Немецкое рабочее движение в США, влияние социалистов и коммунистов

Немецкое рабочее движение в США

Немалое влияние на предсъездовскую конференцию в «Немецком доме» оказали участвовавшие в ней представители рабочих социалистов — И. Вейдемейер, А. Дуэ и др. За два месяца до нее собрание немецких рабочих Нью-Йорка приняло такие же требования к республиканской партии. Вообще немецкие рабочие были влиятельны в левом крыле этой партии. Линкольна они считали поборником «свободного труда и бесплатных гомстэдов». Фостер отмечает, что немцы-марксисты сыграли видную роль в выдвижении Линкольна в 1860 г. Но не следует думать, что они были руководящей силой республиканского движения вообще или среди немецкого населения в частности. Они не были ею в той же мере, в какой не был гегемоном второй американской революции весь рабочий класс США. Передовую роль в антирабовладельческом движении немцев играли прогрессивные левобуржуазные силы во главе с эмигрантами 1848 г.

Роль немецкого рабочего движения в США

Немецкое рабочее движение сыграло в истории Америки особую роль. Рабочие-немцы и немецкая социалистическая интеллигенция привезли с собой за океан все характерные черты и особенности как немецкого, так и вообще европейского рабочего движения, все его достижения и слабости. Привезли они и высшее его достижение — марксизм, и он не остался только их достоянием, а укоренился с большими или меньшими препятствиями в американском рабочем движении.

Американский рабочий союз

Выше уже говорилось о профсоюзах немецких рабочих. Если прежде в американском рабочем движении доминировали англичане и шотландцы, то в период массовой немецкой иммиграции их место заняли немцы. Многие немецкие профсоюзы приципиально допускали в свои ряды рабочих других национальностей. В ряде профессиональных организаций как немецкого, так и американского происхождения действительно объединялись рабочие из разных стран. Такие принципы в особенности провозглашались централизованными рабочими организациями. Так, созданный в 1853 г. под руководством Вейдемейера Американский рабочий союз объявил своей целью «объединение всех рабочих США, независимо от национальности, для преобразования положения рабочих». В соответствии с этим принципом в союз принимались все рабочие, без различия языка и цвета кожи, и для практического осуществления такого принципа Вейдемейер даже взял на себя связь с англоязычными рабочими. На деле, однако, Американский рабочий союз, как и другие объединения такого рода, остался организацией немецких рабочих. То же происходило с отдельными немецкими рабочими союзами. В значительной мере это объяснялось языковым барьером, но в гораздо большей — отсутствием желания преодолеть его.

«Огромная часть вины за эту гибельную изолированность, — писал Зорге, — падает на самих немецких рабочих, мало интересовавшихся разговаривающими по-английски рабочими и еще меньше местным языком». Немецкие рабочие организации действовали на американских рабочих своим примером. Так, в 1850 г., после объединения немецких профсоюзов Нью-Йорка, там был создан, по образцу профессиональных организаций немцев, центральный орган англоязычных профсоюзов — так называемый Индустриальный конгресс.

По уровню развития социалистической мысли немецкая иммиграция значительно опередила американцев. Правда, иммигранты-немцы насаждали в США разные виды европейского мелкобуржуазного социализма, но из их же среды вышли и первые проповедники марксизма в Америке.

В начале рассматриваемого периода большим влиянием среди немецких рабочих в США пользовался социалист-утопист Вильгельм Вейтлинг. Рабочий-портной, Вейтлинг организовал в Нью-Йорке товарищество швейников, а также рабочих других отраслей производства. В 1850 г. под его руководством был созван в Филадельфии «первый немецкий рабочий конгресс», целью которого были провозглашены «утверждение и организация рабочего союза по всем Соединенным Штатам». Результатом конгресса, не принявшего, впрочем, никакой специфически пролетарской программы, а ограничившегося требованием гомстэдов и защиты иммигрантов, было создание рабочего союза, который имел отделения в разных городах. Союз оказался орудием осуществления утопических планов Вейтлинга. Сам Вейтлинг был противником профессиональной борьбы и забастовок и основной задачей своего союза считал создание обменного банка с «рабочими деньгами», промысловых товариществ и колоний. Ряд лет он издавал газету «Республик дер Арбайтер», заполнявшуюся его теоретическими произведениями, письмами из Европы и т. д.

Средоточием деятельности вейтлинговского Рабочего союза стала колония «Коммуния» в Айове. Коммунистические колонии, создававшиеся под влиянием идей европейского утопического социализма, были нередким явлением в Америке тех десятилетий. Иногда они создавались американцами (известная «Брук фарм»), чаще — иммигрантами (например, «Икария», основанная французским утопическим коммунистом Кабэ). Всех их ожидал печальный конец. Не являлась исключением и «Коммуния», вступившая в вейтлинговский Рабочий союз и поглотившая все его средства, собранные на обменный банк. Но ни это, ни непосредственное управление Вейтлинга делами коммуны не спасли ее, а распад колонии окончательно погубил и газету и союз Вейтлинга.

Немецко-американское рабочее движение, оставив Вейтлинга в прямом и переносном смыслах где-то сбоку, пошло вперед. Ученики Маркса — Вейдемейер, Зорге и др. — пытались в 1852 г. создать в США марксистскую организацию — Союз пролетариев, но это была малочисленная организация. В следующем году в условиях подъема рабочего движения Вейдемейер организовал Американский рабочий союз. Этот союз прямо провозгласил необходимость создания самостоятельной политической рабочей партии. Для выяснения программы этого союза представляет интерес брошюра «К рабочим», датированная 21 сентября 1854 г. Авторы брошюры могли быть организационно связаны с вейдемейеровским Рабочим союзом — она подписана «Районный комитет». Известно, что этот союз, в отличие от других рабочих объединений, строился не по профессиональному, а по территориальному принципу. Она дает анализ промышленного кризиса, который переживали США в 1854 г., призывает рабочих не поддерживать ни одну буржуазную политическую партию и предлагает провести «рабочую земельную реформу» — декретировать неотчуждаемость государственных земель и устраивать на них с помощью государства рабочие товарищества. Этот последний, утопический, пункт имелся и в программе Американского рабочего союза. В заключение рабочие призываются к классовому единству и завоеванию политической власти: «Соединяйтесь не как немцы, ирландцы, американцы, не как сторонники или противники трезвенничества — соединяйтесь и организуйтесь как рабочие…».

Тем не менее и в этот период немецкое рабочее движение, самое передовое в США, не могло достигнуть полной теоретической ясности и организационной устойчивости. Самые большие ошибки были допущены в рабочих организациях по вопросу о рабстве. В начале 50-х годов этот вопрос в их требованиях просто игнорировался. Аболиционистов ни во что не ставили, так как «белыми рабами» — наемными рабочими — они не занимались. Многие немецкие рабочие, как и вообще большинство иммигрантов, шли в то время за демократической партией и в известной мере восприняли ее отношение к рабству. Такова была линия Вейтлинга. Борьба против рабства, в которой участвовала буржуазия, иным представлялась чем-то несовместимым с защитой классовых интересов рабочих.

Клуб коммунистов в Нью-Йорке

Правильную позицию занял по этому вопросу Клуб коммунистов, возникший в Нью-Йорке в 1857 г., — он требовал отмены рабства. Клуб этот был организован марксистами Нью-Йорка — Зорге, Компом. Якоби и др. — и был связан с Вейдемейером, который уже в это время жил на Западе. В уставе Клуба были изложены его программные принципы: безрелигиозность, равноправие людей независимо от цвета кожи и пола, уничтожение частной собственности и разумное распределение по потребностям и т. д. Клуб коммунистов организовал торжественное празднование 10-летия революции 1848 г. Во время гражданской войны большинство его членов ушло на фронт, и он прервал свою деятельность. Возобновление ее после войны уже происходило в рядах I Интернационала. Герберт Аптекер пишет о кануне гражданской войны: «…в то время как расизм глубоко проник в национальное сознание и заразил даже рабочий класс, молодое марксистское движение, укоренившееся в США в 1850-х годах, деятельно участвовало в борьбе против рабства».

В конце 50-х годов большинство немецких рабочих уже сознавало необходимость отмены рабства. Этому, в частности, способствовала серия статей Вейдемейера о проблеме рабства. В 1859 г. нью-йоркский конгресс Всеобщего рабочего союза принял постановление о борьбе против рабства и потребовал отмены закона о поимке беглых рабов. Вскоре газета союза «Ди зоциале республик» стала резко требовать отмены рабства. Немецкие рабочие в этот кризисный период оказались более зрелыми, чем другие отряды рабочего класса. В 1860 г. центр немецкого рабочего движения переместился в Чикаго, где сильное немецкое рабочее общество было связано с республиканской партией и откуда, благодаря работе Вейдемейера, Германа Мейера и других, идеи марксизма пропагандировались по другим городам Запада. Марксизм, который в 50-х годах распространялся преимущественно среди немецких рабочих, в 60-х годах, как указывает У. Фостер, проник в ряды коренных американских рабочих. Происходила та передача пролетарского опыта, о которой писал в 80-х годах Энгельс по поводу американской Социалистической рабочей партии: «Но если эта партия и вела свое происхождение от чужого корня, то она вместе с тем была вооружена опытом, приобретенным за долгие годы классовой борьбы в Европе, и пониманием общих условий освобождения рабочего класса, значительно превосходящим понимание, достигнутое до сих пор американскими рабочими. Это — счастливое обстоятельство для американских пролетариев». Процесс этот ощущается и в нынешнем американском рабочем движении, как свидетельствует высказывание современного американского марксистского журнала: «Тот политический факел, пламя которого так помогали в прошлом поддерживать прогрессивные деятели иммиграции, все более и более переходит в руки коренных жителей».

38. Рабочее, профсоюзное, фермерское и социалистическое движение в сша.

Положение рабочего класса и начало рабочего движения в США. Рабочие партии конца 20-х и в 30-х годах XIX в. Промыш­ленный переворот на Севере сопровождался ростом фабричного пролетариата и усилением его эксплуатации. Особенно тяжелым было положение рабочих в густонаселенных северо-восточных районах. Рабочий день в 20—30-х годах длился в среднем 12,5 ча­сов, а зарплата взрослого рабочего составляла 1 доллар в день. Десятки тысяч рабочих, ремесленников и бедных ферме­ров ежегодно попадали в тюрьму за долги.

Особенно тяжелым было положение рабочих-иммигрантов — ирландцев, англичан, немцев.

С конца 20-х годов усилилась борьба рабочих за улучшение своего положения. Главными требованиями рабочих были: 10-ча­совой рабочий день, отмена ареста за долги, повышение заработ­ной платы, создание общественных школ, предоставление изби­рательных прав всему взрослому мужскому населению, наделе­ние земельными участками на Западе. Рабочие часто устраивали стачки. В конце 20-х и в 30-х годах быстро создавались многочис­ленные профсоюзы квалифицированных рабочих, строившиеся по цеховому признаку. Рост профсоюзного движения был времен­но ослаблен кризисом 1837—1842 гг. Но все же в 1842 г. Верхов­ный суд вынужден был признать за рабочими право бастовать и легализовал деятельность профсоюзов.

Первая рабочая партия была создана в 1828 г. в Филадель­фии, а затем подобные организации были основаны в Нью-Йорке и многих других городах Востока, севернее Мэриленда. С 1823 по 1834 г. под разными названиями было основано более 60 ра­бочих партий.

В 30—40-х годах среди рабочих и ремесленников США рас­пространялись идеи утопического социализма Р. Оуэна и Ш. Фу­рье. В штате Индиана в 1825 г. Р. Оуэн создал социалистическую общину «Новая Гармония».

Рабочее движение в США в 40—50-х годах.

После экономического кризиса 1837—1842 гг. в США насту­пила длительная полоса подъема рабочего движения и роста профсоюзов. К 1854 г. профсоюзы насчитывали до 200 тыс. чле­нов. Главным их требованием было введение 10-часового рабо­чего дня. В 1853—1854 гг. профсоюзы организовали несколько сот забастовок. Законодательные собрания ряда штатов вынуж­дены были принять законы о 10-часовом рабочем дне, хотя капи­талисты всячески стремились обойти эти ограничения. Среди американских рабочих сохранялась тяга к земле, к получению бесплатных земельных наделов на Западе. В 1845 г. в Нью-Йорке это требование выдвинула массовая организация рабочих «Национальная ассоциация реформ», требовавшая так­же 9-часового рабочего дня.

Виднейшим пропагандистом марксизма в США с 1851 г. был соратник Маркса немецкий иммигрант, бывший член Союза коммунистов, Иосиф Ведемейер. В 1852 г. по инициативе И. Ведемейера и Ф. Зорге в Нью-Йорке была учреж­дена первая марксистская организация в США — «Пролетарская лига». Немецкие рабочие в Нью-Йорке по настоянию Ведемейера основали «Американский рабочий союз». Была сделана попытка образовать подобный союз и из американских рабочих. Усилия Ведемейера были направлены на создание в США самостоятель­ной пролетарской партии.

В 1857 г. в Нью-Йорке был учрежден Коммунистический клуб, деятели которого были связаны с Ведемейером. В дальнейшем этот клуб вошел в I Интернационал. В том же году в Чикаго вбразовалось «Рабочее общество», пригласившее Ведемейера для редактирования своих изданий.

Орден рыцарей труда. 80-е годы явились пе­реломным моментом в истории рабочего движения США: ра­бочие впервые выступили как класс, ‘Осознавший свои особые интересы. В эти годы рабочие объединялись в основном вокруг Ордена рыцарей тру­да (ОРТ), возникшего в 1869 г. ОРТ провозгласил своей целью «освобождение рабочих от тирании корпораций и уничтожение рабства наемного труда». Систему наемного труда ОРТ наивно проектировал заменить при помощи мирных средств производ­ственными кооперативными предприятиями рабочих. Выступая против складывавшихся в то время трестов, ОРТ полагал до­биться их устранения путем выкупа у капиталистов за счет го­сударства железных дорог, телеграфной и телефонной сети и замены частной банковской системы государственными банков­скими учреждениями.

Читайте также:  Причины европейской эмиграции в США в 19 веке

С начала 80-х гг. ОРТ стал превращаться в массовую орга­низацию. Основную массу ОРТ составляли не­квалифицированные и малоквалифицированные рабочие. В не­го принимались также негритянские рабочие, что являлось од­ной из сильнейших сторон этой организации. Местные ассамблеи ОРТ строились не по производственно­му, а по территориальному признаку. Таким образом, в одной местной организации состояли рабочие разных специальностей и разных предприятий. Популярный лозунг ОРТ — «Ущерб, нанесенный одному, касается всех»— звал к солидар­ности и единству рядов рабочего класса.

Американская федерация труда. В период фор­мирования монополистического капитализма у крупной буржу­азии появилась экономическая возможность подкупа верхних прослоек пролетариата, что привело к выделению движения привилегированных квалифицированных рабочих. Этих рабо­чих не удовлетворял ОРТ, и в 1881 г. была создана Американ­ская федерация труда (АФТ), организованная по цеховому признаку. Фе­дерация встала на путь получения уступок от капиталистов* и для проведения в жизнь своих требований предлагала рабо­чим организациям использовать мирные средства и добиваться проведения своих представителей в законодательные органы. Реакционная шовинистическая тенденция нашла свое выраже­ние в недопущении негров в профсоюзы АФТ.

Борьба за 8-часовой рабочий день. В 1885 г. АФТ призвала все рабочие организации выйти на улицу 1 мая 1886 г. и оказать поддержку стачке за 8-часовой рабочий день.

1 мая 1886 г. свыше 350 тыс. рабочих по всей стране прекра­тили работу и вышли на улицы городов, требуя введения 8-ча­сового рабочего дня. В результате первомайской стачки 1886 г. 185 тыс. рабочих добились вве­дения 8-часового рабочего дня. Кроме того, целый ряд пред­приятий сократил часы работы с 12 и 14 часов до 9 и 10. Одна­ко продолжительность труда для большинства рабочих оста­лась прежней.

Напуганная огромным подъемом движения, буржуазия орга­низовала провокацию со взрывом бомбы в Чикаго с целью раз­грома рабочих организаций. 3 мая 1886 г. полиция обстреляла мирную демонстрацию рабочих. Летом 1887 г. перед судом предстали восемь вождей чикагских рабочих, они были приговорены к смертной казни. 1 мая было провозглашено днем солидарности пролетариев всех стран.

Социалистическая рабочая партия. Пропаганду социалисти­ческих идей среди рабочих в этот период вели члены Социали­стической рабочей партии (СРП). Она оформилась в 1876 г. на основе слияния ряда социалистических организаций и групп.

СРП стремилась перенести центр тяжести социалистической пропаганды и работы с массами в область парламентской борьбы и отказывались от других форм борьбы трудящихся за улучшение своего экономического и политического положения. Сектантская позиция лидеров СРП нанесла прямой ущерб общенациональному рабочему движению, когда в 80-х гг. они фактически отказались участвовать в борьбе за 8-часовой ра­бочий день», полагая, что это было бы вмешательством в чисто тред-юнионистские дела. Отказ выступить в защиту пригово­ренных к смертной казни вождей чикагских рабочих значитель­но подорвал престиж СРП среди американских рабочих.

С начала 90-х гг. большим влиянием в среде американских социалистов стал пользоваться Даниэл де Леон, вскоре став­ший во главе руководства СРП.

Особенности развития рабочего движения в США. В целом борьба рабочих носила экономический характер. Борьба двух тенденций в рабочем движении — революционной и оппортунистической — в последней трети XIX в.

Положение фермерства. Увеличение задолженности, постепенный рост земельной ренты, поддержание высоких цен на покупаемые фермерами промышленные товары и низких цен на сельскохо­зяйственные продукты, установление монопольных тарифов и фрахтов, потеря фермерами своих земель, уходивших к дер­жателям их закладных,— вся система гнета, который нес ферме­рам развивающийся капитализм, приводила к обнищанию и разорению многих тысяч мелких и средних фермерских хозяйств и резкому обострению классовых противоречий.

Грейнджеры и гринбекеры. Разорение толкало фермеров на отчаянную борьбу, что привело к возникновению общенацио­нальных движений грейнджеров, гринбекеров, фермерских аль­янсов и популистов. В 70-х гг. широкий размах получило движение грейнджеров и гринбекеров. Орден защитников земле­делия, или Лига грейнджеров («грейндж» в переводе с англий­ского—«ферма»), выступал за снижение железнодорожных та­рифов, облегчение сбыта сельскохозяйственной продукции и поощрял создание фермерских кооперативов. Однако, разоча­ровавшись в методах и средствах борьбы «Ордена», ферме­ры приступили к созданию гринбекерской партии (1875), ко­торая панацеей от всех бед и несчастий фермеров считала увеличение выпуска бумажных денег — гринбеков (получили своё название от зеленой виньетки на оборотной стороне ассиг­наций). После включения в программу гринбекерской партии целого ряда рабочих требований к ней примкнуло значитель­ное число рабочих. При поддержке рабочих союзов движение приняло широкие размеры, и на выборах 1878 г. гринбекерско-рабочая партия получила более миллиона голосов. Однако вскоре значительная часть гринбекеров включилась в еще бо­лее широкоге движение фермерских альянсов.

Фермерские альянсы и Народная партия. К началу 80-х гг. фермерские альянсы существовали уже во многих штатах. В движении образовалось два центра притяжения — Север­ный альянс и Южный альянс. В конце 80-х гг. альянсы, в ко­торых к этому времени участвовало более половины всех фер­меров страны, начинают принимать более активное участие в политической жизни. Их действия привели к образованию Народной (популистской) партии в феврале 1892 г. на съезде в г. Сент-Луис.

Рабоче-популистский блок. Экономический кризис 1893 г. и подъем стачечного движения способствовали расширению социальной базы популистского движения за счет наиболее обез­доленных слоев населения, а также вхождения в Народную партию ряда рабочих союзов и социалистических групп. В развернувшейся накануне национальных выборов 1896 г. вну­трипартийной борьбе радикальные популисты стремились от­стоять программу рабоче-популистского блока и выдвинуть в качестве кандидата Народной партии в президенты США из­вестного рабочего лидера Юджина Дебса. Однако консерва­тивное руководство партии сумело осуществить слияние Народной партии с демократами и добиться выдвижения попули­стским кандидатом в президенты США кандидата демократиче­ской партии Брайана. Деморализованная слиянием с демокра­тами и поражением на выборах, Народная партия вскоре пре­кратила свое существование.

Социалистическое движение в США и его раскол. Наступ­ление монополий на права трудящихся повлияло на развитие социалистического движения. В 1901 г. в Индианаполисе была создана Социалистическая партия (СП). В нее вошли” Социал-демократическая партия Америки, незадолго до этого (1897) основанная. Новая партия повела широкую пропаганду социалистических идей. В период подъема массового рабочего движения (1907—1912). 16 на­циональных рабочих союзов, насчитывавших в своих рядах около 300 тыс. рабочих, приняли социалистическую програм­му, а Объединенный союз горняков потребовал обобществле­ния всех средств производства в стране.

На съезде СП в 1912 г. правооппортунистическое крыло одержало победу над левыми социалистами, осудив революци­онные методы борьбы. Это заставило левые элементы во главе с Хейвудом выйти из СП. Раскол 1912 г. (через несколько месяцев после съезда в ее рядах ог 118 тыс. осталось лишь 40 тыс. членов) нанес СП непоправи­мый удар.

Беспартийная лига. Интерес к политическим формам борьбы вновь проявился после созда­ния в 1915 г. Беспартийной лиги. В нее входили фермеры и городская мелкая буржуазия 12 западных штатов. Во время избирательных кампаний участники этого движения, как пра­вило, поддерживали республиканскую партию. •

Негритянское движение «Ниагара». За республиканской партией, принявшей более полувека назад прокламацию об ос­вобождении рабов, в основном следовало и негритянское на­селение. Растущее национальное самосознание привело к воз­никновению среди молодой негритянской интеллигенции ради­кального движения под названием «Ниагара». Его участники выступали против расовой дискриминации. Хотя лидеры «Ниа­гары» нередко выдвигали явно националистические лозунги, это движение сделало шаг вперед в деле национального разви­тия негритянского народа и способствовало созданию Нацио­нальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения.

Крупной победой рабочего класса завершилась многолетняя борьба за право на организацию профсоюзов, заключение коллективных договоров и объявление забастовок. Ко вре­мени первой мировой войны тысячи организованных в проф­союзы рабочих завоевали 8-часовой рабочий день. В 25 шта­тах законы установили предел продолжительности рабо­чего дня для мужчин и закрепили 8-часовой рабочий день ддя женщин. Женщины завоевали избирательные права в 12 штатах (в основном на Западе): 38 штатов запре­тили труд малолетних детей. Важное значение имело законо­дательное закрепление в 9 штатах нормы минимальной зара­ботной платы на всех предприятиях. Почти по всей стране удалось ввести систему компенсаций за несчастные случаи на производстве. Отдельные категории рабочих вырвали у пред­принимателей повышенную оплату за сверхурочные часы и работу в праздники и выходные дни.

История.ру

Зарождение рабочего движения. Социалисты-утописты в США

Прибытие в Америку корабля с эмигрантами. Рисунок 1851 г.

Рабочее движение в США в 20-х и 30-х годах сыграло большую роль в борьбе за 10-часовой рабочий день и в общедемократическом подъеме этих лет.

Первая рабочая партия в США была основана в 1829 г. в Филадельфии.

В 1828—1831 гг. там выходил и первый профсоюзный журнал «Свободное слово металлиста». Тогда же возникли рабочие партии в Нью-Йорке, а затем и во всех северо-восточных штатах Эти партии представляли собой местные объединения рабочих и ремесленников.

Своей задачей они ставили проведение отдельных политических и социальных реформ в пределах данного штата или города. Их программы носили мелкобуржуазный характер.

Начиная с образования в 1827 г. «Союза мастеровых» Филадельфии быстро росли тред-юнионы.

К 1837 г. они объединяли 300 тыс. человек. В ряде крупных городов возникли городские объединения, и в 1834 г. образовался национальный союз тред-юнионов.

В 30-х годах впервые широко развернулось стачечное движение. За 1833—1837 гг. произошло 168 забастовок, в том числе 103— за повышение заработной платы и 26— за 10-часовой рабочий день. Первая всеобщая стачка имела место в Филадельфии в 1835 г.; забастовщики требовали введения 10-часового рабочего дня.

Под воздействием экономического кризиса 1837 г. многие рабочие организации и рабочие партии штатов прекратили свое существование.

Значительная часть американских трудящихся находилась в плену мелкособственнических иллюзий. Один из организаторов рабочей партии Нью-Йорка Джордж Эванс пропагандировал в своей Газете «Защитник рабочего» идею превращения рабочих в мелких земельных собственников.

В 1829 г. вышла книга организатора рабочей партии Филадельфии Томаса Скидмора под названием «Право человека на собственность», отстаивавшая ту же идею.

Скидмор утверждал, что право на жизнь есть право на участок земли, но этот участок должен быть таких размеров, чтобы владелец мог его обработать собственным трудом; владелец имеет право на участок лишь на то время, пока он трудится на нем, и не может его продать пли сдать в аренду.

При этом Скидмор ссылался на изречение: «Кто не работает, тот не ест».

Ремесленнику Скидмор считал необходимым отводить два участка: один — для мастерской, другой — для жилья. Крупные мануфактурные предприятия Скидмор предлагал превратить в коллективную собственность рабочих.

Такова была пользовавшаяся тогда широкой популярностью среди трудящихся США мечта о превращении всех американцев в земельных собственников. «Такая мечта,—писали Маркс и Энгельс,— столь же не осуществима и столь же коммунистична, как мечта превратить всех людей в императоров, королей и пап».

Огромное количество незаселенных земель на западе обеспечило живучесть этой утопии. В 1846 г. Маркс выступил с резкой критикой немецкого социалиста Германа Криге, пропагандировавшего в США идею уравнительного передела земли как спасение от всех зол капитализма.

Заметным влиянием в раннем американском рабочем движении и среди мелкобуржуазной интеллигенции США пользовались теории утопического социализма Оуэна и Фурье.

Первыми пропагандистами утопического социализма в США были основатели рабочей партии Нью-Йорка—сын Роберта Оуэна Роберт Дейл Оуэн и участница движения итальянских карбонариев Франческа Райт.

Издававшаяся ими газета «Свободный исследователь» выступала за преобразование общества согласно идеям Роберта Оуэна, на основе коллективного труда, новых методов воспитания и образования.

В 1825 г. Франческа Райт основала в штате Теннесси кооперативную колонию негров, выкупленных ею из рабства. С 1825 до 1828 г. в штате Индиана существовала социалистическая община «Новая гармония», основанная Робертом Оуэном н насчитывавшая до тысячи членов.

В 1841 г. группа социалистов-утопистов во главе с Джорджем Рипли и его женой основала близ Бостона, в штате Массачусетс, кооперативную колонию «Брук фарм». Фурьерист Альберт Брисбен перестроил эту колонию до типу фаланстера.

Колония привлекла довольно большое число участников, главным образом из числа литераторов и передовой интеллигенции, и существовала до 1846 г.

В 1848 г. прибывший из Франции коммунист-утопист Кабе основал социалистическую общину под названием «Икария». Общины такого типа создавались в США последователями Кабе и позже, вплоть до 80-х годов.

Критикуя пороки, присущие капитализму, социалисты-утописты способствовали росту движения за демократизацию политического строя США. Они внесли немалый вклад в борьбу против рабства негров.

Но мелкобуржуазные пути и средства решения социального вопроса, которые они предлагали в своих проектах, отвлекали рабочих от классовой борьбы с капиталистами.

Читайте также:  Семьи итальянцев в США, родственные связи и традиции иммигрантов

Энгельс о рабочем и социалистическом движении в США

Энгельс о рабочем и социалистическом движении в США

Как и в Англии, социалисты в США в 80-е годы XIX века были малочисленной группой. Хотя в целом они стояли на почве основных положений научного социализма, но воспринимали их, как правило, по меткому замечанию Энгельса, «доктринерски и догматически, как нечто такое, что надо выучить наизусть, и тогда уж этого достаточно на все случаи жизни»[307]. Из этого догматического понимания вытекала и сектантская по существу тактика: нежелание считаться с реальным положением вещей, с фактическим идейным уровнем подавляющего большинства рабочего класса своей страны, отказ от работы в массовых рабочих организациях, находившихся в плену чисто реформистской, тред-юнионистской идеологии, стремление, как отмечал Энгельс, держаться «в стороне от всякого движения, не приемлющего этой догмы»[308].

Такую сектантскую тактику Энгельс рассматривал как серьезное препятствие на пути распространения идей научного социализма в широких массах. Он много раз повторял, что навязывать массам теоретические положения, к восприятию которых они не готовы, не только бесполезно, но и вредно, ибо выдвигаемые вне связи с реальным движением, эти положения неизбежно становятся мертвыми, сухими догмами.

Чтобы добиться усвоения массами основных идей научного социализма, указывал он, марксисты должны «участвовать во всяком действительно всеобщем движении рабочего класса, принимая его фактическую точку отправления такой, какова она есть, и постепенно поднимать его на уровень теории…»[309].

Между тем Социалистическая рабочая партия оставалась организацией, объединявшей главным образом немецких рабочих-иммигрантов, и была очень слабо связана с коренными американскими рабочими, говорящими на английском языке. Главным рупором Социалистической рабочей партии была издававшаяся с 1878 года на немецком языке газета «New-Yorker Volkszeitung», редактором и постоянным автором которой стал К. Дуэ. После его смерти в 1888 году пост редактора занял Г. Шлютер, активный деятель социалистического движения в Германии, эмигрировавший в США, автор ряда работ по истории английского и американского рабочего движения. С целью помочь вовлечению американских рабочих в социалистическое движение Энгельс одобрил издание своей ранней работы «Положение рабочего класса в Англии» в переводе на английский язык. Он считал, что эта книга будет понятна американским пролетариям, поскольку положение в США во многом напоминало ситуацию в Англии четырьмя десятилетиями ранее. К американскому изданию (1887) Энгельс написал специальное предисловие, озаглавив его «Рабочее движение в Америке» и посвятив его характеристике состояния рабочего движения в США, в особенности последним событиям – широкому развертыванию стачечного движения в борьбе за 8-часовой рабочий день, попыткам создания рабочей партии (сначала в Нью-Йорке, а затем и в некоторых других городах), а также доказательству того, что успех этих усилий в масштабе всей страны предполагает принятие такой программы, которая выражала бы подлинные, коренные интересы американского рабочего класса. «Конечной целью она объявит, – писал он, – завоевание рабочим классом политической власти, с тем чтобы осуществить прямое присвоение обществом в целом всех средств производства – земли, железных дорог, рудников, машин и т.д. – для совместного использования их сообща и в общих интересах»[310].

Он подчеркивал при этом, что такая программа может стать достоянием широких масс рабочих только на основе реальной борьбы за их конкретные интересы. Американские социалисты, считал он, должны добиваться того, чтобы «объединить различные независимые отряды в одну национальную рабочую армию с временной программой, хотя бы и несовершенной, лишь бы только действительно программой рабочего класса…»[311].

Поэтому важнейшую задачу сторонников научного социализма в США, как и в Англии, Энгельс видел в упорной, систематической, неотступной работе в массах, в объединяющих их организациях, в практическом участии в борьбе рабочих за улучшение условий труда и быта, за сокращение рабочего дня и повышение заработной платы. Только на этом пути, полагал он, можно добиться того, чтобы рабочие, учась на своем собственном опыте, на своих ошибках, убедились в непримиримости классовых противоречий и восприняли основные идеи научного социализма.

Своеобразие развития рабочего движения в США, как и в Англии, Энгельс, в частности, видел в том, что в этих странах «те люди, которые более или менее овладели правильной теорией, в смысле усвоения догматической стороны ее, становятся простой сектой, потому что не в состоянии понять эту живую теорию действия, работы вместе с рабочим классом на всех возможных этапах его развития, иначе как собрание догм, которые следует заучить наизусть и повторять вслух, подобно формулам заклинания или католической молитвы»[312]. Этот отрыв теории от практической работы, от конкретных действий в интересах рабочего класса данной страны в целом или отдельных его групп Энгельс, как уже отмечалось, считал важнейшим препятствием на пути к созданию массовых пролетарских социалистических партий.

Немецкое рабочее движение в США, влияние социалистов и коммунистов

§ 11. Рабочее движение, социал-демократия и Коминтерн в межвоенный период

В начале XX века повсеместно развивалась индустриализация, которую подталкивала и первая мировая война. После войны общая численность рабочих во всех странах достигла 110 млн. человек. Увеличилось количество партий, социальной базой которых был рабочий класс. Положение и интересы рабочих разных стран были близки, поэтому стало возможным объединение рабочих партий в международном масштабе. Весной 1919 г. по инициативе российских коммунистов в Москве собрался конгресс представителей коммунистических партий из 21 страны. На нем был учрежден Коммунистический Интернационал. Ведущую роль в Коминтерне играла Российская Коммунистическая партия (большевиков) и ее руководители -В.И.Ленин, Л.Троцкий, Н.Бухарин, Г.Зиновьев и др. Партии, вошедшие в Коминтерн, считали, что революция в России -только начало мировой социалистической революции, что нужно бороться за установление диктатуры пролетариата и вести непримиримую классовую борьбу против буржуазии. Они отрицали возможность “улучшения капитализма” и переход к социализму связывали с революцией, поэтому данное течение в рабочем движении называют революционным.
Расширялось и социал-реформистское течение в рабочем движении. В 1919-1920 г. было восстановлено единство социалистического Интернационала. Вошедшие в него партии также выступали за социализм, но считали, что к нему можно прийти путем постепенного развития и улучшения капиталистического общества. Они отвергали вооруженную борьбу и диктатуру пролетариата, выступали за парламентские и другие легальные средства борьбы. В 1923 г. социалистический Интернационал объединился с международной организацией центристских рабочих партий. В результате возник Рабочий социалистический Интернационал (РСИ). Одним из наиболее видных его деятелей был Карл Каутский.
Правящие круги западных стран осознавали растущее значение рабочего класса в общественной жизни, поняли необходимость реформ. Ими были извлечены уроки из событий 1917 г. в России. Реформы стали рассматриваться не только как уступки рабочим, но и как альтернатива революции, как средство предотвращения кризисных ситуаций. В то же время буржуазия стран, наиболее ослабленных – Германии, Италии – избрала для выхода из кризиса террористические методы. В Германии почти одновременно с коммунистической возникла крайне правая, фашистская партия. Однако первоначально она таковой не казалась. Называлась она национал-социалистическая рабочая партия (НСДАП). Ее социальной базой была часть низкоквалифицированных рабочих (люмпен-пролетариат), разоряющиеся ремесленники, мелкая буржуазия. Пропаганда НСДАП была основана на расизме и национализме. Фашистская партия была создана и в Италии, где она сумела быстро получить власть и установить свою диктатуру. Подобные организации создавались и в некоторых других странах, главным образом, в наиболее ослабленных войной.
Таким образом, в рабочем движении обозначилось противоборство революционного и социал-реформистского течений. Лидеры Коминтерна не считались с конкретной обстановкой и призывали рабочих к “прямой атаке” на капитализм. В ряде стран на революционной волне шел процесс создания коммунистических партий, которые получали поддержку Коминтерна и Советской России. Вскоре после I конгресса Коминтерна возникли советские республики в Венгрии и Баварии. Однако они просуществовали недолго. Начался спад революционной волны. В этих условиях необходимо было сменить тактику, перейти от непосредственного штурма капитализма к использованию легальных форм борьбы. Этой задаче была посвящена книга В.И.Ленина “Детская болезнь “левизны” в коммунизме”, написанная им весной 1920 г. Ленин называл “левизну” детской болезнью потому, что она получила распространение по причине молодости, неопытности многих коммунистов, новых компартий. Он призывал учитывать национальные особенности каждой страны, а не слепо копировать опыт Октября. Ленин критиковал коммунистов Германии, Великобритании за левацкие ошибки, за нежелание работать в массовых легальных организациях. Он считал обязательным участие коммунистов в выборах и работе парламентов, разъяснял необходимость компромиссов даже с классовыми противниками.Летом 1920 г. состоялся II конгресс Коминтерна. В его работе приняли участие делегаты от 37 государств, в том числе Индии, Китая, Турции и других колониальных и зависимых стран. В докладе В.И.Ленина говорилось о наличии условий для мировой социалистической революции. Вместе с тем, он указал на возможность для буржуазии найти выход из кризиса, отметил недостаточную зрелость компартий, их слабую работу в массах. Конгресс принял резолюцию, в которой перед компартиями была поставлена задача подготовки социалистической революции и перехода к диктатуре пролетариата. Было принято “21 условие” приема в Коминтерн, среди них -обязательное признание диктатуры пролетариата и последовательная борьба за нее, полный разрыв с реформистами и центристами. II конгресс принял также Устав Коминтерна. Его верховным органом стал конгресс, а в период между ними -Исполком Коминтерна (ИККИ). Председателем ИККИ избрали Г.Зиновьева (до 1926 г.). В специальной резолюции выражалась поддержка национально-освободительного движения колониальных и зависимых стран. Ленин выдвинул тезис о возможности некапиталистического пути развития отсталых стран при поддержке пролетариата развитых стран.
Очевидно, что в решениях II конгресса Коминтерна переоценивалась глубина кризиса, который переживал мир капитализма. Уже в середине 1920 г. ослаб накал классовых битв в странах Запада. Спад революционной волны продолжался ив 1921 г. Правда, процесс образования коммунистических партий продолжался (в Румынии, Чехословакии, Китае и других странах). К лету 1921 г. в компартиях капиталистических стран насчитывалось около 1,5 млн. человек. В то же время в рядах социал-демократических партий было около 8 млн. человек. Сравнение этих цифр дает возможность сделать вывод, что реформистское течение имело гораздо больше сторонников в рабочем движении.В условиях спада революционного движения В.И.Ленин пришел к мысли о необходимости разработки новой стратегии коммунистического движения, которую он образно сформулировал так: “От штурма – к осаде капиталистической крепости”. В июне-июле 1921 г. состоялся III конгресс Коминтерна, который выдвинул лозунг “В массы!”. Он означал, что нельзя отрываться от настроений основной массы рабочих, нужно участвовать в борьбе за удовлетворение насущных, повседневных нужд трудящихся, а не только за долговременные цели. Ленин допускал возможность совместных действий с реформистами. В апреле 1922 г. в Берлине состоялась конференция, на которой представители коммунистов, центристов и реформистов договорились о проведении совместных демонстраций под лозунгами борьбы за 8-часовой рабочий день, против безработицы, за признание Советской России и единый пролетарский фронт.
Однако раскол рабочего движения так и не был преодолен. Конфликт развернулся с особой силой в конце 1923 г., когда Коминтерн попытался подготовить в Германии социалистическую революцию. Но эта попытка не удалась, так как не была поддержана немецкими рабочими. Только в Гамбурге под руководством Э.Тельмана вспыхнуло восстание, но оно было вскоре подавлено. Эту авантюристическую линию руководства Коминтерна осудили даже некоторые компартии, например, польская. Тем не менее, курс на обострение классовой борьбы стал углубляться. Все большее влияние в Коминтерне приобретал Сталин. Он призывал бороться с социал-демократией, которая будто бы перешла в лагерь фашизма. Такая тактика вела к изоляции самих компартий.
Мировой экономический кризис 1929 – 1933 г. создавал условия для активизации фашистских движений во многих странах. Успешное противодействие фашизму было невозможно без участия организованного рабочего класса. Однако рабочее движение оказалось расколотым, в том числе в вопросе об отношении к фашизму. В промышленно развитых странах большинство рабочих поддерживали не коммунистические, а социал-демократические и социалистические партии. В ряде стран социал-демократы возглавляли правительства или участвовали в них в коалиции с буржуазными партиями. Повышению авторитета социал-демократов способствовало то, что они принимали активное участие в борьбе за расширение социального законодательства, выступали за мирное урегулирование международных конфликтов.
В период стабилизации капитализма Коминтерн требовал от компартий готовить пролетариат к новому наступлению, сохраняя в качестве главной задачи свержение господства буржуазии. Фашизм рассматривался коммунистами, прежде всего, как проявление слабости буржуазии, объявлялся “меньшим злом” по сравнению с социал-демократией, которая сотрудничает с буржуазией и предает тем самым интересы рабочего класса. Поэтому коммунисты вели борьбу не столько против фашизма, сколько против социал-демократии, за гегемонию в рабочем движении.
Летом 1924 г. состоялся V конгресс Коминтерна. В решения конгресса было включено ошибочное определение социал-демократии как умеренного крыла фашизма, что отражало позицию Сталина, утверждавшего, что социал-демократия не может быть союзником коммунистов в борьбе с фашизмом. В свою очередь и лидеры социал-демократов занимали антикоммунистические позиции. Все это мешало осуществлению тактики единого рабочего фронта, борьбы против фашизма, угроза которого как социал-демократами, так и коммунистами в то время недооценивалась.
Летом 1928 г. состоялся VI конгресс Коминтерна, на котором была принята Программа Коммунистического Интернационала. Делался вывод о неизбежности крушения капитализма и победы мировой социалистической революции, которая победит первоначально в немногих странах. Значение общедемократических требований недооценивалось. Большой вред причинило требование резко усилить борьбу против социал-демократии, которой был приклеен ярлык “социал-фашизм”.
Мировой экономический кризис привел не только к обострению классовой борьбы, но и к развитию антифашистского движения, в котором участвовали рабочий класс, крестьянство, средние слои, интеллигенция. Стремление фашизма ликвидировать партии и организации рабочего класса вызвало ответное сопротивление, усилению которого способствовало осознание опасности новой мировой войны, исходящей от фашизма.
Против наступления фашизма решительно выступили коммунистические партии. Но курс на социалистическую революцию, которого они придерживались, не пользовался поддержкой большинства рабочего класса. Обвинение социал-демократов в “социал-фашизме” мешало созданию единого рабочего фронта.
Социал-демократия видела выход из кризиса в реформировании капитализма, установлении контроля над монополиями, национализации банков, утверждая, что этих целей можно достичь парламентским путем. Признавая опасность фашизма, социал-демократы не отдавали себе отчета в его классовой сущности и связи с монополиями. Они рассматривали фашизм как диктатуру мелкой буржуазии, люмпен-пролетариата, выступали в защиту буржуазных правительств как “меньшего зла” по сравнению с фашизмом. Социал-демократия отказывалась от сотрудничества с коммунистами, заявляя, что коммунизм представляет большую опасность для демократии, чем фашизм.
Приход Гитлера к власти положил начало повороту в международном рабочем движении. В начале 1933 г. Рабочий социалистический Интернационал заявил о готовности вести переговоры с Коминтерном о достижении антифашистского единства. Вслед за этим Коминтерн призвал рабочих объединиться для отпора атакам фашизма на их демократические завоевания и рекомендовал компартиям добиваться соглашений с социал-демократами. Это предложение было отвергнуто социал-демократией. Международное движение в защиту Г.Димитрова (после Лейпцигского судебного процесса над мнимыми поджигателями рейха) привело к возникновению во многих странах комитетов помощи жертвам фашизма, усилило тягу к единству антифашистских сил (гитлеровцы арестовали около половины состава КПГ).
В конце 1933 г. Коминтерн дал оценку фашизму как открытой террористической диктатуре наиболее реакционных, наиболее шовинистических элементов финансового капитала. Но прежняя оценка социал-демократии сохранялась. Перелом наступил в 1934 г., после того, как была отбита попытка фашистов захватить власть во Франции и коммунисты договорились о единстве действий с социалистами. В ходе борьбы демократических сил против фашизма на протяжении 1934-1935 г. во Франции сложился народный антифашистский фронт, в котором участвовали рабочие, крестьяне, интеллигенция, значительная часть буржуазии. Он стал возможен благодаря переходу Компартии Франции на позиции защиты демократии. К тому времени стало ясно, что приход фашистов к власти в Германии не только не ускорил крах капитализма, но и привел к разгрому рабочих партий. Осмысливая этот опыт, часть руководителей Коминтерна во главе с болгарским коммунистом Георгием Димитровым приступили к выработке нового курса. Он был направлен на объединение всех антифашистских сил – коммунистов, социалистов, буржуазных демократических партий и тех широких слоев населения, которые оказывали им поддержку. Такой курс потребовал отказа от лозунга социалистической революции как ближайшей задачи.
Летом 1935 г. в Москве состоялся VII конгресс Коминтерна, подчеркнувший важность сплочения всех антифашистских сил на общедемократической платформе. С докладом выступил Г.Димитров, который с 1934 г. возглавлял Коминтерн. Он говорил о задачах Коминтерна в борьбе за единство рабочего класса против фашизма. В докладе, обобщившем опыт итальянских, испанских, французских коммунистов, содержалась глубокая оценка классовой сущности и целей фашизма. Приход фашизма к власти характеризовался как смена буржуазной демократии открытой террористической диктатурой монополистического капитала. В обстановке борьбы с фашизмом трудящиеся должны выбирать не между пролетарской диктатурой и буржуазной демократией, а между буржуазной демократией и фашизмом. Чтобы не допустить прихода к власти фашизма или свергнуть его там, где он утвердил свою диктатуру, необходимо единство всех антифашистских сил. На базе единого рабочего фронта необходимо сплотить все антифашистски настроенные слои населения, независимо от политической ориентации, социального положения, и всех, в том числе и буржуазию, объединить в Народный фронт.
Указав на главный источник военной опасности – гитлеровскую Германию, конгресс подчеркнул, что центральным лозунгом компартий должен быть лозунг “Борьба за мир”. Историческое значение VII конгресса Коминтерна в том, что он разработал стратегию объединения революционных и демократических сил для борьбы против фашизма и войны.В 1935 – 1939 г. Коминтерн и коммунистические партии предприняли огромные усилия для реализации решений VII конгресса. Во Франции и Испании был создан Народный фронт. Программа французского Народного фронта предусматривала разоружение и роспуск фашистских организаций, защиту свободы печати и профсоюзов, международное сотрудничество в рамках Лиги Наций для обеспечения коллективной безопасности. Выдвигались и экономические требования: поддержка малообеспеченных граждан, сокращение рабочей недели. С этой программой Народный фронт одержал решительную победу на парламентских выборах 1936 г., получив 57% голосов. Разногласия между партиями привели к распаду Народного фронта во Франции в конце 1938 г., после подписания одним из лидеров радикалов, премьер-министром Даладье Мюнхенского соглашения о разделе Чехословакии. Однако он сыграл свою положительную роль: остановил рост фашистской опасности в стране.
Коммунисты были инициаторами кампании солидарности с республиканской Испанией, с народом Эфиопии, подвергшимся итальянской агрессии. Но добиться единства действий с Рабочим социалистическим Интернационалом не удалось. Сотрудничеству с социал-демократами препятствовал и рост опасений, вызванный деформациями в жизни СССР. Сталин необоснованно репрессировал не только коммунистов и беспартийных в Советском Союзе, но и многих видных деятелей международного рабочего и коммунистического движения. Гражданская война в Испании была крупным сражением сил мира и демократии против наступления фашизма. Героическая борьба испанского народа сдерживала развязывание второй мировой войны. Идея единства антифашистских сил, прошедшая боевую проверку в Испании, впоследствии получила развитие во многих странах в годы второй мировой войны.

Читайте также:  Отзыв о поездке в США в 1967 году политического обозревателя

Зарождение рабочего движения. Социалисты-утописты в США

Рабочее движение в США в 20-х и 30-х годах сыграло большую роль в борьбе за 10-часовой рабочий день и в общедемократическом подъеме этих лет. Первая рабочая партия в США была основана в 1829 г. в Филадельфии. В 1828—1831 гг. там выходил и первый профсоюзный журнал Свободное слово металлиста». Тогда же возникли рабочие партии в Нью-Йорке, а затем и во всех северо-восточных штатах. Эти партии представляли собой местные объединения рабочих и ремесленников. Своей задачей они ставили проведение отдельных политических и социальных реформ в пределах данного штата или города. Их программы носили мелкобуржуазный характер.

Начиная с образования в 1827 г. «Союза мастеровых» Филадельфии быстро росли тред-юнионы. К 1837 г. они объединяли 300 тыс. человек. В ряде крупных городов возникли городские объединения, и в 1834 г. образовался национальный союз тред-юнионов.

В 30-х годах впервые широко развернулось стачечное движение. За 1833—1837 гг. произошло 168 забастовок, в том числе 103 — за повышение заработной платы и 26— за 10-часовой рабочий день. Первая всеобщая стачка имела место в Филадельфии в 1835 г.; забастовщики требовали введения 10-часового рабочего дня.

Под воздействием экономического кризиса 1837 г. многие рабочие организации и рабочие партии штатов прекратили свое существование.

Значительная часть американских трудящихся находилась в плену мелкособственнических иллюзий. Один из организаторов рабочей партии Нью-Йорка Джордж Эванс пропагандировал в своей газете «Защитник рабочего» идею превращения рабочих в мелких земельных собственников. В 1829 г. вышла книга организатора рабочей партии Филадельфии Томаса Скидмора под названием «Право человека на собственность», отстаивавшая ту же идею. Скидмор утверждал, что право на жизнь есть право на участок земли, но этот участок должен быть таких размеров, чтобы владелец мог его обработать собственным трудом; владелец имеет право на участок лишь на то время, пока он трудится на нем, и не может его продать или сдать в аренду. При этом Скидмор ссылался на изречение: «Кто не работает, тот не ест». Ремесленнику Скидмор считал необходимым отводить два участка: один — для мастерской, другой — для жилья. Крупные мануфактурные предприятия Скидмор предлагал превратить в коллективную собственность рабочих.

Такова была пользовавшаяся тогда широкой популярностью среди трудящихся США мечта о превращении всех американцев в земельных собственников. «Такая мечта,— писали Маркс и Энгельс,— столь же не осуществима и столь же коммунистична, как мечта превратить всех людей в императоров, королей и пап» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Циркуляр против Криге, Соч., т. 4, стр. 9.).

Огромное количество незаселенных земель на западе обеспечило живучесть этой утопии. В 1846 г. Маркс выступил с резкой критикой немецкого социалиста Германа Криге, пропагандировавшего в США идею уравнительного передела земли как спасение от всех зол капитализма.

Заметным влиянием в раннем американском рабочем движении и среди мелкобуржуазной интеллигенции США пользовались теории утопического социализма Оуэна и Фурье. Первыми пропагандистами утопического социализма в США были основатели рабочей партии Нью-Йорка — сын Роберта Оуэна Роберт Дейл Оуэн и участница движения итальянских карбонариев Франческа Райт. Издававшаяся ими газета «Свободный исследователь» выступала за преобразование общества согласно идеям Роберта Оуэна, на основе коллективного труда, новых методов воспитания и образования. В 1825 г. Франческа Райт основала в штате Теннесси кооперативную колонию негров, выкупленных ею из рабства. С 1825 до 1828 г. в штате Индиана существовала социалистическая община «Новая гармония», основанная Робертом Оуэном и насчитывавшая до тысячи членов.

В 1841 г. группа социалистов-утопистов во главе с Джорджем Рипли и его женой основала близ Бостона, в штате Массачусетс, кооперативную колонию «Брук фарм». Фурьерист Альберт Брисбен перестроил эту колонию по типу фаланстера. Колония привлекла довольно большое число участников, главным образом из числа литераторов и передовой интеллигенции, и существовала до 1846 г.

В 1848 г. прибывший из Франции коммунист-утопист Кабе основал социалистическую общину под названием «Икария». Общины такого типа создавались в США последователями Кабе и позже, вплоть до 80-х годов.

Критикуя пороки, присущие капитализму, социалисты-утописты способствовали росту движения за демократизацию политического строя США. Они внесли немалый вклад в борьбу против рабства негров. Но мелкобуржуазные пути и средства решения социального вопроса, которые они предлагали в своих проектах, отвлекали рабочих от классовой борьбы с капиталистами.

Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы . Ред. А. Белявский, Л. Лазаревич, А. Монгайт, И. Лурье, М. Полтавский . 1956—1565 .

Смотреть что такое “Зарождение рабочего движения. Социалисты-утописты в США” в других словарях:

ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… … Философская энциклопедия

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании общества на социа листич. началах, не опирающиеся на знание объективных законов обществ. развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия соч. Т. Мора «Утопия» (1516) … Философская энциклопедия

СОЦИОЛОГИЯ — (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия

Испания — (Espana) официальное название Испанское Государство (Estado Espanol). I. Общие сведения И. государство на крайнем Ю. З. Европы. Занимает 5/6 Пиренейского полуострова, Балеарские и Питиусские острова в… … Большая советская энциклопедия

ГОРОД — Марксистско ленинская ист. наука, исследуя и обобщая огромный фактич. материал, рассматривает Г. как ист. категорию, обусловленную в первую очередь социально экономич. структурой общества. Маркс и Энгельс впервые вскрыли осн. законы развития Г.… … Советская историческая энциклопедия

БУРЖУАЗИЯ — капиталисты (франц. bourgeoisie, от бург), господствующий класс капиталистич. общества, класс собственников осн. средств обществ. производства, существующий за счет эксплуатации наемного труда. Экономия, основой господства Б. как класса является… … Советская историческая энциклопедия

УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ — предшествующие науч. коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ. развития и его движущих сил. . Первоначальный социализм был… … Советская историческая энциклопедия

Ссылка на основную публикацию