Семья пуэрториканских иммигрантов в США, традиции и особенности

Пуэрториканцы в США

Влияние североамериканских стандартов жизни на пуэрториканскую семью началось еще с конца XIX в., т.е. сразу после оккупации острова Соединенными Штатами. Учитывая форсированные темпы американизации Пуэрто-Рико, можно было бы предположить, что ко времени массовой эмиграции на материк островное население уже в значительной степени утратило те характерные черты семейной жизни, которые являются составной частью латиноамериканской культуры вообще. Однако, трансформация семейных традиций на Пуэрто-Рико в XX в. — процесс очень неоднозначный, идущий на разных уровнях с неодинаковой скоростью и далеко не в одном направлении. В условиях иммиграции эволюция семьи как этнокультурного организма особенно осложняется. Давление норм жизни, предлагаемых американской действительностью, в значительной степени нейтрализуется такими факторами, как социальная и этнорасовая изоляция пуэрториканцев в США; двусторонний характер эмиграции, препятствующий окончательному разрыву переселенцев с родиной, ее культурой и традициями; полярность традиций латиноамериканской и так называемой среднеамериканской семьи. Что же происходит с пуэрториканской семьей в сложившейся ситуации? Каковы основные тенденции ее развития?

Условия жизни пуэрториканской семьи в США

Первое, о чем следует упомянуть, — это условия жизни пуэрториканской семьи на материке. Несмотря на то что наиболее значительная часть пуэрториканцев приезжает на материк из города, их лишь относительно можно называть городскими жителями. Социально-экономические перемены, начавшиеся на острове после войны, стронули с места огромные массы сельского населения, которые, быстро переполнив промышленные предприятия страны, устремились дальше, используя город лишь как перевалочный пункт для переезда на материк. В США среда обитания переселенцев становится качественно иной — современный город-гигант с высокоразвитой промышленностью. По официальным данным американской статистики на 1970 г., в г. Нью-Йорке проживало 98,4% всех семей пуэрториканских иммигрантов. К 1980 г. эта цифра уменьшилась, но несущественно (94,5%), главным образом за счет семей, переехавших в пригород.

По основным социальным показателям семьи пуэрториканских иммигрантов следует отнести к категории низших слоев населения города, причем со временем положение только ухудшается. Так, если в 1970 г. ниже официального уровня бедности (около 5 тыс. долларов на семью из четырех человек в год) в США находились 20,9% пуэрториканских семей, то к 1982 г. их насчитывалось уже 42,4% (при уровне бедности около 10 тыс. долларов). Для сравнения можно сказать, что в том же 1982 г. ниже официального уровня бедности среди населения США в целом находились 25,2% семей, а среди наиболее многочисленной группы испаноязычного меньшинства страны мексиканцев — 24,1% семей. К средним слоям населения можно отнести лишь 15,2% пуэрториканских семей США, доход которых в 1982 г. составлял 25 тыс. долларов в год, т.е. соответствовал среднеамериканским показателям.

Жилищные условия пуэрториканцев в США

Не менее выразительна картина жилищных условий пуэрториканцев. Переселенцы с острова, как правило, селились у своих родствеников и друзей. Снять квартиру где-либо в другом месте, особенно там, где преобладало белое население, было практически невозможно.На фотографиях, помещенных в американских иллюстрированных изданиях, дома в пуэрториканских кварталах Нью-Йорка, окруженные кучами давно не убиравшегося мусора, с облупленными по всему фасаду стенами, без намеков на зеленые насаждения, выглядят крайне убого. Некоторые пуэрториканцы селились в муниципальных домах, другие снимали жилье у частных домовладельцев. Последние, пользуясь бедственным положением иммигрантов, делили одну квартиру на отдельные помещения и сдавали втридорога каждое, обставляя его приготовленной к выбросу мебелью. По данным официальной статистики, квартира пуэрториканской семьи в Нью-Йорке в 1970 г. состояла в среднем из 4,2 комнат, однако фактически эти комнаты получались путем деления двух- или даже однокомнатной квартиры, причем под полезную площадь использовались и подсобные помещения. Кухня часто служила и ванной комнатой, а в высвободившемся помещении ванной также устраивались спальные места. В 1970 г. 75,5% пуэрториканских семей в Нью-Йорке не имели необходимых удобств: водопровода, центрального отопления, ванн и т.п. Собственное жилье было у 14,2% семей.

Средняя численность семьи иммигрантов, составляющей одно домохозяйство, на конец 80-х годов равнялась 3,7 человек. Характерно, что с 1970 г. этот показатель практически не меняется, заняв промежуточное положение между среднеамериканским (3,3) и мексиканским (42,1). В 1950 г. средний численный состав городской семьи пуэрториканцев и на материке, и на острове был примерно одинаков — 4,6 человека, однако за последующие 20 лет островной показатель уменьшился, но не в такой степени, как материковый, составив к 1970 г. 4,2 человека.

Дети и рождаемость

Одна из наиболее существенных причин резкого сокращения численности иммигратской семьи — снижение рождаемости. Особенно это заметно при межпоколенном сравнении. По данным переписи 1970 г., среди женщин первого поколения в возрасте 25—34 года было 2812 рождений на 1000, а среди женщин второго поколения — 2272 рождений на 1000. Заметно уменьшилась доля пуэрториканских семей в США, имеющих более трех детей. Если в 1970 г. такие семьи насчитывали 43,3% от всех семей пуэрториканских иммигрантов с детьми, то в 1986 г. — уже только 31,6. Сравним: среднеамериканские семьи, имеющие более трех детей, в 1986 г. составили 25,4%, мексиканские семьи в США — 58,1%. Таким образом, многодетная семья — характерная черта культурной традиции пуэрториканцев — частично сдала свои позиции, заняв все то же промежуточное положение между среднеамериканской и мексиканской семьей.

Уменьшение числа детей в пуэрториканской семье, с одной стороны, вызвано такими общими для всех современных городских популяций социальными процессами, как участие женщин в общественном производстве, повышение их образовательного уровня, расширение кругозора, а также потребностей, лежащих вне традиционного круга семейных забот. Но, с другой стороны, не последнюю роль здесь, видимо, играет и такой фактор, как безработица кормильца. По данным статистики 1969 г., среди женщин фертильного возраста, мужья которых имели постоянное место работы, дети были у 82,3%, а среди женщин той же группы, мужья которых постоянной работы не имели, только у 4,5%. В последующие десятилетия экономический статус пуэрториканских семей в США практически не менялся (к 1982 г. 32% их не имели постоянного заработка кормильца в течение года), так что тенденция к снижению ее репродуктивных установок в зависимости от такого фактора, как безработица кормильца, видимо, сохраняется.

Немаловажным представляется и еще один аспект проблемы. В 1969 г. детность среди пуэрториканских замужних женщин, участвовавших в общественном производстве, была не только ниже, чем, скажем, у женщин той же группы среди других испаноязычных меньшинств, но даже ниже, чем у работающих замужних женщин всего населения США в целом. Этот факт, отмеченный и среди других иммигрантских групп (и не только в США), по сей день является предметом обсуждения в этнодемографической науке, однако удовлетворительного объяснения ему пока не дано. Исходя из того материала, который имеется в нашем распоряжении, можно предположить, что причину следует искать и в области психологии женщин-иммигранток, о чем подробнее будет сказано ниже.

Формы семейной организации

Формы семейной организации пуэрториканских иммигрантов варьируют от самых простых (супружеская пара, родители с несовершеннолетними детьми) до очень сложных, часто сочетающих вертикальные и горизонтальные виды родства. Надо сказать, однако, что сложные формы семьи никогда не были нормой для пуэрториканской культуры. Различные их типы и подтипы довольно часто встречались среди крестьян, но существовали лишь до тех пор, пока у вновь образовавшейся пары (или пар) не появлялось достаточно средств для покупки участка земли и дома. Нормой, идеалом семейной организации была малая семья.

Совместное проживание иммигрантов, состоящих в родстве различной степени, под одной крышей также носит вынужденный, временный характер. Такая семья не представляет собой единого целого в экономическом смысле. Подселенцы (даже если это семья брата хозяина) обычно платят за жилье самому хозяину и пользуются известной автономией в быту. Многие семьи постоянно сдают часть своей жилплощади» так как плата за нее составляет весьма существенную часть их бюджета. Что касается простой формы семейной организации пуэрториканских иммигрантов (или малой семьи), то она насчитывает несколько типов, среди которых особое место занимает матрифокальная семья. Оговоримся, кстати, что матрифокальная семья очень характерна и для сложных форм семейной организации пуэрториканцев. В большинстве случаев — это вертикальная связь родства между линиями женского пола. Образование такого типа семей носит ярко выраженный отпечаток преемственности внутрисемейных установок.

На острове матрифокальная семья является довольно устойчивой традицией, сложившейся еще во времена плантационного рабства и до сегодняшнего дня широко распространенной среди сельскохозяйственных рабочих в районах выращивания сахарного тростника, а также в окраинных трущобах больших городов, т.е. там, где бедняцкие слои составляют основную массу населения. В США матрифокальная семья — характерная черта жизни пуэрториканского квартала. Причем, как отметил еще в середине 70-х годов американский исследователь Д. Фитцпатрик, темпы роста числа матрифокальных семей среди иммигрантов значительно превышают островных. Особо примечательно то, что число таких семей растет во втором поколении иммигрантов. С точки зрения Фитцпатрика, указанная тенденция обязательно должна была стать одной из определяющих в будущем развитии пуэрториканской семьи.

Действительно, в комментарии к материалам последней переписи населения США среди оценок основных тенденций развития семьи испаноязычных меньшинств в первую очередь упоминается беспрецедентный рост пуэрториканских матрифокальных семей в стране. В 1982 г. только 40% детей до 18 лет жили с двумя родителями (по сравнению, например, с 76% мексиканских,) 54% — с одной матерью. В том же году матрифокальные семьи среди пуэрториканских иммигрантов составляли в общей сложности 45%, что более чем в 1,5 раза превышало этот показатель на 1970 г. (26%).

Консенсуальный брак: его причины и последствия

Основные условия возникновения матрифокальных семей иммигрантов в принципе остались теми же, что и на острове, а именно внебрачная беременность и консенсуальный брак, который всегда отличался меньшей устойчивостью, нежели церковный или гражданский. В отношении первого можно сказать, что внебрачная беременность, давно ставшая привычным явлением для пуэрториканских городов, на материке не встретила какого-либо социального или культурного противодействия. Скорее даже наоборот: растущий процент ранних внебрачных беременностей среди белого населения Соединенных Штатов, модели поведения которого воспринимаются им¬мигрантами как эталон, только способствовал закреплению подобной установки среди пуэрториканцев. И негативная реакция матери, живущей в эльбаррио, на такую новость, как предстоящие роды дочери-подростка, в первую очередь бывает вызвана, скажем, слишком чернокожей соматикой партнера последней, а уж потом — самим фактом ее беременности.

Консенсуальный брак, широко практикуемый на Пуэрто-Рико среди неимущих и малоимущих слоев населения в основном из соображений экономики (при учете, конечно, традиционной лояльности общественного мнения к такого рода союзам, особенно в районах, где велика социальная гомогенность населения), на материке становится еще более выгодным. Причина проста: женщина с детьми, не имеющая мужа, получает в Соединенных Штатах пособие (так называемое домашнее пособие), которое по сумме часто превышает заработок пуэрториканского иммигранта (настолько он низок). А учитывая к тому же высокий процент безработицы среди пуэрториканцев мужчин на континенте (в Нью-Йорке, например, он самый высокий даже по сравнению с другими этническими меньшинствами и чернокожими), государственное пособие часто является единственным источником существования семьи. В результате среди пуэрториканских иммигрантов становятся частыми случаи имитации матрифокалыюй семьи. На самом деле родители состоят в консенсуальном браке, сознательно не регистрируя его, а в дни визитов инспектора социального обеспечения мужчина скрывается. В целях пресечения этой практики, широко распространенной среди пуэрториканцев Нью-Йорка, визиты инспектора обычно приурочиваются к 5 часам утра, когда наиболее велика вероятность застать мужчину дома.

Надо сказать, однако, что как только семья иммигрантов приобретает более или менее стабильный достаток, дающий ей возможность существовать без пособий, консенсуальному браку всегда предпочитается узаконенный, желательно католический. Это и понятно, ибо успех вхождения иммигранта в структуру американского общества невозможен без принятия устава последнего. А общественное мнение в США по отношению к продолжительным консенсуальным союзам является значительно более жестким, чем на острове. Пуэрториканские дети в государственной школе, например, стыдятся своих нерасписанных родителей, так как подвергаются насмешкам со стороны сверстников и недоброжелательным взглядам со стороны учителей. Давление общества включает подчас и более прямые санкции против консенсуальных браков. Так, например, ребенка могут не взять в престижную школу (а юношу или девушку в колледж) только на том основании, что их родители — пусть даже состоятельные люди — официально не зарегистрировали свой брак. Иными словами, узаконенный брачный союз является одним из немаловажных условий успешной ассимиляции пуэрториканских иммигрантов в США.

Разводы в среде пуэрториканского населения США

Вместе с тем среди последних необычно высок коэффициент разводимости. Так, в 1982 г. на 1000 человек пуэрториканского населения США приходилось 7,5 разводов. Это очень много, особенно если учесть, что общий коэффициент разводимости в целом по США (одному из мировых лидеров в этом смысле) составил 6,315. Большая часть расторжений брака среди пуэрториканских иммигрантов, как практически и во всем мире, происходит по инициативе женщин. Характерно другое: интенсивность разводов среди женщин значительно выше, чем среди мужчин. Причем год от года этот разрыв все более увеличивается. Например, в 1970 г. доля разведенных среди пуэрториканских мужчин составляла 2,0%, а среди женщин — 5,3%, к 1979 г. эта доля среди мужчин практически не изменилась (1,9%), а среди женщин достигла 8,4%. Отдавая себе отчет в том, что выяснение причин этого явления — предмет специальных социологических исследований, отметим все же, что немаловажное значение имеет и этнопсихологическая сторона вопроса, т.е. изменение традиционной системы ценностей внутрисемейных отношений мужчин и женщин, о чем подробнее будет сказано ниже.

Так или иначе, рост числа разводов становится еще одним условием увеличения матрифокальных семей среди пуэрториканских иммигрантов, значение которого делается все весомее. Неустойчивость брачных союзов влечет за собой заключение повторных браков. Надо сказать, что этот процесс протекает под заметным воздействием модели брачного поведения, широко распространенной в США и получившей название последовательной полигамии (т.е. последовательная смена брачного партнера).

Возникающую в результате заключения повторного брака семью, где присутствуют не только дети нынешних супругов, но также дети от их предыдущих союзов или союза, можно считать особым типом пуэрториканской семьи. Она широко распространена и на острове: наличие у предполагаемого брачного партнера детей никогда не было для пуэрториканцев препятствием при заключении брака, особенно консенсуального. Критерием для выделения такого типа семьи, на наш взгляд, служит специфика внутрисемейных отношений, вызванная отсутствием кровнородственной связи одного из родителей с приемными детьми. В отношении пуэрториканцев этот факт имеет немаловажное значение, особенно если „переменный” родитель — отец (наиболее частый вариант). Комплекс мачизма, определяющий поведение мужчины, мешает последнему относиться к дочерям своей новой жены только как отцу. В результате часты случаи сожительства его с падчерицей, что не исключает и заботы о ней как о дочери. Отношение матери с приемными детьми противоположного пола также носят отпечаток сексуальной напряженности. Хотя, надо сказать, такой вариант этого типа семьи встречается значительно реже по той причине, что дети при создании новой семьи обычно остаются с матерью. Передача их в новую семью отца происходит только в том случае, если мать сама еще не замужем и ей не на что содержать детей. Отношение мачехи или отчима с детьми того же пола, как правило, носят довольно прохладный, часто просто враждебный характер.

Читайте также:  Черные пантеры - политическое объединение чернокожих в США

Вообще надо сказать, что все названные варианты отношений родителей и детей в такого рода пуэрториканской семье заметно отличаются от американской, где новый брак изначательно предполагает отношение к приемному ребенку как к своему собственному. В американской социологии отмечается даже тенденция к переносу центра тяжести заботы о детях с родных на приемных. Такая постановка вопроса, кстати, имеет и негативную сторону, так как осложняет положение самих детей, порой насильно втягиваемых в новую для них структуру родственных связей. Эта проблема за последние годы приобретает в США все более острое социальное значение.

Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Главное меню

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА

Пуэрториканцы США. Филиппинцы. Выходцы из стран Азии
Этнография – Народы Америки

К числу национальных меньшинств США следует причислить и пуэрториканцев — иммигрантов из владения США — Пуэрто-Рико. 1 оворят они на испанском языке. Ь 1ША их довольно много (700 тыс. по данным 1957 г.). Иммиграция пуэрториканцев возросла значительно со времени первой мировой войны. Являясь жителями колонии США, они не обязаны были оформлять въезд в страну, как это требуется для иммигрантов из-за границы. К 1920 г. число пуэрториканцев, переселившихся в США. удвоилось по сравнению с довоенным. Господство американских монополий, вконец разоривших население Пуэрто-Рико, гонит из страны тысячи бедняков, отчаявшихся заработать на кусок хлеба у себя на родине. Но и в Соединенных Штатах их положение немногим лучше. 83% всех пуэрториканцев, поселившихся в США, живет в Нью-Йорке. Их колония в Гарлеме по величине равна крупнейшему городу в Пуэрто-Рико. Дурные жилищные условия, голод, нищета, высокая детская смертность — непременная принадлежность гарлемских трущоб встречают здесь пуэрториканских иммигрантов. Так как пуэрториканцы смешанного происхождения и имеют примесь негритянской крови, то в США они страдают от расовой дискриминации, попадая в категорию «цветных» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Большинство пуэрториканцев — люди неквалифицированного труда, причем только половина их работает в промышленности (на сахарных заводах, в швейной промышленности и др.). Большое число пуэрториканцев занято обслуживанием населения: они работают портье в отелях, рассыльными, судомойками; пуэрториканские женщины нанимаются в домашние работницы, прачки. И уж совсем невелико число пуэрториканцев, имеющих собственное дело. Как правило, это мелкие «бизнесмены»— хозяева баров, мелких лавочек, ремонтных мастерских.

Филиппинцы

До 1 yzu-x годов в США с Филиппин приезжала преимущественно молодежь для получения высшего образования (в 1920 г. там было всего 5603 филиппинца). Немногие из них оставались в стране. После «джентльменского соглашения» США с Японией об ограничении иммиграции японцев (1907 г.), начался ввоз законтрактованных филиппинских рабочих на Гавайи, а потом и в США, так как на филиппинцев ограничительные законы в отношении лиц азиатского происхождения не распространялись. Последующий приток филиппинцев на Гавайи был вызван законом 1924 г., также допускавшим иммиграцию жителей Филиппин как граждан владений США. Отсюда многие филиппинцы, главным образом подвергавшиеся преследованиям участники большой забастовки на гавайских плантациях, переселились в США. Затем все большее число иммигрантов стало приезжать в США непосредственно из Филиппин. Этому способствовала агитация заинтересованных в дешевой рабочей силе сельскохозяйственных и промышленных компаний Запада.

Одним из пунктов закона о независимости Филиппин (1934 г.) было распространение на иммиграцию филиппинцев в США ограничительных законов (установлена квота — 50 чел. в год). Через год появился другой закон (Repatriation Act), по которому США субсидировали возвращение филиппинцев на родину (с правом возвращения лишь в порядке очереди по установленной для них квоте).

Всего в США 50 тыс. филиппинцев (перепись 1950 г.), и большая часть их живет в Калифорнии. Их статус весьма неопределенен. Многие получили американское гражданство, вступив в годы второй мировой войны в ряды американской армии. Став гражданами США, они привозили с собой свои семьи. Это сельскохозяйственные рабочие, сезонники, рабочие на консервных заводах и шахтах, домашние слуги, обслуживающий персонал гостиниц, работники городского транспорта и пр. Многие переселенцы с Филиппин не имели никакой специальности, не знали английского языка. У себя на родине, на Гавайях или на месте, в США, они попадали в руки контракторов, беззастенчиво наживавшихся на их неопытности.

Филиппинцы, пожалуй, в еще^болыией степени, чем остальные национальные меньшинства США, переживают трудности, связанные с расистской травлей, широко практикуемой в многонациональной Калифорнии. Им дают самую низкооплачиваемую работу, даже немногочисленные интеллигенты чаще всего не имеют возможности работать по специальности из-за неписанных расистских законов.

Дискриминация в общественной и политической жизни отягощается трудностями бытового характера. Иммигранты с Филиппин — по преимуществу мужская молодежь, прибывшая сравнительно недавно, или люди среднего возраста, от 35 до 45 лет. Женщин же очень мало: соотношение между числом мужчин и женщин равняется 14 : I 1 . Так как смешанные браки для филиппинцев в силу расовых предрассудков явление редкое, 77% взрослых мужчин не женаты. Довольно редкие случаи смешанных браков имеют место в штате Нью-Мексико: между филиппинцами и мексиканками и даже американками. В городах филиппинцы живут главным образом в китайских кварталах или кварталах выходцев из других стран Азии.

Выходцы из стран Азии

Довольно большая группа населения США законодательным путем поставлена в исключительное положение. К ним относятся китайцы, японцы, индийцы и другие жители стран Азии. По переписи 1950 г. в США насчитывалось 117 629 китайцев и 141 768 японцев. Большое число их, несмотря на то, что они живут в США давно, не имеют прав граждан США. Дети же их, родившиеся в США,— американские граждане. Дело в том, что и китайцы и японцы причисляются к народам, на которых распространяются законы о запрещении иммиграции.

Китайцы в США

Иммиграция китайцев связана с развитием промышленности тихоокеанского побережья США. В XIX в., когда шло освоение Запада и в круг экономических интересов США включились западные и тихоокеанские области, потребовались рабочие руки. Ввоз китайских кули — дешевых и неприхотливых работников — удовлетворял спрос тихоокеанских областей, начиная с середины XIX в. Они работали на строительстве железных дорог, городов, на шахтах. К концу XIX в. Запад наводняют рабочие из восточных штатов. В годы кризисов здесь поднимается агитация против ввоза китайских рабочих, против предоставления им гражданских прав. В 80-х годах XIX в. выходит несколько законов, запрещающих въезд в США лицам китайского происхождения, рассчитывающим получить работу 2 . Этот закон не распространяется на студентов, дельцов, людей интеллигентных профессий. Появление таких законов было использовано американскими предпринимателями и китайскими вербовщиками, наживавшимися на нелегальном ввозе совершенно бесправных китайских кули, главным образом через Сан-Франциско. Китайцам запрещались браки с американками, владение в США землей, запрещалось охотиться, носить оружие. По законам штата Калифорнии, китаец не может занимать муниципальную или государственную должность.

При таком положении вещей естественно, что китайское население США со времени появления запретительных законов стало сокращаться, В 1890 г. в США было зарегистрировано 107 488 китайцев (из них на тихоокеанском побережье жило 87 828), в 1900 г.— 89 863, в 1910 — 71 831, в 1920 — 61 639 3 .

По переписи 1950 г. в США значится около 118 тыс. лиц китайского происхождения 1 . Для китайцев США, как для других групп, на которых распространяются ограничительные законы, характерно численное преобладание мужчин.

60% всех китайцев США живет в западных районах, 33% — в восточных. В основном китайцы — городские жители. Самое большое китайское население — в Сан-Франциско, где в 1940 г. было зарегистрировано 23 215 китайцев, далее идет Нью-Йорк (13 731). Китайское население в городах живет колониями. Самая старая китайская колония — в Нью- Йорке: Чайна-таун — китайский город. Расположен он в дистрикте Боуэ- ри рядом с кварталами других иммигрантов. Узкие улицы, магазины с китайскими изделиями, всюду вывески, написанные китайскими иероглифами, приглашающие в китайские рестораны, китайские магазины, лавки редкостей и проч.

Самое большое поселение китайцев в США, а вместе с тем и за пределами Азии,— в чайна-тауне города Сан-Франциско. Здесь на 15 улицах, напоминающих города Южного Китая, стоят пагоды; дома с лепными украшениями в виде драконов; узкие и темные лавочки, торгующие китайскими сувенирами, шелками, изделиями китайской кухни. Почти все жители квартала — выходцы из провинции Гуаньдун. Большинство из них говорит на кантонском диалекте, который здесь в ходу больше, чем английский язык. В Сан-Франциско имеется даже китайская телефонная станция. У китайцев сохраняются большие семьи, куда входят и отдаленные родственники. В таких семьях ведущая роль принадлежит старшему поколению.

Мужчины, работающие на производстве, а также люди интеллигент» ного труда носят европейское платье. Содержатели лавочек, курилен опиума и ресторанов для поддержания «экзотического» колорита иногда надевают китайский национальный костюм.

Колонии китайцев имеют многочисленные общественные организации, которые помогают нуждающимся, улаживают споры, защищают права своих соплеменников. Организации эти являются большим подспорьем в жизни совершенно бесправных в США китайских иммигрантов.

Изолированность китайского населения выражается не только в существовании особых кварталов и в особенно приниженном положении китайских рабочих,которым платят меньше,чем прочим рабочим,но, как уже говорилось, и в искусственной отгороженности китайцев от общественной жизни страны. Как правило, ни в одном из выборных органов страны нет китайцев. Не спасает китайцев США от дискриминации и получение высшего образования, так как к интеллигентным профессиям их, как правило, не допускают. Но и далеко не всякий физический труд доступен китайцам. С каждым годом сокращается число китайцев, работающих на шахтах (в 1860 г. на шахтах в Калифорнии работало 35 тыс. китайцев, в 1920 г.— всего 151 человек), на железных дорогах, в сельском хозяйстве (в 1860 г. было 30 тыс. китайцев — сельскохозяйственных рабочих, а в 1920 г.— 3600) 2 . Более всего китайцев работает в прачечных и ресторанах. Очень часто занятие профессией в семье переходит по наследству.

Китайская общественность в США с большим сочувствием относилась к борьбе Китая за независимость. Трудовой люд посылал свои сбережения в фонд борьбы за освобождение Китая. В 1937 г. в чайна-тауне г. Сан- Франциско был воздвигнут памятник великому китайскому революционному демократу Сун Ят-сену.

Семья пуэрториканских иммигрантов в США, традиции и особенности

Основные черты семьи в Америке определяются особенностями американского общества. Это общество конкурентного типа. Для американца хорошим тоном является постоянно стремиться вперед, доказывать, что ты чего-то стоишь, чего-то добиваться. К такой конкурентной жизни американцы обстоятельно готовят своих детей. Ребенок должен изначально понять и настроиться на то, что ему придется бороться за свое место под солнцем. Огромное количество дел, стрессы, напряжение – вот тот психологический фон, к котором крутится деловой американец. Таким образом в семьях Америки родители много сил и времени уделяют тому, чтобы привить ребенку навыки противостояния, которые ему понадобятся в этой жизни.

Новорожденных с первых дней начинают закаливать. Очень большое место в воспитании ребенка занимает спорт. Почти каждый ребенок в среднестатистической американской семье также с ранних лет состоит в каком-нибудь спортивном клубе, секции, играет за школьную спортивную команду. Существует также стереотип, когда об американских школах говорят, что там главный школьный предмет – физкультура.

Семьи в Америке помимо воспитания конкуретноспособности своего ребенка также стараются развить в нем независимость и самостоятельность. Ребенок имеет право на собственное мнение с ранних лет, имеет право его высказывать, и это очень ценится и поощряется. Ту свободу, которую американцы дают своим детям для выражения собственного мнения, российские родители, сочили бы за попрание авторитета отца и матери, поскольку в российском менталитете авторитет родителей должен быть незыблемым. Независимость ребенка прямо зависит от его самостоятельности, поэтому почти каждый старшеклассник в Америке работает по несколько часов в день после уроков, это так называемая part-time job – мойщиком машин, официантом, дворником.

Родительское гнездо в американских семьях принято покидать сразу после школы и уезжать как можно дальше: не потому, что с родителями плохие отношения, а потому, что так принято. Молодой человек предпочтет уехать в другой штат для получения высшего образования, даже если в его родном штате полно колледжей и институтов. Самостоятельность здесь начинается рано и в полном смысле этого слова. С одной стороны, если молодой человек рано пускается в круговорот самостоятельной жизни, он более уверенно чувствует себя в будущем, с другой стороны излишний американский индивидуализм служит причиной одиночества. Вот, к примеру, что пишут об американском обществе сами американцы (выдержка из книги одно американского культуролога): “Американцы состоят в сотнях клубов, ассоциаций, сестринств, братств. Кажется, что коллективная жизнь кипит, и человек в нее глубоко погружен. Но если вглядеться пристальней, выяснится, что главная душевная драма американца – одиночество. Потому что американцам свойственны индивидуализм и атомизм”.

Тем не менее, семья в Америке является очень важной частью жизни для каждого человека. В американских фильмах, сериалах, передачах очень часто говорится о семье, о семейных ценностях. Можно даже говорить об американском культе семьи. Американцы очень серьезно относятся ко всему, что связано с семьей и очень ценят семейные связи. Однако, процент разводов в обществе достаточно высокий, как и во многих развитых странах. По статистическим данным в 47 % американских семей хотя бы один из двоих супругов состоит в повторном браке. Американцы достаточно легко идут на развод, если понимают, что в этот раз им не удалось построить счастливую семью.

После развода муж обязан обеспечивать жену, если через суд было доказано, что она не сделала карьеры, так как все годы занималась воспитанием их общих детей. Однако если женщина сделала более успешную карьеру, чем ее муж, то возможна ситуация, при которой она будет регулярно ему выплачивать определенную сумму денег. Вообще, юридическая процедура развода в Америке достаточно сложна, так как все зависит от конкретного случая, и решение судьи при разных бракоразводных процессах может существенно различаться. Именно поэтому принято договариваться об условиях игры заранее и при создании семей в Америке в большинстве случаев составляется брачный контракт.

Американцы совершенно спокойно могут обсуждать с будущей второй половиной ситуацию возможного будущего развода. Это не совсем понятно, скажем, с позиции русского человека, так как в рамках российской ментальности большое психологическое значение имеет романтическая сторона любви, особенно в новых отношениях. Американцы же совершенно свободно могут разделить романтику и деловые отношения, и создать новую американскую семью, основанную на хорошо продуманном, основательном брачном контракте.

Еще одна особенность жизни семьи в Америке – это большое участие семейного психолога в разрешении семейных конфликтов и трудных ситуаций. Американцам свойственно уделять огромное внимание психологической стороне супружеской жизни. У очень многих американских семей есть личный семейный психолог, который работает с семьей десятилетиями. Любые конфликтные ситуации разбираются со всех сторон, анализируются и в их разрешении следуют указаниям специалиста. Такое большое участие психолога в жизни семьи может натолкнуть на мыль о том, что американцы повально не уверенные в себе люди. Однако скорее всего основная причина в конкурентности американского общества, в котором принято выглядеть успешным, а жаловаться и рассказывать проблемы неприлично. И если возникают сложности в семье, о которых надо поговорить, здесь на помощь приходит семейный психолог.

В семьях Америки отсутствует четкое разграничение в роли супругов, политкорректность исключила из лексикона американцев понятие “глава семьи”. Это одна из так называемых главных особенностей взаимоотношения полов в Америке. Сексизм воспринимается как государственное преступление. Муж и жена формально, а чаще всего и фактически, равны. Между ними существует договоренность о том, кто и за что несет ответственность в семье. Мужчины пеленают детей и готовят еду в равной степени, как и женщины. В целом это, наверное, правильно, но иногда, с нашей точки зрения, доходит и до абсурда. Мужчина может вернуться домой с работы и начать готовить ужин, потому что сегодня его очередь, а жена, которая весь день провела дома, может продолжать и дальше смотреть телевизор.

Каждая американская семья имеет общий счет в банке и отдельный для каждого из супругов, а также для каждого из детей. Супруги могут воспользоваться своими средствами, как посчитают нужным, только крупные и дорогие покупки для дома, семьи и детей совершаются на общие деньги. Собственное жилье американские семьи могут приобрести на собственные далеко не всегда, практически все семьи в США покупают автомобили, жилье и другие вещи в рассрочку.

В подавляющем большинстве американцы выстраивают свою жизнь по заранее выстроенному ими плану: учеба, работа, создание семьи и воспитание детей. Рождение детей обычно планируют после того, как готово и обустроено жилье. Многодетные семьи в Америке не являются редкостью, однако большинство все же останавливаются на двоих или троих детях. Кстати, в обыденном американском сознании есть интересные стереотипы насчет детей. Если, например, ребенок в семье только один, то его общество обязательно считает испорченным, а если в семье трое детей, то средний считается самым угнетаемым и обижаемым членом семьи.

В США очень много домохозяек, которые практически всю свою жизнь отдают воспитанию детей. Не меньше внимания своим внукам уделяют и бабушки с дедушками, которые могут не только с удовольствием брать их к себе на некоторое время, но и сами являются не редкими гостями в доме своих детей. Воспитание детей в Америке имеет свои особенности. Ни в коем случае нельзя наказывать детей рукоприкладством, это запрещено законом. Повышать голос на ребенка также нельзя, если услышать соседи, обязательно сообщат в органы опеки. Семья в Америке постоянно находится в движении, чем больше детей, тем больше движения. Одного забрать из школы, другого править на тренировку, дети вступают в большое количество различных организаций и клубов, плюс обязательно занимаются каким-нибудь спортом. Стиль жизни в конкурентном обществе задает свой ритм.

«Вытеснение американской культуры»: каждый четвёртый школьник в США — из семьи мигрантов

Миграция за партами

Около четверти школьников по всей стране — из семей мигрантов, как легальных, так и нелегальных. К такому выводу пришли в своём исследовании эксперты Центра по изучению миграции.

«По данным за 2015 год, почти каждый четвёртый учащийся государственных школ в США происходит из семьи мигрантов. Их доля среди школьников составляет 23%», — говорится в исследовании.

Эксперты отмечают, что в 1990 году этот показатель был на уровне 11%.

По данным исследователей, в США насчитывается 2400 школьных участков. В 700 из них сосредоточены примерно две трети всех школьников из семей иммигрантов.

«На этих участках наблюдается огромная концентрация детей иммигрантов. Во многих местах они составляют большинство», — считает доктор Стивен Камарота, директор по научной работе Центра изучения иммиграции США.

В некоторых округах Америки примерно девять из десяти школьников — из семей приезжих. Такая ситуация наблюдается в северо-восточном округе Флориды (93%), в некоторых округах Нью-Йорка (91%), Техаса, Калифорнии и Нью-Джерси.

Эксперты центра считают, что столь высокая концентрация учащихся из семей мигрантов затрудняет процессы ассимиляции: дети живут в районах, где вокруг них практически нет американцев, что не позволяет им перенять культуру и ценности Америки.

Один из факторов успешной ассимиляции — это численное преобладание коренного населения в конкретном городе или районе, в том числе и среди детей в местных школах, напоминает Камарота.

«Когда иммигранты составляют небольшой процент местного населения, склонность перенимать американскую культуру и воспринимать себя как граждан США у них существенно выше. Однако в последние десятилетия уровень иммиграции в США был столь высок, что сегодня в стране можно найти целые районы, где коренные жители и их дети уже составляют лишь малую долю населения», — говорит он.

По словам аналитиков центра, из-за притока иммигрантов многократно увеличилось количество школьников, не знающих английского языка, и это затрудняет преподавание в школах. По данным на 2015 год, доля детей, у которых в семье говорят на иностранном языке, составила 23% от общего числа учащихся. Для сравнения, в 1990 году она не превышала 14%, а 1980-м — 9%.

«Резкий рост числа районов компактного проживания мигрантов в США в последние десятилетия привёл к замедлению процесса освоения иммигрантами и их детьми английского языка. Есть данные исследований, доказывающие, что чем выше численность мигрантов в той или иной местности или стране, тем медленнее приезжие овладевают местным языком», — считает Камарота.

Эксперты по миграции отмечают, что если школьная система уже сегодня едва справляется с обеспечением потребностей детей иммигрантов, то приток вновь прибывших может ещё больше осложнить ситуацию.

Мексика в Америке

По данным Бюро переписи населения США, в настоящее время мигранты составляют около 13,5% от общей численности жителей. Это самый высокий процент за столетие. Однако специалисты прогнозируют, что данный показатель достигнет 15% всего за последующие шесть лет.

Отметим, что наибольшее количество мигрантов в США — из стран Латинской Америки. А к 2060 году, по данным авторитетного исследовательского центра Pew Research, количество приезжих латиноамериканского происхождения может составить 27% от общей численности населения страны.

Кроме того, аналитики Совета по международным отношениям США прогнозируют увеличение миграционного потока из этого региона до 119 млн человек в ближайшие 30 лет. Это касается как легальных, так и нелегальных переселенцев.

Многие американские эксперты считают, что в стране сейчас происходит серьёзный миграционный кризис, о котором бывшая администрация США «молчала», намеренно занижая в официальных отчётах число нелегальных мигрантов, прибывших в Штаты.

Так, в декабре прошлого года специалист Совета по Латинской Америке, Мексике и Бразилии Шеннон О’Нил в своём докладе приводит данные ООН, согласно которым более 3,5 млн человек, приехавших в США из стран Латинской Америки, нуждаются в гуманитарной помощи. Тем не менее администрация Барака Обамы официально признавала пребывание на территории государства лишь нескольких тысяч нелегалов из этого региона, говорится в исследовании.

Вытесняя культуру

Того, что высокий уровень иммиграции угрожает национальной идентичности Америки, опасаются и сами граждане страны.

Так, согласно опросу издания Associated Press, в марте этого года более 70% американцев согласились с тем, что Соединённые Штаты теряют свою национальную идентичность.

«Проблема беженцев грозит американцам размытием культурных основ. Мигранты обустраиваются на бывшей территории Мексики — в Калифорнии и Техасе. Они живут своими общинами, которые постоянно разрастаются, говорят на испанском языке — заполняют свою историческую родину. Таким образом, их присутствие в Соединённых Штатах сравнимо с количеством афроамериканцев, что означает постепенное вытеснение национальной американской культуры», — считает заместитель директора Института Латинской Америки РАН Борис Мартынов.

Кроме того, большинство опрошенных уверены в огромном значении общего языка, традиций и ценностей для всех жителей Америки. А 57% респондентов считают, что приезжие должны стараться ассимилироваться — перенять культуру и ценности американцев.

Напомним, что администрация Дональда Трампа уже начала активную антииммиграционную деятельность, главной целью которой заявлено сокращение уровня преступности и снижение оборота наркотиков в стране. В январе 2017-го республиканец распорядился ужесточить меры по поимке нелегальных мигрантов, когда-либо совершавших преступления.

Американская культура: традиции и обычаи США

Будучи страной иммигрантов, Соединённые Штаты находятся под влиянием многих культур, включая в себя различные обычаи и традиции в религии, искусстве, еде и во многом другом. Почти каждый регион мира повлиял на американскую культуру, но в первую очередь это были англичане, которые колонизировали страну ещё в начале 1600-х годов. Также культуры коренных американцев, латиноамериканцев, африканцев и азиатов оказали мощное влияние на страну.

Соединённые Штаты иногда описывают как»плавильный котёл», в который различные народы добавили свой собственный аромат или вкус, сформировав одну большую американскую культуру. Так же, как культуры всего мира оказали влияние на США, теперь американская культура влияет на весь мир. Термин западной культуры в широком смысле часто относится к Соединённым Штатам и Европе.
Будучи третьей по величине страной в мире, с населением более 315 миллионов человек — США имеет самое большое культурное разнообразие в мире. Север, юг, запад и восток страны имеют разные традиции и обычаи. Ниже мы приведём краткий обзор культуры Соединённых Штатов.

Язык

Страна не имеет одного официального языка, хотя 31 из 50 штатов предоставили этот статус английскому языку. Более 90% населения США говорит и понимает по-английски и большинство официальных дел ведётся именно на этом языке.

В то время как почти все языки в мире можно услышать в Соединённых Штатах — испанский, китайский, французский и немецкий языки являются одними из наиболее часто употребляемых (не считая английского). Каждый регион США, в частности юг, имеет своё собственное произношение с использованием уникальных слов и фраз.

Религия

Почти все известные религии практикуются в Соединённых Штатах, так как страна была основана на идее религиозной свободы.

Более 75% американцев считают себя христианами. Приблизительно половина из них — протестанты, около четверти — католики, и небольшой процент — мормоны. После христианства иудаизм является второй наиболее распространённой религией — примерно 1,4% населения. Около 20% американцев не имеют религиозной принадлежности.

Американский стиль

Стиль одежды в США зависит от региона и климата, но в основном это стиль «casual» — повседневная одежда, где основная функция это удобство. Стиль «деним» (грубая джинсовая ткань), кроссовки, ковбойские шляпы и сапоги — это некоторые предметы одежды, которые тесно связаны с образом американцев.

«Ральф Лорен», «Кельвин Кляйн», «Майкл Корс» и «Виктория Сикрет» являются известными американскими брендами. Также американская мода сильно подвержена влиянию своих знаменитостей.

Американская еда

Американская кухня находилась под влиянием европейцев и коренных американцев в своей ранней истории. На сегодняшний день существует ряд продуктов, которые, как правило, определяются как американские: гамбургеры, хот-доги, чипсы, макароны с сыром и мясной хлеб. Фраза «Такой американский, как яблочный пирог» стала обозначать то, что является подлинно американским.

Существуют также стили приготовления пищи и типы продуктов, которые являются специфическими для региона. Южный стиль приготовления пищи, который часто называют американской «удобной» едой, включает в себя такие блюда, как жареная курица, капуста, спаржевая фасоль и кукурузный хлеб. Текс-мекс — популярная разновидность кухни в штате Техас и на юго-западе, представляет собой смесь испанских и мексиканских стилей приготовления пищи и включает в себя такие элементы, как перец чили, буррито и содержит большое количество бобов и тёртого сыра.

Искусство

Соединённые Штаты широко известны во всём мире как лидирующая страна по производству средств массовой информации, включая телевидение и кинематограф.

Отрасли телевещания начали развиваться в Соединённых Штатах в начале 1950-х, когда американские телевизионные программы начали показывать по всему миру. США также имеет яркую киноиндустрию, сосредоточенную в Голливуде, а американские фильмы пользуются популярностью во всем мире. Нью-Йорк является домом Бродвея и американцы имеют богатую театральную историю. Американская музыка очень разнообразна, можно выделить ритм-н-блюз , джаз, госпел, кантри, рок-н -ролл и хип-хоп.

Спорт

Соединённые Штаты являются спортивно-ориентированной страной с миллионами поклонников, следящими за футбольными, бейсбольными, баскетбольными и хоккейными матчами помимо множества других видов спорта.

Бейсбол, который появился в колониальной Америке, стал официальным спортом в середине 1800-х годов и по сей день известен как любимое времяпрепровождение американцев, хотя сейчас его популярность затмил футбол.

Американские праздники

Американцы празднуют свою независимость от Великобритании 4-го июля. День Памяти отмечается в последний понедельник мая и чтит память тех, кто умер на военной службе. День Труда отмечается в первый понедельник сентября, и чествует рабочую силу страны. День Благодарения, ещё один отличительный американский праздник, приходится на четвёртый четверг ноября и уходит корнями к колониальным временам.

В День Президентов отмечают дни рождения Джорджа Вашингтона и Авраама Линкольна в третий понедельник февраля. Вклад ветеранов в развитие и свободу страны чествуется в День Ветеранов 11 ноября. Вклад лидера движения за гражданские права Мартина Лютера Кинга отмечают в третий понедельник января.

Но основное внимание в этой статье мы хотим уделить самым необычным и интересным американским традициям, которые существуют по сей день. Далее вы сможете ознакомиться со списком десяти самых странных традиций США.

10 странных американских традиций

Как вы планируете праздновать Новый год в этом году? Будете ли вы бегать по окрестностям, разбивая старую посуду об соседские двери? Если вы живете в Дании, то очень даже возможно. Или может вы выберете каких-нибудь знаменитостей, которые произвели настоящий фурор в новостях в течение года, сделаете их чучела, а затем подожжёте и будете смотреть как они горят? Не похоже на вас? А если бы вы были родом из Эквадора, то это вполне могло бы быть правдой.

Традиции очень варьируются по всему миру, и обычаи одного общества часто кажутся совершенно безумными для другого. Американская культура и традиции стали хорошо известны во всех уголках планеты, благодаря напряженной работе Голливуда и СМИ. Но это не означает, что все американские традиции спокойно воспринимаются людьми из других стран. Далее мы рассмотрим 10 традиций США, которые американцы считают абсолютно нормальными, но в других странах люди считают их в лучшем случае странными.

  1. «Тейлгейт пати» (тусовки возле открытой задней двери автомобиля)

Когда американцы посещают спортивные соревнования (в частности футбольные матчи), то им не достаточно просто прийти и занять свои места — они должны прибыть за несколько часов, чтобы должным образом подготовиться к просмотру игры.

Разукрашенные цветами любимых спортивных команд, люди будут тусоваться возле своих автомобилей на стоянке стадиона, жарить еду на гриле, попивая холодные алкогольные напитки и играть на газоне, бросая друг другу футбольные мячи.

Многие «тейлгейтеры» (так называют людей, устраивающих тусовки возле задних дверей своих автомобилей) серьёзно готовятся к подобным мероприятиям и даже привозят с собой музыкальные центры, телевизоры и спутниковые антенны, придавая чувство глобальности спортивному событию. Как рано фанаты приезжают, чтобы начать «тейлгейт пати»? Пределов не существует. Некоторые из них прибывают на рассвете, начиная праздновать, а некоторые даже ночью, чтобы занять приличное место!

Но когда дело доходит до футбольных матчей, традиции не ограничиваются парковочными стоянками. Далее вы узнаете о ещё одной странной американской одержимости, связанной с футболом.

  1. Просмотр рекламы во время Супер Боула (американский футбол)

Телевизионная реклама обычно воспринимается как раздражительный момент, который просто нужно переждать. Но когда дело доходит до рекламы во время «Супер кубка» американского футбола — всё становится совсем иначе.

Подавляющее большинство зрителей Супер Боула — американцы, и они с нетерпением ждут перерыва в большой игре, чтобы увидеть, какой рекламный ролик удивит их больше всего на этот раз. В последующие дни, эта реклама очень активно обсуждается снова и снова, с удовольствием и до тошноты, возможно даже больше, чем сама (порою скучная) игра.

Какая реклама была самой дорогой? Какие из них были на удивление дешёвыми? За какие деньги был продан коммерческий слот? Потенциальные вопросы — бесконечны. Что касается ответов, то в 2011 году, одной из самых популярных была реклама «Doritos» (чипсы), стоимость создания которой составила около 500 долларов. Всего около 60-ти рекламных роликов были запущены в эфир на протяжении всей игры, стоимостью до 3-х миллионов долларов за тридцатисекундный ролик. За 100 тысяч долларов в секунду рекламодатели рады поощрять эту странную американскую традицию.

  1. Празднование Американской мечты

Хотя американская мечта не имеет конкретного определения и изменялась на протяжении многих лет, нельзя отрицать, что американцы в целом по-прежнему учат своих детей, что это мечта, к которой все должны стремиться. Правда это или нет — это другой вопрос.

На эмоциональном уровне американская мечта вызывает чувство свободы в стремлениях и возможностях и равный доступ к пути процветания для всех, кто готов упорно работать для её достижения. На более практическом уровне, многие утверждают, что достижение американской мечты стало приравниваться к обычному потребительству и правам собственности, а не стремлению к самой идее свободы. Независимо от того где же истина, национальной традицией по-прежнему является обязанность передать идею, что американская мечта осуществима для каждого поколения. Далее мы рассмотрим менее приятные ценности, передаваемые следующим поколениям.

  1. Повышенный интерес к судебным делам

Американцы любят сенсации, а средства массовой информации с удовольствием предоставляют их, преподнося это в простой и невероятно преувеличенной форме. Вот почему, к примеру, каждые два года в США происходит новый «судебный процесс века». Все прошедшие «судебные процессы века» коллективно забываются, так как новый оказывается гораздо более громким, неприятным, отвратительным (можно вставить много прилагательных), чем последний.

Часто в этих процессах принимают участие знаменитости — это касается и «Толстяка» Арбакла, и О. Джея Симпсона, и бывшего президента Билла Клинтона, но также часто судебные процессы делают знаменитостей из рядовых граждан. Судебное дело Кейси Энтони является хорошим примером недавнего «судебного процесса века», который обычного человека поставил под пристальное наблюдение СМИ. Её известность принесла ей в основном только общественное порицание. Однако, вероятнее всего, что через несколько лет будет установлена новая сцена для следующего «судебного процесса века».

  1. «Punkin Chunkin» (Панкин Чанкин)

Каждый год, когда стебли кукурузы поднимаются к небу и листья желтеют, люди в Соединённых Штатах часто съезжаются на фермы, чтобы посетить осенние фестивали. Большинство мероприятий на этих фестивалях — семейные. Можно кататься на возу, выбирать тыквы, гулять по лабиринтам из кукурузы, дегустировать сидр, играть с домашними животными во дворе и в таком духе.

Но что действительно выделяет некоторые из этих осенних мероприятий, так это желание посетителей наблюдать как тыквы (эти безвредные полезные плоды) взрывают в воздухе и запускают на большие расстояния на сельскохозяйственных угодьях. Есть несколько способов как достичь этого, чтобы удовлетворить толпу: с помощью воздушных пушек, катапульты или машин с помощью раскручивания и центробежной силы. Единственные, кто не веселятся от всей души в это время — это, пожалуй, тыквы.

Во многих культурах существуют устойчивые исторические традиции, связанные с переодеванием во время Хэллоуина и обменом различными угощениями, но лишь немногие из этих традиций заставляют детей ходить от двери к двери, прося сладости со словами: «угощение или шутка!»

Эта странная практика имеет американское происхождение. Тогда как в любое другое время года родители запрещают детям общаться с незнакомыми людьми, выпрашивая конфеты и бродить по улицам в ночное время, вдруг они меняют свой настрой и поощряют все эти действия в один волшебный вечер каждую осень.

  1. Президентское помилование индейки

День благодарения в целом, кажется, может озадачить тех, кто не погружён в американские традиции, но, вероятно, ни один фестиваль индеек не покажется более странным, чем ежегодная церемония, в ходе которой современные президенты дают официальное помилование живой индейке, представленной им Национальной Федерацией Индейки (НФИ). Интересно то, что было много путаницы даже среди американцев о действительном происхождении этой странной традиции.

Хотя «НФИ» предоставляла президентам индейку ежегодно, начиная с 1947 года, сама идея «помилования», избавляя птичку от печки, возникла не сразу. Первая птица, которая получила официальное «президентское помилование» была доставлена в Розовый Сад в 1989 году, когда президент Джордж Буш-старший выразил это как акт доброжелательности, который сейчас превратился в ежегодную американскую традицию.

  1. Распродажи в «чёрную пятницу»

Через несколько часов после того как миллионы непомилованных индеек съедаются американцами на День Благодарения, армии покупателей выдвигаются в поход по магазинам, чтобы сделать покупки по списку рождественских подарков. Распродажи «чёрной пятницы» традиционно проходят на выходных, которые затем перетекают в «кибер понедельник» — новая традиция, которая стала популярна с ростом интернет-магазинов.

В 2010 году национальная федерация розничной торговли провела опрос населения. По полученным данным — более 200 миллионов людей совершали покупки в интернете и в магазинах по всей стране в течение выходных после Дня Благодарения, а ещё 106 миллионов американцев планировали делать покупки через интернет в понедельник.

Большинство из тех, кто совершал покупки в «чёрную пятницу» прибыли в цивилизованное время, но многие «крепкие орешки» пошли дальше и начали свой день в изнурительно ранний час. В редких случаях среди покупателей возникали массовые беспорядки или ужасная давка в попытке получить конкретный продукт или заключить определённую сделку.

Пусть грызуны решают, как скоро американцам можно снимать тёплую одежду. Каждый год сурки по всей стране (но прежде всего всем известный сурок Фил из города Панксатони, штат Пенсильвания) выставляются напоказ, чтобы предсказать, сколько ещё времени осталось до прихода весны.

Либо ещё шесть недель зимы, либо ранняя весна — всё зависит от того, видит ли сурок свою тень. Эта традиция продолжается с 1800 года, несмотря на довольно скромные достижения в области прогнозирования погоды, как показывает опыт. И если говорить об измерении вещей странными средствами, то у нас есть последняя американская традиция для вас.

  1. Дюймы, чайные ложки и тонна кирпичей

Вполне приемлемо использовать метрическую систему в США. Конгресс впервые утвердил её в 1866 году и продолжал это делать в последующие годы. Но традиции говорят совсем о другом. Хотя правительство теперь требует использования метрической системы некоторых государственных секторов и настоятельно призывает к нему во многих частных предприятиях, американская общественность никогда её не использовала и практически отвергла, что делает Соединённые Штаты единственной промышленно развитой страной, где это происходит.

В попытке сдвинуть дело с места, Конгресс даже принял закон об использовании метрической системы в 1975 году и создал «совет», который должен был осуществить требуемый переход. Но, видимо Конгресс не уполномочил «совет» достаточным авторитетом и американский народ отреагировал слабо и продолжил мерить всё милями, футами, унциями и так далее.

Обычаи и традиции США

Кто такие американцы

Америка – очень большая многонациональная страна, созданная переселенцами. Это объясняет ее мультикультурность и своеобразность модели существования. За относительно недолгое по историческим меркам существование этой страны (нет и трехсот лет), сформировались свои общественно-культурные особенности, присущие именно США. Американское государство всегда пропагандировало и насаждало универсальные для всех людей ценности, чтобы как-то объединить столь разношерстный контингент. В какой-то мере это получилось. Люди разных национальностей, корней и традиций со временем стали американцами. Хотя по сути такой нации не существует в природе. Национальность как таковая в США стерта. Многие жители США уже и не знают своих корней, считая себя гордыми жителями этой страны. Это, конечно, не касается всех поголовно. На самом деле, этническая принадлежность в группах никуда не исчезла, больше того, она прекрасно обособлено (как и положено) существует по своим внутренним законам. Чего только стоят сильнейшие этнические криминальные группировки Америки (итальянцы, ирландцы, латиноамериканцы, китайцы, чернокожие и др.).

Потомки эмигрантов из разных стран, словно в плавильном котле, переплавились и перемешались, превратившись в жителей Соединенных Штатов Америки — американцев. Поговорим об их особенностях.

Классовое разделение

В Америке нет классового разделения, как принято в традициях европейских или азиатских стран, где принадлежность к тому или иному сословию, в значительной степени определяет будущее человека. Америка якобы дает равные возможности всем. В США вы можете попасть в любую социальную среду, вопрос только в том, сколько у вас денег. Деньги определяют ваш статус. И, как бы красиво не звучали лозунги о равных возможностях и свободах, разбогатеть не так просто. Хотя и возможно. Только пресловутая «американская мечта» доступна далеко не всем. Поэтому классовое неравенство в американском обществе проявляется не меньше, а то и больше, чем в других странах. Это легко заметить в любой социальной сфере, если нет денег, вы почувствуете себя недочеловеком. Индивидуализм, стремление к достатку и свободе – вот главные черты американцев. Каждый сам за себя в стремлении к «американской мечте».

Законы государства

Политика государства, как известно, формирует культуру граждан. Очень специфическое законодательство США накладывает свой отпечаток на менталитет. Законодательство сложное и часто противоречивое. Сочетание сильного государственного аппарата со сложной системой законов, которые реально работают с либеральным подходом, дающим возможности отдельным штатам развиваться самостоятельно. Множество различных прав и свобод, общественных и политических организаций и прочего. При этом государством осуществляется мощный тотальный контроль за жизнью страны. Свобода может показаться очень ограниченной, если выйти за рамки правил. При этом единства во всем этом нет. В каждом штате явственно проявляется свой стиль правления, система жизнедеятельности и, как следствие, традиции граждан. Главное в США – соблюдение законов, какими бы порой абсурдными они не казались. Это правило является единым для всех.

Свобода вероисповедания в США

Учитывая тот факт, что в США проживают разные народы, это наложило отпечаток и на конфессиональную систему. В Америке прекрасно сосуществуют все религиозные культуры мира. Больше всего распространен протестантизм и другие христианские течения. Что никак не умаляет приверженцев других конфессий, а также атеистов, которых тоже немало (ок. 30%). Все прекрасно сосуществуют, не мешая друг другу и оказывая огромное влияние на общественную жизнь.

Менталитет

Американцы очень любят автомобили, причем мощные. Благо дорожная сеть в США развита превосходно, не сравнить с нашей. Массовая культура и Голливуд оказывают огромное влияние на образ жизни и образ мыслей американцев. Любовь к спорту также является очень характерной чертой (бейсбол, баскетбол, американский футбол, гольф). Американцы любят музыку, в этом плане Америка повлияла на весь мир: кантри, блюз, джаз, рок, рэп. Индустрия развлечений развита прекрасно. Американцы любят поесть, это заметно по их фигурам. Кока-кола и фаст-фуд неотъемлемая часть культуры. Америка очень разная. В ней сочетается несочетаемое. Бедные этнические кварталы и богаты районы, небольшие дома и высоченные небоскребы, культ свободы и жесткость законов.

Обычный американец, как правило, радушен и добр, с интересом относится к жизни и к обычаям представителей других стран, ведь эмигрантов (новой волны) в стране очень много. Стоит отметить, что американцы – ярые патриоты, их мало волнует то, что происходит за пределами их страны. Американское общество очень толерантно. Американцы чтут семейные ценности и права и свободы. Они свято верят, что их страна самая лучшая. И в этом нет ничего плохого. В Америке огромное внимание уделяют сохранению исторических памятников, охране природы.

Являясь достаточно гостеприимными людьми, американцы чтут понятия не только частной собственности, но и жизни. Индивидуализм здесь очень характерен. Есть даже такое понятие – «прайвеси», что означает: тайна, уединение, частная жизнь (англ. Privacy). Даже в общественной жизни американцы очень не любят нарушать чужой психологический контроль, вторгаться в сферу чужих интересов. Во всем нужно держать дистанцию. Фраза: «свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого» очень характеризует американское общество. Здесь всем безразлично, во что вы одеты и каковы ваши привычки. Поэтому высоких (как у нас) заборов между домами нет, ведь в гости без приглашения не придут.

Американцы пунктуальны, так как ценят свое время. При этом их свобода может быть воспринята нами как плохое воспитание. Например, в Америке не принято уступать место в общественном транспорте, снимать обувь и головные уборы в помещении, дарить подарки людям, к которым пришли в гости, в общении с малознакомым человеком может проявляться панибратское обращение.

Америка – это мультикультурная страна, в которой наряду с правами и свободами граждан культивируются законы и обязанности. Побывать в этой интересной стране хотя бы раз стоит каждому.

Ссылка на основную публикацию