Участие немцев в политической жизни США, партии и позиция

Участие немцев в политической жизни США

Участие немецко-американской группы как таковой в политической жизни США — поскольку можно говорить о ней, не учитывая классового деления группы, — по традиции считалось не особенно активным. Такой вывод делался главным образом при сравнении ее с ирландской группой, которая почти до конца XIX в. только и могла быть сопоставлена с немецкой по численности и американскому «стажу». Дж. Брайс, повторявший в своей книге ходячие американские представления об иммигрантах, писал, что немцы «не принимают в политике такого же деятельного участия, как ирландцы», и отсюда выводил, что «они скорее ирландцев утрачивают привязанность к прежней национальности». Либкнехт, черпавший, по всей вероятности, свои представления в немецко-американских кругах, делал такое же сравнение и сетовал на то, что немцы, не будучи столь сплоченными, сколь ирландцы, не играют заметной политической роли. Он связывал это с недостаточным знанием ими английского языка, но главной причиной считал влияние на немецкий характер германского прошлого — столетий полицейско-бюрократического правления.

От других иммигрантских национальностей того времени немецкая группа отличалась большей социальной разнородностью, которая и обусловила разнообразие политических течений в этой группе как по вопросам специфически немецким (например, как мы видели, отношение к бисмарковской политике), так и по вопросам общеамериканским. Та же социальная и политическая дифференциация обусловила такое участие немцев в политической жизни США, какое в основном соответствовало классовой и политической структуре всего общества. Однако американские немцы в совокупности имели некоторые политические особенности, определявшиеся не только реальными интересами, но также сложившимися уже американскими традициями.

Влияние гражданской войны в США

В последней трети XIX в. воспоминания о гражданской войне были в США очень свежи и даже актуальны. Американские немцы участвовали в этой войне весьма активно, в подавляющей части на стороне сил прогресса, а сложившаяся о них на этой почве репутация даже преувеличивала их роль в этой войне. Эта роль и в последующие десятилетия повышала их общественный престиж. «Со времени войны против рабовладельцев немцы в Америке — граждане первого класса», — резюмировал В. Либкнехт одно из своих американских наблюдений. Заслуги немцев в годы гражданской войны прославлял уже в 1881 г. на митинге в Бостоне известный прогрессивный американский деятель Уэнделл Филлипс.

Американские немцы считались — ив значительной мере были — сторонниками республиканской партии, в создании которой они приняли деятельное участие. Но не прошло и десятилетия со времени окончания гражданской войны, в которой эта партия победила, как немцы стали ее покидать. В 1868 г. Герман Мейер писал Кугельману, что «большинство немцев — против Гранта, который для них недостаточно решителен». Среди немцев задавали в ту пору тон радикальные республиканцы, недовольные политикой республиканского президента. Когда в 1872 г. от правящей республиканской партии отделилось крыло так называемых либеральных республиканцев, к нему примкнули многие немецкие деятели, в том числе левые радикалы. Председателем либерально-республиканского съезда был Карл Шурц, выдвинувший против правительства Гранта обвинение в продаже Франции оружия во время недавней франко-прусской войны и тем самым в нарушении нейтралитета. Этот пункт привлек к новой партии голоса многих немцев. Однако выдвижение кандидатом в президенты от этой партии Хореса Грили вызвало со стороны немцев возражения, так как Грили был проповедником трезвенничества. Тогда же республиканская партия, пытаясь вернуть немецких избирателей, включила в свою платформу пункт об отказе от сухих законов и воскресных запретов. К этому вопросу американские немцы были чрезвычайно чувствительны. Сухой закон не только нарушал их стойкие бытовые привычки, о которых шла речь выше, не только воспринимался как посягательство на личную свободу, но символизировал наступление воинствующего пуританства и антииммигрантского шовинизма, от которых они страдали в 50-е годы.

Демократы — традиционная партия иммигрантов

Недолговечная либерально-республиканская партия послужила многим немцам мостом к демократической партии, которую они, как и другие иммигранты, до 50-х годов поддерживали и от которой отошли в критические годы перед гражданской войной. Республиканцы в обстановке бурной индустриализации и экономического роста все более выкристаллизовывались в партию крупного капитала. Демократы, традиционная партия иммигрантов, пугали избирателей из этнических меньшинств наклонностью республиканцев к шовинизму и трезвенничеству и перетянули на свою сторону многих немецких деятелей; в том числе радикального толка. Немецкий путешественник Эрнст Белов, ездивший в начале 90-х годов по США, рассказывает о немце Кумпфе, бывшем мэре Канзас-Сити, который, «подобно большинству старых немецких турнеров, был когда-то республиканцем», а потом перешел к демократам, так как республиканцы покушались на немецкое пиво. В 1876 г. демократов, по подсчетам К. Виттке, поддерживало уже вдвое больше немецких газет, чем республиканцев.

По некоторым крупным политическим вопросам, волновавшим Америку в последние десятилетия XIX в., немецкая группа как таковая занимала более или менее определенную позицию. К ним относится реформа государственного аппарата, активным поборником которой являлся тот же Шурц. По установившемуся порядку победившая на выборах партия, придя к власти, сменяла множество чиновников и передавала их места своим приверженцам. Сторонники реформы предлагали комплектовать аппарат квалифицированными людьми, профессионалами, вне зависимости от партийной принадлежности. Они нашли многих сторонников в американо-немецкой группе, тем более что в восьмилетнее президентство Гранта немцам, несмотря на их заслуги перед правящей республиканской партией, уже не давали, как при Линкольне, государственных должностей. Поиски рецептов экономического исцеления путем выпуска бумажных и серебряных денег, возбуждавшие в стране сильные страсти, не имели успеха у американских немцев, в среде которых, напротив, возникла «Немецко-американская лига надежных денег». На рубеже XIX и XX вв. борьба против захватнической политики американского империализма, охватившая широкие круги американской общественности, нашла значительную поддержку в немецкой среде и в немецко-американской печати. В то же время по ряду важных политических вопросов, например, по вопросу о реконструкции, немецкая пресса и немецкое население обнаруживали, как и вся страна, разногласия социального характера, не модифицированные этническим элементом.

Политические партии Германии: список основных партий в стране, состав фракций Бундестага, цели и задачи партий и их влияние на политику страны

На этой странице вы найдете информацию обо всех основных политических партиях Германии, узнаете состав фракций в Бундестаге или парламенте Германии, какие политические партии в стране являются правящими, их программы, цели и задачи.

  • Информация на странице:
  • Роль политических партий
  • Партии в Бундестаге
  • Основные политические партии
  • Программы партий
  • Полезные ссылки
  • Комментарии и вопросы

§ Роль партий в политической системе Германии

Политические партии – это объединения граждан, которые длительное время оказывают влияние на политическое сознание людей и участвуют или стремятся к участию в Бундестаге Германии или земельных парламентах.

Политические партии играют большую роль в политике ФРГ, они во многом определяют внутреннюю и внешнюю политику страны. В Конституции Германии говорится, что политические партии содействуют формированию политической воли граждан страны и могут свободно создаваться гражданами страны. Как Конституция (Основной закон), так и закон о политических партиях ФРГ (нем. Parteiengesetz) определяют основные положения устройства, деятельности, а также отчетности политических партий (ссылки ниже на странице).

В частности, политические партии в Германии имеют следующий круг задач:

  • Разработка программы партии, в которой отражены ее цели;
  • Выдвижение своих кандидатов на выборы в органы государственной власти и в федеральных землях;
  • Влияние на формирование общественного мнения и воли народа;
  • Поддержка граждан в политической жизни;
  • Влияние на политику в парламенте и правительстве страны.

В Германии действует принцип равноправия в отношениях государства с политическими партиями, это означает, что государственные органы власти одинаково обращаются со всеми политическими партиями, обеспечивая свободную конкуренцию партий.

§ Политические партии и фракции в Бундестаге, парламенте Германии

На выборах в Бундестаг в 2017 году принимали участие 42 политические партии. Чтобы получить места в Бундестаге, партиям нужно было набрать не менее 5% голосов, этот барьер прошли только 6 партий. На 2019 год депутаты в Бундестаге образовали следующие фракции, которые носят название политических партий, составляющих их. Это показывает, какие политические партии в Германии оказывают особенно значимое влияние на политику страны; это следующие фракции, и соответственно партии, как представлено в таблице 1 и диаграмме 1 о численности фракций в Бундестаге. Всего в Бундестаге Германии на 2019 год 709 депутатов.

Таблица 1. Политические партии в Бундестаге и число депутатов

ФракцияНазвание на русскомЧисло депутатов, в %
CDU/CSUФракция Христианско-демократического союза и Христианского социального союза34.7 %
SPDСоциал-демократическая партия21.4 %
AfDАльтернатива для Германии12.8 %
FDPСвободная демократическая партия11.3 %
Die LinkeЛевые9.7 %
Bündnis 90/Die GrünenАльянс 90 / Зеленые9.4 %

Диаграмма 1. Политические партии в Бундестаге Германии

Как видно из представленной выше таблицы и диаграммы, самыми влиятельными партиями в Германии являются CDU/CSU, они имеют 246 депутатов в парламенте страны. А самая наименее влиятельная партия в Бундестаге – это Bündnis 90/Die Grünen, она имеет 67 депутатов в парламенте.

В Бундестаге есть также депутаты, которые не принадлежат к фракциям, они составляют 0.6% общего числа депутатов.

§ Список основных политических партий Германии

Далее на странице представлен полный список основных политических партий Германии, принимавших участие в выборах в Бундестаг в 2017 году. Перевод названий партий на русский язык не является официальным переводом соответствующей партии или какого-либо органа власти.

  • Christlich Demokratische Union Deutschlands (CDU)
    Христианско-демократический союз Германии (ХДС)
  • Sozialdemokratische Partei Deutschlands (SPD)
    Социал-демократическая партия Германии (СДПГ)
  • Die Linke
    Левые
  • Bündnis 90/Die Grünen
    Альянс 90 / Зеленые
  • Christlich-Soziale Union in Bayern e.V. (CSU)
    Христианский социальный союз в Баварии
  • Freie Demokratische Partei (FDP)
    Свободная демократическая партия (СвДП)
  • Alternative für Deutschland (AfD)
    Альтернатива для Германии
  • Piratenpartei Deutschland
    Пиратская партия Германия
  • Nationaldemokratische Partei Deutschlands (NPD)
    Национально-демократическая партия Германии (НДП)
  • Freie Wähler
    Свободные избиратели
  • Partei Mensch Umwelt Tierschutz (Tierschutzpartei)
    Партия окружающей среды и защите животных (Партия защиты животных)
  • Ökologisch-Demokratische Partei (ÖDP)
    Экологическая демократическая партия
  • Partei für Arbeit, Rechtsstaat, Tierschutz, Elitenförderung und basisdemokratische Initiative (Die Partei)
    Партия инициативы труда, правового государства, защиты животных, поддержки элиты и основ демократии
  • Bayernpartei (BP)
    Баварская партия
  • Ab jetzt. Demokratie durch Volksabstimmung; Politik für die Menschen (Volksabstimmung)
    Теперь . демократия через народный референдум; политика для людей
  • Partei der Vernunft (PDV)
    Партия здравого смысла
  • Marxistisch-Leninistische Partei Deutschlands (MLPD)
    Марксистско-ленинская партия Германии
  • Bürgerrechtsbewegung Solidarität (BüSo)
    Солидарность, движение за гражданские права
  • ​„Sozialistische Gleichheitspartei, Vierte Internationale“ (SGP)
    “Партия Социалистического равенства, четвертый интернационал”
  • Die Rechte
    Правые
  • Allianz Deutscher Demokraten
    Альянс германских демократов
  • Allianz für Menschenrechte, Tier- und Naturschutz (Tierschutzallianz)
    Альянс за права людей, охрану животных и природы (Альянс по защите животных)
  • „bergpartei, die überpartei“; ökoanarchistisch-realdadaistisches sammelbecken (B*)
    “Горная партия, верхняя партия”; Экологически-анархистско-реально-дадаистический резервуар
  • Bündnis Grundeinkommen; Die Grundeinkommenspartei (BGE)
    Альянс базового дохода; партия базового дохода
  • Demokratie in Bewegung (DiB)
    Демократия в движении
  • Deutsche Kommunistische Partei (DKP)
    Коммунистическая партия Германии
  • Deutsche Mitte; Politik geht anders. (DM)
    Немецкий центр; другой политический путь.
  • Die Grauen – Für alle Generationen
    Серые – для всех поколений
  • „Die Urbane. Eine HipHop Partei“ (du.)
    “Городские. Хип-хоп партия”
  • Magdeburger Gartenpartei; ökologisch, sozial und ökonomisch (MG)
    Магдебургская садовая партия; экологическая, социальная и экономическая
  • Menschliche Welt; für das Wohl und Glücklich-Sein aller
    Гуманный мир; благополучие и счастье для всех
  • Partei der Humanisten
    Партия гуманистов
  • Partei für Gesundheitsforschung
    Партия исследования здоровья
  • Partei für Veränderung, Vegetarier und Veganer (V-Partei 3 )
    Партия за изменение, вегетарианцев и веганов
  • Bündnis C – Christen für Deutschland
    Альянс С – христиане за Германию
  • Die Einheit
    Единство
  • Die Violetten; für spirituelle Politik
    Фиолетовые; за духовную политику
  • Familien-Partei Deutschlands
    Германская партия семьи
  • Feministische Partei Die Frauen
    Феминистская партия Женщины
  • Mieterpartei
    Партия квартиросъемщиков
  • Neue Liberale – Die Sozialliberalen
    Новые либералы – социальные либералы
  • Unabhängige für bürgernahe Demokratie
    Независимые за гражданскую демократию

§ Программы, цели и задачи политических партий Германии

Большинство правящих партий в стране ставят своей задачей: солидарность, справедливость и свободу для всех граждан. Все же пути достижения этих добродетелей отличаются в программах данных партий. Далее на странице представлены основные направления из программ правящих партий ФРГ.

Официальное направление политики политических партий Германии выражается в Коалиционном договоре, заключенном между крупнейшими партиями Бундестага, информацию из коалиционного договора вы можете узнать на отдельной странице нашего сайта.

Читайте также:  Церковь и итальянские иммигранты в США и её роль в жизни диаспоры

CDU и CSU (Христианско-демократический союз Германии и Христианский социальный союз Германии)

К основным целям и задачам данных партий относятся следующие: полная трудовая занятость населения, повышение квалификации граждан, поддержка предпринимательства, а также укрепление внутреннего рынка и защита границ Европейского союза, реструктуризация системы предоставления убежища, расширение международной торговли. Основная программа партии предполагает также укрепление и поддержку семьи, социальную защищенность населения и защиту окружающей среды.

SPD, Социал-демократическая партия

Программа Социал-демократической партия Германии направлена на улучшение трудоустройства и прав трудящихся, поддержку начинающих предпринимателей, малого и среднего бизнеса. Что касается внешней политики, это: предотвращение кризисов и конфликтов, изменение в Европейском союзе (создание Европейского оборонительного союза, правительство в Еврозоне), борьба с причинами, способствующими росту соискателей убежища и другое.

AfD, Альтернатива для Германии

В сравнении с другими политическими партиями Германии, AfD довольно новая партия правых либералов. В ее программе определены следующие цели и задачи: радикальные изменения в политическом устройстве страны и ЕС, применение Швейцарской модели, усиление полиции и улучшение системы уголовного правосудия, роспуск федерального агентства по труду, реформа систем социального обеспечения. Кроме того, партия выступает за сохранение немецкой культуры, языка и национальной идентичности, вместо мультикультурализма и многое другое. Программа партии также представлена на русском языке. Что касается внешней политики: реформа ООН, укрепление армии, обязательная военная служба.

FDP, Свободная демократическая партия

Свободная демократическая партия определяет следующие внутриэкономические цели: гибкость в сфере труда, увеличение продолжительности рабочей недели, работа по выходным дням, улучшение образования; FDP партия предлагает проведение преобразований в сфере финансирования образования, ускорение перехода на цифровые технологии, изменение в налогообложении (отмена Надбавки к подоходному налогу и налогу на корпорации). К внешнеэкономическим целям относится: основательное реформирование Европейского союза, стабильный курс Евро и другие.

Die Linke, Левые

Программа партии Левых направлена на социальную справедливость и борьбу с бедностью; в достижение этих целей включается повышение минимальной оплаты труда в Германии и сокращение длительности рабочей недели. К внешнеполитическим целям относится: сокращение военных расходов и прекращение экспорта оружия, а также поддержка развития бедных стран.

Bündnis 90/Die Grünen, Альянс 90 / Зеленые

Основное направление в Партии Зеленых – это защита климата и окружающей среды; в этом отношении, партия ставит задачей получение электроэнергии только из возобновляемых источников, переход к автомобилям без выхлопных газов. В сфере труда – это равенство в заработной плате мужчин и женщин. Что касается внешней политики, партия выступает за прекращение экспорта вооружения, поддержка ЕС в сфере трудоустройства и защиты окружающей среды.

О двухпартийной системе в США

Двухпартийная система в США — это господство на политической арене страны двух партий — демократической и республиканской.

Сегодня мало кто в Вашингтоне вспоминает, что в США не всегда существовала двухпартийная система. В период создания республики партий как таковых не было, в конституции партии вообще не упоминаются. В те годы в стране действовали две крупные политические группировки: тори, являвшихся сторонниками английского монарха и потому именовавшихся лоялистами, и виги, боровшихся против английского колониального господства, за независимость. Одержав победу в гражданской войне, виги сурово расправились с лоялистами, лишили их гражданских прав, конфисковали имущество, а примерно 100 тыс. выслали из США. «Таким образом,— пишет американский правовед Д. Койл,— Соединенные Штаты начали с однопартийной системы».

Первый президент США Д. Вашингтон выступал против создания партий. Тем не менее к концу XVIII в. в стране оформились две партии — федералистов и республиканцев. Однако через два десятилетия партия федералистов сошла с политической арены, и в стране опять установилась однопартийная система. С 30-х годов XIX в. в стране вновь возникла система двух партий.

Нынешняя двухпартийная комбинация сложилась в 30-е годы XX в. В этот период определилась современная расстановка сил и в механизме двухпартийной системы. Демократы заняли в ней положение центра и чуть левее. А республиканцы обосновались в центре и правее его. Обе партии пользуются поддержкой среди различных социальных слоев. Республиканцев, как правило, поддерживают большая часть монополистического капитала, крупные фермеры, часть мелких бизнесменов. Республиканцы получают также часть голосов рабочих. Демократы пользуются несколько меньшей поддержкой среди крупного капитала, хотя им помогают многие крупные финансисты, промышленные и торговые круги, главным образом гражданских отраслей, а военно-промышленные монополии, особенно в 80-е годы, делали ставку на республиканцев. Демократы пользуются более широкой поддержкой среди рабочих, малоимущих, женщин, пенсионеров, интеллигенции. Примерно 90% черных избирателей, участвующих в выборах, голосуют за кандидатов-демократов. К демократической партии принадлежат все конгрессмены-черные. Определенные различия между обеими партиями предопределяются прежде всего тем, что в рядах американского крупного капитала существуют различные группировки, со своими специфическими интересами, со своими представлениями о наиболее приоритетных задачах внутренней и внешней политики США, нуждах и методах их осуществления. Хотя эти различия не особо существенны. Например, начиная с 80-х годов стало особенно очевидно влияние в республиканской партии консервативных, воинственных элементов и поддерживающих их милитаристских кругов, ультраправых организаций. Выражая их волю, республиканская администрация сокращала расходы на социальные нужды, увеличивала военные ассигнования.

Двухпартийная система — важное средство, которое позволяет манипулировать массовым сознанием и политическим поведением американцев. Предвыборные баталии между демократами и республиканцами помогают сохранению в массах веры в возможность и реальность подлинно народного волеизъявления. Этому способствует и стиль проведения кампаний, когда кандидаты разъезжают по своим округам, жмут руки простым американцам, целуют их детей. Предвыборные кампании играют большую роль в политической жизни страны.

Обе партии, борясь друг с другом на выборах, совместно оберегают свои монопольные позиции. В этих целях они использовали конгресс и законодательные собрания штатов, установивших выгодный только для них порядок получения федеральных субсидий для проведения избирательных кампаний (они доступны только крупным партиям, а вновь созданная не имеет возможности на них рассчитывать) и порядок регистрации новых партий, в соответствии с которым они должны в каждом штате собрать под петициями десятки, а иногда и сотни тысяч подписей. Наряду с подобными финансовыми и организационными нормами, призванными не допускать новые партии к выборам, и демократическая и республиканская партии, поддерживающие их основные средства массовой информации, систематически внушают избирателям, что голосовать за третью партию — значит «потерять свой голос», «выбросить его на ветер», так как все равно у независимых кандидатов нет никаких шансов одержать победу. Так пытаются предотвратить появление новых партий. И в целом такие целенаправленные усилия до сих пор оказывались успешными.

Законодательство о порядке выборов и их финансировании принимают конгресс США и законодательные собрания штатов — легислатуры. Практически все депутаты в них принадлежат к демократической и республиканской партии, в порядке исключения один-два депутата причисляют себя к независимым, но это редкий случай. Обе партии стремятся сохранить свое монопольное положение. Поэтому они создают для других партий различные преграды и трудности, которые бы мешали добиться успеха на выборах. Те, кто пытаются бросить вызов господству двухпартийной системы, поставлены в значительно худшие условия, чем сторонники демократической и республиканской партий. Хотя американские политики и идеологи декларируют свою приверженность политическому «плюрализму», т. е. многообразию, фактически они — поборники стабильности политической системы, сохранения статус-кво. Они готовы терпеть плюрализм в тех пределах, в которых он не затрагивает господства обеих партий в политической жизни.

Каждый штат разработал свои условия образования и деятельности третьих партий и независимых кандидатов, которые создают для них труднопроходимый лабиринт. Например, в штате Калифорния, чтобы попасть в бюллетени для голосования на президентских выборах, третья партия или независимый кандидат должны представить петицию с подписями 100 тыс. зарегистрировавшихся избирателей. В штате Оклахома требуется к 1 июля года выборов подать соответствующую петицию с 39 тыс. подписей, чтобы новая партия была зарегистрирована. Однако кандидаты партий здесь должны быть зарегистрированы за шесть месяцев до выборов, которые всегда проводятся в ноябре, т. е. за два месяца до того, как она может получить официальный статус. В результате создать третью партию в Оклахоме можно, но выдвинуть своих кандидатов для участия в выборах ей практически нельзя.

Сбор подписей — дело довольно сложное. Партия еще не существует, о ней почти никто не знает, средства на рекламу, на массовую работу ей вряд ли удастся собрать, состоятельные американцы не желают подрыва двухпартийной системы. И вот представьте, что активисты будущей партии начинают обращаться к незнакомым лицам на улице, в магазинах или посещая их на дому с просьбой поставить подписи и при этом указать свою фамилию и адрес. У большинства, естественно, возникают сомнения: а зачем нужно поддерживать создание неизвестной политической, организации? Не обернется ли это какими-нибудь неприятностями? Не лучше ли воздержаться?

Помимо необходимости собрать определенное число подписей, кандидаты от третьих партий или независимые должны во многих штатах подтвердить свою лояльность существующему строю В Калифорнии, например, они обязаны подписать заявление о том, что на протяжении последних пяти лет не состояли в организации, которая ставит своей целью «насильственное свержение существующего строя в США».

Даже удовлетворив все формальные предписания, новая партия еще не имеет гарантий, что ее в конце концов допустят к участию в выборах. Местные власти, состоящие из приверженцев республиканской и демократической партий, используют и на этом этапе различные приемы, чтобы опустить перед аутсайдерами шлагбаум на их пути к избирательным участкам. Наиболее распространенным из них является обвинение третьей партии или независимых кандидатов в том, что при сборе подписей под петицией они допустили «злоупотребления» или «нарушили» инструкцию. В 1969 г. выступая в качестве независимого кандидата на пост президента, либеральный деятель бывший демократ сенатор Юджин Маккарти собрал в штате Нью-Йорк более 28 тыс. подписей (закон требует 20 тыс.), тем не менее избирательная комиссия штата, а вслед за ней и суд отказались его зарегистрировать, сославшись на то, что при сборе подписей якобы были допущены ошибки. Тем же способом ему не дали возможности баллотироваться в Калифорнии и в ряде других штатов.

Подвергаются третьи партии дискриминации и в вопросе получения государственных субсидий на проведение избирательных кампаний. Существует ряд ограничений, которые ставят перед ними непреодолимые препятствия. Это несправедливо и по отношению к третьим партиям и к американским налогоплательщикам. Дело в том, что фонд, из которого выплачиваются государственные субсидии, складывается из поступлений от налогоплательщиков. Но при получении средств из этого фонда явные преимущества имеют кандидаты демократической и республиканской партий. Кандидат в президенты от третьей партии может получить субсидию только в случае, если он на предыдущих выборах получил не менее 5% всех голо¬сов. Таким образом, при первой попытке он не получит федеральных субсидий, хотя именно ему они необходимы в гораздо большей степени, чем кандидатам влиятельных старых партий. Но даже если он участвует в выборах во второй раз, а на предыдущих смог получить необходимые 5% поданных голосов, то для получения субсидий ему необходимо соблюсти еще одно условие: он должен быть включен в избирательные списки не менее чем в 10 штатах.

Таковы только некоторые примеры того, как демократическая и республиканская партии закрывают третьим партиям и независимым кандидатам доступ к федеральному фонду, хотя деньги в него были отчислены отнюдь не только от приверженцев этих двух партий.

Все сказанное выше не означает, что в США вообще нет возможности для участия третьих партий, в том числе и вновь образованных, в выборах. Есть примеры того, как независимые кандидаты таки добивались некоторого успеха на выборах.

Наибольшего успеха добился сенатор Р. Лафоллет. Поддержанный широкой коалицией рабочих, фермеров, мелких бизнесменов, он получил на выборах 1924 г. 4,8 млн голосов (более 16% всех поданных голосов). В 20—30-е годы относительно успешно выступали на президентских выборах кандидаты социалистической партии. В 1920 г. Ю. Дебс собрал 920 тыс., а в 1932 г. Н. Томас — 885 тыс. голосов. В последующие годы влияние партии заметно упало. В 1936 г. Н. Томас получил менее 200 тыс. голосов. На выборах того же года кандидат Союзной партии, объединявшей фермеров и городских мелких бизнесменов, конгрессмен У. Лемке получил 882 тыс. голосов.

В послевоенный период, в 1948 г. кандидат Прогрессивной партии Америки Г. Уоллес собрал около 1,2 млн голосов.

Читайте также:  Движение Незнаек в США, ценности, борьба, риторика и агитация

Были также деятели демократической или республиканской партий, которые по тем или иным причинам решали выступить в борьбе за Белый дом со своей платформой и в качестве кандидатов новых партий. В 1948 г. от демократической партии откололась группа деятелей-южан, создавших «Партию борцов за права штатов». Ее кандидат губернатор штата Южная Каролина С. Тэрмонд получил около 1,2 млн голосов. Крупного успеха добился в 1968 г. губернатор Алабамы Дж. Уоллес — кандидат Американской независимой партии, выступавший с откровенно расистской, реакционной программой. За него было подано 9,9 млн голосов (13,5%). На выборах 1980 г. республиканский деятель Дж. Андерсон, выступавший как независимый кандидат, получил 6,6% голосов избирателей.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о прочности двухпартийной системы. Правящие круги в целом удовлетворены существующей двухпартийной системой и не желают подрывать отлаженный партийно-политический механизм, который выполняет важные функции социального контроля над населением.

Несмотря на сотни миллионов долларов, расходуемых кандидатами демократической и республиканской партий, больше половины американцев сейчас не участвуют в выборах президента. На выборах в штатах и на промежуточных выборах в конгресс явка избирателей еще ниже. Во многих больших и малых городах по всей стране на местных выборах практически не бывает соперничества.

В США самая низкая явка избирателей среди всех западных стран. Хотя есть много причин, по которым американцы не голосуют, главная состоит в том, что кандидатам от демократов и республиканцев нечего или почти нечего сказать десяткам миллионов бедняков и молодежи. Обе главные партии, в которых доминируют богатые люди и корпоративные интересы, потеряли всякую связь с этими гражданами. Две главные партии не только не могут предложить серьезные решения их проблем, но во многих случаях даже не обсуждают их.

Политические Партии США (Перестройка)

Политические партии Соединённых Штатов Америки всегда играли и продолжают играть важную роль в жизни страны, несмотря на то, что Конституция Соединённых Штатов не предусматривает существование политических партий. Традиционно для США характерна двухпартийная система, когда в политике доминируют две большие партии, по очереди сменяющие друг друга у власти.

Здание Конгресса США

Структура конгресса:

  • Палата представителей насчитывает 435 участвующих в голосовании членов, каждый из которых представляет свой избирательный округ и переизбирается раз в два года. Места в палате представителей распределяются среди штатов на основе численности населения.
  • Сенат состоит из 100 членов, работающих шестилетний срок. Каждый штат имеет двух сенаторов, независимо от населения. Раз в два года примерно одна треть Сената переизбирается.

Политическая жизнь

Политическая жизнь в США достаточна однообразна: большинство граждан с юности формируют свои политические предпочтения, так во многих штатах есть постоянное большинство, например демократы в Нью-Йорке или республиканцы в Техасе, однако часто колеблющиеся штаты становятся той движущей силой определяющей будущего президента или состав конгресса.

Однако начиная с 2008 года началось проникновение “третьих партий” в конгресс.

На политику США часто влияют внутренние проблемы и внешние проблемы, так в 2008 году Джон Маккейн стал президентом во многом благодаря войне в Курдистане.

Главные политические партии

Республиканская партия

Логотип Республиканской Партии

Республиканская партия (англ. Republican Party) — одна из двух наряду с Демократической партией основных политических партий США. Второе название— Великая Старая Партия (англ. Grand Old Party, GOP).

Идеология – либеральный консерватизм.

Республиканцы придерживаются следующих позиций – снижение налогов, ограничение нелегальной миграции, свободная торговля, беспрепятственное ношение огнестрельного оружия, борьба с принципом разделения церкви и государства, борьба за нравственность и семейные ценности, противодействие попыткам увеличить минимальную заработную плату, противодействие созданию профсоюзов на частных предприятиях, поддержка экономического протекционизма, поддержка смертной казни как исключительной меры наказания, укрепление безопасности страны и увеличение военных расходов, отрицание пацифизма, оппозиция к тоталитарным режимам, война с международным терроризмом.

Демократическая партия

Демократическая партия (англ. Democratic Party) — одна из двух крупнейших партий США. Является одной из старейших политических партий в мире. Её неофициальный символ— ослик (символ упрямого преодоления препятствий), неофициальный цвет— синий.

Идеология – американский либерализм, прогрессивизм.

Логотип Демократической Партии

В наше время демократы поддерживают экономические реформы, увеличение расходов на «социалку», повышение налогов, наднациональные корпорации (Microsoft, Apple, Intel); высокотехнологичные отрасли экономики и борьбу с загрязнением окружающей среды, отказ от экономического протекционизма; сексуальные, расовые меньшинства (ускоренную адаптацию мигрантов к реалиям США), женские организации; также поддержка планирования семьи и регуляторов рождаемости, клонирования и эвтаназии. Большинство демократов— сторонники абортов и запрета смертной казни. Также выступают за ограниченные вмешательства в экономические процессы и общественную жизнь внутри страны. Кроме того, выступают за ограничение свободной торговли огнестрельным оружием в США.

“Третьи партии”

Коммунистическая Партия

Коммунистическая партия США (аббр. КП США, англ. The Communist Party of the United States of America, аббр. CP USA) — политическая партия в США. Основана в 1919 году.

Идеология – марксизм-ленинизм, социализм, социал-демократизм (после объединения с Социалистической Партией США)

В программе партии по состоянию на 2008 год отмечается, что капитализм посредством СМИ, находящихся в монопольной власти корпораций, использует сексизм, национал-шовинизм, гомофобию, антисемитизм и антикоммунизм с целью разделить рабочий класс и его союзников.

Конституционная партия

Конституционная партия США (англ. The Constitution Party) — политическая партия США. Основана Говардом Филлипсом в 1991 году, до 1999 года носила название Партия налогоплательщиков США.

Логотип Конституционной Партии

Против абортов и эвтаназии, против однополых браков, за мораторий легальной эмиграции и введении жестких мер против нелегальной, за отстранение Конгресса США от вопросов образования и здравоохранения, за беспрепятственное ношение огнестрельного оружия, за экономическую и политическую изоляцию США, выход из международных договоров, в том числе соглашений организаций НАФТА, ГАТТ и ВТО.

Партия зелёных

Па́ртия зелёных (англ. Green Party United States) — политическая партия США. Официальным временем основания принято принимать 2001 год после объединения добровольческих зелёных партий и организаций США.

Идеология – зелёная политика, социал-демократия

За защиту окружающей среды, За социальную справедливость, За пацифистскую внешнюю политику, За легализацию абортов в полной мере, За однополые браки, За государственный контроль над личным огнестрельным оружием граждан, Против насилия, За децентрализацию органов власти, За общественную экономику, За феминизм.

Либертарианская партия

Логотип Либертарианской Партии

Либертарианская партия США (англ. Libertarian Party) — политическая партия США. Образована 11 декабря 1971 года по инициативе Дэвида Нолана.

Идеология – Либертарианство, классический либерализм.

Выступает в политике на основе идеологии либертарианства: за свободную рыночную экономику, права и свободы граждан, свободную международную торговлю, мир и невмешательство в дела других стран. В плане экономики наиболее близка к Республиканской партии.

Партийная система Германии и ее основные политические партии

В конце 1940-х годов после победы над фашизмом возникают современные партии Германии. В становлении партийной системы Германии участвовали немецкие антифашисты, представители оккупационных властей. Были созданы условия, не допускающие фашистскую пропаганду, власти учли трагический опыт и внедряли в жизнь демократические идеалы, идеи свободомыслия, политического плюрализма. Деятельность партии нацистов была запрещена законом.

Условия образования и деятельности партий в Германии

Статус партий определяется Основным законом, федеральным законодательством. Немецкие партии формируют политическую волю народа, образуясь свободно. Одним из условий является индивидуальное добровольное членство. Внутри партии структурированы на основе принципов демократии и конституции. Все партии равны перед законом. Во время избирательных кампаний партии получают государственное финансирование. В ФРГ существуют партии правого и левого толка. На выборах в 2009 году принимало участие около 30 партий различных направлений, всего пять из них преодолели пятипроцентный барьер.

Говорить о конкретном типе партийной системы сегодня, пожалуй, невозможно. С уверенностью можно утверждать, что в Германии доминирующими являются две партии: Христианско-демократический союз (ХДС), в Баварии Христианско-социальный союз (ХСС) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Они образуют коалиции в парламенте с небольшими партиями: Свободной демократической партией Германии (СвДП), «Союз 90 – Зеленые».

В 2005 году после выборов две основные партии образовали большую парламентскую коалицию при некоторой ведущей роли христианских демократов, которые получили должность федерального канцлера.

Такое решение было принято для того, чтобы обеспечить депутатское большинство в бундестаге и государственную стабильность.

Эти партии скорректировали свои предвыборные программы, трудновыполнимые лозунги и требования были отставлены. В 2009 году вновь образовалась коалиция христианских демократов и либералов, которая и заняла главное место в правительстве и бундестаге.

ХДС-ХСС

ХДС-ХСС – это немецкая политическая партия, состоящая из блока правоцентристских политических партий Германии Христианско-демократического союза и Христианско-социального союза. ХСС активна только в Баварии, ХДС – во всех остальных землях.

Особая роль принадлежит этой главенствующей буржуазной центристской партии. Формально организация состоит из двух образований ХДС и ХСС. ХСС действует в Баварии, крупной и развитой в экономическом плане южной земле. ХДС-ХСС находятся в одной парламентской и организационно-идеологической унии, у них единая фракция.

Партия оформилась к началу 1950-х годов, активно участвовали в ее формировании сторонники Католической партии центра. В основе партии широкие слои буржуазии, государственные служащие.

Партия и ее лидеры сделали многое для воссоздания Германии после войны и ее объединения в 1990 году. Федеральные президенты и канцлеры в большинстве своем были выходцами из ХДС – ХСС.

Программные заявления партии основаны на либерально-консервативных ценностях. Германская специфика, безусловно, учтена: свобода личности, неприкосновенность частной собственности, особая роль христианского учения, доктрина социально-ориентированного рыночного хозяйства, стремление к построению единой Европы, приоритет отношений с США и пр. В конце 2005 года партия стала оппозиционной.

Свободная демократическая партия – это буржуазно-либеральная партия, выражающая интересы средних и мелких предпринимателей, служащих, чиновников, обеспеченной прослойки интеллигенции, части крестьянства и ремесленников.

Свободная демократическая партия является союзником христианских демократов. Она была создана в 1948 году, расширила свое влияние в 1990-е годы. В основе программных заявлений партии лежит учение немецкого либерализма. С 2009 года СвДП входит в парламентскую и правительственную коалицию с христианскими демократами.

Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) – это партия, основанная в результате слияния Союза немецких рабочих обществ с левыми элементами лассальянского Всеобщего германского рабочего союза. Партия основана на позициях научного социализма и пролетарского интернационализма.

СДПГ является влиятельной и старейшей политической партией Германии. Партия основана в 1869 году. Вождями партии являлись Фердинанд Лассаль, Август Бебель, Вильгельм Либкнехт. Партия известна своей антифашистской борьбой, она преследовалась нацистами и была восстановлена в западных землях Германии в 1946 году.

Партия выражает общенародные позиции и проповедует концепцию демократического социализма. СДПГ поддерживает лозунги «социального партнерства» и выступает за активную государственную социальную и экологическую политику. Партия опирается на рабочих, имеющих высокую квалификацию, профсоюзы, государственных и муниципальных служащих, мелких предпринимателей.

В 1998-2005 годах партия была правящей. В 2005 году СДПГ набрала меньшее количество голосов, чем христианские демократы, но в парламентской коалиции находилась вместе ХДС-ХСС. В 2009 году СДПГ опять постигла неудача. За партию проголосовало всего 20% жителей Германии. С 2009 года- это главная оппозиционная сила.

Также в политической системе Германии можно выделить несколько экологических партий. Партия «Союз 90 – Зеленые» представлена в федеральном парламенте. Главными для членов партии являются вопросы охраны окружающей среды, экологического равновесия и устойчивого социально-экономического развития. Партия не имеет устойчивой социальной базы.

Необходимо отметить Левую партию, которая возникла в 2005 году и является результатом слияния Партии демократического социализма и отделившейся от СДПГ левоцентристской организации, которую не устраивало соглашательское поведение партийного руководства. Новая партия расширила свое влияние и удачно выступила на парламентских выборах 2005 и 2009 годов.

Левая партия стоит на стороне многих традиционных социалистических и демократических ценностей, придерживается концепции «третьего пути». Активистами являются члены бывшей партии восточногерманских коммунистов. Партия опирается на рабочих, служащих, мелких предпринимателей, фермеров.

Наконец, можно выделить Пиратскую партию Германии, она пользуется популярностью в некоторых землях. В 2011 году на выборах в парламент Берлина она набрала около 10 % и получила 15 мест. Партия выступает за свободный обмен информацией в государстве и Интернете, предлагает пересмотреть законодательную базу и удалить устаревшие документы.

Из правых партий в Германии действуют небольшие организации, которые отстаивают националистические позиции. По данным СМИ, в ФРГ около 130 организаций праворадикального толка находятся под пристальным наблюдением спецслужб. Влияние этих организаций невелико.

Участие немцев в политической жизни США, партии и позиция

Какие возникли политические партии в США

– После того как было создано новое государство, политическая жизнь страны начала развиваться в направлении, к которому создатели Конституции относились отрицательно. Началось формирование политических партий. В этом уроке рассказывается о том, как происходил этот процесс. В нем также говорится о той роли, которую играют политические партии в жизни американского государства сегодня.

– По окончании урока вы сможете рассказать о том, почему создатели Конституции относились отрицательно к самой идее создания политических партий. Вы также сможете рассказать о том, как столкновение интересов привело к возникновению партий, о причинах падения популярности партии федералистов и о роли партий в политической жизни сегодня.

Читайте также:  Классовый состав населения США в период Гражданской войны

Понятия для усвоения.

– понятия об общественном благе,

– своевременных и необходимых законах,

Что писал Медисон о роли фракций в политической жизни США.

Джеймс Медисон в Федералисте писал, что одним из наиболее важных достоинств новой Конституции было то, что созданное на ее основании правительство было защищено от влияния фракций. Он называл фракцией группу граждан, которая стремится к достижению своих интересов в ущерб интересам других граждан. Многие из создателей Конституции, так же как и он, считали, что существование фракций представляет угрозу для существования республиканского государства.

Медисон считал, что люди всегда будут объединяться на основании общих интересов для проведения политики, благоприятной этим интересам. Но в большом обществе существует много групп граждан с различными интересами. Это многообразие не позволяет какой-либо одной группе получить контроль над властью. По его мнению, сложная система управления государством, созданная на основании Конституции, ограничивала влияние фракций.

Географические размеры страны и проживание в ней различных групп населения наряду со сложной системой управления государством не позволяли какой-либо одной фракции образовать большинство. Таким образом, никакая фракция не могла управлять государством в своих интересах. Наоборот, различные группы населения вынуждены путем достижения компромиссов создавать коалиции, которые, стремясь к удовлетворению интересов большинства, одновременно защищают интересы меньшинства.

Несмотря на усилия Медисона и препятствия, созданные Конституцией, фракции в виде политических партий развились и стали неотъемлемой частью американской политической системы.

Причины, приведшие к возникновению политических партий.

В бытность свою президентом, Джордж Вашингтон часто прибегал к советам людей, мнение которых он очень ценил. Двух из них он назначил своими секретарями, госсекретарем стал Томас Джефферсон и секретарем казначейства стал Александр Гамильтон. Каждый из них имел свое представление о том, каким должна быть политика правительства, что приводило к большому количеству конфликтов между ними.

Со временем, после того как Вашингтон все больше стал прислушиваться к советам Гамильтона в вопросах внутренней и внешней политики, Джефферсон подал в отставку. В этот период Гамильтон и его последователи стали называться федералистами, а Джефферсон и его последователи республиканцами. Позже республиканцы образовали демократическую партию, а не республиканскую. Разница во взглядах между федералистами и республиканцами сыграла большую роль в становлении политических партий США.

Принципиальные разногласия между Гамильтоном и Джефферсоном касались того, каким образом федеральное правительство должно применять свои властные полномочия.

– Гамильтон и федералисты считали, что в соответствии с Конституцией федеральное правительство должно заниматься национальными проблемами. Если проблема имеет национальный масштаб, федеральное правительство может и должно ею заниматься, говорится или нет об этом в Конституции.

– Джефферсон и республиканцы считали, что поскольку полномочия федерального правительства определены в Конституции достаточно туманно, то, если стоять на позициях федералистов, правительство имеет право делать все что заблагорассудится. Республиканцы считали, что если у власти есть возможность самой определять свои полномочия, то это может угрожать правам и свободам личности. Они поэтому считали, что полномочия правительства должны быть строго определены.

Почему Джефферсона беспокоило то, как будут истолкованы положения Конституции?

Ни одна из статей Конституции не вызывала у Джефферсона и республиканцев такого беспокойства, как та, в которой говорилось о полномочиях Конгресса. Хотя в ней, казалось, и ограничивалась власть Конгресса тем, что четко перечислялись его полномочия и обязанности, в ней содержались два определения общего содержания. Это благо государства и своевременность и необходимость. Из этих определений следовало, что Конгресс имел право:

– облагать налогами. платить долги и обеспечивать безопасность и благо государства, т.е. США,

– издавать законы, своевременные и необходимые для выполнения своих полномочий.

Федералисты считали, что раз по Конституции у Конгресса много обязанностей, полномочия Конгресса должны соответствовать этим обязанностям. И именно использование широких полномочий Конгрессом вызывало опасение у Джефферсона и республиканцев.

Но, по мнению федералистов, так как народ делегировал власть федеральному правительству, народ сможет уменьшить полномочия, если потребуется, путем внесения поправок в Конституцию. Перечисленные в Конституции полномочия явным образом разделяли сферы деятельности федеральной власти и

Департамент
сельского хозяйства

Департамент
здравоохранения
и социального
обеспечения

Департамент
жилищного
строительства
и городского
развития


Департамент по делам ветеранов

Независимые агентства
и правительственные корпорации

правительств отдельных штатов, что и было достаточным ограничением власти обеих структур.

Упражнения для развития самостоятельного мышления.

Предположите, что вы предоставили вашим органам школьного самоуправления право издавать любые правила, которые, по их мнению, “своевременны и необходимы” для “блага” школы.

– У кого будет право решать, что является “своевременным и необходимым”?

– Кто будет определять, что такое “благо” школы?

– Какими средствами будут ограничены полномочия органов школьного самоуправления?

Конфликты между федералистами и республиканцами.

Разница политических убеждений Гамильтона и Джефферсона привела к большому числу разногласий между ними по вопросам, касающимся того, как должно функционировать правительство нового государства. Одним из таких вопросов, по которому они придерживались различных мнений, был вопрос о необходимости создания Национального банка США.

Как секретарь казначейства Гамильтон хотел продемонстрировать роль федерального правительства и укрепить слабую национальную экономику. Для достижения этих целей он представил на рассмотрение Конгресса ряд предложений. В одном из них было предложено создать Национальный банк США. Конгресс принял закон об учреждении банка, что вызвало много возражений.

Гамильтон заявлял, что создание банка было “своевременно и необходимо” для выполнения Конгрессом своих функций, таких как сбор налогов и регулирование торговли.

Джефферсон возражал, заявляя, что определение “своевременно и необходимо” должно пониматься как “абсолютно и обязательно необходимо”. Понятно, что такое понимание сильно ограничило бы полномочия Конгресса. Конечно, создание Национального банка не отвечало такому пониманию определения. Джефферсон это понимал, и это было именно то, чего он добивался.

Президент Вашингтон стал на позицию Гамильтона. Он подписал законодательный акт, учреждающий Национальный банк США. Таким образом был сделан большой шаг в сторону увеличения полномочий федеральных органов власти.

Почему федералисты и республиканцы стояли на противоположных позициях в оценке войны между Великобританией и Францией?

В 1793 году началась война между Францией и Великобританией. Мнение о том, какую позицию должны занять США по отношению к этой войне, у федералистов и республиканцев разделились.

Федералисты хотели, чтобы США оказала в этой войне помощь Великобритании, так как с ней у американцев было больше торговых связей, чем с Францией. Им также не нравился радикализм Французской революции 1789 года.

Республиканцы хотели, чтобы США оказали в этой войне помощь Франции, которая в свое время помогала американцам в их революционной войне против Великобритании. Они также поддерживали революцию против французского монарха.

Почему федералисты преследовали критику правительства в прессе?

Президент Вашингтон старался предотвратить разделения граждан США в связи с отношением к этой войне на противоборствующие лагери. Он объявил, что США занимает нейтральную позицию по отношению к этой войне. Когда он оставлял должность президента после второго срока, он предостерегал граждан США об опасности вступления в какие-либо постоянные союзы с иностранными государствами. Он также не хотел, чтобы американским народом овладело то, что он называл “партийные настроения”.

Ко времени ухода Вашингтона с поста президента межпартийные конфликты стали постоянной приметой американской жизни. Колоссальный авторитет Вашингтона защитил его от всяких нападок. Никто, однако, не мог занять место Вашингтона в сердцах американцев, и все последующие президенты были объектами нападок оппозиции.

Законы об иностранцах и агитации.

На выборах 1796 года Джон Адамс, федералист, стал президентом, а Томас Джефферсон, республиканец, вице-президентом. Это ужесточило конфликт между федералистами и республиканцами.

Джефферсон и республиканцы критиковали то, как Адамс и федералистское большинство в Конгрессе вели государственные дела. Адамс и федералисты сумели провести законы под названием “Законы об иностранцах и агитации”. Эти законы давали президенту право заставить иностранцев покинуть страну, если он сочтет их пребывание нежелательным. По этим законам критика правительства редакторами газет, писателями или выступающими на митинге считалась преступлением.

Джефферсон и республиканцы были возмущены этими законами и тем, как их применяли судьи-федералисты. Они понимали, что эти законы были направлены против них, против их критики президента и Конгресса. Республиканцы думали, что федеральный суд объявит эти законы неконституционными. Однако несколько республиканцев – редакторов газет и один член Конгресса были оштрафованы и попали в тюрьму за критику правительства.

После этих событий Медисон и Джефферсон написали “Резолюции штатов Кентукки и Виргиния”. Они считали, что у штатов есть право решать, не превысило ли федеральное правительство свои полномочия. В этих резолюциях требовалось, чтобы законодательные собрания штатов имели право объявлять законы, изданные Конгрессом, не имеющими правовой силы, такие, например, как законы об иностранцах и агитации. Однако эти резолюции не были поддержаны другими штатами, но если бы это произошло, то в результате штаты получили бы контроль над действиями федерального правительства.

Что называется “революцией 1800 года”.

На президентских выборах 1800 года впервые кандидатов на посты президента и вице-президента открыто поддерживали политические партии. Федералисты поддерживали кандидата на пост президента – Джона Адамса, а республиканцы – кандидата в вице-президенты Томаса Джефферсона. Хотя кандидаты не проводили избирательной кампании, выборы выявили острые противоречия между партиями.

Эти выборы имели большое значение для нового государства. Федералисты и республиканцы обвиняли друг друга в желании отменить Конституцию, однако обе партии признали результаты выборов. В марте 1801 года федералисты передали власть республиканцам. Впервые власть перешла к новым политическим силам в результате “демократической революции”, а не по наследству или в результате вооруженного конфликта. Джефферсон

позднее назвал это “революцией 1800 года” и сказал, что она имеет большее значение, чем революция 1776 года.

Федералисты подозрительно относились к демократии. Но страной все больше овладевали демократические настроения. Перед лицом этого растущего ощущения равенства в обществе федералисты не могли соперничать с республиканцами, которые выражали убеждения простых американцев. После войны 1812 года федералисты перестали играть сколько-нибудь значительную роль в политической жизни США.

Роль политических партий в жизни США сегодня.

Политические партии являются неотъемлемой частью политической жизни США. По мнению многих, при все большей демократизации общества роль политических партий возрастает. Они выполняют несколько важных функций.

– Они дают гражданам возможность организовать поддержку кандидатам на государственные посты.

– Они обеспечивают более активное участие в выборах населения.

– Вступлением в партии граждане демонстрируют свою поддержку политики этой партии.

– Политические партии дают выход настроениям населения и создают условия для обсуждения общественных событий.

– Почему федералисты были против возникновения политических партий? Актуальны ли сегодня их доводы?

– Какую роль в жизни общества сегодня играют партии? Служат ли они общественному благу?

– Возможно ли существование демократического общества без политических партий?

– Какие преимущества и недостатки членства в партии? Как можно убедиться в том, что выбранная вами политическая партия защищает ваши интересы?

Вопросы по теме урока

– Что такое фракция? Что, по мнению Медисона, было гарантией того, что какая-либо фракция не получит контроль над федеральным правительством?

– Что послужило причиной возникновения политических партий в США?

– Что означают “своевременность и необходимость” и “благо государства”? Какие позиции по отношению к этим положениям Конституции занимали Джефферсон и другие создатели Конституции?

– Почему Джефферсон назвал президентские выборы 1800 года “революцией 1800 года”?

– Изучите по дополнительным материалам, как развивались и изменялись политические партии в период от гражданской войны до настоящего времени.

Являются ли политические партии преимуществом представительной демократии?

Ссылка на основную публикацию