Немецкое рабочее движение в США, влияние социалистов и коммунистов

I и II Интернационалы

В середине XIX в. между рабочими различных стран стали укрепляться связи, проводиться встречи, митинги. В одном из таких митингов, состоявшемся в Лондоне 28 сентября 1864 г., участвовали английские, французские, немецкие, итальянские, польские рабочие. Здесь было принято решение об образовании международной политической партии пролетариата — Международного товарищества рабочих. Позднее эту партию стали называть I Интернационалом.

Международное товарищество рабочих ставило своей задачей объединение усилий пролетариата различных стран с целью завоевания политической власти, ликвидации частной собственности и эксплуатации, сохранения мира. Идейными руководителями Интернационала являлись Маркс и Энгельс.

I Интернационал оказывал практическую помощь рабочему движению. Он организовывал сбор средств в пользу бастовавших рабочих, оказывал политическую и моральную поддержку демократическим и национально-освободительным движениям, призывал рабочих к солидарности с парижскими коммунарами. Но Интернационал ослабляло отсутствие единства взглядов. В отличие от марксистов некоторые его представители выступали против революционных методов борьбы, за сугубо мирные преобразования. Кроме того, внутри самой организации велась борьба за ключевые посты.

После поражения Парижской Коммуны члены Интернационала подверглись репрессиям. Поэтому в 1876 г. организация самораспустилась. Главным результатом ее деятельности было обогащение рабочих опытом политической борьбы. Но основные задачи оставались нерешенными.

Работу, начатую I Интернационалом, продолжил II Интернационал. Он был основан в Париже в июле 1889 г. в столетнюю годовщину взятия Бастилии и начала первой французской революции. В отличие от I Интернационала II Интернационал представлял собой не единую партию, а организацию в форме международных конгрессов (съездов) представителей рабочих организаций. Конгрессы созывались через 2—4 года. Они обобщали опыт рабочего движения и вырабатывали политические рекомендации. В их работе принимали участие представители многих партий и профсоюзов независимо от политической ориентации. Парижский конгресс 1889 г., в частности, предложил организовать одновременные выступления трудящихся 1 мая 1890 г. Так были заложены традиции первомайских манифестаций.

Рабочие и социалистические организации стали влиятельной политической силой. Накануне первой мировой войны в их рядах насчитывалось свыше 4 млн человек. Представители рабочих занимали около 700 мест в парламентах различных стран.

Главной целью II Интернационала была борьба за социализм. Однако среди его лидеров и рядовых членов понимание способов этой борьбы и самого социализма были различными.

После поражения Парижской Коммуны члены Интернационала подверглись репрессиям. Поэтому в 1876 г. организация самораспустилась. Главным результатом ее деятельности было обогащение рабочих опытом политической борьбы. Но основные задачи оставались нерешенными.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

40 лет назад, в марте 1971 года, группа неизвестных проникла в офис отделения ФБР в пригороде Филадельфии и похитила несколько тысяч оперативных документов. Кто эти люди, доподлинно неизвестно до сих пор, но их вполне можно назвать предшественниками Ассанджа и Викиликс. За подписью «Комиссия граждан по расследованию деятельности ФБР» они разослали копии документов, касающиеся программы ФБР «Коинтелпро – «Новые левые» в редакции газет, членам Конгресса, в общественные организации. В связи с утечкой информации директор ФБР Эдгар Гувер уже в апреле издал директиву о прекращении всех мероприятий по «Коинтелпро».

Общие процессы развития социалистического и рабочего движения в странах Европы и Америки

Характерные для последних десятилетий XIX в. сдвиги в экономическом развитии европейских стран и США имели многообразные социальные и демографические последствия. Одним из них стал процесс урбанизации, т.е. перемещения значительных контингентов сельского населения в промышленные города и фабричные поселки городского типа. Миграция в города была наиболее значительным, но не единственным проявлением возросшей подвижности населения, чему способствовали факторы разного порядка: усиление товарности экономики, развитие транспортных средств, кризис традиционного мелкокрестьянского хозяйства. Развивалась и эмиграция, т.е. исход «избыточного» населения из зон особенно острого социального неблагополучия за пределы собственной страны. В частности, начиная с 80-х годов нарастал поток эмигрантов из стран Восточной Европы и Средиземноморья в США. В связи с этим, огромное значение начинает принимать учение о социальной справедливости, о переустройстве общества на основе приоритета общественных, а не индивидуальных интересов, о ликвидации частной и установлении господства общественной собственности, о справедливом распределении благ – по труду и даже по потребности.

Как мы знаем социалистическое течение, основанное на идеях Маркса и Энгельса, именуемое марксизмом, отличалась аргументированной системой критики капитализма, нравственной непримиримостью и научным характером суждений о закономерности его гибели, необходимости революции, об освободительной роли пролетариата и неизбежности торжества коммунизма. К концу 1880-х гг. марксисты взяли верх над другими социалистическими течениями в борьбе за гегемонию в интернациональном сплочении рабочего движения. Стали инициаторами создания II интернационала. К марксистским организациям относились ГСРП, а позже СДПГ в Германии, ФРП во Франции, СДФ, Социалистическая лига в Великобритании, ИСП в Италии, СРП и СП в США.

Однако, новые тенденции в социально-экономической сфере, связанные с переходом к этапу монополистического капитализма заставили сторонников марксистских идей поставить на повестку дня вопрос об интерпретации базовых положений теории Маркса. В итоге к концу XIX века выяснилось, что в социал-демократических партиях, во Втором Интернационале существует несколько течений, представители которых, считая себя последователями Маркса, по-иному трактуют суть тех изменений в обществе, которые произошли уже после смерти К. Маркса. Соответственно ревизионисты, как их стали называть современники, по-разному видели задачи социалистического движения. Э. Бернштейн в своей книге «Предпосылки социализма и задачи социал-демократии» 1899 года заявил, что многие положения Маркса и Энгельса не подтвердились и устарели, и выступил за дальнейшее развитие и усовершенствование марксистского учения путем критики. Пересмотрев положение марксистского учения о разложении и гибели капитализма, Бернштейн считал, что экономические кризисы перепроизводства становятся реже и слабее, положение рабочего класса улучшается, соответственно противоречия капитализма ослабляются и классовая борьба затухает. Он стал ориентироваться на эволюцию общества и реализацию социальной справедливости путем реформ, а не революции, посредством сотрудничества, а не противоборства классов. Ревизионизм поддержали часть СДПГ, независимые социалисты во Франции. ФСП, позже руководство СФИО, фабианцы, многие лидеры НРП и тред-юионов Великобритании, руководство ЛП, социал-реформисты ИСП, правые СП и АТФ в США. Социал-реформисты и ревизионисты составляли правую социал-демократию, правый фланг II интернационала в начале XX века.

Стоит отметить, что марксисты, именуемые себя революционными социалистами оставались верными марксисткой теории и подвергали критике ревизионизм в 1898 – 1904 гг. К ним относились революционные социалисты в СДПГ, СПФ CLA СРП и левые СП в США. В последующем их оппоненты социалистических течений, не разделявших марксистских взглядов, марксистские течения, пересмотревшие революционные позиции были названы оппортунистами. Оппортунизм подразделялся на правый и левый. Правый – уповавших на трансформацию капитализма в социализм путем реформ, отказ от социалистической революции, диктатуры пролетариата, идея сотрудничества классов. Левый оппортунизм – неустойчивая смесь ультрареволюционных теорий и авантюристических тактик, толкающих революционное рабочее движение на неопределенные действия, бессмысленные жертвы и поражения. К правым относили социал-реформистов, ревизионистов, центристов. К левому – анархистов, анархо-синдикалистов и т.д.

Еще одним социалистическим течением можно назвать анархизм. Данное течение призывало к анархии – уничтожению всякой принудительной власти – как условию реализации социальной справедливости. Анархисты были противниками государства, любых партий, политической борьбы рабочих, трудового законодательства. Анархистские клубы, группы и тайные общества имелись во Франции, Италии, Германии. В США действовало влиятельное анархистское Международное товарищество трудящихся, в Великобритании сосредоточились анархисты-эмигранты. Анархисты вели пропаганду действием – совершали террористические акты против коронованных особ, президентов, глав правительств, министров, пытались организовать восстания и т.п. В 1880-х гг. наиболее видными деятелями анархизма были Кропоткин, Реклю, Мост, Малатеста и Мерлино. Анархисты были исключены из II интернационала на IV Лондонском конгресс в 1896 году. Созывали свои международные конгрессы, а в 1907 году учредили анархистский интернационал.

Стоит отметить, что ряд анархистов организовали течение анархо-синдикализма. Согласно их взглядам, единственной пролетарской организацией, способной добиться социализма, являются профсоюзы (синдикаты). Они считались в рамках капитализма уже готовым аппаратом будущего социалистического общества. Методы борьбы – стачки, бойкоты, саботажи, революционная всеобщая стачка. Они выступали против подчинения профсоюзов партиям. Отстаивали идею активного меньшинства, противники массовых профсоюзов. Идеологи во Франции – Сорель, Лагарделль, Пуже. Лидеры – Пеллутье, секретарь Федерации бирж труда (с1895 года), Гриффюэльс (руководил ВКТ до 1908 года). В США анархо-сидикализм ал идеологией ИРМ, в Италии – УСИ.

Наверное, стоит отметить еще один мирный вариант построения социализма, получивший название муниципального социализма. Они считали, что действуя через органы местного самоуправления (муниципалететы) – ростки новых социалистических учреждений, можно путем постепенных реформ создать основу коллективной собственности ( в виде бань, прачечных, хлебопекарень, городского транспорта), а затеем на на этой базе мирным путем преобразовать все капиталистическое общество в социалистическое.

Немаловажную роль сыграли в рабочем движении профсоюзы. С конца 1880-х гг. по 1912 год численность членов профсоюзов увеличилась: в Великобритании с 12 до 21 %, В США с 10до свыше 11%, в Германии с 6 до 25%, во Франции с 3,5 до 8% рабочих. В Великобритании профсоюзное движение было представлено БКТ и тред-юнионами нового типа, в США «Орденом рыцарей труда», АФТ, ИРМ, в Германии свободными, гиршдункеровскими, христианскими профсоюзами, во Франции- Национальной федерацией синдикатов, ВКТ, католическими профсоюзами, в Италии – ВКТ, УСИ, католическими профсоюзами. С 1901 года раз в 2 года созывлись международные профсоюзные конференции, обсуждавшие организационные вопросы профсоюзного движения, а для обмена информацией был создан Международный секретариат профсоюзов. В 1913 году из профсоюзов, примыкавших ко II интернационалу, была создана Международная федерация профсоюзов.

Стоит отметить, что марксисты, именуемые себя революционными социалистами оставались верными марксисткой теории и подвергали критике ревизионизм в 1898 – 1904 гг. К ним относились революционные социалисты в СДПГ, СПФ CLA СРП и левые СП в США. В последующем их оппоненты социалистических течений, не разделявших марксистских взглядов, марксистские течения, пересмотревшие революционные позиции были названы оппортунистами. Оппортунизм подразделялся на правый и левый. Правый – уповавших на трансформацию капитализма в социализм путем реформ, отказ от социалистической революции, диктатуры пролетариата, идея сотрудничества классов. Левый оппортунизм – неустойчивая смесь ультрареволюционных теорий и авантюристических тактик, толкающих революционное рабочее движение на неопределенные действия, бессмысленные жертвы и поражения. К правым относили социал-реформистов, ревизионистов, центристов. К левому – анархистов, анархо-синдикалистов и т.д.

В Соединенные Штаты забрел призрак коммунизма

Цветная революция пришла в Америку: её колер-черный

Американский штат Флорида опять, как и 20 лет назад, может определить победителя нынешних президентских выборов в США. Тогда, в первый год нового тысячелетия, голоса республиканца Джорджа Буша и демократа Альберта Гора подсчитывались около месяца. В результате Буш победил с преимуществом в одну тысячу голосов (это при 6 миллионах бюллетеней). Ошибок могло быть сколько угодно, но Верховный суд присудил ему победу.

Это сценарий может повториться и сейчас. Преимущество Джо Байдена во Флориде эфемерно – по одним опросам оно составляет всего около трех процентов, по другим кандидаты идут вровень. Но на выборах 2020 ставки еще выше, чем два десятилетия назад. Речь идет о том, какую модель на ближайшие годы выберет страна: правоконсервативную от Трампа, за которым стоят так называемые «патриоты»-белые американцы, прежде всего из глубинки и провинциальных городков, или же победа будет за Байденом, за которым «черное воинство» и поклонники левого пути, так называемые «прогрессисты».

Байден, впервые после своей номинации в качестве кандидата в президенты посетил Флориду, тщательно выбрав район, в котором он встретился с избирателями. Это был город Тампа, в центральной части штата, где сильно влияние выходцев из Пуэрто-Рико. В демократе Байдене их привлекает либеральная иммиграционная политика и неоднократно звучащие его обещания простить иммигрантов-«нелегалов» с юга.

Читайте также:  Общество, экономика, наука, техника и прогресс США в 1970 годы

А у Трампа- другая аудитория, хотя и она также представлена hispanics- выходцами из Латинской Америки. Это имеющие сильное влияние в конгрессе США и местных органах власти кубино-американцы, а также набирающая вес венесуэльская диаспора. Президент, чья частная резиденция находится во Флориде, неоднократно встречался и с теми, и с другими. Самую громкую поддержку он получил от бывших бойцов Бригады 2506, которая в апреле 1961 года высадилась в кубинском заливе Свиней с тем, чтобы свергнуть Фиделя Кастро.

Кубино-американцы стали настоящим камнем в ботинке Джо Байдена. В штате у них свыше 600 тысяч зарегистрированных избирателей и там Трамп опережает Байдена с преимуществом в 38 процентов. Семь венесуэльцев из десяти также поддерживают нынешнего президента. Укрепляя позиции среди этой группы, госсекретарь Майк Помпео направился 18 сентября в пограничный с Венесуэлой бразильский городок Боа Виста, чтобы встретиться с беглецами от ужасов «социализма 21 века» Чавеса-Мадуро. Там он заявил, что американская администрация намерена усилить давление на Мадуро с тем, чтобы «ненавистный узурпатор», наконец, ушел. Это встреча, вероятно, также добавит Трампу десятки тысяч голосов обретающихся во Флориде обеспеченных венесуэльцев.

Иммигранты с Кубы и Венесуэлы двумя руками поддерживает Трампа, потому что они ненавидят левых и очень боятся прихода в Америке к власти социалистов. Они полностью восприняли риторику Трампа о том, что маломощный и старый Байден будет марионеткой в руках наглеющих с каждым днем потомков рабов из организации «Жизни черных имеют значение» (ставшая уже, наверное, известной на весь мир английская аббревиатура BLM) и поддерживающих их леваков, среди которых немало идеологически обработанных выпускников престижных вузов.

Один из них, художник Дэвид Датун недавно объявил, что он хочет построить в Вашингтоне мавзолей, и намерен приобрести тело Ленина за один миллион долларов, а, может, и за большую сумму. Лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов, конечно же, сразу возмутился и сказал, что тело вождя страна не отдаст, что у нас берегут святыни, в отличие от американцев, которые взяли и снесли во время протестов голову памятнику Колумбу.

Зюганов не о том говорит. Он должен радоваться, что идеи Ленина живут и побеждают за океаном. Ведь, как объяснил свою мысль Датун, «Америка движется в сторону коммунизма и социалистических идей. Сегодня атрибуты в виде мавзолея и Ленина больше нужны США, чем России».

Так движется ли Америка в сторону социализма, как того боятся иммигранты (кстати в их числе и подавляющее большинство выходцев из России), познавшие на своей шкуре, что такое казарменный социализм? Издание The Real News Network спросила одну из основательниц BLM Пэтрис Куллорс, есть ли у этой организации какая-либо идеологическая база. «Конечно,-ответила она,-это марксизм, мы все тренированные марксисты».

То, что BLM является марксистской, никого в Америке не удивило, но, разумеется, было важно это услышать из уст основательницы и активистки движения, пишет издание. Просто теперь последователи Маркса наполнили «Коммунистический манифест» расовой борьбой, а борьбу пролетариата против буржуазии- борьбой черных против белых. Но конечная цель та же самая—создать государство, в котором революционерам будут принадлежать все средства производства и которые будут иметь контроль над всеми сферами жизни людей. Средства для достижения этой цели используются те же, что применяли большевики: создание атмосферы анархии и социальной смуты, нетерпимости к обеспеченным гражданам и противостояние христианской религии.

Ультралевый активист и другой основатель BLM Шон Кинг сообщил прессе, что после того, как его движение расправится с памятниками конфедератам, которые были ответственны за рабовладение, оно будет крушить и памятники Христу, олицетворяющими «белое превосходство». По словам Кинга, к этому призывал Карл Маркс, который называл религию «опиумом для народа», и «мы, как настоящие революционеры этому будем следовать».

Позволю себе краткое, но имеющее к теме непосредственное отношение, отступление. Некоторые российские исследователи насчитали в мире в последние десятилетия 64 цветных революции. Разумеется, самой одиозной является «Оранжевая революция» на Украине. Но есть и другие—«революция роз» в Грузии, «тюльпановая революция» в Киргизии, «кедровая революция» в Ливане, «бульдозерная революция» в бывшей Югославии, «революция зонтиков» в Гонконге, и даже «уксусная революция» в Бразилии (вы слышали о такой, читатель?). Последней в этом ряду стала попытка революции, которой пока еще не придумали колер, в Белоруссии.

И, конечно же, за всеми этим цветными революциями, по мнению политологов, стоял империализм США. Через своих агентов и лазутчиков, в последние годы широко используя социальные сети, он провоцирует антиправительственные перевороты – с тем, чтобы потом взять под контроль эти страны.

Но теперь – вот парадокс!—цветная революция под марксистскими знаменами охватила США, и все другие «сестры»- уксусные, дынные, джинсовые и прочие – на ее фоне померкли. Ну, если хотите, назовите ее не цветной, а просто черной. Как сказал бы Остап Бендер, пусть первым бросит в меня камень, если это не так.

Но не мог же американский империализм спровоцировать бунт у себя дома? Уж не бойцы ли товарища Зюганова так постарались, что Америку лихорадит уже несколько месяцев подряд?

Пресловутый «призрак коммунизма» не просто бродит по американским просторам, он уже обрел очертания персонажа из фильмов ужасов Фредди Крюгера. Громит все подряд, заставляя законопослушных граждан сидеть за семью замками и опустошая улицы городов, превращая их в прибежище для наркоманов и преступников. И слышится его песенка-считалка, которой он пугает американцев: «Раз, два, Фредди заберет тебя! Три, четыре, запирайте дверь в квартире! Пять, шесть, Фредди всех вас хочет съесть! Семь, восемь, Фредди к вам придет без спроса! Девять, десять, никогда не спите, люди».

Но теперь – вот парадокс!—цветная революция под марксистскими знаменами охватила США, и все другие «сестры»- уксусные, дынные, джинсовые и прочие – на ее фоне померкли. Ну, если хотите, назовите ее не цветной, а просто черной. Как сказал бы Остап Бендер, пусть первым бросит в меня камень, если это не так.

Shūkan Gendai (Япония): почему Гитлера нельзя считать левым и социалистом? Опасность навешивая простых ярлыков

Распространяется восприятие Гитлера в качестве социалиста

В последнее время консерваторы начали называть Гитлера социалистом. На самом деле, подобные заявления американских консерваторов правого толка и части республиканцев уже стали дежурными. Они используются для того, чтобы наносить удары по своим оппонентам — демократам.

Так называемые японские нэтто-уёку (Netto-uyoku — термин, обозначающий японских неонационалистов, которые взаимодействуют между собой через собственное киберсообщество — прим. ред.) также ассоциируют нацизм с социализмом. Зачастую они используют это, чтобы критиковать левых. Они утверждают, что все, кто предлагает социалистические или левые идеи, являются нацистами. Они ведут человечество к войне и холокосту. Подобные бестактные заявления не соответствуют историческим фактам.

Официальное название партии нацистов — Национал-социалистическая немецкая рабочая партия. В название включены слова «социализм» и «рабочие», поэтому многие строят логическую цепочку: нацизм = социализм = левое крыло, однако подобная тривиальная точка зрения упускает из вида важное значение слов «национал» и «немецкая».

Очевидно, что эти слова указывают на правую политическую позицию, основной акцент которой смещен на нацию и расы. Неразрывная связь с этими аспектами полностью меняет значение «социализма» и «рабочих».

Партия нацистов провозгласила не просто социализм, а так называемый «национал-социализм». Это означает социализм, который предназначен исключительно для немецкого народа и расы, а также неотъемлемо связан с расизмом (антисемитизмом) и превосходством одной расы над другими (Между тем в Японии название партии часто переводили как «государственно-социалистическая». Чтобы не смешивать такие понятия, как «государство» и «нация», в последние годы принято переводить партию как «национал-социалистическая». Как говорил Гитлер, нацизм — это движение, в приоритете у которого находится народ/нация. Государство — это всего лишь средство достижения цели).

Нацизм противоречит принципам марксизма: классовой борьбе и интернационализму. По нему двигателем истории являлась межрасовая борьба, а его целью было возрождение и экспансия Германии за счет национализма (единения народа и государства). Подобная политическая позиция не только в корне отличается от социализма и коммунизма, целью которых являлось свержение капиталистической системы, но и является их очевидным врагом.

Действительно, во времена Веймарской республики нацисты отчаянно боролись с левыми партиями, и когда они пришли к власти, арестовали и отправили в лагеря всех социалистов и коммунистов, подавив эти движения на корню.

Сам Гитлер в своей книге «Моя борьба» неоднократно отмечает опасность коммунизации Германии. Он называет евреев кукловодами коммунизма и критикует их международный заговор. В соответствии с этими идеями в ходе войны между СССР и Германией была поставлена агрессивная цель обеспечить «жизненное пространство на Востоке», а также расовая и политическая цель искоренить евреев и большевизм.

Рабочих умаслили, но…

Действительно, нацизм подвергся частичному влиянию социализма. Гитлер копировал пропагандистские методы левых партий и нередко прибегал к антикапиталистической риторике. Он взывал к ресентименту рабочего класса, и в начальный период нахождения у власти у левого крыла нацистской партии были намерения совершить социалистическую революцию (после «Ночи длинных ножей» в конце июня 1934 года большинство из них лишилось власти или оказалось на незначимых постах).

Кроме того, после прихода к власти нацисты начали создавать рабочие места за счет общественной деятельности, улучшать благосостояние рабочих, предоставлять поддержку семьям и оплачиваемые отпуска, развивать сферу досуга, а также проводить другую политику. Они преподносили это как достижения действующего социализма.

Хорошо известны такие вещи, как Volkswagen, дешевые автомобили, разработанные специально для рабочего класса, и комплексные туристические путевки, которые предоставляло объединение «Сила через радость» для того, чтобы скрасить досуг рабочих.

За внедрением «социалистической» политики (в смысле социалистического равенства) стояла цель умаслить рабочих, вывести их из классовой борьбы и интегрировать в «Фольксгемайншафт» (Volksgemeinschaft), которое не предполагало никакого расслоения.

Смысл был в том, чтобы протянуть руку помощи рабочим, у которых не было социальных и экономических преимуществ, пропеть им славу, воззвав к гордыне и самоуважению, и одновременно предоставить им реальные блага, а также пообещать богатую жизнь, чтобы добиться адаптации к системе.

«Социалистическая» политика была малоэффективной

Тем не менее так называемая «социалистическая» политика и пропаганда восхваления рабочих не привела к реальному улучшению уровня жизни. Несмотря на слоганы «Фольксгемайншафта», социальное неравенство и конфронтация никуда не делись.

Структура немецкого общества за 1930-е годы практически не изменилась. Рабочий класс по-прежнему составлял примерно 60%. В отличие от других социальных групп, которые получали блага за счет экономического роста, он влачил жалкое существование.

Радикальная политическая позиция нацистов, нацеленная на полную реорганизацию нации и общества, отличается от особенностей общего консерватизма и правого крыла. С точки зрения отрицания свободы и демократии она скорее была ближе к коммунистической системе левого толка.

Сообщество «Война, политика, идеология, патриотизм»

В это время левые национал- социалисты тесно сотрудничали с коммунистами, участвуя в совместных забастовках, демонстрациях, бойкотах и драках с правыми штурмовиками. Организовывались различные комитеты, собрания и дискуссии с участием Отто Штрассера и видных деятелей КПГ (В.Мюнценберг, Х.Нойман).

ИТАЛЬЯНСКАЯ ЭМИГРАЦИЯ.

В период с 1861 по 1976 год, с момента создания Италии, из страны эмигрировали около 30 миллионов человек, 9 из которых впоследствии вернулись. Как и любые статистические данные, эти не обладают совершенной точностью: Италия начнет вести статистику по эмиграции только с 1876 года. Современные исследования показали, что не существует ни одной итальянской семьи, особенно на юге страны, которую не коснулась бы проблема эмиграции.

В первую очередь меня интересует итальянская эмиграция в Америку как предпосылка для возникновения итало-американской кухни, поэтому первостепенное внимание уделю именно США. Со своей стороны обещаю, что таких слишком отвлеченных и исторических постов больше не будет, даже про Первую мировую войну напишу легче и в более в кулинарном аспекте.

Читайте также:  Отзыв о поездке в США в 1967 году политического обозревателя

Феномен именно американской эмиграции, среди прочего, объясняется тем, что билет на пароход в Америку стоил менее, чем билет на поезд в страны северной Европы, а также тем, что Америка нуждалась в рабочей силе и предлагала рабочие места. Например, в 1900 году 47,20% эмигрантов уехали именно в США. На пике эмиграции, в 1913 году, приходилось 2.500 эмигрантов на 100.000 жителей Италии, т.е. примерно каждый 40 итальянец эмигрировал.

Общие сведения по направлениям эмиграции в таблице:

Например, эмиграция в Бразилию имела неудачный исход. После отмены рабства, в 1888 году, Бразилия очень нуждалась в рабочей силе. С белыми итальянцами-католиками обращались лучше, чем с бывшими рабами, но условия жизни там были настолько невыносимыми, что эмиграция в Бразилию была запрещена Декретом Принетти 1902 года. Несмотря на это, итальянский консул в Сан Паоло писал о том, что даже самые бедные итальянцы, жившие в глиняных хижинах, ели намного лучше, чем на Родине – кроме маиса, ели также фасоль, рис, картофель, свежие овощи и потребляли ошеломляющее количество мяса (свинина, говядина, курица) на семью в год – 570 килограммов.
У меня есть знакомый «итальянец», Даниеле (мама- латышка), потомок бразильских эмигрантов. Он уже совершеннолетним переехал из Бразилии в Рим – работает рекламным фотографом. Скучает, холодно ему в Риме, очень хочет вернуться обратно.

Несколько слов о женской эмиграции. Существовало такое явление, как “spose per procura”, что в наших реалиях проще всего назвать «невеста по переписке». Итальянцы уезжали в том числе в Колумбию, как ее тогда назвали «английская Канада», это было время, когда существовали индейские поселения и медведи бродили сами по себе. Пароход, груженый невестами, прибывал в место назначения – итальянцы хотели жениться именно на итальянках, а невесты видели суженых, если видели, дай бог, только на фото. Женщины уезжали в надежде на лучшую жизнь.

По официальной статистике, за десятилетие 1901-10 Италию покинуло 6 миллионов человек (встречала и большие цифры). Для того, чтобы Вы могли представить масштабы явления – население Италии в 1900 году составляло 33 миллиона 570 тысяч человек, из них примерно половина трудоспособного населения.

Основным лозунгом эмиграции было «Mi emigro per mangier» – «эмигрирую, чтобы есть». По наблюдению одного из социологов, в то время у итальянцев был выбор «о brigante o emigrante» – разбойник или эмигрант.
Более 70% уехавших – крестьяне и сельскохозяйственные рабочие. Для сравнения – художники и скульпторы – 0,11%, рабочие – почти 10%, каменщики и каменотесы – 9,3%. И по нашему профилю – владельцы гостиниц и занятые в пищевом производстве – 1,04%. Последняя цифра важна – распространение итальянской кухни в США пошло не от профессионалов.
Из тех, кто уезжали, 90% были неграмотны. Заработок среднего крестьянина или рабочего был крайне невысок – в 1880 году около 80% тратилось на скудную еду, в начале 20 века – около 70%, и только в 1953 году расходы на еду составят примерно 20-25% заработка.

Чтобы Вы не утомились читать текст, перегруженный фактами, можете посмотреть ролик. Он проиллюстрирован фотографиями того времени: люди, корабли, совершавшие трансатлантические переходы, реклама круизных кораблей, билеты, паспорта эмигрантов. Примерно с 2:15 звучит одна из самых известных эмигрантских песен «Мама, дай мне сто лир, хочу уехать в Америку… – Сто лир я тебе дам, но в Америку – нет, нет и нет!»

Италия как государство, конечно же, пыталась бороться с эмиграцией, влекущей потерю рабочей силы. В 1868 году выпущен циркуляр, предписывающий, что эмиграция возможна при условии подписанного трудового договора и наличии средств к существованию. Циркуляр Ланца 1873 года ограничивает выдачу паспортов и обязывает будущих эмигрантов представить доказательства покрытия расходов в случае их репатриации. В 1888 году был принят закон De Zerbi, запрещающий эмиграцию замужних женщин без супруга и мужчин, не прошедших воинскую службу. Впоследствии Муссолини также примет меры, направленные на борьбу с эмиграцией.

Один из мифов, касающихся итальянской эмиграции, это утверждение о том, что в основном эмигрировали итальянцы из южных провинций. Это неправда, вернее, неполная правда! Начало эмиграции как раз положили жители северных провинций, спасаясь от долгов и потери работы в результате надвигающейся индустриализации. В период между 1876 и 1900 годами основной поток эмигрантов как раз составляли жители северных регионов: Венето – 17,9%, Фриули – 16,1%, Пьемонт – 12,5%. Далее картина изменится. Последними уезжали жители Сицилии и Апулии, по одной из версий, этому факту есть очень любопытное и неожиданное объяснение. Когда во Франции с 1863 по 1895 г.г. филлоксерой было уничтожено 1,5 миллиона гектаров виноградников, практически более 90% всех имеющихся на тот момент виноградников страны, южные итальянцы вместо пшеницы стали сажать виноград, что как-то помогало им выживать.
Ссылка на статистические данные, табличку с цифрами можно понять, не зная языка: http://www.emigrati.it/Emigrazione/Esodo.asp

Одно из первых художественных свидетельств об итальянской эмиграции оставил писатель Эдмондо де Амичис (Edmondo De Amicis), который в 1884 году вместе с 1600 пассажирами проплыл на пароме из Генуи в Уругвай. По мотивам этого путешествия, занявшего 3 недели, в 1889 году была опубликована книга «Sull’oceanо» (я бы перевела как «Через океан»). Книга имела такой успех, что с момента ее выхода, была перепечатана 10 раз в течение двух недель.
Кто эмигрировал в Уругвай? «Эти крестьяне из Мантуи, которые в холодные месяца, переходили на другой берег реки По собирать черные клубни, вскипятив их в воде, не поддерживали себя, но умудрялись не умереть от голода зимой… и эти сборщики риса из нижней Ломбардии, которые за одну лиру в день трудятся в поту часами, чтобы купить поленту, заплесневелый хлеб и прогорклое сало»…
Де Амичис также описывает подарки, которые люди везли в Америку: «Кто бутылку особого вина, кто качокавалло, кто салями или килограмм пасты из Генуи или Неаполя, литр масла, коробочку сушеного инжира, даже фартук, набитый фасолью, но из собственного дома, из того уголка огорода, который родственник или друг наверняка должен был бы вспомнить»…
Внучка итальянцев, эмигрировавших в Аргентину, вспоминала, как бабушка, с глазами полными слез, рассказывала ей, девочке, о прекрасной покинутой Италии. И вынимала из ящика комода пакетик, который нежно гладила. Там был кусок хлеба, который дала ей мама, чтобы она его съела во время путешествия в Америку. Бабушка сохранила его на всю жизнь, поскольку свою мать ей больше увидеть было не суждено.

***
Первоначально основным портом, откуда отходили корабли в Америку, была Генуя. Путешествие длилось примерно 14 дней.

Отплытие корабля из порта Генуи в Америку, открытка того времени:

В таких условиях люди плыли, типичная картинка:

А вот так эмиграция освещалась в газетах:

Подпись под фотографией. Сообщение в газете Domenica del corriere 2 июня 1901 года: «Эмигрант ложится на лежак одетый и в носках, там же узлы и чемоданы…здесь же дети писают и какают, но, в первую очередь их тошнит. Через несколько дней каждое спальное место превращается в собачью конуру».

Не всем удавалось достичь места назначения. 9 августа 1906 года паром «Сирио», отплыв из Генуи в Америку с 2000 эмигрантами на борту, решил сократить маршрут, пройдя слишком близко к испанским берегам, но напоролся на риф и полностью ушел под воду в течение 15 дней. По данным страховых компаний погибло около 300 человек, по сообщениям газет – 700.

Песню, посвященную этой трагедии, также пел известный певец Франческо де Грегори. Я привела более колоритный и богато иллюстрированный вариант.

Того же, кому посчастливилось доплыть до Америки, ждала высадка на Эллис Айленд. Практически без багажа, с узлами и картонными чемоданами.

По прибытии пассажиры первого и второго класса досматривались в своих каютах. Высадка и сортировка эмигрантов третьего класса проходила с 1894 года на Ellis Island, который расположен практически напротив Манхэттена. Остров эмигранты быстро окрестили островом слез. «Распределитель» существовал там до 1954 года, с 1990 года это музей эмиграции.
Американский закон от 20 февраля 1907 N 96 года запрещал въезд на территорию страны, среди прочего, слепым, хромым, глухонемым, горбатым, слабоумным, беременным незамужним женщинам, анархистам, лицам старше 40 лет которые при высадке не смогут предъявить сумму не менее 250 итальянских лир и не докажут, что следуют к близким родственникам, которые обязаны содержать их либо предоставить работу. Пункт 7 Закона запрещает въезд «бедным» (!).
Прибывшие эмигранты вначале подвергались унизительному досмотру, сначала медицинскому, потом проходили собеседование, часто не знаю по-английски ни слова. Помимо этого, был еще один экзамен: проверялась национальность и политические взгляды. При этом, если эмигрант был неграмотным ему еще в Италии выдавался особый паспорт красного цвета – Passaporto rosso, что влекло дополнительные унижения. Хотя среди эмигрантов было примерно 90% неграмотных.
При проверке каждому выдавалась Inspection Card с номером. Вся процедура занимала, как правило, целый день После проверок предусматривался карантин.
Не прошедшие медицинский осмотр помечались белым крестом на спине. Капитаны судов были обязаны доставить тех, кого Америка не приняла, обратно, в порт отплытия. По статистике, таких вернувшихся людей только 2%. Большинство «отбракованных» бросалась в воду с Ellis Island, с целью самоубийства или в надежде добраться до Манхеттена вплавь.
Вид на Эллис Айлэнд:

Эмиграция в США существенно уменьшится в период Первой Мировой войны, не в последнюю очередь по причине демобилизации, а также инфляции, обнищания населения и практической невозможности купить билет. Потребность США в рабочей силе уменьшалась и американские декреты об эмиграции 1921 и 1924 года фактически положат конец политике «открытых дверей». Quota Act от 19 мая 1921 года ввел ограничения на въезд в страну иностранцев в пределах 3% от людей соответствующей национальности, проживающих в США. National Origins Act 1924 года снизил это количество до 2% жителей США соответствующих национальностей по состоянию на 1890 год. При принятии первой квоты въезд в США был разрешен 42.000 итальянцам, при принятии второй – только 5.645.
Основными направлениями эмиграции для итальянцев станут Аргентина, Канада и Австралия. Многие их эмигрантов в период фашизма будут арестованы, оказавшись заложниками политики Муссолини. В период Второй Мировой войны Эллис Айленд станет фактически местом заключения японских, немецких и итальянских граждан., каковым и останется до своего закрытия.
Один из самых трагических эпизодов итальянской эмиграции после второй мировой войны, пожалуй, касается Бельгии. Было подписано межгосударственное соглашение, по которому в 1954 году в Бельгию уехали трудиться более 5000 рабочих, в первую очередь из северных регионов Италии. Бельгия за это расплачивалась с Италией углем. Люди жили в бывших фашистских ангарах, по 10-12 человек на комнату, как говорится, с удобствами на этаже. Работали по 12-15 часов в день при температуре 45 градусов. Ситуация долго замалчивалась, пока 8 августа 1954 года в результате пожара не взорвалась шахта – в Mercinelle погибло 262 рабочих, 132 из которых были итальянцами.

И даже этому итальянцы умудрились посвятить песню. Вот она в прекрасном исполнении Клаудио Вилла.

Впоследствии, после 50-х, эмиграция стала все больше носить временный характер, итальянцы предпочитали европейские страны – Германию, Швейцарию, Францию.
Официальным годом окончания эмиграции в Италии считается 1976. После этой даты страна, наоборот, сталкивается не с проблемой эмиграции, а иммиграции. В 90-2000х в Италии происходит всем известный brain drain: в период 1997 -2007 уехало более 600.000 образованных молодых людей.

Читайте также:  Семьи итальянцев в США, родственные связи и традиции иммигрантов

***
Как жили итальянцы в эмиграции?

Spaghettifresser (примерно «жрущие спагетти»), babis (жабы), dago/дейго (в США), chianti (слово понятно всем, здесь – пьяницы), bat (летучие мыши), bolanderschlugger (глотающие поленту»), rital, macaron, WAP («без документов, типа наш БОМЖ) – это те немногие прозвища, которыми итальянцев «награждали» за рубежом.

В некоторых общественных заведениях вешали объявления «Вход итальянцам строго запрещен». Вот, например, фото, сделанное 1958 (. ) году в немецком городе Saarbruchen. Картинку скопировать не смогла, поэтому ссылка, надпись на двух языках : http://foto.libero.it/Mario1664/foto/tuttelefoto/eintritt-fr-Italiener-verbot Это грустное проявление национализма. В одном из блогов молодой итальянский парень прокомментировал его примерно так: «Нас немцы не пускали, потому что мы мало пьем!»))

Одна из непредумышленных ошибок, которые совершали итальянцы, переезжая жить в США, – нарушение правила расовой сегрегации. Не зная правил новой родины, они селились рядом с черными кварталами, там, где было дешевле.

В 1891 году в Новом Орлеане 12 итальянцев были линчеваны. Разъяренная толпа напала на тюрьму, где они находились, и совершила самосуд. В течение последующих 50 лет еще 28 итальянцев были подвергнуты суду Линча. В 1927 году на электрическом стуле были казнены Сакко и Ванцетти, которых даже самый незаинтересованный читатель знает по одноименным карандашам. Впоследствии их виновность подверглась очень серьезным сомнениям, особенно Ванцетти.

В то время в американской иммиграционной политике господствовала теория «социального дарвинизма» – если выходцы из Северной Италии относились к белым, кельтской расы, то выходцам с Юга приходилось намного тяжелее. Например, в переписи 1911 года сицилийцы отражены как «не белые», средиземноморской расы.

В Америке итальянцы предпочитали селиться «кучно» – так возникают Little Italy и Garlem Italianо в Нью-Йорке, который в 30-х годах насчитывает примерно 100.000 жителей. Поселения образовываются по типу «городская деревня» – несмотря на мегаполис, итальянцы сохраняют сельский уклад жизни.

Работают все. Например, в 1895 году ежедневная зарплата белого рабочего составляла 1,30$, черного – 1,25$, итальянца – 1,15$. Средний годовой заработок рабочего составлял около 300 долларов, чтобы скромно содержать семью требовалось примерно 800$. Дети помогают родителям, либо разносят газеты, чистят обувь, продают овощи и фрукты. С 14-ти лет дети работают вне дома. Женщины в основном заняты в текстильной промышленности, или, выражаясь гламурно, в индустрии моды. Мужчины заняты на тяжелых работах. Практически весь метрополитен Нью-Йорка построен усилиями итальянских рабочих.
Банки не дают кредиты, если заемщик не может представить 10.000 долларов наличными. Возникают кассы взаимопомощи, когда сосед занимает у соседа. Итальянцам запрещено заходить в американские католические церкви. В школах детям запрещено говорить по-итальянски, даже между собой на переменах, они обязаны американизироваться.

Как горек этот хлеб – поет Марио Мерола, один из самых неаполитанских певцов, мастер мелодрамы, в песне “Неаполитанские слезы”. Субтитры на английском. И опять песня демонстрирует иесную связь итальянского менталитета с домом и традициями – “поставь тарелку для меня на стол”.

Один итальянский энолог, эмигрировавший в Аргентину в 1907 году писал: «Мое первое самое большое впечатление в Аргентине, которое я получил – это количество мяса, которое есть этот народ… Мясо насколько дешево, что стоит менее, чем свежие овощи… Аргентина – единственная страна, где, сварив бульон, мясо выбрасывают».

Итальянские эмигранты достигли своей мечты – есть в достатке и в немалой степени способствовали распространению и популяризации итальянской кухни в США и других странах. Популярность итальянской кухни, конечно же, объясняется не только качеством ингредиентов, сбалансированностью и вкусом, но еще и экономией. Исследование, проведенное в США в 1907 году показало, что работодатель, предоставляя итальянскому рабочему жилье и питание, тратил 6,90$ в месяц, рабочему из других стран – 18$.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Феномен именно американской эмиграции, среди прочего, объясняется тем, что билет на пароход в Америку стоил менее, чем билет на поезд в страны северной Европы, а также тем, что Америка нуждалась в рабочей силе и предлагала рабочие места. Например, в 1900 году 47,20% эмигрантов уехали именно в США. На пике эмиграции, в 1913 году, приходилось 2.500 эмигрантов на 100.000 жителей Италии, т.е. примерно каждый 40 итальянец эмигрировал.

Смешанные браки

Безусловно, смешанные браки заключались, однако, и в первые десятилетия жизни итальянцев в Америке. При этом чаще женились итальянские мужчины па местных женщинах, преимущественно католичках. Ввиду того что итальянских девушек держали в строгости, молодые итальянцы обращались к ирландкам и, если женились вне своей национальной группы, то чаще на них. Так, в бостонском Норт-энде конца XIX в. ирландки выходили за молодых генуэзцев. Заключались, однако, смешанные браки с представителями других этнических и конфессиональных групп, например итало-еврейские и итало-африканские. В межрасовых браках белыми супругами чаще бывали женщины, но среди белых мужей преобладали итальянцы.

Впрочем, в XX в., как отмечено Гансом, итальянские девушки чаще вступали в смешанные браки, чем юноши. Это было связано с их большей социальной мобильностью и более высоким образовательным уровнем.

Созревание 2-го поколения вносило серьезные изменения в жизнь италоамериканской общности. Слабела приверженность к землячествам, хотя раздоры между ними продолжались. Так, в бостонском Вест-энде исчезала во 2-м поколении разница между выходцами из южных областей Апеннинского полуострова и с Сицилии. Слабее становилась внутренняя сплоченность итальянского квартала.

Созревание 2-го поколения вносило серьезные изменения в жизнь италоамериканской общности. Слабела приверженность к землячествам, хотя раздоры между ними продолжались. Так, в бостонском Вест-энде исчезала во 2-м поколении разница между выходцами из южных областей Апеннинского полуострова и с Сицилии. Слабее становилась внутренняя сплоченность итальянского квартала.

Удовольствие и недовольство

Итальянцам нравится жаловаться на жизнь. Иногда, общаясь с ними, у вас может сложиться впечатление, что приближается конец света. Итальянцы никогда не удовлетворены своими политиками, своей работой, своими футбольными командами, благоустройством своего города и тому подобное.

Особенно это явление распространено в Милане, где местные жители получили прозвище «il milanese imbruttito» — «испорченный миланец» — это человек, который постоянно на все жалуется, является не толерантным к другим, учит людей жить.

Как ни странно, эта привычка постоянно жаловаться сосуществует у итальянцев с их способностью наслаждаться жизнью и совсем не портит им вкус к жизни. Сами итальянцы признают, что, возможно, именно эта привычка получать удовольствие от жизни сдерживает их недовольство, их активизм, и тормозит развитие государства.

Как ни странно, эта привычка постоянно жаловаться сосуществует у итальянцев с их способностью наслаждаться жизнью и совсем не портит им вкус к жизни. Сами итальянцы признают, что, возможно, именно эта привычка получать удовольствие от жизни сдерживает их недовольство, их активизм, и тормозит развитие государства.

Итальянский язык и культура – тексты, образы и контексты

Ты хочешь выглядеть американцем!
Американцем! Американцем!
Но ты родился в Италии!
Послушай-ка меня,
ничего такого не надо делать,
Окей, неаполитанец!
Ты хочешь выглядеть американцем!
Ты хочешь выглядеть американцем!

Учеба с пяти лет, никакой литературы и 110 баллов из 100: как устроены итальянские школы

В Италии учатся 13 лет, обязательно меняют школу два раза, не носят школьную форму и не устраивают выпускных вечеров. Школьная система тесно связана с культурными и климатическими особенностями Италии. Традиции здесь чтят, а к инновациям в образовании относятся осторожно. Мария Торлопова рассказывает все, что нужно знать об итальянских школах.

10:30 — 10:45 — перемена

Свадьба на скорую руку

В Италии свадьбу начинают планировать задолго до самого события. Для меня это было настоящим шоком, поскольку за такой длинный срок можно несколько раз расстаться, а у тебя, например, ресторан забронирован! Свадебное платье шьют полгода, пока оно будет готово, тебе уже не за кого будет выходить замуж! Жених не дождется твоего платья. Но, поскольку нам надо было решать вопросы с документами, мы решили нарушить итальянские традиции и сделали все очень быстро.

Не хочу никого расстраивать, но итальянская свадьба в российском представлении выглядит скучно. Никто в салат лицом не падает в конце вечера, никто не дерется и не орет молодожёнам: «Целуйтесь между ножек!» У нас даже танцев не было, просто играла ненавязчивая музыка. Думаю, все это потому, что северные итальянцы отличаются от темпераментных южан. По своему менталитету и традициям они больше похожи на немцев или австрийцев.

Но при этом итальянцы очень любят веселиться и умеют отдыхать: постоянно собираются с друзьями, ходят в рестораны и на дискотеки. Со стороны возникает ощущение, что они всегда «на расслабоне». На самом деле эти люди могут поработать, когда надо, и умеют отключаться от своих проблем, чему нам стоило бы у них поучиться.

Но при этом итальянцы очень любят веселиться и умеют отдыхать: постоянно собираются с друзьями, ходят в рестораны и на дискотеки. Со стороны возникает ощущение, что они всегда «на расслабоне». На самом деле эти люди могут поработать, когда надо, и умеют отключаться от своих проблем, чему нам стоило бы у них поучиться.

7. В американских школах нет школьной формы, все ходят в чем попало

Не совсем так. Если посмотреть на private schools (частные школы), то практически в каждой из них носить единую форму обязательно. В английском она называется school uniform. Так школа старается поддерживать свой статус и традиции.

А вот в большинстве общеобразовательных школ формы и правды нет, но это не значит, что ученикам разрешено ходить в чем попало. У каждой школы есть определенный dress code: ученикам могут запретить, например, открывать свои плечи или ходить в коротких юбках и рваных джинсах.

Теперь немного о привычках американских школьников, которые гораздо меньше освещаются в кино.

А вот в большинстве общеобразовательных школ формы и правды нет, но это не значит, что ученикам разрешено ходить в чем попало. У каждой школы есть определенный dress code: ученикам могут запретить, например, открывать свои плечи или ходить в коротких юбках и рваных джинсах.

Sep. 19th, 2012

Борьба с сегрегацией протекала крайне тяжело, и центральные судебные органы, и администрации штатов вели свою политику, не торопясь с радикальными мерами. Школы находились под влиянием местных общин, и потому десегрегация продвигалась медленно. Были достигнуты большие успехи, но все же многие аспекты программы выполнить так и не удалось. И положение в школах ухудшилось: приход в «белые» школы детей из бедных семей «цветной» Америки привел к школьному насилию, злостной неуспеваемости, плохой управляемости классов. Преподавать стало тяжелее, дисциплина катастрофически упала.

Программа культурного обмена — что это и из чего состоит

Программа культурного обмена — не нововведение последних лет. Она была разработана американским правительством еще в середине XX-го века и с тех пор действует для школьников из разных стран. Это 100% погружение в жизнь американского подростка. Ребята в возрасте 15-18 лет живут в принимающих семьях, проводят вместе с ними свободное от учёбы время, знакомятся с бытом, культурой и языком другого народа.

Дети ходят в государственные школы штатов и участвуют в общешкольных и спортивных мероприятиях наравне с местными подростками. Уделять много времени спорту, выбирать самостоятельно предметы для изучения? Да, в американской системе образования так можно!

Все учебные или бытовые сложности, культурные различия ребёнку помогают преодолеть принимающая семья и представители спонсорских организаций. Это самостоятельность, но под крылом и присмотром.

  • Я стала более открытой
Ссылка на основную публикацию