Пресса американских немцев, как изменялись газеты со временем

Немецкоязычные газеты и газеты русских немцев в России. Исторический аспект

Рубрика: Прочее

Дата публикации: 01.06.2020 2020-06-01

Статья просмотрена: 69 раз

До начала XIX века в России была только одна немецкая газета. Но после 1804 года, когда был обнародован первый Цензурный устав, появились такие издания, как «St.-Petersburgische Handels-Zeitung» (1803–1804, 1825–1860), «St.-Petersburgische Senats-Zeitung» (1809–1826), «Der russische Inwalide» (1813–1821), «Moskauische Zeitung» (1811–1812). А после принятия Цензурного устава 1865 года с каждым десятилетием немецких газет стало выпускаться все больше и больше, тематика их материалов становилась все разнообразнее и география распространения всё обширнее. Для примера достаточно будет упомянуть «Rußlands Bank und Handelszeitung» (1901), «Russische Eisenbahnzeitung» (1913–14 гг.), «St.-Petersburger ewangelisches Sonntagsblatt» (1858–1913), «Moskauer deutsche Zeitung» (1870–1914), «Saratowsche deutsche Zeitung» (1864–1866), «Odessaer Zeitung» (1863–1914), «Kaukasische Post» (1907–1913).

Не то, чтобы меньшинство

В США традиционно живёт много очень разных немцев: обычные протестантские семьи, традиционно сталкивающиеся с предубеждениями католические, знаменитые на весь мир амиши (у этой закрытой группы в том числе немецкое происхождение, и это заметно) и, конечно, атеисты.

Вот несколько имён, которые знает весь мир. Фамилия актёра Питера Динклейджа, звезды таких проектов, как «Три биллборда на границе Эббинга, Миссури» и «Игра престолов», имеет прямое отношение к тем самым немецким фон Динклаге, из которых вышел любовник Коко Шанель, нацист барон Ганс Гюнтер фон Динклаге. Конечно же, Питер пользуется англифицированной версией своей фамилии. Стоит уточнить, что сам актёр никакого отношения к нацистам не имеет. Кстати, женат он на театральном режиссёре Эрике Шмидт – и по имени легко догадаться, что она тоже немецкого происхождения.

Был немцем знаменитый Генри Хайнц, чьим именем названа компания, изготавливающая соусы. Немецкое происхождение по матери было у Уолта Диснея (и по-немецки его имя читается как «Вальтер») и по отцу – у миллионера Рокфеллера. Уильям Боинг (основатель компании по производству самолётов) первые годы своей жизни носил имя Вильгельм, потому что был наполовину немцем и наполовину австрийцем.

Немецкие предки, причём в пределах двух-трёх поколений, есть у многих богатейших людей США: у Билла Гейтса, Илона Маска, Стива Джобса, Ала Нойхарта (издание USA Today). Немцы также Эрик Шмидт (компания «Гугл») и Петер Тиль («ПейПал»). Множество американских президентов, что не афишировалось, имели немецкие корни.

Среди актёров немецкого происхождения можно назвать Кирстен Данст, Брюса Уиллиса, Леонардо ди Каприо, Сандру Баллок, Ким Бэсингер, Мэрил Стрип, Кларка Гейбла, Грейс Келли. И всё это – краткий список. Можно заметить, что немцы и люди немецкого происхождения составляют важную часть американской нации и культуры, во многом влияя на неё и, возможно, формируя. Каким образом они оказались невидимы?

Среди актёров немецкого происхождения можно назвать Кирстен Данст, Брюса Уиллиса, Леонардо ди Каприо, Сандру Баллок, Ким Бэсингер, Мэрил Стрип, Кларка Гейбла, Грейс Келли. И всё это – краткий список. Можно заметить, что немцы и люди немецкого происхождения составляют важную часть американской нации и культуры, во многом влияя на неё и, возможно, формируя. Каким образом они оказались невидимы?

Западные СМИ о пресс-конференции Путина: Все ложь, и про Навального мало

17 декабря состоялась ежегодная пресс-конференция президента России Владимира Путина, которая из-за пандемии проводилась в комбинированном формате — в зале сидело небольшое количество журналистов. Сегодня западные СМИ публикуют свои впечатления от выступления российского лидера, традиционно пытаясь найти хоть какой-то негатив.

Германский официальный телеканал Das Erste напомнил, что в преддверии конференции ходило много слухов о состоянии здоровья Путина, озвучивались предположения, что он тяжело болен и скоро уйдёт в отставку. Поэтому многие с интересом ожидали его появления на публике.

«Впечатление тяжелобольного человека он не произвёл», — разочарованно признали в Das Erste.

Кроме того, журналисты канала отметили, что Путин призвал к «массовой вакцинации» и заверил в эффективности и безопасности отечественной вакцины «Спутник V». Правда, сам он пока не прививался, потому что для его возрастной группы, людей старше 65 лет, это не рекомендуется.

«Я прислушиваюсь к рекомендациям наших специалистов, и поэтому пока этой вакцины, как говорят специалисты, не поставил. Но я обязательно это сделаю, как только это станет возможным», — процитировала британская The Guardian главу Кремля.

По словам журналистов из американской The Washington Post, «суть первого часа пресс-конференции — Россия успешнее других стран справляется с пандемией».

«В ходе длившейся четыре с половиной часа встречи с журналистами со всей страны российский лидер сохранял уверенный тон, заявив в том числе, что его страна проявила себя в борьбе против пандемии коронавируса лучше, чем США и Европа», — прокомментировало американское агентство Bloomberg.

Австрийская газета Kurier подчеркнула:

«Тот факт, что, предположительно, статистика по коронавирусу занижается, а число смертей „прячется под ковёр“, не обсуждался, говорилось только о том, что складывается хорошо. „Мы были лучше, чем другие страны“, — это высказывание проходило красной нитью через всё мероприятие».

В этом году на пресс-конференции, утверждает французский ресурс RFI, «был слон, которого нельзя не заметить» — вопрос об отравлении блогера Алексея Навального, заданный «журналистом, близким к Кремлю». По мнени Kurier, услышав заявленную тему, Путин улыбался, «как это обычно происходит при запланированных в драматургии вопросах».

Британское издание The Independent указало на то, что «российский лидер продолжил традицию не называть своего наиболее известного оппонента по имени». The Guardian считает, что это были первые публичные комментарии президента относительно обвинений в нападении на россиянина и расследования инцидента. Путин назвал расследование отравления, проведённое иностранными экспертами, «легализацией материалов американских спецслужб» и высказал уверенность, что Навальный «пользуется поддержкой» этих ведомств.

«Кому он нужен-то? Если бы уж хотели, наверное, довели бы до конца», — парировал глава Кремля в ответ на утверждения о причастности ФСБ к попытке отравления.

По словам испанской El País, «в ироничном тоне и с полуулыбкой» российский лидер отметил, что нападение, которое чуть не стоило жизни Навальному, было «трюком», чтобы «подтянуться до определённого уровня».

«Вопросы о Навальном — повод для того, чтобы Путин понервничал? Ничуть. Глава государства выступал на своей ежегодной пресс-конференции уверенно, как обычно. Известная линия обороны Кремля: сваливать вину, изобразить себя жертвой. Так случилось при аннексии Крыма, при сбое малайзийского пассажирского самолета MH17, при отравлении бывшего секретного агента Сергея Скрипаля в Великобритании. Теперь, значит, и при отравлении Навального. Для Путина это удобная стратегия: кто прячется за теорией заговора, тому и факты не нужны», — обижается за манеру работы своих же западных коллег швейцарский канал SRF.

В сфере внешней политики на своей пресс-конференции Путин, будучи одним из последних мировых лидеров, поздравивших демократа Джо Байдена с победой на президентских выборах в США, впервые ответил на вопросы о перспективах в отношениях с Вашингтоном при новой администрации, заметила The Washington Post.

«Мы исходим из того, что вновь избранный президент Соединённых Штатов поймёт, что происходит, он человек опытный и во внутренней политике, и во внешней политике. Рассчитываем на то, что все проблемы, которые возникли, — не все, хотя бы часть из них — будут решаться при новой администрации», — привело издание слова российского президента.

При этом, по мнению испанской El Periódico, Путин «также хотел поддержать покидающего пост президента и соперника Байдена Дональда Трампа, с которым он поддерживает прекрасные отношения и личные связи». «Воинственным тоном» глава Кремля напомнил, что на прошедших выборах «магнат из Нью-Йорка заручился поддержкой почти «половины населения» и «не собирается уходить из политической жизни».

«Эти слова, вероятно, будут интерпретированы некоторыми американскими политическими аналитиками как настоящее предупреждение в адрес избранного американского президента Джо Байдена», — считает газета.

Германская Handelsblatt заметила, Путин обвинил Запад и США в частности в предвзятости, нарушении соглашений, расширении НАТО на восток и разрыве нескольких договоров о разоружении. Всё это, на взгляд российского лидера, привело к резкому ухудшению отношений с Россией.

Как заявил Путин, его страна ведёт разработку гиперзвукового оружия в качестве ответа на действия США, которые первыми начали гонку вооружений, сообщил американский телеканал Sky News. Путин изъявил готовность договориться с Вашингтоном о продлении на один год договора СНВ-III, который «сохраняет баланс ядерных сил между двумя странами», и отметил, что Байден тоже выражал желание обсуждать этот вопрос. Но Москве хотелось бы видеть больше шагов навстречу со стороны Вашингтона.

Также, подчеркнули в Das Erste, Путин обвинил американцев в попытках препятствовать поставкам российского голубого топлива в Европу и навязывании региону собственного дорогого сжиженного природного газа. Глава Кремля предупредил, что выбор в пользу поставщиков из США неизбежно приведёт к росту стоимости электроэнергии в Германии. И всё же, по мнению президента, американские санкции не представляют угрозу для строительства «Северного потока — 2». По его словам, «проект практически завершён», ведь осталось проложить только около 160 км трубопровода. Российский лидер также добавил, что это чисто экономическое предприятие и выразил надежду, что Белый дом отнесётся с уважением к интересам своих союзников и вернётся к честной конкуренции.

По оценке французского ресурса BFM TV, Путин сделал «весьма забавное» заявление о том, что Россия «белая и пушистая» на фоне агрессивных действий Запада. Цитируя слова персонажа известного советского мультфильма Кота Леопольда, российский лидер обратился к партнёрам: «Давайте жить дружно!».

«Обо всем этом можно сказать только одно: как по учебнику — правда, не просвещения, а дезинформации. Путин остается Путиным, ничего другого и не ожидалось. Но, к счастью для Запада, со следующего года в Белом доме находится президент, которого хозяин Кремля должен воспринимать более серьезно, чем Дональда Трампа. Путин надеется на улучшение отношений с США, но уже предостерегает об иностранном вмешательстве в российские выборы. Без угроз извне (и внутри), что снова показала эта ежегодная пропагандистская конференция, путинский режим существовать не может», — делится своими фантазиями германская Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Ежегодные пресс-конференция главы Кремля Владимира Путина «надёжно закрепились в российской политической культуре», объяснил своей аудитории немецкий канал N-TV. Хотя в этом году из-за пандемии мероприятие проходило в онлайн-формате, «благодаря ярким табличкам, призванным привлечь внимание модератора, удалось обеспечить классическое развлечение». Так, одна из региональных журналисток написала у себя на листке «Я беременна», хотя, по имеющимся данным (как их получили в N-TV, большой вопрос. — прим. EADaily ), таковой не является. Известный исполнитель Сергей Шнуров задал вопрос о том, можно ли описать российскую действительность без мата.

«Всё это нужно было для того, чтобы отвлечь внимание общественности от многих важных вопросов современности», — полагает N-TV (вероятно, речь о проблемах ЛГБТ и заявлениях Греты Тунберг. — прим. EADaily).

Пресс-конференция, продлившаяся четыре с половиной часа, «стала отражением той непростой ситуации, в которой Россия оказалась в 2020 году». Как утверждает канал, «Путин пытался делать вид, что российская система власти у него под контролем», но нельзя было избавиться от ощущений, что такой формат общения с народом «устарел» даже для российских условий.

«Путину не обойтись без изменений в 2021 году, потому его старое шоу больше не впечатляет», — уверяет себя и своих зрителей ресурс.

Относительно своего чуть более отдалённого будущего президент ответил, что пока не решил, будет ли он баллотироваться на выборы по истечении действующего срока. Как отметила The Washington Post, Путин напомнил, что, благодаря поправкам в Конституцию, за которые проголосовали россияне, возможность переизбрания у него есть:

«Формально это решение от народа есть. Делать это, не делать — посмотрю».

Британское издание The Independent указало на то, что «российский лидер продолжил традицию не называть своего наиболее известного оппонента по имени». The Guardian считает, что это были первые публичные комментарии президента относительно обвинений в нападении на россиянина и расследования инцидента. Путин назвал расследование отравления, проведённое иностранными экспертами, «легализацией материалов американских спецслужб» и высказал уверенность, что Навальный «пользуется поддержкой» этих ведомств.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

1841 — Грили «NY tribune». Быстро завоевала рынок. Грили поддерживал самые широкие взгляды — от коммунистических до феминистических.

93. Пресса зарубежных стран в период второй мировой войны.

Во вторую мировую войну радио стало основным каналом получения информации для подавляющего большинства населения воюющих стран. 7 ноября 1941 г. радиотрансляция футбольного матча в США была прервана экстренным сообщением Джона Дали: “Белый Дом сообщает, что японцы напали на Перл Харбор”. Таким образом, американская нация узнала о вступлении в войну не из газетных сообщений, а по радио.

Иновещание в годы второй мировой войны. Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств-союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси «Берлин-Рим-Токио». Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.

Уже в начале войны мощным аппаратом иновещания располагала Германия, активно использовала возможности радио для проведения информационно-психологических операций против стран антинацистской коалиции. Пропагандистские возможности радио были быстро освоены политиками. Нацистская пропагандистская машина во многом зависела от радиотрансляций гипнотических речей фюрера, патриотической музыки, репортажей с партийных митингов. К лету 1940 г. германские передачи велись уже более чем на 30 языках. Один из руководителей нацистского иновещания сравнивал немецкие коротковолновые станции с дальнобойными орудиями, стреляющими через все границы. Чтобы пресечь влияние зарубежного иновещания на германское население, нацисты с 1 сентября 1939 г. запретили прослушивание иностранных радиопередач на территории Германии, была введена смертная казнь за распространение почерпнутых из них сведений.

После вступления Великобритании в войну в сентябре 1939 г. в структуре Би-Би-Си была создана Европейская служба, на которую возлагались задачи информационно-пропагандистской поддержки военных действий стран антигитлеровской коалиции на европейском театре военных действий. Передачи на европейскую аудиторию велись как на английском, так и на немецком, французском, португальском, испанском и других языках народов Европы. Стартовавшее еще в феврале 1938 г. немецкоязычное вещание Би-Би-Си быстро наращивало объем передач, совершенствовалось их содержание. Стремясь нейтрализовать воздействие британского вещания, государства нацистского блока организовали глушение радиопередач Би-Би-Си. В свою очередь, британские власти, убедившиеся в малой эффективности гитлеровской радиопропаганды, отказались от ответного глушения передач германского радио на Англию.

Активную роль в борьбе против нацистской радиопропаганды в период после нападения Германии на СССР играло Московское радио. Из Москвы транслировались также передачи радиостанций немецких антифашистов.

В конце февраля 1942 г. начались первые ориентированные на Европу передачи «Голоса Америки», которые велись на немецком и итальянском языках. Особое внимание уделялось также воздействию на войска и население азиатско-тихоокеанского региона, где США вели военные действия после японского нападения на американскую военно-морскую базу в Перл-Харбор. В Сан-Франциско.

Война парадоксальным образом способствовала развитию радиовещания в колониях. Европейские державы, стремящиеся сохранить за собой владения в Африке, открыли в годы второй мировой войны радиостанции еще в ряде стран континента – как на территориях, подконтрольных Великобритании (в Северной Родезии, ныне – Замбия), так и во «франкофонной» Африке (в Конго, Сенегале). К концу войны радиостанции, подконтрольные колонизаторам, существовали уже в 15 африканских странах.

Аудитория телевидения в предвоенный период была крайне ограниченной. Ее расширение сдерживалось не только техническим несовершенством нового вида коммуникаций и узостью географических пределов распространения сигнала, но и дороговизной телевизоров: так, стоимость британского телеприемника с десятидюймовым экраном примерно равнялась стоимости небольшого автомобиля.

Во время войны телевизионные передачи в европейских странах не велись, техническое совершенствование телевещания было заморожено. В Соединенных Штатах, не испытавших прямых последствий военных действий на своей территории, массовая телеаудитория также не сформировалась: на момент окончания войны в стране насчитывалось лишь около пяти тысяч телевизоров. На развитии американского ТВ сказалась также позиция ведущих радиокорпораций, осуществлявших научно-технические разработки в области телевещания: руководители радиобизнеса считали несвоевременным ускоренное развитие ТВ в условиях, когда еще не были полностью освоены богатые ресурсы радио.

Французская пресса в годы Второй мировой войны

Для Франции война началась в 39г. Все коммунистические издания и сама компартия были запрещены, а буржуазная пресса не испытывала никаких трудностей. Лишь в июне 40г. накануне оккупации Парижа одни газеты закрылись, другие начали «великий исход» на юг. После подписания позорного перемирия, в результате которых были оккупированы 2/3 Франции, страна оказалась разделенной на 2 зоны, где условия для деятельности печати были различны. В северной зоне был установлен режим, провозгласивший своей официальной политикой Коллаборационизм, т.е, сотрудничество между правительствами Петена и оккупационными войсками. Все издания, выходившиеся в этой зоне находились под контролем службы пропаганды немецкого контроля, руководившимся министром пропаганды Геббельса. Вишиский режим поддерживал лишь те организации и газеты, которые строго следовали политике Коллабориционизма и способствовали укреплению собственного французского фашизма. Известный монархист Шарль Морас и его газета «Аксьон франсез» становится своеобразной идеологией французского фашизма. Другой поклонник фашизма Марсей де А возглавлял народно-национальное объединение, а его газета «Овр» появилась в Париже вслед за первыми официально разрешенными режимом изданиями, такими как «Виктуар», «Матен», «Пари-суар» и «Пти паризьен», выступавшими теперь в качестве неофициального органа французской национальной партии, претендовавшая на роль массовой опоры французского фашизма. Открытую поддержку режиму оказывала «Ново тан». По сути она была официозом немецкого посольства в Париже. Ее директор, Жан Люшер – организатор «национальной корпорации французской прессы» – был один из немногих одиозных журналистов, которых расстреляли после освобождения Франции. То же случилось и с Роже Бразияком, выпускавшим газету «Же сью парту».

Читайте также:  Трудоустройство и профессии немцев в США среди мужчин и женщин

Агентство Гавас в это время было разделено на 2 части. Его рекламную сферу взяли под свой контроль нацисты, а информацию – правительство Виши. Информационный отдел был национализирован и объединен с «французским агентством информации и печати», создан немцами в качестве филиала националистического агентства Дойче пахрихтен бюро.

Газеты южной зоны и без того испытавшие на себе давление службы пропаганды немецкого командования после 11ноября 42г., когда оккупация распределилась на всю страну, попали в те же условия, что и газеты северной зоны. Созданный на юге Франции «легион бывших фронтовиков» всю свою деятельность, в т.ч. и в области печати направлен на сбор информации, необходимой для укрепления режима Виши. Многие газеты с этого времени прекратили свой выход, но осталось достаточно много коллабориционистских изданий. В течении всего периода в обоих зонах набирали силу различные группы, движения сопротивления. Ведущей политической силой сопротивления была компартия.

Большое значение коммунисты придавали нелегальных изданий. В тяжелых условиях подполья партия продолжала выпускать свой центральный орган «Юманите». Удалось наладить распространение и других партийных изданий. К лету 43г. были достигнуты большие успехи в деле объединения многочисленных групп и органов в единый Национальный Совет Сопротивления (НСС). Компартия вошла в него как одна из крупнейших партий. Многие группы и организации, вышедшие в НСС имели названия, которые сохранились после освобождения. В названиях газет отражались лозунги движения Сопротивления, столь популярные в это время.

Английская журналистика в годы второй мировой войны

Английские корреспонденты освещали события в Дании, Норвегии, Голландии, Бельгии, Франции, Северной Африке, Бирме, на Дальнем Востоке. Несмотря на увеличение массы информации, получаемой прессой, многие газеты и журналы вынуждены были уменьшить свой объем, издание некоторых (это касалось преимущественно журналов) было приостановлено.В годы войны в Англии выходила пресса эмиграции – тех, кто боролся с фашистским режимом. В типографии «Таймс» печаталась американская военная газета «Звезды и полосы». В 1941 г. отдел информации МИД СССР в Лондоне начал издавать ежедневную газету «Советские военные новости» и еженедельник под таким же названием. Во время второй мировой войны в отношении печати был принят ряд новых ограничительных мер: в частности была введена система так называемой добровольной цензуры. Ее цель «заключалась в том, чтобы не пропустить в открытую печать материалы, которые могли бы выдать врагу информацию, ценную с точки зрения ведения войны. Но одновременно в Закон об охране государства «были введены два новых параграфа, направленных как раз против свободы выражения мнений. Они позволяли министру внутренних дел запретить любое издание по своему личному усмотрению»21 января 1941 г. без предъявления обвинений была закрыта «Дейли Уоркер», а также небольшое издание «Уик» («Неделя»), распространявшееся только по подписке. Запрет был снят 7 сентября 1942 г. Серьезное предупреждение было сделано газете «Дейли Миррор», напечатавшей карикатуру, способную, по мнению официальных лиц, вызвать пораженческие настроения. Реакция прессы была неоднозначной. С 1937 до 1947 г. несколько сократилась численность национальных и провинциальных воскресных газет, зато возрос их тираж. Количество национальных ежедневных изданий осталось неизменным, но их тиражи увеличились. Стало меньше провинциальных утренних изданий, но они начали выходить большими тиражами. Та же тенденция проявилась и в сфере еженедельной прессы, что говорит о динамике процесса ее концентрации.

Немецкая журналистика в годы второй мировой войны

Время тоталитарного режима Гитлера, поставившего СМИ Германии на службу нацизму, идеям превосходства немецкой нации, порабощения и истребления других народов, подготовке к войне. Идеологическую обработку СМИ и контроль за выполнением пропагандистской линии национал-социалистический партии Германии вело специально созданное в стране министерство пропаганды. Все было подчинено восхвалению немецкой нации, разжиганию ненависти к другим народам, прежде всего к евреям,

внушения немцам их права уничтожать «неполноценные» нации, призывам к войне.

К концу 1939 г. общий тираж массовых газет составлял 19,7 млн. экземпляров, а журналов — 89,5 млн.5. Крупными тиражами печатались партийные издания фашистов: центральный орган партии газета «Фёльки-шер беобахтер» в 1940—1941 гг. выходила тиражом свыше 1,1 млн. экземпляров; еженедельник «Рейх», в каждом номере которого печатались статьи Геббельса,— 1 млн. экземпляров; иллюстрированные журналы «Сигнал» — 1,6 млн.; «Вермахт» — 1 млн.; «Берлинер иллюстрирте» — 3 млн. экземпляров и т. д. Фашистская печатная продукция широко распространялась в вермахте и в союзных Германии странах, на оккупированных ею территориях. Каждая рота вермахта получала ежедневно не менее 10 экземпляров газет, в том числе «Фёлькишер беобахтер» и нацистскую газету области, на территории которой дислоцировалась воин ская часть, а также одну из армейских газет. Вне пределов Германии в основном среди населения оккупированных и зависимых стран, каждую неделю распространялось более 2 млн. экземпляров иллюстрированных журналов, всячески восхвалявших фашистский «новый порядок» и победа вермахта.

Лишь немногие подпольные издания, выпускавшиеся участниками немецкого Сопротивления, пытались противостоять этому. Коммунистами-подпольщиками в Германии печатались и распространялись нелегальные газеты и листовки.

Национальный комитет «Свободная Германия» и Союз немецких офицеров развернули политическую работу сре­ди немецких солдат и офицеров, как находившихся в плену, так и на фронте. Были налажены регулярные радиопередачи и выпуск газеты «Свободная Германия». Газеты и листовки Национального комитета «Свобод­ная Германия», провозимые немецкими солдатами-отпус­книками домой, помогали антифашистам-подпольщикам правильно ориентироваться в сложной политической об­становке и своевременно взять курс на объединение всех противников нацизма в широком антифашистском фронте.

Американская журналистика в годы второй мировой войны

Была введена прямая цензура, которая входила в компетенцию военного министерства США. Последнее регулировало все вопросы, связанные с военными корреспондентами (всего на фронтах войны в разных странах находилось более 500 американских корреспондентов, а при американских вооруженных силах за годы войны в общей сложности было аккредитовано 1646 журналистов). Например, запрещалось сообщать о военных базах и аэродромах, с которых американцы в 1942 году начали осуществлять налеты бомбардировочной авиации на Токио.

Была учреждена новая правительственная должность так называемого Директора военной информации, что официолизовать прессу.

В январе 1943 года в Нью-Йорке было открыто Армейское агентство новостей – Эй-эн-эс, главной целью которого было снабжение военной информацией сотен газет по всей стране, включая самые разные в жанровом отношении материалы по этой тематике (новостные сообщения, статейные материалы, «колонки», шедшие тогда без авторских подписей, различные иллюстрации).

Несмотря на существование Эй-эн-эс, основным поставщиком информации в Америке в военное время, как и в мирные годы, являлись агентства Ассошиэйтед пресс и Юнайтед пресс, наряду с учрежденным в 1941 году агентством Пресс Ассошиэйшн.

Реальное введении военной цензуры в США – 15 января 1942 года, цензура была распространена на радиосообщения, на почтовые и телеграфные отправления.

Следует подчеркнуть, что в 1939–1945 годы практически все крупные американские газеты и журналы в основном сохранили свои довоенные тиражи, военная тематика и проблематика занимали в них преобладающее место. Более того, настоящим бумом отмечено развитие американской военной печати как на территории самой Америки, так и за морем. Так, 17 апреля начала выходить утренняя ежедневная газета «Звезды и полосы», расходившаяся только на европейском театре военных действий тиражом в 1 млн. экземпляров. Первый номер этой газеты был выпущен на европейской земле 4 июля 1944 года (г. Шербур).

Лишь немногие подпольные издания, выпускавшиеся участниками немецкого Сопротивления, пытались противостоять этому. Коммунистами-подпольщиками в Германии печатались и распространялись нелегальные газеты и листовки.

Все за сегодня

В течение четырех с половиной часов президент Путин отвечал на вопросы участников пресс-конференции. Но он мало сказал о том, как за 20 лет довел страну до такого состояния, в каком она находится сегодня.

Религиозные конфликты в США

В жизни немецких иммигрантов церковь не играла такой роли, как в жизни иммигрантов ирландских. Прежде всего немцы не исповедовали одну религию. Большинство их принадлежало к протестантским вероисповеданиям, главным образом к лютеранству, меньшинство — к католичеству. Католический автор аббат Утар утверждает, что среди немецких иммигрантов 1830—1850 гг. было около 40% католиков.

Немецкие протестанты тоже были разделены. Из среды лютеран выделилась секта так называемых старых лютеран. Ее приверженцы коллективно переселились в Америку из протеста против объединения лютеранской и реформатской церквей, предпринятого в Германии, и осели главным образом на Нижней Миссури и в Висконсине. Большие протестантские церкви объединяли не одних немцев. В лютеранскую церковную организацию входили, кроме них, англичане, шведы и др. В реформатской церкви имелось голландское меньшинство. Прихожане каждой национальности требовали, чтобы богослужение совершалось на их языке, причем в середине века немцы имели значительный численный перевес. Но лютеранская церковь была близка в богословском отношении к епископальной, а реформатская — к пресвитерианской, и недовольные прихожане легко переходили в конкурирующие церковные организации. Дело кончилось тем, что и лютеранская и реформатская службы постепенно переходили на английский язык. Реформатская церковь, называвшаяся прежде немецкой, в 1869 г. выпустила, слово «немецкая» из своего официального названия.

Расовые и конфессиональные конфликты в Западной Европе и Северной Америке

На развитие межнациональных отношений большое влияние оказывает демографический фактор – переселения людей и изменение соотношения численности этнических групп.

Для 20 в. было характерно резкое увеличение миграций населения. США, Англия, Канада и другие страны демократии не ограничивали въезд на свою территорию лиц, подвергшихся на родине преследованиям по политическим, религиозным или этническим мотивам. Число таких беженцев неуклонно возрастало.

Только Россию во время и после Гражданской войны (1918-1922 гг.) покинуло около 2 млн человек. В 1930-е гг. люди разных национальностей и убеждений бежали из Европы, спасаясь от фашизма. После Второй мировой войны в странах Восточной Европы и Азии установились коммунистические режимы, а во многих государствах, освободившихся от колониальной зависимости, – диктатуры. Это вызвало новые потоки беженцев. Многие из политических эмигрантов, в случае изменения ситуации на родине, возвращались, однако часть их оставалась в стране пребывания.

Во второй половине хх в. широкое распространение получил новый тип массовых переселений – трудовые миграции. Восстановление экономики европейских стран и бурное индустриальное развитие 1950-1960-х гг привели к росту спроса на дешевую рабочую силу. Возникла нехватка рабочих рук для выпoлнeния не престижных, низкооплачиваемых видов труда (неквалифицированные рабочие, мусорщики, дворники, санитарки и т.д.). Тогда предприниматели стали нанимать рабочих- иммигрантов из стран с низким уровнем жизни.

В Англию приглашались рабочие из бывших колоний (Индия, Пакистан, островные страны Вест-Индии, Бангладеш). Во Францию – из стран Северной Африки (Алжир, Тунис, Марокко). В Германию въезжали рабочие ИЗ Турции и Югославии. Кроме того, с развитием интеграционных процессов в Европе был принят принцип свободного перемещения рабочей силы. Наметилось движение рабочих-мигрантов в государства с более высоким уровнем жизни, в частности из Италии в Германию.

Протесты в среде иммигрантов были крайне редкими. Уровень их зарплаты и социальной защиты был значительно выше, чем там, откуда они прибыли. Им даже удавалось оказывать помощь родственникам, остававшимся на родине. В 1950-х – начале 1960-х гг. рабочее движение и профсоюзы развитых стран Западной Европы относились К трудовым миграциям нейтрально.

Представители этнорасовых меньшинств в США (афроамериканцы и латиноамериканцы) в основном также довольствовались выполнением неквалифицированного и малоквалифи- цированного труда.

Положение в странах Западной Европы стало меняться в 1970-е гг., а в США раньше, в середине – конце 1960-х гг. Быстрые темпы научно-технического прогресса привели к падению спроса на неквалифицированную рабочую силу. Положение работников физического труда ухудшалось, в их среде начала расти безработица.

В Соединенных Штатах эти перемены стали одной из причин массового участия афроамериканцев в борьбе за расовое равноправие. В европейских государствах начали вводиться ограничения на трудовые миграции. Преимущественное право на получение работы в странах Европейского союза стали получать люди, имеющие высокий уровень образования и профессиональной квалификации. Тем не менее страны Запада не могли отказаться от использования дешевой рабочей силы иммигрантов в «не престижных» сферах занятости, в качестве сезонных рабочих на фермах и т.д.

Большой проблемой конца 20 – начала 21 в. стала нелегальная иммиграция. К нелегальным иммигрантам относят лиц, незаконно пересекших границу или оставшихся в стране после истечения срока действия въездной визы. Они составляют 10-15 % от общей численности иностранных граждан, проживающих в Западной Европе.

Рынок труда нелегальных иммигрантов не регулируется никакими законами. В условиях, когда уровень жизни в наиболее развитых странах в 14 раз выше, чем в среднеразвитых государствах, и в 66 раз, чем в самых бедных, полностью пресечь нелегальную иммиграцию невозможно.

Дети и внуки иммигрантов, родившиеся в стране их проживания, являются ее гражданами. Однако многие из них разделяют верования и убеждения родителей и нередко лучше говорят на языке их родины, чем страны своего гражданства.

Иммигранты с самого начала селились в наиболее бедных кварталах крупных европейских городов, где стоимость жилья была минимальной. Так, возникли районы компактного проживания расовых и религиозных меньшинств. Сформировались общины, многие из которых живут согласно своим обычаям и традициям. Это особенно распространено среди мусульман. Благодаря высокой рождаемости численность потомков иммигрантов растет очень быстрыми темпами. Во многих городах Западной Европы они составляют уже 40-50 % их жителей.

Дети и внуки иммигрантов, родившиеся в стране их проживания, являются ее гражданами. Однако многие из них разделяют верования и убеждения родителей и нередко лучше говорят на языке их родины, чем страны своего гражданства.

ГЛАВА 2 Этнические проблемы в США

2.1Этнические конфликты в истории США

Этнический состав США поражает своим разнообразием. На территории Соединённых Штатов Америки проживают представители самых разных национальностей. Этнический состав США включает в себя всего лишь 61% американцев. Из них 13% – афроамериканцы. Далее в этнический состав входит 2% немцев, почти 2% евреев, 1/5 состовляют представители романской группы, 11% мексиканцев, 3,2% славян, 1% ирландцев и так далее[9].

По данным опроса, проведенного компанией ICM Research по заказу Sputnik, 67% жителей США, то есть подавляющее большинство, считают, что межрасовые и межэтнические разногласия являются одной из самых острых проблем американского общества на сегодняшний день[6]. Необходимо выяснить корни подобной проблемы в США.

Исторические корни фундаментальных проблем заселения Америки уходят еще в доколумбовые времена. В последние годы выяснилась точная цифра численности индейцев, проживавших к моменту контакта с европейцами, это 1,5 млн человек. Также появились новые убедительные доводы по вопросу о катастрофическом воздействии начального периода контактов с европейцами, когда в течение примерно первых 150 лет из-за отсутствия иммунитета к завезенным болезням вымерло огромное число индейского населения. Медикобиологические исследования о воздействии эпидемических заболеваний на индейцев, вступивших в контакт с европейцами уже в XIX в., подтвердили демографическую катастрофу, постигшую коренных жителей Нового Света в XVII—XVIII вв. И хотя европейцы и африканцы также имели высокую смертность после переселения в новые природные условия, эта смертность была значительно ниже, чем у индейцев. Это был первый этнический конфликт в истории континента и в истории США[1, c. 174].

В настоящее время имеются достаточно определенные представления об этнической структуре населения к моменту образования Соединенных Штатов. К 1775 г. предки почти половины колонистов являлись выходцами из Англии, около 30 % поселенцев прибыли из Шотландии, Ирландии, Германии, Голландии, Франции и Португалии, каждый пятый американец имел африканское происхождение. Большинство черных было привезено непосредственно из Африки, и 90 % их первоначально проживали в колониях и были рабами. Таким образом, к моменту образования США его население было не просто разрозненным, это была совокупность народов и культур, находящихся на одной территории. Конечно в таком случае можно предположить, что этноцентризм, индивидуализм господствовал в восприятии мира.

Читайте также:  Значение иммиграции для США, плавильный котел Америки

Возможно, проблема американского народа кроется в знаменитом высказывании английского писателя Изрейел Зангвилла, с перевода примерно значащее: «Америка подобна плавильному тиглю, она переплавляет все культурные различия, уничтожает этнические границы; процесс этот стремительный, однозначный и отнюдь не безболезненный, но в результате него возникает новая этническая общность — американский народ, обладающий новой общей культурой, не равной простой сумме иммигрантских». Конечно, немаловажным остаётся вопрос о протекании такого «плавительного» процесса. Происходит ассимиляция новых иммигрантов уже состоявшей культурой или включение их как новый компонент в заново складывающуюся общность? Возможно, именно на данном этапе зародились этнические проблемы в США [9].

В конце 60-х годов наступило так называемое «этническое возрождение», которое вызвало подъем этнического самосознания, углубление межэтнических границ, усиление межэтнических конфликтов.

Так, в США в середине 1960 — годов, возникло мощное негритянское движение «чёрное сообщество», выдвинувшее свои культурные и социально-правовые требования под лозунгом «черное прекрасно» [2].

Важнейшим результатом данного движения стало принятие законов, запрещающих дискриминацию по признакам расы, пола, возраста и т. д. Например, Закон о гражданских правах 1964 г. заложил правовую основу для формального обеспечения всем американцам равных возможностей. Теперь при трудоустройстве не было никакой дискриминации афроамериканцев и индейцев.

При изучении этнического развития США довольно часто используется такое понятие, как «американизация». Точного определения этого понятия нет и каждый учёный и американец воспринимают его по-своему. В теории anglo-conforrnity этот процесс понимался как «освобождение» иммигранта от его собственной национальной культуры и приобщение к американской путем уподобления белым американцам — протестантам англосаксонского происхождения [1, c. 183].

С помощью понятия «американизация» даётся объяснение ситуации этнического возрождения. Учёные считают, что неудачи внешней и внутренней политики правительства США в последние десятилетия (поражение во Вьетнаме, неспособность радикально решить расовую проблему, скандалы во внутриполитической жизни) подорвали у населения доверие ко всему официальному, государственному. Отдельные этнические группы перестали чувствовать себя американцами. При этом этническое прошлое, «происхождение», воспринималось как подлинно своя история, противопоставляемая американскому настоящему. Надо отметить, что для США эта проблема особенно актуальна, поскольку формирование североамериканской нации есть процесс создания новой этничности для целого государства. Таким образом, идеологический компонент должен занять основное место в национальном самосознании американца. Правящие круги США ясно отдают себе в этом отчет, отсюда и возникает стремление связать собственно этнические ценности (элементы родной природы, материальной и духовной культуры, черты быта) с национально-государственными (экономикой, политикой) [1, c. 186].

Даже в религиозной сфере был выработан такой специфически американский путь к объединению, как «гражданская религия» (civil religion), включающая в ранг духовного национально-государственную символику. Можно связать идею духовного с идеей свободы в США. Таким образом, стать американцем значит понимать «определённую свободу». Если вспомнить факты из истории, американцы всегда борются за свободу, а не за Землю. То есть Свобода — это «отсутствие внешнего принуждения», «индивидуализм». И такая свобода, по мнению американцев, есть только на территории США. Все военные действия США оправдываются в глазах американцев только с этой точки зрения. Они хотят такой свободы везде, чтобы во всём мире была такая демократизация и индивидуализация. Конечно это и есть оправдание абсолютно любой акции правительства. Что в 1999 году, во время операции войск НАТО в Косово, что в настоящее время в Сирии и Ираке, для американцев это естественно — защищать свою свободу. В таком случае это похоже на единое этническое самосознание [8].

Демографические факторы играли в истории американской нации исключительно важную роль. Именно в результате миграции в сравнительно короткий исторический срок огромных масс населения из Старого Света в Новый стало возможным появление «самого американского народа», а этнорасовый состав иммигрантов оказал сильное влияние не только на характер общественно-политического строя США, но и на историко-культурный облик американцев.

«Последние 40 лет внешне говорилось о том, что расовых проблем нет, само слово “расы” в Америке практически не употреблялось. В какой-то момент эта проблема стала вырываться наружу. Происходящее сейчас и в Фергюсоне, и в Нью-Йорке — это симптомы болезни», — считает российский учёный Алексей Фененко [6]. Рассмотрим современную ситуацию.

Демографические факторы играли в истории американской нации исключительно важную роль. Именно в результате миграции в сравнительно короткий исторический срок огромных масс населения из Старого Света в Новый стало возможным появление «самого американского народа», а этнорасовый состав иммигрантов оказал сильное влияние не только на характер общественно-политического строя США, но и на историко-культурный облик американцев.

Описание работы

Соединённые Шта́ты Аме́рики (США)
(англ. United States of America, USA) — государство в Северной Америке. Площадь — 9,8 млн км (3-е место в мире, уступая России и Канаде). Население — 315 млн человек (2013, оценка; 3-е место в мире). Столица — город Вашингтон.
Соединённые Штаты граничат на севере с Канадой, на юге — с Мексикой, также имеют морскую границу с Россией. Омываются Тихим океаном с запада, Атлантическим океаном — с востока и Северным Ледовитым океаном — с севера. Административно страна делится на 50 штатов и федеральный округ Колумбия, в подчинении США также находится ряд островных территорий. Жителей США называют американцами, а к самим США применяется общее название Америка. В русском языке до середины XX века также было распространено наименование Северо-Американские Соединённые Штаты (САСШ).

(англ. United States of America, USA) — государство в Северной Америке. Площадь — 9,8 млн км (3-е место в мире, уступая России и Канаде). Население — 315 млн человек (2013, оценка; 3-е место в мире). Столица — город Вашингтон.

Два типа империй в период раннего Нового времени

В эпоху раннего Нового времени, когда в Западной Европе наметился переход к капиталистическому способу производства, а на Востоке и в России господствовал докапиталистический строй, условно называемый азиатским способом производства, собственно многокультурная и многоэтничная империя, а не национальное государство являла собой самый распространенный и привычный способ существования человеческих сообществ.

На рубеже XVII-XVIII вв. в мире насчитывалось немало империй и имперских государств, которые официально империями не назывались. Однако если мы применим к ним ряд ключевых и общепризнанных признаков империй, мы можем смело назвать их таковыми.

Перечислим эти признаки: наличие единого имперского центра в главе с монархом (необязательно императором) и лояльность ему, а не нации, или элите; наличие имперской идеологии (последняя может быть выражена в явной форме или скрытой; заключена в религиозную форму, или быть светской по содержанию); постоянное расширение территорий через войну и захваты; отсутствие унификации и однородности в управлении разнородными (в этнокультурном и религиозном плане) территориями; ассиметричность в правовом отношении отдельных территорий.

Последний признак обычно увязывают с традиционным делением на господствующую метрополию и эксплуатируемые колонии. Однако такое деление в классическом виде встречается в заморских империях европейских держав, а не в континентальных империях подобно Османской и Российской.

Итак, в мировом пространстве раннего Нового времени мы наблюдаем китайскую империю Цинов, клонящиеся к упадку империи Великих Моголов и Ирана династии Сефевидов, Османскую и Российские империи (зарождение последней не следует привязывать к эпохи Петра, а значительно раньше). Затем идет целый список европейских империй преимущественно морских(исключение составляют Австрийская империя Габсбургов), а именно: Голландская, Французская, Британская, Португальская и Испанская империи.

В последнем списке Голландская империя, или вернее государство имперского типа будет сильно отличаться от всех империй классического типа, по отсутствию ряда признаков. Напомним, что Голландия в XVII-XVIII вв. была республикой, не монархией. Здесь также не было четкого единого имперского центра, сложно было бы и определить имперскую идеологию.

В конце концов, именно купцы и капиталисты, представляющие собой больше интересы частных корпораций, а не государства являлись здесь проводниками и агентами имперских захватов. Однако наличие крупных заморских колоний с дифференциацией их управления все говорит о том, что и Голландию можно назвать империей, правда очень специфичной и только по некоторым признакам.

При ближайшем рассмотрении империи раннего Нового времени делятся на континентальные расположенные преимущественно в Азии (исключение составляет австрийская империя Габсбургов, которая была континентальной) морские, или модерные, расположенные в Европе. Категория модерна к таким империям прилагается далеко не ради модного описания социальной действительности. Империи модерна от древних империй отличались наличием бесправных туземных колоний, уровнем развития капиталистического рынка, современных технологиях и национализме-чувстве, объединяющем всех подданных/граждан метрополии независимо от их имущественного неравенства.

Собственно европейские империи эпохи раннего модерна, постепенно изживали свою имперскость в европейском центре-метрополии и создавали колониальные империи за пределами Европы. Это объяснялось тем, что в Европе под сенью династического абсолютизма формировалась идея нации-государства, где все граждане имеют одинаковые права и обязанности.

Идея народного суверенитета и равных прав для граждан единой нации, безусловно, подрывали имперское разнообразие и сословную иерархичность европейских государств. К тому же необычная пестрота европейских народов сосредоточенных на небольшой территории европейского полуострова при относительной военной и экономической силе их правителей и этнонациональной сплоченности обществ, не давали возможность завоевывать здесь большие пространства для организации империй.

Оставался один путь, используя военное и организационное превосходство завоевывать территории за морями там организовывать империи. Причем в отличие от азиатских государств и России (исключение составляет завоевание Сибири), европейские страны при завоевании заморских территорий активно использовали деловитость и административную энергию частных лиц: авантюристов, коммерсантов, религиозных миссионеров и простых граждан, порой бежавших от нужды из метрополии в колонии. Не силой государств, а силой частных коммерческих компаний создавались обширные колониальные владения Голландии, Великобритании.

Другое дело, что крупнейших торговых компаний (Вест-Индская, Ост-Индская и др.) всегда поддерживало «родное» государство- деньгами, оружием, солдатами. Такая помощь оказывалась далеко не лишней, когда своим коммерсантам и их агентам в далеких колониях угрожали местные народы, и что еще часто бывало, другие европейские колонизаторы-соперники. К тому же при тесном государственно-частном партнерстве европейские колонисты постоянно перемещались с государственной службы на коммерческую, и обратно.

Такой альянс (частно-государственный) оказывался чрезвычайно эффективным и в завоевании новых территорий в защите своих колоний от захватчиков и соперников. Европейские государства, такие как Голландия и Англия которые в большей степени, чем другие (особенно Португалия и Испания) использовали торгово-государственное партнерство в проведении колонизаторской политики, достигали и больших результатов.

Но главным преимуществом европейских колониальных империй по сравнению с континентальными и традиционными империями Востока было в постоянном совершенствовании их государственного аппарата и управления, системы образования и военного дела, на основе рациональных знаний, а не веру в традицию и религиозные культы. Вот почему их и следует называть империями модерна (по Д. Бурбанк, Ф. Купер).

Европейские колониальные империи существенно отличались также от всех неевропейских империй (Османской, Российской, империи Великих Моголов и т.д.), четким делением на метрополию и колонии. По отношении к последним и проживающим там туземцам, европейские колонисты вели себя далеко не «по-джентельменски», исходя из расово-культурных представлений о своем цивилизационном превосходстве над более отсталыми и покоренными народами.

Отсюда с самого начала в колониях выстраивалась практика сегрегации: отдельного проживания европейских колонистов и местного, туземного населения. По отношению к последним, европейцы вели себя более нетерпимо, чем это делали русские, или османские чиновники и колонисты. Смешанные браки и вовсе не допускались между расово и культурно неполноценными обществами: европейцами и туземцами. Разный правовой статус и разные права и обязанности между европейцами в метрополии и туземцами в их колониях, являлось визитной карточкой всех европейских колониальных империй. Во многом это подкреплялось своеобразной просветительско-цивилизаторской идеологией западноевропейцев, с явным расистским «душком». При которой Европа считала себя «единственной Цивилизацией», во всем противостоящей «варварским» и «недоразвитым» народам обеих Америк, Африки и Азии.

Особняком от заморско-колониальных империй Запада стояла восточно-европейская полуконтинентальная империя австрийских Габсбургов, которая став великой державой после окончания войны за «Испанское наследство» (1714) претендовала на первые места в Европе, но при этом не имела заморских колоний. Еще с XVI в. австрийские Габсбурги бессменно стали занимать престол единственной тогда в Европе «Священной Римской империи» – государства многоэтнического, но предельно децентрализованного, где фигура императора была лишь символической, но лишенной реальной власти над практически самостоятельными государствами внутри ее. Сейчас бы такое государство назвали конфедерацией. Другое дело – обширная территория – непосредственно подчиняющая Габсбургам.

Своеобразие данного государства в отсутствии заморских колоний и морской торговли, по сравнению с Англией и Францией. А также в большой и пестрой мультикультурности европейских территорий, объединенных династическим единством Габсбургов. По словам белорусского историка Ярослава Шимова: «Габсбургам пришлось на протяжении очень долгого времени- с начала столетия вплоть до окончания Первой мировой войны- управлять конгломератом земель, населенных народами, принадлежащими к разным языковым группам- германской, романской, славянской, финно-угорской- и обладающими во многом несхожимыми культурами». Последнее делает империю Габсбургов очень похожей на империю Романовых.

В тоже время многосоставная Австрийская империя, в силу своей европейской традиции и культуры, урбанизации и просвещения, заметно отличалась от континентальных империй Востока и даже России. Особенно во время правления просвещенных монархов Марии Терезии (1740- 1780) и Иосифа II (1780-1790). Важным отличием империи Габсбургов от азиатских империй состояло в наличие территориально-культурной метрополии, своего рода «первого мира» – немецкой Австрии, чья элита (военная и административная) задавала доминирующий тон развитию всей империи и ее многочисленных провинций (Венгрии, Чехии, Трансильвании, Галиции и т.д.). Впрочем, немецкому элементу в империи активно оппонировала Венгрия, вернее ее дворянство, склонное к сепаратизму.

А вот полуимперская и полуконфедеративная Речь Посполитая, так и не смогла стать полноценной империей ни в XVII, ни в XVIII веках, хотя из своего многоэтничного и разностатусного правового положения населения (особенно касается малороссов и белорусов) была близка к тому. Главной причиной этого явилась слабость власти монарха- который выбирался на съезде (сейме) польской шляхтой и во всем зависел от них. Да и собственно это слабоцентрализованное государство воспринималось современниками как республика (Речь Посполитая – польск. Rzeczpospolita — республика), а не как монархия. В XVIII веке ее судьба оказалось печальной, из-за своей политической слабости, Речь Посполитая превратилась в пассивный объект внешней политики соседних держав и во второй половине века исчезла с карты мира: была поделена между Россией Австрией и Пруссией.

Совсем по-другому, происходило формирование империй в Азии, России, Африки и доколумбовой Америки (империя инков). Здесь государств было «всем» и все контролировало, включая и частную торговлю. Коммерсант и купец, в отличие от обуржузившейся Европы, здесь занимал низшую социальную иерархию по сравнению с чиновником, военным и выступало скорее «дойной коровой», для последних. Именно милитаристское государство, с его аппаратом чиновников и армией (как это было в маньчжурском Китае при Цинах, османских султанах, российских царях и императорах), а не знать, частные лица, выступали главным и даже порой единственным субъектом в создании империй завоевании новых территорий. Этому способствовал и то обстоятельство, что в отличие от маленькой, сверхвооруженной милитаристской Европы, в Евразии были огромные территории с проживающими народами и племенами которые не успели создать сильные государства и поэтому могли послужить легкой добычей для «народов- империостроителей».

Поэтому в таком типе империй ведущая роль принадлежала не купцам и торговле, а государственному аппарату и армии, иногда духовенству, которые при общей неразвитости коммуникаций на огромных территориях империи помогали осуществлять контроль центра над окраинами и провинциями.

В континентальных империях Востока сохранялся вековой традиционный уклад жизни, религиозные верования и духовенство узаконивали имперский порядок власти, при этом крайне негативно относились к любым заимствованиям с европейского Запада. Изоляционистскую политику проводила не только имперско-сегунская Япония (из-за моноэтнического состава нельзя ее назвать империей), но и во многом Цинский Китай, особенно при императоре Цяньлуне. Зато Российская империя, начиная с первого императора Петра Великого, наоборот, в активной политике европеизации всех сторон жизни видела залог своего могущества и процветания.

Неевропейский, точнее евроазиатский тип империй как уже говорилось, характеризовался огромной ролью чиновников и армии, но в отсутствие на завоеванных провинциях большой массы колонистов, в империях такого типа проявляли большую терпимость к покоренным народам, особенно к их религиозным верованиям, традициям. Покоренную туземную знать, которая принимала господство империи, активно интегрировали в общеимперскую знать. Хотя не всегда на равных. Ярким примером может служить маньчжуро-китайская империя Цинов, где завоеватели маньчжуры отвели более подчиненную роль китайскому населению, хотя и инкорпорировали китайскую элиту в государственный аппарат, но строго на вторых и третьих ролях.

Но даже подобная практика интеграции покоренных народов в империи Цин, а тем более в культурно более терпимых империях Османской и Российской, было немыслимым в европейских колониальных империях, где представители туземной знати всегда считались людьми «низшего сорта» и поэтому не могли быть допущены в общеимперскую знать. Последнее было зарезервировано исключительно за представителями белого населения метрополии.

Читайте также:  Проблемы афроамериканцев в США: история и реальность

В евроазиатских империях все был наоборот, главное считалось лояльность и преданность к имперскому центру и в этом случае за туземной знатью могли ставить все их привилегии и льготы и даже дать возможность служить в самой столице империи. Таких примеров в истории Российской, Османской, Персидской и Могольской империй было немало.

Геополитика также играла ведущую роль в подъеме, могуществе и упадке империй как западноевропейских, так и евроазиатских. Войны между империями велись непрерывно, заставляя одних с боями отступать и терять территории, других овладевать новыми территориями, их осваивать. В XVIII веке, особенно Португальская, но также Испанская и даже буржуазная Нидерландская империи пребывали в состоянии упадка или неуклонного падения своего влияния и могущества. Весь XVIII век вели масштабную (на всех континентах) ожесточенную геополитическую дуэль: Французская и Британская империи. С 1763 г. чаша весов все больше склонялась в пользу более буржуазной Англии, чем сословно-династической Франции.

Для Российской империи XVIII век был самым «славным веком», когда русские войска вышли к берегам Балтики и Черного моря, дважды стояли в центральной Европе (во время Северной и Семилетней войн) и неоднократно разгромили в войнах еще могущественную Османскую империю. Для Османской империи XVIII столетие стало началом длительного упадка, сопровождавшееся рядом проигранных войн России, постоянными мятежами провинций. И все равно, это была тогда еще могущественная империя.

Чего не скажешь о шиитской Персии, которая после смерти шаха Надира (1747), пребывала в состоянии глубокого политического упадка, в которой феодально-клановые междоусобицы в течении нескольких десятков лет сотрясали страну. А вот империя Великих Моголов в XVIII веке и вовсе развалилась на части, что облегчило завоевание всего многокультурного Индостана англичанами. Зато для Цинской империи Китая XVIII век стал веком имперского могущества и расцвета и покорения целого ряда территорий (Джунгарии, Тибета, Восточного Туркестана).

И, тем не менее начало XIX века все евроазиатские континентальные империи, за исключением в военном и бюрократическом отношении модернизированной империи Романовых, вошли в состоянии структурного кризиса. Этот кризис облегчал колониальную экспансию против них модерных европейских держав Англии и Франции, которые продолжали расширять свои заморские империи за счет африканских и азиатских территорий. Причем все возрастающее колониальное давление со стороны буржуазных империй Запада еще больше усугубила кризис власти континентальных и традиционных империй Востока.

Автор: Бакланов В.И. Дата: 2013-12-10 Просмотров: 31476

А вот полуимперская и полуконфедеративная Речь Посполитая, так и не смогла стать полноценной империей ни в XVII, ни в XVIII веках, хотя из своего многоэтничного и разностатусного правового положения населения (особенно касается малороссов и белорусов) была близка к тому. Главной причиной этого явилась слабость власти монарха- который выбирался на съезде (сейме) польской шляхтой и во всем зависел от них. Да и собственно это слабоцентрализованное государство воспринималось современниками как республика (Речь Посполитая – польск. Rzeczpospolita — республика), а не как монархия. В XVIII веке ее судьба оказалось печальной, из-за своей политической слабости, Речь Посполитая превратилась в пассивный объект внешней политики соседних держав и во второй половине века исчезла с карты мира: была поделена между Россией Австрией и Пруссией.

4. ВОЙНА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ

Самый широко освещаемый конфликт на религиозной почве – это развернувшаяся война за Святую землю Палестины. Особенностью ближневосточного кризиса в отличие от любого другого локального религиозного конфликта заключается в том, что главный предмет спора – Иерусалим – имеет огромное значение не только для непосредственных участников конфликта (мусульман и иудеев), но и для представителей всех христианских конфессий. Вопрос о статусе Иерусалима является главным камнем преткновения в израильско-палестинских отношениях, эту проблему можно было бы разрешить, не поступаясь религиозными чувствами и сохраняя доступ верующих к святыням, но пока этот долгожданный мир установить так и не удалось. Бесконечные крупные и мелкие военные столкновения происходят здесь уже не одно десятилетие. Количество жертв этого противостояния пока никем не подсчитано. События на Ближнем Востоке вызывают резко негативную реакцию со стороны представителей арабского мира. Палестинские отряды непрерывно черпают для себя новых рекрутов из числа мусульман, готовых сражаться за освобождение исламских святынь. В свою очередь, власти Израиля постоянно заявляют, что Иерусалим был, есть и будет единой и неделимой столицей Израиля, оставаясь святым городом для иудеев. И его израильтяне не согласны отдавать ни при каких условиях. Участники палестино-израильского конфликта пока что далеки от согласия. Удастся ли им найти общий язык и завершить многолетнее противостояние – покажет время.

В последнее время интерес мировой общественности к Тибету и его религиозно-политическим проблемам пробуждается все больше. Приведем лишь один пример – в 1989 году Далай-ламе была присуждена Нобелевская премия. Однако внимание к этой древней, “волшебной” стране все еще нельзя назвать достаточным.

Политическое убежище в США из-за религии: мы и без иммиграции неплохо жили

В Одессе моя супруга работала в неправительственной организации консультантом по ВИЧ, я занимался проектным менеджментом в благотворительном фонде и параллельно руководил небольшой театральной студией.

Мы ходили в театры и на концерты, путешествовали, лазили по горам, завели кота, бегали по утрам возле моря и в принципе ни в чем себе не отказывали (конечно, в пределах разумного). Мы рискнули все это поменять на неизвестность. Правда, в США у супруги достаточно много родственников. И именно ее родная сестра и подала заявку на наш переезд в МОМ.

На тот момент мы еще не были женаты. Заявку рассмотрели, после чего жену пригласили на первое собеседование в Киевский офис МОМ. Вопросы, которые ей задавали на первом собеседовании, в основном касались ее мест проживания за последние десять лет. Также она рассказала о своей жизни и, конечно, притеснениях на религиозной почве, которые пережила. Я думаю, что не открою страшную тайну, если скажу, что в Украине на религиозной почве сейчас практически никто никого не притесняет. Но сам факт того, что в прошлом ты это действительно пережил, немаловажен для стороны, принимающей окончательное решение.

Первое интервью со мной ограничилось фотографированием и сверкой фактов, которые обо мне сообщила моя супруга на предыдущей встрече. Следующий визит в МОМ состоялся спустя без малого год. Все это время я вел, если так можно сказать, праведный образ жизни, например, не сквернословил в социальных сетях – супруга предупредила, что меня могут “просматривать”, и я сдерживал себя, как только мог.

Во второй раз мы пришли уже как муж и жена. Взяли с собой все необходимые документы: паспорта, свидетельство о браке, мой военный билет, справку о христианском крещении моей супруги и подборку фотографий, подтверждающих ее верование. На этот раз в МОМ нас интервьюировал представитель американского правительства.

Супруга снова отвечала на вопросы по поводу мест своего проживания (задавая одинаковые вопросы, они сверяют ваши ответы с предыдущим собеседованием) и насчёт религиозных притеснений. Она рассказала несколько таких случаев и добавила, что чисто теоретически в будущем вероисповедание может стать причиной проблем (например, если в стране примут закон об одной религии). Что касается меня, то я также говорил о том, где жил последние десять лет. А еще меня раз десять спросили – принадлежу ли я к любым военным или террористическим организациям, держал ли я в руках оружие. Нет, нет и нет.

Оба раза я очень боялся, потому что совершенно не имел религиозного бэкграунда и меня никто не притеснял. Но уже потом я узнал, что весь акцент делается именно на супругу, потому что для МОМ она была главным заявителем, а я шел, так сказать, прицепом.

Конечно то, что на собеседовании нужно говорить правду. Потому, что ложь обязательно выйдет на поверхность. А уж если вас уличат во вранье, то двери программы закроются раз и навсегда.

Дальше снова месяцы ожиданий и, наконец, долгожданный ответ: “Ваше заявление на получение статуса беженца в Соединённых Штатах Америки было условно одобрено”. “Условно”, потому что потом были формальности вроде обязательного медицинского осмотра и культурной ориентации, письмо с подробной логистикой нашего переезда и сам перелет в компании таких же, как мы.

Отдельный респект американским налогоплательщикам, которые взвалили на себя оплату за наш перелёт. Я уже начал отдавать долги, уверен, что в установленные два года верну все до цента. Вообще все услуги по программе, в рамках которой мы переехали в США, для нас бесплатны, кроме билетов на самолёт, их оплачивает американское правительство. И этот долг надо вернуть. Так что, начиная с третьего месяца нашего пребывания здесь, мы будем получать квитанцию к оплате этого кредита. Стоимость двух билетов составила $1,900, это значит, что в месяц нам нужно будет выплачивать минимум $80, что абсолютно терпимо.

В Одессе, несмотря на то, что мы оба работали и не нуждались и даже иногда шиковали, мы жили в арендованном жилье и не имели возможности приобрести собственное. В общем, в этом плане мы ничего не потеряли. Но потеряли любимые места. Ну что ж… Найду такие же в США.

Жаль, что там остались свои люди. Их не так много в моей жизни, но без них туго. Это и родственники, и друзья, и знакомые. Они могут даже не подозревать как я по ним скучаю. Но это факт. С ними было комфортно и легко. А сейчас я просто смотрю на них в социальных сетях и иногда говорю по телефону. А ещё кот… Он, конечно, сыт, здоров и за ним прекрасно смотрят, но все же он там.

Оба раза я очень боялся, потому что совершенно не имел религиозного бэкграунда и меня никто не притеснял. Но уже потом я узнал, что весь акцент делается именно на супругу, потому что для МОМ она была главным заявителем, а я шел, так сказать, прицепом.

Религиозные беженцы христианских убеждений

В бывших странах СНГ есть религиозные течения, которые негласно запрещены. Их участников притесняют, они подвергаются гонениям и часто вынуждены искать места для иммиграции, где они смогут веровать, не опасаясь за свою свободу, жизнь или здоровье. Среди них:

  • баптисты,
  • пятидесятники,
  • адепты организации «Адвентисты седьмого дня».

Их деятельность строго контролируется властями. Этим людям потенциально грозит опасность, и Правительство США готово предоставить им защиту. Эксперты иммиграционного центра «Консул» составят грамотный кейс на политическое убежище по религиозным мотивам. История, основанная на убедительных доказательствах того, что вас преследуют из-за ваших верований, повышает шансы на одобрение прошения. Несмотря на то, что на законодательном уровне в России запрещена только организация «Свидетели Иеговы», представители баптизма, адвентизма и пятидесятничества подвергаются скрытому давлению. Они часто не могут устроиться на работу, получить образование и социальные блага. Люди, относящиеся к официальному православию, преследуют инакомыслящих, мешают проводить мероприятия и собрания.

  • Мусульмане испытывают на себе притеснения, которые выражаются в запрете носить одежду по религии, проводить праздники и обряды.
  • Адептов христианских течений, которые находятся в меньшинстве в мусульманских странах, пытаются насильно вовлечь в свою веру сторонники других религий. Их конституционные права нарушаются.
  • Женщины в мусульманских странах находятся в бесправном положении. Некоторая часть верующих женщин не желает строго выполнять догмы, носить хиджабы, выполнять предписания веры, родителей и родственников, но подвергается наказаниям за это.

США: Плавильный котел наций превращается в территорию межнационального конфликта

Идея так называемого мультикультурализма переставила акценты с единства на разнообразие

Когда-то в Чикаго был у меня замечательный знакомый – Джек, американец ирландского происхождения. Человеком он был старой школы, придерживался весьма традиционных для США ценностей. Работал Джек в похоронном агентстве.

У него была секретарь, иммигрантка из Риги. Само собой, всякий раз, когда по долгу службы я заходил к ним в контору, то общался с ней по-русски. Так удобнее. И всякий раз мой ныне покойный друг Джек реагировал неизменным образом:

– Миша! Сколько раз тебе говорить? Ты в Америке! Говори по-испански!

В этой шутке была только доля шутки. Испанский язык уже стал de facto вторым официальным языком в США. В любом банке, магазине, учреждении обязательно будут сотрудники, готовые пообщаться с клиентом на испанском. В крупных городах есть целые районы, где вообще не говорят по-английски.

Волна иммиграции из стран Латинской Америки УЖЕ захлестнула страну. Избрание на Пост президента Трампа с его весьма экзотической идеей стены на границе с Мексикой – это запоздалая реакция на процесс, зашедший слишком далеко. И столь радикальная позиция главы государства отражает высочайший градус напряжения в обществе по данному вопросу.

Неуклонно надвигающийся на американо-мексиканскую границу очередной караван – это лишь капля в грозовой туче, нависшей над Америкой. Конфликт по проблеме иммиграции будет лишь обостряться. Он неотвратим. Испаноговорящее население США составляет 17% от всего населения страны. В одной Калифорнии их проживает 14 миллионов. И это не считая 12 миллионов нелегальных иммигрантов. У сторонников открытой южной границы уже достаточно сил, чтобы противостоять тем, кто хочет регулировать миграционные потоки в страну.

Но в чем проблема? Почему так все разволновались? Ведь Америка – страна иммигрантов. И сами американцы очень этим гордятся. Они все являются потомками людей, мигрировавших из самых разных стран. Исключение составляют лишь несколько сотен тысяч американских индейцев, которых массово истребляли предки-колонизаторы нынешних борцов с нелегальной иммиграцией. И до 1924 года (когда был принят Иммиграционный Акт) не было никакой нелегальной иммиграции. Всякий прибывший в США мог автоматически стать иммигрантом. И становился. А теперь их внукам не нравятся желающие стать американцами выходцы из тропических стран континента. Что же произошло?

Американская культура формировалась и развивалась по принципу «плавильного котла». Немец, ирландец, поляк, итальянец прибывали в страну и становились американцами. Они полностью ассимилировались в местную культуру, обогащая ее при этом своими собственными традициями.

Но постепенно в общество была внедрена идея так называемого мультикультурализма. Она переставила акценты с единства на разнообразие. То есть теперь ассимиляция стала не нужна. Необходимость культурной интеграции в американское общество отпала. Напротив, всяческое подчеркивание своего отличия от всех остальных стало модным. И начавшаяся волна иммиграции из испаноязычных стран пошла именно по такому маршруту. Не нужно учить английский язык. Не обязательно следовать местным обычаям. Можно продолжать жить, как будто мы в Гвадалахаре или Монтеррее. Вот именно это и вызывает отторжение у остальных американцев. Если учесть ещё бедность и сопутствующие ей низкий средний уровень образования и высокий уровень преступности, то не стоит удивляться высокому градусу противостояния по вопросам иммиграции.

Таким образом, острый конфликт в США по вопросам иммиграции является внешним проявлением внутреннего противоречия между принципами плавильного котла и мультикультурализма. Последнее, в свою очередь, представляет собой лишь нить в целом клубке противоречий, окутавшем американское общество.

Реальные доходы большинства населения не растут, разрыв между богатыми и бедными неуклонно увеличивается с 1970 года. Средний класс сокращается в численности. Это уже начинает создавать напряженность между различными социально-экономическими прослойками населения.

Феминистки устроили настоящую войну полов. И предъявляют все новые претензии и требования преференций. Это не только наносит ущерб мужчинам на рабочем месте, но и подрывает традиционные роли полов. Что, в свою очередь, приводит к ослаблению института семьи.

Гомосексуалисты и иже с ними изобретают все новые права, за которые тут же начинают бороться. Это ведёт к полному отказу от биологического определения пола. Полов теперь уже не два, а восемь. И это вступает в вопиющее противоречие с религиозными верованиями огромного числа американцев.

Легализация марихуаны в сочетании с эпидемией пристрастия к опиоидам создаёт опасную ситуацию как с точки зрения охраны здоровья, так и в смысле ухудшения криминогенной обстановки. Потребление алкоголя также существенно возросло.

Активная борьба между противниками и сторонниками права на владение и ношение орудия также обостряет общественное противостояние.

Проблема межрасовых отношений также усугубляется на фоне практически полного распада общинных институтов среди негритянского населения.

Обострившаяся накануне промежуточных выборов борьба вокруг иммиграции является лишь маленькой каплей, упавшей в чашу гнева. Когда-нибудь эта чаша будет переполнена многочисленными противоречиями, ведущими к конфликту. Время это уже, увы, не за горами. Америка неуклонно сползает к гражданскому противостоянию. Остаётся лишь надеяться, что оно не будет кровавым.

Легализация марихуаны в сочетании с эпидемией пристрастия к опиоидам создаёт опасную ситуацию как с точки зрения охраны здоровья, так и в смысле ухудшения криминогенной обстановки. Потребление алкоголя также существенно возросло.

Ссылка на основную публикацию