Система падроне в США, ее роль и влияние в обществе

Справедливость и свобода — основные принципы и ценности человеческой истории

Известно, что принципы и ценности свободы и справедливости всегда были в человеческой истории основными и задающими смысл жизни. К сожалению, в системе морали и в политической философии они никогда не рассматривались как диалектические и взаимообусловленные, а как самоценные категории, даже как противостоящие. Этот взгляд лег в основу политической философии и идеологии Нового времени.

В действительности истинный диалектический анализ показывает: диалектическое единство свободы и страведливости, что настоящая свобода немыслима без справедливости и настоящая справeдливость невозможна без свободы.

Если, следуя идеям Спинозы, Гегеля, Маркса и Сартра, определим свободу как осознанную необходимость, то справедливость нужно рассматривать не как равенство в результатах и вознаграждениях разных по возрасту, полу, расе, способностям людей одной группы, одного коллектива, как это делали во времена государственного социализма, а как равенство возможностей для всех членов одной группы, одного коллектива.

Таким образом, настоящую свободу нужно рассматривать как условие для справедливости, а настоящую справедливость как форму реализации свободы. Это означает, что капитализм с его свободой для каждого индивида, предоставляющий возможность для сильных доминировать на рынке и таким образом выигрывать за счет слабых, является не только несправедливым обществом, но, по существу, является несвободным обществом, потому что так называемая свобода сильного (без ограничений и регуляторов) — это произвол и джунгли.

То же самое (только в другом порядке) можно сказать и о государственном социализме, где ведущей была идея справедливости, а свобода рассматривалась как свобода для всех. Здесь (по принципу подобных деспотических государств древности) один был свободен, а все другие были несвободны и равны в своей несвободе. Поэтому несмотря на некоторые либеральные возможности, государственный социализм был, по сути, тоталитарным обществом.

Современная глобализация, которая развернулась после краха государственного социализма и окончания холодной войны, является, с одной стороны, объективным и закономерным процессом, а, с другой стороны, протекает в той форме, которая выгодна западному миру, прежде всего США.

Либеральный лагерь навязывает Америке комплекс вины за прошлое — эксперт

Массовые беспорядки в США во многом проистекают из реалий американской политической системы, в рамках которой истеблишмент двух основных партий имеет неисчерпаемые возможности для манипулирования собственным электоратом. Масштаб расового конфликта, который многие наблюдатели последних событий называют главной их подоплекой, несомненно, нельзя недооценивать, однако этот конфликт умело используется либеральным лагерем во главе с белым истеблишментом Демократической партии для давления на своих противников — консерваторов-республиканцев. О том, как сработал этот механизм в преддверии очередных президентских выборов в США, в интервью EADaily рассказал политолог Алексей Черняев, в недавнем прошлом — редактор портала «Терра Америка».

— Насколько предсказуемы были нынешние события в Америке, прежде всего в части их масштаба (понятно, что сами по себе городские бунты там случаются с регулярностью)? Прогнозировал ли кто-то из американских или неамериканских политологов подобное развитие событий?

— Естественно, события такого масштаба и их резкая политизация были непредсказуемы ни для кого, кроме различных конспирологов, которые год от года пророчат «расовую войну». Тем более, в период президентства Дональда Трампа масштабы и частота расовых волнений, обусловленных насилием полиции в отношении афроамериканцев, стали как раз сокращаться по сравнению со вторым президентским сроком Барака Обамы.

Однако подобные протесты в целом действительно привычное, регулярное явление для США. Афроамериканская община в силу разных причин вносит очень большой вклад в статистику насильственных преступлений (убийства, грабежи, разбои), что побуждает полицейских подсознательно видеть в чернокожих потенциальных преступников. Например, погибший в Миннеаполисе Джордж Флойд шесть раз привлекался к ответственности и четыре раза сидел в тюрьме, в том числе за такие преступления, как вооруженное ограбление. В результате регулярно происходят случаи неправомерного применения полицией силы в отношении афроамериканцев, что влечет за собой новые волны протестов. Это социальное «колесо сансары» может вращаться в современной Америке бесконечно.

Политолог Алексей Черняев

— Многие комментаторы сразу же стали развивать аналогии с американскими городскими бунтами 1968 года, которые во многом спровоцировали протестную волну во всеми мире. В какой степени уместны эти параллели с точки зрения их возможного влияния на умы американцев и не только их? Можно ли рассматривать нынешние беспорядки отложенным эффектом 1968 года?

— Я бы не торопился проводить далеко идущие аналогии с 1968 годом. Может быть, через полгода эти события будут восприниматься как оставшиеся далеко в прошлом.

А вот рассматривать беспорядки как отложенный эффект 1968 года более чем правомерно. Суть движения за гражданское равноправие 1950−1960-х годов заключалась в идее, что предоставление чернокожим равных прав и экономической поддержки постепенно «подтянет» их уровень к среднеамериканскому и приведет к полноценной интеграции в американскую нацию.

Сейчас видно, что за полвека достичь этих целей не удалось. Афроамериканская община в целом остается одной из наиболее бедных этнорасовых групп в США, она имеет низкий уровень развития человеческого капитала и чрезвычайно страдает от криминала. Оказалось, что ни равноправие, ни политика равных возможностей, или «позитивной дискриминации» (affirmative action), не сработали в достаточной мере.

— Каков реальный вклад коронавирусного фактора в нынешние протесты? Могли бы беспорядки такого масштаба состояться без коронавируса?

— Как мы видели в последние годы, серьезные беспорядки вполне могли состояться и без фактора коронавируса. Насколько их масштаб усилился благодаря этому, сказать сложно.

— Какова классовая конфигурация американских протестов? Можно ли рассматривать их в первую очередь как бунт прекариата — лиц без устойчивой занятости, среди которого есть и белые, и черные?

— Такая трактовка вполне уместна в отношении афроамериканской общины, которая действительно сталкивается с проблемой прекариата, как ни одна другая группа в США. В отношении белых участников протестов, скорее, мы можем говорить об идеологической мобилизации сторонников радикально левых (по американским меркам) взглядов.

— Так ли серьезна глубина расового раскола в нынешней Америке, как ее пытаются представить? Какие новые аспекты этой темы обнаружили нынешние события?

— Речь идет не столько о расовом расколе, сколько о нарастающем расколе между либеральной и консервативной частями американского общества. Тема борьбы против расизма выступает в первую очередь поводом для наступления либерального лагеря, руководимого белым истеблишментом Демократической партии, на своих противников из консервативного лагеря. Большинство афроамериканской общины выступает в этой борьбе союзником Демократической партии, играя роль политического инструмента для ее руководства.

— Можно ли говорить о наличии в США культа почитания черных, который привел многих белых в ряды протестующих?

— Либеральный лагерь активно навязывает американскому обществу комплекс вины за историческое прошлое — в первую очередь за рабство чернокожих и расовую дискриминацию в прошлом. Этот комплекс выступает важным фактором трансформации США в том направлении, которое желательно для либеральной элиты. Судя по видеосюжетам из США, где белые приверженцы либеральных взглядов извиняются на коленях перед неграми или даже целуют их обувь, в этом лагере уже сформирован комплекс почитания афроамериканцев как коллективных жертв. Отношение к ним выступает как мерило нравственности и критерий политической идентичности. Не исключено, что в сознании американских либералов рабство черных станет примерно таким же краеугольным камнем, каким для современной Германии является Холокост.

— Можно ли рассматривать протесты как признак распада единства американской нации? Какие последствия это может иметь для единства страны?

— Безусловно, протесты работают на усиление и так далеко зашедшей поляризации американского общества на либеральный и консервативный лагеря. Американская нация переживает кризис и переопределение своего проекта, хотя говорить о реальных угрозах для единства США пока нет оснований.

— Какое воздействие на американское общество могут произвести (и уже производят) кадры с полицейскими, стоящими на коленях? Почему полиция оказалась настолько демонстративно неэффективной?

— Сторонников леворадикальных взглядов, протестующих афроамериканцев и примкнувших к протестам погромщиков и преступников эти кадры будут наполнять чувством успеха и своей общественной правоты. В то же время рекордный рост продаж оружия в последние дни показывает, что очень многие американцы почувствовали себя незащищенным и утратили надежду на эффективную защиту со стороны полиции. В любом случае такие кадры деморализуют саму полицию и снижают эффективность ее действий, так что непосредственным результатом протестов может быть ощутимый рост криминальной активности.

Реальный контроль над полицией в США осуществляют мэры. Поэтому неудивительно, что мэры от Демократической партии во многих случаях не смогли или не захотели организовать процесс подавления беспорядков. Напротив, в ряде случаев занятая мэрами-демократами позиция (например, в Миннеаполисе и в Нью-Йорке) не позволила полиции своевременно эффективно противодействовать грабителям и погромщикам.

— Какова роль администраций отдельных штатов в потворстве или попустительстве протестам? Насколько карта протестов накладывается на карту партийного большинства во власти штатов?

— Эта роль велика. Именно на уровне штатов принимались решения о применении Национальной гвардии для предотвращения беспорядка. Фактически от позиции конкретного губернатора зависело, насколько продолжительными и разрушительными будут беспорядки в его штате. Хотя протесты и беспорядки охватили почти всю Америку, наиболее длительными и масштабными они оказались в некоторых штатах, где губернаторами являются именно демократы — например, в штате Нью-Йорк или в той же Миннесоте, где начался текущий политический кризис.

— Какое значение протесты имеют для выборов в США? Могут ли они способствовать поражению Трампа, даже если Байден будет вести кампанию в прежнем стиле?

— Пока преждевременно говорить о влиянии протестов на выборы в США. Решающая фаза избирательной кампании стартует в августе, и в период с августа по начало ноября ситуация еще не раз может в корне измениться. Несравненно большее значение для Трампа имеет ситуация в экономике: если в третьем квартале появятся ощутимые признаки возрождения экономики, его шансы быть переизбранным значительно вырастут, и наоборот.

— Можно ли назвать одной из глубинных причин протестов кризис политического представительства в США? Возникает ли в данном случае ниша для появления третьей системной партии, учитывая то, что одним из катализаторов нынешних событий стало оттеснение от выборов Берни Сандерса?

— Безусловно, одна из глубинных причин протестов — непропорционально низкое представительство афроамериканцев в органах власти. Однако, как показало президентство Барака Обамы, даже наличие чернокожего президента в Белом доме не может в корне изменить ситуацию. Расширение представительства афроамериканцев в органах власти не будет иметь серьезного позитивного эффекта.

Американская избирательная система с ее принципом «Победитель получает всё» очень эффективно блокирует создание сильных третьих партий. Последний раз кандидат третьей партии смог обогнать представителя одной из двух главных партий на выборах в далеком 1912 году, причем этим удачником был бывший президент США, знаменитый Теодор Рузвельт. Так что ниша для третьей партии присутствует, но институциональные барьеры лишают ее создание политического смысла.

— Что собой представляет американская антифа, и будет ли эффективным решение Трампа ее запретить?

Антифа в США — это децентрализованная крупная сеть неформальных структур и группировок сторонников радикально левых взглядов. Ее численность и уровень координации достаточно велики, и есть основания предполагать, что она профессионально организуется, финансируется и медийно поддерживается леворадикальным крылом Демократической партии и ее спонсорами. Антифа уже несколько лет выступает авангардом и ударной силой протестов против президента Трампа, прибегая в том числе к прямому насилию в отношении полиции и сторонников Трампа.

Решение о признании антифа террористической группировкой сомнительно с той точки зрения, что антифа не является единой организацией с более-менее четкой организацией и членством. Однако при желании ФБР может основательно разгромить среду радикальных левых, как это, например, было сделано со скинхедами в 1990-е годы.

— Насколько состоятельна точка зрения, что одной из главных причин протестов является архаичность американской политической системы и конституции? Может ли нынешняя ситуация спровоцировать серьезную их модернизацию?

— Скорее, можно говорить о связи протестов и институционального устройства американской полиции. Полиция имеет большие возможности для неоправданного применения насилия к гражданам, которым далеко не всегда удается добиться справедливости по таким делам.

— Какой репертуар возможных реакций был в распоряжении Трампа и насколько грамотно он им пользуется? Были ли прежде прецеденты, когда для подавления протестов использовались вооруженные силы?

— В начале кризиса Трамп отстранился от происходящего, подчеркивая, что предотвращением беспорядков должны заниматься в первую очередь губернаторы и мэры. Этот ход был направлен прежде всего на дискредитацию губернаторов-демократов: Трамп небезосновательно рассчитывал, что они не рискнут жестко подавить беспорядки и выставят себя слабыми, неэффективными руководителями. В дальнейшем, по мере разрастания протестов, в частности, попыток штурма Белого дома Трамп начал выступать за скорейшее пресечение беспорядков, так как они стали наносить очевидный ущерб ему как политику и международным позициям США. Помимо прочего, Трамп обратился к губернаторам с призывом как можно скорее остановить погромы и грабежи, а также попытался обеспечить ввод войск в центры протестов, но, насколько можно судить, реализации в полной мере этой идеи воспротивилось руководство Пентагона. При подавлении практически любых крупных беспорядков в США используется Национальная гвардия. Напротив, применение же с этой целью частей регулярной федеральной армии случается весьма редко — последний раз такой прецедент имел место в 1992 году во время беспорядков в Лос-Анджелесе — и требует введения в действие соответствующего Акта о восстании, принятого еще в 1807 году.

— Можно ли считать нынешние протесты приговором экономической политике Трампа? Есть ли у него какие-то свежие идеи для второго срока в этом направлении?

— Протесты все-таки напрямую не обусловлены экономической политикой Трампа, которая до начала эпидемии коронавируса была гораздо более успешной, чем политика его предшественника Барака Обамы. Как известно, основные планы Трампа сводятся к максимальному стимулированию и ускорению процесса восстановления экономики и форсированному возврату производств из КНР в США.

— Какое воздействие американские протесты окажут за пределами США, в том числе в России?

— Американские протесты повлекли за собой волну подражательных акций в Европе вплоть до абсурдной акции покаяния перед чернокожими в польской Познани, хотя Польша никогда не владела заморскими колониями и не имела института рабства негров. Однако эффект и влияние этих акций ни в коей мере не сопоставимы с американскими событиями.

У нас в стране события в США вряд ли вызовут серьезную политическую реакцию. Очевидно, что в России преобладает интерпретация беспорядков как межрасового конфликта — хотя бы поэтому маловероятно принятие значительных мер в качестве ответа на американские протесты.

— Речь идет не столько о расовом расколе, сколько о нарастающем расколе между либеральной и консервативной частями американского общества. Тема борьбы против расизма выступает в первую очередь поводом для наступления либерального лагеря, руководимого белым истеблишментом Демократической партии, на своих противников из консервативного лагеря. Большинство афроамериканской общины выступает в этой борьбе союзником Демократической партии, играя роль политического инструмента для ее руководства.

Принципы американского управления

Американский менеджмент руководствуется комплексом принципов и подходов к управлению, общие черты которых приведены ниже:

  • индивидуальность в принятии решения и ответственности за него;
  • ориентация на работу с индивидуумом, а не коллективом;
  • делегирование полномочий;
  • исключительно деловые отношения;
  • индивидуальный контроль по вертикали власти;
  • быстрый карьерный рост, основанный на личных достижениях в трудовой деятельности;
  • при приеме на работу приоритет имеют исключительно деловые качества;
  • краткосрочные контракты;
  • оплата труда напрямую зависит от индивидуальных показателей деятельности каждого;
  • узконаправленная специализация;
  • минимальные затраты на обучение (это дело каждого);
  • невысокие социальные гарантии.

Характерными особенностями американской системы менеджмента являются:

  • превышение личного интереса в работе над коллективным результатом;
  • отсутствие коллектива, атмосфера всеобщего недоверия;
  • в основе вертикальных отношений лежит контракт;
  • основным качеством руководителя являются высокий профессионализм, стремление к прибыли и личной выгоде;
  • писаное правило имеет приоритет над устными задачами.

С середины 20-го века в американской системе управления появилось понятие стратегического планирования, которое на первом этапе своего становления подразумевало четкое разделение рынков и задач между структурными подразделениями корпорации. Позже задачи стратегического планирования изменились и стали ориентированы на оценку определенных направлений в деятельности с учетом их дальнейшей перспективы. Планирование в своей основе направлено на финансовые показатели, а человеческому фактору внимание не уделяется.

Американские компании не заботятся о своих работниках, при этом последние особо не зависят от конкретного работодателя. Большая текучка кадров присуща многим американским компаниям. Для работника не составляет особого труда перейти на работу в другую компанию, расположенную в другом городе или даже штате. Практикуется краткосрочный прием работника и немедленное его увольнение за просчеты в работе или низкие результаты деятельности. Полной противоположностью является японская модель управления, в которой именно приверженность своей компании ценится превыше всего.

В связи с высоким уровнем автоматизации и механизации труда, когда от рабочего не зависит выработка, практикуется повременная оплата. При этом минимальная ставка регулируется на законодательном уровне. Средние размеры оплаты руководство компании определяет по средним показателям по отрасли и географическому региону. Максимальная величина заработной платы также зависит от уровня жизни в конкретной местности и квалификации каждого работника.

РОЛЬ США В ПОСЛЕВОЕННОМ ПЕРИОДЕ.

США

АМЕРИКАНСКИЙ КАПИТАЛИЗМ

Соединенные штаты Америки Америки – ведущая держава капиталистического мира, обладающая крупнейшим экономическим и научно-техническим потенциалом.

В анализе американского капитализма авторский коллектив основывался на на открытых марксизмом законах развития и объективной логике изменений последней эксплуатационной формации. На рубеже 70-80-х годов экономика и политика Соединенных штатов Америки, как и других ведущих капиталистических государств, формировались под влиянием ряда факторов, определяющих ход мирового развития в послевоенный период. К ним относятся прежде всего противоборство двух общественных систем, укрепление мирового социализма и усиление его воздействия на революционный процесс во всем мире; сдвиги в условиях воспроизводства общественного капитала. Непосредственное влияние на развитие американского капитализма в 80-х годах оказывают также такие факторы, как кризис капиталистического хозяйственного механизма, научно-техническая революция и труктурная перестройка экономики, усиление межимпериалистического сотрудничества, массированное наращивание вооружений.

На рубеже 70-80-х годов американский правящий класс предпринял радикальную попытку остановить неблагоприятное развитие событий. Пришедшая к власти в 1980 г. ультроконсер-вативная республиканская администпацияР.Рэйгана провозгласила курс на сокращение государственного вмешательства в экономику, укрепление рыночного начала в хозяйственном механизме страны,поощрение частнокапиталистической инициативы

Другой фактор, оказывающий сильное воздействие на развитие экономики Америки в 80-х годах, научно-техническая революция и структурная перестройка хозяйства. Параллельно в стране идет активный процесс технологической перестройки хозяйства. Третьего важнейшего фактора, влияющего на развитие американского капитализма в 80-х годах, обостряющимся межимпериалистическим соперничеством. Оно охватывает мировую торгово-промышленную деятельность, экспорт капитала, систему энергосырьевого снабжения, международную валютно-финансовую сферу.

С середины XX в. наблюдается тенденция к относительному отстаиванию США в ряде областей по сравнению с другими центрами империалистического соперничества.

РОЛЬ США В ПОСЛЕВОЕННОМ ПЕРИОДЕ.

От изоляционизма к претензиям на руководство Миром.

Вторая мировая война положила конец изоляционизму как влиятельному направлению во внешней политике США.

В действительности изоляционизм окончательно не забыт. Во всяком случае, во время войны неоднократно о нем напоминали в политических кругах США.

Вскоре после окончания войны, 19 декабря 1945 г., президент Трумэн в послании конгрессу США заявил: «Нравится ли это нам или нет, мы все должны признать, что победа, которую мы одержали, возложила на американский народ постоянное бремя ответственности за руководство миром».

Во внешней политике США давно выработался своеобразный метод, прием, свойственный американской дипломатии и характерный для нее. Впервые такой дипломатический метод был применен в 1823 г., когда была объявлена «доктрина Монро», как Америка с середины 20 в. отличается от Америки первой четверти 19 века.

Читайте также:  Этнический состав населения США в гражданскую войну и после неё

После окончательного отказа от изоляционизма программа американского империализма сводилась конечном итоге к распространению в модифицированном виде приспособленной к современным условиям доктрины «открытых дверей» на весь мир, сопровождая и подкрепляя ее по мере надобности и возможности вооруженными силами.

Программа «открытых дверей» во всем мире, программа создания негласной колониальной империи-это программа мирового господства Соединенных Штатов Америки .

Послевоенное мировое развитие наглядно показало неосуществимость и авантюризм программу мировой политики Вашингтона, привело к кризису этой политики.».

Еще до окончания второй мировой войны в Вашингтоне развернулась большая дипломатическая

На Дальнем Востоке политика мирового господства Соединенных Штатов и связанная с ней мировая система баз США и военных союзов также подорвала демилитаризацию Японии.

Итак, экспансионистские силы американского империализма, избавившись от груза и тормоза изоляционизма, проводя под флагом «всемирной ответственности» политику мирового господства, строя с этой целью всемирную систему баз и создавая агрессивные военнополитические блоки, взяли вскоре после окончания войны курс на ремилитаризацию Японии и Германии, на превращение своих недавних заклятых противников в военных союзников.

Американской политикой послевоенных лет стало “сдерживание” Советского Союза. Советник посольства США в Москве Джордж Кеннан в 1946 г. изложил свою точку зрения в пространной телеграмме в государственный департамент. Вернувшись на родину, он углубил начатый им анализ и опубликовал под псевдонимом “М-р Икс” статью в престижном журнале “Форинафферс”. Указывая на традиционное для России чувство незащищенности от внешних врагов, Кеннан доказывал, что СССР ни при каких обстоятельствах не изменит свою позицию. “Весь советский государственный механизм, включая внешнеполитический, — писал он, — неуклонно движется по заданному маршруту — как заводной игрушечный автомобиль, пущенный в определенную сторону, не сворачивает с пути и останавливается, лишь наткнувшись на неодолимое препятствие”. Экспансия Советов “должна сдерживаться бдительностью и искусным применением силы” в любом месте, где бы ни возникла ее угроза.

Первое крупномасштабное применение доктрины “сдерживания” имело место в Восточном Средиземноморье. Великобритания оказывала поддержку Греции, где местные коммунисты угрожали монархическому правительству гражданской войной, и Турции, от которой СССР добивался совместного контроля над Дарданеллами — проливами, соединяющими Черное море со Средиземным. В 1947 г. британское правительство заявило американскому, что больше не в состоянии помогать им обеим. Государственный департамент США быстро разработал план американской помощи. Однако поддержка нового интервенционистского курса, как разъяснили Трумэну лидеры сената, возможна лишь в том случае, если президент США начнет “поиски адской угрозы за пределами страны”.

Трумэн был готов к этому. В его заявлении, известном как доктрина Трумэна, говорилось: “Я считаю, что Соединенные Штаты должны проводить политику поддержки свободных народов, сопротивляющихся попыткам захвата власти вооруженным меньшинством или давлению извне”. С этой целью он запросил у конгресса 400 млн. долл. для оказания экономической и военной помощи Греции и Турции, и средства были ассигнованы.

В середине 1947 г. Маршалл обратился к обеспокоенным европейским державам с предложением создать программу, “направленную не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса”. Представители Советского Союза участвовали в первом планирующем совещании, но затем предпочли уйти, чтобы не раскрывать сведения о советской экономике.

Остальные 16 стран выработали совместный финансовый запрос, который в конечном итоге свелся к сумме в 17 млрд. долл., выплачиваемой в течение 4 лет. В начале 1948 г. конгресс проголосовал за содействие восстановлению экономики стран Европы. Его окрестили “планом Маршалла”, который явился одной из самых удачных внешнеполитических инициатив США.

Послевоенная Германия была поделена на американскую, советскую, английскую и французскую оккупационные зоны, причем ее бывшая столица Берлин находилась почти в самом центре советской зоны. США, Англия и Франция обсуждали возможность превращения принадлежащих им зон в единую самоуправляющуюся республику. Однако СССР выступал против объединения Германии, и этот вопрос стал предметом дискуссий на конференциях министров иностранных дел 4 стран. Растущее влияние СССР в Восточной Европе беспокоило страны Запада. США выступили с инициативой создания военного союза, призванного дополнить экономические рычаги сдерживания. В 1949 г. Соединенные Штаты и 11 других стран (4) учредили Североатлантический пакт (НАТО) — союз, основанный на принципах коллективной безопасности. Нападение на одну из стран — членов НАТО должно было расцениваться как нападение на всех и встречать коллективный отпор.

На следующий год США ясно определили свои оборонительные цели. Совет национальной безопасности (СНБ) предпринял всестороннее и полное исследование американской внешней и военной политики. В директиве СНБ за № 68 были изложены проблемы, с которыми США придется столкнуться в будущем. “То, с чем нам приходится иметь дело, очень важно, — гласил документ. — Речь идет о сохранении или гибели не только нашей республики, но и самой цивилизации”. В ответ на советскую угрозу Югославии и присутствию в Западном Берлине американцев, англичан и французов Соединенные Штаты принялись быстро наращивать расходы на оборону.

Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

Итак, экспансионистские силы американского империализма, избавившись от груза и тормоза изоляционизма, проводя под флагом «всемирной ответственности» политику мирового господства, строя с этой целью всемирную систему баз и создавая агрессивные военнополитические блоки, взяли вскоре после окончания войны курс на ремилитаризацию Японии и Германии, на превращение своих недавних заклятых противников в военных союзников.

Time назвал пять причин господства Америки в мире

Америка продолжит господствовать в мире — разговоры о растущем Китае не представляют для позиций США ни какой угрозы. Ни одной стране не удастся подвинуть Америку с поста мировой сверхдержавы, поскольку сегодня ей нет равных в экономическом и военном плане. А уровень жизни американцев недосягаем для остального мира, утверждает Time.

«Сверхдержава» — это государство, обладающее достаточной военной, политической и экономической мощью, чтобы убедить другие государства делать то, что они в противном случае делать бы не стали. Эксперты, да и простые американцы, поспешно называют Китай следующей сверхдержавой. Однако слухи об упадке Америки слишком преувеличены. Американский журнал Time приводит пять причин, почему в обозримом будущем США продолжат занимать доминирующее положение в мире.

Во-первых, экономика США остается фундаментом глобальной финансовой системы, отмечает издание. Более 80% всех финансовых транзакций по всему миру проводятся в долларах, как и 87% транзакций на валютном рынке. Пока мир будет относиться с таким доверием к американской валюте и к экономической стабильности в целом, американская экономика будет сохранять лидирующие позиции.

И хотя темпы роста экономики Китая могут быть выше, чем у США, американская экономика позволяет гражданам расти вместе с ней. Важен не столько размер экономики, сколько ее качество, пишет журнал. По данным Всемирного банка, в 2013 году ВВП на душу населения в США составил 53 042 долларов, тогда как в Китае – всего 6 807 долларов. Другими словами, лишь малая часть впечатляющего экономического роста Китая доходит до карманов китайских потребителей.

Во-вторых, военное превосходство Америки остается неоспоримым, утверждается в публикации. На США приходится 37% мировых военных расходов. Америка тратит на оборону в четыре раза больше своего ближайшего соперника Китая, который по военным расходам занимает второе место в мире.

Военные неудачи США на Ближнем Востоке подорвали престиж армии. Однако войны в Ираке и Афганистане скорее говорят не об упадке военного превосходства США, а об изменении методов ведения войны, пишет издание. Проблему для обычных ВС представляют особенности формирований террористических и повстанческих группировок. В конечном счете, США надо научиться проводить менее масштабные операции, чтобы лучше справляться с этими вызовами, отмечает Time.

Третья причина господства США в мире – их политическое влияние, считает журнал. У политической мощи Америки много измерений. Так, одним из эффективных способов поддержания политического влияния в мире является оказание помощи иностранным государствам. Оказывается, за деньги можно купить политическое сотрудничество с нуждающимися странами, отмечает издание.

Однако чтобы иметь политическое влияние за рубежом, необходимо поддерживать стабильности внутри страны, подчеркивает Time. Конституция США является старейшей действующей конституцией в мире. И хотя она не идеальна, она развивалась вместе с народом.

В-четвертых, США больше, чем другие страны, уделяют внимание инновациям, подчеркивает журнал. Многие десятилетия США были обеспокоены энергетической зависимостью, а сегодня занимают первое место в мире по производству нефти и газа, главным образом благодаря развитию технологии гидравлического разрыва. Американские исследовательские институты и научные центры издание называет лучшими в мире, что позволяет стране применять свою изобретательность там, где это больше всего нужно.

Наконец, уровень жизни американцев остается недосягаем для остального мира, пишет Time. В качестве примера журнал приводит следующую статистику: в 2012 году американцы потратили 370 миллионов долларов на одежду для животных. А еще в США есть самые высокие американские горки.

Если собрать все вышесказанное воедино, вполне понятно, почему США занимают «привилегированную позицию в современном мире», делает вывод издание.

Америка продолжит господствовать в мире — разговоры о растущем Китае не представляют для позиций США ни какой угрозы. Ни одной стране не удастся подвинуть Америку с поста мировой сверхдержавы, поскольку сегодня ей нет равных в экономическом и военном плане. А уровень жизни американцев недосягаем для остального мира, утверждает Time.

История и развитие социальной работы в США.

Американская модель социальной работы

Теоретические основания: боль­шинство современных форм социальной работы в США имеет в основ­ном религиозное начало. Одним из первых деятелей в области со­циальной работы для бедных был священник-униат Джозеф Таккерман (начало XIX в.). Общества благотворительных организаций было иниции­ровано священнослужителем Стивеном Гер тином.

«Дружелюбные посетители» (визитеры) из организации благотворительности могут считаться первыми социальными работниками – Ассоциации по улучшению условий жизни неимущих были созданы в 40-х годах 19 в. в целях оказания мате­риальной помощи бедным людям. Они сосредоточили свое вни­мание на выяснении условий возникновения нищеты. К концу 19 в. на смену «дружественным визитерам» в большинстве случаев пришли посещения оплачивае­мых служащих.

На развитие теории и практики социальной помощи и соци­альной работы в XIX в. немалое влияние оказала либеральная док­ трина. В тот период в США либералы придерживались концеп­ции «естественных прав», которыми каждая личность обладает от рождения. Среди них находило себе место и право на помощь со стороны общества в случаях болезни, увечья, нужды и др.

Движение сеттльментов (особые микрорайоны города — квартал, район или дом, — где проживали главным образом иммигранты) положило начало социальной групповой работе.

Первым американским сеттльментом была Соседская гильдия, появившаяся в Нью-Йорке в 1886 г. К 1896 г. было уже 44 сеттльмента, а в 1911 г. — почти 400. В целом их интересовала образовательная деятельность и организация досуга, чем оказание благотворитель­ности и преображение.

Особенности социальной работы в США в начале XX в.

1.Одним из непременных условий профессиональной компе­тенции социального помощника в то время считалось знание личности и окружающей среды нуждающегося.

2.Исследователи-либералы высказали идею, о том, что предшествовавшая практика оказания помощи была ошибочной, обрекающее себя на неуда­чу. Они назвали свою концепцию научной благотворительнос­ тью, или научной филантропией. Они полагали, что оказывающие помощь должны и что помощь должна быть рациональной, с четко выраженными целями и ожидаемыми результатами.

В конце XIX в. термины «благотворительная работа» и «филантроп» (человек, совершающий добрые поступки и дела) были заменены термином «социальная работа». Постепенно понятие «система социального обеспечения» стало оз­начать агентства и программы, а термин «социальная работа» — их деятельность. Иногда также используются другие термины, на­пример термин «социальная служба», который относится к типу агентств и к выполняемой функции.

Главная особенность социальной работы в США – децентрализация – каждый штат обладает большими полномочиями.

Работа в двух направлениях: групповая социальная работа. С середины 30-х годов наи­большее внимание в групповой социальной работе уделяется взаи­модействию членов группы, а также осуществлению совместных проектов. Дж. Вильсон описал деятельность социальных ра­ботников в группах на ранних этапах: «Люди, занимавшиеся дея­тельностью в группах в начале XX столетия, выискивали такие крупные социальные проблемы, как нищета, низкая заработная плата, слишком длинный рабочий лень, плохие жилищные ус­ ловия, антисанитария, коррупция, кастово-клановый принцип по отношению к людям.

В 60-х годах Комитет по вопросам практической работы На­циональной ассоциации социальных работников в США поставил зада­чи в области групповой работы,

1. В исправительных целях, когда дело касается поведения
одного или нескольких ее членов.

2. Для обеспечения нормального развития отдельных членов
группы, особенно в критические периоды роста.

3. Для утверждения личности.

4. В целях обучения и воспитания чувства гражданственности и т.д.

Общинная социальная работа. Community social work. Общинная социальная рабо­та — метод, позволивший расширить масштабы социальной по­мощи среди населения в городских кварталах, общинах (часто по этнич. Принципу или религ.).

Предпринимались усилия по предо­ставлению компенсаций рабочим, по принятию законов о труде детей, а также по выполнению программ «Нового курса» Ф.Д. Рузвельта по оказанию помощи беднякам. В соответствии с «Новым курсом» в центре внимания оказались нищета, экономическая зависимость, проблема гетто, дискриминация и безработица.

История социального обеспечения в США демонстрирует увеличивающуюся роль как государственных, так и частных агентств. тенденцию в те­чение трех периодов.

1 период: 1900—1930 гг., когда соц. помощь действовала на уровне местных органов управления, органов управления штатов и местных частных учреждений, организованных под эгидой Об­щественного фонда. Власть в вопросах со­циальной политики обычно принадлежала правительствам шта­тов, а федеральное правительство не имело отношения к этим многочисленным властным функциям.

2 период: 1930—1968 гт., когда федеральное правительство пред­приняло важные инициативы в области социального обеспечения.

В течение этого периода значительно возросла роль федераль­ного правительства в деле социального обеспечения Наиболее важным новшеством было создание системы со­циального страхования государственной помощи, финансируе­мой федеральным правительством, и принятие федеральных за­конов, регулирующих условия труда (гарантирующих минимум зарплаты и ограничивающих рабочие часы) и отношения между трудящимися и администрацией

Программы поддержания доходов имели два направления — социальное страхование и материальная помощь. Социальное страхование предлагалось в качестве замены бла­готворительности, в 1930 г.

С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования — пенсии по старости и посо­бия по безработице, меры помощи некоторым категориям бед­няков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем — пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше.

В 1948 г. социальное законодательство прежних лет и новый курс получили название курса на построение «государства все­ общего благосостояния» – этот термин прочно вошел в обиход. Политика была представлена в плане Бевериджа — английского экономис­та, который считал, что государство должно гарантировать каж­дому гражданину в качестве основного права некоторый мини­мум экономической безопасности.

3 период: начиная с 1968 года, когда движение к «государству всеобщего благосостояния» сменилось политикой консерватизма.

3 период. 1968-1990 гг. Политика «кооперативного федерализма», которая стиму­ лировала расширение системы дотаций и аппарата регулирова­ния, была заменена «Новым федерализмом», впервые предло­женным Президентом Никсоном. Снижение расходов на соц. сферу – т.к. это тормозит развитие. приоритетное значение для федерального финансирова­ния имеют военные расходы и обеспечение экономического роста путем снижения налогов.

Дата добавления: 2019-07-15 ; просмотров: 817 ;

«Дружелюбные посетители» (визитеры) из организации благотворительности могут считаться первыми социальными работниками – Ассоциации по улучшению условий жизни неимущих были созданы в 40-х годах 19 в. в целях оказания мате­риальной помощи бедным людям. Они сосредоточили свое вни­мание на выяснении условий возникновения нищеты. К концу 19 в. на смену «дружественным визитерам» в большинстве случаев пришли посещения оплачивае­мых служащих.

Главное – работать!

Вскоре выяснилось, что селькохозяйственная продукция не может полностью покрыть потребности новоселов. Поэтому мужчины пошли работать на рыбоконсервный завод в 60 километрах от поселения. Освоив дело, они основали собственную «Русскую морскую компанию» и производство рыболовецких лодок из стеклопластика с дизельными двигателями. Так староверы стали заниматься собственным промыслом и сами заготавливали и продавали палтуса, скумбрию, креветок и крабов; кроме этого организовали лесопилки – для себя и на продажу.

Первую школу устроили в трейлере, а позже срубили для нее два дома. Младшие дети учились на русском, а старшие – на английском. Разумеется, учителя опускали учение Дарвина или процессы размножения животных – берегли детскую психику.

Не забывали староверы и о Боге: каждый день молились дома по старым книгам, устраивали общие молитвы, выбрав себе начетчика – Григория Мартюшева.

Вскоре группа беспоповцев решила, что невозможно спастись без духовенства. Двое членов общины выехали в Румынию и там были рукоположены в священники.

В результате раскола общины треть беспоповцев ушла и основала пять деревень неподалеку – Находку, Раздольную, Вознесенку, Качемак-село и Ключевую.

Поповцы остались в Николаевске. Тем не менее до сих пор поповцы женятся на беспоповцах и наоборот.

Дома староверы стали строить из панелей, а продукты покупать в обычных магазинах.

О том, как сегодня живут русские старообрядцы на Аляске

А когда у Киры появился бойфренд, опять старообрядец-рыбак, ее отлучили от церкви – в старообрядческой среде не положено афишировать внебрачные отношения. И хотя отношения эти уже завершились по причине бойфрендова пьянства, в церковь Кира так пока и не ходит.

На вопрос о том, как семья попала в славный Николаевск, Кира рассказывает:

– Деда моего замучили после войны в лагере под Владивостоком. Бабушка с детьми переправилась через границу, и семья осела в Харбине. Там познакомились родители. Когда решили уезжать, через Бразилию добирались до Орегона. А оттуда уже в 70-х годах приехали на Аляску. В Орегоне многотысячная старообрядческая община, все в основном фермеры или свой небольшой бизнес имеют. Кто сюда переезжает – те становятся рыбаками.

Мужики здесь почти все пьющие, особенно зимой, когда делать нечего. Но зимой и американцы крепко выпивают. Кому здесь не нравится, возвращаются обратно в Орегон. Туда же ездят и жениться либо в Бразилию: у нас строго соблюдается правило, что между мужем и женой должно быть не меньше семи степеней родства, то есть даже на дальних родственниках не женятся.

– А вы себя американкой не чувствуете? – спрашиваю.

– Нет, хотя у нас в семье многие родились уже в Орегоне. Всего одиннадцать детей у мамы.

– Сейчас столько не рожают?

– Нет, у большинства по двое.

– Дети говорят по-русски?

– Да что вы! Мы им по-русски, а они отвечают по-английски.

– А об истории раскола знают?

– Не знают. У нас же и Библию детям давать не положено, чтобы лишних вопросов не задавали.

– А иконы в домах есть?

– Теперь есть. Мы поповцы (направление в старообрядчестве, признающее священников) с 1983 года. Мой отец был первым священником в Николаевске. Наши ездили в Румынию, в Белокриницкую митрополию. Там отец принял священство. Но у нас иногда в одной семье и поповцы есть, и беспоповцы. А вообще, – заключает Кира, – одному Богу молимся.

Когда отца Киры не стало, жители поселка выбрали нового батюшку: в николаевском храме Св. Николая служит теперь отец Никола. В субботу вечером приходим на службу. Служба долгая, часа четыре. Поют хорошо молодые певчие. Но народу поначалу совсем нет, только мы. Потом постепенно подтягиваются. Я обращаюсь с вопросом к молодой женщине, стоящей рядом.

Читайте также:  Динамика иммиграции в США в 19 веке, стимулирующие законы

– Извините, – отвечает она по-английски, – я не понимаю.

Храм Св. Николая в Николаевске, Аляска.

Николаевский батюшка, высокий, еще не старый человек, имеет свой рыболовецкий бизнес. Сам тоже уходит в море. Говорит, первые десять лет рыбачить трудно, потом привыкаешь. Родился в Маньчжурии, в России так никогда и не был. А сейчас вовсе не выбраться, когда рейсы в Хабаровск отменили. Себя, в отличие от Киры, отец Никола называет русским американцем. Вывешивает по праздникам флаг, Америку считает своим домом. Голосуют старообрядцы чаще за консерваторов: чтобы против геев и абортов. На мой вопрос, почему сохраняют старую веру, отвечает:– Потому что мы родились старообрядцами, наша задача – обряд сохранять. С Русской православной церковью нормально общаемся, есть тоже и друзья-священники. Приглашают служить вместе, но Белокриницкая епархия не разрешает. Мы бы хотели объединиться – только на каких условиях?

Николаевск возник в середине 70-х годов прошлого века из желания «очистить веру», обособиться. И построили поселок не очень близко к океану, в укромном месте; на въезде до сих пор остались ворота, хотя теперь и не на запоре. В поселке современная школа, в которую ходят не только русские дети. Люди моложе 40 лет русского уже не знают. Хотя еще в 80-х годах ученики местной школы выпускали на русском языке «Николаевские новости». В общине, кстати, есть и вошедшие в нее американцы.

– И как они участвуют в церковной жизни? – спрашиваю я.

– Нормально, – говорит отец Никола. – Как и дети, стоят всю службу, не зная языка.

Но к слову надо заметить, ведь и сами рядовые старообрядцы не знают церковнославянского, на котором идет служба. А вообще отец Никола за перевод книг и богослужения на английском. В пенсильванской общине, например, давно и служба, и основные книги переведены, и от этого ничего не разрушилось.

Традиционно у старообрядцев церковнославянский – это язык богослужения, а русский – гражданский. Старшее поколение тех, кто, как семья Киры, прибыл из Китая через Бразилию или Аргентину, волей-неволей кроме русского худо-бедно говорят и на китайском, и на португальском или испанском, а теперь и на английском. Русский у владеющих им жителей Николаевска чистый – среднерусский диалект, который и был основой русского литературного языка.

Так же, как в старинном документе, все слова должны были быть такими, а не иными, и стоять каждое на своем месте, иначе документ терял свою юридическую силу (потому бедный Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели» и сходил с ума от своих ошибок и описок), не потеряет ли свою силу старообрядческая молитва, если будет произнесена на английском языке? Будет ли услышана Господом? Но похоже, что размышления эти с появлением интернета становятся все более досужими. Английский язык побеждает. Обряд будет сохранен, а язык изменится.

Но к слову надо заметить, ведь и сами рядовые старообрядцы не знают церковнославянского, на котором идет служба. А вообще отец Никола за перевод книг и богослужения на английском. В пенсильванской общине, например, давно и служба, и основные книги переведены, и от этого ничего не разрушилось.

alexandr_palkin

Я, признаться, не сразу поверил, что у этих двух еще моложавых людей был такой выводок детворы.

Наша Аляска. Русские староверы на краю Земли

Русских на Аляске сегодня не встретить. О нашем бывшем присутствии напоминают названия мест. Очаг русской культуры на этой земле вновь разожгли староверы, переехавшие сюда из Южной Америки.

В России они не жили последние лет сто. И всё равно считают себя русскими.

Я побывал в гостях у нескольких семей и хочу показать, как живёт город Николаевск, штат Аляска.

Я долго собирался с силами и мыслями, чтобы написать этот главный материал путешествия. Надеюсь, вам будет интересно.

Староверам никогда не жилось спокойно. В России их преследовали во все времена, им пришлось покинуть Родину и скитаться по свету. Сначала они жили в Китае, в Харбине, сбежав туда ещё до революции. После прихода коммунистов и зачистки им снова пришлось убегать. Ещё дальше, в Бразилию и Аргентину. Там они не прижились, и сорок лет назад, скинувшись и купив по дешёвке эту землю, они переехали на Аляску.

Лишь только поворот на Николаевск, а знак уже предупреждает: дорожное покрытие заканчивается.

Так и есть, дороги здесь — одно название. Укатанная грунтовка в две колеи. Машины разойдутся, но по весне забуксуют.

Добро пожаловать в город Николаевск, штат Аляска! Население — 400 человек, большая часть из которых верующие и набожные старообрядцы.

Меня встречает симпатичная и улыбчивая женщина, Нина Фефелова. Мы списались по электронной почте и я попросил помощи, показать город. Без неё не справиться, местные жители представляют собой очень закрытое общество, с чужаком и разговаривать не станут.

Мы садимся в машину и едем по улицам. Застёгиваю ремень безопасности за спиной, останавливаться приходится каждые сто метров. Пешком бы пройти, да лютый холод не позволяет. Вот типичная дорога Николаевска, И не скажешь даже, что город. Так, деревня.

И тем более не скажешь, что в Америке. Дома же точь-в-точь наши, российские. Участок порос бурьяном, никто за ним не следит.

Кроме русских переселенцев, в Николаевске живёт какое-то количество американцев. Самых обычных таких американцев. И если вы попробуете угадать в каком из этих двух домов кто живёт, скорее всего ошибётесь.

Живут по-разному. Домик со странным фасадом принадлежит американке, она его сама разрисовала. А там, где наш герб и “Хозяин” — хотя на вид, классическая помойка реднека.

Нина показывает на дом одного из соседей, который проложил себе к участку хорошую асфальтовую дорожку. Это при том, что сама улица покрыта крупным щебнем. “Это нам в прошлом году государство отсыпало, а так вообще ямы да ухабы были, в распутицу застревали”. В этот момент было полное ощущение, что я в России. Как такое возможно, ведь староверы уехали ещё до создания СССР, никогда не знали совка и его порядков.

Но тогда откуда здесь такие знакомые теплицы?

Откуда злые собаки на цепи?

И этот фанерный уличный сортир, наскоро обмазанный краской?

Есть генетическая память, но ведь у этих людей должен отсутствовать такой ген? Они не знали прелестей Союза.

Топят, как правило, дровами. Так дешевле. А пожарные гидранты, так популярные по всей стране, вообще ставить не хотели. Тоже государство помогло. Николаевцы называют их по смешному, “шишками”.

Вся община делится на две части, поповцы и беспоповцы. Вторые, ещё во время церковного раскола, решили, что священников у них более не будет, и строят молельные дома, наподобие синагог. Поповцы молятся в церкви.

Когда был основан Николаевск, русские попробовали себя в качестве мастеров по строительству рыбацких лодок. У них это отлично получалось, и скоро вся округа ходила в море именно на лодках из Николаевска. Со временем производство сошло на нет, сегодня выгоднее покупать катера в других местах. На окраинах города ещё можно встретить такие каркасы. Это форма для изготовления основы лодки, называется колып.

Один из первых николаевских домов, чем-то неуловимо напоминает русскую архитектуру, хотя по форме же совершенно другой.

На окраине есть холм, с которого открывается потрясающий вид, весь Николаевск, как на ладони. И снова дежа-вю, прямо дачный посёлок в Подмосковье: разноцветные крыши, разномастные дома, теряется стройность улиц.

А места — нереально красивые. Я вытянул задний план, как мог. Чтобы вы ахнули и удивились, до чего же невероятные там природы. Просто не повезло с погодой.

Николаевское кладбище. Умирают здесь, к счастью, не так рано: за сорок лет не так много могил.

Хотя, есть даже детские.

Зашли в гости к матушке Ирине. Вдове бывшего священнослужителя, отца Кондрата. Это его могилу показывал двумя фотографиями ранее. Матушка ни разу не была в России, как и большинство николаевцев. Она родилась ещё в Китае, в детстве переехала в Бразилию. Эти языки совсем не знает, но на русском говорит свободно, хоть и со странным выговором.

Её дом похож на другие дома русских бабушек. Самовар, иконы, старые вышивки. Вот только вышивки она делала вручную. А кенгуру здесь не случайно. В Австралии тоже живут староверы, они поддерживают связь, дальние родственники шлют сувениры.

В углу каждой комнаты обязательно есть уголок с рушниками и иконами. Когда в помещении люди, нужно зажечь лампаду.

Староверы на самом деле носят традиционные одежды. Каждый день, без исключения, а не для показухи или по праздникам. И все платья они шьют сами.

Вы, наверное, уже представили деревянную избу с нафталиновым шкафом и продавленной тахтой с клопами? Очень зря. Матушка живёт в добротном американском доме, с хорошей кроватью и мебелью. И рушниками в углах, да.

Туалет, как видите, не на улице. Стиралка и сушилка.

Но при этом, в доме есть подвал поленница с дровами на зиму, подвал с картошкой на весну и “чёрная” баня на любой сезон.

Какие магниты на холодильнике староверов? Многочисленные дети-внуки-правнуки присылают фотографии бабушке Ирине. Они давно разъехались по разным частям Америки.

Но они съезжаются в Николаевск и собираются вместе. Не часто, но непременно.

В гараже висит вышитый ковёр с портретом Кеннеди. Ведь они американцы, как ни крути.

А в шкафу на кухне, спрятаны святые книги, ими ещё отец Кондрат владел. Книги для староверов очень важны, ведь новые найти почти невозможно.

Они переписывают книги вручную. Как столетия назад. Эту толстую книгу сделал сам отец Кондрат, когда они с семьёй бежали из Китая, целый год им пришлось сидеть в Гонконге почти под арестом. Староверы не имели права работать, сидели как на цепи.

Мы идём в гости к другому жителю. Его зовут Антон, и он выглядит как типичный русский поп, ожившая иллюстрация к сказкам Пушкина. Но его дом — полная противоположность внешности. Это жилище типичного американского реднека. Бейсболки на каждый день, правосудие по техасски по телевизору, остатки пиццы на кухне. Но и здесь в углу иконы, а на стене церковный календарь.

Антон ездит на старом пикапе и делает лодки. Делал, до недавнего времени, пока здоровье позволяло. Поверх вышитой рубахи спортивная куртка, а на стекле наклейка: Боже, храни Америку. Антон русский старовер, но он американец. Одно другому не мешает.

Как я писал, они никогда не жили в Союзе и даже не были там. Но названия этих рыбацких лодок более, чем говорящие.

А теперь пойжём в гости к самой Нине. Этот домик — единственный работающий бизнес в городе. В Николаевске нет ни вездесущих макдоналсов, ни заправок, ни кафе или магазинов. Не прижились. Все ездят в соседние города. Для Америки это нетипично.

Внутри “теремка” у Нины настоящие сокровища. Все сувениры можно купить. Самовары-матрёшки-кружева. Всё то, что представляет иностранец в воображении о русской культуре.

Летом, когда сезон, Нина часто устраивает обеды в русском стиле. Кормит заезжих туристов, подпитывает русским духом. Специально к моему приезду сварила борщ и напекла пирогов.

Откуда только не приезжали гости в Николаевск. Все проходят через Нину: когда она гуляет и видит иностранца, сразу в дом зовёт. Борщом отобедать, матрёшку купить. А это как раз то, чего ищут на Аляске. И не находят.

Кстати, Нина единственная “чужачка” из всех жителей города. Она родилась в Хабаровске, ходила в общину старообрядцев и работала в “Аэрофлоте”. А в 1991 году приехала сюда в гости на неделю. Влюбилась в Ивана, сына священника, да так и осталась жить.

Николаевская церковь. Скоро достроят новую, и эту придётся разобрать.

У староверов не принято пускать в церковь чужих.

Но видимо, я понравился Нине и она уговорила супруга открыть храм для меня.

А мне очень понравилась их семья. Посмотрите на взгляд Ивана. Он уже не молодой и не очень здоровый человек, но этот взгляд: добрый, и даже в чём-то наивно-детский. Как удалось сохранить и пронести его через отнюдь не простую жизнь?

Они хранят свои традиции сотни лет, несмотря на притеснения и гонения. Мало какой верующий православный знает, что в руках у Фефеловых. Нет, не чётки. Это лестовки, важнейший ритуальный элемент старообрядцев. Внутри спрятаны маленькие скрученные листочки с молитвами. Они, как ниточки в костюме иудея, напоминают о заповедях божьих, о святых, об Иисусовой молитве, о лестнице духовного восхождения с земли на небо.

Староверы Николаевска. Эти люди никогда не были в России, не видели своей исторической Родины. Но они несут в себе русскую культуру. Настоящую, искреннюю, не разбавленную и не извращённую революциями и коммунизмом. Они и есть настоящая Россия. Которую мы, в ней живущие, сами не знаем.

Но при этом, в доме есть подвал поленница с дровами на зиму, подвал с картошкой на весну и “чёрная” баня на любой сезон.

Семья у русских староверов на Аляске, от переселенцев до интеграции в общество

Ассошиэйтед Пресс о жизни русских староверов на Аляске

Кондратий Фефелов проехал более 32 000 км, чтобы заявить о своих претензиях на кусок земли здесь, где кончается североамериканская автомагистраль, и таким образом оказаться на почтительном расстоянии от остального мира. Он и несколько сот религиозных диссидентов, известных как староверы в Русской православной церкви, потратили десятилетия, переезжая с места на место каждый раз, когда им казалось, что их укладу жизни, сохранившемуся с XVII века, что-то угрожает.

Часовня русских староверов на Аляске

“Мы бежали от коммунистов, от Сталина, – говорит 67-летний Фефелов. – Мы все время переезжаем. Никто нам не помогал. У нас не было денег, мы просто неустанно трудились и нашли хорошее место”. Теперь, 36 лет спустя после приезда в Николаевск, староверы больше не боятся преследований. Но другие факторы – культурная интеграция, внутренние разногласия, переживающее упадок рыболовство – меняют тот образ жизни, который сложился у них за несколько веков.

Революция в России вынудила многих староверов уехать, поскольку Советы стремились уничтожить их религию, а колхозы угрожали их привычному существованию. Примерно 300 староверов, в том числе и Фефелов, которой был еще совсем мальчиком, покинули Сибирь в 1945 году в надежде заработать на жизнь в Маньчжурии, в Китае. Но эта страна также стала коммунистической, и они вновь отправились на поиски нового дома. Несколько стран Южной Америки приютило староверов. Фефелов переехал в Бразилию, где, по его словам, правительство не вмешивалось, но многим верующим оказалось трудно заработать на жизнь. Они переехали в Соединенные Штаты в начале 1960-х, осев в основном в долине Уиламетт, штат Орегон. Прожив там почти шесть лет, некоторые из них ощутили, что американская культура оказывает слишком большое влияние на их детей, поэтому они устремили свои взоры на север, на Аляску. Фефелов и другие семьи приехали в Николаевск на полуострове Кенай на Аляске в конце 1960-х. Они сами построили деревню и занялись коммерчески доходным рыболовством.

Чтобы сохранить старые традиции, первые поселенцы пытались ограничить свои контакты с внешним миром, установив в конце грязной дороги знак: “Деревня Николаевск. Частная собственность. Дорога закрыта”. Сегодня этого знака уже нет, дорога открыта, и сама деревня стала более открытой. Там есть гостиница и кафе, в котором подают горячий борщ, и туристы могут купить матрешек. Есть планы строительства пожарной станции и дома для одиноких и престарелых. “Это обычный городок. Он не похож на тот, каким был прежде, – заявил Грег Якунин, рыбак и давний житель Николаевска. – Все стало более современным, американизированным. Что касается меня, то я – обычный американский парень”.

Эта новая открытость явилась следствием религиозного раскола, произошедшего в деревне примерно 20 лет назад. Фефелов и некоторые жители деревни решили восстановить духовенство. Это было важной переменой, поскольку священники-староверы вымерли несколько столетий назад, и не стало священников, способных воспитывать новую смену в соответствии с традициями. Но группа Фефелова нашла священника-старовера в Румынии в начале 1980-х и восстановила духовенство, что вызвало раскол в общине.

Священники, обеспечивающие духовное руководство, способствовали интеграции, сказал Ричард Моррис, профессор из Центра русских и восточноевропейских исследований при Орегонском университете.

Некоторые отвергали возвращение священнослужителей. Многие из таких староверов, которых называли “беспоповцы”, переехали и создали свои общины в глубине полуострова Кенай. В одну из таких деревень – село Качемак – можно добраться только по труднопроходимым дорогам, проходящим по скалам вдоль побережья залива Качемак.

“Было очень много эмоций, иногда даже дело доходило до драки”, – сказал Алекс Басаргин, 29-летний “беспоповец”, который преподает в школе Николаевска. Трудно подсчитать число староверов в США, сказал Моррис. В результате исследований и поездок по поселениям, он считает, что их до 7000 в Орегоне, примерно 1500 на Аляске, 500 в Канаде и примерно 50 семей в Миннесоте, а также отдельные очень небольшие группы в Пенсильвании, Нью-Джерси и Нью-Йорке.

Эти люди склонны к перемене мест – уезжают и приезжают на Аляску, в Орегон, Южную Америку, Россию и Австралию. Молодежь часто приезжает в другие общины староверов, чтобы найти себе пару.

Нина Фефелова, владелица кафе “Самовар” в Николаевске, работающая также учительницей, русская, приехала сюда, чтобы выйти замуж. Преподавая русский детям, которые знают только Соединенные Штаты, она опасается, что деревня утратит русский язык и культуру, поскольку новое поколение активно воспринимает культуру их новой родины. “Ученики просто не хотят учить русский”, – сказала она.

Кира Типкин, работающая на почте в Николаевске, говорит, что у нее двое детей – дочь учится в средней школе, а сыну 10 лет, они не хотят говорить по-русски и не интересуются церковью, потому что не понимают старославянский язык, на котором идут службы. “Если это будет утрачено, мы ничего не сможем поделать, – сказала она. – Но мы будем пытаться сделать все возможное, чтобы сохранить наши традиции”.

Нестабильность рыболовной отрасли, где наблюдаются резкие колебания цен, привела к тому, что все большее число староверов ищут другую работу, например, в строительстве, и переезжают в другие места за пределами Аляски. Экономическая нестабильность также привела к тому, что родители дольше держат детей в школе, и все большее число детей заканчивают среднюю школу. “Идеи и убеждения родителей в отношении образования меняются из-за того, что происходит с рыболовной отраслью, и из-за других проблем, – сказал Басаргин. – Чтобы получить работу, достойную работу, нужен аттестат о среднем образовании, и они это понимают. Поэтому они разрешают школьникам закончить, по крайней мере, среднюю школу”.

Моррис сказал, что староверы адаптируют свою культуру к среде, в которой они живут, чтобы выжить, но это необязательно означает, что они растворятся в американском населении. “Экономически и политически они интегрированы, – сказал он. – Однако социально они отличаются, у них очень долгие посты. Они свято верят в чистоту ритуалов. Хотя они вежливы и очень гостеприимны, у них все равно есть ощущение, что они социально отделены”.

Читайте также:  Религиозные конфликты в США в иммигрантской среде

Некоторые отвергали возвращение священнослужителей. Многие из таких староверов, которых называли “беспоповцы”, переехали и создали свои общины в глубине полуострова Кенай. В одну из таких деревень – село Качемак – можно добраться только по труднопроходимым дорогам, проходящим по скалам вдоль побережья залива Качемак.

Более 50 семей староверов из дальнего зарубежья выразили желание вернуться в Россию

МОСКВА, 4 ноября. /ТАСС/. Пятьдесят три старообрядческих семьи, в которых состоит 222 человека, выразили намерение переехать в Приморский край, сообщила в понедельник пресс-служба Агентства по развитию человеческого капитала (АРЧК) на Дальнем Востоке.

  • Митрополит Корнилий: опыт старообрядцев актуален для современной России
  • Власти Приамурья помогли староверам-фермерам из Уругвая получить 1,5 тыс. га земли
  • Староверы из Уругвая, переселившиеся на Дальний Восток, занялись молочным животноводством
  • Возвращение домой: старообрядцы надеются на возрождение храмов

Более 120 старообрядцев, переехавших в Россию на Дальний Восток из-за рубежа, уже получили российское гражданство, сообщил ТАСС руководитель отдела АРЧК Иван Ефимов. “За последнее время на Дальний Восток переселились более 120 староверов, которые переезжали по программе добровольного переселения соотечественников и самостоятельно. У всех, кто переехал, есть российское гражданство”, – сказал он.

По словам Ефимова, в Россию переселились старообрядцы как из стран Латинской Америки, так и из США. “Более 100 человек из переехавших проживают в Приморском крае: они вернулись из Боливии, Бразилии и Уругвая, с Аляски есть тоже несколько человек. И около 20 старообрядцев переселились в Амурскую область на данный момент”, – добавил руководитель отдела АРЧК.

Ефимов полагает, что и это число в будущем может увеличиться. “Точных данных о численности проживающих за рубежом старообрядцев нет. По оценкам Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке, за рубежом проживает более 5 тыс. человек, и многие имеют намерение возвращаться в Россию”, – сказал он ТАСС.

Ефимов пояснил, что старообрядцы, которые переезжают в Россию из Латинской Америки и с Аляски, а также те, кто хотел бы вернуться из Австралии, принадлежат в основном к часовенному согласию – старообрядческому течению, оставшемуся фактически без собственного духовенства во времена императора Николая I и перешедшему к практике богослужений без священника.

Президент РФ Владимир Путин указом от 16 октября 2019 года предоставил российское гражданство восьми главам старообрядческих общин из Бразилии, Боливии, Уругвая и США.

Авраам Калугин, лидер общины староверов часовенного согласия из Бразилии, в понедельник посетит торжественный прием в Кремле в честь Дня народного единства. Он рассказал ТАСС, что его единоверцы за рубежом нуждаются в поддержке российского правительства для возвращения на историческую родину. “Желают вернуться в Россию около 50 семей старообрядцев, но нужно, чтобы правительство поддержало, а по-другому никак. Может, в будущем еще соберутся, но нужно, чтобы первые приехали, обустроились, начали работать. И если все получится, то и другие, может, соберутся, а пока кому-то нужно попробовать”, – сказал он.

Потомки Российской империи: много ли русских осталось на Аляске

В этом году исполнилось ровно 150 лет с того момента, как территория Аляски перешла под юрисдикцию США. После того, как Российская империя продала свои американские владения, большая часть местных жителей покинула Аляску. Но были и те, кто решили остаться: русские старожилы, представители коренных народов и их потомки от смешанных браков. Для них Аляска была домом, который они не захотели покидать, и их потомки живут здесь до сих пор.

Русский язык долгое время был одним из факторов самоидентификации местного населения. Поначалу здесь даже издавали газеты на русском языке, а правительство Российской империи материально поддерживало православную общину. В школах продолжали преподавать на русском языке, и до 1884 года местные жители не ощущали каких-либо существенных перемен. Но затем все изменилось. Правительство США начало проводить жесткую националистическую политику, направленную на искоренение русского языка, да и всех остальных языков аборигенного населения на территории Аляски. Ввели запреты на использование русского языка в школах, и к 1912 году все учебные заведения, в которых преподавали на русском и алеутском языках, были закрыты.

Но русский язык все еще существовал на территории Аляски, и вплоть до середины XX века здесь можно было услышать русскую речь на улицах некоторых поселений и в кругу семьи. На нем в основном разговаривали люди старшего поколения. Ситуация изменилась с приездом новых русских переселенцев в 1960-х годах. Как ни странно, основу русскоговорящих мигрантов составляли старообрядцы. Покинув Российскую империю в начале XX века, они обосновались сначала в Китае, на территории Маньчжурии, затем были вынуждены перебраться в страны Южной Америки, а уже оттуда судьба занесла их на Аляску. Кажется, здесь они, наконец-то, нашли свой дом.

Число русскоговорящих мигрантов также выросло после распада СССР. Многие из их числа примкнули к русскоговорящей общине Аляски, а кто-то растворился в американском мире. Тем не менее, по подсчетам специалистов, сегодня здесь проживают около 10 000 людей, которые в той или иной степени считают себя русскими.

Что касается самого русского языка, то на Аляске он представлен несколькими вариантами, в зависимости от того, когда его носители приехали на территорию штата. В первую очередь это старорусский язык, на котором говорили первые русские поселенцы, приехавшие сюда в XVIII веке. Он мало чем отличается от варианта языка того времени, но сегодня на нем говорят лишь пожилые люди в некоторых населенных пунктах штата Аляска, и скоро он исчезнет.

Второй разновидностью русского языка является язык старообрядцев. Он более похож на современный русский и напоминает форму языка, распространенную на территории Российской империи в начале XX века. На нем говорят в семьях старообрядцев, а также обучают в старообрядческих школах, которых на Аляске три. Интересно, что в этих школах основным языком, на котором обучают детей, является старославянский язык старообрядцев, и лишь с третьего класса идет изучение английского языка. Сегодня на Аляске есть несколько поселений, где проживают исключительно русские старообрядцы. Это Николаевск с населением 300 человек, Нинильчик (200 человек) и другие. В основном они ведут домашнее хозяйство и зарабатывают на жизнь рыбной ловлей, которая является в этих краях прибыльным делом. В каждой семье есть лодки, катера и несколько автомобилей.

Ну и третьей разновидностью русского языка является вполне современный русский язык, на котором общаются мигранты из России, Украины, Белоруссии и других постсоветских республик.

Интересно, что у некоторых жителей Аляски два варианта имени: русское и похожее на него американское. Но русский язык можно встретить не только в именах и фамилиях жителей самого северного штата, он сохранился в топонимах. Это географические названия населенных пунктов, заливов, островов, горных вершин, озер и рек.

В последние годы американское правительство сменило политику в отношении неанглоговорящего населения страны. Растет интерес к русской культуре и языку на Аляске, а также коренным народам этой территории. Появляются художественные коллективы, исполняющие русские песни и танцы.

По последним данным, из 700 000 населения штата Аляска лишь 1,5% имеют русские корни. Что же касается религиозной принадлежности населения, то на Аляске самый высокий показатель православных на территории США — 13%.

Несмотря на значительное время, прошедшее с того момента, когда эта территория являлась частью Российской империи, здесь еще очень многое напоминает о русском прошлом. Видимо, не случайно во время церемонии официальной передачи власти в 1867 году на здании администрации в Новоархангельске (современная Ситка) флаг Российско-американской компании застрял и его долго не могли спустить, чтобы заменить на американский.

Что касается самого русского языка, то на Аляске он представлен несколькими вариантами, в зависимости от того, когда его носители приехали на территорию штата. В первую очередь это старорусский язык, на котором говорили первые русские поселенцы, приехавшие сюда в XVIII веке. Он мало чем отличается от варианта языка того времени, но сегодня на нем говорят лишь пожилые люди в некоторых населенных пунктах штата Аляска, и скоро он исчезнет.

В густых зарослях иван-чая. О том, как сегодня живут русские старообрядцы на Аляске

Об авторе: Ольга Владимировна Дунаевская – филолог, журналист, редактор.

Русская женщина Кира не чувствует себя
американкой (на местной почте).

Когда моя коллега предложила мне поехать на Аляску – поглядеть, как живут там русские старообрядцы, – я согласилась сразу и с восторгом. Отрезвление пришло позже, когда выяснилось, что прямых рейсов на нужные числа туда нет даже внутри США, что лететь из Нью-Йорка придется вдвое дольше, чем из Москвы в тот же Нью-Йорк (цены на билеты соответствующие) и что на самой Аляске от ее столицы Анкориджа до города Хомера, рядом с которым живут наши бывшие соотечественники, еще ехать или опять лететь.

Однако все препятствия в конце концов преодолены, и в Анкоридже я загружаюсь в крошечный «кукурузник», который около часа летит над бескрайними северными болотами. Когда взгляд задевает картинку со спасательным жилетом на случай аварийной посадки, уныло думаю: только бы не здесь. Наконец приземляемся в игрушечном аэропорту, под стать нашему самолетику.

Старообрядческая деревня с городским названием Николаевск затерялась в густых зарослях бузины и лилового иван-чая. Жужжат пчелы. На обочину дороги неторопливо выходит старая лосиха. В воздухе плюс двадцать пять, но с океана тянет свежим ветерком. Благодать. Въезжаем в деревню. Дома похожи на российские, но побольше, плодовых деревьев почти ни у кого нет, и в огородах у многих что-то навалено – родное сохранили, пронесли через континенты, у американцев неряшливость вокруг дома не в чести. На этом фоне резко выделяется аккуратное приземистое здание школы. Рядом почта, наш первый пункт.

Заходим, помещение огромное, здесь, похоже, своего рода клуб. Все время забегают дети забрать письма или газеты. В окошке стоит красивая статная женщина лет сорока пяти по имени Кира. На ней яркое платье в цветочек и косынка с твердым околышем – старообрядческая самшура. Кира сама шьет, и в здании почты у нее бизнес: местное ателье, видеопрокат, полка с незатейливыми приторными американскими сладостями и прилавок с мороженым. Она охотно рассказывает о себе.

Первый муж Киры был старообрядец, рыбак, погиб в шторм, оставив ей двоих детей. Через какое-то время Кира вышла замуж вторично. Второй муж женился по расчету. Приехал из Хабаровска с детьми, которые захотели остаться в Штатах. Женился, все получили желанное гражданство, после чего муж отбыл обратно на Дальний Восток к своей пасеке, а Кира осталась с прибытком в виде еще двух мальчиков. А когда у Киры появился бойфренд, опять старообрядец-рыбак, ее отлучили от церкви – в старообрядческой среде не положено афишировать внебрачные отношения. И хотя отношения эти уже завершились по причине бойфрендова пьянства, в церковь Кира так пока и не ходит.

На вопрос о том, как семья попала в славный Николаевск, Кира рассказывает:

– Деда моего замучили после войны в лагере под Владивостоком. Бабушка с детьми переправилась через границу, и семья осела в Харбине. Там познакомились родители. Когда решили уезжать, через Бразилию добирались до Орегона. А оттуда уже в 70-х годах приехали на Аляску. В Орегоне многотысячная старообрядческая община, все в основном фермеры или свой небольшой бизнес имеют. Кто сюда переезжает – те становятся рыбаками. Мужики здесь почти все пьющие, особенно зимой, когда делать нечего. Но зимой и американцы крепко выпивают. Кому здесь не нравится, возвращаются обратно в Орегон. Туда же ездят и жениться либо в Бразилию: у нас строго соблюдается правило, что между мужем и женой должно быть не меньше семи степеней родства, то есть даже на дальних родственниках не женятся.

– А вы себя американкой не чувствуете? – спрашиваю.

– Нет, хотя у нас в семье многие родились уже в Орегоне. Всего одиннадцать детей у мамы.

– Сейчас столько не рожают?

– Нет, у большинства по двое.

– Дети говорят по-русски?

– Да что вы! Мы им по-русски, а они отвечают по-английски.

– А об истории раскола знают?

– Не знают. У нас же и Библию детям давать не положено, чтобы лишних вопросов не задавали.

– А иконы в домах есть?

– Теперь есть. Мы поповцы (направление в старообрядчестве, признающее священников) с 1983 года. Мой отец был первым священником в Николаевске. Наши ездили в Румынию, в Белокриницкую митрополию. Там отец принял священство. Но у нас иногда в одной семье и поповцы есть, и беспоповцы. А вообще, – заключает Кира, – одному Богу молимся.

Когда отца Киры не стало, жители поселка выбрали нового батюшку: в николаевском храме Св. Николая служит теперь отец Никола. В субботу вечером приходим на службу. Служба долгая, часа четыре. Поют хорошо молодые певчие. Но народу поначалу совсем нет, только мы. Потом постепенно подтягиваются. Я обращаюсь с вопросом к молодой женщине, стоящей рядом.

– Извините, – отвечает она по-английски, – я не понимаю.

Храм Св. Николая в Николаевске, Аляска.
Фото автора

Николаевский батюшка, высокий, еще не старый человек, имеет свой рыболовецкий бизнес. Сам тоже уходит в море. Говорит, первые десять лет рыбачить трудно, потом привыкаешь. Родился в Маньчжурии, в России так никогда и не был. А сейчас вовсе не выбраться, когда рейсы в Хабаровск отменили. Себя, в отличие от Киры, отец Никола называет русским американцем. Вывешивает по праздникам флаг, Америку считает своим домом. Голосуют старообрядцы чаще за консерваторов: чтобы против геев и абортов. На мой вопрос, почему сохраняют старую веру, отвечает:

– Потому что мы родились старообрядцами, наша задача – обряд сохранять. С Русской православной церковью нормально общаемся, есть тоже и друзья-священники. Приглашают служить вместе, но Белокриницкая епархия не разрешает. Мы бы хотели объединиться – только на каких условиях?

Николаевск возник в середине 70-х годов прошлого века из желания «очистить веру», обособиться. И построили поселок не очень близко к океану, в укромном месте; на въезде до сих пор остались ворота, хотя теперь и не на запоре. В поселке современная школа, в которую ходят не только русские дети. Люди моложе 40 лет русского уже не знают. Хотя еще в 80-х годах ученики местной школы выпускали на русском языке «Николаевские новости». В общине, кстати, есть и вошедшие в нее американцы.

– И как они участвуют в церковной жизни? – спрашиваю я.

– Нормально, – говорит отец Никола. – Как и дети, стоят всю службу, не зная языка.

Но к слову надо заметить, ведь и сами рядовые старообрядцы не знают церковнославянского, на котором идет служба. А вообще отец Никола за перевод книг и богослужения на английском. В пенсильванской общине, например, давно и служба, и основные книги переведены, и от этого ничего не разрушилось. Традиционно у старообрядцев церковнославянский – это язык богослужения, а русский – гражданский. Старшее поколение тех, кто, как семья Киры, прибыл из Китая через Бразилию или Аргентину, волей-неволей кроме русского худо-бедно говорят и на китайском, и на португальском или испанском, а теперь и на английском. Русский у владеющих им жителей Николаевска чистый – среднерусский диалект, который и был основой русского литературного языка.

Так же, как в старинном документе, все слова должны были быть такими, а не иными, и стоять каждое на своем месте, иначе документ терял свою юридическую силу (потому бедный Акакий Акакиевич из гоголевской «Шинели» и сходил с ума от своих ошибок и описок), не потеряет ли свою силу старообрядческая молитва, если будет произнесена на английском языке? Будет ли услышана Господом? Но похоже, что размышления эти с появлением интернета становятся все более досужими. Английский язык побеждает. Обряд будет сохранен, а язык изменится.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Николаевск возник в середине 70-х годов прошлого века из желания «очистить веру», обособиться. И построили поселок не очень близко к океану, в укромном месте; на въезде до сих пор остались ворота, хотя теперь и не на запоре. В поселке современная школа, в которую ходят не только русские дети. Люди моложе 40 лет русского уже не знают. Хотя еще в 80-х годах ученики местной школы выпускали на русском языке «Николаевские новости». В общине, кстати, есть и вошедшие в нее американцы.

Как на Аляске живут потомки бежавших из СССР старообрядцев. ФОТО

На Аляске живут чуть больше 740 тысяч человек, и помимо индейцев и эскимосов здесь обитают русские старообрядцы. В 1968 году, после эмиграции из Сибири, они на Аляске построили церковь, а потом и основали деревню – Николаевск.

Фото: кадр видео

Как пишет “Настоящее время“, проповеди и молитвы в американском Николаевске с населением в 300 человек до сих пор звучат на старославянском языке. Женщины здесь носят сарафаны, которые шьют сами, а мужчины – косоворотки и длинные бороды.

Фото: кадр видео

Старообрядцев отлучили от Русской православной церкви еще в конце XVII века, после того, как те отказались принять церковные реформы патриарха Никона, которые должны были унифицировать богослужебные обряды и “книжную справу” – переводы Священного писания. После раскола старообрядцы попали в немилость церкви и российских монархов. Противников реформы наказывали ссылкой, а некоторых – даже смертной казнью.

Фото: кадр видео

Фото: кадр видео

Старообрядчество делится на два основных течения: поповцы и беспоповцы. То есть на тех, у кого есть священники, и остальных. Жители Николаевска долгое время относили себя к беспоповцам, но потом все-таки приняли священство.

Фото: кадр видео

Фото: кадр видео

Перед тем как переехать на Аляску, семья Марии Фефеловой вместе с общиной старообрядцев долгое время жила в Китае. Но когда там к власти пришли коммунисты, они бежали: сначала в Бразилию, а потом и в Штаты. В США уехавшая из Китая община раскололась надвое: одни остались в штате Орегон, другие уехали на Аляску.

Фото: кадр видео

“Везли детей в горы, чтобы сохранить Христову веру”, – объясняет Мария.

Фото: кадр видео

Себя Мария считает русской, но ее дети уже называют себя американцами. При этом детей Марии удалось обучить русскому языку, а с правнуками женщина найти общего языка уже не может: те говорят только на английском.

Работы в американском Николаевске немного. Мужчины раньше занимались рыбалкой и судостроением, но сейчас бизнес пошел на спад. Но в городке все еще работает небольшое кафе-магазин, где можно заказать блюда русской кухни, а также купить матрешку или, например, кокошник.

При этом все попытки обратить их в другую веру жители Николаевска пресекают на корню: “правильной” верой они считают только свою.

Фото: кадр видео

stdClass Object ( [term_id] => 1 [name] => Разное [taxonomy] => category [slug] => no_theme )

stdClass Object ( [term_id] => 5366 [name] => Аляска [taxonomy] => post_tag [slug] => alyaska )

stdClass Object ( [term_id] => 10364 [name] => русскоязычные иммигранты [taxonomy] => post_tag [slug] => russkoyazychnye-immigranty )

stdClass Object ( [term_id] => 13337 [name] => Наши люди [taxonomy] => category [slug] => nashi-ludi )

Фото: кадр видео

Ссылка на основную публикацию