Вторичная и временная занятость в системе труда

Классификация видов занятости

гибкие формы занятости

ПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

не означает абсолютного, полного отсутствия безработицы;

уровень безработицы при полной занятости равен сумме фрикционной и структурной безработицы;

циклическая безработица равна нулю;

состояние равенства спроса и предложения на рабочую силу;

состояние общества, когда все изъявившие желание иметь оплачиваемую работу, ее имеют

Сверхполная занятость

– состояние рынка труда, когда безработица ниже естественного уровня;

– нормальное явление для стран, чья экономика находится в особых условиях, например, в условиях войны;

– такое положение на рынке труда возникает в отсутствие экономических причин;

– если наблюдается достаточно долго в обычных экономических условиях, рынок труда негибкий, в экономике высокая инфляция, следовательно – неблагоприятное экономическое явление

Вторичная (дополнительная) занятость

Совместительство на том же предприятии (в организации)

Совместительство на другом предприятии

Профессиональная деятельность по контракту, по заказу

Производство потребительских товаров на продажу

Содержание своего торгового предприятия

Брокерство, посредническая деятельность

Уличная торговля, в том числе привозными товарами

Услуги населению по строительству, ремонту, пошиву

Репетиторство, частные уроки

СОВМЕСТИТЕЛЬСТВО (ТК РФ. – Ст. 21)

Выполнение работником помимо своей основной работы другой регулярно оплачиваемой работы, на условиях трудового договора (контракта), в свободное от своей основной работы время

ВРЕМЕННАЯ ЗАНЯТОСТЬ

Занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового контракта)

Временная занятость через посредничество определенных фирм (командировочная занятость)

ЧАСТИЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ

Система трудоиспользования, при которой продолжительность рабочего времени значительно ниже нормативной, установленной для данного вида деятельности или профессии в данной организации или отрасли

Нестандартные, нетрадиционные формы занятости (гибкие формы занятости)

формы трудоиспользования рабочей силы, основанные на применении нестандартных организационно-правовых условий занятости работников и/или с гибким режимом рабочего времени.

Отсутствие какой-либо из нижеперечисленных черт стандартной занятости дает основания говорить о нетипичных формах занятости (трудоустройства):

работа у одного предпринимателя;

работа в производственном помещении работодателя;

стандартная нагрузка в течение дня, недели, года.

Гибкий режим рабочего времени – это форма организации рабочего времени, при которой для отдельных работников или коллективов в определенных пределах допускается саморегулирование обшей продолжительности рабочего дня, рабочей недели, рабочего года при обязательном соблюдении общей нормы рабочего времени.

К гибким режимам рабочего времени относятся: гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени

К гибким формам занятости относятся:

– формы занятости, допускающие большую степень свободы действия, самостоятельности при значительно меньшей (по сравнению со стандартной, традиционной занятостью) внешней регламентации в организации труда и производства, принятии хозяйственных решений;

– позволяют обществу на макроэкономическом уровне снизить остроту незанятости, давая возможность в т.ч. наиболее уязвимым на рынке труда категориям населения получать доход, поддерживать уровень своей квалификации и трудоспособности, а предприятию на микроуровне манипулировать объемом используемой рабочей силы, не создавая социальной напряженности из-за увольнений работников при изменении потребностей производства;

− занятость, связанная с гибкими режимами рабочего времени;

− занятость, связанная с социальным статусом работников (самостоятельные работники и помогающие им члены семьи);

− занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда (надомный труд, работники по вызовам, вахтово-экспедиционная форма);

− занятость по нестандартным организационным формам (временные работники, сезонные работники)

НЕЗАКОННАЯ ЗАНЯТОСТЬ

Деятельность, которая сама по себе законна, но осуществляется незаконным способом

Занятость нелегальная, незаконная

сама по себе

Работа нелегального мигранта

Торговля наркотиками и др. запрещёнными товарами, людьми

Работа без соответствующего разрешения, лицензии

Неучитываемая работа с целью уклонения от налогов

Уклонение от требований трудового законодательства

Подделка товаров, использование чужого бренда, марки

Теневая занятость

необъявленное участие граждан в теневой экономической деятельности, без уплаты подоходного налога

Неформальная занятость

К неформальной занятости в России относится официально незарегистрированная экономическая деятельность, занятые которой не платят налогов.

Международная организация труда (МОТ) рассматривает неформальную занятость как деятельность мелких хозяйственных единиц, производящих и распределяющих товары и услуги и состоящих главным образом из независимых, самостоятельно занятых производителей. В них используется труд членов семьи и наемных работников. В России сфера неформальной занятости шире.

Существует много разновидностей неформальной занятости. Основными из них являются:

отраслевые – в сфере образования, медицины, оказания различных услуг (пошив одежды, ремонт, строительство, торговля, например «челночный» бизнес и др.);

организационные – индивидуально занятые, работники и владельцы мелких незарегистрированных производственных единиц; официально не оформленные работники в зарегистрированных организациях, официально оформленные работники, осуществляющие неучтенную деятельность на своем рабочем месте;

разновидности, различаемые по роли неформальной занятости в доходах. К этим группам относятся лица, получающие только неформальные доходы; лица, для которых неформальные доходы основные; лица, совмещающие работу в «формальном» и «неформальном» секторах (неформальная занятость дает неосновную часть доходов).

Все виды неформальной занятости имеют общую черту –нестабильность, связанную с ограничением доступа к рынку капитала, учреждениям профессиональной подготовки, системе социального обеспечения, лишением правовой защитой

Это слово используется для обозначения организации труда, при котором работодатель и исполнитель могут находиться как угодно далеко друг от друга

Термин зародился в средние века и буквально значил «вольные копейщики», обозначая профессиональных военных, которые нанимались на службу к различным хозяевам за вознаграждение, т.е. это «наемники»;

Понятие гораздо реже (чем например «самозанятый») употребляемое в научной литературе, имеет скорее научно-популярный характер;

Обычно ассоциируется с представителями профессий сферы культуры и искусства (журналисты, художники, архитекторы, фотографы и др.);

В научной литературе фрилансеры справедливо представляются как определенная категория самозанятых, т.к. обладают ключевой характеристикай: не заняты в организациях.

Фрилансер систематически осуществляет свою деятельность в рамках определенной профессии, продавая на рынке свои профессиональные навыки и умения. Это не любая (относительно случайная) деятельность, которая может быть оплачена на рынке;

Фрилансер занят нефизическим трудом;

Фрилансер предоставляет услуги, а не производит товары;

Труд фрилансера – высококвалифицированный, требующий значительного «человеческого капитала»

Рациональная занятость

– это занятость, обоснованная с точки зрения процессов формирования, распределения (перераспределения) и использования трудовых ресурсов с учётом их половозростной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории

Эффективная занятость

– это отбор оптимальных вариантов организации процессов воспроизводства рабочей силы, выбранных по совокупности критериев экономической и социальной результативности;

– способность общественной системы управления воспроизводить социально-экономические условия в соответствии с критериями социального образа жизни, требованиями интенсификации и динамики общественного производства;

− использование рабочей силы без потерь, при котором получается наибольший материальный результат, и указывает, при каком уровне производительности труда удовлетворяется потребность населения в работе и какими путями достигается полная занятость

Занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества, на основе роста общественной производительности труда

Методы обеспечения эффективной занятости внутри предприятия

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ЗАНЯТЫХ

ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАНЯТЫХ

Сокращение персонала в результате ликвидации рабочих мест для реорганизации компании

Форма реализации объективной потребности народного хозяйства и его звеньев в распределении массы общественного труда в необходимых пропорциях

Перечень основных показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и проекта федерального бюджета,

по которым проводятся консультации Сторон

(Приложение № 1 к Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации

на 2011–2013 годы)

Показатели проекта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации:

фонд заработной платы;

доля заработной платы в валовом внутреннем продукте;

индексация оплаты труда работников федеральных государственных учреждений;

номинальная и реальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника в целом по экономике;

реальные располагаемые денежные доходы населения;

прожиточный минимум в среднем на душу населения и в разрезе социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети);

численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

общая численность безработных;

уровень безработицы в процентах к экономически активному населению;

уровень регистрируемой безработицы.

Показатели проекта федерального бюджета:

расходы федерального (консолидированного) бюджета на социальную сферу;

увеличение расходов федерального (консолидированного) бюджета на социально-культурную сферу в сравнении с прогнозируемыми темпами инфляции;

финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы и доля получаемых субъектами Российской Федерации дотаций из федерального бюджета в консолидированном бюджете субъекта;

доля социальных затрат в общей структуре расходов федерального (консолидированного) бюджета (включая ее дифференциацию – на образование, здравоохранение и физическую культуру, культуру и искусство, социальное обеспечение, науку), в том числе в процентах к валовому внутреннему продукту;

минимальный размер оплаты труда и его соотношение с прожиточным минимумом трудоспособного населения;

сведения об оплате труда работников федеральных государственных учреждений;

объем средств федерального (консолидированного) бюджета, направляемых на реализацию мероприятий по содействию занятости;

социальная классификация расходов федерального (консолидированного) бюджета по социальным адресам получателей государственных средств (социальная экспертиза расходов федерального бюджета, направляемых на решение конкретных социальных задач, – сокращение бедности, повышение рождаемости и снижение смертности, поддержка материнства и детства, инвалидов и др.).

Основные социально-экономические показатели мониторинга

качества и уровня жизни населении

численность постоянного населения;

численность экономически активного населения (на конец периода);

численность занятых в экономике;

распределение занятого населения по статусу,

по видам экономической деятельности;

общая численность безработных;

численность зарегистрированных безработных;

число зарегистрированных безработных на одну вакансию, заявленную организациями в органы государственной службы занятости (на конец периода);

численность граждан, трудоустроенных при содействии органов государственной службы занятости (за период с начала года)

Читайте также:  Как выиграть в лотерею крупную сумму денег: шансы и способы

БЕЗРАБОТИЦА

это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, способных и желающих трудиться, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени;

это одна из важнейших форм проявления макроэкономической нестабильности, имеющая социальный характер;

это превышение предложения рабочей силы (количества людей, желающих найти работу) над спросом на рабочую силу (числом имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти рабочие места)

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ

избыток населения (в целом мировая экономика трудоизбыточна, и стремительный рост народонаселения способствует этому);

установления ставок заработной платы выше равновесного уровня под давлением действий профсоюзов и социально-экономической активности населения;

вытеснение труда капиталом в процессе научно-технической революции;

наличие монопсонии на рынке труда (предприятия-монополисты диктуют условия оплаты труда и занижают объем занятости);

низкий платежеспособный спрос (отсутствие спроса на товары и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд носит производный характер, а в результате этого возникает безработица);

макроэкономическая нестабильность, цикличность развития экономики

БЕЗРАБОТНЫЕ

(ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 г. № 1032-1–ФЗ. – Ст. 3)

– трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации

Структура безработных

потерявшие работу в результате увольнения, сокращений, экономического кризиса;

добровольно оставившие работу;

пришедшие на рынок труда после перерыва;

впервые пришедшие на рынок труда,

выпускники ВУЗов, училищ, школ;

уволенные в запас;

женщины, ведущие домашнее хозяйство и решившие вернуться работать

Граждане, которые не могут быть признаны безработными

(ФЗ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 г. №1032-1–ФЗ. – Ст. 3)

не достигшие 16-летнего возраста;

которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности) – в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации по одной и той же профессии, специальности) дважды;

не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными

по которым проводятся консультации Сторон

Профессии после 9 класса список для мальчиков

Юношам будут интересны технические специальности, где они смогут в полной мере раскрыть свой потенциал. Автомеханик, слесарь, сварщик не требуют высшего образования, но в тоже время всегда смогут прокормить свою семью. Юноши, которым по душе забота о ближних, могут стать медработниками.

  • Машинист электропоезда
  • Организатор праздников
  • Организатор свадеб
  • Помощник машиниста
  • Промышленный альпинизм
  • Профессии безопасности
  • Профессии инженер КИПиА и слесарь КИПиА
  • Профессии производства
  • Профессии, связанные с автомобилями
  • Профессия – Шахтер
  • Профессия МЧС
  • Профессия автомеханика
  • Профессия автослесарь
  • Профессия автоэлектрик
  • Профессия агент
  • Профессия аппаратчик
  • Профессия бармен
  • Профессия бренд-менеджер
  • Профессия ведущий
  • Профессия водитель
  • Профессия дальнобойщик
  • Профессия дизайн
  • Профессия диспетчер
  • Профессия железнодорожник
  • Профессия зоотехник
  • Профессия зубной техник
  • Профессия каменщик
  • Профессия коммерсант
  • Профессия контролер
  • Профессия крановщик
  • Профессия кузнец
  • Профессия ландшафтный дизайнер
  • Профессия лесник
  • Профессия логист
  • Профессия маляр-штукатур
  • Профессия мастер строительных и отделочных работ
  • Профессия машинист
  • Профессия машинист крана
  • Профессия машинист локомотива
  • Профессия машинист поезда
  • Профессия металлург
  • Профессия механик
  • Профессия милиционер
  • Профессия монтажник
  • Профессия моряк
  • Профессия музыкант
  • Профессия наладчик
  • Профессия нефтяник
  • Профессия оператор
  • Профессия охотник
  • Профессия охрана
  • Профессия оценка
  • Профессия оценщик
  • Профессия плотник
  • Профессия пожарный
  • Профессия полицейский
  • Профессия портной
  • Профессия сварщик
  • Профессия связист
  • Профессия слесарь
  • Профессия спасатель
  • Профессия станочник.
  • Профессия столяр
  • Профессия строитель
  • Профессия стропальщик
  • Профессия техник
  • Профессия токарь
  • Профессия тракторист машинист
  • Профессия тренер
  • Профессия фельдшер
  • Профессия фермер
  • Профессия формовщик
  • Профессия фотограф
  • Профессия футболист
  • Профессия электрик
  • Профессия электрогазосварщик
  • Профессия электромонтер
  • Профессия ювелир
  • Профессия – супервайзер
  • Свадебный ведущий
  • Слесарь как профессия
  • Сложная, но интересная профессия механик
  • Спорт как профессия
  • Тамада – стиль жизни или состояние души
  • Техник как профессия

Юношам будут интересны технические специальности, где они смогут в полной мере раскрыть свой потенциал. Автомеханик, слесарь, сварщик не требуют высшего образования, но в тоже время всегда смогут прокормить свою семью. Юноши, которым по душе забота о ближних, могут стать медработниками.

Где можно рассчитывать на социальные льготы

Если вы желаете не только предсказуемой карьеры, но и дополнительных социальных льгот и привилегий, рассмотрите варианты работы в государственных структурах или компаниях, принадлежащих государству. Так, например, военные и работники силовых структур, при определенных условиях и выслуге лет могут получить от государства собственное жилье. Кроме этого им оплачивается удлиненный отпуск, стоимость проезда к месту отдыха, а также они получают повышенные пенсии. Большинство сотрудников силовых структур могут заработать и жилье, и пенсии уже к 45 годам. А дальше, имея подобный доход от государства, уже заниматься всем, чем пожелает душа.

Работники РЖД также имеют определенные бонусы и льготы. Им также оплачивается проезд к месту отдыха, у них есть собственные санатории и дома отдыха, насыщенная развлекательная жизнь, собственные детские садики, куда сотрудники могут отдавать своих детей. Единственный минус, на начальных должностях там довольно низкие зарплаты. Но по мере, карьерного и профессионального роста доход и привилегии растут.

Отличные условия труда в компаниях, типа Газпрома. При чём не обязательно идти работать в офис, их работники на производственных участках зарабатывают очень хорошие деньги. Особенно те, кто ездит работать вахтой на северные и удаленные месторождения. Если вас не пугает проводить по 15-30 дней подряд на Северах, это отличный выбор.

Большой социальный пакет обычно предоставляют средние и крупные IT-компании. Дело в том, что им приходится бороться за профессиональные кадры, особенно за программистов. Поэтому часто, они не только платят высокие зарплаты, но и предоставляют абонементы на фитнес, изучение иностранных языков, а также расширенное медицинское страхование. Часто сотрудники IT-компаний имеют возможность брать беспроцентные займы на приобретение жилья, что в несколько раз выгоднее стандартной ипотеки.


Есть много вариантов занятости, подразумевающих свободный график жизни. Чаще всего его могут позволить себе люди, связанные с информационными технологиями и дизайном, организацией мероприятий и свадеб, частные специалисты в области строительства и ремонта, психологи и адвокаты, артисты и музыканты.

Профессии после 9 класса для девушек

Помня об особенной женской роли как жены, мамы и в то же время профессионала, предлагаем список востребованных профессий после 9 класса, в которых женщинам работать интересно и комфортно. Если девушка пойдет учиться на эти специальности, то они ей пригодятся как в работе, так и в повседневной жизни:

    oМедсестра
    oПедагог дошкольного и дополнительного образования
    oПовар, кондитер
    oКопирайтер
    oСтюардесса
    oДизайнер
    oАктер, артист, певец
    oСтилист-парикмахер
    oКосметолог
    oВетеринар

    oМедсестра
    oПедагог дошкольного и дополнительного образования
    oПовар, кондитер
    oКопирайтер
    oСтюардесса
    oДизайнер
    oАктер, артист, певец
    oСтилист-парикмахер
    oКосметолог
    oВетеринар

Список профессий после 9 класса для девушек и мальчиков

Ни для кого не секрет, что каждый девятиклассник задумывается о грядущей профессии, куда пойти учиться, чтобы в будущем иметь хорошую зарплату.

В этой статье мы порекомендуем вам несколько вариантов, которые, надеемся, покажутся интересными.

Не забываем и о времени обучения, так как не каждый хочет учиться профессии 5 лет. Эту проблему могут решить разные техникумы, колледжи, училища, в которых этот срок составляет около 3 лет.


Юрист – это профессионал, который отлично знает и применяет законы.

Гуманитарные

Поговорим о том, какую профессию выбрать после 9 класса, если ты хочешь реализоваться в гуманитарной сфере.

  1. Воспитатель в детском саду

Ты станешь профессиональным педагогом и будешь заниматься дошкольниками до 7 лет, их развитием и воспитанием. Для этого нужны такие качества как:

  • ответственность;
  • терпение;
  • умение сопереживать;
  • и, конечно, нужно любить детей.

Воспитатель помогает детям социально адаптироваться в детском коллективе, следит за их физическим и психическим здоровьем, применяет в работе педагогические методики по развитию речи, памяти и мелкой моторики рук.

  1. Няня
Читайте также:  Эффективность вторичной занятости и сравнение оценивающих методик

Няня, подобно воспитателю детского сада, занимается развитием ребенка – играет с ним, выполняет задания творческого характера, читает книжки, гуляет, а также кормит его, умывает и переодевает.

ВНИМАНИЕ! Иногда в условиях договора работы няней прописаны дополнительные обязанности: уборка помещения, закупка продуктов и приготовление еды для ребенка.

  1. Библиотекарь

Бытует мнение, что библиотекарь только и делает, что обслуживает посетителей и помогает им выбрать книгу или периодический журнал — но это не так.

Кроме этого, он занимается созданием каталогов, комплектует библиотечный фонд, проводит тематические мероприятия для детей и взрослых.

  1. Гид, экскурсовод

Интересная профессия, благодаря которой ты сможешь:

  • водить людей на экскурсии по различным туристическим объектам или маршрутам;
  • знакомить туристов с достопримечательностями;
  • рассказывать истории появления разных экспонатов.
  1. Социальный педагог

Эта профессия направлена на создание благоприятных условий для развития детей.

Социальный педагог защищает права ребенка, помогает наладить отношения подростков с семьей, организует необходимую коррекционную и воспитательную работу с детьми и, при необходимости, с их родителями.

  • водить людей на экскурсии по различным туристическим объектам или маршрутам;
  • знакомить туристов с достопримечательностями;
  • рассказывать истории появления разных экспонатов.
  1. Социальный педагог

Какие существуют профессии после 9 класса для парней?

Границы между женскими и мужскими профессиями стерты, но еще существует несколько направлений деятельности, просто созданных для парней:

  • токарь. Рабочая профессия, подразумевающая труд за токарным станком и обработку различных деталей. Может быть карусельщиком, винторезщиком, расточником или универсалом. От специализации зависит оклад, ведь обычный токарь получает около 45000 руб. в месяц, оклад карусельщика может превышать 70000 руб.;
  • водопроводчик-сантехник. Выполняет монтаж, ремонт, устранение аварийных ситуаций систем водоснабжения и отопления, иного санитарно-технического оборудования. Сантехники работают в ЖКХ, также взаимодействуют с частными клиентами, в последнем случае прибыль самая высокая. Оклад этих специалистов превышает 35000 руб.;
  • повар. Профессию преимущественно выбирают мужчины. Работая, они занимаются приготовлением первых, вторых блюд, десертов, напитков, используя установленную рецептуру. Могут трудиться в ресторанах и кафе, работать на выездных мероприятиях, их оклад превышает 30000 руб.

Совет! Если вы хотите работать в более творческой сфере, то можете выбрать профессию конструктора-модельера. Успеха в этой отрасли добились Кристиан Диор, Валентино Гаравани, Джон Гальяно, Вячеслав Зайцев. Модельеры занимаются созданием новых видов одежды и обуви, они хорошо рисуют, разбираются в видах тканей, фурнитуры. На первых этапах молодой модельер претендует на зарплату до 25000 руб., после получения опыта размер ставки увеличивается до 80000 руб. и более.

Сегодня лидирующие позиции занимает удаленная работа, для которой важны лишь ваши знания и грамотность, а не возраст или наличие диплома:

Отличие колледжей от других учебных заведений

Колледж – это средне-специальное учебное заведение, в котором готовят специалистов и практиков среднего звена практически по всем популярным направлениям – аграрное, гуманитарное, экономическое, финансовое, юридическое, медицинское, театральное и т.д. Обучение в среднем продолжается 3-4 года.

В колледж можно поступать как на базе среднего образования (после 9 классов), так и после получения полного среднего образования – после 11 классов. После окончания учебного заведения студенты получают дипломы о среднем профессиональном образовании и определенную квалификацию. Студенты могут смело идти на работу либо продолжить обучение в ВУЗе, поступив сразу на второй курс. Колледжи в основном являются структурными подразделениями ВУЗов, и они ориентированы на успешное поступление студентов в их заведения. В отличие от техникумов, занятия организованы по вузовской системе, учебный год разделен на семестры, есть сессии, лекции, практикумы и семинары.

В колледж можно поступать как на базе среднего образования (после 9 классов), так и после получения полного среднего образования – после 11 классов. После окончания учебного заведения студенты получают дипломы о среднем профессиональном образовании и определенную квалификацию. Студенты могут смело идти на работу либо продолжить обучение в ВУЗе, поступив сразу на второй курс. Колледжи в основном являются структурными подразделениями ВУЗов, и они ориентированы на успешное поступление студентов в их заведения. В отличие от техникумов, занятия организованы по вузовской системе, учебный год разделен на семестры, есть сессии, лекции, практикумы и семинары.

Виды учебных заведений

Если по каким-либо причинам принято решение получить после 9 лет обучения в школе среднее специальное образование, нужно выбрать подходящее учебное заведение.

Между колледжем, училищем и техникумом существуют различия:

  1. Училище – это учебное заведение, которое дает начальное профессиональное образование. В соответствии с новым законодательством училища преобразуются в техникумы или колледжи либо в их филиалы. Как самостоятельные учебные заведения училища прекращают свое существование.
  2. Колледж – это среднее специальное учебное заведение (ССУЗ), которое предоставляет возможность получения среднего полного образования по углубленной программе в сочетании с получением специальности. Программа обучения в колледжах разрабатывается таким образом, что получению теоретических знаний отводится больше времени, чем усвоению практических навыков. Срок обучения после 9 класса приблизительно 4 года. Учебный процесс организован по схеме ВУЗа.
  3. Техникум отличается от колледжа отсутствием углубленной программы обучения. Основное внимание уделяется получению практических навыков будущей работы. Срок обучения в техникуме около 3-х лет. Учебный процесс организован по школьному типу.

Выбор учебного заведения при поступлении на базе неполного среднего образования зависит, главным образом, от того, будет ли оно промежуточным звеном между школой и ВУЗом, или после получения диплома начнется трудовая деятельность.

В первом случае поступать нужно в колледж, особенно если он является структурным подразделением того ВУЗа, в котором планируется дальнейшая учеба. В этом случае выпускники колледжа смогут продолжить обучение в ВУЗе по ускоренной программе.

Важно! После окончания колледжа обучаться в ВУЗе можно по ускоренной программе при условии поступления на ту же или смежную с ней специальность.

Во втором случае после получения неполного среднего образования выгоднее пойти учиться в техникум. Это позволит сэкономить время и деньги.

Если, выбирая специальность, на какую пойти учиться с неполным средним образованием, подросток останавливается на престижной работе, например, юриста или экономиста, то нужно в будущем ориентироваться на получение высшего образования.

Именно специалистам с дипломами ВУЗов работодатели отдают предпочтение при устройстве на работу. Соответственно, этим детям желательно поступать в колледж.

А, например, для работы парикмахером или сварщиком получение диплома ВУЗа не является столь необходимым. Поэтому в этих случаях обучаться после получения неполного среднего образования можно и в техникуме.

  1. Училище – это учебное заведение, которое дает начальное профессиональное образование. В соответствии с новым законодательством училища преобразуются в техникумы или колледжи либо в их филиалы. Как самостоятельные учебные заведения училища прекращают свое существование.
  2. Колледж – это среднее специальное учебное заведение (ССУЗ), которое предоставляет возможность получения среднего полного образования по углубленной программе в сочетании с получением специальности. Программа обучения в колледжах разрабатывается таким образом, что получению теоретических знаний отводится больше времени, чем усвоению практических навыков. Срок обучения после 9 класса приблизительно 4 года. Учебный процесс организован по схеме ВУЗа.
  3. Техникум отличается от колледжа отсутствием углубленной программы обучения. Основное внимание уделяется получению практических навыков будущей работы. Срок обучения в техникуме около 3-х лет. Учебный процесс организован по школьному типу.

Цифра идет по следу

Как рассказали “РГ” в Университете 20.35, перечень был сформирован на основе опроса, в котором участвовали более 9 тысяч предприятий и организаций из всех регионов России. А в Национальном агентстве по развитию квалификаций (НАРК) уточнили: первый подобный список появился в 2015 году, но с тех пор произошли серьезные изменения на рынке труда, не учесть которые невозможно.

– В марте 2020 года президент дал поручение регулярно обновлять этот список, чтобы система профобразования оперативно подстраивалась под запросы рынка, – рассказала “РГ” заместитель гендиректора НАРК Алла Факторович. – Новый перечень обновлен примерно на треть. Причем, серьезно обновился состав профессий, связанных с информационными технологиями. Эта сфера обновляется быстрее всех, и именно она задает ориентиры для всей системы подготовки кадров.

Например, в списке под пунктом 31 в группе “Специалист по информационным системам и программированию” появилась такая профессия, как “Специалист по сбору цифрового следа”. Собственно и сам перечень уже был сформирован на основе “цифрового следа” – данных о 150 миллионах вакансий и резюме.

Кстати, уже подготовлен и первый в мире профстандарт специалиста по цифровому следу.

– Профстандарт специалиста по цифровому следу разработан с помощью автоматизированных алгоритмов Цифровой модели компетенций, – рассказал “РГ” руководитель дирекции сервисов “Развитие на основе данных” Университета 20.35 Андрей Комиссаров. – По сути, это “стандарт будущего”, который в полной мере отражает основные тренды развития IT-направлений и работы с данными в мире. Это единственный существующий на данный момент в мире профстандарт, который описывает в рамках единой модели работу с цифровым следом как людей, так и “человеко-машинных” систем и полностью машинных систем типа интернета вещей.

Где будут востребованы такие профессионалы? По словам Андрея Комиссарова, эти знания и умения пригодятся для решения производственных и образовательных задач, а также в HR-сфере.

Что еще интересного в новом перечне профессий? Кое-где изменились названия. Например, если раньше был просто “специалист по работе с архивами и документооборотом”, то теперь в названии уточняется: “по работе с архивами, в том числе и электронными”.

Читайте также:  Как пройти собеседование на работу: правильные действия и ошибки

Каких еще специалистов теперь будут готовить в приоритетном порядке колледжи и техникумы? В топ-50 попали агроном, оператор беспилотных летательных систем,специалист по гостеприимству, специалист по обслуживанию роботизированного производства, промышленный дизайнер, сварщик и другие.

– Еще одна особенность нового списка в том, что там нашли свое место профессии социальной сферы, – отмечает Алла Факторович. – В прошлом варианте в основном был ориентир на технологичные специальности. В новом варианте появились так называемые вечные профессии, те, без которых не может развиваться ни одно общество. Это и медсестра, и фельдшер, и специалист по воспитанию. И в целом, в документе выдержан баланс между высокотехнологичными и социально-ориентированными, важными для благосостояния и здоровья нации профессиями.

На основе нового перечня профессий будут вноситься изменения и в федеральный государственный образовательный стандарт, и в образовательные программы СПО так, чтобы подготовка велась на соответствующем уровне.

Например, в списке под пунктом 31 в группе “Специалист по информационным системам и программированию” появилась такая профессия, как “Специалист по сбору цифрового следа”. Собственно и сам перечень уже был сформирован на основе “цифрового следа” – данных о 150 миллионах вакансий и резюме.

Виды заведений

Если предстоит выбор, на кого пойти учиться после 9 класса, то важно правильно подобрать учебное заведение. Существует несколько видов:

  • Училище.
  • Колледж.
  • Техникум.

Между ними есть различия, хотя немногие о них знают. Так, например, училище — это то место, где человек получает начальное профессиональное образование. Однако по новым законам, училища переформируют в техникумы и колледжи. Как отдельное учебное учреждение, они прекращают свою деятельность.

В российской системе образования колледжем именуется среднее профессиональное учебное учреждение, в котором студент получает полное среднее образование по углубленной программе, а также приобретает специальность. Обучение в них больше происходит по теоретической базе, а не по практической. Срок обучения обычно составляет четыре года. Учебный процесс схож с вузовским.

В техникуме упор делается на получение практического опыта. В отличие от колледжа, здесь присутствует лишь базовая программа обучения. Учат студентов здесь около трех лет. Учебный процесс похож на школьный.

Выбор типа учебного учреждения зависит в основном от того, будет ли оно промежуточным этапом между школой и Высшим учебным заведением или же человек сразу пойдет работать.

В первом случае лучшим выбором будет колледж. А если он находится на базе вуза, то после него можно поступить на бакалавриат. Можно даже пройти программу по ускоренной схеме. Стоит отметить, что учиться по ускоренной схеме можно, если человек поступает на ту же специальность или выбирает смежную.

Если в ближайшем будущем учебы в университете или институте не планируется, то лучше всего пойти учиться в техникум. Это сэкономит и время, и деньги.

Если будущий студент хочет получить престижную и высокооплачиваемую профессию, например, программиста, юриста и экономиста, то ему желательно нужно поступать после среднего специального заведения в вуз. Дело в том, что сейчас все больше работодателей отдают предпочтение кандидатам с высшим образованием.

Можно выбрать подходящую специальность в колледже, после 9 класса поступить в это учебное заведение, а затем из него поступить уже в вуз.

Однако если подросток желает стать, к примеру, сварщиком, слесарем или кондитером, то для него диплом вуза не является необходимым. Так что в этом случае после школы лучше поступать в техникум.

Помимо дизайна, к творческим гуманитарным направлениям можно отнести профессию музыканта, швеи, хореографа, стилиста. В некоторой степени специальности кузнеца и столяра являются творческими, ведь нужно иметь не только технические навыки, но и художественный вкус.

Почему получение образования в колледжах становится популярным?

Колледж – учебное заведение для молодых людей, желающих освоить рабочую профессию и стать специалистом среднего звена.

Популярность колледжей начала активно расти после внедрения с систему среднего профессионального образования новых образовательных стандартов по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. N 831 “Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования”).

Как отмечается в приказе, данные новшества связаны с развитием новых рынков и инновационных технологий, цифровизацией экономики и социальными инновациями.

Какие есть специальности в колледжах?

Бесспорными конкурентными преимуществами колледжей по сравнению с университетами являются:

  • Доступность. Получить образование в колледже можно абсолютно бесплатно, ведь прием туда осуществляется практически без конкурса. Некоторые колледжи, правда, проводят конкурсы аттестатов, где отличный аттестат может быть вашим золотым билетом в профессиональное образование. Большинство колледжей выделяют бюджетные места с учетом прогнозируемого количества выпускников 9 и 11 классов по востребованным в регионах профессиям и специальностям. Поэтому процесс зачисления в колледж является намного менее стрессовым мероприятием по сравнению с поступлением в вузы.
  • Практикоориентированность. Если студенты вузов начинают познавать всю прелесть выбранной профессии только к 3-4 курсу, то студенты колледжей могут похвастаться практически моментальным погружением в профессию. Колледж дает возможность проходить практику с самых первых дней обучения, так что по окончании колледжа у студента за плечами будет солидный опыт работы. А сейчас все чаще при приеме на работу работодателя интересуют фактические знания и опыт в конкретной отрасли, а не диплом.
  • Широкий выбор специальностей. В колледже можно получить практически любую профессию – от автомеханика до разработчика приложений. После окончания колледжа проще поступить в институт.
  • Доступность. Получить образование в колледже можно абсолютно бесплатно, ведь прием туда осуществляется практически без конкурса. Некоторые колледжи, правда, проводят конкурсы аттестатов, где отличный аттестат может быть вашим золотым билетом в профессиональное образование. Большинство колледжей выделяют бюджетные места с учетом прогнозируемого количества выпускников 9 и 11 классов по востребованным в регионах профессиям и специальностям. Поэтому процесс зачисления в колледж является намного менее стрессовым мероприятием по сравнению с поступлением в вузы.
  • Практикоориентированность. Если студенты вузов начинают познавать всю прелесть выбранной профессии только к 3-4 курсу, то студенты колледжей могут похвастаться практически моментальным погружением в профессию. Колледж дает возможность проходить практику с самых первых дней обучения, так что по окончании колледжа у студента за плечами будет солидный опыт работы. А сейчас все чаще при приеме на работу работодателя интересуют фактические знания и опыт в конкретной отрасли, а не диплом.
  • Широкий выбор специальностей. В колледже можно получить практически любую профессию – от автомеханика до разработчика приложений. После окончания колледжа проще поступить в институт.

Профессии после 9 класса для мальчиков и девушек

Молодые люди обычно предпочитают более классические и рабочие профессии руками, поэтому существует большое количество программ для парней в колледжах и техникумах, где обучают на таких специальностях:

  • сварщик;
  • токарь;
  • техник;
  • штукатур;
  • электрик;
  • строитель.

Стоит упомянуть, что эти профессии достаточно востребованы в современном мире и настоящего любителя своего дела ждёт успех.

Девушки предпочитают более творческие специальности, где можно проявить креативность и новый подход к вещам. Кроме этого, они не требуют таких физических усилий, как это было необходимо при мужских профессиях. Девушки могут поступать в колледж или техникум на такие специальности, как:

  • учитель;
  • визажист;
  • дизайнер;
  • парикмахер;
  • стилист;
  • фельдшер;
  • швея.

Такого рода профессии всегда будут востребованы, что гарантирует хорошие шансы на последующее трудоустройство и высокого уровня заработные платы. Единственное, на что стоит обратить внимание, это на творческий потенциал у ребёнка. Если подобные вещи даются с трудом, то вряд ли это будет хорошей идеей.


Молодые люди обычно предпочитают более классические и рабочие профессии руками, поэтому существует большое количество программ для парней в колледжах и техникумах, где обучают на таких специальностях:

Популярные профессии для мальчиков после 9 класса

«Не знаю какую профессию выбрать что делать», — думают многие школьники. Рассказываем про самые популярные и востребованные специальности.


Машинист — это специалист, управляющий различными видами транспорта. Так, чаще всего в техникумах учат на машинистов экскаватора, конвейера, поезда и электропоезда. Такая специальность обычно есть в автодорожных или железнодорожных техникумах.

Программирование

В средней и старшей школе можно осваивать основы программирования самостоятельно или пойти на ИТ-курсы . Но если нет сил ждать окончания школы, можно начать с колледжа, поступив после 9 класса на специальность «Программное обеспечение информационных технологий». Обычно ИТ-компании не сильно интересуются корочками соискателей, их интересуют реальные знания и умения, потенциал и желание развиваться. Во всяком случае, после колледжа будет проще поступить в вуз.

Если у тебя есть такие планы, изучи вопрос распределения , чтобы не попасть в ловушку обстоятельств


Заметил, что среди известных шеф-поваров много мужчин? И не странно, ведь это непростой труд, где нужна выдержка. Так что если помимо неё есть кулинарные способности, можно обеспечить себе рабочее место в сфере общепита. После 9 класса есть возможность поступить в колледж и выучиться на повара , кондитера или пекаря.

Ссылка на основную публикацию