Экскурсионный маршрут к Вечному огню, история и достопримечательности

Как доехать на автобусе

Тем, кто хочет доехать до «Самбекских высот» на автобусе, следует выбирать рейс с остановкой в селе Самбек или у поворота на него. Билеты можно купить на автовокзале Ростова-на-Дону или на автостанции Таганрога.

Расписание автобусов по станции Самбек от сервиса Яндекс. Расписания:

От центра поселка до мемориала около 2,5 километров, если выйти на трассе E58, то путь значительно сократится. Кроме того, не стесняйтесь просить водителей высадить вас прямо у комплекса.

Парковка у «Самбекских высот» располагается со стороны дороги 60К-7 у Переходного моста. Первые посетители уже обратили внимание, что мест на стоянке недостаточно для большого потока гостей и летом, в пик туристического сезона, велика вероятность не найти свободного места. Поэтому имеет смысл воспользоваться услугами местных служб такси или заказать трансфер от компаний Везет, Яндекс. Такси, Maxim, Престиж и др.

Экскурсия к памятникам воинской славы

Цель: содействовать становлению личности школьников через ознакомление с историческим наследием нашей Родины.

22 июня 2012 года около Моршанского АТП открыт памятник герою Советского Союза Борееву Николаю Ильичу.

Методическая разработка экскурсии «Посещение мемориального комплекса «Парк Победы»

МИНИСТЕрСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«ОМСКИЙ ТЕХНИКУМ МЯСНОЙ И МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

Директор БПОУ ОО «ОТММП»

______________ В.А. Ревякина

Методическая разработка экскурсии

Мемориальный комплекс Парк Победы

преподаватель БПОУ ОО «ОТММП»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Любовь к родному краю должна быть деятельной, закладываться с юных лет и основываться на знаниях.

Методическая разработка пешеходной экскурсии «Мемориальный комплекс Парк Победы» для обучающихся БПОУ ОО «ОТММП» предназначена для проведения внеклассного мероприятия по изучению памятных мест своего города, связанных с военной историей, создания условий для развития познавательного интереса к истории родного края, воспитания чувства патриотизма, гордости за свою малую родину.

В пешеходной экскурсии охвачен исторический период нашего региона начиная с Великой Отечественной Войны и по настоящее время. Студенты техникума и руководитель экскурсии (классный руководитель) смогут в доступной для обучающихся форме рассказать об идее создания комплекса, этапах его реализации, охарактеризовать входящие в него объекты и провести пешеходную прогулку по одному из самых красивых мест города, используя схему экскурсии. В схеме указан маршрут экскурсии, остановки, объекты показа, на практике проверено время остановки, перечислен перечень основных вопросов, определены организационные и методические указания.

Эпиграфом к этому мероприятию могут послужить слова Д.М. Карбышева, сказанные в плену перед казнью: «Думайте о Родине, и мужество вас не покинет!». Обучающиеся самостоятельно подготавливают (индивидуально или в малых группах), сообщения о подвигах героев войны, об отдельных памятниках и монументах, прочих объектах входящих в комплекс. Во время проведения экскурсии участники поочередно делятся полученными знаниями, демонстрируют свою подготовленность, при необходимости их рассказ дополняется преподавателем-экскурсоводом.

Экскурсия начинается от остановочного пункта «Парк Победы» и заканчивается посещением часовни, построенной в память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Спустившись со ступеней пешеходного перехода остановочного пункта «Парк Победы», участники экскурсии оказываются на аллее, ведущей к мемориальному комплексу.

Преподаватель:

9 мая 1975 года в Омске произошло открытие настоящего чуда, был торжественно открыт мемориальный комплекс Парк Победы. Масштаб комплекса, количество скульптур и ту роль, что он несет, просто поражает.

В 1965 году ветераны второй мировой войны обратились к администрации Омска. Далее было обращение к каждому омичу в просьбе поддержать строительство Парка Победы. Никто не просил денег, как это делается сейчас. Был лишь призыв выйти на субботники и другие работы, за которые оплату получил бы фонд, который отвечал за строительство. По мне так это отличная идея, ведь даже не будем учитывать тот факт, что тогда очень сильно было ощутимо эхо войны, ведь прошло всего 20 лет. Были в силе ветераны и уважаемые люди той эпохи. Важно то, что если тебе не все равно и как наши отцы, браться и деды погибали на войне, а ты не можешь выйти и подмести улицу в том городе, что они тебя защищали? Поэтому этот призыв был услышан омичами.

Конкурс на проект «Парк Победы» выиграли скульптор Д.Б. Рябичев и архитектор Н.А. Ковальчук.

В 1967 году было принято решение о строительстве «Парка Победы» в парке, который и так строился за Ленинградским мостом, т.е. просто выбрали место и начали подготовительные работы, согласно проекту.

«Омскгражданпроект» подготовил чертежи проекта (собственно изготовили М.М. Хахаев и И.Ф. Ходженко). 8 лет шли аграрные работы: рассаживались деревья, прокладывались дорожки и т.д

И оставшиеся 2 года (с 1973 по 1975 год) уже непосредственно устанавливались величественные монументы, которые нас и радуют сейчас.

По оценках исторических хроник из Омска и Омской области на войну ушли порядка 310 тысяч человек. Перечислять кто куда ушел нет смысла, важно, что о каждом помнят.

Комплекс мемориала специально подготавливался ко дню победы, поэтому и получилось, что официально парк называется «Парк 30-летия Победы», но в народе называют проще Парк Победы.

Все скульптуры комплекса мемориала были отлиты в Мытищах (тогда еще московской областью). Но чтобы успеть в срок, на помощь были командированы омские скульпторы — Н. В. Береснев, Г. И. Речкин, В. М. Бояренков, Б. В. Демченко, С. И. Колесников, А. В. Шилов, В. И. Нацук, А. Г. Кальченко, Г. А. Антонов, Ю. С. Титов.

Мемориальный комплекс в Омске в Парке имени 30-летия Победы был открыт 9 мая 1975 года и сейчас включает:

– мемориал воинам-омичам жертвам локальных войн и «горячих точек»;

– скульптура Сибирячка с сыном;

– брусчатая «дорога войны»;

– 14-метровая скульптура Солдата-Победителя;

– памятник павшим, пропавшим без вести, умершим от ран в госпиталях;

– памятник малолетним узникам фашизма;

– мемориал павшим землякам 32-29 гвсд;

– часовня в честь трех святых воинов Руси;

– памятник ликвидаторам чернобыльской аварии “Чернобыльский ангел”.

Омский мемориал Победы является одним из крупнейших памятников такого масштаба на востоке России. Он стал важной частью города, куда приходят все, чтобы почтить память воинов, которые ценой своей жизни защитили Родину.

У всех вас есть схемы маршрута, на которых обозначены маршрут экскурсии, остановки, объекты показа.

Территориально удобнее всего начинать знакомство с объектами мемориального комплекса с Памятника ликвидаторам чернобыльской аварии “Чернобыльский ангел”.

1. студент (группа):

25 августа 2011 года состоялось торжественное открытие памятника героям-чернобыльцам. Мемориал установили в парке Победы специально к 25-ой годовщине со дня страшной катастрофы. В самом памятнике чернобыльцам заложена глубокая символика. Он представляет собой арку высотой 11 метров с колоколом. На мраморном постаменте установлена фигура ангела-хранителя. По задумке автора скульптурной композиции Сергея Норышева в руках ангел-хранитель держит оливковую ветвь – символ примирения человека с Богом. Ветвь – это единственная деталь памятника, которую отлили из бронзы непосредственно в Омске. Основные работы выполнены специалистами московского завода.

Далее проходим к Мемориалу воинам-омичам, жертвам локальных войн и «горячих точек».

2. студент (группа):

Мемориал воинам-омичам, жертвам локальных войн и «горячих точек»Надпись гласит: “СЫНОВЬЯМ ОМСКОЙ ЗЕМЛИ выполнившим свой воинский долг перед Отечеством ПОСВЯЩАЕТСЯ”.Мемориал открыт в 2005 году, во время празднования 60-летия окончания Великой Отечественной войны.

Проходим к следующему объекту – «дороге войны», которую предваряет памятник Сибирячки.

3. студент (группа):

Символическая брусчатая «дорога войны» длиной 230 метров начинается со скульптуры Сибирячки с сыном. Эта скульптура олицетворяет решительность и стойкость русских женщин, которые приложили все усилия ради Победы, а мальчик символизирует свое поколение, которое вместе с взрослыми творило победу и восстанавливало страну после войны. Ряд берез на заднем плане представляют Родину.

4. студент (группа):

Скульптура Сибирячки стоит перед длинной «дорогой войны», чтобы пройти эту тяжелую дорогу испытаний, тревог, и ожиданий понадобилось 1 418 дней и ночей. «Дорога войны» олицетворяет весь тот тернистый путь, что прошел каждый в годы войны, будь он воином, или матерью, ожидающей сыновей, либо учителем, что обучает детей и видит, как они через год уходят строем на фронт. Вдоль этой дороги стоит 18 гранитных монолитов разной высоты, которые символизируют отдельные сюжеты тех кровавых дней участниками которых были омичи. В камне запечетлен подвиг Петра Ильичёва и мужественный образ узника концлагеря генерала Д. М. Карбышева.

5. студент (группа):

14-метровая скульптура Солдата-Победителя является композиционным центром мемориального комплекса. Солдат-Победитель с мечом и лавровым венком – символом Победы.

Далее студенты возлагают цветы к Вечному огню.

Далее руководитель экскурсии ведет студентов к Памятнику “Павшим, пропавшим без вести, умершим от ран в госпиталях участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 г. от детей хранящих память своих отцов”, декламирует стихи Роберта Рождественского, выбитые на камне.

Далее группа проходит к Памятнику малолетним узникам фашизма, Памятнику “Ленинградцам-блокадникам. За ваш подвиг 8.09.1941 – 27.01.1944 Благодарные омичи”.

Далее экскурсия перемещается к аллее, вдоль которой расположен Мемориал павшим землякам 32-29 гвсд, Краснознаменной стрелковой дивизии, Одинцовский район.

6. студент (группа):

Мемориал павшим землякам 32-29 гвсд, Краснознаменной стрелковой дивизии, Одинцовский район.

Далее ребята зачитывают информацию, представленную на памятниках.

Ознакомившись с информацией, представленной на памятнике, экскурсия перемещается к часовне.

Преподаватель:

В 1996 году в парке была построена часовня в память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Часовню освятили в честь трех святых воинов Руси: Георгия Победоносца, Александра Невского и Дмитрия Донского, а архитекторы Г. Е. Чиркин, Ю. И. Бардычев, А. И. Мичуров вместе со скульптором В. А. Трохимчуком сумели создать гармоничную композицию в истинно древнерусском духе, которая прекрасно вписывается в уже существующий мемориальный комплекс и общий вид парка.

В часовню можно войти, познакомить с внутренним убранством, выслушать рассказ служителя.

Преподаватель:

На этом наша экскурсия завершается.

Благодарю всех участников за подготовку материалов.

Каждый человек должен знать и уважать историю своего города, своего народа. Омский Парк Победы является одним из самых крупнейших мемориалов страны и несет в себе огромное количество информации, память о былых днях, память о людях, которые ценой своей жизни обеспечили для нас с вами благополучную и спокойную жизнь. Будем же помнить их ПОДВИГ!

Далее экскурсия перемещается к аллее, вдоль которой расположен Мемориал павшим землякам 32-29 гвсд, Краснознаменной стрелковой дивизии, Одинцовский район.

Бульвар в память войны 1812 года

Чуть более 100 лет назад здесь, у стен Смоленской крепости, был пустырь. Но близились торжества по случаю 100-летия войны с Наполеоном, город ждал приезда императора Николая II. Смоленская городская дума постановила заложить в этом месте «бульвар и начальное городское училище в память 1812 года».

Так выглядел бульвар в память войны 1812 года в первые годы своего существования

31 августа 1912 года император Николай II торжественно открыл бульвар 1812 года. На крепостной стене вдоль него установили 19 мемориальных литых чугунных досок в память о воинских соединениях, участвовавших в Смоленском сражении 4-5 августа 1812 года. До настоящего времени сохранилось 10 из них.

После революции бульвар был официально переименован в сад «Динамо», но его обычно называли «Кутузовским садиком». Он стал продолжением Парка культуры и отдыха (Лопатинский сад), были открыты ресторан и летний театр.

Сквер Памяти героев. На крепостной стене видны сохранившиеся чугунные таблички в память о воинских соединениях, участвовавших в Смоленском сражении 4-5 августа 1812 года

Сквер Памяти героев начинается около улицы Октябрьской Революции, почти напротив Громовой башни и музея «Смоленск — щит России». Там находится памятная надпись. Но мы пойдем с другой стороны — от площади Победы.

Памятный знак «Организаторам и активным участникам партизанской войны на Смоленщине в Отечественной войне 1812 года» в Сквере Памяти героев, 1987 год

На «Памятнике с орлами» изображены контуры европейской части Российской империи.

Егошиха — растущий экономический и транспортно-перевалочный центр Камского Приуралья

В числе первых крупных металлургических предприятий Среднего Урала возник Егошихинский медеплавильный завод. Переписные книги XVII в. показывают, что местность, в которой возник Егошихинский завод, задолго до его создания была заселена коми-пермяками, татарами, башкирами и русскими крестьянами.

К концу XVII в. здесь находилось более 30 русских поселений, в том числе одно в устье Егошихи, а другое на Висиме. Несколько поселений было расположено не более чем в 10 километрах от Егошихинского починка. Деревню в устье Егошихи (Ягошихи) в конце XVII в. именовали по речке, иногда по фамилии преобладавшего числа жителей – Брюхановой, Брюхановкой. Завод, построенный здесь в 1723 г., был назван по реке и деревне.

Онователем Егошихи без натяжки следует считать В. Н. Татищева, а вот его роль в развитии будущей Перми весьма мала. К тому же, после того как он в 1734 г. снова появляется на Урале в качестве горного начальника, то рекомендует главным городом Прикамья сделать Кунгур и переводит туда из Соликамска воеводское правление. Тогда же Татищев предложил выделить Соликамский и Кунгурский уезды из Казанской губернии в особую провинцию, именуя ее Камской или Пермской.

Таким образом, Татищев не только не понимал возможной роли окрестностей Егошихи как центра крупной территории, но и не считал ее перспективным населенным пунктом и заводом. Собственно говоря, Татищев не является и строителем Егошихи: к моменту ее закладки он уже был смещен с поста и исполнял распоряжения своего сменщика.

Строителями Егошихи, таким образом, и надо считать генерал-майора В. И. Геннина, мастера В. Одинцова и шведского пленного капитана Ю. Берглина. Двое последних как раз непосредственно руководили строительством завода.

К 1735 г. у завода была построена крепость, окружавшая административные здания, рядом с ней жилой поселок с регулярной планировкой. На нижней террасе берега сооружены причалы и улица жилых домов. В центре поселка построена деревянная церковь.

Егошиха оказалась на большом транспортном пути , проходившем через Кунгур, Екатеринбург и далее на запад. это была самая прямая и короткая дорога к Тобольску – центру Сибирской губернии. По Кунгурской дороге шли грузы Ирбитской и Макарьевской ярмарок.

По этой причине в заводе “началась торговля, для которой поселились несколько купцов и сделан был деревянный гостиный двор”. Это сказалось на изменении задач Егошихи как населенного пункта. Теперь основным направлением ее развития становится не заводское производство, а торговля и транспортное обслуживание.

Особенно высока была роль Егошихи как перевалочного пункта, где перегружались караваны с железом и иными грузами, прибывающие по Чусовой и Каме.

В 50-е гг. XVIII в. правительство возобновляет практику передачи казенных заводов в частные руки, чтобы поддержать экономическое положение дворянства. Не избежала этой участи и Егошиха. В 1758 г. ее передают из казны во владение графа М. И. Воронцова наряду с Мотовилихинским, Висимским и Пыскорским заводами.

Читайте также:  Река Обь от истока до устья: течение и бассейн, полный обзор

В том же году из Егошихи в Кунгур переведено Пермское горное начальство, что резко снизило статус завода и его поселка.

Воронцов плохо управлял заводами. Питавшие завод рудники к этому времени были почти полностью выработаны, и завод потерял и свое значение, и перспективу расширения.

Егошихинская слобода существовала лишь за счет пристани, которая была важным перевалочным пунктом для Чусовского сплава железных караванов.

Однако будущее торгово-промышленной слободы Егошихи властно определила судьба в лице императрицы Екатерины Великой. По ее поручению российское правительство подготовило губернскую реформу, и в 1775 г. вышли в свет документы под названием “Учреждения для управления губерний Всероссийской империи”. В соответствии с этим Уложением проводилась губернская реформа в России.

Чтобы определить будущий город для размещения наместника с его аппаратом, на берега Камы отправились последовательно две комиссии. Одну возглавлял казанский генерал-губернатор князь Платон Степанович Мещерский, другую – губернатор выборгский генерал-поручик Евгений Петрович Кашкин. Обе комиссии согласились в том, что для учреждения нового губернского города наиболее подходят окрестности на высоком Камском берегу между Егошихой и д. Брюхановкой.

По указу от 16 ноября 1780 г. было решено назначить в сих местах губернский город, “наименовав оный город Пермь”. 27 января 1781 г. был издан указ открыть губернию и город к октябрю 1781 г. Губернию предлагалось разделить на две области — Пермскую и Екатеринбургскую, в каждой по 8 уездов.

В Пермскую область Пермской губернии входили Пермский, Кунгурский, Соликамский, Чердынский, Обвинский, Оханский, Осинский и Красно-уфимский уезды.

Новый наместник, получив инструкции в личной аудиенции императрицы Екатерины II, в мае 1780 года приехал в Ягошихинский завод и остановился в доме управляющего заводом, где и жил, пока строился его дом. Все лето 1780 и 1781 гг. прошло в лихорадочной постройке казенных учреждений нового города.

Тогда же прорублены были просеки для Сибирского и Казанского трактов в густом хвойном лесу, покрывавшем тогда то место, где теперь расположен город.

Новые здания казенных учреждений и для помещения администрации края строились на так называемой теперь Петропавловской площади с западной и южной стороны единственной тогда в Перми приходской церкви св.апостолов Петра и Павла, переименованной при учреждении города в собор.

К югу от собора через площадь были построены здания для помещения наместника и губернатора, а к западу для присутственных мест, городской думы и гауптвахты.

Внизу, под горою,около берега Камы, где теперь находятся здания вокзала и железнодорожных мастерских, находились торговые лавки, и здесь в известный определенный день недели бывал базар. Лавки окружали каменную часовню, снесенную при постройке Уральской железной дороги (в 1875 г.). Вместо разобранной каменной часовни была выстроена новая во имя св.Николая Чудотворца уже на самом берегу Камы.

Императрица Екатерина II, с особым интересом следившая за ходом дела по сооружению построек нового города и неоднократно писавшая по этому поводу лично Е.П.Кашкину, 27 января 1781 г. издала указ об открытии Пермского и Тобольского наместничества.

Торжественное открытие г. Перми состоялось, как это и предписывалось, в октябре 1781 г., 18-го числа. Первым губернатором Перми стал генерал-поручик А. Кашкин, именно ему принадлежит честь основания нашего города.

Для того чтобы в городе было купечество и мещанство, из которых надлежало формировать органы городского самоуправления, к моменту открытия города сюда были переселены 16 семей из Кунгура, 12 из Соликамска и 6 купцов чердынских. Эти иногородние купцы и мещане вошли в первый Пермский городской магистрат, Совестной суд и иные выборные городские учреждения. Первым городским головой Перми стал кунгурский купец Михаил Абрамович Попов.

Значение Перми было подчеркнуто еще и тем, что в 1781 г. в город переведено горное начальство Урала, здесь оно просуществовало вплоть до 1797 г.

В июне 1782 г. был готов план застройки губернского города. Намечалось устроить 36 кварталов, но в мае 1784 г. Сенатским указом добавлено к плану еще 90 кварталов. Автором проекта был архитектор Иван Лем.

Территория города простиралась от края Егошихинского лога до правого берега р. Данилихи и от берега Камы до городского вала. К началу XIX в. было застроено полностью или частично 73 квартала из намеченных 126.

В городе имелось 940 домов, из них 28 каменных (в этом город не уступал Екатеринбургу), 3 новые церкви, началось сооружение Кафедрального собора, были построены каменные здания городского магистрата и школы, оборудованы аптека и почтовая контора.

Застройка шла в основном вдоль берега Камы, который стал градообразующей осью нового города, в отличие от Егошихинской слободы, где градообразующей осью был лог с заводскими строениями. В эту новую ось удачно вписался Петропавловский собор, территориально оторванный от слободы и стоявший на высоком плато левого берега лога. Вплоть до завершения строительства Кафедрального собора Петропавловский храм был главным церковным зданием губернского города.

Указом императора Павла I от 12 декабря 1796 г. “О новом разделении государства на губернии” было восстановлено деление на губернии и уезды. Преемственность Перми Великой и Пермской губернии выразилась в наследовании древнего имени верхнекамской земли. Слово “Пермь”, возможно, и вышло бы из официального употребления, как это случилось в Перми Вычегодской, но появление губернии дало ему новую и долгую жизнь.

К ранее созданным уездам – Чердынскому, Соликамскому, Кунгурскому, Верхотурскому – добавились Пермский, Оханский, Осинский, Красноуфимский, Екатеринбургский, Ирбитский, Камышловский, Шадринский. В результате реформ на Среднем Урале сложилась трехступенчатая система административно-территориального деления: губерния, уезд, волость.

Новым губернатором был объявлен К. Ф. Модерах, инженер по образованию, отличавшийся редкой честностью и практичностью, профессионализмом, знанием языков и плодотворной деятельностью.

Работу на посту пермского губернатора он начал со строительства и благоустройства дорог, устройства почтовых дворов на трактах. При нем был по-новому распланирован город, сооружены некоторые казенные и общественные здания, городская больница, работный и смирительный дома; обустроена набережная реки Камы, возведен каменный гостиный двор (1802) закончено строительство каменного здания Главного народного училища.

Тогда же прорублены были просеки для Сибирского и Казанского трактов в густом хвойном лесу, покрывавшем тогда то место, где теперь расположен город.

Участники публичных слушаний обсудили жилую застройку участка на склоне Егошихи

Мэрия Перми презентовала на публичных слушаниях очередное внесение изменений в генплан — смену рекреационного зонирования на бульваре Гагарина, 18. Площадке предлагается присвоить зону, разрешающую жилую застройку. Собственник участка — компания «ПЗСП» планирует возвести здесь высотку. Все участники публичных слушаний — в основном экологи и только одна жительница близлежащих домов,— выступили против проекта. Общественность указала на рекреационный характер долины Егошихи и предложила развивать территорию в этом ключе. Девелопер проекта заявил, что учтет многие из услышанных вопросов при развитии своей территории.

В администрации Мотовилихинского района вчера состоялись публичные слушания, на которых обсудили внесение изменений в генплан Перми. Строительная компания «ПЗСП» предложила сменить зону рекреационных и специальных объектов (ТСП-Р) на бульваре Гагарина, 18, на зону городского центра (СТН-Б), разрешающую жилую застройку. Как стало известно “Ъ-Прикамье” на слушаниях, участники мероприятия выступили против смены зонирования, заявив, что территорию в долине реки Егошихи надо развивать как рекреационную.

Участок на бульваре Гагарина, 18, принадлежит ПЗСП. Согласно сайту компании, на этой площадке планируется возвести 16-этажный жилой дом с детской площадкой, наземной парковкой. В материалах по обоснованию изменений генплана, находящихся в открытом доступе, сообщается о 17-этажном доме (площадь квартир 22,9 тыс. кв. м). Для застройки участка ПЗСП заключило соглашение о взаимодействии при реконструкции или капремонте соцобъекта в Свердловском районе (в качестве пожертвования). В сентябре 2018 года в городскую комиссию по землепользованию и застройке обращалась депутат гордумы Надежда Агишева с предложением присвоить участку на бульваре Гагарина, 18, градостроительную зону рекреации. Депутат сообщала о начавшемся строительстве на склоне реки, однако конкретное решение по заявке так и не приняли. Заявка госпожи Агишевой была включена в таблицу о внесении изменений в ПЗЗ. Парламентарию сообщили, что разрешение на возведение дома на этой площадке не выдавалось.

Как отметила на слушаниях представитель городской администрации, участок площадью 15,88 тыс. кв. м обеспечен инженерной и транспортной инфраструктурой, объектами здравоохранения и прочим. По правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) участок относится к зоне обслуживания и деловой активности городского центра (Ц-1), позволяющей возведение различных объектов, в том числе жилых. Представитель мэрии подчеркнула, что градостроительное зонирование площадки не соответствует функциональному (ТСП-Р). Результаты анализа позволяют сделать вывод о возможности установления здесь зоны СТН-Б.

Эколог, доцент кафедры биогеоценологии и охраны природы ПГНИУ Дмитрий Андреев поинтересовался обоснованиями смены зоны и сокращения рекреационной территории. По словам представителя мэрии, у администрации имеются инженерно-экологические изыскания. Кроме того, площадка не входит в санитарно-защитную зону или иную зону, запрещающую ее развитие.

Дмитрий Андреев заявил об уникальности территории долины Егошихи и о том, что смена зонирования участка требует нормативного обоснования. По мнению эколога, собственник площадки должен планировать ее развитие как рекреационного объекта. Ученый напомнил также, что площадка на бульваре Гагарина, 18, входит в границы объекта культурного наследия «Егошихинское кладбище» и имеет ограничения по высотности застройки.

Общественный активист» Надежда Баглей выступила против смены зоны, мотивировав это тем, что в советские времена на склонах Егошихи собирались обустроить парк. Госпожа Баглей добавила, что генплан «первичен» в сравнении с правилами землепользования и застройки.

Президент фонда «Обвинская роза» Елена Плешкова рассказала, что вместе с ПЗСП, городским управлением по экологии и природопользованию проводили воркшопы и исследования, чтобы проанализировать возможности развития этого участка. Исследования выявили, что необходимо сохранить долину Егошихи. Госпожа Плешкова отметила большое природное и культурное наследие долины реки. По мнению общественницы, в долине Егошихи, в том числе на этой площадке, можно организовать парк, образовательно-просветительский центр, при этом ландшафт ниже указанного участка надо сохранить. Елена Плешкова предложила установить на участке общественно-деловую, специализированную зону ТСП-ОД (генплан) и зону высших, средних специальных учебных заведений и научных комплексов ЦС-2 (ПЗЗ).

Другие экологи, присутствующие на слушаниях, тоже выступили против смены зонирования. Председатель общественной организации «Центр экологической политики и культуры» Екатерина Овчинникова сообщила о нехватке детсадов и школ в микрорайоне Городские горки и о том, что в случае возведения высотки место отдыха горожан будет перекрыто. Жительница дома по бульвару Гагарина интересовалась машино-местами в запланированном ЖК и была обеспокоена возможной нехваткой автостоянок в случае появления дома.

Перед участниками слушаний выступил директор по подготовке строительства ПЗСП Александр Черепанов, сообщивший, что многие из услышанных вопросов девелопер учтет при развитии своей территории. В своем проекте ПЗСП также учтет предложения, прозвучавшие на воркшопах при участии «Обвинской розы». По словам господина Черепанова, в ЖК запланирован частный детсад. С территории, в случае ее застройки, «будет обеспечено восприятие центральной части города». В проекте учтут и соседство с объектом культурного наследия «Егошихинское кладбище». Александр Черепанов добавил, что возможность застройки этого участка подтверждают решения суда о выдаче градплана территории и проект планировки этой территории.

В беседе с корреспондентом “Ъ-Прикамье” топ-менеджер ПЗСП не стал раскрывать подробности будущего проекта, отметив, что смена зонирования еще не утверждена и говорить об этом пока рано. Александр Черепанов подчеркнул, что компания будет действовать в рамках законодательства.

Дмитрий Андреев заявил об уникальности территории долины Егошихи и о том, что смена зонирования участка требует нормативного обоснования. По мнению эколога, собственник площадки должен планировать ее развитие как рекреационного объекта. Ученый напомнил также, что площадка на бульваре Гагарина, 18, входит в границы объекта культурного наследия «Егошихинское кладбище» и имеет ограничения по высотности застройки.

Егошиха — растущий экономический и транспортно-перевалочный центр Камского Приуралья

Путеводитель по Перми и Пермскому краю

План Егошихинского завода начала 30-х годов, из альбома де Геннина

Особенности: На «Липовой горе» встречается около 200 видов птиц. Возраст некоторых реликтовых лип этого леса — 200 лет. На тропе — много деревьев с дуплами, в которых живут птицы.

Центральный парк в долине Егошихи

В XX веке был очень интересный проект, который осуществлялся в Перми под эгидой немецкой высшей школы строительства и художественного конструирования «Баухаус», рассказывает Игорь. Проектом руководил Ханнес Майер, он придерживался социалистических взглядов, поэтому эмигрировал из фашистской Германии в СССР. Здесь Майер, как основатель школы конструктивизма, нашёл своих почитателей. В Перми достаточно большое количество зданий построено в стиле конструктивизма.

«Пермь была достаточно компактным городом начиналась от Егошихи и заканчивалась на Данилихе. Если посмотреть все планы до 1917 года, то Пермь умещалась внутри этой территории. Достаточно продолжительное время город застраивался, используя резервы этих кварталов. Когда город начал разрастаться после Гражданской войны, то возникло желание сделать новый центр. Близко к центру находился район Городские горки, где росли деревья, как в Балатовском парке, и, срубив эти деревья, можно было строить всё что угодно. Был такой институт „Ленгипрогор“. Как раз совместно со школой „Баухаус“ они разработали Генплан. Бульвар Гагарина, улица Крупской это всё творения рук этих инженеров. По этому плану площадь Дружбы должна была переходить в Егошихинский лог, в котором разбивались интересные парки, сады, монументальные лестницы, большое количество памятников».

Именно в таком виде и планировалось сделать центральный городской парк рядом с Северной дамбой. Для этого нужно было бы вырубить деревья и заасфальтировать каскад спусков. Тогда проект не воплотили в жизнь.

Склон к реке к реке Егошихе, где планировалось разместить Центральный парк.

Из всех идей школы Баухаус более или менее полно осуществилась только одна: сквер на площади Дружбы. Был также проект сквера Пионеров, где сейчас находится Сад Соловьёв, выше оврага на улице Аркадия Гайдара. Этот сквер планировался как входная группа к будущему парку Пионерии на реке Уинке. Но его не успели закончить. «Скорее всего, из-за начавшейся Великой Отечественной войны», говорит Игорь Серебренников.

Для Парка Пионерии тоже сделали визуализацию, как и для Егошихи. На этом фото Сад соловьев по проекту 1940 года. Второй мостик это улица Патриса Лумумбы.

Про медеплавильный завод и времена Василия Татищева (1720 годы) рассказано уже очень многое. На противоположной стороне Северной дамбы сохранился бывший трамвайный мост одна из главных достопримечательностей Разгуляя.

Похожие презентации

7 В XVIII в. после закрытия завода образовалась запруда. На её территории были образованы пристань, увеселительные заведения. В народе эту часть у реки Егошихи называли «Разгуляй». В XVIII в. после закрытия завода образовалась запруда. На её территории были образованы пристань, увеселительные заведения. В народе эту часть у реки Егошихи называли «Разгуляй». Через реку Егошиха проходил первый мост, связывающий Мотовилиху и Пермь. Мост сохранился и до наших дней. Через реку Егошиха проходил первый мост, связывающий Мотовилиху и Пермь. Мост сохранился и до наших дней. В.Н. Татищев. Основатель г. Пермь

Читайте также:  Экскурсия от медеплавильного завода Перми, история и достопримечательности

ОТ ПЕРВОГО ПОСЕЛЕНИЯ ДО ГОРОДА ПЕРМИ


ВИЖУ твой стародавний исток,
Приукрашенный нынче садами,
Егошихи извилистый лог,
Устремленный к распахнутой Каме.
Здесь валили березу и ель,
Избы ставили, печи, причалы,
Чтобы ты “починалась отсель”,
Звоном медного дела звучала.
Б. Ширшов



Первые следы человека на территории, занимаемой теперь Пермью и ее окрестностями, относятся к эпохе первобытного общества. Селища, могильники, стоянки и городища обнаружены археологами в Левшино, около плотины Камской ГЭС, на высокой террасе берега Верхней Курьи, у курорта Усть-Качка, в долине реки Чусовой, в Заозерье.

Самые древние обитатели появились в этих местах в эпоху раннего палеолита – древнекменного века. По археологическим раскопкам можно довольно точно восстановить картину развития человеческого жилища в Среднем Прикамье – от землянки и примитивного шалаша до постройки, очень похожей на избу (керку) коренного населения Прикамья – коми-пермяков. В те далекие годы люди уже умели строить срубы. Они разделялись поперечными стенками на отдельные жилые помещения, перекрытые балками. Крышу делали одно- или двускатной, с водонепроницаемой кровлей.

Укрепленные городища располагались на высоких берегах рек, в местах, хорошо защищенных естественными препятствиями: оврагами, реками, болотами. Первые документальные данные о поселениях на территории современной Перми относятся к XVI – XVII векам.

После падения Казанского ханства татары пришли в бассейн реки Мулянки. Так появилось село Верхние Муллы, названное в честь муллы Маметкулы. В начале XVII века татарский мурза Култай Шигирев основал Култаево, а позднее образовались поселения Кояново и Тасимково (Касимово).

В 1568 году, после того как именитые люди Строгановы получили царскую грамоту на владение “пустующими” землями по рекам Чусовой и Каме, в этих местах начали возникать русские селения. В 1668 году была произведена перепись. Она содержит сведения о деревне Чудское городище (несколько выше места впадения в Каму реки Чусовой), о деревне “под Белым Камнем того же городища” и еще об одной деревне, расположенной выше устья Чусовой. Отмечена также деревня Гайва в месте впадения в Каму реки того же названия, села Верхние Муллы и Нижние Муллы. Насчитывалось еще 26 деревень и починков, в том числе Савино, Субботино, Заосиновый и другие. В середине XVII века впервые упоминается починок в устье реки Егошихи. В нем жили Влас Карнаухов (из села Верхние Муллы) и сын пищальщика из того же села Сергей Брюханов. Уже спустя 20 лет, в переписи 1678 – 1679 годов, указывается, что поселение на Егошихе значительно выросло и появились в нем “крестьянские дворы Ивашки Верхоланцева, Демки да Яранки Брюхановых, Ларьки Брюханова и Ивашки Брюханова”, а также дворы Федотовых и Ведерникова.

Характер поселений того времени определялся местом, где они располагались. Это была бессистемная, одноуличная (вдоль дороги или реки) планировка.

Реформы, проведенные Петром I, оказали большое влияние на рост промышленности и торговли. На основе казенных и частных предприятий зарождались города-заводы. Особенно много таких поселений возникло на Урале, который становился самым крупным промышленным районом страны. Закладка в 1723 году Егошихинского медеплавильного завода и послужила основанием промышленного поселка, а затем и города Перми.

Завод и населенный пункт строились по заранее составленному плану, автором которого считается видный государственный деятель России В. Н. Татищев. Он прибыл сюда в июне 1723 года, сделал некоторые распоряжения относительно построек, сам снял план местности, составил проект укреплений и осмотрел рудники. Татищев осуществлял наблюдение за строительством вплоть до своего отъезда с Урала в конце 1723 года.

В течение 1723 года на Егошихе были построены поселок и все основные сооружения завода: плотина (с двумя сливными проемами), перегородившая егошихинский овраг, плавильня, колесницы, угольные и рудные сараи, кузницы.

Ближе к берегу Камы расположились кварталы заводского поселения. Они имели регулярную планировку, которую усиленно насаждал Петр I в городском строительстве. Первоначально здесь было 9 домов с усадьбами, но уже в 1735 году поселок насчитывал 7 улиц и 4 переулка. В центре находилась церковь.

Ближе к территории завода была выстроена деревянная крепость с 4 бастионами и домами воинской команды и заводской администрации. В 1735 году отсюда были проложены дороги на Соликамск и Оханск, а через несколько лет – Сибирский тракт.

В середине 1730-х годов в Прикамье были построены Юго-Осокинский, Висимский, Мотовилихинский, Нижний и Верхний Юговские, Курашимский, Бизярский и другие заводы.

Егошихинский горный завод оказался в центре этой группы, поэтому в Егошиху было переведено горное начальство, здесь открылись арифметическая и словесная школы, госпиталь. Все это усилило административное и культурное значение города.

В отличие от других районов России на Урале сложился особый, своеобразный тип поселения – завод. План Егошихинского медеплавильного завода 1735 года хорошо передает характер типичного уральского поселения тех лет. Вода – источник энергии. Ниже плотины, перегородившей егошихинский овраг, размещены все заводские постройки. Вблизи завода – поселок, который имеет правильную планировку.

Несмотря на новизну возводимых технологических устройств, сложность рельефа, традиционность типов жилых и общественных зданий и материалов, уральские строители умело добивались композиционного и стилевого единства городов-заводов. Создавался ансамбль поселения, центральным ядром которого был завод со всеми сооружениями и зданиями.

Узкая долина Егошихи не позволяла разместить вблизи завода разрастающиеся кварталы жилой застройки. Поэтому на верхней террасе берега Камы и вдоль Егошихи (на территории современного Разгуляя) складывался новый жилой район. Здесь же образовался административный центр: вокруг площади возвели первое каменное здание города -Петропавловский собор (1757 – 1764), контору завода, дом управляющего, гауптвахту.

На формирование города оказало влияние все возрастающее значение Егошихи как торгового и транспортнораспределительного пункта Прикамья и Приуралья. Это нашло отражение и в планировке города. На нижней террасе берега, кроме причалов, были построены большие торговые ряды (на месте станции Пермь I). Они имели хорошую связь с заводом и удобный выход к пристаням.

Деревянный город часто горел. Летописи сообщают, что в 1759 году июня 20-го дня был пожар, в котором “все почти жительство было истреблено, одна только осталась церковь и несколько поблизости ея домов”. Однако поселение в короткий срок восстанавливалось и продолжало расти.

В конце XVIII века в России по указу Екатерины II проводилась важная административная реформа. На Урале было выделено Пермское наместничество (в его состав входили Пермская и Екатеринбургская области, состоявшие из 16 уездов). Головным пунктом наместничества было избрано поселение Егошихинского завода, которое в 1780 году переименовывается в город Пермь, а с 1797 года становится центром Пермской губернии.

Так наши далекие предки осваивали берега Камы и за 70 с небольшим лет преобразовали небольшой починок в несколько домов в прекрасный город, “наименовав оный Пермь”.

В отличие от других районов России на Урале сложился особый, своеобразный тип поселения – завод. План Егошихинского медеплавильного завода 1735 года хорошо передает характер типичного уральского поселения тех лет. Вода – источник энергии. Ниже плотины, перегородившей егошихинский овраг, размещены все заводские постройки. Вблизи завода – поселок, который имеет правильную планировку.

В Перми у реки Егошиха активисты установили новые информационные аншлаги

Фото: Екатерина Овчинникова

Пермяки сделали у истока и в верховьях Егошихи информационные аншлаги, чтобы рассказать о реке и о правилах поведения в долине.

Организатором выступило региональное отделение Центра экологической политики и культуры . Стенды выполнены в стиле интерпретации. На подготовку ушло около четырёх месяцев.

«Было непросто перейти с традиционного „лесного“ стиля (белый фон) к современному и перспективному дизайну, поясняет автор идеи Екатерина Овчинникова . Эксперты считают, что белый шрифт на черном фоне воспринимается лучше. И это важно учитывать в природной среде, чтобы получить максимальный эффект от аншлага. И мы решили попробовать! При составлении текста мы прежде всего думали о тех, кто будет читать о 3-х категориях и о правиле 3-30-3: „исследователи“ тратят на изучение материала около 3 минут; „обозреватели“ около 30 секунд; „бегуны“ около 3 секунд. Последние две категории составляют 80 % всех посетителей. Поэтому для бегунов мы подобрали „цепляющие“ заголовки, обозревателям схемы, карты, рисунки, а для исследователей немного текста и максимум иллюстраций и пиктограмм».

По её словам, такой стиль оформления был выбран в связи с разработанной в конце прошлого года стратегией и системой визуальной идентификации Пермского городского лесничества. Примеры разработанной навигации можно увидеть в Черняевском лесу и скоро на Липовой горе.

«Лично мне сначала было очень не просто принять этот стиль (белое на черном). Но мои коллеги из московского ЭкоЦентра „Заповедники“ успокоили меня и доказали, что это очень стильно, перспективно и лучше воспринимается в природной среде. Кроме того, они направили аналоги подобного оформления в Москве , в других природных территориях России и мира. И мы решили попробовать оформить аншлаги для водных объектов Перми в подобном стиле», объяснила активистка.

На первом аншлаге, который установлен у истока реки, сделана небольшая накладка в виде липового листка, а под ним стихотворение, посвящённое этому месту.

На втором аншлаге, который установлен рядом со входной площадкой на экотропу «Липовая гора», впервые была применена печать на светоотражающей плёнке. Если ночью на стенд попадёт свет от автомобиля или фонарика, то все белые полосы на стене будут ярко отражаться. Аншлаг находится рядом с парковкой.

Название «Егошиха на свободе» возникло в связи с тем, что именно на этой точке Егошиха преодолевает первую дамбу на своем пути и вырывается с территории НПО «Биомед».

«Аншлаг сделан полностью в стиле интерпретации, говорит Екатерина Овчинникова . Главное здесь путешествие капли Егошихи (в которую предлагается превратиться и отправиться в путь нашему читателю именно с этой точки), выполненное в стиле комикса. Текст и рисунки специально подготовлены к аншлагу. Также аншлаг дополняет также специально нарисованная карта Егошихи с границами районов, где она протекает, и с отметками достопримечательностей, фигурирующих в рисованной истории аншлага»

Оба информационных стенда заламинированы так они дольше сохранятся от действий вандалов.

Финансовую поддержку инициативе с аншлагами оказал филиал ПАО РусГидро Камская ГЭС.

По словам координатора движения «Слушай соловья» Надежды Баглей , в 2018 году на средства губернаторского гранта в долинах малых рек Перми было установлено 80 навигационных знаков. Волонтеры сделали их на Данилихе, Иве и Уинке.

«За два года примерно половина знаков была сломана или испорчена. Губернатор больше не поддержал грант по малым рекам, и власти не взяли на баланс эти сооружения. Поэтому сейчас волонтеры ремонтируют их за свой счёт, но сил не хватает. Долины рек надо содержать. Это большая системная межведомственная работа. Её власти не выполняют, к сожалению», пояснила Баглей .

Пермяки сделали у истока и в верховьях Егошихи информационные аншлаги, чтобы рассказать о реке и о правилах поведения в долине.

1. Краткое Историко-географическое описание Пермской области

Верхнекамская земля, где вместе с коми-пермяками стало проживать и русское население, официально называлась до начала XVIII в. Пермью Великой.

Заселение и хозяйственное освоение Уральского Прикамья

Первые люди в Прикамье появились около 300–250 тысяч лет тому назад. Это были неандертальцы, покинувшие под влиянием наступавшего оледенения берега Камы 60–50 тысяч лет тому назад.

Вновь люди (это были уже кроманьонские племена) вернулись на Западный Урал 30–25 тысяч лет назад. К концу палеолита (25–11 тысяч лет тому назад) сюда стали переселяться небольшие группы монголоидов с восточных склонов Урала. Именно в этот период складываются характерные особенности физического облика жителей Прикамья, совмещающего азиатские и европейские черты. В это время все население региона состояло из нескольких тысяч человек.

Археологические памятники и разнообразные находки свидетельствуют, что первые поселенцы пришли на Западный Урал с востока и юго-востока. Они-то и стали предками современных коми-пермяков. В ходе длительного исторического развития жители Прикамья подвергались антропологическому, культурному, хозяйственному воздействию соседей с севера, востока и юга.

Племена расселялись на обширной территории по берегам Камы, Вишеры, Колвы, Чусовой. Основой их хозяйственной деятельности была охота, рыболовство, а затем земледелие. Предки коми-пермяков на территории современной Пермской области концентрировались преимущественно в семи регионах (ареалах) – Зюздинском, Гайнском, Косинском, Чердынском, Верхнекамском, Обвинском и Язьвинском. В X–XIII вв. на территорию Прикамья проникали новгородцы, которые приобретали здесь «мягкое золото» – пушнину. Разрозненные племена стали постепенно объединяться в коми-пермяцкую народность, возникали семьи, сельские общины. Появление меновых отношений способствовало развитию связей местного населения с народами Беломорья и Скандинавии, осуществляемых по рекам Каме, Вычегде и Печоре, а также с Волжской Булгарией, Персией и Византией.

В XIV–XV вв. в Уральском Прикамье стали возникать постоянные новгородские поселения. В этот же период появился горный промысел – выварка соли. В 70-е годы XV в. Прикамье вошло в состав Московского государства. Это позволило расширить сельскохозяйственное освоение земель, наладить крупную добычу соли, строить города. Главным русским центром в Прикамье стала Чердынь – «Пермь Великая Чердынь», через которую прошел новый транспортный путь на Урале.

Во второй половине XVI в. в Уральском Прикамье сложилась огромная вотчина Строгановых, в которой была организована крупная добыча соли. В эти годы появились целые цепочки русских поселений, главным образом в Чедынском и Усольском уездах.

В XVII–XVIII вв. в Уральском Прикамье, как и в целом на Урале, происходило бурное развитие металлургического производства. Возросший спрос на металл и наличие местных природных ресурсов (руд черных и цветных металлов, воды, леса) позволили в короткий срок превратить Прикамье в горнозаводской район – составную часть Уральского горного округа. К середине XVIII в. в крае работали 29 медеплавильных и 20 чугунолитейных и железоделательных заводов. В основном они размещались в междуречье Камы и Сылвы, в бассейне Чусовой, Косьвы, Вильвы, Иньвы. Шел оживленный процесс хозяйственного развития: одни заводы возникали, другие из-за быстрого истощения руд закрывались, третьи изменяли свой производственный профиль. Появились русские поселения, формировались новые транспортные пути.

Наряду с горнозаводским расширялось сельскохозяйственное производство. Первоначально оно сосредоточивалось в междуречье Камы и Вишеры. Позднее основным районом сельского хозяйства стала Кунгурская лесостепь, где начал складываться компактный район русского заселения с центром в г. Кунгуре. Во второй половине XVIII в. оформилась основная сеть городов и сухопутных дорог. Появились такие города, как Пермь – центр губернии, Оса, Оханск и др. Трасса Сибирского (Московского) тракта стала проходить через Казань – Оханск – Кунгур – Екатеринбург.

Читайте также:  Егошиха — растущий экономический и транспортно-перевалочный центр Камского Приуралья

В XIX в. в трех ведущих отраслях хозяйства Прикамья наблюдался определенный застой. В металлургии наметился спад, так как ее продукция не выдерживала конкуренции с продукцией Южного металлургического района страны и Англии. Часть предприятий черной металлургии была закрыта, другая перешла на металлообработку. Все медеплавильные заводы прекратили свою деятельность. Почти никакого роста не отмечалось и в соляной промышленности. Сельскохозяйственное производство было незначительным и ориентировалось на местные рынки.

В то же время с развитием капиталистических отношений в Прикамье начинают появляться новые отрасли хозяйства: быстро растет добыча каменного угля в Кизеловском бассейне, возникает производство соды, увеличиваются заготовки древесины, налаживается деревообработка, зарождаются различные кустарные промыслы (кожевенно-обувной, шорный, изготовление скобяных изделий, топоров, лопат и др.).

Важным фактором оживления Уральского Прикамья стало строительство железных дорог и появление пароходов. Первой железной дорогой на Урале была Горнозаводская дорога Пермь – Нижний Тагил – Екатеринбург, а первый камский пароход был построен в 1817 г. на Пожевском заводе.

К концу XIX в. в Прикамье развивались промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера обслуживания, городские и сельские поселения. Среди городов ведущее место занимал центр губернии – Пермь. Население города составляло более 50 тыс. человек. Здесь размещалось около 140 промышленных предприятий, были построены железнодорожный вокзал, мост через р. Каму, театр оперы и балета, электростанция, городская больница, учебные заведения, магазины.

На исходе XIX столетия общие контуры размещения населения в Прикамье сложились в форме двух ареалов. Один простирался вдоль западного склона Уральских гор и был в основном представлен заводскими селениями. Другой ареал формировался по берегам рек Камы, Вишеры, Колвы, Сылвы и Чусовой. Общая численность населения Прикамья достигала 1,6 млн. человек.

Двадцатое столетие ознаменовалось качественными преобразованиями Уральского Прикамья. В начале века росла и совершенствовалась техническая база промышленности, повысилась концентрация производства и капитала, сформировался железнодорожный и речной транспорт, укрепилось сельскохозяйственное производство.

На трех металлургических предприятиях, которые еще продолжали существовать, изменился производственный профиль. На металлообработку перешли Очерский, Павловский, Нытвенский, Юго-Камский заводы. Сменили профиль Мотовилихинский (Пермь), Александровский, Лысьвенский заводы. В 1906 г. было закончено строительство железной дороги Пермь – Вятка – Вологда – Петербург, в 1909 г. – Пермь – Кунгур – Екатеринбург. Прикамье получило железнодорожный выход в другие районы России.

Главной отраслью экономики оставалось сельское хозяйство. В 1913 г. в нем было занято около ¾ всего населения. Важную роль в заселении края и сельскохозяйственном освоении новых территорий сыграла аграрная реформа, проведенная П. А. Столыпиным: на территорию Уральского Прикамья прибыли крестьяне-переселенцы из западных районов России, и одновременно часть населения перебралась на выселки и хутора. В сельскохозяйственный оборот были вовлечены новые земли, что способствовало росту производства ржи, ячменя, овса, пшеницы, льна, гречихи, клевера, а также оживлению животноводства. Аграрный сектор Западного Урала, преимущественно растениеводство, обрел товарный характер.

Во время первой гражданской войн хозяйство края пришло в упадок. Сильным разрушениям подверглись железные дороги, шахты, мосты, заводы, жилые здания. По сравнению с довоенным периодом добыча угля составила только 30%, выплавка стали – 9, соды – 16, пищевой соли – 28%.

В 20-е годы Уральское Прикамье восстанавливало разрушенное хозяйство. В 1928 г. сельскохозяйственное производство достигло уровня 1913 г. Началось сооружение новых предприятий (Кизеловской ГРЭС), освоение новых производств – сельскохозяйственных машин на Очерском и Юго-Камском заводах, шахтного оборудования на Александровском заводе, сепараторов в Перми.

Численность населения в Прикамье практически не изменилась: в 1926 г. в регионе проживало 1,7 млн человек, из них только 18% – в городских поселениях.

В последующие годы развитие хозяйства заметно оживилось, наметился рост экономики, появились новые отрасли, перестраивалось сельское хозяйство. В довоенный период были реконструированы старые предприятия – Очерский, Чермозский, Добрянский заводы, возникли новые производства на Чусовском и Лысьвенском металлургических заводах.

Наиболее интенсивно развивалась энергетика, химическая, целлюлозно-бумажная, нефтедобывающая и угольная промышленность. В период с 1928 по 1940 г. промышленное производство в Прикамье выросло в 11,2 раза. Были построены ТЭЦ в Перми, Березниках, Соликамске, Красновишерске. Сооружены Березниковский химический комбинат, Березниковский аммиачный завод, Соликамский калийный комбинат, Губахинский коксохимический завод, Вишерский (в Красновишерске), Камский (в Краснокамске) и Соликамский целлюлозно-бумажные комбинаты. Началась нефтедобыча в Верхнечусовских Городках, Полазне, Краснокамске. Были заложены 22 новые шахты в Кизеловском угольном бассейне. На территории Прикамья появились новые города (Березники, Краснокамск, Красновишерск и др.).

Для строительства промышленных предприятий и городов было привлечено население из других районов. Численность проживающих в Уральском Прикамье достигла 2,1 млн человек, из них уже 40% проживало в городах.

Этот период отмечен двумя важными организационными событиями. В 1925 г. был образован Коми-Пермяцкий автономный округ – первый национальный округ в стране. В 1938 г. произошло разукрупнение Уральской области и Пермская область в выделилась самостоятельное административно-территориальное образование.

В годы Великой Отечественной войны хозяйство Уральского Прикамья перестроилось на военный лад. На территорию региона было эвакуировано оборудование 124 заводов и фабрик из западных областей. В структуре хозяйства заметно повысился удельный вес машиностроения и металлообработки, химической промышленности.

Значительная часть населения ушла на фронт. В то же время в города и села Прикамья было эвакуировано свыше 320 тыс. человек.

В Пермь прибыли Ленинградский военно-механический институт, Ленинградский академический театр оперы и балета, театр юного зрителя, многие писатели, художники, музыканты. Их деятельность оказала огромное влияние на формирование культурных традиций Прикамья.

В послевоенные годы были ликвидированы тяжелые последствия войны и продолжалось развитие хозяйства. В 1946–1965 гг. его структура заметно изменилась за счет освоения залежей и развития нефтепереработки, энергетического строительства и создания электротехнической промышленности. Шло наращивание добычи нефти и каменного угля, резко возрос объем лесозаготовок.

Происходило освоение новых территорий их заселение. Строительство Воткинского ГЭС послужило толчком к появлению города Чайковского; добыча каменного угля – города Гремячинска, поселков Северный Коспашский, Шахтный; лесозаготовки – поселков Кукуштан, Комарихинский, Новоильинский; пуск цементного завода – города Горнозаводска.

В эти годы были построены Камская и Воткинская ГЭС, Березниковская и Пермская ТЭЦ, Яйвинская ГРЭС, Березниковский калийный комбинат, пермский завод «Камкабель», Лысьвенский турбогенераторный завод и другие предприятия. Заметно расширилась сеть предприятий легкой и пищевой промышленности, промышленности строительных материалов. Уральское Прикамье становится регионом с мощной нефтеперерабатывающей индустрией, машиностроением, электротехнической промышленностью, целлюлозно-бумажной и химической отраслями.

Общая численность населения в 1959 г. была около 3 млн человек, из них в городских поселениях проживало 59%, а 41% – в сельской местности. На территории области сформировалась региональная система расселения во главе с Пермской городской агломерацией.

После 1966 г. началось сокращение использования сырьевых ресурсов, наметилась тенденция перехода к новым принципам хозяйствования, произошли качественные изменения в хозяйстве региона. В этот период заметно снизились добыча угля и нефти, заготовка древесины. Передовые рубежи в экономике заняли машиностроение и металлообработка, химическая и нефтехимическая отрасли. Все это отразилось на численности и структуре населения, на профессиональном составе трудовых ресурсов и общем интеллектуальном уровне, способствовало миграции сельских жителей в города.

На территории области проживают представители более 80 национальностей, которые принадлежат трем языковым группам:

· славянской – русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары;

· тюркской – татары, башкиры, чуваши, азербайджанцы, узбеки, казахи, киргизы, туркмены;

· финно-угорской – коми-пермяцкой, удмурты, марийцы, мордва, коми, эстонцы.

Преобладающий по численности народ Прикамья – русские. На территории региона их проживает 2,6 млн человек (84% всего населения). Среди других национальностей наиболее многочисленны татары (4,9%), коми-пермяки (4%), башкиры (1,6%), украинцы (1,5%), удмурты (1%), белорусы (0,5%), немцы (0,5%).

· славянской – русские, украинцы, белорусы, поляки, болгары;

Егошиха — растущий экономический и транспортно-перевалочный центр Камского Приуралья

В 1720 году в результате петровских реформ на Урал прибыла экспедиция во главе с В. Н. Татищевым для контроля над местной горнозаводской промышленностью. Первоначально столичная комиссия обосновалась в Кунгуре, где уже работал медеплавильный завод. Однако деятельность завода не удовлетворила Татищева, поскольку запасы здешних руд были небогаты. Гораздо более привлекательным в этом отношении показался район деревни Егошихи, куда и было решено перенести производство. В 1721 году при впадении речки Егошихи в Каму началось строительство медеплавильного завода, который вступил в строй в 1723 году. Этот год считается датой основания будущего города Перми.

Поселение получило название Егошихинский завод. Очень выгодным для дальнейшей судьбы завода оказалось его месторасположение на крупнейшей водной артерии региона. Егошихинский завод быстро стал крупным перевалочным пунктом, транспортным узлом и центром торговли. Уже во второй половине XVIII века из-за истощения рудных запасов заводское производство здесь начало сворачиваться и было окончательно прекращено в 1788 году. Однако за счет торговли поселок богател. В 1757–1764 годах здесь было выстроено первое каменное здание – Петропавловская церковь (впоследствии собор).

Выгодное расположение заводского поселения на Каме обратило на себя внимание властей. В 1775–1781 годах правительство Екатерины II подготовило административно-территориальную реформу по разукрупнению губерний. Большую часть Уральского региона было решено объединить в Пермскую губернию, а точнее, в Пермское наместничество (губерниями эти территориальные единицы стали называться с 1796 года). Встал вопрос об административном центре. Несмотря на то, что с 1737 года центром Пермской провинции являлся Кунгур, в 1780 году было принято решение о строительстве нового центра наместничества рядом с Егошихинским заводским поселком. В 1781 году новое поселение получило статус города. За ним утвердилось название Пермь по старинному именованию здешних территорий. Название Егошихинский завод также продолжало употребляться и окончательно вышло из обихода в начале XIX века.

Первый губернатор Е. П. Кашкин сразу же развернул в Перми активное строительство. Проектировали город петербургские и московские архитекторы под руководством И. Лема. Осью нового города служила Кама, вдоль нее шли парадные широкие проспекты, а поперек – улицы и переулки. Таким образом, в планировке молодого города утвердился принцип регулярности, который подсказывался и рельефом местности, и петербургской традицией. И по сей день во внешнем облике центра современной Перми находят много общего с Петербургом. Отдельно, на месте бывшего Егошихинского поселка, располагалась рабочая слободка.

С конца XVIII века и на протяжении всего XIX века Пермь являлась административным, транспортным, торговым, культурным центром края. Петербургский облик ей придавали не только архитектура и планировка, но и многочисленность чиновников, различных присутственных мест, а также наличие «хорошего общества», так как губернскую администрацию составляли в основном петербуржцы. Здесь же располагались конторы крупнейших уральских заводчиков – Демидовых, Яковлевых, Строгановых, Всеволожских. Благодаря развитию торговли сформировалась большая купеческая прослойка. Важной сферой ее доходов с середины XIX века стало пароходостроение, начало которому было положено на Пожвинских заводах Всеволожских инженером П. Г. Соболевским – создателем первого на Урале парохода (1817). В 1846 году на Каме было учреждено первое частное пароходное общество, членами которого стали купцы Каменские, Любимовы, Курбатовы.

Особенно интенсивные работы по благоустройству города и превращению его в культурный центр велись при губернаторе К. Ф. Модерахе (1796–1811). В этот период были построены каменный гостиный двор, здания главного народного училища и больницы, началось строительство комплекса Спасо-Преображенского монастыря. В прекрасном состоянии поддерживались дороги, по южной границе города был заложен бульвар. В течение XIX века в Перми непрерывно росло количество учебных заведений. В 1808 году главное народное училище было реорганизовано в мужскую гимназию. С 1860-х годов развивалось женское образование. Накануне революции, в 1916 году, в городе открылось отделение Петроградского университета (с 1917 года – Пермский государственный университет).

С 1843 года в Перми начались регулярные театральные представления, которые давали труппы, приезжавшие в сезон навигации из Екатеринбурга. В 1846 году было построено деревянное здание театра, сгоревшее в 1863-м. Несколько лет спустя городской театр получил новое каменное здание (время возведения: 1870–1880), в котором сегодня располагается Пермский театр оперы и балета. В 1831 году открылась Пермская городская публичная библиотека, в 1792 году – первая на Урале губернская типография, а в 1855-м – первая частная типография А. В. Всеволожского. Издавались газеты: «Пермские губернские ведомости» и «Пермские епархиальные ведомости».

В 1832 году в Перми появилось здание Благородного собрания, с 1863 года ставшего купеческим клубом, а с 1882 года – Общественным собранием. Во второй половине XIX века в городе существовало множество самодеятельных театрально-музыкальных, литературных, художественных коллективов. В 1890 году была образована Пермская комиссия УОЛЕ и при ней открыт научно-промышленный музей. Росло и техническое оснащение Перми: в 1861 году появился телеграф, в 1893-м – телефон, в 1902-м – электрическое освещение на улицах. В 1878 году началось движение по железной дороге Пермь – Екатеринбург.

Как официальный административный центр Пермь не могла не быть и центром религиозным. В 1781 году Екатерина II издала указ о переносе Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря в Пермь, и уже при губернаторе Кашкине началось возведение монастырских построек на высоком берегу Камы. В 1799 году в губернии была учреждена епархия, в результате чего Пермь стала центром епархиального управления и местом резиденции епископа. Преображенский монастырь был преобразован в Пермский архиерейский дом. В 1800 году была открыта Пермская духовная семинария.

После революции 1917 года Пермская губерния была упразднена. В 1919 году она вошла в состав вновь образованной Уральской области с центром в Екатеринбурге, в 1934 году – в состав Свердловской области. В 1938 году была образована Пермская область, и таким образом Пермь вернула себе статус административного центра. В 1930-е годы Пермь стала индустриальным городом, средоточием химической промышленности и машиностроения. В годы Великой Отечественной войны Пермь была местом эвакуации многих столичных учреждений, среди которых – московские и ленинградские театры, в частности, Театр оперы и балета имени С. М. Кирова (Мариинский), а также Русский музей. В 1945 году благодаря установившимся с Ленинградом творческим связям при Пермском театре оперы и балета было основано хореографическое училище – первое в стране за пределами Москвы и Ленинграда.

Сейчас Пермь – крупный административный, промышленный и культурный центр, сохраняющий свои традиции и ищущий новые пути развития.

Автор текста: Лидия ДОБРЕЙЦИНА,
доцент кафедры культурологии и СКД Уральского федерального университета

Сейчас Пермь – крупный административный, промышленный и культурный центр, сохраняющий свои традиции и ищущий новые пути развития.

Ссылка на основную публикацию