Немецкая музыка в США, история развития и распространения

Немецкая музыка в США

Той отраслью американской культуры, куда немцы внесли наибольший вклад, была музыка. Немецкие историки националистического толка раздували этот, и без того значительный, вклад безмерно. Фауст, например, прямо заявлял, что развитием музыкального вкуса США обязаны немцам. При этом упускались из виду музыкальные традиции прежних жителей США — индейские и главным образом африканские напевы, английские народные баллады, музыка луизианских французов, а также влияние итальянской музыки, которое имело место еще до массовой иммиграции итальянцев. Индейскими и африканскими компонентами американской музыки пренебрег при определении роли немецкой музыки историк иммиграции Виттке.

Как немецкие иммигранты изменили американскую музыкальную культуру

Бесспорно большое влияние немецких иммигрантов на американскую музыкальную культуру сказалось, быть может, прежде всего, в музыкально-организационной области. Они создали в США целый ряд музыкальных коллективов, которые положили начало традиции исполнения симфонической и хоровой музыки. Из молодых музыкантов — участников революции 1848 г. был создан оркестр «Германия». Он ездил по всей стране, и игра его отличалась высоким профессиональным мастерством. С ним выступали знаменитейшие тогда европейские артисты, гастролировавшие в Америке, — шведская певица Женни Линд и норвежский скрипач Оле Булль. Оркестр пользовался большой известностью. В 1854 г. он открыл торжества в честь национального праздника 4 июля в Нью-Йоркском Хрустальном дворце и он же дал концерт после их окончания. Уже в 1861 г. бостонский корреспондент «Нью-Йорк дейли трибюн» писал в сообщении о празднике Гарвардского университета: «Германцы» чудесно играют». Оркестр с течением времени распался, но его музыканты вступили во вновь образовавшиеся оркестры, образовав их ядро. Вообще в американских оркестрах значительную часть музыкантов составляли немцы.

Из многочисленных немецких музыкальных обществ выделялся Музыкальный союз Милуоки, в оркестре которого также было много политических эмигрантов. Это общество пропагандировало, наряду с симфонической музыкой, хоры, оперы, камерные произведения.

Общества хоровой музыки

Особенно процветали в немецкой среде общества хоровой музыки. Они приняли подлинно массовый характер. В середине 50-х годов в одном штате Нью-Йорк было 37 немецких певческих обществ, а в Пенсильвании — 59. Эти общества иногда объединялись; в 50-х годах, например, существовали восточный и западный певческие союзы. Ежегодно устраивались «праздники певцов» с состязаниями хоров. Победителям выдавались призы. Здесь сказалась старая немецкая музыкальная традиция состязаний мейстерзингеров. Праздники певцов, участники которых считались гостями немцев того города, где происходило состязание, превращались в общественные события. На один такой праздник, происходивший летом 1854 г. в Балтиморе, прибыло 26 немецких музыкальных обществ только из Филадельфии и Нью-Йорка. Два дня по улицам Балтимора двигались шествия с оркестрами, а вечером — и с факелами. В заключение состоялся концерт, в котором участвовала тысяча певцов. «Наши немецкие граждане неистовствуют от возбуждения, — добавлял корреспондент «Нью-Йорк дейли трибюн», описывавший этот праздник, — и пиво нарасхват». В программу праздника входили обеды, ужины, пикники. Развевались национальные флаги — американский и трехцветный флаг единой Германии. На певческом празднике в Филадельфии в 1858 г. выступил с речью лидер демократической партии Севера Ст. Дуглас. Он превозносил благотворное воздействие немцев на американскую жизнь, явно стараясь привлечь их на сторону своей партии. Для певческих праздников строились даже особые здания, что приносило немалую выгоду немцам-подрядчикам.

Мало какие немецкие организации обходились без певческих обществ или кружков. Это относилось и к рабочим организациям. «Всеобщий рабочий союз», руководимый Вейдемейером, имел, например, наряду «с больничной кассой, союз певцов. «По случаю немецкого певческого праздника в Филадельфии собрания немецких профессиональных союзов не так многочисленны, как обычно», — сообщала «Нью-Йорк дейли Трибюн» в разделе «Рабочее движение».

Американский корреспондент Маркса А. Клусс, немецкий коммунист, торопился отпечатать полученные им из Европы стихи Фрейлиграта, чтобы распространить их среди участников происходившего в то время в Нью-Йорке певческого праздника.

Немецкая опера в Нью-Йорке

В Нью-Йорк, который благодаря приездам европейских гастролеров уже знал итальянскую и французскую оперу, была принесена опера немецкая. Труппа Аншюца, появившаяся там в 50-х годах, отличалась хорошим ансамблем, но знаменитых солистов, как в итальянской опере, не имела. Та же труппа, в репертуаре которой были Моцарт, Бетховен, Вебер, открыла сезон в Нью- Йорке в разгар гражданской войны. И в Бостоне, самом культурном и самом «европейском» городе США, прежняя англо-итальянская музыкальная культура слилась в середине века с немецкой.

Американцы привыкли к участию немцев в любых музыкальных представлениях и концертах. В заметке к открытию «музыкального конгресса» в Хрустальном дворце корреспондент «Нью-Йорк дейли трибюн», перечисляя нью-йоркских певцов, добавлял, как нечто само собою разумеющееся, «затем — немцы». Игру немецких бродячих музыкантов знали широкие городские массы. Разумеется, немцы были и усердными слушателями музыки. Страсть немцев к музыке пародийно изображена в одной из баллад о Брайтмане. Во время гражданской войны бойцы отряда Брайтмана, пробившись к церкви на вражеской территории, тут же начинают играть на органе Моцарта, Бетховена и Баха. Они тают от музыки, да и от водки, спрятанной в церковных подвалах.

Не удивительно, что массовое распространение немецкой музыки оказало большое влияние на музыкальную жизнь Америки, причем на всех уровнях, вплоть до народной песни. Одна из самых распространенных американских песен «Мэриленд, мой Мэриленд» пелась на мотив старой немецкой народной песни «О, Таппеп-Баиш».

Театр, культура и литература

Если немецкую музыку слушало и воспринимало все американское население, то немецкий драматический театр был делом и достоянием одних немцев. Театральные представления на немецком языке давались в Америке и в первой половине XIX в. Это были обычно комические пьесы невысокого уровня, которые ставились время от времени при пивных заведениях для развлечения публики. Массовая иммиграция середины века и в особенности приток революционной интеллигенции изменили это положение. Появился ряд самостоятельных театров с постоянными труппами. Они имели серьезный репертуар, в котором преобладали пьесы Шиллера. Хороший профессиональный театр был, например, в Милуоки. В одном районе Нью-Йорка, где жило 70 тыс. немцев, имелось в 1850 г. два немецких театра. Сообщая об открытии нового немецкого театра, на Чеймбер-стрит, «Нью-Йорк дейли трибюн» писала: «Помещение было переполнено». Существовали немецкие театры и в других городах с большим немецким населением. Наряду с театрами высокого уровня сохранился связанный с пивными «народный театр». Многие театральные предприятия оказывались недолговечными, в частности потому, что из пуританского ханженства им нередко запрещали давать представления по воскресеньям. Но там, где было возможно, немецкие театры давали специальные воскресные спектакли.

Вероятно, необычайное для Америки увлечение немцев музыкой породило мнение, что американские немцы другими искусствами, в том числе литературой, вообще не интересуются. Такое мнение высказал немецкий автор середины XIX в. Его развивали, хотя и не в такой категорической форме, авторы XX в. Но имеющиеся данные, по крайней мере, в части литературы, такого взгляда не подтверждают. О весьма активном интересе к изящной словесности свидетельствует тот факт, что большинство немецких политических эмигрантов писало стихи. Во всяком случае, публиковало стихи более половины учтенных Дукером в его биографическом словаре участников революции 1848 г. Стихи эти часто имели революционное и общегражданское содержание. Таким было, например, стихотворение Матильды Зорге, жены Фр. А. Зорге, «Спящий пролетариат». Такой характер носили стихи, читавшиеся на публичных состязаниях гимнастических обществ. Писались стихи и в романтическом духе германской поэзии того времени. Философски-романтические излишества этого стиля высмеивал Леланд, вплетая в свои баллады о Брайтмане сентиментальные восклицания и размышления насчет «вечности» и «абсолюта».

Чтение было в чести у немецкого населения; создавались даже «читательские общества», заводившие общественные библиотеки, в том числе рабочие читательские общества. На фермерском Западе произведения революционного поэта Фрейлиграта продавались с аукциона, причем платили за них не деньгами, которых, очевидно, не хватало, а дровами, мукой и т. п.

Классиков же немецкой литературы можно было найти в домах самых различных по социальному положению людей. Рост немецких издательств и книготорговли тоже свидетельствует о большом спросе на книги со стороны немецкого населения. Лакиер писал о немецком квартале Сент-Луиса: «В редком доме нет… немецкой книжной лавки с незатейливыми произведениями германской литературы…»

История американской музыки

История американской музыки не может трактоваться однозначно. Американская культура относительно молодая, а ее истоки произрастают из множества культур стран Западной Европы. В соответствии с историческими фактами, заселение Нового Света осуществлялось именно выходцами из Европы, которые с собой на Американский континент привозили и свою культуру, в том числе и музыкальную. Поэтому говоря конкретно об американской музыкальной культуре, необходимо различать первичную многообразную европейскую культуру, воплощенную на новом континенте, а также, спустя столетие-второе после политической неразберихи 18-19 веков и царящего безвластия и самоуправства штатов, сложившуюся всеобщую американскую культуру.

Таким образом, музыкальная культура Америки, которая в принципе может рассматриваться и в качестве современной культуры, берет свои истоки с начала 20-но века. История американской музыки складывается и развивается с начала прошлого века, когда формировалась эпоха популяризации исполнителей джазовой музыки. Америка считается родиной данного жанра, который сложился на стыке двух музыкальных направлений -блюза и ректэйма, а его изюминкой всегда являлось преимущественное импровизационное исполнение. С приходом двадцатых годов прошлого столетия, в джазовой культуре отмечается переломный момент – с появлением новшества в виде свинга, благодаря которому достигается битовая ритмичность, что придает звучанию потрясающий эффект, создает темп и подвижность. Многие музыканты того времени считали, что настоящего вдохновенного джаза не может существовать без свинга, тогда как свинг без джаза становится бессмысленным воплощением. Свинг, по их мнению, наделял произведения неповторимой чувственностью и жизненным оттенком, полностью погружая слушателя в звучание.

Однако джаз являл собой праздник жизни и не мог олицетворить всех общественных эмоций. Разразившаяся в то время Великая депрессия значительно ограничила это музыкальное направление, а многие критики стали обвинять джазовое дополнение в виде свинга коммерческим пиар ходом. К сожалению, с наступлением тридцатых годов, джаз как целостное направление в истории американской музыки кануло в лету. Конечно, впоследствии появлялось множество джазовых исполнителей, однако такого искусного исполнения не смог достигнуть ни кто.

В послевоенный период, последовавший с долгожданным окончанием второй мировой воины, музыкальная культура Америки переживает блистательный подъем. В музыкальной культуре США возникает огромное количество всевозможных направлений. Однако в качестве главного следует выделить рокендролл. Считается, что жанр рока вышел из таких направлений, как свинг, кантри, блюз. Не стоит недооценивать его значение, поскольку именно жанр рок-энд-ролла является прородителем всей современной попсовой музыки, а также некоторых иных музыкальных направлений. Если говорить о послевоенном периоде, то рокэнролл стал настоящей бомбой, а его король с мировым именем – Элвис Прэсли, стал напрямую ассоциироваться с Америкой, как и Мэрлин Монро и Дж. Кэннэди.

В свою очередь, 60-е годы прошлого века, а также последовавшее десятилетие, в истории американской музыки закрепились в качестве периода властвования рока, разбавленного ритм-энд-блюзом.

Большинство последующих музыкальных направлений являются ни чем иным, как успешным слиянием уже существующих жанров. В качестве примера такового синтеза может выступать фанк, который был результатом совместного творения диско стиля и ритмэнблюза. Все следующее десятилетие прошло в условиях процветания жанра арэндби и саоула.

Все основные жанры в истории американской музыки зародились именно в этот период двадцатого века, поистине являвшимся великим в истории США. Последующие направления, явившие миру огромное количество любимых исполнителей, были обязаны напрямую именно этим истокам современной музыки. Американская музыка, как неотъемлемая часть американской культуры, оправдала свои амбиции, не смотрю на значительную молодость. На фоне многовековых музыкальных традиций других стран, молодая американская музыка покорила всю мировую аудиторию, а сами США стали королевством, явившем миру короля рокэнролла,поп-королеву и поп-принцессу.

Немецкая музыка в США, история развития и распространения

Теслов Дмитрий Викторович,
преподаватель ТОГБОУ СПО «Тамбовский колледж искусств»
г. Тамбов

Немецкая музыка: краткая история развития

По археологическим данным, в 1-м тысячелетии до нашей эры у древних германских племён существовала практика игры на луре. Литературные и исторические памятники более позднего времени свидетельствуют о развитой песенной культуре. С официальным принятием христианства стала развиваться профессиональная церковная музыка, центрами распространения григорианского хорала были Ахенская капелла (с IX века) и монастыри. Секвенции и тропы, созданные монахами Санкт-Галленского монастыря (ныне Швейцария) Ноткером Заикой (XIX–X века) и Тутило (X век), способствовали распространению немецкой традиции поименной нотации, в XII–XIII веках был осуществлён переход к четырёх линейной римской (квадратной) и 4–5-линейной немецкой (готической) нотации. Среди церковных композиторов X–XII вв. известны: Герман Хромой, Верно из Райхенау, Вильгельм из Хирсау, Хильдегарда Бингеиская. Характерный для немецкой музыки X–XI вв. органум (вид ранней ансамблевой полифонии) сохранялся вплоть до XV в. Наряду с церковной развивалась светская музыка шпильманов, повлиявшая на искусство вагантов, а XIV–XVI вв. – странствующих подмастерьев. Воздействие музыки шпильманов испытало и светское профессиональное искусство миннезингеров – миннезанг (XII–XIV вв.). К XIV в. относятся первые дошедшие до нас собрания песен миннезингеров, шпильманов и вагантов, в том числе Йенский сборник (около 1350 г.), Лохеймский песенник (середина XV в.). С ростом городов в XII–XIII вв. возникали цеховые объединения городских музыкантов («штадтпфайеров»), чьё мастерство игры (главным образом на духовых инструментах) высоко ценилось во всей Европе. В XIV-XVI вв. возникли объединения мейстерзингеров – певцов-любителей из среды ремесленников, среди которых Г. Фольц и Г. Сакс из Нюрнберга. Среди памятников мейстерзанга – рукописный песенный сборник В. Фогта (1558 г.). В XV–XVI вв. в бюргерской среде важная роль принадлежала домашнему музицированию, в том числе игре на лютне и других инструментах. В придворной и церковной музыке возросло значение полифонии (под влиянием нидерландской школы) – в сочинениях Адама из Фульды, Г. Финка, М. Агриколы (автора одного из первых в Европе трактатов о музыкальных инструментах, 1529 г.), Л. Зенфля и других. Ведущие жанры – месса, мотет, псалмы, полифоническая бытовая и духовная песня. Интенсивно развивавшееся в XV–XVI вв. органное искусство выдвинуло немецкую музыку на одно из ведущих мест в Европе (композиторы К. Пауман, Л. Шлик, X. Бухнер, X. Кошмер, О. Лисиниус, П. Хофхаймер). В период Реформации и Крестьянской войны 1524–1526 гг. возник протестантский хорал, исполнявшийся на немецком языке (И. Вальтер, 1524 г.). На рубеже XVI–XVII вв. под итальянским влиянием (венецианское хоровое письмо, мадригал, опера) получил распространение «концертирующий стиль» с характерным противопоставлением сольного и ансамблево-хорового звучания (в том числе с участием инструментов), кристаллизовался гомофонный склад в творчестве И. Эккарда, Л. Лехнера, Х.Л. фон Хаслера, М. Преториуса.

Читайте также:  Семья пуэрториканских иммигрантов в США, традиции и особенности

Тридцатилетняя война 1618–1648 гг. задержала общее развитие немецкой культуры; тем не менее в XVII в. в русле общеевропейского стиля барокко сложился национальный музыкальный стиль в творчестве Г. Шютца – автора первой немецкой оперы «Дафна» (1627 г.), первого немецкого балета «Орфей и Эвридика», «Священных симфоний» (1629–1650 гг.). Оперные постановки осуществлялись в придворных театрах Мюнхена, Дрездена, Берлина, Нюрнберга, Брауншвайга, Лейпцига и других. В 1678 г. в Гамбурге открылся первый в Германии постоянный оперный театр, в котором работали композиторы И. Тайле, Л. Штрунк, И.З. Куссер. Расцвет театра (1692–1706 гг.) связан с творчеством Р. Кайзера, И. Маттезона, позднее – Г. Ф. Телемана, однако национальная опера вытеснялась господствующей итальянской оперой. В XVII в. главенствующими были жанры духовного концерта, «страстей» (Г. Шютц), интенсивно развивалась органная и клавирная музыка (С. Шейдт, И. Фробергер, И. К. Керль, И. Пахелъбелъ, И. Л. Рейнкен, Г. Бём, Д. Букстехуде, И. Кунау); среди виртуозов-клавесинистов – И. Фробергер и М. Векман. Ведущий жанр инструментальной музыки – сюита (X. Л. Хаслер, М. Франк, И. Штаден, И. Г. Шейн); французское влияние сказалось в ансамблево-оркестровых сюитах Георга Муффата, И. К. Ф. Фишера, И. 3. Куссера. Формируется стиль немецкой песенной лирики (И. Г. Шейн, Г. Альберт, А. Кригер). О высоком уровне немецкой музыкальной науки XVII в. свидетельствуют энциклопедические труды «Syntagma musicum» М. Преториуса (1614–1620 гг.), «Musurgia universalis. » А. Кирхера (1650), «Историческое описание благородного искусства пения и игры» (1690 г.) В. К. Принтца. Л. Веркмейстер разработал несколько систем темперации, обеспечивших потребности сольного и ансамблевого музицирования с участием клавира и органа. В конце XVII – начале XVIII вв. появляется ряд крупных теоретических и музыкально-исторических работ И. Г. Вальтера, И. Маттезона [1].

Высочайшими достижениями отмечено творчество И. С. Баха, который переосмыслил и довёл до совершенства существовавшие жанры и формы («Высокая» месса h-moll; «Страсти по Иоанну»; «Страсти по Матфею»; кантаты, инструментальные прелюдии, токкаты, фуги), открыл перспективы развития музыки вплоть до XX в. В творчестве его современника Г. Ф. Генделя достиг расцвета жанр оратории («Мессия»; «Самсон»).

В 18 в. бывшие цеховые объединения музыкантов преобразуются в капеллы и оркестры (один из первых – оркестр «Гевандхауза»). Возникают городские музыкальные общества (по образцу «Коллегиум музикум», открытого Г. Ф. Телеманом в 1702 г. в Лейпциге), создаются хоровые общества (школа И. Л. Хиллера в Лейпциге, 1771 г.; певческая академия в Берлине, около 1791). Появляются музыкально-теоретические и эстетические труды И. Л. Шайбе, Л. К. Мицлера, И. Г. Зульцера, И. О. Кирнбергера, Ф. В. Марпурга. С 1798 г. издаётся газета «Allgemeine musikalische Zeitung». Демократические тенденции в музыкальном театре реализовались в немецком зингшпиле (И. Штандфус, Хиллер, И. Хольцбауэр), однако основу репертуара немецких театров (главным образом придворных) составляли итальянские оперы. Немецкая музыка середины и 2-й половины XVIII в. развивается в тесной связи с идеями Просвещения (сыгравшими большую роль в подготовке оперных преобразований К. В. Глюка в Вене и Париже). Актуальная для эстетики Просвещения проблема речитатива привела к созданию мелодрамы, где активно взаимодействуют диалог и инструментальная музыка («Ариадна на Наксосе» и «Медея» Й. А. Бенды). Кристаллизуются классические формы инструментальной музыки. Этот процесс, носивший общеевропейский характер, завершился в конце XVIII в. формированием венской классической школы, соединившей достижения немецкой и австрийской культур. Большую роль в подготовке нового стиля, связанного с окончательной кристаллизацией сонатной формы и сонатно-симфонического цикла, сыграли композиторы берлинской (И. И. Кванц, братья И. Г. и К. Г. Граун, братья Ф. и Й. А. Бенда, Ф. В. Марпург, а также король Фридрих II Великий) и мангеймской (Я. и К. Стамиц, И. К. Каннабих, Ф. К. Рихтер, А. Фильц и др.) школ. Музыкальной экспрессией, близкой поэзии сентиментализма, проникнуто творчество К. Ф. Э. Баха, оказавшего влияние на фортепианный стиль Л. ван Бетховена. Широкое распространение во 2-й пол. XVIII в. получил песенный жанр (К. Ф. Э. Бах, И. А. П. Шульц, И. А. Хиллер, К. Г. Нефе, И. Ф. Рейхардт, И. Р. Цумштег).

Итог достижений венской классической школы и вершина немецкой музыки кон. XVIII – начала XIX вв. – инструментальное творчество великого симфониста Л. ван Бетховена; его опера «Фиделио» синтезировала немецкие, австрийские и французские традиции в жанре «оперы спасения». Линия романтической оперы, начало которой положил Э. Т. Л. Гофман («Ундина»), была продолжена К. М. фон Вебером («Вольный стрелок»; «Эврианта»; «Оберон»), Л. Шпором, Г. Л. Маршнером, Ф. фон Флотовом. В жанре зингшпиля работали О. Николаи, А. Лорцинг и другие. Немецкий музыкальный романтизм достиг расцвета в творчестве Р. Шумана, Ф. Мендельсона, венгерского композитора Ф. Листа (возглавившего (веймарскую школу). Важной тенденцией времени было обращение к немецкому музыкально-поэтическому фольклору. Вокальная немецкая традиция нашла воплощение в балладах К. Лёве. В творчестве Шумана, Мендельсона значительное место заняла фортепианная и вокальная (так называемая «Lied») миниатюра. Широкое распространение в XIX в. получило хоровое искусство. С 1809 г. функционировал целый ряд хоровых обществ, так называемых лидертафелей, первым организатором которых был К. Ф. Цельтер. Развитие получили жанры симфонии (Мендельсон, Шуман и другие), программной увертюры (К. М. фон Вебер, Мендельсон) и симфонической поэмы (Лист). В ораториях Мендельсона и Шумана прослеживается традиция Г. Ф. Генделя и И. С. Баха (интерес к творчеству которых усилился в XIX в.). Развитие камерно-инструментальной музыки 1-й половины XIX в. (сочинения Ф. Лахнера. Ф. Р. Фолькмана, Ф. фон Хиллера, позднее К. Рейнеке) достигает кульминации в 30-40-х гг. в творчестве Мендельсона и Шумана. Циклы фортепианных пьес и вариаций Шумана («Карнавал»; «Крейслериана»; «Симфонические этюды») открыли новые структурные и содержательные возможности в инструментальной музыке. В своих музыкально-эстетических и критических статьях Шуман отстаивал идеалы романтического новаторского искусства (издавал с 1834 журнал «Neue Zeitschrift fur Musik»). В 1843 г. Мендельсон создал консерваторию в Лейпциге – первую в Германии. Позднее открылись консерватории в Кёльне, Штутгарте, Высшая музыкальная школа в Берлине. Эпоху в немецкой музыке составило оперное творчество Р. Вагнера, оказавшее сильное влияние как на современников, так и на музыкантов последующих поколений («Тристан и Изольда»; «Нюрнбергские мейстерзингеры»; «Кольцо Нибелунга»). Лист и композиторы веймарской школы (П. Корнелиус, И. Рафф, Л. Риттер) пропагандировали творчество Вагнера, провозгласили идеи программности в музыке. Их противниками были представители лейпцигской школы, выступавшие за «чистую» инструментальную музыку и ориентировавшиеся на искусство И. Брамса – крупнейшего немецкого симфониста послебетховенского времени (4 симфонии, многочисленные произведения в других жанрах).

Музыкально-теоретическая мысль в XIX в. связана с именем работавшего в Берлине А. Б. Маркс. Среди крупнейших музыковедов: Г. Кречмар, Ф. Шпитта. В XIX в. окончательно складываются традиции нотоиздательств, возникшие ещё в XVI в. (издательства «Брайткопф и Хертель», «Зимрок», «Шотт», «Петерс»). Среди известных исполнителей XIX в.: дирижеры X. фон Бюлов, Г. Леви, Ф. Мотль, К. Мук; певица Г. Зонтаг; пианисты Ф. Калькбренгер, К. Таузиг, И. Мошелес, К. Шуман; скрипачи Ф. Давид, Л. Шпор, Й. Иоахим.

На рубеже XIX–XX вв. композитор и дирижёр Р. Штраус (последователь листовского программного симфонизма, один из предтеч музыкального экспрессионизма), органист и композитор М. Регер вплотную подошли к коренному обновлению языка. В начале XX в. преобладал неоклассицизм в творчестве Регера, итальянского композитора и пианиста Ф. Бузони и его учеников (Ф. Ярнах, К. Валь – в ранний период творчества М. Буттинга, В. Фортнера, В. Эгка, О. Герстера и других, позже в сочинениях П. Хиндемита, работавшего во многих музыкальных жанрах (создал собственную музыкально-теоретическую систему). Традициям Р. Вагнера следовал X. Пфицнер. Большое влияние на немецких композиторов оказало творчество А. Шёнберга – главы новой венской школы, основоположника додекафонии (с 1925 г. жил в Берлине).

В годы Веймарской республики (1919–1933 гг.) активизировалась деятельность рабочих хоров (в том числе Рабочий певческий Союз, основан в 1908 г.), движение агитгрупп, в которых принимали участие композиторы X. Эйслер, В. Фогель, Э. Г. Майер, Л. Шпис, дирижёры К. Ранкль и Шерхен, певец-антифашист Э. Буш и др. В 1920-х гг. Берлин стал крупным немецким музыкальным центром, активностью отмечены музыкальная жизнь и других городов Германии. В 1930-х гг. черты неофольклоризма проявлялись в так называемых народных операх И. Хаса. До середины XX в. в Германии работали множество выдающихся исполнителей: пианисты Л. Шнабель, В. Гизекинг; певицы Лотте Леман, Э. Шварцкопф; дирижёры Ф. фон Вейнгартнер, О. Фрид, Б. Вальтер, О. Клемперер, В. Фуртвенглер, Ф. Буш, Л. Блех и другие.

В годы нацистской диктатуры и 2-й мировой войны были изгнаны или добровольно покинули Германию А. Шёнберг, П. Хиндемит, К. Вайль, Л. Кестеберг и другие. В концлагерях погибли композитор Дж. Зимон, дирижёр Р. д’Аргуто, расстрелян гестапо музыкальный фольклорист К. Хубер; покончил с собой композитор X. Дистлер.

Новый этап развития немецкой музыки начался после разгрома нацистской Германии. Были восстановлены многие музыкальные учреждении, создавались новые. В Восточной Германии открылись Немецкая государственная опера в Берлине, оперные театры в Лейпциге, Веймаре, Дрездене и других городах. Возникли новые оркестры, хоры, оперные труппы (мировую известность приобрёл открытый в 1947 г. театр «Комише опер» в Берлине). Однако композиторское творчество вплоть до конца 1980-х гг. сковывалось идеологическими клише. Среди ведущих композиторов: X. Эйслер, Р. Вагнер-Регени, О. Герстер, Э. Г. Майер, П. Дессау, П. Курцбах (опера «Томас Мюнцер»). Среди симфонических сочинений 1960-70-х гг. выделяются симфонии М. Буттинга, концерт для скрипки с оркестром Г. Вольгемута; радикальными новаторами выступили 3. Маттус, П. Х. Дитрих и другие. Культивировались традиции старейших исполнительских коллективов (дрезденские «Кройцхор» и филармонический оркестр; лейпцигский «Томанерхор» при церкви Святого Фомы). Среди известных исполнителей: дирижеры Г. Абендрот, Ф. Конвичный, К. Зандерлинг, К. Мазур, О. Суитнер, Р. Клайнерт, Х.Т. Марграф, X. Кох; хоровые дирижёры Р. Мауэрсбергер, Г. Рамин (также органист); певцы Л. Бурмайстер, М. Клозе, К. Эберс, Э. Витте, Т. Адам, И. Шпрингер, П. Шрайер, органисты В. Шетелих, Г. Кестнер, X. Коллум, А. Веберзинке; оперные режиссёры X. Арнольд, Г. Купфер, Э. Фишер, И. Херц, Р. Бергхауз, X. Рюккерт, Б. Фелъзенштейн. Крупнейшие музыковеды: М. Шнайдер, В. Феттер, Г. Бесселер, В. Серауки, Э. Г. Майер, Г. Кнейлер, К. Лаукс, В. Зигмунд-Шульце [1].

В ФРГ продолжилась деятельность К. Орфа (в области музыкального театра и музыкально-эстетического воспитания детей), В. Эгка, Б. Блахера, Г. Рёйттера. К послевоенному поколению композиторов относятся X. В. Хенце, Б. А. Циммерман, Г. Клебе, X. У. Энгельман, Д. Шнебель, Э. Каркошка, В. Кильмайер, А. Райман и др. Импульсы радикального авангардизма исходят из нескольких центров: «Международные каникулярные курсы новой музыки» в Дармштадте (с 1946 г.; Дармштадтский фестиваль), Донауэшингенский фестиваль (с 1950 г.), Кёльнская студия электронной музыки. Новейшая музыка различных жанров и стилей – непременный атрибут культуры Западного Берлина. В 1960-х гг. в число ведущих композиторов-авангардистов мира вошли К. Штокхаузен (опираясь па достижения новой венской школы, пришёл к тотальному сериализму), М. Кагель (выходец из Аргентины, основоположник «инструментального театра»), Д. Лигети (эмигрировал из Венгрии), X. Лахенман. В конце 1970-х гг. как реакция на избыток используемых средств выявилась противоположная тенденция – намеренное самоограничение как в русле авангардного мышления в сонорике (концерт для виолончели с оркестром Лигети), так и путём отказа от авангардистских крайностей в пользу простоты и естественности музыкального языка (П. М. Хамель, В. Рим, М. Троян). В числе исполнителей: дирижёры О. Йохум, Г. фон Караян, Р. Кемне, X. Кнаппертсбуш, X. Росбауд, И. Кейльберт, Ф. Лейтнер, Р. Кубелик, К. Рихтер; оперные режиссёры Виланд и Вольфганг Вагнер, Г. Реннерт, Г. Р. Зельнер; певлы X. Пиларчик, Д. Фишер-Дискау, И. Борк, А. Шлемм, П. Александер, К. Хёфлигер, А. Ротенбергер, Г. Прей; пианисты В. Бакхауз, В. Кемпф, К. Эшенбах; виолончелист 3. Пальм, трубач А. Шербаум. Музыкальная наука представлена трудами К. Х. Вернера, У. Дибелиуса, Ф. Блуме (редактор фундаментальной музыкальной энциклопедии «Die Musik in Geschichte und Gegenwart»), В. Виоры, X. Г. Эггебрехта, К. Дальхауза, К. Г. Феллерера и других.

Ведущие оперные театры объединённой Германии: Немецкая государственная опера, Немецкая опера в Берлине, Баварская государственная опера в Мюнхене, Гамбургская государственная опера, Вюртембергский оперный театр в Штутгарте, Немецкая опера на Рейне (Дюссельдорф), «Комише опер» в Берлине, Дрезденская опера. Среди лучших симфонических оркестров: Берлинский филармонический оркестр, оркестры Баварского радио, Северогерманское радио. Работают высшие музыкальные школы в Мюнхене, Гамбурге, Штутгарте, Берлине, Лейпциге, Дрездене, Веймаре. Проводятся музыкальные конкурсы и фестивали (в том числе Байрёйтский фестиваль, «Берлинер фестшпиле», ежегодный немецкий джазовый фестиваль во Франкфурте-на-Майне, с 1953 г.), конгрессы и симпозиумы по музыкальной науке, исполнительству и педагогике. В Дармштадте открыт Международный центр джаза (1983 г.). Функционируют издательства «Беренрайтер» (Кассель), «Хенле» (Мюнхен) [2].

Немецкая музыка в США, история развития и распространения

20-е – 40-е годы: время джаза

Вторая четверть 20-го века – эпоха высшего расцвета джазовой культуры. США стали колыбелью этого музыкального жанра, а новоорлеанский джаз по праву считается золотой классикой. Изначально джаз возник как синтез блюза и регтайма, а его главной отличительной особенностью всегда считалась импровизация исполнения. Но в 20-е годы случилось важное событие для джазовой культуры – родился свинг. Если обобщать, то это битовая пульсация, придающая музыке удивительную ритмичность и живость. Впрочем, классики 20-х, такие великие исполнители, как Бенни Картер, Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, всегда говорили, что выделять свинг из джаза бессмысленно, так как без первого второе существовать просто не может. Также они часто повторяли, что свинг – это некое особое чувство, которое позволяет виртуозно исполнить джазовую композицию, нечто такое, что наделяет музыку своей собственной жизнью, с головой погружая в нее слушателя. Как и любое другое эпохальное направление в музыке, джаз не мог не отразить в себе процессы, происходящие в американском обществе. В частности, Великая депрессия негативно повлияла на развитие этого жанра. Многие музыкальные теоретики и критики полагают, что с наступлением 30-х годов навсегда закончилась эра классической джазовой школы, свинг они обвиняют в исключительно коммерческой направленности.

Читайте также:  Население США накануне Гражданской войны, подробные данные

Соглашаться с этими тезисами или нет – личное дело каждого, однако среди множества потрясающих исполнителей джаза 40-х стоит выделить как минимум одного. Гленн Миллер и его оркестр стали одним из символов музыкальной культуры США довоенного периода. Его видение джаза до сих пор считается исключительным, а композиции Оркестра Гленна Миллера заслуженно названы классикой свинга. Во время войны Миллер умудрялся, будучи зачисленным на флот, выступать с оркестром перед военнослужащими США и Великобритании. К сожалению, его жизнь таинственно оборвалась в сорок лет, когда самолет, доставлявший его в Париж, пропал над Ла-Маншем в 1944 году.

Вторая мировая война подходила к концу, также заканчивалась и эпоха джаза. Безусловно, все время, вплоть до наших дней появлялись исключительно талантливые исполнители джаза, но того запредельного уровня исполнения классиков первой половины 20-го века достичь пока так никому и не удалось.

50-е годы: музыкальный бум

С окончанием Второй мировой музыкальный мир США буквально взрывается разнообразием жанров, из которых, прежде всего, необходимо выделить рок-н-ролл. Среди его прародителей называют блюз, кантри, фолк, свинг и другие направления. Вообще название rock and roll происходит из строчки песни Генри Алена “Get Rhythm in Your Feet and Music in Your Soul”: “If satan starts to hound you, commence to rock and roll. Get rhythm in your feet . ” Что в принципе, отражает настроении музыки – быстрое, энергичное. Вообще, рок-н-ролл – уникальное культурное явление. Если провести аналогию, то рок-н-ролл – это росток, а 80% (если не больше) современной музыки – это дерево, выросшее из ростка рок-н-ролла. Говоря о рок-н-ролле 50-х годов, мы автоматически говорим о как минимум двух иконах этой культуры: Чаке Берри и короле рок-н-ролла Элвисе Пресли. Эти два музыканта – настоящие иконы музыки. Сложно переоценить их влияние на музыкальную культуру США, а уж про рок-н-ролл и говорить не приходится. Пресли вообще стал символом всей Америки первых послевоенных десятилетий, наряду с Мэрилин Монро и Джоном Кеннеди.

Как бы то ни было, не роком единым была богата культура музыки США 50-х. Взять хотя бы джаз – появление таких великих исполнителей, как Элла Фитцджеральд, Нина Симон, Майлз Дэвис, Джон Колтрейн дало толчок к новому расцвету жанра. Ближе к концу 50-х на авансцену выходит ритм-н-блюз, ставший отпрыском блюза, рок-н-ролла и джаза. Но его лучшие годы пока еще впереди. Не стоит забывать и о кантри музыке. Настоящий американский фолк-рок, пронизанный атмосферой глубинки, только начал развиваться в один из самых популярных жанров музыки в США, попутно являясь уникальным культурным явлением, характерным только для Штатов.

60-е – 70-е годы: время рока и ритм-н-блюза

Социальные бурления, характерные для США тех лет, не могли не повлиять на развитие музыки в Америке. Новые жанры продолжают появляться, хоть и не так активно, как в 50-е. Более того, зачастую «новым словом в музыке» оказывался синтез уже существовавших жанров. Примером может служить фанк, ставший детищем ритм-н-блюза и диско. 60-е годы прошли под знаменем как раз R & B и соула. Эти жанры подарили миру действительно блестящих исполнителей: Чабби Чекер, Сэм Кук, Бил Блэк, Тедди Пендерграсс, Эл Грин, Би Би Кинг и другие. Ну а в середине 60-х начинает расцветать карьера Марвина Гея. По мнению многих критиков, именно Гей является величайшим ритм-н-блюзовым исполнителем в истории. Его альбом « What ’ s Going On » по праву считается классическим для мира соула и блюза, а журнал Rolling Stone поставил его на 6 место в списке 500 величайших альбомов в истории. К сожалению, жизнь Марвина Гея трагически оборвалась в возрасте 44 лет в 1984 году, когда он был застрелен в ходе ссоры своим отцом.

Говоря о блюзовых направлениях в музыке, нельзя не упомянуть и о крупнейшем звукозаписывающем лейбле тех лет Motown Records . Все самые талантливые и известные соул-исполнители были собраны на одной компании, что позволило детройтскому лейблу стать одним из символов музыки того времени.

Что касается рока, то как раз в 60-е и 70-е начинается деление рока на множество поджанров. Появляются глэм-рок, панк-рок, психоделик-рок. Необходимо признать, что, несмотря на Боба Дилана, Брюса Спрингстина, « The Rolling Stones », США уступили пальму первенства рока Британии, и все благодаря конечно « The Beatles » и « Led Zeppelin ». Тем не менее, рок-н-ролл, уже во всем его многообразии, играл большую роль для американского социума, идя рука об руку с движением хиппи.

The Rolling Stones

Еще одним действительно важным жанром в музыке тех лет было диско. Социологами и культурологами он котируется ниже, чем тот же рок или ритм-н-блюз, однако необходимо указать на тот факт, что в 70-е годы диско было музыкой расовых и сексуальных меньшинств в США, являясь как бы противопоставлением року и его аудитории.

80-е стали эпохой, по большому счету, всего двух людей: поп-короля Майкла Джексона и поп-королевы Мадонны. Сложно представить себе музыкальную культуру Штатов без этих людей. Безусловно, такие артисты, как Тина Тернер, Уитни Хьюстон, Джон Бон Джови, Принс заняли свои почетные места в сердцах слушателей, но до уровня Джексона и Мадонны им было не дотянуться. Жизнь обоих вписать в рамки статьи невозможно, да и написано про них достаточно, поэтому обратимся к другим ярким личностям из мира американской музыки.

Стоит остановить более пристальный взгляд на рок сфере. 80-е – безусловно время хард-рока. Сложно отыскать людей, которые не слышали о таких группах, как «Bon Jovi», «Aerosmith», «ZZ Top», «Guns N’ Roses», «Metallica». Нельзя не заметить, что рок, пусть даже и мейнстримовой направленности, меньше других жанров поддался влиянию расцвета поп-культуры. Наоборот, многими критиками отмечалось, что рок развернулся лицом в прошлое, лицом к временам Джимми Хендрикса и Эдди Ван Халена.

В 80-е годы меняется и ритм-н-блюз. В творчестве того же Джексона, Принса, Стиви Уандера, Лайонела Ричи, Тедди Пендергасса легко прослеживается влияние фанка и даже диско. 80-е ознаменовали собой отход от классического R & B с его сочными или, как говорят американцы, smooth битами, и с тех пор ритм-н-блюз современной направленности получил официальную приставку в названии – contemporary .

Нельзя не упомянуть еще три жанра, два из которых были новыми для американской публики – хип-хоп и электронная музыка, а третий переживал чуть ли не новое рождение – кантри. Хип-хоп был прост, как таблица умножения. Это было рождение нового «черного» жанра, каким когда-то стал джаз. Музыка улиц, гетто кварталов, бедных афроамериканцев и выходцев из латинской америки, музыка узкой социальной направленности вдруг стала резко набирать обороты и популярность. Золотые годы у хип-хопа были еще впереди, но «Run D.M.C.», «Beastie Boys», «NWA», LL Cool J, «Public Enemy» навсегда вписали свои имена в историю музыки. Корни хип-хопа уходят еще к концу 60-х, когда банды негритянских кварталов сходились в битвах, но без применения оружия. Лучшие определялись в соревнованиях по брейкдансу и битбоксингу. И вот, к середине 80-х перед слушателями Америки предстал вполне самостоятельный жанр, в котором самые яркие события, повторюсь, были впереди.

Электронная музыка была представлена тогда хаусом и техно. Первый вобрал в себя черты фанка и диско, положенные на четырехтактный бит, второй стал прорывом в клубной музыке и отличался от хауса большей тяжестью басов и рваным темпом.

Кантри музыка тогда, как и большинство жанров, находилась под влиянием поп-культуры, но при этом сумела не потерять свою исключительность. Кантри всегда была музыкой фермеров из глубинки, однако 80-е вывели ее на общедоступный уровень, а на сцену взошли такие исполнители, как Кенни Роджерс, Ронни Милсэп, Эдди Рэббит.

90-е годы: время разнообразия

Наступили 90-е годы, по характеру развития чем-то напоминавшие 50-е – множество музыкальных жанров, способных удовлетворить самого притязательного слушателя. Пытаться выделить какое-то одно доминирующее направление бессмысленно. Тут и хип-хоп окончательно становится массовым и крайне популярным, тут и продолжающаяся эпоха расцвета рока, особенно панка, тут и сумасшедший успех поп групп, тут и популяризация электронной музыки…спектр предлагаемых жанров был крайне велик, а если включить все поджанры, ответвления и прочее, то список и вовсе станет необозримым.

Говоря о хип-хопе 90-х, мы, прежде всего, говорим о двух людях: 2 Pac и Notorious B . I . G . Два титана рэп-культуры, и по сей день считающихся классикой. Неизвестно, каким было бы лицо современного хип-хопа, если оба не были застрелены в период самого расцвета своей карьеры.

Notorious B . I . G .

Флагманом рок-культуры тех лет был, безусловно, панк-рок. «Blink 182», «Green Day», «The Offspring» – эти группы и по сей день остаются невероятно популярными. Тем не менее, альтернативный рок, ассоциирующийся прежде всего с группами «Nirvana» и «The Red Hot Chili Peppers», и гранж-рок («Pearl Jam»), играл большую роль в музыке США 90-х.

Еще более значимым событием видится начало экспериментов по синтезу двух, казалось бы, абсолютно антонимичных жанров: рока и рэпа. Несмотря на кажущуюся абсурдность такой идеи, всемирный успех групп «Rage Against the Machine», «Cypress Hill», «Korn», «Limp Bizkit» доказал, что такое слияние, давшее не выходе жанры рэп-кор и рэп металл, более чем возможно.

Поп-музыка 90-х – это вообще отдельное культурное явление. Главным трендом были так называемые бойз-бэнды. Это были поп-группы, состоявшие из трех и более молодых людей, отличавшихся привлекательной внешностью и приятными голосами. Благодаря этому, успех среди женской аудитории в возрасте от 12 до 30 был ошеломляющим. «Backstreet Boys», «*NSYNC», «New Kids on the Block» – популярность этих групп в 90-е просто зашкаливала. Майкл Джексон продолжал свое триумфальное пребывание на троне поп-музыки, однако его постоянно пытались потеснить, что лучше других удалось Бритни Спирс и великолепным «Spice Girls».

Ритм-н-блюз тогда находился под тотальным влиянием поп-музыки, однако нельзя не назвать таких исполнителей, как Usher, R. Kelly, Toni Braxton, Babyface, группа «Boyz II Men» и другие. Важно было также то, что наметилось возрождение соула, правда уже с приставкой нео-, но творчество Erykah Badu, Lauryn Hill, Maxwell заставляло надеяться на возвращение к истокам классического соула 60-х и 70-х.

С наступлением 21-го века попытки упорядочить музыкальную культуру не только Штатов, а вообще всего мира казались все более бесплодными. Сейчас, уже подводя итоги первого ушедшего десятилетия, можно с уверенностью сказать, что в мире музыки существует две противоположные тенденции. Возьмем классические основополагающие жанры: рок, ритм-н-блюз, рэп. Тенденции современного музыкального мира заключаются как раз в том, что основа жанра, то есть наиболее приближенная к истокам направления музыка, начинает все больше апеллировать к началам, становится более четкой и поддающейся категоризации. В то же время, границы между жанрами стерлись окончательно, что характеризуется просто громадным количеством всевозможных жанров, поджанров, сочетающих в себе черты нескольких абсолютно разных направлений, число которых иногда доходит до десяти. Сложно представить, насколько еще смогут углубиться музыкальные изыскания, но сказать о главных жанрах нулевых просто необходимо.

С середины десятилетия уже не поп, а хип-хоп музыка оказывает наибольшее влияние на соседние жанры, в особенности на ритм-н-блюз, который окончательно потерял связь со своим предком из 70-х. Теперь 70% R & B музыки характеризуется, как сочетание мелодичного припева с рэп куплетами или наоборот. Однако, остались исполнители, которые проповедуют в своей музыке принципы классического ритм-н-блюза: Ne – Yo , John Legend , Raphael Saadiq , Jamie Foxx , частично Usher , Alicia Keys . Но и представители новой школы ритм-н-блюза тоже заслуживают пристального внимания: Beyonce , Bruno Mars , Akon , Chris Brown и многие другие. Рэп исполнители же с легкостью занимают первые места во многих чартах. Речь в первую очередь идет о Jay – Z , Eminem , Kanye West , 50 cent , Drake , Lil Wayne . Продажи их альбомов исчисляются как минимум сотнями тысяч, что для информационного типа общества реальный показатель.

Рок немного сдал свои позиции, наверное, благодаря своим заигрываниям с различным смешением течений и направлений, плюс рост популярности инди-рока (основные черты: некоммерческая направленность в начале творчества и независимый выпускающий лейбл) и рэпа отодвинули этот древний жанр на второй план. Тем не менее, нам выпала возможность наблюдать за восхождением на сцену «The Killers», «The White Stripes», «Nickelback», «Linkin Park», «Good Charlotte», «Fall Out Boy», « Kings Of Leon » и других блестящих групп.

Поп не теряет своей популярности, хоть и успел вобрать в себя очень многое от рэпа и современного ритм-н-блюза. Падение Бритни Спирс, успехи Джастина Тимберлейка, Тэйлор Свифт, Джастина Бибера, Кристины Агилеры – всему этому мы стали свидетелями.

Читайте также:  Быт ирландской диаспоры в США, образ жизни и дискриминация

Вне времени: Фрэнк Синатра

Было бы преступлением не упомянуть о легенде американской эстрады. Синатра во все времена будет олицетворением не только всего хорошего, что случалось в мире музыки Штатов. Маэстро – это символ американского общества. Его великолепные песни, ставшие классикой еще при жизни Синатры, его типичная американская улыбка, его талантливость не только в музыке, но и в кинематографе. Эти факторы обеспечили такую популярность Фрэнку Синатре, что она переживет его очень дальних потомков.

Вне времени: Элвис Пресли

Слова тут не нужны

Вне времени: Джимми Хендрикс

Споры будут вестись столько, сколько электрогитара будет являться сколько-нибудь значимым музыкальным инструментом, но факт остается фактом – по мнению множества критиков именно Хендрикс является самым искусным гитаристом в истории. Его музыка положила начало психоделик-року, а стиль игры на гитаре считается самым виртуозным.

История музыки Германии и Австрии

Немецкая музыкальная культура зародилась в глубоком средневековье. Она состояла из двух направлений: народного музыкального фольклора и церковного пения. В творчестве бродячих музыкантов – вагантов и шпильманов смешивались традиции грегорианского хорала и народных мелодий. В 12 – 14 веках в рыцарских замках царило искусство миннезингеров, тесно связанное с поэзией. В создании светской музыки участвовали и городские музыканты – мейстерзингеры. Среди них Вальтер фон дер Фогельвейде и Вольфраам фон Эшенбах – герои оперы Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».

Движение Реформации содействовало распространению хоровой музыки. Руководитель Реформации Мартин Лютер считал музыку могучим фактором воздействия на верующих. Он содействовал организации певческих школ, переводил латинские и церковные тексты на немецкий язык, сочинял тексты и мелодии хоралов.

С 15 века на развитие немецкой музыки оказывал влияние полифонический стиль нидерландской школы. Её выдающиеся представители – композиторы: Орландо Лассо, Йоханнес Окегем работали в это время при дворах немецких князей.

В 16 веке в развитии немецкой музыкальной культуры наблюдался некоторый застой, связанный с сильным влиянием итальянского и французского искусства. Одним из наиболее известных немецких композиторов этого времени был Генрих Шютц, создававший преимущественно церковную музыку: кантаты, пассионы, духовные концерты.

Основой немецкого музыкального искусства 17 – середины 18 века была церковная музыка: кантаты, пассионы, органные произведения. Как правило, руководителями музыкальной жизни немецкого города были органисты крупнейших церквей.

Наивысшего рассвета органные и ораториальные жанры достигли в творчестве И.С.Баха, предопределившего пути развития европейской музыки 19 – 20веков.

Расцвет деятельности великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя также пришёлся на первую половину 18 века. В 18 веке складываются новые формы музыкальной жизни. В различных городах Германии создаются светские хоровые и инструментальные капеллы, музыкальные общества. С 1781 года в Лейпциге в концертном зале «Гевандгауз» проводятся регулярные публичные концерты. При дворе прусского короля Фридриха II, который и сам был музыкантом – любителем, собираются крупнейшие немецкие композиторы того времени.

В середине 18 века появляется зингшпиль – немецкая комическая опера, с танцами и разговорным текстом. Тогда же композиторами мангеймской школы окончательно формируется жанр классической симфонии.

На развитие немецкой инструментальной и симфонической музыки 19 века мощное влияние оказало творчество Людвига ван Бетховена. Его музыка, открывшая дорогу романтизму, тесно связана с идеями немецкой классической литературы и философии. Основная тема произведений Бетховена – борьба против деспотизма и тирании, оптимистическое разрешение сложных трагедийных конфликтов.

В начале 19 века начинается эпоха романтизма: время расцвета вокального и оперного искусства. Немецкие романтические оперы «Ундина» Эрнеста Теодора Гофмана, и «Вольный стрелок» Карла Марии Вебера были восторженно приняты в Германии.

В области симфонической музыки выдающееся место занимает творчество Феликса Мендельсона. Мендельсон, кроме того, основал в Лейпциге первую в Германии консерваторию. Вслед за Лейпцигом, консерватории открылись в Кёльне, Штутгарте, Франкфурте, Берлине.

Вершиной немецкой инструментальной и вокальной музыки 30 – 40 годов 19 века стало творчество Роберта Шумана, выражающее мечты и стремления его современников.

Подъём духовной жизни Германии нашёл своё выражение в деятельности Рихарда Вагнера. Обратившись к народному эпосу и мифологии, Вагнер создал свои фундаментальные произведения: оперную тетралогию «Кольцо нибелунга», оперы «Тристан и Изольда», «Лоэнгрин». В1876 году в Байрейте был открыт вагнеровский оперный театр и стали проводиться вагнеровские фестивали.

Антиподом Вагнера в области симфонического творчества был Иоганнес Брамс, крупнейший немецкий симфонист – романтик второй половины 19 века.

В конце 19 начале 20 века в немецкой музыкальной культуре еще были сильны традиции Вагнера и Брамса. Тем не менее, это время отмечено исканиями новых путей. В музыке переплетаются течения неоклассицизма, экспрессионизма и неоромантизма. Нередко признаки всех этих влияний можно проследить в творчестве одного и того же композитора. К самым талантливым композиторам этого периода относятся Рихард Штраус, Макс Регер, Пауль Хиндемит.

В 20 – 30 годы двадцатого столетия в музыкальной культуре Германии наступает расцвет исполнительского искусства. В многочисленных концертных залах и оперных театрах выступают крупнейшие певцы, инструменталисты, дирижёры: Бруно Вальтер, Вильгельм Фуртвенглер, Отто Клемперер, пианисты Вальтер Гизекинг, Артур Шнабель.

Но в годы фашизма многие выдающиеся музыканты и композиторы вынуждены были покинуть Германию.

Сейчас в Германии работают: оркестр Баварского радио, оркестр Берлинской филармонии, Гамбургская опера, Берлинская опера, Дрезденская Штатскапелла и другие коллективы.

Гордостью немецкого искусства стали дирижёры: Герберт фон Караян, Карлос Клайбер, Рафаэль Кубелик, певцы: Дитрих Фишер-Дискау, Элизабет Шварцкопф, пианист Вильгельм Кемпф и другие.

История музыки Австрии

Австрийская музыка развивалась в тесном взаимодействии с культурами соседних народов: славян и венгров. Носителями традиций австро-немецкой культуры издревле были странствующие музыканты – шпильманы и ваганты, важнейшими центрами музыкальной культуры – монастыри, где развивались традиции духовной музыки и музыкального образования.

С 12 – 13 веков при дворах тирольских и штирийских вельмож развивалась светская культура, а также рыцарское искусство миннезингеров.

В эпоху Возрождения здесь возникают многочисленные хоровые и инструментальные капеллы.

В 15 – 16 веках центры музыкальной культуры перемещаются в города.

В 1620 году в Вене открывается первый общедоступный театр, где ставятся музыкально – драматические произведения – кайзершпили.

Испытав, как и другие страны, влияние итальянской музыки, австрийская музыкальная культура постепенно обретает свою самобытность и к середине 18 века превращается в одну из самых значительных в Европе. Вена становится крупнейшим европейским центром музыкальной жизни. Здесь открываются Кертнертертеатр, Бургертеатр, общество музыкантов профессионалов, общество любительских концертов.

Во второй половине 18 века сформировалась Венская классическая школа, к которой принадлежали Гайдн, Моцарт, Бетховен. Их деятельность, синтезирующая достижения не только австрийской, но и европейской музыки, охватывала все существующие жанры и стили. Венская классическая школа определила дальнейшие пути развития европейской музыкальной культуры.

Начало 19 века в европейской музыке знаменуется переходом от классицизма к романтизму. Выдающимся выразителем этого нового направления в Австрии стал Франц Шуберт. Он создал новые песенные жанры, основанные на венской народной песне.

Венские танцевальные капеллы способствовали возникновению венского вальса, который в последствии приобрёл черты самостоятельного жанра. Его создателями считаются композиторы Йозеф Ланнер и семейство Штраусов.

Вторая половина 19 века ознаменовалась расцветом венской оперетты. Авторами классических оперетт были Иоганн Штраус – сын, Франц Зуппе, Карл Миллёкер.

В начале 20 века в Австрии возникла новая венская школа, оказавшая влияние на ряд течений современного музыкального искусства. Её представители – Арнольд Шёнберг, Антон Веберн, Альбан Берг – внесли большой вклад в развитие экспрессионизма о тональности, серийной и додекафонной техники.

Приемником классических традиций был немецкий композитор Иоганнес Брамс, работавший в Вене, крупнейшие австрийские симфонисты конца 19 века – Антон Брукнер и Густав Малер.

Австрия всегда славилась высочайшей исполнительской культурой. В первой половине 20 века прославились пианисты: Теодор Лешетицкий, Леопольд Годовский и Эмиль Зауэр; скрипач Фриц Крейслер; дирижёры: Густав Малер, Рихард Штраус, Эрнст Краузе.

После второй мировой войны в Вене работали дирижёры: Герберт фон Караян, Карл Бём, Лорин Маазель; певцы: Элизабет Шварцкопф, Криста Людвиг и многие другие.

В Австрии действуют многочисленные музыкальные коллективы, среди которых выделяются Венская Государственная опера, Венский филармонический оркестр, Народная опера, Общество друзей музыки, Моцартеум. На родине Моцарта, в Зальцбурге, регулярно проводятся фестивали, имеющие большое значение в музыкальной жизни Австрии.

Джаз — истинно американская музыка

Джаз — музыкальное течение, которое зародилось в конце 19 века в США. Пройдя путь от популярной музыки масс до высокоинтеллектуального искусства, джаз оказал и продолжает оказывать огромное влияние на музыкальные и культурные традиции всего мира.

В 20-е годы прошлого века джаз олицетворял собой популярную музыку в США, при этом он находился совершенно на другом конце шкалы музыкальных ценностей, противостоя коммерческой музыке. Пройдя на своем пути развития этапы мейнстрима, слияния с другими жанрами музыки разных культур, джаз в середине 20-го столетия принял современные формы, превратившись в музыку для интеллектуалов.

В настоящее время джаз относится к сфере высокого искусства, считается престижным музыкальным жанром, продолжая влиять на современную музыку, одновременно заимствуя из нее некоторые элементы для собственного развития (например, элементы хип-хопа и так далее).

История возникновения джаза

Джерри Ролл Мортон
История возникновения джаза берет свое начало с конца 19-го века. По своей сути, джаз это соединение ряда музыкальных культур и национальных традиций африканских племен, привезенных в США в качестве рабов. Для джаза характерен сложный ритм африканской музыки и европейская гармония.

Зародился джаз в Новом Орлеане — городе на юге США. Первым общеизвестным стилем джаза был «новоорлеанский», который считают традиционным по отношению к другим направлениям. В первые два десятилетия 20-го века джаз был региональной музыкой. Постепенно он получил распространение по другим регионам США. Этому способствовали круизные пароходы, поднимавшиеся вверх по Миссисипи. Для увеселения публики на пароходах играли джазовые оркестры, музыка которых пришлась по душе широким слоям населения. Так, джаз постепенно попал и в другие города США , в частности Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис.

Также музыканты из Нового Орлеана, игравшие джаз, отправлялись на гастроли по США, добираясь даже до Чикаго. Один из известных джазовых музыкантов того времени Джерри Ролл Мортон регулярно выступал в Чикаго с 1914 года. Немного позже в Чикаго переехал целый оркестр белых джазистов (диксиленд) под руководством Тома Брауна. К началу 20-х годов центр развития джаза в США переместился в Чикаго и появился новый стиль — «чикагский».

Окончанием эпохи чистого джаза принято считать 1928 год, начало Великой депрессии в США. В этот период без работы осталось много людей, в том числе и музыканты джазовых ансамблей. Сам джаз как музыкальное направление прекратил свое существование в чистом виде, оставшись только в некоторых городах юга страны.

В чикагский период развития джаза популярность получил один из главных джазовых музыкантов — Луи Армстронг.

Свинг

На смену чистому джазу пришел свинг — разновидность джазовой музыки, которую исполняли большие ансамбли по 10 и более человек, биг-бэнды. Свинг — оркестровый стиль музыки. Он получили широчайшую популярность по всей стране. В этот период джаз стали слушать и играть практически в каждом городе США. Свинг имеет большую танцевальную направленность, чем джаз в чистом виде. Именно поэтому его популярность была более широкой. Эпоха свинга длилась с начала 30-х до середины 40-х годов 20-го столетия. Наиболее популярным исполнителем свинга в США был оркестр под управлением Бенни Гудмана. Кроме того, популярными также были оркестры с участием Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Гленна Миллера и других джазменов.

Свою популярность свинг потерял в тяжелое военное время. Связано это было с нехваткой кадров для комплектования огромных биг-бэндов и экономической нецелесообразностью туров таких коллективов.

Свинг оказал большое влияние на дальнейшее развитие джаза, в частности на бибоп, блюз и поп-музыку.

Спустя 15 лет свинг возродился усилиями Дюка Эллингтона и Каунта Бэйси, воссоздавших свои биг-бэнды эпохи расцвета стиля. Кроме того, на возрождение свинга повлияли Фрэнк Синатра и Нэт Кинг Коул.

Бибоп

Чарли Паркер
В начале 40-х в США в джазовой среде возникает новое направление — бибоп. Это быстрая и сложная музыка, которая характеризуется импровизациями, основанными на высоком мастерстве исполнителей. Среди основателей стиля — Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк и другие. Бибоп это своеобразная реакция джазовых музыкантов на популярность свинга и попытка защиты своих композиций от переигрывания дилетантами путем усложнения музыки.

Бибоп считается авангардным направлением джаза, сложным для восприятия публики, привыкшей к простоте свинга. Еще одним отличием является ориентация на солиста, его виртуозное владение своим инструментом. Бибоп по своей натуре — полностью антикоммерческое направление. В это время происходит смещение акцентов развития джаза от популярной музыки в сторону музыки для избранных.

Бибоп дал современному джазу небольшие оркестры, так называемые комбо, состоявшие из трех человек. Также он открыл такие имена, как Чик Кориа, Майкл Легран, Майлз Дэвис, Декстер Гордон, Джон Колтрейн и другие.

Дальнейшее развитие джаза

Бибоп не сменил свинг, он существовал параллельно с музыкой биг-бэндов, трансформировавшейся в мейнстрим. Знаменитые оркестры существовали и в послевоенное время. Их музыка получила новое развитие, впитав лучшие традиции других джазовых стилей и течений, а также популярной музыки разных народов и культур . В настоящее время во всем мире известны выступления оркестров Линкольн-центра, Карнеги-Холла, а также Чикагского джазового ансамбля и Смитсоновского оркестра.

Другие стили джаза

Фестивали джаза в США

В США, на родине джаза, проводятся различные фестивали, посвященные этому стилю музыки. Наиболее известным является «Ньюорлеанский фестиваль джаза», который проходит в конце весны в Новом Орлеане на площади Конго.

Джаз по праву считается наиболее сложной музыкальной формой для восприятия. Прослушивание джаза требует от мозга активной деятельности для определения всех музыкальных прогрессий и гармонических построений. Таким образом, джаз считается одним из инструментов, влияющих на интеллектуальные способности.

Ссылка на основную публикацию