Нефть в Британском Борнео: от первой скважины до нефтеперерабатывающих заводов

Нефть в Британском Борнео

Нефть в Сараваке была известна давно. На протяжении долгого времени ее добывали для осветительных целей из выкопанных вручную колодцев, а также собирали на многочисленных выходах в виде густого остатка, который употреблялся для смоления каноэ. Однако настоящее развитие нефтяной промышленности началось лишь с 1909 г., когда компания «Англо-Саксон петролеум» получила от местного правителя концессию на эксплуатацию нефтяных богатств страны. Компания владела этой концессией до 1921 г., когда концессия была передана компании «Саравак ойл филдс» (филиалу концерна «Роял Датч-Шелл»), зарегистрированной в Сараваке.

Первая продуктивная скважина

В 1910 г. в северном Сараваке, в районе Мири, была обнаружена нефть, и первая продуктивная скважина стала давать 12 тонн нефти в сутки. После того как была обнаружена промышленная нефть, последовало быстрое развитие нефтепромыслов. На нефтяном месторождении Мири, приуроченном к сильно нарушенной разрывами асимметричной антиклинали, расположенной на побережье, нефть была получена из песчаных пород верхнего миоцена с глубины до 900 метров. В 1920 г. добыча превысила 100 тыс. тонн, а к 1926 г. здесь добывалось свыше 700 тыс. тонн. Максимальное количество нефти было добыто в 1929 г. — 760 тыс. т. Однако после 1930 г. началось быстрое падение добычи нефти, и в 1939 г. месторождение было близко к истощению. Добыча нефти сократилась до 200 тыс. тонн в год.

Между тем «Бритиш Малеян петролеум компани», другой филиал концерна «Роял Датч-Шелл», открыла нефтяное месторождение Серия, приуроченное к пологой, нарушенной разрывами антиклинали, расположенной на побережье южного Брунея.

В 1924 г. компания получила первую концессию на 50 лет, а в 1932 г. — еще одну концессию на такой же срок. Добыча нефти на месторождении Серия началась в 1932 г., когда было добыто 177 тыс. тонн. Затем добыча быстро возросла и в 1938 г. превысила 700 тыс. тонн. Тяжелая асфальтовая нефть добывается с небольших глубин (150—600 м), а легкая парафинистая нефть — с глубин, достигающих 1600 метров. Месторождение продолжается под дном моря, причем его внешние границы еще не установлены. В других частях Саравака и Брунея также производились обширные поисково-разведочные работы, но промышленных запасов нефти обнаружено не было.

В 1916 г. в Мири был сооружен небольшой нефтеочистительный завод, который в 1919 г. был переведен в Лутонг, 11 км севернее Мири. Позднее завод был расширен настолько, что он перерабатывал нефть, добываемую на месторождениях Мири и Серия, что в 1939 г. составило около 1 млн. тонн. Мири — в прошлом деревушка — превратился в довольно крупный город, население которого состояло из нескольких сот европейцев и нескольких тысяч малайцев и китайцев. В городе имеются автобусное движение, моторные катеры, школы, больница, клубы для местного населения и для европейцев, а также площадки для игры в гольф, теннис и другие спортивные игры.

Когда районы нефтепромыслов были освобождены, то оказалось, что нефтеочистительный завод и скважины были полностью разрушены японцами. Их восстановление началось еще до победы над Японией. Об эффективности принятых мер можно судить, например, по тому, что к концу 1948 г. уровень добычи в три раза превосходил уровень 1939 г. Кроме того, начиналось осуществление большой программы увеличения нефтедобычи.

Нефтеперерабатывающие заводы

В 1948 г. Британское Борнео (Саравак и Бруней) дало 20 млн. баррелей нефти, и среднесуточная добыча, таким образом, составляла 55 тыс. баррелей. Был восстановлен нефтеочистительный завод Лутонг с пропускной способностью 25 тыс. баррелей нефти в сутки. В настоящее время идет строительство нового, более крупного нефтеперерабатывающего завода. Сырая нефть пока что вывозится за границу для переработки на нефтеочистительных заводах концерна «Роял Датч-Шелл».

На побережье Саравака нет защищенных гаваней для захода крупных судов, поэтому нефть приходится грузить по подводным нефтепроводам, выходящим в открытое море почти на 5,5 км. Нефтепроводы оборудованы эластичными шлангами, которые подымаются на борт и присоединяются к приемным трубопроводам танкера.

Нефть в Британском Борнео: от первой скважины до нефтеперерабатывающих заводов

Российский нефтегазовый сектор переориентирует экспортные поставки углеводородов на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). По всем прогнозам, именно там ожидается рост спроса на энергоносители, а Старый Свет будет сокращать потребление. Российские компании уже сейчас стремятся отвоевать максимальную долю азиатского нефтегазового пирога. Локомотивом российской экспансии в страны АТР стала компания «Роснефть».

Завоевание Китая

К 2040 г. потребление нефти вырастет до 106,3 млн баррелей в сутки – таков базовый прогноз Международного энергетического агентства. Это на 11,5 млн баррелей больше, чем в 2017 г. Весь прирост обеспечат Китай и другие страны АТР. В Европе и США спрос будет сокращаться. Такая же тенденция и в потреблении газа.

отгрузила «Роснефть» в Азию в апреле – июне 2019 г. Это абсолютный рекорд для компании: по сравнению с январем – мартом отгрузки сюда выросли на треть – с 15,9 млн т, а по сравнению с теми же месяцами 2018 г. – в 1,5 раза

Азиатские страны лидируют по темпам прироста ВВП и – опосредованно – спроса на нефть в мире, говорит Александр Осин, аналитик управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом финанс». Китай и Индия в 2018 г. обеспечили 40% прироста мирового спроса, по данным Wood Mackenzie.

Но азиатские потребители, как и остальные, не готовы получать нефть от одного производителя, поэтому они будут диверсифицировать импорт, полагает Екатерина Грушевенко, эксперт Центра энергетики Московской школы управления «Сколково».

Россия уже три года подряд крупнейший поставщик нефти в Китай. По итогам 2018 г., по данным китайской таможенной статистики, поставки российской нефти в Поднебесную составили 71,5 млн т – на 20% больше, чем годом ранее. Еще более 23 млн т было экспортировано в другие страны АТР. В этом году Россия продолжает наращивать поставки: за пять месяцев объем импорта российской нефти вырос почти на 10% до 30,54 млн т. За Россией в рейтинге поставщиков идут Саудовская Аравия, Иран, Ирак и другие традиционные нефтедобывающие страны.

Эти результаты впечатляют, особенно если вспомнить стартовые позиции. По итогам 2010 г., поданным BP Statistical Review of World Energy, все страны бывшего Советского Союза отправили в Китай 33,3 млн т нефти. В 2014 г. экспорт этой группы стран вырос до 45,8 млн т. А дальше Россия забрала лидерство и пока никому его не отдает.

составила выручка «Роснефти» от поставки сырья в Азию во II квартале 2019 г.

Труба помогла

Десятилетие постоянного роста экспорта в китайско-азиатском направлении стало возможно благодаря строительству транспортной инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. В конце 2009 г. запущена трубопроводная система Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), спустя три года введен участок до нового нефтепорта Козьмино. Ответвление в Китай (Сковородино – Мохэ) построили в 2010 г., а в 2017 г. мощности трубопровода расширили в 2 раза до 30 млн т в год.

Поскольку ВСТО заполняется в основном с новых восточносибирских и северных месторождений, нефть с которых отличается высоким качеством и малой сернистостью, получилось сформировать новый экспортный сорт нефти – ВСТО (ESPO). Восточносибирский сорт ESPO считается премиальным, говорит Осин. Цена этой смеси ориентируется на дубайский бенчмарк и продается со значительной премией к традиционному российскому сорту Urals и североморскому Brent.

потреблял Китай в 2018 г., из них 11,04 млн страна импортировала. За 10 лет потребление удвоилось. США в 2018 г. потребляли 20,46 млн баррелей в сутки, из которых 9,93 млн импортировали Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019

Азия перевесила Европу

Отгрузки через порт Козьмино в первом полугодии этого года увеличились на 1,5 млн т до максимального исторического уровня – почти 16,3 млн т, говорит Сергей Рыжкин, старший редактор издания «Argus Нефтетранспорт». Если такая же динамика сохранится во втором полугодии, то по итогам 2019 г. экспорт из Козьмина составит более 32 млн т.

Экспорт в Китай по ответвлению из Сковородина увеличился на 1,38 млн т по сравнению с результатом января – июня прошлого года почти до 14,85 млн т. «Это максимальный уровень прокачки за историю мониторинга Argus», – подчеркивает эксперт. По итогам года отгрузки из Сковородина должны увеличиться до проектной мощности в 30 млн т, прогнозирует он.

Рост поставок – следствие повышения объема добычи сырья в Восточной Сибири, а также отгрузки дополнительных партий из Западной Сибири после приостановки «Дружбы», добавляет Рыжкин. «Благодаря долгосрочному партнерству с КНР и строительству новых экспортных маршрутов Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Поднебесную», – подтверждает представитель «Роснефти».

экспортировала в 2018 г. Россия Источник: BP Statistical Review of World Energy 2019

Главный поставщик

Главный поставщик российской нефти в Китай и другие страны АТР – «Роснефть». В 2013 г. «Роснефть» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) подписали первый в истории двух стран долгосрочный контракт на поставку 325 млн т нефти, эксперты назвали его «сделкой века». А в 2016 г. компании заключили дополнительное соглашение об увеличении поставок еще на 91 млн т нефти. По итогам 2018 г. «Роснефть» обеспечила около 6,5% общей потребности страны в нефти, поставив почти 50 млн т.

30,9 млн т в Китай компания поставила трубопроводным транспортом. Через порт Козьмино в страны АТР и другим потребителям ушло еще 9,5 млн т, и 2,5 млн т было экспортировано через порт Де-Кастри, который обслуживает проект «Сахалин-1», в котором у «Роснефти» 20% (у ExxonMobil и Sodeco – по 30%, у ONGC – 20%). Еще около 10 млн т было поставлено транзитом через Казахстан.

География поставок «Роснефти» охватывает не только Китай, говорит представитель компании: за последние годы компания экспортировала нефть и нефтепродукты в большинство стран АТР, в том числе в Японию, Индию, Индонезию, Сингапур, Вьетнам, Монголию, Таиланд, Южную Корею.

Восток для «Роснефти» стал в прошлом году ключевым рынком, говорит представитель компании: сюда было поставлено 59,2 млн т – на 24% больше, чем годом раньше. В Северо-Западную, Центральную и Восточную Европу, страны Средиземноморья и на другие направления дальнего зарубежья было поставлено 55,8 млн т нефти, в страны СНГ – 8,7 млн т.

Бензин и этилен

«Роснефть» видит потенциал развития нефтепереработки в АТР, говорит представитель «Роснефти».

У компании два ориентированных на Поднебесную проекта в сфере нефтепереработки. Китайско-российская Восточная нефтехимическая компания рассматривает возможность строительства в Тяньцзине комплекса по переработке и производству нефтехимической продукции (в этом СП у «Роснефти» – 49%, у CNPC – 51%). Планируемая мощность предприятия – 16 млн т в год. Еще один проект – Восточная нефтехимическая компания – предусматривает создание крупнейшего нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в Дальневосточном федеральном округе.

Кроме того, «Роснефть» является совладельцем индийской компании Nayara Energy, которой принадлежат один из крупнейших индийских НПЗ в г. Вадинаре (мощность – 20 млн т), нефтехранилище, порт и почти 5300 станций. Nayara Energy планирует с 2022 г. организовать производство нефтехимической продукции.

Совместно с компанией Pertamina «Роснефть» рассматривает возможность строительства нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов в г. Тубане на острове Ява в Индонезии, говорит представитель компании. Мощность НПЗ может составить около 15 млн т в год, а производство этилена – более 1 млн т этилена в год.

Газовый блицкриг

В России практически все нефтегазовые компании увеличивают экспорт углеводородов в страны АТР. Причем как нефти, так и газа. Первый в России завод по производству сжиженного природного газа (СПГ), построенный компанией Sakhalin Energy в рамках проекта «Сахалин-2» (контрольный пакет принадлежит «Газпрому»), был изначально ориентирован на этот регион.

Туда же, в Азию, в основном идет СПГ с ямальского завода «Новатэка», запущенного в 2017 г. В проекте «Ямал СПГ» российской стороне принадлежит 50,1%, по 20% – у французской Total и китайской CNPC, еще 9,9% – у фонда «Шелковый путь».

Собрать в кластер

«Роснефть» при освоении ресурсов Восточной Сибири реализует кластерный подход. Освоение группы месторождений, объединенных производственной инфраструктурой, в едином кластере позволяет экономить средства и время, эффективнее использовать оборудование и персонал. Это позволило добиться значительной экономии при разработке месторождений, говорит представитель «Роснефти», а операционные расходы на добычу у «Роснефти» составляют порядка $3,1 на баррель – это один из лучших результатов в мире среди публичных компаний. Самый крупный кластер компании – Ванкорский. Он сформирован Ванкорским (запущено в 2009 г.), Сузунским, Тагульским и Лодочным месторождениями. В 2017 г. началась разработка Эргинского кластера, в основе которого Эргинский лицензионный участок и Кондинская группа месторождений, кластер на основе Юрубчено-Тохомского месторождения, кластер Таас-Юрях (Тагульское, Куюмбинское и Среднеботуобинское месторождения), а также новый кластер на базе Северо-Даниловского месторождения. В мае 2019 г. «Роснефть» объявила о планах создать новый сверхкластер – Арктический. «Мы рассматриваем возможность создания Арктического кластера, который в полном объеме будет работать на решение поставленной вами задачи – достижения до 2024 г. 80 млн т грузопотока по Северному морскому пути», – говорил глава компании Игорь Сечин на встрече с президентом Владимиром Путиным. По его словам, новый сверхкластер будет создан на основе собственных и перспективных проектов компании в Арктическом регионе, которые могут включать в себя Ванкорский кластер, перспективный Западно-Иркинский участок, ряд геолого-разведочных проектов Южного Таймыра, а на следующем этапе – и Восточного Таймыра (в частности, Центрально-Ольгинское месторождение с запасами около 80 млн т по категориям С1 + С2).

Читайте также:  Цены на Мальте на продукты, жилье, товары и услуги в 2020 году

По данным Федеральной таможенной службы, объем экспорта СПГ Sakhalin Energy и «Ямал СПГ» за первые шесть месяцев этого года вырос на 54,5% и достиг 29,4 млрд куб. м, выручка от продаж увеличилась на 70% до $4,5 млрд. К концу года эти показатели должны вырасти еще больше – должна быть введена четвертая очередь ямальского завода. «Новатэк» вместе с зарубежными партнерами уже приступил к реализации нового проекта – «Арктик-СПГ».

Следующий шаг по завоеванию китайского рынка голубого топлива – ввод в эксплуатацию газопровода «Сила Сибири». Мощность этой системы составит 38 млрд куб. м в год. Он должен быть запущен в конце 2019 г., и уже сейчас идет речь о расширении возможностей трубопровода, а также о сооружении новых газовых коридоров, например газопровода «Алтай».

Новая трудная нефть

Переориентация нефтяного экспорта на рынки АТР вполне оправданна и курс на нее был взят уже давно – именно поэтому расширялись мощности ВСТО, напоминает Грушевенко. Причины – и в прогнозируемом снижении спроса на нефть в Европе, и в том, что для ресурсов Восточной Сибири азиатский рынок перспективнее.

Восточносибирские нефтегазовые провинции разрабатывают практически все крупнейшие российские компании – «Газпром нефть», «Сургутнефтегаз» и проч. Крупнейшее из открытых и введенных в эксплуатацию месторождений в России за последние 25 лет (так его называла «Роснефть» в 2009 г., когда оно запускалось) – Ванкор, его разрабатывает «Роснефть». По итогам 2018 г. с момента начала добычи в августе 2009 г. здесь добыли около 170 млн т нефти.

«Роснефть» использует на своих лицензионных участках самые передовые технологии добычи. Например, бурение многозабойных скважин по технологии Fishbone, когда от одного горизонтального ствола отходят многочисленные ответвления. В мае этого года якутская «дочка» «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» установила новый рекорд проходки: общая длина горизонтального ствола в пласте составила 6052 м. Это самый протяженный горизонтальный участок многозабойной скважины на суше.

Перспективными отечественные компании считают и трудноизвлекаемые запасы (ТРИЗ). «Газпром нефть» работает на баженовской свите, отрабатывая технологии, которые помогут сделать разработку ТРИЗ экономически оправданной. «Роснефть» также работает на бажене, всего же у компании около 0,5 млрд т доказанных ТРИЗ.

В прошлом году «Роснефть» пробурила 820 скважин на участках с трудной нефтью, добыв на них 18,5 млн т (это более чем в 2 раза превышает уровень 2014 г.). При работе с ТРИЗ и высоковязкой нефтью «Роснефть» тоже использует инновационные технологии: например, метод повторного гидроразрыва пласта (рефракам) и технологии парогравитационного воздействия (SAGD).

В целом запасы трудноизвлекаемой нефти дороже традиционных запасов, отмечает Грушевенко, но основную стоимость добавляют налоги, именно поэтому для нефти Восточной Сибири предусмотрены льготы.

Звездный час

У России достаточно ресурсов, чтобы удовлетворить растущий спрос на энергоносители в странах АТР, уверены опрошенные «Ведомости&» аналитики.

Переориентация продаж с Европы на Азию сейчас не потребует дополнительной добычи, но могут возникнуть определенные сложности с транспортировкой из-за ограниченной емкости трубопроводов, предупреждает Кирилл Таченников, старший аналитик BCS Global Markets.

Плановые мощности ВСТО скоро будут достигнуты, отмечает Рыжкин. По его словам, в текущем году «Транснефть» планирует завершить проект ВСТО, повысив пропускную способность маршрута Тайшет – Сковородино до плановых 80 млн т, а участка Сковородино – Козьмино – до 50 млн т в год с текущих 72 млн и 45 млн т в год.

Он также напоминает, что еще в начале 2017 г. старший вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин признавал, что порту Козьмино не хватает мощностей. «Чтобы кардинально увеличить пропускную способность, нужен еще один причал», – заявлял топ-менеджер. Но о планах реализации соответствующего проекта ничего не известно, подчеркивает эксперт.

Большие запасы углеводородов скрыты в арктической зоне России. Часть компаний уже работает там, например «Новатэк» и «Газпром нефть», часть только планирует расширять свое присутствие. Развитию нефтегазодобычи в Арктике должны помочь планы правительства по развитию Северного морского пути. В планах «Роснефти» – сформировать Арктический кластер нефтегазодобычи.

«Роснефть» поддерживает арктический проект, не только работая на шельфе. Компания в консорциуме с «Роснефтегазом» и Газпромбанком владеет дальневосточной судоверфью «Звезда». Сегодня это предприятие строит суда арктического класса, в том числе для ямальских СПГ-заводов «Новатэка» (подробнее см. статью на стр. 03). &

Нефть из морских глубин

История российской морской нефтедобычи

В октябре 1924 года, выступая на Международном нефтяном конгрессе в Талсе (США), руководитель объединения «Азнефть» инженер Александр Серебровский сообщил, что в Советской России успешно осушена часть акватории бухты Биби-Эйбат Апшеронского полуострова и из пробуренной там скважины с глубины 285 м получен нефтяной фонтан с суточным дебитом до 300 тыс. пудов. Это стало первым примером успешной разработки морского месторождения в СССР

Прожекты инженера Згленицкого

Успех 1924 года на нефтепромысле «Бухта Ильича» в Биби-Эйбатской бухте базировался на целом ряде предыдущих попыток начать разработку богатых нефтеносных залежей на шельфе Каспийского моря, которые были начаты еще в дореволюционной России. Первую такую попытку осуществил член Бакинского отделения Русского технического общества, горный инженер Витольд Згленицкий 29 июля 1896 года он направил в Управление государственными имуществами Бакинской губернии и Дагестанской области прошение об отводе ему двух участков моря под разведку на нефть. Чиновники отклонили обращение под казуистическим предлогом, ссылаясь на то, что море и морское дно не находятся в юрисдикции их ведомства. Згленицкий на этом не успокоился и продолжил переписку уже на другом уровне. В очередном письме на имя министра земледелия и государственного имущества Алексея Ермолова Згленицкий привел обстоятельное экономическое обоснование как эффективности работ по разведке морского дна, так и преимуществ прямой транспортировки нефти, загружаемой в танкеры и нефтеналивные баржи непосредственно с буровой платформы. По указанию министра изучением вопроса занялся Горный ученый комитет. Члены комитета признали, что данный вопрос «необходимо подвергнуть более подробной разработке», после чего он был передан на обсуждение Технической комиссии по охранению Бакинских нефтяных промыслов, а инженеру Николаю Лебедеву поручили собрать и доставить данные о нефтеносности дна участка, прилегающего к Апшеронскому полуострову.

10 февраля 1898 года Лебедев представил начальнику Кавказского горного управления пояснительную записку и два геологических разреза, с высокой степенью вероятности демонстрировавших значимую нефтеносность морского дна Биби-Эйбатской бухты. Техническая комиссия по охранению Бакинских нефтяных промыслов признала необходимость использования нефтеносного морского дна для добычи нефти, однако сочла нецелесообразным осуществление морского бурения, предложив засыпку нефтеносных участков морского дна землей. Витольд Згленицкий предлагал все новые и новые решения для организации морского бурения, но они также не находили поддержки. В 1904 году Згленицкий скончался, а продолжателей его дела не нашлось.

Биби-Эйбатская эпопея

В первые годы ХХ века в нефтяной отрасли России обозначились первые признаки кризиса, вызвавшие падение объемов добычи. По итогам 1902 года США вышли на первое место по добыче, обогнав Россию. Во многом это было связано с тем, что четыре основные нефтеносные площади Апшеронского полуострова — Балаханская, Сабунчинская, Раманинская и Биби-Эйбатская — вошли в режим истощения. В качестве одной из мер по изменению негативной тенденции в Горном департаменте было решено вернуться к идее разработки перспективных морских месторождений. Было принято решение о грунтовой засыпке части Биби-Эйбатской бухты.

Однако проект сразу столкнулся с препятствиями, причиной которых был экономический кризис начала ХХ века, а затем трагические события на промыслах Апшеронского полуострова августа 1905 года, когда религиозными экстремистами было уничтожено более половины эксплуатационных нефтяных скважин. Только в 1906 году дело сдвинулось с места. Согласно проекту, подготовленному группой специалистов под руководством гражданского инженера Максима Филиппео, участок моря в 300 десятин, подлежащий засыпке, предварительно нужно было огородить каменным молом, а затем осушить и засыпать грунтом.

Проект был одобрен 3 августа 1907 года. Для осушки и последующей засыпки нефтеносного участка Биби-Эйбатской бухты была построена целая флотилия из 23 специализированных судов. Полномасштабные работы начались в 1912 году, однако в сентябре 1914 года, в связи с началом войны России с Германией, часть судов были мобилизованы для нужд обороны страны. Работы существенно замедлились, и в конечном счете к середине 1918 года было осушено только 193 десятины (около 211 га) акватории.

В конце апреля 1920 года части Красной Армии вошли в Баку, и там была провозглашена Азербайджанская Советская Социалистическая Республика, правительство которой в сентябре того же года заключило военно-политический союз с РСФСР. Председателем республиканского нефтяного комитета был утвержден инженер Александр Серебровский, направленный в Баку советским правительством. Весной 1921 года по решению правления «Азнефти» были продолжены работы по засыпке оставшейся акватории Биби-Эйбатской бухты. На засыпанной части бухты предполагалось заложить 25 скважин, в том числе 3 разведочные по краям площади, а остальные — в сводовой части складки. Весной 1922 года из пробуренной на глубину 460 м скважины ударил газовый фонтан. 14 мая 1922 года начальник «Азнефти» Александр Серебровский телеграфировал в Москву: «. В ночь на 13 мая произошло бурное извержение. Явление это показывает на удивительно богатые залежи нефти. На Биби-Эйбатской бухте ожидается невероятная по своей величине добыча. » Первый приток нефти был получен 18 февраля 1923 года на буровой № 5 из скважины № 17 с глубины 460 м. Это событие привлекло внимание к промыслу руководителей союзного и республиканского уровня. Вот что писала газета «Бакинский рабочий» в начале января 1924 года: «Жизнь на бухтинском промысле кипела ключом: сновали десятки рабочих, перевозя землю, пели артели плотников, стуча топорами и молотками. Недаром все гости, приезжавшие из РСФСР, считали своим долгом посетить промысел. Здесь были и товарищ Калинин, и товарищ Буденный, и многие другие. Американцы по приезде в Баку сразу же бросились на бухту, рассматривали и расспрашивали. Теперь тартанием с верхних пластов несколько буровых дают до 5 тысяч пудов суточной добычи».

К началу 1925 года нефтепромысел «Бухта Ильича» давал уже 10% от общего объема добычи бакинской нефти. Эти весомые результаты побудили руководство «Азнефти» усилить темпы разработки засыпанной нефтяной площади и активизировать работы по засыпке второй очереди в соответствии с ранее разработанным проектом. К 1932 году площадь участка осушенной территории в Биби-Эйбатской бухте достигла 300 гектаров.

Буровые в открытом море

Выводы геолога Дмитрия Голубятникова представленные руководству «Азнефти», указывали на дальнейшее значительное простирание нефтеносных залежей за пределами уже засыпанной территории Биби-Эйбатской бухты. Поэтому в 1925 году в открытом море на расстоянии около 300 м к востоку от восточного мола засыпки было построено основание под буровую вышку на 320 деревянных сваях. Глубина моря в том месте была около 6 м, сваи забивались в морское дно до твердого грунта, на глубину около 5,5 м. Полученный здесь опыт позволил приступить к разработке подводной нефтеносной площади, прилегающей к берегу острова Артема. В сентябре 1934 года здесь были начаты работы по постройке первой морской буровой платформы на расстоянии 450 м от берега. Однако грунты оказались настолько твердыми, что забивка деревянных свай оказалась невозможной. Тогда для сооружения оснований под вышки были использованы набивные сваи, оболочкой которых служили старые обсадные трубы. Для их установки использовалась баржа, на которой располагался бурильный станок вращательного бурения.

Использование трубчатых бурозаливных опор, изобретенных инженером Николаем Тимофеевым открыло новое направление в области технологии строительства буровых в открытом море. Вместо трудоемкой и многодневной забивки свай в морском дне выбуривались шурфы, в которые вставлялись трубчатые стойки-сваи, закрепленные затем цементным раствором. Однако для морских платформ, предназначенных для добычи нефти с больших глубин и при любой, даже самой неблагоприятной погоде, требовался новый инженерный подход к проектированию. 24 сентября 1944 года Морским комитетом «Азнефти» был объявлен конкурс на проектирование платформы под разведочную буровую для глубин моря до 15 метров. Несмотря на военное время, было получено 26 проектов из различных городов СССР. Первую премию получил инженер Леон Межлумов сотрудник треста «Азнефтепроект», предложивший сборно-разборное призматическое основание с телескопическими трубчатыми опорами, которые давали возможность нивелировать сооружение при неровном рельефе морского дна.

Первое крупноблочное основание системы Межлумова было сооружено в 1946 года в районе Гюрганы всего за три месяца вместо восьми по прежней технологии строительства. Готовые блоки к месту установки доставлялись на баржах и монтировались с помощью плавучих кранов. В следующем году здесь же было начато строительство морских эстакад при помощи специального высокопролетного крана, передвигавшегося по рельсовому пути на свайном основании. Таким образом, в Каспийском море впервые в мире советские нефтяники применили индустриальные методы обустройства морских нефтяных месторождений.

Читайте также:  Цены на Мальте на продукты, жилье, товары и услуги в 2020 году

На нефтяных камнях

После окончания Великой Отечественной войны «Азнефть» вела разведочное бурение по нескольким перспективным направлениям, среди которых был и район Черных Камней, окруженный грядой подводных скал и находившийся в 42 км к востоку от побережья Апшеронского полуострова. С давних времен было известно о том, что нефть здесь естественным образом выходит на водную поверхность по трещинам на дне моря. В 30–40-е годы ХХ века здесь побывали разведочные партии «Азнефти», однако дальше геологических съемок удаленного от материка и сложного по своим гидрометеорологическим условиям участка дело не пошло.

В середине 1948 года начались работы по забивке в морское дно свай, однако из-за сложного каменистого дна такой подход был признан неэффективным. Тогда созрело необычное решение — создать в этом месте основание для буровой из специально затопленных судов, отслуживших свой срок. Первым был погружен пароход «Чванов», а затем к нему присоединилось еще шесть старых кораблей. Символично, что среди них оказался и первый российский танкер «Зороастр», построенный еще в 1878 году по чертежам Людвига Нобеля. На таком корабельном основании были построены первая буровая установка и небольшое помещение для буровиков. Летом 1949 года началось бурение первой скважины. А 7 ноября из скважины с километровой глубины был получен первый нефтяной фонтан с суточным дебитом 100 т, свидетельствующий об открытии нового богатого месторождения в Каспийском море. На то время оно оказалось крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти.

В период годов в Каспийском море было построено 139 морских стационарных платформ. В разработку были введены месторождения Нефтяные Камни (1949), Банка Дарвина (1951), Жилое-море (1952), начато разведочное бурение на структурах Песчаный-море, Григоренко-море, Дуванны-море и других. В феврале 1951 года первый танкер, заполненный нефтью месторождения Нефтяные Камни, встал под разгрузку к причалу нефтеналивного порта Дюбенди. Бурение морских наклонно направленных скважин впервые в нашей стране было освоено на Нефтяных Камнях. Здесь же была разработана и внедрена в практику эффективная технология эксплуатации подводных месторождений нефти.

Путь к арктической нефти

В послевоенный период были начаты работы по поиску и разведке нефти и газа в акваториях других регионов страны. В годы были проведены первые рекогносцировочные геолого-геофизические исследования на Западно-Арктическом шельфе, по результатам которых была дана первая высокая прогнозная оценка перспектив недр на углеводородное сырье. Однако настоящие открытия здесь случились позднее.

К концу годов ведущие транснациональные корпорации все больше внимания уделяли разработке морских месторождений нефти. Так, в период с 1960 по 1977 год ежегодный прирост морской нефтедобычи в мире составил 9,2%, в то время как на суше — 5,4%. Советское правительство также осознавало необходимость развития морских поисково-разведочных работ на нефть и газ, в том числе в арктических морях, где сосредоточена большая часть морских ресурсов шельфа страны.

Лавры первооткрывателей промышленного нефтяного месторождения в арктическом секторе России достались специалистам геолого-разведочного бурового треста «Ярославнефтегазразведка». В 1975 году в сложнейших условиях Арктики они пробурили десять параметрических скважин на нескольких островах акваторий Баренцева и Карского морей. 8 марта 1982 года из скважины № 1 на Песчаноозерной площади острова Колгуев в Баренцевом море с глубины 1972 м был получен первый в мире приток нефти в Арктическом регионе. При продолжении бурения на глубине был получен еще более мощный приток нефти, дебит скважины составил 144 т в сутки. Добытая нефть была очень высокого качества и уникальна по своим свойствам, содержала минимальное количество солей, воды и механических примесей, в ней отсутствовали парафин и сероводород. Открытие месторождения на острове Колгуев стало знаковым событием, подтвердившим предсказания ученых, что на шельфе Арктики может находиться крупная углеводородная база, соизмеримая по своему потенциалу с прилегающими районами Западной Сибири и Европейского Севера.

В течение следующего десятилетия открытия в Баренцевом, Печорском, Карском морях и на сахалинском шельфе следовали одно за другим. Так, например, в 1979 году было открыто нефтегазоконденсатное месторождение Чайво с запасами 152 млн т нефти в Охотском море, на расстоянии 11 километров от береговой линии Восточного Сахалина. В 1983 году специалисты треста «Арктикморнефтегазразведка» приступили к работе в Баренцевом море, где в том же году открыли крупное Мурманское газовое месторождение с запасами природного газа в 120 млрд м 3 . А в 1988 году последовала сенсация мирового значения — в центральной части Баренцева моря, в 550 км к северо-востоку от Мурманска, буровыми судами ледового класса «Валентин Шашин» и «Виктор Муравленко» было открыто громадное Штокмановское газоконденсатное месторождение с запасами 3,94 трлн м 3 природного газа и 56,1 млн т конденсата. В следующем году на шельфе Печорского моря, в 60 километрах от берега, нефтяным фонтаном с дебитом 400 т нефти в сутки из скважины № 1 было открыто Приразломное нефтяное месторождение. Промышленная добыча нефти на острове Колгуев началась 17 августа 1987 года, и российский порт Кандалакша принял первый танкер с колгуевской нефтью.

Однако в конце начале годов ХХ века работа по освоению национального континентального шельфа прервалась почти на десятилетие. Очередная глава ее истории была открыта уже в начале XXI века. Компания «Роснефть» в составе международного консорциума в рамках проекта «Сахалин-1» в 2002 году приступила к освоению нефтяного месторождения Аркутун-Даги на шельфе острова Сахалин и через пять лет уже довела годовую добычу до 11 млн тонн. В 2004 году ЛУКОЙЛ начал промышленную добычу нефти на Кравцовском месторождении (Д-6) на шельфе Балтийского моря. Затем в Каспийском море были введены в эксплуатацию еще два месторождения: имени Ю. Корчагина (2010) и имени В. Филановского (2013). А в декабре 2013 года «Газпром нефть» начала промышленное освоение первого месторождения на российском арктическом шельфе — Приразломного месторождения в Баренцевом море, извлекаемые запасы которого превышают 70 млн тонн нефтяного эквивалента.

Нефтянка

Всё о нефти, газе и не только

Труднодоступное Богатство

Канада занимает третье место после Саудовской Аравии и Венесуэлы по разведанным запасам углеводородов (около 180 млрд баррелей нефти; 13% от мировых запасов) и является крупным (седьмым в мире) экспортером нефти, с объемом поставок более 3,3 млн баррелейв сутки. Почти весь экспортный поток направлен в США, и Канада сейчас является главным американским экспортером нефти.

При этом большая часть этих запасов (95%) относится к расположенным в провинции Альберта месторождениям нефтяных песков (oil sands), которые намного более трудноизвлекаемы, чем обычная нефть. Это — главная специфическая особенность канадской нефтянки.

Бум, кризис, снова бум

Нефтеносные песчаники Канады известны давно. Ме­стные аборигены индейцы племен кри и дене использо­вали залежи на берегах реки Атабаска для герметизации каноэ. Уже в конце XIX века появились сообщения о воз­можности извлечения сырой нефти просто с использованием воды. Тем не менее, многочисленные предпринима­тели на протяжении многих лет тратили миллионы долларов, пыта­ясь извлечь сырую нефть из густых, дегтеобразных биту­мов, прежде чем разработка песчаников стала рентабель­ной.

Первые экспериментальные попытки поставить на коммерческую основу добычу битума из нефтеносных песков Атабаски в 1930–40-х годах прошлого века оказались неудачными, и только в 1970-х годах, после того, как на мировом рынке вырос спрос на нефть, и ее цена превысила уровень 40–50 долларов за баррель, стало выгодно разрабатывать нефтеносные пески Альберты. В авангарде канадской нефтедобычи шли PetroCanada, Royal Dutch Shell, Exxon Mobil, Chevron и Suncor Energy.

С конца пятидесятых годов особое внимание в нефтяной индустрии Канады стало уделяться поисково-разведочным работам в перспективных районах Арктики, а также на прилегающем морском шельфе. Первую нефтяную скважину в канадской Арктике пробурили в 1961 году на острове Мелвилл архипелага Парри. Разведочные работы шли «стахановскими методами», напоминающими темпы освоения Западной Сибири — уже через 10 лет было открыто 90 (!) морских залежей нефти. Предполагалось, что районы канадской Арктики станут «новым Северным морем», но этого, увы, не произошло — издержки добычи в канадской Арктике были заметно выше, чем в Северном и Норвежском морях. Разразившийся в 1985 году кризис в отрасли, вызванный низкими ценами на нефть, надолго охладил арктические амбиции нефтегазовой промышленности Канады. Только в 1997 году нефтяная платформа Hibernia начала добычу нефти на одноименном морском месторождении у берегов провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Вскоре к Хайбернии добавились два других крупных шельфовых проекта в Атлантике — Терра Нова и Уайт Роуз. Тихоокеанское побережье Канады, где находятся значительные запасы нефти и газа, пока в резерве.

Сегодня карта канадских нефтепромыслов поделена на 7 углеводородных регионов (бассейнов): Западно-Канадский осадочный, Атлантический, Арктический кратонный, «просто» Арктический, Тихоокеанский, Межгорный и Восточный кратонный. Западно-Канадский бассейн, объединяющий месторождения Альберты, Саскачевана, Манитобы, северо-востока Британской Колумбии и юга Северо-Западных территорий — основной источник канадской нефти. При этом основная часть добываемой в Канаде обычной легкой нефти сосредоточена в другом месте — в месторождении Жанна д’Арк в провинции Ньюфаундленд и Лабрадор. Надо учитывать, что в настоящее время более 40% запасов «традиционной» канадской нефти уже выработано. По нефтеносным пескам ситуация совершенно иная — разработана лишь малая их часть.

Тяжелый песок

Нефтеносные (битуминозные) пески — альтернативный источник нефтяных ресурсов, представляющий собой смесь битума, песка, воды и глины. Битум, в свою очередь, это полужидкая субстанция, которую невозможно добывать традиционными способами, поскольку при обычной (комнатной) температуре она текучестью не обладает.

Нефтеносные пески залегают на огромной территории (около 80 тыс. кв. км) в северной части Альберты в трех основных областях: у реки Пис-Ривер (северо-запад), у реки Атабаска (северо-восток) и у озера Колд-Лейк.

Специфика здешней нефтедобычи особенно наглядна на месторождении Атабаска. Добыча здесь ведется на расположенном недалеко от города Форт-Макмюррей карьере Маскег-Ривер открытым способом, с использованием мощнейшей землеройной и транспортной техники. Гигантские грузовики грузоподъем­ностью до 400 тонн доставляют битуминозный песок на перерабатывающую установку Scotford, где песок смешивается с горячей водой, после чего битум отделяется от песка, глины и других механических примесей. Полученное сырье разжижается и транспортирует­ся по нефтепроводу на НПЗ близ Эдмонтона, административного центра столицы. Здесь посредством добавления водорода по специальной технологии производится синтетическая товарная нефть — из 100 баррелей битумов получается 103 баррелей нефти. Эта технология отличается высокой экологичностью — в атмосферу выбра­сывается незначительное количество CO2, высокоуглеродистый кокс в отходах отсутствует. Из полученной нефти производят вы­сококачественные бензины и дизельное топливо с низ­ким содержанием серы, твердых частиц и арома­тических углеводородов.

Кроме того, провинция Альберта располагает глубо­кими залежами битумов, непригодными для открытой до­бычи. Для их освоения используется циклическая паростимуляция, парогравитационный дренаж, а также другие новейшие технологии получения нефти. Такие процессы предусматривают закачку горячего пара в залежь, в результате чего нефть разогревается, ее вязкость снижается, обеспечивая возможность ее перекачивания на поверхность.

Основное количество перерабатывающих мощностей, а также научно-технические и офисные и сервисные центры добычи битуминозных песков сосредоточены в Эдмонтоне — динамично развивающемся городе, население которого приблизилось к миллионной отметке. Это, в частности, объясняет название знаменитой хоккейной команды Edmonton Oilers, давшей миру самого великого канадского хоккеиста Уэйна Гретцки.

Справка
Методы добычи тяжелой нефти

CHOPS (Cold Heavy Oil Production With Sand) — холодная добыча тяжелой нефти вместе с песком (в скважину вместе с нефтью поступает песок для повышения производительности).

VAPEX (Vapour Extraction Process) — добыча посредством газообразных растворителей (закачка газообразных растворителей в пласт обеспечивает снижение вязкости нефти, которая в результате стекает под действием гравитации; этот способ может быть использован для добычи битумов в зонах, не подходящих для обычной термальной добычи).

SAGD (Steam-assisted Gravity Drainage) — парогравитационный дренаж (метод термальной обработки на месте залегания, требующий наличия двух горизонтальных скважин, в одну из которых непрерывно закачивается пар; битум разжижается, стекает в скважину, расположенную ниже, и выкачивается на поверхность).

CSS (Cyclic Steam Stimulation) — циклическая паростимуляция (метод термальной обработки на месте залегания: в течение определенного промежутка времени пар под высоким давлением закачивается в скважину, затем выдерживается некоторое время при повышенной температуре, после чего осуществляется добыча нефти).

ICP (in situ conversion) — конверсия на месте залегания и IUP (in situ upgrading process) — обогащение на месте залегания (экспериментальные методы термальной обработки, предусматривающие постепенный прогрев породы в течение нескольких месяцев).

Первая нефть

Нефть является полезным ископаемым, которое представляет собой маслянистую жидкость. Чаще всего она черного цвета, однако, может быть коричневая, вишневая, зеленая, желтая. О нефти люди знают очень давно. Первое месторождение нефти определить очень сложно. Раскопки, проведенные на берегу реки Евфрат, установили наличие нефтяного промысла примерно за 5000—4000 лет до н. э. В те времена её использовали как топливо, а нефтяные битумы применялись в строительстве и ремонте дорог.

Первая добыча нефти

Первая нефть использовалась почти за 3 тыс. лет до н. э. жителями Ближневосточного региона в качестве топлива, а также для создания оружия, светильников и как строительный материал. Тогда люди собирали нефть прямо с поверхности открытого водоема.Около 350 года н. э. на территории Китая были пробурены первый отверстия в земле с целью получения нефти. Трубами служили полые бамбуковые стволы.В 7 веке н. э. на землях Византии или Персии было придумано супероружие тех времен – “греческий огонь”, который изготавливали на базе нефти.Путешественник из Италии Марко Поло в 1264 году проезжал по территории сегодняшнего Азербайджана, и сделал запись в своем журнале о том, что население этой местности собирает нефть, которая просачивается из земли. Примерно в те же годы появилась первая информация о начале торговли нефтью.Около 1500 года на территории Польши начали применять нефть для того, чтобы осветить улицы. Для этого использовали нефть, поступающую из карпатского района.

Читайте также:  Цены на Мальте на продукты, жилье, товары и услуги в 2020 году

Первая нефть в мире

  • в 1803 году бакинец Гаджи Гасымбек Мансурбеков первым приступил к добыче нефти из двух скважин, находящихся на море, в бухте Биби-Эйбат на расстоянии 18 и 30 м от береговой линии. Однако сильный шторм разрушил первую залежь через 20 лет.
  • в 1846 году на территории Баку по рекомендации члена совета Закавказского областного управления Василия Семенова с целью нефтяной разведки пробурили первую в мире нефтяную скважину, глубина которой составляла 21 метр. Примерно через год наместник Кавказа князь Михаил Воронцов документально зафиксировал факт бурения первой в мире нефтяной скважины у берегов Каспийского моря (Биби-Эйбат).
  • в 1858 году к добыче нефти приступили на территории Северной Америки, а именно в канадской провинции Онтарио. На следующий год пробурили еще одну скважину в штате Пенсильвания. Из этой скважины добывали почти 15 баррелей нефти ежедневно.
Таблица 1.Объявленные запасы ОПЕК (миллиарды баррелей)

ГодИранИракКувейтСаудовская АравияОАЭВенесуэлаЛивияНигерия
198058,330,067,9168,030,419,520,316,7
198157,032,067,7167,932,219,922,616,5
198256,159,067,2165,532,424,922,216,8
198355,365,067,0168,832,325,921,816,6
198458,965,092,7171,732,528,021,416,7
198559,065,092,5171,533,054,521,316,6
198692,972,094,5169,797,255,522,816,1
198792,9100,094,5169,698,158,122,816,0
198892,9100,094,5255,098,158,522,816,0
198992,9100,097,1260,198,159,022,816,0
199092,9100,097,0260,398,160,122,817,1
199192,9100,096,5260,998,162,622,820,0
199292,9100,096,5261,298,163,322,821,0
199392,9100,096,5261,498,164,422,821,0
199494,3100,096,5261,498,164,922,821,0
199593,7100,096,5261,598,166,329,520,8
199692,6112,096,5261,497,872,729,520,8
199792,6112,596,5261,597,874,929,520,8
199893,7112,596,5261,597,876,129,522,5
199993,1112,596,5262,897,876,829,529,0
200099,5112,596,5262,897,876,836,029,0
200199,1115,096,5262,797,877,736,031,5
2002130,7115,096,5262,897,877,336,034,3
2003133,3115,099,0262,797,877,239,135,3
2004132,7115,0101,5264,397,879,739,135,9
2005137,5115,0101,5264,297,880,041,536,2
2006138,4115,0101,5264,397,887,041,536,2
2007138,4115,0101,5264,297,887,041,536,2

Первая нефть в России

В 1684 году Леонтий Кислянский сделал запись о находке нефти вблизи Иркутского острога. Следующая находка нефти датируется 2 января 1703 года, о чем сообщено в русской газете «Ведомости». На реке Ухта люди собирали нефть с водной глади, и применяли ее в лечебных целях, а также как смазочный материал. Через 40 лет на Ухте был возведен нефтеперерабатывающий завод. В 1823 году братья Дубинины приступили к переработке нефти в Моздоке. Тем не менее на протяжении XVIII века разработка новых нефтяных скважин представляла собой убыточное занятие, вследствие очень узкого использования этого продукта.
Все изменилось с изобретением керосиновой лампы в 1853 году. После этого востребованность нефти резко увеличилась. Первую эксплуатационную скважину пробурили на реке Кудако на Кубани в 1864 году.
Учрежденное в 1879 году «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» осуществляло процессы нефтедобычи и нефтепереработки на территории Баку, сформировало персональную логистическую и сбытовую сеть, которая состояла из нефтепроводов, танкеров, вагонов-цистерн и нескольких нефтебаз с причалами и железнодорожными развязками.
Иностранцы попали в эту отрасль промышленности в конце XIX века. Ими были Ротшильды и Рокфеллер. В 1886 году семья Ротшильдов основала «Батумское нефтепромышленное и торговое общество», которое известно своей русской аббревиатурой БНИТО. В Батуми построили ряд нефтехранилищ и организовали точки сбыта.

История нефти в России. Первые нефтяники на старых фото.

Хотя коммерческая добыча нефти впервые началась во второй половине девятнадцатого века, на протяжении веков нефть добывалась людьми, которые жили в разных уголках мира, где нефть просачивалась на поверхность. В России первое письменное упоминание о получении нефти появилось в шестнадцатом веке. Путешественники описывали, как племена, жившие у берегов реки Ухты на севере Тимано-Печорского района, собирали нефть с поверхности реки и использовали ее в медицинских целях и в качестве масел и смазок. Нефть, собранная с реки Ухты, впервые была доставлена в Москву в 1597 году.

В 1702 году царь Петр Первый издал указ об учреждении первой регулярной российской газеты «Ведомости». В первом выпуске газеты была опубликована статья о том, как была обнаружена нефть на реке Сок в Поволжье, а в более поздних выпусках была информация о нефтепроявлениях в других районах России. В 1745 г. Федор Прядунов получил разрешение начать добычу нефти со дна реки Ухты. Прядунов также построил примитивный нефтеперегонный завод и поставлял некоторые продукты в Москву и Санкт-Петербург.

Нефтепроявления также наблюдались многочисленными путешественниками на Северном Кавказе. Местные жители даже собирали нефть с помощью ведер, вычерпывая ее из скважин глубиной до полутора метров. В 1823 году братья Дубинины открыли нефтеперерабатывающий завод в Моздоке для переработки нефти, собираемой с близлежащего Вознесенского нефтяного месторождения.

Нефте- и газопроявления были зафиксированы в Баку, на западном склоне Каспийского моря арабским путешественником и историком еще в десятом веке. Марко Поло позднее описывал, как люди в Баку использовали нефть в медицинских целях и для проведения богослужений. С четырнадцатого века нефть, собираемая в Баку, экспортировалась в другие страны Среднего Востока. Первая нефтяная скважина в мире была пробурена на Биби-Айбатском месторождении вблизи Баку в 1846 году, более чем на десятилетие раньше, чем была пробурена первая скважина в США. С этим событием связывают начало современной нефтяной промышленности.

Рождение нефтяной промышленности

В Бакинском регионе находилось много больших месторождений с относительно легко извлекаемыми запасами, но транспортировка нефти до рынков сбыта была трудной и дорогой. Братья Нобель и семейство Ротшильдов сыграли ключевую роль в развитии нефтяной промышленности в Баку, бывшего в то время частью Российской империи. Промышленность стремительно развивалась, и на рубеже веков на долю России приходилось более 30% мировой нефтедобычи. Компания Шелл Транспорт и Трейдинг, которая позже стала частью Роял Датч/Шелл, начала свой бизнес с перевозок нефти, добываемой Ротшильдами, в Западную Европу.

Революция 1917 года негативно сказалась на добыче нефти в России, ситуация еще более ухудшилась с национализацией нефтяных месторождений в 1920 году. Братья Нобель продали значительную часть своих российских активов компании Стандард Ойл из Нью-Джерси, которая позже превратилась в компанию Экссон. Стандард Ойл выступала против решений о национализации нефтяных месторождений и отказывалась сотрудничать с новым советскимправительством. Но другие компании, включая Вакуум и Стандард Ойл из Нью-Йорка, которые позже превратились в компанию Мобил, вкладывали деньги в Россию. Продолжающийся приток западного капитала помог восстановлению нефтедобычи в России, и с 1923 года экспорт нефти вернулся на дореволюционный уровень.

Портрет Эммануила Нобеля и Роберта Нобеля соответственно

Почти обузданный нефтяной фонтан

Нефтяные вышки на нефтяных месторождениях Нобеля в Баку

Нефтяные месторождения в Балаханах

Попытка обуздать нефтяной фонтан выбрасывающий 20000 тонн в сутки

Панорама завода Нобеля в Баку

Завод братьев Нобелей, Баку

Роберт и Людвиг Нобели со своими сотрудниками в Баку

Жены сотрудников Нобеля в Баку за рукоделием

Врачи и школьный персонал на нефтяных объектах Нобеля в Баку

Сотрудники нобелевского предприятия

Рост советской нефтяной промышленности

Каспий и Северный Кавказ оставались центром советской нефтяной промышленности вплоть до Второй мировой войны. Растущая добыча удовлетворяла потребности индустриализации России. Контроль добычи нефти в Баку, отсечение Советского Союза от добычи в этом регионе были основной стратегической задачей Германии во время войны. Добыча нефти на Каспии снова начала расти после войны, и в 1951 году достигла рекордного уровня в 850 000 баррелей в день. Баку оставался крупным промышленным центром, около двух третей советского нефтяного оборудования производилось в этом регионе.

В это же время советские планирующие органы начали развивать разведочные работы в Волго-Уральском регионе, который начинали разрабатывать еще в тридцатых годах. Месторождения в регионе зачастую находились недалеко от транспортной инфраструктуры, и их геология не была особенно сложной. С пятидесятых годов добыча с новых месторождений составляла около 45% от общей добычи Советского Союза. Широкомасштабные инвестиции в регион быстро окупались, что способствовало серьезному росту добычи нефти в СССР. Дополнительные тонны нефти шли на удовлетворение потребностей новых заводов, которые были построены в период с 1930-х по 1950-е годы. Омский завод был открыт в 1955 году и в дальнейшем превратился в один из крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в мире.

Рост добычи позволил Советскому Союзу наращивать экспорт нефти значительными темпами. Москва стремилась максимизировать валютные поступления от экспорта нефти и активно боролась за увеличение своей доли на мировом рынке. В начале 1960-х годов Советский Союз вытеснил Венесуэлу со второго места по добыче нефти в мире. Выброс больших объемов дешевой советской нефти на рынок вынудил многие западные нефтяные компании снизить цены на нефть, добываемую на Ближнем Востоке, уменьшая таким образом платежи за пользование недрами правительствам стран Ближнего Востока. Это уменьшение доходов было одной из причин создания Организации Стран Производителей Нефти (ОПЕК).

Упадок советской нефтяной промышленности

После достижения феноменальной добычи из месторождений Западно-Сибирского бассейна советская нефтяная промышленность стала проявлять признаки упадка. Западно-Сибирские месторождения были относительно дешевы в разработке и давали существенный выигрыш за счет своих размеров, а советские плановые органы отдавали приоритет максимизации краткосрочной, а не долгосрочной нефтеотдачи. Производственные объединения стремились добыть как можно больше нефти с месторождений с тем, чтобы выполнить план по добыче, при этом не учитывалось влияние последствий разработки на состояние месторождений, бурилось слишком много скважин и закачивалось слишком много воды.

К середине 1970-х годов в Москве уже поняли, что назревает падение добычи. Первое падение, обусловленное хроническим недофинансированием разведки в Западной Сибири, началось в 1977 году, но властям удалось его приостановить за счет очень больших капиталовложений в бурение. Второе падение произошло в период с 1982 по 1986 года. И в этот раз кризис удалось преодолеть за счет увеличения финансирования.

Падение было усугублено экономическим кризисом, который охватил регион в период распада Советского Союза. Развал экономики вызвал резкое падение спроса на нефть внутри страны, а экспортные мощности оставались ограниченными, и поэтому компании были вынуждены продолжать продавать большую долю нефти на внутреннем рынке, зачастую некредитоспособным потребителям. Финансовые трудности компаний спровоцировали резкое снижение объемов новых разведочных работ, объемов бурения и даже объемов капитальных ремонтов существующих скважин. В результате сложилась ситуация, которая привела к дальнейшему неизбежному падению добычи.

Добыча нефти в России окончательно прекратила свое падение в 1997 году. Независимые эксперты считают, что Западная Сибирь располагает остаточными запасами более 150 миллиардов баррелей (более 20 миллиардов тонн), и уровень добычи может быть в три раза больше, чем сейчас. Но ситуация осложнена плохими пластовыми условиями на уже разрабатываемых месторождениях и тем, что западносибирские месторождения обычно состоят из большего числа нефтеносных пластов, чем месторождения в других регионах, что осложняет добычу.

Другие провинции также демонстрируют существенный потенциал. Тимано-Печорский бассейн простирается от Урала на востоке до Баренцева моря на севере. Регион характеризуется резким климатом, большая часть запасов относится к категории трудноизвлекаемых и содержит тяжелую нефть. Несмотря на это, остаточные разведанные запасы оцениваются приблизительно в девять миллиардов баррелей (1,25 миллиарда тонн), представляя хороший потенциал развития нефтедобычи в России. Остаточные запасы Восточной Сибири оценены в три миллиарда баррелей (0,45 миллиарда тонн), но неразведанные запасы могут быть в несколько раз больше. Основной проблемой этого региона является удаленность от рынков сбыта и отсутствие транспортной инфраструктуры. Нефтяные запасы острова Сахалин также представляются довольно значительными, но их разработка в наши дни сдерживается высокой капиталоемкостью.

Ссылка на основную публикацию