Выходцы из скандинавских стран в США, общность и различия

Скандинавская философия Jantelov

По словам Филиппа, в Дании между людьми на рабочем месте царит атмосфера доверия и равенства. Нередко можно увидеть, как генеральный директор компании моет кофейные кружки, чтобы уборщику осталось меньше работы. Филипп считает это показателем взаимного уважения между коллегами, вне зависимости от их статуса в организации.

Филипп считает это проявлением «законов Янте» (на датском – Jantelov) – известного в скандинавских странах термина. Он был создан датско-норвежским писателем Акселем Сандемусе в романе «Беглец пересекает свой след», изданном в 1933 году. Сандемусе создал свод из десяти правил, ставших известными как «Законы Янте». В основе этих правил лежала идея равенства, согласно которой никому нельзя было считать себя лучше других. Принципы «Законов Янте» не в том, что люди должны осознать собственную несостоятельность, а в том, чтобы научиться видеть достоинства других.

Такая точка зрения может показаться слишком упрощенной – и даже немного отдающей коммунизмом – американцам, которые воспитаны на вере в ценность вклада отдельной личности в реализацию американской мечты. Однако, по мнению Филиппа, принятие «Законов Янте» может обернуться некоторыми преимуществами. «Когда вы руководствуетесь этими принципами в работе, то выходите на такой уровень доверия, который я считаю одним из главных плюсов работы в Дании. Люди верят в то, что вы работаете на совесть, и вы можете верить в объективность обратной связи о вашей работе», – объясняет Филипп.

Здесь сотрудникам не нужно завоевывать доверия начальства – им доверяют сразу, что делает атмосферу более расслабленной и открытой. По мнению Филиппа, это один из главных аспектов улучшения трудовой культуры, поскольку так можно избежать недопонимания и излишних политических игр в коллективе.

Филиппу нравится эта позиция датчан – «говори, что думаешь, и думай, что говоришь» – которая возможна благодаря их менталитету. Он считает, что подобный подход может пойти на пользу многим компаниям в США и по всему миру: «Это помогает избавиться от лишнего, ограничить размах интриг и других недоброкачественных явлений, на которые уходит немало энергии и концентрации работников».

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что политики на рабочем месте должно быть как можно меньше. Особенно это мешает небольшим стартапам, которым жизненно необходимо выжимать максимум пользы из имеющихся ресурсов. Чтобы сотрудники могли реализовать свой потенциал, нужно создать окружение, в котором люди смогут спокойно быть собой. Для Филиппа «Законы Янте» – один из способов добиться этого.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что политики на рабочем месте должно быть как можно меньше. Особенно это мешает небольшим стартапам, которым жизненно необходимо выжимать максимум пользы из имеющихся ресурсов. Чтобы сотрудники могли реализовать свой потенциал, нужно создать окружение, в котором люди смогут спокойно быть собой. Для Филиппа «Законы Янте» – один из способов добиться этого.

Какие страны называют скандинавскими и почему

Ответ не так прост. Все зависит больше от истории, чем от географии. Географически на Скандинавском полуострове находится вся Швеция, материковая часть Норвегии и небольшая часть Финляндии.

Казалось бы, вот эти три страны и есть скандинавские. Ан нет. Скандинавскими считают еще Данию и Исландию, да и Эстония норовит причислить себя к этой группе стран. Почему? С чего бы это государства, лежащие за пределами Скандинавского полуострова, называются скандинавскими?

Давайте вспомним историю. Кратко и без особых подробностей, только основное, что имеет отношение к «скандинавскости» этих стран.

Исторически кроме Швеции и Норвегии в число скандинавских стран входила Дания. Почему? У Дании нет своих земель на Скандинавском полуострове. Сейчас нет, а до середины XVII века были, Дании тогда принадлежала область Скания, которая сейчас находится на юге Швеции. А еще у Дании была власть. Все началось еще в 1397 году с Кальмарской унии, согласно которой образовался союз трех королевств (Дании, Норвегии и Швеции) под верховной властью датских королей. Поскольку Дания правила скандинавскими землями, а еще и частично ими владела, то ее с тех пор и считают скандинавской страной.

Во времена Кальмарской унии три короны изображались на гербе королевы Маргариты, которая за свою жизнь успела побывать королевой Дании, регентом Норвегии и королевой Швеции. Эти три короны и сейчас изображены на гербе Швеции, и обозначают они теперь вовсе не давнюю унию трех скандинавских королевств, однако очень ее напоминают. Хотя бы потому, что такие же три короны на королевском гербе Дании до сих пор символизируют Кальмарскую унию.

Кальмарская уния продержалась 125 лет. В 1523 году от нее откололась сильно окрепшая Швеция. Под датской властью осталась Норвегия, и в 1536 году образовалась Датско-норвежская уния.

Тем временем Швеция прирастала землями и крепла. В ее состав, среди прочих, входили территории нынешней Финляндии и Эстонии.

В 1814 году Датско-норвежская уния распалась, ослабшая Дания вынуждена была уступить Норвегию Швеции. Образовалась Шведско-норвежская уния, которая продержалась до 1905 года. Это была последняя из уний, когда главенство над Норвегией принадлежало то Дании, то Швеции. С тех пор Норвегия стала независимой.

Теперь давайте разберемся, почему Исландию считают скандинавской страной. Она еще в 1262 году признала верховную власть норвежских королей, а позже, когда Норвегия попала под власть Дании, Исландия тоже стала подчиняться Дании, вплоть до 1940 года. (Хоть и не относящийся к нашему исследованию, но довольно интересный факт: в 1940 году Исландию захватила Великобритания и через год передала право оккупации острова Соединенным штатам Америки). Только в 1944 году Исландия обрела полную независимость. Поскольку Исландия на протяжении своей истории долго принадлежала скандинавским Норвегии и Дании, то неудивительно, что она тоже считается скандинавской страной.

Теперь по поводу Финляндии. Хоть финны с испокон веков и жили на Скандинавском полуострове, страна Финляндия появилась совсем недавно. Еще с эпохи викингов финскими землями владели шведы, и только в 1595 году эти земли получили наименование Великого герцогства Финляндского, что нисколько не изменило подчиненное положение самих финнов, да и официальным языком оставался шведский (который и сейчас в Финляндии имеет статус государственного языка наряду с финским).

Под шведами Финляндия была до 1809 года, а потом еще более ста лет входила в состав России, и только в 1917 году обрела независимость.

А как же Эстония? Почему она тяготеет к скандинавским странам? Одна из причин – ее близость к Финляндии по языку и культуре. Эта прибалтийская республика сильно отличается от соседних Латвии и Литвы, у нее значительно больше сходства с Финляндией, это факт. Кроме того, с XVI по XVIII века Эстония входила в состав скандинавской Швеции, пока по результатам Северной войны не досталась России.

Вот такая история с географией.

Список всех статей про Скандинавию здесь .

Подписывайтесь на мой канал про путешествия, чтобы не пропустить новые публикации про разные города и страны.

Все фотографии и видео на канале из семейного архива.

Теперь давайте разберемся, почему Исландию считают скандинавской страной. Она еще в 1262 году признала верховную власть норвежских королей, а позже, когда Норвегия попала под власть Дании, Исландия тоже стала подчиняться Дании, вплоть до 1940 года. (Хоть и не относящийся к нашему исследованию, но довольно интересный факт: в 1940 году Исландию захватила Великобритания и через год передала право оккупации острова Соединенным штатам Америки). Только в 1944 году Исландия обрела полную независимость. Поскольку Исландия на протяжении своей истории долго принадлежала скандинавским Норвегии и Дании, то неудивительно, что она тоже считается скандинавской страной.

История развития

Собственным путём, по большей части независимо от факторов, действовавших в континентальной Европе, шло развитие права в Скандинавии. Для исторического развития этих стран были характерны следующие особенности: относительная неразвитость управленческой иерархии; наличие свободных крестьян; демократические формы учета интересов различных слоев населения в рамках церковного прихода, что вело к компромиссным средствам решения возникающих социальных конфликтов; постоянное приспособление экономического развития к условиям патриархального общества; — в связи с чем в Скандинавии возникает централизованная система права, распространяющая свою легислатуру на всю территорию государства.

В Шведском кодексе 1734 г. девять разделов:

География

Скандинавия расположена в северо-западной части Европы. Небольшая часть Скандинавии лежит за полярным кругом. Омывается Норвежским морем на севере и западе, Северным морем на юго-западе, Балтийским морем и Ботническим заливом на востоке. На юге Ютландию от Скандинавского полуострова отделяют проливы Скагеррак и Каттегат. Крупнейшими островами в Балтийском море, относящимися к Скандинавии, являются Зеландия, Готланд, Фюн, Фальстер, Борнхольм, Эланд. В 2000 г. был открыт Эресуннский мост через пролив Эресунн между Данией и Швецией, связавший Скандинавский полуостров с Центральной Европой. Самой южной точкой Скандинавии принято считать мыс Гедсер на острове Фальстер (Дания) в Балтийском море. Самой северной точкой Скандинавии считается мыс Нордкап на острове Магерё (Норвегия) в Баренцевом моря (более северный архипелаг Шпицберген обычно не включают в состав Скандинавии).

Рельеф Скандинавии разнообразен: преимущественно плоский на востоке (вдоль побережья Балтийского моря) и юге (Ютландия), и горный на севере и западе (побережье Норвежского моря). Скандинавские горы тянутся вдоль Скандинавского полуострова с севера на юг на 1500 км. Самая высокая точка — гора Гальхёпигген (норв. Galdhøpiggen), 2469 м, расположена в южной части хребта. Северная и центральная часть Скандинавии очень лесиста, на юге преобладают поля и другие сельскохозяйственные угодья.

Для восточной части Скандинавии характерно наличие многочисленных озёр (напр. Меларен, Веттерн) и морен, являющихся наследием Ледникового периода. Побережье Скандинавии сильно изрезано, особенно на западе, с глубокими узкими заливами, в том числе фьордами, и многочисленными островами и шхерами.

Скандинавия обладает густой речной сетью. Гидроэнергетика играет важную роль в обеспечении электроэнергией. Однако число судоходных рек ограничено. Самая протяженная река — Гломма — протекает на юго-востоке Норвегии и впадает в Северное море недалеко от Осло. К крупным рекам относятся Кларэльвен, Турнеэльв, Далэльвен.

Скандинавия расположена в двух климатических поясах: умеренном и субарктическом. Климат меняется с севера на юг и с запада на восток. Большое влияние на климат оказывает теплое Норвежское течение, являющееся продолжением Гольфстрима. На западе Скандинавии морской климат, типичный для западной Европы, преобладает в Дании, южной части Швеции и вдоль западного побережья Норвегии, характеризуется частыми осадками, достигая 5000 мм в некоторых областях Норвегии. В центральной части — от Осло до Стокгольма — преобладает влажный континентальный климат, который постепенно уступает место субарктическому климату далее на север и прохладному морскому климату западного побережья. Скандинавские горы закрывают собой мягкий и влажный воздух, поступающий с юго-запада, таким образом, северная часть Швеции и плато Финнмарксвидда в Норвегии получают небольшое количество осадков и холодные зимы.

На территории Скандинавии расположено несколько природно-климатических зон. Крайний север континентальной Норвегии находится в зоне тундры. Основная часть Скандинавии расположена в зоне тайги. Юго-восточная Швеция расположена в зоне смешанных лесов, юго-западная Швеция и Дания в зоне широколиственных лесов.

Самая высокая температура за всю историю наблюдений в Скандинавии составила +38,0 °C в Малилле (Швеция) [4] . Самая низкая: −52,5 °C в Вуоггачольме (Швеция).

Самая высокая температура за всю историю наблюдений в Скандинавии составила +38,0 °C в Малилле (Швеция) [4] . Самая низкая: −52,5 °C в Вуоггачольме (Швеция).

Правовые системы скандинавских стран: общая характеристика, источники, основные институты.

Скандинавское право — в сравнительном правоведении выделяется как самостоятельная правовая семья, в которую включаются Швеция, Норвегия, Дания, Исландия и Финляндия . Римское право сыграло несомненно менее заметную роль в развитии правовых систем в скандинавских странах, чем во Франции и в Германии. В северных государствах нет и не было кодексов, подобных Гражданскому кодексу Франции или Германскому гражданскому уложению. Судебная практика играет здесь более значимую роль, чем в странах континентальной Европы. В то же время, право Скандинавии нельзя отнести и к англо-американской системе общего права, поскольку в Скандинавии почти нет таких характерных признаков общего права, как правило прецедента, техника различий, особая роль процессуального права.

Большинство ученых-юристов считают скандинавское право разновидностью (причем особой) романо-германской правовой семьи или отдельной сферой континентальной системы права. Дело в том, что право стран Северной Европы активно пользуется юридическими конструкциями и понятиями романо-германской правовой семьи. Скандинавское право придерживается принципа верховенства закона. Норма права в скандинавских странах имеет более общий характер, чем норма англо-американского права. Эти особенности правовых систем Скандинавии и используются в качестве решающих аргументов в пользу отнесения права стран Северной Европы к романо-германской семье. Многие компартивисты настаивают на «промежуточном» положении скандинавского права. А.Мальмстрём помещает его между романо-германской правовой семьей и общим правом. А Ф.Шмидт, разделяя эту позицию, ссылается на то, что европейское континентальное право более догматично по сравнению с правовыми системами Скандинавских стран, а англо-американское право более прагматично. Третьи юристы относят право стран Северной Европы к «третьей системе» западного права. А.Юзинг утверждает, что нордическое право все же ближе к общему праву, чем к романо-германской правовой семье. Наконец, некоторые ученые-юристы считают споры по поводу классификации скандинавского права совершенно бесполезными.

К англо-американской системе общего права скандинавское право также отнести нельзя. Историческое развитие правовых систем северных стран происходило совершенно независимо от английского права. К тому же скандинавское право почти не имеет таких особенностей общего права, как правило прецедента, техника различий, особая роль процессуального права. Однако нельзя полностью исключать и недооценивать воздействие на скандинавское право английского общего права и романо-германской правовой семьи. Оно было различным на протяжении истории и по-разному проявлялось применительно к различным отраслям права.

Читайте также:  Ассимиляция американских немцев, образ жизни, язык и занятость

Правовые системы в Скандинавии обычно делят на две группы. Первая включает Данию, Норвегию и Исландию, право которых исторически развивалось на основе почти идентичных по своему содержанию компиляций датского и норвежского права, осуществленных во второй половине XVII в. Во вторую группу входят Швеция и Финляндия, где в 1734 г. был введен закон Шведского государства. Несмотря на то, что в соответствии с Фридрихсгамским мирным договором 1809 г., завершившим русско-шведскую войну 1808—1809 гг., Швеция передала Финляндию России, влияние шведского права в этой стране остается значительным и до настоящего времени. Взаимная интеграция права скандинавских стран объясняется следующими причинами:

· длительные взаимные исторические связи и этническая близость данных государств;

· почти полное отсутствие во всех этих странах рецепции римского права, оказавшего существенное влияние на развитие правовых систем стран континентальной Европы;

· отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права так, как это было сделано в романо-германской правовой семье;

· проходящий уже более 100 лет процесс унификации права стран Скандинавии.

Анализ правовых систем Скандинавских стран показывает определенную общность скандинавского и романо-германского права. Прежде всего это сходство источников правового регулирования. В скандинавских странах закон является основным источником права, и суды формально не могут, разрешая конкретный спор, создавать правовые нормы. В этом вопросе обнаруживается существенное различие между системами скандинавского и общего права. Однако в Скандинавских странах традиционно весьма значительна роль суда. Никогда функции судьи не сводились здесь исключительно к применению норм законодательства. Судья в Скандинавских странах обладает большой свободой в толковании положений, содержащихся в законах и договорах. В Швеции суды низших инстанций практически во всех случаях неукоснительно следуют решениям, принимаемым вышестоящими судебными органами, в первую очередь — решениям Верховного суда, признавая их авторитетным изложением действующего права. Роль судебной практики в последние годы заметно растет. В Швеции, согласно закону 1971 г., Верховный суд рассматривает такие дела, которые представляют интерес с точки зрения установления определенных направлений правоприменительной деятельности. Таким образом, признается обязательность решений Верховного суда для всей судебной системы. В конечном счете, к расширению дискреционных правомочий судей приводит получающая все большее распространение практика включения в законы неопределенных норм. В Швеции они получили название «общих оговорок». Сами шведские юристы оценивают развитие законодательной техники «общих оговорок» как «разновидность делегирования законодательной власти судебным органам». Указанная тенденция отчетливо просматривается в эволюции системы источников права во всех странах романо-германской семьи. Скандинавское право использует общие юридические концепции романо-германского права. Система подготовки юридических кадров сходна с системой высшего юридического образования, принятой в континентальной Европе. Все это результат влияния римского, а затем французского и германского права. В первые десятилетия XIX столетия сильное воздействие на право стран Северной Европы оказывала французская правовая система.

Объединяет скандинавское и общее право прагматический подход к праву, правовым понятиям и конструкциям. Это последнее обстоятельство в определенной степени и объясняет успех, которым пользуются в Скандинавских странах после Второй мировой войны американские концепции школы правового реализма. Растущее воздействие американского права проявляется также в заимствовании в последнее время отдельных юридических конструкций, понятий из американского права, например, в сфере деликтной ответственности, страхования и т.д.

· отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права так, как это было сделано в романо-германской правовой семье;

Особенности правовых систем Скандинавских стран

Правовые системы в Скандинавских странах принято делить на цве группы. Первая включает Данию, Норвегию и Исландию, право которых исторически развивалось на основе почти идентичных по i воему содержанию компиляций датского и норвежского права, осуществленных во второй половине XVII в. Во вторую группу входят Швеция и Финляндия, где в 1734 г. был введен закон шведского государства. Несмотря на то что в соответствии с Фридрихсгамским мирным договором 1809 г., завершившим русско-шведскую войну 1808–1809 гг., Швеция потеряла Финляндию, влияние шведского права в этой стране остается значительным и до настоящего времени.

Взаимопроникновение правовых систем обеих этих групп очевидно. Это объясняется следующими причинами:

1) длительные взаимные исторические связи и этническая бли- юсть данных государств;

2) почти полное отсутствие во всех этих странах рецепции рим ского права, оказавшего существенное влияние на развитие правовых систем стран континентальной Европы;

3) отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права так, как это было сделано в романо-германской правовой семье;

4) проходящий уже более 100 лет процесс унификации права стран Скандинавии.

Анализ современных правовых систем Скандинавских стран показывает некоторую общность скандинавского и романо-германского права. Прежде всего она проявляется в сходстве источников правового регулирования. В скандинавских странах закон является основным источником права, а суды формально не могут, разрешая конкретный спор, создавать правовые нормы. В этом вопросе обнаруживается наиболее существенное различие между системами скандинавского и общего права.

Вместе с тем следует признать, что роль суда в Скандинавских странах традиционно весьма значительна. Никогда функции судьи не сводились здесь исключительно к применению норм законодательства. Судья в Скандинавских странах обладает большой свободой в толковании положений, содержащихся в законах и договорах.

В Швеции суды низших инстанций практически во всех случаях неукоснительно следуют решениям, принимаемым вышестоящими судебными органами, в первую очередь решениям Верховного суда, признавая их авторитетным изложением действующего права.

Роль судебной практики в последние годы заметно растет. В Швеции, согласно закону 1971 г., Верховный суд рассматривает такие дела, которые представляют интерес с точки зрения установления определенных направлений правоприменительной деятельности. Таким образом, признается обязательность решений Верховного суда для всей судебной системы. В конечном счете к расширению дискреционных правомочий судей приводит получающая все большее распространение практика включения в законы неопределенных норм. В Швеции они получили название «общих оговорок». Сами шведские юристы оценивают развитие законодательной техники «общих оговорок» как. «разновидность делегирования законодательной власти судебным органам». Указанная тенденция отчетливо просматривается в эволюции системы источников во всех странах романо-германской семьи.

Скандинавское право использует общие юридические концепции романо-германского права. Система подготовки юридических кадров сходна с системой высшего юридического образования, принятой в континентальной Европе. Все это результат влияния римского, а затем французского и германского права.

В первые десятилетия XIX столетия сильное воздействие на право стран Северной Европы оказывала французская правовая система.

1? Швеции в 1826 г. был даже подготовлен проект Гражданского ко-1екса, составленный по образцу Кодекса Наполеона, но он так и не стал действующим актом.

В конце XIX – начале XX в. потребности модернизации права заставили скандинавских юристов обратиться к опыту Германии. Прак-шчески все шведские профессора права получали в этот период профессиональную подготовку в германских университетах. Однако теоретические взгляды пандектистов не были восприняты скандинавскими юристами. Скандинавские страны отказались от кодификации фажданского права по образцу ГГУ, так как последнее содержало большое число отвлеченных понятий, чуждых традиционному функциональному подходу к праву скандинавских юристов. Вскоре здесь иозобладало социологическое направление, получила поддержку теория социальных функций, разработанная главным образом французскими юристами.

Ряд характерных особенностей скандинавскою права отличает его от романо-гермапской семьи. Во-первых, скандинавскому праву неизвестно деление права на публичное и частное, а также на отрасли. В этом оно похоже на правовую семью общего права. Во-вторых, скандинавское право не кодифицировано. Формально в этих странах продолжают действовать законы, первоначально охватывавшие весь нормативный материал, но по названным выше причинам их никак нельзя отождествлять с кодификациями в странах романо-германской правовой семьи.

Некоторые элементы правовых систем Скандинавских стран, по-лсалуй, ближе к системе общего права, чем к романо-германской правовой семье. В частности, законодатель в Скандинавских странах дол-юе время избегал пользоваться нормами с высоким уровнем обобщения. Гражданский процесс и уголовный регламентируются здесь одними и ?еми же правилами.

Объединяет скандинавское и общее право прагматический подход к праву, правовым понятиям и конструкциям. Это последнее обстоятельство в определенной степени и объясняет успех, которым пользуются в Скандинавских странах после Второй мировой войны американские концепции школы правового реализма. Растущее воздействие американского права проявляется также в заимствовании в последнее время отдельных юридических конструкций, понятий из американского права, например в сфере деликтной ответственности, страхования и т.д. Да и методы преподавания юридических дисциплин и университетах Скандинавии все сильнее напоминают американскую систему правового образования.

|следующая лекция ==>
Унификация и гармонизация законодательства Скандинавских стран|Источники скандинавского права

Дата добавления: 2018-03-01 ; просмотров: 618 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

В конце XIX – начале XX в. потребности модернизации права заставили скандинавских юристов обратиться к опыту Германии. Прак-шчески все шведские профессора права получали в этот период профессиональную подготовку в германских университетах. Однако теоретические взгляды пандектистов не были восприняты скандинавскими юристами. Скандинавские страны отказались от кодификации фажданского права по образцу ГГУ, так как последнее содержало большое число отвлеченных понятий, чуждых традиционному функциональному подходу к праву скандинавских юристов. Вскоре здесь иозобладало социологическое направление, получила поддержку теория социальных функций, разработанная главным образом французскими юристами.

Классические труды об антииммигрантских движениях в США

Серьезному изучению антииммигрантских движений положила начало книга Р. А. Биллингтона «Крестовый поход протестантов», ставшая уже классической. Она вышла в 1938 г. и с тех пор несколько раз переиздавалась. Истоки американского шовинизма — «нейтивизма» — автор ищет в антикатолических традициях Англии XVII в. Книга его доказывает, что религиозной терпимости в Америке фактически никогда не было. Антикатолическое движение в XIX в. переросло, пишет Биллингтон, в антииммигрантское. Судьбу шовинистической партии «незнаек» автор справедливо связывает с конфликтом по поводу рабства, приведшим США к гражданской войне, до которой Биллингтон и доводит свое изложение.

Важнейший вклад в исследование антииммигрантского национализма в США сделал крупный историк Джон Хайэм. Его труд «Чужаки» — исследование нейтивизма как идеологического течения прежде всего. Если для Биллингтона нейтивизм совпадает с антикатолицизмом, то Хайэм выделяет в нем еще два главных течения, нарастающих в исторической последовательности: антирадикализм и англосаксонский расизм. Высший пункт первого обусловлен подъемом рабочего движения в 80-х годах, второй входит в силу в конце XIX в. Подъемы нейтивизма возникают у Хайэма из общественных кризисов, он связывает их с борьбой классов. Однако сдерживающее воздействие традиционных ценностей американской буржуазной демократии на нейтивизм у него несколько преувеличено. Хайэм справедливо полагает, что в обществе, основанном на конкуренции, национальная рознь вызывается борьбой различных интересов: экономических, социальных, политических. Он считает необходимым изучать социальную ассимиляцию, эмигрантов и исследовать структуру американского общества как результат взаимодействия классов и этнических групп.

Характерный этап американского шовинизма рассматривается в книге Доналда Кинзера. Это история Американского защитного общества (American Protective Association), расцвет деятельности которого приходится на 90-е годы XIX в. То была организация по видимости антикатолическая, по существу антирабочая. Автор справедливо расценивает антикатолическое движение как попытку уйти от крупных проблем индустриализации и урбанизации страны. В его работе очень подробно изложена политическая сторона дела, но глубиной анализа книга не отличается.

Тонкое исследование англосаксонского расизма, питомником которого явилась Новая Англия, представляет собою книга Барбары М. Соломон «Предки и иммигранты».

Книги пионеров марксизма в Америке, посвященные истории рабочего движения в этой стране, сочетают в себе, подобно работам их учителей и друзей Маркса и Энгельса, черты исторических работ и источников. Прежде всего сюда относится написанное в начале 90-х годов произведение Фридриха Зорге «Рабочее движение в Соединенных Штатах». За плечами автора этой работы было 40 лет активной борьбы в американском рабочем движении. В его книге очень много материала о рабочих-иммигрантах, больше всего о немецких рабочих. Зорге умело вскрыл применяемые американской буржуазией приемы эксплуатации и стравливания рабочих, принадлежащих к разным национальностям и расам. Не все высказанные в этой книге мнения представляются правильными в наше время. Таково, например, явно недоброжелательное отношение автора к китайской иммиграции. Но и в этих мнениях отразились характерные черты американского рабочего движения в конце XIX в.

Классические труды об антииммигрантских движениях в США

Серьезному изучению антииммигрантских движений положила начало книга Р. А. Биллингтона «Крестовый поход протестантов», ставшая уже классической. Она вышла в 1938 г. и с тех пор несколько раз переиздавалась. Истоки американского шовинизма — «нейтивизма» — автор ищет в антикатолических традициях Англии XVII в. Книга его доказывает, что религиозной терпимости в Америке фактически никогда не было. Антикатолическое движение в XIX в. переросло, пишет Биллингтон, в антииммигрантское. Судьбу шовинистической партии «незнаек» автор справедливо связывает с конфликтом по поводу рабства, приведшим США к гражданской войне, до которой Биллингтон и доводит свое изложение.

Важнейший вклад в исследование антииммигрантского национализма в США сделал крупный историк Джон Хайэм. Его труд «Чужаки» — исследование нейтивизма как идеологического течения прежде всего. Если для Биллингтона нейтивизм совпадает с антикатолицизмом, то Хайэм выделяет в нем еще два главных течения, нарастающих в исторической последовательности: антирадикализм и англосаксонский расизм. Высший пункт первого обусловлен подъемом рабочего движения в 80-х годах, второй входит в силу в конце XIX в. Подъемы нейтивизма возникают у Хайэма из общественных кризисов, он связывает их с борьбой классов. Однако сдерживающее воздействие традиционных ценностей американской буржуазной демократии на нейтивизм у него несколько преувеличено. Хайэм справедливо полагает, что в обществе, основанном на конкуренции, национальная рознь вызывается борьбой различных интересов: экономических, социальных, политических. Он считает необходимым изучать социальную ассимиляцию, эмигрантов и исследовать структуру американского общества как результат взаимодействия классов и этнических групп.

Читайте также:  Языковая ассимиляция американских скандинавов, языки и диалекты

Характерный этап американского шовинизма рассматривается в книге Доналда Кинзера. Это история Американского защитного общества (American Protective Association), расцвет деятельности которого приходится на 90-е годы XIX в. То была организация по видимости антикатолическая, по существу антирабочая. Автор справедливо расценивает антикатолическое движение как попытку уйти от крупных проблем индустриализации и урбанизации страны. В его работе очень подробно изложена политическая сторона дела, но глубиной анализа книга не отличается.

Тонкое исследование англосаксонского расизма, питомником которого явилась Новая Англия, представляет собою книга Барбары М. Соломон «Предки и иммигранты».

Книги пионеров марксизма в Америке, посвященные истории рабочего движения в этой стране, сочетают в себе, подобно работам их учителей и друзей Маркса и Энгельса, черты исторических работ и источников. Прежде всего сюда относится написанное в начале 90-х годов произведение Фридриха Зорге «Рабочее движение в Соединенных Штатах». За плечами автора этой работы было 40 лет активной борьбы в американском рабочем движении. В его книге очень много материала о рабочих-иммигрантах, больше всего о немецких рабочих. Зорге умело вскрыл применяемые американской буржуазией приемы эксплуатации и стравливания рабочих, принадлежащих к разным национальностям и расам. Не все высказанные в этой книге мнения представляются правильными в наше время. Таково, например, явно недоброжелательное отношение автора к китайской иммиграции. Но и в этих мнениях отразились характерные черты американского рабочего движения в конце XIX в.

«Партия незнаек» и борьба с иммиграцией в США

Важным элементом предвыборной риторики Дональда Трампа был призыв ограничить приток иммигрантов в США. Сейчас новый президент совершает первые шаги для реализации своих планов. Частично его программа скорректирована. Например, он, вроде бы, уже не собирается, как обещал, запретить мусульманам въезд в США, но сильно ограничить их возможности в получении статуса беженца и затруднить получение виз жителям стран, «испытывающих проблемы с терроризмом». Также Трамп продолжает настаивать на возведении стены на границе с Мексикой, чтобы защититься от нелегальных иммигрантов. В такой ситуации следует вспомнить, что в истории США уже неоднократно возникали политические движения, называвшие своей главной целью борьбу с иммигрантами. Но роль опасных чужаков тогда отводили не мусульманам и латиноамериканцам, а представителям других стран. В середине XIX века подобный лозунг провозглашало движение, вошедшее в историю под названием «Партия незнаек».

Прозвище «Партия незнаек» возникло раньше, чем антииммигрантское движение официально стало политической партией. В Нью-Йорке в 1849 году Чарльз Аллен основал тайное общество «Орден звездного знамени» (Order of the Star Spangled Banner). Члены общество должны были сплотиться для борьбы с иммигрантами-католиками, в основном ирландцами, но также и немцами. По мнению Аллена и его сподвижников, приезжающие в страну ирландцы участвуют в заговоре, который возглавляет римский папа, и готовятся поработить свободную Америку и заменить протестантизм «поклонением папистским идолам». Они говорили, что папа Пий IX, подавив революционное движение в Европе в 1848 году, теперь намерен расправиться с США как с оплотом свободы, демократии и республиканского строя. Католичество они называли «союзником тирании, противником материального благополучия, недругом бережливости, врагом железных дорог, собраний и школ».

Особую тревогу вызывала резко усилившийся приток в страну ирландцев. Как раз в 1845 – 1849 годах в Ирландии был страшный голод, вызванный массовой гибелью картофеля от фитофторы и усугубившийся из-за нерасторопности британского правительства, которое не торопилось отменить высокие пошлины на ввоз зерна. В результате с 1846 по 1851 год Ирландию покинули около полутора миллионов человек. Большинство оказались в США. Ирландцы были католиками и в религиозном отношении подчинялись епископам, которых назначал лично папа, что усугубляло подозрения американцев. Число иммигрантов-немцев тоже увеличилось из-за тяжелого экономического положения на их родине.

Большинство прибывших были бедными крестьянами или рабочими. Они теснились в многоквартирных домах крупных городов, с трудом находя себе заработок. Преступность и расходы на социальное обеспечение значительно выросли. Например, уровень преступности Цинциннати возрос в три раза между 1846 и 1853 годами, а число убийств за это время увеличилось в семь раз. Расходы Бостона на помощь бедным выросли в три раза за тот же период. В Нью-Йорке ирландцы составляли 70 % получателей благотворительной помощи.

В основном члены «Ордена звездного знамени» занимались антикатолической и антиирландской агитацией. В частности они сочиняли и издавали книги, написанные якобы беглыми монахинями из католических монастырей, в которых описывались шокирующие деяния, творящиеся под сводами этих обителей. Самая известная из таких книг «Ужасающие разоблачения монахини Марии» (Maria Monk’s Awful Disclosures) была продана в количестве более 300 000 экземпляров. В монастырях, согласно книгам, массово девушек держат против их воли, католические священники их насилуют, а затем душат рожденных младенцев.

Также проводилась агитация в прессе и устных выступлениях. Руководство ордена координировало участие его членов в выборах местного и национального уровня, выбирая кандидатов, в наибольшей степени удовлетворяющих их требованиям.

Ирландский и немецкий иммигранты в образе бочек из-под виски и пива – карикатура 1850 года

Членом «Ордена звездного знамени» мог стать мужчина возрастом от 21 года, протестантского вероисповедания, готовый беспрекословно выполнять распоряжения руководства ордена. Орден напоминал масонские ложи: существовал обряд посвящения (называвшийся «Видение Сэма»), пароли и тайные жесты, по которым члены общества узнавали друг друга. На вопросы посторонних об ордене предписывалось отвечать: «Ничего не знаю». Из-за этого редактор газеты New York Tribune Хорас Грили дал им прозвище «незнайки» (Know Nothings).

«Орден звездного знамени» был не одинок в своей борьбе с католиками-иммигрантами. Страхи перед католическим влиянием были тогда сильно распространены в обществе, поэтому схожие организации появлялись в разных городах. Существовал, например, «Орден объединенных американцев», тоже масонского типа. В 1843 году в Нью-Йорке была организована Американская республиканская партия. В других штатах северо-востока тоже появлялись подобные партии, использовавшие в названиях прилагательные «американская» или «нативистская». В 1844 году видный деятель Американской республиканской партии Льюис Чарльз Левин был избран членом палаты представителей США от одного из округов штата Пенсильвания.

В середине 1850-х годов большая часть подобных организаций объединились под крылом Американской партии, которая унаследовала прозвище от «Ордена звездного знамени». Интересно, что, если изначально это прозвище было издевательским, то теперь «Партия незнаек» (Know Nothing party) носила его с гордостью и использовала в агитации. Например, на их плакатах изображался «младший сын дяди Сэма гражданин Незнайка» (Citizen Know Nothing) в качестве идеала американского гражданина. Название стало модным. Под маркой Know-Nothing стали выпускать различные товары: чай, конфеты, мыло, даже зубочистки. А один судовладелец из штата Мэн дал имя Know-Nothing новому грузовому кораблю.

Citizen Know Nothing (1854)

Агитация «Партии незнаек» на упаковке мыла (Бостон, 1854)

И на нотной обложке (1854). Масонская символика – наследие «Ордена звездного знамени»

Помимо ограничения иммиграции «Партия незнаек» призывала к увеличению срока, который иммигрант должен был прожить в США для получения гражданства. С 1795 года он в наиболее частом случае для европейцев составлял пять лет. В 1798 срок был продлен до четырнадцати лет (в основном опять-таки из-за опасений католического проникновения из охваченной революцией Франции). В 1802 году вернули пятилетний срок. Сторонники «Партии незнаек» выступали с инициативой увеличить его до 21 года. Среди других пунктов программы были депортация иностранных преступников и нищих, обязательное чтение Библии в школах, запрет католикам занимать государственные должности и преподавать в учебных заведениях.

Листовка Американской партии

Перед президентскими выборами 1852 года случилось событие, усилившее позиции Американской партии. Из-за вопроса, распространять ли рабовладение в новых штатах, раскололась одна из двух крупнейших на тот момент партий – Партия вигов. Раскол стал причиной ее поражения на выборах, и спустя несколько лет партия прекратила свое существование. Часть ее сторонников перешла в ряды Демократической партии, часть составила новую Республиканскую партию, но были и те, кто пополнил «Партию незнаек», которая не формулировала своей позиции по поводу отмены рабства, предпочитая сосредоточиться на борьбе с иммиграцией.

Среди видных членов Американской партии были разные люди. Один из них Томас Уитни, сын нью-йоркского ювелира, был известным гравером и увлеченно читал классическую литературу, а также труды философов и историков. Он и сам писал стихи и политические трактаты, в частности сочинил программное произведение «незнаек» – книгу «Защита американской политики» (A Defense of the American Policy). Уитни был членом еще «Ордена звездного знамени» и в принадлежавшей ему типографии печатались агитационные брошюры.

Сочинения Уитни были посвящены не только борьбе с иммигрантами, подрывающими основы государства, установленные отцами-основателями, но и общей критике борьбы с социальным неравенством. По его мнению, люди «имеют право на такие льготы, социальные и политические, какими они способны пользоваться и наслаждаться рационально», то есть полные права могут быть предоставлены только гражданам надлежащего уровня (имущественного, образовательного, религиозного). «Что такое равенство, если не застой?», – писал он в одной из трудов.

Идею предоставить избирательные права женщинам Уитни считал отвратительной и противоестественной. Тут следует отметить, что многие его однопартийцы не разделяли такого презрения к женщинам. В годы, когда незнайки обладали большинством в конгрессе штата Массачусетс, ими были приняты законы, повышавшие статус женщин, в частности в вопросах владения собственностью, и давшие им больше прав при разводе.

Если Уитни был представителем интеллектуальных незнаек, то другой заметный деятель «незнаек» – Уильям Пулл, стал квинтэссенцией американского нативиста из низших слоев общества. Он был тоже жителем Нью-Йорка и прославился под прозвищем Билл-мясник (Bill the Butcher). Пулл действительно был мясником, а также участником боксерских поединков и предводителем банды. Под именем Билла Каттинга и прозвищем Мясник он стал прототипом одного из героев фильма «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорцезе.

Агитация Американской партии в 1850-е годы достигла максимальной активности. В городах развешивались плакаты с текстами такого рода: «Все католики и все люди, поддерживающие католическую церковь – подлые обманщики, лгуны, негодяи и трусливые головорезы». В ряде случаев она приводила к поджогам католических церквей. В штате Мэн в 1851 году активисты незнаек обваляли в дегте и перьях католического священника. Банды, подобные банде Билла-мясника, появились не только в Нью-Йорке, но и Бостоне, Филадельфии, Балтиморе, Луисвилле, Цинциннати, Новом Орлеане, Сент-Луисе и Сан-Франциско. Крупные столкновения между незнайками и ирландцами произошли в 6 августа 1855 в Луисвилле в ходе выборов губернатора, 22 человека погибли. Неоднократно происходили стычки Балтиморе во время выборов мэра 1856, 1857 и 1858 годов. Прямо на избирательных участках происходили бои между незнайками и иммигрантами. На помощь местным незнайкам прибыли опытные бойцы из Нью-Йорка. Не обошлось без жертв с обеих сторон. Историки утверждают, что незнайкам удалось фальсифицировать результаты голосования и привести к победе своего кандидата Томаса Свана.

24 февраля 1855 года Билл-мясник, выпивая в одном из салунов Нью-Йорка, повздорил с боксером-ирландцем Джоном Моррисси. Они схватились за оружие, но подоспевшая полиция успела их разнять. Вечером того же дня Пул со своими соратницами вернулся, чтобы продолжить выяснение отношений с Моррисси. Тот тоже был окружен коллегами, которые были не прочь подраться. Среди них был уроженец Уэльса Льюис Бейкер, который выстрелил Биллу в грудь. Билл прожил еще две недели и умер 8 марта. Его последними словами: «До свидания, мальчики. Я умираю, как настоящий американец».

Похороны Уильяма Пула стали свидетельством поддержки, которой пользовалась «Партия незнаек». В нескольких театрах разных городов были поставлены пьесы, в финале которых актеры, завернувшись в американский флаг, цитировали его последние слова. На улицы Нижнего Манхеттена в день похорон вышли 250 тысяч человек. В траурной процессии шли местные политики. Был там и Томас Уитни, который теперь был не только видным теоретиком партии, но и избранным конгрессменом.

Срочно изданная анонимная брошюра утверждала, что смерть Уильяма Пула была не случайным убийством из-за пьяной ссоры, а результатом заговора ирландцев. При этом игнорировались многие обстоятельства дела, указывавшие, что и сам Пул был готов убивать своих противников, например, то, что он явился на встречу с оружием. Билл-мясник был провозглашен американским героем, «боровшимся за дело свободы», который пожертвовал жизнью, чтобы защитить людей от опасных католических иммигрантов.

«Партия незнаек» одерживала одну за другой победы на местных выборах. Громкого успеха она добилась в Массачусетсе в 1854 году, получив большинство мест. Кандидат на пост мэра Филадельфии Роберт Конрад объявил себя сторонником Американской партии и пообещал назначать на должности только уроженцев США. В результате он выиграл выборы с большим перевесом. В столице кандидат от незнаек Джон Торрес одолел на выборах действующего мэра.

В 1853 году Американская партия обзавелась своим сенатором – от штата Кентукки был избран Джон Томпсон. На следующий год в палату представителей прошли целых 54 члена партии. В первой половине 1850-х годов в конгрессах различных штатов было более сотни незнаек, в шести законодательных собраниях штатов, в том числе Массачусетсе и Калифорнии, партия имела большинство. Также в ее рядах были восемь губернаторов. В Сан-Франциско, где отделение партии было основано в 1854 году, ее членом стал судья верховного суда штата, вынесший постановление, что ни один китайский иммигрант не может давать в суде показания против белого американца.

Читайте также:  Семьи итальянцев в США, родственные связи и традиции иммигрантов

Казалось, что Партия незнаек неизбежно станет одной из двух лидирующих политических сил страны, сменив вигов. Но время быстрого роста сменилось для нее с середины 1850-х годов периодом столь же стремительного упадка. Его причиной стало отсутствие у партии единой позиции по вопросу рабства, который, вопреки мнению незнаек, оказался куда важнее для американцев. На президентских выборах 1856 года партия раскололась. Большинство незнаек поддержало экс-президента Милларда Филлмора, бывшего ранее членом партии вигов. Но Филлмор занял лишь третье место, уступив кандидатам Демократической и Республиканской партий. Видный член партии незнаек, конгрессмен Натаниэль Бэнкс счел, что его однопартийцы не уделяют достаточного внимания борьбе с рабством, и перешел в республиканскую партию, с ним ушли примерно две трети членов партии. В последующие годы следом за ними отправлялись все новые и новые члены Американской партии, разделявшие позиции аболиционистов. В итоге партия пришла в упадок и уже к 1860 году не представляла серьезной политической силы.

Профессор истории из Университета Цинциннати Кристофер Филлипс (Christopher Phillips) полагает, что смысл нынешних политических событий можно осознать, только учитывая историю американского нативизма и «Партии незнаек». «Контексты отличаются, но темы остаются, – говорит Филлипс. – Актеры все те же, только под другими именами».

Казалось, что Партия незнаек неизбежно станет одной из двух лидирующих политических сил страны, сменив вигов. Но время быстрого роста сменилось для нее с середины 1850-х годов периодом столь же стремительного упадка. Его причиной стало отсутствие у партии единой позиции по вопросу рабства, который, вопреки мнению незнаек, оказался куда важнее для американцев. На президентских выборах 1856 года партия раскололась. Большинство незнаек поддержало экс-президента Милларда Филлмора, бывшего ранее членом партии вигов. Но Филлмор занял лишь третье место, уступив кандидатам Демократической и Республиканской партий. Видный член партии незнаек, конгрессмен Натаниэль Бэнкс счел, что его однопартийцы не уделяют достаточного внимания борьбе с рабством, и перешел в республиканскую партию, с ним ушли примерно две трети членов партии. В последующие годы следом за ними отправлялись все новые и новые члены Американской партии, разделявшие позиции аболиционистов. В итоге партия пришла в упадок и уже к 1860 году не представляла серьезной политической силы.

Феминистское движение в США во 2-ой пол. 20 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2014 в 03:12, доклад

Возрождению женского движения послужили: борьба за гражданские права негритянского населения США, левое студенческое движение Запада в целом, кампания против войны во Вьетнаме. Немалую роль сыграли социально-экономические и научные изменения в западном обществе в середине ХХ века: 1) изобретение эффективных средств контрацепции, предоставившее женщине контроль над репродуктивной функцией; 2) значительное повышение женской трудовой занятости; 3) увеличение числа женщин в сфере высшего образования.

Историческая наука в США 1918 – 1945 гг. Подъем прогрессистской школы

Основные тенденции общественно-политического развития США в межвоенный период. Состояние исторической науки. Деятельность исторических обществ. Историческая периодика. Публикация источников. Создание сводных трудов по истории США.

Эволюция прогрессистской историографии в трудах Ч.О.Бирда, А.М.Шлезингера-старшего, Дж.Т.Адамса, К.Ван Вудворда, В.Л.Пар-рингтона и др. Вклад историков-прогрессистов в исследование проблем основных периодов американской истории.

Консервативные направления в изучении американских революций XVIII – XIX вв. Работы Ч.М.Эндрюса, Э.Чаннинга, У.Б.Филлипса и др.

Развитие и начало упадка коммонсовско-висконсинской школы. Социал-реформистское направление историографии рабочего движения.

Развитие негритянской историографии. Исследования К.Г.Вуд-сона и У.Дюбуа и их последователей.

Историография внешней политики и дипломатии США: основные тенденции и направления исследований. Работы Д.Перкинса, С.Ф.Би-миса, Т.Бейли, Дж.У.Прэтта, Т.Деннета, С.Ниринга, Дж.Фримэна и др. Консервативный, либеральный и радикальный подходы к истории внешней политики. Сдвиги в ее изучении в 30-х гг.

Американская историография первой мировой войны: апологетическое и ревизионистское направления.

Марксистское направление в межвоенной историографии США.

Марксистское направление в межвоенной историографии США.

Историческая наука в США 1918 – 1945 гг. Подъем прогрессистской школы

Основные тенденции общественно-политического развития США в межвоенный период. Состояние исторической науки. Деятельность исторических обществ. Историческая периодика. Публикация источников. Создание сводных трудов по истории США.

Эволюция прогрессистской историографии в трудах Ч.О.Бирда, А.М.Шлезингера-старшего, Дж.Т.Адамса, К.Ван Вудворда, В.Л.Пар-рингтона и др. Вклад историков-прогрессистов в исследование проблем основных периодов американской истории.

Консервативные направления в изучении американских революций XVIII – XIX вв. Работы Ч.М.Эндрюса, Э.Чаннинга, У.Б.Филлипса и др.

Развитие и начало упадка коммонсовско-висконсинской школы. Социал-реформистское направление историографии рабочего движения.

Развитие негритянской историографии. Исследования К.Г.Вуд-сона и У.Дюбуа и их последователей.

Историография внешней политики и дипломатии США: основные тенденции и направления исследований. Работы Д.Перкинса, С.Ф.Би-миса, Т.Бейли, Дж.У.Прэтта, Т.Деннета, С.Ниринга, Дж.Фримэна и др. Консервативный, либеральный и радикальный подходы к истории внешней политики. Сдвиги в ее изучении в 30-х гг.

Американская историография первой мировой войны: апологетическое и ревизионистское направления.

Марксистское направление в межвоенной историографии США.

Марксистское направление в межвоенной историографии США.

Молодежное движение в США

Организованное молодежное движение США отличается ли не самым долгим историческим развитием и не наибольшей массовостью. По самым скромным подсчетам, 55% всех взрослых американцев берут участие в тех или иных формах общественной работы, каждый год отдавая общественным делам 84 миллиарда времени. Значительную долю этих людей составляет молодежь.

В 50-х годах американская молодежь и в частности студенчествовпервые показали себя как движущая политическая сила, способная отстаивать свои позиции наравне с политическими партиями и “взрослыми” общественными организациями. Молодежь того периода выступала за гражданские права – свобода слова, организаций, собраний и др. Так, было сформировано Американскую ассоциацию студентов университетов за академическую свободу, Студенческий союз за гражданские свободы, члены которых боролись против уменьшения демократических прав и свобод.

Студенты одобряли деятельность преподавателей против “присяги о лояльности” и против освобождения тех, кто не одобряет официальный политический курс руководства страны и политику маккартизма (следует признать, что несмотря на наличие элементов подобной политики в прошлой и сегодняшней истории независимой Украине молодежь стоит в стороне от обсуждения этой проблемы).

В эти времена становится заметным и подростковое общественное движение. При государственной поддержке появились организации, которые прививали молодым людям профессиональные навыки. Следовательно, сегодня около трех миллионов девушек в возрасте от шести до семнадцати лет есть герл-скаутами. Они осваивают навыки общественной работы, учат ремесла и искусства, занимаются туризмом и другими видами работы на открытом воздухе.

Бурная вспышка рождаемости в 50-х годах привела к тому, что в Соединенных Штатах сформировалось многочисленное поколение молодежи, которое достигло зрелости в 60-70-х годах прошлого ХХ века, обнаружив самую высокую за всю историю страны политическую активность.

В период 60-80-х годов молодежное движение США характеризовалось массовостью, а также наличием противоречивых тенденций в настроениях его участников. К середине 70-х годов ведущие позиции среди молодежных организаций занимали Национальная федерация молодых республиканцев (НФМР), которая насчитывала 300 тыс. человек, “Молодые американцы за свободу” (МАСС), в рядах которой находилось 90 тыс. членов; Институт межуниверситетских исследований (НМУД), объединявший 700 организаций, в деятельности которых принимали участие 30-35 тыс. студентов и молодых преподавателей.

Прогрессивность молодой части американской молодежи получила яркое проявление в том, что, наверное, не было ни одной насущной проблемы жизни страны, в отношении которой молодежь не сформулировала бы своей публичной позиции, организуя митинги, конференции, создавая объединения и кружки.

Молодежь волновал вопрос правдивости и нравственности содержания учебных программ, состав преподавателей. Для проверки учебников и книг в школьных библиотеках на предмет наличия в них элементов расовой и национальной дискриминации кружки “Моральное большинство”, “Форум орлят”, “Консервативный фокус”, Комитет за выживание свободного конгресса создали организацию “Библиотечный суд“. Ее представители вынудили изъять из школьных библиотек 30 штатов книг более 130 авторов.

Молодежные организации стремились осовременить знания школьников и студентов о бизнесе, способствовать их распространению среди них. В этом направлении действовали Объединенный совет экономического образования, Фонд экономического образования, Национальный совет инвестиций в Америку, Фонд исследований экономики и образования, Институт прикладной экономики, Академия экономического образования, Образовательная лига американизма. В дополнение к ним в середине 70-х годов были созданы Национальная ассоциация за свободное предпринимательство и Центр защиты свободного предпринимательства.

Проблемы стоимости обучения, материальной помощи, финансирование университетов и колледжей стали предметом пристального внимания студентов. В 70-е годы стали возникать новые студенческие организации, ведущей задачей которых была борьба против ухудшения материального положения студентов. Начиная с середины 70-х годов протест студенческих организаций был направлен против повышения стоимости обучения, ограничение размера стипендий и кредитов для нуждающихся студентов, сокращение бюджетных ассигнований для высших учебных заведений. Органы студенческого самоуправления выдвигали свои требования в форме заявлений, петиций, выступлений, в том числе в адрес администраций университетов и колледжей и соответствующих органов власти. Координацией этой деятельности в общенациональном масштабе занималось Национальное студенческое лобби.

Роль молодежи и студентов была также заметна в движении потребителей и в деятельности так называемых “исследовательских групп в защиту общественных интересов”, которые в середине 70-х годов действовали в 21 штате, занимаясь расследованием и разоблачением злоупотреблений крупного бизнеса. Значительную поддержку среди молодежи получила организация “Общее дело”, что также выступала с позиций защиты общественных интересов. В 80-е годы часть молодежи участвовала в деятельности партии граждан, что выступала в защиту экологии.

Результатом деятельности различного рода реформаторских групп и объединений иногда становилось создание прогрессивных избирательных коалиций, которые выдвигали своих кандидатов в местные органы власти. Как правило, такие коалиции добивались успеха в городах со значительной долей студенчества среди населения. В 70-е годы студенты повели активную борьбу за отмену ценза оседлости, что не давали им возможности участвовать в выборах. Был создан ряд студенческих объединений, которые выступали за изменение законов о выборах для студентов, действовало Национальное движение студентов-избирателей. В результате этой борьбы в 26 штатах удалось добиться отмены ограничений для студентов.

Молодежные и студенческие организации принимали участие в выступлениях за замораживание ядерных вооружений, в частности в создании и деятельности таких организаций, как Кампания за замораживание ядерных вооружений, “Граждане против ядерной войны”, “Эпицентр взрыва”, Совет по пригодному для жизни мира и ряд других. Всего к началу 1985 года в США действовало более тысячи подобных групп и организаций национального и местного уровня.

Молодежь также была обеспокоена проблемой голода. Она заботилась о других людях в зарубежных странах. Так, в 1985 году организаторы проекта “Дети для детей” оказали посильную помощь голодающим детям Эфиопии: в ходе выполнения этого проекта группе детей из Нью-Йорка удалось собрать 250 тысяч долларов. Того же 1985 года в рамках благотворительной программы “Помощь ради жизни” в Англии и Соединенных Штатах были одновременно проведены два концерта рок-музыки, во время которых было собрано 40-50 миллионов долларов для оказания помощи голодающим в Африке.

Огромную активность проявляли религиозные молодежные организации. В их акциях одно из основных мест занимали требования ввести в школах молитвы, а также освободить от налогов религиозные и частные школы. Эти цели отстаивали организации “Голос христианина”, Национальная христианская коалиция действий, Христианская ассоциация молодых людей.

Билл Клинтон сказал: “Американский народ всегда верил в две великие идеи: что завтра можно жить лучше, чем сегодня, и что каждый американец несет за это личную моральную ответственность”. Эти идеи разделяет американская молодежь, удивляя весь мир отвагой, с какой она борется за лучшую жизнь для себя и своих детей.

А много молодых украинцев ставят перед собой как цель жизни вещи, связанные с “улучшением жизни общества, в котором живут”?

Сегодняшний уровень благосостояния американцев – также результат активной общественной работы молодых людей страны. Молодежные объединения США должны стать примером для подражания для украинских организаций, которые уже на отечественной почве будут формировать общество чести, равенства и мира.

С уважением ИЦ “KURSOVIKS”!

В эти времена становится заметным и подростковое общественное движение. При государственной поддержке появились организации, которые прививали молодым людям профессиональные навыки. Следовательно, сегодня около трех миллионов девушек в возрасте от шести до семнадцати лет есть герл-скаутами. Они осваивают навыки общественной работы, учат ремесла и искусства, занимаются туризмом и другими видами работы на открытом воздухе.

Иммиграция в США: от колониального периода до наших дней

Несмотря на большую длительность колониального периода миграции, численность новоприбывших была не очень большой. Массовой волной миграции считается вторая, которая продолжалась с начала 19-го века до конца столетия. За этот период в США приехали более 15 миллионов новых жителей из разных стран Европы.

Нико­лай Судзиловский (Николас Руссель)

После убийства царя тоже уехал в США и сделал политическую карьеру на Гавайях. В конце XIX века Гавайи стали республикой, и Судзиловский перебрался туда. На Гавайях он стал первым председателем Сената независимых Гавайев на короткий период, пока в 1959 году республика не стала 50-тым штатом США.

После убийства царя тоже уехал в США и сделал политическую карьеру на Гавайях. В конце XIX века Гавайи стали республикой, и Судзиловский перебрался туда. На Гавайях он стал первым председателем Сената независимых Гавайев на короткий период, пока в 1959 году республика не стала 50-тым штатом США.

Ссылка на основную публикацию