Формы брака на Пуэрто-Рико, влияние традиций, церкви и эмиграции

Оформление визы в Пуэрто-Рико

Такое уникальное государство, как Пуэрто-Рико, имеет довольно непростую историю, которая интересна и трагична одновременно. Теплый климат природного и экономического характера ежегодно привлекает в эту страну множество туристических групп и бизнесменов. Виза в Пуэрто-Рико для россиян, украинцев и белорусов в 2020 году необходима.

Пляж на островном государстве Пуэрто-Рико

Особенности оформления визы и правила при посещении острова Пуэрто-Рико

Пуэрто-Рико имеет особое государственное строение. С одной стороны, она является отдельной страной, с другой, — это сфера влияния интересов США и зависимая от нее территория. Поэтому виза для посещения этой страны оформляется в американском посольстве. Для некоторых жителей СНГ такой процесс получения визы доставляет определенные неудобства.

Чтобы открыть визу, необходимо собрать множество документов, заполнить анкету-заявку. Лучше всего сразу зайти на официальный сайт американского посольства и оставить там на английском языке заполненную анкету (она же — заявка). Потом заполненную анкету следует распечатать. При помощи простых инструкций и подсказок, которые есть на сайте, такое заявление легко заполнить.

Пример визы для посещения Пуэрто-Рико

После того как анкету примут и зарегистрируют, необходимо обратиться в офис специального представительства американского посольства, где на распечатанной анкете поставят дату, а также записаться на консультацию. Там же дадут квитанцию, после ее оплаты можно попасть в посольство для собеседования и процедуры снятия отпечатков пальцев, которые необходимы для заполнения выездных документов.

Оформление визы в Пуэрто-Рико в 2020 году занимает от недели до месяца, поэтому придется запастись терпением.

Консульский сбор при ее получении составляет около 140 долларов. А сам срок действия визы может быть полгода или несколько лет. Все зависит от целей и обстоятельств, требующих ее оформления. Аэропортовый сбор не взимается.

Особенности туризма в Пуэрто-Рико

Туристы ездят потоками в Пуэрто-Рико благодаря уникальным местам и необычной культуре острова.

Подробная карта Пуэрто-Рико с указанием всех островов

Отдых в Пуэрто-Рико имеет свои особенности. Это место является тропическим раем с нежно бирюзовой водой на песочных пляжах. Весь остров окутан чарующей негой тропических необычных цветов, а уникальный вид розового заката на берегу океана будет будоражить воспоминания не один десяток лет.

Туристы любят этот райский остров за его толерантность к любым национальностям. Вся политика государства направлена на поддержание любой веры и национальности, что довольно привлекательно для большинства туристов, так как дружелюбная атмосфера заставляет знакомиться и хорошо общаться многих иностранцев. Подобное в эпоху интернет-общения и политических разногласий между мировыми лидерами делает невозможно в других курортных местах.

Многие иностранные туристы мечтают побывать на острове, окруженном легендами и историями о кровожадных пиратах и флибустьерах, которые колонизировали много столетий назад эту страну.

Панорамный вид на Сан-Хуан, столицу Пуэрто-Рико

Поэтому различные рассказы о скрытых сокровищах помогают острову развивать активно индустрию дайвинга.

К тому же окружающая дикая экзотика вместе с благами цивилизации, такими как модный шопинг, отдых в ночных клубах, позволяет окунуться в волшебную пьянящую атмосферу.

Уровень жизни и государственный строй в Пуэрто-Рико

Необычная атмосфера в этой стране была создана благодаря сложившейся культуре и истории, связанной с колонизаторством. Современный образ Пуэрто-Рико неразрывно связан с его благополучием, развитой экономикой и судебной, налоговой системой.

Пуэрто-Рико на карте мира имеет довольно значимое место. Страна расположена на острове, который когда-то был открыт испанцами и стал их колонией. Сейчас островом управляет США. Культура страны, как и национальности жителей довольно многогранны. Они представлены — смесью испанской, американской, африканской и небольшим остатком индейской.

Структура острова-государства

Взяв от каждой нации самое лучшее, Пуэрто-Рико развивается очень стремительно. Страна является достаточно безопасной и имеет развитую правовую социальную сферу. Но туристы ценят разнообразие культуры и наследие всех наций, которые некогда были владельцами острова. На острове лояльно относятся к гостям различных рас и религий. Этот остров довольно современный. Там есть все самые передовые технологии, доступная медицина и достойное образование. Все, что необходимо для жизни современному человеку.

Преимущества этой страны огромные. Поэтому многие мечтают выехать на остров с постоянным правом проживания. Пуэрто-Рико — полноценная страна, обладающая собственной конституцией, несмотря на управление США. С Америкой остров-государство связан общими правилами гражданства, военным потенциалом и валютой. В настоящее время стоит вопрос о присвоении стране статуса одного из штатов Америки.

Образовательная система

Пуэрториканцы очень образованные люди. Более девяноста процентов от общего населения острова имеет хорошее образование. Вся система обучения состоит из четырех ступеней: начальной, средней, старшей и высшей.

Школы частного типа в основном имеют содержащих их покровителей в различных организациях. Таковыми чаще всего являются религиозные конфессии или представительства католической церкви. Получать высшее образование можно как в частных заведениях, так и в государственных.

Наиболее популярными университетами на острове считают:

  • Университет Ана Г. Мендес, очень популярный у мигрантов;
  • Межамериканский университет;
  • Католический университет;
  • Университет Священного Сердца.

Если судить по заведениям и направлению в образовании, то пуэрториканцы являются очень набожными людьми.

Университет Хосе Диего в Пуэрто-Рико

Благодаря этому они очень ответственно относятся к образованию в целом.

Трудоустройство на острове

Остров Пуэрто-Рико не пользуется славой в плане трудоустройства. Так как вакансий для граждан страны не хватает на всех, то иностранцам не приходится рассчитывать на работу. Многие коренные жители сами мигрируют с острова, чтобы найти себе достойное рабочее место.

К тому же уровень жизни в целом ниже, чем в США, Европе или Канаде, но государство не относится по темпам прироста своей экономики к странам третьего мира.

Эмигранты могут все же претендовать на вакансии в тех отраслях промышленности и технологических разработок, где всегда требуются узкие специалисты с хорошим опытом работы. Индустрия туризма также всегда нуждается в молодых, свежих кадрах.

Отрасль медицины и ее развитие на острове Пуэрто-Рико

На острове все медицинские услуги платные. Срочный вызов скорой и оказание первой помощи также нужно оплачивать.

Здание госпиталя в Пуэрто-Рико

Поэтому иностранцам, как и местным жителям, приходится обзаводиться медицинской страховкой, которая в состоянии покрывать непредвиденные обстоятельства, вызванные ухудшением здоровья человека.

Иностранцам необходимо тщательно выбирать медицинский полис. Он должен включать все услуги, которые относятся к первой и неотложной помощи, в том числе и возможную длительную госпитализацию. Конечно, этот полис выльется в круглую сумму, но зато без него помощь обойдется очень дорого и ее можно, вообще, не дождаться, так как только после подтверждения финансовой независимости будет оказана вся необходимая помощь.

Если произошел страховой случай, то необходимо сразу связаться со страховой компанией. В процессе лечения и госпитализации необходимо собирать чеки, даже если лечение было частного характера. Так как по прибытии на родину все расходы на их основании будут возвращены страховой компанией.

Деловая и инвестиционная сфера на Пуэрто-Рико

Несмотря на годы кризиса, который ощутили на себе все страны мира, острова Пуэрто-Рико остаются весьма привлекательными для инвестиций, в том числе и ведения частного бизнеса. Самыми процветающими и перспективными отраслями считаются туристическая, технологическая, IT-технологии, фармацевтика и торговля текстилем.

Государственный аппарат острова очень благоволит к инвесторам и соответственно периодически запускает выгодные для обеих сторон проекты. К тому же очень выгодно на острове покупать недвижимость любого вида. Что касается этой стороны жизни, то законодательство страны довольно лояльно по отношению к иностранцам и их имуществу. Поэтому, покупая жилье в Пуэрто-Рико, можно не опасаться, что налоги будут непомерными. Но все же законодательные акты могут меняться. Лучше перед свершением покупки проконсультироваться у знающих юристов, чтобы потом не остаться ни с чем.

Насколько полезным был этот пост?

Нажмите на звезду, чтобы оценить его!

Мы сожалеем, что этот пост не был полезен для вас!

Давайте улучшим этот пост!

Расскажите, как мы можем улучшить этот пост?

Формы брака на Пуэрто-Рико

Семья создавалась на основе брачного союза, формы которого могли быть различны. До начала XX в. на острове были в основном распространены две формы брака: церковный (римско-католический) и консенсуальный, т.е. без официального оформления. С началом американской оккупации, когда запреты на протестантство на Пуэрто-Рико отпали, стали заключаться и протестантские браки. Однако число их к середине XX в. было незначительно по сравнению с католическими и гражданскими (т.е. зарегистрированными в алькальдии, а не в церкви):

  • католические — 61,4%;
  • гражданские — 24,3%;
  • протестантские — 14,3%.

Консенсуальный союз

Консенсуальный союз — это типичная латиноамериканская форма брака. Его следует отличать от сексуальной связи даже постоянных партнеров, но живущих раздельно, не ведущих совместного хозяйства и не имеющих никаких прав и обязанностей по отношению друг к другу. Консенсуальный союз обычно создается парой, живущей одним домохозяйством, где мужчина и женщина добровольно налагают друг на друга сеть общих обязательств, несмотря на отсутствие легального брака. Когда консенсуальный союз разрушается (а это случается, конечно, чаще, чем среди зарегистрированных браков, где получить развод, даже если этот момент оговорен в контракте, очень сложно), и тот и другой партнеры, как правило, вновь вступают в брак такого же типа. Все же обычно первый брак стремятся регистрировать. Однако если девушка уже потеряла невинность до брака, то регистрация последнего не происходит: партнер приводит свою избранницу к себе в дом или переезжает к ней (особо строгих установок на этот счет нет), тем самым давая понять окружающим, что консенсуальный брак состоялся.

Относительно стабильности консенсуальных браков существуют разные точки зрения. Так, по данным, полученным О. Льюисом в конце 50-х — начале 60-х годов, сохраняется на протяжении долгих лет лишь около 30% консенсуальных союзов. Американский антрополог А.Э. Сафа, проводившая в те же годы свое первое исследование среди жителей Пелотеро, считает, что, наоборот, распадается только одна треть первоначально заключенных союзов.

Согласно официальной статистике США, частота фактических браков начиная с XX в. в целом по острову уменьшилась. Если в 1898 г. процент таких браков среди мужчин составлял 16,3, а среди женщин — 15,2, то в 1950 г. в целом на Пуэрто-Рико фактических браков было 12,7%9. Однако при этом следует учитывать, что официальная статистика, регистрирующая брачный статус пуэрториканцев, часто отмечала значительно более низкий процент консенсуальных браков на острове, чем он был на самом деле. Это могло быть связано с большой сложностью выявления таких браков. Специальное исследование американского ученого Дж. Фитцпатрика показало, что консенсуальных браков на острове в 1950 г. было в 2 раза больше — 25%.

Устойчивость традиции заключения консенсуального брака на Пуэрто-Рико до настоящего времени, по-видимому, следует считать результатом сложного переплетения на протяжении веков социально-экономических и культурных факторов. Однозначные объяснения этой традиции очень сомнительны. Так, например, американские исследователи Е. Гарвер и Е. Финчер объясняли широкую практику консенсуальных браков среди бедняцких слоев населения острова невозможностью для них оплатить формальную процедуру бракосочетания. Но стоимость брачного свидетельства при заключении, например, гражданского брака на острове в 50-х годах была всего 50 центов, что составляло приблизительно 1/3 стоимости бутылки рома. Как справедливо заметил Дж. Стикос, если бы соционормативные установки однозначно предписывали официальный брак, эти деньги можно было бы найти.

Точно так же сомнителен и такой подход к этой проблеме, который однозначно вычленяет в качестве причины практики консенсуальных союзов культурные традиции африканских негров, в частности полигинию. Категорически отвергать подобную гипотезу нет оснований. Но, как известно, укоренение любого этнокультурного элемента, привнесенного извне, возможно лишь в том случае, если в принимающем обществе существуют благоприятные условия для выживания данного элемента культуры, а на Пуэрто-Рико в принципе как раз такие условия были.

Влияние плантационного рабства

Прежде всего плантационное рабство. Рабовладельцы, чтобы избежать какого-либо объединения рабов и тем самым предотвратить опасность их массовых выступлений, использовали, в частности, и такой метод, как поощрение бытовавших среди последних сожительства билокального типа, не делая никаких попыток заставить рабов вступать в брачный союз, тем более официально оформленный. Сам по себе этот факт уже свидетельствует в пользу того, что законный брак не воспринимался неграми рабами как нормативная установка, регулирующая взаимоотношения полов.

Кроме того, на острове с самого начала колониального периода вообще бытовало достаточно индифферентное отношение населения (и не только темнокожего) к скрепляющим узам брака, что было обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, основной контингент колонистов (особенно в начальный период колонизации острова) состоял не из высокородных грандов, заботившихся о сохранении своего имени и состояния путем заключения продуманных и выгодных браков, а из малоимущих граждан низших сословий, целью которых была нажива любыми средствами. В обстановке всеобщего стяжательства процветал принцип „вседозволенности”, перечеркивавший категории более высокой морали и нравственности. Во-вторых, практика незарегистрированных браков для испанцев не была столь уже новой. В самой средневековой Испании накануне конкисты существовала аналогичная форма брачного союза, называемого „баррагания”, при котором между холостым мужчиной и незамужней женщиной заключался договор, главным, но неформальным условием которого являлось постоянство партнеров на протяжении достаточно длительного отрезка времени. Договор не предусматривал какой-либо обрядности — обручения или свадьбы. По мнению известного испанского историка Альтамира-и-Кревеа, возникновение такого союза — следствие мусульманских влияний. Терпимое отношение испанского закона и морали к внебрачному сожительству только укрепляло последнее, содействуя превращению его в традиции. Баррагания встречалась среди всех социальных прослоек населения, в том числе дворянства, а также между дворянами и крестьянами. Католическая церковь официально выступала против баррагании, но такая форма брака бытовала даже среди духовенства. В Наварре Карл III хотя и отверг притязания сожительниц церковников на пользование привилегиями духовенства на правах законных супруг и приказал взимать причитающиеся с них обычные налоги, однако фактически барраганию признал. Конечно, такая форма взаимоотношений полов не являлась для испанцев нормой, но в условиях вседозволенности колониальной жизни вполне могла оказаться наиболее приемлемой, что и было закреплено в обычном праве.

Влияние католической церкви на Пуэрто-Рико

В-третьих, католическая церковь на острове вплоть до начала XX в. была настолько слаба экономически и зависима от испанской короны, что фактически не претендовала на роль праворегулирующего органа. Недостаток средств осложнял поездки священников в труднодоступные горные районы, сильно ограничивал возможности организации приходов в сельской местности. Жители изолированных поселков, до конца XX в. составлявшие большинство населения острова, видели католического священника в лучшем случае два-три раза в год. Заключение церковного брака в этих условиях оказывалось довольно проблематичным.

Таким образом, традиция консенсуальных союзов, столь характерная для пуэрториканцев, формировалась постепенно, в ходе исторического развития острова. Однако эволюция этой формы брака во времени и пространстве была подвержена определенной закономерности. Например, при более близком рассмотрении оказывается, что консенсуальные союзы все-таки чаще встречаются среди негров, причем независимо от их социального статуса и места проживания. Объяснить этот факт, как нам кажется, можно тем, что „эпицентр” складывания традиции приходился именно на негритянское население плантаций. Здесь сильнее, чем где-либо на острове, действовал механизм консервации способствующих факторов, описанных выше. А кроме того (и это в конечном счете приобретает решающее значение), в районах сахарных плантаций всегда была особенно велика социальная однородность населения, т.е. общественное мнение здесь никогда не осуждало такого рода союзы.

Консенсуальные браки среди белого населения горной сельской местности встречались значительно реже. Для сравнения скажем, что, например, в муниципалитете Салинас, где негритянское население в 1950 г. было сконцентрировано в наибольшей степени (46,1%), даже официальная статистика того времени зарегистрировала и наибольший процент консенсуальных браков — 27,9. По неофициальным же данным, собранным С. Минцем в те же годы, незарегистрированные браки здесь составляли почти 70%. А в муниципалитетах Ринкон, Камуй, Кебрадильяс, Хатильо, где категории „небелых” составляли соответственно 4,8; 5,8; 6,2; 7,0%, доля официально отмеченных консенсуальных союзов была наименьшей на острове — 4,7; 5,5; 4,8; 6,7%.

Читайте также:  Семья на Пуэрто-Рико, традиции и современная ситуация

По наблюдениям кубинского антрополога Карлоса Ортиса, в селении Эсперанса (западная часть острова, „кофейный” регион), где подавляющее большинство населения — белые, незарегистрированные брачные союзы были редкостью. Из 133 обследованных Ортисом супружеских пар 115 состояли в церковно-католическом браке, 10 — в гражданском и только 8 пар — в незарегистрированном брачном союзе. Категорического осуждения кон-сенсуальных браков со стороны общественного мнения в Эсперансе не было. Однако, как пишет Ортис, люди, заключавшие такой брак, независимо от своего социального статуса стыдились этого.

Среди городского населения острова консенсуальные браки значительно более распространены. Так, в центральных восточных муниципалитетах Пуэрто-Рико, где быстро росло число американских промышленных предприятий, незарегистрированные брачные союзы только по официальным данным 50-х годов составляли в среднем 16—18%, а, например, в Сан-Хуане — около 20%.

К сожалению, мы не имеем возможности оперировать официальной статистикой на этот счет в настоящее время. Однако есть основания полагать, что доля консенсуальных союзов среди пуэрториканцев не уменьшается. Например, по данным Э. Сафы на 1970 г., из 94 опрошенных ею женщин 25,5 состояли в консенсуальном браке.

Типы семьи на Пуэрто-Рико

Для пуэрториканцев характерны обе формы семейной организации — как простая семья (нуклеариая), так и сложная (расширенная). Среди зажиточного населения села и города широко распространена сложная семья с „вертикальной” структурой родства. Это связано в первую очередь с тем, что, несмотря на строгое следование принципу наследования от отца старшему сыну, богатое семейство стремится обеспечить безбедное существование и младшим, для чего есть возможности.

Иное дело — семья сложной формы у бедняков. Здесь четко прослеживается наличие „горизонтальной” структуры родства. Главное условие образования такого типа семьи — наличие кормильца, вокруг которого группируются родственники самой различной степени родства. Это могут быть сестры или даже кузины жены, брат мужа и т.п. Семейные организации могут существовать подолгу, иногда годами и даже десятилетиями, что особенно характерно для городов. Большой процент незанятого трудоспособного населения здесь приводит к тому, что для человека или даже брачной пары с ребенком единственной поддержкой оказывается помощь родственников.

Нуклеарная семья как норма

Однако, несмотря на все формы родственных группировок под крышей одного домохозяйства, нормой всегда считалась нуклеарная семья. И при первой же возможности молодое поколение отделялось от старшего. Для крестьянских семей кофейного района в идеале желательно было, чтобы новое домохозяйство сына располагалось недалеко от дома родителей жены. Таким образом, старались достичь двух целей: окончательного отделения сына от родителей и избежания конфликтов жены и свекрови. В действительности, однако, получалось несколько иначе. Молодожены поселялись в доме родителей жены и жили там до тех пор, пока не появлялась возможность купить свой дом. А этот вопрос обычно решался той семьей, которая реально оказывалась способной выделить средства на покупку участка земли и дома. Если более состоятельной оказывалась семья мужа, то все дальнейшее формирование родственных связей шло по этой линии, и наоборот.

Среди населения сахарных плантаций семейно-родственные отношения складывались почти исключительно по материнской линии, что, думается, напрямую связано с большим процентом консенсуальных браков там, точнее, с их нестабильностью. Дети женщины от всех предшествующих настоящему брачных союзов, как правило, оставались у ее матери, что и приводило к однозначному вычислению именно этой линии родства.

Матрифокальная семья на Пуэрто-Рико

В связи с этим хотелось бы поподробнее остановиться на матрифокальной семье. Чаще всего она встречается среди негритянского населения сахарных районов южного побережья. По официальным данным, в 1950 г. здесь более 20% всех домохозяйств были матрифокальны, а в целом по острову — 16,8%. В свое время М. Херсковиц объяснял существование матрифокальных семей среди негритянского населения карибских обществ сохранением традиций западноафриканских негров. Иную позицию занимали Е.Ф. Фрэзиер и Ф. Хенрикес, которые делали ударение на невозможности создания семьи среди негров в условиях рабства. Еще одна точка зрения принадлежит Р. Смиту. Согласно ей, матрифокальность ассоциируется не с особыми историческими или культурными условиями, а с самим положением негров на наиболее низкой иерархической ступени классового общества. Это положение ограничивало их вертикальную мобильность. Мужчина не имел возможности зарабатывать столько, чтобы содержать семью. В этой связи он не мог сохранить свое престижное положение в системе родственных связей, как, например, в примитивных обществах, где даже матрилинейная структура родства находилась под контролем мужчин. В современных обществах, где сильна патриархальная традиция (Индия, Китай), весь уклад жизни построен так, чтобы сохранить за мужчиной его природные привилегии (в структуре родственных связей, в системе религиозных отношений и т.д.) и таким образом дать ему возможность занимать доминирующую позицию в семье. Однако в большинстве современных обществ одерживает победу билатеральный принцип сосуществования полов, оставляющий за мужчиной главным образом функцию материального обеспечения семьи. И когда эта функция блокируется социальными условиями, возникает ситуация неопределенности, которая в одних культурах со временем разрешается взрывом феминизма, в других же находит более компромиссный выход, примером коего может быть и существование матрифокальной семьи. Такой тип семьи фактически устраняет соперничество полов, перераспределив их роли и закрепив этот акт культурной традицией.

Как нам кажется, в течение длительного времени все указанные выше причины появления традиции существования матрифокальной семьи в той или иной степени могли иметь место. Но решающее значение в стабильности такого типа семьи на Пуэрто-Рико могла сыграть именно последняя.

Влияние массовой эмиграции населения в США

Большую роль здесь, добавим, имела и начавшаяся в послевоенные годы массовая эмиграция населения острова в США. На первых порах большую часть мигрирующих составляли мужчины, уезжавшие в поисках работы и либо в течение долгих лет не возвращавшиеся, либо вообще осевшие на материке, женившись там повторно.

Пуэрто-риканская женщина с маленькими детьми и без мужа, жившая в городе, имела очень низкий и крайне неустойчивый доход. Одну его часть составляло пособие Отдела социального обеспечения. Например, в 1970 г. женщина с пятью детьми получала в среднем 85 долларов в месяц. Какая-то часть средств поступала от бывшего мужа женщины, причем не имело значения, в какого рода брачном союзе они состояли. Помогали и родственники. По данным Э. Сафы, из 20 матрифокальных семей в Пелотеро 9 вели домохозяйство совместно с тетками, незамужними кузинами и даже с ближайшими соседями. Так что, если женщина находила себе какую-то работу и должна была на время отлучиться, за детей она не беспокоилась. Как пишет Сафа, „дети здесь хорошо известны всем и каждому и соседи играют очень важную роль в их воспитании. Вечерами дети собираются в доме соседей смотреть телевизор, там их и покормят, и утешат, если плачут”. По мнению Сафы, повседневность такого общения постепенно вытесняла даже родственные связи, но об этом ниже.

Семья на Пуэрто-Рико

Этнокультурная основа современной пуэрто-риканской семьи формировалась более 400 лет. Главным действующим лицом при этом с самого начала выступали испанцы, что фактически было предопределено их политическими, экономическими и социально-демографическими приоритетами в колониальной жизни острова. Участие двух этнорасовых групп населения Пуэрто-Рико в формировании семейных традиций — индейцев, живших здесь задолго до открытия Америки европейцами, и негров рабов, завозившихся испанцами, — очень относительно. Индейцы, по мнению большинства исследователей, физически прекратили свое существование на острове вскоре после завоевания его испанцами. Что касается негров, то, попав в положение рабов, они на протяжении жизни многих поколений были лишены возможности сохранять свою материнскую культуру, традиции и обычаи предков. Правда, в научной литературе нескольких последних десятилетий идет дискуссия о причастности африканских культурных начал к устойчивому существованию в карибских обществах особого типа семьи — матрифокальной, состоящей из матери и детей. Однако параллельно обсуждается и ряд других факторов, имеющих в этом плане едва ли меньшее значение, о чем речь пойдет ниже.

Становление семейных традиций на Пуэрто-Рико

Наличие сильной этнокультурной магистрали в становлении семейных традиций на Пуэрто-Рико не привело, однако, к их однозначной унификации. Причин тому немало, но самая главная — это разнообразие форм хозяйственной деятельности, обусловившее неодинаковые темны и направления социокультурных процессов в различных регионах острова. Впервые хозяйственно-культурные ареалы на Пуэрто-Рико были выделены известным американским антропологом Дж. Стьюардом (основоположником теории многолинейной эволюции) совместно со своими коллегами Р. Маннером, С. Минцем и Е. Вульфом, проводившими в 50-х годах фундаментальные полевые исследования на острове. По мнению ученых, первостепенное значение в развитии его экономики сыграли три сельскохозяйственные культуры — сахарный тростник, табак и кофе. В зависимости от их распределения на территории Пуэрто-Рико и было обосновано существование здесь трех хозяйственно-культурных ареалов:

  1. зона культивации сахарного тростника — прибрежные (главным образом южные) районы;
  2. „табачная зона” — центральные гористые районы в восточной части;
  3. зона выращивания кофе — гористые западные районы центральной части.

Социально-экономическое развитие регионов Пуэрто-Рико

Социально-экономическое развитие каждого из этих регионов шло различными темпами. Так, для зоны культивации сахарного тростника еще в XIX в. характерны были капиталистические формы хозяйствования. После присоединения острова к США в 1898 г. процессы концентрации земли на сахарных плантациях и разорения мелких собственников, начавших пополнять собой ряды безземельных рабочих, особенно усилились. В начале XX в. большинство населения здесь представляло собой однородную в социокультурном отношении массу людей с ярко выраженной негритянской соматикой. Если воспользоваться некоей условной шкалой интенсивности функционирования семейных традиций, заложенных испанской культурой, то в этом регионе они будут наименее ортодоксальными, быстро приспосабливающимися к новым экономическим и социальным реальностям.

В районе культивирования кофе также происходили процессы концентрации земли в руках крупных собственников и высвобождение рабочей силы. Однако сама специфика выращивания кофе, а также относительно медленное развитие технологии его культивирования делали возможным существование в этих районах как крупных хозяйств (асьенд), использовавших наемный труд, так и мелких участков, обрабатывавшихся силами одной семьи. Вплоть до середины XX в. здесь существовало немало крестьянских семей, ведших натуральное хозяйство. Основную массу населения составляли белые, иногда с „налетом” индейской крови. В „кофейном” регионе, более чем где-либо на острове, наблюдалась консервация традиционного образа жизни семьи. В немалой степени этому способствовало и то обстоятельство, что доступ к горным районам западной части Пуэрто-Рико всегда был очень труден. И в середине нашего столетия там еще было очень мало дорог и других коммуникаций.

Что же касается табачного района, то он представляется наиболее противоречивым в социокультурном отношении по сравнению с двумя упомянутыми выше. Здесь в течение всех минувших десятилетий XX в. отмечена высокая подвижность социальной культуры населения. Благодаря высокой урожайности табака издольщик мог в течение года собрать достаточно денег для покупки собственного участка земли и тем самым перейти в положение мелкого собственника. В эти районы чаще всего мигрировали сельскохозяйственные рабочие прибрежных плантаций, разрушая территориальную замкнутость местного населения, создавая большую композиционную сложность расовой ситуации, увеличивая разнообразие культурно-бытовых традиций. Здесь наблюдалось и более активное по сравнению, например, с кофейным регионом проникновение североамериканского капитала, вызванное целым рядом обстоятельств экономического характера. Это означало появление относительно большого числа промышленных предприятий, строительство дорог, более живую связь населения с городом. Уклад жизни семьи отличался большим разнообразием форм, сочетанием традиций с инновациями, восприимчивостью к американскому влиянию.

Региональные модификации традиционного уклада жизни пуэрто-риканской семьи сложились задолго до начала XX в., и в первые десятилетия нашего столетия они еще были весьма ощутимы. Однако уже с 30-х годов начинает набирать силу процесс, который способствовал их исчезновению. Речь идет о миграции сельского населения в города, вызванной массированной индустриализацией экономики страны. Доля сельских жителей, составлявших подавляющее большинство в начале века (в 1910 г. более 80%), стала неуклонно уменьшаться; к 1950 г. она уже снизилась до 50,5, а к 1970 г. — до 35,5%. Население городов, напротив, резко возросло, но неравномерно. Наибольшей степени концентрация мигрирующих из села достигла в столице Сан-Хуане, где к 1970 г. число жителей увеличилось до 851 тыс., что составило более 30% всего населения страны. Тенденция к увеличению пропорции горожан сохранилась и в последующие годы.

Влияние урбанизации на Пуэрто-Рико

Тотальные масштабы урбанизации на Пуэрто-Рико изменили направление социокультурных процессов. Город практически снивелировал региональные различия в образе жизни выходцев из села, но усилил социальные барьеры между ними. Нормативно-ценностные установки семьи среди представителей высших слоев населения, среднего класса и бедняков стали трансформироваться по различным схемам. Иными словами, относительно второй половины XX в. для Пуэрто-Рико следует говорить уже не о региональных различиях в традиционном укладе преимущественно сельской семьи, а о социальных различиях преимущественно городской семьи.

Феномен последней вообще достаточно неординарен. Еще в начале XX в. он содержал в себе лишь два субкультурных компонента, согласно старому двухклассовому делению пуэрто-риканского города колониальных времен — аристократический и „трущобный”. Начиная примерно с 30-х годов быстрый рост численности представителей среднего класса изменил это соотношение в свою пользу, но формирование социальной структуры городской семьи как института не закончилось.

Постоянный приток сельских жителей, неспособных (и не имеющих возможности) сразу включиться в социальную структуру города, создавал и создает довольно значительный популяционный массив, который в течение вот уже нескольких десятилетий занимает определенную территорию и сохраняет особый стиль жизни. Этот „город хижин” представляет собой очень характерную для пуэрто-риканского города форму поселения. В 1970 г., например, на острове насчитывалось около 421 городов хижин, они объединяли в общей сложности приблизительно 80 тыс. семей. Их следует отличать от поселений городских трущоб. Последние олицетворяют собой наихудшие, гибельные стороны жизни современных индустриальных городов, в то время как город хижин — явление маргинальное в социокультурном отношении, своего рода резерв среднего класса.

В Сан-Хуане начала 60-х годов 46% семей, проживавших в городе хижин (здесь он называется Пелотеро), имели доход более 2 тыс. долларов в год, т.е. выше официального уровня бедности на Пуэрто-Рико тех лет. Конечно, все относительно, и с точки зрения жителей США, уровень бедности которых в 1960 г. составлял 3 тыс. долларов, Пелотеро был городом нищих. Но на самом острове, где ежегодный доход на душу населения в городе более чем в 2 раза превышал этот же показатель по сельской местности (соответственно 945 и 408 долларов), уровень жизни семьи в Пелотеро считался не самым низким. Здесь, например, 83% семей владели собственными домами. Правда, по большей части это были одноэтажные строения, насчитывавшие одну-две спальные комнаты, с местами общего пользования во дворе. Но, как только доход семьи начинал расти, такое жилище достраивалось, отделывалось, улучшалась его планировка. Со временем дом, приобретший достаточно товарный вид, обычно продавался (как правило, родственникам или знакомым из деревни) и семья перебиралась в более респектабельный район Сан-Хуана, уступая место в Пелотеро новым мигрантам.

Подвижность социальной структуры города хижин не способствовала закреплению здесь каких-либо ярко выраженных элементов тех культур, которые так или иначе несли с собой сельские переселенцы из разных регионов страны. Здесь формировалась своя собственная субкультура, спонтанно проявляющая некоторые черты сельского быта (в интерьере, пище, методах народной медицины), но в целом ориентированная на образ жизни большого города. Причем именно пуэрто-риканского города, где почти полностью американизированные внешние стороны быта причудливо сочетаются с этническим консерватизмом интимной жизни.

Город хижин, надо сказать, как бы фокусирует в себе многие проблемы этнокультурной специфики островитян, что, видимо, дает нам право (имея в виду недостаточность полевого материала) использовать имеющуюся по нему информацию наравне с основными, уже упоминавшимися выше хозяйственно-культурными ареалами Пуэрто-Рико для характеристики тех или иных сфер семейного уклада на острове.

Ролевые установки супругов на Пуэрто-Рико

Наиболее важной нормативной установкой внутрисемейных отношений пуэрториканцев традиционно являлось разделение ролей. Негласное, но твердое социальное предписание однозначно закрепляло за каждым из супругов определенную сферу деятельности. В сельской местности, например, домохозяйство традиционно состояло из двух половин — мужской и женской. Все то, что должен был делать мужчина, называлось abajo (внизу). В это понятие входили, во-первых, все вспомогательные помещения дома (сарай, подпол, веранда), где хранились орудия труда, лошадиная сбруя и т.д., а во-вторых, сам процесс работы — в поле, на ферме и т.п. Сфера влияния женщины называлась arriba (вверху) и включала кухню, спальные комнаты и т.д. Возможно, что естественное разделение всего пространства дома на жилое, которое находилось наверху, и хозяйственное (под домом или рядом с домом) и закрепило в конечном счете такое обозначение обязанностей мужа и жены. В идеале женщине не полагалось делать какую-либо мужскую работу, мужчине — выходить на кухню.

Читайте также:  Родственные связи на Пуэрто-Рико, подробно о трех видах родства

Отличия реальной жизни от идеала

Однако реальная жизнь так или иначе вносила в это положение свои коррективы и супруги время от времени оказывали помощь друг другу. Они всеми силами старались завуалировать свои действия не только для окружающих, но даже для самих себя. Особенно отчетливо такие тонкости взаимоотношений мужа и жены заметны в крестьянской среде. Например, в горной деревне муж уверенно держал в своих руках основные бразды правления семьей. Его неоспоримой обязанностью (и правом) являлось материальное обеспечение семьи. Только мужчина мог, скажем, покупать участок земли, дом, все необходимое для ведения хозяйства, включая даже продукты. Женщина, правда, могла среди недели совершить небольшую покупку в местной лавчонке. Но, поскольку всеми деньгами и их распределением ведал муж, этими выходами активность женщины в обеспечении семьи, как правило, и ограничивалась. Если денег не хватало, жена все равно не имела права оказывать какую-либо материальную помощь семье, во всяком случае открыто, чтобы не подорвать авторитет мужа. Поэтому мужу приходилось закрывать глаза на то, что жена подчас продавала немного яиц, кофе и т.п., таким образом поддерживая семью.

При переезде в город семья стремилась по возможности сохранить свои ролевые установки. Однако сфера деятельности мужа естественным образом ограничивалась и из всех хозяйственных забот покупки остались чуть ли не единственной его обязанностью. Сохранилась, правда, подотчетность женщины в материальных вопросах, характерная для всех социальных слоев городского населения.

Связь семьи с внешним миром

Связь с внешним миром у семьи искони осуществлялась только через мужчину. Он участвовал в политической, экономической и других сферах общественной жизни как представитель семьи. Женщина существовала в информационно замкнутом пространстве. Общепринятый стиль ее поведения состоял из множества не: не выходить без сопровождения мужа (или другого родственника) из дома, не разговаривать и не танцевать с чужими мужчинами, не носить бросающихся в глаза украшений, не вести долгих и пустых разговоров с соседками, не обгонять мужа, идя с ним по улице, и т.п.

Такие строгие нормы, конечно, не всегда соблюдались и, добавим, не везде в одинаковой степени. Так, если в деревнях горных районов в силу их естественной географической изолированности социальный контроль над сохранностью этих обычаев и в 70-х годах XX в. осуществлялся так же строго, как и в прошлом, то, например, в „табачных” районах картина складывалась иная. Здесь женщина имела больше свободы поведения и самостоятельности. Она вполне могла одна ездить на базар, подолгу гостить у соседок, украшать себя и т.д. Степень раскованности женщин в этих районах в известной мере зависела от концентрации здесь большого количества американских заведений (предприятий, коммуникаций, жилых построек, развлечений), что постепенно втягивало в свою орбиту всех членов живущих там пуэрто-риканских семей.

Любопытно, однако, что, чем больше оказывалась фактическая свобода женщин, тем сильнее ощущалось их стремление соблюсти те нормы общественного поведения, которые были чаще „на виду”, и прежде всего регулярное посещение церкви. На наш взгляд, в этом можно усмотреть одно из влияний процесса американизации на семейную жизнь, ибо церковь никогда раньше, если можно так сказать, не пользовалась особой популярностью среди сельских жителей на острове. Она изначально находилась в вассальной зависимости от испанской митрополии. Недостаток средств у клира, а также отдаленность, разбросанность населенных пунктов заметно ограничивали сферу влияния католической церкви на острове. Крестьяне посещали ее крайне редко, а женщины вообще лишь в исключительных случаях (венчание, крещение, похороны). Мужчины, правда, постоянно поддерживавшие связь с городом (где когда-то только и строились храмы), посещали церковь чаще. Женщины же ограничивались тем, что использовали для своих культовых целей сделанные из дерева изображения святых.

В западных горных селениях такое сдержанное отношение к католической церкви сохранялось до наших дней и регулярное посещение, скажем, воскресных месс женщинами не вошло у крестьян в обычай. А вот в табачных районах уже в середине 50-х годов XX в. пренебрежение со стороны женщины обязанностью регулярно посещать церковные службы воспринималось окружающими негативно и даже могло повлечь за собой нечто вроде остракизма.

Раскрепощение женщин в городах

В городе раскрепощение женщины шло очень активно. Пожалуй, сегодня образ жизни современной пуэрториканки, принадлежавшей к городскому среднему классу, ничем не отличается от американского. Одежды и быт ее (как с функциональной, так и с декоративной точек зрения) американизировались полностью, круг интересов вышел далеко за рамки домашнего хозяйства. Большой популярностью среди женщин этого класса пользуются различные клубы — женские, религиозные, политические. Некоторые из женщин активно включаются в политическую борьбу на острове. Так, донья Фелиса Ринкон де Гантьер — женщина, имеющая мужа и детей, — была одним из лидеров партии „Популяр”, а впоследствии — мэром г.Сан-Хуана.

Как же сказалась эмансипация пуэрто-риканских женщин на их отношения к мужьям? Результаты социологических опросов, проводившихся на острове в разные годы, подтверждают существование следующей зависимости: чем выше социальный статус семьи, тем заметнее становится стремление ее членов (в первую очередь женщины) к сохранению внутрисемейных отношений на основе подчеркнутого уважения к традиционной авторитарности мужа в доме. Так, в 1955 г. из 72 опрошенных Стикосом женщин, чьи мужья имели среднегодовой доход выше 2000 долларов, 76% ответили, что важнейшими качествами жены считают внимательность к нуждам мужа, 55% — преданность мужу, 40% — уважение к мужу, 32% — послушание, 26% — домовитость. В 1970 г. американский исследователь М. Тьюмин практически получил те же самые результаты по относительной значимости цифр (правда, за критерий социального статуса он брал не доход, а образовательный уровень мужа и жены).

Надо сказать, что средние слои городского населения на Пуэрто-Рико очень маргинальны в культурном отношении. Успешное приспособление к американскому стилю жизни среди них сочетается с желанием уподобиться местной аристократии, которую на острове представляют исключительно белые состоятельные семьи, сохраняющие родственные связи с Испанией. Многие из этих семей, составляющих самую малочисленную прослойку городского населения, категорически не приняли американского гражданства и стараются любыми способами подчеркнуть свое католическое культурное наследие, доставшееся им от испанских грандов. Стиль жизни аристократических семей на Пуэрто-Рико крайне замкнут. Для них характерны узкие социальные связи, исключительное „общение семьями”, идеал зажиточности, бережливости, без демонстрации своего благосостояния. Взаимоотношения мужа и жены в таких семьях строятся в полном соответствии с догмами католической идеологии: „Женщина должна быть благодарна мужчине, во-первых, за сам факт своего существования и, во-вторых, за его сверхъестественное сходство с богом. Но, поскольку сходство не является полным, каждый мужчина должен охранять и защищать женщину. Каждая же женщина должна помогать своему мужчине. Не мужчина для женщины, а женщина для мужчины”. Так обычно говорилось в наставлении студентам университета в Сан-Хуане. И точно такие же установки дети в элитарных семьях получают с самого раннего возраста.

Весь комплекс культурных традиций, характерный для уклада жизни элитарной семьи, средними слоями воспринимается как идеал, к которому они должны стремиться. И чем зажиточнее семья, тем больше в ней чувствуется желание соответствовать аристократии. Особенно отчетливо это стало заметно в последние десятилетия, когда на острове усилились настроения пролатиноамериканского толка, захватывающие все более широкие слои интеллигенции.

Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Главное меню

Самые интересные заметки

РЕКЛАМА

Колониальные владения США в Вест-Индии и Пуэрто-Рико
Этнография – Народы Америки

Площадь о-ва Пуэрто-Рико, колонии Соединенных Штатов Америки,— 8,9 тыс. км 2 .

Экономическое развитие острова в течение нескольких веков тормозилось испанским колониальным игом и продолжавшимися до XVIII в. нападениями английских, а также французских и голландских пиратов. В XIX в. на Пуэрто-Рико начались антиколониальные движения (восстания 1835, 1838, 1867, 1868 гг.).

В 1898 г. Соединенные Штаты (проникновение которых в Пуэрто- Рико происходило еще в первой половине XIX в.), пользуясь испано-американской войной, захватили остров и превратили его в свою колонию. После первой мировой войны движение л пуэрториканцев за независимость усилилось (забастовки 1926—1927 гг., а также голодные походы и другие выступления рабочих, происходившие под руководством созданной в 1934 г. Коммунистической партии). В 1950 г. на Пуэрто-Рико вспыхнуло восстание против североамериканского империализма, охватившее весь остров. Оно было подавлено войсками с применением танков и артиллерии. В 1952 г. Соединенные Штаты даровали Пуэрто-Рико статус «свободно присоединившегося государства». Фактически же остров остается колонией США.

Современное экономическое положение

Экономика Пуэрто-Рико развита крайне односторонне. Основная ее отрасль — сельское хозяйство, прежде всего — разведение сахарного тростника. Почти 80% земли принадлежит североамериканским компаниям, которые дают примерно 50% производства сахара. Большая часть крестьян, не имеющих земли, батрачит на плантаторов. Как и в других странах, производящих сахар, после окончания уборочного сезона сотни тысяч рабочих увольняют с плантаций. Постоянных безработных — 15% самодеятельного населения. Тяжелое экономическое положение вызывает рост эмиграции, прежде всего в США (для въезда туда пуэрториканцам не требуется визы).

Среди других сельскохозяйственных культур имеют значение кофе, табак, цитрусовые, ананасы и т. п. Производство продовольственных культур вследствие одностороннего развития хозяйства недостаточно. Весьма слабо развита и промышленность. Основное место в ней занимают 44 сахарозавода, затем предприятия текстильной, легкой, пищевой индустрии. Господствующее влияние североамериканского капитала на Пуэрто-Рико приводит к тому, что собственной тяжелой, металлообрабатывающей промышленности остров не имеет, а из его полезных ископаемых разрабатываются только марганцевая руда, золото, соль, да и то в небольшом количестве. В последнее время наблюдается тенденция к переводу некоторых текстильных и других фабрик из США на Пуэрто-Рико, так как рабочим здесь платят меньше, чем в Соединенных Штатах. В 1955 г. североамериканской фирмой введен в действие первый на острове нефтеочистительный завод.

Политический строй

На острове имеется двухпалатный конгресс (сенат — 32 человека и палата представителей — 64 человека, срок полномочий четыре года). Во главе «свободно присоединившегося государства» стоит губернатор, который также избирается на четырехлетний срок. Законы, принимаемые на острове, не должны противоречить законодательству США. В конгрессе

Соединенных Штатов Пуэрто-Рико представлен не депутатом и не сенатором, а лишь резидентом-комиссаром, имеющим только право совеща* тельного голоса. Не обладая всеми правами граждан США, пуэрториканцы, однако, несут их обязанности (подлежат призыву в армию и т. п.) Право голоса имеют лица в возрасте от 21 года, проживающие в данном районе не менее 12 месяцев. Женщины (грамотные) получили избирательные права с 1932 г. С 1936 г. избирательные права получили и неграмотные женщины. На выборах 1952 г. победила связанная с США Народно- демократическая партия. Ее руководитель Луис Муньос Марин с 1949 г. является губернатором Пуэрто-Рико. Крупнейшая оппозиционная буржуазная партия — Партия независимости. Коммунистическая партия подвергается преследованиям в соответствии с реакционным законодательством США.

Население

По данным 1У57 г., на Пуэрто-Рико проживало 2282 тыс. человек. Самодеятельное население в 1950 г. составляло 597,5 тыс. человек, из них 36,5% было занято в сельском хозяйстве, около 20% — в обслуживании, более 17% — в обрабатывающей промышленности, около 11% — в торговле, 5,5% — в строительстве, 4,5% — на транспорте и в связи и т. д.

По официальным данным, белые пуэрториканцы составляют 75—80 % населения, цветные (негры и мулаты) — 20—24%. Как и в других районах Вест-Индии, эта статистика не отличается точностью. Белые в этническом отношении представляют собой весьма разнородную группу. Прежде всего, это потомки испанских колонизаторов, смешавшихся с индейцами; затем потомки испанцев и негров; потомки переселенцев XIX в. (из Испании, Франции и других стран Европы); переселенцы последних десятилетий (в том числе из США). По более осторожным подсчетам, белых, не имеющих примеси негритянской крови, на острове не более 25—33% (в основном потомки испанцев, в незначительной степени также французов, корсиканцев и других, переселившихся в сравнительно недавнее время). Североамериканцев на Пуэрто-Рико бывает от 5 до 10 тыс. человек (в разгар туристского сезона), однако постоянно живущих на острове — не более 2 тыс. (бизнесмены; инженеры и другие специалисты).

Негров (и мулатов со значительной долей негритянской крови) по более точным подсчетам — от 30 до 50%. Остальная часть населения — лица смешанного происхождения, внешне более похожие на белых, и незначительная группа выходцев из стран Азии.

Колониальная экономика Пуэрто-Рико была основана на рабском труде, хотя рабы ввозились в сравнительно меньшем количестве, чем на другие вест-индские острова. Официально рабство было отменено в 1873 г., фактически в измененной форме оно встречалось до конца XIX в. Негры и темные мулаты составляют наиболее бедную и угнетенную часть населения Пуэрто-Рико. Характерно, что больше всего их среди рабочих сахарных плантаций, где заработная плата ниже. Все пуэрториканцы (в первую очередь цветные) получают на североамериканских предприятиях значительно меньшую заработную плату, чем рабочие из США. Дискриминация по отношению к неграм имеет место и при приеме на работу, и в быту. Существует, например, ряд гостиниц, кафе и ресторанов, куда не допускается ни один цветной. В 1943 г. был принят закон, провозглашающий равенство всех граждан независимо от цвета кожи, однако реальное значение его в условиях колониальной зависимости острова невелико.

Как и на других островах Карибского моря, причисление человека к той или иной этнической категории во многом зависит от его имущественного положения. Так, светлоокрашенный богатый мулат считается «белым». Развитие расовой дискриминации приводит к тому, что многие мулаты называют себя «индейцами», т. е. потомками коренных жителей острова 1 .

В начале XX в. группы людей, во внешности которых явно были заметны индейские черты, сохранялись только в изолированных горных районах острова (местность вокруг горы Эль-Юнке в восточной его части; так называемая «Индьера», т. е. «Индейская земля» на западе, горы близ городов Утуадо и Комерио несколько восточнее Индьеры), Сохранились в этих местах и индейские легенды, и многие обычаи, отражающие быт и культуру коренных обитателей Вест-Индии. Следует, однако, отметить, что в XVI в. на остров ввозились не только негры, но и индейцы — из Мексики, с Кубы, Гаити, Ямайки, Багамских островов и т. д. Таким образом, группы, о которых идет речь, связаны по происхождению не только с боринкенами (коренными обитателями острова). Кроме того, начиная с XVI в. происходило смешение испанского населения с индейцами и неграми, а также негров с индейцами. Таким образом, эти потомки коренного населения Вест-Индии, несомненно, метисного происхождения 2 .

Тяжелое положение населения острова вызывает массовую эмиграцию в Соединенные Штаты. По данным 1958 г., в одном только Нью-Йорке насчитывалось не менее 600 тыс. пуэрториканцев. Большинство живет в той части города, которая несет название Спэниш Гарлем (район в одну милю длиной и в один квартал шириной) и примыкает непосредственно к Гарлему (негритянское гетто), в Ист-Бронксе и Моррисэнни. Уроженцы Пуэрто-Рйко подвергаются в США дискриминации — почти такой же, как негритянское население, а многие и вообще считаются неграми. Так, если пуэрториканец живет в Спэниш Гарлеме, то он рассматривается как «чернокожий» 3 .

Родной язык пуэрториканцев — местный диалект испанского. В школах всюду преподается английский язык. Владеет им не более 30% населения, но так же, как и испанский, он является официальным языком.

Города, поселения, жилища

В городах живет 42% населения, в сельских местностях— 58%. Столица острова, крупнейший его промышленный, культурный, торговый центр и главный порт — Сан-Хуан (примерно 370 тыс. жителей). Здесь сохранились здания первой половины XVI в. (город основан в 1510 г.), в том числе «Ла форталеса» — старая испанская крепость, ныне резиденция губернатора; ряд церквей; так называемая «Каса бланка» — нынешнее местопребывание начальника гарнизона армии США. В центре расположены Капитолий (здание конгресса), Сити Холл (ратуша); украшает город старинный парк «Муньос Ривера». Многие старые здания выстроены в соответствии с канонами испанской архитектуры прошлого — их отличают толстые стены, железные балконы и решетки, патио, черепичные крыши. Раньше большинство домов строилось из дерева. В настоящее время большая часть городских зданий — бетонные, в один этаж. В центре Сан- Хуана немало модернистских сооружений.

Сан-Хуан окружен поясом трущоб, где ютятся городская беднота, безработные, нищие (район Эль-Фангито и т. д.), Здесь, на болотистой почве, выросли целые городки с домами, сколоченными из обломков дерева, консервных банок, керосиновых бидонов, листов картона и т. п. Трущобы Пуэрто-Рико пользуются печальной известностью далеко за пределами острова. В остальных крупных городах — Понсе (100 тыс. населения), Маягуэс (около 60 тыс.) и других — промышленность развита слабо. Это прежде всего порты и торговые центры.

Сельские поселения на острове в определенной степени сохранили •облик, присущий деревням боринкенов. Больше всего это чувствуется в типе жилищ, во многом напоминающих индейские хижины. Современный деревенский дом строится на невысоких сваях, в плане он прямоугольный «(очень редко круглый), крыт соломой; стены делаются также из связок соломы. Встречаются и дома со стенами из связок пальмовых листьев (ягуас); крыши в этом случае делаются из того же материала, либо из соломы. Наконец, встречаются и дома из деревянных (чаще всего пальмовых) горбылей, часто в комбинации с соломенной крышей или со связками листьев пальмы, используемыми и при сооружении крыши,, и при постройке стен. Пол обычно бывает деревянный, земляной встречается -сравнительно редко. Мебели в доме, как правило, очень немного. Двор ничем не огорожен. Домик с садом — явление, характерное лишь для зажиточных пуэрториканцев.

Одежда

Современная одежда пуэрториканцев похожа на одежду обитателей Юга США (единственное заметное различие — сомореро;. «ьедные пуэрториканцы,— признает «Американская энциклопедия»,— конечно, никогда не имеют ее (одежду) в достаточном количестве».

Пища

Выше уже упоминалось о том, что односторонний характер развития хозяйства острова приводит к необходимости ввозить почти все продовольствие. Импортируются все потребляемые на Пуэрто-Рико жиры, вся мука, почти весь рис и картофель, 60% других овощей и свинины. Трудящиеся питаются в основном кукурузой, бобами, бананами. «Продукты питания дороги, и большинство пуэрториканцев никогда не имеет их в достаточном количестве»,— отмечает «Американская энциклопедия».

Ремесла

Художественные ремесла весьма развиты на острове. Прежде всего это резьба по дереву, затем керамическое производство, плетение (изготовление ковриков, корзин, столовых дорожек, шляп), кружевное производство и особенно вышивание, которая славится далеко за пределами Пуэрто-Рико. Сейчас характерный пуэрториканский орнамент воспроизводится машинным способом, что не может не повлиять отрицательно на развитие ремесла.

Просвещение. Религия. Культура

Хотя школьное обучение считается обязательным, школу не посещает около 19% детей. Неграмотных — 16,8%. Учащихся в начальных и средних школах —около 610 тыс., в высших (университет, политехнический институт, медицинский — все расположены в Сан-Хуане) — более 15 тыс. Большинство детей трудящихся из-за материальных трудностей оканчивает в лучшем случае лишь начальную школу.

Большинство населения исповедует католическую религию, влияние ее на острове довольно велико. Существуют также группы баптистов, конгрегационалистов и других протестантов.

Для художественной литературы Пуэрто-Рико наиболее характерно значительное развитие поэзии. Еще в прошлом веке стихи Хосе Готье Бенитеса (1850—1880) и Хосе X. Падильи (1829—1896) были известны во всех странах испанского языка. J3 современной поэзии наиболее крупными мастерами считаются JI. Лъоренс Торренс (1878—1944), Луис Палее Матье (род. 1898), Э. Ривера Чевремонт (род. 1893), Кармен Колон Пельот. Пуэрто-Рико — родина учёного и деятеля культуры Э. Мариа де Остос (1839—1903), пользовавшегося известностью во всей Латинской Америке.

Основой национальной музыки являются старинные народные мелодии (например, данса). Творчество лучшего композитора острова — Хуана Морреля Кампоса (1858—1896) — построено на этих мелодиях. В сельских местностях можно еще встретить старые негритянские танцы, связанные по происхождению с танцами коренных обитателей острова (например, бомба, исполняемая под барабан). Из музыкальных инструментов наиболее распространена гитара.

Пуэрто-Рико

Пуэрто-Рико

Пуэрто-Рико – страна Карибского бассейна, в прошлом одна из испанских колоний, носящая сегодня статус Свободно ассоциированного государства, но при этом находящаяся на территории, контролируемой США. Невзирая на формальную независимость, влияние Америки в этих местах еще достаточно ощутимо: здесь учат английский, исповедуют католицизм, рассчитываются долларами – в общем, делают все, чтобы угодить более сильному соседу. Пуэрто-Рико – островное государство, большая часть населения которого проживает на одноименном острове. К менее значимым участкам суши, входящим в состав страны, относятся острова Вьекес, Десечео, Каха-де-Муэртос, Кулебра и Мона.

Сэкономь на путешествии в Пуэрто-Рико!

Видео: Пуэрто-Рико за 120 секунд

Туристам

У большинства путешественников этот знойный кусочек Центральной Америки ассоциируется, прежде всего, с уютными пляжами, ультрамариновым оттенком морской глади, пина коладой и заводными ритмами сальсы. Несмотря на то, что по популярности Пуэрто-Рико пока еще уступает соседней Доминикане, отдохнуть здесь можно ничуть не хуже. Да и пресловутой экзотики, которой обычно манят туристов Карибы, в этой стране хватает с избытком, будь то местная природа или национальная кухня. Добавьте к этому архитектурное наследие колониального прошлого, обязательные латиноамериканские карнавалы и лучший на свете ром и вы поймете, почему большинство дауншифтеров стремится именно в Пуэрто-Рико.

История Пуэрто-Рико

История страны мало чем отличается от истории других карибских колоний. С появлением на островах европейских завоевателей местная индейская культура таино была практически уничтожена. И без того незавидное положение коренного населения усугубили испанские конкистадоры, объявившие территории Пуэрто-Рико собственной колонией и завезшие сюда чернокожих рабов, а вместе с ними – и новые заболевания. В итоге большая часть индейцев погибла в результате эпидемий и каторжного труда на тростниковых плантациях. Постепенно ничтожные остатки представителей культуры таино смешались с европейцами и африканскими рабами, дав, таким образом, толчок к появлению новой нации – пуэрториканцев.

Само название «Пуэрто-Рико» переводится как «богатый порт». Сначала так назывался административный центр колонии, но постепенно звучное словосочетание закрепилось за всем островом. В 1898 году, после военно-вооруженного конфликта, Испания уступила этот участок Карибских островов США. С этого момента в Пуэрто-Рико начался активный процесс эмиграции местного населения в Страну свободы, сдабриваемый весьма вялой борьбой за независимость. В 1952 году покушение на американского президента, устроенное пуэрториканскими сепаратистами, дало стране возможность обзавестись собственной конституцией и статусом ассоциированной территории, с которыми она существует до сих пор.

Экономика

Экономисты частенько называют Пуэрто-Рико «самым бедным американским штатом». При этом современное государство уже давно не является исключительно аграрной страной, которой нечего поставить на мировой рынок, кроме сахарного тростника и рома. В начале XX столетия в Пуэрто-Рико стали активно развиваться фармацевтическая и нефтехимическая промышленные отрасли, к которым позже добавился туризм, составляющий сегодня основной доход государства. Однако, уровень жизни островитян все еще далек от того, чтобы соответствовать американским реалиям. Кроме того, Пуэрто-Рико входит в список стран-должников, которым почти никогда не удается вернуть кредиторам занимаемую сумму, поэтому дефолты для этого государства – явление обычное. Полностью утонуть в долгах «богатому порту» не дают Соединенные Штаты, время от времени протягивающие незадачливому соседу руку финансовой помощи.

Природа и климат

Для модного сегодня направления эко-туризма в Пуэрто-Рико, если не рай, то нечто очень его напоминающее. Покрытые непроходимыми тропическими чащами, испещренные бурными реками и омываемые теплыми водами Карибского моря, здешние острова обладают невероятной магией притяжения. Кроме того, некоторые из них по сей день остаются необитаемыми, что привлекает сюда дауншифтеров и всех искателей уединенных местечек.

Если вы пересмотрели все документалки National Geographic и твердо уверены в том, что знаете всех животных планеты «в лицо», в Пуэрто-Рико развеют вашу самонадеянность. Около 239 видов животных, 16 видов птиц, и 39 видов рептилий и земноводных, обитающих на территории этого маленького государства, не встречаются больше ни в одном уголке земного шара. Кстати, лучшее место для знакомства с местной биосферой – заповедные территории и национальные парки, которых в крошечном Пуэрто-Рико целых семь. И это не только традиционные тропические джунгли, чаще всего мелькающие на рекламных буклетах турфирм, но и целые острова с их уникальными флорой и фауной, а также опутанные сетью подземных лабиринтов карстовые области.

Пуэрто-Рико относится к зоне с морским мягким тропическим климатом, для которой характерны незначительные колебания температур. Средняя годовая отметка термометра в этой части Карибов не опускается ниже +28 °C. С июня по ноябрь погодные условия слегка ухудшаются из-за традиционного прихода атлантических ураганов.

Население и особенности национального менталитета

На территории Пуэрто-Рико проживает около 3 700 000 человек. Во второй половине XIX века сюда хлынул поток выходцев из стран Латинской Америки, добавивший в пеструю смесь из индейских ритуалов, испанской религиозности и африканских суеверий неповторимого южноамериканского колорита. Современные островитяне – народ жизнерадостный, открытый и, несмотря на не самые благополучные условия проживания, никогда не унывающий.

Про любовь пуэрториканцев ко всевозможным празднествам, можно написать целый трактат. Карнавалы, парадные шествия, концерты здесь не показные и адаптированные под туристов, а самые что ни на есть настоящие. Обожают здесь и музыку, Пуэрто-Рико по праву считается родиной музыкального стиля реггетон и завораживающих ритмов сальсы. Еще одна отличительная черта местного населения – желание чувствовать себя частью чего-то большого и значимого, возможно поэтому при знакомстве 90% островитян назовут себя американцами, не забыв при этом уточнить, что они «пуэрторикенос». Однако, учитывая ситуацию с недавним референдумом (большинство граждан высказалось за вхождение государства в состав США на правах штата, но при этом на саму процедуру голосования не явилось), становится понятно, что обязательность и ответственность здесь не самые распространенные понятия.

Любопытный факт: выходцами из Пуэрто-Рико являются Дженнифер Лопес, Рики Мартин, Марк Энтони, Дон Омар, Дэдди Янки.

Пляжный отдых

Абсолютный чемпион по количеству живописных пляжей – остров Виекес, ну а титул лучшего места для купания во всем Пуэрто-Рико по-прежнему остается за пляжем Сан-Бэй. Этот участок обожают сами пуэрториканцы, поэтому частенько наведываются сюда, чтобы отдохнуть в шумной компании. Уголок не дикий, так что кабинки для переодевания, душ и туалеты на Сан-Бэй всегда отыщутся. Более романтичный и живописный вариант – Медиа Луна. Пляж находится в закрытой бухте, поэтому на нем практически не бывает больших волн. Кроме того, здесь мелкое море, что особенно порадует детей.

Для тех, кто не ищет легких путей, подойдет Эсперанза – городской пляж острова Виекес. Более-менее пригодный участок для купания находится сразу за пирсом. Берег и дно здесь каменистые, так что экстремалы оценят. Поваляться на белоснежном горячем песочке можно в Навио, хотя купание здесь на любителя – море постоянно «волнуется». Хватает поклонников и у Плайя Фламенко, что на острове Кулебра. Место многолюдное (поблизости раскинулся кемпинг), так что уединиться здесь вряд ли получится, зато и скучать не придется.

Если не хочется покидать пределы Сан-Хуана, отправляйтесь в Оушен Парк – это практически единственный из столичных пляжей, чей внешний облик еще не исказила вездесущая высотная застройка. Насладиться щедрым карибским солнцем, потягивая коктейль в тени пальм, можно на Плайя Эскамброн. Есть тут и минимальный набор удобств (душ+туалет). Можно «отметиться» и на Исла Верде – это, безусловно, не идеальный вариант, но и точно не худший из пляжей Сан-Хуана.

Достопримечательности и развлечения

Все достопримечательности и знаковые места Пуэрто-Рико можно условно разделить на исторические памятники, оставшиеся здесь со времен испанской колонизации, и на творения местной природы. Начинать знакомство с историей этого клочка суши лучше со старой части Сан-Хуана, или, как называют ее сами пуэрториканцы, Вьехо-Сан-Хуан. По сути этот квартал уже сам по себе музей: узкие мощеные улочки в лучших традициях европейского Cредневековья, колоритные домики, расписанные пастелью во все цвета радужного спектра, вьющиеся растения, карабкающиеся по чугунным решеткам… Если не знать, что находишься на Карибах, то можно подумать, что перед глазами всплывают виды одного из старых испанских городков. Опоясывает все это великолепие мощная крепостная стена, остаток архитектурного наследия испанских конкистадоров.

В северо-западной части столицы, в окрестностях мыса Пунта-дель-Моро, находится главное место сбора туристических групп – морская крепость Фуэрте-Сан-Фелипе-дель-Морро. Фортификация, на протяжении многих лет считавшаяся едва ли не самой значительной в Карибском море, была основана в 1539 году. В свое время цитадель выдержала мощнейший комплекс атак пиратского флота под командованием Френсиса Дрейка. На северо-востоке острова находится еще одна старинная крепость – Фуэрте-Сан-Кристобаль. Сегодня погулять по ее запутанным подземным лабиринтам может любой желающий.

Из архитектурных памятников прошлого, сохранившихся на территории Вьехо-Сан-Хуана, можно отметить старейшую церковь острова – Иглесиа-Сан-Хосе, построенную в нетрадиционном для Центральной Америки готическом стиле. Колоритно смотрятся и Каса-Бланка (бывший дом испанского конкистадора Хуана Понсе де Леона), доминиканский монастырь Конвенто-де-лос-Доминикос, бывшая крепость, а ныне резиденция пуэрториканских губернаторов Ла-Форталеза и капелла Капилья-Дель-Либро.

Чтобы взглянуть на колониальные церквушки, придется прокатиться до Сан-Хермана, старейшего города Пуэрто-Рико после столицы. Второй по величине и значимости город – Понсе – знаменит своим собором Катедраль-де-Ла-Гуадалупе, построенным в 1660 году. Хватает здесь и помпезных вилл, доставшихся городу в наследство от бывших «тростниковых» и «кофейных королей» Карибов.

Что касается природных богатств «богатого порта», то здесь лучше отдать предпочтение национальному парку Эль-Юнке. В этом непросыхающем от ежедневных ливней тропическом лесу площадью немногим более 11 000 га произрастает около 400 видов уникальных растений и обитает огромное количество животных. Здесь же можно послушать легендарное «адское скандирование» карликовых лягушек коки, ставших национальным символом Пуэрто-Рико.

В районе самого высокого горного пика страны Серро-де-Пунта располагается еще один заповедник под названием Того-Негро. Ехать сюда лучше в том случае, если вам интересно взглянуть на 60-метровые водопады и искупаться в самом высокогорном озере страны – Лаго-Гуинео.

На северо-востоке Пуэрто-Рико находится мечта всех спелеологов мира – охраняемая карстовая область Рио-Камай. Около 200 огромнейших пещер и полноценная подземная река, по которой местные экстремалы регулярно сплавляются на плотах, принимают гостей круглый год.

Неподалеку от Рио-Камай находится еще одно пуэрториканское чудо, правда, на этот раз рукотворное – обсерватория Аресибо. Объект интересен в первую очередь тем, что на его территории находится самый большой телескоп в мире, с помощью которого американские ученые пытаются отыскать следы существования внеземных цивилизаций. В свое время здесь снимали знаменитый «Контакт» с Джоди Фостер и семнадцатый фильм бондианы «Золотой глаз».

Чтобы взглянуть на экзотических ящериц и черепашьи колонии, а заодно поближе познакомиться с удивительным миром коралловых рифов, посетите остров Мона, который часто именуют «Галапагосами Карибского моря». Местечко совершенно дикое, но охраняемое, поэтому флора и фауна здесь богатейшие. Кстати, если хотите заняться дайвингом, Мона – идеальное место. Вода у его побережья очень чистая и сохраняет свою прозрачность даже на большой глубине. Понырять с аквалангом можно и на острове Кулебра. Инфраструктура здесь так себе, но дайвинг-центры имеются.

Читайте также:  Валюта и деньги Приднестровья, новые и старые
Ссылка на основную публикацию