Переработка и транспортировка нефти в Колумбии, история и наши дни

Переработка и транспортировка нефти в Колумбии

В речном порту Барранка-Бермеха на территории концессии Де-Марес находится нефтеочистительный завод, принадлежащий «Тропикал ойл компани», с пропускной способностью 23 тыс. баррелей в сутки. Завод был построен в феврале 1922 г.; в течение этого года было очищено около 200 тыс. баррелей сырой нефти для удовлетворения местного спроса. С тех пор завод постепенно расширялся и модернизировался в целях удовлетворения возрастающего спроса. В 1946 г. здесь уже было очищено свыше 5 млн. баррелей сырой нефти. Производимые нефтепродукты включают авиационный и автомобильный бензин, горючее для тракторов, керосин, смазочные масла, дизельное топливо, мазут, асфальт и продукты сухой перегонки. Для перевозки всех этих продуктов «Тропикал ойл компани» использует собственный флот речных судов. Доставка производится на перевалочные склады, расположенные вдоль реки Магдалены, откуда готовые продукты отправляются по железным и шоссейным дорогам на более мелкие перевалочные склады или непосредственно на торговые склады внутри страны.

Сырая нефть, поступающая с месторождений Инфантас и Ла-Сира, за исключением той, которая идет на удовлетворение потребностей Колумбии, транспортируется из Барранка-Бермеха (концессия Де-Марес) к океанскому порту Мамональ (близ Картахены) на расстояние 536 км. В 1926 г. между этими двумя пунктами фирмой «Андиан нэйшнл корпорейшн» был построен 10-дюймовый нефтепровод с пропускной способностью 30 тыс. баррелей в сутки. В следующем же году быстро возрастающая добыча вызвала необходимость- увеличения пропускной способности, в связи с чем была построена 10-дюймовая параллельная линия длиной 456 км. В 1937 г. было проложено еще 32 км 12-дюймовых труб, так что в настоящее время нефтепровод имеет пропускную способность 56 тыс. баррелей в сутки при рабочем давлении 283 кг. Вдоль линии имеется 10 насосных станций, одна из них находится в Мамонале, где грузятся океанские танкеры. В 1948 г. 4 750 тыс. баррелей сырой нефти, полученной на концессии Де-Марес, были экспортированы через Мамональ, а к концу 1948 г. общее количество экспортированной сырой нефти составило 320 млн. баррелей.

До 1945 г. сырая нефть Касабе использовалась только для расширения работ, производимых на самом месторождении. С 1945 г. начались поставки по нефтепроводу «Андиан нэйшнл корпорейшн» из Бар­ранка-Бермеха в Мамональ на берег моря. Оттуда нефть доставляется танкерами либо на нефтеперегонный завод «Шелл ойл компани», расположенный на острове Кюрасао, принадлежащем Нидерландам, либо отправляется непосредственно в другие страны. Нефть, добытая в Касабе, в Колумбии не перерабатывается.

Постройка новых нефтепроводов в Колумбии

К концу 1947 г. была закончена постройка 4,5-дюймового нефтепровода через русло реки Магдалены, благодаря чему месторождение Кантагальо было связано с магистральным нефтепроводом «Андиан нэйшнл корпорейшн» на восточном берегу.

В 1947 г. началась постройка комбинированного 6- и 8-дюймового нефтепровода от месторождения Дифисиль к реке Магдалене. В середине 1948 г. нефтепровод был присоединен к магистральному нефтепроводу «Андиан нэйшнл корпорейшн» в Плато. 26 августа 1948 г. был открыт нефтепровод Дифйсиль — Плато и по нему стала транспортироваться нефть с концессии Дифисиль.

Для удовлетворения внутренних потребностей «Коломбиен петро­леум компани» имеет на концессии Барко небольшой нефтеперегонный завод в Петролеа с пропускной способностью 500 баррелей в сутки. Нефтепродукты, главным образом автомобильный бензин и дизельное топливо, перевозятся по железной дороге из Петролеа в Куку та, оттуда они развозятся по шоссейным дорогам на близлежащие торговые склады. В 1946 г. на нефтеперегонном заводе в Петролеа было переработано более 150 тыс. баррелей нефти.

Большая часть сырой нефти, получаемая с концессии Барко, перекачивается по сварному стальному 12-дюймовому нефтепроводу в порт Ковеньяс, находящийся в заливе Морроскильо. Этот нефтепровод протяжением 425 км был закончен в 1939 г.; нефтепровод поднимается с 66 м в Петролеа до 1 615 ж в Рибер-Пассе, где он пересекает Сьерра-де-Периха. Отсюда он спускается на протяжении 276 км, пересекает долину реки Магдалены и заканчивается в морском порту Ковеньяс. Пропускная способность нефтепровода составляет 25 тыс. баррелей в сутки. Однако подсчитано, что если увеличить число насосных станций, расположенных вдоль нефтепровода, с 4 до 8, то можно достичь пропускной способности 70 тыс. баррелей в сутки. В 1948 г. 7 750 тыс. баррелей сырой нефти, добытой на концессии Барко, было экспортировано из Колумбии через Ковеньяс. Экспорт из этого порта начался в 1939 г.; всего было отгружено свыше 42 млн. баррелей.

При выборе трассы нефтепровода, а также при его постройке важную роль сыграла авиация. Для перевозки материалов и персонала в различные пункты строительства, расположенные вдоль трассы, было использовано 10 транспортных самолетов. По окончании строительства было установлено, что эти самолеты налетали свыше 960 тыс. км и перевезли около 5,5 тыс. т груза.

Колумбия снабжается нефтепродуктами из пяти главных пунктов:

Основные потребности района Кукута удовлетворяются нефтеперегонным заводом «Коломбиен петролеум компани». Остальные четыре района обслуживаются «Тропикал ойл компани», имеющей там крупные перевалочные и мелкие распределительные склады. Крупные склады, в свою очередь, обслуживают расположенные поблизости более мелкие. «Тропикал ойл компани» импортирует нефтепродукты через Барранкилья и Буэнавентуру. Для «Тропикал ойл компани» оказывается более выгодным импортировать автомобильный и авиационный бензин, а также дизельное топливо для потребителей района Кали из Талара (Перу) по морю через Буэнавентуру, чем доставлять эти продукты сухопутным путем из Барранка-Бермеха.

Основным путем транспортировки продуктов с нефтеочистительного завода в Барранка-Бермеха является река Магдалена. По-скольку, однако, эта река судоходна лишь в течение семи месяцев, то возникает необходимость создания запасов нефти в период навигации, особенно для районов Богота и Медельин.

В дождливое время года уровень воды в реке поднимается, что нередко приводит к размыву железнодорожного пути, по которому нефтепродукты доставляются из нефтехранилищ в районы потребления. Особенно часто размывы наблюдаются на Антиохийской железной дороге, на участке от Пуэрто-Беррйо до Медельйн, и на железной дороге Кундинамарка, на участке от Пуэрто-Сальгар до Богота. Подобные же размывы случаются на Тихоокеанской железной дороге, по которой импортная продукция перевозится из Буэнавентуры в Кали.

Для снабжения нефтепродуктами района Богота в течение почти всего 1946 г. «Тропикал ойл компани» занималась дорогостоящей перевозкой нефтепродуктов автотранспортом из Букараманга, близ Барранка-Бермеха, до железнодорожных станций Барбоса и Дуйтама.

«Тропикал ойл компани» часто приходится прибегать к сухопутным перевозкам (особенно автомобильного бензина) по так называемому шоссе Киндио, соединяющему Ибагё и Армения. Первый пункт находится в торговой зоне Богота, а второй — в зоне Кали. Направления этих перевозок зависят от необходимости создания запасов автомобильного бензина в районе Богота или в Кали.

Для того чтобы помочь разрешить некоторые из этих проблем, «Андиан нэйшнл корпорейшн» построила 6-дюймовый трубопровод для транспортировки очищенных нефтепродуктов, идущий от нефтеочистительного завода в Барранка-Бермеха вверх по реке Магдалене до Пуэрто-Олайа и Пуэрто-Беррйо — пункта снабжения Медельина. Из Пуэрто-Олайа можно снабжать Ла-Дорада и Пуэрто-Сальгар, а также Пуэрто-Беррйо. Таким образом, нефтепровод дает возможность обеспечить запасами район Медельин, а также Богота. Этот нефтепровод длиной 109 км был введен в эксплуатацию в конце 1947 г.

История нефтепереработки

Сегодня нефть стала основой энергетики и ряде отраслей промышленности. Но использовалась она еще в глубокой древности — по данным археологов, с VI тысячелетия до нашей эры.

Отдельные применения нефти, в древности считавшиеся несомненными, могут удивить нас сегодня. Например, средневековыми врачами нефть прописывалась и как внутреннее и как наружное средство.

Давно было замечено, что нефть на поверхности земли подвергается превращениям. Лужи нефти высыхали и оставляли темную густую жидкость, которая впоследствии затвердевала и превращалась в битум и асфальт.

В древней Шумерии асфальт употреблялся для изготовления сосудов, украшений, скульптур, как строительный и гидроизоляционный материал. В Вавилоне асфальт применялся как одна из главных составных частей цементирующего и облицовочного материала при строительстве крепостных стен, дворцов, триумфальных арок, жилых зданий. Основным компонентом состава для бальзамирования в Древнем Египте служила нефть и опять же асфальт.

Нефть издавна применялась как горючий материал для освещения. Правда, светильники на нефти сильно коптили. Еще сильнее коптил при горении и издавал неприятный запах асфальт.

Получать хорошее горючее для светильников позволила перегонка нефти. О том, как ее перегоняют, писал еще римский врач Кассий Феликс. Можно сказать, что в те времена река нефти и начала делиться на рукава, которых сегодня множество: бензин, керосин, мазут, гудрон и т. д.

Наша страна является родиной промышленной переработки нефти. Федор Прядунов на базе ухтинской нефти в 1745 году построил первый нефтеперегонный завод, дававший ежегодно до тысячи пудов «чистого прозрачного масла». Оно представляло широкую фракцию в количестве до 60 процентов от сырой нефти, похожую на керосин. Эту жидкость употребляли для медицинских целей и как лампадное масло.

До наших дней сохранились подлинные чертежи завода пионеров нефтепереработки — братьев Василия, Герасима и Макара Дубининых, крепостных крестьян графини Паниной. Завод был построен в 1823 году в Моздоке и успешно работал на грозненской нефти. Основой завода был перегонный куб периодического действия емкостью 40 ведер (около 500 литров). Выход керосина составлял около 40 процентов на нефть.

Чертеж завода братьев Дубининых (1823 год) с нефтеперегонным кубом периодического действия.

Сильный толчок дальнейшему развитию нефтепереработки в середине прошлого века дало появление керосиновой лампы с фитилем и резервуаром. Оказалось, что нефтяной керосин значительно лучше по своим качествам, чем фотоген (топливо для ламп), получаемый из каменноугольного, древесного, торфяного и других дегтей. Керосин не коптит, содержит мало серы и других примесей и поэтому не отравляет воздух в помещении.

Переработчики нефти концентрируют свое внимание на керосиновом производстве, а такие продукты, как бензин и мазут, сжигаются, выливаются в море или специальные пруды.

Переработка бакинской нефти на керосин началась в 1860 году. В 1873 году здесь было уже 80 заводов мощностью свыше 16 тысяч тонн керосина в год. Растут не только объемы перерабатываемой нефти, но также расширяется и ассортимент нефтепродуктов. Во второй половине 70-х годов XIX века на нефтяных заводах в Баку и в других районах все шире производятся смазочные масла, гудрон и другие нефтепродукты.

В исследовании нефти и технологии ее переработки в то время большую роль сыграли работы Д. И. Менделеева, который предлагал «обратить особое внимание на необходимость переработки бакинской нефти не только на керосин, но и на смазочные масла». Богатый промышленник В. И. Рагозин по совету Д. И. Менделеева в 1879 году в Константиновке, близ Ярославля, пустил нефтеперерабатывающий завод. (Этот завод работает и поныне, естественно, по современной технологической схеме и на современном технологическом оборудовании.) Завод был рассчитан на ежегодную переработку 20 тысяч тонн нефтяных остатков — мазута и бензина. Его продукция отличалась высоким качеством, вывозилась за границу и успешно вытесняла с рынков стран Европы американские нефтепродукты. «Русские масла» в те времена слыли лучшими в мире.

Д. И. Менделеев советовал также разработать способы непрерывной перегонки нефти, отказаться от кубов периодического действия.

Аппарат для непрерывной перегонки нефти в 1873 году разработал бакинский нефтепромышленник А. А. Тавризов, а десять лет спустя непрерывная перегонка нефти была осуществлена в Баку на заводе братьев Нобель.

Долгое время предметом забот инженеров была проблема сжигания нефтяных остатков. Например, в Баку для промышленных топок использовались брикеты из сухого навоза, пропитанного нефтяными остатками или густой нефтью.

В 1866 году русский инженер А. Шпаковский изобретает «пульверизатор», при помощи которого жидкое топливо распылялось воздухом. Эта идея нашла широкое распространение как в России, так и за границей. Впоследствии вместо воздуха стали применять водяной пар, и появилось множество известных и сейчас форсунок для сжигания жидкого топлива как в стационарных установках, так и на пароходах и паровозах. Тяжелые остатки нефти, такие, как мазут, стали очень важным продуктом переработки нефти, и спрос на них резко увеличился.

Большое скопление нефтяных остатков в Баку и их дешевизна направили поиск ученых и инженеров на разработку и других методов их утилизации. Перспективной оказалась их переработка в светильный газ путем термического разложения. Большую роль в развитии метода сыграли работы русского ученого А. А. Летнего по глубокому термическому разложению нефти и мазута, которые он выполнил в 70-х годах прошлого столетия. В Казани и Киеве были построены первые в мире газовые заводы, которые работали на нефтяных остатках. Казанский завод питал нефтяным газом около тысячи больших уличных фонарей.

Читайте также:  Нефть в Колумбии, добыча, запасы и месторождения

В конце XIX века нашлось применение и еще одному очень важному продукту, который получается из нефти,— бензину.

В 80-х годах прошлого века русский моряк О. С. Костович изобрел первый в мире бензиновый карбюраторный двигатель. Этот двигатель, предназначавшийся для дирижаблей, хранится ныне в Музее авиации и космонавтики имени М. Фрунзе. В 1885 году Г. Даймлер в Германии применил бензиновый двигатель для мотоцикла, а позже К. Бенц — для трехколесной тележки.

Двигатель О. С. Костовича (1852 год)

Встала задача — каким образом можно получать из нефти больше бензина. Еще в 1866 году англичанин Дж. Юнг патентует способ разложения нефти при нагревании под давлением. Этот способ, впоследствии названный крекингом, позволил получать бензин и керосин из тяжелых углеводородов.

В 1891 году В. Шухов и С. Гаврилов предложили установку для непрерывного термического крекинга под давлением, идея которой до настоящего времени является основой всех современных установок подобного рода.

Работы русских ученых Н. Д. Зелинского, Л. Г. Гурвича, С. В. Лебедева, Г. Г. Густавсона и других заложили основы химического направления в переработке нефти.

Как перерабатывается нефть?

Прежде чем нефть поступает на переработку, ее подвергают специальной подготовке. Нефть из скважины несет с собой тонко диспергированную воду. Поэтому прежде всего нефть отстаивают от воды на промыслах. Однако полностью освободиться от воды не удается.

Первым этапом переработки нефти является ее обработка на электрообессоливающих установках, которые почти нацело удаляют воду и растворенные в ней соли.

Обезвоженная и обессоленная нефть поступает затем на установку первичной перегонки. На этой установке нефть сначала подогревается, потом перегоняется под атмосферным давлением, после чего от нее остается мазут, который, если это предусмотрено схемой переработки, поступает в колонну, где производится его вакуумная перегонка до тяжелого остатка типа гудрона.

С этих двух ступеней первичной перегонки отбирают газ, компоненты бензина, керосина, дизельного топлива, масляных дистиллатов, тяжелых дистиллатов, идущих на вторичную переработку, и тяжелых остатков, являющихся сырьем для производства битума.

(Стоит обратить внимание на то, что, описывая перегонку нефти, мы называем ее продукты не знакомыми словами «бензин», «керосин» и т. д., а говорим пока лишь о компонентах этих веществ. Продукты перегонки нефти поступают в резервуарный парк предприятия, смешиваются там в необходимых пропорциях, и таким образом получаются и бензин, и керосин, и все другие вышеперечисленные вещества, соответствующие государственным стандартам.)

Чем глубже переработка нефти, тем больше от нее отбирается светлых нефтепродуктов. Этому содействует применение целого ряда технологических процессов, которые превращают тяжелые фракции нефти во фракции более легкие, применяемые как компоненты моторного топлива, а также газы, используемые в дальнейшем как сырье для нефтехимии.

На базе углеводородного сырья, которое дает переработка нефти, возникла новая огромная отрасль производства — нефтехимическая промышленность. Эта отрасль вырабатывает как чистые органические вещества, так и сырье для дальнейшего синтеза пластмасс, лекарств и разнообразных химических реактивов. От нее мы получаем альдегиды, кетоны, спирты, винилхлорид, водород, изопрен, капролактам, стирол, фенол и множество других необходимых для народного хозяйства химических продуктов.

Похожие публикации:

Невероятные факты об Эйфелевой башне
Эйфелева башня является одной из самых посещаемых достопримечательностей в мире, которая когда-то была названа большой ошибкой Парижа. 8 апреля 2007 года американка Эрика Лабри вышла замуж за Эйфелеву башню, а в солнечные дни парижская достопримечательность деформируется на 18 сантиметров. В нашей статье мы собрали несколько удивительных фактов о Железной Леди. .

День взятия Бастилии
Ежегодно 14 июля французы отмечают один из самых значимых национальных праздников – День взятия Бастилии. Эта традиция существует с 1880 года, однако для жителей государства праздник давно уже утратил свое революционное значение. Во всех городах и деревнях Франции в этот день проходят веселые вечеринки, рестораны и ночные клубы едва вмещают всех желающих, а сами граждане проявляют готовность веселиться до утра. Ден.

География русской бани
Как ни странно, но бани в России, за исключением ее северо-западных районов, стали появляться относительно недавно. А до этого и в рязанских, и во Владимиро-Суздальских краях, и даже в Подмосковье широко практиковалось мытье в печи, которое, кстати говоря, и в самой Москве было распространено еще в прошлом веке. А вообще локализация разных банных традиций в России в значительной мере совпадала с зонами расселения .

Английский астроном Уильям Гершель
Знаменитый английский астроном Уильям Гершель (Фридрих Вильгельм Гершель) вошел в историю как первооткрыватель планеты Уран. Но по профессии он был музыкантом. Гершель родился в 1738 году в Ганновере (Германия). Музыке его обучил, вероятно, старший брат, который был органистом в церкви. Семья перебралась в Лондон, и Гершель стал музыкантом в королевской гвардии. В возрасте семнадцати лет юноше впервые представилась в.

Золотые монеты Цезаря
Государство древних римлян приступило к чеканке золотых монет довольно поздно. Во времена Республики выпуск золотых монет носил случайный характер и выпускалось их немного. Массовые их эмиссии начались со времени правления Цезаря. Кроме надписи CAESAR, на этих монетах отчеканены цифры LII. Предполагается, что так мог указываться возраст Цезаря. Так как год рождения Цезаря спорен, то и датировать точно выпуск этих мон.

Мы в социальных сетях:
✉ написать нам

Влияние нефти на экономику Колумбии

Нефтяная промышленность Колумбии оказала очень большое влияние на развитие путей сообщения и местной промышленности. В качестве примера можно указать на то, что в настоящее время в Колумбии 1 256 км шоссейных дорог вымощены или залиты асфальтом; в ближайшие годы будут вымощены еще 3010 км. Общая протяженность шоссейных дорог в стране составляет 17600 км.

Наличие авиационного бензина, конечно, способствует развитию транспорта, поэтому количество самолетов, обслуживающих внутренние и международные воздушные линии, быстро возрастает. Число легковых и грузовых автомобилей, прицепов и автобусов увеличивается с такой быстротой, что в некоторых крупных городах возникает проблема регулирования уличного движения. Ежегодный импорт различных автомобилей вырос с 2 тыс. в 1945 г. до 12 тыс. в 1947 г. В связи с недостатком электроэнергии в ряде городов страны целые отрасли промышленности и отдельные предприятия используют для работы генераторов различные моторы, преимущественно дизельные. За последние годы постоянно увеличивается также количество тракторов, используемых в сельском хозяйстве. Согласно подсчетам, в конце 1947 г. в Колумбии имелось около 3 тыс. тракторов.

История возникновения нефтяных концессий

В 1541 г. Гонсало Фернандес де Овиедо-и-Вальдес, известный испанский королевский историк, занимавшийся Вест-Индией, изложил свою беседу с двумя капитанами армии дона Гонсало Хименеса де Кесада.

«В своих рассказах они упоминали, что им случилось видеть за городом Латора (Барранка-Бермеха) кипящий источник, из которого по земле растекалось большое количество густой битуминозной жидкости. Они рассказали, что индейцы растираются этой жидкостью, которая укрепляет ноги и предохраняет от усталости, а христиане используют черную, пахнущую смолой жидкость для смоления своих судов».

Лишь 364 года спустя возник интерес к нефтяным источникам Бар­ранка-Бермеха. В 1905 г. Роберто де Марес обратился с ходатайством о получении привилегии на эксплуатацию нефти, угля и асфальта в течение пятидесяти лет в районе, ограниченном реками Опои и Караре. Четыре месяца спустя его просьба была удовлетворена. Был составлен контракт, определяющий площадь концессии, и де Марес обязался «организовать компанию или синдикат с достаточным капиталом для эксплуатации в больших масштабах нефтяных источников или нефтяных ресурсов» в пределах этой площади.

Согласно контракту 1905 г., Роберто де Марес должен был начать эксплуатационные работы в течение 18 месяцев после утверждения контракта. Это обязательство не было выполнено ни в течение первоначально указанного времени, ни в последующие сроки, предоставленные правительством в 1906 и 1907 гг. На этом основании 22 октября 1909 г.
контракт был расторгнут.

В течение последующих шести лет также не было предпринято ни­ каких шагов к разработке нефтяных ресурсов, и лишь в 1915 г. по причинам, на которых мы не будем здесь останавливаться, контракт был возобновлен. На этот раз для начала эксплуатационных работ был предоставлен годичный срок, истекавший 25 июня 1916 г. 17 мая 1916 г. был подписан контракт между де Маресом, с одной стороны, и дельцами из Питсбурга (Пенсильвания) — Тризом, Крауфордом и Бенедумом — с другой. Согласно контракту, последние обязались разрабатывать концессию. В июне 1916 г. началось бурение, и затем была организована «Тропикал ойл компани». Передача концессии этой фирме была официально подтверждена министерством общественных работ 25 августа 1919 г. при условии, что вновь образованная компания согласится на внесение некоторых изменений в первоначальный контракт, заключенный де Маресом в 1905 г. Изменения сводились к следующему:

  1. Компания обязуется построить в течение 2 лет нефтеперегонный завод с пропускной способностью, достаточной для покрытия нужд страны.
  2. Концессия предоставляется на 30 лет, считая со дня начала эксплуатационных работ.
  3. Концессия будет ликвидирована, если разработка месторождений окажется невыгодной.
  4. Арендная плата определяется в размере 10% стоимости валовой продукции (вместо 15% стоимости чистой продукции)

Срок действия концессии устанавливался до 25 августа 1951 г., после чего концессия Де Марес подлежала национализации.

В 1905 г. был подписан еще один контракт между правительством Колумбии и генералом Вирхилио Варко, получившим право на разработку нефти и угля, которые могли быть обнаружены в определенной контрактом области верхнего бассейна реки Кататумбо.

Генерал Барко проложил дорогу для проезда на мулах в долину Петролеа и в октябре 1906 г. получил от правительства разрешение на постройку временного нефтеперегонного завода в городе Кукута. Лишь несколько лет спустя этот завод был перенесен из Кукута в главный центр деятельности компании — Петролеа. Разработка месторождения шла безуспешно, и генерал Барко с согласия правительства продал концессию компании «Коломбиана де петролеос», контролировавшейся «Коломбиен петролеум компани» («Генри Догерти энд компани»). Первая продуктивная скважина была пробурена этой компанией на бе­регу реки Рио-де-Оро в 1920 г. После длительного судебного разбирательства концессия Барко была ликвидирована в январе 1926 г. После этого решения Барко, а также фирмой «Компании Коломбиана де петролеос» были поданы апелляции; обе апелляции были отклонены.

Тем временем между правительством Колумбии, с одной стороны, а также «Коломбиен петролеум компани» и «Саус Америкен галф ойл компани» — с другой, велись частные переговоры. В марте 1931 г. правительство предоставило последним новую концессию, занимавшую значительную часть площади бывшей концессии генерала Барко. В июле 1931 г. началась разработка концессии «Коломбиен петролеум компани», контролировавшейся «Галф ойл корпорейшн» («Саус Америкен галф ойл компани» также была дочерней компанией последней фирмы). «Колом­биен петролеум компани» эксплуатировала концессию до октября 1936 г., когда она была передана в совместное владение двух компаний — «Тексас петролеум» и «Сокони-Вакуум».

По условиям контракта 1931 г., по прошествии первых 10 лет его действия «Коломбиен петролеум компани» было предоставлено право сохранить за собой не более половины всей площади концессии. Компания сохранила для эксплуатации около 184 тыс. га, остальная площадь была возвращена правительству. Срок эксплуатации и контракт на
оставшуюся площадь концессии истекает 25 августа 1981 г.

С 1905 по 1931 г. был предоставлен ряд других нефтяных концессий, однако ни одна из них не дала промышленной нефти.

Экономическая история нефти в датах

27 августа 1858 года Эдвин Дрейк получил промышленную нефть в Пенсильвании, США. До его открытия нефть, которую собирали с поверхности водоемов, стоила баснословно дорого — цена барреля доходила до 80 долларов, что соответствует примерно 2000 долларов нашего времени. Первая нефть Дрейка была продана по цене 20 долларов за баррель, а уже к концу 1859 года ее можно было купить менее чем за 10 долларов, то есть примерно за 230 долларов нашего времени.

Читайте также:  Торговля между Китаем и Англией во второй половине XVIII века

1 июля 1862 года в США вступают в силу новые налоговые законы, согласно которым облагается налогом и спирт, который являлся прямым конкурентом керосина как осветительной жидкости. Это стимулировало более чем десятикратный скачок стоимости нефти. В то же время в Баку (Российская империя) нефть стоила с доставкой к перегонному кубу от 2 рублей 60 копеек до 3 рублей 40 копеек за баррель (примерно 2,6 доллара). При этом цена готового керосина в центральной части России в тот момент была почти в 10 раз больше — в первую очередь из-за дороговизны транспортировки.

16-25 декабря 1878 года — запуск трубопровода Владимира Шухова на бакинских месторождениях. В 1877 году один баррель нефти на промыслах стоил 25 копеек, а его доставка к перегонным кубам на побережье — около 1 рубля 70 копеек (всего почти 2 рубля). Транспортировка нефти по трубопроводу сторонним нефтепромышленникам стоила всего 40 коп за баррель, то есть на промыслах он обходился всего в 65 копеек. В 1888 году стоимость транспортировки по трубопроводу упала до 16 копеек за баррель. Все это обусловило конкурентоспособность бакинского керосина по сравнению с американским и в общем способствовало снижению цены на него, что расширяло потребление.

9 ноября 1885 года император Александр III высочайше одобрил строительство электростанции в комплексе Эрмитажа. Вообще в мире первая коммерческая электростанция начала работать по проекту Томаса Эдисона в Нью-Йорке 4 сентября 1882 года. Электрический свет просто шокировал своей яркостью и удобством современников, цены на электричество падали, а вслед за ними пошли вниз и цены на нефть, так как другого массового применения у нефти не было, кроме как быть источником осветительного керосина. В этот период в мире развивается крупный экономический кризис. Это привело к периоду длительного снижения цен на нефть — вплоть до 1894 года.

1 июня 1892 года в Баку была впервые диагностирована холера у пассажира, бежавшего от эпидемии с другого берега Каспия. Болезнь начинает косить в том числе и рабочих на нефтепромыслах. Добыча и переработка нефти сокращаются. В 1894 году холера уже распространилась по Европе, и в том же году начинается сокращение дебитов нефти на месторождениях Пенсильвании. Цены на нефть растут. Однако после 1900 года уже снова растет добыча по причине появления новых технологий в бурении.

2 июля 1920 года в Окленде, штат Калифорния, у бензозаправки встала очередь из более чем 150 автомобилей, растянувшаяся на четыре квартала. «Бензиновый голод» достиг своего пика. Бензина катастрофически не хватало, и было введено нормирование топлива — по два галлона на машину. Причина была связана со стремительным ростом автопарка в США, особенно в Калифорнии. Если в 1900 году на 10 000 американцев приходился один автомобиль, то в 1920-м — уже 870.

29 октября 1929 года крахом банков Уолл-стрита началась Великая депрессия, охватившая весь западный мир. Начался период долговременного снижения цен на нефть. Этому способствовал как экономический спад, так и совпавшее на волне высоких цен введение в строй новых месторождений нефти в Восточном Техасе, Оклахоме и Калифорнии. Снижение цен на нефть началось еще до начала депрессии — например в период с 1920 по 1926 год цены на нефть упали на 40%, а затем, с 1926-го по 1931-й год, упали еще на 66%, то есть до 12 долларов за баррель в современных ценах. Открытие новых месторождений на Ближнем Востоке также препятствовало росту цен.

17 марта 1947 года был подписан акт о приемке магистрального газопровода Саратов—Москва. С этого дня газ из месторождений в Саратовской области стал поступать с Москву. Вскоре в столицу пришел газ из Прикарпатья. При этом сохранились планы по строительству заводов по производству газа из угля.

14 февраля 1956 года в СССР проходит ХХ съезд Коммунистической партии. Он поднимает вопрос об изменении топливного баланса страны путем производства нефти и газа. Уголь перестает быть главной энергетической основой СССР. Все силы брошены на поиск новых месторождений нефти и газа. Принимается решение по отказу от паровозной тяги в железнодорожном транспорте и переходу на электро- и тепловозную.

10 октября 1956 года собраны первые серийные автомашины Газ-21 «Волга». Хотя основная масса машин были отправлены в государственные авто- и таксопарки, тем не менее именно эта машина стала реальной мечтой советского автолюбителя и во многом символом автомобилизации СССР.

7 ноября 1958 года на заводе «Брестгазоаппарат» были выпущены первые советские газовые плиты. Производство шло ударными темпами, и уже в 1961 году была выпущена 100-тысячная плита. Газификация крупных городов Европейской части СССР стала ускоряться.

15 октября 1964 года состоялась официальная церемония ввода магистрального нефтепровода «Дружба» — от Самары (Куйбышева) в Польшу, ГДР, Чехословакию и Венгрию. Этот первый столь крупный нефтепровод стал символом экспортных возможностей СССР. Вскоре он станет крупнейшей трубопроводной системой мира.

17 октября 1973 года Организация арабских стран-экспортеров нефти объявила эмбарго в отношении стран, поддерживающих Израиль в войне Судного дня. К марту 1974 года цены на нефть выросли с 3 до 12 долларов в ценах того времени, что соответствовало бы скачку с 14 до 58 долларов в ценах 2015 года. В 1978 году после небольшой стабилизации цен началась революция в Иране, а в 1980 году — Ирано-иракская война. Все это толкало цены вверх.

21 июня 1981 года влиятельная американская газета «Нью-Йорк Таймс» публично объявила о том, что все уже понимали, — нефтяной рынок пресытился нефтью. СССР и США усердно его насыщали «черным золотом», но мир стал меняться — огромные 8-цилиндровые машины уже были не в моде, наступило время «экономного транспорта». Цена на нефть упала на две трети к 1986 году, когда Саудовская Аравия вышла из режима самоограничения экспорта нефти. В 1988 году закончилась Ирано-иракская война. Наступило очередное время относительно дешевого топлива.

11 сентября 2011 года — атака террористов против ряда зданий в Нью-Йорке и Вашингтоне. Начало операций западных стран против правящих режимов в Афганистане и Ираке. Быстрый рост потребления нефти в Китае и других странах Юго-Восточной Азии.

22 июня 2014 года — достигнув уровня в 115 долларов, цена за баррель нефти марки Brent начала свое более чем двукратное снижение. Причинами считаются внедрение в США в широких масштабах добычи нефти из так называемых сланцевых толщ, стремление Саудовской Аравии снижением цен выдавить конкурентов (сланцевые и глубоководные проекты), а также проседание экономики Китая.

История развития нефтепереработки с начала добычи нефти до настоящего времени

Перегонка нефти была известна еще в начале нашей эры. Этот способ применяли для уменьшения неприятного запаха нефти при ее использовании в лечебных целях. В небольшом количестве нефть перегоняли в колбах, а в большом в кубах. Отдельные применения нефти, в древности считавшиеся несомненными, могут удивить нас сегодня. Например, средневековыми врачами нефть прописывалась и как внутреннее и как наружное средство.

Получать хорошее горючее для светильников позволила перегонка нефти. О том, как ее перегоняют, писал еще римский врач Кассий Феликс. Можно сказать, что в те времена река нефти и начала делиться на рукава, которых сегодня множество: бензин, керосин, мазут, гудрон и т. д.

Наша страна является родиной промышленной переработки нефти. Федор Прядунов на базе ухтинской нефти в 1745 году построил первый нефтеперегонный завод, дававший ежегодно до тысячи пудов «чистого прозрачного масла». Для этого он использовал кубовую установку, применявшуюся ранее для получения дегтя, скипидара, канифоли из древесной смолы. Оно представляло широкую фракцию в количестве до 60 процентов от сырой нефти, похожую на керосин. Эту жидкость употребляли для медицинских целей и как лампадное масло.

До наших дней сохранились подлинные чертежи завода пионеров нефтепереработки — братьев Василия, Герасима и Макара Дубининых, крепостных крестьян графини Паниной. Завод был построен в 1823 году в Моздоке и успешно работал на грозненской нефти. Основой завода был перегонный железный куб с медной крышкой, вмазанный в печь. Из крышки куба выходила трубка, проходящая через бочку с водой. Пары нефти, выделяющиеся при ее нагреве, охлаждались водой и конденсировались. Как только эта жидкость начинала темнеть топку тушили, а густой остаток в кубе-мазут- выбрасывали. Из 40 ведер (около 500 литров) получали 16 ведер фотогена (аналога керосина), двадцать ведер оставалось в кубе в виде мазута, а 4 «угорали»- терялись в процессе перегонки. Выход керосина составлял около 40 процентов на нефть.

Сильный толчок дальнейшему развитию нефтепереработки в середине прошлого века дало появление керосиновой лампы с фитилем и резервуаром. Оказалось, что нефтяной керосин значительно лучше по своим качествам, чем фотоген (топливо для ламп), получаемый из каменноугольного, древесного, торфяного и других дегтей. Керосин не коптит, содержит мало серы и других примесей и поэтому не отравляет воздух в помещении.

В 40-х годах XIX в. нефтеперегонные заводы появляются в других станах. В 1848г. Дж. Юнг начал перегонку нефти на заводе в Великобритании, в 1849 г. С.Кир простроил завод по перегонке нефти в Пенсильвании (США). Во Франции первый нефтеперегонный завод был построен А.Гирном в Эльзасе в 1854г. В 50-е годы XIX в. зарождается промышленная переработка нефти в Германии, Польше и Румынии.

Переработка бакинской нефти на керосин началась в 1860 году. Первые крупнейшие нефтеперегонные заводы в России появились в районе Баку: завод В.А. Кокорева и П.И.Губонина (1860год), Д.Меликова (1863 год). В 1873 году здесь было уже 80 заводов мощностью свыше 16 тысяч тонн керосина в год. Растут не только объемы перерабатываемой нефти, но также расширяется и ассортимент нефтепродуктов. Во второй половине 70-х годов XIX века на нефтяных заводах в Баку и в других районах все шире производятся смазочные масла, гудрон и другие нефтепродукты.

Развивалась нефтепереработка и в других районах. В 1865 году в Грозном был постоен завод И.М.Мирзоева, а в 1868 г. на Таманском полуострове начал действовать крупный нефтеперегонный завод А.Н.Новосильцева, который полностью, обеспечивал керосином свой регион.

К началу 70-х годов XIX века в России функционировали и другие фотогеновые (керосиновые) заводы: В Одессе -4, в Херсоне- 1, в Керчи-3. они перерабатывали кавказку и молдавскую нефти.

В исследовании нефти и технологии ее переработки в то время большую роль сыграли работы Д. И. Менделеева, который предлагал «обратить особое внимание на необходимость переработки бакинской нефти не только на керосин, но и на смазочные масла». Богатый промышленник В. И. Рагозин по совету Д. И. Менделеева в 1879 году в Константиновке, близ Ярославля, пустил нефтеперерабатывающий завод. (Этот завод работает и поныне, естественно, по современной технологической схеме и на современном технологическом оборудовании.) Завод был рассчитан на ежегодную переработку 20 тысяч тонн нефтяных остатков — мазута и бензина. Его продукция отличалась высоким качеством, вывозилась за границу и успешно вытесняла с рынков стран Европы американские нефтепродукты. «Русские масла» в те времена слыли лучшими в мире.

Аппарат для непрерывной перегонки нефти в 1873 году разработал бакинский нефтепромышленник А. А. Тавризов, а десять лет спустя непрерывная перегонка нефти была осуществлена в Баку на заводе братьев Нобель.

Долгое время предметом забот инженеров была проблема сжигания нефтяных остатков. Например, в Баку для промышленных топок использовались брикеты из сухого навоза, пропитанного нефтяными остатками или густой нефтью.

Совершенствовалась техника перегонки нефти. Если первоначально она производилась в кубах периодического действия, аналогичных тем, что использовалась братьями Дубиниными. Однако такая технология перегонки не обеспечивала надежного разделения нефти на фракции, поскольку температура границы отбираемых фракций определялась «на глазок».

Со временем кубовые установки превратились в кубовые батареи – набор соединявшихся друг с другом кубов, каждый из которых служил для получения определенной нефтяной фракции. К концу XIX века были разработаны кубовые батареи непрерывного действия. В них использовался принцип регенерации тепла: получаемые горячие нефтяные фракции отдавали свое тепло нефти, поступающей на переработку. Это позволи резко увеличить производительность установок. Так установка, предложенная в 1886 г. В.Г.Шуховым и Ф.А. Инчиком, позволяла, ежесуточно перегонять количество нефти, в 27 раз превышающее объем аппарата, тогда как аналогичный показатель для куба периодического действия равен 1,5, а для кубовой батареи -4.

Читайте также:  Нефть в Колумбии, добыча, запасы и месторождения

В 1866 году русский инженер А. Шпаковский изобретает «пульверизатор», при помощи которого жидкое топливо распылялось воздухом. Эта идея нашла широкое распространение, как в России, так и за границей. Впоследствии вместо воздуха стали применять водяной пар, и появилось множество известных и сейчас форсунок для сжигания жидкого топлива, как в стационарных установках, так и на пароходах и паровозах. Тяжелые остатки нефти, такие, как мазут, стали очень важным продуктом переработки нефти, и спрос на них резко увеличился.

На протяжении почти всего XIX века целью перегонки нефти было, в основном, получение керосина. Его качество и выход зависели от природы нефти, технологии ее перегонки и других факторов.

Основными характеристиками товарного керосина в начальный период были удельный вес (0,79…..0,85 т/м 3 ), температурный интервал кипения (170..320 0 С) и цвет. Поскольку выход керосиновой фракции был относительно невелик (из бакинской нефти -25…30%) нефтепромышленники пытались «делать» дополнительные объемы похожей на керосин по удельному весы жидкости, смешивая легкие и тяжелые фракции. Такой продукт при употреблении в лампах часто взрывался. Поэтому годность керосина для безопасности освещения стали определять по температуре вспышки (воспламенения паров над поверхностью жидкости) и температуре воспламенения (возгорании жидкости).

В конце XIX века нашлось применение и еще одному очень важному продукту, который получается из нефти,– бензину.

В 80-х годах прошлого века русский моряк О. С. Костович изобрел первый в мире бензиновый карбюраторный двигатель. Этот двигатель, предназначавшийся для дирижаблей, хранится ныне в Музее авиации и космонавтики имени М. Фрунзе. В 1885 году Г. Даймлер в Германии применил бензиновый двигатель для мотоцикла, а позже К. Бенц — для трехколесной тележки.

Встала задача — каким образом можно получать из нефти больше бензина. Еще в 1866 году англичанин Дж. Юнг патентует способ разложения нефти при нагревании под давлением. Этот способ, впоследствии названный крекингом, позволил получать бензин и керосин из тяжелых углеводородов.

В 1891 году В. Шухов и С. Гаврилов предложили установку для непрерывного термического крекинга под давлением, идея которой до настоящего времени является основой всех современных установок подобного рода.

Работы русских ученых Н. Д. Зелинского, Л. Г. Гурвича, С. В. Лебедева, Г. Г. Густавсона и других заложили основы химического направления в переработке нефти.

В 1926 г. В.Г.Шуховым в содружестве с индженером М.А. Капелюшниковым, изобретателем турбобура, была создана крекинговая установка.

Наряду с углублением переработки нефти другой важной задачей, в СССР, является улучшение качества главных нефтепродуктов – моторных топлив и масел, для удовлетворения возрастающих требований к охране природы, а также со стороны транспорта. В указанное 20-летие уд.вес высокооктановых бензинов, в общем объеме производства автомобильных бензинов, удалось повысить с 3,1 до 79,1%, дизельного малосернистого топлива с 50 до почти 100%, высокоиндексных моторных смазочных масел с 2,25 до 87,3%.

За рубежом первое место по мощности установок занимают США; крупными мировыми центрами нефти являются также страны Западной Европы и Япония. Быстрыми темпами развивается в нефтедобывающих странах: Саудовской Аравии, Мексике и др. В связи с высоким спросом на мазут для западноевропейских стран и Японии вплоть до 1973 были характерны неглубокая переработка нефти с выпуском св. 40% мазута и соответственно незначительные мощности установок для деструктивных процессов. Вызванное нефтяным кризисом 70-х гг., резкое повышение цен на сырье, привело к существенному сокращению потребления нефти и особенно мазута, который стали заменять альтернативными источниками энергии (природным газом, углем и др.). Поэтому возросла необходимость углубления переработки нефти, причем для стран Западной Европы и Японии наиболее актуальна деструктивная переработка тяжелых дистиллятных фракций (первый этап углубления). Для США, где и до 1973 глубина переработки нефти достигала 78%, прежде всего, важна деструктивная переработка нефтяных остатков (второй этап углубления), что требует более совершенной технологии и значительно удорожает производство. В настоящее время за рубежом широко осуществляется строительство установок каталитического крекинга, гидрокрекинга и висбрекинга, блоков переработки нефтяных остатков, технолог.схемы которых включают комбинации процессов гидрообессеривания и каталитич. крекинга или коксования, термич. крекинга и гидрокрекинга и т. д.

Проблема углубления переработки нефти в СССР и ведущих капиталистах, странах решается в условиях сокращения использования высококачеств. малосернистых нефтей при одновременном ужесточении экологич. требований к качеству нефтепродуктов. В последние годы значительно снижены, в частности, предельно допустимые значения содержания S в топливах, что привело к ускоренному росту мощностей установок гидроочистки.

Переработка и транспортировка нефти в Колумбии, история и наши дни

&nbsp Нефть Латинской Америки

Со своей нефтью латиноамериканцам самим не справиться
На прошедшей неделе в Венесуэле, где на протяжении 20 лет сохранялся госконтроль над нефтедобычей, были выставлены на торги 10 перспективных месторождений. Запасы каждого из них оцениваются в 300-1000 млн баррелей. Освоение новых месторождений и эксплуатация ранее заброшенных участков частным, преимущественно иностранным, капиталом позволит к 2005 году увеличить ежедневную добычу нефти в этой стране с 2,4 млн до 5 млн баррелей. Вообще интерес к нефти Латинской Америки растет — и ввиду продолжающейся нестабильности на Ближнем Востоке, и ввиду того, что инвестиции в страны Латинской Америки благодаря проводимым там рыночным реформам становятся все более привлекательными.

В недрах Латинской Америки сосредоточено около 13% мировых запасов нефти, примерно такова же доля континента в ее мировой добыче и экспорте. Лидирующие позиции занимают Мексика (38% в регионе и 5% в мире) и Венесуэла (31 и 4% соответственно). Главный покупатель латиноамериканской нефти — США, причем в последние годы объемы поставок нефти в США заметно возросли. При этом собственное нефтепроизводство в Штатах падает: имеющиеся запасы истощены, перспективы обнаружения новых сомнительны, а высокие налоги и жесткие экологические нормы — факторы далеко не стимулирующие.
В 1994 году на долю США приходилось 73%, а в первой половине 1995 года — уже почти 80% нефтеэкспорта Мексики. Поставки жидких углеводородов из этой страны в США превышают 1 млн баррелей в день и будут, видимо, увеличиваться по мере укрепления интеграционных процессов в рамках НАФТА. Вместе с тем Мексика продолжает ревностно оберегать эксплуатацию своих природных ресурсов от иностранного, в том числе американского, капитала. В 1993 году там был принят закон об иностранных инвестициях, по которому исключительные права на нефтедобычу предоставляются местным госкомпаниям (крупнейшей среди них является Pemex).
Иная картина наблюдается в других латиноамериканских странах. Привлечением иностранных инвестиций занялись раньше всего в Аргентине, где первыми к нефтеразведке и добыче подключились американцы и голландцы — Exxon Corp. и Royal Dutch Shell. В сентябре 1995 года Аргентина и Великобритания заключили соглашение о сотрудничестве в разработке богатейших месторождений морской нефти в районе Фолклендских (Мальвинских) островов, за которые они еще недавно воевали.
В 1994 году первой среди крупных стран — участниц ОПЕК, давших иностранным компаниям “зеленый свет” на нефтеразведку, стала Венесуэла. Сейчас идет отбор десяти претендентов из трехсот на разработку венесуэльских месторождений. В частности, компании Lagoven и Corpoven (филиалы вышедшей в 1993 году на второе место в мире компании Petroleos de Venezuela) подписали соглашение с американским Mobil Oil и Arco International Oil & Gas Corp. о совместной разведке и эксплуатации ресурсов на юге и юго-востоке страны. В реализации другого проекта на юге принимают участие французская Total, японские “Марубени” и “Иточу”. Что же касается проведенных в конце января торгов, то, несмотря на весьма жесткие условия, предложенные государством, заявки на участие в них подали 74 иностранных и одна местная компания, причем 28 из них объединились в 11 консорциумов. Среди них: British Petroleum — Amoco Oil, Mobil Oil — Nippon — Weba, Texaco — British Gas — Mitsubishi, Exxon — Shell, Occidental Petroleum — Repsol. На ближайшие 10 лет разработка месторождений потребует вложений порядка $10 млрд.
Важные поправки в конституцию, отменяющие госмонополию на операции с нефтью, были внесены недавно в Бразилии. Иностранный капитал получил право заключать контракты на разведку и эксплуатацию месторождений, переработку нефти и транспортировку нефтепродуктов. Правда, президент Фернандо Кардозу обещал компании Petrobras — монополисту на нефтяном рынке страны, — что доступ иностранного и местного частного капитала к месторождениям, уже разрабатываемым этой компанией, будет закрыт. Сейчас Petrobras эксплуатирует более 5,5 тыс. скважин и около 100 шельфовых буровых платформ, а ее ежедневная производительность достигает 650 тыс. баррелей нефти.
Повышенный интерес иностранных компаний вызывает сегодня и Колумбия, которой к концу столетия прочат роль одного из крупнейших производителей нефти в мире и третьего в Латинской Америке. Только за счет освоения богатых нефтью восточных районов (примерно 275 млн тонн) увеличится добыча нефти с 600 тыс. до 1 млн баррелей в день. Главными зарубежными инвесторами в Колумбии выступают англичане — прежде всего British Petroleum, которая открыла в 1991 году крупнейшее в республике месторождение Кусиана, окрещенное “нефтяным морем”. По некоторым сведениям, англичане готовы вложить в развитие нефтедобычи в этом районе до $2 млрд.
В Перу контракты с американскими компаниями Murphy Oil и Arco (на разработку участков вдоль границы с Бразилией и Эквадором), а также с испанской Repsol (на освоение месторождения на северном побережье) оцениваются в $120 млн. Кроме того, заявки на получение концессий поступают от Royal Dutch Shell, Japanese National Oil Company, американских Atlantic Resources Field Company и Santa Fe Energy, канадской Amoco, китайской “Сапет”, мексиканской Mexpetrol, бразильской Petrobras, аргентинских Plus Petrol и Perez Compac. В целом в Перу предполагается предоставить в концессию участки, в недрах которых сосредоточено 15% достоверных запасов нефти. Сегодня почти 60% нефтедобычи этой страны сконцентрировано в руках иностранных компаний, среди которых американские Occidental Petroleum Co. (40%) и Petrotech (14%), американо-аргентинская OXY-Bridas (4%).
Внимание нефтяных компаний других стран сосредоточено на крупном месторождении, открытом совсем недавно в районе Восточной Кордильеры. Перспективы там столь многообещающи, что наряду с заключением контрактов с инофирмами госпредприятие Ecopetrol предполагает самостоятельно вкладывать в его разработку не менее $100 млн ежегодно. С целью увеличения притока капиталов правительство Колумбии намерено улучшить условия для инофирм, в частности снизить налог на нефтедобычу на новых месторождениях и начать оплату 50-процентной доли расходов на поисково-разведочные работы.
Даже Куба, где вслед за прекращением советской опеки наступил настоящий энергетический голод, вынуждена с 1990 года привлекать к поиску и добыче нефти иностранные компании. Сейчас там на условиях риска интенсивно ведут разведку и обустраивают нефтяные месторождения канадские, английские, французские, шведские и мексиканские фирмы. Причем работают они преимущественно с документацией и материалами, в свое время подготовленными советскими специалистами. Добыча нефти на Кубе доведена до 1,45 млн тонн, что на 550 тысяч превышает максимальный объем добычи в период сотрудничества с СССР. Примерно 35% из них добывается канадской Sherritt. Россия также намерена возобновить на Кубе разведку нефти, правда, уже на условиях риска и по принципу разделения прибыли. Буровые работы на трех шельфовых участках в районе северного побережья предполагается начать нынешней весной. По предварительным данным, разведанные там запасы позволят добывать до 5 млн тонн в год.
Пока же в Латинской Америке Россия участвует только в одном проекте по освоению нефтяных месторождений — на юге Перу в районе озера Титикака. Организованное там СП “Юганск-Петро-Андес” (75% капитала принадлежит АО “Юганскнефтегаз”, 25% — перуанской компании Petro Andes S. A.) в августе прошлого года получило концессию на нефтегазовое месторождение с ориентировочным объемом запасов 45 млн тонн. По условиям контракта, заключенного с госкомпанией Petroperu, российско-перуанскому предприятию выдана лицензия на 30 лет, включая 7 лет разведочных работ.

Ссылка на основную публикацию