Восстановление Мьянмы после войны, общество и экономика

Послевоенная экономика: основные проблемы и тенденции развития

Послевоенное восстановление и развитие СССР

С окончанием Великой Отечественной войны советскому народу предстояло проделать огромную работу по восстановлению экономики, поднять материальный уровень жизни людей, приступить к мирному созидательному труду.

Послевоенные годы оцениваются в отечественной и зарубежной литературе крайне противоречиво. Наиболее объективно выражающей суть послевоенных процессов является оценка этих лет как «регрессивной эволюции сталинизма» (Н.В. Старикова).

После окончания войны были возможны два варианта развития общества. Первый — смягчение довоенной мобилизационной модели развития, отказ от чрезвычайщины, от репрессий, развитие процессов демократизации. Второй — восстановление довоенной модели развития, сохранение тоталитарного режима.

Возможность первого пути развития определялась возросшим авторитетом страны-победительницы, ростом самосознания народа-победителя, усилением сопротивления сталинскому режиму власти (восстания, побеги в ГУЛАГе; борьба против насаждаемой советской модели развития в Прибалтике, Восточной Европе), нарушением герметичности «железного занавеса» при освобождении советскими войсками стран Европы.

Второй вариант послевоенного развития страны — восстановление довоенной мобилизационной системы — стал действительностью, что было обусловлено следующими факторами. Сталин и его окружение, занимавшие высшие посты в пирамиде власти, не мыслили руководства государством иными, не административными методами. Победа в войне укрепила многих в мысли, что именно этот режим и спас страну.

Перестройка экономики в период мирного развития осуществлялась в сложных условиях:

  1. 1) война принесла многочисленные людские жертвы: около 27 млн человек погибли в боях за Родину и в фашистском плену, умерли от голода и болезней; миллионы стали инвалидами;
  2. 2) военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству: страна потеряла около 30% национального богатства, разрушено огромное количество промышленных предприятий, большой ущерб причинен топливно-энергетической базе страны и транспортной сети, разрушен жилой фонд в западной части РСФСР, по технической вооруженности сельское хозяйство отброшено на уровень первой половины 30-х гг.;
  3. 3) страна понесла огромные культурные потери.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Одновременно с демобилизацией происходила репатриация советских граждан, угнанных фашистами.

В соответствии с требованиями мирного времени проводилась реорганизация наркоматов, был восстановлен 8-часовой рабочий день, отменены обязательные сверхурочные работы, разрешено предоставление ежегодных оплачиваемых отпусков.

Первоочередной хозяйственной задачей являлся перевод народного хозяйства на мирный путь развития, для чего было необходимо:

  • определить новые пропорции между отраслями;
  • переориентировать значительную часть военного производства на выпуск мирной продукции;
  • сократить военные расходы.

Сокращение ассигнований на военные нужды и увеличение расходов на развитие гражданских отраслей экономики проходили в условиях определенных трудностей: снижения производительности труда, недостатка энергоносителей, нехватки рабочих рук.

Восстановительный период в истории советского народного хозяйства в полном объеме начался в 1946 г. При рассмотрении четвертого пятилетнего плана (1946–1950 гг.) в 1945–1946 гг. проходили напряженные дискуссии. Возвращение в мирные условия предполагало необходимость не только восстановления экономики, но и выбора путей этого процесса: поддержать ли наметившееся во время войны смягчение мер экономического принуждения (сыгравшее свою роль в патриотическом единении, которое позволило режиму выдержать испытания войной) или же отвергнуть их и вернуться к модели развития 30-х гг.

На выбор путей восстановления экономики существенное влияние оказывала оценка международной обстановки. Среди сторонников более уравновешенного экономического развития, некоторого смягчения волюнтаристских методов были такие разные люди, как А. Жданов, секретарь ЦК ВКП(б); Н. Вознесенский, председатель Госплана; Н. Родионов, председатель Совета Министров РСФСР. По их мнению, с установлением мира капиталистические страны должны были испытать жестокий экономический и политический кризис. Согласно этому видению для СССР не существовало в тот момент никакой угрозы со стороны «фронта» западных держав. Кроме того, Советский Союз располагал реальными возможностями для маневра, поскольку мог выступить в качестве рынка сбыта для экономики капиталистических стран, охваченных кризисом. На такого рода рассуждениях основывалось, например, предложение Молотова, касающееся обязательства заказать в США товары на 6 млрд долларов в обмен на признание Люблинского комитета. В условиях относительно благоприятного международного климата не было никакой необходимости далее продолжать политику ускоренного развития тяжелой промышленности.

Сторонники возврата к модели экономического развития 30-х гг. (главную роль играли Маленков и Берия), поддерживаемые руководителями тяжелой промышленности, ссылались на исследования экономиста Е. Варги, который в декабре 1944 г. начал публикацию важных фрагментов своего труда, посвященного проблемам мирового капитализма, возникшим в результате Второй мировой войны.

Варга отрицал теорию неминуемого кризиса капитализма и подчеркивал, напротив, его замечательную способность к приспособлению. Маленков, Берия и их сторонники делали из этого вывод о том, что способность капитализма справляться со своими внутренними противоречиями делала международную обстановку очень тревожной, тем более что обладание атомной бомбой давало империалистическим государствам явное важное превосходство над СССР. При таком взгляде ускоренное развитие военно-промышленной базы страны представало абсолютным приоритетом.

Дискуссия завершилась победой сторонников возврата к довоенной модели экономического развития.

Наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности явился 1946 г. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. Принятый на первой сессии Верховного Совета СССР второго созыва (март 1946 г.) закон о пятилетнем плане ставил следующие задачи:

  • восстановить довоенный уровень развития промышленности и сельского хозяйства;
  • отменить карточную систему;
  • повысить заработную плату;
  • всемерно расширять массовое жилищное и культурно-бытовое строительство.

Одновременно (с декабря 1945 г.) стала осуществляться засекреченная программа — создание новых видов вооружения. Общее руководство этой программой было возложено на Первое Главное управление при Совете Министров СССР, во главе которого стоял Л.П. Берия. Кроме того, в основном к 1947 г. закончилась демилитаризация экономики, которая сопровождалась одновременно модернизацией военно-промышленного комплекса. Прямые военные расходы поглощали в начале 50-х гг. около 25% бюджета государства.

Другой приоритетной отраслью была тяжелая промышленность, главным образом машиностроение, металлургия, топливно-энергетический комплекс. Заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые предприятия возникали на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступила в строй «Запорожсталь». В рекордные сроки была восстановлена крупнейшая электростанция в Европе — Днепрогэс.

В целом за годы 4-й пятилетки (1946–1950) промышленное производство в стране выросло и в 1950 г. превзошло довоенные показатели на 73% (при плане 48%), чему способствовали:

  • высокие мобилизационные возможности директивной экономики, сохранявшиеся в условиях экстенсивного развития (за счет нового строительства, дополнительных источников сырья, топлива и т. д. );
  • репарации с Германии (4,3 млрд долл.);
  • бесплатный труд заключенных ГУЛАГа (8–9 млн чел.) и военнопленных (1,5 млн немцев и 0,5 млн японцев);
  • перераспределение средств из легкой промышленности и социальной сферы в пользу индустриальных отраслей;
  • конфискационная денежная реформа 1947 г., в ходе которой около трети наличной денежной массы не было обменено на новые дензнаки;
  • вынужденное приобретение облигаций государственного займа.

Капиталистический мир на рубеже 40–50-х гг. вступил в эпоху научно-технической революции, социалистическая же директивная экономика оказалась невосприимчивой к новейшим научно-технологическим достижениям. За исключением отдельных военных отраслей — атомной (создание советской атомной бомбы в 1949 г.), ракетной и некоторых других, широко использовавших трофейную и западную техническую документацию, экономика оставалась на довоенном техническом уровне.

По мнению Н. Верта, в промышленности фаза быстрого роста (1947–1948 гг.) и даже «перегрева» (1949–1950 гг.) затем сменилась фазой явного замедления, длившейся до 1954 г. Начиная с 1948 г. промышленность в полной мере испытала трудности, вызванные сверхволюнтаристским пересмотром показателей четвертого пятилетнего плана.

Экономика развивалась экстенсивным путем: росли капиталовложения в новое строительство, вовлекались в производство дополнительные сырьевые, энергетические, людские ресурсы. Легкая и пищевая промышленность финансировались по остаточному принципу и не обеспечивали потребностей населения. Темпы роста производительности труда в послевоенные годы составляли 6% в год.

По мнению С.П. Рябикина, административно-принудительный характер советской экономики этого периода затушевывался получавшими мощную пропагандистскую поддержку трудовыми починами — различными формами будто бы возникавшего по инициативе масс социалистического соревнования (движение «скоростников», «отличников качества» и т. д. ), которое, не получая действенного материального стимулирования, превращалось в формальные мероприятия.

Критическим было положение в сельском хозяйстве. Засуха 1946 г. и последовавший за ней голод 1947 г. истощили производительные силы деревни. Отчасти сыграл свою роль и катастрофический провал опыта «дробного управления» (каждый колхоз, подчиненный с начала 1946 г. одновременно Совету по делам колхозов и трем министерствам, должен был выращивать многие культуры, что не всегда соответствовало местным возможностям).

Правительство решило «прибрать к рукам» крестьянство, контроль за которым в годы войны был до известной степени ослаблен. Развернута широкая кампания по развитию в колхозах сети партийных ячеек.

В феврале 1947 г. пленум ЦК партии обсудил вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». В решениях пленума предусматривалось: увеличение поставок сельскохозяйственных машин, повышение культуры земледелия, строительство водоемов в степных и лесостепных районах.

В 1947–1948 гг. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения. Два указа, принятые 4 июня 1947 г. и близкие по духу и букве к знаменитому закону от 7 августа 1932 г., предусматривали от пяти до двадцати пяти лет лагерей за всякое «посягательство на государственную или колхозную собственность».

Правительство продолжало курс на жесткое ограничение личного крестьянского хозяйства и перекачку ресурсов из деревни в город. В 1946–1949 гг. были сокращены приусадебные участки и более 10 млн гектаров земель «возвращены» в колхозный фонд. Личное хозяйство крестьян обложено непомерными натуральными налогами (с каждого фруктового дерева, головы скота, птицы). Торговать на рынке крестьянин мог только после выполнения колхозом плана поставок государству. Крестьяне должны были отработать в колхозе обязательный минимум трудодней, почти не получая за это натуральной оплаты. Не имея паспорта, крестьянин не мог самовольно покинуть деревню.

В конце 1949 г. экономическое и финансовое положение колхозов настолько ухудшилось, что правительству пришлось разработать ряд реформ. В 1950 и 1951 гг. проводились дискуссии о сельскохозяйственной политике и мерах, которые было необходимо принять. Отвечавший за аграрную политику Андреев был заменен другим «специалистом» по сельскому хозяйству, Н.С. Хрущевым, который до назначения в 1949 г. секретарем Московского обкома ВКП(б) и секретарем ЦК партии занимал посты Первого секретаря ЦК Компартии Украины (1938–1949) и Председателя Совета Министров УССР (1944–1947).

Хрущев опубликовал в «Правде» план укрупнения колхозов, который исходил из тех же целей, что и реорганизация внутриколхозной производственной структуры: усилить политический и экономический контроль на селе. В течение нескольких лет число колхозов уменьшилось с 255 до 94 тыс. Это сокращение сопровождалось новым и значительным уменьшением индивидуальных наделов крестьян.

Инициатор этих реформ Хрущев рассчитывал закончить начатое им дело радикальным — и утопическим путем — изменением всего уклада крестьянской жизни. «Правда» опубликовала проект создания «агрогородов», где крестьяне, переселенные из своих изб, должны были вести городскую жизнь в многоквартирных домах вдалеке от своих индивидуальных наделов. Проживая в городе с комфортом и коммунальными услугами, крестьяне в то же время распрощались бы со своей столь живучей индивидуалистической психологией и стали бы обычными трудящимися, включенными в коллектив. Таким образом, этот проект решал сразу две проблемы: трансформируя крестьянское сознание, он уничтожал крестьянина как такового, одновременно стиралась разница между сельским и городским трудом, между крестьянином и рабочим, и реализовалось, таким образом, долгожданное единство пролетариата, основы социалистического общества.

На следующий день после опубликования проекта «Правда», однако, выступила с уточнением, в котором отмечалось, что в предыдущем номере речь шла не о проекте, а о начале дискуссии. На некоторое время Хрущев был отстранен от руководства сельским хозяйством, за которое он снова энергично примется после смерти Сталина.

В конце 40-х гг. в западных областях Белоруссии и Украины, в республиках Прибалтики, в Правобережной Молдавии проводится массовая коллективизация, которая сопровождается репрессиями и депортациями населения. Произошла ликвидация большого числа хуторских хозяйств, их население сослано в Сибирь, Казахстан и Среднюю Азию.

К концу пятилетки восстановление сельского хозяйства было в основном завершено. Однако многие проблемы оставались нерешенными: сохранялась зерновая проблема, не хватало сырья для легкой и пищевой промышленности, имелось много отстающих колхозов.

В работе И.В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», опубликованной в 1952 г., были определены основные принципы экономической политики: 1) приоритетное развитие тяжелой промышленности; 2) необходимость свертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную; 3) сокращение сферы товарного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению Сталина, должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР.

Читайте также:  Иммиграция в Нидерланды из России через работу, учебу и бизнес

Определенные изменения произошли и в социальной структуре общества. Во время войны места у станков заняли женщины, многие и после войны продолжали работать. Тем не менее наблюдалась резкая нехватка рабочей силы и в связи с этим — высокая текучесть кадров. Это приводило к дезорганизации производства и низкой производительности труда. Прослойка некооперированных кустарей и единоличников практически исчезает. Тяжелое положение в сельском хозяйстве и ряд правительственных распоряжений 1947–1948 гг., ужесточавших контроль за крестьянством, приводят к новой волне миграции — около 8 млн сельских жителей покинули деревню в 1946–1953 гг.

Обновление рабочего класса за счет притока сельских жителей сопровождалось заметным социальным продвижением квалифицированных рабочих и молодых горожан. С 1947 по 1953 г. около 4 млн человек получили высшее и среднее специальное образование.

Увеличивались масштабы жилищного и культурно-бытового строительства. Однако темпы роста строительных работ отставали от роста городского населения. В начале 50-х гг. нехватка жилья превратилась в острую жилищную проблему.

Итогами восстановительного периода стали: отмена карточной системы, введение в строй 100 млн м 2 жилой площади, увеличение количества общеобразовательных школ, расширение сети вузов (превышена довоенная численность студентов), успешная разработка многих фундаментальных вопросов науки и техники.

Таким образом, в послевоенный период особенности самой мобилизационной системы работали на ее сохранение. Возможность кратковременного эффекта методов форсированного развития экономики проявилась в первые послевоенные годы в высоких темпах восстановления и развития тяжелой промышленности, строительства, транспорта. В экономической сфере, несмотря на существование альтернативной позиции пропорционального развития экономики — использования товарно-денежных отношений, расширения хозяйственной самостоятельности, — возобладал курс преимущественного развития тяжелой промышленности, жестокого централизма. На такой основе разрабатывался генеральный план строительства коммунизма в 1946–1965 гг. Это процесс шел за счет дискриминации сельского хозяйства и легкой промышленности.

Возврат к модели развития 30-х гг. вызвал значительные экономические потрясения, резко ухудшившие в 1951–1953 гг. все хозяйственные показатели и создавшие серьезную напряженность в обществе. Период 1945–1953 гг. следует считать логическим завершением, итогом экономической и политической линии, проводившейся после нэпа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

У конфликта вокруг Мьянмы есть и экономическая сторона

Мьянма (бывшая Бирма) неожиданно появилась на лентах новостных агентств, на страницах газет и в репортажах телевидения и радио. Представители исламских общин по всему миру от Ближнего Востока и Турции до России и Индонезии вышли на митинги с критикой правительства Мьянмы, протестуя против преследования мусульман народности рохинджа.

Эти выступления и митинги совпали с работой саммита стран БРИКС в китайском Сямэне, на котором обсуждалось их стратегическое партнерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Где как раз и находится Мьянма, с которой ведущие державы БРИКС уже не первый год выстраивают сотрудничество в технико-экономической сфере.

Мьянма, граничащая с Индией, Бангладеш, Китаем, Таиландом и Лаосом, богата природными ресурсами, такими как нефть, газ, золото, уран, цветные металлы и драгоценные камни, однако экономика ее преимущественно аграрная. На первый взгляд, это обычная развивающаяся страна, зажатая с двух сторон мощными соседями. Но на самом деле она – важнейшее звено экономического коридора Китай – Мьянма – Бангладеш – Индия, о создании которого правительства этих государств договорились в 2013 г. По мнению властей КНР, этот коридор должен подтолкнуть, как говорится в официальных документах, «совместное развитие трех больших экономических блоков в Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии».

«Морской шелковый путь XXI века»

Бывшая столица Бирмы, город Янгон, главный торговый, промышленный и транспортный центр страны, рассматривается как один из торговых портов «Морского шелкового пути XXI века» – части геоэкономического китайского проекта «Один пояс, один путь». Он имеет стратегическое значение, тем более что неподалеку расположен Малаккский пролив, через который проходит четверть всего мирового морского товарооборота. Военно-морские силы Китая и Мьянмы в мае 2017 г. впервые провели совместные морские маневры.

Индия, второй крупнейший сосед Мьянмы, также рассматривает ее как ключевого партнера при взаимодействии со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в рамках провозглашенной индийским премьером Нарендрой Моди политики «Действуй на Востоке» (Act East). Индия считает экономическую интеграцию со странами Юго-Восточной Азии одной из стратегических задач на ближайшие десятилетия.

Нефть, газ и энергобезопасность Китая

Но Мьянма не только транзитная страна для китайских товаров и ворота в Юго-Восточную Азию для Индии. Со временем она может стать региональным игроком в топливо-энергетической сфере.

Разведанные запасы газа в этой стране составляют, по данным ОПЕК, 450 млрд куб. м, но возможные резервы, в том числе в шельфовой зоне, превышают 1,6 трлн куб. м. Таким образом, по потенциалу добычи газа Мьянма может встать в один ряд с Кувейтом, Ливией и Оманом. Сейчас 80% добываемого в стране газа экспортируется в Таиланд и Китай. Через территорию Мьянмы проходит газопровод мощностью 12 млрд куб. м в год, на строительство которого китайская нефтяная госкомпания CNPC потратила $2,5 млрд. Параллельно CNPC строит ветку нефтепровода также за $2,5 млрд. Экспорт нефти и газа по трубопроводам из Мьянмы в Китай призван стать частью программы обеспечения энергетической безопасности КНР, о чем неоднократно заявляли китайские официальные лица.

Таким образом, расположенная у границ КНР Мьянма становится реальным конкурентом арабских монархий и стран Персидского залива, поставляющих в Китай сжиженный природный газ и нефть. А крупнейшие нефтегазовые месторождения находятся как раз там, где происходят столкновения между представителями мусульманской народности рохинжда с правительственными силами Мьянмы, – это территория штата Ракхайн и его шельфовая зона в Бенгальском заливе. В этом и может заключаться ответ на вопрос, почему вдруг исламский мир так резко озаботился противостоянием мусульман-рохинджа и властей Мьянмы, хотя этот конфликт длится уже восьмое десятилетие, а наиболее острая его фаза пришлась на 2012 г.

У протестов мусульман перед посольствами Мьянмы в различных странах, в том числе в России, кроме социально-религиозной может быть геоэкономическая подоплека. Но попытки вовлечь исламский мир во внутренний конфликт в Мьянме и вызвать дестабилизацию в нефтегазовом секторе в Бенгальском заливе в зоне экономического коридора Китай – Мьянма – Бангладеш – Индия могут рассматриваться Китаем как недружественные шаги, направленные на создание проблем для его энергобезопасности, и как угроза развитию китайского проекта «Пояса и пути».

Интересы России

Возможная дестабилизация ситуации в Индокитае – это не только проблема Мьянмы, КНР и Индии. У России в регионе есть свои экономические интересы, включая многолетнее военно-техническое сотрудничество с Мьянмой. В частности, «Тяжпромэкспорт» участвует в развитии ее металлургической отрасли. С 2009 г. вооруженные силы Мьянмы получили от России 20 истребителей МиГ-29, вертолеты Ми-35П и ракетно-пушечные комплексы. «Рособоронэкспорт» и корпорация «Иркут» начали поставку Як-130 для ВВС Мьянмы (контракт на 30 самолетов). В 2016 г. министерства обороны двух стран заключили соглашение о военном сотрудничестве, предусматривающее развитие отношений в военно-морской области, гидрографии и топографии, военной медицине и образовании, а также в области борьбы с терроризмом.

Внешнеэкономические интересы России направлены сейчас на сотрудничество со странами Юго-Восточной Азии в финансово-экономической сфере, в международной торговле, в области технологий и инвестиций. С учетом этого взаимоотношения России с Китаем и странами АСЕАН, в том числе с Мьянмой, приобретают серьезное значение. Важно, чтобы митинги российских мусульман не поставили под угрозу российско-китайские стратегические отношения и сотрудничество между странами БРИКС.

Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.

Восстановление Мьянмы после войны, общество и экономика

Главное о поправках: что изменилось ко II чтению

Главное сейчас

Новости все материалы

Больше новостей

Аналитика все материалы

Китай тоже “поджигают”: Мьянма окончательно превратилась в “восточный Донбасс”

Ситуация на северо-востоке Мьянмы окончательно перестала быть внутренним конфликтом, и в последние дни становится очевидным, что Китаю не избежать участия в нем. Если еще месяц назад основным театром военных действий был штат Качин, то теперь война пришла в автономную область Коканг, населенную этническими китайцами. Резко возросла интенсивность конфликта – от отдельных стычек и авиаударов он перешел к настоящим боям. 12-го февраля, на День Федерации, правительственная армия потеряла 47 человек убитыми и более семидесяти ранеными. На днях Минобороны Мьянмы заявило о 130 погибших. Подробности – в материале специального корреспондента Накануне.RU в Китае.

Коканг – автономный район бирманского штата Шан, населенный китайцами, в котором только в начале 2010-х гг. правительству удалось закончить многолетнюю гражданскую войну, и несложно заметить, что ее возобновление совпало со сменой внешнеполитического курса Мьянмы. По сообщению СМИ КНР здесь проживает 140 тыс. этнических китайцев и около 300 тыс. нацменьшинств (качин, монпа, баи и др.), которые также проживают в сопредельной с Мьянмой провинции Юньнань. Территория Коканга входила в состав империи Цин, а нацменьшинства севера Мьянмы имеют многотысячелетнюю историю связей с Китаем. Ханьцы появились здесь около 150 лет назад, как раз во время Цин, а затем эти земли захватили британцы, которые присоединили их к своей колонии Бирма. В годы Второй мировой войны китайская армия воевала здесь против японцев и более 2 тыс. солдат отдали свои жизни. Таким образом, кокангский вопрос имеет длительную историю.

В 1894 г. на английских картах территория Коканга также отмечалась как китайская. В апреле 1948 г. после провозглашения независимости Мьянмы, Коканг был объявлен автономией, а проживавшие там китайцы объявлены “народом Коканга”. Район стал полунезависимым, однако его население не имело ряда политических прав и экономических свобод, которыми обладало остальное население Мьянмы. Как следствие, регион стал тесно в культурном и экономическом отношениях интегрирован с Китаем, вплоть до того, что здесь работают операторы связи из КНР. Праздники и обычаи здесь также распространены те, что характерны для остальных ханьцев. Поэтому, отмечает пресса, Коканг, юридически являясь территорией Мьянмы, может называться китайской землей.

Рассматриваемые районы входят в так называемый “Золотой треугольник”, а их население, действительно, активно занимается нелегальным бизнесом, в том числе, и производством опиатов. Местные нацменьшинства (заметим, что и в Юньнани тоже) зачастую подчиняются центральным властям лишь условно. Таким образом, этот район очень сложен в этническом и геополитическом отношениях. Например, 9-го февраля в Мьянму вернулся бывший руководитель китайской автономии Коканг Пэн Цзяшэн, который в 2009 г. был обвинен местными властями в пособничестве наркобизнесу и изгнан из страны, после чего нашел убежище в Китае.

В нынешнем конфликте сводки о потерях зачастую неполны и противоречивы (особенно со стороны антиправительственных сил, не имеющих даже единого командования), но ряд фактов свидетельствует о том, что Вооруженным силам Мьянмы уже не под силу в одиночку затушить разгорающийся пожар войны.

По данным агентства “Синьхуа”, в автономном районе введено чрезвычайное положения на срок 90 дней, а вся полнота власти передана армии. Проблеме Коканга была посвящена встреча министров иностранных дел двух стран, причем на этом фоне министр информации Мьянмы заявил, будто часть группировок повстанцев действует с территории китайской провинции Юньнань.

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”военный конфликт на северо-востоке Мьянмы|Фото: EPA/LYNN BO BO ” />

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”военнослужащие армии Мьянмы|Фото: AP Photo/ Khin Maung Win” />

Вместе с тем, от конфликта на территории КНР уже укрывается около 30 тыс. беженцев, а также как минимум один раз территория Китая обстреливалась со стороны Мьянмы.

В прессе отмечается, что повстанцы Коканга якобы связаны с прокитайской Коммунистической партией Бирмы, а само восстание – едва ли не попытка КНР занять территорию этого района по “крымскому сценарию”. По сообщениям китайских СМИ, ссылающихся на доклады министерства обороны Мьянмы, войска этой станы овладели городом Лауккай (Лаоцзе), центром мятежной автономной области Коканг. Однако боестолкновения в его окрестностях не прекращаются. Бирманские военные сообщают, что на стороне сепаратистов сражаются граждане Китая из числа отставных военных.

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”Мьянма, Бирма, Китай, Индия, Вьетнам, Лаос, Таиланд|Фото:” />

Пока что Мьянма не обвиняет армию или центральное правительство Китая в поддержке мятежников, но обеспокоена тем, что лидер “сепаратистов” Пэн Цзяшэн укрывается на территории сопредельной с Мьянмой провинции Юньнань.

Однако, при этом забывается, что китайская община в стране появилась относительно недавно и ее основу составляют потомки беженцев – сторонников лидера Гоминьдана Чан Кайши, оставивших Поднебесную после его поражения в Гражданской войне со сторонниками Мао Цзедуна. Поэтому отношение к Пекину у местного населения двойственное, и лозунгов о воссоединении с Китаем не звучит.

Читайте также:  Авиакомпания «KLM» (КЛМ), дешевые авиабилеты онлайн

Во-вторых, повстанцы, действующие в Коканге, называют себя “Армией демократического альянса Мьянмы” (интересно заметить, что центральное правительство этой страны официально считает себя “образцовой демократией”). Таким образом, у китайской границы воюют не коммунисты, и, в отличие от всех остальных группировок, повстанцы Коканга не организованы по этническому признаку.

В-третьих, никаких свидетельств помощи восставшим со стороны Китая до сих пор не представлено. Ранее Накануне.RU уже сообщало, что в ходе конфликта в штате Качин создавалась угроза гражданам КНР, а эскалация боевых действий почти совпала с визитом Обамы в соседнюю Индию.

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”военный конфликт на северо-востоке Мьянмы|Фото: EPA/LYNN BO BO” />

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”военный конфликт на северо-востоке Мьянмы|Фото: EPA/LYNN BO BO” />

Одним из важнейших итогов этого визита, напомним, стало совместное коммюнике о стратегическом партнерстве в Индийском и Тихом океанах, направленное на сдерживание КНР в регионе.

Последовавшая за этим операция войск Мьянмы в Качине поставила под сомнение реализацию совместного проекта в области гидроэнергетики, а сотни китайских граждан на несколько дней были заблокированы из-за боев в приграничной зоне.

Далее, как грибы после дождя, стали появляться новые “армии” среди нацменьшинств севера страны. Примечательно, что все они действуют в районе китайско-бирманской границы, тогда как племена, обитающие близ пределов Лаоса и Таиланда, сохраняют мир.

Очевидно, что спецслужбам США удалось найти самое слабое место на границе, с помощью которого можно втянуть КНР в войну. В случае дальнейшего роста интенсивности боевых действий Пекин не сможет бросить в беде десятки тысяч соотечественников.

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”военный конфликт на северо-востоке Мьянмы|Фото: EPA/LYNN BO BO” />

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”военный конфликт на северо-востоке Мьянмы|Фото: EPA/LYNN BO BO” />

Вместе с тем, поддержка кокангских ополченцев окончательно рассорит Китай и Мьянму, которые еще недавно были стратегическими партнерами. В связи с обострением внутриполитической ситуации, возникшим у южного соседа, премьер Госсовета КНР Ли Кэцян уже выбрал маршрут Нового Шёлкового пути через Лаос и Таиланд, а проект железной дороги из Юньнани к портам южной Мьянмы повис в воздухе.

600? ‘600px’: ‘100%’ ); width:100%;” title=”военный конфликт на северо-востоке Мьянмы|Фото: EPA/LYNN BO BO” />

Что же до сравнения с Крымом, то оно не совсем оправданно – в случае присоединения Коканга, КНР получит небольшую слаборазвитую территорию, с действующим там наркобизнесом, тогда как о кратчайшем пути к Индийскому океану придется забыть. В остальном ситуация сильно напоминает сценарий обострения отношений России и Украины.

«После войны удалось восстановить страну из руин, а после 90-х наша экономика — как шагреневая кожа»

Путин убежден, что послевоенные лидеры не работали так усердно, как он и Медведев. Но упрямые цифры говорят об обратном… В материале на сайте. Наканунею.RU мнения экспертов, в том числе — Председателя РЭОШ В.Ю. Катасонова.

/ Фото: восстановление Севастополя после войны /

С 1960-х в США работал корреспондент «Правды» Борис Стрельников. В течение 15 лет он наблюдал за жизнью Штатов, общества, видел, как страну потрясали исторические события. В 1975 г. Стрельников возвращается в Советский Союз, и из накопленного материала получается книга «Тысяча миль в поисках души». Так корреспондент описывает свою беседу с соседкой-вдовой:

— Вы знаете, миссис Грин, сколько потеряла наша страна за последнюю войну? — спрашиваю я. — 20 миллионов мужчин, женщин и детей.

— Этого не может быть! — удивляется она. — Двадцать миллионов. Да-а, война — это ужасно. Мы здесь тоже переживали лишения. Ввели карточки на бензин для автомашин. Курицу не каждый день можно было купить…

Я жду, когда она допьет свой кофе со сливками, чтобы раскланяться и уйти. Слишком неравны ставки, чтобы их обсуждать. Отсутствие курицы на столе — против 20 миллионов погибших. Карточки на бензин — против трагедии ленинградцев. Единственная бомба, принесенная японским воздушным шаром и убившая шесть фермеров, — против 1700 разрушенных советских городов.

— У меня во время войны заболела кошка, — предается воспоминаниям о своих лишениях миссис Грин. — Врач сказал, что ей каждый день нужна куриная печенка. Но где ее было взять каждый день? Вы не представляете Борис, как я страдала, глядя на мою бедную Пуси.

В то время, как в Советском Союзе города и села тонули в руинах, люди умирали от голода и холода, в США, в Европе люди не могли позволить себе курицу и страдали от вида больных кошечек. Но и после Победы в 1945-м советские граждане продолжали борьбу и терпели лишения, началось послевоенное восстановление, в 1946 г. Советский Союз взялся за четвертую по счету пятилетку.

«Четвертая пятилетка – восстановительная, необходимо было за пять лет восстановить если не все, то основное, что было разрушено немецкими оккупантами на нашей территории. Это, прежде всего, города, такие как Курск, Ленинград, Минск, Орел и другие. Жилье восстанавливали и давали людям бесплатно. И одновременно с этим шло восстановление предприятий, разрушенных на европейской части СССР. Это были и ДнепроГЭС, и металлургические заводы на юге страны – теперь это в «независимой» Украине, это был и Донбасс. Это все было очень сложно, очень дорого», — объясняет в беседе с Накануне.RU доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН Юрий Жуков.

Несмотря на все огромные военные расходы, без которых мы не могли обойтись, наша страна в течение четвертой пятилетки сумела восстановить основу промышленности, города, деревни и села.

Юрий Жуков видит в этом заслугу, прежде всего, самого народа – который, несмотря ни на что, сумел преодолеть все тяготы:

«Люди это все делали для себя. Да, было очень трудно, было голодно, 1946 г. – это год невиданной ранее засухи, которая охватила территорию нашей страны от Северного Казахстана до западной границы Украины и Молдавии, и захватила еще и Балканы – Румынию, Болгарию, Югославию. И несмотря на все эти трудности, люди трудились на себя – они знали, что они строили себе дома, строили себе заводы».

Тогда же, кстати, и в течение следующих лет была восстановлена и Прибалтика, которая сейчас истерично кричит о «советской оккупации». Юрий Жуков подчеркнул, что Литва, Латвия, Эстония не просто были подняты из руин – их чуть не на руках носили:

«Прибалтику не только восстановили. Мы, понимая значение Прибалтики для нас, особое мнение литовцев, латышей и эстонцев, связанное с пребыванием в составе СССР, делали все, чтобы там построить предприятия, прежде всего, легкой промышленности, в Литве построили атомную электростанцию. И создали им столь высокий жизненный уровень, что он превышал даже жизненный уровень центральных областей РСФСР».

Доктор экономических наук Валентин Катасонов подтверждает мысль, что все делалось руками народа, при грамотно выстроенной экономической политике — в ней не приходилось придумывать что-то новое, все было уже сделано:

«Надо сказать, что никаких особых мер не было принято после войны, потому что как раз все было сделано еще до нее. Была создана такая экономическая система, которая, во-первых, проявила себя уже в годы Великой Отечественной войны. А во-вторых, наша экономика оказалась более жизнеспособна, чем экономики других воюющих стран и, соответственно, эта экономическая система и обеспечила быстрое восстановление экономического потенциала страны», — рассказал эксперт в беседе с Накануне.RU.

Что нам позволило уже после войны, потеряв больше всего граждан (мы потеряли больше других стран солдат, но куда больше – гражданских лиц; по потерям в живой силе у СССР и Германии был почти паритет), восстановиться быстрее всех? Была система планирования, централизованного управления экономикой. Существовала система государственной монополии внешней торговли. Существовала достаточно интересная денежная система — внутренние деньги не выходили во внешнее обращение, внутри экономики существовала двухконтурная денежная система – безналичное обращение и наличное обращение. Формально это есть и сегодня, но это чисто внешнее сходство.

Кроме того, Советский Союз провел очень быстро и эффективно денежную реформу 1947 г. Фактически все страны после войн проводят денежные реформы, это неизбежно, но уже через два года после подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германских вооруженных сил в СССР начались мероприятия, которые сейчас прозвучали бы как диковинные чудеса.

«Сильных дисбалансов в советской экономике не было по сравнению с Великобританией, Францией и даже США, поэтому мы достаточно быстро восстановили денежное обращение, и, что очень важно, где-то с 1947 г. начались снижения розничных цен. Можно один раз снизить розничные цены за счет бюджетных субсидий, иногда это делают политики перед выборами, но в данном случае это был не политический маневр, это действительно работал противозатратный механизм. Мне удалось познакомиться с некоторыми документами Госплана, которые показали, что происходило снижение и оптовых цен, производственных издержек по отраслям. Это действительно была фундаментальная экономическая основа для снижения розничных цен», — объясняет Валентин Катасонов.

В США до сих пор работает программа льготной покупки продуктов – когда граждане пользуются, по сути, теми же продуктовыми талонами. Конечно, она претерпела множество реформ и метаморфоз, но такая система осталась. Великобритания отказалась от карточек при распределении дефицитных товаров в 1953 г. А СССР смог отказаться от этой системы уже в том же 1947 г. Но, к сожалению, эта сталинская экономическая система СССР прожила не так долго – формальный рубеж был на том самом 20-м съезде партии, когда Хрущев не перед народом, но перед партийными коллегами предал общее прошлое. Это был разворот не только в плане идеологии, но и в плане экономической политики. Те реформы, которые проводил Хрущев, начали разрушать целостную экономическую модель.

«Где-то к концу 1960-х гг. мы перескочили на совершенно другую колею. По инерции мы говорили, что это тот же Советский Союз, та же советская модель экономики, но это уже была иная модель», — объясняет Валентин Катасонов.

И, тем не менее, та система, которая позволяла снижать цены в начале апреля (сейчас снижение цен – из области фантастики, тогда это было нормой), которая позволила отказаться раньше всех от талонов, которая позволила за 5-10 лет вытянуть страну из разрухи – она помогла прожить еще до конца 1980-х, и до сих пор этот потенциал проедается во всех постсоветских республиках.

Любопытно, какую оценку дает тому периоду нынешнее руководство:

«Я что-то не припомню, чтобы послевоенные лидеры советские так же интенсивно работали, как я или Дмитрий Анатольевич Медведев», — заявлял Путин в 2011 г.

А способны ли лидеры нынешние похвастаться такими же достижениями или эти высказывания — опять из разряда создания мифов? Мы смогли победить в экономической войне после 1945 г., но потерпели поражение в 1990-х, и «послевоенное восстановление» дается тяжело. Нам обещали «невидимую руку рынка», молочные реки да кисельные берега. А по факту страну привели к разбитому корыту. Политический консультант Анатолий Вассерман в беседе сНакануне.RU объясняет – это была не просто ошибка, это было поражение в Третьей мировой:

«В 1945 г. мы были победителями, мы были уверены, что, если понадобится, мы одержим и впредь не менее убедительным победы, и поэтому новую победу на экономическом фронте мы ковали с весельем и отвагой победителей. Но в конце 1980-х, начале 1990-х мы потерпели поражение в Третьей мировой войне. И то, что сейчас наша экономика в значительной мере развалена – это как раз следствие нашего поражения. Но поскольку сейчас причины этого поражения уже в значительной степени осознаны, можно надеяться, что мы вернемся к прежним условиям нашей деятельности, вернемся на ту войну и победим».

Сегодня в Российской Федерации «молочные реки» льются только из экранов телевизоров – каждый день лучше, чем вчера. Но эксперты не так оптимистичны в своих оценках – все чаще можно услышать о том, что если сравнить показатели России до развала СССР и России нынешней, то может сложиться впечатление, будто еще одна тяжелая война прошлась по территории:

Читайте также:  Цены в Нидерландах на продукты, жилье, товары и отдых в 2020 году

«Действительно, и как будто война не только прошла, но она все еще продолжается, и более того, может даже, активизируется. Все экономические показатели свидетельствуют о том, что процессы энтропии и разрушения не остановлены, – объясняет Валентин Катасонов. — Формально, конечно, есть показатель ВВП, который по отдельным годам показывает какой-то плюс, но сегодня это «лукавый» показатель, которому не особо можно верить, так как нет твердого рубля как измерителя, с помощью которого можно оценить результаты. А если брать какие-то натуральные показатели — добыча нефти, промышленное потребление электроэнергии, грузоперевозки по железнодорожным путям, то мы увидим, что эти натуральные показатели «не растут», мягко выражаясь«.

А что нам дали 90-е? Свободу? Ну, разве что свободу от суверенитета. Сотни предприятий, заводов-гигантов были отданы «за так», за бесценок, за стоимость, которая в сотни раз была ниже реальной.

«Нам говорили Ельцин, Гайдар и прочие «крокодилы» – в частных руках заводы заработают лучше. Передали бесплатно ценнейшие заводы в частные руки, большинство из них новые владельцы просто продали как металлолом, деньги перевели на Запад и смотались, — вспоминает Юрий Жуков. – И у иностранных резидентов задача была только одна – уничтожить советскую экономику как конкурента американской экономики и вообще западной. Поэтому сохранилось только то, что работало постоянно на природном сырье – то, что было необходимо Западу, а не нам. Поэтому мы теряем все-все-все, а Запад производит на нашей территории только то, что ему нужно«.

Как говорят нынче в соцсетях – так и живем. Правительство собирается проводить новую приватизацию, чтобы добить экономику и собрать гроши в бюджет, вместе с этим реформируется все, что можно реформировать и не задеть при этом кармана чиновников. Наша «рыночная экономика» уже не только потеряла свою «невидимую руку» (если она вообще была), она вообще затерялась где-то, заплутала – мы уже четверть века ничего не создаем, а только перераспределяем.

Напомним несколько официальных цифр «побед» последних 25 лет, для наглядности.

За четверть века ВВП сократился на 45-46%, промышленное производство упало на 60%, в том числе обрабатывающие отрасли продемонстрировали падение примерно на 80% — в пять раз. Высокие технологии с высокой добавленной стоимостью — спад в 20-40 раз. Мы до сих пор находимся по объему производства на уровне 1950-х гг. Накопления основного капитала упали более чем на 49%, и мы до сих пор не доходим до уровня 1990 г.

«Экономический блок Правительства должен, прежде всего, думать о производстве. На этом направлении практически ничего положительного не делается, а отрицательного делается очень много. Наша экономика сегодня – это шагреневая кожа, которая сжимается, а Правительство имитирует некую деятельность. Но это не производительная деятельность, не созидательная. Был произнесен лозунг к импортозамещению — это уже некая попытка внедриться в сферу производства — но никакого реального импортозамещения нет. И при нынешнем Правительстве оно и не ожидается», — подчеркнул доктор экономических наук Валентин Катасонов в беседе с Накануне.RU.

Правительство экономически капитулирует. Однажды, конечно, получилось дать отпор «гайдаровским оккупантам» – когда у руля были Примаков, Маслюков и Геращенко – но это была небольшая победа в сражении, экономическая война была проиграна. А как память об этом поражении, в Екатеринбурге поставили «Ельцин-центр», который уже начинают называть «торговым центром Ельцина». И пока центральные каналы замалчивают академиков и необходимость реальных экономических реформ, а не приватизаций, засоряют информационное поле десятыми долями процента по доллару или изменениями цены бочки нефти на несколько центов, пока нам вбивают, что «лихие» 90-е были лучшим временем – надо бы напомнить, что в Великой Отечественной войне и после нее Победа ковалась не только на полях сражений, но в том числе и в экономике.

«Сейчас идет уже новая экономическая война, но в этой войне у нас очень серьезные шансы на победу, — рассуждает Анатолий Вассерман. — И для того, чтобы быть уверенным в жизненной необходимости этой победы, нам очень полезно посмотреть на все, что случилось с нашей страной за последнюю четверть века и сравнить это с тем, чего мы сумели достичь за годы после 1945 г.».

Послевоенное восстановление и развитие СССР (1945—1952 гг.)

Добрый день, уважаемые читатели блога!

Сегодня мы разбираем тему «Послевоенное восстановление и развитие СССР в 1945—1952 гг.»

Переход к мирному строительству.

По окончании кровопролитных боев перед государством стояла задача создать благоприятные условия для последующего развития и становления Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны под лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!» большая часть производства была направлена на создание оружия и техники для обеспечения Красной Армии всем необходимым для успешной борьбы с врагом. Но когда боевые действия окончились, многие предприятия стали переводить на «мирные рельсы», Государственный Комитет Обороны (ГКО) упразднили и реорганизовали военные наркоматы.

Кроме того необходимо было ликвидировать огромный урон, который нанесла война. За рекордные сроки возобновили работу Донецкого угольного бассейна, восстановили Днепрогэс, «Запорожсталь». Всего за первое послевоенное пятилетие благодаря энтузиазму советского народа было восстановлено свыше 6 тысяч промышленных предприятий. К тому же было построено много новых объектов: Рыбинская и Сухумская ГЭС, свинцово-цинковый комбинат в Усть-Каменогорске и прочие.

Однако внимание государства не «переключилось» на производство продукции класса «А», а все так же уделялось в основном тяжелой и военной промышленности.

Трудности развития сельского хозяйства.

Из-за войны пострадало множество посевных площадей, упала урожайность и ухудшилась обработка земель. На протяжении многих лет после войны в деревню не поставляли новую технику и не предпринимали почти никаких мер по улучшению сельского хозяйства. Все эти факторы и засуха 1946 года способствовали голоду в плодородных землях Советского союза: на Украине, Молдавии, в Нижнем Поволжье и т.д. (1947—1948 годы).

Только в начале 1947 года власти начали способствовать подъему сельского хозяйства, а именно:

  • увеличили производство сельскохозяйственной техники
  • провели электрификацию села
  • Укрупнили колхозы путем объединения мелких хозяйств в большие

Но все эти мероприятия существенно не улучшили состояния деревни, так как многие из них проводились насильственным путем, а нежелающих подчиниться репрессировали. В общем, заготовки зерна к 1950 году не превысили и даже не сравнялись с показателем довоенного периода (32 млн тонн в 1950 году против 36 млн тонн в 1940 г.)

Социально-экономическое положение.

Тенденции развития экономики в послевоенный период мало отличались от тех, что были во время войны: все так же главенствующей оставалась тяжелая и военная промышленность, а план по производству продуктов народного потребления (одежда, обувь и т.д.) все так же не выполнялся и не удовлетворял потребности населения.

Для улучшения положения народа правительство принимало следующие меры:

  • Отмена «карточек» в 1947 году
  • Проведение денежной реформы с целью извлечения фальшивых денег у граждан
  • Строительство и восстановление жилья
  • Публикация работы Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» в 1952 году, в которой глава руководства пояснял экономическую политику государства

Общественно-политическая жизнь.

Конец тяжелой кровопролитной войны, который в начале боевых действий казался только светлой мечтой; победа над сильным противником, который считался неодолимым, все народы огромной страны восприняли как небывалый праздник и встречали новую эпоху с большими надеждами, что наконец-то все наладится. Обескровленный и обессиленный советский народ вновь с энтузиазмом берется за восстановление и строительство Родины.

В 1946 году Сталин поручил провести разработку новой Конституции СССР, в которой должны были ввести демократические начала жизни общества, разрешить крестьянам иметь небольшое личное хозяйство при сохранении государственной собственности, децентрализировать управление экономикой и расширить самостоятельность предприятий. Но все эти предложения были отвергнуты, а разработка Конституции свернута в 1947 году. Вместе с тем свернулись и мечты народа о новой лучшей жизни.

Политика Сталина развернулась в обратном направлении на укрепление административно-командной системы. Секретариат ЦК КПСС собрал в свои руки бразды управления всеми сферами общества. Для обеспечения производства рабочей силой, создавались указы, по которым люди, которые не работали, депортировались в специальные рабочие поселения (Кемеровская и Омская области, Красноярский край). Вводился минимум трудодней для колхозников.

Политика репрессий.

Наверное, у многих людей, даже тех, кто особо не учил историю, имя Сталина ассоциируется с жестокостью и репрессиями. Не будем вдаваться в подробности, насколько бесчеловечным в этом вопросе был усатый генеральный секретарь (при желании можете найти информацию сами), а просто приведем даты и содержание «дел», которые могут попасться на экзамене.

  • С 1946 года – дело «вредителей» авиации, связано со срывами в производстве авиации
  • С 1949 года – «ленинградское дело», связано с руководителями Ленинградской партийной организации
  • «мингрельское дело», связано с подозрениями в оппозиционном настроении мингрельской организации в Грузии
  • В 1952 году – «дело врачей», связано с тем, что Сталин подозревал крупных медиков в ухудшении своего здоровья

Внешняя политика.

Победа в Великой Отечественной войне, несомненно, повысила международный авторитет СССР.

Во избежание возникновения новой войны в 1945 год была создана Организация Объединенных Наций, в которую вошли 51 государство.

Советский союз после войны установил дружественные отношения со многими странами: с Германской Демократической республикой, Китайской и Корейской Народными республиками. В 1947 году было сформировано Коминформбюро, которое состояло из представителей 9-ти ком.партий Восточной Европы.

Не успела одна беда миновать мир, так появилась угроза другой. Не всем понравилось такое быстрое и успешное распространение влияния СССР на международной арене, и некоторые страны начали готовиться к противостоянию с Советским союзом.

Для того чтобы лучше представлять события Холодной войны и легче их запомнить в связи, предлагаем вам следующую таблицу.

Застарелый конфликт: что происходит в Мьянме

Ситуация в Ракхайне, западном штате Мьянмы, расположенном на границе с Бангладеш, вывела мусульман России на митинги в Москве, Грозном, Махачкале.

Столкновения между представителями мусульманского меньшинства и правительственными силами продолжаются в стране десятилетиями. Очередная вспышка насилия была спровоцирована событиями 25 августа, когда, по данным властей, группа боевиков, в которых были и мусульмане, народности рохинджа, напали на 30 пунктов полиции. Власти возложили ответственность на считающуюся террористической «Араканскую армию спасения рохинджа». Жертвами столкновений стало по меньшей мере 400 человек. Большинство убитых — боевики-рохинджа. После нападения в штате началась антитеррористическая операция.

Правозащитные группы, в том числе Amnesty International, не первый год говорят о том, что власти Мьянмы, в том числе избранное после десятилетий военной диктатуры демократическое правительство Аун Сан Су Чжи, проводят целенаправленную кампанию против рохинджа. С 25 августа, по данным ООН, из Мьянмы в Бангладеш, спасаясь от властей, бежало до 60 тыс. человек.

Правительство Мьянмы проводит в штате Ракхайн антитеррористическую операцию. Многие жители провинции спасаются от властей бегством в соседний Бангладеш, где местные силовики пытаются блокировать их на границе. Ситуацию усугубляют тяжелые погодные условия (ливни и жара).

Попасть в Бангладеш рохинджа пытаются также на лодках по Бенгальскому заливу. Десятки людей гибнут в море. ​

По данным ООН, начиная с 25 августа в Бангладеш прибыло 85 тыс. беженцев из Мьянмы. Один из пунктов их размещения — на юго-востоке страны в районе города Укхия, где расположен лагерь для беженцев Кутупалонг.

В ответ на прибытие тысяч беженцев власти Бангладеш усилили контроль на границе и на некоторое время закрыли ее, сообщило «РИА Новости». Однако, по данным ООН, в последние дни пограничники начали пропускать людей из Мьянмы.

В Бангладеш, одной из беднейших стран мира, нет достаточных ресурсов для размещения беженцев. В стране гуманитарный кризис в связи с прибытием большого числа беженцев (по данным Reuters, их прибыло до 90 тыс.). Несколько тысяч разместилось в организованных лагерях, но многие располагаются в самоорганизованных лагерях.

В различных населенных пунктах вдоль границы Бангладеш и Мьянмы образованы стихийные лагери беженцев. Строить их помогают местные жители вопреки предупреждению властей, пишет Reuters. Однако для создания временных жилищ не хватает материалов — бамбука и веревок. Ощущается нехватка продовольствия и питьевой воды.

Одним из центров противостояния в штате Ракхайн стал район Маунгдау.

Власти Мьянмы проводят операцию в штате Ракхайн отрядами специального назначения сообщало Reuters. В операции участвует и полиция (на фото — полицейские в районе Маунгдау).

Власти Мьянмы призвали мусульман сотрудничать в поисках тех, кто, по данным властей, координировал атаки на блок-посты 25 августа.

Ссылка на основную публикацию