Отношение к разводу на Кубе, причины размолвок и повторные браки

Брак и свадьба на Кубе

В зарубежной американистике за фактическим браком закреплены термины „неформальный” или „консенсуальный” (договорный). Для деревенских жителей Кубы принято начинать совместную жизнь с такого рода брака. В некоторых местах вообще не женятся, а только „соединяются”. В разных зонах в значении „соединиться” выступают собственные синонимы. Всего мы насчитали четыре: acompanarse, unirse, arrimarse, ajuntarse. Это разнообразие терминов, по нашему мнению, подтверждает местное происхождение самого обычая, формированию которого среди прочих причин способствовало слабое влияние католической церкви в сельской зоне колониальной Кубы сравнительно с тем, как это было в Испании (где даже в настоящее время консенсуального брака не существует).

Регистрация брака на Кубе

Ныне число регистраций увеличивается в основном из-за закона, в соответствии с которым женщина лишена юридических прав на приобретенную мужем собственность, не будучи с ним расписанной. В местечке Алькала, провинция Ольгин, нам встретилась пара, которая зарегистрировала брак, имея уже внуков и правнуков, иначе в случае смерти мужа его собственность была бы изъята государством. Молодоженам, подавшим заявление в ЗАГС, предоставляются льготы на приобретение дефицитных товаров и предметов длительного пользования. В ряду правительственных мер по легализации брачных союзов стоит и введенный обряд так называемых коллективных свадеб, устраиваемых в селе в назначенный день года по случаю массовой регистрации браков теми членами кооператива, которые прежде жили в фактическом браке.

Характерно, что опрашиваемые крестьяне единодушно объясняют обычай заключения брака „соединением” лишь экономическими причинами. По их мнению, законный брак всегда считался более желанным, более красивым, но свадьба, которой он обязательно должен увенчаться, была превращена богачами в дорогостоящий ритуал, в недоступную для бедняков роскошь. В действительности дело обстояло сложнее. Можно вспомнить, что в силу объективных условий рабства и из-за ужесточения колониального законодательства в отношении расового смешения в конце XVIII — начале XIX в. преобладающей моделью браков среди негров и мулатов и в сфере межрасовых отношений стали свободные связи. Как показывает материал по другим колониям Карибского региона, свою роль сыграл и тот факт, что пример семей белых рабовладельцев дискредитировал законный брак в глазах негров. Видимо, нельзя не учитывать и такие традиционные факторы, действие которых продолжается по сей день, как раннее вступление в брак и усиленную на почве мачизма зависимость женщин от мужчин, в массе своей склонных к свободному союзу.

Свадьба на Кубе

При оформлении брака по-прежнему не принято ограничиваться актом регистрации у судьи или нотариуса. За этим следует обязательно фьеста — торжество с застольем, в городе по традиции более скромное, судя по свидетельству прошлого века. Кроме того, свадьбе в городах, особенно среди состоятельных слоев населения, предшествовало церковное венчание, роль которого сейчас заметно ослабла.

Обычно свадьба проходит в доме невесты и ее родители принимают более активное участие в подготовке торжества. В настоящее время крестьянину нужно от одного до трех лет, чтобы накопить необходимую для свадьбы сумму — примерно 1 тыс. песо в расчете на сто гостей, но их бывает и больше, потому что стараются пригласить всех знакомых, никого не обидеть. Часть расходов идет на свадебные наряды, в которых молодые должны быть запечатлены на фотографиях, позируя стоя, сидя и полулежа на красиво убранной кровати. Набор таких снимков стандартен, а сама церемония — непременная слагаемая свадебного ритуала.

Сразу после свадьбы молодожены отправляются в своеобразное свадебное путешествие до ближайшего города, в соседнюю провинцию или в Гавану, где они проводят медовый месяц (чуть больше недели) в одном из отелей.

Заключение браков в среде крестьян

У крестьян-собственников число незарегистрированных браков по известным причинам ниже и сами браки более стабильны, чем у сельскохозяйственных рабочих, но у молодого поколения, порывающего с земельной собственностью, в этом плане существенных различий с основной массой сельских тружеников не наблюдается.

В типичной для крестьян горной зоны восточных провинций в семье хозяина финки „Каридад” в Эль-Хиваро сами родители 32 года назад после четырехлетнего жениховства расписались по всей форме раз и навсегда. Из живущих с ними четверых детей старшая дочь, 30 лет, счетовод в соседнем селе, разведенная (в 17 лет она соединилась с мужем без брака — он ее увел, потому что родители не были согласны на их брак из-за семьи жениха, а когда разошлись, 12-летний сын остался у бабушки со стороны отца); сын, 24 лет, холостой, развозит хлеб жителям окрестных сел и помогает в работе отцу на финке; дочь, 18 лет, незамужняя, не работает, помогает матери вести дом, ухаживает за птицей, ходит за покупками; сын, 14 лет. Раньше с ними еще жил старший внебрачный сын хозяина. Ему 31 год, женат (acompanado), живет с женой у шурина в 4 км от финки, но работает в местной лавке и часто приходит к отцу. В разговоре с нами он признался, что его и других молодых людей регистрировать брак останавливают экономические соображения: непосильные траты на свадьбу и излишние расходы на возможный развод.

В постановке вопроса с прикидкой на развод можно усмотреть недоверие к прочности брака. Факты говорят о том, что за экономическими трудностями и неверием в силу документа, могущего укрепить семью, стоит еще желание оставить за собой в браке право на свободу. В некоторых социальных группах именно мужчина не хочет регистрировать брак вопреки желанию женщины, ибо хотя с законной женой можно не во всем считаться, однако недокументированный брак дает ему больше шансов сохранять свободу. Статистика разводов последних лет показывает, что свободные союзы распадаются с большей легкостью.

Похищение невесты

Обычай сочетаться браком без венчания, возникший в колониальный период среди бедного населения кубинской деревни, был облечен в своеобразную форму похищения невесты, не означающую, по верному замечанию X. Потрони, возрождения более древней традиции. Умыкание невесты происходило с ее согласия и было условным актом, данью общественному мнению, воспитанному на католических догмах и осуждавшему брак без благословения церкви. Из-за бедности и других причин, не только экономических (здесь мы поправляем X. Потрони), вынуждавших молодых избегать религиозного обряда, бракосочетание упростилось: юноша похищал невесту, т.е. девушка сама уходила ночью через окно или боковую дверь к ожидавшему жениху, который уводил ее к своим родителям, друзьям или в заранее построенный дом. Таким образом, родители девушки, которые не могли дать согласие на свободный от церковного освящения союз, оказались перед лицом свершившегося факта. По свидетельству X. Потрони, не всегда обязательно было симулировать похищение, но во всех подобных случаях полагалось говорить, что жених увел невесту ради кубинской традиции, требовавшей, чтобы инициатива исходила от мужчины и осуждавшей самостоятельность дочери, непочтительность к отцовской власти.

В наши дни церемония похищения потеряла смысл, поскольку общественная мораль признала консенсуальный брак нормальным явлением, но в отдаленных горных деревнях случаи увода встречаются как след отживающей традиции.

В результате эволюции современных общественных нравов консенсуальный брак во многих странах становится распространенной формой создания семьи, так что в настоящее время причины сохранения высокой пропорции „неформальных” браков на Кубе еще менее, чем в прошлом, укладываются в рамки чисто экономических.

Переход девушки в статус женщины

В пользу такого заключения косвенно говорит и противоположное отношение на Кубе к другой, не менее дорогостоящей семейной церемонии, устраиваемой по случаю исполнения девушке 15 лет и перехода ее в статус женщины. Источники этого праздника лежат в католической конфирмации, т.е. приобщении к церкви юношей и девушек. Но на Кубе эта церемония утеряла религиозный оттенок. До революции посвящение девушки в сеньориту — ее представление общине — происходило в более узком кругу, в семьях с материальным достатком. В наши дни 15-летие празднуется повсеместно, в городе и деревне, и многие кубинцы считают, что по размаху подготовки и проведения это торжество затмило собой свадьбу. Согласно расхожему мнению, все объясняется очень просто: дата 15-летия известна заранее, тогда как свадьба всегда более или менее неожиданна, поэтому ее нельзя обставить столь же фундаментально. Представляется, что из-за этой лежащей на поверхности причины забывается другая. Свадьба по-прежнему осознается как более важное и значимое событие, но в связи с распространенностью неформальных браков, особенно в сельской местности, не приходится с уверенностью рассчитывать на свадьбу, и 15-летие превращается в главный праздник в жизни девушки.

Рост популярности праздника 15-летия стал возможен с повышением уровня жизни неимущих масс населения. Люди берут своего рода реванш за недоступность в прошлом соблюдаемой в богатых домах традиции. Одновременно среди молодежи появляется сознание анахроничности праздника в современной действительности, желание заменить дорогостоящую церемонию более скромным и полезным мероприятием.

Сам по себе рубеж 15-летия приобретает новые черты условности. С одной стороны, девочки 12—13 лет подражают женщинам в макияже, туалетах и обзаводятся женихами, с другой — увеличивается разрыв между временем сексуального и социального созревания молодых девушек и юношей в результате действия целого ряда новых факторов, в том числе широкого охвата подростков системой образования и удлинения периода обучения.

Сексуальное воспитание и поведение подростков

В колонке „Сексуальное воспитание” молодежная столичная газета писала в 1986 г., что еще совсем недавно, в период псевдонезависимой республики, многие дети и подростки не ходили в школу: мальчики, помогая отцу, девочки, участвуя в домашней работе и заботясь о младших сестренках и братишках. Доля девочек была особенно нелегкой, и они часто стремились освободиться, уходя из дома с первым, кто им это предложит, или убегая в город в поисках фортуны, которую они нередко находили у дверей дома терпимости. На новом этапе государственного развития уверенность в завтрашнем дне, доверие и независимость, которые гарантирует всем молодым людям наше общество, привели к позитивным трансформациям, элементом которых является пересмотр отношения к раннему замужеству.

Вместе с доверием и большей автономией, которые действительно получили подростки, во много раз увеличились возможности контактов сверстников разного пола, что существенно влияет на изменение прежних норм добрачного поведения и придает новое звучание проблеме предотвращения ранних браков. Строгость добрачных норм варьировала в разных расово-социальных слоях населения, достигая максимума среди белого населения городов. Еще совсем недавно, в пору юности нынешних родителей, даже будучи помолвленными, т.е. объявив себя официально женихом и невестой, влюбленные не имели права видеться наедине ни на улице, ни в доме невесты, которую жених мог навещать только в положенные дни и часы.

Разумеется, и раньше девушка находила способ уйти от контроля, нарушая систему atada a la casa („привязанная к дому”). Одним из приемов, к которым прибегали молодые, было не обнародовать свою любовь и встречаться втихомолку. Полулегальной формой свидания стало общение через решетку открытого окна, у которого кубинские девушки имели обыкновение сидеть в часы вечерней прохлады, когда им не возбронялось завести беседу со знакомыми прохожими, так как это не нарушало правил приличия.

Хотя многое изменилось с тех пор, надзор за незамужними девушками нельзя считать совсем исчезнувшим. Степень родительского контроля за дочерьми зависит от социальной принадлежности семьи, возраста девушки, места проживания. В целом нормы и ценности, связанные с добрачным поведением и ухаживанием, у кубинцев считаются более консервативными, чем, например, у североамериканцев.

В семье владельца финки в Монте-Оскуро, провинция Ольгин (на которой живут еще четверо его братьев), двое детей: 22-летний сын со средним образованием, который расстался с женой и помогает отцу обрабатывать землю, и 17-летняя дочь, окончившая школу и выучившаяся на машинистку, пока без работы; уже год, как она замужем („соединена”), но муж в армии. После того как он вернется и начнет работать, хотят расписаться и устроить свадьбу. Мужу 20 лет, он из провинции Тунас, и, когда приезжал к ним в село по делам воинской службы, они познакомились, а спустя несколько месяцев стали женихом и невестой. Еще через несколько месяцев с согласия родителей они поженились, т.е. нормально покинули дом, чтобы провести медовый месяц в отеле Пуэрто-Падре в провинции Тунас, после чего вернулись жить в дом свекра. Приведенный пример показателен для современных сельских нравов.

В городах наблюдается большая свобода. Еще сильнее укорачивается продолжительность noviazgo (жениховства), поскольку оно теряет прежний смысл, когда служило средством интеграции молодой пары и их родительских семей, кооперирования их усилий для строительства нового дома. Многие родители в Гаване жаловались нам, что девушки легко меняют женихов, а парни — невест. И хотя воздержание от брачной интимности частью населения все еще считается нормой для девушек, увеличивается число пар, вступающих в добрачные сексуальные отношения. Рождается шутливая поговорка: Чтобы получить девственную невесту, нужно было просить у родителей ее руки пять-шесть лет назад. Изменения в этой сфере приводят к некоторым негативным социальным явлениям, доказательством чему служит рост числа беременных девочек-подростков. По сведениям Центра изучения молодежи, из-за абортов, браков, консенсуальных союзов, разводов среди очень молодых девушек увеличивается число старшеклассниц, покидающих школу. В связи с этим усилилась деятельность пропагандистских органов по воспитанию подростков, чтобы они находили правильное применение широкой свободе, которой пользуются в настоящее время. В центральных и местных газетах появились специальные рубрики, большим тиражом издаются книги об этике брачно-половых и семейных отношений, выпускаются учебные фильмы просветительского и нравоучительного содержания. В 1984 г. в Гаване создана Национальная группа сексуального воспитания. На решение практических задач, связанных с нормализацией добрачного поведения подростков и укреплением кубинской семьи, нацелены и специальные исследования социологического центра при АН Кубы.

Отношение к разводу на Кубе

Наряду с консенсуальным союзом широкое распространение среди части населения получило последовательное многократное вступление в новый брак (во второй, третий, четвертый и более раз). Развитие капитализма в условиях монокультуры и сезонности сельскохозяйственных работ дестабилизировало экономику и положение трудящихся масс, максимально обострив проблемы семьи. Необходимость для мужчин покидать дом в поисках работы благоприятствовала в прошлом разъединению семей. Явление отсутствующего отца привело к увеличению числа матерей-одиночек и к двоеженству (если у мужчин были возможности содержать две семьи).

Причины, ведущие к разводам

Условия для внебрачных связей и расшатывания семьи существуют и сегодня. В сельской зоне, например, из-за нехватки производственных мощностей образуется излишек рабочей силы, отсасываемый строительством и промышленностью. Обычным явлением стала маятниковая миграция сельских жителей. Молодые мужчины, в том числе главы семей, устраиваются работать на стороне, в соседнем или более удаленном центре, где они живут в общежитии по одной-две недели, возвращаясь домой на выходные дни. У семьи с таким отцом шансов на выживание меньше обычного.

Читайте также:  Кто такой мачо. Проблема мачо на примере Кубы

Рост числа разводов на Кубе в 60—70-е годы можно рассматривать и как явление, сопутствующее социальным преобразованиям в развивающихся странах. Речь идет не только об эмансипации женщин и вовлечении их в социально-экономическую и общественно-политическую жизнь страны, но и о выдвижении на передний план эмоционально-психологической функции семейного очага, о повышении взаимных требований супругов.

Со стороны может показаться, что на Кубе вообще легко относятся к разводам. Между тем беседы с кубинскими женщинами показали, что это не совсем так. При всей коммуникабельности кубинцев среди них не принято демонстрировать личные неприятности, например в случае развода, когда на самом деле todo el mundo sufre (все участники страдают).

Разведенные женщины с детьми

В то же время привычность этого явления сказывается на его восприятии в семье и на уровне широкого общественного мнения. Традиционно (возможно, из-за постоянного демографического перевеса в сторону мужского пола) наличие детей для женщины не являлось серьезным осложняющим обстоятельством для вступления в новый брак, при этом приоритет мужчин в вопросах заключения и расторжения брака сохранялся вплоть до недавнего времени. Только в 1975 г. отменен закон, по которому женщина, уличенная мужем в адюльтере, теряла при разводе право на воспитание детей.

Для кубинцев характерно и то, что матери не только не запрещают контакты между детьми и ушедшим отцом, но и всячески их поощряют. По-видимому, реальные возможности устроить свою судьбу для кубинки, оставшейся с детьми, делают ее в данном случае более терпимой и здравомыслящей.

Обычай отдавать детей бабушке

Одним из побочных явлений, связанных с разводом и вторичным браком, стал обычай отдавать ребенка от первого мужа бабушке. Рост числа внуков на семью при общем снижении рождаемости, отмеченный в переписях 1970 и 1981 гг., можно отнести не только за счет перечисленных в литературе причин: нехватки жилья, занятость женщин в общественном производстве, дефицит детских садов, но и за счет участившихся разводов.

Желание оградить внука от возможных коллизий в новой семье, где место отца занимает отчим, руководит многими бабушками, берущими на воспитание внуков. (Другой вариант передачи ребенка наблюдается в случае, когда многодетная семья хочет помочь своим одиноким родителям и отдает самого маленького ребенка оставшимся без детей бабушке с дедушкой или одной бабушке. Внук (внучка) становится им опорой в старости.)

Для возникновения обоих перечисленных обычаев немаловажным условием была высокая рождаемость, а также ранние браки.

Статистика разводов и вступления в новый брак

Большинство разведенных вступают в новый брак, так что общая их доля в населении сравнительно невелика. Однако частота разводов свидетельствует о том, что устойчивость кубинских семей подвержена влиянию неблагоприятных факторов, в том числе традиционного характера. В связи с этим уместно сослаться на результаты сравнительного анализа. Данные переписи населения США 1970 г. показали, что среди кубинцев, иммигрировавших туда между 1960 и 1970 гг., на каждые 100 женатых лиц приходилось 6,2 разведенных. Соответствующий показатель для США в целом в 1970 г. был 5,3, а для остальных групп иммигрантов, прибывших в тот же период, — 2,9 67. Не исключая специфических проблем у кубинских иммигрантов в США, автор очерка о кубинском этническом меньшинстве объясняет отмеченный для него высокий показатель разводов консерватизмом традиционных культурных стереотипов.

Библейский взгляд на развод и повторный брак

Шевчук В. А.

Вопрос разводов и повторных браков обсуждается на протяжении всей истории человечества. Однако церковь не имеет однозначной и основательной позиции по этим вопросам. Различные христианские конфессии придерживаются разных точек зрения. Во всем мире наблюдается атака на семью и мы можем наблюдать упадок семейной жизни, рост числа разводов и внебрачных связей. Поэтому очень важно иметь Библейский взгляд на эти вопросы. Сначала рассмотрим известные позиции: отцов церкви и различных христианских церквей.

Позиция отцов ранней церкви

Тертуллиан (160 — 220р) считал, что брак должен быть единым и выступал против повторных браков.

Климент Алексанрийский (150 — 215) выступал за неразрывность брака, а повторный брак считал прелюбодеянием.

Иоанн Златоуст (345 — 407) также считал повторный брак прелюбодеянием.

Августин (354 — 430) был сторонником неразрывности брака, и против того, чтобы люди вступали в повторный брак. В зрелом возрасте пришел к выводу, что прелюбодеяние (Мтв. 19:9) дает право на повторный брак.

Иустин Мученик (100 — 167) считал повторный брак прелюбодеянием.

Таким образом, отцы церкви, в основном, отстаивали неразрывность браков, и были против повторных браков.

Позиция учителей эпохи реформации

Мартин Лютер считал, что развод возможен по следующим причинам:

— Неверующая сторона хочет расстаться.

— Невыполнение супружеских обязанностей.

Лютер считал человека, совершившего прелюбодеяние «мертвым». Поэтому невинная сторона имеет право развестись и вступить в повторный брак (1Кор. 7:15).

Жан Кальвин был за развод из за прелюбодеяния.

Джон Уэсли также поддерживал развод по причине прелюбодеяния и повторный брак невинной стороны.

Чарльз Сперджен отстаивал развод по причине прелюбодеяния.

Как видим, все они отстаивали право на развод по причине прелюбодеяния.

Позиция различных христианских церквей

Католическая церковь руководствуясь документами Второго Ватиканского Собора, запрещает разводиться по любым причинам. Развод ставится на один уровень с прелюбодеянием. В редких случаях по уважительной причине разрешение на развод может дать только папа. По причине прелюбодеяния можно оставить неверную половину, но это не дает права на повторный брак. После этого каждая сторона, без согласия другой, может уйти в монастырь.

Православная церковь более либерально относится к разводам и повторным бракам по сравнению с католической. В 1918 году Поместный собор Русской Православной церкви определил дополнительные причины, кроме прелюбодеяния, из-за которых возможен развод и вступление одной из сторон в повторный брак:

— Неспособность к совместному сожительству;

— Заболевание сифилисом или проказой;

— Долгое отсутствие без вести;

— Осуждение к наказанию с конфискацией прав на имущество;

— Посягательство на жизнь и здоровье женщины или детей;

— Неизлечимая тяжелая душевная болезнь.

В настоящее время этот перечень дополнен:

— Медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркомания;

— Осуществление женой аборта при несогласии мужа.

Англиканская церковь. Доктринально против разводов по любым причинам, но в настоящее время многие служители англиканской церкви позволяют участвовать в причастии людям, находящихся в повторном браке.

Реформаторская Кальвинистская церковь разрешает развод по причине прелюбодеяния, но вопрос о повторном браке в данном случае не определен.

Позиция ЕХБ. В большинстве церквей ЕХБ допускается развод по причине прелюбодеяния и возможен развод в соответствии с 1Кор. 7:15.

Позиция ХВЕ. Большинство церквей ХВЕ допускают развод по причине прелюбодеяния и несогласия неверующего продолжать совместную жизнь. Известны случаи разводов и через социальные причины: пьянство, жестокое обращение. Однако в вероучении не освещена позиция в отношении разводов и повторных браков.

Практическое применение Библейских принципов

Оба верующих

Основной принцип — не разводится (1Кор. 7:10, Мар. 10:9,11-12, Мф. 19:6. Лук. 16:18, Рис.2: 16). Развод и повторный брак может произойти в следующих случаях:

— Если один из партнеров умер (Рим. 7:3, (1Кор. 7:39);

— Если другой прелюбодействует (Мф.5: 32, 19:9).

В последнем случае повторный брак, разрешают не все церкви.

Один верующий, а второй неверующий

— Если неверующая сторона желает жить вместе (1Кор. 7:12-14).

Развод возможен:

— Если неверующая сторона не желает жить вместе (1Кор. 7: 15);

— Если неверующая сторона прелюбодействует (Мф. 5:32; 19:9).

В обоих этих случаях возможен повторный брак. Первый случай имеет разные трактовки:

— Неверующая сторона подает на развод;

— Неверующая сторона на словах желает жить вместе, а на деле жестоко издевается, или хронический алкоголик или наркоман и т.п.

Верующие, которые развелись до уверования

Есть возможность восстановить семью:

— Вторая половина стала верующей (можно остаться одному или жениться на ней второй раз);

— Вторая половина отвергает Бога (остаться одному или жениться только на верующем).

Нет возможности восстановить семью:

— Оставаться одному (1Кор. 7: 27);

— Жениться во второй раз на верующем (1Кор. 7:2,9,28).

Верующие, которые до уверования жили гражданским браком

Оба уверовали — необходимо брак оформить официально (лучше до принятия Водного крещения).

— Неверующая сторона согласна официально оформить брак — необходимо брак оформить официально до (Водного крещения);

— Неверующая сторона не согласна официально оформить брак — необходимо разорвать контакты и остаться одному (1Кор. 7:27) или рассматривать возможность повторного брака с верующим (1Кор. 7:2,9.28).

Шевчук В. А. Курс лекций: Библейские основы семьи и брака, Международный славянский центр христианского образования, США, 2012

Повторные браки. Никто не обещал, что будет легко

Глава из будущей книги издательства «Никея» – «Очерки семейной психологии»

Статья подготовлена по материалам вебинара ректора Института христианской психологии протоиерея Андрея Лоргуса «Повторные браки», проведенного Институтом христианской психологии.

Беседы на тему «Повторные браки» нередко приходится начинать с церковного аспекта. Часто спрашивают, существует ли в Церкви возможность второго брака? Да, существует. И вот цитата из «Основ социальной концепции Русской Православной церкви».

Этот документ принят в 2000 г. Архиерейским Собором и является каноническим законным документом, по которому устраивается жизнь в Русской Православной церкви.

Протоиерей Андрей Лоргус

Следует заметить, что второбрачие воспринимается Церковью как допустимый, но нежеланный момент жизни православных христиан. То есть Церковь не поощряет второбрачие, а допускает как необходимую уступку к тому греховному положению вещей, которое создалось в падшем человечестве и сохраняется до сих пор.

А с точки зрения канонического права человек призван к единобрачию и моногамии. Очень важно удерживать цель брачной жизни, которая может быть сформулирована как «единый муж единой жены». И это соответствует с точки зрения Церкви самой природе человека.

Христианская антропология приходит к убеждению, которое подкрепляется множеством богословских, философских, медицинских, психологических подтверждений, что человек создан для единобрачия. Бог не только предназначил человека для моногамии, но и создал его так, что наилучшее развитие человеческой личности, наилучший путь к совершенству человека лежит через единство и единственность.

Поэтому второбрачие – это результат того, что человек свое природное призвание и призвание христианское в полной мере выполнить не может. Это результат греховного состояния, человеческой падшести. Тем не менее, Церковь допускает развод и второй брак, и даже третий. И если во втором браке есть тот, кто женится или выходит замуж первый раз, то разрешается венчание. А в случае, если оба вступают в брак повторно, существует специальный чин, в котором нет венцов и который не столь торжественен.

И в той же главе «Основ социальной концепции Русской Православной церкви» подчеркивается, что Церковь осуждает тех священнослужителей, которые не допускают второй брак на том основании, что второй брак осуждается Церковью. Имеются в виду Евангельские слова Христа: «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Матф.5:31-32). Но здесь важен мотив – если люди разводятся, чтобы снова жениться, то вина того, кто это делает, усиливается. Христос говорит об этом, но Он не запрещает второй брак. Это видно из беседы с самарянкой, которая призналась Ему, что у нее муж, с которым она живет, не муж ей, что «было у нее пять мужей», – открывает Христос ее тайну. Но Он ее не осуждает и не заставляет ее разорвать отношения с этим мужчиной.

Итак, что касается церковного отношения, то мы обозначили здесь границы допустимого. И следует подчеркнуть, что именно в Православии второй брак допустим. А в Западной Католической церкви второго брака нет с канонической точки зрения, как и нет церковного развода. Однако, и в Католической церкви находят способ обойти апостольские правила, чтобы люди могли получить церковное благословение на повторный брак.

Психологический анализ вторых браков

Повторные браки могут быть разными по своей специфике. В каждой группе могут быть различные варианты, в которых своя специфика и свои переплетения.

К тому же, могут быть сложности такого порядка: один партнер намного старше другого. Чаще и традиционнее это мужчина, который имел один или даже два брака, вступает в новый брак с молодой женщиной, которая в браке не состояла. И молодая жена входит в дом, где живут его дети, может, даже внуки. Примерно такую картину комментаторы Библии рисуют по отношению к браку Иосифа и Марии. Мария была совсем девочкой, когда была выдана замуж за Иосифа. И возможно она жила в доме, где жили семьи детей, и, может, даже правнуки Иосифа. Это для традиционных культур вполне типическая ситуация.

Надо сказать еще историческую деталь – повторные браки были всегда. Это есть и в исторических комментариях, и в Библейских текстах. Дело не только в многобрачии ветхозаветных патриархов, дело и в исторической жизни еврейского народа и народов, окружавших еврейский народ. Там мы находим повторные браки, связанные в основном, со смертью партнера. В наше время вдовство встречается реже.

Итак, все сложности различной типологии накладывают особенные трудности на отношения в повторных браках.

Рассмотрим картинку. Желтым выделено пространство, где живет новая семья мужа. Над квадратиком «муж» изображены семьи его родителей. У первой жены тоже родители, бабушки и дедушки. И когда они жили вместе, вся эта расширенная семья представляла собой по отношению к мужу, жене и их дочери («дочь I») «простое» единство. После распада этой семьи мужчина вступил в новый брак. Расширенная семья стала многообразней – семья первой жены не исчезла, потому что через дочь («дочь I») муж имеет отношения со своими бывшими, а на самом деле с первыми тестем и тещей. Эти отношения как-то поддерживаются: встречами на семейных праздниках, днях рождения, может, муж помогает родителям первой жены.

Надо помнить, что ничего прошедшего не бывает. Семейное древо остается таким, какое оно есть, и это изменить нельзя. Потому что хотя бы через дочь («дочь I») все связи с семьей первой жены сохраняются. На самом деле, связи мужа и первой жены сохраняются. Не бывает бывших жен и бывших мужей! Связь становится другой, муж перешел в новую семейную систему, но со старой связь сохранилась. И сохранилась навсегда.

Это многозначное изображение семейного рода, состоящего из самых разных семейных систем, но объединенных двумя браками, представляет собой живое реальное единство. Живое, потому что оно изменяется, влияет друг на друга. Например, у мужа со второй женой родился сын, который вступает в реальные отношения с дочерью от первого брака. Такие же реальные отношения есть и у второй жены с дочерью от первого брака. И это только часть отношений в расширенной семье. И многие из этих связей являются противоречивыми. Например, чем сильнее у второй жены любовь к сыну, тем сложнее ей проявлять любовь к своей падчерице. Чем сильнее у дочери любовь к отцу, тем сильнее у мачехи ревность по отношению к дочери.

Читайте также:  Переезд в Хорватию на ПМЖ. все способы

Психологические трудности в повторных браках

Ролевая неопределенность заключается в том, что повторный брак усложняет всю семейно-родовую картину и отношения между партнерами. И если говорить о первенстве, то дети от нового брака имеют преимущество перед детьми от предыдущего брака, потому что они младшие и представляют ту реальную новую семью, которую создал их отец. Но старшие дети появились в его родовой системе прежде маленьких и, стало быть, по иерархии они важнее и главнее младших детей. Такое вот противоречие.

Вторая трудность – это отсутствие единых общих норм. Поскольку мы имеем дело с двумя, или даже более, разными семейными системами, то у каждой из них будут свои традиции и свои нормы. И они в общем переплетении смешиваются и часто приходят в противоречие.

Существует проблема определения границ новой семьи. Очень важно иметь в виду иерархию, которая возникает между семьей предыдущей и семьей настоящей. В некоторых случаях считается, что первая семья имеет более высокое положение в иерархии. Но где она может быть ощутима? Например, куда должен кидаться отец, если заболели дети в обоих браках? И тут противоречия видны наглядно. Считается, что отец должен проявить заботу младшим детям, потому что новая семья имеет приоритет по отношению к старой. Но с точки зрения уважения и признания прав детей в семье первые дети обладают более высоким статусом. И это, кстати, очень заметно в юридических нормах, нормах средневековья. Кто всегда наследовал престол? Всегда старший сын от первого брака. Во всех культурах старшие дети занимали более высокое иерархическое положение. Хотя приоритет в заботе может переходить к младшим детям.

Следующая сложность – установление близких отношений с членами расширенных семей. Это, как правило, связано с невыясненными положениями. Например, родственники новой жены будут проявлять к мужу недоверие, настороженность. А отношения с родными первой жены будут осложнены претензиями и обидами на мужчину, который развелся. И тут может быть самое разное соперничество.

Детско-родительские взаимоотношения – одна из важных проблем повторных браков. Если в первых браках у супругов не было детей, то это менее рискованная ситуация, в ней меньше будет переплетений.

И очень существенная проблема – отягощение повторного брака проблемами, неразрешенными в предыдущем браке. Это могут быть зависимости, конфликтность, взаимные упреки.

Очень важно помнить, что нужно иметь уважение и смирение с той ситуацией, которая складывается. Вступая в повторный брак, необходимо учитывать, что у партнера есть предыдущие отношения. И к ним нужно сохранять всяческое уважение, что станет залогом менее рискованных отношений в дальнейшем.

Мифы о повторных браках

Эти мифы имеют определенную подоплеку. Например, некоторые психологи считают, что первый брак забирает до 80% человеческих ресурсов, на второй брак остается только 20%. Каждый последующий брак не хуже предыдущего, но ресурсов у человека на последующие браки меньше. Хотя личности и чувства могут быть более зрелыми.

Часто женщины думают, что если детям будет хорошо с новым мужем, то можно говорить о браке. Таким образом, они делают детей заложниками своего счастья и обуславливают отношения к своему партнеру детьми. Это заведомо обрекает брак на очень зыбкое основание, потому что опираться в браке можно только на любовь партнеров друг к другу, но никак не на детей.

Любить чужих детей как собственных новый супруг не будет, это невозможно. Это может быть любовь сильная, жертвенная, но другая. Так же, как и ребенок любит своих родных родителей особой детской любовью, но может искренне полюбить и мачеху или отчима. Насколько часто это бывает, сказать трудно.

Чужой мужчина (или женщина) в семье совсем необязательно принесет страдание детям. Возможно, что это даст новый опыт для возмужания детей. А если дети старше – то из-за снижения материнского контроля возможны хорошие условия для развития у детей-подростков.

А вот не вмешиваться в воспитание неродного ребенка невозможно. Семья живет едиными интересами, единой жизнью. Но конфликтные ситуации возникнуть могут.

Психологические условия успешности во втором браке

Вступая во второй брак, необходимо признать, что у партнера был опыт – как радостный, так и горький. Это факт, это то, чего нельзя отрицать. Перед фактами, перед жизнью нужно иметь смирение, чтобы принимать их. Необходимо уважать предыдущие отношения партнера – не потому что это был хороший или особенный человек, а потому что это избранник, первый избранник твоего партнера.

Все психологические условия, показанные на картинке, важны при вступлении в новый брак. Это список вопросов к себе. Это духовные вопросы о смирении и уважении. В повторном браке всегда есть неизбежные проблемы, которые разрешить практически невозможно, то есть эти проблемы хороших решений не имеют. Например, первенство детей, выбор подарков, проведение отпуска и каникул и т.д.. Любое решение будет иметь свои проблемы. Неминуемо будут страдать дети, но можно помочь им пройти проблемы наименее болезненно.

Если мужчина и женщина, вступая в повторный брак, надеются, что у них таких сложностей не будет, что их ждет одно счастье, будут точно разочарованы. Второй брак всегда создает конфликтные ситуации. Хороших решений, чтобы все были довольны, быть не может. Есть только одно хорошее решениевзаимное уважение и смирение друг перед другом.

Отношение к разводу на Кубе, причины размолвок и повторные браки

Евангельский взгляд на развод и повторный брак
Тема развода и повторного брака всегда вызывает повышенный интерес. Оно и понятно – развод – одно из самых болезненных и, к сожалению, весьма распространенных явлений современности. Количество разводов в России увеличилось с 685 900 в 2007 году до 703 400 в 2008. Разводы, к сожалению, не обходят стороной и христианские церкви. Различные церкви выработали определенные подходы к этому непростому вопросу. Мнения варьируются от абсолютного осуждения любого развода, вплоть до отлучения от причастия всякого разведенного, до либеральной позиции, которая фактически не отличается от мирской – разводиться допустимо по многим причинам, а после развода возможны повторные браки. Что же по этому поводу говорит Новый Завет (автор никоим образом не претендует на всеобъемлющее рассмотрение этого очень непростого вопроса)?

Прежде всего, мы посмотрим слова Иисуса из Нагорной проповеди:
«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мат. 5:31-32).

Приверженцы самого консервативного подхода рассуждают примерно так: если женщина совершила грех прелюбодеяния, тогда развод со стороны мужа не может быть поводом для ее прелюбодеяния, поскольку она уже находится в этом грехе. Значит, Иисус говорит о том случае, когда муж разводится с женой, которая не согрешила и верна ему, но если эта верная женщина после развода выйдет замуж повторно, тогда она прелюбодействует, даже если нет никакой ее вины в разводе. Такое толкование закономерно приводит к полному осуждению всех повторно вышедших замуж и женившихся.

О чем же говорил Иисус? Давайте рассмотрим параллельный вышеприведенному евангельский текст: «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Матф.19:5-9).

Прежде всего, Господь акцентирует здесь святость брака и говорит о первоначальном Божьем плане. Развод никогда не был Божьим планом, поскольку отношения мужа и жены прообразуются отношениями Бога к Израилю и Спасителя к Церкви (см. Ос. 2:16-20, Еф. 5:23-32). В свете святости Божьей, не может быть даже речи о разводе для всех богобоязненных христиан. Это очевидно. Я помню ответ одной сестры на вопрос приходили ли ей мысли о разводе. Она ответила: «о самоубийстве приходили, но не о разводе». Проблем в браках верующих людей было бы куда меньше, если бы все современные христиане ставили грех развода и самоубийства на один уровень.

К сожалению, мы живем в падшем мире, в котором происходит многое, что не соответствует совершенному плану Господа. Возникает вопрос, что же делать в случае, если семья все же разрушается. Надо ли понимать слова Иисуса, как абсолютный запрет на развод и повторный брак в случае, если речь идет о супруге, не виновном в разрушении брачного завета?

Иисус, конечно, обращался к иудеям, жившим по закону Ветхого Завета. Закон говорил, что развестись может только муж. Жена не имела права развестись. Более того, она была по словам апостола Павла привязана к мужу, пока он жив: «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа» (Рим.7:2,3). Очевидно именно это и имел ввиду Иисус, говоря, что в соответствии с законом, даже если муж развелся с женой, жена не может считать себя свободной – она остается связанной с ним и будет прелюбодействовать, если выйдет замуж до смерти своего первого мужа.

Конечно, мы помним, что время закона для нас прошло. Мы должны сегодня применять к себе принципы, а не букву закона. Есть два принципа, стоящих за словами Иисуса. Во-первых, брачные отношения святы и нет воли Божьей на развод. Более, того, Бог ненавидит развод. В синодальном переводе книги пророка Малахии есть один стих, переведенный некорректно. Это стих 16 второй главы. Точным был бы такой перевод на русский язык: «Господь Бог Израиля ненавидит развод».
Во-вторых, Иисус говорит о прелюбодеянии как об особом грехе, разрушающем саму сердцевину брачного завета. Сексуальные отношения имеют духовную составляющую и люди, нарушающие супружескую верность, разрушают брачный завет. Этому учил и Ветхий Завет, где прелюбодеяние было одним из самых тяжких грехов и каралось смертью (Лев. 20:10, Втор. 22:22). На особую серьезность этого преступления указывает и тот факт, что оно вошло в список Десяти заповедей (Исх. 20:19).
Именно по причине такой разрушительной силы прелюбодеяния, Иисус сделал исключение: «кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» (Мат. 19:5).

Теперь нам стоит обратить самое пристальное внимание на учение о разводе апостола Павла, поскольку Павел, в отличие от Иисуса, обращался не к иудеям, а к Церкви: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей» (1Кор.7:10,11). Принцип святости брачного завета еще раз утверждается именем Господа. Однако, здесь допускается идея развода со стороны жены. Мы помним, что по закону Ветхого Завета женщина вообще не имела такого права. В Новом же Завете во Христе нет ни мужского пола ни женского (Гал. 3:28), поэтому женщине дается право развода, но с условием – она должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим.

В моей практике был случай, когда сестра Надя (имя вымышленное) пришла ко мне с решением развестись с мужем, который несколько раз поднимал на нее руку и бил ее. К сожалению, обида в ее сердце была настолько велика, что Надя не внимала советам повременить с разводом. Она была согласна на то, что никогда уже не выйдет ни за кого замуж. Надя развелась, ее муж уехал в другой город, где повторно женился. Прошло четыре года, обида ушла и осталась реальность того, что как христианка она уже никогда не сможет создать новую семью. Наде потребовалось четыре года, чтобы понять, что она поспешила развестись, а спешить не следовало…

Что же делать верующему супругу, если его партнер прелюбодействует, или ведет антиобщественный образ жизни, но разводиться не хочет? В данной ситуации самым правильным представляется для верующего не инициировать развод, но отказаться от совместного проживания до того как согрешающий супруг покается.

Далее апостол Павел рассматривает крайне важную для нашей темы проблему: как поступать в случае, если неверующий человек хочет развестись с верующим супругом. Апостол пишет: «Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь» (1Кор. 7:15). Возникает вопрос: как толковать слова «не связаны». Не связаны, чтобы настаивать на продолжении семейной жизни, или не связаны в смысле имеют право повторно жениться, конечно, только в Господе (в Писании заповедан брак только между верующими людьми – 1Кор. 7:39). Разные церкви понимают по-разному.

Самая жесткая позиция у Католической церкви: «Для Церкви уже сам развод является грехом, но повторное заключение брака рассматривается как деяние вдвойне греховное, ведущее к отлучению от причастия». Надо заметить, что отцы Церкви, выступая конечно однозначно против разводов, все же допускали повторный брак. Так Василий Великий в своем четвертом правиле говорит, что вступающие во второй брак после смерти жены или развода должны понести епитимию – то есть быть отлучены от причастия – на срок от одного до двух лет. Православная Церковь допускает повторное и даже третье и четвертое бракосочетание, но разрешение на это должен дать епископ.

Читайте также:  Как уехать на Кубу на ПМЖ из России

Многие Евангельские церкви допускают возможность развода и повторного брака при условии греха прелюбодеяния на основании 1Кор. 7:15 и Мат. 19:5. Конечно, это только возможность. Никакая церковь никогда не поощряет развод, понимая, как к этому относится Бог.

Рассмотрим ситуацию, когда один из супругов даже будучи верующим, начинает изменять другому, не принимает обличения, но упорствует в своем грехе. Такой человек становится для Церкви «как язычник и мытарь» (Мат.18:17). Если далее такой «язычник» разводится (верующий человек никогда не должен быть инициатором развода – 1Кор. 7:10), то брат или сестра не связаны.

Павел заканчивает эту главу таким образом: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1Кор. 7:39-40).
Здесь используется слово «связан», которое мы уже встречали в 1Кор. 7:15, в значении не может повторно жениться и «свободен» в значении – возможен повторный брак. Правда Павел говорит здесь только о случае смерти бывшего супруга и не упоминает о других возможных причинах. Людям, оказавшимся вне брака, апостол советует оставаться в таком положении. Впрочем, он допускает и повторный брак, но только с верующим человеком – только в Господе.

Итак, какие выводы можно сделать из этого краткого рассмотрения вопроса о разводе и повторном браке? Во-первых, брак свят в любом случае: даже, если один из супругов неверующий и брак не был освящен таинством бракосочетания. Господь ненавидит развод и таким же должно быть и наше отношение.

Во-вторых, в тех прискорбных ситуациях, когда имеет место супружеская измена, развод допустим. Хотя и в этом случае необходимо сделать все возможное для сохранения семьи и в случае покаяния такое восстановление возможно.

Повторные браки: особенности, виды, проблемы

Содержание статьи:

  • Основные причины
  • Разновидности
  • Особенности поведения
  • Конфликты и решение

Повторный брак — это возможность заново построить семью. Человеческие отношения являются хрупким понятием, работа над которым стоит затраты большого количества душевных сил. Потерять близкого человека довольно легко, а сберечь семью — кропотливый и ежедневный труд. Однако в некоторых случаях отношения дают основательную трещину, поэтому люди после расставания вступают в повторный брак.

Основные причины повторных браков

Разойтись и создать новую пару люди могут по самым различным причинам, среди которых следует обозначить такие варианты возможного исхода событий:

    Разное отношение к браку. Особенно это характерно для той пары, где один из партнеров старше и мудрее другого. Более молодая особа часто бывает совершенно не приспособлена к быту, что очень раздражает ее вторую половинку. Следовательно, супруги хотят в дальнейшем создать повторный брак с более подходящим человеком.

Измена одного из находящихся в браке. Данная причина развода бывает крайне болезненной для жертвы предательства. Стараясь оградить себя от душевной боли, она прекращает всяческое общение с обидчиком. Исход подобной трагедии может быть двояким: преданный человек или полностью замыкается в себе, или начинает активный поиск нового спутника жизни.

Отсутствие любви в браке. Очень часто причины повторного брака кроются в отсутствии в семье озвученного чувства. Страсть недолговечна, поэтому проходит чрезвычайно быстро. К тому же некоторые браки происходят из-за беременности невесты при полном отсутствии любви. Данному чувству все возрасты покорны, поэтому эмоционально обделенный человек способен разрушить прежние отношения ради нового увлечения.

Разные интересы супругов. Общее дело, как известно, объединяет. Если супруги одинаково видят совместный досуг, то их брак будет стабильным и крепким. В ином случае разные пристрастия даже любящих друг друга людей станут серьезной угрозой для подобного брака. Повторный союз не за горами, если партнеры не решат данный вопрос с наибольшим комфортом для обеих сторон.

Мнимая любовь. Все по молодости многое видят в радужном свете, поэтому влюбленность кажется крепким и стабильным чувством на всю оставшуюся жизнь. Со временем пелена с глаз спадает, оставляя ощутимую горечь наступившего разочарования в своей второй половинке.

  • Жестокое отношение одного партнера к другому. Очень часто слабая личность, получая отпор в реальной жизни от знакомых и коллег, срывается на своей второй половинке. При этом агрессию может проявлять как супруг, так и представительница прекрасного пола. Хуже всего при этом применение физической силы, но моральное насилие также может серьезно навредить любому человеку.
  • Разновидности повторных браков

    Повторные браки не всегда поддаются общей классификации, но все же следует различать их. Психологи рекомендуют такую характеристику новых отношений, которые официально зарегистрированы в ЗАГСе:

      Союз мужчины с «бесом в ребро» и молодой особы. Если быть объективными, то озвученный повторный брак является довольно распространенной жизненной ситуацией. Юная искусительница разрушает брак более солидного по возрасту мужчины, потому что привлечена или его опытом, или стабильным материальным положением избранника. Если в паре присутствует такое чувство, как любовь, то все будет зависеть от поведения молодой жены. Все мы взрослеем, получая от жизни порой болезненные уроки, поэтому некогда юная барышня может превратиться в мудрую и зрелую особу. Следовательно, восхищение к мужу-отцу становится весьма условным фактором по истечении многих лет совместной жизни.

    Брак с человеком, у которого есть ребенок (дети). В принципе, данный союз души и тела также распространен среди нашего общества. Сложность подобного повторного брака заключается в том, что ребенок должен безоговорочно принять чужого человека. Если же у обоих партнеров есть дети, то возникает вероятность конфликта между ними. Когда же у пары появляется совместный ребенок, ситуация может накалиться до предела. Детская ревность — это природная реакция маленького собственника, который не желает ни с кем делить любовь самого близкого для него человека.

    Брак вдовы и вдовца. Очень часто горе переносится легче, если встречаются два одиночества. В большинстве случаев подобные союзы создаются на долгое время. Причина появления такой крепкой семьи проста: однажды потеряв партнера, начинаешь по-другому относиться к близким людям. Однако не всегда описываемый случай заканчивается хэппи-эндом, потому что часто умерший супруг идеализируется. Все недостатки ушедшего из жизни партнера забываются, и происходит ежедневное сравнение с новым избранником не в пользу последнего.

    Возвращение второй половинки. Со временем некоторые бывшие супруги начинают понимать, что поступили опрометчиво, разрушив прежние отношения. Придя к обоюдному соглашению о воссоединении, пара снова вступает в повторный брак. Однако не всегда идиллия в возрожденной семье связана с ностальгией по былым чувствам. Иногда элементарная тоска при одиночестве или осознание потери материальных благ заставляет бывших супругов вступить в повторный брак.

  • Воссоединение пожилых людей. Сразу вспоминается знаменитая фраза Нонны Мордюковой из фильма «Женитьба Бальзаминова», которая звучит следующим образом: «Скучно одной ничего не делать! А вы хотите вместе?». Шутки шутками, но одиночество людей в возрасте — это неблагоприятный фактор в их уже устоявшейся жизни. Роль отшельника подходит далеко не каждому человеку по причине того, что им необходима поддержка близких. Дети повзрослели и разъехались, бывший супруг давно исчез из поля зрения. Все это ведет к тому, что создается новая семейная пара на почве общих интересов и пристрастий.
  • Перечисленные виды повторных браков не являются абсолютной аксиомой, потому что часто жизнь корректирует наши планы. Человек иногда совершает самые невероятные поступки, удивляя окружающих причиной своего нового вступления в законные отношения.

    Особенности поведения в повторных браках

    Все наши поступки поддаются конкретизации, если речь идет об адекватных людях. Следовательно, довольно легко определить схему поведения субъектов, которые в очередной раз официально оформили свои отношения.

    Психологические аспекты повторного брака:

      Рассудительность в повторном браке. В данном случае проходит эйфория и вера в вечную любовь, которая так свойственна молодым особам. Следовательно, при факте повторного брака уже нет слепого обожания своего партнера без видимой на то причины. С одной стороны, это очень хорошее подспорье для формирования новой семьи. Однако иногда излишний анализ нового избранника может свести на «нет» уважение и любовь в образовавшейся паре.

    Поведение с учетом прошлых ошибок. Все мы учимся исходя из горького опыта в прошлом. Наступать вновь на грабли — удел людей весьма недальновидных. В идеале необходимо сфокусировать свое внимание на положительных сторонах предыдущего брака. Распространенная ошибка неудачников в личной жизни — это ожидание от нового партнера прегрешений предшественника, потому что сработает высказывание «уж лучше грешным быть, чем слыть».

    Поиск противоположности. Человека, который долгое время мучился с тираном или алкоголиком, вряд ли привлечет описанный типаж с подтекстом аморального поведения. В новом браке партнеры будут прежде всего бояться повторения прежних ошибок, если избранник начнет действовать так же, как предшественник. Однако все мы надеемся на лучшее, поэтому модель поведения при поиске нового партнера все же подразумевает элемент контраста на фоне прошлого опыта.

  • Личностная деформация. В данном случае стоит поговорить о тех людях, которых жизнь не учит ничему и никогда. Это даже в некоторой степени напоминает мазохизм, когда человек выбирает себе нового партнера с той же моделью поведения, что и в прошлых отношениях. Судить таких неудачников не стоит, потому что только помощь квалифицированного специалиста и поддержка близких сможет вытянуть их из депрессивного состояния.
  • Конфликты в повторном браке и их решение

    В любой семье невозможно избежать различных разногласий, потому что все люди разные и часто самозабвенно отстаивают свое мнение. Особенно опасны в этом плане так называемые «итальянские» пары, где страсти кипят настолько активно, что посторонним лучше держаться подальше от такой семейной коалиции.

    Конфликты в повторном браке чаще всего происходят по следующим причинам, которые четко обозначили психологи:

      Ролевая неопределенность. Если в предыдущих отношениях женщина или мужчина были гораздо младше своей второй половинки, то в повторном браке с ровесником или особой постарше может создаться ситуация отторжения. Все мы привыкаем к чему-либо, поэтому сложно приспособиться к новым условиям семейной жизни. В итоге партнеры перестают слышать друг друга, что приводит к разрушению повторного брака.

    Отсутствие контакта с новыми членами семьи. Часто люди в отношения приходят с грузом своих проблем, которые затем выливаются в большие неприятности. Наладить контакт с детьми от предыдущего брака бывает весьма непросто. Маленькие личности начинают бунтовать и ставить свои ультиматумы. Родителям приходится реагировать на подобные жесты протеста, потому что они любят своих детей. Исключения составляют те люди, которые строят свою личную жизнь с полным игнорированием морального состояния их ребенка.

    Отсутствие общих интересов. Когда мы хотим нравиться, то при желании создать повторный брак стараемся по максимуму угодить своему партнеру. Одиночество всегда диктует свои условия, при которых человек может даже наступить на горло собственным интересам. Ненавидя рыбалку и футбол, женщина начинает с упоением рассуждать о всех прелестях данного досуга, потому что они важны ее возлюбленному. Мужчина в свою очередь готов выслушать кучу сплетен от любимой, которые ему не важны, но приносят радость ей. Вязание крючком, подводная охота, самодеятельный кружок любого формата — все это может в конечном итоге оттолкнуть вторую половинку, которой не по вкусу подобное времяпровождение.

  • Ревность к прежним отношениям. Повторный брак — это всегда реальная угроза сравнивания с предыдущим партнером при нелестной конечной оценке. Все мы по своей сути в некоторой степени собственники, поэтому не каждому нравится тот факт, что любимый человек до повторного брака был увлечен кем-то другим. Ситуацию может осложнить то обстоятельство, что в прежних отношениях у партнера есть ребенок. Дети могут не принять новый выбор одного из своих родителей, что в конце концов приведет к конфликту.
  • Из каждой ситуации есть свой выход, который найти не так уж и трудно. Психологи рекомендуют следующие способы разрешения конфликтной ситуации в повторном браке:

      Лояльное общение с детьми от предыдущих отношений. Начало конца повторного брака — это запрет второй половинке общаться с любимым чадом от другого человека. Мудрым людям, которые хотят сохранить новые отношения, следует по максимуму стараться наладить связь с близким для партнера малышом или подростком. Однако не стоит перегибать палку, если на данный порыв было сказано категорическое «нет» со стороны прошлого избранника. Насилу мил не будешь, как гласит мудрое народное изречение. К тому же в ситуации, когда человеком была разрушена семья для создания новой, на снисходительность и толерантность рассчитывать не приходится.

    Корректное сопоставление с прежним партнером. Все мы неидеальны, поэтому сравнивать себя с кем-то является делом бессмысленным. Если человек подал на развод, то это значит только то, что предыдущие отношения его не устраивали самым серьезным образом. Следовательно, сравнивать нового избранника с предыдущим будет просто нелогично и бесперспективно. Хуже дело обстоит в случае смерти любимого человека, потому что его образ будет однозначно идеализирован и возведен на пьедестал. Однако стоит для себя уяснить тот факт, что мертвые не вернутся, а уничтожать новый шанс на счастливую жизнь не стоит.

  • Поиск общих увлечений. Никто не предлагает при этом посещать бои без правил, если это так нравится супругу и категорически не по вкусу его второй половинке. Однако партнеры как-то понравились раньше другу, потому брать за основную причину союза исключительно сексуальную тягу при повторном браке не стоит. Следовательно, можно найти фильм, который заинтересует обоих супругов, или просто посетить выставку домашних питомцев (редко кто не любит пушистых братьев наших меньших). Есть масса способов сделать совместный досуг эффективным и многогранным, но для этого нужно приложить определенные усилия.
  • Смотрите видео о повторных браках:


    Ссылка на основную публикацию