Нефтепереработка и сбыт нефти в США

Нефтепереработка и сбыт в США

Согласно подсчетам «Ойл энд гэз джорнал», к началу 1949 г. в Соединенных Штатах имелось 418 нефтеперерабатывающих заводов с общей пропускной способностью в 6,7 млн. баррелей сырой нефти в сутки. Из них 374 завода находились в действии.

Общая суточная пропускная способность заводов

Общая суточная пропускная способность заводов составляла 6,51 млн. баррелей сырой нефти, а крекинговая мощность — 3,75 млн. баррелей в сутки. В это же время в Канаде насчитывалось 36 нефтеперерабатывающих заводов с общей суточной пропускной способностью 331,9 тыс. баррелей сырой нефти и мощностью крекинговых установок 167,4 тыс. баррелей в сутки, а в Мексике — 7 заводов с общей суточной пропускной способностью 160,4 тыс. баррелей сырой нефти и крекинговой мощностью 25,9 тыс. баррелей в сутки.

В настоящее время нефтяные ресурсы страны увеличиваются не только путем открытия новых месторождений и применения усовершенствованных методов бурения и эксплуатации, но и благодаря более высокой технике нефтепереработки. Что касается наиболее прибыльного нефтепродукта — бензина, то более совершенная техника позволила значительно увеличить процент бензина, получаемого из сырой нефти. Так, в 1915 г. выход бензина составлял около 18%, в 1940 г. — 45%, а в ближайшем будущем благодаря разрабатываемым сейчас методам каталитического крекинга процент выхода бензина предполагается довести до 60. Перевести все нефтеочистительные заводы на максимальный выпуск бензина было бы, однако, нецелесообразно, так как это привело бы к снижению процента выхода средних погонов, на которые в настоящее время предъявляется устойчивый и все возрастающий спрос ввиду использования их для отопления жилищ.

В настоящее время благодаря развитию нефтяной промышленности из сырой нефти получают свыше 5 тыс. различных видов нефтепродуктов, причем дальнейшие возможности использования сырой нефти для производства различных химических продуктов почти неограниченны. Так например, если до 1940 г. удельный вес нефти и природного газа как сырья для производства различных органических веществ в химической промышленности Соединенных Штатов составлял менее 5/6, то к 1946 г. он возрос почти до 25%, что составляет свыше 1 587 тыс. т сырья для производства синтетических органических веществ.

Сбыт нефти в США

Североамериканский континент представляет собой крупнейший рынок сбыта нефтепродуктов. В 1938 г. потребление нефтепродуктов на душу населения составляло: в Мексике — 0,9 барреля, в Канаде — 4, в США — 8,8 барреля, то есть являлось крупнейшим в мире. В 1947 г. потребление нефтепродуктов на душу населения поднялось: в Мексике до 2,1 барреля, в Канаде — 6,7, в США 13,7 барреля.

Объем экспорта сырой нефти и нефтепродуктов Мексики, хотя уступает экспорту Соединенных Штатов, тем не менее составляет гораздо больший процент внутреннего производства, чем в США.

В последние годы в Соединенных Штатах было потреблено почти равное количество бензина и нефтетоплива. Поскольку, однако, оптовая цена бензина примерно в два раза превышает стоимость нефтетоплива, которое к тому же обычно продается крупными количествами, розничная торговля нефтепродуктами выражается в основном в распределении и доставке бензина и в меньшей степени других нефтепродуктов. Бензозаправочные станции, автомобили, грузовики, развозящие бензин, множество реклам, благодаря которым названия таких компании по сбыту бензина как «Эссо», «Мобильгаз», «Ред краун», «Фаир чиф», «Кулмотор», «Филлипс 66» и многие другие, стали обиходными словами, в Америке встречаются повсюду. В Соединенных Штатах имеется свыше 200 тыс станций обслуживания или заправки бензином и 175—200 тыс. других пунктов продажи бензина и нефтепродуктов, необходимых для автомобилистов. Арендатор бензозаправочной станции, ее служитель или владелец является таким же непременным членом сельской общины, как аптекарь или бакалейщик, и их можно встретить в любом месте, где имеются дороги, по которым может проехать автомобиль.

С нефтеочистительных заводов на оптовые склады очищенные нефтепродукты обычно доставляются по трубопроводам или водным транспортом, откуда они развозятся автоцистернами на бензозаправочные станции, промышленные предприятия и фермы.

Результатом развития нефтяной промышленности в Америке явилось возникновение системы распределения бензина и других очищенных продуктов которая не встречается в других районах земного шара. Подсчитано, что в Соединенных Штатах одна бензиновая колонка приходится на 21 автомобиль, а один автомобиль приходится в среднем на 4 человека. Нефтяная промышленность стала, таким образом, отраслью массового производства.

Добыча, импорт и экспорт нефти и газа в США

Содержание

2019: Бум добычи сланцевой нефти ослабевает

По состоянию на сентябрь 2019 года бум в сфере добычи сланцевой нефти ослабевает, при том что в это время, после атак на нефтяные объекты Саудовской Аравии, этот сектор важен для мирового рынка как никогда ранее, пишет The Wall Street Journal.

По данным министерства энергетики США, добыча нефти в стране за шесть месяцев 2019 года увеличилась менее чем на 1%, тогда как годом ранее рост составил около 7%.

Причем, если несколько лет назад, когда добыча сланцевой нефти падала, это было связано со снижением мировых цен, то в этом году сокращение производства обусловлено ключевыми операционными проблемами. Например, эксперты отмечают, что объемы добычи оказываются более низкими, чем ожидалось, из-за слишком близкого расположения скважин друг к другу. Кроме того, стало очевидно, что привлекательные сланцевые активы заканчиваются быстрее, чем ожидалось.

Выявленные проблемы показывают, что преимущество за счет технологических и инженерных прорывов, позволившее сланцевым компаниям добывать рекордные объемы нефти и газа, постепенно сходит на нет, пишет газета.

Согласно прогнозу Минэнерго США, добыча нефти в стране в 2019 году составит в среднем 12,2 млн баррелей в сутки (б/с) по сравнению с 11 млн б/с годом ранее. В 2018 году добыча увеличилась с 10 млн б/с в январе до 12 млн б/с в декабре, и теперь активность в секторе замедляется.

“Мы приближаемся к пику добычи, и мы близки к пику физической добычи на этих месторождениях”, – отмечает управляющий директор Evercore ISI Джеймс Уэст.

Добыча сланцевой нефти в США на сентябрь 2019 г составляет порядка 8 млн б/с, что соответствует примерно 10% мировой добычи нефти и оказывает серьезную поддержку глобальному рынку, особенно в моменты усиления геополитической напряженности, провоцирующие скачки цен на нефть.

Некоторые эксперты по-прежнему уверены в том, что у рынка сланцевой нефти впереди еще много лет роста. Согласно оценкам Rystad Energy, добыча сланцевой нефти достигнет пика на уровне 14,5 млн б/с примерно около 2030 года. Траекторию роста добычи, по мнению экспертов, могут изменить такие факторы, как повышение цен на нефть и консолидация сланцевого рынка.

Сохранению тенденции к росту добычи может способствовать увеличение площадей сланцевых участков в распоряжении крупных нефтекомпаний, в том числе, Exxon Mobil и Chevron. Эти компании уже стали лидерами среди производителей Пермского бассейна и Нью-Мексико по объемам добычи.

Тем временем, небольшие и средние по размеру производители вынуждены уменьшать добычу, делая выбор в пользу увеличения рентабельности операций, на фоне ослабления поддержки сектора со стороны Уолл-стрит и сохранения цен около уровня в $60 за баррель. В таких условиях компании уже не могут бурить новые скважины так же часто, как раньше.

Эксперты IHS Markit отмечают, что даже устойчивый рост цен на нефть будет оказывать ограниченное влияние на сланцевый рынок.

По оценкам IHS, производство сланцевой нефти в США увеличится на 480 тыс. б/с в 2020 году при цене нефти в $62 за баррель. Повышение цены нефти на $10 за баррель приведет к увеличению производства лишь на 200 тыс. б/с – это существенно более слабый рост, чем в 2018 году.

США выходят на первое место по добыче нефти

США стали вторым производителем нефти в мире

США увеличили производство нефти на 1,34 млн баррелей в сутки в сравнении с показателем марта прошлого года и стали второй страной в мире по добыче нефти после России, обогнав Саудовскую Аравию, говорится в отчете Международного энергетического агентства (МЭА) (данные апреля 2018 года) [1] .

По данным МЭА, Россия добывает 11,35 млн баррелей в сутки, а Саудовская Аравия – 9,92 млн баррелей. В марте 2018 г. США добывали 9,96 млн баррелей в сутки. США продолжат увеличивать производство нефти, говорится в отчете МЭА, но препятствием к этому могут стать транспортные ограничения. При этом потребление нефти в США в январе выросло лишь на 1,23 млн баррелей в сутки к январю прошлого года. Данных за март агентство не приводит.

Рост производства в США может полностью компенсировать рост глобального потребления нефти в 2018 г. МЭА прогнозирует, что в октябре – декабре 2018 г. среднесуточное потребление нефти в мире может превысить 100 млн баррелей. По итогам I квартала этого года оно составило 98,1 млн баррелей в сутки.

Агентство уже в начале года дало прогноз, что в 2018 г. сменится лидер по производству нефти, им станут США, которые обгонят Россию. Но конкретных цифр, а также сроков агентство не приводило. Сейчас добыча в США держится на многолетних пиковых значениях, в ноябре прошлого года она превысила рекорд 1970 г. (10,044 млн баррелей в сутки) на 22 000 баррелей.

Девятая страна в мире по подтвержденным запасам нефти

Нефть: Чистый импорт 6 млн баррелей в сутки

США экспортируют около 1,5 млн баррелей в день, кроме того, они импортируют 7,5 млн баррелей в сутки. Это означает, что чистый импорт нефти составляет около 6 млн баррелей в сутки.

Такая любопытная ситуация, связанная с импортом и экспортом американской нефти, обусловлена отсутствием достаточных мощностей по переработке нефти, поступающей из месторождений сланцевой нефти в стране. Эта нефть слишком “легкая” для многих американских нефтеперерабатывающих заводов.

Поэтому ее большая часть отправляется за рубеж на нефтеперерабатывающие заводы с возможностью ее последующей доработки. США стремятся импортировать более тяжелые сорта нефти, которые соответствуют их общим возможностям нефтепереработки [2] .

Нефтепродукты: чистый экспорт 2 млн баррелей в сутки

У США больше мощностей по переработке, чем им нужно для внутреннего потребления таких нефтепродуктов, как бензин, дизельное топливо, реактивное топливо и мазут. Некоторые из этих мощностей уже давно используются для производства подобных продуктов на экспорт – вот уже более 30 лет.

EIA сообщает о 4,5 млн баррелей в сутки этих продуктов, отправленных за рубеж за четыре недели по состоянию на 23 февраля 2018 г. Однако информация несколько преувеличена, поскольку этот показатель включает в себя загадочную категорию под названием “Другая нефть”, которая состоит в основном из таких продуктов, как этан, пропан и бутан, которые просто не являются частью потока добычи нефти.

Если вычесть эти данные, мы получим около 3 млн баррелей в сутки, которые компенсируются импортом тех же продуктов объемом около 1 млн баррелей в сутки. Таким образом, чистый экспорт нефтепродуктов составляет примерно 2 млн баррелей в сутки.

2017: Экспорт газа 3,17 трлн, импорт – 3,04 трлн куб футов

В 2017 г. США экспортировали 3,17 трлн куб. футов газа и импортировала 3,04 трлн куб. футов. Сегодня Америка вряд ли является основной силой на рынке экспорта природного газа. Тем не менее есть те, кто утверждают, что она ею станет благодаря будущему росту добычи природного газа в США. Сюда входит и EIA.

Однако отчет EIA в отношении долгосрочных прогнозов является ужасным. Что касается добычи природного газа в США, частное исследование, основанное на фактических данных о добыче природного газа, предполагает, что объемы производства в 2050 г. составят лишь часть от тех объемов, которые отмечены сегодня.

Как показывает исследование, месторождения природного газа в сланцевых месторождениях – единственное растущее производство, и четыре из шести основных видов сланцевого газа уже находятся в упадке. Трудно понять, как такие тенденции могут привести к значительному росту добычи природного газа в США до 2050 г.

Нефтеперерабатывающая промышленность США: запасы нефти на сегодня, объемы добычи, месторождения

Соединенные Штаты Америки нередко занимают лидирующие позиции во многих сферах. Добиться мировых высот им удалось и в нефтеперерабатывающей промышленности. Более 50% энергетических и топливных потребностей США удовлетворяются за счет добычи нефти. На сегодня США является передовой страной по нефтепереработке во всем мире. Прибыль от продажи нефтепродукции удерживает на высоте и экономику страны в целом.

История развития

Нефтеперерабатывающая промышленность — отрасль тяжелой индустрии, включающая переработку нефти и нефтепродуктов. История развития этой отрасли США достаточно новая. Появление и становление ее в штатах связывают со стратегической потребностью страны и удовлетворении нужд и потребностей. Именно прогресс в области автотранспорта ускорил и укрепил деятельность страны в сторону добычи и переработки черного золота (По теме: Происхождение нефти и ее свойства).

  • 1859 год — пробурена скважина в районе Предаппалачского бассейна. Она стала первой скважиной для США;
  • 1920-1930 годы — расширение и развитие нефтеперерабатывающей промышленности, в связи с использованием двигателя внутреннего сгорания;
  • 1970-е годы — доля потребления нефти возросла до 45%.
Читайте также:  Транспортировка нефти в США, нефтепроводы и танкеры

Интересно знать! Максимальный объем добычи нефти в США зафиксирован в 1972 году — 528 млн. т нефти.

Особенности добычи и переработки нефти в США

Переработка нефти — не просто одна из отраслей, это скорее отличительный знак успешности. Как известно, прибыль от продажи переработанной нефти — весомый вклад в экономический рост страны. Половина такого прибытка ежегодно уходит на поддержку машиностроительной промышленности. До 40% сырья уходит на поддержание энергетической безопасности.

Отличительной чертой нефтепереработки Америки является местонахождение предприятий по переработке. Последнее время замечена тенденция их расположения в районах потребления, т.е. в промышленных и портовых центрах страны, поблизости трасс магистральных нефтепроводов.

Кроме того, США располагается на втором месте в мировом рейтинге стран с самыми большими залежами сланцевой нефти. Последние данные о сланцевой нефтедобыче говорят о сосредоточении таких залежей в Нью-Мексико и Пермском бассейне Техаса. Именно эти регионы поднимают рейтинги страны.

Интересно знать! Прорыв сланцевой нефтедобычи произошел благодаря открытию американца — Джорджа Митчелла. Он применил технологию гидравлического разрыва пласта.

Что примечательно, о сланцевой нефти было известно давно, однако ее специфика не позволяла добывать с помощью существующих на то время технологий (скважины вертикального типа). Проблематика добычи не ушла на 100%. Нефть этой породы извлекается не полностью, даже с применением современных изобретений. Сланцевики США озадачены этой проблематикой и двигаются в сторону уменьшения затрат на добычи сланцевой нефти, и добились определенных успехов.

Нефтяные гиганты США

Крупнейшие нефтяные компании США:

  1. Exxon Mobile Corporation. Мировая корпорация, созданная в 1999 году, при объединении Exxon и Mobile. Нефтедобыча сконцентрирована во многих странах, в том числе в Соединенных Штатов, Канаде, Ближнем востоке. Официальные запасы компании — 22,4 млрд. баррелей.
  2. Chervon Corporation. Создана в 1879 году в городе Пино-Каньон, штат Калифорния. Сегодня компания является обладателем большого количества заводов по переработке и АЗС. Официальные запасы компании — 13 млрд. баррелей.
  3. Amoco Corporation (ранее Standard Oil Company). Крупнейший нефте и газопроизводитель в США и на мировом рынке. Создана компания в Индиане в 1889 году. Позднее, в 1998 году, объединилась с компанией “ВР” (Великобритания).

Крупнейшие месторождения нефти в США: Техас, Нью-Мексико, Луизиана, Оклахома . Поставки черного золота из этих штатов составляют около 70% общего потока.

Нефтеперерабатывающие компании

Со времен прорыва в нефтеперерабатывающей промышленности, страну стали заполнять компании по переработке нефти. В условиях жесткой конкуренции большая часть исчезла естественным путем. Сейчас крупнейшими компаниями страны называют следующие:

  • “Экссон Корпорейшн” — 22 млн т/г;
  • “Тексако инкорпо-рейтед” — 20 млн т/г;
  • “Амоко Ойл” — 16,4 млн т/г.

Эти компании контролируют “львиную долю” нефтедобычи страны, являются собственниками нефтяных трубопроводов, флотилии танкеров и местами продажи в нескольких странах мира.

Запасы сырья

Следует отметить, что этот вопрос в стране поставлен на высокий уровень контроля. Новости о нефти и близких темах в США очень популярная тема. Существует два вида статистических данных о запасах сырья:

  • EIA (Energy Information Administration) — составляет статистику на основании официальных отчетов Минэнерго страны. Информация предоставляется один раз в неделю на статистическом докладе управления;
  • API (American Petroleum Institute) — является неправительственной организацией, взявшей на себя исследовательскую работу касательно нефтяной и газовой промышленности. Данные API предоставляются еженедельно. Информация подобных отчетов включает в себя цифры по изменению запасов, а также общие и региональные данные по производству нефтепродуктов.

Отличие двух статистических источников в том, что данные API — прогнозируемая информация о запасах нефти в США. Отчет EIA носит официальный и окончательный характер, сообщает реальное положение дел добычи нефти и ее запасов.

Интересно знать! Последние данные сообщают о запасах нефти в США сегодня — наблюдается увеличение сырья в стране на 6 млн баррелей (до 436 мил), таким образом прирост составляет 1,4%.

Данные EIA позволяют оценить баланс процесса спроса и предложения. При падении показателя “запасы нефти” — снижается предложение, что увеличивает цену на баррель нефти. И наоборот, рост значения “запасы нефти” — увеличивает предложение и снижает цену нефти.

Эта зависимость цены от значения запасов США приводит к ожидаемому влиянию на курс валют, которые зависят от цены нефти (канадские доллар, российский рубль и пр.).

Для нефтеперерабатывающей промышленности Соединенных штатов, аналитики прогнозируют исключительно развитие и процветание. Сама страна берет курс и настроена увеличение масштабов производства и наращивание своих способностей в этой сфере.

Добыча нефти в США. Данные EIA свидетельствуют о приближении максимума

Цены нефти начали год подскоком во время январского обострения отношений между США и Ираном. Но после снятия возникшей остроты проблемы они снижаются большую часть января. Подписание первой фазы торгового соглашения между США и Китаем способствовало лишь кратковременному подрастанию цены нефти в средине месяца. А вот вспышка вируса в Китае и связанные с этим угрозы экономике Поднебесной стали серьезным угнетающим фактором для цен. В результате откат от пиков начала января уже превысил 15%. Краткосрочные факторы и далее будут влиять на цены нефти, и тут в первую очередь нужно следить за развитием паники в Китае и стабильностью на ведущих финансовых рынках.

Тренды основных параметров, влияющих на баланс спроса и предложения, тоже претерпевают заметные изменения. Здесь стоит вспомнить об обещанном ОПЕК+ дополнительном сокращении добычи с начала текущего года. И скоро мы узнаем первые результаты их стараний. Что касается наиболее динамичного параметра, влияющего на баланс спроса и предложения, то здесь угрозы для динамики цен немного ослабевают. Хотя США и начинают 2020 год с рекордным темпом добычи нефти на уровне 13 Мб/д, но появляется все больше признаков приближения добычи к своему максимуму.
Беспрецедентный рост добычи, показанный США в последние годы, закономерно называют сланцевой революцией, которая после падения добычи в 2015-2016 годах не была свернута, но в последние годы получила второе еще более уверенное дыхание. Напомним, что вслед за падением цен в 2014-2015 годах последовало резкое снижение буровой активности, которое привело к снижению темпов добычи нефти. Однако если количество активных буровых тогда снизилось в 5 раз, то снижение добычи за два трудных года составило лишь около 1,1 Мб/д (с 9,6 до 8,5 Мб/д), то есть чуть более 11%.

С чем же можно связать такие отличия? Во-первых, в период снижения буровой активности нефтяные компании имеют возможность вводить в строй резерв пробуренных, но пока еще не введенных в эксплуатацию (Drilled but UnCompleted – DUC) скважин. К концу 2019 года парк таких скважин в США насчитывает семь с половиной тысяч штук, что в принципе позволяет в течение примерно полугода обеспечить даже без новых бурений сегодняшний темп ввода новых скважин. (Стоит отметить, что в последние полгода число DUC-скважин снизилось почти на тысячу штук).

Но это далеко не главное. Более важным резервом для роста добычи оказалось наращивание эффективности буровых работ. Действительно, в период с 2014 года произошло не только снижение себестоимости буровых работ, но также за счет технологических новшеств существенный рост их производительности и эффективности. Например, впечатляющий рост эффективности буровых работ был показан на полях Permian, где на сегодня происходит основное приращение добычи. Добыча там растет даже несмотря на произошедшее в последний год снижение числа действовавших буровых установок.

Повышение эффективности буровых работ, когда из одного пробуренного ствола разветвляется целый веер горизонтальных скважин, обеспечило столь впечатляющий рост объемов добычи в последние годы. Напомним, что за последние 3,5 года добыча нефти в США выросла с 8,5 до 13 Мб/д. То есть прибавка за этот период составила 4,5 Мб/д или 53%. Только в 2019 году произошел рост добычи более, чем на миллион баррелей в сутки. И это даже несмотря на заметное снижение в течение года числа действующих буровых установок.

Впечатляющий рост новой добычи на одну действующую буровую установку выглядит очень оптимистично. Картина была бы действительно благостной, если бы была возможность забыть о стремительном снижении добычи в уже запущенных скважинах. Графики зависимости добычи действующих скважин имеют просто пугающий вид. Пока рост эффективности буровых работ перебарывал указанную негативную тенденцию. Однако мы все ближе приближаемся ко времени, когда даже самые передовые технологии и запуск новых скважин не смогут бороться с процессом деградации уже действующих скважин.

На текущий момент ежемесячная скорость снижения добычи действующих скважин на 7 основных сланцевых месторождениях США приближается к 600 тб/д (!!), а за год происходит потеря более половины добычи на действующих скважинах. Поэтому, даже просто для удержания добычи на сегодняшнем рекордном уровне нужно на этих месторождениях ежемесячно обеспечивать за счет новых скважин как минимум компенсацию снижения действующих скважин. Пока это удавалось делать с запасом, и суммарная добыча нефти в США в последние 3,5 года продолжала повышаться. Однако этот процесс приближается к насыщению. Видно, что красная кривая (чистое месячное приращение добычи) в последние месяцы начинает приближаться к нулевой отметке, пересечение которой при сложившихся тенденциях может произойти уже в ближайшие 3 месяца. А это означает остановку роста добычи и переходу к последующему снижению. Вполне вероятно, что зачатки такой тенденции мы сможем увидеть уже в текущем году.
Время покажет то, когда это реально произойдет. Но совершенно определенно по прогнозам Минэнерго США рост добычи в США в 2020 году будет гораздо скромнее, чем в предыдущие годы. Так, по прогнозам EIA на февраль месяц (см. январский выпуск обзора EIA: «Drilling Productivity Report») ожидание роста добычи составляет лишь 22 тб/д, что в 4 раза ниже среднего темпа роста добычи в 2019 году.

Так что 2020 год будет интересен не только захватывающими выборами, возможными потрясениями на финансовых рынках, но также и большими переменами в динамике добычи сланцевой нефти в США.

Подлевских Николай Аркадьевич, начальник аналитического отдела ОАО ИК «Церих Кэпитал Менеджмент»

Нефть и нефтепродукты США

Ведущая роль в структуре топливно-энергетического комплекса США принадлежит нефтяной промышленности. Около 55 % потребностей в энергии и топливе удовлетворяется именно за счет нефти.

Исторический аспект

История нефти в США началась с бурения в 1859 г. скважины-первопроходца в Предаппалачском бассейне. Преимущество нефти и нефтепродуктов в первой половине XX столетия доказала скорость темпов использования ДВС, а затем и Вторая мировая война.

Таким образом, нефть превратилась в базу топливно-энергетического хозяйства. Ее тесная связь с развитием автотранспорта и обеспечением стратегических нужд государства послужила тому, что нефтяная промышленность все больше определяла экономический и политический характер США.

В общем потреблении в 70-х гг. ХХ века доля нефти в первичных энергоисточниках составила 45 %. 528 млн. тонн – рекордный максимум за все годы был добыт в 1972 году.

Характеристика нефтеперерабатывающей промышленности

Нефтеперерабатывающая промышленность Штатов стоит на весьма высоком уровне. Нефтедобыча в США существенно разнится от расположения нефтепереработки. Большая доля мощностей располагается не исключительно в местах непосредственной добычи, а и в больших северо-восточных промышленных узлах, на трассах нефтепроводов и в портах (т.е. в районах потребления).

Районы, где сконцентрированы заводы по нефтепереработке:

  • берег Мексиканского залива;
  • Центр и Юг Калифорнии;
  • участок побережья Атлантики.

Таким образом, существенная часть нефтепродуктовиз западных и южных штатов транспортируется в промышленный северный регион США.

Суммарная длина нефтепроводов составляет 300 000 км. В особенности густая сетка распределительных трубопроводов наблюдается на побережье Мексиканского залива. Ее назначение – соединять нефте- и газопромыслы с соответствующими заводами, портами и комбинатами.

Американские нефтепродукты

США – один из крупнейших в мире производителей и потребителей нефтепродуктов. Их низкую стоимость можно пояснить хорошо развитой сеткой магистральных трубопроводов, автотранспортной перевозкой, понижающей цену транспортировки нефтепродуктов, высокой конкурентоспособностью на рынке, концентрацией заводов и эффективностью государственной политики в данной сфере.

Читайте также:  Добыча нефти в США, скважины, месторождения и запасы

США, как основной производитель светлых и темных нефтепродуктов производит примерно 24% общего объема мировой нефтепереработки.

К ним можно отнести:

  • разные виды топлива;
  • смазочные вещества;
  • электроизоляционные среды;
  • нефтехимическое сырье;
  • растворители.

Самой крупной группой нефтепродуктов являются топлива. К ним, в свою очередь относят горючие бензины, разные газы (попутный, нефтепереработки и др.), мазут, лигроины, авиационное топливо и много других.

Осуществление продажи нефтепродуктов лежит в компетенции вертикально-интегрированных и нефте-трейдерских компаний и розничных сетей АЗС.

Посредниками в покупке и продаже нефтепродуктов выступают биржи нефтепродуктов, обеспечивающие возможность выбора самого комфортного варианта продажи-покупки, а также расчета цены и поставки.

В зависимости от вида нефтепродукта и индивидуальных свойств вещества для их хранения и транспортировки необходимо использовать разные емкости, соблюдая при этом определенные правила и нормы по обеспечению безопасности и длительного хранения.

Главные нефтяные компании США

Американская компания Exxon Mobil Corporation — крупнейшая нефтяная компания и одна из самых крупных мировых корпораций со штаб-квартирой компании в городе Ирвинг, штат Техас.

Нынешняя компания создана в 1999 г. путем слияния крупных американских нефтяных компаний Mobil и Exxon.

Ее деятельность представляет собой нефтедобычу в разных регионах мира, в том числе в США, Канаде, на Ближнем Востоке и пр. Exxon Mobil располагает 45 НПЗ в 25 государствах и развитой сетью АЗС. Общее количество сотрудников — 82 тыс. человек. Доказанные запасы — 22,4 млрд. баррелей нефти.

Интегрированная американская энергетическая компания Chevron Corporation занимает второе место после Exxon Mobil и представляет собой одну из крупнейших мировых корпораций. Штаб-квартира находится в городе Сан-Рамон (штат Калифорния).

Компания основана в городе Пико-Каньон (штат Калифорния) в 1879 г. Chevron Corporation обладает множеством нефтеперерабатывающих заводов и обширной сетьюАЗС. 13 млрд. баррелей – доказанные запасы нефти Chevron.

Транснациональная нефтяная и химическая компания Amoco Corporation (изначально – Standard Oil Company) — одна из крупнейших нефте- и газопроизводителей в мире. Была основана в Индиане в 1889 г., а в конце 1998 г. объединилась с британской компанией «BP».

Amoco Corporation располагает глобальной сетью и насчитывает 42 тыс. сотрудников в разных государствах. Объемы продаж составляют 21,2 млрд. дол., нефтедобыча – 40 млн. тонн, 45 % из них – в США.

Важную роль в нефтедобыче играют штаты Луизиана, Техас, Оклахома и Нью-Мексико, которые поставляют более 70% нефти. Разработка нефти ведется и на суше, и в шельфе Мексиканского залива (побережье Луизианы обеспечивает существенную долю прироста добычи за счет подводного бурения).

Главные нефтеперерабатывающие заводы

Как уже упоминалось ранее, в начале 1979 года общая мощность заводов по переработке «черного золота» достигла отметки в 358 млн. тонн в год, что приравнивалось 27 % общей мощности заводов развивающихся и капиталистических государств. Количество нефтеперерабатывающих предприятий уменьшается, но единичные мощности заводов растут. В условиях жестокой конкуренции небольшие предприятия теряют свою рентабельность и закрываются.

В число самых крупных заводов нефтеперерабатывающей отрасли входят заводы

  • «Экссон Корпорейшн» в Батон-Руж, Луизиана — 22,0 млн. т/г;
  • «Тексако инкорпо-рейтед» в Порт-Артур, Техас — 20,0 млн. т/г;
  • «Экссон Корпорейшн» в Хьюстоне, Техас — 19,7 млн. т/г;
  • «Амоко Ойл» в Тексас-Сити, Техас — 16,4 млн. т/г.

Вся нефтяная промышленность Соединенных Штатов является собственностью 10 огромнейших нефтегазовых монополий. Крупнейшая среди них – не только в США, но и во всем мире рокфеллеровская корпорация «Экссон» стоит во главе. Эта десятка монополий обладает непосредственно 60% всех мощностей соответствующих предприятий США.

Под их контролем находится значительная часть газо- и нефтедобычи небольших компаний, также они владеют газовыми и нефтяными трубопроводами, обладают собственной флотилией танкеров и точками реализации нефтепродуктов практически в каждой стране.

Основные хранилища

Резервы нефти США сосредоточены в 4-ех крупнейших подземных хранилищах. Они являют собой соленые купола, расположенные вдоль Мексиканского залива: в Мексике и в Луизиане. Подобное расположение делает транспортировку нефти и нефтепродуктов значительно проще. Кроме того, весьма удобно перекачивать нефть на большое количество предприятий по нефтепереработке за счет возможности использования танкеров.

Все хранилища имеют по несколько искусственных полостей под землей, созданных в специальных соляных куполах при помощи бурения и дальнейшего растворения соли прокачиваемой водой. Средний размер такой полости – примерно 6 м вширь и около 600 м вглубь. Объем каждой из полостей приравнивается от 6 до 37 млн. баррелей. Некоторые из них располагаются на глубине километра. Чтобы создать и оснастить эти хранилища американские власти вложили кругленькую сумму – примерно в 4 млрд. дол.

Главные нефтехранилища США – это Bryan Mound (Техас), West Hackberry (Луизиана), Big Hill (Техас), Bayou Choctaw (Луизиана).

Методы управления ценами на нефть

Резкий спад цены на нефть в текущем году остановился на показателе в 60 дол/баррель, что послужило темой для разговоров об окончании нисходящей тенденции на нефтяном рынке и вхождении цен на «черное золото» в ближайшей перспективе снова в рост.

Специалисты полагают, что рост, демонстрируемый ранее, имеет краткосрочный характер. По мнению экспертов, рынок отмечен тенденциями, которые ведут к возврату понижения стоимости нефти. По расчетам аналитиков, основные хранилища заняты на 60%, а запас американской нефти достиг своего максимума за 80 лет. Вместе с тем, сокращение числа скважин не повлияло на объем нефтедобычи – он только увеличивается.

Итог ценовых войн между Саудовской Аравией и Штатами – не ликвидность большинства проектов по добыванию сланцевой нефти, что, в свою очередь, послужило поводом для сокращения многих скважин в Штатах, так как цена нефти WTI держалась на рекордно низкой отметке.

Осложнением ситуации является тот факт, что уровень нефтедобычи не снизился, а наоборот возрос, как и запасы в нефтехранилищах, хотя и уменьшилось число буровых. На сегодняшний день ее запас – это 60% общего объема хранилищ, так что точка «насыщения» не скоро будет достигнута. Однако наметившаяся тенденция вызывает беспокойство у аналитиков.

Избыток нефти

Вышеописанная ситуация, с учетом подобных факторов роста или понижения ценна баррель нефти, способна спровоцировать глобальное падение стоимости нефти. Стоит отметить, что данная перспектива уже не за горами: в случае продолжение нефтедобычи на прежнем уровне, при этом, не понижая объем имеющейся в запасе нефти, возможен обвал цены на нефть до 30 дол. за баррель (и это не предельная черта!).

В любом случае, подобная версия развития событий весьма маловероятна, так как чересчур дешевая нефть в первую очередь не принесет выгоды США, даже при ориентировании исключительно на внутренний рынок.

Угрожать рентабельности собственных нефтяных проектов – шаг весьма странный, ведь в данном случае нефтепроизводители будут в проигрыше, а выиграют только государства с развивающейся экономикой, которым выгодна невысокая барреля нефти.

В соответствии с выдержками из доклада Всемирного банка, дающего оценку ситуации на рынке нефти и нефтепродуктов, можно сделать следующий вывод – эксперты полагают, что в ближайшем будущем рост стоимости на «черное золото» не предвидится.

2015 год, как и предполагалось, станет годом низкой стоимости нефти, а 2016 год добавит только незначительное повышения. Подобное обстоятельство угрожает разведке и освоению новых сланцевых месторождений и нефтедобыче на морском шельфе.

Мнение Всемирного банка сводится к тому, что стоимость нефти в значительной мере подвержена влиянию изменений политики ОПЕК и росту курса доллара. Авторы доклада делают акцент на том, что низкая стоимость нефти превратится в серьезный вызов крупным государствам-экспортерам нефти и нефтепродуктов.

Вместе с тем, они окажут благотворное влияние на всемирную экономику. Так, например, падение цен на нефть в пределах на 30% обещает на 0,5% дополнительного прироста мирового ВВП.

Мировая жажда

Мировой спрос на нефть растет уже полтора столетия. Мир живет по формуле, в которой уровень развития страны напрямую связан с объемом потребления энергии, а нефть по-прежнему самый эффективный и универсальный ее носитель. Основной вопрос состоит в том, когда эта ситуация сможет измениться

Началом истории нефтяной промышленности принято считать 1859 год, когда в американском штате Пенсильвания была пробурена первая скважина. Но в качестве точки отсчета для глобальной отрасли следовало бы считать 1886 год, когда Карл Бенц получил патент на первый в мире автомобиль, движение которого обеспечивал модернизированный для работы на бензине (вместо дешевого светильного газа) четырехтактный двигатель Отто, запатентованный десятилетием ранее. Уникальная теплотворная способность жидкого углеводородного топлива на единицу объема и вытекающие из этого компактность, автономность, экономичность транспортных средств с ДВС на многие десятилетия вперед обеспечили нефти международный рынок огромного объема.

Двигатели совершенствовались, а сфера применения нефти расширялась все больше. Востребованным продуктом стал не только бензин, но и более тяжелые фракции. Мазут, который еще совсем недавно сливался в водоемы возле перерабатывающих заводов как ненужный отход производства, начали использовать как топливо для паровозов, пароходов, промышленных паровых машин. Постепенно он вытеснил из транспортной сферы дрова, а затем и уголь.

До того как нефть нашла себе широкое применение в транспорте, основной областью ее использования было производство керосина для освещения. В начале XX века серьезную конкуренцию керосиновому освещению составило электрическое, и вскоре потребление керосина стало сокращаться.

В Первую мировую войну бензин стал продуктом первой необходимости для активно моторизировавшихся армий, контроль поставок нефти приобрел военно-стратегическое значение. Если в 1914 году нефтяным отоплением котлов были оснащены 364 судна, то в больше 2,5 млн. На момент начала войны французская армия располагала лишь сотней грузовиков, четыре года спустя их было уже около 70 тыс. Благодаря оптимизационным изобретениям Генри Форда автомобили стали производиться быстро и дешево. В 1920 году по миру ездило около 9 млн автомобилей, через пять лет — уже около 20 млн, еще через два года — почти 30 млн. Кроме того, именно появление бензинового мотора дало старт развитию авиации.

В сферы применения нефти пополнились нефтехимией: именно тогда началось внедрение в промышленное производство такого важного материала, как полиэтилен. В целом за период между Первой и Второй мировыми войнами потребление нефтепродуктов увеличилось почти в шесть раз. А мировая несправедливость в распределении запасов нефти на планете стала еще более заметной. Лишь два центра потребления нефти обладали запасами, необходимыми для обеспечения внутренних потребностей, — США и СССР. Франция и Великобритания вели борьбу за черное золото в других регионах мира, в первую очередь на Ближнем Востоке. Активно милитаризировавшаяся Германия развивала производство синтетического топлива Синтетическое топливо получается в результате химической реакции Фишера — Тропша, при которой монооксид углерода СО и водород Н2 в присутствии катализатора преобразуются в различные жидкие углеводороды. и создавала стратегические запасы, в первую очередь за счет советской, венгерской и румынской нефти.

Потребление энергии, т н. э. на чел. в год

Вторая мировая война сделала нефть настоящей кровью победы. С попытками получить доступ к важнейшим источникам сырья были связаны крупнейшие военные операции. Гитлеровская Германия рвалась на Кавказ и на Ближний Восток, Япония — в Индонезию и Бирму, и все с одной лишь целью — получить доступ к нефтяным месторождениям. То, что СССР и союзникам удалось оставить вражеские армии на голодном топливном пайке, во многом предопределило исход войны. Простая, но показательная статистика: за семь лет Второй мировой Германия и Италия израсходовали 52,7 млн тонн нефти и нефтепродуктов, США — почти 1,5 млрд тонн.

Мир на качелях

Золотой эрой потребления нефти стал небольшой по историческим меркам промежуток с 1950 по 1970 год. Высокие темпы восстановления послевоенной Европы были поддержаны дешевой ближневосточной нефтью. У Советского Союза для этого была собственная база. Быстрый процесс индустриализации в Восточной Азии сделал этот регион еще одним мощным мировым центром потребления нефти. При этом лидеры роста — Япония, Тайвань, Южная Корея — собственными углеводородными ресурсами не располагали.

Развитие технологий приводит к росту конкуренции между видами энергоресурсов, но не к уменьшению потребления какого-либо из них. молодые источники энергии обычно демонстрируют более высокие темпы роста, а доля зрелых постепенно снижается.

В нефть обеспечивала 50% мирового спроса на энергоресурсы, что сделало нефтяной рынок источником особого влияния на мировую экономику. Между тем, у рынка сменился рулевой: в США при растущем потреблении добыча достигла пика в 1970 году и начала снижаться, а влияние на управление мировым нефтяным рынком приобрела ОПЕК. Вскоре последовал первый кризис: эмбарго на поставки нефти в страны, поддержавшие Израиль в арабо-израильской войне в 1973 году, в первую очередь в США, привело к росту цен на нефть с $2,90 до $11,65 за баррель. Затем исламская революция и падение добычи в Иране 1979 года вздернули их до $34. Все это привело к снижению экономической активности в развитых странах, запуску энергосберегающих программ и сокращению потребления нефти. Только с 1979 по 1981 год в США, Европе и Японии оно снизилось на 13%. Мощный импульс к развитию получила энергетика, не завязанная на жидкие углеводороды, — мирный атом и газ. Впрочем, развитие новых регионов добычи без роста спроса привело к затовариванию нефтяного рынка, в результате чего цены вновь обрушились до $10 за баррель.

Читайте также:  Добыча нефти в США, скважины, месторождения и запасы

С тех пор мир постоянно балансирует между ростом спроса и предложения нефти. Удерживать этот баланс очень непросто. Одна из причин этого — низкая эластичность спроса на углеводородное сырье.

Гибкая стратегия

Ощущение стремительности изменений на энергетическом рынке значительно опережает реальный ход событий. Тем не менее нефтяные компании к глобальным переменам готовятся уже сейчас. В стратегии развития «Газпром нефти» до 2030 года учтены три возможных пути развития энергетической отрасли — от устойчивого экономического роста, высоких цен и спроса на нефть до сценария с низким уровнем нефтяных котировок. В самом благоприятном для нефтегазовой отрасли варианте, подразумевающем растущий спрос на нефть, лучшая модель поведения — быстрое развитие традиционного бизнеса. В самом негативном — оптимизация портфеля проектов в условиях низких цен и стагнирующего спроса. Однако базовым для стратегии выбран промежуточный сценарий, который предполагает, что ситуация в мировой экономике будет оставаться крайне нестабильной, но не революционной. Исходя из этого строится и инвестиционная стратегия группы, делящая проекты на те, реализация которых будет выгодна при любом развитии событий в мировой энергетике, и те, которые могут быть скорректированы при изменении внешней ситуации.

В экономике эластичностью называют реакцию спроса или предложения на изменение цен. Если уменьшение цены на 1% приводит к повышению продаж менее чем на 1%, спрос неэластичен. У нефти коэффициент эластичности гораздо ниже единицы. Это объясняется тем, что использование нефти в краткосрочной перспективе определяется факторами, меняющимися очень медленно. Транспорт не может моментально переключиться с одного вида топлива на другой. Разработка и реализация энергосберегающих программ, а тем более развитие альтернативной энергетики, тоже дело небыстрое.

Как все это работает, мы видели совсем недавно. Дополнительные объемы нефти, пришедшие на рынок в результате сланцевой революции в 2014 году, обрушили цены, но это не привело к сопоставимому росту потребления, которое определялось уровнем развития мировой экономики. Остановить снижение цен можно было выводом с рынка лишнего объема сырья, и сделать это могла только ОПЕК.

Один из основных факторов эластичности спроса по цене — наличие товаров-заменителей. Пока равноценных заменителей нефти нет, баланс рынка будет поддерживаться только внутри системы «спрос — предложение». И даже несмотря на постепенное снижение доли нефти в структуре мирового энергопотребления, добыча и потребление жидких углеводородов медленно, но верно растут вместе с мировой экономикой.

Время развивающихся

По данным BP Statistical Review of World Energy, в 2018 году потребление нефти в мире достигло 99,8 млн баррелей в сутки — это исторический максимум. При этом 2018 год стал девятым годом роста спроса на нефть подряд, а темпы его составили 1,5% при среднегодовых 1,2% за десятилетие.

Спрос на нефть определяется как потребностями нефтеперерабатывающей промышленности, так и тем, насколько заполнены нефтехранилища. Например, стратегические нефтяные резервы импортозависимой Японии обеспечивают нефтеперерабатывающую промышленность страны на 84 дня работы. Кроме того, частные нефтеперерабатывающие компании обязаны иметь запас, достаточный для обеспечения нефтью и нефтепродуктами в течение 70 дней. В Южной Корее действует система обязательного резервирования, рассчитанная на 107 дней потребления, причем 46% этого запаса является стратегическим запасом государства и 54% — коммерческим запасом частных компаний.

2018 год был отмечен рекордным за последнее время ростом потребления энергии в мире. По данным МЭА, он составил 2,3%, что в два раза выше среднего показателя с 2010 года. Доля нефти в общей структуре потребления энергоносителей по-прежнему самая большая — 31%.

Как и в рост добычи, так и в рост мирового потребления нефти в 2018 году наибольший вклад (около 20%) внесли США: им требовалось 20,5 млн баррелей в сутки — больше, чем какой-либо стране мира. Однако сразу за США следуют стремительно развивающиеся Китай и Индия.

В 2018 году объем нефтепереработки в Китае вышел на рекордный уровень — 12,07 млн баррелей в сутки (603,57 млн тонн за год). Большую часть этой нефти (460 млн тонн, или около 71%) приходится импортировать из-за рубежа: собственные месторождения Поднебесной истощаются, а себестоимость добычи трудноизвлекаемой нефти достаточно высока. Даже несмотря на замедление роста китайской экономики, эти тенденции сохранятся и в ближайшие годы, и в стратегической перспективе. По прогнозу национальной китайской нефтяной корпорации CNPC, объем переработки в стране продолжит расти, достигнув в 2019 году уровня около 634 млн тонн. В то же время к 2020 году Китай планирует увеличить собственную годовую добычу лишь до 200 млн тонн. В Международном энергетическом агентстве полагают, что к 2035 году Китаю, несмотря на все усилия по развитию добычи на собственной территории и участие в зарубежных концессиях (сейчас китайские компании добывают нефть и газ более чем в 40 странах мира), придется импортировать уже 80% от потребностей.

Потребление нефти по регионам, млн барр./сутки

На Китай сегодня приходится порядка 13% мирового спроса на нефть. Еще 15% потребляет объединенная Европа, но в ней спрос практически не растет (в 2018 году рост составил лишь 0,1%). Самые же высокие темпы роста потребления нефти в 2018 году показала Индия — 4,5%. В Китае потребление выросло на 3,5%, в США — на 2,7%. Индия сегодня — третий крупнейший потребитель нефти в мире после США и Китая: 239,1 млн тонн в 2018 году, по данным ВР Statistical Review of World Energy. Спрос на нефть в Индии за последние десять лет вырос более чем на 60%, при этом она еще в большей мере, чем Китай, страдает от все той же мировой несправедливости в распределении запасов нефти: ее в этой большой и многонаселенной стране добывается совсем мало (менее 1% от мировой добычи).

Вероятнее всего, в ближайшие два десятилетия тенденции сохранятся: развивающимся экономикам будет требоваться все больше нефти, а наиболее развитым — все меньше. А в целом же потребление жидких углеводородов в мире будет расти как минимум до

Всемирное утяжеление

Традиционно более легкие и менее сернистые сорта нефти ценятся выше, так как из них с меньшими затратами можно получить больше ценных светлых нефтепродуктов. Однако в последнее время сложилась, на первый взгляд, парадоксальная тенденция: стал расти спрос на тяжелую нефть. С одной стороны, это связано с изменениями на рынке нефтепродуктов. По оценке экспертов, спрос на бензин, для производства которого лучше всего подходит легкая нефть, будет сокращаться по мере повышения эффективности транспортных средств и увеличения доли электромобилей на рынке, а потребление дизельного топлива — увеличиваться, ведь дизельными двигателями оснащен в первую очередь коммерческий автотранспорт. Кроме того, дизель все больше будет использоваться как судовое топливо из-за ужесточения экологических требований и сокращения потребления мазута. К более тяжелым нефтепродуктам относится и авиационное реактивное топливо, а авиация тоже постоянно растущий сегмент транспортного рынка. С другой стороны, мир стал испытывать определенный дефицит тяжелых сортов нефти, который вызвала все та же сланцевая революция. Сланцевая нефть — легкая и малосернистая, и ее становится все больше. Что же касается традиционных поставщиков тяжелой нефти — Венесуэлы, Мексики, Ирана, — из-за различных политических и экономических причин они заметно сократили производство. В результате нефтеперерабатывающие заводы мира начали конкурировать за поставки тяжелой нефти, в том числе российского сорта Urals, который в некоторые периоды даже продается с премией к легкой нефти Brent.

Согласно базовому прогнозу МЭА, к 2040 году потребление нефти вырастет до 106,3 млн баррелей в сутки. Весь прирост обеспечат Китай и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В Европе и США спрос будет сокращаться за счет повышения топливной эффективности, электрификации транспорта и роста потребления газа. При этом основным потребителем, как уже много десятилетий, будет оставаться транспорт, в первую очередь автомобили, которые потребляют около 45 млн баррелей в день — это порядка 45% всего мирового спроса.

Что дальше?

Распространение электромобилей и декарбонизация Декарбонизация экономики и энергетических систем — снижение выбросов углекислого газа за счет сокращения использования углеводородного топлива. в целом — процессы реальные, но не очень быстрые. Доказательство этому приводит Манхэттенский институт в своем отчете «Новая энергетическая экономика: упражнение в магическом мышлении». Сегодня углеводороды обеспечивают более 80% мировой энергии, в то время как на солнечную и ветроэнергетику приходится менее 2%. Чтобы заменить углеводородное топливо, объемы использования возобновляемой энергии в течение 20 лет должны увеличиться в 90 раз, а мировой нефтянке полвека понадобилось только для десятикратного роста. Строительство одной нефтяной или газовой скважины примерно равно по стоимости строительству двух ветряных турбин, однако турбины производят в час энергию, эквивалентную 0,7 барреля нефти, а на месторождениях в Саудовской Аравии средний дебит скважин превышает 200 баррелей нефти в час. Кроме того, технологическое развитие и повышение эффективности транспорта могут приводить и к росту спроса на энергию: с 1995 года потребление авиационного топлива на пассажиро-километр сократилось на 70%, но объем воздушного движения вырос более чем в 10 раз, за счет чего использование авиатоплива в мире увеличилось более чем на 50%. Что касается наземного транспорта, то увеличение в 100 раз количества электромобилей к 2040 году (до 400 млн) приведет к снижению мирового спроса на нефть всего на 5%. Но возможность таких темпов электромобилизации пока вызывает сомнения: машины без ДВС еще слишком дороги и неэффективны. Поэтому в ОПЕК, например, уверены, что автомобили продолжат играть ключевую роль в мировом спросе на нефть и к 2040 году будут потреблять 48,4 млн баррелей в день. Очевидно, что не будет сокращаться и объем производства нефтехимической продукции, сырье для производства которой — все та же нефть. А ведь нефтехимия — второй по величине потребитель черного золота.

Востребованность нефти определяется тем, какие продукты из нее можно получить и насколько эти продукты нужны на рынке именно сейчас. Поэтому говорить о том, что тот или иной сорт нефти обладает более высоким качеством, было бы неправильно — в разные периоды на рынке может быть востребована нефть с разными характеристиками. За прошедшее десятилетие ценность тяжелых сортов нефти на рынке выросла, а легких — снизилась. Структура потребления нефти в мире испытывает влияние разнонаправленных факторов. С одной стороны, возросло количество сложных НПЗ, обеспечивающих глубокую переработку тяжелой нефти. В то же время сланцевая революция ведет к тому, что увеличение объема мировой добычи происходит в основном за счет легкой нефти. Ввиду торговых ограничений, сокращения доли тяжелой нефти в мировой добыче и развития собственной переработки в добывающих странах предложение тяжелых сортов сократилось, что вызвало на них повышенный спрос.

Отраслевая структура потребления нефтепродуктов по объему

В целом, исходя из сегодняшней картины мира, сложно делать предположения о том, что потребление нефти в ближайшие десятилетия начнет сокращаться, даже если развитие технологий возобновляемой энергетики пойдет быстрее, чем сейчас. Ведь смена эпохи угля эпохой нефти не отменила использования устаревшего топлива — его потребление только выросло. Это относится даже к XXI веку: мировые мощности угольной генерации росли ежегодно до 2017 года, и на угле сегодня производят более 40% мирового электричества. Что уж говорить о нефти, обладающей гораздо более широкой сферой использования.

Ссылка на основную публикацию