Экскурсия по набережной Камы, река, берега и история мест

Экскурсия по набережной Камы

Маршрут начнем с набережной Камы, от речного вокзала.

Набережная Камы — одно из любимых мест отдыха пермяков. Много раз она меняла свое лицо. В XIX — XX веках здесь приставали пароходы и баржи, на скрипучие деревянные пристани сходили пассажиры и согнувшиеся под тяжестью ноши грузчики.

Экскурсии по Перми от Tripster

Цены на экскурсии показываются для групп от 1 до 4 человек включительно.

Экскурсии по Перми от Weatlas

Цены на экскурсии показываются для групп от 4 до 18 человек включительно.

Неузнаваемо преобразилась набережная в наши дни. Вдоль берега почти на три километра протянулся красивый, благоустроенный сквер. Белоствольные березы, серебристые ивы, нежные лиственницы растут на набережной. Цветов здесь немного, почти вся площадь сквера покрыта травой. Главные сходы на набережную — это многоступенчатые лестницы с Комсомольского проспекта, от речного вокзала и со стороны улицы Свердлова.

Монументальное здание речного вокзала построено в 1940 году (архитектор А.3. Гринберг), является памятником советской архитектуры. На колоннах в вестибюле вокзала установлены мемориальные доски в честь камских речников, погибших при обороне Сталинграда.

Около речного вокзала на набережной стоит на вечном приколе корабль типа «ракета». В нем разместился музей истории Камского ордена Ленина речного пароходства. Пассажирский салон превращен в выставочный зал. Экспозиция выставки охватывает период развития речного транспорта от моделей первого в России парохода на Пожвинском заводе и первого парохода с металлическим корпусом, сделанного на Суксунском заводе, до фотографий современных скоростных судов.

Напротив речного вокзала высятся островерхие башенки железнодорожного вокзала Пермь I. Это первое на Урале вокзальное здание, построено по проекту инженера И. Быховца в 1878 году.

От вокзала поднимитесь по улице Г. К. Орджоникидзе к управлению Камского ордена Ленина речного пароходства (дом № 11). Расположенное на крутом склоне, здание выделяется своей затейливой архитектурой, многочисленными лепными украшениями на фасаде. Это памятник позднего русского классицизма (реконструкция архитектора А.Б. Турчевича). Дом принадлежал купцу Н.В. Мешкову.

Николай Васильевич Мешков владел Большим флотом на Каме. Деятельность его по судоходству распространялась и на Волгу.
«Дядя Коля» — так конспиративно среди революционеров именовался Н.В. Мешков — давал деньги на издание подпольной литературы, вносил залоги для освобождения из-под стражи арестованных большевиков, помогал им переправляться за границу.
Общеизвестна просветительская деятельность Мешкова. Он приложил немало сил, чтобы выхлопотать разрешение на открытие университета в Перми, Новому учебному заведению Н.В. Мешков подарил на оборудование значительную сумму и здание, едва ли в те времена не самое большое в Перми (сейчас один из корпусов университета).
В начале двадцатых годов Н.В. Мешкова пригласили на работу в Наркомат путей сообщения в качестве консультанта по речному транспорту. По этому поводу Л.А. Фотиева, работавшая в 1918 — 1924 годах секретарем В.И. Ленина, пишет: «Ленин знал Н.В. Мешкова еще до революции, не встречался с ним, но знал о нем и его деятельности, и назначение консультантом НКПС было сделано с полного согласия Ленина, если не ошибаюсь, — по инициативе Л. Б. Красина…».

В 1900 — 1901 годах в этом доме была открыта выставка произведений А. К. Денисова-Уральского, которая стала первой художественной выставкой в городе.

Алексей Кузьмич Денисов-Уральский (1864 — 1926) — художник-пейзажист и камнерез. Много путешествовал по Уралу. В Перми было выставлено 48 картин, в том числе одна из лучших работ художника «Лесной пожар». Над ней художник работал 15 лет. В 1904 году на Международной выставке в Сент-Луисе (Северная Америка) «Лесной пожар» был отмечен большой серебряной медалью .
В разных городах России А. К. Денисов-Уральский популяризировал родной край специально собранными выставками «Урал и его богатство».
Уроженец Урала, Алексей Кузьмич был еще и художником-камнерезом. Его коллекция уральских камней и художественных поделок положила начало минералогическому музею Пермского государственного университета имени А. М. Горького.

В 1918 году в доме № 11 по улице Орджоникидзе располагался штаб 3-й армии Восточного фронта. Об этом свидетельствует мемориальная доска. Командующим армией был назначен Рейнгольд Иосифович Берзин. Член Коммунистической партии с 1905 года, в дальнейшем член РВС многих фронтов, награжден орденом Красного Знамени и орденами Красного Знамени Бухарской и Хорезмской народных республик.

Политическими комиссарами были Филипп Иванович Голощекин, член Коммунистической партии с 1903 года, в дальнейшем член РВС многих фронтов, член ЦК, ВЦИК и ЦИК СССР, Николай Гурьевич Толмачев, член Коммунистической партии с 1913 года, в дальнейшем политкомиссар 7-й армии. Погиб в 1919 году. Похоронен на Марсовом поле в Ленинграде.

В июне 1918 года из добровольческих отрядов рабочих и крестьян, действовавших против белогвардейцев на Среднем Урале, была создана 3-я революционная армия. В 1918 — 1919 годах вела упорные оборонительные бои. В результате наступления весной и летом 1919 года полностью освободила Северный и Средний Урал от белогвардейских войск и иностранной интервенции. В январе 1920 года была переведена на трудовое положение для восстановления разрушенного войной хозяйства Среднего Урала и переименована в 1-ю революционную армию труда.

На этом же здании другая мемориальная доска, посвященная речникам Камы, Героям Советского Союза Г.В. Танцорову, И.У. Бутырину и П.А. Миронову.

Григорий Васильевич Танцоров был капитаном парохода «Вера Засулич». Ушел на фронт добровольцем в 1942 году. Окончил танковое училище, стал командиром батареи самоходных установок. Весной 1944 года в ожесточенных боях за город Тернополь экипаж самоходки Танцорова проявил мужество и героизм. Он продолжал сражаться и тогда, когда машина была объята пламенем. Звание Героя Советского Союза Г. В. Танцорову было присвоено посмертно 29 мая 1944 года. Одна из улиц города носит его имя.
Иван Ульянович Бутырин до службы в армии был портовым рабочим. Служил в танковых войсках. За мужество и отвагу, проявленные в боях на Курской дуге в районе Северного Донца, в июле 1943 года ему посмертно присвоено звание. Героя Советского Союза.
Павел Андреевич Миронов был помощником механика парохода. Выполняя боевое задание, совершил подвиг. Звание Героя Советского Союза ему присвоено посмертно 15 мая 1946 года.

От управления пароходства поднимаемся вверх. На углу улиц Г.К. Орджоникидзе и 25 Октября — старинное двухэтажное здание (дом № 15). В 1812 году на втором этаже этого дома поселился русский государственный деятель, юрист и дипломат граф М.М. Сперанский. Находился в ссылке в Перми до 1816 года.

Сперанский был знаком с Н.М. Карамзиным, А.С. Пушкиным, В.К. Кюхельбекером, А.С. Грибоедовым, К.Ф. Рылеевым.

Напротив дома ныне сад, названный именем русского писателя Ф. М. Решетникова. Первые насаждения деревьев здесь были произведены в 1861 году.

Подвигу советского народа в годы гражданской войны посвящена скульптурная группа: комиссар, красноармеец, медсестра, матрос и пулеметчик. На пьедестале высечены слова телеграммы: «Поздравляю геройские красные войска, взявшие Пермь и Кунгур. Во что бы то ни стало надо довести это дело быстро до полного конца. Предсовобороны Ленин».

Авторы памятника — скульптор Ю.Ф. Екубенко, архитектор М.И. Футлик.

Пройдя сквер и перейдя небольшую выемку (бывшее русло речки Медведки), продолжаем движение по тропе. Сверху хорошо просматриваются закамские дали и простор Камы.

Река Кама

В «Атласе единой глубоководной системы европейской части РСФСР», попросту лоции, записано: «Река Кама, самый крупный приток Волги, является одной из наиболее важных транспортных магистралей СССР…».

С давних пор по Каме проходил древний торговый путь. В XVII веке шли по Каме многочисленные соляные караваны, а навстречу им — баржи с товарами во вновь построенные заводские поселки и города Урала и Сибири. Изменилась жизнь камского пути в XVIII веке, когда Урал стал важнейшим горнозаводским центром России.

Кама — удобный и дешевый транспортный путь, связывающий крупнейший уральский регион с центром и югом России. Именно здесь, раньше, чем на других реках, началось строительство судов, в том числе и паровых.

Судоходство на Каме

В августе 1817 года к берегу причалили два парохода, совершавшие рейс с верховьев Камы на Волгу. Это были паровые суда, или стилботы, как тогда их называли, построенные в Пожве. Один пароход имел машину мощностью 36 лошадиных сил, второй — 6 лошадиных сил.

Два дня, 17 и 18 августа, пробыли пароходы возле Перми. На берегу находились толпы любопытных. В архивах сохранились документы о первых корабелах. Вот их имена: Николай Беспалов, Данила Вешняков, Семен Истомин, Павел Чистяков, Георгий Шестаков, братья Петр и Савва Казанцевы. Работами руководил талантливый инженер Петр Григорьевич Соболевский, который в 1815 — 1817 годах являлся техническим руководителем Пожвинского завода. Он же создал проекты судовых паровых машин. Все строители двух пароходов приняли участие в первом рейсе в качестве матросов или лоцманов.

Появление тех первых паровых судов привело к организации регулярного судоходства на Каме. В 1846 году было основано Камское пароходное общество. Общество построило буксирный пароход «Пермь» мощностью 60 лошадиных сил.

Совершенствуя искусство судостроения, уральские умельцы отличались смелыми инженерно-конструкторскими решениями. Так, в 1890 году на верфи Мотовилихинского завода построен самый мощный в Европе буксир. В длину он имел 73,5 метра, в ширину — 10,5 метра, а высота борта достигала 3,9 метра. На нем установили четыре паровых котла и две машины мощностью 500 лошадиных сил. На строительстве этого парохода-буксировщика начальник Мотовилихинского завода инженер-изобретатель Н.Г. Славянов впервые в судостроительной практике применил для соединения металлических листов корпуса изобретенный им способ электрической дуговой сварки. Буксировщик тянул за собой караваны барж с грузом до одного миллиона килограммов. Его называли пароходом-богатырем.

После Октябрьской революции буксир «Редедя, князь Косогский» работал в составе Волжского пароходства под названием «Степан Разин». В 1936 году буксир впервые доставил из Астрахани в Горький рекордный для того времени караван, в котором было свыше 42 тысяч тонн нефтепродуктов.

Для защиты революции в 1918 году создана Волжско-Камская военная флотилия, которая должна была поддерживать красные сухопутные войска под Казанью и на Каме. На Каме, около местечка Пьяный Бор (ныне Красный Бор), завязался неравный бой корабля «Ваня-коммунист» против семи белогвардейских кораблей и полевой артиллерии. В этом бою погиб помощник командующего военной флотилией Н.Г. Маркин.

Николай Григорьевич Маркин (1893 — 1918) — балтийский матрос, член партии коммунистов с 1916 года, участник штурма Зимнего дворца, первый секретарь Наркомата иностранных дел. При освобождении города Казани от белогвардейцев руководил десантом.

На берегу Камы у села Красный Бор поставлен обелиск, рассказывающий об этом бое.

Осенью 1918 года пароход «Товарищ» попал в артиллерийскую засаду в районе устья реки Вятки на Каме. Загорелась надстройка, ранило капитана Якова Михайловича Пирожкова, но он довел корабль до места высадки десанта.

В июне, отступая под ударами Красной Армии, белогвардейцы загнали в устье Чусовой речной флот и сожгли свыше 100 судов. Уже летом 1919 года речники Камы подняли со дна 18 сожженных и затопленных пароходов и отремонтировали 85 барж. Это дало возможность перевезти большое количество грузов, необходимых молодой Советской Республике. В годы первых пятилеток речники Камы перевыполняли план перевозки грузов и пассажиров.

Во время Великой Отечественной войны прославились экипажи многих судов, особенно те, которые ходили на Волгу. Они везли на фронт боеприпасы, обратно — раненых.

В Сталинградском сражении погибли пассажирский пароход «Александр Невский», самоходная баржа «Татария». Фашисты потопили и санитарный пароход «Инжволгострой», везший раненых. На Волге, у города Волгограда, стоит постамент с двумя скрещенными якорями и мемориальной доской, посвященной речникам и кораблям, погибшим в Сталинградской битве 1942 — 1943 годов. Это памятник и нашим камским судам.

31 августа 1947 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Камское речное пароходство за выдающиеся заслуги в развитии отечественного речного судоходства и в связи со 100-летием награждено орденом Ленина. Сотни судов сейчас бороздят воды Камы, среди них — палубные красавцы и скоростные «ракеты» и «метеоры».

Читайте также:  Города на букву А в России, полный список населенных пунктов

С высокого левого берега Камы открывается вид на закамские дали. За рекой синеет пес. В лесу справа виднеются устремившиеся ввысь учебные корпуса и здания студенческого городка Пермского политехнического института.

По генеральному плану развития Перми на правом берегу Камы начнется застройка нового района, который будет называться Камская долина.

Пройдем по утоптанным тропам высокого левого берега Камы, с высоты которого Камой любовалось немало известных людей.

Берега Камы видели суда Ермака — покорителя Сибири. А.Н. Радищев возвращался по Сибирскому тракту из ссылки, от Перми — на пароходе. С 1811 по 1821 год в нашем городе жил и работал русский ученый Василий Николаевич Берх (1781 — 1834), известный своими историко-географическими трудами. Он участвовал в первом русском кругосветном плавании на корабле «Нева» под командованием капитана Лисянского. В.Н. Берх много путешествовал по Прикамью, написал здесь немало научных работ. Его книги до сих пор являются ценными пособиями по географии и истории края.

С высокого берега набережной в разное время любовались закамскими далями знаменитые писатели и поэты: А.Н. Радищев и Н.Ф. Павлов, В.А. Жуковский и Ф.М. Решетников, А.И. Герцен и В.Г. Короленко, А.М. Горький и А.П. Чехов, В.Я. Шишков и А.П. Гайдар, Б.Л. Пастернак и К.Г. Паустовский, М.И. Цветаева и М.И. Алигер, А.А. Караваева и В.В. Каменский, О.Ф. Берггольц и В.А. Каверин и многие другие. Они оставили свои стихи и воспоминания о Каме.

Мы идем по бывшей Набережной, ныне улица носит имя С.А. Окулова.

Степан Акимович Окулов (1884 — 1934) — уроженец Перми, рабочий Пермского железнодорожного депо. В 1917 году начальник Пермского гарнизона, после гражданской войны — окружной военный комиссар.

В январе 1919 года С.А. Окулова назначили командиром 260-го Петроградского стрелкового полка 29-й дивизии. Полк занял позиции по правому берегу Камы напротив центральной части города. Утром 30 июня 1919 года части дивизии, преследуя белогвардейцев, подошли к Каме. Началась переправа. Белогвардейцы пытались остановить движение войск. Они взорвали один из пролетов железнодорожного моста через Каму. Одновременно огнем из бронепоезда пытались помешать бойцам форсировать реку. В полдень к правому берегу подошли артиллеристы. Метким огнем они подбили белогвардейский бронепоезд. Используя самодельные плоты, лодки, баркасы, бойцы форсировали Каму. К утру 1 июля 1919 года над Пермью развевалось красное знамя. Город был полностью освобожден от колчаковцев.

Пройдем по улице С.А. Окулова дальше, мимо корпусов Пермского Краснознаменного высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск имени Маршала Советского Союза В.И. Чуйкова. Выйдем к улице А.С. Попова. Здесь сооружен через Каму автодорожный и пешеходный мост. Оживленная магистраль идет от центра города на правый берег Камы. С левой стороны в парапет моста вмонтирована плита, рассказывающая о строителях этого сооружения. В канун 50-летия Советской власти, 1 ноября 1967 года, лучший шофер автохозяйства № 1 Г.И. Азанов провел через мост первый автобус 6-го маршрута.

Сразу за магистралью начинается сад имени Н.В. Гоголя. В конце сада — Дворец культуры Пермского телефонного завода (дом № 14). Здесь расположен музей истории и трудовой славы предприятия. Стенды музея — страницы летописи завода. Началась она 9 августа 1941 года, а в сентябре выдана первая продукция — военные полевые телефоны. Сейчас в музее представлено свыше 100 различных изделий. Разнообразную продукцию выпускает передовое предприятие. Пермские телефонные аппараты ежегодно демонстрируются на международных выставках и идут на экспорт в 34 страны.

После осмотра музея полюбуйтесь еще раз Камой-рекой. Вдали виден железнодорожный мост. Он имеет свою историю.

Железнодорожный мост через Каму

В конце июня 1919 года, отступая под ударами красных частей, колчаковцы разрушили железнодорожный мост через Каму. Мост имел огромное военное и народнохозяйственное значение. Восстановление его стало первоочередной задачей пермских большевиков.

Работы проходили в тяжелых условиях: стоял лютый мороз, дул ледяной ветер. Но рабочие-железнодорожники трудились самоотверженно. Открытие движения по мосту состоялось на два месяца раньше намеченного срока. 18 февраля 1920 года Е. М. Ярославский, член ВЦИК, руководящий этими работами, посылает телеграмму В.И. Ленину: «Сегодня открыто движение по восстановленному Камскому мосту. Свидетельствую необыкновенную энергию работающих на постройке моста».

В.И. Ленин высоко оценил трудовой подвиг строителей Камского моста. По телеграфу пришло постановление Совета Рабоче-Крестьянской Обороны от 27 февраля 1920 года, подписанное Владимиром Ильичом: «…Совет Рабоче-Крестьянской Обороны, отмечая исключительную энергию и дисциплину труда, проявленную на означенных работах техническим персоналом, служащими и рабочими, постановил: Выдать всем принимавшим непосредственное участие в работе рабочим, служащим и техническому персоналу денежное вознаграждение: в размере двухмесячного тарифного оклада — пробывшим на работах не менее трех месяцев, в размере месячного оклада — пробывшим на работе более месяца, но менее трех месяцев».

Восстановление Камского моста стало символом мужества, воли, революционного энтузиазма трудящихся Перми.

В 1951 году была проложена вторая железнодорожная нитка по мосту через Каму.

Фотоотчёт «Экскурсия на набережную реки Камы»

Наталья Башмакова
Фотоотчёт «Экскурсия на набережную реки Камы»

Фоотчёт «Экскурсия на набережную реки Кама»

формировать у детей чувство патриотизма, прививать уважительное отношение к родному городу и природе.

Задачи:

• Закрепить знания детей об истории родного города.

• Прививать интерес к изучению истории родного города.

• Воспитывать у детей чувство гордости и любовь к родному городу, природе.

Подготовка к занятию:

чтение книги Т. Пегановой «Город, в котором мы живём».

Предыстория:

В городе Сарапуле идёт реконструкция Набережной, и некоторые объекты уже открывают, в апреле 2018 года был открыт фонтан в виде рыбы Сарапуль, символа города.

Ход экскурсии:

На Набережной дети в первую очередь обратили внимание на ледоход на реке Каме, им было очень интересно видеть, как проплывают льдины, а на них сидят чайки.

Затем воспитатель обратила внимание на необычный памятник, детям было очень любопытно, после рассмотрения дети поняли, что это фонтан. Было много вопросов, таких как: 1. «Почему там нет воды?» 2. «Почему там трубы и провода?» 3. «Почему изображена рыба?» и т. п.

Путем рассуждений и анализа дети сделали следующие выводы:

1. Воды нет, потому что ещё холодно и вода может замёрзнуть и испортить фонтан. 2. Трубы находятся внутри, чтобы поступала вода, провода возможно для какой-нибудь подсветки, чтобы было красиво. 3. Рыба изображена, потому что она похожа на рыбу Сарапуль, в честь которой назван наш город.

Было много разговоров и рассуждений, дети вспоминали историю города, о которой мы читали в книге Т. Пегановой «Город, в котором мы живём».

Ребята получили яркое впечатление и много положительных эмоций.

Фотоотчёт «Экскурсия на хлебозавод» Уважаемые коллеги! Я продолжу делиться с Вами материалом по теме ранней профориентации детей. Предлагаю Вашему вниманию фото отчёт экскурсии.

Фотоотчёт. Экскурсия на почту . 2017 год. Задачи: расширять знания детей о работе почты и почтальона; активизировать словарь детей; воспитывать уважение к труду.

Фотоотчёт «Экскурсия в библиотеку» ЗАДАЧИ: познакомить детей с историей изготовления книги; формировать представление о библиотеке и о профессии библиотекарь; воспитывать.

Фотоотчёт. Экскурсия в парикмахерскую . 2016 год. Задачи: расширять знания детей о работе парикмахера; посмотреть инструменты, которыми он пользуется; воспитывать уважение.

Фотоотчёт «Экскурсия в аптеку» Новое путешествие по уголкам родного города. Экскурсия в аптеку. Ребята из группы «Фантазёры» продолжили своё путешествие по уголкам.

Фотоотчёт «Экскурсия к памятнику» Фотоотчёт ” Экскурсия к памятнику” Цель: Познакомить детей с памятниками, воздвигнутыми в честь героев-земляков нашего района. Много лет.

Фотоотчёт «Экскурсия на почту» Почта России всем нужна, Почта России всем важна! Кому купить конверт или открытку, Получить журнал или отправить посылку. Экскурсии очень.

Фотоотчёт. Экскурсия в библиотеку. 29 января с детьми старшей и подготовительной группы посетили библиотеку. Сотрудниками библиотеки был подготовлен материал о дате 27 января.

Фотоотчёт «Экскурсия в библиотеку» В рамках областного форума «Вместе ради детей» работники детского отдела Тербунской межпоселенческой библиотеки пригласили воспитателей.

Фотоотчёт «Экскурсия в Вознесенское» Нижегородская область занимает 1 место по количеству народных промыслов. Наиболее известные из них: Хохлома, Городец, Полхов – Майдан..

Экскурсия по набережной Камы, река, берега и история мест

1. Если идти вниз по реке от Чайковского, то по левому борту можно наблюдать вот такой водопад, видимый за несколько километров.

2. Правда при ближайшем рассмотрении водопад оказывается просто водосбросом местной ТЭЦ.

3. На высоком левом берегу расположены трамплины спортивного комплекса “Снежинка” . Вид с трамплина, если стоять спиной к реке, открывается захватывающий.

4. Далее по берегам расположены города Сарапул, Камбарка и разные поселки. Но увидеть их у меня не получилось из-за практически стены дождя, когда мы проходили в тех местах в 2007 году. В 2006 мы здесь прошли ночью. Так что всего лишь пара кадров.

5. Железнодорожный мост через Каму в районе города Сарапул, на 1149 км Горьковской железной дороги. Реконструкция начата в 2002 году, закончена осенью 2007. Таким мост выглядел в июне 2007 года.

7. Еще ниже по течению Камы. Примерно в районе Нефтекамска. Не знаю, что за место, но церковь красивая.

8. А это уже Нижнекамское водохранилище, образованное плотиной одноимённой ГЭС у города Набережные Челны. Его заполнение началось в 1978 году. По проекту площадь должна была составить 2580 км², объём 12,9 км³, длина 270 км, наиб. ширина 25 км.

9. Однако в процессе заполнения из-за активного противодействия ряда организаций и населения заполнение водохранилища приостановилось на 5 метров ниже проектной отметки. В связи с этим площадь водохранилища составляет 1000 км², объём 2,8 км³ (при плановых 2580 км², объём 12,9 км³). То есть этих деревьев быть не должно, но на протяжении многих километров из под воды торчит полузатопленный лес.

10. Здесь в Каму впадает река Белая, текущая через территорию Башкоротостана. К уже существующему грузопотоку добавляется транспорт Бельского речного пароходства и Башволготанкера, поэтому полупустынная река вдруг превращается в оживленное место. Номенклатура грузов такова: нефть

11. Лес и пиломатериалы (Кстати на фотографии сухогрузный теплоход “ГТ-18”, затонувший в этом октябре на Рыбинском водохранилище как раз с грузом древесины).

12. И конечно песок и гравий различных фракций.
“А вы бывали на Таити?” (с)

13. Который добывают прямо со дна реки.

14. Берега Нижнекамского водохранилища.

17. Пока земснаряд насыпит баржу грузом для экипажей судов, которые потом поведут груженные баржи дальше, время отдыха и зеленных стоянок.

18. Брандвахта. Несамоходное судно, служащее жильём для личного состава земснарядов. В более цивилизованных местах их давно приспособили под береговые кабаки, гостиницы и офисы, которые так, например, хорошо украшают набережные Москва-реки в центре столицы. А здесь еще используют по прямому назначению.

19. Или вот еще на лицо вопиющий факт использования судна по прямому назначению. Суда типа ПМ – плавмагазины, в чью функцию входит пополнение запасов экипажей судов находящихся в дальних рейсах и следующих транзитом через какой-либо порт или, например, обслуживание команд земснарядов и землесосов работающих на реке и водохранилищах, и не имеющих возможности выбраться на берег. Аналогичные суда в Москве давно переоборудованы под банкетоходы и плавкабачки с развлечением на любой, эротический и финансовый, вкус, а здесь все еще по старинке.

20. Идем дальше. Справа по борту церквушка в Менделеевске (если не ошибаюсь)

21. А слева раскинулись кварталы Набережных Челнов.

22. Набережные Челны в летописях впервые упоминаются в 1626 году. Статус города получен в 1930 году. В 1982 году, в связи с кончиной Генерального секретаря ЦК КПСС Брежнева, город переименовали в Брежнев. Прежнее название вернули в 1988 году.

Читайте также:  Авиакомпания Аэрофлот, дешевые авиабилеты онлайн

23. Из промышленных предприятий наиболее известное – Камский автомобильный завод, КАМАЗ, крупнейший в России и СНГ комплекс предприятий по производству большегрузных и легковых автомобилей, тракторов, дизельных двигателей и комплектующих.

24. Улица Раиса Беляева.

25. Мечеть на берегу Камы.

26. УПТЖ для ППД – головоломная аббревиатура расшифровывается как – Управление Подготовки Технологической Жидкости для Поддержания Пластового Давления. Жидкость закачивается в нефтяные пласты, для повышения нефтеотдачи.

27. На берегу Камы, в Набережных Челнах, перед шлюзами Нижнекамской ГЭС расположен затон. На этом снимке запечатлены выведенные из работы суда: грузовой теплоход-катамаран, глиссирующее пассажирское судно типа “Заря”, и два пассажирских скоростных судна на подводных крыльях – типа “Метеор” (ближе) и “Восход” (на заднем плане).

Пассажирские суда, предназначенные для скоростных междугородних перевозок ил Челнов в поселки и деревни без работы из-за отсуствия финансирования: автобус и маршрутка обходятся гораздо дешевле.

У катамарана судьба сложнее. С кончиной Союза и плановой экономики суда остались без работы, так как были ориентированы на ограниченный круг перевозимых грузов (автотранспорт, контейнерные перевозки), имели невероятно высокую скорость и такой же объем потребляемого топлива. В условиях рыночной экономики их использование стало невыгодным и вся серия судов (около 20) была брошена в разных городах без работы. В Челнах катамарана было два и скорее всего они работали на обслуживание КАМАЗа.

28. Ну а мы тем временем заходим в шлюзовые камеры Нижнекамской ГЭС. Правда на снимке вид с нижнего бьефа, то есть при движении вверх по реке, но сути это не меняет.

29. Козловой кран на плотине.

30. Строительство электростанции началось в 1963 году. Первый агрегат был пущен в 1979 при отметке уровня воды в 62 м при проектных 68. К 1990 году строительство сооружений ГЭС было в основном закончено, однако работы по водохранилищу не завершены до сих пор. ГЭС является русловой электростанцией с совмещённым зданием ГЭС.

31. Через плотину и над шлюзами проходит автотрасса и железнодорожные пути.

32. Диспечерская гидроузла. Аналогичным образом оформлены гидроузлы в Балаково и Чебоксарах.

33. Шлюзовая камера.

35. Туристы пассажирского теплохода “Александр Фадеев”.

36. Выходим из шлюза и проходим причалы, портовые зоны и участники механизированной погрузки груза.

37. Сам себя не похвалишь.

38. Пригороды Набережных Челнов.

39. Буквально в двух часах хода от Набережных Челнов находится город Елабуга.

40. Город с невероятно богатой историей, недавно разменявшей тысячу лет.

41. И замечательными видами с горы на Каму и луга.

42. В историю города в прямом смысле вписал свое имя художник Шишкин, уроженец здешних мест. Многие его пейзажи, например “Утро в сосновом лесу” (она же “Медведи на лесоповале”) и “Корабельный лес”, написаны с окружающей местности. Весьма грустный след оставила здесь и поэтесса Цветаева. Прибыв сюда в 1941 году в эвакуацию она 31 августа 1941 года покончила здесь жизнь самоубийством.

43. Отправляемся дальше вниз по реке и на смену сосновым борам и заливным лугами приходит город Нижнекамск, с градообразующими предприятиями “Нижнекамскнефтехим”, Шинный завод и др.

44. Речной вокзал в Нижнекамске.

45. Дальше на Каме расположен город Чистополь.

46. Первые упоминания о селе Чистое Поле нужно искать в летописях за период конца XVII — начала XVIII веков. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус уездного города Чистополя, с учреждением собственного герба.

47. В конце XIX века Чистополь — крупный центр торговли зерном. Размер элеватора в порту как бы намекает, что и в последующие годы город этого звания не терял.

48. В годы Великой Отечественной войны Чистополь стал приютом для Союза Советских писателей, в числе которых были Борис Пастернак, Леонид Леонов, Михаил Максимов

49. С 8 мая 1952 года по 30 апреля 1953 года в рамках эксперимента по областному переустройству территориально-административного состава автономных республик РСФСР была образована, а затем ликвидирована Чистопольская область, город Чистополь являлся областным центром.

51. Пассажирский теплоход в речном порту.

52. Тем временем Кама снова переходит в водохранилище, заключительное на своем пути, Куйбышевское море. Последнее узкое место, где берега наиболее близко расположены друг от друга в районе поселка Сорочьи горы.

53. Здесь через реку перекинут автодорожный мост, при чем не простой. Камский мост является крупнейшим в России и одним из крупнейших в Европе. Длина всего перехода почти 14 километров, причем главный переход через Каму – 1608 метров. Строительство моста было начата в 1986 году, а закончено в 2002 г.

54. Ну а мы тем временем добрались до места слияния Волги и Камы. Ширина водохранилища между берегов достигает 40 км.

55. Здесь, на месте слияния двух великих рек, стоит вспомнить, что не смотря на то, что все знают, что Волга впадает в Каспийское море это не так. Географически, да, все так и есть. Именно река с названием Волга, на 3530 километре, ниже Астрахани, распавшись на многочисленные протоки и рукава, образующие волжскую дельту, соединяется с Каспийским морем.

Но фактически, или точнее, с гидрографической точки зрения, река Волга впадает в реку Кама, и соответственно именно эта река впадает в Каспийское море.

О том, что Волга не впадает в Каспийское море, известно давно. Испокон веков Волга была живым символом России. А Кама — ее самым большим и многоводным притоком. Первые серьезные научные наблюдения за этими реками начались в 1875 году. Тогда в результате измерений по различным параметрам географам стало известно, что в устье Камы протекает 4300 м3/сек воды, а в Волге — только 3100 м3/сек. Этот показатель говорит ученым о том, что Волга — приток Камы, а значит, именно Кама несет свои воды в Каспийское море.

О Волге я уже много раз писал, рассказывал про Волго-Дон и Канал Москвы, путешествовал по Днепру. Не охваченным остался лишь Северо-Западный регион, Волго-Балтийский водный путь. О нем будут следующие рассказы из серии про водные пути.

Река Кама

Кама – главная река Пермского края и одна из крупнейших в Европейской России. Длина Камы составляет 1805 км (из них 910 км течет по Пермскому краю). Кама является крупнейшим левым притоком Волги. До строительства Куйбышевского водохранилища длина реки составляла 2030 км.

Происхождение названия

Существует несколько версий происхождения названия реки Кама:

  • от удмуртского «кема» – «долгий», «длинный»;
  • от древнерусского «камы» – «камень»;
  • от зырянско-пермяцкого «камва», что означает «сильно пал», то есть «вода, имеющая сильное падение»;
  • от обско-угорского (хантыйского) «кам» – «прозрачный», «чистый»;
  • от древнеиндийского «кам» – «вода»;
  • древний географический термин – обозначение реки, некогда общее для различных языков Евразии.

В русских летописях Кама впервые упоминается в 1220 году в рассказе о походе князя Василька Константиновича 1187 года. По Каме поднимались новгородцы для сбора дани. Кстати, реки с таким названием также есть в Свердловской, Тюменской и Новосибирской областях.

Особенности реки Кама

Кама берет начало на покрытых лесом увалах Верхнекамской возвышенности, на высоте 331 м. Рядом с истоком находится деревня Карпушата, ныне вошедшая в состав села Кулига (Кезский район Удмуртской Республики). Река берет начало из Камского ключа, который несколькими струями вытекает из-под горы. Исток Камы обустроен, в 1974 году был разбит сквер. Здесь установлен памятник со словами «Здесь берет начало уральская река Кама». Сюда часто приезжают туристы, желающие посмотреть на начало великой реки.

Реку Каму условно делят на пять участков:

  • Верховья Камы (от истока до устья реки Весляна),
  • Верхняя Кама (до подпора Камского водохранилища, фактически до устья реки Вишеры),
  • Средняя Кама (Камское и Воткинское водохранилища),
  • Нижняя Кама (Нижнекамское водохранилище),
  • Камский залив Куйбышевского водохранилища.

В верхнем течении русло Камы сильно извивается. Оно неустойчивое, поскольку проходит по легкоразмываемым песчаным отложениям. Берега часто низменные и заболоченные, много стариц. Принимая многочисленные притоки, Кама становится полноводной. У поселка Гайны ее ширина достигает уже 200 метров.

После впадения реки Вишеры она становится многоводной рекой. Кстати, есть мнение, что это Кама впадает в Вишеру (а не наоборот), а Волга – в Вишеру.

Всего Кама принимает 74 718 притоков (из них 94,5 % составляют мелкие реки длиной менее 10 км). Площадь ее водосборного бассейна более 507 000 км². Основные притоки:

  • левые: Южная Кельтма, Вишера с Колвой, Яйва, Косьва, Чусовая с Сылвой, Белая с Уфой, Ик, Зай, Шешма, Мензеля;
  • правые: Коса, Иньва, Чермоз, Обва, Тулва, Вятка, Иж, Тойма, Мёша.

Питание преимущественно снеговое, а также подземное и дождевое; за весеннее половодье (март—июнь) проходит более 62,6 % годового стока, летом и осенью — 28,3 %, зимой — 9,1 %. Размах колебаний уровня до 8 м в верховьях и 7 м в низовьях. Средний расход у Камской ГЭС 1630 м³/сек, у Воткинской ГЭС около 1750 м³/сек, в устье около 4100 м³/сек, наибольший расход воды около 27 500 м³/сек. Норма годового стока Камы 117 км³. Является третьей по водности рекой-притоком в России, после Алдана и Ангары. Скорость течения от 1 м/с в верховье до 0,3 м/с вблизи устья.

Влияние построенной в Перми Камской ГЭС (была пущена в 1954 году) распространилось вверх по реке почти на 300 км, образовав подпор воды до устья Вишеры. При строительстве ГЭС территория многих населенных пунктов ушла под воду (в том числе город Дедюхин, ставший «уральской Атлантидой»). В устьях многих притоков образовались обширные заливы. Самые большие – Иньвинский, Косьвинский и Обвинский. Местами противоположный берег еле виден.

Ниже по течению участок от Перми до Чайковского так же представляет собой водохранилище – Воткинское, построенное в 1962 году. Его подпор чувствуется даже в Перми. Плотину Воткинской ГЭС иногда называют «южными воротами Пермского края». В низовьях Камы расположено еще одно, третье, водохранилище – Нижнекамское. На каждой из плотин созданы ГЭС.

Река впадает в Камский залив Куйбышевского водохранилища на реке Волге в Республике Татарстан. Урез устья 36 м. На своем пути от истока Кама несколько раз меняет направление, образуя дугу, похожую на карте на большой вопросительный знак. Интересно, что по прямой от истока до устья Камы всего-то 445 км, а она течет почти 2 тысячи км. В районе города Нытвы до истока Камы и вовсе порядка 100 км.

Кама протекает по территории Удмуртии, Кировской области, Пермского края, по границе Удмуртии и Башкортостана, Татарстана. Это седьмая река в Европе по протяженности (после Волги, Дуная, Урала, Днепра, Дона и Печоры).

В пределах Пермского края течет вдоль западных отрогов Уральских гор по широкой долине, находящейся на стыке Русской платформы и Уральской горной страны.

Геологически Кама древнее Волги. Как установили ученые, до эпохи оледенения Кама впадала в Каспийское море, в то время как Волга была притоком Дона. Ледниковый период изменил речную сеть Восточной Европы. Согласно большинству гидрологических признаков (возраст рек, высота истоков, длина, полноводность), Кама является главной рекой, а Волга — ее крупнейшим притоком.

Писатель М.А. Осоргин (1878-1942) писал:

«Мы, прикамские, относимся к Волге с ласковой снисходительностью: приток, как всякий другой, течет себе от Твери до Казани, Кама же – от Урала до Каспия. Кама – матушка, Волга – дочь. Ни камских глубин, ни могучести камской нет у обмелевшей, глинистой, пропахнувшей нефтью Волги».

В реке обитает следующая рыба: лещ, карась, язь, голавль, жерех, судак, сазан, окунь, ерш, налим, щука, сом. В верховьях встречаются таймень и хариус, в низовьях – стерлядь и осетр.

С древности Кама являлась важным транспортным путем. Особенно оживилась река с приходом русских и строительством предприятий. В 1822 году Каму связали с Вычегдой, прокопав Северо-Екатерининский канал. А в 1817 году на Пожевском заводе Всеволожского были построены первые пароходы. Выше устья Вишеры на Каме стоит поселок Керчевский, где был образован Керчевский сплавной рейд. В 1960-70-е годы он был самым большим в мире, перерабатывая за год более 3 млн м 3 древесины. Река используется для судоходства и сейчас.

Читайте также:  Авиакомпания Уральские авиалинии (Ural Airlines), дешевые авиабилеты онлайн

Неоднократно (с XVIII века и до 1980-х годов) обсуждался вопрос соединения Камы с северными реками и переброски части их стока для пополнения водой обмелевших Волги и Каспийского моря, а также развития транспортной системы. К счастью, эти проекты так и не были реализованы.

Достопримечательности Камы

На берегах Камы расположено немало интересных достопримечательностей. Им посвящены (а некоторым ещё будут посвящены) отдельные статьи на сайте проекта «Ураловед». Здесь же перечислю лишь некоторые места.

Очень интересен берег Камы перед Пермью. Здесь, на левом берегу, возвышаются скалы, состоящие из гипса. Под действием воды образуются неповторимые природные гипсовые скульптуры. Между Добрянкой и Полазной тянутся Лунежские горы. А на правом берегу, расположен архитектурно-этнографический музей «Хохловка».

На месте слияния Камы с Чусовой (теперь тут разлился обширный Чусовской залив) расположен красивый мыс Стрелка.

В городе Перми можно прокатиться на прогулочном теплоходе. Также отсюда ходят большие пассажирские теплоходы до Волги. Около бывшего Речного вокзала расположен самый известный и популярный арт-объект Перми – «Счастье не за горами».

По берегам Камы открыто много археологических памятников. Так, самый известных из них в окрестностях Перми – Гляденовское костище.

На берегах Камы расположены такие интересные города и посёлки, как Соликамск, Пыскор, Усолье, Орел, Березники, Чёрмоз, Добрянка, Полазна, Пермь, Оханск, Оса, Чайковский, Сарапул.

7 малоизвестных фактов о пермской набережной

В сентябре исполнилось 50 лет, как вдоль берега Камы открыли прогулочную зону протяженностью 3,8 километра. Правда, с тех пор берег от речного вокзала до грузового порта мало изменился, разве что пришел в запустение. Реконструкция длится второй год и когда закончится – неизвестно. А мы вместе с краеведами решили вспомнить малоизвестные факты о пермской набережной.

1. Когда начали строить набережную, весь берег был заставлен лодками и катерами. По вечерам и в выходные дни пермяки любили кататься на них по Каме и плавать на противоположный берег в Курью (автомобильного моста тогда еще не было).

– Многие пермяки на «Слудке» ( Слудская горка в районе современного телефонного завода. – Ред.) хранили лодки в гаражах, – рассказывает пермский краевед Вячеслав Красавин . – После постройки набережной эта традиция нарушилась, и люди стали равнодушны к реке. Получается, что набережная отрезала Пермь от воды.

2. – Вообще Перми никогда не везло с набережной, – считает краевед Владимир Гладышев . – Многие известные писатели, побывавшие в нашем городе, вспоминали в своих мемуарах о вечной грязи в районе камских пристаней. Лишь в конце XIX века здесь появилась красивейшая пристань пароходчиков Каменских , выполненная в виде шатра.

Пермь всегда был портовым городом, поэтому самые известные и богатые люди нашего города были, в первую очередь, пароходчиками. Их пристани тянулись к Каме от улицы Монастырской и стали предшественниками современной набережной.

Так выглядела набережная в 1969-1970 годах.

3. До того как в Перми появилась благоустроенная набережная, пермяки любили прогуливаться по верхней набережной части – от сквера Решетникова до места, где сейчас стоит Дворец правосудия (бывший ДК телефонного завода). Там до строительства Коммунального моста находился набережный сквер, который пришел в негодность после появления моста. Сейчас это сквер имени Гоголя .

А в створе улицы Газеты «Звезда» (бывшая Оханская) стояла вторая ротонда архитектора Ивана Свиязева . Она была точно такой же, как та, что сохранилась до наших дней в парке Горького . И, по словам Владимира Гладышева, пермяки очень любили любоваться закатами на Каме именно из свиязевской ротонды, которую снесли после строительства железнодорожной ветки.

4. Если спускаться к набережной от створа улицы Сибирской, в районе перехода через ж/д пути можно услышать журчание подземной речки Медведки из-под решеток коллектора. Чуть ниже она вытекает из трубы в Каму.

Еще в 50-х годах Медведка, которая начиналась в болотах возле Черного рынка (сейчас – сквер Уральских Добровольцев), текла по поверхности земли. Ее заточили в трубу, когда строили дом по Сибирской, 1. Рядом с ним находится здание бывшей Кашинской бани, которая использовала воду Медведки.

Кстати, если встать на возвышенность сквера Решетникова, то можно увидеть лог, начинающийся во дворах рядом с гимназией № 2, который оставила после себя подземная Медведка.

5. Если прогуливаться по современной набережной, можно заметить странные выходы из заросшего деревьями склона. По легенде раньше от пермских заводов к камским пристаням шли подземные ходы. Самый известный – под улицей Сибирской от пивзавода Ижевского товарищества. Говорят, по нему могла проехать запряженная лошадьми повозка, но краеведы эти слухи опровергают.

Между тем, если пройтись по набережной за Коммунальный мост, то на склоне в районе телефонного завода можно увидеть вход в подземелье. Краеведы до сих пор затрудняются дать определение этому дореволюционному ходу.

6. Не все истории о камской набережной связаны с отдыхом горожан. В Гражданскую войну Кама разделяла две враждебные армии: в Перми стояли войска Колчака, а на правом берегу артиллерия Красной армии осыпала город пушечными снарядами. Стоящие в Средней Курье нефтяные хранилища Нобелей были пробиты, нефть растеклась по Каме и загорелась.

А в 1918 году местные чекисты увозили с пристани Истомина на казнь «врагов революции». По словам Владимира Гладышева, в районе Мотовилихинских заводов на Каме был остров, куда большевики свозили людей и массово расстреливали. Теперь остров скрыт водами Воткинского водохранилища.

В августе того же года от пристани Истомина отчалил катер, на борту которого находился архимандрит Варлаам Белогорский. Его повезли на «остров Мертвых».

– Вместо одной пули, которой хватало простым заложникам, в батюшку всадили несколько обойм, его истязали, а после этого привязали к Варлааму чугунную болванку и пустили на дно, – рассказывает Владимир Гладышев. – Об этом стало известно буквально лет пять назад.

7. – Когда в Перми построили красивейший речной вокзал, об этом писали все советские СМИ и даже журнал «Огонек», – говорит Владимир Гладышев.

Речной вокзал, который давно не используется по назначению, был построен по проекту архитектора Александра Гинзбурга в стиле «сталинского ампира».

В Пермь, именуемую портом пяти морей, приходили пароходы, своими гудками будоражившие весь город, позже – теплоходы. В 70 – 80-е годы по воде можно было за считанные часы домчаться до Оханска , Осы и Чайковского на «Ракетах» и «Метеорах», в районе города курсировали речные трамвайчики.

В 90-е годы из-за нерентабельности речные перевозки прекратили свое существование, а здание вокзала стали сдавать под торговые площади. Здесь находился первый в городе клуб с игровыми автоматами, а в 2009 году появился Музей современного искусства PERMM.

ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ ПЕРМИ!

Воспоминания о Каме

Почему человек на склоне лет берется писать мемуары? Возможно потому, что прожитая жизнь остается в воспоминаниях, и мысли постоянно возвращаются в былое. И великая благодарность тем людям, которые берут на себя труд переложить на письмо свои раздумья.

Плывут воспоминания плотами,

Их память-катер тянет на простор,

И кажется, что снова я на Каме

И к ней сошлись стала лохматых гор.

И пью ее живительные воды,

Она же, как и прежде, глубока.

И раздвигает берега и годы

Уральская рабочая река.

Почему человек на склоне лет берется писать мемуары? Возможно потому, что прожитая жизнь остается в воспоминаниях, и мысли постоянно возвращаются в былое. И великая благодарность тем людям, которые берут на себя труд переложить на письмо свои раздумья.

В архиве Пермского областного краеведческого музея хранятся несколько листков машинописного текста. В 1971 году их принес Василий Васильевич Молодцов — краевед, педагог с большим стажем, поэт-любитель, старожил Перми. Его воспоминания посвящены детским и юношеским годам (1909 — 1917). Они представляют большой интерес, ибо отражают любопытнейшие детали и факты, ускользнувшие от пера летописцев. Наверное, для каждого пермяка Кама — особая строка в биографии: место отдыха, раздумий, свиданий. Сейчас Кама в районе города кажется величественно пустынной, а в начале XX века картина была совсем иной.

Вот что вспоминает о том времени В.В. Молодцов: «Пристаней в те годы было много, и этот участок реки в период навигации был очень оживленным. В самом центре, как раз напротив железнодорожного вокзала (Пермь I), было пароходство Любимова. Большие двухпалубные пароходы белого цвета носили полные имена судовладельцев: «Иван Иванович Любимов», «Анна Степановна Любимова».

Все три пароходства посылали свои суда на Волгу и конкурировали между собой. Значение имели комфорт, скорость, стоимость проезда. Пониже пристани Каменских находились еще две пристани: пароходчика Ржевина и Акционерного общества «Русь». Небольшие ржевинские пароходы обслуживали Верхний плес. Они ходили в Соликамск, а в большую воду по рекам Вишера и Колва до Чердыни.

Товарно-пассажирские пароходы Акционерного общества «Русь» были оригинальной конструкции с экзотическими названиями: «Рубин», «Изумруд», «Алмаз», «Жемчужина». Огромные колеса у этих пароходов находились сзади, извергая во время хода каскады водяных брызг. Шли эти суда не спеша, подолгу стояли на пристанях. Вся погрузка и разгрузка трюмов совершалась вручную. Ниже по течению, в районе Осинского спуска, была еще одна небольшая пристань Истоминых. Их пароходики совершали ближние рейсы до Оханска и Осы.

Между городом и Мотовилихой все время сновали, шлепая колесами, два старых пароходика «Пермь» и «Мотовилиха», а в Нижнюю Курью ходило небольшое судно «Царевна».

Конторки пристаней были плавучими и с окончанием навигации уводились в затон. На берегу оставались амбары, склады — все дощатое, скрипучее и сухое. На улице Монастырской (ныне Орджоникидзе) вдоль пристаней, напротив железнодорожного вокзала, тянулись ряды мелочных лавок, где всегда можно было купить икряную воблу, в изобилии поступавшую с низов.

Мы, мальчишки, любили наблюдать отвал парохода. На верхней палубе чисто одетые дамы и господа. Это пассажиры первого и второго класса. В третьем и четвертом классе — народ попроще. Уже прогудел третий гудок, сопровождающие сходят на пристань. Капитан на капитанском мостике. У штурвала, как правило, старый усатый водник, испытанный и надежный. Сняв фуражку, он осеняет себя крестным знамением. Уже отданы швартовы, и пароход, ворочая плицами и обдавая провожающих паром, медленно отходит от пристани. Сделав плавный разворот и дав прощальный гудок, он ложится на курс.

Камскую гладь бороздили буксирные пароходы, окрашенные в желтый цвет. Они тащили за собой плоты, тяжелые баржи и барки. Знаменитым по мощи машины считался волжский буксир «Бурый медведь», у него был очень низкий гудок. В начале десятых годов на Каме появилась новинка: это теплоход Любимовых «Урал». Он считался флагманом Камского флота. Судьба его оказалась трагической.

Вернувшись из дальнего рейса и высадив пассажиров, «Урал» отправился на разгрузку в Левшино. Вскоре после отплытия на нем возник пожар, и теплоход очень быстро сгорел на глазах у многих очевидцев. Говорят, что он, объятый пламенем, напоминал горящий факел.

Его искореженный остов долго виднелся на одной из отмелей правого берега. Жителей Перми всегда влекло на берега Камы полюбоваться на кипучую жизнь реки в навигационный период и на закамские лесные дали, покататься на лодке, а весной посмотреть на ледоход…»

Уже давно нет рядом с нами Василия Васильевича, но благодаря его воспоминаниям мы открываем неведомые страницы, узнаем новые факты из далекого прошлого нашего прекрасного края…

Ссылка на основную публикацию