Семья у русских староверов на Аляске, от переселенцев до интеграции в общество

Как на Аляске живут потомки бежавших из СССР старообрядцев. ФОТО

На Аляске живут чуть больше 740 тысяч человек, и помимо индейцев и эскимосов здесь обитают русские старообрядцы. В 1968 году, после эмиграции из Сибири, они на Аляске построили церковь, а потом и основали деревню – Николаевск.

Фото: кадр видео

Как пишет “Настоящее время“, проповеди и молитвы в американском Николаевске с населением в 300 человек до сих пор звучат на старославянском языке. Женщины здесь носят сарафаны, которые шьют сами, а мужчины – косоворотки и длинные бороды.

Фото: кадр видео

Старообрядцев отлучили от Русской православной церкви еще в конце XVII века, после того, как те отказались принять церковные реформы патриарха Никона, которые должны были унифицировать богослужебные обряды и “книжную справу” – переводы Священного писания. После раскола старообрядцы попали в немилость церкви и российских монархов. Противников реформы наказывали ссылкой, а некоторых – даже смертной казнью.

Фото: кадр видео

Фото: кадр видео

Старообрядчество делится на два основных течения: поповцы и беспоповцы. То есть на тех, у кого есть священники, и остальных. Жители Николаевска долгое время относили себя к беспоповцам, но потом все-таки приняли священство.

Фото: кадр видео

Фото: кадр видео

Перед тем как переехать на Аляску, семья Марии Фефеловой вместе с общиной старообрядцев долгое время жила в Китае. Но когда там к власти пришли коммунисты, они бежали: сначала в Бразилию, а потом и в Штаты. В США уехавшая из Китая община раскололась надвое: одни остались в штате Орегон, другие уехали на Аляску.

Фото: кадр видео

“Везли детей в горы, чтобы сохранить Христову веру”, – объясняет Мария.

Фото: кадр видео

Себя Мария считает русской, но ее дети уже называют себя американцами. При этом детей Марии удалось обучить русскому языку, а с правнуками женщина найти общего языка уже не может: те говорят только на английском.

Работы в американском Николаевске немного. Мужчины раньше занимались рыбалкой и судостроением, но сейчас бизнес пошел на спад. Но в городке все еще работает небольшое кафе-магазин, где можно заказать блюда русской кухни, а также купить матрешку или, например, кокошник.

При этом все попытки обратить их в другую веру жители Николаевска пресекают на корню: “правильной” верой они считают только свою.

Фото: кадр видео

stdClass Object ( [term_id] => 1 [name] => Разное [taxonomy] => category [slug] => no_theme )

stdClass Object ( [term_id] => 5366 [name] => Аляска [taxonomy] => post_tag [slug] => alyaska )

stdClass Object ( [term_id] => 10364 [name] => русскоязычные иммигранты [taxonomy] => post_tag [slug] => russkoyazychnye-immigranty )

stdClass Object ( [term_id] => 13337 [name] => Наши люди [taxonomy] => category [slug] => nashi-ludi )

Фото: кадр видео

Есть ли русский дух на Аляске?

В Российском государственном архиве кинофотодокументов хранится два кинодокумента, сюжеты которых повествуют о судьбе и быте этих людей: документальный фильм “Как мореходы в старину” (1992 г., реж. В. Крючкин, студия “Центрнаучфильм”) и киножурнал “Альманах кинопутешествий” N 247 (1990 г., реж. А. Миронов, студия “Центрнаучфильм”). Обе работы были сданы на хранение студией “Центрнаучфильм” (сейчас – “Центр национального фильма”) в 2003 г.

Документальный фильм “Как мореходы в старину” посвящен путешествию по маршруту русских первооткрывателей вдоль западного побережья Америки (берегов бывшей “Русской Америки”) в 1991-1992 гг. коча “Помор”. Коч – экспериментальная натуральная модель поморского судна, построенного членами Морского центра “Полярный Одиссей” г. Петрозаводска. Начав свое плаванье от мыса Шмидта (Россия), команда коча достигла Алеутских островов, входящих в штат Аляска. В г. Уналашка члены экипажа запечатлели порт и судна, носящие русские названия “Akula”, “Moroz”, “Katerina”. В порту они встретили владельца одного из катеров Ф.Т. Савельева, неплохо владеющего русским языком, – дед его был русским, сам же он в России никогда не был.

Спасение Романовых: иллюзия или упущенные возможности?

Ассошиэйтед Пресс о жизни русских староверов на Аляске

Корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс Мэтт Вольц передал из Николаевска, Аляска.

Кондратий Фефелов проехал более 32 000 км, чтобы заявить о своих претензиях на кусок земли здесь, где кончается североамериканская автомагистраль, и таким образом оказаться на почтительном расстоянии от остального мира. Он и несколько сот религиозных диссидентов, известных как староверы в Русской православной церкви, потратили десятилетия, переезжая с места на место каждый раз, когда им казалось, что их укладу жизни, сохранившемуся с XVII века, что-то угрожает.

“Мы бежали от коммунистов, от Сталина, – говорит 67-летний Фефелов. – Мы все время переезжаем. Никто нам не помогал. У нас не было денег, мы просто неустанно трудились и нашли хорошее место”. Теперь, 36 лет спустя после приезда в Николаевск, староверы больше не боятся преследований. Но другие факторы – культурная интеграция, внутренние разногласия, переживающее упадок рыболовство – меняют тот образ жизни, который сложился у них за несколько веков.

Староверы откололись от церкви в XVII веке, когда патриарх Никон провел ряд реформ в Русской православной церкви. Многие перемены были малозначимы – число пальцев для крестного знамения, написание имени Христа, сколько раз произносить “аллилуйя” во время молитвы – но староверы расценивали любые перемены как ересь и отказались им следовать. Русская православная церковь отлучила их, а цари подвергли их преследованиям. Многие покинули Россию или переехали в сибирскую тайгу, где они могли спокойно передавать свои традиции детям.

Но революция в России вынудила многих староверов уехать, поскольку Советы стремились уничтожить их религию, а колхозы угрожали их привычному существованию. Примерно 300 староверов, в том числе и Фефелов, которой был еще совсем мальчиком, покинули Сибирь в 1945 году в надежде заработать на жизнь в Маньчжурии, в Китае. Но эта страна также стала коммунистической, и они вновь отправились на поиски нового дома. Несколько стран Южной Америки приютило староверов. Фефелов переехал в Бразилию, где, по его словам, правительство не вмешивалось, но многим верующим оказалось трудно заработать на жизнь. Они переехали в Соединенные Штаты в начале 1960-х, осев в основном в долине Уиламетт, штат Орегон. Прожив там почти шесть лет, некоторые из них ощутили, что американская культура оказывает слишком большое влияние на их детей, поэтому они устремили свои взоры на север, на Аляску. Фефелов и другие семьи приехали в Николаевск на полуострове Кенай на Аляске в конце 1960-х. Они сами построили деревню и занялись коммерчески доходным рыболовством.

Чтобы сохранить старые традиции, первые поселенцы пытались ограничить свои контакты с внешним миром, установив в конце грязной дороги знак: “Деревня Николаевск. Частная собственность. Дорога закрыта”. Сегодня этого знака уже нет, дорога открыта, и сама деревня стала более открытой. Там есть гостиница и кафе, в котором подают горячий борщ, и туристы могут купить матрешек. Есть планы строительства пожарной станции и дома для одиноких и престарелых. “Это обычный городок. Он не похож на тот, каким был прежде, – заявил Грег Якунин, рыбак и давний житель Николаевска. – Все стало более современным, американизированным. Что касается меня, то я – обычный американский парень”.

Эта новая открытость явилась следствием религиозного раскола, произошедшего в деревне примерно 20 лет назад. Фефелов и некоторые жители деревни решили восстановить духовенство. Это было важной переменой, поскольку священники-староверы вымерли несколько столетий назад, и не стало священников, способных воспитывать новую смену в соответствии с традициями. Но группа Фефелова нашла священника-старовера в Румынии в начале 1980-х и восстановила духовенство, что вызвало раскол в общине.

Священники, обеспечивающие духовное руководство, способствовали интеграции, сказал Ричард Моррис, профессор из Центра русских и восточноевропейских исследований при Орегонском университете.

Некоторые отвергали возвращение священнослужителей. Многие из таких староверов, которых называли “беспоповцы”, переехали и создали свои общины в глубине полуострова Кенай. В одну из таких деревень – село Качемак – можно добраться только по труднопроходимым дорогам, проходящим по скалам вдоль побережья залива Качемак.

“Было очень много эмоций, иногда даже дело доходило до драки”, – сказал Алекс Басаргин, 29-летний “беспоповец”, который преподает в школе Николаевска. Трудно подсчитать число староверов в США, сказал Моррис. В результате исследований и поездок по поселениям, он считает, что их до 7000 в Орегоне, примерно 1500 на Аляске, 500 в Канаде и примерно 50 семей в Миннесоте, а также отдельные очень небольшие группы в Пенсильвании, Нью-Джерси и Нью-Йорке.

Эти люди склонны к перемене мест – уезжают и приезжают на Аляску, в Орегон, Южную Америку, Россию и Австралию. Молодежь часто приезжает в другие общины староверов, чтобы найти себе пару.

Нина Фефелова, владелица кафе “Самовар” в Николаевске, работающая также учительницей, русская, приехала сюда, чтобы выйти замуж. Преподавая русский детям, которые знают только Соединенные Штаты, она опасается, что деревня утратит русский язык и культуру, поскольку новое поколение активно воспринимает культуру их новой родины. “Ученики просто не хотят учить русский”, – сказала она.

Кира Типкин, работающая на почте в Николаевске, говорит, что у нее двое детей – дочь учится в средней школе, а сыну 10 лет, они не хотят говорить по-русски и не интересуются церковью, потому что не понимают старославянский язык, на котором идут службы. “Если это будет утрачено, мы ничего не сможем поделать, – сказала она. – Но мы будем пытаться сделать все возможное, чтобы сохранить наши традиции”.

Нестабильность рыболовной отрасли, где наблюдаются резкие колебания цен, привела к тому, что все большее число староверов ищут другую работу, например, в строительстве, и переезжают в другие места за пределами Аляски. Экономическая нестабильность также привела к тому, что родители дольше держат детей в школе, и все большее число детей заканчивают среднюю школу. “Идеи и убеждения родителей в отношении образования меняются из-за того, что происходит с рыболовной отраслью, и из-за других проблем, – сказал Басаргин. – Чтобы получить работу, достойную работу, нужен аттестат о среднем образовании, и они это понимают. Поэтому они разрешают школьникам закончить, по крайней мере, среднюю школу”.

Моррис сказал, что староверы адаптируют свою культуру к среде, в которой они живут, чтобы выжить, но это необязательно означает, что они растворятся в американском населении. “Экономически и политически они интегрированы, – сказал он. – Однако социально они отличаются, у них очень долгие посты. Они свято верят в чистоту ритуалов. Хотя они вежливы и очень гостеприимны, у них все равно есть ощущение, что они социально отделены”.

Староверы откололись от церкви в XVII веке, когда патриарх Никон провел ряд реформ в Русской православной церкви. Многие перемены были малозначимы – число пальцев для крестного знамения, написание имени Христа, сколько раз произносить “аллилуйя” во время молитвы – но староверы расценивали любые перемены как ересь и отказались им следовать. Русская православная церковь отлучила их, а цари подвергли их преследованиям. Многие покинули Россию или переехали в сибирскую тайгу, где они могли спокойно передавать свои традиции детям.

Наша Аляска. Русские на краю Земли

Источник: Моя планета // Автор: Александр Беленький

https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2016/11/900xNxLR2015.09-US-Nikolaevsk-1-2.jpg.pagespeed.ic.KbTeNQCWhX.jpg Русских на Аляске сегодня не встретить. О нашем бывшем присутствии напоминают названия мест. Очаг русской культуры на этой земле вновь разожгли староверы, переехавшие сюда из Южной Америки.
В России они не жили последние лет сто. И всё равно считают себя русскими.

Я побывал в гостях у нескольких семей и хочу показать, как живёт город Николаевск в штате Аляска.

Староверам никогда не жилось спокойно. В России их преследовали во все времена, им пришлось покинуть Родину и скитаться по свету. Сначала они жили в Китае, в Харбине, сбежав туда ещё до революции. После прихода коммунистов и зачистки им снова пришлось убегать. Ещё дальше, в Бразилию и Аргентину. Там они не прижились, и сорок лет назад, скинувшись и купив по дешёвке эту землю, они переехали на Аляску.

Лишь только поворот на Николаевск, а знак уже предупреждает: дорожное покрытие заканчивается.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Так и есть, дороги здесь — одно название. Укатанная грунтовка в две колеи. Машины разойдутся, но по весне забуксуют.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Добро пожаловать в город Николаевск, штат Аляска! Население — 400 человек, большая часть из которых верующие и набожные старообрядцы.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Меня встречает симпатичная и улыбчивая женщина, Нина Фефелова. Мы списались по электронной почте и я попросил помощи, показать город. Без неё не справиться, местные жители представляют собой очень закрытое общество, с чужаком и разговаривать не станут.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Мы садимся в машину и едем по улицам. Застёгиваю ремень безопасности за спиной, останавливаться приходится каждые сто метров. Пешком бы пройти, да лютый холод не позволяет. Вот типичная дорога Николаевска, И не скажешь даже, что город. Так, деревня.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

И тем более не скажешь, что в Америке. Дома же точь-в-точь наши, российские. Участок порос бурьяном, никто за ним не следит.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Кроме русских переселенцев, в Николаевске живёт какое-то количество американцев. Самых обычных таких американцев. И если вы попробуете угадать в каком из этих двух домов кто живёт, скорее всего ошибётесь.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Читайте также:  Классовый состав населения США в период Гражданской войны

Живут по-разному. Домик со странным фасадом принадлежит американке, она его сама разрисовала. А там, где наш герб и «Хозяин» — хотя на вид, классическая помойка реднека.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Нина показывает на дом одного из соседей, который проложил себе к участку хорошую асфальтовую дорожку. Это при том, что сама улица покрыта крупным щебнем. «Это нам в прошлом году государство отсыпало, а так вообще ямы да ухабы были, в распутицу застревали». В этот момент было полное ощущение, что я в России. Как такое возможно, ведь староверы уехали ещё до создания СССР, никогда не знали совка и его порядков.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

И этот фанерный уличный сортир, наскоро обмазанный краской?
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Есть генетическая память, но ведь у этих людей должен отсутствовать такой ген? Они не знали прелестей Союза.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Топят, как правило, дровами. Так дешевле. А пожарные гидранты, так популярные по всей стране, вообще ставить не хотели. Тоже государство помогло. Николаевцы называют их по смешному, «шишками».
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Вся община делится на две части, поповцы и беспоповцы. Вторые, ещё во время церковного раскола, решили, что священников у них более не будет, и строят молельные дома, наподобие синагог. Поповцы молятся в церкви.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Когда был основан Николаевск, русские попробовали себя в качестве мастеров по строительству рыбацких лодок. У них это отлично получалось, и скоро вся округа ходила в море именно на лодках из Николаевска. Со временем производство сошло на нет, сегодня выгоднее покупать катера в других местах. На окраинах города ещё можно встретить такие каркасы. Это форма для изготовления основы лодки, называется колып.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Один из первых николаевских домов, чем-то неуловимо напоминает русскую архитектуру, хотя по форме же совершенно другой.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

На окраине есть холм, с которого открывается потрясающий вид, весь Николаевск, как на ладони. И снова дежа-вю, прямо дачный посёлок в Подмосковье: разноцветные крыши, разномастные дома, теряется стройность улиц.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

А места — нереально красивые. Я вытянул задний план, как мог. Чтобы вы ахнули и удивились, до чего же невероятные там природы. Просто не повезло с погодой.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Николаевское кладбище. Умирают здесь, к счастью, не так рано: за сорок лет не так много могил.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Зашли в гости к матушке Ирине. Вдове бывшего священнослужителя, отца Кондрата. Это его могилу показывал двумя фотографиями ранее. Матушка ни разу не была в России, как и большинство николаевцев. Она родилась ещё в Китае, в детстве переехала в Бразилию. Эти языки совсем не знает, но на русском говорит свободно, хоть и со странным выговором.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Её дом похож на другие дома русских бабушек. Самовар, иконы, старые вышивки. Вот только вышивки она делала вручную. А кенгуру здесь не случайно. В Австралии тоже живут староверы, они поддерживают связь, дальние родственники шлют сувениры.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

В углу каждой комнаты обязательно есть уголок с рушниками и иконами. Когда в помещении люди, нужно зажечь лампаду.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Староверы на самом деле носят традиционные одежды. Каждый день, без исключения, а не для показухи или по праздникам. И все платья они шьют сами.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Вы, наверное, уже представили деревянную избу с нафталиновым шкафом и продавленной тахтой с клопами? Очень зря. Матушка живёт в добротном американском доме, с хорошей кроватью и мебелью. И рушниками в углах, да.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Туалет, как видите, не на улице. Стиралка и сушилка.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Но при этом, в доме есть подвал поленница с дровами на зиму, подвал с картошкой на весну и «чёрная» баня на любой сезон.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Какие магниты на холодильнике староверов? Многочисленные дети-внуки-правнуки присылают фотографии бабушке Ирине. Они давно разъехались по разным частям Америки.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Но они съезжаются в Николаевск и собираются вместе. Не часто, но непременно.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

В гараже висит вышитый ковёр с портретом Кеннеди. Ведь они американцы, как ни крути.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

А в шкафу на кухне, спрятаны святые книги, ими ещё отец Кондрат владел. Книги для староверов очень важны, ведь новые найти почти невозможно.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Они переписывают книги вручную. Как столетия назад. Эту толстую книгу сделал сам отец Кондрат, когда они с семьёй бежали из Китая, целый год им пришлось сидеть в Гонконге почти под арестом. Староверы не имели права работать, сидели как на цепи.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Мы идём в гости к другому жителю. Его зовут Антон, и он выглядит как типичный русский поп, ожившая иллюстрация к сказкам Пушкина. Но его дом — полная противоположность внешности. Это жилище типичного американского реднека. Бейсболки на каждый день, правосудие по техасски по телевизору, остатки пиццы на кухне. Но и здесь в углу иконы, а на стене церковный календарь.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Антон ездит на старом пикапе и делает лодки. Делал, до недавнего времени, пока здоровье позволяло. Поверх вышитой рубахи спортивная куртка, а на стекле наклейка: Боже, храни Америку. Антон русский старовер, но он американец. Одно другому не мешает.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Как я писал, они никогда не жили в Союзе и даже не были там. Но названия этих рыбацких лодок более, чем говорящие.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

А теперь пойжём в гости к самой Нине. Этот домик — единственный работающий бизнес в городе. В Николаевске нет ни вездесущих макдоналсов, ни заправок, ни кафе или магазинов. Не прижились. Все ездят в соседние города. Для Америки это нетипично.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Внутри «теремка» у Нины настоящие сокровища. Все сувениры можно купить. Самовары-матрёшки-кружева. Всё то, что представляет иностранец в воображении о русской культуре.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Летом, когда сезон, Нина часто устраивает обеды в русском стиле. Кормит заезжих туристов, подпитывает русским духом. Специально к моему приезду сварила борщ и напекла пирогов.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Откуда только не приезжали гости в Николаевск. Все проходят через Нину: когда она гуляет и видит иностранца, сразу в дом зовёт. Борщом отобедать, матрёшку купить. А это как раз то, чего ищут на Аляске. И не находят.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Кстати, Нина единственная «чужачка» из всех жителей города. Она родилась в Хабаровске, ходила в общину старообрядцев и работала в «Аэрофлоте». А в 1991 году приехала сюда в гости на неделю. Влюбилась в Ивана, сына священника, да так и осталась жить.

Николаевская церковь. Скоро достроят новую, и эту придётся разобрать.

Туалет, как видите, не на улице. Стиралка и сушилка.
http://www.gstatic.com/psa/static/1.gif

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Русские девушки трудятся на кухне.

ГРЕХОВНАЯ ЖИЗНЬ НА АЛЯСКЕ

Николаевск — это не город. Николаевск — это не очень большая деревенька на Аляске, так что название ей дали явно на вырост. Здесь обитают русские староверы.

— Это сына мово машина, — вздохнув, ответил Иван. — Оно грех, конечно. Все грех.

Значение иммиграции для США

Вопрос о значении иммиграции для Америки и о судьбе иммигрантов в Америке стоял в начале XX в. очень остро и успел сделаться предметом жестокой литературной и общественной борьбы. Попытки осмыслить характер американской нации в этой связи привели к формулированию так называемой концепции melting pot (плавильного тигля, или плавильного котла). Концепция эта получила свое название от пьесы И. Зангвиля, ставившейся в Нью-Йорке в 1900-х годах, но возникла она но существу значительно раньше. Согласно ей, разнородные национальные элементы сплавляются в Америке в новую нацию более высокого типа, чем исходные ее части.

Аналогичный процесс происходит в американской культуре. Концепция эта высказывалась в различных вариантах, но в общем исходила из демократических традиций Америки, из гуманистических идеалов ее прогрессивных мыслителей, из оптимистического взгляда на перспективы и возможности страны, да и всего человечества. Такие взгляды высказывали в середине XIX в. Эмерсон и Мельвиль, «Нацию из многих наций» воспевал Уолт Уитмен. Об американском характере как благотворном результате сплава разных национальных характеров писала «Нью-Йорк трибюн» в свой радикальный период. Эта концепция связывалась и с идеей Америки как «убежища для угнетенных». Оптимизм молодого растущего общества сочетался здесь с изрядной долей идеализации, со сглаживанием противоречий капиталистической действительности. Однако расизм и национальная вражда были чужды идее «плавильного котла», и в начале XX в. она противостояла расистским теориям, получившим в империалистический период преобладание. В конце XIX в. теорию «плавильного котла» развивал в сущности Фр. Дж. Тернер, по воззрениям которого американская нация и культура образовались на западных землях из смешения разных национальных элементов. Но концепция Тернера была ограничена Западом, сельским хозяйством и немногими иммигрантскими национальностями.

Концепция плавильного котла

Аналогичный процесс происходит в американской культуре. Концепция эта высказывалась в различных вариантах, но в общем исходила из демократических традиций Америки, из гуманистических идеалов ее прогрессивных мыслителей, из оптимистического взгляда на перспективы и возможности страны, да и всего человечества. Такие взгляды высказывали в середине XIX в. Эмерсон и Мельвиль, «Нацию из многих наций» воспевал Уолт Уитмен. Об американском характере как благотворном результате сплава разных национальных характеров писала «Нью-Йорк трибюн» в свой радикальный период. Эта концепция связывалась и с идеей Америки как «убежища для угнетенных». Оптимизм молодого растущего общества сочетался здесь с изрядной долей идеализации, со сглаживанием противоречий капиталистической действительности. Однако расизм и национальная вражда были чужды идее «плавильного котла», и в начале XX в. она противостояла расистским теориям, получившим в империалистический период преобладание. В конце XIX в. теорию «плавильного котла» развивал в сущности Фр. Дж. Тернер, по воззрениям которого американская нация и культура образовались на западных землях из смешения разных национальных элементов. Но концепция Тернера была ограничена Западом, сельским хозяйством и немногими иммигрантскими национальностями.

В годы первой мировой войны возникла другая концепция американской нации и входящих в нее иммигрантских групп. Европейские события находили живой отклик среди многочисленных иммигрантских национальностей США. С другой стороны, иммигранты как таковые оказались в эти годы под официальным подозрением в неблагонадежности. Они подвергались насильственной «американизации», некоторые национальности прямо преследовались. Все это не могло не вызвать отпора. После войны принудительная американизация продолжалась, а преследование прогрессивных иммигрантов превращало иммигрантов вообще в нечто одиозное для господствующего буржуазно-конформистского мнения.

В это десятилетие теория «плавильного котла» подверглась сомнению, прошлое иммигрантских групп в США и перспективы развития американской нации были пересмотрены. Новый взгляд, концепция культурного плюрализма, подчеркивал устойчивость культурного и этнического своеобразия каждой иммигрантской национальности. Впервые эта теория была выдвинута в 1915 г. философом Хоресом Калленом, от него же она через девять лет получила и свое название. Каллен требовал превращения Соединенных Штатов в «демократию национальностей», в федеральную республику с общим, английским, языком. Взаимодействие различных национальных культур он считал плодотворным и представлял его в отличие от своих предшественников не в образе котла, где все сплавляется воедино, а в образе оркестра, где каждый инструмент ведет свою тему, образуя в целом единое звучание.

Почему Дональда Трампа обвинили в жестоком обращении с детьми

В этот раз нововведение также привело к судебным разбирательствам. Власти 13 американских штатов во главе с генпрокурором штата Вашингтон Бобом Фергюсоном подали иск в суд, требуя отменить реформу. По словам господина Фергюсона, правило, вступающее в силу 15 октября, «антиамериканское, антииммигрантское и незаконное». Эту позицию поддержал и ряд законодателей. «Если вы иммигрант, он (президент Дональд Трамп.— “Ъ” ) считает, что вам нет места в этой стране, хотя за 243 года именно иммигранты сделали Америку величайшей нацией, которую когда-либо знал мир»,— заявил кандидат в президенты от демократов Бето О’Рурк.

Недовольные политикой Дональда Трампа руководствуются не только идеологическими, но и прагматичными соображениями. Как заявил генпрокурор штата Калифорния Хавьер Бесерра, закон «нанесет ущерб калифорнийским общинам, школам и рабочим местам, поставив под угрозу ключевые программы по здравоохранению, жилью и питанию».

Ограничение миграции — стержень предвыборной кампании президента Дональда Трампа. В 2018 году его решение о частичном запрете на въезд в США для граждан из нескольких (преимущественно мусульманских) стран уже оспаривалось в Верховном суде, однако президенту удалось выиграть дело, подтвердив конституционность новой нормы.

США: Плавильный котел наций превращается в территорию межнационального конфликта

Идея так называемого мультикультурализма переставила акценты с единства на разнообразие

Когда-то в Чикаго был у меня замечательный знакомый – Джек, американец ирландского происхождения. Человеком он был старой школы, придерживался весьма традиционных для США ценностей. Работал Джек в похоронном агентстве.

У него была секретарь, иммигрантка из Риги. Само собой, всякий раз, когда по долгу службы я заходил к ним в контору, то общался с ней по-русски. Так удобнее. И всякий раз мой ныне покойный друг Джек реагировал неизменным образом:

– Миша! Сколько раз тебе говорить? Ты в Америке! Говори по-испански!

В этой шутке была только доля шутки. Испанский язык уже стал de facto вторым официальным языком в США. В любом банке, магазине, учреждении обязательно будут сотрудники, готовые пообщаться с клиентом на испанском. В крупных городах есть целые районы, где вообще не говорят по-английски.

Читайте также:  Ирландская иммигрантская группа в США и ее характерные особенности

Волна иммиграции из стран Латинской Америки УЖЕ захлестнула страну. Избрание на Пост президента Трампа с его весьма экзотической идеей стены на границе с Мексикой – это запоздалая реакция на процесс, зашедший слишком далеко. И столь радикальная позиция главы государства отражает высочайший градус напряжения в обществе по данному вопросу.

Неуклонно надвигающийся на американо-мексиканскую границу очередной караван – это лишь капля в грозовой туче, нависшей над Америкой. Конфликт по проблеме иммиграции будет лишь обостряться. Он неотвратим. Испаноговорящее население США составляет 17% от всего населения страны. В одной Калифорнии их проживает 14 миллионов. И это не считая 12 миллионов нелегальных иммигрантов. У сторонников открытой южной границы уже достаточно сил, чтобы противостоять тем, кто хочет регулировать миграционные потоки в страну.

Но в чем проблема? Почему так все разволновались? Ведь Америка – страна иммигрантов. И сами американцы очень этим гордятся. Они все являются потомками людей, мигрировавших из самых разных стран. Исключение составляют лишь несколько сотен тысяч американских индейцев, которых массово истребляли предки-колонизаторы нынешних борцов с нелегальной иммиграцией. И до 1924 года (когда был принят Иммиграционный Акт) не было никакой нелегальной иммиграции. Всякий прибывший в США мог автоматически стать иммигрантом. И становился. А теперь их внукам не нравятся желающие стать американцами выходцы из тропических стран континента. Что же произошло?

Американская культура формировалась и развивалась по принципу «плавильного котла». Немец, ирландец, поляк, итальянец прибывали в страну и становились американцами. Они полностью ассимилировались в местную культуру, обогащая ее при этом своими собственными традициями.

Но постепенно в общество была внедрена идея так называемого мультикультурализма. Она переставила акценты с единства на разнообразие. То есть теперь ассимиляция стала не нужна. Необходимость культурной интеграции в американское общество отпала. Напротив, всяческое подчеркивание своего отличия от всех остальных стало модным. И начавшаяся волна иммиграции из испаноязычных стран пошла именно по такому маршруту. Не нужно учить английский язык. Не обязательно следовать местным обычаям. Можно продолжать жить, как будто мы в Гвадалахаре или Монтеррее. Вот именно это и вызывает отторжение у остальных американцев. Если учесть ещё бедность и сопутствующие ей низкий средний уровень образования и высокий уровень преступности, то не стоит удивляться высокому градусу противостояния по вопросам иммиграции.

Таким образом, острый конфликт в США по вопросам иммиграции является внешним проявлением внутреннего противоречия между принципами плавильного котла и мультикультурализма. Последнее, в свою очередь, представляет собой лишь нить в целом клубке противоречий, окутавшем американское общество.

Реальные доходы большинства населения не растут, разрыв между богатыми и бедными неуклонно увеличивается с 1970 года. Средний класс сокращается в численности. Это уже начинает создавать напряженность между различными социально-экономическими прослойками населения.

Феминистки устроили настоящую войну полов. И предъявляют все новые претензии и требования преференций. Это не только наносит ущерб мужчинам на рабочем месте, но и подрывает традиционные роли полов. Что, в свою очередь, приводит к ослаблению института семьи.

Гомосексуалисты и иже с ними изобретают все новые права, за которые тут же начинают бороться. Это ведёт к полному отказу от биологического определения пола. Полов теперь уже не два, а восемь. И это вступает в вопиющее противоречие с религиозными верованиями огромного числа американцев.

Легализация марихуаны в сочетании с эпидемией пристрастия к опиоидам создаёт опасную ситуацию как с точки зрения охраны здоровья, так и в смысле ухудшения криминогенной обстановки. Потребление алкоголя также существенно возросло.

Активная борьба между противниками и сторонниками права на владение и ношение орудия также обостряет общественное противостояние.

Проблема межрасовых отношений также усугубляется на фоне практически полного распада общинных институтов среди негритянского населения.

Обострившаяся накануне промежуточных выборов борьба вокруг иммиграции является лишь маленькой каплей, упавшей в чашу гнева. Когда-нибудь эта чаша будет переполнена многочисленными противоречиями, ведущими к конфликту. Время это уже, увы, не за горами. Америка неуклонно сползает к гражданскому противостоянию. Остаётся лишь надеяться, что оно не будет кровавым.

Но постепенно в общество была внедрена идея так называемого мультикультурализма. Она переставила акценты с единства на разнообразие. То есть теперь ассимиляция стала не нужна. Необходимость культурной интеграции в американское общество отпала. Напротив, всяческое подчеркивание своего отличия от всех остальных стало модным. И начавшаяся волна иммиграции из испаноязычных стран пошла именно по такому маршруту. Не нужно учить английский язык. Не обязательно следовать местным обычаям. Можно продолжать жить, как будто мы в Гвадалахаре или Монтеррее. Вот именно это и вызывает отторжение у остальных американцев. Если учесть ещё бедность и сопутствующие ей низкий средний уровень образования и высокий уровень преступности, то не стоит удивляться высокому градусу противостояния по вопросам иммиграции.

Защити себя сам

Как объяснял собеседник, отношения с “цветными” у него не заладились еще в школе. “Афроамериканцы, как теперь их политкорректно принято называть, постоянно к нам придирались, отнимали деньги, воровали вещи и распространяли наркотики. Одними кулаками я себя защитить не мог, один раз пришлось пустить в дело нож, и только после этого они от меня отстали”, – поделился Джон подробностями своих нелегких школьных будней.

– Так у вас же в Америке высокопрофессиональная полиция. Что же ты или твои родители не обратились за помощью к копам?

– Ха! Не знаю, как там у вас в России, а в этой стране полиция приезжает только для того, чтобы обвести твой теплый труп на земле белым мелом. Защитить себя, тем более от черных, ты здесь можешь только сам! – уверенно говорил Джон, кивая головой на висящую у него под курткой кобуру с шестизарядным серебристым револьвером.

Стволов у него было не меньше дюжины. Револьверы, пистолеты и полуавтоматические винтовки валялись на каждом углу его двухэтажного частного дома. Однажды Джон пригласил меня в гости на День благодарения. За поеданием традиционной индейки поинтересовался, не опасно ли так беспечно раскидывать огнестрел по всему дому.

– Наоборот, ведь когда ко мне полезут воры – 100 процентов это будут черные, – далеко бежать за оружием не придется. Однажды так уже было и мне пришлось пару раз пальнуть в них.

Мы с Джоном частенько ездили на стрельбище в городок Фэрфакс, что в получасе езды от Вашингтона. Каждый раз, выходя на дорожку в стрелковой галерее, он вешал мишени, на которых были изображены представители черного населения США. Вдоволь настрелявшись по ним, он говорил: “Запомни, мой русский друг: “цветные” в этой стране с давних времен понимают только язык силы! И по-другому с ними нельзя”.

Официально с ним навсегда покончила Гражданская война в США 1861-1865 годов и последовавшая эмансипация афроамериканцев в соответствии с прокламацией об освобождении рабов президента Авраама Линкольна. Однако неофициально отношение к чернокожим американцам, многие из которых сегодня живут на дотации государства, прозябают в хронической бедности и оттого являются главными фигурантами криминальной хроники, в Штатах до сих пор измеряется в отдельной системе координат.

2002. 01. 034. Чертина З. С. Плавильный котел?: парадигмы этнич. Развития США / РАН. , Ин-т всеобщей истории. М. , 2000. 163 с Текст научной статьи по специальности « Политологические науки»

В ряде научных исследований 80-90-х годов преобладает мнение о благоприятном в целом для экономического развития США последствии иммиграции, особенно иммиграции специалистов. Однако феномен наличия разрастающихся анклавов населения из Латинской Америки и Африки беспокоит общество, требующее сдерживание этой эмиграции (с.35).

Плавильный котел» или мультикультурализм? Прогнозы развития США

«Плавильный котел» («melting pot») – первоначально не американское представление о себе. Американцы считали себя выходцами из Европы и христианами. Понятие «плавильный котел» было введено как термин из пьесы «Плавильный Котел» (1908 г.) еврея-иммигранта из России Израэля Цангвилля, который приспособил Ромео и Джульетту Шекспира к окружению города Нью-Йорка. В пьесе иммигрант Давид Кихано, русский еврей, полюбил Веру, русскую иммигрантку, которая, однако, христианка. Вера – идеалистка и работница, Давид – композитор, пытающийся создать «американскую симфонию», прославляющую его новую родину. Вместе они преодолевают враждебности старого мира, которые могли бы их разлучить. С Верой, наблюдая закат Солнца, золотящего Статую Свободы, Давид Кихано произносит речь-пророчество: «Это огни Бога вокруг его плавильни. Вот он – Великий Плавильный Котел! . Здесь все они (иммигранты) соединятся и построят Республику Человека и Царствие Божие».

Идеологией современности на Западе становится «мультикультурность» (теория «винегрета» или «cалатной чашки», предполагающая не смешение наций культур в плавильном котле, а их перемешивание). В сохранении особенностей культуры разных этносов состоит сущность политики мультикультурализма. Если муниципальные и национальные власти финансируют учреждения просвещения и культурные институции, где выходцы из других стран и их потомки могут обучаться родному языку и изучать историю и культуру своих стран, если поощряется ношение народных костюмов и т.п. (ФРГ) — это мультикультурализм. Если официальная политика специально не направлена на быструю ассимиляцию, а также не направлена на поддержание этнической идентичности, но и в целом не особенно ей препятствует — это «плавильный котёл». Именно последнюю политику на государственном уровне мы наблюдем в современных США.

В 2006 г. население США достигло 300-миллионной отметки. По данным Бюро переписи населения прогнозируется, что за период с 1995 г. по 2050 г. население США вырастет с 263 до 394-420 млн. чел., но иммиграция в США будет стабильно держаться на уровне 820 тыс. чел. в год. 82% прироста обеспечат иммигранты. Из новых 142 млн. 67 млн. составят сами иммигранты, еще 47 млн. – их дети, а 3 млн. – внуки. Прирост населения практически целиком будет обеспечиваться цветными.

К 2050 г. латиноамериканцы будут составлять четвертую часть всего населения США и превзойдут по численности негров, индейцев и азиатов вместе взятых. Количество испаноязычных американцев вырастет с нынешних 40 миллионов приблизительно до 103 миллионов. Столь существенные цифры прироста будут обеспечены высокой рождаемостью (соответствующие показатели у латиноамериканцев в 2 раза выше, чем у их белых сограждан) и массовой иммиграцией из Латинской Америки, прежде всего из соседней Мексики.

Удельный вес азиатов в населении, который сегодня составляет 3,5%, в 2050 г. вырастет до 8,2%. В абсолютных цифрах количество азиатов утроится: с 11 млн. в 2000 г. до 33 млн. человек в 2050 г., что будет достигнуто за счет массовой иммиграции, преимущественно из Китая и Индии. Количество черных американцев увеличится почти в два раза — с 36 млн. до 61 млн. человек, однако их доля в общей массе населения увеличится незначительно — с нынешних 12,7% до 14,6%.

К 2050 г. белое население Соединенных Штатов Америки окажется в меньшинстве из-за притока иммигрантов из Латинской Америки и Азии, сообщается в новом исследовании. Сейчас каждый восьмой житель Штатов является иммигрантом. Прогнозы столь резкого изменения этнического состава населения обусловлены существующими тенденциями: белое население США стареет и демонстрирует низкие темпы естественного прироста, доля же латиноамериканцев, негров и азиатов увеличивается благодаря высоким показателям рождаемости и иммиграции. Следует прислушаться к мнению некоторых экспертов, которые не исключают, что изменение этнической мозаики в CIIIA может способствовать распаду Соединенных Штатов на несколько государств, хотя вероятность этого минимальная.

Предсказанные изменения в облике страны отражают ситуацию, которая уже теперь сложилась в Калифорнии – белые там перестали быть большинством несколько лет назад. По данным переписи 2005 г., белые в настоящий момент составляют 43% населения Калифорнии, латиноамериканцы – 36%, а азиаты и представители народов Океании – 13%.

Сложились штаты с преобладающим небелым населением (англ. Majority-minority state) — группа административных единиц второго порядка (штатов) на территории США, в которых преобладает небелое население (составляющее по стране в целом по данным 2006 г. 67 %), а разнообразные расовые и этноязыковые группы так называемого цветного населения — афроамериканцы (негры), латиноамериканцы (особенно мексиканцы), азиаты, индейцы, люди смешанного происхождения (метисы, мулаты и т.д.) В настоящее время таких штатов в стране 4 (Калифорния, Нью-Мексико, Техас, Гавайи), а также территория округа Колумбии — Вашингтон). Тем не менее, во всех из них, за исключением округа Колумбии, белое англоязычное население сохраняет пока относительное большинство — (плюралитет), так как цветное население достаточно гетерогенно по своему составу. Помимо этого, небелое население преобладает в ряде заморских зависимых территорий США: Гуам, Американские Виргинские острова, Пуэрто-Рико и Американское Самоа.

Следует с осторожностью относится к подобной статистике и учитывать американские реалии: сегрегацию жилья, образования и т.д. для получения подробной картины. Так, внутри штатов с преобладающим небелым населением имеются большое количество графств, городов и кварталов с преобладающим белым. Вместе с тем, за пределами указанной категории штатов, хотя в целом и преобладает белое население, имеются значительные районы концентрации цветного населения, особенно в городах. Так, в целом, в населении городов – «миллионников» США белые люди составляют всего 35% населения. Большое значение имеют данные переписей населения США и текущая статистика Бюро переписи населения США (2000-2010 гг.). Важность информации о штатах и территориях с преобладающим небелым населением исторически имела огромное значение для США с момента их возникновения, так как явное или скрытое противостояние белого и цветного населения в культурном, языковом и религиозном плане достигло здесь своего апогея по сравнению с другими колониальными территориями Западного полушария. Сохранение колониального менталитета и мощная лингвистическая ассимиляция повлияли на современною демографическую статистику США, ориентирующуюся в основном на расы, а не на народы или языки. Современный рынок и маркетинг также во многом активно поддерживают такое несколько искусственное разделение как удобный способ сегментации рынка.

Читайте также:  Немцы как рабочий класс США, профсоюзы и забастовки

Штаты с преобладающим небелым населением, как правило, имеют весьма отличную от страны в целом лингвистическую, религиозную и политическую картину (особенно штаты Юго-Запада), где широкое распространение имеет испанский язык, шире распространены католичество и атеизм, а не протестантизм сектантского или полусектантского толка, а избиратели, разочарованные современной властью, склонны выступать за независимых кандидатов, а не поддерживать какую-либо из имеющихся двух главных партий страны (демократы или республиканцы). Также в этих штатах имеется и целый ряд социальных проблем, связанных с нелегальной иммиграцией (число нелегалов, в основном мексиканцев, по некоторым оценкам, достигает 12 миллионов человек), высокой рождаемостью цветного населения, относительно низким уровнем дохода.

Несмотря на то, что экономические и социальные различия между черными и белыми американцами постепенно исчезают, иная ситуация складывается в сфере межрасовых браков. В таких сферах, как религия и место проживания, значительного сближения так и не произошло. Даже сегодня США остаются крайне сегрегированным во многих отношениях обществом. 90% американцев молятся в основном с представителями своей же расы или национальности. В типичном американском городе для обеспечения равномерного проживания белых и черных жителей 64% черных жителей должно быть переселено в другие районы. Даже в общеобразовательных школах отношения между американскими подростками довольно сегрегированы: на среднестатистического американского школьника приходится 0,7 друзей другой расы. Однако, как считает автор, самым интересным показателем сегрегированности американского общества являются межрасовые браки. Для анализа межрасовых браков Фрэйер использует статистику за период с 1880 по 2000 гг. Как показывает Фрэйер, даже сегодня межрасовые браки в США – крайняя редкость. Лишь 1% белых, 5% черных и 14% азиатов решаются на брак с представителем другой расы. Вплоть до 1967 г., когда Верховный Суд США принял решение, что подобные запреты неконституционны, 16 американских штатов из 50-ти еще имели такие законы о запрете межрасовых браков. Еще один любопытный факт: в 1987 г. 35 штатов США запрещали белым семьям усыновлять и удочерять черных сирот. Этот запрет был уничтожен только в 1996 г., когда был принят закон, запрещавший подобную практику.

Согласно статистике в 1880 г. браки между белыми, с одной стороны, и черными или азиатами, с другой, составляли лишь 0.1% от всех браков, заключаемых белыми. Первоначально белые граждане предпочитали браки скорее с черными, чем с азиатами, хотя тенденция в дальнейшем изменилась в обратную сторону. С 1880 г. по 1980-е гг. доля браков между белыми мужчинами и черными женщинами была менее 0.1% от общего числа. С 1980 г. данный показатель начал возрастать и достиг 0.2% к 2000 г. Количество браков между черными мужчинами и белыми женщинами возросло с 0.10% в 1970 г. до 0.45% в 2000 г. В настоящее время около 6% браков, в которые вступают афроамериканцы, заключаются с белыми женщинами. Около 2.9% браков афроамериканки заключают с белыми американцами. Браки между белыми мужчинами и азиатками были редки вплоть до 1960 г. Тем не менее, начиная с 1960 г., их число начало расти и к 2000 г. увеличилось в десять раз, став самой распространенной моделью межрасового брака в США.

Самым распространенным видом межрасового брака в США является брак между белым мужчиной и азиаткой. На такие союзы приходится 20% браков, заключаемых азиатками в США, и 35% браков, заключаемых азиатками, рожденными в США. Вторым, самым распространенным видом межрасового брака является союз между черным мужчиной и белой женщиной. Около 6% браков, заключаемых афроамериканцами, приходится на такие браки. В свою очередь, Бюро Переписи Населения США сообщило, что в 2005 г. в США было заключено 422 тыс. браков, в которых супруги принадлежали к разным расам (к черной и белой). Увеличение количества межрасовых браков побудило Бюро Переписи Населения изменить опросник, который заполняли американцы во время общенациональной переписи 2000 г. Обычно жители США должны были указать свою расу, в 2000 г. впервые был добавлен вариант ответа «мультирасовое происхождение». Тогда 2.4% населения США (6.8 млн. человек) заявили, что имеют смешанное расовое происхождение. Среди молодых американцев (до 18-ти лет), 4.2% имели «мультирасовое» происхождение, среди более старших поколений – 1.9%. Если в 1970 г. лишь один из каждых 100 детей, появившихся на свет в США, имел мультирасовое происхождение, то в 2000 г. – один из каждых 19-ти. В некоторых штатах (например, в Калифорнии) этот показатель еще выше – один из 10-ти. Наибольшее количество американцев смешанного происхождения в 2000 г. проживало в штате Гавайи (более 24.5% от населения штата составляли люди, чьи родители принадлежали к различным расам), наименьшее – в Миссисипи, Западной Вирджинии, Мэне, Алабаме и Южной Каролине (менее 1%).

По подсчетам социологов Стэнфордского Университета, в 2005 г. из 59 млн. существовавших в США семейных пар 7% состояли из супругов разного цвета кожи. По оценкам Национального Центра Статистики Здоровья (National Center for Health Statistics), межрасовые семьи распадаются чаще, чем те, где оба супруга принадлежат к одной расе. Риск развода для «разноцветной» семьи, существующей 10 лет, составляет 41%, для «монорасовой» пары – 31%. Наиболее известны межрасовые семьи, образованные знаменитостями. К примеру, режиссер и актер Вуди Аллен женат на азиатке, актер Роберт Де Ниро – на афроамериканке, бывший министр обороны США (в Администрации Билла Клинтона) Уильям Коэн – на чернокожей. В свою очередь, президент США Барак Обама, гольфер Тайгер Вудс, актеры Кину Ривз и Халле Бери имели «разноцветных» родителей.

Следует отметить, что администрация Буша усложнила экзамен для иммигрантов, желающих получить гражданство США. Бытовой расизм не полностью искоренен. Существуют различные маргинальные неофашистские организации (готовившие, как известно, и покушения на Обаму). Успех многолетних пропагандистских усилий, направленных на преодоление последствий расовой дискриминации, очевиден. Не зря Голливуд столько лет тиражирует черно-белых напарников, не зря культивируется самоцензура (политкорректность), не зря накануне выборов СМИ вспоминают афроамериканцев, ставших в свое время первыми в той или иной области. В то же время, не стоит забывать, как в 2000-е гг. происходили межобщинные столкновения, парализовавшие на несколько дней Майами и Лос-Анджелес. В крупнейшие города Америки пришлось вводить войска, чтобы остановить взаимные погромы корейцев и негров, латиноамериканцев и белых, бесчинства этнических уголовных банд.

Среди экспертов нет единого мнения насчет того, каким именно образом изменение этнического состава американского населения повлияет на Соединенные Штаты и на социально-политическую систему в стране. Некоторые американские исследователи считают, что этнический фактор является второстепенным по сравнению с перспективами кардинальной смены экономической модели, которая лежит в основе американской экономики. В США в верхнем политическом истеблишменте доминируют белые. Они составляют почти 100% местной элиты. На сегодня у этнических меньшинств почти нет никаких инструментов для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию. Возможно, что не появятся они и в будущем. У этнических меньшинств нет своих легальных политических партий и движений. А американская политическая система устроена таким образом, что попытка легализовать собственную силу приведет ее в лоно одной из двух существующих партий, демократической или республиканской. Какова будет роль этнических меньшинств в экономике США – предугадать невозможно, поскольку мы не знаем, на каких принципах будет основываться новая экономическая модель США.

Совсем иную картину рисует директор Центра международных исследований Института США и Канады (ИСКРАН) Анатолий Уткин. По его мнению, вследствие изменения этнического состава населения радикально изменятся и сами США. В Америке изменится внутренняя психология и культура. США станут частью Хиспанидада, большого испаноязычного мира. Двуязычие станет нормой: Сервантеса в школах будут изучать так же, как сегодня изучают Шекспира. Причем важно не то, как много будет «испанцев» и негров в США, а то, что они будут 30-40-летними, молодыми и полными энергии, в то время как значительная часть белых — пенсионерами, которых интересует лишь отдых во Флориде. Изменения будут колоссальными. В Штатах будет избран испаноязычный президент. Армейская элита будет «латинской» и «черной». Жители будут ходить в костелы мексиканского типа. В стране, возможно, будет установлена однопартийная система, исчезнет разделение властей, а военные перевороты превратятся в политическую норму. Следует прислушаться к мнению некоторых экспертов, которые не исключают, что изменение этнической мозаики в CIIIA может способствовать распаду Соединенных Штатов на несколько государств, хотя вероятность этого минимальная.

Мнение А. Уткина – это крайняя точки зрения. Представляется все же, что будет происходить эволюционный путь развития США, без радикальных социальных и политических потрясений. Полного смешения рас и этносов не произойдет, ассимиляция приостановится, победит мультикультурализм. В ближайшие десятилетия в расово-этническом плане американское общество, вероятно, постепенно трансформируется в общество латиноамериканского типа с большой примесью азиатского элемента.

[1] Одним из известнейших сторонников «черных мусульман» является американский режиссёр, сценарист и актёр Спайк Ли (род. 1956 г.). Настоящее имя – Шелдон Джексон (он ещё в школе выбрал себе псевдоним Спайк, то есть «шип»). Он – несомненный лидер чёрной кинокультуры 80-х — 90-х годов. Посвящённая «Маршу миллиона чёрных мужчин», инициированному мусульманским лидером Фарраханом, картина «Садись в этот автобус» (1996 г.), далека от агрессивного напора «Малкольма Икс».

Дата добавления: 2015-05-26 ; Просмотров: 1294 ; Нарушение авторских прав?

Сложились штаты с преобладающим небелым населением (англ. Majority-minority state) — группа административных единиц второго порядка (штатов) на территории США, в которых преобладает небелое население (составляющее по стране в целом по данным 2006 г. 67 %), а разнообразные расовые и этноязыковые группы так называемого цветного населения — афроамериканцы (негры), латиноамериканцы (особенно мексиканцы), азиаты, индейцы, люди смешанного происхождения (метисы, мулаты и т.д.) В настоящее время таких штатов в стране 4 (Калифорния, Нью-Мексико, Техас, Гавайи), а также территория округа Колумбии — Вашингтон). Тем не менее, во всех из них, за исключением округа Колумбии, белое англоязычное население сохраняет пока относительное большинство — (плюралитет), так как цветное население достаточно гетерогенно по своему составу. Помимо этого, небелое население преобладает в ряде заморских зависимых территорий США: Гуам, Американские Виргинские острова, Пуэрто-Рико и Американское Самоа.

Американский западный лошадиный энцефаломиелит (WEE)

Американский западный лошадиный энцефаломиелит (WEE) Американский западный лошадиный энцефаломиелит является заблеванием животных и птиц, которое, однако, может передаваться человеку. Течение болезни у различных людей различно – от незначительных признаков у одних до

4.4 Все деньги в общий котел Некоторые мечтают о том, чтобы деревни сами себя финансировали. Но в настоящее время это лишь мечта. Как деревенские сообщества с таким большим числом нетипичных людей могут справиться с тем, что нормальным выгодным сельскохозяйственным

Третий период иммиграции в США

Очередная волна миграции в США началась вскоре после Гражданской войны и продолжалась до Великой американской депрессии. Эта волна характеризуется новыми источниками миграции, а также постоянным совершенствованием средств перемещения через океаны. Мощные и вместительные пароходы перевозили мигрантов в большем количестве и за меньшее время, чем старинные парусники.

Источниками миграции того периода были страны Южной и Восточной Европы: Италия, Греция, Румыния, Венгрия, Польша и другие. Волна индустриализации добралась и сюда, что породило такую же необходимость в поисках рабочих мест для огромного количества людей. За указанный период из Европы в США переехало свыше 25 миллионов человек, что стало самой масштабной волной миграции с момента колонизации Америки. Этот период характеризуется волной миграции из России, растерзанной Гражданской войной и предшествовавшей сменой политического строя.

Отличием данной волны миграции от предыдущей является тот факт, что вся масса людей оседала в городах, став основной рабочей силой для зарождавшихся отраслей промышленности — автомобильной, сталелитейной, химической и так далее. Именно эти люди стали причиной экономического подъема США и становления государства в качестве промышленного гегемона.

Эта волна иммигрантов также столкнулась с негативным к себе отношением со стороны людей, живших здесь несколько поколений. Причем ксенофобия стала организованной, была создана Лига за ограничение иммиграции в США. Такой ограничительный закон был принят в 1921 году под названием «Закон о национальном происхождении». Была ограничена общая численность иммигрантов, а также введены ограничения по национальному признаку. В привилегированном положении оказались выходцы из стран Северной и Западной Европы, а под запретом — жители Азии и Южной Европы.

В 1965 году наступил большой перелом в законодательстве об иммиграции. Закон Харта – Селлера полностью менял принципы квотирования по национальному признаку. Квоты были заменены на категории по семейному или родственному признакам, а также по профессиональным навыкам. США приветствовали иммигрантов, имевших навыки в необходимых профессиях. Кроме того, приоритет получили иммигранты, имевшие родственников в США.

Ссылка на основную публикацию