Ролевые установки супругов на Пуэрто-Рико, общение мужа и жены

Формы брака на Пуэрто-Рико

Семья создавалась на основе брачного союза, формы которого могли быть различны. До начала XX в. на острове были в основном распространены две формы брака: церковный (римско-католический) и консенсуальный, т.е. без официального оформления. С началом американской оккупации, когда запреты на протестантство на Пуэрто-Рико отпали, стали заключаться и протестантские браки. Однако число их к середине XX в. было незначительно по сравнению с католическими и гражданскими (т.е. зарегистрированными в алькальдии, а не в церкви):

  • католические — 61,4%;
  • гражданские — 24,3%;
  • протестантские — 14,3%.

Консенсуальный союз

Консенсуальный союз — это типичная латиноамериканская форма брака. Его следует отличать от сексуальной связи даже постоянных партнеров, но живущих раздельно, не ведущих совместного хозяйства и не имеющих никаких прав и обязанностей по отношению друг к другу. Консенсуальный союз обычно создается парой, живущей одним домохозяйством, где мужчина и женщина добровольно налагают друг на друга сеть общих обязательств, несмотря на отсутствие легального брака. Когда консенсуальный союз разрушается (а это случается, конечно, чаще, чем среди зарегистрированных браков, где получить развод, даже если этот момент оговорен в контракте, очень сложно), и тот и другой партнеры, как правило, вновь вступают в брак такого же типа. Все же обычно первый брак стремятся регистрировать. Однако если девушка уже потеряла невинность до брака, то регистрация последнего не происходит: партнер приводит свою избранницу к себе в дом или переезжает к ней (особо строгих установок на этот счет нет), тем самым давая понять окружающим, что консенсуальный брак состоялся.

Относительно стабильности консенсуальных браков существуют разные точки зрения. Так, по данным, полученным О. Льюисом в конце 50-х — начале 60-х годов, сохраняется на протяжении долгих лет лишь около 30% консенсуальных союзов. Американский антрополог А.Э. Сафа, проводившая в те же годы свое первое исследование среди жителей Пелотеро, считает, что, наоборот, распадается только одна треть первоначально заключенных союзов.

Согласно официальной статистике США, частота фактических браков начиная с XX в. в целом по острову уменьшилась. Если в 1898 г. процент таких браков среди мужчин составлял 16,3, а среди женщин — 15,2, то в 1950 г. в целом на Пуэрто-Рико фактических браков было 12,7%9. Однако при этом следует учитывать, что официальная статистика, регистрирующая брачный статус пуэрториканцев, часто отмечала значительно более низкий процент консенсуальных браков на острове, чем он был на самом деле. Это могло быть связано с большой сложностью выявления таких браков. Специальное исследование американского ученого Дж. Фитцпатрика показало, что консенсуальных браков на острове в 1950 г. было в 2 раза больше — 25%.

Устойчивость традиции заключения консенсуального брака на Пуэрто-Рико до настоящего времени, по-видимому, следует считать результатом сложного переплетения на протяжении веков социально-экономических и культурных факторов. Однозначные объяснения этой традиции очень сомнительны. Так, например, американские исследователи Е. Гарвер и Е. Финчер объясняли широкую практику консенсуальных браков среди бедняцких слоев населения острова невозможностью для них оплатить формальную процедуру бракосочетания. Но стоимость брачного свидетельства при заключении, например, гражданского брака на острове в 50-х годах была всего 50 центов, что составляло приблизительно 1/3 стоимости бутылки рома. Как справедливо заметил Дж. Стикос, если бы соционормативные установки однозначно предписывали официальный брак, эти деньги можно было бы найти.

Точно так же сомнителен и такой подход к этой проблеме, который однозначно вычленяет в качестве причины практики консенсуальных союзов культурные традиции африканских негров, в частности полигинию. Категорически отвергать подобную гипотезу нет оснований. Но, как известно, укоренение любого этнокультурного элемента, привнесенного извне, возможно лишь в том случае, если в принимающем обществе существуют благоприятные условия для выживания данного элемента культуры, а на Пуэрто-Рико в принципе как раз такие условия были.

Влияние плантационного рабства

Прежде всего плантационное рабство. Рабовладельцы, чтобы избежать какого-либо объединения рабов и тем самым предотвратить опасность их массовых выступлений, использовали, в частности, и такой метод, как поощрение бытовавших среди последних сожительства билокального типа, не делая никаких попыток заставить рабов вступать в брачный союз, тем более официально оформленный. Сам по себе этот факт уже свидетельствует в пользу того, что законный брак не воспринимался неграми рабами как нормативная установка, регулирующая взаимоотношения полов.

Кроме того, на острове с самого начала колониального периода вообще бытовало достаточно индифферентное отношение населения (и не только темнокожего) к скрепляющим узам брака, что было обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, основной контингент колонистов (особенно в начальный период колонизации острова) состоял не из высокородных грандов, заботившихся о сохранении своего имени и состояния путем заключения продуманных и выгодных браков, а из малоимущих граждан низших сословий, целью которых была нажива любыми средствами. В обстановке всеобщего стяжательства процветал принцип „вседозволенности”, перечеркивавший категории более высокой морали и нравственности. Во-вторых, практика незарегистрированных браков для испанцев не была столь уже новой. В самой средневековой Испании накануне конкисты существовала аналогичная форма брачного союза, называемого „баррагания”, при котором между холостым мужчиной и незамужней женщиной заключался договор, главным, но неформальным условием которого являлось постоянство партнеров на протяжении достаточно длительного отрезка времени. Договор не предусматривал какой-либо обрядности — обручения или свадьбы. По мнению известного испанского историка Альтамира-и-Кревеа, возникновение такого союза — следствие мусульманских влияний. Терпимое отношение испанского закона и морали к внебрачному сожительству только укрепляло последнее, содействуя превращению его в традиции. Баррагания встречалась среди всех социальных прослоек населения, в том числе дворянства, а также между дворянами и крестьянами. Католическая церковь официально выступала против баррагании, но такая форма брака бытовала даже среди духовенства. В Наварре Карл III хотя и отверг притязания сожительниц церковников на пользование привилегиями духовенства на правах законных супруг и приказал взимать причитающиеся с них обычные налоги, однако фактически барраганию признал. Конечно, такая форма взаимоотношений полов не являлась для испанцев нормой, но в условиях вседозволенности колониальной жизни вполне могла оказаться наиболее приемлемой, что и было закреплено в обычном праве.

Влияние католической церкви на Пуэрто-Рико

В-третьих, католическая церковь на острове вплоть до начала XX в. была настолько слаба экономически и зависима от испанской короны, что фактически не претендовала на роль праворегулирующего органа. Недостаток средств осложнял поездки священников в труднодоступные горные районы, сильно ограничивал возможности организации приходов в сельской местности. Жители изолированных поселков, до конца XX в. составлявшие большинство населения острова, видели католического священника в лучшем случае два-три раза в год. Заключение церковного брака в этих условиях оказывалось довольно проблематичным.

Таким образом, традиция консенсуальных союзов, столь характерная для пуэрториканцев, формировалась постепенно, в ходе исторического развития острова. Однако эволюция этой формы брака во времени и пространстве была подвержена определенной закономерности. Например, при более близком рассмотрении оказывается, что консенсуальные союзы все-таки чаще встречаются среди негров, причем независимо от их социального статуса и места проживания. Объяснить этот факт, как нам кажется, можно тем, что „эпицентр” складывания традиции приходился именно на негритянское население плантаций. Здесь сильнее, чем где-либо на острове, действовал механизм консервации способствующих факторов, описанных выше. А кроме того (и это в конечном счете приобретает решающее значение), в районах сахарных плантаций всегда была особенно велика социальная однородность населения, т.е. общественное мнение здесь никогда не осуждало такого рода союзы.

Консенсуальные браки среди белого населения горной сельской местности встречались значительно реже. Для сравнения скажем, что, например, в муниципалитете Салинас, где негритянское население в 1950 г. было сконцентрировано в наибольшей степени (46,1%), даже официальная статистика того времени зарегистрировала и наибольший процент консенсуальных браков — 27,9. По неофициальным же данным, собранным С. Минцем в те же годы, незарегистрированные браки здесь составляли почти 70%. А в муниципалитетах Ринкон, Камуй, Кебрадильяс, Хатильо, где категории „небелых” составляли соответственно 4,8; 5,8; 6,2; 7,0%, доля официально отмеченных консенсуальных союзов была наименьшей на острове — 4,7; 5,5; 4,8; 6,7%.

По наблюдениям кубинского антрополога Карлоса Ортиса, в селении Эсперанса (западная часть острова, „кофейный” регион), где подавляющее большинство населения — белые, незарегистрированные брачные союзы были редкостью. Из 133 обследованных Ортисом супружеских пар 115 состояли в церковно-католическом браке, 10 — в гражданском и только 8 пар — в незарегистрированном брачном союзе. Категорического осуждения кон-сенсуальных браков со стороны общественного мнения в Эсперансе не было. Однако, как пишет Ортис, люди, заключавшие такой брак, независимо от своего социального статуса стыдились этого.

Среди городского населения острова консенсуальные браки значительно более распространены. Так, в центральных восточных муниципалитетах Пуэрто-Рико, где быстро росло число американских промышленных предприятий, незарегистрированные брачные союзы только по официальным данным 50-х годов составляли в среднем 16—18%, а, например, в Сан-Хуане — около 20%.

К сожалению, мы не имеем возможности оперировать официальной статистикой на этот счет в настоящее время. Однако есть основания полагать, что доля консенсуальных союзов среди пуэрториканцев не уменьшается. Например, по данным Э. Сафы на 1970 г., из 94 опрошенных ею женщин 25,5 состояли в консенсуальном браке.

Типы семьи на Пуэрто-Рико

Для пуэрториканцев характерны обе формы семейной организации — как простая семья (нуклеариая), так и сложная (расширенная). Среди зажиточного населения села и города широко распространена сложная семья с „вертикальной” структурой родства. Это связано в первую очередь с тем, что, несмотря на строгое следование принципу наследования от отца старшему сыну, богатое семейство стремится обеспечить безбедное существование и младшим, для чего есть возможности.

Иное дело — семья сложной формы у бедняков. Здесь четко прослеживается наличие „горизонтальной” структуры родства. Главное условие образования такого типа семьи — наличие кормильца, вокруг которого группируются родственники самой различной степени родства. Это могут быть сестры или даже кузины жены, брат мужа и т.п. Семейные организации могут существовать подолгу, иногда годами и даже десятилетиями, что особенно характерно для городов. Большой процент незанятого трудоспособного населения здесь приводит к тому, что для человека или даже брачной пары с ребенком единственной поддержкой оказывается помощь родственников.

Нуклеарная семья как норма

Однако, несмотря на все формы родственных группировок под крышей одного домохозяйства, нормой всегда считалась нуклеарная семья. И при первой же возможности молодое поколение отделялось от старшего. Для крестьянских семей кофейного района в идеале желательно было, чтобы новое домохозяйство сына располагалось недалеко от дома родителей жены. Таким образом, старались достичь двух целей: окончательного отделения сына от родителей и избежания конфликтов жены и свекрови. В действительности, однако, получалось несколько иначе. Молодожены поселялись в доме родителей жены и жили там до тех пор, пока не появлялась возможность купить свой дом. А этот вопрос обычно решался той семьей, которая реально оказывалась способной выделить средства на покупку участка земли и дома. Если более состоятельной оказывалась семья мужа, то все дальнейшее формирование родственных связей шло по этой линии, и наоборот.

Среди населения сахарных плантаций семейно-родственные отношения складывались почти исключительно по материнской линии, что, думается, напрямую связано с большим процентом консенсуальных браков там, точнее, с их нестабильностью. Дети женщины от всех предшествующих настоящему брачных союзов, как правило, оставались у ее матери, что и приводило к однозначному вычислению именно этой линии родства.

Матрифокальная семья на Пуэрто-Рико

В связи с этим хотелось бы поподробнее остановиться на матрифокальной семье. Чаще всего она встречается среди негритянского населения сахарных районов южного побережья. По официальным данным, в 1950 г. здесь более 20% всех домохозяйств были матрифокальны, а в целом по острову — 16,8%. В свое время М. Херсковиц объяснял существование матрифокальных семей среди негритянского населения карибских обществ сохранением традиций западноафриканских негров. Иную позицию занимали Е.Ф. Фрэзиер и Ф. Хенрикес, которые делали ударение на невозможности создания семьи среди негров в условиях рабства. Еще одна точка зрения принадлежит Р. Смиту. Согласно ей, матрифокальность ассоциируется не с особыми историческими или культурными условиями, а с самим положением негров на наиболее низкой иерархической ступени классового общества. Это положение ограничивало их вертикальную мобильность. Мужчина не имел возможности зарабатывать столько, чтобы содержать семью. В этой связи он не мог сохранить свое престижное положение в системе родственных связей, как, например, в примитивных обществах, где даже матрилинейная структура родства находилась под контролем мужчин. В современных обществах, где сильна патриархальная традиция (Индия, Китай), весь уклад жизни построен так, чтобы сохранить за мужчиной его природные привилегии (в структуре родственных связей, в системе религиозных отношений и т.д.) и таким образом дать ему возможность занимать доминирующую позицию в семье. Однако в большинстве современных обществ одерживает победу билатеральный принцип сосуществования полов, оставляющий за мужчиной главным образом функцию материального обеспечения семьи. И когда эта функция блокируется социальными условиями, возникает ситуация неопределенности, которая в одних культурах со временем разрешается взрывом феминизма, в других же находит более компромиссный выход, примером коего может быть и существование матрифокальной семьи. Такой тип семьи фактически устраняет соперничество полов, перераспределив их роли и закрепив этот акт культурной традицией.

Как нам кажется, в течение длительного времени все указанные выше причины появления традиции существования матрифокальной семьи в той или иной степени могли иметь место. Но решающее значение в стабильности такого типа семьи на Пуэрто-Рико могла сыграть именно последняя.

Влияние массовой эмиграции населения в США

Большую роль здесь, добавим, имела и начавшаяся в послевоенные годы массовая эмиграция населения острова в США. На первых порах большую часть мигрирующих составляли мужчины, уезжавшие в поисках работы и либо в течение долгих лет не возвращавшиеся, либо вообще осевшие на материке, женившись там повторно.

Пуэрто-риканская женщина с маленькими детьми и без мужа, жившая в городе, имела очень низкий и крайне неустойчивый доход. Одну его часть составляло пособие Отдела социального обеспечения. Например, в 1970 г. женщина с пятью детьми получала в среднем 85 долларов в месяц. Какая-то часть средств поступала от бывшего мужа женщины, причем не имело значения, в какого рода брачном союзе они состояли. Помогали и родственники. По данным Э. Сафы, из 20 матрифокальных семей в Пелотеро 9 вели домохозяйство совместно с тетками, незамужними кузинами и даже с ближайшими соседями. Так что, если женщина находила себе какую-то работу и должна была на время отлучиться, за детей она не беспокоилась. Как пишет Сафа, „дети здесь хорошо известны всем и каждому и соседи играют очень важную роль в их воспитании. Вечерами дети собираются в доме соседей смотреть телевизор, там их и покормят, и утешат, если плачут”. По мнению Сафы, повседневность такого общения постепенно вытесняла даже родственные связи, но об этом ниже.

Ролевые установки супругов на Пуэрто-Рико

Наиболее важной нормативной установкой внутрисемейных отношений пуэрториканцев традиционно являлось разделение ролей. Негласное, но твердое социальное предписание однозначно закрепляло за каждым из супругов определенную сферу деятельности. В сельской местности, например, домохозяйство традиционно состояло из двух половин — мужской и женской. Все то, что должен был делать мужчина, называлось abajo (внизу). В это понятие входили, во-первых, все вспомогательные помещения дома (сарай, подпол, веранда), где хранились орудия труда, лошадиная сбруя и т.д., а во-вторых, сам процесс работы — в поле, на ферме и т.п. Сфера влияния женщины называлась arriba (вверху) и включала кухню, спальные комнаты и т.д. Возможно, что естественное разделение всего пространства дома на жилое, которое находилось наверху, и хозяйственное (под домом или рядом с домом) и закрепило в конечном счете такое обозначение обязанностей мужа и жены. В идеале женщине не полагалось делать какую-либо мужскую работу, мужчине — выходить на кухню.

Отличия реальной жизни от идеала

Однако реальная жизнь так или иначе вносила в это положение свои коррективы и супруги время от времени оказывали помощь друг другу. Они всеми силами старались завуалировать свои действия не только для окружающих, но даже для самих себя. Особенно отчетливо такие тонкости взаимоотношений мужа и жены заметны в крестьянской среде. Например, в горной деревне муж уверенно держал в своих руках основные бразды правления семьей. Его неоспоримой обязанностью (и правом) являлось материальное обеспечение семьи. Только мужчина мог, скажем, покупать участок земли, дом, все необходимое для ведения хозяйства, включая даже продукты. Женщина, правда, могла среди недели совершить небольшую покупку в местной лавчонке. Но, поскольку всеми деньгами и их распределением ведал муж, этими выходами активность женщины в обеспечении семьи, как правило, и ограничивалась. Если денег не хватало, жена все равно не имела права оказывать какую-либо материальную помощь семье, во всяком случае открыто, чтобы не подорвать авторитет мужа. Поэтому мужу приходилось закрывать глаза на то, что жена подчас продавала немного яиц, кофе и т.п., таким образом поддерживая семью.

Читайте также:  Валюта и деньги Приднестровья, новые и старые

При переезде в город семья стремилась по возможности сохранить свои ролевые установки. Однако сфера деятельности мужа естественным образом ограничивалась и из всех хозяйственных забот покупки остались чуть ли не единственной его обязанностью. Сохранилась, правда, подотчетность женщины в материальных вопросах, характерная для всех социальных слоев городского населения.

Связь семьи с внешним миром

Связь с внешним миром у семьи искони осуществлялась только через мужчину. Он участвовал в политической, экономической и других сферах общественной жизни как представитель семьи. Женщина существовала в информационно замкнутом пространстве. Общепринятый стиль ее поведения состоял из множества не: не выходить без сопровождения мужа (или другого родственника) из дома, не разговаривать и не танцевать с чужими мужчинами, не носить бросающихся в глаза украшений, не вести долгих и пустых разговоров с соседками, не обгонять мужа, идя с ним по улице, и т.п.

Такие строгие нормы, конечно, не всегда соблюдались и, добавим, не везде в одинаковой степени. Так, если в деревнях горных районов в силу их естественной географической изолированности социальный контроль над сохранностью этих обычаев и в 70-х годах XX в. осуществлялся так же строго, как и в прошлом, то, например, в „табачных” районах картина складывалась иная. Здесь женщина имела больше свободы поведения и самостоятельности. Она вполне могла одна ездить на базар, подолгу гостить у соседок, украшать себя и т.д. Степень раскованности женщин в этих районах в известной мере зависела от концентрации здесь большого количества американских заведений (предприятий, коммуникаций, жилых построек, развлечений), что постепенно втягивало в свою орбиту всех членов живущих там пуэрто-риканских семей.

Любопытно, однако, что, чем больше оказывалась фактическая свобода женщин, тем сильнее ощущалось их стремление соблюсти те нормы общественного поведения, которые были чаще „на виду”, и прежде всего регулярное посещение церкви. На наш взгляд, в этом можно усмотреть одно из влияний процесса американизации на семейную жизнь, ибо церковь никогда раньше, если можно так сказать, не пользовалась особой популярностью среди сельских жителей на острове. Она изначально находилась в вассальной зависимости от испанской митрополии. Недостаток средств у клира, а также отдаленность, разбросанность населенных пунктов заметно ограничивали сферу влияния католической церкви на острове. Крестьяне посещали ее крайне редко, а женщины вообще лишь в исключительных случаях (венчание, крещение, похороны). Мужчины, правда, постоянно поддерживавшие связь с городом (где когда-то только и строились храмы), посещали церковь чаще. Женщины же ограничивались тем, что использовали для своих культовых целей сделанные из дерева изображения святых.

В западных горных селениях такое сдержанное отношение к католической церкви сохранялось до наших дней и регулярное посещение, скажем, воскресных месс женщинами не вошло у крестьян в обычай. А вот в табачных районах уже в середине 50-х годов XX в. пренебрежение со стороны женщины обязанностью регулярно посещать церковные службы воспринималось окружающими негативно и даже могло повлечь за собой нечто вроде остракизма.

Раскрепощение женщин в городах

В городе раскрепощение женщины шло очень активно. Пожалуй, сегодня образ жизни современной пуэрториканки, принадлежавшей к городскому среднему классу, ничем не отличается от американского. Одежды и быт ее (как с функциональной, так и с декоративной точек зрения) американизировались полностью, круг интересов вышел далеко за рамки домашнего хозяйства. Большой популярностью среди женщин этого класса пользуются различные клубы — женские, религиозные, политические. Некоторые из женщин активно включаются в политическую борьбу на острове. Так, донья Фелиса Ринкон де Гантьер — женщина, имеющая мужа и детей, — была одним из лидеров партии „Популяр”, а впоследствии — мэром г.Сан-Хуана.

Как же сказалась эмансипация пуэрто-риканских женщин на их отношения к мужьям? Результаты социологических опросов, проводившихся на острове в разные годы, подтверждают существование следующей зависимости: чем выше социальный статус семьи, тем заметнее становится стремление ее членов (в первую очередь женщины) к сохранению внутрисемейных отношений на основе подчеркнутого уважения к традиционной авторитарности мужа в доме. Так, в 1955 г. из 72 опрошенных Стикосом женщин, чьи мужья имели среднегодовой доход выше 2000 долларов, 76% ответили, что важнейшими качествами жены считают внимательность к нуждам мужа, 55% — преданность мужу, 40% — уважение к мужу, 32% — послушание, 26% — домовитость. В 1970 г. американский исследователь М. Тьюмин практически получил те же самые результаты по относительной значимости цифр (правда, за критерий социального статуса он брал не доход, а образовательный уровень мужа и жены).

Надо сказать, что средние слои городского населения на Пуэрто-Рико очень маргинальны в культурном отношении. Успешное приспособление к американскому стилю жизни среди них сочетается с желанием уподобиться местной аристократии, которую на острове представляют исключительно белые состоятельные семьи, сохраняющие родственные связи с Испанией. Многие из этих семей, составляющих самую малочисленную прослойку городского населения, категорически не приняли американского гражданства и стараются любыми способами подчеркнуть свое католическое культурное наследие, доставшееся им от испанских грандов. Стиль жизни аристократических семей на Пуэрто-Рико крайне замкнут. Для них характерны узкие социальные связи, исключительное „общение семьями”, идеал зажиточности, бережливости, без демонстрации своего благосостояния. Взаимоотношения мужа и жены в таких семьях строятся в полном соответствии с догмами католической идеологии: „Женщина должна быть благодарна мужчине, во-первых, за сам факт своего существования и, во-вторых, за его сверхъестественное сходство с богом. Но, поскольку сходство не является полным, каждый мужчина должен охранять и защищать женщину. Каждая же женщина должна помогать своему мужчине. Не мужчина для женщины, а женщина для мужчины”. Так обычно говорилось в наставлении студентам университета в Сан-Хуане. И точно такие же установки дети в элитарных семьях получают с самого раннего возраста.

Весь комплекс культурных традиций, характерный для уклада жизни элитарной семьи, средними слоями воспринимается как идеал, к которому они должны стремиться. И чем зажиточнее семья, тем больше в ней чувствуется желание соответствовать аристократии. Особенно отчетливо это стало заметно в последние десятилетия, когда на острове усилились настроения пролатиноамериканского толка, захватывающие все более широкие слои интеллигенции.

О СОГЛАСОВАННОСТИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И РОЛЕВЫХ УСТАНОВОК В СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЕ

В последние несколько десятилетий в рамках института семьи происходят радикальные изменения. Эти изменения отражают как общецивилизационные тенденции, так и социально-экономические преобразования в современном российском обществе.

Набирают силу несколько характеристик: добрачная практика сексуального поведения молодежи, резкое увеличение количества нерегистрируемых (гражданских) браков, снижение рождаемости (рост малодетности и сознательной бездетности), рост числа разводов, в том числе в период «молодой семьи», то есть до появления в семье первенца.

Происходит существенная трансформация семейных ролей и перераспределение зон супружеской ответственности. Вместо законов экономики семьей стали править законы эмоциональной близости. Из всех функций семьи на первый план выступают психотерапевтическая (обеспечивающая стремление мужчины и женщины получить в семье эмоциональную поддержку и психологическую защиту) и фелицитивная (обеспечивающая стремление каждого из супругов к счастью) [2].

В этой связи все большую роль в стабильности семьи и гармоничности ее развития играет такой фактор, как совместимость установок супругов на семейные цели и ценности, общность взглядов на содержание семейных ролей на всех этапах развития семьи.

Достичь совместимости установок супругам в современных семьях не просто, поскольку установки сами по себе претерпевают существенные изменения. Кроме того, стремясь к личной автономии, современные мужчины и женщины зачастую оказываются «потребителями» семейной жизни, не умея и не желая ничего «дать взамен». Супружеское общение теряет такие качества, как открытость, взаимопонимание, доверительность, честность. Появляются непонимание, разочарованность, критицизм. Вместо эмоциональной сплоченности наступает разобщенность и отстраненность.

Отсюда ясно, что в современном обществе возрастает востребованность практической психологической помощи парам в плане улучшения психологического климата в семье и повышения психологической культуры супружеского общения. Для того, чтобы такая помощь была эффективной, консультант должен учитывать все многообразие существующих у каждого из супругов семейных ценностей и ролевых установок.

В проведенном авторами эмпирическом исследовании общее количество испытуемых составило 90 человек (45 семейных пар); возраст испытуемых варьировался в пределах от 20 до 35 лет. Все респонденты проживают в Москве.

Уровень согласованности семейных ценностей и ролевых установок в супружеской паре изучался с помощью методики А.Н. Волковой, включающей в себя 7 шкал [3]: 1) шкалу значимости межполовых отношений в супружестве; 2) шкалу, отражающую установку мужа/жены на личностную идентификацию с брачным партнером; 3) шкалу, измеряющую установку супруга/супруги на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи; 4) шкалу, позволяющую судить об отношении супруга/супруги к родительским обязанностям; 5) шкалу, отражающую установку супруга/супруги на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной); 6) шкалу, отражающую установку супруга/супруги на значимость эмоционально- психотерапевтической функции брака и 8) шкалу, отражающую установку мужа/жены на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды.

Установлено, что наиболее согласованными являются установки в следующих сферах супружеского взаимодействия: хозяйственно-бытовой (95%), родительско-воспитательной (98%), сфере социальной активности (93%). Самыми несогласованными являются установки в сферах межполовых отношений (80%), личностной идентификации (86%), эмоционально-психотерапевтической (89%) и в сфере внешней привлекательности (86%).

Для выявления различий по частоте встречаемости уровней значимости семейных ценностей среди мужчин и женщин был использован χ2 Пирсона. В результате проведенного исследования, было выявлено, что ожидания и притязания супругов различаются по частоте встречаемости:

– высокого уровня значимости ожиданий (χ2=6,42 при р=0,01) и притязаний (χ2=9,41 при р=0,002) в хозяйственно-бытовой сфере;

– среднего (χ2=12,02 при р=0,001) и высокого (χ2=7,18 при р=0,007) уровня значимости притязаний в родительско-воспитательной сфере;

– низкого (χ2=10,61 при р=0,001) и высокого (χ2=9,68 при р=0,002) уровня значимости ожидания в сфере социальной активности;

– среднего уровня значимости (χ2=4,49 при р=0,03) притязаний в сфере социальной активности;

– высокого уровня притязаний (χ2=7,01 при р=0,008) в эмоционально-психотерапевтической сфере;

– низкого (χ2=9,69 при р=0,002) и высокого (χ2=5,93 при р=0,02) уровней значимости в сфере внешней привлекательности.

Таким образом, обнаружены следующие различия в установках мужа и жены относительно хозяйственно- бытовой сферы семейного взаимодействия: у мужчин, по сравнению с женщинами, преобладает высокая значимость ожиданий в хозяйственно-бытовой сфере, а у женщин – высокая значимость притязаний в хозяйственно-бытовой сфере, т.е. в такой сфере семейных отношений, как организация быта и ведение домашнего хозяйства, мужчины в большей степени, чем женщины, ожидают, что их партнер (жена) будет активно решать бытовые вопросы, а женщин не ждут активного участия мужей в хозяйственно-бытовых заботах, а сами готовы взять эти заботы на себя, у них превалирует установка на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Это означает, что в сфере хозяйственно-бытового взаимодействия установки мужа и жены являются комплементарными (взаимодополняющими друг друга). На практике, в семейной жизни, такая взаимодополняемость сплачивает пару, поскольку исключает причины для конфликтов в этой области супружеского взаимодействия.

Другим обнаруженным половым различием является то, что в родительско-воспитательной сфере у женщин значимо чаще встречается средневыраженная значимость притязаний, а у мужчин – высокая значимость притязаний. Это означает, что женщины-мамы, считая, по-видимому, роль матери своим естественным долгом, рассматривают участие в воспитании детей и выполнение материнских обязанностей чем-то само собой разумеющимся и не придают этому особого значения, тогда как мужчинам свойственно в большей степени придавать выполнению отцовских обязанностей достаточно большое значение.

Возможно, это связано с тем, что женщины в роли матери имеют хорошие образцы для подражания – своих матерей и бабушек, тогда как современные отцы стремятся преодолеть те негативные стереотипы отцовского поведения, которые были присущи предыдущим поколениям – эмоциональная отстраненность, большая погруженность в свои профессиональные и карьерные заботы, которая оправдывалась мужчинами предыдущих поколений стремлением как можно лучше обеспечить семью в материально-финансовом плане, делегирование ответственности за воспитание детей своим женам. Чтобы освоить новые стереотипы поведения, современные мужчины-отцы ставят свою роль отца в фокус внимания, о чем и свидетельствует высокая выраженность их притязаний в родительско-воспитательной сфере.

В отношении ожиданий по данной шкале не было выявлено значимых различий между мужчинами женщинами. Это означает, что супруги в одинаковой степени ожидают от своих партнеров активного участия в воспитании детей.

Что касается установок супругов относительно значимости внешней социальной активности (профессиональной, общественной), то мужчины чаще женщин придают низкую значимость ожиданиям в данной сфере, а женщины, наоборот, – высокую. То есть у большинства женщин есть установка на то, чтобы у мужа были серьезные профессиональные интересы и высокая социальная активность, тогда как для большинства мужчин социальная активность жены не имеет большого значения.

Что же касается притязаний в сфере социальной активности, то у женщин, по сравнению с мужчинами, преобладает средневыраженный уровень значимости. Это означает, что потребности в собственной социальной активности, профессиональной успешности у женщин несколько более выражены, чем у мужчин. Этот результат находится в полном соответствии с данными других исследователей о возрастающем количестве женщин, которые не хотят ограничивать себя рамками семейной жизни и стремятся быть профессионально востребованными, заниматься общественно значимым делом и достигать в этой своей деятельности значительных успехов [1].

Установки супругов относительно значимости эмоционально-психотерапевтической функции брака таковы: высокую значимость притязаниям придают чаще всего женщины, т.е. для них, в отличие от мужчин, стремление быть семейным «психотерапевтом» имеет очень большое значение. Женщины готовы взять на себя роль эмоционального лидера семьи, заботиться о создании и поддержании комфортного психологического климата, оказывать моральную и эмоциональную поддержку своему супругу. Мужья роль «семейного психотерапевта» готовы выполнять в гораздо меньшей степени. В отношении ожиданий по данной шкале не было выявлено значимых различий между мужчинами женщинами. Это означает, что супруги в одинаковой степени ожидают от своих партнера активной эмоциональной поддержки.

Установки мужа/жены относительно значимости внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды таковы: притязания в сфере внешней привлекательности имеют низкий уровень значимости чаще всего у мужчин, а высокую значимость – у женщин. Следовательно, большинство мужчин не считает нужным уделять серьезное внимание своей внешности, тогда как женщинам свойственная установка на поддержание собственной привлекательности, им присуще стремление модно и красиво одеваться и соответствовать тенденциям моды. В отношении ожиданий по данной шкале не было выявлено значимых различий между мужчинами женщинами. Это означает, что супруги в одинаковой степени ожидают от своих партнеров достаточно пристального внимания к своего внешнему виду и следования тенденциям современной моды.

Что касается установки на значимость межполовых отношений в семье, то в большинстве случаев, как у мужчин, так и у женщин, наблюдается средний уровень выраженности. Это означает, что для большинства респондентов, и мужчин, и женщин, данная сфера семейной жизни не является ведущей.

Установки мужа/жены на личностную идентификацию с брачным партнером имеют средневыраженные значения. Значит, несмотря на отсутствие у каждого из супругов установки на личную автономию, тем не менее стремление к общности интересов, потребностей, ценностных ориентации, способов времяпрепровождения у обоих супругов не стоит на первом месте по значимости. Это результат, на наш взгляд, отражает тенденцию, отмечаемую многими исследователями: в современную семью все увереннее входит принцип автономии личности – то есть супруги больше ориентированы не на развитие семьи в целом, а на развитие самих себя за пределами семьи – в бизнесе, профессии, общественной деятельности. Причем в этой области семейных отношений притязания каждого супруга совпадают с ожиданиями от партнера.

В иерархии семейных ценностей сферы семейной жизни занимают у мужчин следующие места: 1 место – родительско-воспитательная сфера; 2 место – эмоционально-психотерапевтическая; 3 место – социальная активность; 4 место – личностная идентификация; 5 место – внешняя привлекательность; 6 место – хозяйственно- бытовая; 7 место – межполовые отношения. У женщин в иерархии семейных ценностей эти сферы занимают следующие места: 1 место – эмоционально-психотерапевтическая; 2 место – внешняя привлекательность; 3 место – социальная активность; 4 место – родительско-воспитательная сфера; 5 место – личностная идентификация; 6 место – хозяйственно-бытовая; 7 место – межполовые отношения. При этом важно отметить, что у женщин различие между показателями шкал семейных ценностей не такие выраженные, как у мужчин. В таком интервале значений, который у мужчин разделяет первое и второе места в иерархии семейных ценностей, у женщин в таком же интервале показателей шкалы семейных ценностей выявлены 4 ступени в иерархии. Исходя из этого, можно утверждать, что для женщин, несмотря на выделенные ступени в иерархии, семейные ценности с 1 по 4 ступень являются достаточно важными, как и для мужчин.

1. Берн Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения. / Пер. с англ. С. Рысев, Л. Царук, М. Моисеев, О. Боголюбова. – СПб., 2007, 320 с.

Читайте также:  Семья на Пуэрто-Рико, традиции и современная ситуация

2. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. – М.:Просвещение, 2003, 85 с.

3. Волкова А.Н. Методические приемы диагностики супружеских затруднений // Вопросы психологии. – 1985. – №5, 37 – 45 с.

Список извращений любящей жены, которые помогут разнообразить семейную жизнь

50 пунктов, которые должна выполнить жена, чтобы разнообразить сексуальные отношения с мужем.

Обязательно передайте этот список своей жене, Вы не пожалеете…

– Пока муж находится на работе, снимите трусики и сделайте для него фото. А так же сообщите, что вы в таком виде ждете его дома.

– Перед приходом мужа с работы, наденьте эротический костюм и встречайте его у двери.

– Заранее откройте дверь перед приходом мужа и сообщите ему по смс, что ждете его в кровати, в полной готовности и без одежды.

– Залезьте ему в трусы, когда вместе смотрите фильм или сериал. Невзначай и не акцентируя на этом внимание.

– Перед сном, лежа в кровати, начните мастурбировать себя, не делая никаких намеков и предложений. Просто проследите за его реакцией.

– Пока он курит или пьет кофе, просто встаньте перед ним на колени и начните целовать его член.

– Сходите вместе в душ, хорошенько помойте его ароматным гелем для душа.

– Побрейте ему лобок и дайте ему бритву, чтобы он побрил вас. Используйте пену для бритья.

– Займитесь оральным сексом в душе.

– Во время секса, возьмите его за волосы и направьте к своему лобку, чтобы он занялся с вами оральным сексом.

– Во время секса сядьте ему на лицо, чтобы он лизал вас.

– Потребуйте, чтобы муж вслух проговаривал каждое ваше действие во время секса и не делайте ничего, пока он не попросит.

– Исполняйте каждое его желание, пускай даже самое смелое.

– Свяжите ему руки и изнасилуйте его.

– Водите своими сосками ему по лицу и по телу.

– Соберитесь и предложите мужу проехаться на машине. С логическим завершением поездки.

– Находясь в машине, полностью разденьтесь, пока муж находится на водительском месте. И мастурбируйте себя, чтобы ему немедленно захотелось остановиться на первой же обочине.

– Постелите плед на кухне, на балконе, в коридоре. Попробуйте для секса все укромные уголки в квартире.

– Предложите ему заняться сексом не классическим вариантом. Пускай муж вставит свой член между ваших грудей и имитируйте половой акт.

– Снимите видео, на котором вы будете мастурбировать и пришлите ему, когда он будет на работе.

– Попробуйте игрушки. Вибратор, анальный хвостик, кляп во рту. Пускай в ход пойдет вся фантазия, а атрибутов в интернет-магазинах достаточно.

– Попробуйте новое направление, элементы БДСМ или некоторые моменты из фильма «50 оттенков серого».

– Попробуйте анальный секс.

– Используйте всевозможные костюмы. Оденьтесь горничной и красиво нагибаясь пропылесосьте дома. При этом на вас не должно быть белья.

– Проговаривайте вслух самые смелые свои желания. Если хотите заняться сексом, немедленно сообщайте об этом своему супругу, не стесняясь в выражениях.

– Расцарапайте ему спину, укусите в плечо или же немного придушите, но только так, чтобы не доставить партнеру дискомфорт.

– Полностью разденьте мужа, но при этом сами оставайтесь в одежде. Не позволяйте себя трогать, а сами делайте что душе угодно.

– Попробуйте проделать то же самое в обратную сторону. Пускай муж привяжет вас к кровати и делает все, что ему захочется.

– Во время орального секса аккуратно введите ему палец в анальное отверстие.

– В гостях у его мамы или друзей, умыкните мужа на пару минут в уборную и сделайте ему минет.

– Если такой возможности нет, шепните ему на ушко, что на вас нет трусиков.

– Во время секса говорите ему как вы его хотите и в каких позах.

– Когда муж пойдет в уборную, следуйте за ним и подержите его член, во время процесса.

– Попросите кончить вам на грудь или в рот.

– Делайте мужу комплименты во время секса, ведь в таком состоянии мужчина очень раним и ему требуется доказательство своего мастерства.

– Разбудите мужа оральным сексом.

– Используйте по максимуму позу 69.

– Попросите кончить вам на грудь или в трусики и не вытирайтесь, чтобы и вы и он знали, что весь день на вас будет его сперма.

– Попросите мужа не надевать белье, когда вы пойдете на день рождения или в кино.

– Когда муж сидит за компьютером или смотрит телевизор, сядьте перед ним, снимите лифчик и начните ласкать свою грудь.

– Снимите домашнее видео.

– Пописайте перед ним, полностью обнаженной.

– Расскажите ему, какие моменты больше всего возбуждают вас в сексе.

– Займитесь сексом по телефону, когда вы находитесь далеко друг от друга.

– Сделайте мужу тайский массаж с хэппи эндом, возьмите с него деньги за сеанс.

– Займитесь сексом в сапогах с высокими каблуками. Кроме этого на вас ничего не должно быть одето.

– Опишите весь процесс полового акта с мужем, используйте ваши мечты и фантазии, перенесите все это на бумагу и отдайте ему.

– Напишите список самых тайных и возбуждающих желаний.

– Попросите его, чтобы он дополнил или отредактировал список.

-Покажите ему данные 50 пунктов и потребуйте выполнить несколько из них прямо сейчас.

Найдены дубликаты

C подключением. Нет, вы серьезно? Я как-то такое по безнадеге читал в Натали лет 20 назад. Для кого вообще эти советы? Знаешь, что такое извращение жены? Это когда она тебе говорит: “В отпуск мы на море не поедем – мне не нравится плитка в ванной, будем делать ремонт. И заодно кухню перекрасим.”

Может быть для тех кто в соседних темах жалуются на отсутствие секса после рождения ребёнка или после 10лет опосля свадьбы!

Если мужик задроченый на работе, хрен оно поможет.

После родов женщине будет не до извращений.

После десяти лет возможно захочется чего-то интересного. Но то, что тут описано – выдумано озабоченным прыщавым юнцом. Местами не возбуждает, а даже как-то наоборот. А некоторые советы вообще опасны для жизни.

Я как-то такое по безнадеге читал в Натали лет 20 назад. Для кого вообще эти советы?

для нового поколения, видимо (шутка)

Те смотрят на порнхабе примеры.

И все это когда он за рулём)

– Соберитесь и предложите мужу проехаться на машине. С логическим завершением поездки.

Я, походу, в том возрасте, когда логическое завершение поездки – доехать до пункта назначения.

Такая же фигня, первая мысль которая пришла в голову)

Муж привязал меня к кровати и ушел пить пиво )))

Читал где-то, сейчас не помню уже )))

“Перед приходом мужа с работы, наденьте эротический костюм и встречайте его у двери”

Есть чо пожрать, бэтмен ?

50 оттенков журнала спид-инфо

– Когда муж пойдет в уборную, следуйте за ним и подержите его член, во время процесса.

Никогда в жизни не доверю держать кому-то ни было. Это ж наверняка потом надо будет уборную отмывать. У жены ни опыта, ни понимания как это работает.

Вообще люблю читать подобные списки. Очень веселят.

Встречал совет чтобы жена встретила в прихожей мужа после работы, заставила его отнести себя в спальню. а там она его страпоном. И, самое важное, возражения на этот счёт не принимаются! 😀

“Попросите кончить вам на грудь или в трусики и не вытирайтесь, чтобы и вы и он знали, что весь день на вас будет его сперма.”

запах наверное будет огонь!

Автор, а можно еще такую тему:
“Список извращений любящего МУЖА, которые помогут разнообразить семейную жизнь”?
Желательно не подпадающий под уголовный кодекс.

3. Поездка на море

N. Мама переезжает к нам.

Это какой-то фильм ужасов

Когда я с работы прихожу, я не трахаться иду, а жрать сначала, ибо голоден!

А натрахался на работе уже

Это я что сейчас прочитал? Фантазии подростка изнуренного онанизмом?

Тю. Я-то думал чего путного, а тут какая-то сплошная бытовуха

Ну прям зачмырили автора, не все конечно, но годнота в этом списке тоже есть.

– Залезьте ему в трусы, когда вместе смотрите фильм или сериал. Невзначай и не акцентируя на этом внимание.

сууууука. невзначай. блеять. не акцентируя внимание.

все, сука, занавес.

“ну типа со своим членом перепутала”

мда. а я с женой в одном офисе работаю. вместе приезжаем на работу, вместе уезжаем с нее. Есть какие-нибудь советы на этот счет?)

Есть ) Займитесь сексом на работе.

А если серьезно, у меня с мужем та же ситуация, секс и в целом отношения от этого не страдают, даже удивлять друг друга умудряемся (не только в сексуальном плане), сюрпризы разные готовить. Когда у меня день рождения был, он будто ниоткуда достал букет (успел сбегать, пока я рабочие вопросы с кем-то обсуждала). Так что так иногда даже интересней )))

На самом деле, многие удивляются, как мы работаем вместе и друг другу не надоели. А мы просто еще раз поняли, что если супруги друг другу надоедают, значит проблема в их отношениях, а не в совместной работе, совместном досуге и т.д.

Так что по сути совет один – наслаждайтесь ))

А где реклама эксклюзивного шампуня с экстрактом жемчуга?

“Купите себе, наконец-то, отдельную квартиру!”

М-да. Жениться вам надо, барин! 😉

Где тут извращения? Почему они считают, что жена по умолчанию не работает? Какой идиот советует отвлекать мужа от вождения во время движения? Зачем на Пикабу очень бездарно написанная статья из женского журнала? Вопросов больше, чем ответов.

Афтар, побрей ладони.

Мой совет женщинам:становитесь богинями в сексе и все будет отлично.Не бойтесь быть в постели шлюхами,иначе ваши мужчины будут таких искать.Вот моя история-в прошлом отличница,красавица,примерная дочь-в общем все ищат таких для женитьбы.Прожив вместе 13 лет в браке,родив дочь-жизнь и взаимоотношения разделились на до и после-юного и упругого тела не стало,быт,ребенок. Я решил поговорить с женой,устроил вечер с кальяном-преднамеренно добавив расслабляющий ингредиент,для легкого разговора.Обьяснил как важно для мужчины видеть свою супругу,пусть и дома,но аккуратной,ухоженной,будоражащей воображение,рассказал о сексе,который был у меня:МЖМ,М+6Ж,не останавливаясь на этом,я подогревал своими рассказами каждый раз ее вспыхнувший интерес и просил делится со мной ее фантазиями.Рассказывать можно до бесконечности-главное помнить всем женщинам, супруга должна быть хозяйкой дома,в постели-шлюхой.В моем случае супруга и стриптизерша и тайский массажист. Из последного,что попробовала супруга-секс ЖМЖ,который мы вспоминаем вместе и развиваем наши фантазии дальше.Р.S.учитывайте желание обоих,разговаривайте.Женшины,подкиньте новые идеи,помимо выше перечисленных,как порадовать супругу.

Все пункты в точку,кроме 2х)не всем понравится ощутить палец в энном месте. все эти моменты рассказал мне муж.Прочитав статью раньше я была бы “немного”шокирована,сейчас же это 100% работает и дико возбуждает.Презнайтесь,у многих есть тайные желания-грязные,пошлые,но большинство боится даже произнести их вслух и они довольствуются быстрым перепихом в миссионерской позе.Не мудрено,что одному из партнеров это быстро наскучит и он начнет вкушать прелести секса,но уже не с тобой.Для тех,кто хочет постоянно испытывать страсть друг к другу спустя 5,10,15 лет совместной жизни-обсуждайте,экспериментируйте,доверяйте друг другу,будьте для своего мужа не только домохозяйкой,подругой,но и той сучкой которая любит грубость,превосходство, оргии.Дайте волю своим тайным фантазиям.Первым шагом должны быть откровенные беседы,совместные фантазии-главное постепенность.Кто пробовал что-то интересное,не входящее в этот список.Пишите,буду рада узнать для себя что-то новое.

Неплохой список фантастики, такого в жизни не бывает, жены так не умеют. Раз в пятилетку когда совпадет красный день календаря с православным праздником тогда ещё подпустит к телу ,но только что бы не долго , с выключенным светом и желательно не кантовать)))

Ролевые установки супругов на Пуэрто-Рико, общение мужа и жены

Методика “Ролевые ожидания и притязания в браке” ( РОП) направлена на уточнение представлений супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера.

Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ). Уточнение представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП). Таким образом, результаты данной методики позволяют выявить иерархии семейных ценностей супругов, а так же сделать вывод о социально-психологической совместимости супругов в семье.

Методика содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из 7-ми шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя следующие варианты ответов: “Полностью согласен”, “В общем, это верно”, “Это не совсем так”, “Это неверно”.

Инструкция: “Перед Вами ряд утверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой. Внимательно прочитайте утверждения текста и оцените степень своего согласия или несогласия с ними. Вам предлагается 4 варианта ответа, выражающие ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением, а именно: “Полностью согласен”, “В общем, это верно”, “Это не совсем так”, “Это неверно”. Подбирая вариант ответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать Ваше личное мнение, а не то, что принято среди Ваших близких и друзей. Свои ответы регистрируйте в специальном бланке”.

Текст опросника (женский вариант)

Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.

Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.

Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.

Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

Муж – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.

Муж – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

Самая главная забота мужа – обеспечить материальный достаток и бытовой комфорт семьи.

Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.

Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.

Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.

Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.

О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.

Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.

Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченным своим делом.

Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.

Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.

Для меня главное – чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.

Муж – это, прежде всего, друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.

Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.

Мне нравятся видные, рослые мужчины.

Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.

Самая главная забота женщины, чтобы все в семье были обихожены.

Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.

Я собираю полезные советы хозяйке: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты.

Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.

Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.

Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.

Я стремлюсь добиться своего места в жизни.

Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.

Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.

Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.

Окружающие часто доверяют мне свои беды.

Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.

Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.

Я люблю красивую одежду, ношу украшения, пользуюсь косметикой.

Я придаю большое значение своему внешнему виду.

Текст опросника (мужской вариант)

Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.

Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.

Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены.

Главное в браке – чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

Жена – это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.

Жена – это, прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

Самая главная забота жены – чтобы в семье были накормлены и ухожены.

Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.

Читайте также:  Родственные связи на Пуэрто-Рико, подробно о трех видах родства

Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка своего дома.

Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.

Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.

Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моим детям.

Мне нравятся деловые и энергичные женщины.

Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.

Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.

Жена должна, прежде всего, создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу.

Для меня главное – чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.

Жена – это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.

Мне нравится, когда моя жена красиво и модно одета.

Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.

Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.

Я всегда знаю, что надо купить для нашего дома.

Я люблю заниматься домашними делами.

Я могу сделать ремонт и отделку квартиры, починку бытовой техники.

Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.

Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.

Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.

Я стремлюсь добиться своего места в жизни.

Я хочу стать хорошим специалистом своего дела.

Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.

Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.

Окружающие часто доверяют мне свои беды.

Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.

Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.

Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.

Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.

Обработка

Консультационное исследование семейных ценностей

После выполнения супругами задания ответы мужа и жены заносятся в таблицу “Консультационное исследование семейных ценностей”.

Шкала семейных ценностей

№ утверждения

балл

балл

Общий показатель

Личностная идентификация с супругом

Текст методики делится на 7 шкал семейных ценностей. Баллы по каждой шкале семейных ценностей суммируются отдельно. По первым двум шкалам эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец таблицы. Итоговые баллы остальных пяти шкал вычисляются как полусумма баллов по подшакалам “ожидания” и “притязания”. Ролевые ожидания – это установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей, а ролевые притязания – личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли. Ответы оцениваются следующим образом:

  • ответ “Полностью согласен” оценивается в 3 балла.
  • ответ “В общем, это верно” – 2 балла.
  • ответ “Это не совсем так” – 1 балл.
  • ответ “Это неверно” – 0 баллов.

Согласованность семейных ценностей характеризуется разностью баллов показателей шкалы семейных ценностей мужа и шкалы семейных ценностей жены. Чем меньше разность, тем больше согласованность представлений супругов о наиболее значимых сферах жизнедеятельности семьи. Разность до 3 баллов не будет вызывать проблемных взаимоотношений, а более 3 баллов свидетельствует о достаточно высокой степени конфликтности супругов.

Определение степени ролевой адекватности супружеской пары в пяти сферах межличностного взаимодействия в семье (показатели 3–7 ШСЦ). Для этого необходимо составить таблицу, в которой ролевая адекватность мужа будет равна разности баллов оценок ролевых притязаний жены и ролевых ожиданий мужа; соответственно, ролевая адекватность жены будет равна разности баллов, характеризующих ролевые притязания мужа и ролевые ожидания жены (табл. 2). Чем меньше разность, тем больше ролевая адекватность супруга(и), и следовательно, ориентации жены (мужа) на личное выполнение определенной функции соответствуют установкам мужа (жены) на активную роль брачного партнера в семье.

По результатам проведения методики должно быть составлено заключение супружеской паре. Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, консультант акцентирует внимание супругов на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в супружеской паре. Рассогласование ожиданий и притязаний брачных партнеров является конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье.

Интерпретация

Таким образом, минимальный суммарный балл по шкале составляет 0 баллов, максимальный итоговый балл по шкале – 9 баллов.

  • Низкие оценки по шкале – 0 – 3 балла;
  • Средние оценки по шкале – 4 – 6 балла;
  • Высокие оценки по шкале – 7 – 9 баллов.

Интимно-сексуальная шкала (утверждения № 1 – 3) – шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки по шкале означают, что супруг(а) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге(у) существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки по шкале интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке.

Шкала личностной идентификации с супругом(ой) (утверждения № 4 – 6) – шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностную идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения. Низкие оценки по шкале предполагают установку на личную автономию.

Хозяйственно-бытовая шкала измеряет установку супругов на реализацию хозяйственно-бытовой функции семьи. Эта шкала, как и все последующие, имеет две подшкалы: “ролевые ожидания” и “ролевые притязания”. Подшкала “ролевые ожидания” (утверждения № 7 – 9) – оценки рассматриваются как степень ожидания от партнера активного решения бытовых вопросов. Чем выше оценки по шкале ролевых ожиданий, тем больше требований предъявляет муж (жена) к участию супруга в организации быта, тем большее значение имеет хозяйственно-бытовые умения и навыки партнера. Подшкала “ролевые притязания” (утверждения № 22 – 24) отражает установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Общая оценка по шкале рассматривается как оценка мужем (женой) значимости бытовой организации семьи.

Родительско – воспитательская шкала позволяет судить об отношении супругов к своим родительским обязанностям. Подшкала ролевых ожиданий (утверждения № 10 – 12) показывает выраженность установки супруга(и) на активную родительскую позицию брачного партнера. Подшкала ролевых притязаний (утверждения № 25 – 27) отражает ориентации мужа (жены) на собственные обязанности в воспитании детей. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга(и) родительских функций. Чем выше оценка шкалы, тем большее значение придает муж (жена) роли отца (матери), тем более он (она) считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.

Шкала социальной активности отражает установку на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала “ролевые ожидания” (утверждения № 13 – 15) измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала “ролевые притязания” (утверждения № 28 – 30) иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностей супруга(и). Общая оценка шкалы выражает значимость внесемейных интересов для мужа (жены), являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.

Эмоционально-психотерапевтическая шкала выражает установку на значимость эмоционально – психотерапевтической функции брака. Подшкала “ролевые ожидания” (утверждения № 16 – 17) измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера в семье в вопросах: коррекция психологического климата в семье, оказания моральной и эмоциональной поддержки, создание “психотерапевтической атмосферы”. Подшкала “ролевые притязания” (утверждения № 31 – 33) показывает стремление мужа (жены) быть семейным “психотерапевтом”. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга(и) взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентации на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.

Шкала внешней привлекательности отражает установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствие стандартам современной моды. Подшкала “ролевые ожидания” (утверждения № 19 – 21) отражает желание супруга(и) иметь внешне привлекательного партнера. Подшкала “ролевые притязания” (утверждения № 34 – 36) иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка – показатель ориентации супруга(и) на современные образцы внешнего облика.

Бланк для регистрации ответов

Дата ___________________
Ф.И.О.
Пол Возраст
Образование
Стаж супружеской жизни
Количество и возраст детей

Ролевые игры с мужем: сценарии свежих идей для взрослых

Однообразная интимная жизнь с привычными позами и традиционными ласками со временем надоедает супругам, превращая секс в лишенную страсти рутину. Ролевые эротические игры с мужем помогут раскрыть новую сторону в отношениях и расширить привычные границы чувственных впечатлений. Кроме того, реализованные фантазии помогут получить эмоциональную разрядку, а также перейти на другой уровень взаимных чувств, стать ближе.

Что понравится мужу больше всего

Ролевые сексуальные игры в постели помогают не только осуществить тайные фантазии мужчины, но и укрепить семейные взаимоотношения. Грамотная тактика поведения предупредит конфликтные ситуации и заменит обыденность насыщенным многообразием исполняемых ролей:

  1. От агрессии к удовольствию. Вне зависимости от причины назревающей ссоры намек на компенсацию в виде секса сгладит ситуацию. Например, забытую просьбу мужа можно обыграть так: «Да, любимый, я так виновата перед тобой! Ты меня накажешь?». Раздраженный обвинительный тон быстро сменится заинтересованностью. «Наказывать» сексом свойственно мужчинам в силу врожденного чувства гендерного превосходства, поэтому игры с доминированием — одни из наиболее популярных.
  2. Профилактика неверности. Склонность мужчин к полигамии связана с желанием обладать разными партнершами, поэтому обыгрывание распространенных ситуаций оправданно. Например, использование образов начальника и секретарши не только доставит удовольствие мужу, но и реализует подсознательный интерес, что избавит от необходимости воплощения сценария в жизнь.
  3. Запретный плод. Чем меньше мужчине «разрешено» в реальной жизни, тем больше запретных фантазий его одолевает. Дать возможность почувствовать вкус недоступного — одна из основных целей любовных игр. Например, ролевые эротические игры для двоих взрослых с сюжетами «медсестра — пациент» или «учительница — ученик» отражают реализацию познавательного интереса, берущего свое начало в еще детском возрасте.

В отношениях игры способствуют раскрытию тайных желаний партнера посредством введения в сексуальную жизнь желанных эротических образов. Они позволяют сменить привычные роли, выразить свои чувства в иной форме и получить необычные впечатления.

Как подготовиться к эротическим играм

Подготовка не подразумевает составления сценария в жестких рамках с расписанными поминутно репликами актеров. Для начала достаточно интригующего сообщения на телефон с намеком о будущем сексуальном сюрпризе. Это позволит настроить партнера на нужный лад. Неподготовленный человек будет чувствовать себя скованно в непривычной обстановке, если не создать нужную атмосферу заранее.

Ролевые чувственные игры для взрослых происходят более естественным образом и доставляют удовольствие тогда, когда выбранное направление шалости нравится обоим партнерам. Но чтобы избежать ошибок или разочарований, нужно учитывать следующие моменты:

  1. «Прощупать почву». Приняв решение удивить, заранее нужно выяснить, как относится партнер к необычной роли во время секса. Также стоит узнать, какие сценарии были бы для него предпочтительнее.
  2. Выбрав день, сообщить об этом партнеру. Раскрывать намерения полностью не нужно, достаточно только намека на эротические игры в указанный период времени.
  3. Оговорить действия заранее. В частности, кто будет доминировать во время всего действия, особенно если выбор упал на сценарий с элементами подчинения.
  4. Расслабиться самой. Не нервничать и не смущаться, даже если примеряете костюм из секс-шопа впервые.
  5. Обсудить границы дозволенного. Игры направлены на получение удовольствия, поэтому нужно определить характер и границы действий.
  6. Продумать костюмы и аксессуары в зависимости от выбранной тематики.

Войдя в роль, не нужно торопиться. Внимательно наблюдайте за реакцией партнера. Если его что-либо смущает или вызывает неприязнь, переходите к более привычным для него действиям.

Реквизит и декорации

Создание подходящего антуража требует подбора соответствующих костюмов, атрибутики. Интимная обстановка создается при помощи неяркого освещения. Для создания образа совсем не обязательно отправляться в специализированный магазин. Можно подобрать вещи из собственного гардероба, при этом уделив особое внимание прическе и яркому макияжу.

Что касается специальной атрибутики, представленной в секс-шопах, играть в ролевые игры можно, используя:

  • наручники и ленты для связывания;
  • плети, «шлепалки», кнуты;
  • бутафорское оружие;
  • накладные волосы и парики;
  • маски и повязки на глаза;
  • эротическое белье;
  • тематические костюмы.

В ассортименте магазинов также можно подобрать эротические игры для двоих, созданные в виде фантов, купонов, рулеток и пособий.

8 сценариев эротических игр

Ролевые любовные игры для взрослых — это не только купленный костюм, но и сценарии, которые нужно отыгрывать до конца. Не нужно бояться переиграть или «не дотянуть» до выбранной роли. Нельзя снять костюм, если что-либо пошло не по плану. Если вы начали игру, тогда вам ее и вести.

Одно из ключевых правил ведения игры такое: нельзя допустить, чтобы с вас нетерпеливо сняли одежду в самом начале действа. Не стоит этого делать ни в одном из сценариев, тем более с доминирующим подтекстом.

Девушка по вызову и клиент

Ролевые возбуждающие игры с мужем, а также идеи, связанные с продажной любовью, можно начать, например, с такого СМС: «Девушка готова выполнить любое ваше желание. Заказ будет доставлен в (указать время)».

Одежда: мини-юбка, прозрачная блузка или обтягивающее короткое платье, чулки, туфли на высоком каблуке. Макияж и прическа должны быть яркими, вызывающими.

Женщина-полицейский и преступник

Для создания этого образа нужно приобрести костюм заранее. Как правило, он включает в себя не только одежду, но и соответствующую атрибутику: наручники, жезл, очки.

Суть роли проста: вы поймали преступника, которому предстоит наказание. Надев на супруга наручники, нужно провести тщательный обыск всего тела, уделяя особое внимание эрогенным зонам. Медленно сняв с мужа одежду, проводить дальнейший «досмотр» следует уже в постели.

Горничная и хозяин

Сценарий игры, в котором девушка-горничная соблазняет хозяина дома, несложно осуществить. Можно использовать готовый костюм из секс-шопа либо короткое платье из своего гардероба, дополнив его передником и щеткой для уборки пыли.

Чтобы обольстить супруга, нужно начать наводить порядок, подкрепляя действия соблазнительными движениями, наклонами. Когда муж начнет заигрывать, обнимать и гладить, нужно проявить легкую попытку к сопротивлению, а затем «сдаться».

Медсестра и пациент

Чтобы реализовать дома игру с девушкой-медсестрой, можно создать «больничную» атмосферу при помощи простыней на полу и окне. Для создания костюма потребуются белый халат и головной убор. В качестве инструментов — стетоскопа и градусника — можно использовать детские наборы, а массажное масло заменит лекарства.

Сообщение на телефон может быть таким: «Сегодня в (указать время) будет проводиться внеплановый осмотр. Ваш лечащий врач (добавить фото в халате)». После прибытия «пациента» нужно предложить осмотр, а затем «необходимое лечение».

Учительница и ученик

Костюм, чулки, шпильки, строгая прическа и очки — это все нужно для образа учительницы. Для создания необходимой атмосферы достаточно стола, стула, настольной лампы, дневника, ручки, указки. СМС может содержать угрозы наказания за прогулы, неудовлетворительные оценки или призывать к написанию самостоятельной работы по теме эрогенных зон.

Роль учительницы здесь доминирующая, поэтому нужно указывать «ученику», какие действия следует совершать, соблюдая дистанцию. Если муж попытается исследовать неуказанный участок тела, можно аккуратно упереться туфелькой ему в грудь.

После «урока» нужно обязательно поставить в дневник оценку.

Секретарша и начальник

Элементы доминирования, которые включают в себя ролевые любовные игры для двоих, должны быть разграничены. Однако даже если муж играет роль начальника, развитие сюжета нужно контролировать.

Секретарша допустила ошибку при выполнении поручения. Чтобы не потерять работу, нужно доказать свой профессионализм строгому руководителю. Показав, что вам стыдно за допущенную оплошность, можно начать с оральных ласк. То есть ведущая роль все так же принадлежит вам, хоть играть нужно не доминирующую.

Хозяйка и сантехник

Для создания образа хозяйки квартиры достаточно будет эротического белья с тонким коротким халатиком. Мужу подойдут джинсы и клетчатая рубашка.

Хозяйка поджидает сантехника, который пришел проверить неисправность. Можно соблазнять мужчину «за работой», невзначай приоткрывая халат, либо сделать вид, что денег на оплату услуг нет, предложив себя в качестве компенсации.

Госпожа и раб

Ролевые игры с доминирующей женой нравятся некоторым мужчинам. Кожа, латекс, ошейник и плети — атрибуты женщины-вамп. С их помощью нужно превратить партнера в раба, заставляя выполнять приказы. Необходимые для игры вещи в достатке имеются в секс-шопах.

Элементы БДСМ следует использовать аккуратно и в меру. Нужно прекращать действия, если они неприятны или доставляют ощутимую боль, не связанную с удовольствием.

Возможные ошибки

Чтобы не испортить приятное развлечение, не стоит:

  • использовать сюжеты для ролевых игр, тематика которых неприятна партнеру;
  • указывать мужу, что говорить и как двигаться, если это не предусмотрено ролью;
  • начинать сексуальные игры в кровати, если роль непривычна;
  • говорить «Не знаю, придумай сам» или обрывать игру в середине;
  • шутить над ситуацией;
  • использовать роли, близкие к реальной жизни.

Ролевые игры — это форма соблазнения. Вы и ваш супруг можете выбрать любые роли, развитие сюжетов, но суть в том, что во время игры вы предвкушаете секс, растягивая и тем самым усиливая удовольствие от него.

Ссылка на основную публикацию