Семья на Пуэрто-Рико, традиции и современная ситуация

Формы брака на Пуэрто-Рико

Семья создавалась на основе брачного союза, формы которого могли быть различны. До начала XX в. на острове были в основном распространены две формы брака: церковный (римско-католический) и консенсуальный, т.е. без официального оформления. С началом американской оккупации, когда запреты на протестантство на Пуэрто-Рико отпали, стали заключаться и протестантские браки. Однако число их к середине XX в. было незначительно по сравнению с католическими и гражданскими (т.е. зарегистрированными в алькальдии, а не в церкви):

  • католические — 61,4%;
  • гражданские — 24,3%;
  • протестантские — 14,3%.

Консенсуальный союз

Консенсуальный союз — это типичная латиноамериканская форма брака. Его следует отличать от сексуальной связи даже постоянных партнеров, но живущих раздельно, не ведущих совместного хозяйства и не имеющих никаких прав и обязанностей по отношению друг к другу. Консенсуальный союз обычно создается парой, живущей одним домохозяйством, где мужчина и женщина добровольно налагают друг на друга сеть общих обязательств, несмотря на отсутствие легального брака. Когда консенсуальный союз разрушается (а это случается, конечно, чаще, чем среди зарегистрированных браков, где получить развод, даже если этот момент оговорен в контракте, очень сложно), и тот и другой партнеры, как правило, вновь вступают в брак такого же типа. Все же обычно первый брак стремятся регистрировать. Однако если девушка уже потеряла невинность до брака, то регистрация последнего не происходит: партнер приводит свою избранницу к себе в дом или переезжает к ней (особо строгих установок на этот счет нет), тем самым давая понять окружающим, что консенсуальный брак состоялся.

Относительно стабильности консенсуальных браков существуют разные точки зрения. Так, по данным, полученным О. Льюисом в конце 50-х — начале 60-х годов, сохраняется на протяжении долгих лет лишь около 30% консенсуальных союзов. Американский антрополог А.Э. Сафа, проводившая в те же годы свое первое исследование среди жителей Пелотеро, считает, что, наоборот, распадается только одна треть первоначально заключенных союзов.

Согласно официальной статистике США, частота фактических браков начиная с XX в. в целом по острову уменьшилась. Если в 1898 г. процент таких браков среди мужчин составлял 16,3, а среди женщин — 15,2, то в 1950 г. в целом на Пуэрто-Рико фактических браков было 12,7%9. Однако при этом следует учитывать, что официальная статистика, регистрирующая брачный статус пуэрториканцев, часто отмечала значительно более низкий процент консенсуальных браков на острове, чем он был на самом деле. Это могло быть связано с большой сложностью выявления таких браков. Специальное исследование американского ученого Дж. Фитцпатрика показало, что консенсуальных браков на острове в 1950 г. было в 2 раза больше — 25%.

Устойчивость традиции заключения консенсуального брака на Пуэрто-Рико до настоящего времени, по-видимому, следует считать результатом сложного переплетения на протяжении веков социально-экономических и культурных факторов. Однозначные объяснения этой традиции очень сомнительны. Так, например, американские исследователи Е. Гарвер и Е. Финчер объясняли широкую практику консенсуальных браков среди бедняцких слоев населения острова невозможностью для них оплатить формальную процедуру бракосочетания. Но стоимость брачного свидетельства при заключении, например, гражданского брака на острове в 50-х годах была всего 50 центов, что составляло приблизительно 1/3 стоимости бутылки рома. Как справедливо заметил Дж. Стикос, если бы соционормативные установки однозначно предписывали официальный брак, эти деньги можно было бы найти.

Точно так же сомнителен и такой подход к этой проблеме, который однозначно вычленяет в качестве причины практики консенсуальных союзов культурные традиции африканских негров, в частности полигинию. Категорически отвергать подобную гипотезу нет оснований. Но, как известно, укоренение любого этнокультурного элемента, привнесенного извне, возможно лишь в том случае, если в принимающем обществе существуют благоприятные условия для выживания данного элемента культуры, а на Пуэрто-Рико в принципе как раз такие условия были.

Влияние плантационного рабства

Прежде всего плантационное рабство. Рабовладельцы, чтобы избежать какого-либо объединения рабов и тем самым предотвратить опасность их массовых выступлений, использовали, в частности, и такой метод, как поощрение бытовавших среди последних сожительства билокального типа, не делая никаких попыток заставить рабов вступать в брачный союз, тем более официально оформленный. Сам по себе этот факт уже свидетельствует в пользу того, что законный брак не воспринимался неграми рабами как нормативная установка, регулирующая взаимоотношения полов.

Кроме того, на острове с самого начала колониального периода вообще бытовало достаточно индифферентное отношение населения (и не только темнокожего) к скрепляющим узам брака, что было обусловлено рядом обстоятельств. Во-первых, основной контингент колонистов (особенно в начальный период колонизации острова) состоял не из высокородных грандов, заботившихся о сохранении своего имени и состояния путем заключения продуманных и выгодных браков, а из малоимущих граждан низших сословий, целью которых была нажива любыми средствами. В обстановке всеобщего стяжательства процветал принцип „вседозволенности”, перечеркивавший категории более высокой морали и нравственности. Во-вторых, практика незарегистрированных браков для испанцев не была столь уже новой. В самой средневековой Испании накануне конкисты существовала аналогичная форма брачного союза, называемого „баррагания”, при котором между холостым мужчиной и незамужней женщиной заключался договор, главным, но неформальным условием которого являлось постоянство партнеров на протяжении достаточно длительного отрезка времени. Договор не предусматривал какой-либо обрядности — обручения или свадьбы. По мнению известного испанского историка Альтамира-и-Кревеа, возникновение такого союза — следствие мусульманских влияний. Терпимое отношение испанского закона и морали к внебрачному сожительству только укрепляло последнее, содействуя превращению его в традиции. Баррагания встречалась среди всех социальных прослоек населения, в том числе дворянства, а также между дворянами и крестьянами. Католическая церковь официально выступала против баррагании, но такая форма брака бытовала даже среди духовенства. В Наварре Карл III хотя и отверг притязания сожительниц церковников на пользование привилегиями духовенства на правах законных супруг и приказал взимать причитающиеся с них обычные налоги, однако фактически барраганию признал. Конечно, такая форма взаимоотношений полов не являлась для испанцев нормой, но в условиях вседозволенности колониальной жизни вполне могла оказаться наиболее приемлемой, что и было закреплено в обычном праве.

Влияние католической церкви на Пуэрто-Рико

В-третьих, католическая церковь на острове вплоть до начала XX в. была настолько слаба экономически и зависима от испанской короны, что фактически не претендовала на роль праворегулирующего органа. Недостаток средств осложнял поездки священников в труднодоступные горные районы, сильно ограничивал возможности организации приходов в сельской местности. Жители изолированных поселков, до конца XX в. составлявшие большинство населения острова, видели католического священника в лучшем случае два-три раза в год. Заключение церковного брака в этих условиях оказывалось довольно проблематичным.

Таким образом, традиция консенсуальных союзов, столь характерная для пуэрториканцев, формировалась постепенно, в ходе исторического развития острова. Однако эволюция этой формы брака во времени и пространстве была подвержена определенной закономерности. Например, при более близком рассмотрении оказывается, что консенсуальные союзы все-таки чаще встречаются среди негров, причем независимо от их социального статуса и места проживания. Объяснить этот факт, как нам кажется, можно тем, что „эпицентр” складывания традиции приходился именно на негритянское население плантаций. Здесь сильнее, чем где-либо на острове, действовал механизм консервации способствующих факторов, описанных выше. А кроме того (и это в конечном счете приобретает решающее значение), в районах сахарных плантаций всегда была особенно велика социальная однородность населения, т.е. общественное мнение здесь никогда не осуждало такого рода союзы.

Консенсуальные браки среди белого населения горной сельской местности встречались значительно реже. Для сравнения скажем, что, например, в муниципалитете Салинас, где негритянское население в 1950 г. было сконцентрировано в наибольшей степени (46,1%), даже официальная статистика того времени зарегистрировала и наибольший процент консенсуальных браков — 27,9. По неофициальным же данным, собранным С. Минцем в те же годы, незарегистрированные браки здесь составляли почти 70%. А в муниципалитетах Ринкон, Камуй, Кебрадильяс, Хатильо, где категории „небелых” составляли соответственно 4,8; 5,8; 6,2; 7,0%, доля официально отмеченных консенсуальных союзов была наименьшей на острове — 4,7; 5,5; 4,8; 6,7%.

По наблюдениям кубинского антрополога Карлоса Ортиса, в селении Эсперанса (западная часть острова, „кофейный” регион), где подавляющее большинство населения — белые, незарегистрированные брачные союзы были редкостью. Из 133 обследованных Ортисом супружеских пар 115 состояли в церковно-католическом браке, 10 — в гражданском и только 8 пар — в незарегистрированном брачном союзе. Категорического осуждения кон-сенсуальных браков со стороны общественного мнения в Эсперансе не было. Однако, как пишет Ортис, люди, заключавшие такой брак, независимо от своего социального статуса стыдились этого.

Среди городского населения острова консенсуальные браки значительно более распространены. Так, в центральных восточных муниципалитетах Пуэрто-Рико, где быстро росло число американских промышленных предприятий, незарегистрированные брачные союзы только по официальным данным 50-х годов составляли в среднем 16—18%, а, например, в Сан-Хуане — около 20%.

К сожалению, мы не имеем возможности оперировать официальной статистикой на этот счет в настоящее время. Однако есть основания полагать, что доля консенсуальных союзов среди пуэрториканцев не уменьшается. Например, по данным Э. Сафы на 1970 г., из 94 опрошенных ею женщин 25,5 состояли в консенсуальном браке.

Типы семьи на Пуэрто-Рико

Для пуэрториканцев характерны обе формы семейной организации — как простая семья (нуклеариая), так и сложная (расширенная). Среди зажиточного населения села и города широко распространена сложная семья с „вертикальной” структурой родства. Это связано в первую очередь с тем, что, несмотря на строгое следование принципу наследования от отца старшему сыну, богатое семейство стремится обеспечить безбедное существование и младшим, для чего есть возможности.

Иное дело — семья сложной формы у бедняков. Здесь четко прослеживается наличие „горизонтальной” структуры родства. Главное условие образования такого типа семьи — наличие кормильца, вокруг которого группируются родственники самой различной степени родства. Это могут быть сестры или даже кузины жены, брат мужа и т.п. Семейные организации могут существовать подолгу, иногда годами и даже десятилетиями, что особенно характерно для городов. Большой процент незанятого трудоспособного населения здесь приводит к тому, что для человека или даже брачной пары с ребенком единственной поддержкой оказывается помощь родственников.

Нуклеарная семья как норма

Однако, несмотря на все формы родственных группировок под крышей одного домохозяйства, нормой всегда считалась нуклеарная семья. И при первой же возможности молодое поколение отделялось от старшего. Для крестьянских семей кофейного района в идеале желательно было, чтобы новое домохозяйство сына располагалось недалеко от дома родителей жены. Таким образом, старались достичь двух целей: окончательного отделения сына от родителей и избежания конфликтов жены и свекрови. В действительности, однако, получалось несколько иначе. Молодожены поселялись в доме родителей жены и жили там до тех пор, пока не появлялась возможность купить свой дом. А этот вопрос обычно решался той семьей, которая реально оказывалась способной выделить средства на покупку участка земли и дома. Если более состоятельной оказывалась семья мужа, то все дальнейшее формирование родственных связей шло по этой линии, и наоборот.

Среди населения сахарных плантаций семейно-родственные отношения складывались почти исключительно по материнской линии, что, думается, напрямую связано с большим процентом консенсуальных браков там, точнее, с их нестабильностью. Дети женщины от всех предшествующих настоящему брачных союзов, как правило, оставались у ее матери, что и приводило к однозначному вычислению именно этой линии родства.

Матрифокальная семья на Пуэрто-Рико

В связи с этим хотелось бы поподробнее остановиться на матрифокальной семье. Чаще всего она встречается среди негритянского населения сахарных районов южного побережья. По официальным данным, в 1950 г. здесь более 20% всех домохозяйств были матрифокальны, а в целом по острову — 16,8%. В свое время М. Херсковиц объяснял существование матрифокальных семей среди негритянского населения карибских обществ сохранением традиций западноафриканских негров. Иную позицию занимали Е.Ф. Фрэзиер и Ф. Хенрикес, которые делали ударение на невозможности создания семьи среди негров в условиях рабства. Еще одна точка зрения принадлежит Р. Смиту. Согласно ей, матрифокальность ассоциируется не с особыми историческими или культурными условиями, а с самим положением негров на наиболее низкой иерархической ступени классового общества. Это положение ограничивало их вертикальную мобильность. Мужчина не имел возможности зарабатывать столько, чтобы содержать семью. В этой связи он не мог сохранить свое престижное положение в системе родственных связей, как, например, в примитивных обществах, где даже матрилинейная структура родства находилась под контролем мужчин. В современных обществах, где сильна патриархальная традиция (Индия, Китай), весь уклад жизни построен так, чтобы сохранить за мужчиной его природные привилегии (в структуре родственных связей, в системе религиозных отношений и т.д.) и таким образом дать ему возможность занимать доминирующую позицию в семье. Однако в большинстве современных обществ одерживает победу билатеральный принцип сосуществования полов, оставляющий за мужчиной главным образом функцию материального обеспечения семьи. И когда эта функция блокируется социальными условиями, возникает ситуация неопределенности, которая в одних культурах со временем разрешается взрывом феминизма, в других же находит более компромиссный выход, примером коего может быть и существование матрифокальной семьи. Такой тип семьи фактически устраняет соперничество полов, перераспределив их роли и закрепив этот акт культурной традицией.

Читайте также:  Валюта и деньги Приднестровья, новые и старые

Как нам кажется, в течение длительного времени все указанные выше причины появления традиции существования матрифокальной семьи в той или иной степени могли иметь место. Но решающее значение в стабильности такого типа семьи на Пуэрто-Рико могла сыграть именно последняя.

Влияние массовой эмиграции населения в США

Большую роль здесь, добавим, имела и начавшаяся в послевоенные годы массовая эмиграция населения острова в США. На первых порах большую часть мигрирующих составляли мужчины, уезжавшие в поисках работы и либо в течение долгих лет не возвращавшиеся, либо вообще осевшие на материке, женившись там повторно.

Пуэрто-риканская женщина с маленькими детьми и без мужа, жившая в городе, имела очень низкий и крайне неустойчивый доход. Одну его часть составляло пособие Отдела социального обеспечения. Например, в 1970 г. женщина с пятью детьми получала в среднем 85 долларов в месяц. Какая-то часть средств поступала от бывшего мужа женщины, причем не имело значения, в какого рода брачном союзе они состояли. Помогали и родственники. По данным Э. Сафы, из 20 матрифокальных семей в Пелотеро 9 вели домохозяйство совместно с тетками, незамужними кузинами и даже с ближайшими соседями. Так что, если женщина находила себе какую-то работу и должна была на время отлучиться, за детей она не беспокоилась. Как пишет Сафа, „дети здесь хорошо известны всем и каждому и соседи играют очень важную роль в их воспитании. Вечерами дети собираются в доме соседей смотреть телевизор, там их и покормят, и утешат, если плачут”. По мнению Сафы, повседневность такого общения постепенно вытесняла даже родственные связи, но об этом ниже.

Семья на Пуэрто-Рико

Этнокультурная основа современной пуэрто-риканской семьи формировалась более 400 лет. Главным действующим лицом при этом с самого начала выступали испанцы, что фактически было предопределено их политическими, экономическими и социально-демографическими приоритетами в колониальной жизни острова. Участие двух этнорасовых групп населения Пуэрто-Рико в формировании семейных традиций — индейцев, живших здесь задолго до открытия Америки европейцами, и негров рабов, завозившихся испанцами, — очень относительно. Индейцы, по мнению большинства исследователей, физически прекратили свое существование на острове вскоре после завоевания его испанцами. Что касается негров, то, попав в положение рабов, они на протяжении жизни многих поколений были лишены возможности сохранять свою материнскую культуру, традиции и обычаи предков. Правда, в научной литературе нескольких последних десятилетий идет дискуссия о причастности африканских культурных начал к устойчивому существованию в карибских обществах особого типа семьи — матрифокальной, состоящей из матери и детей. Однако параллельно обсуждается и ряд других факторов, имеющих в этом плане едва ли меньшее значение, о чем речь пойдет ниже.

Становление семейных традиций на Пуэрто-Рико

Наличие сильной этнокультурной магистрали в становлении семейных традиций на Пуэрто-Рико не привело, однако, к их однозначной унификации. Причин тому немало, но самая главная — это разнообразие форм хозяйственной деятельности, обусловившее неодинаковые темны и направления социокультурных процессов в различных регионах острова. Впервые хозяйственно-культурные ареалы на Пуэрто-Рико были выделены известным американским антропологом Дж. Стьюардом (основоположником теории многолинейной эволюции) совместно со своими коллегами Р. Маннером, С. Минцем и Е. Вульфом, проводившими в 50-х годах фундаментальные полевые исследования на острове. По мнению ученых, первостепенное значение в развитии его экономики сыграли три сельскохозяйственные культуры — сахарный тростник, табак и кофе. В зависимости от их распределения на территории Пуэрто-Рико и было обосновано существование здесь трех хозяйственно-культурных ареалов:

  1. зона культивации сахарного тростника — прибрежные (главным образом южные) районы;
  2. „табачная зона” — центральные гористые районы в восточной части;
  3. зона выращивания кофе — гористые западные районы центральной части.

Социально-экономическое развитие регионов Пуэрто-Рико

Социально-экономическое развитие каждого из этих регионов шло различными темпами. Так, для зоны культивации сахарного тростника еще в XIX в. характерны были капиталистические формы хозяйствования. После присоединения острова к США в 1898 г. процессы концентрации земли на сахарных плантациях и разорения мелких собственников, начавших пополнять собой ряды безземельных рабочих, особенно усилились. В начале XX в. большинство населения здесь представляло собой однородную в социокультурном отношении массу людей с ярко выраженной негритянской соматикой. Если воспользоваться некоей условной шкалой интенсивности функционирования семейных традиций, заложенных испанской культурой, то в этом регионе они будут наименее ортодоксальными, быстро приспосабливающимися к новым экономическим и социальным реальностям.

В районе культивирования кофе также происходили процессы концентрации земли в руках крупных собственников и высвобождение рабочей силы. Однако сама специфика выращивания кофе, а также относительно медленное развитие технологии его культивирования делали возможным существование в этих районах как крупных хозяйств (асьенд), использовавших наемный труд, так и мелких участков, обрабатывавшихся силами одной семьи. Вплоть до середины XX в. здесь существовало немало крестьянских семей, ведших натуральное хозяйство. Основную массу населения составляли белые, иногда с „налетом” индейской крови. В „кофейном” регионе, более чем где-либо на острове, наблюдалась консервация традиционного образа жизни семьи. В немалой степени этому способствовало и то обстоятельство, что доступ к горным районам западной части Пуэрто-Рико всегда был очень труден. И в середине нашего столетия там еще было очень мало дорог и других коммуникаций.

Что же касается табачного района, то он представляется наиболее противоречивым в социокультурном отношении по сравнению с двумя упомянутыми выше. Здесь в течение всех минувших десятилетий XX в. отмечена высокая подвижность социальной культуры населения. Благодаря высокой урожайности табака издольщик мог в течение года собрать достаточно денег для покупки собственного участка земли и тем самым перейти в положение мелкого собственника. В эти районы чаще всего мигрировали сельскохозяйственные рабочие прибрежных плантаций, разрушая территориальную замкнутость местного населения, создавая большую композиционную сложность расовой ситуации, увеличивая разнообразие культурно-бытовых традиций. Здесь наблюдалось и более активное по сравнению, например, с кофейным регионом проникновение североамериканского капитала, вызванное целым рядом обстоятельств экономического характера. Это означало появление относительно большого числа промышленных предприятий, строительство дорог, более живую связь населения с городом. Уклад жизни семьи отличался большим разнообразием форм, сочетанием традиций с инновациями, восприимчивостью к американскому влиянию.

Региональные модификации традиционного уклада жизни пуэрто-риканской семьи сложились задолго до начала XX в., и в первые десятилетия нашего столетия они еще были весьма ощутимы. Однако уже с 30-х годов начинает набирать силу процесс, который способствовал их исчезновению. Речь идет о миграции сельского населения в города, вызванной массированной индустриализацией экономики страны. Доля сельских жителей, составлявших подавляющее большинство в начале века (в 1910 г. более 80%), стала неуклонно уменьшаться; к 1950 г. она уже снизилась до 50,5, а к 1970 г. — до 35,5%. Население городов, напротив, резко возросло, но неравномерно. Наибольшей степени концентрация мигрирующих из села достигла в столице Сан-Хуане, где к 1970 г. число жителей увеличилось до 851 тыс., что составило более 30% всего населения страны. Тенденция к увеличению пропорции горожан сохранилась и в последующие годы.

Влияние урбанизации на Пуэрто-Рико

Тотальные масштабы урбанизации на Пуэрто-Рико изменили направление социокультурных процессов. Город практически снивелировал региональные различия в образе жизни выходцев из села, но усилил социальные барьеры между ними. Нормативно-ценностные установки семьи среди представителей высших слоев населения, среднего класса и бедняков стали трансформироваться по различным схемам. Иными словами, относительно второй половины XX в. для Пуэрто-Рико следует говорить уже не о региональных различиях в традиционном укладе преимущественно сельской семьи, а о социальных различиях преимущественно городской семьи.

Феномен последней вообще достаточно неординарен. Еще в начале XX в. он содержал в себе лишь два субкультурных компонента, согласно старому двухклассовому делению пуэрто-риканского города колониальных времен — аристократический и „трущобный”. Начиная примерно с 30-х годов быстрый рост численности представителей среднего класса изменил это соотношение в свою пользу, но формирование социальной структуры городской семьи как института не закончилось.

Постоянный приток сельских жителей, неспособных (и не имеющих возможности) сразу включиться в социальную структуру города, создавал и создает довольно значительный популяционный массив, который в течение вот уже нескольких десятилетий занимает определенную территорию и сохраняет особый стиль жизни. Этот „город хижин” представляет собой очень характерную для пуэрто-риканского города форму поселения. В 1970 г., например, на острове насчитывалось около 421 городов хижин, они объединяли в общей сложности приблизительно 80 тыс. семей. Их следует отличать от поселений городских трущоб. Последние олицетворяют собой наихудшие, гибельные стороны жизни современных индустриальных городов, в то время как город хижин — явление маргинальное в социокультурном отношении, своего рода резерв среднего класса.

В Сан-Хуане начала 60-х годов 46% семей, проживавших в городе хижин (здесь он называется Пелотеро), имели доход более 2 тыс. долларов в год, т.е. выше официального уровня бедности на Пуэрто-Рико тех лет. Конечно, все относительно, и с точки зрения жителей США, уровень бедности которых в 1960 г. составлял 3 тыс. долларов, Пелотеро был городом нищих. Но на самом острове, где ежегодный доход на душу населения в городе более чем в 2 раза превышал этот же показатель по сельской местности (соответственно 945 и 408 долларов), уровень жизни семьи в Пелотеро считался не самым низким. Здесь, например, 83% семей владели собственными домами. Правда, по большей части это были одноэтажные строения, насчитывавшие одну-две спальные комнаты, с местами общего пользования во дворе. Но, как только доход семьи начинал расти, такое жилище достраивалось, отделывалось, улучшалась его планировка. Со временем дом, приобретший достаточно товарный вид, обычно продавался (как правило, родственникам или знакомым из деревни) и семья перебиралась в более респектабельный район Сан-Хуана, уступая место в Пелотеро новым мигрантам.

Подвижность социальной структуры города хижин не способствовала закреплению здесь каких-либо ярко выраженных элементов тех культур, которые так или иначе несли с собой сельские переселенцы из разных регионов страны. Здесь формировалась своя собственная субкультура, спонтанно проявляющая некоторые черты сельского быта (в интерьере, пище, методах народной медицины), но в целом ориентированная на образ жизни большого города. Причем именно пуэрто-риканского города, где почти полностью американизированные внешние стороны быта причудливо сочетаются с этническим консерватизмом интимной жизни.

Город хижин, надо сказать, как бы фокусирует в себе многие проблемы этнокультурной специфики островитян, что, видимо, дает нам право (имея в виду недостаточность полевого материала) использовать имеющуюся по нему информацию наравне с основными, уже упоминавшимися выше хозяйственно-культурными ареалами Пуэрто-Рико для характеристики тех или иных сфер семейного уклада на острове.

Семья на Пуэрто-Рико, традиции и современная ситуация

1 января – Новый год.
6 января – Крещение или День трех королей.
9-11 января – День рождения Эухенио Марии де Остос.
третий понедельник января – День Мартина Лютера Кинга.
третий понедельник февраля – День президента.
22 марта – День освобождения (День отмены рабства).
начало апреля – Страстная пятница.
16-21 апреля – День Хосе де Диего.
последний понедельник мая – День памяти.
4 июля – День независимости США.
15 июля – День рождения Луиса Муньоса Риверы.
25 июля – День Конституции.
26 июля – День рождения Хосе Сельсо Барбосы.
первый понедельник сентября – День труда.
второй понедельник октября – День Колумба (День открытия Америки).
11 ноября – День ветеранов.
19 ноября – День открытия Пуэрто-Рико.
четвертый четверг ноября – День благодарения.
25 декабря – Рождество.

Читайте также:  Ролевые установки супругов на Пуэрто-Рико, общение мужа и жены

Как и на любом другом карибском острове, на Пуэрто-Рико любят и умеют праздновать. Практически все даты местного календаря, как религиозного, так и светского, сопровождаются обычно какими-то фестивалями или шествиями, а самые любимые праздники собирают практически всех жителей острова. Каждый город в стране празднуется день своего святого покровителя, который в этих краях часто несет в себе черты не только католического святого, но и многочисленных богов и духов индейского или африканского пантеона, что вкупе с красочными испанскими традициями придает всем местным праздникам особый колорит. Проводится также множество религиозных праздников, музыкальных и спортивных фестивалей, а также танцевальных церемоний и красочных костюмированных процессий.

Самый “тихий” праздник страны – рождественские каникулы, которые здесь чаще называют Лас-Навидадес. С 15 декабря по 6 января практически по всей стране проходит огромное количество различных церемоний и ритуалов, однако неискушенному иностранцу они будут, скорее всего, не видны – местом проведения большинства из них служит церковный приход или попросту собственный дом.

Население Сан-Хуана выходит на улицы во время Фестиваля Святого Себастьяна в третью неделю января, кода весь город буквально взрывается красочными процессиями и музыкальными ритмами. В канун Великого поста (февраль) в Понсе празднуют шестидневный карнавал, когда местные жители наряжаются в рогатые маски “вехигантес”, а различные танцы и парады идут буквально один за другим. Лучшим местом для знакомства с религиозной культурой острова является Фестиваль Ла-Вирджин-де-Ла-Канделяриа (“праздник Святой Девы”) в Маягуэсе в начале февраля.

Начало лета – самое бурное время в местном праздничном календаре. В конце июня проходит один из лучших местных карнавалов – фестиваль Святого Джона-Баптиста в Сан-Хуане, в котором сочетаются всевозможные религиозные и светские мероприятия. Он привлекает классических музыкантов международного уровня и является одним из главных культурно-массовых мероприятий Карибских островов. Основной момент праздника – красочное шествие “Парада коммун”, спускающееся к морю в полночь. В этот же период проводятся двухнедельный Музыкальный фестиваль Касалс и джаз-фестиваль “Хейнекен” (также в Сан-Хуане, в парке Сиксто Эскобара в Кондадо).

В конце июля проходит Фестиваль Святого Джеймса, или Сантьяго-Апостол в Лойца, насыщенный различными традиционными представлениями а африканском стиле. Обязательно стоит посетить и многочисленные мероприятия в честь Дня Конституции Пуэрто-Рико (конец июля), в честь Дня рождения Хосе Сельсо Барбосы – доктора, социолога и политического лидера страны (обычно 27 июля), Фестиваль Бурукена (“бурукена” – маленькие крабы) в муниципалитете Агуас-Буэнас (середина августа)

В ноябре самым колоритным праздником считается Национальный фестиваль Бомба-и-Плена в Понсе, собирающий под своим кровом лучших мастеров игры на барабанах (“бомба”) и певцов народных песен. Очень красочен буйный Фестиваль Инносенс в Хатильо (28 декабря), когда одетые в разнообразные костюмы и жестяные латы участники карнавала преследуют детей по улицам города, символизируя деяния библейского царя Ирода. А в Рождественские праздники десятки бродячих оркестров, менестрелей и театральных трупп кочуют по стране и проводят сотни представлений.

Одним из самых известных праздников страны является Фестиваль ЛеЛоАи – круглогодичная череда музыкальных представлений, знакомящая посетителей острова с типичной пуэрториканской музыкой и танцами. Туристическая Компания Пуэрто-Рико проводит этот фестиваль в течение уже более 25 лет, поэтому он давно стал визитной карточкой местной культуры.

Одно из главных увлечений пуэрториканцев – бейсбол, поэтому, когда в ноябре начинается спортивный сезон, страна переживает настоящую всеобщую лихорадку, достигающую своего кульминационного момента во время финалов в феврале. Соответственно и сами матчи оформляются с большим изыском, а “болеть” местные жители, надо отдать им должное, умеют.

Массовые протесты: жители Пуэрто-Рико потребовали отставки губернатора

Более 200 тысяч человек вышли на демонстрации

23.07.2019 в 15:58, просмотров: 1966

В Пуэрто-Рико уже больше недели продолжаются массовые протесты (которые являются рекордными по числу участников), вызванные утечкой сообщений из группового чата губернатора Рикардо Россело в Telegram 13 июля. Народ требует отставки Россело, который, в свою очередь, отказывается оставить свой пост. Однако, как ранее сообщалось, Росселло объявил об уходе с поста председателя Новой прогрессивной партии островного государства. Дональд Трамп прокомментировал события в Пуэрто-Рико.

В понедельник, 22 июля, состоялась самая многолюдная акция протеста в Пуэрто-Рико с целю добиться отставки губернатора Рикардо Роселло. Более 200 тысяч человек приняли участие в манифестациях, что является рекордным числом для острова за последние 20 лет.

«Очевидно, что людей ничто так не удовлетворит, как его отставка. И то, что он отказывается оставить свой пост – это безответственно. Это антидемократично, из-за его действий напряжение только растет», – цитирует CBS News слова Мелиссы Марк-Виверито, американского политика, подвергшегося нападениям в онлайн чате со стороны губернатора и его союзников. «Единственный выбор, который у него есть – это уйти в отставку. Этого хочет народ», – продолжила она.

В видео, опубликованном в воскресенье вечером, 21 июля, на Facebook, Роселло сказал, что он приветствует свободу людей выражать себя. Он также отметил, что ждет возможности защитить себя от процесса импичмента, начальные этапы которого изучаются законодательным органом Пуэрто-Рико.

«Я вас услышал. Я совершил ошибки, и я извинился», – сказал он в коротком видео.

Ранее сообщалось о публикации 889 страниц чата в зашифрованном приложении Telegram (период с 30 ноября 2018-го по 20 января 2019 года) между губернатором, 11 близкими союзниками и членами его администрации (все мужчины). Стало известно, что участники группового чата оскорбляли женщин, издевались над известными личностями (обсуждали ориентацию Рики Мартина, в связи с чем он тоже принял участие в митинге), шутили над жертвами урагана “Мария”, который стал смертоносным для нескольких жителей. С момента утечки чата 13 июля сотни тысяч пуэрториканцев приняли участие в протесте против губернатора.

Отмечается, что территория, принадлежащая США (но не входящая в их состав) изо всех сил пытается оправиться от урагана “Мария” и пытается реструктурировать часть долга в размере 70 миллиардов долларов. Примечательно, что на территории острова огромное количество американских граждан, которые не имеют полного представительства в Конгрессе или голосования за президента.

«Он [Рикардо Роселло] ужасный губернатор. Я думаю, что мэр Сан-Хуана [Кармен Круз] еще хуже. Она отвратительна», сказал Дональд Трамп в интервью каналу C-SPAN 22 июля за несколько часов до масштабной демонстрации.

«Мэр Сан-Хуана в Пуэрто-Рико – это просто кошмар. Она некомпетентна, абсолютно некомпетентна. В то же время и губернатор плох», – продолжил президент США.

«Я думаю, что правительство США должно насторожиться», – добавил он. «Я – лучшее, что когда-либо случалось с Пуэрто-Рико, потому что мы проделали великолепную работу в Пуэрто-Рико. Мои заслуги не любят упоминать, но мы проделали великолепную работу. У меня множество друзей из Пуэрто-Рико. Я прекрасно понимаю Пуэрто-Рико», – заявил Трамп.

«Я владею шоу и конкурсом «Мисс Вселенная» (над которым издевались в чате), и мы дважды проводили его в Пуэрто-Рико. И вот что я скажу вам, оно имело огромный успех. Говорили, что буквально 100 процентов жителей острова смотрели его. Они любят эти конкурсы. Я – лучшее, что случалось с Пуэрто-Рико», – отметил американский лидер.

«Конгресс выделил им 92 млрд долларов. (. ) А в итоге деньги растратили, выкинули на ветер и украли. Сенаторы недовольны этим, Конгресс недоволен, потому что у власти в Пуэрто-Рико находятся ужасно некомпетентные люди», – заявил Дональд Трамп.

Относительно связи острова с Соединенными Штатами, Пуэрто-Рико является неинкорпорированной территорией США с 1898 года. В 2016 году во время предвыборной кампании Роселло пообещал бороться за то, чтобы острову присвоили статус штата. На референдуме в 2017 году жители острова проголосовали за обращение к конгрессу США с просьбой сделать его 51-м штатом Америки. Все же подобное обращение ни к чему не обязывает американских законодателей.

Известно, что через несколько часов после выступления Роселло в воскресенье высокопоставленный правительственный чиновник подал в отставку. «К сожалению, события последних недель, включая отношение, отраженное в комментариях должностных лиц и советников нынешней администрации, не соответствуют моим ценностям и принципам», – сказал Джерардо Портела, главный инвестиционный сотрудник, президент банка экономического развития Пуэрто-Рико и исполнительный директор управления жилищного финансирования.

Как правило, губернатора, который уходит в отставку, должен заменить государственный секретарь Пуэрто-Рико, но Луис Ривера Марин так же покинул должность в связи с последними событиям на острове. Поэтому следующий в очереди – министр юстиции Ванда Васкес.

По некоторым данным, Васкес «игнорирует» утечку всплывшей переписки, заявив, что проверять ее не будет и считает, аргументируя это тем, что нужно взвешенно подходить к ситуации, указывая на то, что губернатор извинился.

По данным СМИ, восстание против Роселло побудило по крайней мере четыре круизных судна отменить визиты в Пуэрто-Рико, и многие чиновники беспокоятся о том, какое влияние отставка окажет на и без того слабую экономику, поскольку, как уже было отмечено ранее, остров восстанавливается от шторма “Марии”, который причинил экономической области страны колоссальный ущерб.

Другой проблемой является недавняя серия арестов, связанных с обвинениями в федеральной коррупции в отношении должностных лиц Пуэрто-Рико, в том числе двух бывших руководителей агентства, включая бывшего министра образования Джулию Келехер.

Отзыв Туристов

Search This Blog

Обычаи и традиции Пуэрто-Рико

  • Get link
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Email
  • Other Apps

Пуэрториканская культура представляет собой смесь испанских, африканских и индейских традиций, подвергшихся заметному влиянию культуры США. Пуэрториканцы считают себя американцами, но при этом всегда уточняют, что они “пуэрторикенос” или “борикуас”, а их родина – Пуэрто-Рико, а не Соединенные Штаты. Для большинства из них “моя страна” означает не США, а именно свой небольшой остров, а слово “криольо” (креольский) обычно обозначает “все свое”: музыка, кухня, язык, искусство, люди, религия и другие аспекты. Островитяне отчаянно гордятся своим островом и его культурой, иногда даже противопоставляя свои традиции “бедным”, как они считают, жителям североамериканского континента. Отсюда и проистекают многочисленные конфликты между этническими пуэрториканцами и жителями США, проявляющиеся как во взаимных претензиях к образу жизни, так и в экспансии культур, а также постоянное стремление жителей острова к национальной независимости, выражающееся в постоянных дебатах о статусе острова в современном мире. Пуэрториканцы ясно видят свое отличие от жителей США и считают, что остров имеет намного больше общего с его латиноамериканскими соседями, чем с подданными Дяди Сэма.

Практически все местные населенные пункты трудно отличить от любого провинциального города США с большой долей латиноамериканского населения. Здесь много общего как во внешнем стиле городов и поселков, так и в образе жизни, если не брать во внимание значительно более низкий уровень жизни пуэрториканцев. Но если исследовать провинциальные районы и сельскую местность, то можно познакомиться со сложной креольской культурой, которая много шире поклонения масс-культуре. Смешивание культурных влияний на территории страны столь обширно, что практически нигде не нейти чего-либо аутентичного. Испанский – главный язык острова, но его местный диалект содержит такое количество индейских и английских слов, что жители самой Испании его почти не понимают. Католицизм – доминирующая религия островитян, но его каноны сильно “разбавлены” спиритизмом и индийскими фольклорными традициями. Музыка, которую можно услышать на улицах Пуэрто-Рико, звучит вполне современно, но не менее популярны традиционные ритмы “бомба”, регги, калипсо или сальсы. Сами пуэрториканцы очень любят свою народную музыку, исполняемую с применением маракаса, “гуиро” (высушенная тыква, используемая как ударный инструмент) и “куатро” (десятиструнная гитара).

Читайте также:  Формы брака на Пуэрто-Рико, влияние традиций, церкви и эмиграции

Пуэрториканцы известны своим гостеприимством и часто очень дружелюбны к незнакомцам, испытывающим искренний интерес к их острову. Приветствия обычно сердечны и искренни, а должным образом обставленная беседа часто “весит” в глазах местных жителей даже больше, чем коммерческая выгода. В повседневной жизни с незнакомыми людьми здесь здороваются вполне по-европейски – рукопожатием, однако друзья и хорошо знакомые люди всегда приветствуют друг друга поцелуем в щеку или целым ритуалом объятий и поцелуев (впрочем, чаще это относится к встрече между двумя женщинами или между мужчиной и женщиной, поскольку поцелуи между мужчинами могут вызвать очень неоднозначную реакцию). Как при встрече, так и в процессе общения, большое внимание уделяется жестикуляции, поскольку язык тела и жестов здесь считается важным элементом передачи своих мыслей (сами жесты здесь довольно эмоциональны, разнообразны и сильно отличаются от европейских, поэтому иностранцу особенно увлекаться этим не стоит).

В отношении одежды строгих норм нет, но люди в “пляжном виде” просто не допускаются в большинство ресторанов и казино, а тем более – на официальные мероприятия. Вечерняя одежда достаточно неофициальна, но консервативна и основывается на местных традициях. Для иностранца соблюдение местных норм одежды для таких случаев вовсе не обязательно – достаточно наличия длинных брюк или платья, а также рубашки или блузки в классическом стиле.

Семья на Пуэрто-Рико, традиции и современная ситуация

Остров Пуэрто-Рико является прибежищем для большого количества различных религий, включая и такую, как Сантерия, которую исповедуют многие в Карибском регионе. Ее истоки можно проследить до племени Йоруба, проживающего в Нигерии в Западной Африке. В Америку ее привезли рабы в 18 веке. Последователи этой религии верят в существование одного всемогущего бога, но и во множество богов меньшей силы, известных как Ориша. Те, кто намеревается пройти инициацию, должны очищаться в течение недели при помощи различных трав.Не меньше сил и времени требуется для того, чтобы почитать многочисленных богов этого пантеона. Одним из способов выказать им свое почтение является принесение в жертву животных, прежде всего — цыплят и коз. Именно они являются самой любимой пищей так называемого пуэрториканского “вампира”. В ноябре 1992 года, за три года до того, как феномен чупакабры стал всемирно известным, многие во Флориде были взволнованы от того, что Сантерия неожиданно приобрела огромное количество последователей. Большое значение приобрела церковь Бабалу-Айе, основанная в 1974 году. В результате город Хайалиа, расположенный в округе Майами-Дейд, принял закон, запрещавший практику жертвоприношений животных. В 1992 году церковь потребовала отмены этого закона, указывая на то, что жертвоприношения являются частью традиции и запрет противоречит конституции. 11 июня 1993 года церковь выиграла дело в суде. Жертвоприношения производятся жрецом, посвященным во все тонкости и нюансы религии. Причины для жертвы могут быть самыми различными. Обычно это желание разбогатеть. Как и многое, что касается паранормального, ритуал будет для клиента недешевым.Жрец сначала трет кожу клиента телом животного, которое будет принесено в жертву. Таким образом между клиентом и жертвой устанавливается связь и желания первого переносятся в плоть второго. Убийство животного, как считается, позволяет этим желаниям быть услышанными Ориша, которые могут и одарить человека тем, что он хочет для себя. От тела животного затем избавляются, но иногда его съедают. Кровь собирают в чашу, чтобы предложить богам. В наши дни жертвоприношение может носить символический, а не буквальный характер, когда животному только надрезают кожу или вовсе только делают вид, что убивают его.В некоторых случаях последователей этой религии обвиняли в том, что оставшиеся после их жертвоприношений тела животных они выдают за результат нападения чупакабры. Но если кто и виновен в подобной лжи, то это ответвление от Сантерии, называемое Майомбе или Пало Майомбе. Его ритуалы практически такие же, как у Сантерии, но Пало отказываются делать их символическими.Деятельность группы, продолжающей практиковать кровавые жертвоприношения, началась примерно в 1994 или 1995 году. За большие деньги они проводят ритуалы, призванные подарить богатство и власть. Утверждается, что многие актеры, политики, музыканты, актеры и королевские персоны обращаются к ним с просьбой провести ритуал. Жертвоприношения и другие ритуалы проводятся глубоко в джунглях. Пало, конечно же, не создавали легенду о чупакабре. Но считается, что в некоторых случаях они пользуются ею для того, чтобы скрыть свои жестокие ритуалы.Источник

В программе ‘Следствие вели’ вспомнили про курский полтергейст

Встречи с инопланетянами во Франции

Глюки в Матрице. Необъяснимые случаи в быту – 5

Женщина живет жизнью полноценного ребенка

Загадочные звуки доносятся из стены дома в Иллинойсе

Загадочный метан на Марсе

Китай опроверг разработку смертельного коронавируса в лаборатории

Леди Гага купила детектор привидений

Монах 100 лет назад предсказал чуму, саранчу и потоп

Нашли новый способ изучать потенциально обитаемые миры

НЛО заметили на побережье Испании

Овальный НЛО пролетел на фоне Луны

Причиной аномально теплой зимы стала необычная ситуация в Арктике

Путешественник во времени утверждает, что мы живем в Матрице

Следы инопланетян на комете Борисов не обнаружены

Актер столкнулся с человеком-козлом в своем доме

Белый НЛО заметили в небе над Ингушетией

Богатырь Иван Савкин сдвинул с места 8-тонный военный тягач

В России Кашпировского боялись или восхваляли

Врачи спасли девочку размером с шариковую ручку

Зафиксировано самое странное северное сияние

Искусственный интеллект нашел новые антибиотики

Как выглядела бы Земля без океанов

Коронавирус был описан в комиксе 2017 года

НЛО похищает самолет над Фиджи

Облако-шляпа зависло над Калифорнией

Одержимая женщина была вылечена экзорцистом

Призрак в гараже

Прирожденные альфа-самцы. Как возникают лидеры

Сенсации ищут в глубинах

Сеть спутников Starlink может быть использована в военных целях

Сотни мертвых птиц упали с неба в Испании

США показали первый эскиз суперпушки

Теория заговора. Коронавирус искусственно создан

Чудеса Вселенной, спрятанные в знаках зодиака

Автомобили получат коробку передач с ИИ

Американцы желают полного открытия данных по НЛО

Веривший в теорию плоской Земли инженер погиб

Выложено пророчество Ванги на 2020 год

Женщина воскресла через 10 часов после смерти

Зачем хотят научить роботов чувствовать боль

Инопланетный корабль пролетел около МКС

Интуиция и ясновидение нуждаются в современном определении

Как Лефортовский дворец стал самым страшным местом Москвы

Метеорит упал в Карелии

Нашествие клопов на Париж

Облака саранчи закрыли Солнце над Ближним Востоком

Общение животных подчинилось законам языка

Похищение пришельцами. Последствия и масштаб явления

Пророчества Нострадамуса о России, США и Ближнем Востоке

Сигарообразный НЛО замечен над Калифорнией

Тысячи американцев страхуются от похищения инопланетянами

У шмелей нашли зачатки абстрактного мышления

Чем самое ядовитое дерево опасно для человека

Ярко-розовый кузнечик обнаружен в Техасе

В ДНК денисовцев нашли следы супердревней популяции людей

В очередной раз не нашли различий между материей и антиматерией

Даже рыба сходит с ума в Ухане. Новый вирус, 5G или перезагрузка Системы

Земля сформировалась гораздо быстрее, чем считалось

Как отвести от Земли приближающийся астероид

Колыбель жизни в Облаке Ориона

Люди от бизнеса хотят сверхъестественного консалтинга

Магический двухслойный графен оказался странным металлом

На атомном уровне зафиксировали необъяснимое явление

На горячей экзопланете год длится 18 часов

На озере Синкайху выросла 20-метровая ледяная стена

Нашли экзопланету в обитаемой зоне своей звезды

Огромный клад нашли на Бали

Призраки усадьбы Шереметевых

Проклятый дом с улицы Монро

Совет дедушки принес внучке богатство

Тайная комната обнаружена в гробнице Тутанхамона

Таинственный синдром превращает людей в статуи

Упавший в Германии метеорит оказался зародышем планеты

Феномен духов-хранителей ритуальных мест

Ацтекский свисток смерти

Гигантский летающий таракан оставил студента без еды

Девушка ростом 76 сантиметров рассказала о жизни

Для связи с Землей марсианские колонисты будут пользоваться лазером

Древние цивилизации использовали акустику для изменения сознания

Из замороженной яйцеклетки родился здоровый ребенок

История Дорис Битер, которую регулярно насиловали призраки

Какой будет гибель Солнечной системы

Кожа человека думает как мозг

Луна Сатурна не прошла симуляцию на наличие жизни

Массивные зеленоватые НЛО замечены у МКС

Мистическое трехметровое существо напугало жителей

Мужчина нашел послание в бутылке 82-летней давности

Над горами Аризоны сняли черный объект

Настоящий Ледяной человек – Олег Резанов

Неизвестные виды рыб нашли в озерах Арктики

Облучение космических туристов сравнили с Чернобылем

Опровергли слухи о лабораторном происхождении коронавируса

Организация SETI будет охотиться за инопланетными техносигналами

Парк развлечений Земля подлежит сносу

Признаки того, что природа наградила вас даром ясновидения

Раскрыта тайна возникновения сложной жизни

Российский Хатико решил ждать хозяйку у работы

Самые интересные экзопланеты

Странный случай с вонючим НЛО во Флориде

Стрельба из рельсотрона

Тайна следов динозавров на потолке пещеры

Теленок-мутант стал местной знаменитостью

Хирурги попросили женщину играть на скрипке во время операции на мозге

Число биохакеров в России растет

Группа звездолетов обнаружена на Меркурии

Группа НЛО была замечена над Западной Вирджинией

Девочку спасли от неопознанного зверя

Дискообразный НЛО был замечен над Калифорнией

Загадка Алленстаунской четверки

Зафиксировали вызванные экзопланетой полярные сияния

Ледяные вулканы появились на озере Мичиган

Мужчина хотел похудеть и стал одним из самых сильных в мире

Названа причина аномальной зимы в России

Нибиру заставляет атмосферы планет светиться

Обнаружили стаю птиц размером 145 километров

Оружие для контроля погоды используют в Сирии

Писатель предсказал эпидемию короновируса

Призрачного ребенка заметили в школе

Пророчество Ванги о мировой катастрофе 22 февраля

Пророчество наследницы Ванги для России

Раскрыта тайна появления жизни

Растаявшие льды Антарктиды подкинули массу загадок

Самый эффективный способ борьбы со старением

Сняли ската с аномальной пигментацией

Стены из человеческих черепов и костей обнаружили в Бельгии

Температура тела человека упала за 160 лет

Техник авианосной группы Нимиц сообщил данные о НЛО

Треугольный НЛО замечен над Техасом

Усомнились в пользе радикального способа спасения планеты

Участница Битвы экстрасенсов поверила мошеннику

Флот НЛО над Аризоной

В ста километрах от перевала Дятлова, пролетел НЛО

Влияние космических лучей на атмосферу Титана

Внутри древнего саркофага нашли тайный текст

Древнюю книгу заклинаний обнаружили в Турции

Зачем космическому инженеру сотовый

Злой зеленый гном преследовал семью Брок

Испытана технология превращения людских тел в компост

К Земле продолжают лететь астероиды из невидимой черной дыры

Климатические модели Земли помогут найти жизнь на экзопланетах

Корабль-призрак выброшен на берег Ирландии

Коронавирус – биологическое оружие инопланетян

Легендарные великаны Перу

Можно ли перестать видеть ночные кошмары

На побережье Новой Зеландии выбросило тысячи сварившихся моллюсков

Найден способ получения электроэнергии из дождевой воды

Неизвестную форму углерода обнаружили в Челябинском метеорите

Нейросеть для поиска потенциально опасных астероидов

Необычные сигналы поступают из системы GJ 1151

Новые доказательства теплокровности динозавров

Обнародован доклад о поиске внеземной жизни

Паранормальные тайны Пентагона

Потерянное 47 лет назад в США кольцо нашли в финском лесу

Продается усиливающий боязнь призраков гаджет

Протез помог владельцу воспроизводить музыку силой мысли

Рэпер стал исследователем сверхъестественного

Самой актуальной криптовалютой скоро станут консервы

Студентка потерялась и прожила шесть дней в пещере

Тайна летающих камней камней деревни Шивапур

Фантастические романы о вирусах и эпидемиях

Шум в ушах довел миллион британцев до мыслей о самоубийстве

Липомоделирование фигуры 360. Рельеф на животе и бразильские ягодицы

Что такое мини-пластика живота и кому она нужна

Абсурдные мифы о женском теле

Группу НЛО заметили над Великобританией

Европейцы погубили народ острова Пасхи

Живую лягушку нашли внутри болгарского перца

Истории людей, которые выжили в чащебе

Как мы восстановим мир после Апокалипсиса

Мифы и тайны Эрмитажа

Найден доппельгангер Меган Маркл

Опровергнута общепринятая гипотеза о мозге человека

Оранжевый НЛО возле горы Шаста

Пёс съел паспорт хозяйки и таким образом спас ей жизнь

Похищенный инопланетянами военный корабль найден на Марсе

Пять солнц в небе Внутренней Монголии

Солдат армии США оснастят очками смешанной реальности

Странные движения газа обнаружили в центре галактики

Ссылка на основную публикацию