Религиозные конфликты в США в иммигрантской среде

Религиозные конфликты в США

В жизни немецких иммигрантов церковь не играла такой роли, как в жизни иммигрантов ирландских. Прежде всего немцы не исповедовали одну религию. Большинство их принадлежало к протестантским вероисповеданиям, главным образом к лютеранству, меньшинство — к католичеству. Католический автор аббат Утар утверждает, что среди немецких иммигрантов 1830—1850 гг. было около 40% католиков.

Немецкие протестанты

Немецкие протестанты тоже были разделены. Из среды лютеран выделилась секта так называемых старых лютеран. Ее приверженцы коллективно переселились в Америку из протеста против объединения лютеранской и реформатской церквей, предпринятого в Германии, и осели главным образом на Нижней Миссури и в Висконсине. Большие протестантские церкви объединяли не одних немцев. В лютеранскую церковную организацию входили, кроме них, англичане, шведы и др. В реформатской церкви имелось голландское меньшинство. Прихожане каждой национальности требовали, чтобы богослужение совершалось на их языке, причем в середине века немцы имели значительный численный перевес. Но лютеранская церковь была близка в богословском отношении к епископальной, а реформатская — к пресвитерианской, и недовольные прихожане легко переходили в конкурирующие церковные организации. Дело кончилось тем, что и лютеранская и реформатская службы постепенно переходили на английский язык. Реформатская церковь, называвшаяся прежде немецкой, в 1869 г. выпустила, слово «немецкая» из своего официального названия.

Лютеранская церковь, большинство прихожан которой составляли немцы, во время гражданской войны раскололась, как и ряд других протестантских церквей США. На Юге немцев было мало, северная же лютеранская церковь выступала против рабовладения. В критический период гражданской войны синод этой церкви высказался против рабовладельческого мятежа и за постепенную отмену рабства.

Немецкие католики

Немцы-католики жили преимущественно на Западе. Католичество западных городов неоднократно бросалось в глаза Лакиеру. Он отметил преобладание католического населения в Сент-Луисе, а о Чикаго писал: «Католиков здесь, как и вообще во всех новых штатах Запада, много: это ирландское и отчасти немецкое население, и для них своя семинария». Описывая цинциннатских немцев, он добавлял: «Вероисповедания немцы эти по большей части католического и вместе с ирландцами они выстроили собор… св. Петра» большой и роскошный, с картиной Мурильо, в то время как церкви других вероисповеданий отличаются простотой.

Средоточием немецкого католичества в Америке был штат Висконсин, куда переселялись также австрийские и швейцарские немцы-католики. Католическая церковь Висконсина имела свои газеты и добровольные общества, свои учебные заведения разных ступеней, в том числе семинарию, существовавшую на деньги мюнхенской миссионерской организации. Ректор этой семинарии Хайс сообщал в Мюнхен в начале гражданской войны, что в Висконсине — 190 тыс. католиков, преимущественно немцев и ирландцев; тех и других приблизительно поровну. В штате было в 1861 г., по данным Хайса, 117 католических священников и 215 церквей, причем церкви — отдельно для немцев и ирландцев, равно как и приходские школы. Таких школ немцы имели относительно больше. Немцы же, писал Хайс, больше, чем ирландцы, жертвуют на религиозные цели. Хайс превозносил успехи католичества в Висконсине, и это неудивительно, если принять во внимание, что он обращался к мюнхенским кормильцам своей семинарии. Поэтому приводимые им цифры, вероятно, несколько завышены. Аббат Утар пишет, что католические приходы создавались по языковому признаку. Но такое обособление бывало возможно, да и то не всегда, на низших ступенях церковной организации. Католические руководящие кадры церкви США состояли в середине XIX в главным образом из ирландцев, даже священники немецких приходов нередко бывали ирландцами. Это вызывало недовольство немецких прихожан и даже отпадение их от католичества. Пытался обрести самостоятельность и немецкий клир — он завязывал сношения с церковными организациями в Германии, призывал оттуда католические миссии.

Рост немецкой иммиграции вызывал увеличение числа католиков и в восточных штатах. Косвенным свидедельством этого является постройка новых церквей. В Бруклине, по сообщению «Нью-Йорк дейли трибюн», была освящена небольшая деревянная католическая церковь, прихожане которой главным образом немцы. В 1852 г. архиепископ Хьюз освятил в Нью-Йорке великолепную немецкую католическую церковь, построенную орденом редемптористов. Пышность характеризовала католические церкви в Америке так же, как и в Европе.

Католическая церковь играла в среде немцев, как и в среде ирландцев, реакционную роль, только воздействие ее на немцев было не таким сильным. В Висконсине немецкое католическое духовенство, как, впрочем, и лютеранское, непрерывно враждовало с передовыми элементами немецкого населения, которых возглавляли революционные эмигранты, старалось сорвать все их культурные начинания. Реакционным влиянием католической церкви объясняется отчасти и то обстоятельство, что во время гражданской войны часть немецкого населения Висконсина и других западных штатов сочувствовала «медянкам».

Однако не во всех случаях немецкие католики слепо шли за своими «духовными отцами». Нередки были случаи открытых конфликтов между прихожанами и священниками. Самый громкий из таких конфликтов разгорелся между попечителями католической церкви св. Людовика в Буффало, которых избирали немцы-прихожане, и местным епископом. Спор шел из-за того, чьей собственностью считать церковное здание и землю — собственностью прихожан, представленных попечителями, или церкви в лице епископа. Спор продолжался годами. Епископ прекратил богослужение и отлучил попечителей от церкви. В связи с этим конфликтом в Америку и был прислан папский нунций Бедини, приезд которого послужил поводом к бурным антикатолическим демонстрациям по всей стране. Конфликт с местным епископом, который построил на церковном участке школу без разрешения попечителей, произошел у прихожан немецкой католической церкви в Ньюпорте (штат Кентукки). В Ютике (штат Нью-Йорк) раздоры между католическим священником и обществом немцев-прихожан даже привели к драке в церкви. Бывали, хотя и реже, подобные конфликты в лютеранских церквах. Священник немецкой лютеранской церкви Ньюарка перешел в католичество, а прихожане, решившие выгнать его, позвали на помощь полицию и американцев-янки и захватили церковь.

Все эти случаи, особенно среди католиков, показывали, что влияние духовенства на паству слабеет. Но немецкое духовенство пыталось воспринять и американские методы религиозного воздействия на массы, в частности, уличные проповеди. Ранней осенью 1854 г. на улицах Вильямсберга, где жило множество немцев, каждое воскресенье произносил протестантские проповеди на немецком языке священник Егер. На эти проповеди собиралось до тысячи человек. Часть слушателей, очевидно католики, протестовала, и в одно из воскресений у Егера появился соперник и противник — на Вильямобергской улице раздалась католическая проповедь по-немецки.

Свободомыслящие

У немецких церковников был в самом немецком населении США организованный противник, какого не знали церковники ирландские. Это были так называемые свободомыслящие. Для эмигрантов 1848 г. рационалистические взгляды, свободомыслие, атеизм были весьма типичны и широко распространялись среди людей, находившихся в кругу их влияния. Характерны в этом отношении высказывания нью-браунфельского мясника, которые Олмстед изложил следующим образом: «Он не друг попам — ни католическим, ни протестантским. Он по горло насытился ими еще в Германии. Они не могут сказать ему ничего нового, и он никогда не ходит ни в какую церковь». Подобное отношение к религии было, по-видимому, распространено в Нью-Браунфельсе. Из шести начальных школ городка и его окрестностей в пяти не было религиозного обучения и только одна была католической, хотя половина населения числилась католиками.

От антицерковных взглядов нькнбраунфельского мясника до прямого атеизма — расстояние немалое и, свободомыслящие делились на различные группы. Наиболее радикальные сознательно связывали свою борьбу против церкви с более широкими социальными вопросами. Свободомыслие, антиклерикализм, как общественное течение, было в Америке уделом иммигрантов, в особенности немецких.

Многие свободомыслящие объединялись в так называемые «свободные общины», вид антиклерикальной организации, вывезенный из Германии и оказавшийся довольно долговечным. Они удаляли религию из школ, устраивали свои воскресные школы — по образцу протестантских, но в противовес, им с особыми, антицерковными, учебниками. Немецкий поселок Тьенсвиль, близ Милуоки, где существовала «свободная община», много десятков лет не имел церкви. Она была там построена только в 1918 г. Это было настолько необычно, что поселок прозвали «покинутой богом деревней» и «маленьким Парижем». В 1859 г. «свободные общины» объединились в союз с центром в Филадельфии.

Другой формой антиклерикальной организации, вывезенной свободомыслящими из Германии, были «союзы свободных людей». Эти союзы были открыты для всех независимо от вероисповедания, имели при себе вспомогательные организации, возглавлялись так называемыми «докладчиками» и отличались радикальными политическими тенденциями. «Союз свободных людей Висконсина» был создан рабочим просветительным союзом Милуоки и клубом гимнастического общества «турнеров». Он выступал не только против Церкви, но и против травли иммигрантов, против трезвеннической кампании, за организованное рабочее движение и бесплатную раздачу земельных участков, т. е. выдвигал в своей пропаганде и коренные и второстепенные вопросы общественной жизни.

Немцы-антиклерикалы выпускали свои газеты, правда, недолговечные, выступали со статьями в радикальных органах печати, издавали книги и брошюры, читали лекции, имели свои школы. Из протеста против церковных обрядов они кремировали своих покойников. На католичество они нападали яростно, соревнуясь в этом с «незнайками». Впрочем, часть свободомыслящих считала главным врагом пуританство, подавляющее свободную мысль. В большинстве своем свободомыслящие не ограничивались борьбой против церкви и религии. Например, «Платформа свободных немцев Охайо», принятая в 1854 г., требовала прекратить чтение библии и молитв в школах и законодательных собраниях, отменить воскресные запреты и, наряду с этим, высказывалась против рабства, за бесплатную раздачу земельных участков всем желающим, за 10-часовой рабочий день.

Разумеется, враги свободомыслящих не оставались в долгу. Немецкие лютеране и католики, особенно последние, перешли в контрнаступление. Особенно это было заметно в Висконсине. А американцы-«незнайки» нападали на сходки свободомыслящих. Если главным предлогом для травли ирландцев они сделали католичество, то поводом для травли немцев — безбожие.

Своеобразную роль играли проповедники свободомыслия во время гражданской войны. В немецких полках, как и во всех других, полагался по штату полковой священник. Иные командиры-радикалы назначали на эту должность свободомыслящих. Один такой «священник», получивший в Германии богословское образование, объявил солдатам, что будет не обычным священником, а их другом, учителем и утешителем и станет ухаживать за ранеными. Некоторые «священники» читали солдатам вместо проповедей лекции на разные общественные темы, в том числе антирелигиозные.

Как получить убежище в США по религиозным причинам?

Одним из оснований для получения политического убежища может стать притеснение по религиозным убеждениям. США уважительно относятся к вероисповеданию граждан. В стране существуют сотни разных конфессий, который мирно соседствуют друг с другом. Если вам угрожает опасность на родине из-за принадлежности к определенному религиозному течению, вы можете подать прошение о политическом убежище в США.

Одним из оснований для получения политического убежища может стать притеснение по религиозным убеждениям. США уважительно относятся к вероисповеданию граждан. В стране существуют сотни разных конфессий, который мирно соседствуют друг с другом. Если вам угрожает опасность на родине из-за принадлежности к определенному религиозному течению, вы можете подать прошение о политическом убежище в США.

Религиозное убежище в США: кто имеет право?

Во многих странах сохраняется напряженная ситуация между людьми разной веры. Каждая из религиозных организаций проповедует свои догмы, вовлекает новых верующих, проводит мероприятия. Происходит столкновение сфер влияния, которое порождает конфликты на почве религии. Так, во времена Советского Союза людям навязывали атеизм. Церкви, монастыри, мечети были закрыты и переоборудованы под склады и архивы. Религиозные деятели подвергались арестам, ссылкам и гонениям.

В 1990 году к Закону о беженцах была выпущена поправка Лаутенберга. США расширили список лиц, которые могут рассчитывать на получение статуса беженца. Это касается людей, у которых уже есть близкие родственники, проживающие в Америке. Воспользоваться поправкой могут представители еврейской национальности, приверженцы евангелизма, украинской католической и православной церкви. Главное условие, чтобы они проживали на территории бывших стран СССР. Многие претенденты на убежище забывают об этой поправке. Каждый год ее продлевают.

Кейс, при защите которого можно сослаться на поправку Лаутенберга, имеет хорошие шансы на одобрение. Все, что нужно собрать, это доказательства притеснений и гонений, подтверждение того, что вы относитесь к одному из религиозных течений.

Религиозное убежище для свидетелей Иеговы

На территории России запрещена деятельность организации «Свидетель Иеговы». Россияне, которые являются участниками этого религиозного сообщества, имеют право подавать на политическое убежище в США, так как не могут продолжать веровать и общаться с единомышленниками на родине.

Читайте также:  Похороны в США и устройство похоронного бизнеса

Истории на получение убежища с такими основаниями имеют высокие шансы убедить иммиграционных офицеров одобрить ваш кейс. Грамотный иммиграционный юрист соберет доказательства для него без проблем, так как сам закон нарушает право человека на вероисповедание и ведение образа жизни Свидетеля Иеговы.

Подтверждением притеснений по религиозным убеждениям могут быть:

  • членские билеты,
  • свидетельства об уплате взносов,
  • документы, подтверждающие незаконное задержание или насильственные действия в сторону верующих,
  • наличие литературы, символики,
  • доказательства посещений собраний.

Религиозные беженцы христианских убеждений

В бывших странах СНГ есть религиозные течения, которые негласно запрещены. Их участников притесняют, они подвергаются гонениям и часто вынуждены искать места для иммиграции, где они смогут веровать, не опасаясь за свою свободу, жизнь или здоровье. Среди них:

  • баптисты,
  • пятидесятники,
  • адепты организации «Адвентисты седьмого дня».

Их деятельность строго контролируется властями. Этим людям потенциально грозит опасность, и Правительство США готово предоставить им защиту. Эксперты иммиграционного центра «Консул» составят грамотный кейс на политическое убежище по религиозным мотивам. История, основанная на убедительных доказательствах того, что вас преследуют из-за ваших верований, повышает шансы на одобрение прошения. Несмотря на то, что на законодательном уровне в России запрещена только организация «Свидетели Иеговы», представители баптизма, адвентизма и пятидесятничества подвергаются скрытому давлению. Они часто не могут устроиться на работу, получить образование и социальные блага. Люди, относящиеся к официальному православию, преследуют инакомыслящих, мешают проводить мероприятия и собрания.

Политическое убежище на религиозной почве для верующих меньшинств

На территории СНГ существуют небольшие религиозные группы, которые подвергаются преследованиям со стороны членов других конфессий.

  • Мусульмане испытывают на себе притеснения, которые выражаются в запрете носить одежду по религии, проводить праздники и обряды.
  • Адептов христианских течений, которые находятся в меньшинстве в мусульманских странах, пытаются насильно вовлечь в свою веру сторонники других религий. Их конституционные права нарушаются.
  • Женщины в мусульманских странах находятся в бесправном положении. Некоторая часть верующих женщин не желает строго выполнять догмы, носить хиджабы, выполнять предписания веры, родителей и родственников, но подвергается наказаниям за это.

В России запрещена деятельность Церкви саентологии. Саентологическая литература относится к экстремистской, за ее распространение можно получить административное наказание или срок по статье «О противодействии экстремистской деятельности». В США же очень много адептов этой церкви, и офицеры Службы иммиграции и гражданства охотно одобряют прошения от участников Церкви саентологии из других стран.

В Белоруссии действуют законы, которые запрещают создание религиозных организаций без юридической регистрации. Иностранные граждане не имеют права вести религиозную деятельность на территории страны. Государство контролирует литературу, встречи, мероприятия.

Получить статус беженца по религиозным убеждениям в США не так сложно, если у вас на руках сильный кейс с убедительной историей и доказательствами. Специалисты ИЦ «Консул» помогают переехать людям, которые подвергаются гонениям и притеснениям на религиозной почве. Мы привлекаем правозащитников, общественных деятелей, экспертов по религии, переводчиков, лингвистов. Доверьте ваше дело тем, кто уже помог перебраться и натурализоваться в США сотням людей. Запишитесь на бесплатную консультацию в наше центр.

Межнациональные и религиозные конфликты, терроризм в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 19:06, реферат

Описание работы

Соединённые Шта́ты Аме́рики (США)
(англ. United States of America, USA) — государство в Северной Америке. Площадь — 9,8 млн км (3-е место в мире, уступая России и Канаде). Население — 315 млн человек (2013, оценка; 3-е место в мире). Столица — город Вашингтон.
Соединённые Штаты граничат на севере с Канадой, на юге — с Мексикой, также имеют морскую границу с Россией. Омываются Тихим океаном с запада, Атлантическим океаном — с востока и Северным Ледовитым океаном — с севера. Административно страна делится на 50 штатов и федеральный округ Колумбия, в подчинении США также находится ряд островных территорий. Жителей США называют американцами, а к самим США применяется общее название Америка. В русском языке до середины XX века также было распространено наименование Северо-Американские Соединённые Штаты (САСШ).

Файлы: 1 файл

терроризм в сша.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образование учреждение высшего профессионального образования Восточно-Сибирская государственная академия образования (ФГБОУ ВПО ВСГАО ) Естественно- географический факультет

Межнациональные и религиозные конфликты, терроризм в США.

Выполнила: студентка 2 курса

группы 2б БЖ ЕГФ

Проверила: Долинная Т.И

Соединённые Шта́ты Аме́рики (США)

(англ. United States of America, USA) — государство в Северной Америке. Площадь — 9,8 млн км (3-е место в мире, уступая России и Канаде). Население — 315 млн человек (2013, оценка; 3-е место в мире). Столица — город Вашингтон.

Соединённые Штаты граничат на севере с Канадой, на юге — с Мексикой, также имеют морскую границу с Россией. Омываются Тихим океаном с запада, Атлантическим океаном — с востока и Северным Ледовитым океаном — с севера. Административно страна делится на 50 штатов и федеральный округ Колумбия, в подчинении США также находится ряд островных территорий. Жителей США называют американцами, а к самим США применяется общее название Америка. В русском языке до середины XX века также было распространено наименование Северо-Американские Соединённые Штаты (САСШ).

Соединённые Штаты Америки были образованы в 1776 году при объединении тринадцати британских колоний, объявивших о своей независимости. Война за независимость продолжалась до 1783 года и окончилась победой колонистов. В 1787 году была принята Конституция США, а в 1791 — Билль о правах, который существенно ограничил полномочия правительства в отношении граждан. В 1860-х годах противоречия между рабовладельческими южными и промышленными северными штатами привели к началу четырёхлетней гражданской войны. Победа северных штатов привела к повсеместному запрету рабства в США и восстановила страну после раскола, возникшего при объединении южных штатов в Конфедерацию и объявление ими независимости от США.

Вплоть до Первой мировой войны внешнеполитическая активность США ограничивалась интересами на территориях Северной, Центральной и Южной Америки, согласно сформулированной ещё в 1823 году доктрине Монро. После Первой мировой войны Конгресс Соединённых Штатов не давал согласие на вступление в международные организации (например, в Лигу Наций и Палату международного правосудия при ней), что ограничивало роль США в мировой политике. В 1945 году США стали первой ядерной державой. С 1946 года США находились в состоянии глобального противостояния с Советским Союзом, длившееся до конца 1980-х годов.

В настоящее время экономика США имеет самый высокий в мире уровень ВВП (15,1 трлн долларов в 2011 году, [5] 22 % мирового ВВП). США располагают мощными вооружёнными силами, в том числе самыми крупными в мире военно-морскими силами; имеют постоянное место в Совете Безопасности ООН; являются государством-учредителем Североатлантического альянса (NATO). США располагают крупнейшим по совокупной мощности ядерным потенциалом на Земле [6] [7] .

США не имеет официального государственного языка. Большинство жителей страны используют американский вариант английского языка.

Со дня основания первого поселения в Джеймстауне в 1607 г. более 45 миллионов переселенцев иммигрировали на территорию, на которой сейчас расположены Соединенные Штаты Америки. Большая часть людей прибывала в США, и прибывают в поисках богатства, земли и свободы. Благодаря усилиям иммигрантов, США росли, крепли и в сравнительно короткий срок превратились в одно из лидирующих государств на планете. В то время как до 1960-х гг. среди переселенцев в США преобладали европейцы, в настоящее время все большее значение приобретают иммигранты из Азии и Латинской Америки.

За последние годы количество иммигрантов из Латинской Америки и Азии быстро растет на всей территории США. Если эта тенденция не прекратится, в отдельных районах цветное население скоро будет преобладать над белым. По мере того, как количество различных этнических групп будет увеличиваться, они будут требовать для себя все больших политических, экономических и социальных прав, что повлечет за собой немало проблем и конфликтов.

Значительное влияние на эти процессы оказывают глобальные изменения в мире во второй половине ХХ века. Они коренным образом изменили международную систему и ознаменовали начало новой эры международных отношений. Профессор Кейп-Тауновского университета Д. Велш в 1994 г. в своем выступлении на международном семинаре привел такие цифры: «С 1945 г. около 20 млн. было убито в войнах, революциях, освободительных движениях и восстаниях. Вероятно, еще 20 млн. были превращены в беженцев в ходе конфликтов. Невозможно с точностью назвать процент лиц, ставших жертвами этнических конфликтов, но цифра 70% не кажется невероятной. Из 100 войн (и тех, которые по-прежнему ведутся) с 1945, около половины включали в себя этнические конфликты, включая восстания против колониального режима» .

На протяжении последующих десятилетий мир не стал более стабилен. Сегодня есть полное основание утверждать, что этнические и межэтнические проблемы стали одной из глобальных проблем современности. Обострение в конце ХХ в. и в начале ХХI в. этнических и межэтнических проблем привело не только к образованию новых государств, но также в корне изменило «лицо» современного мира. На смену старым глобальным угрозам пришли новые, более опасные и менее предсказуемые. Терроризм занял среди них особое место.

Религиозно-этнические столкновения способствовали еще более широкому распространению и углублению таких негативных явлений, как международный терроризм, религиозный экстремизм. Новая волна «великого переселения народов» особенно сильно проявляется в западноевропейских, североамериканских странах и на территории бывшего СССР.

События 11 сентября 2001 г. в США, а также последние теракты в Ираке, Саудовской Аравии, Испании, России свидетельствуют о том, что терроризм давно вышел за национальные рамки, приобрел международный характер. В сложившейся ситуации очевидно, что отдельное государство не способно самостоятельно в рамках своих национальных границ обеспечить эффективный отпор террористам, поэтому борьба с терроризмом стала одним из основных направлений деятельности международного сообщества: были сделаны попытки объединить усилия на политическом уровне в рамках международных организаций.

Терроризм в США

24 апреля 1996 г. в США был принят Закон о борьбе с терроризмом и применении смертной казни. Данный закон внес ряд изменений в Свод законов США.

В частности, была ужесточена уголовная ответственность за совершение акций терроризма. В главу 113 раздела 18 Свода законов был включен новый параграф 2332b.

Под “федеральным преступлением, связанным с терроризмом” понимается посягательство, которое, во-первых, задумано с целью оказания воздействия на действия государства посредством устрашения или принуждения либо принятия против государства мер воздействия за его действия и, во-вторых, представляет собой преступление, предусмотренное специально перечисленными параграфами. Всего в законе было названо тридцать конкретных видов преступлений (разрушение воздушного судна или объектов воздушного сообщения; насилие в аэропортах; убийство или покушение на убийство как обычное, так и Президента и других ВИП-персон; захват заложников; уничтожение или повреждение различного имущества и др.).

“Международный терроризм” определен как деятельность, которая, во-первых, включает акты насилия или акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которые являются нарушением уголовных законов Соединенных штатов или какого-либо штата, либо которые являлись бы уголовно наказуемым деянием, если были бы совершены в пределах юрисдикции США или какого-либо штата; во-вторых, выглядит направленной (1) на запугивание или принуждение гражданского населения; (2) на оказание влияния на политику какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения; либо (3) на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения, убийства государственного деятеля или его похищения; и в-третьих, имеет место преимущественно вне территориальной юрисдикции Соединенных штатов или осуществляется с пересечением (распространяющемся за пределы) государственных границ. Последнее положение – пересечение (распространение за пределы) государственных границ – поясняется следующей конкретизацией: “в смысле используемых средств, лиц, избранных объектами запугивания или принуждения, либо места, в котором действуют или ищут себе убежище нарушители”.

К акциям терроризма, распространяющимся за пределы государственных границ США отнесены такие деяния как убийство, похищение, нанесение увечья, нападение, повлекшее за собой тяжелые телесные повреждения, или нападение с применением опасного оружия в отношении любого лица в пределах США; создание существенного риска нанесения серьезных телесных повреждений любому другому лицу путем разрушения и нанесения ущерба любому строению, транспортному средству либо другому недвижимому или личному имуществу в пределах США, а также попытки и сговор совершить такого рода деяния, если последние были рассчитаны на оказание давления или нанесение ущерба действиям правительства путем угроз и шантажа, либо путем принуждения, или рассчитаны на осуществление мер воздействия, направленного против действий правительства.

Читайте также:  Роль католической церкви в ирландской иммиграции в США

В отечественной литературе справедливо обращено внимание на такое существенное достоинство нового закона, как предвосхищение опасности попадания в руки террористов оружия массового поражения или компонентов для его создания (включая биологическое оружие) и подробная регламентация соответствующих профилактических мер.

Надо сказать, что данный закон в таком виде просуществовал не более пяти лет. После беспрецедентной террористической атаки на США 11 сентября 2001 г. уже в конце октября был принят новый федеральный закон “Акт 2001 года, сплачивающий и укрепляющий Америку обеспечением надлежащими орудиями, требующими для пресечения терроризма и воспрепятствования ему”, который получил более краткое неофициальное название “Акт патриота США 2001 года” (Patriot Act of 2001) или “Закон о защите отечества”.

Этот законопроект был подготовлен и принят в необычайно короткие сроки: в процессе разработки и принятия закона палаты Конгресса договорились запретить вносить поправки на пленарных заседаниях. Это дало свои плоды. 24 октября он был одобрен Палатой представителей, на следующий день принят Сенатом и, опять-таки, буквально на следующий же день подписан Президентом Бушем.

Выступая на церемонии подписания нового закона, американский Президент отметил, что названный документ предоставляет правоохранительным органам дополнительные полномочия, что поможет им выявлять, разрушать планы террористов и применять против них карательные меры еще до совершения ими своих преступлений. В числе дополнительных полномочий – возможность проведения тайных обысков в домах лиц, подозреваемых в терроризме, задержание подозреваемых без предъявления обвинения до 7 суток. Это возможность отслеживать все каналы связи, которые могут использовать террористы, в том числе электронную почту, Интернет и сотовую телефонную связь. Новое законодательство предусматривает серьезное ужесточение мер наказания в отношений террористов и их соучастников. Удлинен срок давности в отношении террористических актов.

В самих Соединенных штатах данный закон был воспринят неоднозначно. Граждане были удивлены появлением закона, который позволил федеральным служащим обыскивать частные квартиры в отсутствие хозяев и без уведомления последних, который разрешил секретную выдачу ордера на обыск. Согласно новому закону, чиновники могут теперь зайти в любую компанию и потребовать у руководства личные архивы служащего без его уведомления. Тем не менее американские законодатели проигнорировали критику оппонентов и обвинения в ущемлении прав человека. Главным для них было обеспечить, как выразился один из законодателей, “соответствующий баланс между защитой гражданских прав и предоставлением правоохранительным органам инструментов. необходимых для выполнения своей работы”.

Вскоре уже Генеральный прокурор Джон Эшкрофт заявил о том, что “начинается новая эпоха в борьбе Америки против терроризма”. Поэтому он предписал всем федеральным окружным прокурорам и всем региональным управлениям ФБР приступить к немедленной реализации нового Закона.

Новый закон расширил границы понятия “федеральное преступление, связанное с терроризмом”, включив в эту категорию ряд тяжких насильственных преступлений. Было введено новое понятие “внутренний терроризм”. Все преступления, предусмотренные ранее пар. 2332b, были также включены в число уголовно наказуемых преступлений, преследуемых по пар. 1961 раздела 18 Свода законов, известную как “Закон РИКО”. Последнее обстоятельство позволило автоматически резко усилить санкции за преступления, связанные с терроризмом.

“Внутренний терроризм” определен в законе как деятельность, которая, во-первых, включает акты, представляющие угрозу человеческой жизни, которые являются нарушением уголовных законов Соединенных штатов или какого-либо штата; во-вторых, выглядит направленной (1) на запугивание или принуждение гражданского населения; (2) на оказание влияния на политику какого-либо правительства посредством запугивания или принуждения; либо (3) на оказание воздействия на действия какого-либо правительства посредством массового поражения, убийства государственного деятеля или его похищения; и в-третьих, имеет место преимущественно в пределах территориальной юрисдикции Соединенных штатов.

Перечень преступлений, связанных с терроризмом, был дополнен еще 14 параграфами. В их числе те, что предусматривают ответственность за преступления, связанные с биологическим, химическим оружием; со сговором о совершении убийства и похищении или нанесении увечий человеку за рубежом; компьютерными сетями; укрывательством террористов; нападением на экипаж воздушного судна и др. Специалисты обратили внимание на появление в этом перечне такого нового деяния, как “биотерроризм”, который означает преступное применение биологических средств и биологического оружия.

Религиозные конфликты в США в иммигрантской среде

РЕЛИГИЯ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ ИММИГРАНТОВ: ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОГО СЛУЧАЯ

1 Московский государственный институт международных отношений (университет), 119454, г. Москва, Проспект Вернадского, 76

Тип: статья в журнале – научная статья Язык: русский
Номер: 2 Год: 2014 Страницы: 164-174

ПОЛИС. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Издательство: Редакция журнала “Полис” (“Политические исследования”) (Москва)
ISSN: 1026-9487 eISSN: 1684-0070

В статье отмечается, что иммиграция в страны с развитой экономикой достигла сегодня глобальных масштабов, что, по утверждению многих экспертов, генерирует новые риски для экономического и социального благополучия принимающих сообществ, создания в них условий для разного рода конфликтов. Один из факторов, катализирующих конфликты, – религиозная идентичность иммигрантов, непосредственно связанная с коренной этнической и культурной идентичностью, часто контрастирующей с доминирующей культурной и религиозной традицией “нового” дома. В статье рассматривается вопрос влияния религии в США и религиозности иммигрантов на процессы интеграции и адаптации. Автор доказывает, что Соединенные Штаты представляют собой образец, где религия занимает одно из центральных мест в повседневной и общественной жизни общества, уровень религиозности американцев довольно высок, а религиозный рынок отличается разнообразием. Важную роль тут играет конституционно закрепленное разделение религии и государства, что исторически способствовало постепенному формированию на территории американского государства мультирелигиозной среды, воспитанию определенной терпимости к инаковерующим и в целом уважения к религии.

В статье отмечается, что иммиграция в страны с развитой экономикой достигла сегодня глобальных масштабов, что, по утверждению многих экспертов, генерирует новые риски для экономического и социального благополучия принимающих сообществ, создания в них условий для разного рода конфликтов. Один из факторов, катализирующих конфликты, – религиозная идентичность иммигрантов, непосредственно связанная с коренной этнической и культурной идентичностью, часто контрастирующей с доминирующей культурной и религиозной традицией “нового” дома. В статье рассматривается вопрос влияния религии в США и религиозности иммигрантов на процессы интеграции и адаптации. Автор доказывает, что Соединенные Штаты представляют собой образец, где религия занимает одно из центральных мест в повседневной и общественной жизни общества, уровень религиозности американцев довольно высок, а религиозный рынок отличается разнообразием. Важную роль тут играет конституционно закрепленное разделение религии и государства, что исторически способствовало постепенному формированию на территории американского государства мультирелигиозной среды, воспитанию определенной терпимости к инаковерующим и в целом уважения к религии. В этих условиях религиозные организации в США играют первостепенную роль в процессах интеграции иммигрантов и коренного населения – обеспечивают убежище, безопасность, а также различные услуги и ресурсы, способствующие успешной адаптации иммигрантов в новое общество. Показывается также, что большинство иммигрантов – это христиане, исповедующие укорененные в США религии. Представители же других религий или “расплавляются” в “котле” христианской среды, или попадают под опеку других религиозных групп, занявших свое устойчивое место в культуре за последние десятилетия. Таким образом, делается вывод, что в США религия является фактором, облегчающим процесс адаптации и ассимиляции, а религиозность служит “мостом”, который помогает иммигрантам в этом процессе.

ГЛАВА 2 Этнические проблемы в США

2.1Этнические конфликты в истории США

Этнический состав США поражает своим разнообразием. На территории Соединённых Штатов Америки проживают представители самых разных национальностей. Этнический состав США включает в себя всего лишь 61% американцев. Из них 13% – афроамериканцы. Далее в этнический состав входит 2% немцев, почти 2% евреев, 1/5 состовляют представители романской группы, 11% мексиканцев, 3,2% славян, 1% ирландцев и так далее[9].

По данным опроса, проведенного компанией ICM Research по заказу Sputnik, 67% жителей США, то есть подавляющее большинство, считают, что межрасовые и межэтнические разногласия являются одной из самых острых проблем американского общества на сегодняшний день[6]. Необходимо выяснить корни подобной проблемы в США.

Исторические корни фундаментальных проблем заселения Америки уходят еще в доколумбовые времена. В последние годы выяснилась точная цифра численности индейцев, проживавших к моменту контакта с европейцами, это 1,5 млн человек. Также появились новые убедительные доводы по вопросу о катастрофическом воздействии начального периода контактов с европейцами, когда в течение примерно первых 150 лет из-за отсутствия иммунитета к завезенным болезням вымерло огромное число индейского населения. Медикобиологические исследования о воздействии эпидемических заболеваний на индейцев, вступивших в контакт с европейцами уже в XIX в., подтвердили демографическую катастрофу, постигшую коренных жителей Нового Света в XVII—XVIII вв. И хотя европейцы и африканцы также имели высокую смертность после переселения в новые природные условия, эта смертность была значительно ниже, чем у индейцев. Это был первый этнический конфликт в истории континента и в истории США[1, c. 174].

В настоящее время имеются достаточно определенные представления об этнической структуре населения к моменту образования Соединенных Штатов. К 1775 г. предки почти половины колонистов являлись выходцами из Англии, около 30 % поселенцев прибыли из Шотландии, Ирландии, Германии, Голландии, Франции и Португалии, каждый пятый американец имел африканское происхождение. Большинство черных было привезено непосредственно из Африки, и 90 % их первоначально проживали в колониях и были рабами. Таким образом, к моменту образования США его население было не просто разрозненным, это была совокупность народов и культур, находящихся на одной территории. Конечно в таком случае можно предположить, что этноцентризм, индивидуализм господствовал в восприятии мира.

Возможно, проблема американского народа кроется в знаменитом высказывании английского писателя Изрейел Зангвилла, с перевода примерно значащее: «Америка подобна плавильному тиглю, она переплавляет все культурные различия, уничтожает этнические границы; процесс этот стремительный, однозначный и отнюдь не безболезненный, но в результате него возникает новая этническая общность — американский народ, обладающий новой общей культурой, не равной простой сумме иммигрантских». Конечно, немаловажным остаётся вопрос о протекании такого «плавительного» процесса. Происходит ассимиляция новых иммигрантов уже состоявшей культурой или включение их как новый компонент в заново складывающуюся общность? Возможно, именно на данном этапе зародились этнические проблемы в США [9].

В конце 60-х годов наступило так называемое «этническое возрождение», которое вызвало подъем этнического самосознания, углубление межэтнических границ, усиление межэтнических конфликтов.

Так, в США в середине 1960 — годов, возникло мощное негритянское движение «чёрное сообщество», выдвинувшее свои культурные и социально-правовые требования под лозунгом «черное прекрасно» [2].

Важнейшим результатом данного движения стало принятие законов, запрещающих дискриминацию по признакам расы, пола, возраста и т. д. Например, Закон о гражданских правах 1964 г. заложил правовую основу для формального обеспечения всем американцам равных возможностей. Теперь при трудоустройстве не было никакой дискриминации афроамериканцев и индейцев.

При изучении этнического развития США довольно часто используется такое понятие, как «американизация». Точного определения этого понятия нет и каждый учёный и американец воспринимают его по-своему. В теории anglo-conforrnity этот процесс понимался как «освобождение» иммигранта от его собственной национальной культуры и приобщение к американской путем уподобления белым американцам — протестантам англосаксонского происхождения [1, c. 183].

С помощью понятия «американизация» даётся объяснение ситуации этнического возрождения. Учёные считают, что неудачи внешней и внутренней политики правительства США в последние десятилетия (поражение во Вьетнаме, неспособность радикально решить расовую проблему, скандалы во внутриполитической жизни) подорвали у населения доверие ко всему официальному, государственному. Отдельные этнические группы перестали чувствовать себя американцами. При этом этническое прошлое, «происхождение», воспринималось как подлинно своя история, противопоставляемая американскому настоящему. Надо отметить, что для США эта проблема особенно актуальна, поскольку формирование североамериканской нации есть процесс создания новой этничности для целого государства. Таким образом, идеологический компонент должен занять основное место в национальном самосознании американца. Правящие круги США ясно отдают себе в этом отчет, отсюда и возникает стремление связать собственно этнические ценности (элементы родной природы, материальной и духовной культуры, черты быта) с национально-государственными (экономикой, политикой) [1, c. 186].

Даже в религиозной сфере был выработан такой специфически американский путь к объединению, как «гражданская религия» (civil religion), включающая в ранг духовного национально-государственную символику. Можно связать идею духовного с идеей свободы в США. Таким образом, стать американцем значит понимать «определённую свободу». Если вспомнить факты из истории, американцы всегда борются за свободу, а не за Землю. То есть Свобода — это «отсутствие внешнего принуждения», «индивидуализм». И такая свобода, по мнению американцев, есть только на территории США. Все военные действия США оправдываются в глазах американцев только с этой точки зрения. Они хотят такой свободы везде, чтобы во всём мире была такая демократизация и индивидуализация. Конечно это и есть оправдание абсолютно любой акции правительства. Что в 1999 году, во время операции войск НАТО в Косово, что в настоящее время в Сирии и Ираке, для американцев это естественно — защищать свою свободу. В таком случае это похоже на единое этническое самосознание [8].

Демографические факторы играли в истории американской нации исключительно важную роль. Именно в результате миграции в сравнительно короткий исторический срок огромных масс населения из Старого Света в Новый стало возможным появление «самого американского народа», а этнорасовый состав иммигрантов оказал сильное влияние не только на характер общественно-политического строя США, но и на историко-культурный облик американцев.

«Последние 40 лет внешне говорилось о том, что расовых проблем нет, само слово “расы” в Америке практически не употреблялось. В какой-то момент эта проблема стала вырываться наружу. Происходящее сейчас и в Фергюсоне, и в Нью-Йорке — это симптомы болезни», — считает российский учёный Алексей Фененко [6]. Рассмотрим современную ситуацию.

Отношения религии и государства в США

topol_tuttle.jpg

Как же складываются отношения между церковью и правительством в стране с таким разнообразием вероисповедания? Об этом мне в интервью ответили два эксперта в области религии и права.

Гарантией религиозной свободы в Америке является Первая поправка Конституции США, которая обязывает Конгресс не поддерживать какую-либо религию, не утверждать государственную религию и не запрещать свободное вероисповедание. Отцы-основатели Соединенных Штатов надеялись, что наложив такие запреты на государство, они спасут страну от религиозных конфликтов, которыми была охвачена Европа в XVI и XVII веках. Многие иммигранты из Европы пытались найти спасение на берегах Нового Света, скрываясь именно от этих религиозных преследований. Интересно, что потомки тех, кого преследовали в Европе по религиозной принадлежности и кто обрел свою свободу на другом берегу Атлантического океана, сами потом преследовали своих религиозных диссидентов. Например, обосновавшиеся в Америке пуритане впоследствии жестоко наказывали своих отступников.

В середине XVIII века протестанты обеспечили себе относительную религиозную свободу и толерантность властей. В то же время другие религиозные группы, такие, как католики и евреи, а также атеисты, не смогли добиться такой же защищенности. На протяжении 18 века религиозные течения продолжали добиваться своей независимости от власти, и в 1791 году Первая поправка Конституции США была ратифицирована Конгрессом США.

Но несмотря на то, что составлена она была довольно просто и прямолинейно, ее трактовка до сих пор вызывает дискуссии в судах.

Роберт Таттл, профессор юридической школы университета имени Джорджа Вашингтона, считает, что в США не существует какой-либо одной серьезной проблемы, которая стоит между государством и церковью:

— В основном, — говорит он, — суды пытаются разобраться в конфликтах, которые происходят внутри самих религиозных организаций. Церкви Америки в последнее время все чаще оказываются в центре юридических скандалов. К примеру, католики яростно пытаются отмежеваться от ответственности за прием на работу священнослужителей, обвиняемых в растлении малолетних. Епископальная церковь замешана в целом ряде судебных исков по поводу владения недвижимостью, принадлежащей приходам. И часто судьям трудно определить, какие обстоятельства, улики, доказательства вины и невиновности можно принимать во внимание, а какие нет. Скажем, в случае, когда церковь решает уволить какого-то священника. Когда увольняют пастора, то возникает вопрос, может ли гражданский суд вмешаться и решить, что закон был нарушен, если он или она будут уволены.

Более столетия эти и другие судебные разбирательства вызывают бурные споры не только в юридических кругах, но и у широкой общественности. Среди них главный — дает ли церкви Первая поправка конституции США уникальный юридический статус, который неподвластен решениям и действиям гражданского суда? Другими словами, отличаются ли юридические споры, в которых замешаны церкви и другие религиозные институты, от светских?

Структура религиозных групп в США

— Согласно Всемирной книге фактов ЦРУ (The Worldfact Book), — продолжает Роберт Таттл, — в США насчитывается 51 процент протестантов, 24 процента католиков, 4 процента атеистов. Остальное население — это буддисты и иудеи — более полутора процентов, мормоны — 1,6 процента, мусульмане — около 0,6 процентов. Несмотря на то, что протестантов количественно больше всех, они разбиты на несколько отдельных ветвей. Поэтому католическая церковь считается самой крупной и влиятельной. Она насчитывает около 70 миллионов последователей. За ней идет Южная баптистская конвенция — чуть больше 16 миллионов. На третьем месте по количеству прихожан — Объединенная методистская церковь, насчитывающая около 8 миллионов. А на четвертом месте — мормоны.

Примеры религиозных дел в Верховном суде США

— Периодически между государством и религиозными организациями возникают споры, и последнее слово в их разрешении принадлежит Верховному суду США, — рассказывает профессор Таттл. — Например, есть религиозные группы, которые активно выступают против иммунизации детей, что противоречит усилиям государства защитить здоровье своих граждан. Другие религиозные общины борются против строительства дороги, которая, скажем, проходит по святым для них местам. В 1990 году Верховный суд рассмотрел дело индейца, который был уволен за то, что употреблял наркотики, по его утверждению, как часть религиозного ритуала. Суд вынес решение не в пользу индейца, что вызвало волну возмущения и создание Коалиции по защите свободы религии, куда вошли десятки религиозных групп.

Профессор Таттл считает, что несмотря на то, что Первая поправка ясно ограничивает вмешательство государства в дела церкви и религиозных организаций, в реальности этого не избежать:

— Правительство, — говорит он, — постоянно регулирует деятельность религиозных организаций, и у него есть на то право. Оно решает, на каких автомобилях ездить, как обеспечить безопасность построек, на каких землях возводить храмы. Или, скажем, если церковь хочет распродать свое имущество, государство регулирует такую распродажу.

Тяжбы с недвижимостью

— Если попытаться обобщить, то в американских судах сегодня рассматривается четыре типа дел, связанных с церквями, — продолжает свой рассказ Роберт Таттл. — Первый, как правило, решает проблемы внутри религиозной организации. Такого рода конфликты часто возникают из-за желания прихожан какой-то церкви отойти от большой религиозной группы. В результате раскола делится имущество, в суде оспаривается право на владение землей, на которой расположена церковь, выясняют, кому принадлежит внутреннее убранство. И даже имя церкви или группы может стать предметом судебного разбирательства. В последние годы дела касались еще моральных или социальных проблем, таких как допустимость однополых браков, принятие прихожан — гомосексуалистов и лесбиянок и других.

В конце XIX века Верховный суд США постановил, что суды не могут решать тяжбы с недвижимостью, и передали их решение высшим духовным лидерам, а в каких-то случаях — большинству прихожан. Но прошло чуть больше столетия, и в 1979 году Верховный суд уточнил собственное решение, указав на то, что Первая поправка позволяет суду применять для решения церковных проблем с недвижимостью те же юридические принципы, что используются для светских граждан.

Прием на работу священников

— Второй тип дел тоже касается конфликтов внутри религиозных организаций, но вместо недвижимости здесь речь идет о приеме на работу священников, — говорит профессор Таттл. — Сейчас эта проблема вышла на первый план в связи со скандальным увольнением учительницы — инвалида из лютеранской религиозной школы. Федеральные и штатные законы запрещают дискриминацию при приеме на работу на любом основании, включая расовые отличия и пол. Но многие суды посчитали, что Первая поправка конституции США дает право церквям на исключение из этого закона. Например, католическая церковь вольна нанимать только священников-мужчин. Но правомочность такого исключения из правила до сих пор не установлена, потому что Верховный суд никогда не выносил ни одного решения по этому поводу, а нижние суды часто путались в том, как же практически решать эту проблему. Но после того, как в декабре 2011 года пройдут слушания в Верховном суде, неопределенность может исчезнуть.

Истец в этом деле — Шерол Перидж — учительница религиозной лютеранской школы. Согласно ее показаниям, несколько лет назад ее уволили за то, что она инвалид. Церковь пытается в суде бороться за свое право увольнять того, кого посчитает нужным, и увольнять за то, что считает для себя важным, включая инвалидность. Адвокаты церкви основывают защиту на конституционной доктрине под названием «Пастырское исключение», согласно которой федеральные и штатные антидискриминационные законы должны давать церкви исключение при приеме на работу некоторых служащих. Например, католики настаивают на том, что все священники должны быть мужчинами, и никто это не оспаривает. Но вопрос в том, насколько широко можно применять такой иммунитет в отношении церкви. В данном случае разговор идет об учительнице, которая в основном преподает светские науки и которая была уволена из-за того, что она инвалид. Верховный суд согласился слушать это дело и, несмотря на то, что оно начнется в декабре этого года, решение будет принято не раньше лета 2012 года.

Об этом же деле, которое сегодня вызывает особый интерес среди юристов, я разговариваю с профессором юридической школы Джорджтаунского университета Мортоном Ледерманом.

— В США есть несколько типов антидискриминационных законов, которые приняты федеральным правительством, штатными и местными управлениями. Они запрещают отказ в приеме на работу по расовому признаку, сексуальной ориентации, возрасту или полу. Во многих из этих законов есть исключения для религиозных организаций или церкви, например, в антидискриминационом законе для инвалидов, согласно которому работодателям запрещено не брать на работу людей с физическими недостатками. Поэтому в деле учительницы-инвалида Шерил Перидж, которое сейчас находится на рассмотрении в Верховном суде США, церкви важно, чтобы в этом законе, защищающем права инвалидов, у нее был право самостоятельно принимать решения.

Сексуальные преступления

— Еще одно дело, которое уже 11 лет рассматривается в американском суде, несколько месяцев назад приняло международный характер, — продолжает Мортон Ледерман. — Подвергавшийся в детстве сексуальным издевательствам католик, имя которого не разглашается и он проходит по следствию как Джон Доу, потребовал у Ватикана документы, которые могут содержать доказательства того, что Святой Престол управлял всеми делами и деятельностью американских священников. А это значит, что Ватикан несет прямую ответственность за преступления священника Эндрю Ронана, сексуально издевавшегося над Джоном Доу. Судья Майкл Мосман издал приказ, который обязал Ватикан предоставить суду такие документы. Ранее американские католики признали себя ответственными за сексуальные преступления своих священников, но теперь истец замахнулся на внутренние документы руководства католической империи. В Германии католическая церковь уже согласилась открыть экспертам-криминалистам доступ ко всем личным делам священников за последние 10 лет.

Другие судебные дела церкви

Третий тип дел, рассматриваемых американскими судами, в которых вовлечена церковь — это дела об отношении церковных общин к собственным членам. В эту категорию входят самые различные случаи, например, наказания церковью собственных прихожан. Суд часто решает, что Первая поправка дает право гражданским властям разрешать такие конфликты.

Четвертый тип дел — это судебное преследование служащих какой-либо религиозной организации или граждан, связанных с ней. Например, возбуждение уголовного дела против священника, который сбил на автомобиле человека. В таких случаях, как правило, применяются общие законы.

Наконец, я спросила профессора Роберта Таттла, есть ли законы, которым церковь и религиозные организации вообще не подчиняются?

— Религиозные организации не подчиняются только тем законам, которые запрещают дискриминацию на основе религии, — ответил он.

Читайте также:  Немецкое рабочее движение в США, влияние социалистов и коммунистов
Ссылка на основную публикацию
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: