Транспортировка нефти в США, нефтепроводы и танкеры

Транспортировка нефти в США

Транспортировка нефти в США от скважин к нефтеочистительным заводам осуществляется в основном по нефтепроводам или с помощью барж и танкеров. В начальный период разработки нового месторождения добываемые на нем относительно небольшие количества нефти могут перевозиться обычно на грузовиках или в железнодорожных цистернах. Но как только добыча становится регулярной, прокладывается нефтепровод.

Первые нефтепроводы в США

Первый крупный нефтепровод был построен в 1875 г. от Батлера до Бриллианта на реке Аллегейни, у Питсбурга, пятьдесят лет спустя после появления первого газопровода, по деревянным трубам которого газ подавался во Фредонию (штат Нью-Йорк). В 1875 г. до Титасвилла (штат Пенсильвания) был проложен газопровод диаметром 5,5 дюйма, а к 1891 г. газ подавался по трубопроводу диаметром 8 дюймов, проложенному от газовых месторождений Индианы до Чикаго, на расстояние 195 км. В 1946 г. в Соединенных Штатах насчитывалось свыше 130 тыс. км магистральных газопроводов, а общая сеть газопроводов вместе с распределительными линиями достигала 362 тыс. км. К 31 декабря 1948 г. длина сети возросла до 417400 км.

Первым магистральным нефтепроводом, проложенным к морскому побережью от графства Мак-Кин в Западной Пенсильвании до Филадельфии, была 6-дюймовая линия протяженностью 378 км с ответвлением от Миллуэя до Балтиморы (106 км). Впоследствии была создана сеть нефтепроводов, связывающая все значительные месторождения на материке с нефтеочистительными заводами или морскими портами.

В систему нефтепроводов входит около 103 тыс. км промысловых нефтепроводов, как правило, менее 6 дюймов в диаметре. Нефтепроводы начинаются у отдельных участков и скважин, подобно тому, как в речной системе небольшие ручьи стекают с водоразделов. Небольшие линии объединяются в более крупные, которые ведут к нефтеочистительным заводам, к нефтепогрузочным эстакадам для загрузки железнодорожных цистерн, барж или танкеров, а также к магистральным нефтепроводам. Более 117 тыс. км магистральных нефтепроводов диаметром от 6 до 12 дюймов пересекают страну в различных направлениях и образуют главные потоки системы, снабжающие сырьем удобно расположенные нефтеочистительные заводы востока, севера и юга.

Бензин и другие жидкие нефтепродукты стали транспортировать по трубопроводам сравнительно недавно. Начиная с 1931 г. в Соединенных Штатах было проложено почти 32 тыс. км подобных трубопроводов, причем крупнейшие из них протянулись из Центральных штатов на север — к рынкам Миннеаполиса и Чикаго. Большинство трубопроводов в Соединенных Штатах используется для транспортировки сырой нефти.

Первый нефтеналивной пароход был построен в 1879 г. и использовался для транспортировки нефти из Баку через Каспийское море к Волге. К 1900 г. для русских и американских нефтепромышленников было построено много танкеров. На 31 декабря 1948 г., согласно материалам Морской комиссии США, мировой танкерный флот располагал 1963 морскими танкерами водоизмещением 1 тыс. английских тонн и больше, включая также танкеры для китового жира. Из этого числа 521 танкер был зарегистрирован в США, 13 — в Мексике, 4 — в Гондурасе, 181 — в Панаме и 27 — в Канаде. Общий тоннаж наливных судов достигал 6,5 млн. английских тонн. На Великих озерах и на внутренних водных путях используется несколько сотен танкеров меньших размеров; кроме того, здесь находят применение самые различные баржи. В настоящее время транспортировка нефти танкерами является одним из важнейших способов доставки нефти на нефтеочистительные заводы.

Стоимость перевозки нефти в США

Стоимость перевозки нефти танкерами низка. Транспортировка нефти по трубопроводам, железным дорогам, не говоря уже о перевозке в автомобильных цистернах, обходится дороже. Стоимость перевозки нефти в Соединенных Штатах и омывающих их водах в последнее время была следующей (за тонно-милю): автотранспортом — 4,87 цента, по железной дороге — 0,83 цента, по трубопроводу — 0,32 цента, танкерами — 0,12 цента.

В Соединенных Штатах сложились весьма благоприятные условия для транспортировки нефти в связи с тем, что большинство нефтяных месторождений расположено относительно близко к густонаселенным районам восточного побережья. Открытие новых месторождений на Западе осуществлялось по мере продвижения населения в эти районы. Это положение подтверждается и на примере густонаселенной Калифорнии, лежащей за полосой слабозаселенных Скалистых гор. Сейчас, когда Техас значительно превосходит другие штаты по объему добычи и запасам нефти, расходы на ее транспортировку в густонаселенные районы восточного побережья в большей степени снижены благодаря тому, что нефть транспортируется танкерами по Мексиканскому заливу.

Транспортировка нефти: нефтепроводы, танкеры и другие пути

Нефть — самый продаваемый ресурс в мире. Нефть — это инструмент политического и экономического влияния. Нефть — это драйвер технологического развития. Причем огромные средства вкладываются не только в создание новых методов добычи и переработки черного золота. Для транспортировки сырья создаются сложнейшие инженерные сооружения, такие как супертанкеры и магистральные трубопроводы

Биржевой инструмент

Путь нефти к потребителям начинается задолго до того, как она попадет из пласта в скважину — в момент заключения контракта на поставку сырья. Для продажи нефти сегодня используется два механизма: фьючерсный и спотовый. Фьючерсные контракты (как правило, биржевые) заключаются на поставку партии сырья в будущем. При этом объем одного контракта и качество сырья установлены заранее и известны всем игрокам рынка. А в момент заключения сделки стороны договариваются лишь о цене и сроках поставки.

Практика работы по фьючерсам впервые была применена в начале на Нью-Йоркской товарно-сырьевой бирже (NYMEX) и очень быстро стала основной, так как позволила упорядочить механизмы ценообразования. Для фьючерсных контрактов на нефть объем одного контракта, как правило, составляет 1 тыс. баррелей, а качество сырья определяется сортом нефти. В мире определено несколько эталонных (или маркерных) сортов нефти, типичных для основных центров переработки (см. врез на стр. 7). Стоимость немаркерных сортов нефти рассчитывается с дисконтом или с премией к эталонам. Например, российская экспортная марка Urals торгуется с дисконтом к Brent. Заключение фьючерсного контракта на покупку или продажу нефти практически никогда не означает поставку конкретного физического объема сырья. Сегодня это скорее инструмент биржевой игры, основанной на разнонаправленной реакции котировок на мировые экономические и политические события. Например, на Лондонской бирже (ICE) в день совершается порядка фьючерсных контрактов, на NYMEX — порядка 150 тыс., однако от всего этого гигантского объема, часто превышающего реальный суточный объем добычи, физические поставки не превышают

Реальные сделки заключаются на спотовом рынке. Его главная особенность в том, что новые права собственности возникают в момент совершения сделки. Что касается физических поставок сырья, то на них отводится двое суток, хотя чаще всего речь идет только о занесении имени нового владельца в базы данных.

Примерно 50% объема всей нефти мира продается в рамках долгосрочных контрактов, которые нефтедобывающие компании заключают с переработчиками (иногда через посредников-трейдеров). Такие сделки — главный механизм торговли и российской нефтью. В этом случае цена нефти определяется по определенной формуле, которая время от времени синхронизируется с рыночными котировками.

Около трети мировой нефти реализуется разовыми партиями. Главные площадки спотовой торговли — Роттердам, Сингапур, Нью-Йорк, то есть экономические и портовые центры, где расположены мощные нефтяные терминалы, а также территории, где проходят магистральные нефтепроводы.

Морские пути

Так уж сложилось, что основные мировые центры добычи и потребления нефти разделяют тысячи километров. Больше всего черного золота сегодня добывают Россия (10,11 млн барр./сутки в 2015 году) и Саудовская Аравия (9,74 млн барр./сутки). В то же время самая высокая потребность в нефти у США (19 млн барр./сутки) и Китая (10,12 млн барр./сутки). Огромные объемы потребляют и Индия с Японией, у которых, в отличие от тех же США и Китая, своих запасов нефти практически совсем нет.

Как переправить сырье с Ближнего Востока и из Африки в США, Европу или Японию? Конечно, по морю. На танкерные перевозки сегодня приходится около 60% от всего нефтяного грузопотока.

Супертанкер Knock Nevis

Согласно археологическим данным, первые «танкеры» появились более 8 тыс. лет назад. Нефть, добытая на берегу Евфрата, доставлялась вниз по реке к городу Ур в специальных наливных сосудах грузоподъемностью до 5 тонн. Но эта практика впоследствии была забыта — вплоть до последней трети XIX века нефть перевозили в бочках и амфорах на борту обычных судов. Так продолжалось, пока человечество не поняло, насколько ценно это сырье, и не начало его добывать и использовать в промышленных масштабах.

Из заполярья в Европу

Уникальная схема транспортировки добытой нефти потребителям создана на Новопортовском месторождении «Газпром нефти». Сырье с месторождения до побережья Обской губы доставляется по напорному нефтепроводу протяженностью более 100 км. Созданная на месторождении и на берегу инфраструктура позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год. Круглогодичные отгрузки сырья обеспечивает нефтеналивной терминал «Ворота Арктики» — единственное в мире подобное сооружение, расположенное в пресных водах за Полярным кругом. Далее нефть среднетоннажными танкерами в сопровождении атомных ледоколов доставляется по Обской губе и Северному морскому пути в Кольский залив. Там через плавучий накопитель «Умба» нефть перегружается на крупнотоннажные танкеры и отравляется потребителям в Северную Европу. Для организации этой логистической схемы «Газпром нефть» сегодня занимается формированием собственного танкерного флота.

Первым нефтеналивным судном стала деревянная парусная шхуна «Александр», переоборудованная для этих целей в 1873 году астраханскими купцами, братьями Николаем и Дмитрием Артемьевыми. Эффективность нового способа можно оценить по динамике перевозок нефти из Баку в Астрахань. В 1874 году, когда нефть еще доставляли в бочках, объем транспортировки сырья составил 10 млн пудов, в уже 50 млн пудов, а в 208 млн пудов.

657 тыс. тонн — грузоподъемность самого большого танкера в мире Knock Nevis, построенного в Японии

Первое в мире металлическое нефтеналивное судно — пароход «Зороастр» грузоподъемностью 250 тонн — в годах было построено на Линдхольменской верфи в Гетеборге по заказу российского «Товарищества братьев Нобель». Оно ходило по Каспийскому морю и стало настоящим прообразом современных танкеров даже с точки зрения обеспечения безопасности. Например, в противопожарных целях грузовые трюмы «Зороастра» отделялись от машинного отделения двойной перегородкой, внутрь которой заливалась вода. А у русского парового танкера «Спаситель» грузоподъемностью 670 тонн, построенного в 1882 году, машинное отделение впервые в мировой практике было вынесено на корму — так, как это делается у современных судов.

Грузоподъемность танкеров для перевозки нефти увеличивалась очень медленно. В середине она составляла порядка 15 тыс. тонн, в 30 тыс. тонн. Эра супертанкеров (ULCC, Ultra Large Crude Carrier) началась в следующем десятилетии. С 1976 по 1980 год было построено 126 гигантских нефтеналивных судов, способных перевозить по две сотни тысяч тонн черного золота. Самый большой танкер в мире был построен в Японии — это Knock Nevis водоизмещением 657 тыс. тонн.

Однако время гигантских танкеров продлилось недолго. Их появление во многом стало ответом на нестабильную политическую ситуацию на Ближнем Востоке, которая привела к закрытию Суэцкого канала. Огромный поток нефти в Европу и Америку требовалось перенаправить в обход африканского континента через мыс Доброй Надежды.

Как только шестидневная война между Израилем и Египтом закончилась, необходимость в таком количестве судов-гигантов, неспособных из-за большой осадки двигаться через мелководный Суэцкий канал, отпала. Более того, нефтяные кризисы и рост цен на сырье сократили потребление углеводородов в развитых странах, параллельно с этим вводились в эксплуатацию крупные месторождения в Северном море и Северной Африке, и в итоге лишней оказалась вообще треть мирового танкерного флота. Большая часть супертанкеров была переоборудована в стационарные плавучие хранилища нефти и воды.

Читайте также:  Добыча нефти в США, скважины, месторождения и запасы

Основной экспортный маршрут ближневосточной нефти по-прежнему проходит через мыс Доброй Надежды. Еще один мощный нефтяной поток направляется из портов Средиземного моря и Северной Африки в страны Западной Европы через Гибралтар. Такой крупный потребитель углеводородов, как Япония, получает сырье также морем из стран Ближнего Востока, Малайзии и Индонезии.

Нефтепродукты с Московского НПЗ поступают в магистральный нефтепродуктопровод протяженностью 380 км, кольцом охватывающий столицу

Однако, чтобы нефть погрузить на танкеры, ее еще необходимо доставить от месторождений в порты. Самый дешевый способ для этого — использование нефтепроводов.

Нефть в трубе

Различными трубопроводами или их подобиями люди пользуются уже несколько тысяч лет. Однако впервые использовать трубу для транспортировки нефти предложил русский ученый Дмитрий Менделеев. В 1863 году, посетив нефтеперегонный завод Василия Кокорева вблизи Баку, он предложил перекачивать сырье по трубам с промыслов на завод и керосин с завода — до отгрузочного причала на Каспии. Но, как это неоднократно случалось в истории, в России идея не была воплощена в жизнь, и пальму первенства перехватили американцы.

Первый в мире нефтепровод диаметром 50 мм и длиной 6 км построила в 1865 году в Пенсильвании фирма Standard Oil. Он позволил Джону Рокфеллеру сбить цены на железнодорожные перевозки нефти.

В России же первый нефтепровод появился лишь в 1879 году. С его помощью инженер Василий Шухов соединил Балаханское месторождение на Апшеронском полуострове с нефтеперегонными заводами в Баку, расстояние между которыми составляло 12 км. По проекту Василия Шухова в 1907 году был построен и первый отечественный магистральный трубопровод, длиной 813 км, соединивший Баку и Батуми. Принципиально магистрали начала века мало отличались от современных аналогов.

Магистральные нефтепроводы прокладывают для доставки нефти от мест добычи до пунктов перевалки и переработки, и отличаются они от внутренних нефтепроводов на промыслах своими значительными рабочими характеристиками. Протяженность магистральных нефтепроводов может составлять тысячи километров, а нефть движется по трубам со скоростью до 3 м/сек. за счет разницы в давлении, создаваемой насосными станциями, которые располагаются через каждые Диаметр труб магистралей колеблется от 219 до 1400 мм, а избыточное давление от 1,2 до 10 МПа.

Современный нефтепровод — это высокотехнологичное сооружение. Перекачка нефти и управление его системами осуществляется дистанционно, с помощью компьютеров. О состоянии трубы информацию собирают множество датчиков, запорная арматура позволяет оперативно перекрыть аварийный участок нефтепровода. Внутренняя очистка трубы также осуществляется с помощью современных интеллектуальных роботизированных комплексов. Сами трубы, как правило, производятся из высокопластичных сталей, способных выдержать температурные, механические и химические воздействия.

Арктический опыт

В ходе освоения Восточно-Мессояхского месторождения на севере ЯНАО «Газпром нефть» построила нефтепровод в сложнейших условиях Заполярья. Для доставки нефти от месторождения до системы «Транснефти» компания построила напорный трубопровод длиной 98 км и мощностью 8,5 млн тонн нефти в год. При его проектировании учитывались не только суровые климатические условия региона (зимой температура воздуха на Гыдане нередко переваливает за отметку —50 °C), но и сложный рельеф местности, а кроме того — влияние проекта на жизнь коренного населения и на окружающую среду. Маршрут нефтяной трубы не пересекает священных для коренных жителей мест и угодий для выпаса оленей. На пути миграции оленьих стад сооружены специальные переходы, а крупные реки Мудуйяху и Индикъяху, по руслам которых зимой также перемещаются оленьи стада, а летом двигаются маломерные суда, труба пересекает под землей. Это самые северные в России подводные переходы, выполненные методом наклонно-направленного бурения.

Трубопроводная география

Самая протяженная в мире система магистральных трубопроводов сегодня принадлежит российской «Транснефти» — свыше 70 тыс. км, по трубе проходит более 90% всей добываемой российской нефти. К системе, которая начала формироваться в СССР в послевоенные годы, подключены все крупные НПЗ стран СНГ. Советскому Союзу принадлежит и заслуга строительства первого трансъевропейского нефтепровода: нефтепровод «Дружба» вывел советскую нефть на европейский рынок, сделав страну ключевым поставщиком для соцлагеря.

После развала Советского Союза и соцлагеря в целом, «Дружба» потеряла свое стратегическое и, главное, политическое значение. Более того, прокачка нефти по ней стала нести достаточно серьезные транзитные риски, которые «Транснефть» снизила за счет прокладки Балтийской трубопроводной системы (БТС), обеспечившей прямой выход в российский порт Приморск. Первая часть БТС была введена в строй в 2006 году, а в 2012 году запущена БТС-2, связавшая нефтепровод «Дружбу» (в районе Унечи на российско-белорусской границе) с балтийским портом Усть-Луга.

Другой важный фактор развития российской нефтепроводной системы — поиск новых рынков сбыта. Бурно развивающаяся экономика стран Азиатско-Тихоокеанского региона сделала этот рынок лакомым куском для всех поставщиков энергоносителей. Заинтересованность России в новых потребителях вылилась в строительство трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Первый участок нефтепровода был запущен в 2009 году, а сегодня нефтепровод соединяет Тайшет (Иркутская область) с городом Сковородино на российско-китайской границе и далее идет до порта Козьмино в Приморском крае.

США также располагают мощной и разветвленной системой трубопроводов, которая сегодня получила новый импульс к развитию. Рост объемов добычи нефти в Соединенных Штатах, сокращение импорта вызвали дефицит транспортных мощностей, и, по информации консалтинговой компании Wood Mackenzie, объем инвестиций в строительство новых нефтепроводов в ближайшие годы превысит $40 млрд.

Основные направления транспортировки российской нефти по трубопроводам

Впрочем, один из самых известных в Америке (да и в мире) нефтепроводов уже построен — Трансаляскинская магистраль. Труба диаметром 1220 мм предназначена для перекачивания нефти, добываемой на месторождении Прадхо-Бей на севере Аляски, в порт города Валдиз на юге штата. Его длина 1288 км — не рекордная, но все дело в условиях, в которых велось строительство нефтепровода: низкой температуре и труднопроходимой, изолированной местности. Это один из самых защищенных трубопроводов в мире — он спроектирован так, чтобы выдержать землетрясение силой до 8,5 баллов. Для этого труба проложена над землей на специальных опорах с компенсаторами, позволяющими ей скользить по специальным металлическим рельсам в горизонтальном направлении почти на 6 м и на 1,5 метра вертикально за счет специальной гравийной подушки. Кроме того, трасса нефтепровода проложена по зигзагообразной ломаной линии для компенсации напряжений, вызываемых смещением почвы при очень сильных продольных сейсмических колебаниях и при температурном расширении металла.

В конце 2016 года магистральный нефтепровод в сложнейших северных условиях построен и в России. Трубопровод Заполярье — Тайшет связывает с системой «Транснефти» новые месторождения на севере Ямало-Ненецкого автономного округа, в том числе Мессояхскую группу «Газпром нефти».

Гибкость и универсальность

Конечно, используется для перевозки нефти и нефтепродуктов железнодорожный и автомобильный транспорт. По железным дорогам нефть доставляют в удаленные от месторождений регионы, где нет ответвлений магистральных трубопроводов, например из Западной Сибири на Дальний Восток, а с Урала — на юг: в Новороссийск, на Северный Кавказ.

Автоцистернами нефть перевозят с удаленных нефтепромыслов до пунктов сбора, а иногда и на «большую землю». Как правило, происходит это на ранней стадии разработки месторождений, до ввода в строй нефтепромысловых трубопроводов. Так, например, вывозилась нефть с Новопортовского и Восточно-Мессояхского месторождений «Газпром нефти» в период опытно-промышленной эксплуатации.

Однако эффективность железнодорожных составов и автоцистерн гораздо ниже, чем у танкеров и труб. Например, трудозатраты, необходимые для транспортировки нефти по железной дороге, в 10 раз выше, чем для перекачки по нефтепроводу, а автомобильные перевозки еще дороже. Зато для перевозки нефтепродуктов железнодорожный и автомобильный транспорт используется очень активно. Железнодорожные партии оптимальны для транспортировки нефтепродуктов с НПЗ до нефтебаз.

Впрочем, трубопроводный транспорт успешно используется и здесь.

Уникальная транспортная система построена в московском регионе. Это магистральный нефтепродуктопровод (МНПП) в три нитки протяженностью 380 км (1151 км в однониточном исчислении), кольцом охватывающий столицу. Коридор МНПП проходит примерно в 50 км от Московской кольцевой автодороги. Наличие трех ниток позволяет раздельно транспортировать автомобильный бензин, дизельное топливо и авиационный керосин. Примером при организации московской системы нефтепродуктотранспорта послужила Северная столица, где трубопровод от ближайшего нефтеперерабатывающего завода в Киришах был сдан в 1971 году и решал задачу снабжения города, области и аэропорта Пулково нефтепродуктами.

Сорта нефти

Для Европы и Азии эталонный сорт нефти — Brent. Он представляет собой смесь сырой нефти с 15 месторождений Северного моря. Американский эталон — WTI (West Texas Intermediate). Ближний Восток имеет свой маркерный сорт Middle East (смесь нефти марок Dubai и Oman). Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) в качестве эталона создала «корзину» из семи сортов: легкой нефти из Саудовской Аравии (Saudi Arabian Light crude), дубайской (Dubai crude) из ОАЭ, нигерийской легкой (Nigerian Bonny Light crude), смеси Saharan Blend из Алжира, индонезийской Minas, венесуэльской Tia Juana и мексиканской Isthmus. Основная российская экспортная марка Urals — смесь в системе трубопроводов «Транснефти» тяжелой, высокосернистой нефти Урала и Поволжья. После начала добычи на платформе «Приразломная» в России появился новый сорт нефти — Arctic Oil (ARCO).

Транспортировка нефти альтернативными способами в США достигла рекордных объемов

Энергетическая промышленность США ищет пути решения проблемы дефицита нефтепроводов для транспортировки сырья из новых скважин на нефтеперерабатывающие заводы. Активное использование для поставок различных видов транспорта – автомобильного, железнодорожного и водного – привело к тому, что объем таких перевозок достиг рекордного уровня за всю историю сбора подобной статистики – с 1981 г.

Этот импровизированный подход создает новые возможности для транспортных компаний, однако перегружает дороги и вызывает недовольство регуляторов. Но вскоре наступят перемены: объем инвестиций в строительство нефтепроводов, которые появятся на свет в ближайшие годы, превысил $40 млрд, сообщила консалтинговая компания Wood Mackenzie. «Мы, по сути, опутываем трубопроводами страну», – улыбается Курт Анастасио, генеральный директор оператора трубопроводов и нефтяных терминалов NuStar Energy. По его словам, нефть сейчас «хлещет в разные стороны и из разных мест».

Добыча нефти в США достигла максимальных объемов за последние 20 лет. Ее импорт быстро сокращается. Однако инфраструктура транспортировки нефти в США рассчитана именно на импорт и на доставку нефти на НПЗ в береговой зоне. Что в этой ситуации делать с нефтью из Техаса, Северной Дакоты и канадской Алберты – непонятно. «Все нефтепроводы ведут не туда, – говорит Харолд Йорк из Wood Mackenzie. – Очевидно, что уже в следующие 10-15 лет нефтяная промышленность США встанет с ног на голову».

При ценах на нефть выше $100 за баррель у добывающих компаний нет времени ждать транспортников. Для перевозки нефти они используют грузовики, поезда и баржи.

По данным Администрации энергетической информации США, в период с 2011 по 2012 гг. объемы доставки нефти на НПЗ грузовиками выросли на 38%, баржами – на 53%, поездами – на 300%. Несмотря на это нефтепроводы и морские танкеры по-прежнему остаются основным методом транспортировки нефти.

В 2009 г. на большом южнотехасском нефтяном месторождении «Игл Форд» добывалось всего 1000 баррелей нефти в день. Сейчас добыча составляет 500 000 баррелей в день. Чтобы обеспечить транспортировку этого потока, необходимо изменить всю систему доставки нефти.

Например, в прошлом году NuStar использовала нефтепровод, предназначенный для транспортировки импортируемой из Африки и Европы нефти на север через порт Корпус Кристи, в реверсном режиме. Сейчас поток идет на юг, собирая нефть из сотен скважин. Примерно 175 000 баррелей в день перегоняются по нефтепроводу на баржи в Корпус Кристи и доставляются на НПЗ неподалеку от Хьюстона.

Читайте также:  Нефтепереработка и сбыт нефти в США

Ранее в этом году Phillips 66 (бывшее подразделение транспортировки и нефтепереработки ConocoPhillips, выделенное в 2012 г. в отдельную компанию) начала доставлять нефть на НПЗ в Линден, штат Нью-Джерси, морским путем вокруг Флориды.

Тем временем тяжелые грузовики создают пробки на дорогах в «Игл Форд», вызывая головную боль у местных жителей, а также у чиновников. «Это же сельские дороги, по которым может передвигаться максимум 10 машин в час. Сейчас по ним ездит по 100 машин в час, и 75 из них – грузовики массой более 36 т, – признает Том Волькель, президент Dupre Logistics, которая с ноября 2011 г. занимается перевозкой нефти (в регионе у нее штат из 100 с лишним водителей).

В этом году техасские законодатели выделили $450 млн для ремонта и благоустройства дорог штата. «Этого совершенно не достаточно, – говорит Дэрил Фаулер, высокопоставленный чиновник из Куэро, штат Техас. – У нас одни заторы. Дороги разрушаются».

Чтобы снизить стоимость ремонта и замедлить трафик, департамент транспорта Техаса в июле принял решение снять асфальт со 130 км дорог штата, засыпав их гравием.

Грузовики с нефтью из «Игл Форда» также движутся на запад к каналу, предназначенному для транспортировки баржами. Первая баржа вышла из порта в сентябре 2011 г., держа курс на Мексиканский залив и хьюстонские НПЗ. Сейчас по каналу перевозится 1,6 млн баррелей в месяц, говорит Дженнифер Стастни, заместитель исполнительного директора порта «Виктория». «Представьте, что пятилетний ребенок ложится спать и просыпается уже 16-летним. С соответствующим аппетитом и запросами» – говорит она.

В Северной Дакоте по железным дорогам каждый день перевозится более двух третей из всей добываемой в штате нефти (800 000 баррелей). Нефтяники ценят возможности железной дороги доставлять нефть непосредственно самым платежеспособным покупателям.

Насколько рискованны такие перевозки, стало ясно лишь после июльской катастрофы в Квебеке, которая привела к смерти как минимум 47 человек. Федеральные власти готовят новые правила транспортировки нефти по железной дороге. Ассоциация американских железных дорог заявляет, что готова к росту нефтяных перевозок. Она уже давно занимается транспортировкой опасных грузов. В 2008 г. по основным железным дорогам США было перевезено 9500 вагонов нефти. В этом году их число составит 389 000.

По мнению аналитиков, железнодорожные перевозки нефти сохранятся, а объемы транспортировок грузовиками и баржами начнут падать, как только будут запущены новые нефтепроводы.

Экологи критикуют некоторые проекты нефтепроводов, включая Keystone, который должен обеспечить поставку канадской нефти на побережье Мексиканского залива. Федеральные власти пока не дали официального разрешения на его строительство.

Правительственные организации тщательно проверяют новые проекты.

Уменьшение импорта, инвестиции в инфраструктуру и рост промышленности – это лишь некоторые преимущества от расцвета энергетического сектора, считает Стив Кин, президент и директор по операционной деятельности оператора нефтепроводов Kinder Morgan: «Это, пожалуй, лучшее, что произошло в нашей экономике за последние 10 лет. Это даже лучше, чем iPad».

Развитие нефтетранспортной инфраструктуры США

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 17.09.2014 2014-09-17

Статья просмотрена: 795 раз

Библиографическое описание:

Зайковский В. В., Зайковская А. С. Развитие нефтетранспортной инфраструктуры США // Молодой ученый. — 2014. — №15. — С. 161-163. — URL https://moluch.ru/archive/74/12631/ (дата обращения: 25.02.2020).

Для корректного рассмотрения зарождения и развития нефтетранспортной инфраструктуры России, представляется необходимым дать некоторую сравнительную картину развертывания подобной инфраструктуры в рамках зарубежного государства. Наиболее близким по масштабам развития нефтяной отрасли, а также степени развитости трубопроводной системы к РФ является нефтетранспортная инфраструктура США. Рассмотрим совместное развитие нефтяной и нефтетранспортной промышленности данного государства в историческом аспекте.

На протяжении всей Второй мировой войны США являлись крупнейшим экспортером нефтяного сырья для Европейских стран. Вследствие бомбардировок американский танкеров, перевозивших нефть Техаса к нефтеперерабатывающим заводам и экспортным портам на северо-востоке страны, активно развивается строительство магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов большого диаметра в порты восточного побережья.

Ближе к концу войны, сфера трубопроводного транспорта США начинает регулироваться Межгосударственной комиссией по торговле, которая устанавливает норму прибыли в данной отрасли в диапазоне от 8 до 10 % [1].

В 1950–1960 годах баланс поставок нефти значительно меняется. Американские компании начинают разведку и разработку месторождений в зарубежных странах, таких как Египет, Аргентина, Венесуэла, Тринидад, Западная Африка, Западная Канада, Страны Каспия, Шельф Китая, Ближний Восток. Во всех 48 континентальных штатах добыча нефти снижается, что создает выгодные условия для транспортировки сырья из-за рубежа. Активно развиваются трубопроводные системы, поставляющие сырье из Канады и стран Мексиканского залива. В 1968 году строительство магистрального трубопровода «Colonial Pipeline» было крупнейшим инвестиционным проектом частного бизнеса США.

Период 1970–1977 годов является особенным для всей мировой сферы магистрального транспорта углеводородов, поскольку знаменателен строительством наиболее передового, затратного и сложного в техническом плане Трансаляскинского трубопровода. После открытия крупного нефтяного месторождения «Прадхо-Бэй», перед проектировщиками и строителями стояла непростая задача по транспортировке большого количества нефти на 800 миль по покрытым снегом горам и замерзшей тундре.

Период 1970–1990 гг. характерен развитием автоматизированных систем управления за технологическими процессами на нефтепроводах, а также расширением спектра строительных материалов, увеличением диаметра трубопроводов.

В 1992 году Конгресс США принимает закон «Об энергетической политике», который призывает установить «упрощенную и общеизмеримую» тарифную политику для нефтепроводного транспорта. В ответ на это Федеральная комиссия по регулированию в области энергетики США выпускает нормативный документ, в котором прописывается общая методология формирования тарифов на транспорт нефти. Указанная комиссия пересматривает индексы тарифов каждые пять лет.

Последнее десятилетие характерно строительством большего количества нефтеперекачивающих станций в США для увеличения пропускной способности по действующим нефтепроводам. Некоторые нефтепроводы перепрофилируются под транспорт нефтепродуктов. Более того, наметилась тенденция изменения направлений потоков транспортировки сырья по действующим трубопроводам, для регулирования тех или иных потребностей промышленности.

Рис. 1. Нефтетранспортная инфраструктура США с указанием компаний-владельцев нефтепроводов [2]

На сегодняшний день в США существует 13 трубопроводных систем [3], большинство из которых соединены в единую систему транспортировки нефти. Нефтетранспортная инфраструктура США представлена на рисунке 1. Характерными особенностями современной американской транспортной инфраструктуры, отличающей её от инфраструктуры РФ, являются:

1) Наличие большого количества частных компаний — владельцев отдельных трубопроводов. В США владельцами трубопроводов являются такие компании, как Tallgrass Pony Express Pipeline, BP, ConocoPhillips, ExxonMobil, Chevron Corporation, Enterprise Partners, Enbridge, Portland Pipe Line Corporation и многие другие. Данное обстоятельство существенно осложняет для определенной компании реализацию масштабных проектов по освоению нефтеносных районов, отдаленных от собственной трубопроводной системы, однако, в то же время, создает конкурентные условия развития отрасли, а также возможность выбора наиболее экономически выгодной трубопроводной системы там, где это возможно.

2) Наличие отдельных юридических лиц — операторов трубопроводной системы. Большинство трубопроводов США находятся в собственности у юридических лиц, которые заключают контракты на эксплуатацию, ремонт и обслуживание трубопроводной системы с другими юридическими лицами, перекладывая таким образом часть рисков, связанных с обеспечением надежности транспорта энергоресурсов. Такие меры, вне всякого сомнения, способствуют снижению операционных издержек компаний-владельцев нефтетранспортной сети, снимают с них необходимость контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда для производственного персонала, обучением сотрудников, создают возможность использования финансовых механизмов премирования и штрафов для контроля качества работы компании — оператора. Вместе с тем, использование операторной схемы снижает степень влияния и контроля за деятельностью персонала со стороны собственника, что может выразиться в снижении качества обслуживания, а также в появлении временного лага в исполнении управленческих решений.

3) Опосредованное регулирование тарифной политики — государственные органы США лишь разрабатывают нормативные документы, описывающие общую методологию формирования тарифов на транспорт нефти, не влияя на величину тарифов непосредственно. В России применяется гораздо более жесткий подход, согласно которому тариф на транспортировку нефти по трубопроводам должен проходить процедуру защиты. Из этого следует, что в США тарифное регулирование в меньшей степени направлено на защиту интересов нефтедобывающих компаний, чем в России, однако, в условиях США, это видится целесообразным, ввиду того, что многие компании-собственники трубопроводных систем являются также крупными нефтедобывающими предприятиями.

4) Возможность привлечения для строительства новых трубопроводных систем внетарифных средств. Вследствие того, что владельцами трубопроводов в США являются компании, занимающиеся, как правило, не только транспортировкой нефти, но и ее добычей, переработкой и продажей, у них есть более широкий выбор финансовых инструментов для реализации инвестиционных проектов по строительству новых трубопроводов.

5) Опыт США полезен для России тем, что раскрывает те преимущества и недостатки, которые возникают при частном владении частями комплексной транспортной системы, которая необходима многим добывающим предприятиям. В качестве главного преимущества для компаний-владельцев нефтепроводов в США можно отметить большую свободу действий за счет отсутствия прямого подчинения государственным структурам, возможность широкой вариации тарифной политики и возможности выбирать, какие компании подключить к транспортной системе, а какие — нет. Основные недостатки — отсутствие возможности напрямую использовать полезный опыт и научно-технические достижения других транспортных компаний; отсутствие возможности оперативного перенаправления потоков в случае аварий; отсутствие гарантий для нефтедобывающих фирм быть подключенными к транспортной инфраструктуре; отсутствие возможности регулирования государством направлений развития транспортной инфраструктуры с целью реализации комплексных проектов по освоению новых нефтеносных районов.

1. Воронцов А. П. Экономика природопользования: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Элит, 2007. 377 с.

2. Топливо и энергетика России (Справочник специалиста топливно-энергетического комплекса)» / Под ред. А. М. Мастепанова / М., Минэрго, 2007. 457с.

Как США вытесняет конкурентов с нефтяного рынка: исследование Bloomberg.

Американские нефтедобытчики вышли на такой уровень рентабельности, при котором смогут продолжать окупаемую добычу при падении цен до $30 за баррель. Семь новых нефтепроводов в Техасе позволят им увеличить экспорт.

Разведанные запасы нефти в Соединенных Штатах увеличились 4,85 млн баррелей на и достигли 447 млн баррелей, подсчитали в Управлении энергетической информации (EIA) США. Этот результат превзошел прогнозы аналитиков: те рассчитывали на прирост запасов в 3,45 млн баррелей.

Большая часть этих запасов относится к одному региону — гигантскому Пермскому бассейну, который расположен в штатах Нью-Мексико и Техас на юге страны. Там находятся колоссальные запасы трудноизвлекаемой сланцевой нефти. Долгое время тем не добывали нефть из-за сложности и дороговизны процесса: было намного проще купить дешевую нефть у России, Саудовской Аравии или Норвегии. Но ситуация изменилась.

Чем вызван прорыв американских нефтяников

За последние десять лет американские нефтяники пробурили 114 тысяч скважин на территории Пермского нефтеносного бассейна, следует из большого исследования Bloomberg. Американское издание выяснило: прогресс нефтедобывающей отрасли привел к тому, что значительная часть этих скважин будет прибыльна даже при цене в $30 за баррель. Сейчас баррель техасского сорта WTI стоит $54.

В начале двухтысячных Пермский бассейн развивался очень вяло из-за нерентабельности производства. В отличие от Саудовской Аравии или России, где большую часть нефти добывают государственные компании, американский нефтяной рынок целиком контролирует частный бизнес. Предприниматели не будут вкладываться в разработку месторождений, если это не принесет им прибыль.

Из-за этого у США осталось очень много недобытой нефти. Экономический смысл выкачивать ее из Пермского бассейна появился только сейчас — когда технологии сланцевой добычи позволили сильно удешевить процесс.

Читайте также:  Юридическое образование в США, университеты, поступление и стоимость учебы

Семь нефтепроводов за два года.

Только в следующем году американские поставщики увеличат свой экспорт на 2 млн баррелей в день. Возможности добычи позволяют сделать это прямо сегодня; все упирается в ситуацию с транспортом. На данный момент все нефтепроводы, доставляющие нефть с месторождений в глубине Техаса на нефтеперерабатывающие заводы и к танкерам у побережья Мексиканского залива, заполнены на 100%. Поэтому в следующие два года заработают семь новых трубопроводов.

Первыми откроются Cactus II, Enterprise, EPIC и Grey Oak суммарной мощностью в 2,67 млн баррелей в сутки. Все они заработают в 2019 году. Следом в строй введут Exxon/PAA JV, Jupiter и Permian-Gulf Coast. Их совокупная пропускная способность превысит 2 млн баррелей в сутки. Таким образом, к концу 2020 года США получат возможность увеличить экспорт нефти более чем на 4,6 млн баррелей в день.

В Хьюстоне, нефтяной столице Соединенных Штатов, местные бизнесмены описывают ситуацию словами «цунами» и «потоп библейского масштаба». «Объем [будущей] экономически обоснованной добычи нефти в Пермском бассейне поражает, — цитирует Bloomberg финансового директора нефтяной компании Chevron Патрисию Яррингтон. — Четыре-пять лет назад мы прикидывали, какой должна быть цена барреля, чтобы добыча нефти в этом регионе приносила прибыль. Оказалось, что мы закладывали намного более высокую цену, чем получилось в действительности».

Прогнозы не оправдались. Они были слишком осторожными.

Несколько месяцев назад аналитики были уверены, что к середине 2019 года нефтедобыча в Пермском бассейне перестанет расти. Эксперты говорили о так называемом «выходе на плато». Так характеризуют высокий и при этом неизменный уровень какого-либо показателя. Иными словами, американские компании не должны были наращивать производство еще сильнее.

Выход на плато прогнозировался на август. Вместо этого в августе американские компании зафиксировали самый большой прирост добычи за год за 98-летнюю историю наблюдений. За один месяц техасские компании увеличили добычу на 3 млн баррелей в сутки. Для сравнения, столько нефти за день добывает Кувейт — страна, экономическое благополучие которой полностью построено на экспорте нефти.

Общая добыча нефти в США достигла 15,9 млн баррелей в день — больше чем у России и Саудовской Аравии.

У индустрии все еще есть «бутылочное горлышко» — то есть отрасль, недоразвитость которой тормозит добычу. Это транспортировка нефти потребителям. Однако бурное строительство трубопроводов и готовность отправлять сырье по железной дороге практически устраняет этот эффект.

«Полгода назад рынок думал, что «бутылочное горлышко» [окончательно] исчезнет в первом квартале 2020 года. Теперь мы говорим о третьем квартале 2019 года», — заявил консультант по вопросам нефти хьюстонской компании Wood Mckenzie Ltd Джон Коулмэн. «Соперничество техасских нефтедобытчиков вспыхнет с новой силой во второй половине 2019 года, — подтвердил глава нефтетрейдингового подразделения Trafigura Group Кори Пролого. — Трубопроводы заполнятся нефтью очень быстро».

Инвесторы могут заработать на сланцевом буме в США, если инвестируют в американские нефтяные компании. Консенсус-прогноз, подготовленный сервисом Refinitiv, предсказывает рост котировок таких добытчиков. В частности, через год акции Chevron могут подорожать на 23,3%, акции ConocoPhillips — на 25,9%, а Phillips66 — на 37,3%. Профильные аналитики рекомендуют покупать бумаги всех перечисленных компаний.

Проблемы для ОПЕК и России.

За все 60 лет, что существует Организация стран-экспортеров нефти ОПЕК, она не сталкивалась со столь острой проблемой, утверждает Bloomberg. Долгие годы ОПЕК и Россия могли контролировать баланс сил на нефтяном рынке за счет возможных сокращений или увеличений добычи в своих странах. Если стоимость уходила вниз, добычу наращивали; если нефть дорожала — сокращали. Это позволяло гарантировать доходы стран-экспортеров. Пока на рынке не появились США.

Ближайшая встреча стран ОПЕК и их союзников, в числе которых есть Россия, пройдет в Вене 6 декабря. Если на этой встрече государства-экспортеры примут решение сократить добычу, то американская нефть из Пермского бассейна быстро займет освободившееся место на рынке. Таким образом США увеличат долю рынка и снизят доходы конкурентов.

Если же ОПЕК и Россия сохранят добычу на прежнем уровне, то стоимость барреля упадет еще сильнее. Экспортеры не могут себе этого позволить: бюджет Саудовской Аравии и России слишком сильно зависит от нефтяных доходов. Причем для исполнения бюджетов этим странам нужна куда более высокая стоимость, чем приемлемый для США ценник в $30 за баррель.

Все о нефти

Транспортировка нефти

Совершенствование поисково-разведочных работ и методов разработки нефтяных месторождений способствует поиску и извлечению все новых запасов нефти в самых разных уголках мира. Растет и спрос на добываемую нефть. Транспортировка нефти, соединяя районы добычи нефти с районами ее потребления, является жизненно важной составляющей нефтяной индустрии. Она обеспечивает необходимые нам потоки нефти, с помощью которой мы можем привести в движение наши машины, согреть наши дома, и в целом повысить наш уровень жизни.

На заре нефтяной промышленности нефть доставляли с мест ее добычи к нефтеперегонным заводам в бочках и бурдюках. В память о тех временах нам досталась единица измерения объемов добытой нефти, широко распространенная сегодня в мировой практике, – нефтяной баррель. Нефтяной баррель изначально представлял собой герметичную деревянную бочку с немного выпуклыми стенками. В качестве стандарта по согласованию ранних нефтепромышленников была принята бочка объемом 42 галлона (159 литров). Поскольку перевозка нефти в бочках была чрезвычайно дорогим и неэффективным способом транспортировки, от нее вскоре отказались. Баррель же так и остался в нефтяной отрасли в качестве единицы измерения.

Нефтепроводы

Транспортировка нефти в бочках и бурдюках требовала больших трудозатрат и не могла удовлетворить потребности бурно развивающейся нефтяной промышленности второй половины 19 века. И ученые, и нефтепромышленники стали искать новые более эффективные способы транспортировки нефти. Великий русский ученый Д. И. Менделеев, приложивший помимо прочего значительные усилия по развитию нефтяного дела в России, в 1863 году предложил использовать для этих целей трубопроводы. Немногим доставало просвещенности и воображения осознать возможности, предоставляемые трубопроводным транспортом. Первым удалось реализовать эту идею американским нефтепромышленникам, построившим в 1860-х нефтепровод от нефтяных месторождений Пенсильвании до железнодорожной станции в местечке Ойл Крик. В России же первый нефтепровод длиной 11 км по проекту блестящего российского инженера В.Г. Шухова был построен в 1878 году. Впервые в мире нефтепровод был построен на основе строго научных подходов и точных расчетов.

В настоящее время нефтепроводы представляют собой наиболее важный способ транспортировки нефти. Где бы нефть ни добывалась, на определенном этапе она обязательно перекачивается по нефтепроводам. Это наиболее дешевый способ транспортировки нефти. Нефтепроводы соединяют добывающие скважины с нефтепромысловой инфраструктурой. По ним нефть поступает на нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы.

Самым протяженным магистральным нефтепроводом в мире, в настоящее время, является трубопроводная система ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан). По этому нефтепроводу на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона поставляется высококачественная малосернистая нефть с месторождений Западной и Восточной Сибири. Длина этого нефтепровода составляет 4756 км.

Танкеры

Хотя в России основным способом транспортировки нефти является трубопроводный транспорт, в мировой практике по объемам транспортировки ничто не может сравниться с перевозкой нефти танкерами и супертанкерами.

Первый танкер современного типа «Зороастр» был построен в 1878 году компанией «Бранобель». Этот танкер дедвейтом около 250 тонн перевозил керосин из Баку в Царицын (Волгоград) и Астрахань. С тех времен флот танкеров и их дедвейт (грузоподъемность) увеличилась до невероятных размеров. В настоящее время ежедневно порядка 30 миллионов баррелей нефти находятся в морях и океанах на пути к своим пунктам назначения.

Танкеры являются самыми крупными судами, используемыми в настоящее время на море. Современные супертанкеры – это по-настоящему гигантские суда. Многие супертанкеры из-за своих размеров имеют очень ограниченное количество портов с достаточной глубиной дна. Часто для разгрузки супертанкеров используют танкеры меньшего размера или баржи, курсирующие между супертанкерами и береговым терминалом.

Некоторые отработавшие свой ресурс танкеры используются в качестве плавучих хранилищ нефти. Такая судьба, например, была уготована самому большому когда-либо построенному в мире супертанкеру Knock Nevis. Длина этого гигантского судна составляет 458 м, что больше высоты башни Эмпайр Стейт Билдинг (и совсем немногим меньше высоты Останкинской телебашни). Некоторое время этот супертанкер курсировал между побережьями Ближнего Востока и США, но поскольку из-за своих громадных размеров он не мог проходить по Суэцкому и Панамскому каналам, вскоре от его услуг по перевозке нефти отказались, поставив на якорь в качестве плавучего нефтехранилища.

Танкеры, как правило, перевозят нефть по определенным наиболее экономически обоснованным маршрутам. Некоторые маршруты включают узкие места (каналы, проливы), которые из-за своей уязвимости становятся критически важными географическими точками, обращающими на себя повышенное внимание. Из-за того, что там проходят очень большие объемы нефти, любые угрозы бесперебойных поставок в этих точках ведут к значительным последствиям на рынке нефти. В таких точках концентрируются геополитические интересы многих стран. К таким важным узким местам в транспортировке нефти относятся:

  • Ормузский пролив – в настоящее время является важнейшим проливом, через который провозится порядка 20 процентов мировой добычи нефти. Пролив находится между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами и соединяет Персидский залив с Оманским заливом, предоставляя выход ближневосточной нефти в Индийский океан.
  • Малаккский пролив – пролив, соединяющий Индийский и Тихий океаны. Это кратчайший путь для ближневосточной нефти на азиатский рынок.
  • Суэцкий канал – соединяет Средиземное и Красное моря.
  • Баб-эль-Мандебский пролив – расположен между берегами Йемена и Сомали. Благодаря наличию Суэцкого канала является связующим звеном между Средиземным морем и Индийским океаном.
  • Турецкие проливы – Босфор и Дарданеллы – чрезвычайно загруженный торговый морской путь. Активно используются для транспортировки нефти из Каспийского региона в Западную и Восточную Европу.
  • Панамский канал – узкий перешеек между Южной и Северной Америками. Большие танкеры не могут проходить через этот канал из-за его недостаточной глубины, поэтому перевозка нефти через этот канал осуществляется в незначительных объемах.
  • Датские проливы – система проливов между Скандинавским и Ютландским полуостровами. Проливы чрезвычайно важны для российского экспорта нефти и нефтепродуктов в Европу. Датские проливы являются основным морским путём, соединяющим порты Балтийского моря с портами мирового океана.

По объемам транспортируемой нефти Ормузский и Малаккский проливы – две мировые стратегические точки, наиболее чувствительные к любым перебоям в их функционировании.

Другие способы транспортировки

Танкеры и нефтепроводы – надежные и эффективные способы транспортировки нефти, обеспечивающие необходимую связь между ее производителями и потребителями. Но это не единственные способы, используемые в настоящее время для транспортировки нефти. Некоторые компании используют для перевозки нефти железнодорожные цистерны. И хотя железнодорожным транспортом перевозятся относительно небольшие объемы нефти, этот вид транспорта также играет важную роль. С его помощью, например, в нашей стране осуществляется доставка нефти в отдаленные регионы.

Автомобильный транспорт может использоваться для перевозки небольших объемов нефти с удаленных нефтепромыслов до пунктов сбора. Из-за чрезвычайно высокой стоимости автомобильный транспорт используют только на ранней стадии разработки месторождений до ввода в строй нефтепромысловых трубопроводов.

Более широко распространено применение автомобильного транспорта для доставки потребителю конечных нефтепродуктов. Преимущество такого способа транспортировки – его высокая гибкость. В частности, таким способом доставляют автомобильное топливо на АЗС.

Ссылка на основную публикацию