Однополые браки и церковь, позиции католической, православной и других церквей

Жизнь10 церквей, которые
не преследуют гомосексуальность

И почему Библия не пособие по сексуальности

Текст: Елизавета Любавина

Постепенно однополые браки легализуют в разных точках мира. В Стокгольме, Барселоне, Тель-Авиве и других городах проходят красочные прайды, а по запросу «каминг-аут» в нашу ленту выпадают жизнеутверждающие посты. Свои шаги в сторону принятия разнообразия делает и церковь: папа Франциск публично задаётся вопросом «Кто я такой, чтобы судить геев?» и призывает христиан извиниться перед гомосексуалами, а Далай-Лама отвечает «Ок» на вопрос об однополых браках.

Конечно, церковь не была первым институтом, подхватившим волну трансформаций. Исторически она осуждала гомосексуалов и считала влечение к своему полу греховным. На то были разные причины: например, на протяжении веков в церкви доминировало представление, что допустим лишь секс, ведущий к деторождению.

Несмотря на то что крупные религиозные институты, будь то Русская православная церковь (РПЦ) или Римско-католическая церковь (РКЦ), придерживаются в целом консервативной политики, другие открываются изменениям. Принимать ЛГБТ-людей на равных позволяет аффирмативное богословие. Его нельзя назвать однородным или выделить как самостоятельное религиозное направление — речь скорее о принятии ЛГБТ-сообщества отдельными священниками или церквями. Степень принятия может быть разной: где-то ЛГБТ-прихожане вправе посещать церковь без условий и ограничений, где-то венчают однополые пары, а гомосексуалам позволено принимать сан священнослужителя. Так, Римско-католическая церковь готова принять гомосексуалов только с условием обязательного и своеобразного целибата: верующий гомосексуал обязан отказаться от однополых связей за три года до принятия сана. Конечно, в таком случае речь не идёт о полном принятии.

Консервативная традиция видит в строках из Левита или в истории Содома и Гоморры утверждение греховности гомосексуальности, но аффирмативные богословы предлагают альтернативу. Так, некоторые из них считают, что Библия осуждает не гомосексуальность саму по себе, а гомосексуальные изнасилования, храмовую проституцию или отдельные сексуальные акты, связанные с ритуальными практиками. Священник епископальной церкви США Сьюзен Рассел утверждает, что «использовать Библию как пособие по человеческой сексуальности бессмысленно в такой же степени, как использовать её же в качестве справочника по астрономии. Те, кто писал библейские тексты, не имел ни малейшего представления о науке, доказавшей, что Земля круглая и вращается вокруг Солнца. Точно так же они не имели ни малейшего представления о природе гомосексуальности».

Для многих церквей вопрос об отношении к ЛГБТ — один из самых дискуссионных. В российском контексте ответ на него, казалось бы, однозначен: у нас очень сильны гомофобные настроения, и обоснование им многие стремятся найти именно в религиозных предписаниях. Русская православная церковь выступает против однополых отношений, но и в России можно встретить священнослужителей, выступающих против гомофобии и травли. «Ксенофобия, гомофобные высказывания, всякого рода фобии — это свидетельство прежде всего нехристианина и недостатка в нём христианской любви и христианской веры. А такой недостаток ощущается в том числе и у священнослужителей», — отмечает в интервью протоиерей Георгий Митрофанов.

Рассказываем о зарубежных примерах дружественного отношения к ЛГБТ в церкви и о российских церквях, где люди вне зависимости от их ориентации не встретят осуждения.

Метропольная общинная церковь

Основана в 1968 году, действует в 37 странах

Метропольная общинная церковь стала первой, признавшей духовные потребности ЛГБТ-сообщества: она всегда выступала за брачное равноправие, не отвергала однополые пары и видела свою миссию в помощи ЛГБТ-верующим. Сегодня эта протестантская церковь насчитывает двести двадцать две общины в тридцати семи странах мира, большинство из которых — в Америке и Канаде. Неудивительно: 59 % ЛГБТ-американцев так или иначе связаны с религиозной традицией, а 48 % из них — христиане.

Церковь много раз подвергалась нападкам из-за либеральной позиции. Её основатель, преподобный Трой Перри, провёл первый в США обряд бракосочетания однополой пары в 1968 году и поднял вопрос о легализации таких союзов. Эти события нашли отражение в кино: церковь фигурирует в фильме «Молитвы за Бобби», а документальный фильм «Зови меня Трой» рассказывает о жизни её основателя.

Объединённая церковь Христа

Основана в 1957 году, действует в США

В 2005 году Объединённая церковь Христа приняла резолюцию, позволяющую проводить обряды бракосочетания для однополых пар — она носит рекомендательный характер для приходов церкви. Объединённая церковь Христа давно выступает за права ЛГБТ-сообщества и возводит в сан открытых гомосексуалов и трансгендерных людей; женщины тоже допускаются к служению.

В 2015 году в одном из приходов Объединённой церкви Христа в Северной Каролине, Wedgewood church, вандалы оставили на дверях гомофобные надписи — священнослужители и прихожане закрасили их, изобразив на дверях радужный флаг.

Ассоциация христианских евхаристических общин

Основана в 2015 году, входит в состав Кельтской церкви Германии, есть общины в Санкт-Петербурге, Самаре, Иркутске и Тутаеве

В России можно найти отдельных священников, принимающих ЛГБТ-сообщество, общины или церкви, следующие катакомбной традиции (то есть отказывающиеся следовать официальному курсу церкви). Ассоциация христианских евхаристических общин (ACEC) официально поддерживает ЛГБТ: церковь принимает всех прихожан на равных, женщинам и гомосексуалам позволено становиться священнослужителями. В России ассоциация насчитывает пять общин. Не так давно церковь подняла вопрос о благословении однополых союзов — каждая община приняла решение для себя.

Священник Александр Хмелев в Санкт-Петербургской общине готов благословлять однополые пары. Александр перешёл в ACEC из Истинно-православной церкви: несмотря на то, что в церкви было много гомосексуалов, священнослужители вынуждены были скрывать свою ориентацию. Александру надоело прятаться, и в 2015 году он сделал каминг-аут в соцсетях.

Священник считает, что при трактовке Библии необходимо учитывать исторический контекст. Так, он полагает, что речь в тексте шла о ритуальных практиках. «Эти ритуалы совершались без любви к партнёру. К тому же их проводили гетеросексуалы: однополый секс они практиковали в качестве ритуала или наказания, надругательства. В своём Послании к римлянам апостол Павел удивляется, почему гетеросексуалы практиковали не свою природу. То есть текст осуждает попытку человека пойти против своей природы, какой бы она ни была», — говорит Александр Хмелев.

Лютеранская церковь Швеции

Образована примерно в десятом веке

Церковь Швеции не считает гомосексуальность грехом и с 2009 года проводит обряды бракосочетания однополых пар. Более того, церковь допускает к служению женщин и гомосексуалов, а епископом диоцеза Стокгольма сейчас служит открытая лесбиянка Ева Брунне. Она участвует в прайдах, а девизом при принятии сана епископа выбрала цитату из послания Иакова 2:1 «Невзирая на лица». Либеральная позиция характерна и для других лютеранских церквей в скандинавских странах: однополые пары венчают в Дании, Норвегии и Исландии.

«Nuntiare
et Recreare»

Основано в 2000 году, действует в Санкт-Петербурге

Аффирмативное богословие в России продвигают христианская община «Свет мира» в Москве и ЛГБТ-служение «Nuntiare et Recreare» в Санкт-Петербурге. Община «Свет мира» проводит встречи для ЛГБТ-верующих всех конфессий. ЛГБТ-служение в Санкт-Петербурге организует встречи, проводит тренинги и мастер-классы по вопросам гендера, сексуальности и религии, издаёт книги — например, сборник статей «Гомосексуальность и христианство в XXI веке» — и оказывает психологическую помощь ЛГБТ-людям: комьюнити-центр сотрудничает с профессиональными психологами. Они работают в том числе и с синдромом религиозной травмы: многие ЛГБТ-верующие сталкиваются с серьёзным осуждением со стороны церкви, что чревато психологическими проблемами.

Координатор ЛГБТ-служения «Nuntiare et Recreare» Татьяна Лехаткова обращает внимание на то, что мужские гомосексуальные практики, о которых идёт речь в Библии, могли служить средством установления иерархии, как, например, было в Месопотамии. Это расценивалось как акт унижения. «В истории Содома речь идёт как раз об акте насилия. Город был осуждён за гордыню и презрение к бедным, как написано в книге пророка Иезекииля», — считает Татьяна.

Помимо истории Содома, гомосексуальные практики упоминаются ещё в ряде фрагментов Библии: в Левите (20:13) и в посланиях апостола Павла к римлянам (1:26-27), Первом послании Титу (1:10) и коринфянам (6:9-10), рассказывает координатор «Nuntiare et Recreare». И важно учесть, что это именно письма, адресованные конкретным людям и общинам, — мы не знаем, в каком контексте и по какому поводу они были написаны, поэтому не всегда можем оценить их значение.

В служении напоминают, что всегда были и трудности перевода: по одной из версий, само слово «мужеложество» — результат непонимания сложного неологизма апостола Павла. Существуют и альтернативные переводы фразы из книги Левит, где речь о гомосексуальности не идёт. К тому же любой переводчик смотрит на текст сквозь оптику своей культуры.

«Всей истины мы не узнаем. Любая метафора может раскрываться по-разному, поэтому не нужно прочитывать текст буквально. Многие гомосексуалы находят поддержку в сюжетах про Давида и Ионафана или про Руфь и Ноеминь. Важно то, что эти истории вызывают в нас отклик и позволяют находить новые слова для выражения любви. Очевидно, что если два человека любят друг друга — живут вместе, проявляют заботу, то есть делают всё то, что и гетеросексуальные пары, это не может быть плохо. Ведь к этому нас и призывает Библия: к любви, нежности и заботе», — говорит Татьяна Лехаткова.

Евангелическая церковь в Германии

Образована в 1933 году, объединяет двадцать региональных церквей

Недавно парламент Германии одобрил законопроект об однополых браках. Евангелическая церковь страны тоже признаёт моногамные гомосексуальные союзы — более того, гомосексуальность не является препятствием и для возведения в сан священника.

Евангелическая церковь — это объединение двадцати региональных церквей. Единого решения по ЛГБТ-повестке у церкви нет, есть только рекомендации для служителей, допускающие любые формы семейных отношений: в отдельных землях священники могут обвенчать однополую пару, в других регионах речь идёт только о благословении, но не о полноценном обряде бракосочетания. Если же священник не готов провести обряд, ему следует предложить паре альтернативу, то есть посоветовать пастора, который сможет обвенчать партнёров.

Апостольская православная церковь

Образована в 2000 году, есть общины в России, Белоруссии и на Украине

Апостольская православная церковь (АПЦ) следует катакомбной традиции. Епископ АПЦ Григорий Михнов-Вайтенко говорит, что церковь должна принимать всех прихожан без исключения, независимо от цвета кожи, политических пристрастий или сексуальной ориентации. «В разные времена в повестку формально входили другие вопросы: можно ли принимать рабов без согласия их хозяев? Можно ли принять женщину, если муж против? Постепенно общество и церковь с этими вопросами справлялись. Сейчас наиболее актуальной кажется ЛГБТ-повестка. Но со временем, лет через пятьдесят, и этот вопрос решится путём естественного развития. Исключать и отталкивать людей — это всегда неправильно. Человечеству нужно привыкать к мысли, что единой для всех нормы не существует», — поясняет свою позицию епископ.

По вопросу однополых браков у АПЦ пока не сформирована общая позиция, но епископ полагает, что это надо сделать. Решать этот вопрос Григорий Михнов-Вайтенко предлагает внутри общины и без вмешательства государства.

Прямых указаний на гомосексуальность как преступление в Библии он не видит. «Очевидно, что такая вариация человеческих отношений существовала всегда, но могла не приниматься обществом: выполнять изначальное библейское повеление „плодитесь и размножайтесь“ в однополом союзе было невозможно до появления современных репродуктивных технологий. Но, мне кажется, не стоит привлекать Библию как окончательный и бесповоротный источник: человечество развивается, появляются новые технологии. Мне же сейчас куда более опасным кажется легкомысленное отношение к другим людям, нежели искренняя верность и крепкий союз, если люди определяют свои предпочтения как гомосексуальные», — полагает епископ.

Украинская автокефальная православная церковь

Была провозглашена на Украине в 1920 году, есть епархии по всей Украине, а также Западноевропейский экзархат

Священник Украинской автокефальной православной церкви Яков Кротов публично высказывается в поддержку ЛГБТ-сообщества и осуждает гомофобию. Отец Яков писал, что «пример ЛГБТ блистательно выявляет неумение большинства христиан понимать Священное Писание», а попытки «излечить» гомосексуала или запретить «пропаганду» — это заблуждение. Священник указывает на то, что Библия не осуждает гомосексуальность — в те времена не было даже самого понятия, — и утверждает, что естественное поведение не может быть греховным.

Фонд Аль-Фатиха и Организация мусульман за прогрессивные ценности

Фонд основан в 1998 году в США, действует во многих странах мира

Организация основана в 2007 в США, действует во многих странах мира

Либеральный ислам считает, что именно в толерантности и равенстве заключается основа религии. Фонд Аль-Фатиха, международная мусульманская ЛГБТ-организация, основанная Фейсалом Аламом, выступает за права гомосексуальных мусульман и против бинарных представлений о гендерной идентичности. Либеральные взгляды разделяет и Организация мусульман за прогрессивные ценности. Постепенно в Европе появляются инклюзивные мечети: они открыты для всех, включая мусульман из ЛГБТ-сообщества. Женщинам дозволяется молиться вместе с мужчинами и самим вести молитвы.

Основательница подобной мечети в Берлине Сейран Атеш видит своей целью обновление ислама и открывает двери мечети для всех без ограничений. Во Франции открытую для ЛГБТ-мусульман мечеть основал гомосексуальный имам Людовик-Мохаммед Захед. Правда, в некоторых странах поддерживать ЛГБТ мусульманам рискованно: иранскому мулле, тайно проводившему однополые бракосочетания, пришлось бежать из страны из-за смертельных угроз.

Реформистский иудаизм

Возник в Германии в двадцатые годы XIX века, после чего распространился в Европе и США

Реформистский иудаизм считается самым либеральным и в целом толерантно относится к гомосексуальности: центральная конференция американских раввинов признала возможным бракосочетание однополой еврейской пары. Впрочем, вопрос об однополых браках и позволении гомосексуалу служить раввином остаётся на усмотрение каждой общины. Реформистское направление пересматривает и роль женщины: общину прогрессивного иудаизма «Шаарей Шалом» в Санкт-Петербурге возглавляет раввин Елена Рубинштейн.

Тем не менее вопрос об однополых браках в России всё ещё вызывает споры. В 2006 года экс-раввин Нелли Шульман провела обряд бракосочетания для лесбийской пары, что вызвало скандал в иудейской среде. Не одобрил поступок Шульман даже Зиновий Коган, бывший на тот момент главой реформистов.

Церковь и однополые браки

Ирина Лагунина: Все больше стран в последние годы разрешает однополые браки. Но если по поводу гражданских союзов рано или поздно удается достигнуть
согласия, то церковное благословение геев и лесбиянок до сих пор вызывает самые ожесточенные споры. Почему? Над темой работала Татьяна Вольтская.

Татьяна Вольтская: Громкий скандал разразился летом 2008 года в Англиканской церкви, когда в одной из самых старых церквей Англии – церкви Великого Святого Варфоломея – в соответствии со всеми традициями церковного свадебного обряда прошло венчание двух священников, перед этим
заключивших гражданский союз, доступный британским геям и лесбиянкам с декабря 2005 года. Представитель Англиканской церкви Лу Хендерсон расценил это как «серьезное нарушение правил одним человеком или
группой лиц». Но все-таки церковные браки между геями и лесбиянками совершаются в разных странах, скандалы и споры по этому поводу не утихают. По закону, принятому шведским парламентом, с 1 мая в этой стране официально разрешены однополые браки, геи и лесбиянки при
желании могут и венчаться, но все же церковные приходы имеют право отказать им в совершении обряда. Ортодоксальные же церкви до сих пор твердо придерживаются традиции, не допуская геев и лесбиянок к
церковным обрядам. Геи и лесбиянки, как правило, считают, что служители культа не правы. Петербургская общественная организация «Выход» объединяет
ЛГБТ-сообщество – лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров и дружественных гетеросексуалов, ее пресс-секретарь, культуролог Валерий Созаев обосновывает свое мнение начет однополых браков, исходя из своего прочтения Библии.

Валерий Созаев: В Библии содержится 372 предостережения гетеросексуалам и всего 6 предостережений гомосексуалам. И вовсе не потому, что Бог меньше любит, соответственно, гомосексуалов, а просто за гетеросексуалами надо больше присматривать. Но это из разряда шуток. Если говорить о тексте и о фактах. Во-первых, давайте будем брать те оригинальные тексты, которые написаны на арамейском, на греческом. Так вот, ведущие библиисты современности говорят, что нельзя говорить однозначно о том, что те фрагменты, которые присутствуют в библейских текстах, именно антигомосексуальны. История Содома и Гоморры к гомосексуальности вообще не имеет никакого отношения. Это нарушение традиционного закона гостеприимства.

Татьяна Вольтская: Там ангелы когда пришли, у них было прекрасное лицо и они в доме Лота жили, а жители развращенные сказали: выведи их к нам, мы познаем их.

Валерий Созаев: По поводу познания. Когда любой человек, независимо от его сексуальной ориентации, собирается на оргию, то, вероятно, детей он с собой брать не будет. В тексте о Содоме и Гоморре мы читаем, что собрались все от мала до велика, то есть дети там тоже были. Во-вторых, по поводу познания. В Библии есть очень много интересных вещей. Например, Давид познал Бога, Бог познал Давида. Это познание сексуальное? То есть мы не можем трактовать именно слово познание в сексуальном контексте.

Татьяна Вольтская: Очень часто: он познал, и она зачала.

Валерий Созаев: Это разные слова. На древнеарамейском они означают разный смысл. И здесь совершенно не было сексуального смысла в отношении этих ангелов, которые пришли в Содом и Гоморру. И еще очень важно, когда в Новом завете и в более поздних книгах Ветхого завета говорится о грехе Содома и Гоморру, там говорится о том, что они были злоречивые, жадные, разбойники, негостеприимные. Но сексуальной распущенности, гомосексуальности не перечисляется. Второй момент, по поводу Левита: не ложись с мужчиной как с женщиной. Все прекрасно помнят этот момент – проклят, побить камнями и так далее. В этих же книгах говорится о том, что побить камнями всех тех, кто носит одежду, принадлежащую другому полу. Вы в брюках сегодня, вас нужно побить камнями. Необходимо побить камнями всех тех, кто носит одежду из смешенных тканей. То есть никто не спорит с тем, что какие-то заповеди, данные конкретному еврейскому народу в конкретный исторический период времени устарели. Заповедь о том, что мужчина не может вступать в сексуальные отношения с другим мужчиной, она точно так же устарела. Практически все направления иудаизма, за исключением ортодоксального, признают, во-первых, священство гомосексуальное, отдельные геи могут становиться раввинами. Во-вторых, они совершают благословение однополых браков, за исключением наиболее радикальных фундаменталистов. С мусульманами плохо и плохо еще немножечко с Новым заветом.
Во-первых, Иисус Христос никогда ни разу ничего не говорил о гомосексуальности. Он много раз говорил о гетеросексуальной распущенности, о гомосексуальности ничего не говорил. Все высказывания, относящиеся к запрету гомосексуальных отношений, апостол Павел. И здесь то же самое, у нас возникает проблема перевода. Вот это слово, которое у нас переводится на русский язык как мужеложство, это слово придумано самим Павлом, его нет в греческом языке. Что Павел имел в виду, никто не знает. Современные библиисты очень часто говорят о том, что под словом мужеложство он имел в виду проституцию, причем в широком смысле, как мужскую проституцию, так и женскую проституцию. Очень часто любят цитировать послание к римлянам, где говорится о том, что мужчины извратили естественное употребление противоположного пола на употребление своего пола. И про женщин тоже первый раз встречается упоминание о лесбиянках как бы. Если мы будем смотреть, Павел там ставит несколько в иную последовательность. Он говорит, что поскольку римляне были язычниками, соответственно, они не поклонялись истинному богу, то за это Бог предал их превратному уму и они стали практиковать гомосексуальные отношения. То есть таким образом получается, что сам Бог предал римлян практиковать гомосексуальные отношения. В таком случае, если это сотворил Бог с людьми, как можно их осуждать?

Читайте также:  Вакансии и работа в ОАЭ для русских, украинцев и белорусов в 2020 году

Татьяна Вольтская: А вот мнение историка, профессора Петербургской Духовной академии протоиерея Георгия Митрофанова.

Георгий Митрофанов: Пытаясь Священным писанием обосновать гомосексуализм, его поборники прибегают к самым кощунственным толкованиям не только Ветхого, но и Нового завета. Хотя по-человечески можно понять их желание санкционировать собственную немощь авторитетом Священного писания, священной истории. На протяжении нескольких тысячелетий сначала в церкви ветхозаветной, потом новозаветной существовало вполне определенное представление о невозможности вступления людей в плотские отношения с представителями своего же пола. Однополые браки считались немыслимыми. То, что этих указаний не так уж много, свидетельствует о том, что для современников и ветхозаветных пророков, и Иисуса Христа и апостолов казалось само собой разумеющимся считать подобного рода отношения греховными. Безусловно, по мере развития человечества, усложняется наше представление о человеке. В соответствии с данными современной науки, склонность человека вступать в плотские отношения с особью своего пола может быть результатом какой-то особой патологии в том смысле слова, что она отличает его от того, что является нормой. Но уровнять в своем статусе полноценный традиционный брак мужчины и женщины с однополыми браками церковь не может именно в силу того, что это противоречит всему предшествующему тысячелетнему существованию церковной традиции. Кроме того надо иметь в виду, что первоначальное сотворение человека предполагало сотворение не двух мужчин и двух женщин, а именно мужчины и женщины для их вступления в брак. Тем более, что по мнению святых отцов брак до грехопадения мог и не предполагать деторождение, но вместе с тем речь шла о том, что мужчина и женщина должны восполнять друг друга, человечество было устроено в виде особей двух полов. Конечно, понятие мистическое, метафизическое. И попытка перечеркнуть изначальный замысел божий, который предполагает брак между мужчиной и женщиной как единственно возможную форму брака между людьми, по существу представляет собой отрицание основополагающих представлений христианства.

Татьяна Вольтская: Во многих странах признают гражданские браки однополые. Почему люди так хотят церковного брака?

Георгий Митрофанов: Попытка людей, получивших воспитание в христианской среде, в силу каких-то причин испытывающих такого рода страсти, как страсти, безусловно, греховные с церковной точки зрения, для таких людей получить религиозную санкцию на свои греховные страсти вполне объяснимо. Хочется подчеркнуть, что ни в православной церкви, ни в католической церкви, никогда не ставился всерьез вопрос о признании однополых браков. Что же касается протестантизма, который весьма многообразен, то там наряду с признанием однополых браков существуют направления конфессиональные, которые категорически отрицают подобного рода браки и в этом смысле они оказываются более последовательными. Нужно исходить прежде всего от того, что человека могут одолевать самые разные страхи, но не все страсти, которые возникают в человеке, должны быть реализуемы, должны рассматриваться как чувства высшего порядка. Человеку свойственны и греховные страсти, разрушительные страсти, они естественны для человека после грехопадения наших прародителей. И поэтому попытка утвердить однополые браки является по сути дела попыткой санкционировать как норму ту греховную патологию, которая присуща разным людям в той или иной степени.

Татьяна Вольтская: Высказывания против гомосексуальных отношений – не единственное, что написано в Библии, – говорит директор российской ЛГБТ-сети Игорь Петров.

Игорь Петров: Если говорить о Новом завете, то стоит вспомнить заповедь: не судите, да не судимы будете. Кто здесь без греха, пусть бросит в меня камень. Я могу понять тех, кто считает гомосексуальные отношения греховными, но я не понимаю, почему этот грех оказался самым тяжким. Когда люди, обращаясь ко мне, говорят: да вы же грешники, как вам не стыдно грешить? Я говорю: простите, а вы-то кто? Вы без греха? Ну у меня другие грехи. А чем твои грехи отличаются от моих? Это первый момент. Второй момент: написано: не ложись с мужчиною, как с женщиною. Ну и не ложись. Обращайте эти заповеди к себе. То есть мы же не говорим, что все должны признать нас в том смысле, что все должны вести такой же образ жизни. Не надо. Точно так же как и мы не обязаны вести гетеросексуальный образ жизни. Я думаю, что на этом все очень хорошо договоримся, и верующие, и неверующие, просто давайте начнем с себя, давайте уважать взгляды друг друга.

Татьяна Вольтская: С этим трудно спорить, но я не понимаю, зачем нужно эту
нетрадиционную семью освещать в самом традиционном институте – в Церкви?

Игорь Петров: С моей точки зрения, я не нуждаюсь в благословении по многим причинам.

Татьяна Вольтская: Не нуждается в церковном освящении союза со своей женой и Елена Иноземцева из Лесби-партии.

Елена Иноземцева: Я считаю, что с Богом все-таки каждый человек должен разговаривать наедине. Я не считаю, что я атеист, но отношение к ритуалам у меня подозрительное. Я считаю, что это красиво, это помогает многим людям хождение в церковь. Но по большому счету, все свои диалоги, разговоры с Богом я веду самостоятельно.

Татьяна Вольтская: Но все же есть и такие однополые семьи, которые желают церковного брака.

Валерий Созаев: Для многих верующих действительно является крайне важным аспект освещения своего союза в церкви. Если мы смотрим на Запад, многие протестантские церкви благословляют однополые пары и не имеют никаких проблем именно потому, что они не видят никаких причин, по которым могли осуждать гомосексуальные союзы, гомосексуальные отношения. Тот же самый процесс идет в католической церкви, несмотря на то, что официальная позиция Ватикана достаточно жесткая. Когда мы смотрим на реальную практику католических общин на Западе, мы видим, что на самом деле там есть очень много поддерживающих геев и лесбиянок общин. Русская православная церковь, Московская патриархия как всегда имеет свое мнение, что по вопросам прав человека, что по вопросам сексуальной ориентации. О ситуации в России сложно говорить, но будем надеяться, что она будет меняться.

Татьяна Вольтская: Мария Сабунаева, представитель феминистской ЛГБТ-организации «Гендер-Л», психолог российской ЛГБТ-сети сама в церковном браке не нуждается, но сочувствует тем, кому он нужен.

Мария Сабунаева: Они этого хотят, им это надо, чтобы они знали, что они чисты, что их отношения фактически священны. Любовь для меня тоже священна. Я могу их понять. Если им надо, я считаю, что самое ужасное, что мы можем сделать – это им запретить, а потом их же упрекать, что они не так живут. Если уж геи и лесбиянки достойны того, чтобы за ними охотилось все ФСБ, вся Русская православная церковь, за горсткой совершенно беззащитных людей, то в общем-то значит мы достойны получить от общества и все остальное.

Татьяна Вольтская: Кроме церковного благословения, – считает отец Георгий, не предавая, впрочем, анафеме людей, с которыми он категорически не согласен.

Георгий Митрофанов: Ни в коем случае нельзя рассматривать гомосексуалистов как людей проклятых, отверженных Богом. У разных людей разные немощи. По собственному пасторскому опыту я сталкивался несколько раз с людьми, имеющими гомосексуальные наклонности, но будучи христианами, эти люди воспринимали как свою немощь, как свой грех и старались преодолеть эту страсть. Да, часто было чревато для них трагедиями в том смысле, что они, например, не могли вступить в брак с женщиной. Но именно оставаясь христианами, они ни в коем случае не рассматривали свою немощь греховную с точки зрения христианства как норму и старались это преодолеть. Поэтому такой грех с церковной точки зрения представляется совершенно правильно людьми, достойно всяческого уважения. А вот тот, кто пытается реализовать свои греховные страсти, будучи христианином, да еще пытается санкционировать реализацию этих страстей христианскими якобы тайными мнениями, которые когда-то существовали, но почему-то забыты, вот это человек выступает не только как грешник, но и как кощунник.

Тяжкий крест: Как католики примиряются с гомосексуальностью

На этой неделе в Ватикане проходит Синод католических епископов и, чёрт возьми, на этот раз пожилые клерикалы приготовили (и уже подожгли) настоящую информационную бомбу. «Гомосексуалисты имеют таланты и достоинства, которые они могут предложить христианскому сообществу; готовы ли мы принять этих людей и гарантировать им место в нашем сообществе? Часто мы хотели бы видеть Церковь такой, чтобы она стала для них гостеприимным домом», — гласит текст документа Relatio post disceptationem, вынесенного на обсуждение рабочей группой епископов. В нём, конечно, содержатся оговорки о непризнании церковью гей-браков и гомосексуальности как нормы, но не всё же сразу!

Перед нами вызревает один из важнейших прецедентов века в истории церкви — католики, осознав невозможность радикального сопротивления, признают гомосексуалов полезными для христианского общества людьми. В бездну истории отошли «мерзость», костры инквизиции, принудительное лечение и даже сдержанное (или сдерживаемое) презрение. «Должно пожаловать в наш дом, можете предложить нам ваши таланты и достоинства?». Вместе с этим документ содержит и упоминание «позитивных аспектов гражданских союзов и сожительства». Видели когда-нибудь полное торжество свободы над властью? Так вот это оно и есть.

Винить или благодарить все будут не ход истории, но конкретного человека — Хорхе Марию Бергольо, папу Франциска. Лучше биографию для реформатора нарочно не придумаешь: первый в истории папа из Нового света, первый за 150 лет папа-монах, да ещё и с дипломом химика-технолога, болельщик футбольного клуба «Сан-Лоренцо», отказавшийся от дворца архиепископа и личного лимузина в пользу общественного транспорта и скромной квартиры. При этом большим либералом Франциска не назовёшь: в бытность свою кардиналом он придерживался консервативных позиций по всем болезненным для РКЦ вопросам: эвтаназии, абортам и всё той же гомосексуальности. Но в 2013-м, уже в статусе понтифика, Франциск вдруг заявил: «Если человек — гей и обладает доброй волей и стремится к Богу, кто я такой, чтобы судить его?». Эхо раздалось на этой неделе.

В бездну истории отошли «мерзость», костры инквизиции, принудительное лечение и даже сдержанное (или сдерживаемое) презрение

Священники, поддержавшие геев

Я бы никогда не стал поклоняться гомофобному Богу. Я бы отказался отправиться в гомофобный рай. Я бы сказал: «Спасибо, но я лучше отправлюсь в другое место».

Я знаю кучу гомосексуальных пар, чьи отношения могут послужить примером для других людей, и это важно. Было бы абсурдом заявлять, что в них меньше любви.

Я думаю, что есть мужчины, заточённые в женское тело, и наоборот. И они хотят изменить пол. Это радикальная процедура, и я не вижу в ней никакого греха, и никого не виню.

Раньше вот никто судить не стеснялся. На протяжении всей истории христианства гомосексуальные отношения рассматривались как тяжкий грех, однозначное отношение к которому неоднократно зафиксировано в книгах Ветхого и Нового Заветов. Первое полноценное упоминание содержится в книге Левита, в «Кодексе святости»: «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них». До женщин добрался уже Новый завет. Послание к римлянам, первая глава: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным».

В IV веке христианские императоры приговаривали мужеложцев к сожжению, в VI — кастрировали и водили по улицам на потеху толпе. Уже в средневековье содомия была выделена среди сексуальных грехов в ранг самого тяжкого, обособившись от таких непотребств, как мастурбация и прелюбодеяния. К концу XIII века в игру вступила инквизиция, и обвинения в педерастии стали рутиной. Примерно тогда же гомосексуалы окончательно оформились в качестве козла отпущения для социума: на их нечестивое поведение списывали катаклизмы, войны и эпидемии. Параллельно произошло смягчение наказания, первый вселенский католический собор 1179 года постановил изгонять провинившихся монахов из орденов и заключать в монастырях, а мирян — изолировать и лишать общения с верующими.

Уже в средневековье содомия была выделена среди сексуальных грехов в ранг самого тяжкого, обособившись от таких непотребств, как мастурбация и прелюбодеяния.

Гомосексуальность в рядах клира

Ирония судьбы, над которой не перестают смеяться последние несколько десятков лет, — обилие гомосексуальных скандалов внутри самой католической церкви. Официально Церковь всегда яростно боролась с провинившимися, но при этом, как это частно бывает во властных институтах, борьба зачастую заканчивалась где-то у порога высоких уровней иерархии. Например, в XI веке архиепископ Турский Ральф пролоббировал назначение своего любовника епископом Орлеанским, реакции папы Урбана II так и не последовало.

Хотя папу Бенедикта IX в 1048 году по обвинениям в гомосексуализме со святого престола сместили, а репутация папы Юлия III в XVI веке была основательно подмочена отношениями со своим приёмным племянником. Этот ряд можно продолжать достаточно долго: надуманным или имеющим основания обвинениям в «противоестественном грехе» подвергось немало понтификов.

В XXI веке в дьявольские сети попадались рыбы поменьше — в основном латиноамериканские епископы, скандалы с которыми во многом и спровоцировали назревшую революцию в РКЦ.

Дальнейшего смягчения пришлось подождать ещё без малого 700 лет: в 1791 году Декларация прав человека и гражданина в революционной Франции отменила уголовное наказание за гомосексуализм. Ряд государств отказался от наказаний за мужеложество в XIX веке, но по большему счету окончательно процесс декриминализации в развитом мире завершился в прошлом — двадцатом. Россия присоединилась к списку в 1993 году вместе с католической Ирландией.

Что вообще такое XX век для христианской церкви и её самой могущественной конфессии? История уступок и поражений. Авторитет уже давно растерян, а тут ещё расцвет социализма, сексуальная революция, май 1968-го и прочие катаклизмы. Лишившись инструментов насилия, церковь столкнулась с суровой реальностью капитализма: как сохранить аудиторию, когда есть Rolling Stones? Гомосексуальность, аборты, эвтаназию и прочие проявления, по выражению папы Иоанна Павла II, «культа смерти», клирики распоясавшейся цивилизации не спускали, но вот отношение к литургии и другим конфессиональным и межконфессиональным аспектам смягчили — за это Второй ватиканский собор 1962-1965 до сих пор чтят главным этапом реформации церкви в прошлом столетии. С ним же, кстати, сравнивают и нынешний Синод. В 1986-м, правда, дошло и до гомосексуальности. Тогда Конгрегация доктрины веры выпустила письмо ко всем епископам под заголовком «Забота пасторов о гомосексуальных личностях» с подробными указаниями по обращению с геями, лесбиянками и бисексуалами. В нём гомосексуальность объявлялась уже не грехом, но опасным недугом, ведущим к моральному злу. Документ осудил физическое и вербальное насилие по отношению к сексуальным меньшинствам, с известной оговоркой: гомосексуальность — это всё равно очень и очень плохо. На самом деле оговорок было множество, среди них —обвинения в адрес гей-активистов и категорическое непризнание христианских про-ЛГБТ-групп.

Да, такие есть, и в немалом количестве. Квир-богословие определяет себя как теология, очищенная от гетеронормативной религиозности. Квир-богословы используют риторику теологии освобождения и позиционируют Библию как источник освобождения в том числе и от гнёта общественной дискриминации. Главное практическое направление квир-теологии — очищенное от линз гетеросексизма переосмысление священных текстов. Например, известный ветхозаветный эпизод про Содом и Гоморру, сожжённые богом за распущенность их жителей. В нем содомляне, узнав о том, что житель города Лот принял в доме трёх странников, приходят к его порогу и изъявляют желание коллективно «познать» их. Классический канон трактует это как проявление гомосексуальности, но квир-богословы вслед за протестантским теологом Дереком Бейли видят причиной божьего гнева негостеприимность и насильственные намерения содомян. По примеру и все остальные упоминания божественного запрета на однополую любовь про-ЛГБТ христиане переносят именно на сексуальное насилие над мальчиками по его римскому образцу.

Гомосексуальность, аборты, эвтаназию и прочие проявления, по выражению папы Иоана Павла II, «культа смерти», клирики распоясавшейся цивилизации не спускали

Гомосексуальность в других конфессиях

Лютеранство является одной из наиболее либеральных христианских конфессий. В США, Германии, Италии и Нидерландах Церковь освящает однополые союзы. Церковь Швеции официально венчает однополые браки, а в Норвегии гомосексуалы могут становиться священниками.

Англиканская церковь занимает относительно консервативную позицию. На Ламбертской резолюции в 1998 году гомосексуальные акты были объявлены «не совместимыми с Писанием», а архиепископ Вестминстерский Бэйзил Хьюм в 1997 году назвал гомосексуальность заболеванием, призвав, однако, уважительно относиться к «больным».

Русская православная церковь официально считает гомосексуальность «греховным повреждением человеческой природы, которое преодолевается в духовном усилии, ведущем к исцелению и личностному возрастанию человека». РПЦ отказывается принимать концепт «гомосексуальная ориентация», но призывает «с пастырской ответственностью к людям, имеющим гомосексуальные наклонности».

Но лояльное отношение и даже поддержка прав гомосексуалов католиками — не субкультурное явление. По данным опросов 2003 года, 35% американских католиков поддерживают однополые браки. Спустя 10 лет, по данным Public Religion Research Institute, их поддерживают уже 57%. И это последовательная позиция: 60% поддерживают также усыновление детей гей-парами. Более глобальные исследования подтверждают предсказуемый тезис о том, что восприятие проблемы католической паствой напрмяую коррелирует с уровнем экономического развития страны: 99% угандийцев будут против, а вот 43% испанцев — за однополые браки.

Если утвержденные государством и освященные церковью однополые браки пока остаются остро дискусионным вопросом, то отношение к гражданским бракам или моногамным гомосексуальным отношениям принимает однозначно одобрительный характер. В конце концов, в XXI веке моногамность — это почти роскошь, и тут уж действительно не до привередливости, противники промискуитета будут всем рады. В защиту гражданских союзов между представителями одного пола за последние десять лет высказались архиепископы Милана, Вашингтона, Венны, Боготы и Брюсселя.

В 2011 году, более 300 католических теологов подписали меморандум «Церковь 2011», в котором призвали РКЦ пересмотреть свое отношение к людям, живущим в однополых партнерствах. Это был не единственный революционный призыв меморандума — там же содержались пункты о разрешении женатого священства и рукоположения женщин. Посмотрим, чем удивит субботний отчет ватиканского Синода. Но лед, кажется, тронулся окончательно. Иначе и быть не могло — Римско-католическая церковь в свое время стала фундаментом великой европейской культуры, а теперь уже не может позволить себе сохранять одновременно и тысячелетние табу, и миллиардную аудиторию. Разумеется, солидная часть католической паствы обвинит своих отцов в слабости и неумении хранить традицию. Но это будет обвинение не столько в адрес Церкви, сколько в адрес Истории, которая без всяких сантиментов перемалывает традиции и уклады год за годом, тысячелетие за тысячелетием. Так вечные ценности отделяются от традиционных.

UPD. Из опубликованного в субботу финального варианта документы были исключены спровоцировавшие интерес прессы положения о геях и разводах. Они не смогли набрать необходимых двух третей голосов среди 183 епископов. Как заявил преподобный Томас Росика, англоязычный спикер на Синоде, — «Это показывает, что работа идет. Нам еще есть куда развиваться».

Читайте также:  Однополые браки в России, разрешены или нет, действующий закон

Римско-католическая церковь
в свое время стала фундаментом великой европейской культуры, а теперь уже не может позволить себе сохранять одновременно и тысячелетние табу, и миллиардную аудиторию

Документы

Прежде, чем перейти непосредственно к рассмотрению вопроса о смешанных браках, я позволю себе сказать два слова об экуменизме. «Экуменизм», как правило, отождествляют с «экуменическим движением» и определяют их как стремление христиан к сближению и единству. К этому я бы добавил, что под экуменизмом понимают и определенную идеологию (на что указывает окончание «-изм») – «экуменическое богословие», т.е. теологическое обоснование христианского единства, а также рассмотрение вероучительных расхождений и практических проблем христианской жизни с точки зрения этого единства. Таким образом, по моему мнению, понятие «экуменизм» является более общим по отношению к понятиям «экуменическое движение» и «экуменическое богословие».

Проблему смешанных христианских межконфессиональных браков, т.е. таких, где супруги относятся к разным христианским церквям, я буду рассматривать именно с этой перспективы – перспективы христианского единства. Собственно, на самом деле, браки католиков и православных, или протестантов и католиков, и т.д., и являются таким единством на микроуровне. Тем не менее, исследуя экуменизм я не так часто сталкивался с проблемой смешанных браков. Церкви больше волнует или нахождение консенсуса в вопросах вероучительного характера, или сближение на уровне сотрудничества в социальной сфере. Возможно, это связано с тем, что браки между католиками и протестантами не являются такой уж проблемой, если не на церковном, то на обыденном уровне. Например, французский социолог религии Жан-Поль Виллем приводит такие данные социологического исследования: 94 % французов не будут против, если их дети бракосочетаются с верующим другой конфессии. «Межхристианский брак не является больше проблемой, – пишет исследователь, – давно прошли времена, когда католическо-протестантский брак считался настоящим предательством с обеих сторон»[i]. Православный священник Антуан Кальо добавляет к этому, что около 80 % православных французов бракосочетаются с католиками[ii]. А о. Андрей Борэлли отмечает, что в послевоенный период в Марселе во французском приходе Константинопольского патриархата не было ни одного года, когда количество браков между двумя православными превышало смешанные браки, а с 1980 г. были годы, когда не было ни одного несмешанного брака[iii].

Следует сказать, что, с одной стороны, исследователи просто игнорируют вопрос о смешанных браках. Например, Ю. Крянев упоминает, что вопрос о смешанных браках активно дискутируется в католических и протестантских кругах[iv], но, тем не менее, исследователь не счел необходимым останавливаться на этой проблеме. С другой стороны, я знаю, что этому вопросу постоянно уделяет внимание Ассоциация «Смешанные браки» (Лион), которая, например, в 2008 г. во Львове совместно с Институтом экуменических исследований Украинского католического университета и Львовской духовной семинарией Святого Духа Украинской греко-католической церкви проводила Международный семинар смешанных семейных пар[v].

Тем не менее, нельзя сказать, что вопрос о смешанных браках вообще игнорируется церквями. Более того, вопрос о бракосочетании намного старше истории экуменического движения (возникновение которого связывают с IV Международной миссионерской конференцией, проходившей 1910 г. в Эдинбурге, Шотландия). Например, еще во второй половине 19 в. между православными и англиканами было достигнуто соглашение о том, что православные священники могут крестить и венчать верующих Церкви Англии. Российский историк Т. Соловьева отмечает, что «для многочисленных англичан, проживающих в Греции и на Востоке, это соглашение было очень важным. Англиканского священника найти на Востоке было нелегко»[vi].

Исследователи экуменизма знают, что важными документами в контексте становления экуменического движения являются послания Константинопольского патриарха Иоакима 1902 и 1904 гг. ко всем Православным церквям о православном отношении к инославным, а также Окружное послание вселенского патриархата «Церквам Христа, везде сущим» 1920 г. В последнем послании кроме всего прочего речь идет о том, что налаживание позитивных, дружественных отношений между церквями различных конфессий может проводиться в том числе «путем регулирования между различными исповедениями вопроса о смешаных браках»[vii]. Таким образом, мы можем утверждать, что проблема межконфессиональных браков в экуменической перспективе рассматривалась, начиная с самой зари экуменического движения.

Собственно, межхристианские браки влекут за собой определенный набор проблем, наиболее очевидные из которых: в какой церкви венчаться и в какой традиции воспитывать детей. Фактически перед обоими будущими супругами возникает вопрос: оставаться в своей церковной традиции, но нарушить ее требования, или же оставить ее и перейти в церковь супруга? В ситуации, если оба супруга остаются в своей традиции, то у них могут возникнуть разногласия относительно церковных праздников, которые празднуются по разным календарям, соблюдения постов, воспитания ребенка и т.д.

Эти проблемы осознавались также и в середине 20 в. Хотя в документах Второго Ватиканского собора (1962-1965) католической церкви отмечается, что в семье могут возникнуть различные разногласия под воздействием демографических, экономических, социальных и общественных обстоятельств, но не упоминаются религиозные обстоятельства, хотя довольно много говорится о некатоликах и последователях иных религий.

Лишь через четыре года после завершения Второго Ватиканского Собора католическая церковь признает браки католиков с православными, совершенные православным священником. Кардинал Беа – председатель Папского совета по содействию христианскому единству – в письме от 22 февраля 1967 г. извещал Константинопольского патриарха Афинагора І о будущем папском декрете о католическо-православных браках, признающем православное таинство венчания. Разрешение проведения таинства православным священником является результатом желания снять существующее напряжение между католиками и православными, а также для очередного импульса для контактов между католиками и православными[viii]. После этого признания Синоды Московского патриархата и Польской православной церкви приняли аналогичные решения относительно браков православных с католиками, заключенных перед католическим священником[ix].

В истории экуменического движения католики и православные неоднократно поднимали вопрос о смешанных браках в двухсторонних диалогах. Например, в 1990 г. в диалоге между лютеранской и православной церквями Финляндии рассматривался вопрос о браках между их верующими. Участники диалога пришли к общему перечню советов в этом вопросе: «брачные церемонии не должны смешиваться, все дети в семье должны быть крещены как члены одной Церкви, но с возрастом им также должны быть преподаны и основы вероучения той Церкви, к которой принадлежит второй из родителей»[x]. В 1991 г. в рамках сближения Антиохийской православной церкви и дохалкидонской Сирийской православной церкви было принято решение, что при заключении смешанного брака должен предстоятельствовать епископ из церкви жениха[xi]. В 2002 г. православные и протестанты Германии пришли к общему виденью смешанных браков: а) принадлежность будущего супруга не должна быть преградой для венчания; б) стороны не настаивают на смене одним из супругов своей традиции; в) решение о крещении детей должно быть принято до венчания[xii].

Не смотря на такую поразительную открытость разных церквей в двухсторонних переговорах по данному вопросу, следует отметить, что часто церкви имеют документы регулирующие данные вопросы. Кроме того, на местах священники могут иметь свою точку зрения по данному вопросу, которая не всегда совпадает с официальной позицией церкви.

Примером документа, объясняющего видение церковью смешанных браков является «Справочник по применению принципов и норм экуменизма» католической церкви. В частности в Справочнике речь идет о том, что супругам легче достичь совершенной связи при условии принадлежности к одной религиозной традиции. У смешанных же пар могут возникнуть проблемы с сохранением традиций. Однако, такая семья действительно может многое сделать для развития экуменизма[xiii], в том числе из-за того, что такие пары должны быть под пристальным вниманием своих церквей, а значит в какой-то мере являются территорией экуменического сотрудничества. Справочник советует избегать религиозной индифферентности и рекомендует католикам больше узнавать вероучение и практику своего супруга. А для духовного согласия важными определяются совместные молитва и чтение Священного Писания[xiv]. В вопросе воспитания детей в смешанном браке католическая церковь настаивает, что католик обязан сделать все возможное, чтобы дети в межконфессиональном браке были крещены и воспитаны в католицизме. Более того, перед венчанием католик должен уведомить об этом будущего супруга и они должны обсудить этот вопрос[xv]. На официальном сайте братства святого великомученика Йосафата материалы, посвященные смешанным бракам, имеют немного иную «интонацию». Тут четко указывается, что католическая церковь не одобряла такие союзы, поскольку в них невозможно правильно воспитывать детей, католик всегда находится в опасности потерять свою веру, а некатолик в любой момент (!) может разорвать узы брака[xvi].

Венгерский епископ Тихамер Тот пишет даже о том, что католическая церковь открыто противостоит смешанным бракам и дает разрешение на них «с болью в сердце» при условии, что дети в такой семье будут католиками. Иерарх также говорит о том, что католическая церковь занимает сдержанную позицию по отношению к смешанным бракам не потому, что пренебрежительно относится к некатоликам (в первую очередь православным), а лишь потому, что в них сложно или даже невозможно достичь «духовного единства», являющегося залогом гармоничной жизни[xvii].

Упомянутый выше католический справочник при заключении смешанного брака запрещает проводить две церковные службы или даже одну службу с двумя последовательными согласиями[xviii] (т.е. например, сначала перед, католическим, а потом перед православным священником). Во Франции, по словам православного священника Антуана Кальо, существует практика, когда первая часть церемонии церковного брака является католической, при которой просто присутствует православный священник, а потом он проводит вторую часть – коронование супругов. «Это похоже на православный брак, – пишет священник, – где помолвка заменена католическим браком»[xix].

Крещения детей в своей вере требует и католическая, и православная церкви. Тем не менее, обе стороны теоретически предполагают, что дети в смешанном браке могут быть крещены в другой церкви. «В любом случае, – пишет о. Антуан Кальо, – крещены они в православной церкви или в католической, важным является, чтобы дети приобрели знание про иную конфессию, поскольку именно в этом источник равновесия и укоренения для их собственной веры, именно так мы придем к единству…»[xx].

Католический экуменический справочник говорит о том, что евхаристийное соучастие может быть позволено лишь в особых случаях[xxi]. И уже неоднократно упомянутый о. Антуан Кальо, и епископ Диоклийский Каллист Уэр пишут о том, что тот факт, что супруги не могут причащаться вместе является болезненным вопросом, приносящим страдания[xxii]. Таким образом, существует парадокс: с одной стороны, существует мнение, что межконфессиональные браки – это «экуменизм жизни», т.е. именно в них христиане разных конфессий могут осознать свое единство, а с другой стороны, они не могут проявлять это единство в совместном причастии. На необходимость богословского осмысления смешанного брака, богословского обоснования «экуменизма на бытовом уровне», указывал в свое время, будучи тогда епископом Керченским, Иларион Алфеев[xxiii].

Смешанные браки в Украине

Украина – поликонфессиональная страна, в которой долгое время сосуществуют православная и католическая (греко-католическая) церкви. Американский социолог религии Хосе Казанова как-то сравнил поликонфессиональность Украины с ситуацией религиозного плюрализма в США. Случаи браков православных и католиков в Украине не редкость, хотя я и не встречал официальную статистику на этот счет. Среди моих знакомых есть два случая создания семьи представителями этих двух христианских конфессий.

Первый: он – православный, она – римо-католичка. В результате она переходит в православие.

Второй: он – православный, она – римо-католичка. В результате она переходит в греко-католицизм.

Я хотел бы остановиться на втором случае. Я специально встречался со знакомым-православным, чтобы он рассказал мне свою историю. Познакомились будущие супруги, обучаясь в Институте религиозных наук св. Фомы Аквинского в Киеве – римо-католическом (доминиканском) учебном заведении. Он пришел туда учиться для того, чтобы лучше знать – как у нас говорят – «врага в лицо», т.е. шел с полным неприятием католицизма, считая его ересью. Следует отметить, что в Институте Фомы не спрашивают о вероисповедании своих студентов. Как-то там проводили опрос, и оказалось, что среди студентов были даже атеисты. Конечно же, у моего знакомого со временем изменилось отношение к католикам, поскольку он увидел по его словам «сопричастность истины, в которую верят католики, истине Православной церкви», перестал считать католиков еретиками. Со своей будущей супругой они сошлись именно на основе общей христианской веры.

Когда их отношения достигли того уровня, чтобы создать семью, они столкнулись с проблемой венчания – в какой церкви проводить таинство? Они оба настаивали на том, чтобы обряд проводился в родной для них церкви. В конечном итоге они пошли в греко-католический церковный суд. Почему именно в греко-католический? Да потому, что оказалась, что невеста крещена в православии и потому находится в юрисдикции Украинской греко-католической церкви, несмотря на то, что посещала она Римско-католическую церковь. После того, как суд получил от жениха утвердительный ответ о том, что он не будет чинить препятствий в воспитании детей (именно в такой формулировке!), он дал разрешение на проведение бракосочетания в православной церкви. Интересно, что жених абсолютно четко понимал, что если бы они обратились с подобной проблемой в православную церковь, то им бы не разрешили венчаться в католической церкви. Взаимная духовная жизнь этой смешанной пары заключается в совместной молитве (несмотря на то, что традиционно православные фундаменталисты и консерваторы говорят о запрете на подобную практику, ссылаясь на апостольские правила)[xxiv] и посещении литургии супруга, присутствии при причастии. «Мы исповедуем христоцентрическое экуменическое христианство, сохраняя приверженность конфессиональным особенностям», – так определяет вероисповедание своей семьи мой богословствующий знакомый. «Вне(не)конфессиональная вера… не означает отмены религиозно-конфессиональной идентичности вообще, – продолжает уточнять знакомый, – …конфессии как формы религиозной жизни и идентичности для нас существенно важны!». Вместе с тем, успех своей семейной жизни он связывает с тем, что для обоих супругов на первом плане стоит не религиозная или культурная идентичность (превалирование которых приводит или к разрыву отношений, или к смене религиозной традиции одного из супругов), а именно религиозная вера.

Единственное, что я могу прокомментировать, что, очевидно, этой паре легче было справиться с потенциальными проблемами смешанного брака, поскольку между украинскими греко-католиками и православными нет различий в обрядовой сфере: у них общий календарь – совпадают праздники и посты; у них один и тот же византийский обряд, который, правда, имеет определенные особенности, в том числе языковые – в Украинской греко-католической церкви служат на украинском, а в Украинской православной церкви, преимущественно, на церковнославянском. Однако эти особенности опять-таки помогают лучше понять общую византийскую традицию.

В заключение мне хотелось бы процитировать одного греко-католического священника, который утверждает, что «подобный брак – это не отречение от веры, а наилучший пример для экуменизма»[xxv]. Счастье молодых в таких браках зависит не только от них, но и от восприятия их выбора и решения со стороны священников и общины в целом. И именно от общины зависит, будет ли супруг оставаться ее частью, покинет ее или будет ограничивать свое в ней участие.

Автор: Олег Сергеевич КИСЕЛЕВ – кандидат философских наук, ученый секретарь Института философии имени Г.С. Сковороды Национальной Академии наук Украины, вице-президент Молодежной ассоциации религиоведов (г. Киев, Украина)

[i] Віллем Ж.-П. Європа та релігії. Ставки ХХІ-го століття. Киев, 2006. С. 83.

Однополые браки и церковь, позиции католической, православной и других церквей

Спасибо за участие.

Папа римский Франциск заявляет, что секс – это дар Божий. Католическая церковь извиняется перед гомосексуальными людьми за столетия травли. Греческая православная церковь принимает однополые отношения, а в Финской православной церкви открыто служат при храмах геи и лесбиянки.
Секс в церкви – на повестке дня. Тем временем у украинских священников эта тема в лучшем случае замалчивается, а чаще – подвергается осуждению. Епископ Переяславский и Богуславский Владимир Вильде – первый православный священник, который официально поддерживает ЛГБТ.
В 2011 году только что рукоположенный на епископа владыка Владимир (Вильде), впервые в истории православной церкви, выступил в Киеве с проповедью толерантности и терпимости в отношении ЛГБТ.

– Это я не потому, что хотелось сказать что-то особенное, – будто оправдывается он. – Я вдохновлялся примером западных церквей и решил тоже поднять тему ЛГБТ, потому что в наших церквях с этим проблема. Наши церкви не приемлют гомосексуальных людей, а между тем среди ЛГБТ есть верующие и они ищут Бога. Я слышал немало историй от людей, которые были изгнаны из своих церковных общин, и православных, и протестантских, из-за того, что стало известно об их гомосексуальности. То есть священник или пастырь, узнав о сексуальной ориентации, просил их покинуть общину, отлучив от принятия таинств, участия в церковных службах. И они это тяжело переживали. Они любили Бога, искали Бога и хотели служить своему Создателю. А их исключали из числа верующих, им отказывали в возможности быть в церкви. Я начал ходить на собрания ЛГБТ-сообществ, проводил встречи и дискуссии, и много верующих людей после этого, как они говорили, почувствовали облегчение от того, что могут служить Богу и не быть отвергнутыми.

То есть вы не стали призывать их покаяться, не называли их сексуальные предпочтения грехом блуда и содомии?

Господь создал человека как единство телесного и духовного, то есть он имеет двойную природу. Христос стал человеком, чтобы спасти человеческую природу. Он исцелил от греха не какой-то человеческий аспект, а всю человеческую природу. И сексуальность является ее частью, является частью замысла Божьего, она является тем, что было создано Богом, чтобы человек мог проявлять свою любовь, получать наслаждение в любовных отношениях. Сексуальность является врожденной, законы сексуальности, как все законы природы, созданы Богом и созданы во благо.
Современные ученые говорят, что гомосексуальность не является болезнью, отклонением или пороком, а является нормой, обнаруженной среди определенного количества людей. Гомосексуалы не выбирали, быть ли им такими, это врожденное, которое обнаружилось в результате их развития, они сознательно формирование своей сексуальности не контролировали. Поэтому считать это грехом нельзя, ибо это часть человеческой природы. Как другие, чисто биологического характера процессы тела или психики не могут быть сами по себе грехом, да и сексуальная ориентация грехом быть не может.

А педофилия, зоофилия – это тоже проявления сексуальности?

Животное не может испытывать к человеку взаимной романтической влюбленности, это не касается здоровой сексуальности. По отношению к детям современное законодательство справедливо считает это насилием, потому что ребенок еще не осознает сексуальность и не может добровольно вступать в сексуальные отношения.
В отличие от этого гомосексуальность – это добровольная связь людей одного пола.

Большинство священников относится к ЛГБТ все же негативно. Вы никогда не разделяли распространенные в церкви гомофобские взгляды?

Я раньше придерживался более распространенной на наших просторах точки зрения и когда впервые прочитал, что финская или немецкая лютеранская церковь принимают ЛГБТ и даже благословляют однополые пары, то не знал, что и думать. Изучив аргументы, которыми руководствуются в этих церквях, я понял, что в ЛГБТ не отвергают христианскую мораль и не отрицают традиций церкви, но призывают к переосмыслению некоторых вещей, которые раньше считались неприемлемыми, а сейчас стали нормой.
Прошлые века церковь рассматривала теологические моменты: вопрос о божественной природе, святую Троицу, природу Иисуса Христа, дискутировала и давала на них свои ответы. Но вопрос человеческой сексуальности никогда не поднимался до нашего времени, или освещался в негативных тонах, или замалчивался и, собственно говоря, возможно сейчас пришла та эпоха, когда вопрос должен быть решен. Мы видим как церкви современности на эти вопросы дают свои ответы, они очень отличаются от ответов, которые были 50 лет назад. В США и Европе лет 50 назад церковь занимала гомофобскую позицию. А теперь папа Римский просит прощения у ЛГБТ за то, что они подвергались страданиям и оскорблениям от верующих.

Читайте также:  Однополые браки в Европе, ситуация в Дании, Германии, Италии и других странах

Противники ЛГБТ апеллируют к Библии, мол – однополый секс – это грех, за который был уничтожен Содом. Действительно о гомосексуальности говорится в этой истории?

Благодаря ученым мы уже знаем, что гомосексуальность была всегда. Она обнаруживалась у определенного количества людей на разных континентах. Если бы каждый раз Господь сжигал такие города, то живого места бы не осталось на планете.
Содом и Гоморра – это история не о сексуальности, а о жестокости. Господь сжег эти города не из-за того, что там было больше всего гомосексуалов. Праведный Лот с семьей поселился в Содоме. Это был большой торговый город, в котором жили состоятельные люди. Они проявляли негостеприимность, а один из принципов еще из Ветхого завета – гостеприимство к иностранцам, Израиль должен был помнить как они сами были в изгнании и ходили по пустыне. Пророк Исаия пишет обвинения Содому и они не касаются сексуальности, он пишет о том, что содомляне руки нищего не поддерживали, обкрадывали сирот и вдовиц, были не гостеприимны к иностранцам. Когда приходил человек из других стран, он мог быть ограблен и изнасилован ими независимо от пола. Такой у них был обычай.
Когда содомляне узнали, что к Лоту пришли чужаки (а к нему пришли ангелы), все мужчины города собрались у его дверей и требовали выдать их, потому что “хотели их познать”. А мы знаем, что все мужчины гомосексуалами быть не могут. То что мы видим в Содоме – это практика принудительного массового изнасилования с целью унижения. Такое было у разных народов в разные времена, при этом насильники не считают себя гомосексуалами.
Хотя, по мнению некоторых священников содомляне знали, что пришли именно ангелы и хотели осквернить их темными ритуалами, потому что в городе было распространено язычество.

Среди ЛГБТ много верующих и воцерковленных людей? Что они делают – скрывают свою ориентацию от священников, не ходят в церковь и не причащаются?

Большинство церквей в Украине проявляют гомофобные позиции, поэтому многие ЛГБТ-верующие со временем отходят от церкви, оставаясь верующими людьми. Опыт воцерковления для них часто связан с болью и унижением, потому что они чувствовали осуждающее отношение к ним лично или к таким как они, слышали на проповеди оскорбительные слова по отношению к ЛГБТ. Немало случаев, когда гомосексуальный человек, услышав такие вещи, оставлял церковь и становился неверующим.
Очень много ЛГБТ придерживаются или атеистических идей, или агностицизма, и это связано в первую очередь с конфликтом их религиозности и их сексуальной ориентации, потому что они болезненно пережили неприятие верующими и церковью.

Религиозный человек же не может скрывать от священника свою сексуальную ориентацию, например, во время исповеди?

Он не должен скрывать, но некоторые люди на исповеди говорят о грехе блуда, не уточняя, что он связан с гомосексуальностью. Много людей посещают традиционные церкви, но свою ориентацию скрывают.
Есть единичные случаи, когда такие люди встречают священников, которые понимают эту проблематику, даже в наших традиционных церквях, но это личная инициатива и мнение этих священников, это не является официальной позицией их церквей.

А среди священников есть ЛГБТ?

Очень много людей с гомосексуальной ориентацией есть среди представителей духовенства! Даже сложно представить, каким образом они сочетают в себе это, потому что очень часто человек, который был связан с гомосексуальными скандалами и проповедовал нетерпимость, призвал нападать на прайды, вел тайную гомосексуальную жизнь.

Валентин Тишко в настоящее время является единственным священником – открытым геем?

На постсоветском пространстве – скорее всего да. На западе это уже распространено, я таких священников знаю в Норвегии, США, в Германии. Христианские сообщества, дружественные к ЛГБТ, часто допускают открытых гомосексуалов к служению. В более прогрессивных протестантских церквях такие преобразования происходят быстрее. В более консервативных церквях этот прогресс происходит очень медленно. Но даже среди православных уже существуют определенные изменения. Например в составе Константинопольской патриархии есть Финская православная церковь, с начала 2000-х ее священнослужители начали заявлять, что Бог любит и принимает всех своих детей, ЛГБТ в том числе. После того как в Финляндии были легализованы однополые партнерства, синод ФПЦ разрешил верующим финской православной церкви, которые являются гомосексуалами и находятся в однополом партнерстве, быть членами сообщества, принимать таинство, служить при храме.

Венчаться нет. Это вопрос для православных является трудным, потому что венчание как таинство имеет традиционное обоснование и привязано к отношениям только мужчины и женщины. В православной церкви благословения однополых браков пока нет. Даже решение синода ФПЦ о благословении гомосексуалов, состоящих в однополом партнерстве, вызвало возмущение россиян, которые жили в Финляндии, посещали храмы ФПЦ и служили при храме. Они даже перестали посещать храмы, особенно после того как некоторые церковнослужители перестали скрывать, что живут в однополом гражданском браке.
Опять же, несколько лет назад в Греции были легализованы однополые партнерства. Греция была второй православной страной, после Кипра, где это произошло. Мы слышали тогда выступление митрополита, который сказал, что православная церковь в полноте не может принять это решение, но в любом случае верующие и священнослужители должны быть толерантными к ЛГБТ, принимать их как членов церковных общин и приобщать к таинствам.
На западе даже православные церкви постепенно меняют свое отношение. Не так динамично как протестанты, не так основательно как католики, но вместе с тем это происходит.

А как насчет украинской православной церкви? Мы уже не слышим от УПЦ экспрессивных негативных заявлений в адрес ЛГБТ, но о толерантности и принятии пока тоже речь не идет?

Раньше украинские священники призывали нападать на мероприятия ЛГБТ, не мириться с этими людьми. Эти заявления были построены таким образом, что разжигали ненависть и неприятие. Последние лет семь риторика всеукраинского совета церквей и каждой отдельной конфессии изменилась. Определенным образом не одобряют правовые инициативы легализовать определенные права ЛГБТ, но исчезли агрессивные, оскорбительные, откровенно осуждающие заявления.

Благословив однополую любовь, церковь должна благословить и венчание, потому что любой секс без венчания – это, с точки зрения церкви, блуд, разве нет?

Гражданский брак сейчас очень распространен, люди живут без венчания много лет. Есть священники, которые таких людей могут даже не допускать к таинствам, а кое-кто считает, что когда люди любят друг друга и не изменяют, то они вполне могут подходить ко всем церковным таинствам. Это личное решение ответственность священника – или он этого человека отлучит от причастия, или он его исповедует, он ему что-то посоветует.
Примеров благословения однополых пар пока что в каноническом православии нет, но есть среди представителей непризнанного православия. Например, одна из американских групп заявила, что брак является конструктом феодального общества, когда женщина закрепляется за мужчиной и устанавливается преемственность. Поскольку общество изменилось и феодальные условности уже не играют роли, брак может заключаться между любыми двумя людьми, которые любят друг друга. И они начали использовать древнее таинство адельфопоэзиса для благословения однополых браков. Кстати, он возник на несколько столетий раньше обряда венчания.

Это однополое венчание – адельфопоэзис?

Это не совсем венчание, обряд, который, начиная с 60-х годов вызывает бурную дискуссию. Адельфопоэзис в церковнославянской традиции перевели как “братотворение”. Это обряд, который практиковался среди военных: когда два солдата, не будучи кровными родственниками, вступали в братский союз, жили вместе, и церковь благословляла их, делая братьями.

А зачем им было, чтобы церковь их делала братьями? Между ними были официально сексуальные отношения?

Официальная церковь считает, что это не было связано с сексуальными отношениями, но западные богословы – либеральные католики, считают, что это была скрытая форма гомосексуального брака. Понимаете, церковь пришла в позднеантичный мир, с его традициями, а у греков и римлян военные имели между собой сексуальные отношения, и это одобрялось, считалось, что это укрепляет дисциплину.
Когда Римская империя стала христианской, церковь начала вводить таинство адельфопоэзиса, то есть благословение воинов как братьев. Таким братьями были, например, святые Сергий и Вакх (их культ был очень распространен в ранней церкви среди военных, в музее Ханенко есть одна из самых известных их икон). В житии святых Сергия и Вакха сказано, что они были связаны адельфопоэзисом как братья, любили друг друга и в тексте их жития приводятся довольно пылкие речи о взаимной любви. Либеральные богословы считают, что это была не просто привязанность, и что ранняя церковь принимала любовь двух мужчин как данность и позволяла себе это благословить, используя для этого обряд адельфопоэзиса.
Во времена Юстиниана, который боролся с гомосексуалами, этот обряд был вытеснен из обихода в западной церкви, довольно долго он оставался у православных. Формулировка, почему его убрали из обихода: “приводит к соблазну”. То есть через него люди соблазняются. Но если это обычное благословение дружбы двух воинов, то в чем соблазн?

Как вы относитесь к трансгендерам? Церковь обычно говорит, что человек обязан оставаться таким, как его создал Бог.

Трансгендерные люди говорят, что чувствовали себя рожденными в другом теле. То есть с рождения они чувствуют себя человеком другого пола. Возможно, это путь этого человека, его биологические особенности. Опять же, западные церкви часто принимают трансгендеров такими, как они есть.

Где в Киеве можно послушать вашу проповедь?

Мы намеренно не объявляем адрес широкой общественности, чтобы не подвергнуться атаке, но я есть в соцсетях, со мной можно связаться и я сообщу всю необходимую информацию. Так поступают все наши священники, чтобы не произошло нападения. Очень много негатива и угроз было по отношению ко мне, в том числе – со стороны праворадикалов. Хотя я не вижу в этом проблемы – ЛГБТ являются частью нашей нации, они могут быть патриотами. Я уверен, что среди правой молодежи есть ЛГБТ.
Почему бы не быть если не толерантными, то хотя бы игнорировать?

Благословит ли Ватикан однополые браки?

Еще летом 2017 года СПЖ предположил, что европейские «ценности», в т.ч. и права ЛГБТ, будут навязывать не только нашему народу и государству, но и Церкви. Протестантские деноминации уже давно отказались от христианства в пользу религии прав человека, теперь пришел черед Ватикана. И угроза исходит именно из Германии, как мы и предполагали.

«Церковь (католическая – Ред.) должна благословлять однополые пары», – с этим заявлением выступил президент конференции епископов Германии кардинал Рейхард Маркс.

Данное заявление можно считать программным, потому что сделано оно было не просто так, а в интервью Баварской Государственной Радиокомпании (Bavarian State Broadcaster) по случаю десятилетия пребывания Рейхарда Маркса в должности архиепископа Мюнхена и Фрайзинга. Это заявление тут же подхватило британское католическое издание Catholic Herald, а также другие католические СМИ в разных странах. Кстати, внимание к этому заявлению, прежде всего англичан, весьма показательно. Прошлым летом гей-парад в Лондоне собрал рекордное количество участников – 1,5 млн человек.

Причем следует отметить, что в католической Церкви кардинал Рейхард Маркс считается довольно консервативным иерархом. На теперешнюю кафедру его назначил в 2007 г. папа Бенедикт XVI, а в 1977-1981 годах ее занимал сам Бенедикт XVI (тогда Йозеф Ратцингер). Это свидетельствует о том, что консервативный Бенедикт XVI считал Рейхарда Маркса своим единомышленником. А в 2003 году Маркс временно отстранил богослова, который распространил на протестантов приглашение на Евхаристию. Когда 30 июня 2017 г. немецкий парламент полностью уравнял правовой статус брака между лицами одного пола с традиционным, кардинал Маркс заявил: «Брак – и не только из-за христианских убеждений – является единством жизни и любви между женщиной и мужчиной, союзом в согласии с непреложным принципом фундаментальной открытости к продолжению жизни. Мы считаем, что государство обязано и дальше защищать и поощрять брак в такой форме».

Что же заставило консервативного кардинала изменить свою позицию и выступить с таким антихристианским заявлением, как призыв к благословению гей-браков? Ответ на этот вопрос дал он сам на одном из пленарных заседаний Епископской конференции Германии: «Церковь должна отвечать новым ожиданиям верующих». Сам этот принцип «отвечать новым ожиданиям верующих» был заложен еще во время Второго Ватиканского Собора (1962-1965 гг.). Его реализация то тормозилась папами-«консерваторами», такими как Бенедикт XVI, то получала новый импульс при папах-«либералах» (эти термины в кавычках, поскольку они довольно условны), таких как Иоанн Павел II и нынешний Франциск.

Принцип этот является антихристианским по своей сути, потому что при его реализации Церковь Христова превращается в Церковь «верующих с новыми ожиданиями». Истинная Церковь всегда должна быть верной Господу нашему Иисусу Христу и исполнять Его заповеди, а не отвечать новым ожиданиям верующих, которые в лучшем случае пребывают в борьбе со своими греховными наклонностями, а в худшем и не думают этого делать.

Католическая Церковь сегодня переживает нелегкие времена. Секуляризм уводит из Церкви все больше и больше людей. Золотой телец, поклонение комфорту и благополучию занимают место Бога в душах человеческих. Права человека (заметим, падшего, грешного человека) замещают Десять заповедей Божиих. В Германии это видно наиболее отчетливо. Дело в том, что в этой стране нельзя быть просто католиком или протестантом, нужно еще платить за это деньги. Вполне конкретные деньги, которые взимает фискальное ведомство в виде церковного налога. В разных землях (субъектах федерации) Германии ставка разная, например, в Мюнхенской епархии кардинала Рейхарда Маркса это примерно € 800 в год – немалые деньги даже для немцев.

Нежелание платить налог, сексуальные скандалы со священниками-педофилами, периодически сотрясающие католическую Церковь, а главное – непонимание того, зачем нужен Бог в такой сытой и комфортной жизни, обеспеченной со всех сторон всевозможными страховками, заставляют немцев отказываться от членства в Церкви. В среднем в год католическую Церковь в Германии покидают около 200 тыс. человек, и это количество постоянно увеличивается. А те, кто в Церкви все же остается, пытаются заставить ее отвечать своим «новым ожиданиям». По результатам опроса, проведенного в 2017 году, 70% католиков в Германии выступают за венчание однополых пар. Вот и приходится главному немецкому кардиналу Марксу отвечать их ожиданиям.

Конечно, католический кардинал не может призывать к совершению таинства брака над однополыми парами. Он поступает в этом вопросе вполне по-иезуитски: «Мы должны спросить себя, как мы относимся к тем, кто составляет подобные отношения (гей-браки – Ред.) и одновременно состоит членом Церкви, как мы окормляем их пастырски и литургически». Кардинал предлагает давать таким парам благословение «священником на основе частного случая, в индивидуальном порядке под пастырским надзором». В переводе с иезуитского на русский это означает: как мы можем заставить гомосексуалистов и дальше продолжать платить церковный налог? А вот так: в индивидуальном порядке под пастырским надзором.

Заявление кардинала Рейхарда Маркса может встретить понимание в Ватикане. Нынешний папа Франциск на вопрос б отношении к геям сказал: «Кто я такой, чтобы их осуждать?» Хотелось бы напомнить папе, кто он такой, или, по крайней мере, каким он себя считает. А считает он себя епископом Рима, наследником кафедры святого апостола Петра. «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1Кор. 6, 9-10). Почему бы не сказать бедным геям открыто, что, пребывая в подобном грехе, они сами для себя закрывают Царство Божие? Но сегодня Царство Божие гораздо менее актуально, чем церковный налог.

Во время визита в США папа римский показательно встретился со своим бывшим студентом-геем, а также заявил, что маргинализировать геев в обществе нельзя. Кроме того, он призвал Церковь аннулировать решение, принятое его предшественником Бенедиктом в 2005 году, запрещающее мужчинам с выраженными гомосексуальными наклонностями становиться священниками.

В 2015 г. польский священник и теолог, член Конгрегации доктрины веры Кшиштоф Харамса публично заявил о своей гомосексуальности и направил папе Франциску открытое письмо, в котором обвинил католическую Церковь в том, что она сделала жизнь миллионов католиков-геев адом. Он написал, что больше не может терпеть «гомофобную ненависть Церкви, ее неравноправие, изоляцию и травлю людей вроде меня», которым отказывают в базовых правах человека. Весьма показательно, что в этом письме он благодарит папу Франциска, который относится к гомосексуализму благосклоннее своих предшественников, за слова и знаки внимания в отношении геев.

Все это наводит на мысль: общественное мнение готовят к тому, что Ватикан может принять некое решение, в котором он сто раз заявит, что благословение – это ни в коем случае не таинство, и что традиционный брак – это единственная форма брака в христианстве, но вместе с тем, «в индивидуальном порядке под пастырским надзором» давать благословение мужеложникам (и женоложницам) все же можно.

Таким образом Ватикан может попытаться удержать в Церкви сторонников прав ЛГБТ, но рискует спровоцировать раскол с консервативной частью Церкви. Неформальным лидером этой консервативной части сегодня является американский кардинал Рэймонд Лео Берк, которого папа Франциск снял со всех важных постов в Ватикане и который фактически обвинил папу в ереси в связи с папским посланием «Amoris Laetitia». И кардинал Берк в своем противоборстве с папой не упустит возможности обвинить его в очередной ереси, если папа положительно отреагирует на призыв Рейхарда Маркса. Так что ставки велики, и папа Франциск сто раз подумает, прежде чем принимать решение. Скорее всего, он будет тянуть время и никак не реагировать. Но как бы там ни было, решение принимать придется. И скорее всего оно будет таким, как описано выше.

А нам, православным, надо крепко задуматься, как нам самим противостоять навязыванию «европейских ценностей» и остаться верными Христу и его заповедям, несмотря на призывы к Церкви «отвечать новым ожиданиям верующих», которые звучат порой и из уст православных богословов.

Ссылка на основную публикацию