Межэтнические отношения в США, влияние дискриминации

Межэтнические отношения в США

Изучение отношений разных этнических элементов населения США и развития этих элементов представляет интерес, выходящий далеко за пределы проблем американской нации. Проблемы того же порядка характерны и для других стран, обладающих этнически гетерогенным, смешанным населением. Из подобных стран, наиболее близких к США по типу, можно назвать Австралию, Канаду, Новую Зеландию. Исследование этнических проблем Америки может пролить свет и на этнический климат пестрых в национальном отношении государств, которыми изобилует паша планета. К тому же главной сценой, на которой развертывалось этническое развитие Америки, являлись ее города, значение которых как в этом смысле, так и во всех общественных отношениях бурно росло всю вторую половину XIX в. и продолжало нарастать в XX в. Связь межэтнических отношений и этнических процессов вообще с урбанизацией очень значительна, а в современную эпоху становится все важнее.

Этническая пестрота американского населения

Этническая пестрота американского населения явилась результатом многочисленных и многолюдных миграционных потоков. Вся история человечества знала миграции, но особый размах они приобрели в капиталистическую эпоху. Эти переселения — если не народов, то их частей, осколков — следует рассматривать не как нарушение исторических принципов или исключение из правила (иногда в литературе они так и трактуются), а как историческую закономерность. Миграции как часть всемирно-исторического процесса нуждаются в углубленном изучении. Развертываясь в пространстве (переезд из одного места в другое), что очевидно, миграции происходят также во времени, во времени историческом, представляя собой некое пересечение двух измерений. Ввиду различия стадий исторического развития, проходимых одновременно разными народами, мигранты могут переселиться не только в другую страну, но и в другую историческую формацию. Это неоднократно и происходило. В Америку конца XIX в., например, вступавшую в период монополистического капитализма, приезжали массы людей из слаборазвитых, зачастую полуфеодальных областей Южной Европы, Передней Азии и т. д. Это соотношение уровней исторического развития страны выхода и принимающей страны, проходя через живых людей, через человеческие коллективы, во многом определяет социальную судьбу иммигрантов, тип их поведения, происходящие с ними этнические процессы. Самый характер последних меняется, а этнические свойства, какими обладали переселенцы на родине, не могут остаться неизменными.

Изменение этнических свойств иммигрантов вытекает прежде всего из того, что они с первого же дня приезда в новую страну начинают подвергаться ассимиляции. Это пе следует понимать как простое уподобление жителям этой страны, в данном случае США, хотя такое уподобление безусловно входит в ассимиляционный процесс. Но даже строя, оформляя, развивая свою этническую группу — американских норвежцев, американских поляков и т. д., — иммигранты не столько продолжают этнические традиции прежней родины, сколько создают новое этническое образование, составляющее часть американского народа.

Основа ассимиляционного процесса

Основу ассимиляционного процесса составляет, на наш взгляд, ассимиляция экономическая и социальная, которую можно назвать структурной. Оказавшись в рамках нового этносоциального организма, иммигранты, вынужденные зарабатывать на жизнь, неизбежно включаются в экономическую систему этого организма и тем самым становятся элементом его социальной структуры. Дальнейшая судьба иммигрантов и их этнических групп определяется прежде всего потребностями и развитием этого этносоциального организма. Часто это вызывает перемену классовой принадлежности и рода занятий переселенцев. Так, ирландские, а через несколько десятилетий итальянские арендаторы и батраки строили в Америке каналы и железные дороги, изменившие лицо страны, а франкоканадские и польские крестьяне становились индустриальными рабочими бурно разраставшихся американских заводов.

На основе этой структурной ассимиляции развиваются все другие виды ассимиляционных процессов: языковой, бытовой, культурный и т. д. вплоть до смешанных браков. Следует при этом учесть, что этнические процессы происходят гораздо медленнее, чем экономические, и на этой почве возникают труднопреодолимые противоречия. Диспропорции такого рода возникают также между темпами социально-экономического развития общества, с одной стороны, и психологического развития личности, а также социально-психологического развития человеческих коллективов, — с другой. Разительными противоречиями этого типа изобиловал конец XIX в. в Америке. Вообще же психологические особенности (в данном случае групповые) и психологическое развитие имеют, как уже отмечалось в советской литературе, очень большое и еще недостаточно исследованное значение для этнических процессов, особенно когда они происходят в этнически гетерогенной среде.

Ассимиляцию нельзя рассматривать как процесс односторонний. Иммигрантские этнические группы, заимствуя культуру окружающего населения, в то же время обогащают ее многими своими культурными чертами — как в области материальной, так и в области духовной культуры. «Всякое культурное общение обязательно протекает в порядке взаимности», — говорил акад. И. А. Орбели, подчеркивая важность и плодотворность стыков различных культур. Но в условиях Америки равновесия в этом культурном общении не было — доминировала культура, уже сложившаяся в стране. Иммигранты и их потомки, находившиеся на разных стадиях ассимиляционного континуума, были маргинальными людьми, стоявшими на грани двух культур, причастными к обеим. Маргинальность была свойственна и переходным этническим иммигрантским группам.

Языковое поведение иммигрантов

Очень важной областью ассимиляции было языковое поведение иммигрантов. Усвоение господствующего языка страны, английского, — пусть в самой малой степени, — становилось для иммигрантов насущно необходимым. Двуязычие (если понимать его как процесс), столь характерное для Америки, как и для других регионов с этнически разнородным населением, возникало па первых же стадиях иммигрантской жизни. Характерно, что при всем разнообразии исходных языков лингвистическое развитие иммигрантов разных национальностей совершалось по одному типу, который определялся воздействием английского языка и американской обстановки.

Прежде всего у иммигрантов вырабатывались своего рода гибридные языки: при сохранении грамматической, синтаксической, фонетической структуры родного языка лексика его обновлялась, в нее все более проникали лексические элементы английского языка. Помимо обозначения незнакомых прежде предметов и явлений, английские слова употреблялись в области экономики, политики, официальной жизни. Гораздо реже они проникали в область домашней жизни, личных отношений, эмоций. Дольше всего держался родной язык в терминологии родства. Таковы выводы основательных исследований иммигрантского языка, проводившихся, например, по американским норвежцам. О том же свидетельствуют данные по другим группам.

Смешанные языки указанного рода давали повод к насмешкам как со стороны англоязычных американцев, так и со стороны европейских соплеменников американских иммигрантов — ив быту и в литературе. Персонаж одного из рассказов О’Хары, вполне англоязычный американский итальянец, поддразнивает своих собравшихся за торжественным обедом детей, предлагая им, на таком языке, отведать «а leetla beeata» (вместо «а little bit» — немного) угощения. В ответ на их протесты он в том же стиле заявляет: «Me speaka da perfect English (вместо «I speak perfect English» — я говорю на превосходном английском языке)». Однако для первого поколения иммигрантов языки этого рода служили весьма реальным средством общения. И если мужчины интенсивнее осваивали английскую речь, то женщины этого поколения, матери семейств и хранительницы этнических традиций, упорно держались за родной язык, фактически же пользовались охарактеризованной выше смешанной речью. Но их дети уже свободно владели английским языком. С возмужанием этого поколения двуязычие вступало в фазу большего завершения. Каждый язык употреблялся в своей сфере, причем сфера языка предков все более ограничивалась семьей и церковью. В зависимости от ситуации, собеседника и т. д. применялся тот или другой язык. За этой фазой следовал переход на английский язык, который не исключал, а иногда и предполагал интерес к языку предков, но уже не как к средству живого общения, а скорее как к иностранному языку. Такой интерес к языку предков как идеологической ценности — частое явление в современной Америке. В общем же языковая ассимиляция совершалась там быстрее и успешнее, чем ассимиляция во многих других областях культуры.

Если — условно — разделить человеческое поведение на область работы и область игры и применить это деление к ассимиляционным процессам, то окажется, это эти процессы быстрее протекали в области работы, т. е. необходимых для жизни занятий. Что же касается области игры — праздников, развлечений, и т. д., то в ней дольше держались традиции прежней родины. Это относилось к празднованию рождества у норвежцев, к шумным процессиям в престольные праздники итальянских поселков у выходцев из Италии, к хоровому пению у немцев и т. д. Однако и в этой сфере шла ассимиляция, причем многие «игровые приемы» заимствовались окружавшим иммигрантов американским населением, — но происходила она менее интенсивно.

Характер и темп ассимиляционных процессов

В городах ассимиляционные процессы происходили быстрее, чем в сельской местности. Это общее правило, имеющее тем большее значение ввиду отмеченного выше темна урбанизации в США. В сельских поселениях, особенно однонациональных, прежние традиции держались гораздо более стойко. Примеры — немецкие поселки середины XIX в., скандинавские поселки конца XIX, в. Крайним случаем подобного рода были изоляты вроде старинных поселений немцев-сектантов амиш, где до наших дней запрещено пользование радио, ваннами, автомобилями, тракторами. Но такие изоляты являлись исключением, подтверждающим правило. А правилом были города, как тоже отмечалось выше, и для иммигрантского населения еще в большей степени, чем для старожильческого. Впрочем, и это не следует понимать однозначно. Большие скопления иммигрантов одной национальности в городах, их расселение национальными кварталами стимулировали этническое сплочение, деятельность национальных организаций и т. п. Последнее ускорялось, в частности, тем, что этнические организации переходили на английский язык и уподоблялись в своем строении и деятельности обычным американским организациям. Таким образом этноцентристские течения, развивавшиеся в городской обстановке, были внутренне противоречивы и, как правило, также способствовали ассимиляции.

Наконец, характер и темп ассимиляционных процессов в очень большой степени зависят от общеисторического развития принимающей страны, всего мира, и, наконец, данной этнической группы. В период промышленного переворота, в период кануна империалистической эпохи, наконец в нынешний период научно- технической революции ассимиляционные процессы в Америке имели ряд существенных особенностей. В тесной связи с этим большое значение имела смена иммигрантских поколений. Этническое поведение иммигрантских детей, внуков и т. д. отличалось для каждого поколения своими особенностями, причем на любой стадии общественного развития оно имело специфический характер, определяемый этим общественным развитием. Для нынешнего периода американский исследователь предлагает группировать второе поколение вместе с третьим.

Характерно, что если в первом поколении женщины, как отмечалось выше, являлись хранительницами этнических традиций в семейной и культурной жизни, то уже для второго поколения положение меняется. Девочки больше и лучше учатся в школе, чем мальчики соответствующего поколения, лучше осваивают английский язык, вырастают более приспособленными к окружающей среде, больше впитавшими в себя нормы и ценности окружающего общества. Сходные явления зафиксированы у американских афроамериканцев, да и среди белых старожилов США. Наблюдаются они и у других народов мира. Разумеется, в причинах и выражении этой тенденции существуют различия между народами и странами, однако сама тенденция имеет явный характер. Помимо исторического и глобального изменения роли женщин, можно привести в объяснение ее — по Америке — некоторые конкретные обстоятельства. Так, области применения женского труда там расширялись уже с конца XIX в., в особенности конторская работа и другие «беловоротничковые» занятия, в которые вовлекалось множество иммигрантских дочерей, а в XX в. и афроамериканок. Затем следует учесть повышенную чуткость женщин к социальному престижу. Отмеченная выше тенденция наблюдалась во всех этнических группах Америки, несмотря на крупные различия в их исходной семейной структуре, которая, как известно, очень важна для социальной роли женщины. При всех этих различиях семья всех иммигрантских групп развивалась в одном направлении, определявшемся условиями американского общества, — к малой двухпоколенной городской семье, центром которой являлись дети. Здесь возникает аналогия с языковым развитием иммигрантов.

Межэтническая ситуация в США

Как же складывалась в такой обстановке межэтническая ситуация? Определяющим ее элементом является национальная и расовая дискриминация, которой в разные периоды подвергались в той или иной степени и форме все этнические группы Америки. На эту чрезвычайно характерную для общественного быта США черту проливает свет замечание шведского историка Магнуса Мёрнера, относящееся к Латинской Америке: «До настоящего времени, — писал М. Мёрнер, — в Латинской Америке отсутствовала обстановка ускоренного развития, неизменно сопровождающегося напряженной экономической борьбой между представителями различных этнических групп и — как следствие — обострением межэтнических отношений». В США обстановка была в этом смысле противоположная, и ускоренное капиталистическое развитие, которым — особенно в XIX в. — отличалась эта страна, действительно обусловило особую остроту межэтнических отношений, в первую очередь этнической дискриминации.

Социально-психологические реакции этнического меньшинства на дискриминацию колеблются в широких пределах между двумя полюсами. На одном — безоговорочное принятие обычаев окружающей среды вплоть до враждебного отношения к своей группе, стремление избавиться от принадлежности к ней, быть «как все», стать просто американцем. На другом — протест против дискриминации, поиски отпора ей в сплочении своей этнической группы, культивирование ее своеобразия, усиление этноцентристских тенденций вплоть до воинствующего самоутверждения. Между этими полюсами — масса промежуточных оттенков, составляющих в совокупности своего рода континуум. Преобладание тех или иных реакций, их сочетание зависят от общественно-исторических условий. В иные периоды может взять верх — в статистической тенденции — даже одна из крайних позиций, но обычно индивидуальные установки весьма разнообразны.

Читайте также:  Население США накануне Гражданской войны, подробные данные

Весь феномен дискриминации (включая реакцию на нее) весьма важен для ассимиляционных процессов. Он препятствует этим процессам и замедляет их. Хотя при первой из описанных выше крайних установок (ненависть к своей группе) давление извне может форсировать отказ от этнического своеобразия, такие случаи относительно редки. Это эффект того же типа, который дает насильственная ассимиляция. Он сопровождается психологически болезненными осложнениями. Для стихийной, естественной ассимиляции (а в Америке преобладала такая) дискриминация представляет величайшую из помех. И усиление дискриминации вызывало там, как правило, реакцию этноцентризма иммигрантских групп.

ГЛАВА 2 Этнические проблемы в США

2.1Этнические конфликты в истории США

Этнический состав США поражает своим разнообразием. На территории Соединённых Штатов Америки проживают представители самых разных национальностей. Этнический состав США включает в себя всего лишь 61% американцев. Из них 13% – афроамериканцы. Далее в этнический состав входит 2% немцев, почти 2% евреев, 1/5 состовляют представители романской группы, 11% мексиканцев, 3,2% славян, 1% ирландцев и так далее[9].

По данным опроса, проведенного компанией ICM Research по заказу Sputnik, 67% жителей США, то есть подавляющее большинство, считают, что межрасовые и межэтнические разногласия являются одной из самых острых проблем американского общества на сегодняшний день[6]. Необходимо выяснить корни подобной проблемы в США.

Исторические корни фундаментальных проблем заселения Америки уходят еще в доколумбовые времена. В последние годы выяснилась точная цифра численности индейцев, проживавших к моменту контакта с европейцами, это 1,5 млн человек. Также появились новые убедительные доводы по вопросу о катастрофическом воздействии начального периода контактов с европейцами, когда в течение примерно первых 150 лет из-за отсутствия иммунитета к завезенным болезням вымерло огромное число индейского населения. Медикобиологические исследования о воздействии эпидемических заболеваний на индейцев, вступивших в контакт с европейцами уже в XIX в., подтвердили демографическую катастрофу, постигшую коренных жителей Нового Света в XVII—XVIII вв. И хотя европейцы и африканцы также имели высокую смертность после переселения в новые природные условия, эта смертность была значительно ниже, чем у индейцев. Это был первый этнический конфликт в истории континента и в истории США[1, c. 174].

В настоящее время имеются достаточно определенные представления об этнической структуре населения к моменту образования Соединенных Штатов. К 1775 г. предки почти половины колонистов являлись выходцами из Англии, около 30 % поселенцев прибыли из Шотландии, Ирландии, Германии, Голландии, Франции и Португалии, каждый пятый американец имел африканское происхождение. Большинство черных было привезено непосредственно из Африки, и 90 % их первоначально проживали в колониях и были рабами. Таким образом, к моменту образования США его население было не просто разрозненным, это была совокупность народов и культур, находящихся на одной территории. Конечно в таком случае можно предположить, что этноцентризм, индивидуализм господствовал в восприятии мира.

Возможно, проблема американского народа кроется в знаменитом высказывании английского писателя Изрейел Зангвилла, с перевода примерно значащее: «Америка подобна плавильному тиглю, она переплавляет все культурные различия, уничтожает этнические границы; процесс этот стремительный, однозначный и отнюдь не безболезненный, но в результате него возникает новая этническая общность — американский народ, обладающий новой общей культурой, не равной простой сумме иммигрантских». Конечно, немаловажным остаётся вопрос о протекании такого «плавительного» процесса. Происходит ассимиляция новых иммигрантов уже состоявшей культурой или включение их как новый компонент в заново складывающуюся общность? Возможно, именно на данном этапе зародились этнические проблемы в США [9].

В конце 60-х годов наступило так называемое «этническое возрождение», которое вызвало подъем этнического самосознания, углубление межэтнических границ, усиление межэтнических конфликтов.

Так, в США в середине 1960 — годов, возникло мощное негритянское движение «чёрное сообщество», выдвинувшее свои культурные и социально-правовые требования под лозунгом «черное прекрасно» [2].

Важнейшим результатом данного движения стало принятие законов, запрещающих дискриминацию по признакам расы, пола, возраста и т. д. Например, Закон о гражданских правах 1964 г. заложил правовую основу для формального обеспечения всем американцам равных возможностей. Теперь при трудоустройстве не было никакой дискриминации афроамериканцев и индейцев.

При изучении этнического развития США довольно часто используется такое понятие, как «американизация». Точного определения этого понятия нет и каждый учёный и американец воспринимают его по-своему. В теории anglo-conforrnity этот процесс понимался как «освобождение» иммигранта от его собственной национальной культуры и приобщение к американской путем уподобления белым американцам — протестантам англосаксонского происхождения [1, c. 183].

С помощью понятия «американизация» даётся объяснение ситуации этнического возрождения. Учёные считают, что неудачи внешней и внутренней политики правительства США в последние десятилетия (поражение во Вьетнаме, неспособность радикально решить расовую проблему, скандалы во внутриполитической жизни) подорвали у населения доверие ко всему официальному, государственному. Отдельные этнические группы перестали чувствовать себя американцами. При этом этническое прошлое, «происхождение», воспринималось как подлинно своя история, противопоставляемая американскому настоящему. Надо отметить, что для США эта проблема особенно актуальна, поскольку формирование североамериканской нации есть процесс создания новой этничности для целого государства. Таким образом, идеологический компонент должен занять основное место в национальном самосознании американца. Правящие круги США ясно отдают себе в этом отчет, отсюда и возникает стремление связать собственно этнические ценности (элементы родной природы, материальной и духовной культуры, черты быта) с национально-государственными (экономикой, политикой) [1, c. 186].

Даже в религиозной сфере был выработан такой специфически американский путь к объединению, как «гражданская религия» (civil religion), включающая в ранг духовного национально-государственную символику. Можно связать идею духовного с идеей свободы в США. Таким образом, стать американцем значит понимать «определённую свободу». Если вспомнить факты из истории, американцы всегда борются за свободу, а не за Землю. То есть Свобода — это «отсутствие внешнего принуждения», «индивидуализм». И такая свобода, по мнению американцев, есть только на территории США. Все военные действия США оправдываются в глазах американцев только с этой точки зрения. Они хотят такой свободы везде, чтобы во всём мире была такая демократизация и индивидуализация. Конечно это и есть оправдание абсолютно любой акции правительства. Что в 1999 году, во время операции войск НАТО в Косово, что в настоящее время в Сирии и Ираке, для американцев это естественно — защищать свою свободу. В таком случае это похоже на единое этническое самосознание [8].

Демографические факторы играли в истории американской нации исключительно важную роль. Именно в результате миграции в сравнительно короткий исторический срок огромных масс населения из Старого Света в Новый стало возможным появление «самого американского народа», а этнорасовый состав иммигрантов оказал сильное влияние не только на характер общественно-политического строя США, но и на историко-культурный облик американцев.

«Последние 40 лет внешне говорилось о том, что расовых проблем нет, само слово “расы” в Америке практически не употреблялось. В какой-то момент эта проблема стала вырываться наружу. Происходящее сейчас и в Фергюсоне, и в Нью-Йорке — это симптомы болезни», — считает российский учёный Алексей Фененко [6]. Рассмотрим современную ситуацию.

Расовые конфликты в США

В отличие от других западных обществ, в США расово-этнические отношения и конфликты на многих этапах играли самостоятельную, а то и ведущую роль в социальной среде. На протяжении всей истории США его цветное население по своей социально-профессиональной структуре значительно отличалось от белого. Цветные всегда подвергались сверхэксплуатации и расовой дискриминации, принадлежали к самым обездоленным слоям населения.

В результате массовых антирасистских демонстраций, в 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который запретил дискриминацию черных американцев при обслуживании в местах общественного пользования, при приеме на работу и т.д. Также черное население добилось квот при поступлении в образовательные учреждения. Но расизм, исчезнувший с языка американцев, продолжал сохраняться в их сознании. Получившие те же права и льготы «афроамериканцы» стали вызывать недовольство у белых, т.к. они имеют больше детей, чаще сидят в тюрьме, чаще получают пособия по бедности, безработице, воспитанию детей. Белые стали отделяться от черных плотной стеной и, вопреки своим ответам на вопросы служб общественного мнения, не проявляют желания смешиваться с ними в единую нацию. В ответ черные американцы заняли собственную расовую позицию: чтобы обособиться от белых по причине их «неискоренимого расизма», они стремились сформировать собственную субцивилизацию: создавали школы, театры, высшие учебные заведения.

Дискриминации в США подвергались и группы американских граждан, говорящих на испанском языке, в большинстве своем мексиканцев – чиканос. С начала 70-х годов в США въехало около 16 млн. легальных иммигрантов Число нелегалов не точно не известно, но также измеряется миллионами. Поэтому расово-этнический вопрос по-прежнему остается важным.

Хотя сегодня прямой угрозы единству американского общества нет, тем не менее с начала 1970-х гг. обозначились тенденции, которые могут способствовать возникновению расовых конфликтов. Сейчас под влиянием массовой иммиграции из стран Азии, Африки и Латинской Америки усиливается “пористость” американского общества, поскольку в нем наблюдаются более или менее крупные вкрапления общностей китайцев, корейцев, бирманцев, вьетнамцев, мексиканцев и др. Типичным примером такого вкрапления является возникший постепенно в американских городах мир “чайнатаунов” (китайских общин), куда “стопроцентному” американцу хода нет и куда он не стремится.

Расово-этническая проблема в современной Америке представляет собой немалую угрозу для будущего существования белого, англосаксонского населения. В результате неравномерности расселения различных расово-этнических групп по территории страны в ряде регионов сложились мощные кластеры небелого населения (Техас, Калифорния, Нью-Джерси и др.). В результате территориальной концентрации национальных меньшинств на карте США появились многочисленные “цветные” города (Вашингтон, Майами, Детройт, Атланта, Новый Орлеан, Нью-Йорк и др.). Именно озабоченность сохранить себя как западную нацию лежит в основе растущих общественных настроений в пользу ограничения иммиграции. Но ограничение потоков иммигрантов из других частей мира приходит в столкновение с экономическими выгодами для Америки от этого процесса. В результате сегодня снова встает задача интеграции американского общества.

Вопросы для самопроверки:

1.Какие факторы определяют североирландский конфликт?

2.На чем основаны противоречия между валлонами и фламандцами в Бельгии?

3.Каковы методы борьбы этнических меньшинств за свои права в странах Запада?

4.Каковы тенденции в развитии расово-этнических отношениях в США?

Тема 2.5. Этнические и межнациональные конфликты в России
и странах СНГ в конце XX – в начале XXI вв.

Краткое содержание: Причины этнических и межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве. Восстановление конституционного порядка в Чечне. Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. Конфликт в Молдове, образование Приднестровской Молдавской Республики. Обстановка в Таджикистане. Острые межнациональные противоречия на Кавказе. Межнациональные конфликты в Грузии: события в Абхазии и Южной Осетии. Крах вооруженного нападения Грузии на Южную Осетию. Признание Россией суверенитета Южной Осетии и Абхазии.

Требованияк знаниям и умениям:

Иметь представление: об истории и современном состоянии развития межнациональных конфликтов на постсоветском пространстве.

Знать:причины межнациональных конфликтов в Нагорном Карабахе, Приднестровье и на Кавказе.

Уметь: обобщать опыт в разрешении конфликтов на религиозной и национальной почве в современной России.

Распад Советского Союза поставил под вопрос законность власти правительств бывших советских республик. Это спровоцировало оппозиционные брожения, активизацию антикоммунистических и националистических сил. Между некоторыми государствами возникли споры и противоречия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9788 – | 7603 – или читать все.

socioline.ru

План ответа:

1. Особенности различных дисциплинарных подходов к изучению межэтнических отношений

Изучение межнациональных отношений – одна из основных областей изучения этносоциологии. Данная проблема совпадает в зарубежной и отечественной социологии.

2 уровня изучения межнациональных отношений:

  1. Институциональный (отношения Центр – республики, межреспубликанские взаимодействия – макросоциальные условия, влияющие на межличностные и межгрупповые отношения).
  2. Межгрупповой, межличностный (область прямого интереса этносоциологии).

При изучении межнациональных отношений следует учитывать, что вся группа не может участвовать в непосредственном общении. Поэтому нужно обращать внимание и на непосредственные отношения, и на опосредованные (то есть через СМИ, официальные документы).

Дополнительный текст

Кудрин А.В., Специфика отражения межэтнических отношений средствами массовой коммуникации

Сила внушения (сугестии), кроме прочих факторов, зависит от авторитета сугестора, в данном случае СМК, а также внушаемости и конформности аудитории. Чем выше доверие реципиента к коммуникатору, тем с меньшей критичностью он относится к информации, которую ему предлагает последний.

СМК специфически отражают действительность, давая не полную картину происходящего, а лишь ее фрагменты. Это… влечет за собой неизбежное искажение реальных событий и возможность манипуляции общественным мнением.

Фрагментация реальности, представляемой СМК, способствует формированию и актуализации таких явлений обыденного сознания как стереотипы, в том числе этнические. Последовательно делая ударение на эмоционально-оценочный элемент негативных гетеростереотипов и позитивных автостереотипов, можно добиться эффекта усиления характерного для этнического сознания противопоставления “мы-они” или “мы-другие”, приводящего в конечном итоге к созданию “образа врага”. Но те же свойства СМК, которые способствуют актуализации негативных этнических стереотипов, могут стать позитивным фактором в предотвращении конфликтов, способствовать установлению общественного согласия и межэтнического мира.

Читайте также:  Как получить вид на жительство в США (ВНЖ), все способы

Также сложность заключается в том, что при изучении больших социальных (этнических) групп, мы имеем дело отнюдь не с гомогенными общностями.

Межэтнические отношения :

(в широком смысле) – взаимодействие народов в разных сферах (политике, культуре, …).

(в узком смысле) – межличностные отношения людей разных национальностей, которые также происходят в разных сферах общения (трудового, семейного, дружеского, …).

В Пермской области проблема межэтнических отношений не является первоочередной, не занимает внимание населения. В то же время, для России в целом межэтнические конфликты можно назвать серьезной проблемой.

Дополнительный текст

Отчет о научно-исследовательской работе. Региональная национальная политика: точка зрения руководителей местного самоуправления / Руководитель : Сергеева С.В. С. 11.

Исследование полностью подтвердило гипотезу о том, что Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ не рассматриваются муниципальными властями как зона возможных межэтнических конфликтов, а имеющиеся проблемы носят, по их мнению, второстепенный характер. Абсолютное большинство руководителей местного самоуправления (71,4 % от числа опрошенных) определили состояние межэтнических отношений в целом как стабильное. По мнению части респондентов существует некоторая напряженность в межэтнических отношениях (21,4 %), но ни один из опрошенных не отметил обострение межэтнических отношений в Прикамье в качестве актуальной проблемы своего муниципального образования.

Особенности подхода разных наук

Вследствие этого разные науки обращаются к изучению межэтнических отношений со своей стороны.

• Этнологи изучают межкультурные взаимодействия.

• Историки изучают отношения между народами в ретроспективе (то есть оглядываясь назад).

• Политическая социология изучает влияние характера межнациональных отношений на политическую обстановку в стране, республиках.

• Этнопсихологический подход близок к этносоциологическому (это объясняется близостью объекта и изучаемых процессов, явлений). Этнопсихологии, работающие в русле психологии, часто изучают малые группы. Работающие в русле этносоциологии имеют объектом большие группы в естественных ( не в искусственных ) условиях.

Разница в подходах этносоциологов и этнопсихологов.

Этнокультурный контекст для социальных психологов, изучающих большие группы – лишь частный случай социального контекста. У этносоциологов при изучении межэтнических отношений в центре внимания находится поведение людей разных национальностей в сфере межнациональных взаимодействий. Психологические закономерности рассматриваются как один из факторов, влияющих на поведение группы.

Критерий

Этносоциология

Этнопсихология

Центр внимания

Межгрупповые процессы и явления, их обусловленность культурными, политическими, экономическими детерминантами.

Отражение процессов взаимодействия групп (т.е. когнитивная сфера).

Предмет изучения

Представления о своей и другой группе, её восприятие, готовность к контактам с ней, психические состояния и процессы.

Реальные факты поведения (участие в партиях, движениях, общественных акциях).

Индикаторы предмета

Установки на личностные контакты, отношение к ценностям, нормам, другой культуре, готовность к адаптации и межкультурным взаимодействиям.

Установки на личностные контакты с представителями другой национальности.

2. Методология изучения межэтнического воздействия .

Психология межэтнических взаимодействий изучается при помощи социально-психологических теорий среднего уровня. Анализ осуществляется через личность, включенную в этническую группу.

Социально-психологические теории, используемые при изучении психологии межэтнических отношений

Теории личности (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, другие).

Личность – 1) Единство индивидуальных свойств и социальных ролей.

2) Совокупность интегрированных в индивиде социальнозначимых черт, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми.

При изучении межэтнических отношений этот подход доминирует.

3) [А.Н. Леонтьев] Основа личности – отношения соподчиненности видов человеческой деятельности, а так как деятельность всегда мотивирована, можно рассматривать личность как иерархию мотивов, а также соответствующих потребностей. Например, потребности в безопасности, солидарности, целостности группы, справедливости, позитивном восприятии другими.

Теория установки

В русскоязычную литературу термин «установка» ввел грузинский психолог Узнадзе. В его понимании установка – готовность реагировать на основе бессознательного. В социальных науках для обозначения сознательных действий используется термин аттитьюды, или социальные установки .

Аттитьюд (социальная установка) – особое состояние личности, предшествующее её реальному поведению.

Томас, Знанецкий «Польский крестьянин в Европе и Америке» (тема: адаптация). Роль аттитьюдов оценена очень высоко. По их мнению, аттитьюд – состояние сознания относительно некоторой социальной ценности.

Социальные установки – состояние сознания и нервной системы, выражающие готовность и организованное на основе предшествующего опыта. (Г. Олпорт).

3 компонента в структуре установки:

1. Когнитивный компонент (осознание объекта, знание о нем).

2. Эмоциональный компонент (отношения, чувства по отношению к объекту).

3. Поведенческий компонент.

Социальная установка – социально обусловленное отношение к какому-то предмету или явлению, осознание, оценка, готовность действовать [1].

Этнические, межэтнические и социальные установки.

Этнические – имеют место при любой деятельности человека при его осознании себя и поступках как личности, включенной в этническую группу.

Межэтнические – установки на взаимодействие с другими этническими общностями в любой сфере и в любом виде.

Социальные – определяют, направляют деятельность человека.

Методы исследования установок: шкалы Богардуса [2] и Терстоуна [3].

Выводы

Формирование и личности, и установок зависит от ряда факторов : детское воспитание в семье, этническая и социальная среда, политическая система, этническая политика государства, влияние мезосреды (городская, сельская) и микросреды (группы).

Исходя из этого, в программу этносоциологического исследования должно быть заложено как можно больше обстоятельств, допускающих последующее сравнение.

Если в зарубежных исследованиях аспект делается на изучение предрассудков, агрессии, в отечественных исследованиях межэтнические отношения рассматриваются в континууме «доброжелательные – нейтральные – негативные».

В последнее время с обострением межнациональных отношений во всем мире все больший интерес привлекают этносоциологические и этнопсихологические исследования, нацеленные на объяснение причин конфликтов.

3. Факторы, влияющие на межэтнические отношения

В этносоциологии и этнопсихологии выделяются следующие факторы межнациональных отношений:

  • Исторические
  • Политические
  • Социально-структурные
  • Культурные
  • Социально-психологические
  • Ситуативные

Рассмотрим каждый из них более подробно.

1. Исторические факторы

В рамках исторических факторов можно выделить ряд явлений, влияющих на межэтнические отношения:

• сам ход исторических событий, в результате которых складываются такие отношения между народами;

• исторические события, которые становятся каким-то символом в ходе ныне развивающихся отношений;

• особенности историко-социального развития народа, включенного в контакт.

В контакт друг с другом народы вступают в результате разных исторических обстоятельств:

События, вызывающие межэтнические напряжения. Завоевания, насильственные присоединения, колониальное прошлое (учесть разные типы колонизации, не все из них вызывают напряженность).

Примеры из истории Российской империи (метрополия как патронат), СССР (декларируемое добровольное присоединение), России (распад империи, локальные конфликты вследствие былых событий).

Одно и то же событие по-разному воспринимается различными народами. Война в Чечне для чеченцев – незаконный и несправедливый акт насилия; для русских – восстановление конституционной целостности России, месть за прошлые действия. Национальная политика в Прибалтике для русских – ущемление прав граждан; для прибалтов – сохранение национальной культуры, месть за прошлые незаконное присоединение и русификацию.

2. Политические факторы

В американской традиции политические факторы включены в состав исторических, что можно объяснить тем, что народы, населяющие США, не имели на этой территории своих национальных государств. В Европе и на постсоветском пространстве национально-государственное устройство воздействует на межнациональные отношения.

Та часть политических факторов, которая влияет на межэтнические отношения, включает в себя по меньшей мере три класса явлений:

• принципы и формы государственного устройства (федеративное государство как форма решения национальной проблемы – пример России);

• характер политического строя (тоталитаризм = этническая дискриминация, примеры СССР, Германии Гитлера, Югославии Милошевича);

• тип государственной национальной политики (в том числе влияние элит, СМИ и тому подобное).

Функции элиты в развитии межэтнических отношений:

• Задание идеологии толерантности или вражды.

• Выработка политики примирения или, наоборот, нетерпимости.

• Направление деятельности СМИ (играют громадную роль в формировании стереотипов, см. ранее в ответе на подвопрос 1).

• Определение образовательных программ.

• Служить образцом поведения.

Виды проводимой правительством этнической политики:

• Интегрирующая политика. Пример – Эстония. Гражданами Эстонии могут быть только те, кто знает эстонский язык.

• Политика культурного плюрализма. Пример – Украина, «нулевой принцип гражданства»: все живущие на территории страны являются её гражданами.

3. Социально-структурные

Три наиболее существенных:

• взаимосвязь социальной и этнической стратификации (конфликты ослабляются, если контактирующие группы обладают одинаковым статусом);

• влияние социально-структурных изменений (помимо влияния «выравнивания» сегодня в России – формирование класса сверхбогатых людей, каких национальностей больше среди них?);

• этнический фактор в социальной мобильности (в СССР – первые секретари ЦК компартии союзных республик были титульной национальности, а вторые секретари – русские).

Выравнивание статусов разных национальностей . В России к началу 1990-х уровень образования титульной нации выровнен с русской в 11 (из 21) национальных республиках. Для привыкания общества к равному статусу разных этносов необходимо долгое время. Вместе с тем, у «выравниваемой» нации растут запросы («больше имеем – больше хотим»).

4. Культурные

Делятся на две группы:

• Связана с просвещением и информированностью (в том числе пропаганда образцов межэтнического поведения через СМИ). Образование, просвещение способно разрушать границы, снимать предубеждения. Или наоборот. Так, исследования показывают, что российские СМИ в большинстве своём формируют негативный образ жителей Чечни и Дагестана (примеры).

• Традиционные нормы каждой культуры (традиционализм). Традиционные отношения оказывают влияния на отношения в быту (эндогамные браки), в трудовой сфере (выбор партнёров по бизнесу среди близких национальностей).

5. Социально-психологические

Связаны с личностным отношением. Выделяются социально-перцептивные механизмы, которые влияют на рост национальной напряженности.

• Усиление межгрупповых различий и уменьшение различий внутри группы.

• Усиление позитивных моментов в оценке собственной группы.

• Поиск виновного по этническому критерию.

• Проецирование негативных чувств, качеств, неприемлемых для собственного народа, на других. Поиск причин неудач смещается во внешнюю среду.

• Повышение избирательности восприятия.

6. Ситуативные

Зависят от конкретной ситуации, от стечения социальных, экономических, политических обстоятельств.

Толерантность в межэтнических отношениях

Некоторые исследователи считают, что следует различать понятия толерантности, терпимости и интолерантности .

Этническая толерантность понимается не просто как отсутствие негативного, а скорее как наличие позитивного или участного отношения к иной этнической группе, т.е. как готовность контактировать с представителями этой группы такими, какие они есть, при сохранении, однако, позитивного отношения к своей группе. Толерантность «это не просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторон, но одновременно и отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон».

Терпимость в таком контексте должна рассматриваться как наличие нейтрального (не позитивного) отношения к чужой этнической группе.

Тогда под этнической интолерантностью подразумевается преобладание негативного восприятия представителей иной этнической культуры при безусловно позитивном восприятии собственной. Проявлением интолерантности при таком подходе можно считать и выраженные «этнонигилистские» тенденции – негативное отношение к своей этнической группе, отрицание этничности вообще, вплоть до квалифицирования её как вредного явления.

Часто выделяются следующие типы отношений в системе индивид – группа:

• активная толерантность (открытость, готовность к межэтническим контактам);

• пассивная толерантность (нерегулярность межэтнических контактов, склонность общаться с представителями своей национальности при сохранении позитивного отношения к представителям иноэтничных групп);

• толерантность избирательная (межэтнические контакты носят ограниченный характер по какому-либо признаку – языку, религиозной принадлежности, культурным особенностям);

• толерантность вынужденная (межэтнические контакты возникают под давлением обстоятельств и носят сугубо деловой характер, например, по служебной линии);

• интолерантность (категорическое нежелание взаимодействовать с людьми другой культуры).

Не этническое самосознание вообще, а гиперболизация его (в том числе эгоцентризм, этноэгоизм) отрицательно влияет на толерантность.

[1] Компиляция из: Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994, Кон И.С.Социология личности. М., 1967.

[2] Какие взаимоотношения с русскими для вас приемлемы?

а) Брачные отношения
б) Личная дружба
в) Быть соседями
г) Быть коллегами
д) Быть жителями одного города
е) Быть сгражданами
ж) Быть гражданами разных государств.

См. Теория измерений , модуль 4, стр. 5.

[3] Также известен как метод равнокажущихся интервалов, суть его в оценке респондентами отрицательных и положительных суждений по изучаемому вопросу. Теория измерений , модуль 2.

Дорогие друзья!

Наш сайт работает на чистом энтузиазме. Мы не требуем регистрации, денег за скачивание книг. Так было и так будет всегда. Но для размещения сайта в интернете требуются средства – хостинг, доменное имя и т.д.

Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными – помогите нам поддерживать существование сайта. Любая помощь будет очень ценна. Спасибо!

Межнациональные отношения

Изучение межнациональных отношений впервые было поставлено на научную основу в США, где белое население, составляющее большинство, натолкнулось на сопротивление, которое им оказывало чернокожее население страны, находившееся в численном меньшинстве.

Поскольку Америка на протяжении всего ХХ столетия продолжала притягивать десятки миллионов мигрантов со всех концов света, то к концу ХХ века численность всех белых и всех небелых почти выровнялась. Более того, доля первых стала сокращаться, а доля вторых интенсивно нарастать. Специалисты стали поговаривать о том, что вскоре белые станут в США этническим меньшинством. Сегодня уже многие “белые” (итальянцы, албанцы, сербы, литовцы и т.д.) требуют статуса национального меньшинства и создают этнические ассоциации (клубы, партии).

Одновременно с этим усложнялись взаимоотношения между старыми и новыми меньшинствами. В то время как численность афро-американцев стабилизировалась, количество латино- и азиато-американцев постоянно увеличивалось. Между тремя типами меньшинств – выходцев из Африки, Латинской Америки и Азии – начали возникать конфликты. Они спорили за дефицитные блага: рынки сбыта наркотиков, покупателей для своих магазинчиков, права и привилегии, раздаваемые официальными властями.

В ходе массовых беспорядков в 1992 г. в Лос-Анжелесе выяснилось, что агрессивно настроенные чернокожие воевали сразу на три фронта: против белых, корейцев и испано-говорящих «латинос». Опрос, проведенный сразу же после беспорядков, показал, что негры выступают против миграции в США иностранцев даже активнее, чем белые. Чего они боялись? Малоквалифицированные мигранты из Азии и Латинской Америки конкурировали за рабочие места прежде всего с чернокожими, а не с белыми. В ходе беспорядков 1992 г., устроенных афро-американцами, больше всех пострадали иммигранты из Кореи, магазинчики которых находились в центре Лос-Анжелеса (напомним, что из центра американских городов средний класс давно выехал в пригороды), и мелкие бизнесмены из Латинской Америки.

Однако парадокс заключается в другом. За сотни лет рабства и борьбы с ним американские негры так усвоили ценности культуры белых, что, давно забыв африканские традиции, приняли последнюю как свою собственную. И не только приняли, но и активно стали защищать. В интервью, взятом у них после событий 1992 г., чернокожие обвиняли корейцев и «латинос» в том, что те неприветливы, недобродушны и непатриотичны в отличие от белых американцев, живущих по соседству1). Угнетаемые усвоили культуру угнетателей и ныне обучают ей других. И если в будущем белые в Америке окажутся в численном меньшинстве, за них функцию распространения идеалов белой культуры выполнят скорее всего негры.

Национальное большинство по-разному относится к национальным меньшинствам. Испокон веку белые относились к неграм как к тупым и ленивым рабам. Стереотип закрепился, потребовалось немало поколений преуспевших в бизнесе, науке и культуре чернокожих для того, чтобы старый стереотип выветрился. А вот к азиато-американцам сразу стали относиться иначе. Свойственные азиатским народам трудолюбие, почтительность и скромность приветствовались американцами. Их стали называть «образцовыми национальными меньшинствами». Но они жили более изолированной жизнью, что не всем нравилось. Традиции большой семьи требовали, чтобы кореец или китаец, основавший свое предприятие или магазин, брал на работу прежде всего родственников. Так выходило даже дешевле. Американцы, привыкшие к иным стандартам, требовали, чтобы бизнесмены нанимали независимо от национальности. И были правы, поскольку в демократическом обществе все должно быть доступно всем, если нет специальных оговорок в конституции.

В том же Лос-Анжелесе корейцы преуспели благодаря семейному предпринимательству. Они держаться своими кланами, изолированно от других, изо всех сил рвутся наверх, стараясь дать детям приличное образование. Все это позволяет им вытеснить другие национальные меньшинства на периферию общества, но одновременно создает лишние причины для межэтнических конфликтов.

Разные меньшинства –это еще иразные культуры, представителями которых они выступают. Азия все время была очагом древней и очень высокой культуры. В этом отношении с ней не могут поспорить даже европейцы. Иное дело отсталая Африка, где большинство населения очень бедное и неграмотное. Латинская Америка находится как бы посредине. Но и успехи у латино-американцев средние. Они выше у соседних США мексиканцев и ниже у пуэрториканцев. Успехи негров объясняются главным образом тем, что их культура интегрирована в американскую не 20 или 50, а уже более 200 лет. Это для плюс. Минус же состоит в том, что чернокожие усвоили и новый, нуклеарный тип семьи. Естественно, что в конкурентной борьбе они уступают семейному предпринимательству азиато-американцев.

Интересен и другой факт: сплетни, бойкот, рэкет, оскорбления и физическое насилие выступают элементами социального и этнического выравнивания. Кто чаще к ним прибегает? Конечно, не богатые и образованные, а бедные и малокультурные. Но эмигранты в США всегда начинали с нуля. Им труднее приходилось бороться за выживание. Если вспомнить 30-е годы, то захлестнувшая Америку волна мафии была итальянской. Учиняя поборы с мелких лавочников и обкладывая данью жилые кварталы американских городов, итальянские эмигранты не только перераспределяли богатства, но и показывали другим, что в Америке шансы на успех должны быть равными независимо от срока въезда в страну. Во второй половине ХХ века итальянскую мафию сменили мафиозные структуры латино- и азиато-американцев. Таким способом национальные меньшинства, обделенные экономическими ресурсами, статусами и привилегиями, боролись за выживание и успех.

5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.

В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз).
Европейский союз образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.

В июне 2004 была принята Европейская конституция. Она вызвала неодобрение Ватикана из-за отказа упоминания о «христианских корнях» европейской цивилизации. Кроме того, Испания и Польша попытались пересмотреть порядок принятия решений в ЕС (вместо нынешнего, учитывающего «удельный вес» экономик стран-членов, перейти к процедуре, при которой количество голосов от каждой страны было бы пропорционально ее населению). Однако с приходом к власти в Испании правительства социалистов, эта страна отказалась от своих намерений. Новая конституция подписана 29 октября 2004 в Риме. Для того, чтобы она вступила в силу, ее должны ратифицировать парламенты всех стран-членов. В некоторых странах одобрение предполагалось получить путем всенародных референдумов. В 2005 референдумы во Франции и Нидерландах отвергли Конституцию. В 2009 Конституцию наконец (с некоторыми оговорками – запрет на аборты) поддержали Ирландия и Польша.

Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»).
«Плавильный котёл» (melting pot) – концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный “плавильный котел” (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.
Благодаря постоянному притоку эмигрантов население САСШ с 1871 г. по 1913 г. увеличилось с 39,8 млн. до 96,5 млн. человек.
Израэл Зангвилл (1908):
«Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации».
Эта метафора получила известность после того, как в Нью-Йорке в 1908 году с большим успехом дебютировала одноименная пьеса английского драматурга и писателя Израэла Зангвилла, повествующая о жизни еврейской семьи, которая, спасаясь от погромов, покинула Россию и обрела прибежище в Америке.
Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).
Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.
При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.
Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

С другой стороны, растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация), противостоять экспансии сверхдержав.

Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.
Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.
Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.
Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.
Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
Апартеид (апартхейд) (на яз . африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.
Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.
В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» (всеуничтожение через сожжение).
Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.
Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
Ирредентизм (от итал. irredento – неосвобожденный) – 1) идея воссоединения с основным ядром нации (ирландцы в Ольстере); 2) политическое и общественное движение в Италии в конце 19 – начале 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением – Триеста, Трентино и др.

Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами.
Межэтнические конфликты возникают внутри государства.
Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.

Причины межнациональных конфликтов:

1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);
2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти;
3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.
5) Исторические прошлые взаимоотношения народов.
6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Типы межнациональных конфликтов:

1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт);
2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);

3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);
2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;
3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;
4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным;
5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

Читайте также:  Процесс ассимиляции немцев в США, этапы и сложности
Ссылка на основную публикацию