Похороны в США и устройство похоронного бизнеса

Чем русские похороны шокируют американцев?

Между жителями России и США существует немало различий. Культура, менталитет, нравы и обычаи – все это разделяет граждан двух стран. Многое в жизни русских кажется американцам удивительным и непонятным, а некоторые моменты просто шокируют. Например, ритуал похорон, принятый в США, заметно отличается от традиционного погребения усопших в России.

Много водки

Известный специалист по психолингвистике, Владимир Жельвис, в своей книге «Эти странные русские» (Москва,2002 г.) отметил, что жителей дальнего зарубежья в нашей стране удивляют многие традиции, в том числе связанные с похоронами и поминками. Вообще, иностранцев шокирует, что употребление алкогольных напитков на практически любом мероприятии является делом обязательным.

«По русской традиции умерших поминают в день похорон, на девятый и на сороковой день, через год и даже через два. Поминки уместно сопровождать трапезой и, разумеется, возлияниями: пить можно по поводу рождения и смерти, свадьбы и развода, ухода в армию и возвращения из нее, окончания школы и университета, избавления от болезни и защиты диссертации. Пить без повода нехорошо, но найти хороший повод труда не составляет», – написал В. И. Жельвис.

Употребление спиртных напитков на поминках у католиков и протестантов (две наиболее многочисленные христианские конфессии в США) не приветствуется, у православных, вообще-то тоже, но традиция сильней.

В книге «Молитвы и каноны, чтомые по усопшим», которая была написана коллективом авторов и опубликована издательством «Сибирская благозвоница» в 2010 году (составитель Е. О. Фомина) указано, что православная церковь негативно относится к обычаю поить водкой буквально всех, кто пришел на похороны или поминки.

«Нередки случаи, когда поминальная трапеза, начавшись положенными словами, завершается как праздничное застолье, сопровождаемое пением под предлогом того, что покойник-де не хотел бы, чтобы мы грустили. Стоглавый собор 1551 года осудил языческие обряды, связанные с погребением усопших и посещением их могил. В частности, осуждалось приношение на могилу съестных припасов, чревоугодие и распитие спиртных напитков на поминальных трапезах», – говорится в религиозном издании.

Рюмка для покойного

Не одобряют представители православной церкви и другую традицию – специально ставить для покойного рюмку с водкой. Иногда такое угощение, имеющее явно языческие корни, стоит в доме усопшего вместе с кусочком хлеба в течение 40 дней после смерти.

Американцев шокирует сама мысль, что душа уже мертвого человека может обидеться на родственников, оставшись без выпивки.

Авторы книги «Молитвы и каноны, чтомые по усопшим» с сожалением написали: «Печально видеть, как современные люди, считающие себя христианами, но имеющие лишь минимальное представление о сокровенном смысле обряда погребения, стараются обязательно выполнять те или иные суеверные обычаи».

По мнению православных священнослужителей, эта традиция свидетельствует, скорее, о неуважении, проявляемом к покойному, раз его душе предлагают выпивку.

Размах застолья

Иностранцев часто удивляет и размах русских застолий, обилие угощений, обстоятельность тостов и длительность посиделок, даже если речь идет о похоронах и поминках. В США, например, совсем не принято отмечать 9 и 40 дней после смерти человека.

На сайте amelife.ru, посвященном особенностям жизни американцев, опубликована статья Юлии Шильниковой «Похороны в США». Автор отметила, что после погребения или кремации покойного обычно участников траурной церемонии ожидает угощение.

«Строгих традиций поминок в Америке не существует – они устраиваются исключительно по желанию родственников и очень сильно отличаются от поминок в России. В доме умершего на скромный обед собираются только самые близкие гости. Зачастую поминки являются фуршетом – приглашенные едят стоя скромные закуски. Существует также такая традиция: гости, приглашенные на поминки, приносят одно свое блюдо – таким образом они выражают соболезнование семье умершего и облегчают им проведение поминок», – сообщила Юлия Шильникова.

Впрочем, многое зависит от национальных и религиозных традиций покойного: итальянцы, китайцы, евреи, индусы, ирландцы и представители других народов организуют похороны хоть и по-своему, но с учетом общенациональных обычаев, принятых в США. Особым колоритом отличаются похороны афроамериканцев, во время которых принято петь, танцевать и совсем не показывать грусти.

Завешенные зеркала

Обычай русских плотно завешивать зеркала в доме умершего человека тоже кажется странным американцам. У нас считается, что иначе душа покойного испугается, увидев собственное отражение или, наоборот, невольно заставит устрашиться кого-то из родственников.

Многие люди строго следуют этому суеверию, и зеркала остаются завешенными в течение 40 дней после смерти человека. У американцев таких обычаев нет. Их приметы частично совпадают с русскими, но различия заметны. Так, жители США тоже стучат по дереву «от сглаза», боятся зловещего числа «13», стараются не ходить под лестницей и не смотрят в осколки разбитого зеркала.

Но у американцев есть и такие суеверия, которые кажутся странными жителям других континентов. Например, обычай носить при себе засушенную кроличью лапку для отпугивания вампиров и другой нечисти или привычка скрещивать пальцы, чтобы привлечь удачу.

Четное или нечетное

Иммигрантка их России Оксана Лесли в статье «Похороны в США» рассказала, как проводила в последний путь мужа-американца. Оказывается, в заокеанской стране все наоборот: живым людям принято дарить четное количество цветов, а на похороны приносить нечетное.

«Только букеты цветов здесь не приносят на похороны, а если заказывают, то их будет обязательно – нечетное количество. В магазинах, к слову сказать, на все случаи жизни цветы продаются в букетах – четное число. Четыре гвоздики, например. Двенадцать роз. Для похорон – нечетное число», – написала Оксана Лесли.

То есть, американец реально может подарить русской девушке 6 красных гвоздик и недоумевать: почему она расстроилась или даже обиделась на такое проявление внимания. Жителя США может шокировать и четное количество цветов в траурном букете.

Покойник в доме

По утверждению Оксаны Лесли, в Америке никому не придет в голову оставить тело покойного человека в доме до похорон, ведь всех умерших в этой стране сразу же отправляют в морг. И не важно, скончался ли человек в приличном возрасте после тяжелой болезни или погиб во цвете лет.

В морге обязательно проходит вскрытие и освидетельствование каждого тела. Там мертвеца бальзамируют (если родственники заплатили), обмывают и наряжают для похорон. А покойник, ожидающий погребения в собственном доме, для американцев – это нонсенс.

Самоубийцы – за оградой

В США считается правильным, когда человек сам покупает себе место на кладбище, заранее оплачивая все расходы на погребение и поминальную службу. Поэтому почившего хоронят там, где он заплатил. И при этом абсолютно неважно: является покойный самоубийцей или нет.

Христианство, как известно, считает самовольный уход из жизни тяжким грехом. Желая предотвратить возможные новые самоубийства, представители православной церкви отказываются хоронить таких людей внутри кладбищенской ограды. Дескать, не вздумайте совершить подобное, иначе тоже не найдете покоя на том свете.

Американцев часто удивляют одинокие неухоженные могилки, расположенные за пределами специально отведенных для захоронения мест.
Источник

В США считается правильным, когда человек сам покупает себе место на кладбище, заранее оплачивая все расходы на погребение и поминальную службу. Поэтому почившего хоронят там, где он заплатил. И при этом абсолютно неважно: является покойный самоубийцей или нет.

Дороже у католиков, дешевле у протестантов

Половина всех прощальных церемоний в США проходит по христианскому обряду. Но стоимость сильно зависит от того — по католическому или по протестантскому. Цена отличается потому, что обряды совершенно разные и даже занимают разное количество времени.

Католические похороны в США длятся два дня. В первый день проходит то, что у нас называется отпеванием — поминальная служба. А хоронят умершего на следующее утро. Перед этим в церкви снова собираются близкие покойного, но это уже больше похоже на гражданскую панихиду. Родные и друзья вспоминают, каким хорошим человеком он был, светлые моменты, плачут и смеются вместе. После этого вместе со священником они отправляются на кладбище, где проходит последняя служба.

У протестантов церемония прощания занимает один день. Сначала покойного хоронят, затем участники собираются в церкви, слушают проповедь пастора, выражают соболезнования семье. Никаких пышных церемоний у лютеран нет. Кроме того, за душу усопшего не молятся, так как, согласно протестантским канонам, она уже в руках Бога, и никакие молитвы ей не нужны.

Соответственно, стоимость получается разная. Католики платят за два дня аренды помещения — часто помещения разные, плюс священнику тоже надо заплатить за оба дня. Протестанты платят за один день. В итоге стоимость всех церковных сборов в католической церкви составляет 2 500 долларов, в протестантской — 1 000 долларов. Но цена тоже зависит от штата.

Для сравнения — стоимость отпевания в Москве составляет 3 000-7 000 рублей.

Половина всех прощальных церемоний в США проходит по христианскому обряду. Но стоимость сильно зависит от того — по католическому или по протестантскому. Цена отличается потому, что обряды совершенно разные и даже занимают разное количество времени.

Дороже у католиков, дешевле у протестантов

Половина всех прощальных церемоний в США проходит по христианскому обряду. Но стоимость сильно зависит от того — по католическому или по протестантскому. Цена отличается потому, что обряды совершенно разные и даже занимают разное количество времени.

Католические похороны в США длятся два дня. В первый день проходит то, что у нас называется отпеванием — поминальная служба. А хоронят умершего на следующее утро. Перед этим в церкви снова собираются близкие покойного, но это уже больше похоже на гражданскую панихиду. Родные и друзья вспоминают, каким хорошим человеком он был, светлые моменты, плачут и смеются вместе. После этого вместе со священником они отправляются на кладбище, где проходит последняя служба.

У протестантов церемония прощания занимает один день. Сначала покойного хоронят, затем участники собираются в церкви, слушают проповедь пастора, выражают соболезнования семье. Никаких пышных церемоний у лютеран нет. Кроме того, за душу усопшего не молятся, так как, согласно протестантским канонам, она уже в руках Бога, и никакие молитвы ей не нужны.

Соответственно, стоимость получается разная. Католики платят за два дня аренды помещения — часто помещения разные, плюс священнику тоже надо заплатить за оба дня. Протестанты платят за один день. В итоге стоимость всех церковных сборов в католической церкви составляет 2 500 долларов, в протестантской — 1 000 долларов. Но цена тоже зависит от штата.

Для сравнения — стоимость отпевания в Москве составляет 3 000-7 000 рублей.

Половина всех прощальных церемоний в США проходит по христианскому обряду. Но стоимость сильно зависит от того — по католическому или по протестантскому. Цена отличается потому, что обряды совершенно разные и даже занимают разное количество времени.

«Холодильники» на набережной

Соединенные Штаты — мировой лидер по числу случаев заражения, каковых к настоящему времени выявлено уже более 12 млн. Жертвами недуга в США стали около 257 000 человек — это тоже самый высокий показатель на планете.

Принимаемыми мерами ситуацию принципиально пока исправить не удается. Более того, не удается даже полностью решить проблему с телами умерших.

Тогда Нью-Йорк являлся центром эпидемии, и в день от коронавируса умирало до 700 человек. Нагрузка стала превышать возможности стационарных больничных моргов, и в связи с этим на улицах установили машины-рефрижераторы, которые должны были позволить временно решить проблему.

Мегаполис оказался не готов к такому количеству умерших. В апреле газета The New York Times сообщила, что жители одной из улиц в Бруклине обратились в полицию, пожаловавшись на ужасающий запах, исходивший от грузовиков и прицепа, припаркованных у офиса похоронного агентства. Стражи порядка, прибыв на место и открыв машины, обнаружили в них несколько десятков разлагающихся человеческих тел в мешках.

Похороны в разных странах

Самый печальный день в жизни каждого человека — это день похорон близких. Однако сюда добавляются проблемы организации траурного обряда — внимательное следование традициям заставляет относиться к этому весьма серьезно. Сегодня в «Дорожной карте» мы расскажем не только о существующих в разных странах традициях, но и о бытовых различиях в организации похорон. А кроме того, узнаем как хоронят королей и как за рубежом выглядят братские могилы погибших воинов. Включайте после 20:00.


Умирая, Леон Уесли из Луизианны попросил родных исполнить его последнюю волю. Любитель пива завещал похоронить его в гробу, украшенным логотипом Budweiser. Родственники серьезно отнеслись к желанию покойного и заказали красный гроб с надписью «Budweiser – король пива».

Стоит отметить, что обычно похороны в США не проходят так вычурно. Церемония прощания здесь вообще не сильно отличается от того, как это происходит в других странах. Чтобы вспомнить усопшего, родственники и друзья приходят в похоронное бюро или специально снятое помещение, где выставлен гроб с телом. Именно тут произносят речи и приносят соболезнования, а на кладбище затем едут только близкие родственники и друзья.

Это кажется странным, но многие американцы начинают готовиться к собственным похоронам заблаговременно. Так как прощальные церемонии и все, что с ними связано, обходятся в круглую сумму – в среднем похороны стоят около $10,000. Поэтому задумываться об этом печальном событии начинают уже с 40 или 50-ти лет. Именно тогда большинство американцев страхуют свою жизнь, ведь страховка поможет оплатить расходы на похороны и поддержит семью.

Кстати, в некоторых крупных американских городах, например, Нью-Йорке даже внушительные суммы не помогут их обладателю найти место на кладбище – здесь уже давно все занято. Потому многие нью-йоркцы еще при жизни начинают поиски будущей могилы.

Если в Нью-Йорке тяжело найти место на кладбище, то Вашингтоне есть место для захоронений, куда обычным гражданам вообще ни за что не попасть – это Арлингтонское кладбище. Еще во времена Гражданской войны здесь хоронили неопознанных солдат, но сейчас на кладбище погребают тела военных, что погибли во время боевых спецопераций, или тех, что имели специальные награды. К примеру, здесь, в Арлингтоне, похоронены генерал Джон Першинг, адмирал Уильям Лехи и президенты США, например, Джон Кеннеди.

На Арлингтонском кладбище есть также специальные секции, где хоронят солдат, служивших в Ираке и Афганистане, а также отдельный участок для медсестер, погибших в зоне военных конфликтов.

Само Арлингтонское кладбище, как, в общем, и другие кладбища в США, даже внешне отличается от российских – это большое открытое пространство без оград с одинаковыми надгробиями, на которых написаны имена почивших.

Читайте также:  Немецкое рабочее движение в США, влияние социалистов и коммунистов

К смерти португальцы относятся с необычайным почтением, и иногда на похороны человека, даже самого простого, тратится больше денег, чем он успел потратить на себя в течение жизни. До 1835 года, когда вышел закон, запрещающий хоронить сограждан в церквях и часовнях, это было повсеместным явлением, и исключение делалось только для самоубийц и погибших в результате эпидемий. Крупнейшее лиссабонское Cemitério dos Prazeres, что в переводе, не поверите, означает Кладбище Удовольствий, было построено как раз после эпидемии чумы, на месте одноименного поместья, давшего этому району в южной части Лиссабона столь жизнеутверждающее название. Именно здесь в октябре 1999 года была похоронена всемирно известная исполнительница фаду Амалия Родригеш или просто Амалия. Тело певицы было помещено в фамильный склеп, что довольно часто делают с состоятельными людьми. Гроб или даже точнее, герметически закрытая урна с ее останками, со свинцовой оболочкой внутри и дорогим деревянным покрытием снаружи, пролежала здесь два года, пока в июле 2001, по настоянию общественности, не была перемещен в Национальный пантеон. Здесь тело Амалии покоится среди десятка выдающихся граждан страны — действительных на момент ухода из жизни глав Республики и писателей. Королева фаду, как ее называли, стала первой женщиной и артисткой, которая была посмертно удостоена этой чести. Президенту страны пришлось утвердить поправку к указу о регламенте погребений в Национальном пантеоне, поскольку к тому времени еще не вышел четырехлетний срок, позволяющий это сделать.

В тот памятный день, который стал вторым массовым прощанием с певицей после ее ухода, с самого утра на кладбище собралась огромная толпа народу. Через некоторое время, видя наплыв желающих попрощаться с певицей, полиция ограничила вход в часовню и начала пускать туда только близких и родственников, оставив людей, прибывших на прощание смиренно ожидать на улице в надежде, что им все-таки разрешать войти внутрь.

Когда урну с телом, накрытую государственным флагом Португальской Республики извлекли из склепа, чтобы перенести в траурный автобус, над кладбищем установилась небывалая тишина. Вдоль улицы Сан-Бенту и по всему пути следования кортежа стояли люди. В руках у них были белые платки, которыми они также приветствовали певицу, отдавая ей дань памяти, безмерного уважения и любви. Около дома 193, где певица прожила последние годы своей жизни, траурный кортеж на несколько секунд остановился.

По прибытии в Пантеон, перед тем, как урна с телом была внесена в траурный зал, слово взял президент Республики, который посмертно наградил Амалию Родригеш высшей государственной наградой — Большим Крестом Ордена Инфанта Энрике, больше известного в мире как Генрих Мореплаватель. В честь Амалии писательский траурный зал, куда были помещены ее останки, переименовали в Зал португальского языка. Как и всякого крупного артиста, певицу провожали под аплодисменты и под звуки фаду, португальского городского романса, которому она отдала 60 лет своей жизни.

Хотите, чтобы вас достойно похоронили, мы поможем вам идеально организвать ваши похороны. Избавьте любимых родственников от проблем со своими похоронами, продумайте все сами заранее. Начните копить на свои похороны сегодня. Подпишитесь на страничку нашего похоронного агентсва в фейсбуке и посоветуйте его своим друзьям. Составьте плейлист для своих похорон, чтобы гости насладились музыкой, которую вы любите. Составьте меню из блюд, которыми вы хотите угостить друзей и близких на ваших похоронах. Братья Сэмуэл, последние сто шестьдесят лет мы организовываем похороны для семей района Ислингтон. – Все это реальные рекламные объявления похоронных услуг в Великобритании. Как видно, англичане к похоронам относятся практично и прагматично. Похоронные услуги заказывают в сертифицированных государством компаниях, которые берут на себя организацию прощания, отпевания, погребения и панихиды. Средняя цена всего сервиса 4000 фунтов. Дороже всего стоит установка надгробия, но на одном из сайтов дается совет, если у вас нет возможности установить надгробие сразу, вы можете открыть страницу в интернете, где все друзья и знакомые покойного, смогут делиться воспоминаниями.

Открываем один из сервисов, похожий на социальную сеть, он называется Нами Любимый – мачлавд. На нем вы регистрируете страницу погибшего и рассылаете ссылку всем, кто может написать свои воспоминания. Кажется, что это очень современный подход и отношение к смерти, на самом деле, довольно традиционная история для Великобритании. Раньше то же самое делали в бумажных письмах, и потом собирали книгу воспоминаний.

Во многих английских парках можно найти удобные деревянные скамейки, как правило, на них будут имена. В память о дорого любимом Джоне, в память о Ребекке и Питере, любивших гулять по этому парку. Такая надпись стоит полторы тысячи фунтов, она может быть любой, ее вырезают на общественной скамейке, а родственники и друзья могут прийти и посидеть на ней, посмотреть на реку и подумать о человеке, которого любили.

В тот памятный день, который стал вторым массовым прощанием с певицей после ее ухода, с самого утра на кладбище собралась огромная толпа народу. Через некоторое время, видя наплыв желающих попрощаться с певицей, полиция ограничила вход в часовню и начала пускать туда только близких и родственников, оставив людей, прибывших на прощание смиренно ожидать на улице в надежде, что им все-таки разрешать войти внутрь.

Последний бизнес. Как должны быть устроены похороны в современном мире?

В России похороны – это сложности и взятки. Можно ли это исправить?

Кладбище Донского монастыря. Фото: Владимир Вяткин / РИА Новости

Область смерти и связанных с ней ритуалов, прощальных процедур – одно из белых пятен современной социальной науки. Многое известно от антропологов и религиоведов, изучавших отношение к мертвому телу у аборигенов и в разные периоды истории, но в наши дни социологи редко заходят на это поле: слишком сложен доступ в закрытый мир похоронной индустрии, ее кухню не принято обсуждать вслух. Западные исследователи осваивают эту часть нашей жизни и превращают ее в предмет прагматичного исследования с 90-х годов, в России же социологи начали подступаться к ней лишь в последние годы. Один из первых таких исследователей – аспирант ВШЭ Сергей Мохов сейчас изучает неформальные практики в похоронном деле в Центральной России при поддержке фонда «Хамовники». Для Republic Мохов обобщил свои наблюдения о том, почему нынешняя похоронная индустрия в России так не похожа на то, что мы видим на Западе.

За последние 130 тысяч лет, с тех пор как неандертальцы впервые похоронили своего соплеменника, человечество придумало сотню разнообразных способов погребения – кремация, захоронение в землю, в воду и даже подвешивание на деревьях, как это делали древние жители Абхазии, Якутии и Филиппин. Похоронная эволюция не стоит на месте даже сегодня – в последние десятилетия развиваются все новые, альтернативные способы погребения, например ресомация – растворение мертвого тела в гидроксиде калия.

Различия касаются не только ритуальной части, но и институционального устройства похоронного дела. Один из популярных вопросов сайта TheQuestion – «Почему американские кладбища такие ухоженные, а у нас везде заборчики?» И действительно, почему? Почему в России непопулярны шикарные катафалки-«кадиллаки»? Почему все компании называются «Ритуал»? Почему ритуальные агенты такие циничные? Есть ли «нормальные» похоронные агентства?

На эти вопросы мы не можем ответить, обращаясь только к нашей культуре и традиции. Ключ к пониманию лежит в самом устройстве похоронной индустрии, которая костлявой рукой рынка создает облик современных похорон. Что мы знаем о том, кто и как хоронит людей в Европе и Америке, и можем ли сравнить наш рынок ритуальных услуг с опытом других стран?

На эти вопросы мы не можем ответить, обращаясь только к нашей культуре и традиции. Ключ к пониманию лежит в самом устройстве похоронной индустрии, которая костлявой рукой рынка создает облик современных похорон. Что мы знаем о том, кто и как хоронит людей в Европе и Америке, и можем ли сравнить наш рынок ритуальных услуг с опытом других стран?

Коренное население США: жизнь без будущего

Учёные установили предположительную связь между массовым истреблением индейского населения Америки и изменением климата. Звучит парадоксально, но по приблизительным подсчётам, колонизация американского континента стоила коренным американцам 55 млн.жизней (90% от всей их численности) – и это самая масштабная демографическая катастрофа за всю историю человечества. 56 млн.гектаров возделанной индейцами земли были заброшены и отвоёваны лесом. Произошло резкое нарушение процесса циркуляции углекислого газа в атмосфере, что спровоцировало сильное понижение температуры в 1500-1600 гг. Этот период учёные называют Малым ледниковым периодом: тогда в Англии промерзала Темза, аномальные холода опустились на Францию, Германию, Италию.

Данные исследования на правах научной гипотезы опубликованы в мартовском номере Quaternary Science Reviews (1), вновь напоминая о прошлом и настоящем положении индейского населения в США.

Согласно переписи 2010 г. коренное население США (индейцы, эскимосы Аляски и коренные жители Гавайских островов) составляют 1,6% от общей численности жителей страны. Федеральным правительством официально признаны 573 племени. 78% их представителей живут вне резерваций. Самые «индейские» штаты – Нью-Мексико (9,4%), Южная Дакота (8,8%), Оклахома (8,6%). В тройку самых многочисленных племён входят чероки, навахо, чокто.

Индейское движение представлено множеством зонтичных организаций, объединяющих представителей различных племён – Национальный конгресс индейцев Америки, Фонд защиты прав коренных американцев и др. (2,3).
Многие организации существуют с 1970-х гг., но к решению проблем индейского населения это не привело.

Ключевое направление деятельности всех индейских организаций – социально-экономические вопросы, культурная и правозащитная тематика. Но им не удаётся остановить процесс социальной маргинализации индейского населения, повысить его экономический уровень до среднестатистического, добиться
усовершенствования системы здравоохранения, образования и социальной поддержки для этой группы населения.

Статистика неумолима. Среди индейцев самый высокий процент участников боевых действий в сравнении с другими национально-расовыми группами населения и наименьший процент тех, кто пользуется полным пакетом социальных льгот для ветеранов. Пользующихся избирательным правом на 17% меньше, чем среди других групп населения. В отчёте Департамента жилищно-городского развития США (2017) говорится о необходимости строительства на территории проживания коренного населения 33 тыс. новых объектов жилья и замены 35 тыс. ветхих. 30% индейских жилищ отапливаются дровами, 18,9% не имеют телефонной связи, 8,6% – водопровода. Из 13,6 тыс. миль дорог, проходящих по территории проживания индейцев, твёрдое покрытие имеют только 7,3% (4).

Сложность индейской проблемы в том, что она стала хронической несколько веков назад и пребывает в этой фазе до сих пор. Между теоретическими усилиями федеральных властей по улучшению положения индейского населения и реальной жизнью большая пропасть. Теоретически племена обладают правом суверенного управления территориями своего проживания. На практике выживаемость резерваций зависит от дотаций центра. О реальном суверенитете речи нет. Официально власти анонсируют множество мероприятий по сохранению индейской культуры и увеличению рабочих мест для индейцев. На практике, большинство резерваций расположены на периферии, не затронутой культурной и экономической жизнью.

Самым эффективным способом интеграции индейцев в американское общество считалось привитие им двойной культурной идентичности. Но исследования Центра здоровья американских индейцев и коренных жителей Аляски свидетельствуют: индейцы с двойной культурной идентичностью более подвержены алкоголизму и наркомании, чем те, кто крепче связан с традиционной индейской культурой.

Сама структура американского социума, построенного на бикультурализме , служит инструментом разрушения индейского уклада жизни. Бикультурализм способствует эффективной интеграции в обществах с высокой степенью национального разнообразия, но не в национально гомогенных.

Бикультурализм в условиях резервации приводит к расщеплению культурного сознания, появлению размытой национальной идентичности без чётких маркеров, что влечёт за собой маргинализацию носителей такой идентичности со стороны обеих национальных групп (индейской и англо-американской): для каждой из них данный носитель является не вполне своим.

Вне резерваций проживает более 70% индейцев США. Для них бикультурализм – это механизм постепенной ассимиляции. Экономически агрессивный и успешный индивидуум, как психологический типаж американского социума, конфликтен по отношению к коллективистской и социально менее активной индейской культуре. В таком контексте индейская проблема неразрешима в принципе.

Президента Трампа индейцы воспринимают как сторонника жёсткого подхода к их проблемам. Анонсированное им на 2019 г. урезание социальных расходов предусматривает резкое сокращение финансирования программ вспомоществования для индейского населения в сфере образования, трудоустройства и медицины (5).

О маргинальности индейского вопроса в США, слабости внимания к нему правозащитников говорит более частое освещение американской прессой проблем афро-американцев и содомитов, чем коренного населения. Большинство материалов на индейскую тему – газетного формата и историко-публицистического характера. Аналитической информации недостаточно, отсутствует чёткое видение экономических и культурных перспектив индейского населения в США, его места в структуре американского социума.

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Сама структура американского социума, построенного на бикультурализме , служит инструментом разрушения индейского уклада жизни. Бикультурализм способствует эффективной интеграции в обществах с высокой степенью национального разнообразия, но не в национально гомогенных.

Война против Русской Америки… Сдача остатков (второй части) Русской Америки – Аляски

Война против Русской Америки… Сдача остатков (второй части) Русской Америки – Аляски «Кого нам хвалит враг, в том, верно, проку нет» (И. А. Крылов).1855–1867 годы. С вступлением на престол Александра II (1855–1881) Романова началось время десятилетней «опалы» оставшейся части

Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Латинской Америки в начале века За время, прошедшее с момента получения независимости, страны Латинской Америки заметно продвинулись в своем социально-экономическом развитии. К началу XX века

Забытая реальность: как живется индейцам в резервациях?

История коренных народов Америки насчитывает 30 тысяч лет еще до того, как приплыл Колумб и по ошибке назвал аборигенов индейцами. Их небольшие племена были разбросаны по всему континенту, индейцы говорили более чем на 300 разных языках. Каков нынешний образ жизни коренного населения одной из самых мощных в экономическом отношении держав мира? Как происходило обустройство индейских резерваций, и как племена выживают в современных реалиях? В вопросе разбиралась Дарина Фомичева.

«Дорога слез» коренных жителей Америки

Прибывая на американские земли, хлынувшие вслед за Колумбом европейцы преследовали разные цели. Кто-то желал нажиться на торговле, кого-то манили полные рыбы океанские воды, часть людей приезжала, чтобы построить дом и заняться сельским хозяйством. Индейцы рады были поделиться с переселенцами землей, опытом и даже едой. Идиллия и мирное сосуществование длились недолго. Не имевшие ни малейшего понятия о частной собственности индейцы были обескуражены тем, что земли, которые у них за бесценок выкупали белые, становились закрытыми для охоты и рыбалки. Они считали, что землей должны в равной мере пользоваться все, а дороги и города портят ее «лицо».

Читайте также:  Малые иммигрантские национальности в США

Интересно, что всем известный праздник – День благодарения – первой стала праздновать группа английских поселенцев, прибывшая в Америку в 1620 году. Они были благодарны за то, что выжили после первого года в столь тяжелых условиях. С прибывшими в последний месяц осени пилигримами аборигены делились зерном и показывали рыбные места. Давали семена для посева и объясняли, как сажать и выращивать их на американской земле. Первоначальный посыл американского праздника – это благодарность индейцам за их доброту и щедрость.

Белые считали, что образ жизни дикарей не имеет никакой ценности и современная цивилизация имеет полное право на перераспределение ресурсов. У индейцев отнимали охотничьи угодья, поля, даже индейские города путем войн, угроз и военных соглашений, которые и не думали соблюдать.

В результате американское правительство приступило к переселению краснокожих с Юго-Востока США на Юго-Запад. Путь, который им предстояло пройти, вошел в историю как «Дорога слез». Насильственное переселение индейцев к западу от реки Миссисипи, во время которого погибли десятки тысяч индейцев, продолжалось до конца 1870-х годов. Племена гнали все дальше в горы на неизведанные еще территории, заключая соглашения и обещая оставить в покое и прекратить вторжение в жизнь племен. Но реальная жизнь была слишком далека от бумаг и чиновников Вашингтона. Путь золотодобытчиков-искателей приключений и наживы пролегал прямиком через индейские земли.

К 90-м годам XIX века Запад страны был заселен белыми. Не осталось ни границ, ни гор, за пределами которых индейцы могли жить спокойно. Правительство обещало сохранить оставшиеся индейские земли, предоставить продукты, ведь коренное население теперь было лишено возможности охотиться и самостоятельно добывать пищу . Но слабость управления, недостаточное снабжение, некомпетентность и нечестность чиновников принесло жителям резерваций множество страданий. В племенах распространялись болезни, к которым у индейцев не было иммунитета, как и к алкоголю, которым бледнолицые спаивали аборигенов.

Резервация как решение «индейского вопроса»?

Обустройство резерваций происходило согласно принципу «разделяй и властвуй». Малые племена сгонялись в одну резервацию, большие распределялись по нескольким. Непонимающие друг друга индейцы были вынуждены переходить на английский язык как язык межнационального общения (предполагаемая цель правительства – ослабление и пресечение национально-освободительного движения). Только в 1924 году коренные американцы получили гражданство, благодаря участию индейцев в сражениях в Первой мировой войне.

Сегодня в США насчитывается 550 индейских племен, официально признанных федеральным правительством. Общая численность американских индейцев составляет около 5 млн человек, 2/3 из которых проживает в 275 индейских резервациях. Наиболее крупные индейские племена –Чероки (около 310 тысяч), Навахо (около 280 тысяч), Сиу (115 тысяч) и Чиппева (113 тысяч).

Резервации сталкиваются с многочисленными социальными проблемами, не характерными для развитых стран современного мира, даже для их периферийных регионов.

Безработица в резервациях достигает 80-85%, а средняя продолжительность жизни мужчин составляет 44 года. Активисты видят в этом результат целенаправленной политики руководства США по окончательному решению «индейского вопроса» путем медленного и плавного самоуничтожения индейцев. Алкоголизм является проблемой для 8 из 10 индейских семей, каждый пятый заключенный в штате Южная Дакота – индеец, а процент самоубийств подростков в два с половиной раза выше, чем в среднем по США. На 800% выше, чем в среднем по Соединенным Штатам, и показатель уровня заболеваемости туберкулезом, на 500% – заболеваемости раком шейки матки, на 800% – диабетом, причина которого – поставки продуктов питания с высоким содержанием сахара, осуществляемые в соответствии с Федеральной программой обеспечения продовольственными товарами.

Коренное население одной из самых мощных в экономическом отношении держав мира живет на уровне отсталых государств, находясь на грани выживания. По данным многолетней статистики Министерства юстиции США, американские индейцы вдвое чаще, чем остальные жители США, становятся жертвами насильственных преступлений. Питьевая вода и канализация отсутствуют в 1/3 домов резервации, 40% домов не имеют электричества, 60% – телефонной связи. В каждом доме проживает примерно 17 человек, тогда как число комнат не превышает двух-трех.

Западная демократия только в 2005 году нашла в себе силы отменить закон, действовавший 330 лет и запрещающий индейцам посещать город Бостон. Как и для других меньшинств, для индейцев существует система неравной платы труда. В период кризиса они первыми оказываются без работы. По данным последнего десятилетия, индеец, прибывший в город, даже имея средства, не во всех кварталах может снять дом или поселиться в хорошем отеле, а также не будет обслужен в большей части ресторанов. Браки между белыми и индейцами запрещены в 15 штатах.

Восстановить то, что утеряно

Сегодня индейские резервации обладают тем же юридическим статусом, что и американские штаты. В резервациях действуют как федеральные, так и племенные законы. В большинстве резерваций активно действуют племенные суды и собственные правоохранительные органы.

Индейцы платят федеральные налоги и пользуются такой льготой, как бесплатное образование. В резервациях устанавливаются правила владения землей – во многих земля является коллективной собственностью племени, но есть и те, собственниками которых являются частные лица.

Двигателем прогресса для индейских резерваций в настоящий момент является игорный бизнес, разрешенный на их территории. К индейским казино нет однозначного отношения: имеются как его противники, так и сторонники. Первые требуют лишения налоговых льгот или апеллируют такой моральной составляющей, как отсутствие у молодых поколений мотивации получать образование, рост преступности, алкоголизм. Сторонники, в свою очередь, говорят, что казино обеспечивает рабочими местами сотни тысяч человек, благодаря чему отпадает необходимость выплаты социальных пособий. Или, быть может, в них говорит «историческая вина» белых перед коренными жителями Америки?

В целом все больше индейских племен старается обрести экономическую независимость. Одни привлекают в резервации бизнес, другие надеются, что природные ресурсы в их резервациях обеспечат доход, в котором они нуждаются. Молодое поколение индейцев старается получить лучшее из того, что есть в обоих мирах. Фред Кадазинн, правнук знаменитого воина апача, получивший образование в колледже, говорит следующее: «Мое поколение потратило все свое время на изучение обычаев белых. Мы усвоили их, но потеряли многое из своего индейского наследия. Сейчас мы пытаемся восстановить то, что было утеряно».

Сегодня индейские резервации обладают тем же юридическим статусом, что и американские штаты. В резервациях действуют как федеральные, так и племенные законы. В большинстве резерваций активно действуют племенные суды и собственные правоохранительные органы.

Модокская война

Вскоре представители местной администрации обратились к федеральным властям с рекомендацией удовлетворить просьбу Капитана Джека и выделить ему небольшую резервацию на старых землях модоков. Но это обращение осталось без ответа. К тому же за время отсутствия модоков на их землях появились новые поселенцы, не имевшие с индейцами никаких контактов. Появление законных хозяев этих территорий их только раздражало.

В 1872 году под давлением новых переселенцев власти решили загнать группу модоков в резервацию силой. И в конце ноября лагерь Кинтпуаша на Лост-Ривер был окружён регулярными войсками США и местной милицией. Капитан Джек не желал войны и согласился проследовать в резервацию, приказав своим людям выполнить требование американцев и сдать винтовки. Однако один из молодых воинов всё же оставил за поясом револьвер. Это не осталось незамеченным. Завязалась ссора, модоки схватились за брошенные винтовки. Началась перестрелка, известная как Сражение на Лост-Ривер. Погиб один американский солдат и двое модоков, несколько человек были ранены.

Американцы, несмотря на численное преимущество, отступили. Модоки скрылись в расщелинах горного кряжа, который впоследствии стали называть Крепость Капитана Джека. За месяц против 52 модоков было стянуто около 400 солдат регулярной армии с пушками. Кроме того, к убежищу индейцев подошли отряды местной милиции из Калифорнии и Орегона. 17 января во время американского наступления на кряж опустился густой туман. Армия потеряла 35 человек убитыми и 25 ранеными, так и не нанеся никакого ущерба модокам. Суеверные солдаты приписали успех Капитана Джека стараниям модокских шаманов. Боевой дух американцев был подорван.

25 января власти США решили снова начать с модоками переговоры. К индейцам отправили представителей местной власти, а также участника Гражданской войны, опытного генерала Эдварда Кэнби — в качестве координатора от армии.

Кинтпуаш сразу же заявил, что желает мира. Но потребовал амнистии для своих людей и выделения земель под резервацию в родных местах. Однако американцев эти условия не устроили. Они настаивали на том, чтобы модоки вернулись в старую резервацию и требовали суда для индейцев, убивших при отступлении нескольких поселенцев. Когда же вождь поинтересовался, почему ему не выдают белых, виновных в убийствах индейских женщин и детей, он услышал в ответ, что индейский закон мёртв и что Америка теперь живёт только по правилам белых людей.

За то время, пока шли переговоры, сопровождавшие Капитана Джека модоки услышали в военном лагере разговоры, что никакой амнистии для индейцев не будет и губернатор намерен их схватить на выходе из крепости и повесить. Эти слухи были переданы вождю, но Кинтпуаш не оставлял попыток договориться. Некоторые из его людей обвинили его в трусости, требуя от вождя немедленно убить Кэнби. Капитан Джек пообещал сделать это только в том случае, если генерал и дальше будет предъявлять индейцам ультиматумы.

Благодаря Хукеру Джиму лидер мятежных модоков 4 июня был захвачен вместе с семьёй. Местное командование сразу же хотело казнить его, но Вашингтон настоял на показательном суде. Индейцам не предоставили адвоката и даже толком не разъяснили ситуацию. 8 июля Капитан Джек и пятеро его воинов были приговорены к смертной казни. 3 октября 1873 года вождя модоков повесили вместе с его людьми в Форте Кламат.

Семья индейцев в США, социальное развитие, кризисы и проблемы

Литвинова Н.

Государственная политика США в отношении индейского населения – одна из самых позорных глав американской истории. Только в Северной Америке и Австралии коренные народы стали чужими в собственной стране после прихода европейских колонизаторов. Они и по сей день составляют 1,6% от общей численности населения некогда принадлежавших им безраздельно земель.

В настоящее время в США насчитывается 550 признанных федеральным правительством индейских племен. По данным Бюро переписи населения, на 1 июля 2008 года количество индейцев, проживающих на территории Соединенных Штатов, составляло 4,9 млн. человек. И около двух третей из этих почти 5 миллионов индейцев проживает в административно установленных примерно 275 резервациях.

Отношения между индейцами и европейцами начинаются с открытия Америки Колумбом и начала колонизации. Взаимодействие этих двух культур не было однозначным. Известно множество фактов о дружбе и мире между коренными американцами и белыми поселенцами (как, например, в Плимутской колонии), но в целом же тактика освоения североамериканского континента не несла местным народам ничего положительного. Мирные индейские племена вытеснялись на неплодородные земли, где погибали от голода и болезней, завезенных европейцами; более воинственные и непокорные племена истреблялись в боях. Во времена активной колонизации европейцы, соперничавшие между собой за земли Нового Света, часто прибегали к военной силе индейских племен, обещая им мир в будущем.

Коренные американцы изначально расценивались большинством европейцев как низшая раса и помеха осуществлению колонизации. Девизом экспансионистов была фраза: «Хороший индеец – мертвый индеец». Некоторые ученые считают, что впоследствии и теория фронтира, и Manifest Destiny толковались как обоснование геноцида американских индейцев. Так, по мере отодвигания линии фронтира на Запад, новые американцы «очищали» земли от «аборигенов». А по Manifest Destiny европейцам принадлежала миссия по созданию идеального государства в Северной Америке, следовательно, все, кто мешал этому, были неугодны Богу и подлежали уничтожению. Это было естественной жертвой развивающейся цивилизации. Вследствие осуществления этой, подобной нацизму, идеологии численность индейцев сократилась с 3 миллионов до 200 тысяч человек. Убийства коренного населения подчас были крайне жестокими и не имели основания. Крупнейшие акты геноцида – у Вундед-Ни, у Гнаденхюттена, на острове Индиан-Айленд.

Планомерно осуществляемая индейская политика берет свое начало от Войны за независимость. Во время работы Второго Континентального Конгресса был создан Департамент по делам индейцев. После 1778 года Конгресс установил власть индейцев над землей и ресурсами в пределах отведенных им территорий. Правительство обещало племенам защиту в обмен на уступленные земли. После войны 1812-1815 гг. количество конфликтов между коренным населением и потомками европейцев возросло. В 1830 году Конгресс занялся проектом по переселению индейцев. Президент Эндрю Джексон был ярым сторонником проводимой политики, говоря, что если индейцев не переселить сейчас, они просто вымрут. В 1828-1838 гг. более 80 тыс. индейцев были отправлены к Западу от Миссисипи, тем не менее, «чистка» освоенных земель продолжалась до 1877 года. В дороге индейцы несли огромные численные потери, за что их путь был назван «тропой слёз».

Земля, освобожденная для освоения американцами, быстро закончилась, и в 1851 году Министерство Внутренних Дел стало осуществлять резервационную политику по насильственному «сгону» индейских племен на специально отведенные территории (в основном, в штат Оклахома). В 1862 году Авраам Линкольн объявляет о заселении Запада. Белым, готовым содействовать экспансионистской политике государства, выделялось по 160 акров земли, на которой как-раз-таки находились согнанные индейцы. Индейские земли стремительно сокращаются по площади. В последующие несколько десятилетий территории индейцев сократятся еще на 60%. Ближе к концу века эта политика приобретает направление ассимиляции, т.е. индейцев стремились разделить для того, чтобы якобы открыть путь для эволюции этой отстающей расе. Основным юридическим обоснованием данной политики стал Общий закон о распределении 1887 года. Но с другой стороны, резервации находились на землях, непригодных для сельского хозяйства; в первые десятилетия своего существования резервации были переполнены, а государственных компенсаций не хватало – люди умирали от голода; дополняло картину отсутствие медицинского обслуживания. К тому же американцы при политике расселения в полной мере руководствовались принципом «разделяй и властвуй»: сильные племена и племенные союзы были разведены по разным резервациям (например, племена Лиги ирокезов жили одновременно в 9 резервациях). И, наоборот – в одну резервацию могли «согнать» племена разных языковых групп; для общения им приходилось пользоваться английским языком, что, в конце концов, разрушало их самобытность.

Читайте также:  Религиозная жизнь американских скандинавов, путь к мормонству

Ситуация с резервационной политикой практически не менялась до 20х годов XX века. Согласно закону 1919 г. все ветераны Первой Мировой войны индейского происхождения получили гражданство США. В 1924 г. гражданство наконец было даровано всем индейцам. В 1930х гг. правительство начало возвращать индейским племенам отнятые ранее земли. При администрациях Рузвельта и Кеннеди было сделано многое для прекращения расизма и дискриминации коренного населения. В 60х гг. были приняты программы, направленные на экономическое и политическое развитие резерваций путем создания собственной инфраструктуры, открытия возможностей для получения образования, обучения для последующего трудоустройства. Также с того времени индейцы стремились получить большую самостоятельность в управлении. В 1975 году Конгресс США принял закон, позволяющий резервациям самостоятельно управлять своими программами в области образования и социального обеспечения.

Резервация индейцев Навахо в Аризоне, 2007 г.

Сейчас индейские резервации скорее служат во благо, потому что они являются центрами сохранения исконно американской культуры. Конечно, в резервациях существует масса проблем, как например, нищета, алкоголизм, низкий уровень грамотности, безработица. Также не искоренились проблемы в сфере медицины – средняя продолжительность жизни по данным Бюро переписи США составляет 29,7 лет. Еще по данным Бюро: лишь 55% индейцев владеют собственными домами; 76% коренных американцев старше 25 лет имеют полное среднее образование. В настоящее время американское правительство предоставляет индейцам множество свобод, о каких белое население не может и мечтать. Вероятно, подобное отношение обусловлено чувством вины за неконтролируемое истребление предков современных индейцев. Индейцы не платят земельный налог, также налогом не облагается бизнес и сделки, заключенные на территории резерваций.

Правительство «отдало» индейцам игорный бизнес, весь доход с которого идет в резервации. По закону США, индейцев не призывают в армию; они пользуются правом экстерриториальности. Резервации напоминают государство в государстве – там свои суды, законы, полиция, – они не подчиняются законам штатов, только федеральным. Жить в резервации или не жить – индивидуальная прерогатива, но из экономических и социальных соображений это гораздо удобнее, т.к. все программы и льготы распространяются только лишь на жителей резерваций. За проблемами в отдаленных индейских сообществах следят добровольцы из Совета Индейских Наций (CIN). Существует в США и масса благотворительных организаций, деятельность которых направлена на помощь индейцам в преодолении различных трудностей – как психологическая, так и материальная. Организации помогают малоимущим семьям, сиротам, инвалидам, оказывая помощь и предоставляя необходимые услуги, снабжают продуктами и нужными вещами и предметами быта. Одной из наиболее известных таких организаций является система Национальных вспомогательных благотворительных учреждений (National Relief Charities). Подобный коренной пересмотр государственной политики – от геноцида до предоставления широких льгот и поощрения сохранения культурных традиций и обычаев, всесторонней помощи – дает надежду на то, что образ коренных жителей Северной Америки не станет призраком книг и вестернов, и что новые и новые поколения потомков белых переселенцев смогут воочию увидеть народы, населявшие территорию Соединенных Штатов Америки задолго до пришествия европейцев.

Литвинова Н.

Геноцид индейцев англосаксонским либерализмом

Обещанной свободной жизни на новых местах индейцы не получили. Власти, помимо мер прямого физического насилия, в целях ограничения численности индейцев лишали их возможности элементарно прокормиться. Так, в середине XIX в. в Северной Америке началось беспрецедентно широкое истребление бизонов – своего рода зооцид. В таких масштабах в нём не было смысла. Однако мясо этих животных было основным средством питания коренного населения. Уничтожая их, власти и колонисты обрекали индейцев на голодную смерть.

Политконсультант Куртов о беспорядках в США: обиженным быть выгодно

О том, что происходит сейчас в Америке, о положении индейцев и чернокожих рассказал главному редактору “Правды.ру” Инне Новиковой президент Российской ассоциации политических консультантов Алексей Куртов.

Читайте начало интервью:

— Профессора Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе Гордона Кляйна отстранили от работы, после того как он отказался упрощать чернокожим студентам экзамены. Ему пришло письмо с просьбой об особом отношении к неграм при выставлении итоговых оценок, поскольку они заняты “уличным активизмом”. И профессор как ученый, разумный человек, письменно процитировал лидера движения за права чернокожих Мартина Лютера Кинга, который призывал отказаться от особого отношения к людям, не смотреть на цвет кожи. Профессор указал, что он даже не знает, кто из студентов чернокожий, и спросил, что делать, если студент наполовину чернокожий, наполовину белокожий. Тогда какое должно быть особое отношение? Студенты назвали его чрезвычайно бесчувственным, пренебрежительным и создали петицию (её подписали 20 тысяч студентов) о том, что он расист. В итоге его отстранили от работы. Проблема гораздо глубже.

Племена раздора: индейцы в США делят $8 млрд для борьбы с COVID-19

Одной из наиболее уязвимых для эпидемии COVID-19 групп населения Соединенных Штатов оказались представители коренных народов. Федеральное правительство решило выделить им пакет помощи на $8 млрд. За этот кусок предложенного Вашингтоном финансового пирога развернулась нешуточная борьба между индейцами из континентальных штатов и корпорациями, объединяющими представителей северных народностей, обитающих на Аляске. «Известия» разбирались в том, почему именно коренные жители континента, предки которых с момента колонизации прошли через множество кризисов, и сейчас попали в число самых беззащитных перед лицом вирусной угрозы американцев.

Усилия властей США, направленные на борьбу с дальнейшим распространением коронавируса COVID-19, пока не дают переломных результатов. Страна остается лидером по числу случаев заражения и летальных исходов. В силу ряда социально-экономических и других причин некоторые граждане США оказались в группе риска по заболеваемости. Среди них и американские индейцы, которых в современных США принято называть коренными американцами (Native Americans).

Показательной является плачевная ситуация, которая складывается в Навахо-Нейшн — крупнейшей индейской резервации, которая расположена на территории трех штатов — Аризоны, Нью-Мексико и Юты. В резервации площадью размером с Шотландию живет порядка 175 тыс. человек. Первый подтвержденный случай заражения COVID-19 там был выявлен 17 марта, и за полтора месяца число заболевших подскочило до 1282. Это самый высокий уровень заражения в расчете на душу населения после Нью-Йорка и Нью-Джерси — штатов, в которых произошел самый масштабный рост числа заболевших. В резервации от коронавируса умерли 49 человек, однако эксперты ожидают, что эта цифра увеличится, поскольку у многих зараженных болезнь протекает тяжело.

«Здесь, прямо в центре самой могущественной страны — США, у наших граждан нет такой роскоши, как возможность открыть кран и помыть руки водой с мылом», — пожаловался президент Навахо-Нейшн Джонатан Нез в беседе с AFP. По его словам, людям приходится возить воду, взятую на общественных насосных станциях, на расстояние до 50 км — для своих нужд и для скота, который разводят на фермах.

Каинова печать геноцида индейцев на англосаксонском либерализме

180 лет «Дороги слёз»

Претендуя на роль политического и морального мирового лидера, США много занимаются историческим мифотворчеством. Вместе с англичанами они насаждают картину «извечного тиранства» своих противников и извечной собственной борьбы за свободу и права всех народов. Однако реальность опровергает эти мифы. Одной из самых позорных страниц истории освоения североамериканского континента является геноцид его коренного населения сначала британскими колонизаторами, затем их преемниками из США.

В эти дни уместно вспомнить о 180-летней годовщине завершения процесса принудительной депортации (1830-1839 гг.) пяти «цивилизованных племён» из юго-восточной части США на безжизненные в те времена территории за Миссисипи в Оклахоме. Во время этой насильственной акции, получившей название «Дороги слёз», от болезней, голода и пуль погибло около 15 тыс. индейцев племён чероки (Cherokee), чикасо (Chickasaw), чокто (Choctaw), маскоги (Creek) и семинолов (Seminole).

Этот эпизод опровергает устоявшиеся голливудские клише о кровожадных дикарях, нападавших на мирных переселенцев и спровоцировавших собственное уничтожение в результате ответных мер. Названные пять племён потому и назывались цивилизованными, что в конце XVIII – начале XIX вв. они перешли от кочевой к оседлой жизни, мало отличной от занятий прибывших из Европы соседей, в том числе в культурном плане. Например, чероки и чокто быстро усваивали европейские технологические достижения и культуру. У чероки были свои школы, письменность, они поголовно приняли христианство, издавали газету «Чероки Феникс», даже попытались принять, хотя и безуспешно, свою конституцию. Никакой физической угрозы соседям они не представляли, во многих отношениях ведя себя более миролюбиво, чем подвыпившие ковбои в салунах.

Джордж Харкинс, вождь племени чокто, далёкий от «канонического» образа

Семья индейцев чероки

Символы племени чероки

Перемещая индейцев из родных мест, власти США и конкретно президент Эндрю Джексон были обеспокоены не отсталостью индейцев, а, наоборот, их слишком быстрым приспособлением к жизни европейских поселенцев. Индейцы на юго-востоке пользовались известной автономией и владели богатыми землями. Они могли задуматься и о самоопределении. Отправив их по «Дороге слёз», согласно принятому Конгрессом США Закону о выселении индейцев (Indian Removal Act) от 26 мая 1830 года, федеральные власти по существу пресекли их развитие. Законодательные собрания Джорджии, Теннеси, Алабамы, Миссисипи, Луизианы и других южных штатов имели свои виды на земли индейцев. Положение чероки, переселением которых был завершён весь процесс, особо осложнилось после того, как на их землях в 1834 г. было обнаружено золото.

На новых диких местах Оклахомы пять племён были постепенно сведены до уровня туристической достопримечательности. Президент Джексон с беспримерным цинизмом умудрился объявить лишение индейцев достигнутого ими прогресса благом. В специальном воззвании он витийствовал: «Друзья мои! Вы сами видите, что принесла вам так называемая цивилизация! Отправляйтесь на Индейскую территорию за Миссури – и там живите той жизнью, какая вам угодна!»

Современные чероки, облачённые для показа туристам

Обещанной свободной жизни на новых местах индейцы не получили. Власти, помимо мер прямого физического насилия, в целях ограничения численности индейцев лишали их возможности элементарно прокормиться. Так, в середине XIX в. в Северной Америке началось беспрецедентно широкое истребление бизонов – своего рода зооцид. В таких масштабах в нём не было смысла. Однако мясо этих животных было основным средством питания коренного населения. Уничтожая их, власти и колонисты обрекали индейцев на голодную смерть.

Горы черепов истреблённых бизонов. 40 000 бизоньих шкур в Канзасе

По оценкам исследователей, в 1800 году численность бизонов на континенте составляла 30-40 миллионов, а к концу XIX века они были истреблены почти поголовно. Американский генерал Филип Шеридан, прославившийся в гражданской войне на стороне северян, писал: «Охотники за бизонами сделали за последние два года больше для решения острой проблемы индейцев, чем вся регулярная армия за последние 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев. Пошлите им порох и свинец, коли угодно, и позвольте им убивать, свежевать шкуры и продавать их, пока они не истребят всех бизонов!» Шеридан, подчёркивая важность истребления бизонов, предлагал в Конгрессе США учредить специальную медаль для охотников за ними.

Генерал Филип Шеридан

Известный каждому школьнику в США герой американского фольклора Буффало Билл, настоящее имя которого Уильям Фредерик Коуди, прославился, например, тем, что за восемнадцать месяцев варварски убил 4280 бизонов. Железнодорожные компании использовали бизонов в качестве живых мишеней для развлечения пассажиров. Когда поезд подходил на расстояние ружейного выстрела к стаду, он замедлял ход или останавливался, окна опускались и пассажирам предлагалось заняться охотой, используя оружие и боеприпасы, предоставляемые компанией. Более 75 миллионов шкур бизонов прошли через руки американских дельцов в то время.

Практиковались и более изуверские методы. Немецкий этнолог Густав фон Генигсвальд сообщал в середине XIX в., что члены антииндейской милиции «отравили стрихнином питьевую воду деревни Кайнганг, вызвав смертельный исход приблизительно двух тысяч индейцев всех возрастов». Эти изуверы не были оригинальны, они следовали традициям, заложенным англичанами. Так, едва ли не первый пример биологической войны в новой истории продемонстрировал командующий британской армией в Северной Америке генерал, впоследствии фельдмаршал Джеффри Амхерст. В 1763 г. во время восстания племени оттавов во главе с их вождём Понтиаком он добивался «военных успехов», распространяя среди индейцев чёрную оспу.

В своем письме от 29 июня полковнику Г. Буке, готовившему в Ланкастере экспедицию в помощь его войскам, генерал Амхерст писал: «Возможно ли распространить эпидемию оспы среди племен восставших индейцев? Мы должны использовать любую хитрость, чтобы ослабить их». (1) Буке ответил согласием: «Я постараюсь заразить этих ублюдков с помощью одеял, которые могут попасть в их руки, и постараюсь не заразиться сам». И Амхерст ответил ему на это: «Ты должен сделать все возможное, дабы заразить индейцев с помощью одеял, так же как ты должен использовать любой другой метод, ради искоренения этой отвратительной расы». (2)

В США и Англии до сих пор находятся исследователи, которые утверждают, что факт прямой передачи указанных одеял нигде не зафиксирован, а потому и не доказан. Однако нужны ли дополнительные доказательства, когда известно, что такой приказ был отдан, а за невыполнение приказов в те времена в британской армии наказывали расстрелом. Буке же был только поощрён. Известен и результат – до половины всех членов племён, участников восстания Понтиака, погибли от чёрной оспы.

Передача заражённых оспой одеял

Говорят, что история повторяется. Методы, с помощью которых государства строят свою политику, видимо, тоже повторяются. Особый интерес англичан к применению отравляющих веществ прослеживается и сегодня. А уж по части наложения всякого рода санкций у их исторических преемников – американцев конкурентов просто нет.

(1) Memorandum by Sir Jeffery Amherst, May 4, 1763, HBP, series 21634, 161. Цит по. Grenier J. The First Way of War: American War Making on the Frontier, 1607–1814. Cambridge University Press., 2005, р. 144
(2) Bouquet to Amherst, July 13, 1763, ibid., series 21634, 215. Цит по. Grenier J. First Way of War… P. 145

Джордж Харкинс, вождь племени чокто, далёкий от «канонического» образа

Ссылка на основную публикацию