Родственные связи на Пуэрто-Рико, подробно о трех видах родства

Формы брака на Пуэрто-Рико

Семья создавалась на основе брачного союза, формы которого могли быть различны. До начала XX в. на острове были в основном распространены две формы брака: церковный (римско-католический) и консенсуальный, т.е. без официального оформления. С началом американской оккупации, когда запреты на протестантство на Пуэрто-Рико отпали, стали заключаться и протестантские браки. Однако число их к середине XX в. было незначительно по сравнению с католическими и гражданскими (т.е. зарегистрированными в алькальдии, а не в церкви):

  • католические — 61,4%;
  • гражданские — 24,3%;
  • протестантские — 14,3%.

Консенсуальный союз

Консенсуальный союз — это типичная латиноамериканская форма брака. Его следует отличать от сексуальной связи даже постоянных партнеров, но живущих раздельно, не ведущих совместного хозяйства и не имеющих никаких прав и обязанностей по отношению друг к другу. Консенсуальный союз обычно создается парой, живущей одним домохозяйством, где мужчина и женщина добровольно налагают друг на друга сеть общих обязательств, несмотря на отсутствие легального брака. Когда консенсуальный союз разрушается (а это случается, конечно, чаще, чем среди зарегистрированных браков, где получить развод, даже если этот момент оговорен в контракте, очень сложно), и тот и другой партнеры, как правило, вновь вступают в брак такого же типа. Все же обычно первый брак стремятся регистрировать. Однако если девушка уже потеряла невинность до брака, то регистрация последнего не происходит: партнер приводит свою избранницу к себе в дом или переезжает к ней (особо строгих установок на этот счет нет), тем самым давая понять окружающим, что консенсуальный брак состоялся.

Относительно стабильности консенсуальных браков существуют разные точки зрения. Так, по данным, полученным О. Льюисом в конце 50-х — начале 60-х годов, сохраняется на протяжении долгих лет лишь около 30% консенсуальных союзов. Американский антрополог А.Э. Сафа, проводившая в те же годы свое первое исследование среди жителей Пелотеро, считает, что, наоборот, распадается только одна треть первоначально заключенных союзов.

Согласно официальной статистике США, частота фактических браков начиная с XX в. в целом по острову уменьшилась. Если в 1898 г. процент таких браков среди мужчин составлял 16,3, а среди женщин — 15,2, то в 1950 г. в целом на Пуэрто-Рико фактических браков было 12,7%9. Однако при этом следует учитывать, что официальная статистика, регистрирующая брачный статус пуэрториканцев, часто отмечала значительно более низкий процент консенсуальных браков на острове, чем он был на самом деле. Это могло быть связано с большой сложностью выявления таких браков. Специальное исследование американского ученого Дж. Фитцпатрика показало, что консенсуальных браков на острове в 1950 г. было в 2 раза больше — 25%.

Устойчивость традиции заключения консенсуального брака на Пуэрто-Рико до настоящего времени, по-видимому, следует считать результатом сложного переплетения на протяжении веков социально-экономических и культурных факторов. Однозначные объяснения этой традиции очень сомнительны. Так, например, американские исследователи Е. Гарвер и Е. Финчер объясняли широкую практику консенсуальных браков среди бедняцких слоев населения острова невозможностью для них оплатить формальную процедуру бракосочетания. Но стоимость брачного свидетельства при заключении, например, гражданского брака на острове в 50-х годах была всего 50 центов, что составляло приблизительно 1/3 стоимости бутылки рома. Как справедливо заметил Дж. Стикос, если бы соционормативные установки однозначно предписывали официальный брак, эти деньги можно было бы найти.

Точно так же сомнителен и такой подход к этой проблеме, который однозначно вычленяет в качестве причины практики консенсуальных союзов культурные традиции африканских негров, в частности полигинию. Категорически отвергать подобную гипотезу нет оснований. Но, как известно, укоренение любого этнокультурного элемента, привнесенного извне, возможно лишь в том случае, если в принимающем обществе существуют благоприятные условия для выживания данного элемента культуры, а на Пуэрто-Рико в принципе как раз такие условия были.

Влияние плантационного рабства

Прежде всего плантационное рабство. Рабовладельцы, чтобы избежать какого-либо объединения рабов и тем самым предотвратить опасность их массовых выступлений, использовали, в частности, и такой метод, как поощрение бытовавших среди последних сожительства билокального типа, не делая никаких попыток заставить рабов вступать в брачный союз, тем более официально оформленный. Сам по себе этот факт уже свидетельствует в пользу того, что законный брак не воспринимался неграми рабами как нормативная установка, регулирующая взаимоотношения полов.

Кроме того, на острове с самого начала колониального периода вообще бытовало достаточно индифферентное отношение населения (и не только темнокожего) к скрепляющим узам брака, что было обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, основной контингент колонистов (особенно в начальный период колонизации острова) состоял не из высокородных грандов, заботившихся о сохранении своего имени и состояния путем заключения продуманных и выгодных браков, а из малоимущих граждан низших сословий, целью которых была нажива любыми средствами. В обстановке всеобщего стяжательства процветал принцип „вседозволенности”, перечеркивавший категории более высокой морали и нравственности. Во-вторых, практика незарегистрированных браков для испанцев не была столь уже новой. В самой средневековой Испании накануне конкисты существовала аналогичная форма брачного союза, называемого „баррагания”, при котором между холостым мужчиной и незамужней женщиной заключался договор, главным, но неформальным условием которого являлось постоянство партнеров на протяжении достаточно длительного отрезка времени. Договор не предусматривал какой-либо обрядности — обручения или свадьбы. По мнению известного испанского историка Альтамира-и-Кревеа, возникновение такого союза — следствие мусульманских влияний. Терпимое отношение испанского закона и морали к внебрачному сожительству только укрепляло последнее, содействуя превращению его в традиции. Баррагания встречалась среди всех социальных прослоек населения, в том числе дворянства, а также между дворянами и крестьянами. Католическая церковь официально выступала против баррагании, но такая форма брака бытовала даже среди духовенства. В Наварре Карл III хотя и отверг притязания сожительниц церковников на пользование привилегиями духовенства на правах законных супруг и приказал взимать причитающиеся с них обычные налоги, однако фактически барраганию признал. Конечно, такая форма взаимоотношений полов не являлась для испанцев нормой, но в условиях вседозволенности колониальной жизни вполне могла оказаться наиболее приемлемой, что и было закреплено в обычном праве.

Влияние католической церкви на Пуэрто-Рико

В-третьих, католическая церковь на острове вплоть до начала XX в. была настолько слаба экономически и зависима от испанской короны, что фактически не претендовала на роль праворегулирующего органа. Недостаток средств осложнял поездки священников в труднодоступные горные районы, сильно ограничивал возможности организации приходов в сельской местности. Жители изолированных поселков, до конца XX в. составлявшие большинство населения острова, видели католического священника в лучшем случае два-три раза в год. Заключение церковного брака в этих условиях оказывалось довольно проблематичным.

Таким образом, традиция консенсуальных союзов, столь характерная для пуэрториканцев, формировалась постепенно, в ходе исторического развития острова. Однако эволюция этой формы брака во времени и пространстве была подвержена определенной закономерности. Например, при более близком рассмотрении оказывается, что консенсуальные союзы все-таки чаще встречаются среди негров, причем независимо от их социального статуса и места проживания. Объяснить этот факт, как нам кажется, можно тем, что „эпицентр” складывания традиции приходился именно на негритянское население плантаций. Здесь сильнее, чем где-либо на острове, действовал механизм консервации способствующих факторов, описанных выше. А кроме того (и это в конечном счете приобретает решающее значение), в районах сахарных плантаций всегда была особенно велика социальная однородность населения, т.е. общественное мнение здесь никогда не осуждало такого рода союзы.

Консенсуальные браки среди белого населения горной сельской местности встречались значительно реже. Для сравнения скажем, что, например, в муниципалитете Салинас, где негритянское население в 1950 г. было сконцентрировано в наибольшей степени (46,1%), даже официальная статистика того времени зарегистрировала и наибольший процент консенсуальных браков — 27,9. По неофициальным же данным, собранным С. Минцем в те же годы, незарегистрированные браки здесь составляли почти 70%. А в муниципалитетах Ринкон, Камуй, Кебрадильяс, Хатильо, где категории „небелых” составляли соответственно 4,8; 5,8; 6,2; 7,0%, доля официально отмеченных консенсуальных союзов была наименьшей на острове — 4,7; 5,5; 4,8; 6,7%.

По наблюдениям кубинского антрополога Карлоса Ортиса, в селении Эсперанса (западная часть острова, „кофейный” регион), где подавляющее большинство населения — белые, незарегистрированные брачные союзы были редкостью. Из 133 обследованных Ортисом супружеских пар 115 состояли в церковно-католическом браке, 10 — в гражданском и только 8 пар — в незарегистрированном брачном союзе. Категорического осуждения кон-сенсуальных браков со стороны общественного мнения в Эсперансе не было. Однако, как пишет Ортис, люди, заключавшие такой брак, независимо от своего социального статуса стыдились этого.

Среди городского населения острова консенсуальные браки значительно более распространены. Так, в центральных восточных муниципалитетах Пуэрто-Рико, где быстро росло число американских промышленных предприятий, незарегистрированные брачные союзы только по официальным данным 50-х годов составляли в среднем 16—18%, а, например, в Сан-Хуане — около 20%.

К сожалению, мы не имеем возможности оперировать официальной статистикой на этот счет в настоящее время. Однако есть основания полагать, что доля консенсуальных союзов среди пуэрториканцев не уменьшается. Например, по данным Э. Сафы на 1970 г., из 94 опрошенных ею женщин 25,5 состояли в консенсуальном браке.

Типы семьи на Пуэрто-Рико

Для пуэрториканцев характерны обе формы семейной организации — как простая семья (нуклеариая), так и сложная (расширенная). Среди зажиточного населения села и города широко распространена сложная семья с „вертикальной” структурой родства. Это связано в первую очередь с тем, что, несмотря на строгое следование принципу наследования от отца старшему сыну, богатое семейство стремится обеспечить безбедное существование и младшим, для чего есть возможности.

Иное дело — семья сложной формы у бедняков. Здесь четко прослеживается наличие „горизонтальной” структуры родства. Главное условие образования такого типа семьи — наличие кормильца, вокруг которого группируются родственники самой различной степени родства. Это могут быть сестры или даже кузины жены, брат мужа и т.п. Семейные организации могут существовать подолгу, иногда годами и даже десятилетиями, что особенно характерно для городов. Большой процент незанятого трудоспособного населения здесь приводит к тому, что для человека или даже брачной пары с ребенком единственной поддержкой оказывается помощь родственников.

Нуклеарная семья как норма

Однако, несмотря на все формы родственных группировок под крышей одного домохозяйства, нормой всегда считалась нуклеарная семья. И при первой же возможности молодое поколение отделялось от старшего. Для крестьянских семей кофейного района в идеале желательно было, чтобы новое домохозяйство сына располагалось недалеко от дома родителей жены. Таким образом, старались достичь двух целей: окончательного отделения сына от родителей и избежания конфликтов жены и свекрови. В действительности, однако, получалось несколько иначе. Молодожены поселялись в доме родителей жены и жили там до тех пор, пока не появлялась возможность купить свой дом. А этот вопрос обычно решался той семьей, которая реально оказывалась способной выделить средства на покупку участка земли и дома. Если более состоятельной оказывалась семья мужа, то все дальнейшее формирование родственных связей шло по этой линии, и наоборот.

Среди населения сахарных плантаций семейно-родственные отношения складывались почти исключительно по материнской линии, что, думается, напрямую связано с большим процентом консенсуальных браков там, точнее, с их нестабильностью. Дети женщины от всех предшествующих настоящему брачных союзов, как правило, оставались у ее матери, что и приводило к однозначному вычислению именно этой линии родства.

Матрифокальная семья на Пуэрто-Рико

В связи с этим хотелось бы поподробнее остановиться на матрифокальной семье. Чаще всего она встречается среди негритянского населения сахарных районов южного побережья. По официальным данным, в 1950 г. здесь более 20% всех домохозяйств были матрифокальны, а в целом по острову — 16,8%. В свое время М. Херсковиц объяснял существование матрифокальных семей среди негритянского населения карибских обществ сохранением традиций западноафриканских негров. Иную позицию занимали Е.Ф. Фрэзиер и Ф. Хенрикес, которые делали ударение на невозможности создания семьи среди негров в условиях рабства. Еще одна точка зрения принадлежит Р. Смиту. Согласно ей, матрифокальность ассоциируется не с особыми историческими или культурными условиями, а с самим положением негров на наиболее низкой иерархической ступени классового общества. Это положение ограничивало их вертикальную мобильность. Мужчина не имел возможности зарабатывать столько, чтобы содержать семью. В этой связи он не мог сохранить свое престижное положение в системе родственных связей, как, например, в примитивных обществах, где даже матрилинейная структура родства находилась под контролем мужчин. В современных обществах, где сильна патриархальная традиция (Индия, Китай), весь уклад жизни построен так, чтобы сохранить за мужчиной его природные привилегии (в структуре родственных связей, в системе религиозных отношений и т.д.) и таким образом дать ему возможность занимать доминирующую позицию в семье. Однако в большинстве современных обществ одерживает победу билатеральный принцип сосуществования полов, оставляющий за мужчиной главным образом функцию материального обеспечения семьи. И когда эта функция блокируется социальными условиями, возникает ситуация неопределенности, которая в одних культурах со временем разрешается взрывом феминизма, в других же находит более компромиссный выход, примером коего может быть и существование матрифокальной семьи. Такой тип семьи фактически устраняет соперничество полов, перераспределив их роли и закрепив этот акт культурной традицией.

Как нам кажется, в течение длительного времени все указанные выше причины появления традиции существования матрифокальной семьи в той или иной степени могли иметь место. Но решающее значение в стабильности такого типа семьи на Пуэрто-Рико могла сыграть именно последняя.

Влияние массовой эмиграции населения в США

Большую роль здесь, добавим, имела и начавшаяся в послевоенные годы массовая эмиграция населения острова в США. На первых порах большую часть мигрирующих составляли мужчины, уезжавшие в поисках работы и либо в течение долгих лет не возвращавшиеся, либо вообще осевшие на материке, женившись там повторно.

Пуэрто-риканская женщина с маленькими детьми и без мужа, жившая в городе, имела очень низкий и крайне неустойчивый доход. Одну его часть составляло пособие Отдела социального обеспечения. Например, в 1970 г. женщина с пятью детьми получала в среднем 85 долларов в месяц. Какая-то часть средств поступала от бывшего мужа женщины, причем не имело значения, в какого рода брачном союзе они состояли. Помогали и родственники. По данным Э. Сафы, из 20 матрифокальных семей в Пелотеро 9 вели домохозяйство совместно с тетками, незамужними кузинами и даже с ближайшими соседями. Так что, если женщина находила себе какую-то работу и должна была на время отлучиться, за детей она не беспокоилась. Как пишет Сафа, „дети здесь хорошо известны всем и каждому и соседи играют очень важную роль в их воспитании. Вечерами дети собираются в доме соседей смотреть телевизор, там их и покормят, и утешат, если плачут”. По мнению Сафы, повседневность такого общения постепенно вытесняла даже родственные связи, но об этом ниже.

Читайте также:  Формы брака на Пуэрто-Рико, влияние традиций, церкви и эмиграции

Родственные связи на Пуэрто-Рико

Структура родственных связей на острове, как и везде в Латинской Америке, кроме кровного родства и свойства, традиционно включает ритуальное родство, или компадразго. Согласно католическому ритуалу, первоначально люди вступали в отношения компадразго только при крещении ребенка. Родители новорожденного выбирали среди своих знакомых или родственников двух человек, хорошо им известных и непременно уважаемых ими, и просили их согласия принять участие в церемонии крещения ребенка. Оплачивать церемонию, если она проводилась в церкви, должны были будущие крестные родители. И если у них в назначенный день не было необходимой суммы, церемония откладывалась, иногда на несколько месяцев. Если все было хорошо, то крестные родители несли ребенка в церковь, где священник проводил церемонию крещения, а затем в дом к его настоящим родителям, где уже находились приглашенные гости и все было готово для семейного праздника. Отец ребенка и его крестный отец вели себя на этом вечере как сохозяева. На Пуэрто-Рико церковное крещение в некоторых случаях заменялось домашним крещением водой, которое было менее торжественным. В этой процедуре участвовали только самые близкие родственники. Домашнее крещение проводилось обычной, не освященной в церкви водой. Оно практиковалось в горных отдаленных районах, где не было постоянного священника.

Компадрес

В результате этого ритуала родители ребенка и его крестные родители становились „компадрес”. Отношения между ребенком и его названными родителями отличались от его отношений с биологическими родителями. Первые были ответственны за духовное развитие ребенка. Именно это частичное разделение родительских обязанностей с передачей части их — но существенной — в руки крестных родителей и являлось, как считает известный исследователь католической системы ритуального родства Питт Риверс, идеологическим оправданием компадразго. Кроме того, на основании данных, собранных в ходе полевых исследований в южной Испании, он сделал заключение, что компадразго ни в коем случае не является категорией фиктивного родства.

Гудемаи, работая над этой же темой в Панаме, отмечал, что связи, устанавливаемые при крещении в ортодоксальном католическом ритуале, создавались по образцу структуры кровнородственных связей, но в то же время отличались от последних более высоким рангом. Различие это, по его мнению, в основе своей имело концепцию дуальной природы человека как биологического и духовного существа одновременно. Природный, первородный грех человека искупался лишь во время обряда крещения, когда он как бы заново рождался. И естественно, что родители, данные церковью этого второго, очищающего рождения и являющиеся непосредственными участниками „безгреховного” вхождения младенца в мир, ставились выше. Долг природой данных родителей состоял в том, чтобы обеспечивать естественные биологические нужды ребенка; долг богом данных — гарантировать ему место в христианском мире.

Кроме того, приобретение ребенком во время обряда крещения христианского имени, обеспечивающее ему индивидуальную социальную принадлежность, опять же происходило при содействии и покровительстве крестных родителей — падринос. Таким образом, отношения компадразго создавали сеть ритуального родства, которое, по-видимому, не только не уступало по значимости кровному, но имело еще и более высокое социальное назначение — создавать межсемейные, общинные связи, основанные на родственной помощи и поддержке.

Со временем рамки функционирования института компадразго на Пуэрто-Рико расширились. Так, кроме крещения младенца, основанием для установления отношений компадразго могло стать и бракосочетание или любое важное событие. Иногда общие интересы или особое расположение людей друг к другу могли привести к установлению отношений компадразго, причем в этом случае никаких специальных процедур не требовалось. Внешняя форма отношений между компадрес во всех случаях была одинаковой, в соответствии с традиционным ритуалом компадразго: подчеркнутое уважение, выражающееся в формальном „вы” вместо „ты”, исключение всякой фамильярности, несдержанности и т.п.

Три вида родства на Пуэрто-Рико

Все три вида родства — кровное родство, свойство и компадразго — имели на Пуэрто-Рико большое значение. Но отношения родственников в каждом из этих трех видов родства были неодинаковы. Кровным родственникам в целом доверяли больше, чем компадрес или свойственникам. Выражение confianza („доверие”), правда, применялось во всех трех случаях родства. Нюансы существовали только в непосредственном общении. В случае болезни, смерти, финансовых трудностей, свадьбы наиболее активное участие во всех необходимых мероприятиях принимали самые близкие родственники — родители, братья или сестры. Компадрес тоже доверяли, но в силу указанной выше специфики этих отношений, носящих очень сдержанный, подчас формальный характер, с ними было принято соблюдать определенную дистанцию. Такая же дистанция уважения существовала и в отношениях свойственников. Зятья и тещи или тести особенно тщательно избегали ссор, и невозможно было, чтобы эмоции возобладали над традиционно принятой среди этих родственников сдержанностью.

Кровное родство, свойство и компадразго часто совпадали. Среди кровных родственников в отношения компадразго обычно вступали родные и двоюродные братья, среди свойственников — щурины, зятья, девери, свояки. Возраст родственников, вступающих в отношения компадразго, был относительно одинаков, так как это один из законов для подобных отношений, носивших равноценный двусторонний характер. Из системы компадразго, таким образом, автоматически „выбывали” родители и дети, бабушки, дедушки и внуки, дяди, тети и племянники (последний случай имел исключения).

Институт родственных связей, функционировавший на Пуэрто-Рико в течение многих веков, по своей социальной значимости для островитян не имел альтернатив. Однако в XX в. его роль в жизни общества стала заметно слабее. Все чаще кровные узы — опора пуэрто-риканской семьи в прошлом — оказываются жизнеспособными. Надолго, если не навсегда, разрывают их миграции. Стремление к социальной мобильности в городе вынуждает членов нуклеарной семьи подчас не считаться с ближайшими родственниками, соблюдая только свои интересы.

Соседские связи на Пуэрто-Рико

Наиболее выгодными для малой семьи в городе становятся не родственные, а соседские связи. Очень показателен в этом смысле принцип выбора компадрес в селе и современном городе на Пуэрто-Рико. Так, если в сельской местности до сих пор считается разумным выбирать в крестные родители кого-либо из родственников или на худой конец свойственников, то в городе, по данным Э. Сафы, из 164 опрошенных отцов 62 считают, что компадрес надо выбирать из соседей, и 37 человек — из родственников. Точно так же и матери (хотя и не так решительно): 188 считают необходимым выбрать компадрес из соседей и 53 человека — из родственников. Остальные возможные кандидаты в компадрес представлены в небольших пропорциях — друзья, „другие” и т.п.

Пожалуй, можно сказать, что родственные связи на острове не распадаются, а, наоборот, крепнут в том случае, если они совпадают с соседскими. Именно это, видимо, и происходит в первые годы после миграции сельского населения в города, что особенно характерно для поселения типа города хижин. Но в дальнейшем в связи с ростом социальной мобильности семей самодовлеющую ценность приобретает малая семья, способная уже самостоятельно включиться в социальную структуру города.

Римская семья. Виды родства

Familia — это римская патриархальная семья с единоличной властью pater familias (домовладыки).

В римскую семью включались жена, подвластные дети (в том числе и незаконнорожденные от рабынь), родственники, усыновленные лица, рабы, кабальные работники, собственность (dominium): дом, имуще-ство, орудия и продукты труда.

На протяжении римской истории сменилось три вида семьи:

1) консорциум (семейная община агнатов);

2) агнатская семья (по принципу совместного проживания и труда по мужской линии);

3) когнатическая семья (союз кровных родственников от общего предка).

В агнатской семье власть домовладыки распространялась пожизненно на жену и жен сыновей; над детьми своими и других членов семьи; над рабами и вольноотпущенниками. Глава семьи являлся полноправным лицом со своим правом (persona sui juris). Все остальные члены семьи находились под властью домовладыки и были лицами с чужим правом (persona aliena juris).

Примечание: римляне проявили мудрую проницательность, создав специфический институт римской семьи и отцовской власти. Большая власть отцов над своими детьми уменьшает количество преступлений, а главное — дает возможность воспитывать граждан скорее нравами, чем законом. Родительской властью люди злоупотребляют меньше, ‘ чем любой другой: это самый священный авторитет, единственный, который не зависит ни от каких условий и даже предшествует последним.

6.2. Виды родства

Ататское родство — это родство не по крови и происхождению, а по’ факту совместного проживания и труда, создаваемое по мужской линии.

Например, дочь главы семьи, выйдя замуж, полностью разрывала связь со своей семьей, становилась агнаткой свекра или мужа в новой семье, приобретала статус как бы дочери нового главы семьи, а потому и на-следовала от него как дочь.

Агнатские родственники делились на две группы: близкие и дальние родственники. Близкие — т. е. проживающие в одном консорциуме под властью одного домовладыки; дальние — это те, которые когда-то были под его властью или могли бы быть членами данной семьи, если прежний домовладыка еще бы жил при их вступлении в семью. Степень родства определялась тем, сколько шагов по освобождению от отцовской власти потребовалось совершить, ч тобы стать лицом со своим правом.

Со временем власть домовладыки перестала быть безграничной, что привело к известной самостоятельности других членов семьи. В связи с этим агнатское родство было со временем (в период республики) полностью вытеснено когнатством, то есть кровным родством.

Когнатское родство — это кровное родство и родство по свойству (родственники жены или мужа) от общего предка.

В когнатическом родстве различали линии (две) и степени (пять очередей наследования).

Родственники по прямой линии — это родственники, происходящие один от другого в непрерывной последовательности. Линия могла быть прямой восходящей (ascendenti) от потомка к предку (внук, сын, отец) и прямой нисходящей (descendenti) от предка к потомку (отец, сын, внук).

Родственники по боковой линии — если они происходят от общего предка, но не друг от друга (сестра и брат, дядя и племянник, двоюродные братья).

Боковое родство было полнородным (общие мужские и женские предки) и неполнородное (полуродное).

Неполнородное родство различалось как единокровное (от общего отца и разных матерей) и единоутробное (от одной матери и разных отцов). Это деление было тесно связано с определением статуса брачных и внебрачных детей.

Степени родства определялись числом рождений в родстве двух лиц. Отец и сын — первая степень, брат и сестра — вторая степень, дядя и племянник — третья степень.

От родства следует отличать свойство. Свойство — это отношения между супругом и кровными родственниками другого супруга, а также между родственниками супругов.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 4403 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Гид по родственникам – названия родичей и степени родства

Помните любимое стихотворение главного героя знаменитого культового фильма “Брат 2”: “Я узнал, что у меня, есть огромная семья…”. Ни для кого не секрет, что каждый член этой огромной семьи называется по своему.

В данной статье нам предстоит детально разобраться в том, как в многонациональной России с ее глубокими семейными устоями и традициями называются те или иные родственники и в какой степени родства они состоят друг с другом.

Названия родичей

Ниже представлен обзор родичей в алфавитном порядке (для вашего удобства), начиная с зачинательницы рода во второй степени родства , то есть с бабушки:

Бабушка, баба, бабка – мать одного из родителей (отца или матери), является супругой дедушки (если пара состоит в браке). Называют также бабулей, бабусей или просто ба (сокращенно).

Брат, братик – любой из сыновей родителей по отношению к другим детям в семье, находящимся с ним в кровном прямом родстве (будь то мальчик или девочка).

Братан – то же самое, что и брат. Его устаревшее стариннорусское значение – сын брата, включая двоюродного (иными словами, племянник). Он же брательник, братуха, братишка, братеник, братаник и так далее.

Братанина – это дочь любого из братьев, вне зависимости от возраста (то есть племянница по брату). Она же сыновица, братанна или братана – устаревшие слова.

Братанич – то же самое, что сын брата (то есть племянник). В устаревшем значении – сын старшего брата. Он же братыч, сыновец.

Брательник – сын младшего брата, то есть племянник (также устаревшее понятие).

Брательница – этим словом называют любую родственницу, включая дальнюю.

Внук – ребенок или взрослый мужского пола по отношению к своим бабушке и дедушке (иными словами, сын дочери или сына).

Внучка – ребенок или взрослый женского пола по отношению к своим бабушке и дедушке (то есть дочь дочери или сына).

Внучатый племянник – ребенок или взрослый мужского пола по отношению к тете или дяди своих отца или матери. Иными словами, если у ваших родных брата или сестры есть внук (сын вашего племянника или племянницы), то он является вам внучатым племянником – то есть двоюродным внуком.

Читайте также:  Ролевые установки супругов на Пуэрто-Рико, общение мужа и жены

Внучатая племянница – ребенок или взрослый женского пола по отношению к тете или дяди своих отца или матери. То есть если у ваших родных брата или сестры есть внучка (дочь вашего племянника или племянницы), то она является вам внучатой племянницей. Она же двоюродная внучка.

Внучатый двоюродный племянник – ребенок или взрослый мужского пола по отношению к двоюродным тете или дяди своих отца или матери. Если у ваших двоюродных брата или сестры есть внук (сын двоюродного племянника или племянницы), то он является вам внучатым двоюродным племянником или троюродным внуком.

Внучатая двоюродная племянница – ребенок или взрослый женского пола по отношению к двоюродным тете или дяди своих отца или матери. То есть внучка ваших двоюродных брата или сестры (дочь двоюродного племянника или племянницы). Она же по отношению к вам – троюродная внучка.

Двоюродный брат – сын брата или сестры ваших отца или матери (то есть ребенок ваших родных тети или дяди).

Двоюродная сестра – дочь брата или сестры ваших отца или матери (то есть ребенок ваших родных тети или дяди).

Двоюродный внук – ребенок или взрослый мужского пола, являющийся сыном племянницы или племянника.

Двоюродная внучка – ребенок или взрослый женского пола, являющаяся дочерью племянницы или племянника.

Двоюродный племянник – ребенок или взрослый мужского пола по отношению к своим двоюродным родственникам – дяде или тете. Иными словами, является сыном двоюродных сестры или брата.

Двоюродная племянница – ребенок или взрослый женского пола по отношению к своим двоюродным родственникам – дяде или тете. Является дочерью двоюродных сестры или брата.

Двоюродный дядя – это двоюродный брат кого-то из ваших родителей. Двоюродным дядей является также супруг вашей двоюродной тети.

Двоюродная тетя – двоюродная сестра кого-то из ваших родителей или супружница (то же самое, что и жена) вашего двоюродного дяди.

Двоюродный дедушка – является родным братом ваших дедушки или бабушки.

Двоюродная бабушка – является родной сестрой ваших дедушки или бабушки.

Деверь – брат супруга.

Дедина – устаревшее слово, которым называли супружницу родного дяди, то есть тетю по дяде. Были и другие понятия – дядина или дедка.

Дедич – эти понятием когда-то называли прямого наследника дедушки.

Дедушка, дед – отец одного из родителей (отца или матери), обычно являющийся супругом бабушки. Называют также дедулей, деда.

Дочь, дочка – индивид женского пола по отношению к своим отцу и матери.

Дщерич – этим понятием называли племянника тети.

Дщерша – когда-то использовалось для наименования племянницы тети.

Дядя – родной брат ваших отца или матери.

Дядя-свойственник – супруг родной тети.

Единокровница – то же самое, что брательница (то есть любая родственница).

Золовка – сестра супруга. Можно встретить также такие понятия, как золовица или золва.

Зять – муж дочери по отношению к ее родителям. Также зятем часто называли мужа сестры.

Кузен – этим французским словом называли и часто называют двоюродного брата.

Кузина – двоюродная сестра.

Мать, мама – женщина по отношению к своим детям или ребенку, которых/которого она родила. Называют также мамаша, маманя, мамочка, ма.

Невестка – супруга сына. Также невесткой часто называют жену брата, шурина или внука.

Отец, папа – мужчина по отношению к своим детям или ребенку. Называют также батя, па.

Племянник – сын сестры или брата (то есть ребенок мужского пола по отношению к его тете или дяде). Называют также нетий или более знакомым словом – племяш.

Племянница – дочь сестры или брата (то есть ребенок женского пола по отношению к ее дяде или тете). Называют также нестерой или племянницей.

Правнук – сын внучки или внука или внук дочери или сына.

Правнучка – дочь внучки или внука или внучка дочери или сына.

Прабабушка – мама бабушки или дедушки.

Прадедушка – папа бабушки или дедушки.

Прапрабабушка – бабушка вашей бабушки или вашего дедушки (отец прабабушки или прадедушки).

Прапрадедушка – дедушка вашей бабушки или вашего дедушки (мать прабабушки или прадедушки).

Прародитель – первый представитель рода, о котором есть хоть какая-то информация и можно вести родословную.

Прародительница – первая представительница рода, о которой хоть что-то известно и можно вести родословную.

Пращур – так называют любого предка мужского пола через много поколений, либо отца прапрабабушки или прапрадедушки.

Пращурка – так называют любого предка женского пола через много поколений, либо мать прапрабабушки или прапрадедушки.

Сват – так родители одного из супругов обращаются к отцу другого супруга.

Сватья – обращение родителей одного из супругов к матери другого супруга.

Свекор – отец мужчины по отношению к супруге своего сына.

Свекровь – мать мужчины по отношению к супруге своего сына.

Свояк – муж сестры вашей супруги, то есть супруг вашей свояченицы.

Свояченица – так часто называли (и иногда называют сейчас) сестру жены.

Сестра, сестрица, сестричка – любая из дочерей родителей по отношению к другим детям в семье, находящимся с ней в кровном прямом родстве.

Сестрич – сестрин сын, то есть племянник. Слово устаревшее, использовавшееся наряду с другими словами в данном значении – сестринец, сестричищ, сестренич.

Сноха – супруга сына по отношению к родителям своего мужа. В этом значении иногда используется вместо слова “невестка”.

Сродственница – то же самое, что и брательница , то е сть любая родственница. В ходу были также такие названия, как сродница, сокровница, свойственница.

Сын, сынок – индивид мужского пола по отношению к своим отцу и матери.

Тесть – отец женщины по отношению к мужу своей дочери.

Тетя – родная сестра ваших отца или матери.

Тетя-свойственница – супруга родного дяди.

Теща – мать женщины по отношению к мужу своей дочери.

Троюродный брат – является внуком сестры или брата ваших бабушки или дедушки. Иными словами, ребенок мужского пола двоюродных тети или дяди.

Троюродная сестра – является внучкой сестры или брата ваших бабушки или дедушки. То есть ребенок женского пола двоюродных тети или дяди.

Троюродная племянница – ребенок или взрослый женского пола, являющийся дочерью троюродных сестры или брата.

Троюродный племянник – ребенок или взрослый мужского пола, являющийся сыном троюродных сестры или брата.

Шурин – брат супруги. Иногда называют шуряком.

Шурич – так раньше называли сына шурина (то есть родного племянника жены).

Южика – то же самое, что и брательница , то есть любая родственница.

Ятровка – слово использовалось для обозначения супруги брата, шурина и деверя. Синонимы – братова или ятровь.

Мы не случайно начали с названия родичей. Большинство слов знакомо с детства каждому человеку. Однако, вне всякого сомнения, вас могут ожидать открытия, которые помогут впоследствии правильно использовать названия родственников, дабы не попасть впросак.

Многие из названий давно канули в лету. Однако и сейчас мы можем узнать их толкование, благодаря таким ярким представителям русской культуры и словесности, какими являются Сергей Иванович Ожегов (составитель «Толкового словаря русского языка») и Владимир Иванович Даль (составитель «Толкового словаря живого великорусского языка»).

Степени родства

Ответьте на следующий вопрос – что такое родственники? Для многих очевидно, что это люди, которые состоят в родстве. Существует такое понятие, как степень родства, которое ранжирует всех кровных родственников в о дном поколении, в соседних поколениях, а также через одно или несколько поколений.

Первая степень родства

В первой степени родства состоят кровные прямые родственники в сос едних поколениях. Все очень просто: между вами и вашими родителями – одно рождение. Вы – соседние поколения. Значит, вы пребываете в первой степени родства. Та же степень родства и между вами и вашими детьми. Итак, в первой степени родства состоят:

Вторая степень родства

И снова ничего сложного – вторая степень родства объединяет кровных прямых родственников, которых отделяет друг от друга одно рождение (одно поколение). Во второй степени родства состоят:

Бабушка и ее внуки и внучки.

Дедушка и его внуки и внучки.

Третья степень родства

Людей, объединенных третьей группой родства, разъединяют два поколения или они являются родственниками в соседних поколениях. Они являются кровными прямыми родственниками и кровными непрямыми родственниками (по линиям матери и отца). К таким людям относятся:

Прадедушка и его правнуки и правнучки.

Прабабушка и ее правнуки и правнучки.

Дядя и его племянники и племянницы.

Тетя и ее племянники и племянницы.

Четвертая степень родства

В эту группу также входят некоторые родственники в одном поколении и через одно поколение, являющиеся кровными, но непрямыми родственниками:

Двоюродные братья и сестры.

Двоюродный дедушка и его внучатые племянники и племянницы.

Двоюродная бабушка и ее внучатые племянники и племянницы

Пятая степень родства

Пятая степень родства объединяет кровных непрямых родичей в соседних поколениях:

Двоюродный дядя и его двоюродные племянники и племянницы.

Двоюродная тетя и ее двоюродные племянники и племянницы.

Шестая степень родства

Наконец, третья степень родства объединяет троюродных родственников одного поколения, которые также состоят в кровном непрямом родстве:

Троюродные братья и сестры (то есть родство между внуками и внучками родных сестер и братьев).

Внучатые троюродные племянники и так далее.

Примечательно, что когда говорят о степени родства, не имеют в виду супругов, так как они не состоят ни в каком родстве (что, кстати, оговорено в соответствующей статье Семейного кодекса Российской Федерации). Да и в принципе вся эта градация может иметь первостепенное значение (да и то – не совсем в таком виде!) лишь с юридической точки зрения или при составлении генеалогического древа.

Кровное родство

Существуют такие понятия, как кровное родство, которое бывает родством по прямой линии и кровное непрямое родство. Об этом и поговорим далее.

Кровное прямое родство

Кровные прямые родственники – это люди, чье родство друг с другом имеет в своей основе общего предка, от которого они произошли, либо их связь основана на том, что они биологически происходят друг от друга. В их перечень входят прямые родичи от первого известного представителя рода до последнего известного на данный момент представителя рода, которых разъединяет одно и/или несколько поколений:

Прародитель и прародительница.

Пращур и пращурка.

Прапрабабушка и прапрадедушка.

Прабабушка и прадедушка.

Бабушка и дедушка.

Правнук и правнучка и так далее.

Все вышеперечисленные люди являются прямыми кровными родственниками через одно, два и более поколений, а также родственниками в соседних поколениях.

Кровное непрямое родство

Кровное непрямое родство – это родство между людьми, связанными по линиям их отца и матери, Поясняем: они появились на свет в результате брачного союза, а не по прямой линии от одного общего предка. Иными словами, кровное непрямое родство демонстрирует связи между братьями и сестрами – родными, двоюродными, троюродными, четвероюродными и даже сводными в одном поколении, в соседних поколениях и через одно и более поколений.

Знали ли вы, что братья и сестры от разных браков также считаются родными, если у них есть один общий родитель? Для этого придумали специальные термины, и теперь родные братья и сестры в одном поколении именуются не иначе как полнородными и неполнородными.

Полнородные (или кровные) – это дети, рожденные от одних и тех же родителей. Сюда входят все сестры и братья, рожденные в одном браке (старшие и младшие по отношению друг к другу; близнецы); а также дети, рожденные этими же родителями до брака (в старину таких детей по отношению к рожденным в браке называли привенчанными (привенчанным братом и привенчанной сестрой).

Неполнородные – это дети, рожденные, к примеру, от разных матерей, но от одного отца, или наоборот – рожденные одной матерью, но от разных отцов. Детей, рожденных от одного отца и разных матерей, называют единокровными; а детей, появившихся от одной матери и разных отцов, называют единоутробными.

Напоследок хочется рассказать о сводных сестрах и братьях, то есть о детях от прошлых браков, чьи родители создали новую семью. У таких детей нет кровных уз (в отличие даже от четвероюродных родичей, не говоря уже о родных сестрах и братьях).

Но как только у их родителей в новой семье появляются дети, сводные братья и сестры станут считаться кровными родственниками! Как так?! Да очень просто: сводные братья и сестры после появления на свет у их родителей совместного ребенка в новой семье станут по отношению к нему родными (единоутробными или единокровными, то есть неполнородными). Соответственно, они станут родными по отношению друг к другу через потомка – самый необычный момент признания родства!

Родство: кто кому приходится в семье (схема)

Сейчас семьи не такие большие, как раньше. Достаточно знать, кто такие внуки, племянники, бабушки, дедушки, ну и двоюродные братья и сестры. А всех остальных просто называют родственники. Но в отличие от других языков русский не жадный, в нем для всех есть свое название. Досконально разобраться, кто кому кем приходится из родственников непросто, а если еще добавилась родня одного из супругов, то тут уже понадобится пара дней для запоминания. Чтобы облегчить этот процесс, www.svadebka.ws подготовил для вас статью-шпаргалку.

Названия кровных родственников

Прежде чем перейти к названиям будущих родственников, для начала стоит разобраться кто кому и кем приходится в своей семье. Есть несколько степеней родства, считают от первой до шестой, так как потом уже связи становятся слишком далекими. Итак, степени в порядке убывания:

  1. Отец – сын/дочь, мать – сын/дочь.
  2. Дедушка/бабушка – внуки.
  3. Прадедушка/прабабушка – правнуки, дяди/тети – племянники.
  4. Двоюродные сестра/брат, двоюродные бабушка/дедушка – внучатые племянники/племянницы.
  5. Двоюродные дяди/тети – двоюродные племянники/племянницы.
  6. Троюродные сестры и братья.
Читайте также:  Семья на Пуэрто-Рико, традиции и современная ситуация

Если с первой степенью все понятно, то дальше в названиях указанных родственников есть свои нюансы. Для бабушки и дедушки внуки – это дочери и сыновья не только своих детей, но и племянников.

Дядями/тетями называют братьев/сестер матери или отца, а также их супругов, но жены и мужья уже, конечно, не кровные родственники. Есть также понятие великие и малые дяди/тети. Первыми называли сестру и брата дедки/бабки, а вторыми – отца/матери. Сейчас их просто называют двоюродными бабушками/дедушками и двоюродными дядями/тетями.

Просто племянники – это дети братьев/сестер, внучатые племянники, соответственно их внуки. Но внучатыми также называют любых троюродных родственников. Двоюродных братьев и сестер сегодня зачастую именуют кузенами и кузинами на западную манеру и совсем забыли их старорусские наименования – сестринка и братан. Хотя последнее в ходу в определенных молодежных кругах, но не подразумевает кровное родство. К слову, если вы задумываетесь, как распределить обязанности на свадьбе, то имейте в виду, что привлекать к организации торжества можно всех, даже людей шестой степени родства, если вы, конечно, с ними знакомы.

Духовное родство

Обряд крещения имеет важное значение для многих семей, считается, чем раньше его провести, тем лучше. Поэтому, как правило, у ребенка уже в первый год жизни появляется новая родня, а как называются родственники, которые пришли в семью в этом случае всем нам хорошо известно – крестные папа и мама, между собой и по отношению к родным родителям ребенка они считаются кум и кума. Крестник и крестница, соответственно, девочка и мальчик, которых они крестили. Дальше ко всем родственникам с этой стороны прибавляется слово крестный (крестная). А вот крестовые братья или сестры имеют другое значение. Так называются люди, которые сами обменялись нательными крестиками. Помимо крестных, могут быть еще посаженные родители. Так называют тех, кто заменяет родных отца и мать на обряде венчания.

Не кровные, но близкие

Бывают случаи, когда семьей становятся не родные по крови люди, например, когда мужчина и женщина женятся, имея детей от предыдущих браков, или супруги усыновляют ребенка. В этом случае члены семьи будут называться:

  • мачеха – неродная мать,
  • отчим – неродной отец,
  • пасынок – неродной сын,
  • падчерица – неродная дочь,
  • названный сын – усыновленный,
  • названная дочь – удочеренная,
  • названные мать и отец – усыновители,
  • сводные братья и сестры – родные и неродные дети между собой.

Также к неродным, но близким можно отнести людей, названия которых в наши дни чаще можно встретить в фильмах и книгах, чем в реальности:

  • молочная мать – женщина, вскормившая неродного ребенка по отношению к нему,
  • молочный брат или сестра – неродные между собой дети, вскормленные одной женщиной,
  • дядька, мамка – мужчина или женщина, которые присматривают за ребенком и воспитывают его, сегодня больше известные как нянь и няня.

Родство по свойству или кто есть кто после свадьбы

Как только молодые официально стали мужем и женой, количество родственных связей каждого из них умножилось на два. И хорошо бы знать, как называют родственников, которых вы только приобрели, ведь во многих семьях до сих пор принято обращаться к друг другу по давно сложившейся традиции. Давайте разберемся, кто кому и кем приходится после свадьбы.

Муж, жена и их родители

Здесь все просто, названия матерей и отцов супругов сегодня у всех на слуху и до сих пор активно используются. Родители жены – тесть и теща, родители мужа – свекор и свекровь. Между собой отцы – сваты, а матери – сватьи. А называли их так потому, что именно с их участием проходил обряд сватовства невесты. Жена после свадьбы получает статус невестки или снохи (для отца мужа), а муж – зятя. Интересно, что в русском языке есть специальное слово для мужа, который поселился у родителей жены – примак. Раньше такое было не принято, видимо, поэтому народная молва особо выделяла таких мужей.

Братья и сестры молодых с супругами

Брат и сестра мужа, соответственно, называются деверь и золовка, а брат и сестра жены – шурин и своячница. Носители восточно-европейского диалекта еще называют братьев с обеих сторон швагерами.

Что касается жен братьев, их наименования и того, кем они являются друг другу, – русский язык не скупился на названия. Их больше, чем для каких-либо других родственников – ятровки, сношенницы, а в некоторых регионах, также как и сестра мужа, имеют название золовки. Соответственно, жены братьев по отношению к друг другу называются также.

А вот название мужей сестер не отличается оригинальностью, их всех величают свояки между собой, хотя отдельно мужа сестры мужа и называют зятем. Чтобы было наглядней, какие названия имеют приобретенные родственники, предлагаем взглянуть на схему, где указано, кто кем кому приходится:

Другие родственники мужа и жены

Что касается остальных родственников, дяди/тети, бабушки/дедушки, племянники жены по отношению к мужу или мужа к жене никаких особых названий не имеют, обращаются к ним сегодня также, как и до брака.

В качестве общего наглядного пособия кто кому и кем приходится в семье предлагаем вам следующую таблицу:

Портал Свадебка.ws надеется, что вы быстро освоитесь и не будете путаться в названиях родственников, и напоминает, что родственные связи мало что решают в вопросе, кто платит за свадьбу, ведь это могут быть как сами молодожены, так и дальние родственники или даже друзья, которые имеют желание и возможность помочь в этом деле.

Терминология родства

При оформлении наследства важную составляющую играет установление родства между наследодателем и наследниками.

Глава из учебно-методического пособия Э.А. Калистратовой ”Основы науки о родстве” , Екатеринбург, 2002 г. поможет разобраться в хитросплетениях родственных, кровных и духовных связей.

Терминология родства

Родство — связь членов семьи мужского и женского пола, происходящих от одного общего родоначальника. Если родоначальник один — родство считается кровным или однородным. Если один род соприкасается с другим через брачный союз, родство называется свойством или родством разнородным. Кроме этих двух видов родства есть еще родство духовное.

Близость родства определяется линиями и степенями.

Цепь рождений, непрерывно продолжающаяся, составляет родственную линию, которая бывает или восходящей, или нисходящей, или боковой.

В нашем обществе господствует парная семья (муж, жена, дети). Все остальные формы кровного родства рассматриваются как производные от них. «Золовка», «деверь», «шурин», «зятья», «сваты» и другие термины родства — не беспорядочный набор слов, а определенная система генеалогических связей и отношений родственников.

•кровное родство по восходящей и нисходящей линии (в пределах одной семьи). Оно является прямым родством: сын — отец, дед — внук, правнук -прадед и т. д.

• боковое родство (оно также бывает восходящее и нисходящее).

И кровное, и боковое родство исчисляются по степеням. Рождение одного лица от другого составляет степень.

В кровном родстве степени считаются по линиям: восходящей, нисходящей и боковой.

• восходящая линия идет от данного лица к отцу, деду, прадеду и выше. Четыре линии родства восхождения от меня к прадеду показывают, что я состою к нему в четвертой степени родства.

• нисходящая линия идет от данного лица к сыну, внуку, правнуку и далее. Каждая такая линия составляет степень: таким образом, мой правнук приходится мне в третьей степени родства.

• боковые линии бывают трех видов. Первая боковая линия от первой восходящей степени, т.е. от отца и матери данного лица к брату или сестре, затем к племяннику. Я — отец — мой брат — сын брата (мой племянник). Я- отец — моя сестра- сын сестры (мой племянник).

Вторая боковая линия — от второй восходящей степени, т.е. от деда и бабушки к дяде или тете данного лица, от него к двоюродному брату или сестре.

Могут быть и третья, и четвертая боковые линии.

свойство (родство по бракам) бывает двухродное: в него входят родственники данного лица и его жены, и трехродное — родственники данного лица и родственники жены его брата

В настоящее время система русского родства охватывает 16 терминов свойства: муж: — жена — свекор — свекровь — тесть — тёща — зять (муж: дочери, муж сестры) -сноха (жена сына, если «я» — мужчина), невестка (жена сына, жена брата, жена брата мужа, если «я» — женщина) — деверь (брат мужа) — золовка (сестра мужа), шурин (брат жены) — свояченица (сестра жены) — свояк (муж сестры жены) — сват (отец мужа дочери или жены сына) — сватья (мать мужа дочери или жены сына).

В чем основные отличия этой системы кровного родства? Здесь не для всякого отношения имеется свой подходящий термин. Например, брат жены — шурин, а для сына шурина уже специального термина нет.

Некоторые термины, например, зять и невестка — неоднозначны. Система эта в некоторой степени асимметрична: муж свояченицы — свояк, жена деверя — невестка, а вот жена шурина и муж золовки никак не называются. В этой системе фамильных связей нет той регулярности, «алгебраичности», которая наблюдается в терминах кровнородственной системы, где отношения родства выражаются при помощи добавления «пра» и «юродный».

Чтобы полнее представить картину русской системы родства, необходимо представить еще одну систему ныне действующих терминов, — связанных с повторным браком. В этой системе два первых термина — в результате «моего» повторного брака, остальные — в результате брака моих родителей:

Пасынок (сын мужа или жены от прежнего брака) — падчерица (дочь жены или мужа от прежнего брака).

Отчим (новый муж: матери) — мачеха (новая жена отца) — единокровный брат (сын моего отца от другой матери), единокровная сестра (дочь моего отца от другой матери), единоутробный брат (сын моей матери от другого отца), единоутробная сестра (дочь моей матери от другого отца), сводный брат (сын мачехи или отчима), сводная сестра (дочь мачехи или отчима).

Есть некоторые правила, которые нужно соблюдать и принимать при исчислении родства.

1. Муж и жена составляют одну плоть, поэтому между ними не полагается раздельной степени родства.

2. Родные братья и сестры всегда полагаются во второй степени друг к другу, сколько бы их ни было.

3. Дети от одного отца, но разных матерей (единокровные) или от одной матери, но от разных отцов (единоутробные), считаются между собой как родные.

4. Родственные лица женской линии считаются таким же порядком и в тех же степенях, как и по мужской линии.

Приведем ключевые слова каждого вида родства (по алфавиту).

КРОВНОЕ РОДСТВО

БАБКА, БАБУШКА — мать отца или матери, жена деда

БРАТ — каждый из сыновей одних родителей

ВНУК — сын дочери, сына, а также сыновья племянника или племянницы

ВНУЧКА- дочь сына, дочери, а также племянника или племянницы

ДЕД, дедушка – отец матери или отца

ДЯДЯ, дядюшка- брат отца или матери, а также муж тети

ПЛЕМЯННИК — сын брата или сестры

ПЛЕМЯННИЦА — дочь брата или сестры

ПРАРОДИТЕЛИ — первая известная по родословной чета, от которой берет начало род

ПРАЩУР — родитель прапрадеда, прапрабабки, отдаленный предок

РОДОНАЧАЛЬНИК — первый известный представитель рода, от которого ведется фамилия

СЕСТРА — каждая из дочерей одних родителей

ТЕТЯ, ТЕТКА, тетушка, — сестра отца или матери, а также жена дяди.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ РОДСТВА

ВНУЧАТЫЙ – о родстве, происходящем из третьего колена

ДВОЮРОДНЫЙ- о родстве, происходящем из второго колена

ЕДИНОКРОВНЬЙ — происходящий от одного отца, но разных матерей

ЕДИНОУТРОБНЫЙ — рожденный той же матерью, но от другого отца

КРОВНЫЙ — о родстве в пределах одной семьи, от одних родителей

РОДНОЙ — о происхождении от одних родителей

СВОДНЫЙ – приходящийся братом или сестрой по отчиму или мачехе.

ТРОЮРОДНЫЙ – то же, что внучатный.

СВОЙСТВО (РОДСТВО ПО БРАКАМ):

ВДОВА — женщина, не вступившая в другой брак после смерти мужа

ВДОВЕЦ — мужчина, не вступивший в другой брак после смерти жены

ДЕВЕРЬ — брат мужа

ДЕВИЦА, девка — незамужняя, девушка

ЖЕНИХ — сговоривший себе невесту

ЗОЛОВКА — сестра мужа

ЗЯТЬ — муж дочери, сестры, золовки

НЕВЕСТКА — жена сына (для женщины)

СВАТ, СВАТЬЯ — родители молодоженов и их родственники по отношению друг к другу

СВЕКОР — отец мужа

СВЕКРОВЬ -мать мужа

СВОЯКИ — мужчины, женатые на сестрах

СНОХА — жена сына (для мужчины)

СУПРУГ, СУПРУГА — муж и жена

ТЕСТЬ, ТЕЩА — отец и мать жены

ШУРИН — родной брат жены

БЛИЗКИЕ НЕРОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (духовное родство)

БРАТ КРЕСТНЫЙ — сын крестного отца

ДОЧЬ НАЗВАНАЯ — приемыш, воспитанница

КОКА — восприемница от купели, крестная (уральское)

КРЕСТНИК — сын крёстный по отношению к восприемникам

КРЕСТНИЦА — дочь крестная по отношению к восприемникам

КУМ — крестный отец по отношению к родителям крестника и крестной матери

КУМА — крестная мать по отношению к родителям крестника и крестному отцу, ласково — кумушка

МАТЬ КРЁСТНАЯ — восприемница при обряде крещения

МАТЬ НАЗВАНАЯ — мать приемышу, воспитаннику

МАТЬ ПОСАЖЕНАЯ — женщина, заменяющая на свадьбе родную мать жениха

МАЧЕХА — другая жена отца, неродная мать

ОТЕЦ КРЁСТНЫЙ восприемник у купели

ОТЕЦ НАЗВАНЫЙ — отец приемышу

ОТЕЦ ПОСАЖЕНЫЙ — лицо, выступающее вместо родного отца на свадьбе

ОТЧИМ — другой муж матери, неродной отец

ПАДЧЕРИЦА — дочь от другого брака по отношению к неродному родителю

ПАСЫНОК — сын неродной одному из супругов

ПРИЕМЫШ — ребенок, усыновленный или удочеренная

УСЫНОВЛЕННЫЙ, УДОЧЕРЕННАЯ — принятый в семью на правах родного сына, дочери

Ссылка на основную публикацию