей спорта и художественный музей Атенеум в Хельсинки; художественный музей в Турку; музей современного искусства в Тампере; археологический музей Сатанкунна в Пори; музей фольклора в Лахти. Среди архитектурных памятников: здание сената, лютеранский собор и Успенский собор в Хельсинки; собор 1907 года в Тампере. На островах Балтийского моря также находятся некоторые достопримечательности: зоопарк на острове Коркеасаари; морская крепость Суоменлинна (1748 год).

К скандинавам относятся шведы, датчане, норвежцы, исландцы, фарериды.

Праздник чистого чума

Этот праздник считался самым значимым у северных народов и связывался с завершением полярной ночи. Период празднования – конец января – начало февраля.

В праздник сооружался особенный, «чистый чум». В нем несколько дней без перерыва шаман проводил магические обряды. Под звуки шаманского бубна молодые северяне исполняли традиционные танцы и устраивали игры. Северные народы верили, что эти действия сделают следующий год удачным.

Праздник мог проходить и по другому сценарию. Например, вместо «чистого чума» строились «каменные ворота», которые представляли собой что-то вроде туннеля. В течение трех дней шаман общался с духами, а потом он и остальные участники праздника три раза проходили через каменные ворота.

По окончании промыслового сезона (конец осени – начало зимы) у северных народов проходил праздник кита. В этот день люди облачались в праздничные одежды и просили прощения у убитых ими животных – тюленей, китов, моржей. В честь праздника проводили бойцовские поединки, устраивали танцы и представления, показывающие сцены смертельных схваток охотников с их добычей.

Читайте также :

Закреплённая в хюгге и лагоме потребность ощущать прочность бытия — это выражение страха перемен, за которым кроется, в конечном счёте, страх смерти. Изменения в жизни напоминают нам о том, что ничто не вечно. Психологические исследования показывают, что люди вообще тяготеют к привычному и известному, а перемены пугают и вызывают недоверие. В этой связи понятной выглядит попытка взять контроль над своей жизнью, поместив её к круговорот привычных событий — календарных праздников, семейных ритуалов и регулярных практик.

В то же время, диктат общины, которая настоятельно рекомендует вести себя определённым образом (быть достаточно приятным в общении и в должной мере разумным, не нарушать уют, не высовываться, не считать себя лучше других) загоняет внутрь возможные проявления недовольства, которые, накапливаясь, могут прорываться в драматической и мрачной форме.

Не стремясь специально найти в культуре северных стран что-то дурное, трудно не заметить, что настоятельное стремление к порядку и умилению бытовым мелочам — это только одна сторона медали.

Не стремясь специально найти в культуре северных стран что-то дурное, трудно не заметить, что настоятельное стремление к порядку и умилению бытовым мелочам — это только одна сторона медали.

Традиции в Швеции

Являясь достаточно сдержанной нацией, шведы тем не менее ведут весьма интересный образ жизни. Традиции Швеции сочетают в себе как древние обычаи, так и современные нововведения. Кроме того, есть коренные, исконно шведские традиции и принесенные в страну извне зажиточными купцами и протестантскими священнослужителями.

Летом, по традиции, шведы повсеместно играют свадьбы. Погодные условия позволяют отмечать радостное событие на природе, с лошадьми и праздничными повозками. В Швеции бракосочетание неотделимо от венчания в церкви.

Национальные особенности скандинавов

Желание найти свою вторую половинку нередко заставляет нас преодолевать немыслимые расстояния, изучать иностранные языки и традиции, мирится со многими вещами, которые раньше могли показаться странными или недопустимыми. Все что угодно, лишь бы найти того самого, настоящего героя своего романа. Мужчину, рядом с которым удастся, наконец, почувствовать себя стопроцентной женщиной – любящей, счастливой, нежной, женственной и сексуальной.

Но поиски избранника – это долгий и кропотливый процесс. Нередко встрече с тем самым, единственным, уготованным судьбой, предшествуют десятки неудавшихся знакомств и сотни пустых переписок. И порой, прежде чем ЗАГСы распахивают перед счастливыми влюбленными свои двери, приходится пережить массу разочарований и неприятных моментов.

Желание обрести наконец долгожданное счастье бывает у русских красавиц иногда столь велико, что никакие расстояния, отличия в традициях, языке и менталитете не смогут их удержать.

Женщины готовы идти на любые жертвы, мириться с, казалось бы, абсурдными вещами, лишь бы оказаться в руках того самого, настоящего Мужчины, который смог бы приоткрыть створку женственности в ее слегла огрубевшей душе.

За долгие и тяжелые поиски Судьба часто награждает наших женщин. Примеры счастливых браков с иностранцами вы можете найти на нашем сайте и форуме. Но порой бывают и весьма плачевные ситуации. Когда женщина оказывается просто не готова к такой резкой смене жизненного уклада, к национальным особенностям своего зарубежного жениха, его привычкам и нравам, а уж тем более — его окружению.

Именно поэтому сайт intdate.ru не устает напоминать всем, кто собирается замуж за иностранца, о том, что надо заранее как можно больше узнать своих кандидатов. Только тогда вы сможете принять правильное решение и спрогнозировать развитие ваших отношений.

В сегодняшней статье рассмотрим «горячих» скандинавских мужчин, потому как статистика свидетельствует о том, что все больше и больше браков заключается между россиянками и мужчинами Севера.

Кстати, о «горячести» скандинавских мужчин. Откуда пошло это выражение доселе не известно. Одни считают, что это связано с горячей финнской сауной, которую любят все северяне. Другие видят «горячесть» скандинавов в их отменном здоровье. Мол, им всегда жарко, ходят без шарфов и шапок, с распахнутой грудью, зимой ложками едят мороженое, не боятся пить ледяную воду из-под крана. Третьи проводят аналогии с их крутым нравом. Но самим мужчинам приятно думать, что они горячи в отношении с женщинами.

Итак, для начала определимся с самим понятием «скандинавские мужчины». Вроде бы все понятно, это — жители «Скандинавских стран». Но на самом деле все очень и очень размыто. Чисто географически Скандинавский полуостров делят Норвегия, Швеция и Финляндия. Официально этим термином называются бывшие этнически близкие государства варягов: Норвегия, Швеция и Дания, имеющие общую историю и единый праязык. В разговорной речи сюда часто включают еще Исландию и Фарерские острова.

Поэтому в рамках нашей статьи будем считать скандинавами жителей всех вышеперечисленных регионов, но с небольшими оговорками.

Финнов, которые хоть и относятся к совершенно другой языковой и этнической группе, в народе все равно называют «скандинавами». Им, кстати, на сайте intdate.ru посвящена отдельная статья. О них можно почитать подробнее.

Все эти народы, условно будем называть их «скандинавами», и похожи, и не похожи друг на друга одновременно. У каждого народа свой характер и особенности, но нордический нрав часто берет верх, поэтому и норвежцы, и шведы, и финны напоминают тем, кто с ними знаком, своих соседей. Датчане — яркие представители скандинавской группы — стоят немного особняком, они более европеизированные и имеют мало общего с теми же норвежцами (например, различные климатические условия накладывают свой отпечаток на их образ жизни). Про национальные особенности датчан читайте по ссылке.

Скандинавы представляются в глазах русских женщин статными голубоглазыми блондинами. Высокие, спортивного телосложения северные красавцы покоряют сердца наших женщин на раз-два. Конечно, не стоит утверждать, что каждый швед или норвежец на голову выше любого русского мужчины, можно встретить мужчин любого роста и полноты (у каждого найдутся пятна в генеалогическом дерева), но в подавляющем большинстве они считаются высокими и крепкими народами, продолжающими традиции славных викингов.

Что нужно знать о скандинавских мужчинах

Несмотря на то, что скандинавы тянутся к иностранным женам (своих женщин у них явно не хватает), общение русской женщины со шведом или норвежцем протекает поначалу очень трудно. Вы увлекательно рассказываете ему о чем-то, а на вас смотрит застывшая маска. На лице — ноль эмоций! Многие дамы сразу обижаются, мол, бесчувственный хам, а упирается все национальные особенности скандинавов, в традиции — чем интереснее собеседник, тем глубже и уважительнее молчание.

Доброжелательность к людям и гостеприимство у скандинавов в крови, тут можно провести параллель с широкой славянской душой. Однако спокойствие, местами — даже флегматичность, накладывает свой отпечаток. Свойственный нам, русским, размах и фееричность тут не в почете. Полное спокойствие, отсутствие паники и пафоса — вот отличительные черты типичного норвежца.

Кстати, такая размеренная жизнь часто бывает причиной того, что темпераментная и активная россиянка начинает скучать в чужой стране и испытывает острый эмоциональный голод. Жизнь тут протекает монотонно, возможно сказывается действие величественной и суровой природы, и нашим дамам не хватает национального юмора, шумных кампаний, ярких праздников, а кому — банальных попоек и разборок.

На самом деле с этим у них все в порядке. Веселиться скандинавы умеют еще как, правда, чувство юмора у них своеобразное, вечеринки, на которых принято бить бокалы об пол, тоже имеются. Да и поведение на таких мероприятиях выходит за рамки сдержанного — комплексы отсутствуют напрочь, публичный стриптиз высшего руководства на корпоративе вполне уместен. Но большую часть своего времени северяне сдержанны и немногословны во всех сферах жизни.

Что явно отличает северных мужчин — нежное, почти трепетное отношение к своей семье и детям, равное распределение обязанностей по воспитанию и уходу за ними. Начинается общение отцов и детей с самого родильного дома. В Скандинавских странах присутствие супруга на родах — явление само собой разумеещеся. И дальше отец принимает очень активное участие в их жизни, он, как правило, играет с детьми, обеспечивает им досуг, может заниматься интеллектуальным развитием ребенка.

Гендерные проблемы вообще не существуют у этих народов. Исторически сложилось так, что женщина в скандинавском обществе независима и равноправна с мужчиной. Как и жены древних викингов, они сегодня экономически свободны, ибо не привыкли сидеть на шее у мужа, активны, с легкостью занимают самые высокие государственные и коммерческие должности.

Норвежки абсолютно не чувствуют себя ущемленными в каких-то правах. Да, они рожают и кормят детей (так уж сложилось, что только им это под силу), но в остальное время работают не меньше мужчин. И поэтому, конечно, чувство собственной неполноценности или неравенства им чуждо. А отцы будут играть с детьми не потому, что положено, а потому, что это действительно приятно.

Раз женщина работает и обеспечивает семью наравне с мужчинами, то и в домашних делах участие принимается сообща. Чисто мужскими обязанностями считается глажка белья, мытье посуды, сервировка и уборка стола. Убирать квартиру (тут, кстати, стоит особо отметить врожденное чистоплюйство тех же шведов), ухаживать за садом, машиной супруги будут вместе.

Русским женам надо быть готовым к тому, что придется выполнять мужскую работу. Считается, что поменять колесо, повесить картинку, передвинуть мебель женщина может и самостоятельно.

У скандинавов в почете спорт, особенно — зимние виды, на лыжи они ставят своих детей, едва те научатся ходить. Популярная норвежская поговорка вежливо напоминает нам, что «норвежец рождается с лыжами на ногах»! Они очень любят море, уважают и оберегают природу. Трепетное отношение ко всему живому (лесам, озерам) естественны для этих народов. В нем нет и толики фальши.

Выходные дни скандинавы любят проводить на природе. Их вокзалы просто переполнены людьми с походными рюкзаками! Все семейство от мала до велика выбирается из дому. Разговоры о том, что скандинавы — домоседы, все враки!

Однако их пикники нисколечко не похожи на наши гулянки, нет пьяных криков, все чин чинарем. С такими лицами в нашей стране ходят только в церковь. Впрочем, в этом есть доля правды, для скандинава природа — храм его жизни: оставить после себя мусор, сломать дерево, бросить пустые бутылки в озеро? Даже не думайте об этом.

В быту норвежцы непритязательны, чего не скажешь о шведах. У них должно все блестеть чистотой, натирать кафель в ванной они могут круглыми сутками. Норвежцы же обходятся самым необходимым. Если ваш будущий супруг живет в небольшом городке, будьте готовы к тому, что купить вы сможете только прожиточный минимум. 10 сортов сыра на выбор? Зачем? Можно обойтись и одним.

У скандинавских народов культ пищи отсутствует как класс. К вопросу питания они подходят уж очень прагматично. Уместна в данном отношении поговорка — есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть. Многие мужчины вообще завтракают на бегу, обедают перекусами, они не понимают, как это можно обеденный перерыв потратить исключительно на наполнение желудка.

Но и торжественные ужины всей семьей им тоже чужды, поэтому страсть своей русской жены к праздничному застолью тот же финн не разделит.

Поэтому чтобы стать счастливой женой скандинава, нужно ко многому привыкнуть. Но мы надеемся, что вы подойдете своему решению обдуманно, и разительные отличия в менталитете не станут для вас неожиданностью. Мы верим в вас!

В сегодняшней статье рассмотрим «горячих» скандинавских мужчин, потому как статистика свидетельствует о том, что все больше и больше браков заключается между россиянками и мужчинами Севера.

Ссылка на основную публикацию