Протесты и сопротивление американцев вьетнамской войне

Станет ли Зеленский последним президентом Украины

«Ржевский против Наполеона», «Централ Партнершип»

Зеленский позорит и разрушает институт президентства, считает украинская оппозиция. По ее мнению, народ может разочароваться в этой форме правления и Украина станет парламентской республикой. Удивительно, но подобную трансформацию власти поддерживают многие политические силы страны. Однако у президентской формы правления есть очень сильный защитник. Подробности.

  • Оппозиция в Ереване перекрыла проспект рядом с парламентом
  • Повстанцы в ЦАР отказались прекратить огонь
  • Лукашенко: Раскрытая террористическая группа тоннами везла оружие через Украину


Страна больших неприятностей

Когда закончилась война США во Вьетнаме

Январь 1973 года стал временем окончания открытых боевых действий между США и Северным Вьетнамом. Это произошло после заключения окончательного мирного соглашения. Однако Северный и Южный Вьетнам продолжали воевать между собой до 30 апреля 1975 года, когда силами ДРВ был захвачен Сайгон, впоследствии переименованный в Хошимин.

Более двадцати лет насильственных конфликтов нанесли сокрушительный урон населению страны: после многих лет войны, по оценкам, 2 миллиона вьетнамцев были убиты, 3 миллиона получили ранения и еще 12 миллионов вынуждены были оставить родные места, став беженцами. Война Вьетнама с Америкой разрушила инфраструктуру и экономику этого азиатского государства. А процесс восстановления был очень медленным.

В 1976 году страна была объединена в Социалистическую Республику Вьетнам, хотя еще 15 лет после этого продолжалось спорадическое насилие, в том числе происходили конфликты с Китаем и Камбоджей.

В США последствия Вьетнамской войны (1964-1975 гг.) отзывались еще очень долго. Страна с 1965 по 1973 год потратила более 120 миллиардов долларов на этот конфликт; эти огромные расходы стали причиной инфляции, которую усугубил мировой нефтяной кризис 1973 года и стремительный рост цен на топливо.

Психологические последствия оказались еще глубже. Война во Вьетнаме (1965-1974 гг.) разрушила миф об американской непобедимости и разделила нацию. Многие возвратившиеся ветераны испытали на себе негативную реакцию со стороны не только противников войны (считавших солдат убивавшими ни в чем не повинных мирных жителей), но и их сторонников (которые считали их проигравшими войну), наряду с физическим ущербом, включая последствия воздействия токсического гербицидного агента.

В 1982 году в Вашингтоне был открыт Мемориал ветеранов. На нем вписаны имена 57 939 американцев, которые были убиты или пропали без вести во время войны США и Вьетнама; более поздние добавления увеличили это число до 58 200.

Привычное нам название этой войны не отражает того, насколько сильно она затронула Юго-Восточную Азию. Французы использовали Вьетнам в качестве отправной точки для военных действий против Бирмы (теперь также известной как Мьянма) и Таиланда (до 1939 года Сиам), поэтому неудивительно, что боевые действия просочились за границы Вьетнама. Основной причиной этого была так называемая тропа Хо Ши Мина, линия снабжения, протянувшаяся вдоль всей страны, которая позволяла коммунистическим державам на севере в годы вьетнамской войны снабжать партизан-коммунистов на юге.

Причины и предпосылки войны во Вьетнаме

После Второй мировой войны в 1954 году территория Вьетнама была разделена по 17-й параллели. Северный Вьетнам был под контролем Вьетминя, а Южный Вьетнам управлялся французской администрацией.
После того как коммунисты победили в КНР, США начала вмешиваться в дела Вьетнама, помогая Южной части. США расценивали КНР как угрозу и она, по их мнению, вскоре бросит свой взор на Вьетнам, а этого допустить нельзя.
В 1956 году Вьетнам должен был объединиться в одно государство. Но Южный Вьетнам отказывался встать под управление коммунистов и отказался от договора, объявив себя республикой.


После Второй мировой войны в 1954 году территория Вьетнама была разделена по 17-й параллели. Северный Вьетнам был под контролем Вьетминя, а Южный Вьетнам управлялся французской администрацией.
После того как коммунисты победили в КНР, США начала вмешиваться в дела Вьетнама, помогая Южной части. США расценивали КНР как угрозу и она, по их мнению, вскоре бросит свой взор на Вьетнам, а этого допустить нельзя.
В 1956 году Вьетнам должен был объединиться в одно государство. Но Южный Вьетнам отказывался встать под управление коммунистов и отказался от договора, объявив себя республикой.

Участие в конфликте СССР и Китая

Военная, политическая и экономическая помощь со стороны СССР Северному Вьетнаму сыграла значимую роль в исходе войны. Через порт Хайфон происходили поставки из Советского Союза, который переправлял Вьетконгу снаряжение и боеприпасы, танки и тяжелое вооружение. В качестве консультантов активно привлекались опытные советские военные специалисты, проводившие обучение вьетконговцев.

Китай также был заинтересован и помогал северянам, поставляя продовольствие, оружие, грузовые автомобили. Кроме того, в Северный Вьетнам были направлены китайские войска численностью до 50 тысяч человек для восстановления дорог как автомобильного, так и железнодорожного полотна.

В начале 1973 года, а именно 27 января, было заключено Парижское соглашение о прекращении войны во Вьетнаме. США обязали полностью убрать свои военные базы с обозначенных территорий, вывести как войска, так и военный персонал. Кроме того, должен был состояться полный обмен военнопленными.

Протесты и сопротивление американцев вьетнамской войне

Виктор Суренков

Белые посылают чёрных убивать жёлтых
(Стокли Кармайкл о вьетнамской войне)

Сегодня практически все знают об огромном военном потенциале США: даже маленький ребенок постоянно видит современную американскую военную технику и бравых морпехов в фильмах, журналах, компьютерных играх. Кажется, что вооруженные силы Америки могут все: помогать далеким народам в борьбе с угнетателями, обезвреживать опасных террористов, наводить мир в опасных регионах и придавать им стабильность. Войска США полувековой давности были не менее сильными и технологически развитыми для своего времени, но, тем не менее, умудрились проиграть войну маленькому и не самому передовому государству – Вьетнаму. Как же такое могло получиться?

Немного предыстории

Но прежде чем ответить на этот вопрос, неплохо было бы поподробнее узнать об истории конфликта. Не все знают, что боевые действия во Вьетнаме начали не США, а Франция. Вьетнам входил в состав французской колониальной империи, и после Второй Мировой Войны во Вьетнаме началась борьба за независимость от иностранного вмешательства. Франция с потерей колонии не смирилась и в 1945 году отправила туда экспедиционный корпус, который восстановил контроль над южной частью страны. На севере же образовалась независимая Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ), которая управлялась Хо Ши Мином. Несмотря на первоначальный успех, Франция самостоятельно не смогла справиться с партизанским движением юга, и с 1950 года США стали оказывать Франции материальную поддержку. К 1954 году США финансировали до 80% расходов Франции на ведение военных действий, однако к успеху это не привело, и в том же 1954 году после тяжелого поражения французов в битве при Дьенбьенфу война была завершена. По Женевским Соглашениям территория Вьетнама делилась на две части- север и юг. На юге устанавливался псевдодемократический режим, север же оставался за социалистами. Поняв, что демократия Южного Вьетнама может рухнуть и власть перейдет к социалистам, Америка начала оказывать финансовую и военную поддержку южанам и в 1964 году начала полномасштабные военные действия.

Причины Второй Индокитайской войны

Одна из основных причин войны уже была названа выше – остановить распространение коммунизма в Азии. После того, как коммунизм установился в Китае, правительство США рассматривало события во Вьетнаме как часть коммунистической экспансии. Да и вообще борьба с «красной угрозой» была модным трендом среди политиков Штатов. Именно поэтому в президентской гонке 1960 года между двумя кандидатами – Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном – выиграл тот, кто предложил наиболее решительную программу действий по устранению этой «угрозы». Кроме того, немаловажным фактором стали интересы американских корпораций, производивших оружие и боеприпасы. Они всячески подогревали интерес к войне, и, обладая большим политическим влиянием, старались всячески затянуть войну, сделать ее более кровопролитной и разрушительной. Как ни парадоксально, но затяжная война, столь губительная для США, оказалось выгодной для компаний.

Причины поражения США

Даже спустя 30 лет после окончания войны историки не могут однозначно ответить на вопрос: «Как могло случиться то, что случилось? Как американцы проиграли войну, если они не проиграли ни одного сражения?» Действительно, практически все операции американских солдат были успешны, в то время как вьетнамские партизаны теряли огромное количество солдат в каждом сражении. Многие винят американский штаб. Мол, была выбрана неверная тактика – вместо того, чтобы «находить и уничтожать» противника в непроходимых джунглях, надо было захватывать небольшие населенные пункты и удерживать их и, таким образом, ограничивать передвижения партизанских отрядов. Кто-то, опять же обвиняя командование США, говорит, что война велась недостаточно радикально. Надо было ввести войска в Лаос и Камбоджу, чтобы перерезать Тропу Хо Ши Мина, разбомбить Северный Вьетнам и захватить Ханой. Как сказал Куртис Ле Мэй, начальник главного штаба ВВС в шестидесятые годы: «надо было перестать гоняться за мухами, а вместо этого убрать навозную кучу». Колоссальную роль в победе Вьетнама сыграла помощь СССР и Китая. Причем, если товарищи из Поднебесной предоставляли главным образом экономическую помощь и живую силу, то СССР предоставлял Вьетнаму самое совершенное свое вооружение. Для борьбы с американцами были выделены около 95 ЗРК «Двина» и более 7.5 тысяч ракет к ним. Учитывая тот факт, что США большую роль в своих операциях отводили именно воздушным силам, то нельзя недооценивать насколько эта помощь была важна для Вьетнама. Предоставлял СССР также и небезызвестные МИГи, которые были лучшее американских Фантомов по очень важному для боевых действий фактору – маневренности в горизонтальных плоскостях. По оценке А.Н. Косыгина помощь Вьетнаму обходилась в 1.5 млн. рублей каждый день. На стороне вьетнамских партизан была и особенность местности. Непроходимые джунгли, тропики, болота, жара – никак не способствовали успеху американцев. Рельеф местности позволял развернуть эффективное партизанское движение. Вьетнамцы устанавливали мины-ловушки в лесу, рыли подземные туннели, прятались на деревьях, что было незнакомо американским военным. Кроме того, поражает героизм вьетнамцев, которые, несмотря ни на что, оказывали упорное сопротивление на протяжении всех периодов войны. Живя и воюя в ужасных условиях, они скорее погибли бы в бою, чем сдались в плен, а если и попадали в плен, то предпочли бы умереть, нежели выдать какую-либо информацию американцем. Да и сама американская армия не имела боевого духа воевать столь долго в чужой стране за чужие идеалы. Солдаты не понимали, зачем ведется вся эта война, которая идет вдалеке от дома, не понимали они, как такое маленькое государство может угрожать самой Америке. В самих Штатах война была крайне непопулярна, было сильно протестное движение, проводились различные митинги за скорейшее окончание войны. Стоит еще раз упомянуть и те самые военные корпорации США, которым, как и всему ВПК Штатов, война приносила огромные доходы. Для них Вьетнам был своеобразным полигоном, где можно было опробовать новейшее оружие, в том числе химическое и биологическое, потренироваться в использовании напалма. Поэтому корпорации всячески лоббировали продолжение войны. Сторонники теории заговора сразу же вспоминают убийство президента Кеннеди, который хотел улучшить отношения СССР и США и положить конец войне во Вьетнаме. Видимо кому-то эти планы президента пришлись не по вкусу. Всего во время войны было взорвано более 14 млн. тонн взрывчатых веществ, что в несколько раз больше, чем во время Второй мировой войны на всех театрах боевых действий, напалмом было выжжено несколько миллионов гектаров земли.

Война во Вьетнаме закончилась лишь 37 лет назад, однако сейчас отношения некогда воюющих сторон сменились на прямо противоположные. Вьетнам, который, к слову, так и остается коммунистически ориентированным государством, является важным партнером США в регионе. Русские? Ну да, вроде бы помогали когда то давно. А Америка помогает сейчас запустить Вьетнаму свой телекоммуникационный спутник. Четверть всего экспорта Вьетнама идет в США. Военные учения Вьетнам проводит не с Россией, а с США. Количество мигрантов из Вьетнама в Штатах растет с каждым годом. Совсем недавно Вьетнам при поддержке США вошел в ВТО. США всячески поддерживают Вьетнам в рамках недавно созданной организации TPP (Trans-Pacific Partnership). Немного странно, учитывая, что совсем недавно обе стороны просто ненавидели друг друга, не правда ли?

Война выиграна, если одно из воюющих государств достигает целей, которые были заявлены до войны и проигрывает, если этих целей достичь не удалось. Какие цели были у США во Вьетнаме? Никто этого не знает, потому что официально цели той войны никогда и никем письменно заявлены не были; то, что мы знаем сейчас – это предположения ученых и заголовки газет. Так, может быть, в тройке народ США – власть США – бизнес-элиты США были не только проигравшие? Боюсь, что ответ на это вопрос мы не узнаем уже никогда.

Одна из основных причин войны уже была названа выше – остановить распространение коммунизма в Азии. После того, как коммунизм установился в Китае, правительство США рассматривало события во Вьетнаме как часть коммунистической экспансии. Да и вообще борьба с «красной угрозой» была модным трендом среди политиков Штатов. Именно поэтому в президентской гонке 1960 года между двумя кандидатами – Джоном Кеннеди и Ричардом Никсоном – выиграл тот, кто предложил наиболее решительную программу действий по устранению этой «угрозы». Кроме того, немаловажным фактором стали интересы американских корпораций, производивших оружие и боеприпасы. Они всячески подогревали интерес к войне, и, обладая большим политическим влиянием, старались всячески затянуть войну, сделать ее более кровопролитной и разрушительной. Как ни парадоксально, но затяжная война, столь губительная для США, оказалось выгодной для компаний.

Читайте также:  Быт американских итальянцев, еда, работа и отношения

Во время эвакуации американцы выбросили 47 миллионов долларов в море

После падения Сайгона в 1975 году, американские войска устроили крупномасштабную эвакуацию оставшихся сил и союзных вьетнамцев. Операция получила название «Порывистый ветер», и в ее ходе за сутки были эвакуированы 7 тысяч человек. Однако все проводилось в такой спешке, что места на палубе катастрофически не хватало. Беженцев в итоге предпочли вертолетам, которые сбрасывали с палубы, чтобы освободить место.

Кадры с выбрасыванием «Ирокезов» за борт авианосца стали самым известным символом поражения во Вьетнамской войне. Стоимость ушедших на дно машин оценивают в 10 миллионов долларов по курсу тех лет. С учетом инфляции и в пересчете на нынешние деньги это около 47 миллионов.


Агент «оранж» несет ужасные последствия для потомства — вызывает деформации тела у плода. Но вот что известно гораздо меньше — так это то, что от токсина пострадали не только вьетнамцы, но и сотни тысяч американских военнослужащих. По статистике, дети ветеранов Вьетнама имеют в три раза больший шанс родиться с врожденными дефектами и заболеваниями.

Общенациональная интеграция в США

Взаимодействие тенденций общенациональной интеграции и группового этноцентризма проходит сквозь всю историю США и пронизывает отношения этнических групп. Оно обусловило дуальность этнического самосознания членов этих групп. Безусловно сознавая себя американцами, они также ощущают свою принадлежность к полякам (американским), итальянцам (американским) и т. д. Разумеется, интенсивность этих ощущений и их соотношение зависят от степени ассимилированности индивидуума и группы, от исторической обстановки и других условий — и могут изменяться и колебаться. Этническое самосознание, т. е. сознание принадлежности к определенной этнической группе как части американского народа — и система организаций этнической группы, поскольку они еще сохраняются — вот что, в пределе, остается у самых ассимилированных групп американского общества. Этничность сохраняется лишь в идеологической и психологической областях, но и здесь она может испытывать взлеты и падения в зависимости от исторических условий.

Крупный американский этнограф Франц Боас, много лет боровшийся с расизмом, говорил в начале нашего века о «развитии американской нации через слияние различных европейских национальностей и все растущую разнородность составных элементов нашего народа».

О том, что тенденция к общенациональной интеграции является ведущей по отношению к тенденции группового этноцентризма, свидетельствует и художественная литература. Вот как писал об этой проблеме Джон Стейнбек: «…несмотря на громадность наших географических пространств, несмотря на характерные особенности каждого отдельного района Америки, несмотря на то что в ней перемешались представители всех этнических групп, — мы единая нация, мы новое племя. Каждый американец прежде всего американец, а уж потом среди них можно различать южан, северян, жителей западных и восточных штатов. И дети, и внуки англичан, ирландцев, итальянцев, евреев, немцев, поляков по сути своей прежде всего американцы. У калифорнийских китайцев, бостонских ирландцев, висконсинских немцев и алабамских афроамериканцев — да, афроамериканцев! — общих черт больше, чем различий».

О том, что тенденция к общенациональной интеграции является ведущей по отношению к тенденции группового этноцентризма, свидетельствует и художественная литература. Вот как писал об этой проблеме Джон Стейнбек: «…несмотря на громадность наших географических пространств, несмотря на характерные особенности каждого отдельного района Америки, несмотря на то что в ней перемешались представители всех этнических групп, — мы единая нация, мы новое племя. Каждый американец прежде всего американец, а уж потом среди них можно различать южан, северян, жителей западных и восточных штатов. И дети, и внуки англичан, ирландцев, итальянцев, евреев, немцев, поляков по сути своей прежде всего американцы. У калифорнийских китайцев, бостонских ирландцев, висконсинских немцев и алабамских афроамериканцев — да, афроамериканцев! — общих черт больше, чем различий».

ГЛАВА 2 Этнические проблемы в США

2.1Этнические конфликты в истории США

Этнический состав США поражает своим разнообразием. На территории Соединённых Штатов Америки проживают представители самых разных национальностей. Этнический состав США включает в себя всего лишь 61% американцев. Из них 13% – афроамериканцы. Далее в этнический состав входит 2% немцев, почти 2% евреев, 1/5 состовляют представители романской группы, 11% мексиканцев, 3,2% славян, 1% ирландцев и так далее[9].

По данным опроса, проведенного компанией ICM Research по заказу Sputnik, 67% жителей США, то есть подавляющее большинство, считают, что межрасовые и межэтнические разногласия являются одной из самых острых проблем американского общества на сегодняшний день[6]. Необходимо выяснить корни подобной проблемы в США.

Исторические корни фундаментальных проблем заселения Америки уходят еще в доколумбовые времена. В последние годы выяснилась точная цифра численности индейцев, проживавших к моменту контакта с европейцами, это 1,5 млн человек. Также появились новые убедительные доводы по вопросу о катастрофическом воздействии начального периода контактов с европейцами, когда в течение примерно первых 150 лет из-за отсутствия иммунитета к завезенным болезням вымерло огромное число индейского населения. Медикобиологические исследования о воздействии эпидемических заболеваний на индейцев, вступивших в контакт с европейцами уже в XIX в., подтвердили демографическую катастрофу, постигшую коренных жителей Нового Света в XVII—XVIII вв. И хотя европейцы и африканцы также имели высокую смертность после переселения в новые природные условия, эта смертность была значительно ниже, чем у индейцев. Это был первый этнический конфликт в истории континента и в истории США[1, c. 174].

В настоящее время имеются достаточно определенные представления об этнической структуре населения к моменту образования Соединенных Штатов. К 1775 г. предки почти половины колонистов являлись выходцами из Англии, около 30 % поселенцев прибыли из Шотландии, Ирландии, Германии, Голландии, Франции и Португалии, каждый пятый американец имел африканское происхождение. Большинство черных было привезено непосредственно из Африки, и 90 % их первоначально проживали в колониях и были рабами. Таким образом, к моменту образования США его население было не просто разрозненным, это была совокупность народов и культур, находящихся на одной территории. Конечно в таком случае можно предположить, что этноцентризм, индивидуализм господствовал в восприятии мира.

Возможно, проблема американского народа кроется в знаменитом высказывании английского писателя Изрейел Зангвилла, с перевода примерно значащее: «Америка подобна плавильному тиглю, она переплавляет все культурные различия, уничтожает этнические границы; процесс этот стремительный, однозначный и отнюдь не безболезненный, но в результате него возникает новая этническая общность — американский народ, обладающий новой общей культурой, не равной простой сумме иммигрантских». Конечно, немаловажным остаётся вопрос о протекании такого «плавительного» процесса. Происходит ассимиляция новых иммигрантов уже состоявшей культурой или включение их как новый компонент в заново складывающуюся общность? Возможно, именно на данном этапе зародились этнические проблемы в США [9].

В конце 60-х годов наступило так называемое «этническое возрождение», которое вызвало подъем этнического самосознания, углубление межэтнических границ, усиление межэтнических конфликтов.

Так, в США в середине 1960 — годов, возникло мощное негритянское движение «чёрное сообщество», выдвинувшее свои культурные и социально-правовые требования под лозунгом «черное прекрасно» [2].

Важнейшим результатом данного движения стало принятие законов, запрещающих дискриминацию по признакам расы, пола, возраста и т. д. Например, Закон о гражданских правах 1964 г. заложил правовую основу для формального обеспечения всем американцам равных возможностей. Теперь при трудоустройстве не было никакой дискриминации афроамериканцев и индейцев.

При изучении этнического развития США довольно часто используется такое понятие, как «американизация». Точного определения этого понятия нет и каждый учёный и американец воспринимают его по-своему. В теории anglo-conforrnity этот процесс понимался как «освобождение» иммигранта от его собственной национальной культуры и приобщение к американской путем уподобления белым американцам — протестантам англосаксонского происхождения [1, c. 183].

С помощью понятия «американизация» даётся объяснение ситуации этнического возрождения. Учёные считают, что неудачи внешней и внутренней политики правительства США в последние десятилетия (поражение во Вьетнаме, неспособность радикально решить расовую проблему, скандалы во внутриполитической жизни) подорвали у населения доверие ко всему официальному, государственному. Отдельные этнические группы перестали чувствовать себя американцами. При этом этническое прошлое, «происхождение», воспринималось как подлинно своя история, противопоставляемая американскому настоящему. Надо отметить, что для США эта проблема особенно актуальна, поскольку формирование североамериканской нации есть процесс создания новой этничности для целого государства. Таким образом, идеологический компонент должен занять основное место в национальном самосознании американца. Правящие круги США ясно отдают себе в этом отчет, отсюда и возникает стремление связать собственно этнические ценности (элементы родной природы, материальной и духовной культуры, черты быта) с национально-государственными (экономикой, политикой) [1, c. 186].

Даже в религиозной сфере был выработан такой специфически американский путь к объединению, как «гражданская религия» (civil religion), включающая в ранг духовного национально-государственную символику. Можно связать идею духовного с идеей свободы в США. Таким образом, стать американцем значит понимать «определённую свободу». Если вспомнить факты из истории, американцы всегда борются за свободу, а не за Землю. То есть Свобода — это «отсутствие внешнего принуждения», «индивидуализм». И такая свобода, по мнению американцев, есть только на территории США. Все военные действия США оправдываются в глазах американцев только с этой точки зрения. Они хотят такой свободы везде, чтобы во всём мире была такая демократизация и индивидуализация. Конечно это и есть оправдание абсолютно любой акции правительства. Что в 1999 году, во время операции войск НАТО в Косово, что в настоящее время в Сирии и Ираке, для американцев это естественно — защищать свою свободу. В таком случае это похоже на единое этническое самосознание [8].

Демографические факторы играли в истории американской нации исключительно важную роль. Именно в результате миграции в сравнительно короткий исторический срок огромных масс населения из Старого Света в Новый стало возможным появление «самого американского народа», а этнорасовый состав иммигрантов оказал сильное влияние не только на характер общественно-политического строя США, но и на историко-культурный облик американцев.

«Последние 40 лет внешне говорилось о том, что расовых проблем нет, само слово “расы” в Америке практически не употреблялось. В какой-то момент эта проблема стала вырываться наружу. Происходящее сейчас и в Фергюсоне, и в Нью-Йорке — это симптомы болезни», — считает российский учёный Алексей Фененко [6]. Рассмотрим современную ситуацию.

Важнейшим результатом данного движения стало принятие законов, запрещающих дискриминацию по признакам расы, пола, возраста и т. д. Например, Закон о гражданских правах 1964 г. заложил правовую основу для формального обеспечения всем американцам равных возможностей. Теперь при трудоустройстве не было никакой дискриминации афроамериканцев и индейцев.

Виртуальный класс школы №185 по обществознанию/Двадцать девятый урок, 10 класс

ТЕМА УРОКА: МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Расовая интеграция – Racial integration

Расовая интеграция , или просто интеграция , включает десегрегацию (процесс прекращения систематической расовой сегрегации ). Помимо десегрегации, интеграция включает в себя такие цели, как устранение препятствий для ассоциации, создание равных возможностей независимо от расы и развитие культуры , основанной на различных традициях, а не просто привнесение расового меньшинства в культуру большинства . Десегрегация – это в основном правовой вопрос, а интеграция – в основном социальный.

Расовая интеграция , или просто интеграция , включает десегрегацию (процесс прекращения систематической расовой сегрегации ). Помимо десегрегации, интеграция включает в себя такие цели, как устранение препятствий для ассоциации, создание равных возможностей независимо от расы и развитие культуры , основанной на различных традициях, а не просто привнесение расового меньшинства в культуру большинства . Десегрегация – это в основном правовой вопрос, а интеграция – в основном социальный.

Блог Арсения Христолюбова

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Политическая система Средневековья, существовавшая вплоть до конца XVI века, характеризовалась, прежде всего, главенством теократической власти над властью политической. В эпоху Средневековья лояльности государству не существовало, в связи с чем светская власть была основана на феодальных отношениях подчинения сюзерену. Соответственно большая часть конфликтов, возникавших между социальными общностями, носила религиозный характер. Тем не менее постепенно усиливающаяся конфронтация между различными представителями христианской веры (католиками и протестантами, православными и католиками) обличала несостоятельность существовавшей системы международных отношений, создавая почву для масштабного общеевропейского конфликта – Тридцатилетней войны.

Источник: Герард Терборх. Вестфальский мир. 1648 / regnum.ru

Вплоть до начала Тридцатилетней войны, ставшей апогеем накопившихся противоречий между представителями различных направлений христианства, религиозные войны и конфликты были основной формой конфронтации между социальными общностями. Примерами могут служить Крестовые походы, Гуситские войны (1419 – 1434 гг.) и даже Ливонский поход на Русь (1240 – 1242 гг.). Основными целями противоборствующих сторон были: распространение католической веры, её догматов и защита национальных верований соответственно. Так, одной из причин Гуситских войн было стремление Яна Гуса защитить собственную нацию от нареканий в ереси[1]. Аугсбургский, а затем и Вестфальский мирный договор закрепили принцип «чья власть, того и вера». Таким образом имперские сословия получали право выбора вероисповедания на территории своего государства. Данная мера стала первым шагом к трансформации характера международных конфликтов.

Тем не менее, несмотря на заключение Вестфальского договора в 1648 г. конфликты на религиозной почве продолжили иметь место в отношениях между европейскими государствами. Так, восстание Богдана Хмельницкого в Украине имело очевидную религиозную подоплёку – православные против католической польской шляхты. И если украинское восстание нельзя с уверенностью отнести к периоду «Вестфаля», то отмена Нантского эдикта во Франции 1685 г. и Тоттенбургская война в Швейцарии 1712 г. являются яркими, но в то же время выбивающимися из общей логики вестфальского периода событиями. Более того, даже Семилетняя война, от части, в существовавшей парадигме воспринималась как война между конфессиями – протестантские Великобритания и Пруссия против католических Франции, Священной Римской империи и Австрии.

Читайте также:  Рабочий класс в США и деятельность профсоюзов

Важным этапом в трансформации сути международных конфликтов стало оформление «национальных государств» в конце XVIII века (принцип «одна нация – одно государство» во время Великой Французской революции). Данное событие послужило толчком к этнополитической мобилизации населения, что, в свою очередь, привело к росту национального самосознания и националистических настроений. Так, в середине XIX в. появляется термин «национализм», обозначающий идеологию и политику, базовым принципом которых является тезис о главенстве нации в государствообразующем процессе[2]. Кроме того, национализм может являться политической платформой, способствующей преобразованию этноса в нацию, тем самым выполняя интеграционную функцию. Подобный процесс наблюдался в ряде европейских государств, в частности в Германии и Италии. Согласно американскому историку Т. Снайдеру, «интегрирующий национализм сыграл значительную роль в европейской политической жизни 1815 – 1874 гг., поскольку он содействовал консолидации ранее политически разделенных этносов… итальянцы и немцы были разбросаны на территории нескольких десятков средних, малых и мельчайших государственных образований»[3].

В то же время национализм как явление способствовал накаливанию обстановки в Европе. В совокупности с модернизационными процессами, затрагивавшими все сферы общественной деятельности, в таких государствах как Австро-Венгрия, Российская империя, Османская Империя на повестку дня стали выходить вопросы о том, на каком языке должен функционировать государственный аппарат, развиваться культура, образование и т. п. Более того, в связи с тем, что в таких государствах статус титульного получил тот язык, который был главным для правящей династии, представители иных этносов ощущали себя ущемлёнными и причислялись к национальным меньшинствам. Ярким примером является ущемление социально-культурных прав чехов, хорватов и иных западных славян в Австро-Венгрии.

В результате возросшей внутригосударственной и международной мобильности при взаимодействии друг с другом люди стали обращать внимание на существовавшие не только этнические, но и социальные различия. Граждане одного государства могли идентифицировать себя не только с каким-либо социальным классом или территориальной общностью, но и с конкретным этносом, имеющим уникальный набор характеристик и ограниченный спектр возможностей для экономической активности, культурной самореализации и др.

Результатом перехода национализма в политическую форму, посредством возрастания его идей в самосознании отдельных народов, а также во внешней политики государств, стали две мировые войны. Национализм занял прочное место в идеологии и политике крайне правых партий (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, как пример), что привело к созданию массовых националистических движений, а также популярности идей нацизма и фашизма в Европе.

Во второй половине XX в., во многом по причине распада колониальной системы, рост националистических настроений значительно увеличился в странах Африки и Азии, что привело как к увеличению числа конфликтов на национальной почве, так и их влияния на формирование международной повестки. В частности, с образованием еврейского государства Израиль в 1948 г. начался арабо-израильский конфликт, который не раз имел возможность сменить статус регионального на международный, за счёт вовлечения крупнейших мировых держав, в частности Франции, Великобритании и СССР в 1956 г. (Суэцкий кризис) и США в 1978 г. Помимо всего прочего, данное событие, как и большинство других конфликтов, обладающих статусом этнополитического, имело ряд подтекстов. Помимо геополитического, то есть территориальных притязаний сторон на определённые области, межнациональная рознь усиливалась религиозным и культурным факторами (на территории Израиля, иудейского государства, проживало примерно 20 % мусульман, что являлось катализатором ирредентистских настроений).

Ещё одним примером, иллюстрирующим повышение значимости этнополитических конфликтов стала Гражданская война в Боснии и Герцеговине 1992 – 1995 гг. Как и в ситуации с арабо-израильским конфликтом, кризис в Боснии и Герцеговине имел в своей основе ряд причин. Помимо геополитического фактора, вызванного территориальными разногласиями народов, ранее проживавших в рамках одного государства, Югославской федерации, важное место в данном конфликте имели религиозный и культурный фактор соответственно. Таким образом, хорватский, сербский и боснийский этносы стремились не только к созданию собственного национально-государственного образования, но и установлению в нём главенства элементов собственной культуры: веры, языка и т. д.

Таким образом, по сравнению с конфликтами, имевшими место в эпоху Средневековья, современные этнополитические конфликты являются более самоценным и комплексным явлением. Как показывает исторический опыт, их возникновение может быть обусловлено несколькими факторами одновременно: культурным, языковым, религиозным и др. Данное явление напрямую связано с глобализацией и сопутствующими ей процессами: транснационализацией, региональной интеграцией, унификацией ценностей (например, европейских, что способно оказывать негативное влияние на национальные ценности европейских государств). Следовательно, катализаторами этнополитического конфликта могут выступать как внутригосударственные, так и макрорегиональные, межправительственные факторы. Всё это делает межнациональные конфликты важной частью современной международной политики, акцентируя деятельность её субъектов на укреплении безопасности и создании условий стабильности в мировом сообществе.

Список литературы

1. Дени Эрнест. Гус и гуситские войны / Пер. с франц. А. Б. Ванькова. — М.: Клио, 2016. — 424 с.

2. Кон Х. Идея национализма // Ab Imperio: Теория и история национальностей и национализма в постсоветском пространстве. 2001. № 3. 450 с.

3. Снайдер Т. Реконструкция наций. — М., Вроцлав: Летний сад; Коллегия Восточной Европы им. Яна Новака-Езераньского во Вроцлаве, 2013. — 412 с.

4. Norbert Ropers. Peaceful intervention. Structures, processes, and strategies for the constructive regulation of Ethnopolitical conflicts. Berghof Report Nr. 1 Oktober 1995. – 97 p.

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства

3.2. Этнические стереотипы: история изучения и основные свойства Важную роль в межгрупповых отношениях играют социальные стереотипы – упрощенные, схематизированные образы социальных объектов, характеризующиеся высокой степенью согласованности индивидуальных

Еще одним когнитивным феноменом, а точнее – акцентом в принятии социальной информации (см. Андреева, 1997), влияющим на протекание этнических конфликтов, является иллюзорная корреляция. Последняя означает, что два класса явлений воспринимаются как тесно связанные между собой, хотя на самом деле связь между ними либо вообще отсутствует, либо она намного слабее, чем воспринимается.

5. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами (народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Уровни межэтнических взаимоотношений: 1) взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни; 2) межличностные отношения людей различной этнической принадлежности.

В современном мире происходит экономическое, культурное и даже политическое сближение (интеграция) наций (ЕС – Европейский Союз).
Европейский союз образован в 1993 в соответствии с Маастрихтским договором 1992 на базе Европейского сообщества, объединявшего 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.

В июне 2004 была принята Европейская конституция. Она вызвала неодобрение Ватикана из-за отказа упоминания о «христианских корнях» европейской цивилизации. Кроме того, Испания и Польша попытались пересмотреть порядок принятия решений в ЕС (вместо нынешнего, учитывающего «удельный вес» экономик стран-членов, перейти к процедуре, при которой количество голосов от каждой страны было бы пропорционально ее населению). Однако с приходом к власти в Испании правительства социалистов, эта страна отказалась от своих намерений. Новая конституция подписана 29 октября 2004 в Риме. Для того, чтобы она вступила в силу, ее должны ратифицировать парламенты всех стран-членов. В некоторых странах одобрение предполагалось получить путем всенародных референдумов. В 2005 референдумы во Франции и Нидерландах отвергли Конституцию. В 2009 Конституцию наконец (с некоторыми оговорками – запрет на аборты) поддержали Ирландия и Польша.

Другой путь межнациональной интеграции осуществлялся в США (стратегия «плавильного котла»).
«Плавильный котёл» (melting pot) – концепция, согласно которой США представляет собой своеобразный “плавильный котел” (тигель), превращающий представителей различных этнических групп в просто американцев.
Благодаря постоянному притоку эмигрантов население САСШ с 1871 г. по 1913 г. увеличилось с 39,8 млн. до 96,5 млн. человек.
Израэл Зангвилл (1908):
«Америка… это огромный плавильный котёл, в котором переплавляются и преобразуются все европейские нации».
Эта метафора получила известность после того, как в Нью-Йорке в 1908 году с большим успехом дебютировала одноименная пьеса английского драматурга и писателя Израэла Зангвилла, повествующая о жизни еврейской семьи, которая, спасаясь от погромов, покинула Россию и обрела прибежище в Америке.
Этническая миксация – смешивание разных этнических групп и возникновение нового этноса (Латинская Америка).
Ассимиляция (от лат. assimilatio – слияние, уподобление, усвоение) – (в этнографии) слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. Различают естественную ассимиляцию, возникающую при контакте этнически разнородных групп населения, смешанных браках и т. п., и насильственную ассимиляцию, характерную для стран, где национальности неравноправны.
При аккультурации один народ усваивает нормы другого народа, но сохраняет своё этническое самосознание.
Аккультурация (лат. accumulare – накапливать + cultura – возделывание) – взаимное уподобление и приспособление различных культур народов и отдельных явлений этих культур, в большинстве случаев при доминировании культуры народа, в общественном отношении более высокоразвитого.

С другой стороны, растёт стремление народов обрести национальную самостоятельность (дифференциация), противостоять экспансии сверхдержав.

Мультикультурализм – политика, направленная на развитие и сохранение в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.
Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла» (англ. melting pot), где предполагается слияние всех культур в одну.
Национализм – идеология, политика, психология и социальная практика обособления и противопоставления одной нации другим, пропаганда национальной исключительности отдельной нации.
Виды национализма: 1) этнический. 2) державно-государственный, 3) бытовой.
Шовинизм – от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона – крайняя, агрессивная форма национализма.
Дискриминация (от лат. discriminatio – различение) – умаление (фактически или юридически) прав какой-либо группы граждан по мотивам их национальности, расы, пола, вероисповедания и т. п. В области международных отношений – предоставление гражданам и организациям какого-либо государства меньших прав и привилегий, чем гражданам и организациям других государств.
Сегрегация (от позднелат. segregatio – отделение) – политика принудительного отделения какой-либо группы населения по расовому или этническому признаку, одна из форм расовой дискриминации.
Апартеид (апартхейд) (на яз . африкаанс apartheid – раздельное проживание) – крайняя форма расовой дискриминации. Означает лишение определенных групп населения в зависимости от их расовой принадлежности политических, социально-экономических и гражданских прав, вплоть до территориальной изоляции. Современное международное право считает апартеид преступлением против человечества.
Геноцид (от греч. genos – род, племя и лат. caedo – убиваю) – одно из тягчайших преступлений против человечества, истребление отдельных групп населения по расовым, национальным, этническим или религиозным признакам, а также умышленное создание жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этих групп, равно как и меры по предотвращению деторождения в их среде (биологический геноцид). Такие преступления совершались в массовых масштабах гитлеровцами во время 2-й мировой войны, особенно против славянского и еврейского населения.
В гитлеровской Германии было уничтожено в лагерях смерти (Треблинка, Освенцим) около 6 млн. евреев. Эту трагедию называют греческим словом «холокост» (всеуничтожение через сожжение).
Холокост (холокауст) (англ. holocaust – от греч. holokaustos – сожженный целиком) – гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн. человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-45.
Сепаратизм (франц. separatisme от лат. separatus – отдельный) – стремление к отделению, обособлению; движение за отделение части государства и создание нового государственного образования (сикхи, баски, тамилы) или за предоставление части страны автономии.
Ирредентизм (от итал. irredento – неосвобожденный) – 1) идея воссоединения с основным ядром нации (ирландцы в Ольстере); 2) политическое и общественное движение в Италии в конце 19 – начале 20 вв. за присоединение к Италии пограничных земель Австро-Венгрии с итальянским населением – Триеста, Трентино и др.

Межнациональные конфликты (в узком смысле) происходят между государствами, либо внутри конфедерации, которую составляет ряд политически самостоятельных стран, населённых разными этносами.
Межэтнические конфликты возникают внутри государства.
Межнациональный конфликт (в широком смысле) – это любая конкуренция (соперничество) между группами, от противоборства за обладание ограниченными ресурсами до социальной конкуренции, во всех тех случаях, когда противостоящая сторона определяется с точки зрения этнической принадлежности её членов.

Причины межнациональных конфликтов:

1) экономические причины – борьба этносов за обладание собственностью, материальными ресурсами (земля, недра);
2) социальные причины – требования гражданского равноправия, равенства перед законом, в образовании, в оплате труда, равенстве при приёме на работу, особенно на престижные места в органах власти;
3) культурно – языковые причины – требования сохранения или возрождения, развития родного языка, сплачивающего этнос в единое целое.
4) Концепция «столкновения цивилизаций» Хантингтона объясняет современные конфликты конфессиональными, религиозными различиями.
5) Исторические прошлые взаимоотношения народов.
6) Этнодемографические – быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграции и различий в уровне естественного прироста населения.

Типы межнациональных конфликтов:

1) конфликты стереотипов (этнические группы четко не осознают причины противоречий, но в отношении оппонента создают негативный образ «нежелательного соседа», армяно-азербайджанский конфликт);
2) конфликт идей: выдвижение тех или иных притязаний, обоснование «исторического права» на государственность, на территорию (Эстония, Литва, Татарстан, в своё время идея Уральской республики);

3) конфликт действий: митинги, демонстрации, пикеты, принятие институциональных решений, открытые столкновения.

1) отсечь наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, более склонные к компромиссам; важно исключить любые факторы, способные консолидировать конфликтующую сторону (угроза применения силы, например);
2) применение широкого спектра санкций – от символических до военных. Следует учитывать, что санкции могут работать на экстремистские силы, усиление и ожесточение конфликта. Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае: если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые нарушения прав человека;
3) перерыв конфликта, в результате меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей, ослабевает консолидация сил в обществе;
4) разделение глобальной цели на ряд последовательных задач, которые решаются последовательно от простых к сложным;
5) предупреждение конфликтов – сумма усилий, направленная на то, чтобы не допустить событий, приводящих к конфликтам.

Читайте также:  Протесты и политическая ситуация в США времен вьетнамской войны

Причины межнациональных конфликтов:

Борьба Квебека за независимость

Население Канады поделено на две многочисленные группы: англо-канадцы и франко-канадцы. Противостояние англичан и французских жителей провинции началось еще в середине XVIII века, когда после окончания Семилетней войны Франция лишилась своей колонии в Канаде. После победы англичан часть выживших франко-канадцев загнали в Нижнюю Канаду, которую переименовали в Квебек.

К завоеванному населению захватчики относились как к людям второго сорта: запрещали пользоваться французским языком, соблюдать национальные обычаи. Со временем положение франко-канадцев улучшилось, французский язык даже стал вторым государственным. Между тем, конфликты бытового характера между франко- и англоговорящим населением Канады продолжалось вплоть до конца 50-х годов ХХ века, когда франко-канадцы заявили о своих правах на Квебек. Формально главой Канады до сих пор остаётся английская королева, что раздражает франко-канадцев.

Массовое и организованное сепаратистское движение в провинции началось в 1960 году. Тогда, пришедшее к власти в Квебеке правительство Жана Лесажа, пообещало «сделать франко-канадцев хозяевами на своей земле». За время его пребывания на посту квебекского премьера, в провинции были проведены важные социальные преобразования. предпринят ряд успешных шагов в направлении ограничения власти центра.

В те же годы в Квебеке действовали и радикальные движения, ставившие своей целью полное отделение Квебека от Канады и строительство самостоятельного государства. На такой позиции стояла и стоит сегодня Квебекская партия («Парти Квебекуа», ПК) и «Фронт Освобождения Квебека» (французская аббревиатура – ФЛК), который в начале 70-х годов попытался перейти к тактике террора. Однако большинство франко-канадцев его осудило. ФЛК полностью потерял народную поддержку, и большинство сепаратистов сплотились вокруг ПК. После ее победы на выборах в Квебеке в 1980 году состоялся референдум о независимости провинции. Тогда, идею выхода из состава Канады поддержали лишь 40% голосовавших. Второй и на сегодняшний день последний референдум прошел в 1995 году. Тогда, лишь доли процента решили исход народного голосования: 49,4% голосов были отданы за независимость Квебека. 50,6% квебекцев проголосовали против выхода из состава Канады. Таким образом, референдумы не привели к отделению Квебека, но позволили провинции добиться значительной автономии в решении как внутренних, так и некоторых внешних (иммиграция) вопросов.

Состоявшиеся в 2007 г. очередные парламентские выборы в Квебеке показали, что сепаратисты по их итогам заняли лишь третье место. Причины поражения партии, как отмечают эксперты, кроются не только в кризисе идеологии движения, но и многочисленных экономических трудностях, стоящих перед провинцией. Помимо этого, известно, что франко-канадская среда не принимает не только иммигрантов-нефранцузов, но и французов из Франции. Поэтому большинство переехавших в Квебек людей не разделяют стремление к независимости и выступают за тесный союз с Канадой.

Расовые конфликты в США

В отличие от других западных обществ, в США расово-этнические отношения и конфликты на многих этапах играли самостоятельную, а то и ведущую роль в социальной среде. На протяжении всей истории США его цветное население по своей социально-профессиональной структуре значительно отличалось от белого. Цветные всегда подвергались сверхэксплуатации и расовой дискриминации, принадлежали к самым обездоленным слоям населения.

В результате массовых походов и демонстраций против расовой дискриминации, получивших название «рейдов свободы», вызвавших ответную волну антинегритянского террора, в 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который запретил дискриминацию черных американцев при обслуживании в местах общественного пользования, при приеме на работу и т.д. Также черное население добилось квот при поступлении в образовательные учреждения. Но расизм, исчезнувший с языка американцев, продолжал сохраняться в их сознании. Получившие те же права и льготы «афроамериканцы» стали вызывать недовольство у белых, т.к. они имеют больше детей, зарабатывают меньше, чаще сидят в тюрьме, чаще бывают безработными, чаще получают пособия по бедности, безработице, воспитанию детей. Белые стали отделяться от черных плотной стеной и, вопреки своим ответам на вопросы служб общественного мнения, не проявляют желания смешиваться с ними в единую нацию. В ответ черные американцы заняли собственную расовую позицию, в стремлении обособиться от белых по причине их неискоренимого расизма, они стремились сформировать собственную субцивилизацию: создавали школы, театры, высшие учебные заведения.

Дискриминации в США подвергались и группы американских граждан, говорящих на испанском языке, в большинстве своем мексиканского происхождения – чиканос. За последнюю четверть века США захлестнула волна крупнейшей по масштабам со времени окончания первой мировой войны массовой иммиграции. С начала 70-х годов в США въехало около 16 млн. легальных иммигрантов Число осевших нелегалов не поддается точным подсчетам, но также измеряется миллионами. Поэтому расово-этнический вопрос по-прежнему остается важным.

Хотя сегодня прямой угрозы единству американского общества нет, тем не менее с 1970-х гг. обозначились тенденции, которые могут способствовать возникновению расовых конфликтов. Сейчас под влиянием массовой иммиграции из стран Азии, Африки и Латинской Америки усиливается “пористость” американского общества, поскольку в нем наблюдаются более или менее крупные вкрапления общностей китайцев, корейцев, бирманцев, вьетнамцев, мексиканцев и др. Типичным примером такого вкрапления является возникший постепенно в американских городах мир “чайнатаунов” (китайских общин), куда “стопроцентному” американцу хода нет и куда он не стремится.

Расово-этническая проблема в современной Америке представляет собой немалую угрозу для будущего существования белого, англосаксонского населения. В результате неравномерности расселения различных расово-этнических групп по территории страны в ряде регионов сложились мощные кластеры небелого населения (Техас, Калифорния, Нью-Джерси и др.). В результате территориальной концентрации меньшинств на карте США появились многочисленные “цветные” города (Вашингтон, Майами, Детройт, Атланта, Новый Орлеан, Нью-Йорк и др.).

Именно озабоченность сохранить себя как западную нацию лежит в основе растущих общественных настроений в пользу ограничения иммиграции. Но ограничение потоков иммигрантов из других частей мира приходит в столкновение с экономическими выгодами для Америки от этого процесса. В результате сегодня снова встает задача интеграции американского общества.

Вопросы для самопроверки:

1.Какие факторы определяют североирландский конфликт?

2.На чем основаны противоречия между валлонами и фламандцами в Бельгии?

3.Каковы методы борьбы этнических меньшинств за свои права в странах Запада?

4.Каковы тенденции в развитии расово-этнических отношениях в США?

Хотя сегодня прямой угрозы единству американского общества нет, тем не менее с 1970-х гг. обозначились тенденции, которые могут способствовать возникновению расовых конфликтов. Сейчас под влиянием массовой иммиграции из стран Азии, Африки и Латинской Америки усиливается “пористость” американского общества, поскольку в нем наблюдаются более или менее крупные вкрапления общностей китайцев, корейцев, бирманцев, вьетнамцев, мексиканцев и др. Типичным примером такого вкрапления является возникший постепенно в американских городах мир “чайнатаунов” (китайских общин), куда “стопроцентному” американцу хода нет и куда он не стремится.

Борьба Квебека за независимость

Население Канады поделено на две многочисленные группы: англо-канадцы и франко-канадцы. Противостояние англичан и французских жителей провинции началось еще в середине XVIII века, когда после окончания Семилетней войны Франция лишилась своей колонии в Канаде. После победы англичан часть выживших франко-канадцев загнали в Нижнюю Канаду, которую переименовали в Квебек.

К завоеванному населению захватчики относились как к людям второго сорта: запрещали пользоваться французским языком, соблюдать национальные обычаи. Со временем положение франко-канадцев улучшилось, французский язык даже стал вторым государственным. Между тем, конфликты бытового характера между франко- и англоговорящим населением Канады продолжалось вплоть до конца 50-х годов ХХ века, когда франко-канадцы заявили о своих правах на Квебек. Формально главой Канады до сих пор остаётся английская королева, что раздражает франко-канадцев.

Массовое и организованное сепаратистское движение в провинции началось в 1960 году. Тогда, пришедшее к власти в Квебеке правительство Жана Лесажа, пообещало «сделать франко-канадцев хозяевами на своей земле». За время его пребывания на посту квебекского премьера, в провинции были проведены важные социальные преобразования. предпринят ряд успешных шагов в направлении ограничения власти центра.

В те же годы в Квебеке действовали и радикальные движения, ставившие своей целью полное отделение Квебека от Канады и строительство самостоятельного государства. На такой позиции стояла и стоит сегодня Квебекская партия («Парти Квебекуа», ПК) и «Фронт Освобождения Квебека» (французская аббревиатура – ФЛК), который в начале 70-х годов попытался перейти к тактике террора. Однако большинство франко-канадцев его осудило. ФЛК полностью потерял народную поддержку, и большинство сепаратистов сплотились вокруг ПК. После ее победы на выборах в Квебеке в 1980 году состоялся референдум о независимости провинции. Тогда, идею выхода из состава Канады поддержали лишь 40% голосовавших. Второй и на сегодняшний день последний референдум прошел в 1995 году. Тогда, лишь доли процента решили исход народного голосования: 49,4% голосов были отданы за независимость Квебека. 50,6% квебекцев проголосовали против выхода из состава Канады. Таким образом, референдумы не привели к отделению Квебека, но позволили провинции добиться значительной автономии в решении как внутренних, так и некоторых внешних (иммиграция) вопросов.

Состоявшиеся в 2007 г. очередные парламентские выборы в Квебеке показали, что сепаратисты по их итогам заняли лишь третье место. Причины поражения партии, как отмечают эксперты, кроются не только в кризисе идеологии движения, но и многочисленных экономических трудностях, стоящих перед провинцией. Помимо этого, известно, что франко-канадская среда не принимает не только иммигрантов-нефранцузов, но и французов из Франции. Поэтому большинство переехавших в Квебек людей не разделяют стремление к независимости и выступают за тесный союз с Канадой.

Расовые конфликты в США

В отличие от других западных обществ, в США расово-этнические отношения и конфликты на многих этапах играли самостоятельную, а то и ведущую роль в социальной среде. На протяжении всей истории США его цветное население по своей социально-профессиональной структуре значительно отличалось от белого. Цветные всегда подвергались сверхэксплуатации и расовой дискриминации, принадлежали к самым обездоленным слоям населения.

В результате массовых походов и демонстраций против расовой дискриминации, получивших название «рейдов свободы», вызвавших ответную волну антинегритянского террора, в 1964 г. был принят Закон о гражданских правах, который запретил дискриминацию черных американцев при обслуживании в местах общественного пользования, при приеме на работу и т.д. Также черное население добилось квот при поступлении в образовательные учреждения. Но расизм, исчезнувший с языка американцев, продолжал сохраняться в их сознании. Получившие те же права и льготы «афроамериканцы» стали вызывать недовольство у белых, т.к. они имеют больше детей, зарабатывают меньше, чаще сидят в тюрьме, чаще бывают безработными, чаще получают пособия по бедности, безработице, воспитанию детей. Белые стали отделяться от черных плотной стеной и, вопреки своим ответам на вопросы служб общественного мнения, не проявляют желания смешиваться с ними в единую нацию. В ответ черные американцы заняли собственную расовую позицию, в стремлении обособиться от белых по причине их неискоренимого расизма, они стремились сформировать собственную субцивилизацию: создавали школы, театры, высшие учебные заведения.

Дискриминации в США подвергались и группы американских граждан, говорящих на испанском языке, в большинстве своем мексиканского происхождения – чиканос. За последнюю четверть века США захлестнула волна крупнейшей по масштабам со времени окончания первой мировой войны массовой иммиграции. С начала 70-х годов в США въехало около 16 млн. легальных иммигрантов Число осевших нелегалов не поддается точным подсчетам, но также измеряется миллионами. Поэтому расово-этнический вопрос по-прежнему остается важным.

Хотя сегодня прямой угрозы единству американского общества нет, тем не менее с 1970-х гг. обозначились тенденции, которые могут способствовать возникновению расовых конфликтов. Сейчас под влиянием массовой иммиграции из стран Азии, Африки и Латинской Америки усиливается “пористость” американского общества, поскольку в нем наблюдаются более или менее крупные вкрапления общностей китайцев, корейцев, бирманцев, вьетнамцев, мексиканцев и др. Типичным примером такого вкрапления является возникший постепенно в американских городах мир “чайнатаунов” (китайских общин), куда “стопроцентному” американцу хода нет и куда он не стремится.

Расово-этническая проблема в современной Америке представляет собой немалую угрозу для будущего существования белого, англосаксонского населения. В результате неравномерности расселения различных расово-этнических групп по территории страны в ряде регионов сложились мощные кластеры небелого населения (Техас, Калифорния, Нью-Джерси и др.). В результате территориальной концентрации меньшинств на карте США появились многочисленные “цветные” города (Вашингтон, Майами, Детройт, Атланта, Новый Орлеан, Нью-Йорк и др.).

Именно озабоченность сохранить себя как западную нацию лежит в основе растущих общественных настроений в пользу ограничения иммиграции. Но ограничение потоков иммигрантов из других частей мира приходит в столкновение с экономическими выгодами для Америки от этого процесса. В результате сегодня снова встает задача интеграции американского общества.

Вопросы для самопроверки:

1.Какие факторы определяют североирландский конфликт?

2.На чем основаны противоречия между валлонами и фламандцами в Бельгии?

3.Каковы методы борьбы этнических меньшинств за свои права в странах Запада?

4.Каковы тенденции в развитии расово-этнических отношениях в США?

3.Каковы методы борьбы этнических меньшинств за свои права в странах Запада?

Ссылка на основную публикацию