Значение иммиграции для США, плавильный котел Америки

Америка – страна иммигрантов? Популярное заблуждение

Всем известно, что Америка – страна иммигрантов. Это тривиальная истина. Президент Джон Кеннеди, сам внук ирландских иммигрантов, процитировал в своей книге “Нация иммигрантов” (разумеется, написанной его «литературным негром» Тедом Соренсеном) знаменитые слова другого президента — Франклина Рузвельта, обращенные в 1938 году к Национальному обществу «Дочери американской революции» (эксклюзивное женское общество, члены которого происходят по прямой линии от участников борьбы за независимость Америки от британской короны – В.В.): “Не забывайте, никогда не забывайте, что все мы, а вы и я в особенности, являемся потомками иммигрантов и революционеров”.

Но тот факт, что то или иное представление стало расхожей истиной, совсем не означает, что оно верно. Ибо Америку можно назвать страной иммигрантов только отчасти и не в первую очередь. А уж высказывание Рузвельта и вовсе грешит против истины. Президент Рузвельт и «дочери американской революции» происходили не от иммигрантов, а от колонистов – переселенцев с Британских островов и из Голландии, прибывших в Новый Свет в XVII и XVIII столетиях.

Разница принципиальная, доказывает в своей книге “Кто мы?” покойный гарвардский историк Сэмюел Хантингтон.

Иммигранты же нового общества не создают, они просто переезжают из одной страны в другую. Иммиграция – это, как правило, процесс не коллективный, а личный, захватывающий отдельных людей и семьи, которые в персональном порядке определяют свое отношение к новой стране и к бывшей родине.

Американские колонисты направились в Новый Свет, потому что в их представлении это была целина, пустыня (редкие индейские племена – “дикари” – по их понятиям, были не в счет), где можно было без помех построить новое общество, воплощающее их мечты и чаяния, но при сохранении привезенных ими из-за моря норм и традиций. Со своей стороны, иммигранты приезжали на готовое и вливались в уже существовавшее общество. Прежде чем иммигранты могли приехать в Америку, переселенцы должны были ее создать.

Обосновавшись на новом месте, колонисты воспроизводили привычный быт и культуру оставленной родины. Если не считать новых географических и климатических условий и, конечно, освобождения от гнета, переселенцы фактически полностью сохраняли старый образ жизни и не подвергались психологическим стрессам, порождаемым столкновением с новизной.

В отличие от них иммигранты, попадая в совершенно новую и нередко чуждую среду, неизменно испытывали так называемый “культурный шок”. Приспособление к непривычному укладу неизбежно сопровождалось для них тяжелыми психологическими издержками. Эту горькую чашу на протяжении всей истории иммиграции пришлось испить всем “новым американцам”, независимо от их образования, материального положения и знания английского языка.

Обитатели американских колоний прекрасно сознавали разницу между переселенцами и иммигрантами. Они видели себя как основной, зародышевый элемент нового общества, а отнюдь не как иммигрантов. Колонисты наделили американское общество своим языком, принципами политического устройства, структурой занятости, методами расселения и культурно-бытовыми устоями, к которым приходилось подстраиваться иммигрантам. Более того, сам термин “иммигрант” был введен в английский язык в Америке в 80-х годах XVIII века специально для того, чтобы отличать новоприбывших от “коренного населения” – стоявших у истоков нового общества колонистов и их потомков.

Американская культура всегда была и в значительной степени остается культурой колонистов XVII и XVIII столетий, создавших американское общество. В числе ее центральных, структурообразующих элементов следует назвать христианскую религию, протестантские нормы морали и ценности, трудовую этику, английский язык, британские традиции законности, демократии и ограничения власти государства, а также элементы европейского искусства, литературы, философии и музыки.

На этой культурной почве впоследствии произросла уже чисто американская идея с ее принципами свободы, равенства перед законом, индивидуализма, представительного правительства и примата частной собственности. Последующие поколения иммигрантов немало способствовали развитию этой культуры, но не внесли в нее сколько-нибудь фундаментальных изменений. Что вполне объяснимо, ибо влекла их в Америку в первую очередь именно англо-протестантская культура и порожденные ею политические свободы и экономические возможности.

Иммигранты не цеплялись за свою этническую самобытность, они стремились поскорее войти в американскую жизнь и раствориться в новом для себя обществе. «Плавильный котел» работал на полную мощность, и уже дети, а тем более внуки иммигрантов становились стопроцентными американцами, у которых от этнического прошлого оставались лишь редкие семейные реликвии, сладкие воспоминания о бабушкиных кулинарных чудесах да несколько слов на давно ставшем непонятным языке, произносимых с сильным акцентом.

Вступая в войну с США, Гитлер очень рассчитывал на сочувствие и содействие со стороны американцев немецкого происхождения, которых было особенно много среди военных. Но оказалось, что, в отличие от европейских фольскдойчей, эйзенхауэры и нимицы были преданы американскому флагу ничуть не меньше, чем маршаллы и брэдли. Эти потомки немцев-иммигрантов не мыслили себя иначе как гражданами США.

Таким образом, Америка в своей основе представляет собой колониальное общество в классическом понимании этого понятия. Первые переселенцы, основывающие колонию на новом месте, оказывают решающее влияние на культуру и общественно-политические институты нового общества, «фактически определяя социальную и культурную географию территории, сколь бы малочисленной ни была группа первопроходцев, – указывает антрополог Уилбур Зелински. – Деятельность нескольких сотен или даже нескольких десятков основателей оказывает гораздо более сильное влияние на культурную географию общества, чем вклад десятков тысяч новых иммигрантов спустя несколько поколений».

Образ жизни первых американских колонистов лег в основу устоев нового общества и породил его доминантную политическую и социальную культуру с ее специфическими институтами. Вот почему американцы в громадном большинстве своем, из какой бы части света ни приехали в Новый Свет их предки, имеют все основания считать своей культурной, социальной и политической прародиной «туманный Альбион».

Более того, переселенцы не только не порывали связей со своей покинутой родиной, но выступали как хранители ее культуры. Это заметил еще Алексис де Токвиль, писавший, что для изучения достоинств и недостатков внутренней политики короля Людовика XIV достаточно съездить в Канаду, где они сохранились, как в музее. Токвиль отмечал иронию ситуации: в Канаде его повсюду воспринимали как посланца «старой Франции»: в то время эта «старая Франция» законсервировалась именно в Канаде, а в собственно Франции от нее не осталось и следа.

Кстати, покидающие метрополию группы населения нередко оказываются хранителями не только ее культуры, но и языка, причем в том застывшем виде, в каком они его «вывезли». Так, лингвисты отмечают, что испанский язык базируется на более архаичной форме латыни, чем та, к которой восходят другие языки романской группы. Причина этого в том, что в основу испанского была положена латынь древнейших римских колоний в Испании. Еще один известный пример – ладино, язык, который изгнанные из Испании евреи-сефарды увезли с собой и сохраняют по сей день. Ладино считается наиболее чистым вариантом средневекового испанского.

Традиционные общества складываются стихийно и постепенно, на протяжении веков. Колонии же возникают как результат целенаправленной деятельности, в определенном месте и в определенное время. В силу этого их основатели обычно ощущают потребность закрепить институты нового общества основополагающими документами и выработать планы его развития.

Не случайно первые систематические своды законов на английском языке появились не в Англии (которая испокон веков обходилась прецедентами и традициями), а в колониях – в Виргинии (1606 г.), на Бермудских островах (1612 г.), в Плимуте (1636 г.) и поселении Массачусетского залива (1648 г.). Первой письменной конституцией современной демократии явилось «Фундаментальное уложение Коннектикута», принятое жителями Хартфорда и окрестных поселений в 1638 г.

Колонизация Америки отнюдь не закончилась с появлением первых британских и голландских поселений на атлантическом побережье Нового Света. На протяжении последующих двух с половиной столетий переселенцы двигались на запад вглубь континента, постепенно заселяя новые земли. Одними двигало стремление к лучшей жизни, другие (например, мормоны) бежали от религиозных преследований.

В великом переселении на запад принимали участие как обитатели старых колоний, которым стало тесно на востоке, так и новые иммигранты. Этот процесс закончился лишь на исходе XIX века. В 1890 году по результатам всеобщей переписи населения было официально объявлено, что первопроходческое движение завершилось – дальше переселяться стало некуда.

В 1790 году население Соединеных Штатов (исключая индейцев) составляло 3 920 000 человек, из которых 698 000 были рабы, не считавшиеся полноправными членами общества. С точки зрения этнического состава население юного государства на 80% состояло из лиц британского происхождения (в том числе 60% англичан и 20% шотландцев, которые в свою очередь делились на выходцев из собственно Шотландии и из Ольстера – шести ирландских графств, населенных шотландскими переселенцами). Остальное население составляли в подавляющем большинстве голландцы и немцы. Что касается вероисповедания, 98% жителей США были протестантами.

Иными словами, если не считать рабов, Америка была на редкость однородной страной с точки зрения расового состава, национального происхождения и вероисповедания. Это не укрылось от внимания отцов-основателей. «Провидению было угодно даровать эту территориально монолитную страну единому народу, — писал Джон Джей, — народу, происходящему от общих предков, говорящему на одном и том же языке, исповедующему одну и ту же религию, разделяющему одни и те же принципы государственного устройства, практически единому в своем образе жизни и традициях…».

Ну хорошо, скажете вы, допустим, что иммигранты приехали уже в сложившееся общество, но это ничего не меняет. Их было такое множество, что они полностью погребли под собой потомков колонистов.

Пол Сарбейнс, который три десятка лет заседал в Сенате, представляя родной Мэриленд, рассказывал, что, когда он впервые выставил свою кандидатуру, ему противостоял потомок одной из старейших семей штата. Противник Сарбейнса в своей кампании сделал упор на том, что он – американец в 11-м поколении. Что понимает в делах нашей страны этот без году неделя американец? — вопрошал аристократ.

Тогда Сарбейнс поместил в газетах рекламу, призывая всех избирателей в 11-м поколении или старше голосовать за его соперника, а тех, чьи предки приехали в Америку попозже, – за него, сына греческих иммигрантов. Выборы наглядно продемонстрировали этнический состав мэрилендского электората – Пол Сарбейнс победил со значительным отрывом.

Иными словами, иммигранты настолько преобразили облик Америки, что у нас есть все основания считать США страной иммигрантов, разве не так? Нет, и это тоже миф. Для того, чтобы оценить истинный демографический вклад иммигрантов, обратимся к беспристрастной статистике.

За 180 лет, 1820-2000 гг., в Новый Свет прибыло 66 миллионов иммигрантов, которые существенно изменили расовый, этнический и религиозный состав американского общества. Однако на протяжении всего этого времени, даже в периоды особенно бурного наплыва иммигрантов, доля лиц, родившихся за границей, редко когда превышала 10% общего населения страны.

Объясняется это невиданным демографическим бумом, начавшимся в Америке в конце XVIII века в результате исключительно высокой рождаемости и крутого падения детской смертности. С 1790 по 1800 гг. население страны возросло на 35%, в последующее десятилетие – на 36%, а к 1820 году – еще на 48%. При этом следует отметить, что четыре пятых прироста приходилось на коренное население – из-за наполеоновских войн приток иммигрантов заметно поредел.

Если бы с момента образования американского государства иммиграция была полностью и навсегда запрещена, то в 1990 году в Соединенных Штатах проживало бы 122 миллиона человек. В реальности же численность населения составила 249 миллионов. А это значит, что в 1990 году в структуре американского населения между потомками колонистов и негров-рабов, проживавших в Новом Свете до 1790 г., с одной стороны, и иммигрантами с потомками, с другой, сохранялось примерное равновесие: 49% против 51%.

Из этих цифр ясно, что называть Америку страной иммигрантов – настолько сильная натяжка, что лишает частичную истину всякого подобия реальности. Это также значит игнорировать стержневой, определяющий факт американской истории: Америка появилась на свет в качестве страны колонистов, а не иммигрантов, и как политическое, социальное и культурное явление по сей день остается сколком со “старой доброй Англии”. Хотя либералы неустанно пытаются превратить Америку в страну Третьего мира и, надо сказать, добились в этом направлении несомненных успехов.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Образ жизни первых американских колонистов лег в основу устоев нового общества и породил его доминантную политическую и социальную культуру с ее специфическими институтами. Вот почему американцы в громадном большинстве своем, из какой бы части света ни приехали в Новый Свет их предки, имеют все основания считать своей культурной, социальной и политической прародиной «туманный Альбион».

Значение иммиграции для США, плавильный котел Америки

“Америка – земля возможностей. В Европе путь от низов до верхов занимает несколько поколений. В Америке ты можешь начать жизнь с чистого листа, и здесь все зависит только от тебя. Только здесь, имея таланты и волю, ты можешь быстро и сказочно разбогатеть. Просто переезжай в Америку – и твоя жизнь изменится к лучшему, потому что здесь больше возможностей и не все ниши заняты”.

Тревожные наблюдения

Еще в феврале Южный центр правовой защиты бедноты (США) в своем докладе обратил внимание на то, что в 2016 году радикальные правые силы влились в политический мейнстрим более успешно, чем в последние полвека. Организация зафиксировала свыше девяти сотен активных групп ненависти в США, и их число растет.

Бывший офицер спецназа, дипломат Кит Майнс в начале года рассказал обозревателю The New Yorker Робин Райт о том, что повидал много гражданских войн в разных странах, включая Афганистан, Колумбию, Сальвадор, Ирак, Сомали и Судан. Спустя 16 лет он вернулся в Вашингтон и обнаружил, что в его собственной стране видны те же условия, которые, согласно его наблюдениям за рубежом, подпитывают конфликты.

В марте, отвечая на просьбу журнала Foreign Policy, Майнс оценил вероятность гражданской войны в США в ближайшие 10−15 лет на уровне 60%. Прогнозы других экспертов колебались от 5% до 95%. Отрезвляющий консенсус составил 35%. «А это было за пять месяцев до Шарлотсвилля», — напоминает автор статьи.

По ее словам, Майнс определяет «гражданскую войну» как крупномасштабные проявления насилия, предполагающие бунт против традиционной власти полиции и требующие вмешательства Национальной гвардии. В субботу губернатор Вирджинии перевел Национальную гвардию в режим готовности и объявил чрезвычайное положение.

На основе своего опыта наблюдения гражданских войн на трех континентах, Майнс называет пять предпосылок, которые поддерживают его прогноз о вероятности аналогичного развития событий в США: «укоренившаяся поляризация нации»; «все более разобщающие людей освещение событий в прессе и информационные потоки»; «ослабление институтов, особенно Конгресса и судебной власти»; «политическое руководство „продает“ или снимает с себя ответственность»; «легитимизация насилия как „модного“ способа вести дискурс или урегулировать споры».

То, что происходит сегодня в Америке, напоминает Майнсу ситуацию 1859 года: каждый на что-то злится и у каждого есть пистолет.

По ее словам, Майнс определяет «гражданскую войну» как крупномасштабные проявления насилия, предполагающие бунт против традиционной власти полиции и требующие вмешательства Национальной гвардии. В субботу губернатор Вирджинии перевел Национальную гвардию в режим готовности и объявил чрезвычайное положение.

Понимает ли Обама, куда идет Америка

Манифест MEChA гласит: «Мы объявляем независимость нашей метисной стране. Мы — бронзовые люди! Северной Америке мы говорим: мы — народ, мы истинные пуэбло, мы — ацтлане. Там, где нас большинство, мы будем управлять; где — меньшинство, станем источником напряженности; с точки зрения национальности мы — одна партия».

Америкэн бой: Джордж Флойд как проходная масть в большой политической игре

23 июня 1865 года в США завершилась Гражданская война, длившаяся четыре с небольшим года, она же Война Севера и Юга, в которой янки победили расистов-плантаторов (теперь все американцы — янки), попутно освободив негров-рабов. С того дня минуло без малого 155 лет. Но события, связанные с убийством чернокожего Джорджа Флойда, показывают, что этот конфликт тлеет до сих пор, и происходящее с конца мая в США — это не бой между черными и белыми, не голый расизм, как кому-то хочется преподнести, а противостояние между оттенками белого, где условный Black-Color в массе своей выступает проходной мастью… Легендарный американский «плавильный котел» грозит оказаться таким же мифом, как отмена рабства — одной из причин Гражданской войны в США…

Впрочем, почему грозит… «Тигель» уже переквалифицировали в «салатницу» без всяких прилагательных — теперь важнее, под каким соусом подавать блюдо, — превратив тем самым американцев в нацию овощей.

А с отменой рабства как причиной еще проще. Как писал Иван Сергеевич Аксаков, русский поэт, публицист, общественный деятель, один из лидеров славянофильского движения: «Негры не составляют настоящего повода к войне. Если б дело шло об одних неграх, то с эмансипацией их дело должно бы и кончиться. Эмансипация их неизбежна для Южных штатов; но если бы и совершилась эта эмансипация, то Северные штаты точно также не допустили бы разрыва (США на два государства. — Авт.)… Но если даже Южные штаты и покорятся, то это будет уже не прежняя, а новая политическая организация с принципом насилия и принуждения, организация союза, вскормленная, так сказать, междоусобным раздором, крещенная в братней крови!» — отмечал он в труде «Об отсутствии духовного содержания в американской народности», 30 января 1865 года, за несколько месяцев до окончания войны в США, опубликованном в еженедельнике «День». (При желании текст можно найти в интернете.) Никакой Америки Аксаков этим, конечно, не открыл: освобождение негров было мерой, направленной на подавление Юга, а невольников к делу притянули уже в процессе — использовали в качестве средства воздействия. Та же Прокламация об освобождении рабов, документ, состоящий из двух указов Авраама Линкольна, появилась только в середине войны, причины которой носили совсем иной характер…

Казалось бы, дела минувших дней, преданья старины глубокой…

Ан нет. Полтора столетия спустя черную карту в США разыграли снова.

День сегодняшний омрачен убийством обычного, немолодого, нездорового, видимо наркозависимого, безработного, не слишком законопослушного человека, как-то ко времени оказавшегося черным, задушенного полицейским, оказавшимся к месту белым, при задержании по подозрению… Убийство чернокожего белым полицейским для современной Америки не новость, даже при чернокожем президенте такое случалось. Отчего такая бурная реакция?

Не хочется участвовать в пляске на костях убитого 25 мая в Миннеаполисе (штат Миннесота) афроамериканца Джорджа Флойда, которого придушил до смерти при аресте белый полицейский Дерек Шовин (Флойд подозревался в том, что расплатился в магазине за пачку сигарет 20-долларовой поддельной купюрой; к тому времени он минимум раз пять — по другим источникам, минимум шесть раз — побывал за решеткой, в 2014 году после пятилетней отсидки за вооруженное ограбление переехал из Техаса в Миннесоту, последние пять лет работал охранником в ресторане, потерял это место из-за пандемии коронавируса). Вскрытие, кстати, признаков травматической асфиксии не обнаружило, причиной смерти объявили сердечно-легочную недостаточность. Однако повторная экспертиза, проведенная по инициативе семьи Флойда, показала, что задержанный умер все-таки от асфиксии.

Читайте также:  Религиозная жизнь американских скандинавов, путь к мормонству

Не хочется участвовать в реалити-шоу, которое, как коронавирус, охватывает страны и континенты…

Но невозможно быть святее папы римского!

«Друзья мои, мы не можем терпеть или закрывать глаза на расизм в любой форме. Вместе с тем должны признать, что насилие последних ночей (папа Франциск высказался в начале июня. — Авт.) имеет характер самоуничтожения и выстрела в самих себя. С насилием ничего не приобретается, но многое теряется».

Папа сказал, что молится за всех, «кто погиб в результате проявлений греха расизма».

К тому времени, спустя неделю с начала событий, комендантский час ввели более чем в 40 американских городах, начались мародерство и грабежи — в Нью-Йорке обчистили в Сохо дорогие бутики, опустошили Chanel и Gucci, разграбили магазины в центре Вашингтона; президент США Дональд Трамп около часа вынужден был из-за массовых акций под стенами Белого дома провести в бункере — один из редчайших случаев в истории американского института президентства (до Трампа там, например, 11 сентября 2001 года, во время террористической атаки, прятался то ли президент Джордж Буш — младший, то ли вице-президент Дик Чейни, а может, и оба), из-за беспорядков отключили — впервые с 1889 года — внешнее освещение резиденции, от «коктейлей Молотова» пострадало полсотни сотрудников секретной службы; в действие в масштабах страны вступила Национальная гвардия, Трамп, назвав себя «союзником мирных демонстрантов», пригрозил подключить к подавлению беспорядков армию, если власти штатов не справятся сами с «внутренним терроризмом», как он назвал происходящее в США…

По данным на 4 июня, в ходе беспорядков пострадали уже 114 сотрудников полиции, 22 из них оказались на больничной койке. В Сент-Луисе (штат Миссури) погиб полицейский-афроамериканец — его убили мародеры, когда он пытался положить конец разграблению ломбарда. 6 июня в Вашингтоне прошла самая масштабная за последние 12 лет протестная акция, к ней присоединились противники абортов, феминистки и трансгендеры. К этому сроку в разных городах было задержано более 15 тыс. человек. Ущерб составил около 20 млрд долларов. По данным на 7 июня, беспорядки и протесты были зафиксированы в полутысяче городов США. Флойд к тому моменту уже отошел на десятый план… В Ричмонде (штат Виргиния) протестующие утопили в озере памятник Христофору Колумбу, с которого, по общему мнению участников процесса, началось угнетение коренных народов континента. От Колумба следом избавились еще в нескольких городах США. В Бостоне мореплавателю даже оторвали голову. Опять же в Ричмонде снесли памятник единственному президенту Конфедеративных Штатов Америки Джефферсону Дэвису. В Кентукки (некогда одном из самых крупных центров рабовладения в США, где плантаторы выращивали табак и коноплю) на днях тоже приняли решение убрать аналогичный монумент. В Норфолке (опять же Виргиния) избавились от бронзового Джонни Рэба (персонифицированный символ южных штатов и символический солдат армии Конфедерации времен Гражданской войны). В Портсмуте (все та же Виргиния — она, кстати, была основной ареной сражений во время Войны Севера и Юга, там же 9 апреля 1865 года генерал Роберт Э. Ли подписал акт о капитуляции) опрокинули четыре статуи деятелей Конфедерации.

Попало и журналистам, включая российских, все, кажется, живы и в целом здоровы. По открытым данным, во время протестов в США погибли не менее 11 человек — жители Чикаго (штат Иллинойс), Детройта (Мичиган), Омахи (Небраска), Девенпорта (Айова), Окленда (Калифорния) и Луисвилля (Кентукки), — в основном афроамериканцы. Другие источники сообщают о десятках жертв. К концу третей недели митинги и погромы кое-где сменяются маршами, в том числе «молчаливыми». Накал страстей слегка ослаб, но конца и краю происходящему не видно. Некоторые эксперты уверены, что акции не прекратятся до президентских выборов в США, которые состоятся в ноябре, а затем превратятся в настоящую войну, если Трампу удастся выиграть…

В беспорядках по традиции обвинили Россию (темнокожая — попробуем придерживаться заданной американскими СМИ тональности насколько возможно, что уж только Флойда с Шовином раскрашивать — Сьюзан Райс, советник по нацбезопасности в администрации темнокожего Барака Обамы, заявила, что «это очень похоже на сценарий из российской методички» — пресс-секретарь президента РФ белый Дмитрий Песков назвал обвинения в адрес Москвы в организации беспорядков «неправильными и ошибочными»). Неожиданно — обвинили Зимбабве (нынешний советник по нацбезопасности белый Роберт О’Брайен заявил, что эта африканская страна может быть причастна к беспорядкам — в Зимбабве в ответ предложили дать улице, на которой расположено посольство США, имя Флойда, мол, «нам нужно постоянно напоминать американцам, что у них на руках невинная кровь, кровь черного человека»). А небезызвестный генпрокурор США (белый — все, на этом нарочитое цветоделение закончим, оно откровенно мешает, вплоть до смещения акцентов, вы заметили?) Уильям Барр зафиксировал некое огульное иностранное вмешательство в протесты с целью подстрекательства участников акций и обострения насилия.

Главные американские СМИ не стали искать виноватых так далеко — у них есть свой, доморощенный мальчик для битья, президент Трамп.

Воплощением президентства Трампа стал момент, «когда садист-полицейский на глазах у всех почти девять минут стоял коленом на шее афроамериканца», сообщила The New York Times:

«Дерек Шовин… который с беспричинной жестокостью линчевал афроамериканца… в нем воплотилось нечто важное для „трампизма“ — противостояние „мы против них“. Именно этот ядовитый дух лежит в основе жестокости полиции, он же является и ядром философии нашего 45-го президента … Мы не можем видеть афроамериканцев, умирающих [от коронавируса] в непропорционально больших количествах в наших больницах, но мы можем видеть Джорджа Флойда — афроамериканца, чья судьба привлекла внимание из-за жесткого стечения обстоятельств и удушения на улице».

Reuters сравнило происходящее в США по значимости с гибелью лидера движения за гражданские права чернокожих проповедника Мартина Лютера Кинга — младшего, убитого в Мемфисе 4 апреля 1968 года, в разгар подготовки национальной забастовки в Вашингтоне — Кампании бедных людей — на фоне антивоенных демонстраций времен Вьетнама.

Politico задается вопросом:

«Как президент может успокоить и повести за собой нацию в момент, когда более 100 тыс. американцев умерли от коронавируса, еще 40 млн остались без работы, а по всем Соединенным Штатам бушуют протесты после смерти Джорджа Флойда в Миннеаполисе?»

Американские СМИ хором отмечают, что теперешние беспорядки — момент истины для Трампа. От того, как он себя поведет, зависят его шансы на второй срок. Опросы Washington Post и АВС News свидетельствуют, что неделя беспорядков стоила Трампу энного числа голосов — он начал уступать в избирательной гонке своему сопернику — «сонному» Джо Байдену, демократу. К 1 июня расклад был 43 и 53 процента соответственно, хотя два месяца до того разрыв был незначительным.

Президент Трамп лениво отстреливается из «Твиттера»… Например, в ответ на требование сократить расходы на полицию Трамп заявил:

«Мы должны больше вкладывать энергии и ресурсов в обучение полиции, в подбор кадров. Мы должны уважать нашу полицию, заботиться о ней — ведь она защищает нас. Мы заканчиваем подготовку указа, который будет служить стимулом по всей стране соответствовать самым современным профессиональным стандартам применения силы».

Протест выплеснулся из американского «плавильного котла» (точнее, вывалился из «салатницы») и перекинулся на другие страны мира в виде акций протеста-поддержки. Ритуал поначалу включал благородное вставание на колено — как приобщение или покаяние (чувствуется рука режиссера), хотя в итоге, как и в США, дело дошло до тривиальных погромов и поджогов…

В Лондоне в начале месяца прошли волнения под стенами американского посольства, а также демонстрация на Трафальгарской площади, более 20 человек были задержаны за нарушение карантинных норм, связанных с пандемией Covid-19. Там же во время очередной акции, поддавшись, как выразился премьер Борис Джонсон, соблазну бандитизма, протестующие осквернили памятник Уинстону Черчиллю возле здания парламента — вывели на постаменте: «Был расистом» и прикрепили к фигуре политика картонку с надписью: «Жизнь черных имеет значение». Поскольку намечались очередные, трехдневные акции протеста, памятник экс-премьеру решено было прикрыть щитами. Несколько монументов разбушевавшиеся граждане уже снесли. В частности, в том же Лондоне — памятник шотландскому торговцу рабовладельцу (18−19 века) Роберту Миллигану, владельцу сахарных плантаций на Ямайке, где, разумеется, использовали рабский труд, и в Бристоле — парламентарию, меценату и работорговцу (17−18 века) Эдварду Кольстону (Королевская африканская компания, принадлежавшая ему, переправила более 100 тыс. рабов из Африки на Карибы и в Америку). Памятник последнему с гиканьем проволокли по улицам города и утопили в местной гавани. Власти, правда, извлекли «рабовладельца» из воды с намерением спрятать в музей.

В Париже 13 июня люди в черном и с прикрытыми лицами устроили беспорядки на площади Республики во время очередной демонстрации протеста, в которой приняли участие около 10 тысяч человек. Они кидали в полицейских, перекрывших им путь, бутылки, банки с краской и разный мусор под крики «Мы хотим идти, освободите дорогу!». Кто-то подпалил мусор, жгли файеры и взрывали петарды. Примерно так же прошли акции в Париже и 2 июня, в которых приняло участие около 20 тысяч человек.

В Берлине у посольства собравшиеся держали плакаты «Жизни черных имеют значение» (акции в США проходили под этим лозунгом — Black Lives Matter, так называется интернациональное антирасистское движение), «Я не могу дышать» (так говорил Флойд при задержании, а до него — чернокожий американец Эрик Гарднер, задушенный в 2014 году полицейскими при задержании по подозрению в незаконной поштучной торговле сигаретами на улице), «Кому теперь наступят на шею?»…

Ряд акций состоялся в начале июня в Австралии. В Новой Зеландии в разных городах тоже вышли на улицы тысячи людей под вышеуказанным лозунгом — Black Lives Matter.

Так и хочется крикнуть: «Автора!»

Ряд экспертов не сомневаются, что нынешняя заварушка в США — дело рук не России, Зимбабве или неких иных иностранных сил, а противников республиканца Трампа — демократов. Речь, конечно, не об убийстве чернокожего Флойда, а о том, что последовало за ним — погромах, мародерстве и насилии. Некоторые аналитики отмечают, что это уже вторая, сработавшая попытка усложнить жизнь Трампу в период предвыборной кампании — первая, связанная с особой уязвимостью афроамериканцев перед коронавирусом нового типа (напомним, Трампу ставят в вину то, что он провалил борьбу с этой напастью, унесшей жизни десятков тысяч граждан США), успеха не имела. Хотя… как сказать — не исключено, что эта первая попытка явилась психологическим заделом для нынешней вакханалии.

Следует напомнить, что Демпартия США первоначально, в 19 веке, ратовала за сохранение рабства, отражая интересы Юга (или Дикси как еще называют этот регион) и переработчиков его аграрной продукции на Севере. Она опиралась на рабовладельцев, плантаторов, влиятельные кланы и население южных штатов и до Гражданской войны играла ведущую роль в США. Прошлый век дал США трех выдающихся президентов-демократов — Вудро Вильсона, Теодора Рузвельта и Джона Кеннеди. Последний, кстати, немало сделавший для ликвидации расовой дискриминации (он, в частности, в июне 1963-го внес в Конгресс законопроект о гражданских правах, запрещающий сегрегацию, то есть дискриминацию на основании цвета кожи или этнической принадлежности, во всех общественных местах) был убит в ноябре 1963 года, во время очередной предвыборной поездки, просидев в кресле главы государства всего лишь три года. В эти три года уместились Берлинский (СССР потребовал прекращения четырехдержавного управления Берлина и превращения Западного Берлина в демилитаризованный свободный город, в итоге появилась Берлинская стена) и Карибский (когда советские ядерные ракеты разместили на Кубе в ответ на размещение США аналогичных ракет в Турции и мир был на грани ядерной катастрофы) кризисы, операция в заливе Свиней (попытка в апреле 1961-го свергнуть на Кубе правительство Фиделя Кастро), битва за космос между СССР и США, увязание во Вьетнаме (именно Кеннеди отправил в Южный Вьетнам первые регулярные подразделения ВС США, до того там подвизались только военные советники), поддерживал Мартина Лютера Кинга — младшего, даже встречался с ним.

Конец 20 — начало 21 века, уверяют знатоки вопроса, — не время демократов, хотя их представителя, Билла Клинтона, отбывшего два срока — с 1993-го по 2001-й — россияне запомнили благодаря Монике Левински, пожалуй, не хуже, чем легендарного Кеннеди. И наконец, именно демократы привели в кресло президента США первого темнокожего — Барака Обаму (2009−2017).

К концу 20 века монада перекинулась, как сказали бы на Востоке, — демократы и республиканцы почти поменялись электоратом. Сейчас демократов главным образом поддерживают жители мегаполисов, густонаселенных приморских штатов с высокоразвитой экономикой. Приоритеты демократов — повышение налогов, наднациональные корпорации, высокотехнологичные отрасли экономики, борьба с загрязнением окружающей среды, отказ от экономического протекционизма, под их крылом — сексуальные и расовые меньшинства, женские организации…

Если совсем коротко и грубо, то демократы — это глобалисты, а республиканцы и Трамп — националисты. И тех, и других поддерживают — в разных пропорциях разного политического оттенка — белые, черные, цветные. И сегодня, как видим, не самым мирным путем, решается судьбоносный вопрос, куда повернет Америка. Если это не Гражданская война, акт второй, то что? Камень уже брошен, и не один. И не важно, камень этот называется «коронавирус», «расизм» или как-то иначе: он лишь орудие.

Кстати, о расизме… С чего он начинается — когда полицейский при жестком задержании подозреваемого калечит того до смерти или когда, комментируя случившееся, кто-то заявляет, что белый полицейский убил афроамериканца? Это очень важный вопрос, честный ответ на который поможет лучше понять, что же сейчас происходит в США и эхом отдается на планете.

Воплощением президентства Трампа стал момент, «когда садист-полицейский на глазах у всех почти девять минут стоял коленом на шее афроамериканца», сообщила The New York Times:

Этнический раскол США отменяется?

В 2000-х стало особенно заметным увеличение численности латиноамериканцев в населении США. Динамика численности латиноамериканцев:

1980 г.: 15,0 млн. человек (6,0 % населения США).

1990 г.: 22,5 млн. (9,0 %).

2000 г.: 35,3 млн. (12,5 %).

2010 г.: 50,5 млн. (16,4 %).

Эти данные отражают численность официально учтённых лиц, указавших испанский язык в качестве родного. С учётом нелегальных иммигрантов испаноязычных в 2010 было под 60 млн. Население Пуэрто-Рико – испаноязычной территории США – учитывается отдельно (3,95 млн. на 2008 г.)

Рост численности латиноамериканцев обусловлены как их иммиграцией в страну, так и повышенной плодовитостью уже в стране. В 2000 г. у латиносов было 3,2 ребёнка в среднем на женщину – при 2,3 у афроамериканцев и 1,8 у белых (неиспаноязычных).

В ряде больших городов и штатов латиноамериканцы составляли в 2010 г. уже половину и более населения. Лос-Анджелес: из почти 6 млн. жителей – 45% латиносы; Майами: из более 1,5 млн. – 65%. Штат Нью-Мексико – 46%; Калифорния – 37%; Техас – 37%.

Испаноязычные прибывают в США из близко расположенных стран (две трети – из Мексики). Иммигранты поддерживают связи с родинами, в том числе с помощью испаноязычных СМИ на территории США. Кроме того, латиноамериканцы не рассеиваются среди других жителей США, а селятся довольно компактно. Примерно 80 % латиноамериканцев концентрируются в 5 южных штатах (Калифорния, Техас, Аризона, Нью-Мексико, Флорида). Эти факторы препятствуют ассимиляции латиноамериканцев, способствуя сохранности их родного (испанского) языка.

Ещё одним фактором является стремление самих латиноамериканцев сохранять свой «latinidad», ярко выраженная приверженность родному языку и культуре.

Появился даже термин реконкиста («отвоевание»), обозначающий увеличение латиноамериканского населения юго-запада США – с тенденцией образования латиноамериканского большинства на этой территории – и её возвращения Мексике.

У американских публицистов, писавших по этой теме, ясно различались тревожные нотки. Тенденции по численности латиноамериканцев должны привести к глубоким изменениям США. Изменениям демографическим – а через них и политическим. Возникал даже вопрос: сохранится ли целостность страны? Останется США страной с одним национальным языком и основной англо-протестантской культурой? Или же американцы трансформируются на два народа – разнокультурных и разноязычных (английский и испанский). В силу толерантности американцы были на это даже несколько согласны (но на утрату территориальной целостности – нет).

Даже и я тихонько злорадствовал, думал: надо подождать – когда тенденции исполнятся и приведут к… Ну, к тому, что с США что-то будет.

Однако, в 2010-х начали набирать силу другие тенденции.

Большая часть латиноамериканского населения США уже является уроженцами этой страны и их доля постепенно возрастает. Доля иммигрантов соответственно снижается. Это преимущественно уже не «понаехавшие», а родившиеся в США. Масса мексиканцев возвращается из США в Мексику, количество выезжающих даже превысило количество въезжающих. Эти люди не нашли себе места в США – места лучше, чем в Мексике (США всё-таки не резиновые, как и Москва). В самой Латинской Америке в целом уровень рождаемости падает – так что иммигрантов становится меньше. Снижается рождаемость и у испаноязычного населения внутри США.

Для родившихся в США латиноамериканцев характерен таки переход на английский язык. Старшее поколение (иммигранты) — почти поголовно испаноязычное, среднее поколение — на 80 % (и в основном двуязычное), а в третьем поколении уже только 40% латиноамериканцев говорят по-испански.

Значительное количество (счёт на сотни тысяч ежегодно) латиноамериканцев переходят из своего традиционного католицизма в американские протестантские церкви. Принятие протестантизма означает стремление латиноамериканцев к вхождению в американский образ жизни. Но это принятие означает и быструю, полную ассимиляцию.

Аgringados (о-гринго-ванные) – термин для американизировавшихся латиносов, потерявших свою латиноамериканскую идентичность.

В 2010 году четверть браков испаноязычных была заключена с не испаноязычными. Отношение к смешанным бракам в латиноамериканской среде вполне благожелательное.

Читайте также:  Динамика иммиграции немцев в США и расселение по штатам

«Реконкиста» была озвучена несколькими интеллектуалами – но массового жизнеспособного и политически значимого движения с такой целью нет. Мексикано-американцы не выделяют себя в отдельную нацию, ирредентистские настроения у них не выражены. Как и другие латиноамериканцы – это вполне лояльные граждане США.

В самой Мексике ни правительство, ни какая-либо значимая политическая группа не заявляют претензий на территорию США – ни ирредентистских (на присоединение территорий с испаноязычным большинством), ни реваншистских (на возвращение территорий, захваченных США в войне 1846-48 гг.)

В марте 2015 года, на фоне войны в Украине, спикер парламента Чечни угрожал «вооружить Мексику против США». В США это услышали, поскольку затрагивалась довольно чувствительная, даже щекотливая для них тема. Но в самой Мексике, а также среди мексиканцев в США почвы для этого «вооружить против США» нет.

Американские публицисты, пишущие на латинодемографическую тему, заметно приободрились. Сейчас они даже предрекают, что с латиноамериканцами произойдёт тоже, что и с германоамериканцами. Когда-то американцы немецкого происхождения составляли в населении США долю даже большую, чем сейчас латиносы. Германоамериканцы хорошо сохраняли немецкий язык – в том числе и с помощью развитых немецкоязычных СМИ на территории США. Но сегодня из 45 млн. американцев, заявляющих о своей немецкой родословной, только 1,5 млн. говорят на немецком.

Похоже на то – этот чёртов плавильный котёл переварит и латиносов. Разве что средний американец посмуглеет.

У американских публицистов, писавших по этой теме, ясно различались тревожные нотки. Тенденции по численности латиноамериканцев должны привести к глубоким изменениям США. Изменениям демографическим – а через них и политическим. Возникал даже вопрос: сохранится ли целостность страны? Останется США страной с одним национальным языком и основной англо-протестантской культурой? Или же американцы трансформируются на два народа – разнокультурных и разноязычных (английский и испанский). В силу толерантности американцы были на это даже несколько согласны (но на утрату территориальной целостности – нет).

Великие племена американских индейцев. (Часть I)

Племена, проживавшие на центральной части территории современных США и Канады. Страдавшие от постоянных набегов воинственных соседей племена, дали им название “ироку”, что означало “настоящие гадюки”, ну а уже французы добавили суффикс ois, закрепив современное название группы индейских племен. Источником пропитания служило примитивное земледелие, высаживая маис, бобовые, тыкву, также промышляли охотой и собирательством. Вооружались, как и положено индейцам, луками, копьями, дубинками и духовыми ружьями, соответственно, после контакта с европейцами, появляются ружья и меняется стиль ведения войны. О военной силе, быстро разрастающихся племен ирокезов, нет единого мнения, вероятно имело численность около 2200 воинов со всех земель. Некоторая техническая отсталость, в сравнение с другими племенами Северной Америки, обуславливалась полной занятостью женского населения земледелием, но взамен были весьма искусны в фортификации, что и подметили первые колонисты из-за океана. Крепкие оборонные сооружения, железная дисциплина и многочисленность племен ирокезов являлась главной силой определявший историю Великих Озер.

Собирательное название культурно и территориально связанной группы племен Северной Америки. Происхождение слова имеет несколько версий, по одной “апачи” переводится как “сражающийся человек”, по другой – “враг”. Обитали на землях Великих Равнин, современного Техаса, восточной Аризоны, северо-запада Мексики. Прославились своей крайней воинственность и превосходной военной стратегией, разоряя соседей и относительно умелым противостоянием белым колонизаторам, хотя, нередко, упоминаются как великодушные и верные договорам. Вполне возможно, были очень успешны при проведении диверсионных операций, умело пользовались кинжалами и томагавками, в знак победы над противником, могли снимать скальп, что стало обязательным атрибутом в американском кинематографе XX века.

Еще одно северо-американское племя, дожившее,что удивительно, до наших дней. Ранние места обиталищ – современные американские штаты Северная Каролина и Теннесси, есть мнение, что первым обиталищем являлась территория Великих Озер, откуда были изгнаны племенами ирокезов и делаваров. Первыми с индейскими племенами чероки встретились испанские конкистадоры в, предположительно, 1540 второй раз в 1566 году, но убедившись, что отбирать и грабить у них нечего и прослыв оседлым и земледельческим народом, полностью потеряли интерес. Позже английские торговцы сумели внушить доверие племенами чероки, а те всячески их поддерживали, в том числе против французов и испанцев, наравне с Лигой Ирокезов участвовали, как иногда ее называют историки “нулевой мировой войне”, Семилетней войне 1756-1763 гг. Чем закончились в дальнейшем доверие и помощь европейцам в трудную минуту вполне ясно, земли будут отчужденны в пользу колонистов.

Крупнейшее по площади и численности коренное население Южной Америки, классово образовавшиеся примерно в XI веке, обладатели не только группы племен, но и настоящей цивилизации. Предположительно, название племени дал титул верховного вождя “Инка”, которое позже, трансформировалось на весь народ. Главным образом Инки занимались земледелием, имея в распоряжении лопаты с бронзовым наконечником и облагораживая около 100 культур, в том числе и кустарник Коки.

Государство Инков прекрасно разбиралось в обработке камня и строительстве (яркий пример город Мачу-Пикчу), строительстве дорог, имели почтовую систему, умели проводить операции на черепе, пользовались узелковым письмом (кипу), хотя, по легенде, имели собственный алфавит и даже книги. Первым европейцем, встретившийся инкам был португалец Алежу Гарсия в 1525 году, затем испанские конкистадоры и ровно через 47 лет, в 1572 году государство инков прекратит свое существование.

В прошлом многочисленный индейский народ Северной Америки. Название племени – испанизированновай вариант из языка юта, что означает “враг, незнакомец”. Культура и быт вполне традиционны для северо-американских индейцев, занимались охотой на бизонов и коневодством, располагали большим количеством лошадей, так же огромную роль играет торговля с Испанцами. В начале 1820 годов был открыт тракт Санта-Фе, проходящий через земли команчей, которые мгновенно стали нападать на проходящих путешественников и торговцев. В 1830 гг. воюют с оседжами, 1836 году с Техасской республикой. В 1874-1875 годах играют лидирующую роль, в войне на реке Ред-Ривер, группы индейских племен против США, после поражения, помещены в резервации. В современное время проживают в резервации, в штате Оклахома.

Государство Инков прекрасно разбиралось в обработке камня и строительстве (яркий пример город Мачу-Пикчу), строительстве дорог, имели почтовую систему, умели проводить операции на черепе, пользовались узелковым письмом (кипу), хотя, по легенде, имели собственный алфавит и даже книги. Первым европейцем, встретившийся инкам был португалец Алежу Гарсия в 1525 году, затем испанские конкистадоры и ровно через 47 лет, в 1572 году государство инков прекратит свое существование.

Основные исторические события

Впервые люди попали в Северную Америку на момент, когда между Чукоткой и Аляской было сухопутное сообщение. Предположительно, это была группа из 250 человек. Дальнейшее заселение Северной Америки имело «капельный» характер, проходя в несколько волн.

Первая из них случилась около 20 тыс. лет назад, когда были заселены территории современной Мексики, Калифорнии и Техаса. Вторая волна прокатилась еще через 10 тыс. лет и затронула территории США и Канады. Третья волна произошла всего 3-5 тыс. лет назад и была эскимосско-алеутской.

К моменту высадки европейцев на территорию Северной Америки аборигены зарекомендовали себя как опытные в рукопашном бою воины и хорошие разведчики. Они были очень суеверными и религия играла большое значение в их жизни. Без общения с духами не проходило ни одно важное событие в жизни племени.

Любимая пытка ирокезов и прадед Обамы: 5 самых крутых индейских племен

Какие пытки обожали ирокезы? Какое племя в Северной Америке было самым развитым? Как вождь-партизан апачей стал шоуменом? Правда ли, что предки Обамы и Джонни Деппа — индейцы чероки? Мы расскажем обо всем этом, и даже больше.

Сами ирокезы называют себя «ходинонхсони», а слово «ирокезы» взято из языка соседних алкгонкин и означает «гадюки». Как нетрудно догадаться, эти племена враждовали и ненавидели друг друга. Ирокезы интересны тем, что к приходу европейцев были самым развитым племенем на территории современных США: они занимались простеньким подсечно-огневым земледелием, знали разные ремесла и при этом были не дураки в том, что касается политики.

Индейцы — коренное население Америки

Услышав слово «американец», люди сразу представляют статного европейца с белоснежной улыбкой, опираясь на образы из кинофильмов. Но коренными жителями континента являются индейцы. Тридцать тысяч лет назад по Беренгову перешейку они пришли на новые земли из Азии. Со временем континент заселили множества различных племен. Только языков насчитывалась более трехсот. Сейчас сохранилось не более нескольких десятков, а коренных жителей становится все меньше.

Услышав слово «американец», люди сразу представляют статного европейца с белоснежной улыбкой, опираясь на образы из кинофильмов. Но коренными жителями континента являются индейцы. Тридцать тысяч лет назад по Беренгову перешейку они пришли на новые земли из Азии. Со временем континент заселили множества различных племен. Только языков насчитывалась более трехсот. Сейчас сохранилось не более нескольких десятков, а коренных жителей становится все меньше.

Индейцы в США, племена и семьи, особенности жизни

Как известно, индейцы появились в Америке еще в палеоиндийский период. Первым место их обитания была местность, которая сейчас называется Аляской. Начиная со следующего периода истории, который называется архаическим, в холодной местности, а именно в Арктике, живут индейцы, которые пришли с более поздней волной миграций. Впрочем, также их можно отнести к эскимосско-алеутским народностями, в частности, к алеутам, инуитам, юпикам и инупиатам.

Из-за столь большого разброса, индейцы не могут говорить на одном языке. Таким образом, количество известных науке возможных диалектов данного народа достигает 200 единиц. Лингвисты в разное время пытались вносить также новые диалекты, но они одобрены не были, так как не получили должной фактологической поддержки. К таким гипотезам можно отнести пенутийскую гипотезу, которая все еще является предметов споров ученых. Отдельное место среди всех индейских языков занимает язык на-дене, который скорее схож с енисейской группой языков, что еще раз подтверждает первичную теорию миграции индейцев.

К сожалению, достаточно большая часть уникальной индейской культуры остается для нас загадкой, так как колонизаторы уничтожили большую её часть. К тому моменту, когда они оказались у берегов Америки и приняли решение высадиться здесь, существующие индейские племена уже имели очень развитую культуру именно в художественной области.

Заниматься изготовление керамики индейцы с обоих континентов начала гораздо раньше, чем поселенцы из Европы появились в Америке. Стили, которые присущи работам индейцев, достаточно разнообразны. Также интересным фактом является то, что несмотря на массовое изготовление керамических изделий, индейцы не знали что такое гончарный круг и не использовали его в работе. Гончарный круг впервые появился лишь тогда, когда в Америку приплыл Колумб. Обусловлено отсутствие у индейцев гончарного круга тем, что они не знали и о колесе. Таким образом, все найденные археологами керамические изделия были сделаны полностью вручную. При этом индейцы достаточно сильно были развиты в художественном плане, поэтому их можно считать первопроходцами в скульптурном моделировании, лепке из глиняных шнуров, лепки по каркасу или форму, а также в формовке лопатой. Из керамики в основном делались сосуды, но также в разных племенах встречались всевозможные ритуальные предметы, в том числе и маски.

Искусство всех тех племен, в которых господствовал первобытнообщинный строй, было достаточно тесно связано с повседневными занятиями. В узорах, которые индейцы наносили на свои изделия, можно было наблюдать сцены из процесса охоты, а также из земледелия и рыболовства. Самые непонятные и знаменательные случаи были позже возведены в разряд мифологических.

Помимо керамики, индейцы активно пользовались резьбой по дереву. До сих пор этот вид искусства встречается у индейцев, и особенно интересные экземпляры попадаются у индейцев, живущих на северо-западном побережье Америки. В этой местности резьба по дереву используется для создания тотемов и намогильных столбов. Изредка такой вид искусства можно встретить и у племен, живущих в Южной Америке. В резьбе и росписи, в основном, встречаются фантастические и жизненные зарисовки, часто применяется геометрический орнамент. Индейцы много рисовали — в основном, рисунки делались на типи, щитах, бубнах и шкурах животных.

Сегодня самобытное индейское искусство угасло в большинстве североамериканских стран, а также в Аргентине и в Уругвае, однако в таких странах как Мексика и Перу оно было возведено в разряд народного, и до сих пор является основным направлением в развитии современного искусства.

Индейцам принадлежит очень большой вклад именно в мировую агрокультуру: благодаря им весь мир стал возделывать кукурузу, картофель, помидоры, подсолнухи, какао, табак, хлопок, фасоль, бобы, арахис и даже кабачки!

После того, как первые колонизаторы посетили Америку и увезли из неё драгоценные семена картофеля, во многих европейских регионах удалось значительно сократить голод. Картошка росла практически везде и давала возможность людям делать стабильные запасы на зимнее время года. Возделывание кукурузы, в свою очередь, помогало прокормить скот в зимнее время года.

Также индейцы привили всему миру любовь к домашним индейкам и морским свинкам. Они сумели одомашнить мускусную утку и приручали попугаев породы Ара, которые, как известно, являются не только самыми большими, но одними из самых умных птиц. В качестве вьючных животных индейцы использовали альпак и лам, их же шерсть шла и на создание теплых вещей. Индейцы любили всех животных, и собак в том числе. Некоторые из видов, которые разводились индейцами, до сих пор популярны во множестве стран, а другие, к сожалению, прекратили своё существование.

Были и вещи, которые индейцы переняли от колонизаторов: огурец заменил ангурию в их рационе.

Также и культура индейцев интересовала европейцев. Благодаря изучению и появлению некоторых очень важных открытий в психологическом и социологическом складе индейского общества ученым удалось понять многие нюансы сознания современного человека. Исследованием индейского общества занимались такие именитые психологи, как Карл Густав Юнг и его последователи.

Говоря о культуре индейцев, также нельзя обойти стороной и исследователей измененного состояния сознания, среди которых одним из самых значимых людей является Карлос Кастанеда. Интерес к традиционной культуре индейцев, в которой шаманы очень часто применяли галлюциногены, очень вырос в период 1970-1980 годов. Карлос Кастанеда выпустил несколько ныне популярных книг, в которых в свойственной ему манере описывает приключения европейца, решившего попробовать индейские травы.

Сильное вдохновение черпали у индейцев также литераторы и кинематографисты. В особенности романтизированный образ индейцев касается североамериканских племен. За счет того, что эти племена часто описывались в книгах и фильмах, о них сохранилось гораздо больше информации, чем об индейских племенах, живших в других областях света.

Как известно, индейцы появились в Америке еще в палеоиндийский период. Первым место их обитания была местность, которая сейчас называется Аляской. Начиная со следующего периода истории, который называется архаическим, в холодной местности, а именно в Арктике, живут индейцы, которые пришли с более поздней волной миграций. Впрочем, также их можно отнести к эскимосско-алеутским народностями, в частности, к алеутам, инуитам, юпикам и инупиатам.

3. Где и как жили индейцы

В вигвамах — стационарных жилищах из веток и шкур животных в форме купола — жили индейцы лесной зоны на севере и северо-востоке Америки, тогда как индейцы пуэбло традиционно строили глинобитные дома. Слово «вигвам» происходит из одного из алгонкинских языков Алгонкинские языки — группа алгских язы­ков, одной из крупнейших языковых семей. На алгонкинских языках говорят около 190 тысяч человек на востоке и в централь­ной части Канады, а также на северо-восточ­ном побережье США, в частности индейцы кри и оджибве. и в переводе озна­чает вроде «дом». Строились вигвамы из веток, которые связывались между собой, образуя конструкцию, которая сверху покрывалась корой или шкурами. Интересным вариантом этого индейского жилища являются так называемые длинные дома, в которых жили ирокезы Ирокезы — группа племен общей числен­но­стью около 120 тысяч человек, живу­щих в США и Канаде. . Они делались из де­рева, а длина их могла превышать 20 метров: в одном таком доме жили сразу несколько семей, члены которых приходились друг другу родственниками.

У многих индейских племен, например у оджибве, существовала специальная паровая баня — так называемый «вигвам потения». Это было отдельное стро­ение, как нетрудно догадаться, для мытья. Впрочем, мылись индейцы не слиш­ком часто — как правило, несколько раз в месяц — и использовали паровую баню не столько для того, чтобы стать чище, сколько как лечебное средство. Счита­лось, что баня помогает при болезнях, если же чувствуешь себя хорошо, можно обойтись без мытья.

«Чтобы приготовить хлеб, вам понадобятся двенадцать початков куку­рузы с листьями. Для начала нужно отшелушить початки и растереть зерна с помощью зернотерки. Затем завернуть получившуюся массу в кукурузные листья. Вырыть в земле яму такого размера, чтобы в ней помещались свертки. Развести в яме огонь. Когда земля как следует прогреется, выньте угли и положите в яму свертки. Прикройте их, а сверху разведите огонь. Хлеб печется около часа».

Брак и семья

Если в повседневной жизни индейцев и мужчины и женщины должны были соблюдать определенные правила и предписания, то в таком серьезном вопросе, как вступление в брак и создание семьи, это требовалось тем более. Люди жили в сложном мире, в окружении дикой природы, щедрость которой была весьма переменчива. Поэтому каждый член сообщества должен был четко соблюдать свои обязанности и нести свою долю ответственности ради выживания всех его членов. Безответственность и фривольное отношение к жизни не допускались, никто не мог взять «паузу» или «каникулы» в выполнении своих обязанностей. Вся жизнедеятельность осуществлялась на основании четких правил и предписаний. Тщательно старались сохранить все полезное из прошлого, что могло пригодиться и сегодня. Жили сегодняшним днем, «здесь и сейчас»; каждодневные заботы не оставляли времени на то, чтобы думать даже о недалеком будущем, не говоря уже о таких вещах, как прогресс и эволюция. Необходимо было не упустить ничего из опыта предыдущих поколений, что позволяло в прошлом обеспечить успешную жизнедеятельность и безопасность племени и преодолевать подстерегавшие опасности. Если удалось установить в прошлом незримые связи со вселенной, благодаря которым можно было двигаться вперед, то следовало во что бы то ни стало сохранить эти связи, не нарушить их, поскольку от этого зависело выживание и успешная жизнедеятельность племени сегодня.

Поэтому считалось, что такие вопросы, как вступление в брак, не могут быть лишь частным делом тех лиц, которые к этому имеют непосредственное отношение. На первом месте всегда стояли вопросы обеспечения выживания и жизнедеятельности племени, а все внутриплеменные вопросы, в том числе и вступление в брак, рассматривались в первую очередь именно с этой точки зрения. Конечно, в вопросах брака присутствовала известная широта взглядов, поскольку, несмотря на вызванную условиями среды обитания необходимость довольно строгой регламентации жизни внутри сообщества, для индейцев всегда была характерна определенная терпимость. Людей, явно неподходящих друг другу, не принуждали к вступлению в брак. Более того, в ряде племен допускалось, что мужчина может быть женоподобным и соответственно не в состоянии выполнять те обязанности и нести ту ответственность, которые мужчина обязан выполнять в семье. Таким лицам мужского пола разрешалось носить женскую одежду и выполнять женскую работу. Большинство же мальчиков и девочек, достигших 13–14 лет, вступали в брак, который очень тщательно готовился. Необходимо было учесть вопросы, связанные с положением, занимаемым семьями жениха и невесты в племени, степенью родства между ними, а также наличием всякого рода табу и факторов, препятствующих заключению брака. Взаимные чувства жениха и невесты в расчет не принимались: нередко бывали случаи, когда очень молодой человек женился на гораздо более старшей женщине и наоборот; это делалось умышленно, чтобы один из партнеров мог воспользоваться жизненными знаниями и опытом другого.

Читайте также:  Межэтнические отношения в США, влияние дискриминации

Индейская семья была обычно моногамной, но у некоторых племен существовала практика многоженства. Это обычно имело место в тех сообществах, где мужчина был достаточно состоятельным, чтобы содержать несколько жен, либо же когда в ходе войны было захвачено много женщин-рабынь. Обычно полигамный брак сосуществовал одновременно с моногамным и был добровольным. Например, встречались случаи, когда мужчина был настолько доволен одной из своих жен, что просил и ее сестру стать членом их семьи, а для этого стать его женой; либо двоюродная сестра была настолько расположена к своему двоюродному брату, что просила его взять ее в жены. У некоторых племен вторая жена считалась временной и должна была покинуть дом, когда находила себе мужа, у которого она считалась бы постоянной женой. Многоженство помогало женщинам не остаться в старых девах и избежать бесплодия, что очень порицалось у древних народов. С другой стороны, оно помогало избежать падения рождаемости и таким образом способствовало росту и развитию племени. Практика полиандрии, или многомужества, в Северной Америке практически не встречалась, хотя у эскимосов был обычай предлагать своих жен гостям для сексуальных развлечений. У некоторых шошонских племен женщина имела право вступать в интимную связь с другими мужчинами, когда муж был на охоте.

Иногда встречались такие формы брака, при которых в случае смерти мужа его место немедленно занимал родной или двоюродный брат; а в случае смерти жены – сестра или двоюродная сестра. Таким образом, в первом случае обеспечивалась забота о вдове и ее детях, а во втором – дети вдовца не оставались без присмотра. У эскимосов был обычай, что человек, убивший другого человека, должен был взять на себя заботу обо всех иждивенцах последнего. Процедура вступления в брак была иногда сугубо формальной и сопровождалась только обменом подарками, а иногда шумным пиром и увеселениями. Развод, в отличие от мусульманских правил, осуществлялся очень просто, без какой-либо процедуры; одной из сторон было достаточно всего лишь объявить об этом.

Может показаться, что существовавшие у индейцев порядки и правила в вопросах семьи и брака были холодными и бесчувственными, особенно по отношению к женщинам. Однако следует иметь в виду, что у большинства индейских племен мужчины не играли в них ведущей роли – ни в семье, ни в племени. На каждое племя с преобладающей ролью мужчин приходилось племя с аналогичным преобладанием женщины, причем последнее нередко встречалось у очень воинственных и агрессивных племен – в частности, среди участников Союза ирокезских племен. Вероятно, почти у половины индейских племен Северной Америки существовал матриархат, и линия родства считалась по материнской линии, как если бы мы сегодня брали отчество по имени матери, а не отца. Случалось, что женщине принадлежало все имущество и все пожитки в доме, как и само жилище, будь то дом или типи. Они полностью переходили к ней как в случае смерти мужа, так и при разводе. Женщины навахо, например, всегда имели большие права на домашнее имущество по сравнению с мужчинами и были соответственно более богатыми и зажиточными. У них скапливалась вся выручка от продажи вытканных или шерстяных изделий, а их сыновья всю жизнь оставались «детьми своей матери», а не «своих родителей». У ирокезских племен, считавшихся самыми воинственными, женщины выбирали племенных вождей, а также отстраняли их от должности, если не были удовлетворены их деятельностью. Что касается развода, то женщины обладали такими же правами на него, как и мужчины. Женщина тоже могла дать супругу «от ворот поворот». Он мог вернуться с поля или с охоты и увидеть сложенные перед входом в жилище свое седло и личные вещи – в этом случае ему оставалось лишь взять их и вернуться в дом матери. Иногда женщина специально «доводила» мужа, провоцируя его на то, чтобы он ее избил, а затем использовала это как повод для развода.

В ряде сообществ жизнь была настолько сконцентрирована вокруг матери, что после свадьбы муж должен был в течение года или двух жить с женой в доме тещи. Короче говоря, хотя у женщины были ее собственные, весьма специфические, сложные и трудоемкие обязанности и сфера ответственности, это не означало, что она играла незначительную роль или находилась в унизительном положении, хотя встречались и племена, где женщина рассматривалась как рабыня или часть домашнего имущества. Пренебрежительное отношение к женщине выработалось в результате промышленной революции, поскольку поставило в приниженное и зависимое положение жен рабочих, а также не знающих, чем заняться, «скучающих» жен представителей среднего класса. Индейские женщины были избавлены от этого: им не приходилось ни терять своего достоинства, ни ощущать свою ненужность.

К индейской женщине дети порой чаще обращались за советом, чем к отцу. Иногда родственники жены – ее дяди – играли большую роль в воспитании, чем родной отец. Ребенок часто называл отцом дядю матери, таким образом, у него как бы было несколько отцов.

Процесс воспитания был организован таким образом, чтобы в нем активно участвовали и мать и отец и чтобы ребенок получил от них как можно больше полезного, причем как можно быстрее. Детей начинали учить всякого рода необходимым вещам с того момента, как они уже умели ходить. Индейцы не могли допустить, чтобы дети не приносили никакой пользы до тех пор, пока вырастут. К детям с довольно раннего возраста начинали относиться как к взрослым, и к моменту достижения полового созревания они были уже достаточно сформировавшимися, чтобы вступить в брак. С самых ранних лет дети учились тому, что делали взрослые. Мальчики добывали рыбу при помощи маленьких острог и охотились с помощью такого же оружия, как у взрослых, только меньшего размера. Девочки помогали матери по дому, нянчились с младшими братиками и сестренками, помогали собирать орехи и ягоды. Вследствие того что к ним не относятся как к игрушкам или избалованным чадам, для детей индейцев характерно серьезное отношение к жизни и не по возрасту мудрые суждения, что оказывает сильное впечатление на общающихся с ними белых людей.

Индейцы снисходительно относились к детям в самом раннем возрасте, хотя отношение к незаконнорожденным детям было очень суровым, иногда их даже душили в колыбели. По достижении 3–4 лет начиналось очень строгое и суровое воспитание. В этом возрасте детям наносили татуировку при помощи костяных игл; они также обязаны были пройти через ряд испытаний, закаляющих тело и характер: прыгать зимой в ледяную воду, выдержать укусы муравьев и сороконожек, покрывать бегом многокилометровые расстояния под палящим солнцем с полным ртом воды, не имея права ее глотать. Ритуал полового созревания и посвящения в мужчины предусматривал выбивание зубов, прокалывание губ и ушей, надрезание ноздрей. Когда у девочек начинались менструации, их изолировали в отдельной хижине без воды, пищи и света. Такому же заточению женщины подвергались при беременности и родах.

Не вызывает сомнения, что широко распространенное использование переносных детских люлек оказало существенное воздействие на детей, которых в них носили. Детей жестко спеленывали и зачастую фиксировали определенное положение головы и ступней ног. Способствует ли помещение ребенка в подобное «прокрустово ложе», где он связан по рукам и ногам, выработке у него ощущения безопасности или как раз совсем наоборот, пусть решают психологи. Что же касается непосредственных физических последствий, то, как рассказал автору этой книги один врач, работавший в резервации навахо, расположенной в штате Нью-Мексико, он лично видел, что во многих случаях таковыми явились серьезные деформации скелета и изуродованные конечности. Некоторые племена использовали люльки, имевшие в верхней задней части «капюшон» со шнурком, который можно было соответствующим образом затянуть, чтобы изменить форму головы – как спереди, так и сзади. Чинуки и селиши, обитавшие на северо-западном побережье, а также плоскоголовые, обитавшие на Равнинах, изменяли расположение бровей таким образом, что они проходили по прямой линии через лоб и нос. Нам это может показаться чем-то невероятным, если не извращением, но одно время подобная практика имела распространение на американском континенте. В древние времена это делали люди культуры адена, жившие на территории нынешнего штата Огайо, а также строители маундов, обитавшие на территории Алабамы и Флориды. Изменение формы головы практиковалось в древней Мексике, а также у некоторых сообществ, расположенных южнее. Однако все говорит о том, что в своем подавляющем большинстве североамериканские индейцы с отвращением относились к столь грубому вмешательству в человеческую природу и не позволяли в своих сообществах ничего подобного.

Иногда встречались такие формы брака, при которых в случае смерти мужа его место немедленно занимал родной или двоюродный брат; а в случае смерти жены – сестра или двоюродная сестра. Таким образом, в первом случае обеспечивалась забота о вдове и ее детях, а во втором – дети вдовца не оставались без присмотра. У эскимосов был обычай, что человек, убивший другого человека, должен был взять на себя заботу обо всех иждивенцах последнего. Процедура вступления в брак была иногда сугубо формальной и сопровождалась только обменом подарками, а иногда шумным пиром и увеселениями. Развод, в отличие от мусульманских правил, осуществлялся очень просто, без какой-либо процедуры; одной из сторон было достаточно всего лишь объявить об этом.

Индейцы — происхождение этого названия и что оно означает?

Общее название, которым мы называем коренных народом Америки, на самом деле не правильное, но так уж оно исторически утвердилось. Название было впервые дано Христофором Колумбом, который достиг американского континента в поисках пути к Индии.

По прибытии, он ошибочно предположил, что наконец-то достиг Индии, и поэтому назвал местных жителей индейцами.

Изначально эта территория была названа Вест-Индией. Позже ошибка была исправлена, и новые земли стали называться по имени штурмана — АМЕРИГО ВЕСПУЧЧИ, который первым предположил, что открыли совершенно новый континент.

Следующим несоответствием является, утвердившееся название индейцев — краснокожие, что тоже не соответствует действительности.

Фактически же речь идет о людях со смуглым цветом кожи, и с различными чертами лиц, которые имеют обособленные черты у разных племенных групп.

Европейцы начали называть их краснокожими, потому что впервые встретились с представителями племени БЕОТУКИ, которое уже исчезли. Воины этого племени раскрашивали свои лица охрой, которая придавала коже красноватый оттенок.

Предки индейцев – эскимосы, мигрировавшие на два американских континента, следуя из северо-восточной Азии через Берингов пролив, который когда-то был обширным участком суши.

Миграция происходила в период, начиная с 12-го тысячелетия до нашей эры, и до 10-го тысячелетия до нашей эры. Само перемещение на обоих континентах произошло относительно быстро, примерно за 2000-чи лет.

С точки зрения языка, они не имеют ничего общего с азиатскими народами, но — традиции, орудия труда и образ жизни приближают их к ним.

Предполагается, что два из племен — МАНДАЛЫ и ЧАНАХИ, являются потомками валлийской колонии, которые исчезли около 700 лет назад, потому что они были практически белокожими.

Исследования доказывают, что у них существовала физиологическая близость к этим представителям расы, которые когда-то оккупировали континент. Цвет их кожи — темный, красновато-коричневый или просто коричневый. У всех – длинные прямые волосы, черного цвета.

Они с широкими лицами и с выступающими скулами, глубоко посаженными глазами и округлыми губами, с большими и прямыми носами, а у мужчин скудная растительность на подбородке. Форма головы, скорее — квадратная.

Ростом они, как и остальные расы этой широты. У них нет сильно развитой мускулатуры, руки и ноги маленькие. Их кожа тоньше, мягче и эластичнее, чем у европейцев, а осанка – человека благородного происхождения.

Они ведут себя высокомерно, очень сдержанны, не отличаются общительностью. Их отличительные качества — настойчивость, смелость, выносливость, жестокость по отношению к врагам, и в то же время благородны, отзывчивы и гостеприимны, по отношению к соплеменникам.

Их духовность — очень поэтична, мечтательна, некоторые племена отличаются значительными умственными способностями.

Они с широкими лицами и с выступающими скулами, глубоко посаженными глазами и округлыми губами, с большими и прямыми носами, а у мужчин скудная растительность на подбородке. Форма головы, скорее — квадратная.

Гости на своей земле: как живут индейцы в США

На бронзовой доске внутри статуи Свободы выгравировано стихотворение, воспевающее создание Соединенных Штатов. Одна из его строчек гласит: “Дайте мне ваших бедных, ваших усталых”. На заре этого государства здесь находили приют все, кому не было места у себя на родине. Но для первоначальных хозяев этой земли все было ровным счетом наоборот.

Более пяти миллионов индейцев в США — это около 1,6% населения — сталкиваются с целым спектром проблем: от дискриминации, нищеты и изнасилований до уничтожения традиций и языков.

Индейских женщин насилуют в 3,5 раза чаще, чем других американок. И в 86% случаев преступления против них совершают представители других рас. В одном из интервью, опубликованных в газете The Washington Post, представительница коренных этносов рассказала о случае, когда к ней подошел мужчина и сказал: “Эх, 40 лет назад я мог бы сделать с тобой что угодно и мне ничего за это не было бы”.

Возможно, именно поэтому среди представителей коренного населения крайне высок процент самоубийств. В возрастной группе от 15 до 24 лет этот показатель в два с половиной раза превышает среднеамериканский. При этом 22% несовершеннолетних индейцев страдают от посттравматического синдрома. Для сравнения, такой же уровень наблюдается у ветеранов афганской и иракской кампаний. Ежегодно каждый десятый индеец старше 12 лет становится жертвой насилия.

В США есть неправительственные организации, которые борются за права коренного населения. Одной из активисток таких объединений довелось присутствовать на похоронах забитого до смерти двухлетнего ребенка индейцев. Еще она помогла отбиться десятилетней девочке, которую пытался изнасиловать пьяный мужчина.

Отдельная тема — дискриминация со стороны правоохранителей. Хотя индейцы составляют лишь один процент населения США, их доля среди убитых полицейскими граждан — два процента. Арестовывают их также гораздо чаще, чем обычных американцев. В Южной Дакоте коренные этносы составляют 9% населения, но их доля среди заключенных в три раза выше — 29%. На Аляске — 15% и 38% соответственно. Но самые показательные цифры на Гавайях: там коренные жители — это 10% населения штата и 39% обитателей тюрем. После появления движения Black Lives Matter (“Жизни черных имеют значение”), которое боролось против произвола полицейских в отношении афроамериканцев, коренные этносы попытались запустить аналог — Native Lives Matter, но власти просто проигнорировали их требования.

Федеральное правительство не признает за некоторыми племенами статуса коренных народов. И здесь также хуже всего ситуация на Гавайях. Отсутствие признания лишает гавайцев целого ряда привилегий и права на самоуправление. Но ущемление в политических правах проявляется не только в этом. У всех коренных народов США есть право голосовать, но, например, на Аляске оно остается номинальным — избирательные участки находятся настолько далеко, что представители местных племен не могут до них добраться. А никакой доставки избирательных урн на дом в данном случае не предусмотрено.

По данным ЮНЕСКО, 130 языков американских индейцев находятся под угрозой исчезновения, причем в 74 случаях угроза считается критической.

В скандальную историю, связанную с оскорблением коренного населения, попал даже Дональд Трамп. В США не принято называть представителей коренных этносов индейцами, но американского президента это не остановило. Когда сенатор Элизабет Уоррен заявила, что сама является представителем одного из коренных народов, американский лидер назвал ее “индианкой” и “Покахонтас”. А затем добавил, что ее прозвищем на индейский манер могло бы стать Элизабет Только Говорю и Ничего Не Делаю. Сама Уоррен известна как человек, который активно пытается привлечь внимание к проблеме коренных этносов, однако многие обвиняют ее в спекуляциях на этой теме. Доказательства, которые привела Уоррен, чтобы подтвердить свою принадлежность племени Чероки, признаются не всеми. И хотя американский истеблишмент признает важность проблем коренного населения, этот вопрос в основном используется как возможность заработать политические очки.

Единственным положительным моментом является то, что на протяжении последнего столетия доля индейского населения в США росла. Но как долго этот тренд продержится, неизвестно, поскольку большинство представителей племен не могут рассчитывать на качественную медицинскую помощь. С некоторыми болезнями ситуация и вовсе катастрофическая: так, например, заболеваемость туберкулезом среди индейцев в шесть раз выше, чем в среднем в США.

Федеральное правительство не признает за некоторыми племенами статуса коренных народов. И здесь также хуже всего ситуация на Гавайях. Отсутствие признания лишает гавайцев целого ряда привилегий и права на самоуправление. Но ущемление в политических правах проявляется не только в этом. У всех коренных народов США есть право голосовать, но, например, на Аляске оно остается номинальным — избирательные участки находятся настолько далеко, что представители местных племен не могут до них добраться. А никакой доставки избирательных урн на дом в данном случае не предусмотрено.

Ссылка на основную публикацию