Егошиха — растущий экономический и транспортно-перевалочный центр Камского Приуралья

Егошиха — растущий экономический и транспортно-перевалочный центр Камского Приуралья

В октябре 2018 года исполняется 140 лет с момента открытия Уральской горнозаводской железной дороги (далее – УГЖД), ставшей первой на Урале. Строительство дороги ознаменовало новый этап в развитии экономики огромной Пермской губернии, хотя возлагавшиеся на нее надежды и оправдались не в полной мере.

Несмотря на прохождение через Пермь Сибирского тракта, главную роль в жизни города и губернии на протяжении долгого времени играли водные пути. Однако бурное развитие в первой половине XIX века горнозаводской промышленности сменилось ее упадком в 1860-е, что не в последнюю очередь было связано со слабым развитием транспортной инфраструктуры.

Дело в том, что основная масса предприятий отправляла грузы только по рекам, в то время как сами заводы находились на значительном расстоянии от водных магистралей. Да и сплав грузов по воде был сопряжен с большими рисками. Доставка же всех необходимых заводам материалов, как и транспортировка готовой продукции к местам сплава, осуществлялась с помощью гужевого транспорта.

Неудивительно, что значительную долю бюджета уральских предприятий составляли расходы на перевозки, а отправленная в апреле продукция в лучшем случае попадала на Нижегородскую ярмарку в конце июля. Дело, конечно, было не только в горнозаводской промышленности. Развития путей сообщения требовали и другие отрасли экономики: например, сравнительно дешевый зауральский хлеб было просто невыгодно отправлять в европейскую часть России – цена транспортировки делала его «золотым».

В 1861-м году, в год отмены крепостного права, управляющий Нижнетагильскими заводами генерал-майор Владимир Рашет издал брошюру о необходимости строительства Уральской железной дороги. Проект поддержал пермский губернатор Александр Лашкарев, несколько раз обращавшийся к правительству с просьбой посодействовать в решении этого вопроса.

Казалось, все попытки были тщетными, однако лёд тронулся: уже следующему губернатору Бернгарду Струве удалось добиться разрешения на открытие комитета для обсуждения вопроса о строительстве железной дороги между бассейнами Волги и Оби. Этот скромный, на первый взгляд, успех был началом большого пути.

До конца 1860-х годов ряд уральских чиновников и горнозаводчиков предлагали различные проекты строительства железной дороги, позволявшие, с одной стороны, создать смешанный железнодорожно-водный транзитный путь в Сибирь, с другой стороны, дававшие свободный выход уральским горнозаводским грузам. Характерно, что проект строительства дороги через Кунгур, Екатеринбург и Шадринск с выходом к Тоболу имелся и у пермского пароходчика Ивана Любимова. Это говорит о том, что короли водных путей не боялись конкуренции в лице железных дорог, стараясь при этом обратить неминуемый прогресс на пользу своему делу.

После бурных обсуждений во второй половине 1860-х и начале 1870-х, к 1873 году наконец-то было определено главное направлением дороги. Им должен был стать участок от Перми через Лёвшинскую пристань и Кушвинский завод к Екатеринбургу с ответвлениями к Луньевским копям и Билимбаевскому заводу. Расстояние между станциями по проекту не должно было превышать 18 верст (19,2 км). К середине 1875 года от строительства Билимбаевской ветви решили отказаться, а вопрос о Луньевской ветви оставался открытым.

22 февраля 1874 года императором Александром II был окончательно утверждён устав общества Уральской горнозаводской железной дороги. Уже через три с половиной года в тестовом режиме был запущен поезд от Перми до 25-й версты. Еще через год – 24 августа 1878 года – открылось движение между станциями Пермь и Чусовая.

Вот что писали по этому поводу «Пермские губернские ведомости»: «Вчера (24 августа) в 4 часа пополудни состоялось открытие участка Уральской Горнозаводской железной дороги от Перми до станции Чусовой, на пространстве 119 вёрст, причем в вокзале станции Пермь был отслужен молебен с водосвятием. Кроме П.И. Губонина, строителя дороги, на молебне и при открытии присутствовали: правительственный инспектор дороги инженер Измайлов и члены правительственной комиссии с А.А. Ермаковым во главе. За четыре часа до молебна, в 12 часов пополудни, был отправлен до станции Лядов и обратно пробный поезд, украшенный флагами и зеленью, с публикой, которой на поезде вперед и обратно были выданы бесплатные билеты. Сегодня по упомянутому участку уже началось правильное движение пассажирское и товарное для местных грузов».

Однако официальной датой начала работы УГЖД, общая протяженность которой составила почти 500 километров, считается 1 (13) октября 1878 года, когда движение поездов было открыто по всей линии вплоть до города Екатеринбурга. Еще через год было завершено строительство Луньевской ветви.

Сегодня понятно, что создание УГЖД стало подвигом русских инженеров: дорога была построена в достаточно сжатые сроки в местности с очень непростым рельефом. Добраться из Перми до Екатеринбурга можно было за рекордные для 70-х годов XIX века 22 часа, причем, по признанию очевидцев, путешествие это «представляло большой интерес и разнообразие».

С 1878 по 1887 год продолжался уникальный период в истории Пермской железной дороги: она не принадлежала государству. И только накопившиеся к 1886 году долги в размере 8 млн. рублей вынудили акционеров продать дорогу казне. Газета «Екатеринбургская неделя» не упустила возможности поиронизировать над пермяками, заметив по поводу творившихся на дороге неурядиц, что с её открытием Пермь должна была преобразиться, но осталась всё тем же городом, «разве прибавилось немного плохоньких домов, а сибирские товары так же лежат в Екатеринбурге и по другим местам, ожидая весны».

В конце 1885 года железнодорожные линии Урала продолжают расти. Вскоре после открытия ветки Екатеринбург-Тюмень в январе 1888 года новая ветка была объединена с Горнозаводской дорогой в одну магистраль, которая стала называться Уральской железной дорогой. Таким образом, были соединены бассейны Оби и Камы.

Документы конца XIX – начала XX века, сохранившиеся в Государственном архиве Пермского края, рисуют подлинную, хотя и не всегда приглядную историю первой железной дороги на Урале. Это и жалобы на грубость сотрудников, частые крушения поездов, несчастные случаи. На недостатки в работе дороги часто обращали внимание «Пермские губернские ведомости», отмечавшие в 1908-1909 годах толчею на вокзалах, пьянство в железнодорожных клубах, непригодность паровозов и вагонов, хищения и частый безбилетный проезд. И все же железная дорога выполняла свою основную функцию, а перечисленные проблемы были лишь обратной стороной прогресса и слома старых традиций. На другой стороне медали блестели новенькие вокзалы, разъезды, мосты и тоннели, говорившие о таланте их строителей.

Новый этап в истории дороги начался в 1909 году, когда открытие линии Пермь-Кунгур-Екатеринбург и перенос главной железнодорожной станции из района пароходных пристаней на Каме в промышленный район Заимка предопределили дальнейший упадок первой железнодорожной магистрали Урала. Пермская железная дорога вскоре стала частью грандиозного Транссиба, а про её скромную предшественницу – Уральскую горнозаводскую дорогу – стали забывать, хотя ей еще предстояло сыграть свою роль в истории уральской промышленности XX века.

Правильнее было бы сказать, что историю УГЖД предопределило вовсе не строительство новой дороги, а общее состояние горнозаводской промышленности, хотя отдельным городам севера Пермского края еще предстояло сыграть немаловажную роль в развитии промышленности края.

Как бы ни развивались события в дальнейшем, своё 140-летие дорога успела встретить в том виде, в котором и была задумана. А память о первой на Урале железнодорожной магистрали продолжит жить в архивных документах, старых снимках, картах и чертежах.

В 1861-м году, в год отмены крепостного права, управляющий Нижнетагильскими заводами генерал-майор Владимир Рашет издал брошюру о необходимости строительства Уральской железной дороги. Проект поддержал пермский губернатор Александр Лашкарев, несколько раз обращавшийся к правительству с просьбой посодействовать в решении этого вопроса.

ПЕРМЬ

Панорама города Перми

Пермь (с 1940 по 1957 – Молотов), город на востоке европейской части России, административный центр Пермского края, кафедральный город Пермской епархии. Порт на реке Каме, крупный многоотраслевой промышленный, научный, культурный и логистический центр Урала. Население 986,5 тыс. чел. (2010). Третий по площади город России после Москвы и Санкт-Петербурга (799,68 кв. км)

  • Действующие храмы и монастыри
  • Закрытые, бывшие храмы

Своему рождению Пермь обязана медным рудам, найденным близ селения Муллы на речках Мулянке и Егошихе. В 1723 году в месте слияния рек Камы и Егошихи началось строительство медеплавильного завода. Выбрал место для строительства завода управляющий заводами Урала Василий Никитич Татищев. Он самолично снял план местности и составил проект строительства медеплавильного завода и горного поселения на Ягошихе, послуживших впоследствии началом городу Перми.

В дальнейшем в округе выстроили другие заводы, среди которых ягошихинский занял центральное положение. В заводском посёлке, где жило всё горное начальство Пермского края, построили здания администрации. Отсюда руководили всей горной промышленностью этого обширного района. Ягошихинский завод и дал начало городу Перми. Датой рождения города стал год начала строительства завода – 1723-й.

Завод проработал 65 лет. За это время медные месторождения истощились. Завод закрыли, но заводской посёлок рос и развивался. Уже в 1734 году он становится официальным административным центром Пермского горного округа. Расположение на перепутье важных дорог весьма выгодно отличало посёлок от прочих мест. Караваны с медью и железом с уральских заводов шли по единственному водному пути реки Чусовой и далее по Каме и Волге. Они останавливались на Ягошихинской пристани, где заменяли такелаж, обновляли команды, пополняли запасы провизии. Здесь же чусовские лоцманы менялись с камскими. Всё это делало Ягошиху важной этапной пристанью большого водного пути с Урала в центр России. Ягошиха была также перевалочным пунктом на сухопутной дороге из центральных областей России в Екатеринбург и далее на восток. По ней шли товары для всей Сибири.

В ноябре 1780 года Екатерина II подписала указ:

Ночная панорама Перми

Официальное “открытие” города состоялось в 1781 году и проходило в торжественной обстановке, при большом стечении народа, с пушечной пальбой и колокольным перезвоном. Первые годы своего существования центр губернии Пермь мало напоминал город. В ненастную погоду городские улицы превращались в непроходимую грязь, все строения, от особняков крупных чиновников, тяжеловесных приземистых домов купечества до хибар городской бедноты были деревянными, да и размерами этот город больше напоминал деревню, чем губернский центр.

В 1780-е годы “сообразно высочайше утверждённому городскому плану” в Перми началось активное строительство, которое за 30 лет кардинально изменило её облик. В лесу, окружавшем бывший заводской посёлок, прорубались широкие просеки, ставшие улицами города, центр Перми сформировали вокруг площади Петропавловского собора. Писатель Н. Мельников-Печёрский, работавший преподавателем в Пермской гимназии, оставил о городе следующие воспоминания: “Пермь построена правильнее Нью-Йорка. Ровные большие кварталы, прямое и параллельное направление улиц бросаются в глаза при первом взгляде”. В губернский город к тому времени приехали на жительство многочисленные купцы, а сама Пермь стала резиденцией местного чиновничества, торговым центром и важным речным портом, “с берегов которого знатное количество судов с разными припасами отправлялось”. Купеческое предпринимательство и широкие торговые связи развивали экономику всей губернии.

Окраинное положение Перми в европейской части России с конца XVIII и весь XIX век использовали как место ссылки неугодных подданных. Здесь жили в ссылке М. Сперанский, А. Герцен, В. Короленко, участники польского восстания 1830 года.

Строительство в Перми заводов и фабрик вызвало приток рабочей силы, за счёт которой увеличилось население города. В начале XIX века в Перми проживалось около четырёх тысяч человек, а к концу его число жителей возросло до 28 тысяч. Всё это сказалось на изменении облика города. На месте снесённых частных домов выросли здания вокзала и железнодорожного управления. Появились новые жилые кварталы, улицы покрылись булыжной мостовой, выросло много каменных зданий, начал работать водопровод. В 1901 году в Перми была построена электростанция, одна из первых городских электростанций в России.

В 1916 году в Перми отрыт первый на Урале государственный университет.

с 1940 по 1957 год город носил название Молотов.

Завод проработал 65 лет. За это время медные месторождения истощились. Завод закрыли, но заводской посёлок рос и развивался. Уже в 1734 году он становится официальным административным центром Пермского горного округа. Расположение на перепутье важных дорог весьма выгодно отличало посёлок от прочих мест. Караваны с медью и железом с уральских заводов шли по единственному водному пути реки Чусовой и далее по Каме и Волге. Они останавливались на Ягошихинской пристани, где заменяли такелаж, обновляли команды, пополняли запасы провизии. Здесь же чусовские лоцманы менялись с камскими. Всё это делало Ягошиху важной этапной пристанью большого водного пути с Урала в центр России. Ягошиха была также перевалочным пунктом на сухопутной дороге из центральных областей России в Екатеринбург и далее на восток. По ней шли товары для всей Сибири.

Дороги Великой Северной экспедиции: Урал

В статье дается описание пребывания членов Академического отряда на территории будущей Пермской губернии в 1733 и 1742-1743гг. годах. Сделана попытка восстановления уральского отрезка маршрута экспедиции.

Великая Северная экспедиция стала важным этапом в развитии российской науки. Ее участниками, в частности Академическом отрядом, были собраны сведения о флоре, фауне, этнографии регионов, через которые проходил маршрут. Основные научные результаты были достигнуты в Сибири, но участники Великой Северной экспедиции побывали также на Урале – в городах Осе, Соликамске, Кунгуре. Пребывание членов Академического отряда на территории будущей Пермской губернии заслуживает рассмотрения.

Маршрут Академического отряда пролегал через уральские города Осу, Кунгур, Соликамск, Верхотурье и Екатеринбург. Спустя четыре десятилетия после экспедиции они войдут в состав Пермского наместничества, позже реорганизованного в Пермскую губернию. Но в 1733 и 1742 гг. эти земли относились к разным административным единицам.

Оса в 1708 г. вошла в состав Казанской провинции, а с 1719 г. находилась в составе Уфимской провинции, бывшей частью Казанской губернии. С 1729 г. Уфимская провинция, в составе которой оставалась Оса, была выделена из Казанской губернии и находилась в прямом подчинении Сената . Кунгур и Соликамск относились к Пермской провинции Казанской губернии. Первоначально она называлась Соликамской провинцией, но после переноса центра края в 1737 г. в Кунгур, стала называться Пермской .

Сухопутные дороги были всегда проблемой для России в связи с её огромной территорией, тем более, в ходе присоединения Сибири в XVI – XVII вв., когда только завершалось прокладывание путей сообщения на карте. Систематическое строительство дорог от западных до восточных границ завершилось в конце XIX в., в том числе, за счет строительства железнодорожных путей сообщения. С юга на север и обратно транспортные пути обеспечивали многочисленные водные артерии.
Вторая Камчатская (Великая Северная) экспедиция по инициативе Витуса Беринга отправилась через Урал и Сибирь на Дальний Восток в 1733 г. через три года после завершения первой экспедиции (1725–1730гг.). Дорога от Санкт-Петербурга до западного склона Уральских гор составляла 1800 верст, далее шла дорога через Соль Камскую до Верхотурья.

Если дорога Первой Камчатской экспедиции пролегала в обе стороны через средний Урал, то дорога на Дальний Восток Великой Северной экспедиции проходила южнее – через Осу и Кунгур. Это подтверждает Г.Ф. Миллер: «…самые старшие известия получены только при выезде из Сибири в Березове, Тюмени, Туринске…Верхотурье и у Соли Камской, где перед едучи мы не были…».

Новой южной дорогой по Уралу в Сибирь в 1733 г. через Сарапул – Осу – Кунгур – Каменск – Уральский – Екатеринбург – Тюмень не воспользовался только отряд Шпанберга, который проследовал прежним Бабиновским трактом через Кай городок – Соликамск – Верхотурье – Екатеринбург – Тюмень – Тобольск, был несколько короче и позволял быстрее достичь восточных границ, чтобы начать строительство морского флота. Но обратный путь в европейскую Россию в разное время с 1742 по 1746 гг. морской и сухопутный отряды Великой Северной экспедиции, возвращались по Бабиновскому тракту через Верхотурье – Соликамск.

Бабиновская дорога на западном склоне Уральских гор шла через реки Каму, Усолку, Косьву, Кырью, на восточном склоне через Чикман, Павду, Лялю, Туру. Далее следовал Сибирский тракт.

Соликамско – Верхотурский путь (русский, официальный правительственный путь из Европейской России в Сибирь с конца XVI в. до середины XVIII в.) проведал и устроил в 1597 г. по заданию царя Федора Иоанновича житель Верхнего Усолья Артемий Бабинов. Бабиновская дорога, длиною в 263 версты (от Соли Камской до Верхотурья), шла от западных до восточных склонов Уральских гор через села Городище, Половодово, Верх–Усолку, Сурмог, Верх-Яйву, Махнёво Чикман, Молчан, Верх–Косьву, Растес, Кырью, Павдинскую, Восьмиверстный, Мелехина, Позднякова, Караул, Савинова. Дорога заменила собой старый Чердынский (Вишерско – Лозвенский) тракт, длинною в 2000 верст от Москвы до восточного склона Уральских гор. Местное население называло Бабиновский тракт путем «из варяг в греки» или «Великим шелковым путем» – так велико, почти в течении двух веков, было значение этого единственного официального пути из европейской России в Сибирскую провинцию.

О значении Верхотурской дороги в освоении Сибири 9 января 1617 г. сообщает «Грамота… царя Михаила Федоровича в Соликамск воеводе Богдану Лупандину об освобождении от податей вотчину «вожа» Сибирской дороги Артемия Бабинова в Соликамском уезде» . Грамота является ответом царя Михаила Федоровича на письмо Сибирской дороги вожжа Ортемки (Ортюшке, Артемия) Софонова сына Бабинова, который просит его согласно грамоты прежнего царя «Федора Ивановича освободить от оброков (налогов) на его собственность: деревню на Яйве реке и дом у Соли Камской». В награду за содержание дороги царь «за службу вотчиною по старым межам владети по прежнему» подтверждает .

Путь из Соли Камской до Верхотурья занимал 5 или 6 дней зимой и 9–10 дней летом. Скорость зимой составляла 12 верст в час, летом 10, осенью и весной 8. В сутки в среднем проезжали до 80 верст. На станции (яме, отсюда ямщик) за одну лошадь за одну версту в XVIII в. платили 8–10 коп. Дорога была шириною в три сажени (более 6 метров). Кроме передвижения людей по дороге «хаживала денежная и соболиная казна, хлебные и пороховые запасы» , оружие, соль, ткань, бумага, медь, сера (более сотни наименования товаров).

Дорога служила так же как посольская и ссыльная, за год по ней проходило до 2000 человек и 5000 подвод. Так 20 мая 1645 г. в «отписке тобольского воеводы князя Григория Куракина верхотурскому воеводе Максиму Стрешневу об отпуске (проезде) в Москву колмацких послов (два человека) и о корме и питье им» тобольский воевода сообщает: «…а корму тем послам дано от Тобольска до Москвы на 10 недель 9 рублёв 26 алтын 4 денги», а «. как …послы на Верхотурье приедут» так «…отпустить их к Соли Камской, не задержав…велети б вам дать … на неделю…послам под корм и под питье 2 подводы» . Таким образом, согласно документу путь от Тобольска до Москвы составлял 10 недель, а от Верхотурья до Соли Камской в мае месяце одну неделю.

Наиболее подробное описание десятилетнего научного путешествия сухопутного отряда (1733 – 1743гг.) принадлежит участнику Великой северной экспедиции академику И.Г. Гмелину. Он был в составе отряда академика Г.Ф. Миллера, под началом которого состояли профессор Делиль де ля Кройер, студент С.П. Крашенинников, а в 1738 г. присоединился Г.В. Стеллер.

Согласно дневника, Иоганн Гмелин с коллегами побывали на территории будущей Пермской губернии дважды – сначала в декабре 1733 г., затем – в августе 1742 г – январе 1743.

Гмелин подробно отмечает в своем дневнике населенные пункты, которые проследовали участники экспедиции на более чем десяти подводах. Уральский участок пути начинается от Сайгатки, что на границе с Башкирией, и проходит через Дуброво – Осу – Кунгур – Иргинские заводы – Бурму – Ялум – Шайтанские заводы – Екатеринбург.
В дороге находились по 15 – 16 часов в день. В три часа дня 18 декабря 1733г. академики выехали из города Сарапул, проехали деревню Ночкина, переправились через Каму и утром 19 декабря оказались в Сайгатке .

На следующий день члены Академического отряда отправились в Осу через деревню Частые. По пути ученые осмотрели расположенные в пяти верстах от Осы строящийся Медный завод Акинфия Демидова и обнаружили, что там «нет еще ни людей, ни печей» .

В Осе академиков ждала непредвиденная задержка, и было решено съездить для исследований в Кунгур. 22 декабря в Кунгур (2326 верста) прибыли академики Гмелин, Миллер и прикомандированный к отряду художник Беркхан. Ученых интересовала Кунгурская пещера, которую ранее описывал Страленберг и которую посещали все путешественники, бывавшие в Кунгуре . Трем участникам экспедиции не удалось сразу найти проводника, который мог бы показать им пещеру, помочь вызвался ямщик. В пещере академики и ямщик потеряли друг друга. Гмелин с товарищами самостоятельно выбрались из Кунгурской пещеры и добрались до города, а ямщик пришел к ним на следующий день .

После Кунгура Академический отряд посетил строящиеся Иргинские заводы, татарскую деревню Ялум и Шайтанские заводы. В Екатеринбург (2625 верста) экспедиция прибыла 29 декабря. Немцы, которых в городе было больше, чем русских, называли город Катариненбургом . Делиль де ла Кройер выехал из Екатеринбурга в Сибирь 9 января, Миллер покинул город 14 сентября, Гмелин задержался до 19 сентября 1734 г.
Во время путешествия по Кунгурской провинции Иоганн Гмелин делал заметки по этнографии и ботанике. В татарской деревне Ялум ученый сделал этнографическое описание костюмов ее жителей и сравнил с традиционной татарской одеждой из других мест .

Пребывание в Екатеринбург Иоганн Гмелин посчитал полезным с точки зрения изучения горного дела. Он получил возможность посетить заводы города и записал сведения об организации труда, борьбе с пьянством и… оригинальном праздновании нового года жителями.

Обратная дорога из Сибири через Урал, куда в 1742 г. прибыл Гмелин, выглядела так: в августе остановился в Екатеринбурге. Во время повторного приезда в Екатеринбург ученый имел больше времени для осмотра города. Он сделал описание основных зданий и учреждений, описал 38 работающих предприятий и мастерских, в основном, связанных с горной промышленностью, а также большую плотину на реке Исеть .

После этого Иоганн Гмелин сделал несколько радиальных выездов на Демидовские заводы: Невьянский, Нижне-Тагильский, Шайтанский, Выйский; в сентябре: Лайский, Кушвинский, Туринский, Черноисточинский, Верхне-Тагильский, Шуралинский, Быньговский и принадлежащие короне Юрюзанский и Алапаевский заводы, в октябре Гмелин заболел .

О посещении каждого из заводов ученый составлял отчеты о том, как руда поступает на предприятие, функционируют основные цеха и технические устройства, образ жизни населения, живущего в заводских поселках. Также ученый сообщает ценные сведения о производимой продукции и ее сбыте. Подробнее всего Иоганн Гмелин рассказал о Невьянском заводе.
Только через месяц, 12 ноября Гмелин отправился в путь по восточному склону Урала через деревню Ляля, Фоминский погост, деревню Бушланова, Тагильскую слободу, поселение Салду, деревни Торговище, Вагина, Глазуново, Походящева, Голкова, Нерёмка и 15 ноября был в Верхотурье. К концу дня (15 ноября) он одолел путь в 200 верст. Гмелин стремился быстрее вернуться в Петербург.
В Верхотурье Гмелина ожидал Г. Миллер со своей женой и художник Люрсениус. После прибытия в город Иоганн Георг сделал его подробное описание: общее положение Верхотурья, состояние крепости, церкви, купеческих складов, таможенной службы. Таможня располагалась в двух частях города, чтобы осматривать тех, кто едет в Сибирь и европейскую часть России соответственно .

В Россию, как пишет Гмелин, экспедиция выехала раздельно для проведения барометрических наблюдений одновременно в Соликамске и Верхотурье: Миллер отправился 1 декабря, а Гмелин 8 декабря .

Дорога до западного склона Урала пролегала через Лялинский завод (погост, так у Гмелина), Павдинские избушки, деревни Косьва и Чикман, поселение Костец, деревни Молчан и Чикман. В город Соликамск он прибыл 14 декабря . Иоганн Георг вновь сделал подробное описание города, в котором находился. Ученый записал сведения обо всех соляных варницах, расположенных в Соликамске.

Из Соликамска Миллер, Гмелин и их коллеги выезжали регулярно и осмотрели Пыскорский монастырь, монастырское село Дедюхина, села Ленва и Новое Усолье, Вильвенский погост. «1 января 1743 г. ночью в 11 часов с Богом выехали из Соликамской» и отправились в Россию через Вильвенский погост, деревни Юринская, Косогор, Никитина, Миус, Оськина, Верхсиринское сельцо, деревнюТимена, Урольский погост, деревню Логинова, селище Кошинского стана Чердынского уезда, села Коса, Чедсово, Юрьев погост, Кайгородок . «Верстовые столбы по дороге почти наполовину вырваны» , поэтому определить точность расчета пройденного пути было достаточно трудно.

Таким было пребывание на территории Осы, Кунгура и Соликамска участников Академического отряда. Хотя описание Урала не входило в их основные задачи, добросовестность и скрупулезность Иоганна Гмелина, как исследователя, сохранили для нас подробное описание уральских городов в десятилетия, которые предшествовали основанию Пермского наместничества.

На следующий день члены Академического отряда отправились в Осу через деревню Частые. По пути ученые осмотрели расположенные в пяти верстах от Осы строящийся Медный завод Акинфия Демидова и обнаружили, что там «нет еще ни людей, ни печей» .

О пермских названиях

Туристы, приезжающие в Пермь, часто удивляются местному говору и названиям.

Если вы когда-нибудь окажетесь в Перми, то будете уже готовы к следующим названиям:

1. Столица Прикамья во всей России за исключением Пермского края называется Пермь (р – твёрдый, м – мягкий), или же вообще Перм (р, м – твёрдые). Но сами же жители называют свой город ласково и мягко – Перьмь, и если вы скажите по-другому, то сразу будет ясно, что вы приехали издалека. Но в склонениях и других частях речи, например Перми, Пермский – все звуки твёрдые, ничего не смягчается.

2. В Перми есть микрорайоны и реки с довольно необычными названиями:

Разгуляй – исторический район в центральной части Перми, интересен для осмотра.

Бахаревка и Крохалевка (ударение на О, не путайте с рекой Крохалёвкой в Новосибирской области) – это спальные районы города, в них нет ничего примечательного, единственное, рядом находится неработающий аэропорт “Бахаревка”. Крохалевка названа в честь первого в Прикамье Героя Советского Союза – Анатолия Ильича Крохалева.

Заостровка (ударение на первую О) – это небольшой район на западе Перми, особо ничем не примечателен. Граничит с остальной частью города по озёрам Глубокое, Долгое и Источное.

Закамск. По названию вы скажите – это город. А пермяки ответят – нет. Закамск – это микрорайон на другом – правом берегу Камы. Хотя это территория Перми, но Закамск живёт довольно обособленно. Если у вас будет лишнее время, то можно съездить и посмотреть парк аттракционов и улицу Маршала Рыбалко, часть которой всегда закрыта поочерёдно, из-за смены канализации.

Крым. Это название больше всего шокирует приезжих. Крым находится недалеко от Закамска, особых достопримечательностей не имеет, за исключением огромной ТЭЦ, которая видно даже за 15 километров!

Река Егошиха (ударение на И, а историческое название до 198 года – Ягошиха) – это река, с которой и пошла Пермь. Именно на неё начали строиться первые Егошихинские заводы.

Мотовилиха – это целый район Перми, самый старый в городе. И река Егошиха разделяет Мотовилиху и Разгуляй.

Компрос – это одна из двух главных улиц Перми. Это название произошло от полного названия улицы – Комсомольский проспект. Компрос интересен, рекомундую для посещения.

И последнее название – башня Смерти. Это вовсе не тюрьма или какая-нибудь страшная башня, а достопримечательность! Это здание в стиле Сталинских высоток в Москве, только гораздо ниже. Находится оно в конце основной части Комсомольского проспекта на Комсомольской площади.
Башня так “зловеще” названа (местных это не пугает, все давным-давно привыкли) по нескольким версиям:
1. Потому что в 1937 году в ней тайно расстреливали людей, за которыми ночью приезжали государственные машины и увозили навсегда.
2. Рядом с башней находится кинотеатр, в котором в это время показывали фильм “Башня Смерти” (Tower of London).
3. Раньше в подвалах во времена коммунизма коммунисты пытали своих врагов. И туда, где сейчас находится 1-ая часть (тюремная зона), в Разгуляе, от Башни смерти вел подземный тоннель. В самой Башне смерти находились разные орудия пыток. В ее подвалах были обнаружены остатки замученных до смерти людей.
Факты про башню:
1. Вообще-то правильно башня называется “Здание ГУВД Пермского края”.
2. Изначально строилась как главный корпус Пермского Государственного Университета.
3. Башня была уменьшенной немного изменённой копией главного здания МГУ.

Те, кто смотрели “Реальных пацанов” какие-то названия могли слышать, например Закамск или Разгуляй.

Ну вот и всё, что я хотел вам сказать.

Всем спасибо, теперь можно смело ехать в Пермь!

Река Егошиха (ударение на И, а историческое название до 198 года – Ягошиха) – это река, с которой и пошла Пермь. Именно на неё начали строиться первые Егошихинские заводы.

Туризм и достопримечательности

Для туристов, оказывающихся на берегах Лены, предлагаются такие развлечения, как экскурсии на водном транспорте, теплоходные и лодочные прогулки, в зимнее время года – катание на собачьих упряжках. Сплав по реке – самый рискованный вид развлечений, возможность познакомиться с речными перекатами и омутами.

Востребованы туристические круизы с посещением нерукотворных объектов (Ленских столбов, Ленских Щёк) и порта Тикси.

Copyright © 2010-2020 e-migration.ru | Редакция и контакты

Хозяйственное значение

Хозяйственное значение реки Лена определяется ее полноводностью и доступностью для речного судоходства. Учитывая удаленность территорий и высокую степень изолированности, можно считать, что река служит главной транспортной артерией, которая связывает обширные просторы Якутии и Забайкалья с федеральной транспортной сетью. На разных участках реки характер движения по ней различается. Так в верховьях сложно перемещаться на крупных судах, для которых есть много сложных участков русла. В среднем и нижнем течениях сплав возможен на больших речных судах, которые и доставляют грузы в крупные речные порты и в главную морскую бухту – поселок Тикси.

Правые и левые притоки Лены также активно вовлечены в транспортную систему. По ним осуществляется доставка грузов разной величины к центральному руслу. По всем берегам располагаются небольшие порты и причалы, которые вовлечены в перемещение грузов.

В среднем навигационный период на реке составляет 130-170 суток.

Само русло практически не изменено человеком, что связано с труднодоступностью региона. Здесь нет плотин и ГЭС, что делает реку предельно чистой. В верховьях можно смело напиться воды прямо из русла.

Через реку перекинуто несколько крупных мостов, которые играют важную роль в сообщении между регионами. В районе деревни Пономарево не так давно построен новый бетонный автомобильный мост. Есть старый мост в Усть-Куте и понтонный мост у поселка Жигалово. В Усть-Куте также располагается крупный железнодорожный мост.

В среднем навигационный период на реке составляет 130-170 суток.

Питание и режим реки Лена

Лена является единственной рекой, протекающей в области, где формируются уникальные природные комплексы, в том числе и ледовый, которые обусловлены резким континентальным климатом и многолетней мерзлотой. Особенностью гидрологического режима реки является возникновение катастрофических весенних половодий.

Основным питанием реки и ее притоков являются дождевые и талые воды. Питание рек грунтовыми водами затруднено из-за абсолютного распространения вечной мерзлоты. Кроме весеннего половодья, для Лены характерны несколько летних паводков, а также осенне-зимняя низкая межень.

К концу апреля в районе Киренска, что на верхнем течении Лены, начинается весенний разлив. Постепенно он смещается на север и доходит до низовья примерно к середине июня. В процессе разлива вода поднимается в среднем на 6–8 метров над уровнем межени. В области нижнего течения вода может подниматься до 10 метров.

Лена, половодье которой начинается от истока к устью, замерзает, наоборот, от устья к истоку. В конце октября огромная река обычно скована льдом.

Основным питанием реки и ее притоков являются дождевые и талые воды. Питание рек грунтовыми водами затруднено из-за абсолютного распространения вечной мерзлоты. Кроме весеннего половодья, для Лены характерны несколько летних паводков, а также осенне-зимняя низкая межень.

Где исток реки Лена

Исток Лены – небольшое озеро рядом с Байкалом. Название этого озеро мною не обнаружено. Вот так, у величайшей сибирской реке исток безымянный. Расположен этот исток недалеко от озера Байкал. Указываются разные расстояния до Байкала от 12 до 7 км. Зато координаты истока даны точно: 53°56′20.4″ с. ш. 108°05′08″ в. д. (G), а для большей уверенности здесь вы обнаружите маленькую часовню с соответствующей табличкой.

Высота места, откуда берет начало река Лена 1470 метров над уровнем моря.

Исток Лены – небольшое озеро рядом с Байкалом. Название этого озеро мною не обнаружено. Вот так, у величайшей сибирской реке исток безымянный. Расположен этот исток недалеко от озера Байкал. Указываются разные расстояния до Байкала от 12 до 7 км. Зато координаты истока даны точно: 53°56′20.4″ с. ш. 108°05′08″ в. д. (G), а для большей уверенности здесь вы обнаружите маленькую часовню с соответствующей табличкой.

Великая река Сибири Лена: особенности, описание, характеристика, легенды и факты о реке, исток и устье, притоки, длина, название. Лена на карте России.

Лена — крупнейшая в мире река, протекающая в зоне вечной мерзлоты, а также самая крупная в России река, чей бассейн полностью находится на территории Российской Федерации.

Общее направление течения: с на север.

Достопримечательности

Сибирь знаменита не только речными и лесными трофеями. Популярные среди туристов достопримечательности находятся вдоль всего побережья. Перечислим некоторые:

  1. Якутия, Хангаласский район: природный парк «Ленские столбы».
  2. Иркутская область, пос. Качуг: рисунки первобытных людей на Шишкинских скалах.
  3. Якутск: Спасский монастырь (1664 г.), старинная шахта «Шергикская».
  4. Усть-Кут: лечебные грязи.
  5. Киренск: архитектура и история.
  6. Олекминск: часовня Александра Невского XIX века; памятник реке.

  1. Название реки происходит от эвенкийского слова «елю-эне», что в переводе означает «большая вода». Со временем слово изменилось в привычное для нас имя Лена.
  2. Русский путешественник XVII века П. Д. Пенда был первооткрывателем реки. Он вместе с казаками проложил кратчайший маршрут с Нижней Тунгуски до Лены. В дневниках Пенда оставил описание водоема и его гидрологических характеристик. Об открытии реки дали знать царю, который повелел присоединить новые побережья к русской земле.
  3. Глобальное потепление отражается на речной географии. В отдельных местах русло меняет свои очертания. Ученые следят за преобразованиями, чтобы вовремя вмешаться в процесс.
  4. На некоторых участках Лены вода на дне замерзает раньше, чем на поверхности. Под воздействием течения ледяная корка отрывается, уплывая в низовья. Шуга образует заторы в руслах.
  5. Трудно поверить, что среди тайги может быть пустыня. Правосторонний склон реки доказывает наличие такого факта огромным песчаным барханом под сенью сосен. До сих пор нет единого мнения о происхождении феномена.
  6. Усть-Ленский заповедник получил статус российского биосферного заповедника, где находятся под охраной растения и млекопитающие, внесенные в Красную книгу.

Рыба обитающая в реке Лена

На сегодняшний день в бассейне реки обитает 37 видов рыб.

Наиболее ценным представителем является речной сибирский осетр. Он обитает на участке от Коршукова до приморья. Питается осетр мелкой рыбой, личинками насекомых, ракообразными и моллюсками.

В бассейне Лены широко распространен таймень . Обитает он на всей протяженности реки. Этот типичный хищник образует промысловые скопления только во время нереста или в период ската с нерестилища.

В верхнем и среднем течениях обитает ленок. Эта рыба никогда не появляется в приморских участках. Размножается ленок в самом начале июня.

В дельте реки, на шельфе в опресненных районах моря обитает популяция нельмы. Рыба может подниматься высоко по реке, вплоть до Алдана, Витима и Олекмы.

От реки Иул до дельты часто встречается тугун. А также рыба плотно заселяет участок от Витима до 40 островов, а также от притоков Алдан, Олекну, Чую, Вилюй.

Одним из основных промысловых видов рыб, населяющих Лену, является муксун. В одной только дельте живет четыре разновидности этой рыбы. В летнее время муксун переходит на мелкие прибрежные морские участки, а также в авандельту.

В низовье реки и в дельте особенно многочисленна пелядь. Ее также можно встретить выше по течению до Олекминска. Питается рыба планктоном и бентосом.

От верховья до авандельты широко распространен сиг. А также рыбу можно встретить на приморских участках.

В нижнем течении обитает чир. Рыба редко поднимается к Якутску. Чир отличается высоким темпом роста и хорошими вкусовыми качествами.

От верховья Лены до приморских участков широко распространен хариус. Наиболее распространен этот хищник в среднем течении реки и его правых притоках. Повсеместно также распространены щука, сибирская плотва, сибирский елец, окунь и ерш .

В среднем и нижнем течениях реки обитает язь. Наибольшей численности он достигает в реке Тюнг.

Еще одной рыбой, распространенной по всему бассейну Лены, является налим. Летом он старается придерживаться русла реки, а зимой выходит на нерест в фарватер на каменистый грунт. Налим здесь вырастает до очень крупных размеров. Часто можно встретить особей весом до 12 килограмм. Иногда попадаются налимы длиной около полутора метров и массой не менее 20 килограмм.

А также отрицательно сказываются на экологии техногенные факторы. Среди них особенно выделяются заготовка леса, разработка месторождений золота, сброс сточных вод с населенных пунктов, расположенных на берегах реки, а также движение речного транспорта.

Краткое описание

Лена — это крупнейшая река в восточной и средней Сибири, длина которой достигает 4400 километров. Годовой водосброс огромен и по этому показателю уступает в России лишь полноводному Енисею и его притоку Оби. Эта водная артерия словно разрезает материк по карте на две половины. Она берет свое начало около южных границ с Китаем поблизости от Байкала и впадает в море Лаптевых на самом севере континента.

Лена имеет крупную и разветвленную дельту, которая по своей площади могла бы занять большую часть европейской части России. Главное русло подпитывается за счёт притоков различной величины, которые сами являются крупными реками, обеспечивая максимальную полноводность на всём ее течении.

Особенностью Лены является тот факт, что большая часть этой реки проходит по зоне вечной мерзлоты. Поэтому регион подвержен всевозможным деформациям и нарушениям, природа особенно чутко реагирует на любые колебания климата, что и объясняет непостоянство русла, его частые изменения положения и разливы.

Река сформировала уникальный природный ландшафт с высокими горными хребтами в верхнем и среднем течении, а также практически плоскую равнину в зоне вечной мерзлоты. Уникальность Лены состоит в том, что в зоне экстремально низких температур осенью она замерзает от устья в сторону верховья, а в последующем вскрывается в обратном направлении.

Ученые до сих пор спорят о режиме питания, длине и истоке этой реки. В зависимости от конкретной теории Лена начинается как в самом Байкале, так и в небольшом озере поблизости от Иркутска, а ее длина по подсчетам специалистов составляет 4300−4400 километров. Известно, что современный топоним происходит от бурятского названия Елю-Ене, что в переводе с местного диалекта означает большая вода. Открыта Лена была во время сибирского похода 1619−1623 годах путешественником Пяндой, который смог исследовать лишь верхнее течение, предположив о гигантских размерах этой водной артерии Сибири.

В своём течении Лена пересекает ряд крупных субъектов федерации, в том числе Якутию, Иркутскую область, отдельные притоки относятся к Хабаровскому и Красноярскому краю. Эта река имеет огромный хозяйственный потенциал, является транспортной артерией для морского и речного судоходства, но и представляет определенную преграду для дальнейшего развития региона.

В настоящее время отсутствуют полноценные автомобильные мосты через эту реку, поэтому доставка грузов и сообщение с отдаленными поселками возможно лишь в зимнее время года или летом в короткий период судоходства.

В силу сложности и недоступности региона определить устье Лены на протяжении многих сотен лет не представлялось возможным. Только лишь с развитием морского пути удалось обнаружить место впадения реки в Ледовитый океан. Известно, что Лена несет свои воды первоначально в море Лаптевых, впадая в него неподалеку от Булунского улуса. Устье переходит в огромную дельту, которая начинается ещё в 150 километрах от морского берега.

Ловля хариуса

Эта рыба встречается в верховьях реки, в ее правоприточных участках и в дельте. На зимнее время хариус перемещается на достаточную глубину, а летом выходит на верховье. Ловят сибирскую разновидность этой рыбы на червей, личинок и летающих насекомых, иногда она клюет на моллюсков. Искусственные приманки на хариуса тоже являются достаточно распространенной наживкой.

Достаточно перспективным местом для рыбалки является еще один правый приток Лены — Алдан. В его верховье водятся таймень, сиговые, ленок, хариус, щука, налим, чебак, окунь и т. д. На среднем течении Алдана и его низовьях встречаются также нельма, тугун, минога, ряпушка и сибирский осетр. У рыболовов большой популярностью пользуется полноводный приток реки Келе.

Современное значение

Данная река играет важнейшую роль в жизни людей, поселившихся вдоль ее берегов. Там, где она протекает через равнины, широко распространено выращивание различных сельскохозяйственных культур, в частности пшеницы, ячменя, огурцов и картофеля. Обширные пастбища для выпаса животных в пойме реки Лены способствуют развитию скотоводства. Близлежащие земли богаты разнообразными полезными ископаемыми, в том числе золотом и алмазами, а также железной рудой и залежами коксующегося угля, которые являются двумя ключевыми компонентами в производстве стали. Активно разрабатываются месторождения природного газа. Понятно, что Лена – судоходная река, является важнейшей транспортной артерией региона. Различные грузы, в том числе полезные ископаемые, меха, продукты питания и промышленные товары перемещаются маршрутом через Северный Ледовитый океан и зачастую это единственная возможность связаться с остальным миром. Река имеет огромный потенциал для развития гидроэнергетики, который практически не используется, что, впрочем, хорошо для флоры и фауны Лены реки.

Данная река играет важнейшую роль в жизни людей, поселившихся вдоль ее берегов. Там, где она протекает через равнины, широко распространено выращивание различных сельскохозяйственных культур, в частности пшеницы, ячменя, огурцов и картофеля. Обширные пастбища для выпаса животных в пойме реки Лены способствуют развитию скотоводства. Близлежащие земли богаты разнообразными полезными ископаемыми, в том числе золотом и алмазами, а также железной рудой и залежами коксующегося угля, которые являются двумя ключевыми компонентами в производстве стали. Активно разрабатываются месторождения природного газа. Понятно, что Лена – судоходная река, является важнейшей транспортной артерией региона. Различные грузы, в том числе полезные ископаемые, меха, продукты питания и промышленные товары перемещаются маршрутом через Северный Ледовитый океан и зачастую это единственная возможность связаться с остальным миром. Река имеет огромный потенциал для развития гидроэнергетики, который практически не используется, что, впрочем, хорошо для флоры и фауны Лены реки.

Течение

Река Лена на карте России проходит по сложному, извилистому маршруту. Части территории, по которым она протекает, сильно отличаются между собой. Поэтому совершенно по-разному в каждой из них ведёт себя река.

Условно её прохождение можно разделить на 3 области:

  1. Участок верхнего течения реки определяют от её истока. Эта часть водотока приходится на Прибайкалье. В верховье Лены течение стремительное, как у горной реки. Временами попадаются пороги. Берега водоёма скалистые, высокие, покрытые соснами. После впадения Киренги, течение успокаивается, река становится шире. Эта область проходит до устья Витима.
  2. Область среднего течения начинается от устья Витима. После его впадения, река становится многоводней. Здесь русло водотока расширяется до 20-30 км, появляются острова. В этих местах левый склон более пологий. Правый берег высокий, так как здесь проходит край Патомского нагорья. После вхождения в общее русло Олёкмы, Лена течёт в глубокой узкой долине. Ниже Покровска происходит большое расширение её русла. На этом участке появляются вместе с соснами и лиственные породы деревьев.
  3. Область нижнего течения определяют от устья Алдана до места впадения Лены в Море Лаптевых. После вхождения в реку Вилюя, поток воды становится очень широким и может достигать 30 км. Перед входом реки в устье, бассейн Лены становится более узким, так как её русло проходит между гор.

На реке Лена расположены несколько городов и посёлков, которые имеют важное экономическое и историческое значение для региона:

Читайте также:  Река Кама, подробное описание, рыбалка, отдых, сплавы и круизы
Ссылка на основную публикацию