Социализация детей на Пуэрто-Рико, с рождения до взросления

Социализация детей на Пуэрто-Рико

Процесс воспитания детей на Пуэрто-Рико имел некоторые общие черты, характерные для всех категорий населения острова. Ответственность за воспитание и поведение детей, даже более того — за весь нравственный облик семьи в целом в основном лежала на отце, несмотря на то что мать гораздо чаще общалась с детьми, особенно с дочерьми. Мужчина обязан был заботиться о жене и детях не только в браке, но и после развода или в случае раздельного поселения супругов. Часто отмечается в литературе тот факт, что отцовство всегда высоко котировалось среди пуэрториканцев: мужчина в очень редких случаях отказывался от своих детей.

Влияние отца на воспитание детей

Непосредственное влияние на воспитание детей отец, однако, мог оказывать лишь в условиях сельской местности. В городе большая часть его времени проходит вне дома, с детьми играет редко. Демонстрация чувств между отцом и сыновьями практически исключена, скорее он заботится о дочерях, что совсем не характерно для сельской семьи. В соответствии со строгим регулированием отношений между полами в семье отец должен избегать любого физического контакта с дочерьми. Отношения с матерью более доступны для детей, но тем самым и более конфликтны.

Разделение детей по полу

Наиболее важным принципом воспитательного процесса всегда считалось разделение детей по полу. Акцент на этом делался уже тогда, когда ребенок находился в утробе матери. Если мать, например, кормила молоком старшего и при этом возникали опасения насчет новой беременности, она прекращала кормить, но лишь по тем соображениям, что молоко беременной женщины может причинить вред плоду мужского пола.

Братья и сестры с самого раннего детства приучались даже в играх избегать физического контакта. Мальчики могли бегать голышом до школы, девочек же одевали с рождения. И если во время возни малышей с девочки сползут штанишки, старший брат, заметив это, пойдет звать мать или попросит помочь соседку.

Игровые группы включают детей от трех лет и вплоть до подросткового возраста, но обязательно разделены по полу. По этому же принципу подбираются группы и для посещения школы. Стоит обратить внимание на то, что в США как раз наоборот — группы детей формируются скорее по принадлежности к одному возрасту, чем полу. У пуэрториканцев все это не принято до сих пор.

Установка на различные способы воспитания мальчиков и девочек наблюдается среди всех слоев населения. Мальчиков значительно меньше опекают, чем девочек. Последние редко ходят одни, как правило, всегда в сопровождении старших родственников, больше, чем мальчики, сидят дома, ухаживают за малышами. В 8—9-летнем возрасте девочка способна выполнять практически всю работу по дому — стирает, гладит, готовит.

Мальчики значительно более свободны. В бедняцких семьях их время-препровождение практически никак не контролируется. Один из героев известной книги О. Льюиса „Жизнь” — Юниор вспоминает о своем детстве в Эсмеральде: „Я помню, что меня держали под контролем до 5 лет. Позже мы с братьями и друзьями уходили на морской берег и там проводили все время до вечера… Мы купались, бросали камни, боролись, играли в домино… Домой приходили только спать”. Э. Сафа также пишет, что мальчики, объединенные в группы, занимались в основном тем, что ходили на канал, где плавали и ныряли до позднего вечера.

Игры детей на Пуэрто-Рико

Игры детей, по существу, представляют собой имитацию жизни взрослых. Но если в малышовом возрасте это естественно, даже можно сказать — биологично, то с возрастом дети во многих современных развитых обществах (например, в США) как бы создают свою, подростковую культуру. Обычно это выражается в прямом противопоставлении себя взрослым, в отстаивании своих собственных занятий и увлечений. В пуэрто-риканской семье такого не происходит. Подотчетность детей (до 15 лет), их зависимость от родителей столь велики, что между миром детей и взрослых нет качественного различия, скорее только количественное: дети повторяют все занятия и действия взрослых, но как бы в уменьшенном по социальной значимости масштабе. Просто со временем ребенок все полнее и полнее начинает реализовывать жизнь взрослых.

Дети в качестве маленьких мужчин и женщин с самого раннего возраста включаются в жизнь семьи, впитывают ее ритм. Подобно отцам, мальчики не участвуют в ведении хозяйства, хотя иногда их все же просят сделать какую-либо грязную работу. В городе, став подростком, мальчик из бедной семьи начинает зарабатывать небольшие деньги в качестве чистильщика обуви или продавца газет. Но, как справедливо считает Э. Сафа, этот вклад в бюджет семьи не идет ни в какое сравнение с тем, что делает девочка.

В детях стараются развивать чувство ответственности. Если дело, которое они начали делать днем, не закончено до позднего вечера, никому из них не разрешается идти спать, пока не доделают все до конца. Забота о здоровье детей, их режиме в этом случае имеет второстепенное значение.

Система наказания детей, если судить по книге О. Льюиса, очень жестока. Матери и бабушки (в основном именно они) его героев не скупятся на тумаки, часто просто битье с применением всех предметов, которые попадаются под руку, даже если ими окажутся палки или сковорода. Надо сказать, что в состоятельных семьях родители используют очень интересный подход к этому вопросу. Мать, как правило, не наказывает детей, а передает эти функции в руки отца. А так как у последнего вообще с детьми слабее связь, чем у матери, то ни ребенку, ни здоровому эмоциональному климату семьи в целом это наказание не вредит.

Ответственность детей за вывод семьи из бедности

Очень характерно для пуэрториканцев возложение на детей ответственности за социальную мобильность семьи в поколениях. Бедняки, однако, рассчитывают главным образом только на образование, стараясь всеми силами обеспечить ребенку все необходимое для этого. Особенно выделяют в плане социальных надежд светлокожих детей. Их берегут, можно сказать — лелеют, ограждая от тяжелой работы, почти не наказывают. Темнокожие же практически не берутся в расчет как способные со временем изменить статус семьи. И отношение к ним соответственно другое: меньше внимания, жестче наказание.

Неоднозначно отношение бедняков к религиозному воспитанию своих детей, особенно в городе. Большинство семей не придает значения смешению религий. Вера — католическая или протестантская — не имеет для родителей значения, лишь бы ребенок посещал воскресные церковные службы. В Пелотеро религиозные отправления производятся часто просто на дому и родители отправляют туда детей, как в школу. Но, если по каким-то причинам занятие, скажем, в католическом доме не состоялось, ребенка спокойно ведут в другой дом — протестантский. Главное — что бы где-то и чему-то учили, а такая тонкость, как конфессия, дело второстепенное.

Среди белых семей города очень поощряется вступление подростков и юношей в бейсбольные команды. Это считается одним из верных способов повысить со временем свой социальный статус. Надо сказать, что бейсбол — самый престижный вид спорта среди городского населения Пуэрто-Рико. Многие ведущие игроки национальной команды страны вышли из самых низших социальных слоев городского населения. В Пелотеро есть своя собственная команда. Как и в США, экипировка игроков здесь финансируется наиболее состоятельными местными гражданами, которые рассчитывают, выставив свою команду на крупные соревнования, окупить все расходы и, конечно, оставаться в выигрыше.

Юные девушки, как и их ровесницы из средних слоев населения США, по „пути наверх” делают ставку на посещение клубов, функционирование которых на острове заметно усилилось за последние годы. Для юной пуэрториканки из бедной семьи это одно из немногих возможностей избежать сватовства в своей среде и выйти замуж за более состоятельного молодого человека из средних слоев населения. Правда, в клуб может поступить девушка, имеющая среднее образование и работающая в сфере „белых воротничков”.

Досуг подростков и детей

В своей среде подростки Пелотеро проводят досуг вместе, согласно традиции, только во время праздников. Как правило, это бывает раз в году — на день св.Иоанна Крестителя, 23 июня, который всегда считался на Пуэрто-Рико семейным праздником. Целые семейные кланы ближе к заходу солнца выходят на берег океана. Еда и прохладительные напитки запасены на всю ночь. Продавцы бойко торгуют ароматизированным льдом и кусочками обжаренного бекона. Много музыки и танцев. Девушки-подростки небольшими группками прогуливаются вдоль берега, юноши стоят у самой кромки воды, наблюдая за ними. В этот день флирт между молодыми людьми вполне „узаконен”. И хотя на празднике присутствуют люди всех возрастов, преобладают все же подростки.

Более зажиточные слои городского населения не позволяют своим детям выходить на берег океана в день св.Иоанна Крестителя, опасаясь криминальных инцидентов и нежелательных связей. Они празднуют этот день или дома, или на площади перед фешенебельным отелем „Кандидо” в Сан-Хуане.

И надо сказать, социальные барьеры — не единственное, что разрушает давнюю традицию упомянутого праздника. Очень существенно то, что семьи уже не объединяются в этот день, как раньше. Св. Иоанн Креститель — покровитель всех жителей Сан-Хуана — предоставил семейным узам пуэрториканцев складываться и разрушаться по своему усмотрению.

Основы социализации личности

Социализация личности как процесс интеграции человека в общую социальную систему общества дает необходимый навык коммуницирования с окружением. И на вопрос «что это такое» есть лишь один ответ — это процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Рождаясь, человек незамедлительно вступает в социализацию с окружающими его людьми, попадает в некую среду, образованную сначала родителями, медперсоналом клиники, родственниками и близкими друзьями семьи. В дальнейшем роль социализации личности только усиливается: с расширением границ мира возрастает количество связей и людей, с которыми приходится взаимодействовать, и крайне важно, чтобы процесс протекал ровно, не был нарушен.

В процессе взросления дети не только обретают личность, самосознание, обучаются навыкам общения, но также и расширяют сферу своих интересов и все глубже вовлекаются в процесс взаимодействия с членами семьи, соседями, другими детьми, учатся коммуницировать, находить компромиссы, уступать и отстаивать свою точку зрения.

Основные возрастные этапы социализации

Психологи выделяют следующие этапы социализации личности:

  • первичная социализация — процесс социализации, протекающий от рождения человека и до окончательного формирования его личности ;
  • вторичная социализация — процесс вхождения сформированной личности в социум.

Первичная социализация включает в себя освоение человеком социальных норм и правил на ранних этапах жизни, от рождения до подросткового возраста; вторичный этап наступает постепенно с расширением круга общения подростка, появлением в его жизни большего количества увлечений и групп, сформированных в обществе под влиянием этих увлечений.

Этапы социализации личности разделяются четко, но между ними нет жесткой границы. Нельзя сказать, что до 14 лет, например, человек исключительно формирует себя, а после — учится вписывать себя в общество. Напротив, в сущности, оба этапа характерны для нас на протяжении всей жизни, просто на ранней стадии развития психологические особенности ребенка направлены на познание самого себя, а в дальнейшем перенаправляются вовне, на вписывания себя в общество, но и в пенсионном возрасте не следует думать, будто личность окончательно сформирована, и изменить ее нельзя.

Особенности социализации в детстве

Именно в детстве благодаря семейному влиянию у ребенка закладываются те шаблоны, которые он считает общепринятыми, и которыми в дальнейшем руководствуется при последующей социализации.

На этой стадии ребенок усваивает основные правила и нормы исключительно от членов семьи, так как его внутренний мир чрезвычайно мал, а окружение ограничено. И если в семье принят некий набор предубеждений, то на следующую стадию социализации индивид выйдет уже со сформировавшимся в голове мнением, учитывающим основную семейную «линию партии».

Одной из проблем социализации личности, связанной с воспитанием ребенка, является понятие нормы семейного насилия. Если в семье насилие считается непременным атрибутом, если отец поднимает руку на мать, а мать терпит и не пытается уйти из дома, ребенок начинает воспринимать такую ситуацию как данность, а семейное насилие — как вариант нормы для всего общества в целом. И в дальнейшем он выходит в мир с уверенностью, что у всех его приятелей в доме происходит то же самое, просто им, как и ему, запрещено об этом говорить.

Такой ребенок может в будущем получить целый букет проблем, когда столкнется с тем, что за попытку поднять руку на девочку его будут всячески ругать и подвергать остракизму, а он не сможет понять, что проблема заключается в его поведении, так как лично для него это абсолютная норма.

Социализация школьного периода

Социализация личности на этапе школьного образования постепенно переводит ребенка от этапа первичной социализации к вторичной.

В школе круг общения индивида резко расширяется: после пары-тройки десятков людей, с которыми он постоянно общался либо изредка встречался в детском саду или поликлинике, ребенок оказывается в большом мире, полном одноклассников и детей с параллельных потоков.

Внимание взрослых не так тщательно контролируется, как это было ранее, и ребенок постепенно учится налаживать отношения с другими маленькими личностями, обретает симпатии и антипатии, учится вести себя сообразно новым правилам, принятым в группе учеников, привыкает к новой обстановке и вырабатывает в себе качества, которые в дальнейшем помогут ему налаживать контакт с коллегами по работе и представителями других социальных групп.

На этом этапе в качестве проблемы социализации выступают те привычки и типовые реакции, которые сформированы в нем в ответ на воздействие окружающих.

Если ребенок воспитывался в семье как маленький принц, был окружен любовью бабушек и мамы, если он вырос в уверенности, что все его действия правильны и никто не имеет права быть им недовольным, он с огромной долей вероятности не впишется в коллектив одноклассников, так как привычка требовать подчинения вряд ли будет оценена другими детьми как приятная черта характера.

Подростки и поиски себя

Подросток — это такая стадия развития, на которой ребенок начинает проводить больше времени со сверстниками, а не с членами семьи, и тем самым осуществляет свой переход от первичной стадии социализации к вторичной — формированию не только личности, но также и к поискам своего места в мире.

На этом этапе начинается активная групповая социализация человека — он ищет группы, в которых мог бы чувствовать себя комфортно, быть одобряемым, значимым, где мог бы делиться опытом и мыслями; в активную фазу входит гендерная социализация — осознание себя как представителя определенного пола и оценка социальных ролей представителей своего пола в обществе, принятие или отторжение этих ролей применительно к себе; начинается запуск процесса ресоциализации — переоценки ранее освоенных навыков и ценностей ввиду получения нового опыта и расширения кругозора.

Одной из распространенных проблем социализации личности подростка является ситуация, когда он попадает в окружение, принимающее за норму иные, непривычные ему стандарты поведения и остается перед выбором: переоценить собственные суждения либо отстаивать свое мнение и получить неприятие членов группы.

Групповая социализация

Усвоение норм, принятых как основных в обществе, правил поведения, ограничений и недопустимых поступков есть процесс воспитания и прививания ребенку четкого понимания границ, в пределах которых он должен двигаться, чтобы не быть отторгнутым окружающими.

Наше общество построено таким образом, что индивиду необходимо получать социальное одобрение, принадлежать к какой-либо группе, чувствовать поддержку членов этой группы. И для этого мы вынуждены вести себя определенным образом, соблюдать некие правила поведения и попадать в шаблон, заданный группой, к которой мы хотим примкнуть.

Читайте также:  Авиакомпания ВИМ-Авиа, дешевые авиабилеты онлайн, официальный сайт на русском языке

Шаблоны поведения у групп могут быть разными и даже диаметрально противоположными: для одних групп важна общность по признаку финансовой состоятельности, другие, напротив, формируются путем объединения небогатых членов общества и декларируют противопоставление себя состоятельным кругам.

Важно понимать, что невозможно социализироваться универсально на все сто процентов таким образом, чтобы идеально вписаться в абсолютно все слои населения и группы, именно потому, что в них ценятся разные качества и противоположные ценности. Не зря в народе говорят: «Ты не золотой червонец, чтобы всем нравиться!» — нельзя угодить всем, и человеку в процессе социализации приходится выбирать, к какой именно группе примкнуть, а также противопоставлять себя какой-то другой группе лиц.

Осознанность выбора группы

Выбор социальной группы, с которой вы будете взаимодействовать, не всегда зависит от вас. Мы делаем осознанный выбор, когда принимаем решение заняться каким-либо видом спорта, поступить в определенный университет, переехать в другой квартал. В этом случае мы можем подготовить себя к тем нормам, которые, скорее всего, будут свойственны окружению, в которое мы попадем, так как у нас будет время на изучение вопроса, проработку своих реакций и навыков социализации.

Но иногда мы по независящим от нас обстоятельствам оказываемся в окружении, которое нельзя назвать удачным, и особенно опасно это для не до конца сформировавшихся личностей — детей и подростков.

В случае вынужденного переезда в не самый благоприятный район взрослые члены семьи способны максимально дистанцироваться от соседей, наладить с ними контакт, не включающий принятие их социальных стандартов поведения. А вот ребенок или подросток, общаясь с одноклассниками и соседями, еще не умеет противостоять чужому авторитетному мнению, и неосознанно впитывает и перенимает те нормы поведения, которые ему не следовало бы включать в свою картину мира как правильные.

Такая проблема социализации личности не всегда может быть решена путем запрета родителями на общение ребенка с «нехорошими» приятелями, а ведь окружение, в котором растет ваш ребенок — очень важный фактор взросления и формирования его личности.

Гендерная социализация

Социализация личности не может быть осуществлена в полной мере без усвоения индивидом культурной системы взаимоотношений мужчин и женщин, свойственной для общества, в котором он живет, а также осознания гендерных ролей и своего места в этой системе.

Общество начинает прививать определенные стереотипы поведения детям буквально с колыбели: в магазинах в большинстве своем предлагают на выбор только розовые или голубые предметы по уходу за ребенком, одежда мальчиков выполняется преимущественно в синих, а девочек — в красных тонах, мальчикам дарят машинки и пистолеты, а девочкам — кукол и украшения.

В дальнейшем, глядя на родителей и гостей семьи, ребенок впитывает те стандарты, которые проходят перед его глазами в процессе взросления: если мама и ее подруги в большинстве своем домохозяйки и занимаются готовкой, уборкой и домом, а папа и его друзья зарабатывают деньги, водят автомобили и играют в футбол, индивид, скорее всего, усвоит такую традиционную систему ценностей, и в будущем станет применять ее к себе сообразно своему полу: мальчик будет стремиться стать «добытчиком», а девочка будет нацелена на поиски мужа, соответствующего определенным критериям, и мечтать о браке и детях.

Если же в семье принято, что мама работает наравне с отцом, а папа убирается в выходные вместе с мамой, в будущем девочка не поймет, если муж начнет требовать от нее сидеть дома и варить супы, а мальчик не оценит стремление жены стать домохозяйкой и заниматься исключительно семейными делами.

Ресоциализация

Понятие ресоциализации личности тесно связано с этапами взросления. В сущности, этот термин обозначает вторичную социализацию личности, которая продолжается всю жизнь и включает в себя постоянную переоценку ранее принятых ценностей.

Ресоциализация начинается с выходом ребенка во внешний мир и наблюдением за людьми с другими культурными, социальными и гендерными стереотипами. Чем больше таких наблюдений накапливает ребенок, тем больше работы происходит в его голове: он начинает понимать, что не все слова папы и мамы являются аксиомами, что существуют иные точки зрения и иной взгляд на мир. И под воздействием этих факторов в подростковом возрасте индивид заканчивает формирование своей личности, оставляя часть прежних, семейных установок, и заменяя остальные установки другими, принятыми извне и расцененными им как более подходящие ему лично.

С течением времени круг общения индивида расширяется все больше, выходит за рамки школы и университета, включает в себя коллег, приятелей в спортивном зале, знакомых из разных слоев населения, поэтому ресоциализация как важный элемент формирования личности является процессом бесконечным.

Правовая социализация

Правовая социализация личности представляет собой выработку у человека определенных представлений о своем месте в обществе, а также о своей социальной роли и о культуре общества в целом.

Основная особенность правовой социализации личности — это процесс присвоения человеку неких типовых (предсказуемых) реакций, способов восприятия информации и форм активности, принятых именно в этом обществе.

Восприняв нормы и правила, принятые в окружающем человека обществе за основные и единственно верные, индивид в дальнейшем негативно реагирует на любые отклонения от этой нормы, зачастую оценивает их как попытку нарушения общественного порядка в целом, и даже активно противодействует тем, кто проявляет несвойственные для данного общества реакции.

Правовая социализация личности — необходимый и важный процесс, в то же время тесно связанный с попытками общества откинуть любые несвойственные ему прогрессивные идеи, кажущиеся успешно социализированным членам общества нарушением самих основ существования социальной группы или нации в целом.

Правовая социализация личности позволяет выстроить четкую иерархическую структуру группы, в рамках которой субъекты, наиболее четко придерживающиеся одобряемых обществом стандартов поведения, легко повышают свой статус и закрепляются на верхних ярусах пирамиды, а индивиды, отличающиеся нестандартными взглядами на жизнь, отторгаются.

Десоциализация

Понятие десоциализации личности тесно связано с ресоциализацией, и означает разрушение ранее освоенных и принятых норм и правил поведения, уничтожение прежних установок. Что это такое и зачем нужен этот процесс?

Данный процесс используется психологами в случае, если усвоенные человеком нормы поведения мешают ему успешно вписаться в общество. В этом случае человек должен десоциализироваться — отказаться от прежних установок, и затем ресоциализироваться — воспринять новые правила поведения, принятые в группе.

Десоциализация необходима жертвам семейного насилия, людям, прошедшим через войны и жившим в зонах боевых действий, а также тем, кто переехал в другие страны с иным культурным наследием или при перевоспитании личностей, страдающих девиантным поведением — алкоголиков, наркоманов, преступников. «Перенастройка» головы в таких случаях необходима, и план процесса обычно начинается с оценки установок, которые видятся индивиду незыблемыми, и доказательства того, что эта незыблемость кажущаяся.

Девиантное поведение

Девиантное поведение — это поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм, принципов и стандартов.

Девиантное поведение не всегда является признаком чего-то дурного: для патриархального общества, в котором принято, например, что женщина не имеет права голоса, обязана прятать лицо, носить юбку и молчать, поведение обычной европейки будет расценено как крайне девиантное, в то время как в Европе на нее просто не обратят внимание, так как она вписывается в принятые там стандарты норм поведения.

Социализация личностей может проходить с нарушениями, и тогда психологи тоже говорят о девиантном поведении — именно из-за неправильной социализации люди становятся преступниками, в них проявляется склонность к насилию, жестокости, противоправным действиям.
Подростки, пытающиеся выделиться из толпы, заявить о своем «Я», также обладают признаками девиантного поведения.

Девиантное поведение — это всегда результат проблем с социализацией личности, но, к сожалению, процесс социализации нельзя записать как план, и строго следовать ему.

Организационная социализация

Организационная, или профессиональная социализация — процесс освоения индивидом навыков и установок, принятых в организации для успешного выполнения основных функций, а также для налаживания отношений с коллегами.

Первое время, поступив на работу, новички знакомятся с общепринятыми стандартами поведения в организации, осваивают жаргон, стиль общения, учатся соответствовать дресс-коду и воспринимают расстановку сил между людьми. Это тоже социализация личности, и очень важная — нередко проблемы с работой возникают у нас не потому, что мы являемся плохими профессионалами, а лишь потому, что даже отличный профессионал, неспособный наладить отношения с людьми, не принесет организации ничего, кроме вреда.

Для улучшения организационной социализации на фирмах принято устраивать различные совместные праздники, выезды на природу, проводить игры и занятия по улучшению коммуникации между коллегами.

Социализация личности — сложный процесс, растянутый на всю жизнь, связанный с бесконечным познанием внешнего мира и самопознанием, развивающий умение налаживать отношения с окружающими людьми в любой социальной среде.

Умение успешно вписаться в любую систему пригодится всем, и нельзя думать, что социализация важна только для тех, кто не успешен и не вписывается в рамки. Поскольку любые рамки имеют свои ценности исключительно в данный период времени, и нет гарантий, что завтра понятие нормы не изменится, и что вчерашний успешный человек не окажется на обочине жизни со своими замшелыми понятиями о норме.

Социализация с рождения: мифы и факты

Родив ребенка, молодая мама часто сталкивается с мнением, что в первый год жизни малышу нужна только мама, и самым лучшим для мамы образом жизни будет проведение времени в контакте один-на-один с ребенком в режиме 24/7.

Но так ли это? Пробуем разобраться вместе с международными экспертами.

Действительно, эмоциональная связь с близким взрослым является определяющим фактором развития малыша в его первый год жизни. Однако, такая связь отнюдь не означает постоянное проведение времени только с мамой и не исключает для мамы возможность вести ее привычный образ жизни. Более того, эксперты Бейби Сенсори утверждают, что наличие регулярной социальной активности благоприятно влияет как на развитие малыша, так и на состояние мамы в ее новой роли.

Каждая мама хочет, чтобы ее ребенок вырос социализированным человеком, уверенным в себе и способным легко находить общий язык с любыми людьми в любых ситуациях. Мозг человека устроен таким образом, что первичные социальные навыки развиваются у ребенка в первые 18 месяцев жизни.

Долгое время все мы жили в понимании, что коммуникативность – явление врожденное, и одни из нас с рождения экстраверты и могут стать душой любой компании без особого труда, а другие – интроверты, которым тяжело дается влиться в новый коллектив. В последнее десятилетие в мире были обнародованы результаты исследований, которые доказывают, что лишь 13% факторов, влияющих на общительность и коммуникативность, являются генетическими, а 87% – это так называемые «средовые» факторы, большая часть из которых развивается и закладывается именно в первые полтора года жизни. Британские ученые доказали, что социальное развитие ребенка относится к основным областям развития, которые требуют внимания и направленных усилий в первые годы жизни, в то время как с освоением письма и счета, к примеру, можно повременить до 4 лет. Именно поэтому вступительный экзамен в детские сады при самых престижных школах Европы и США сегодня не включает в себя тестирования на умение считать и писать, а заключается в так называемых «наблюдениях за игрой» (play dates), в ходе которых педагоги наблюдают за тем, как 3-летний ребенок идет на контакт с другими детьми, как он выстраивает общение со сверстниками, заводит друзей. Именно социальное развитие ребенка к 3 годам является определяющим фактором, говорящим об общем уровне его развития.

Социальные навыки действительно влияют не только на умение ребенка находить общий язык с другими, они оказывают влияние на многие другие области. Так, британские ученые отмечают больший словарный запас у детей в возрасте 5-6 лет, которые социализировались с рождения, по сравнению с контрольной группой детей того же возраста, которые первый год жизни провели в режиме “дом-двор-поликлиника”. А американскими нейропсихологами было установлено, что дети, обладающие хорошо развитыми навыками играть и выстраивать отношения со сверстниками в возрасте 2-3 лет, впоследствии обладают более высоким уровнем концентрации внимания в возрасте 8 лет, а также демонстрируют лучшие результаты в освоении иностранных языков.

Говоря о социализации с рождения, не стоит забывать о ранней социализации мамы, ведь ни для кого не секрет, что состояние мамы напрямую влияет на состояние малыша. По некоторым данным, более 70% молодых мам так или иначе переживают послеродовую депрессию. Вопреки расхожему мнению, что это явление имеет исключительно физиологические причины, эксперты Бейби Сенсори в числе факторов, влияющих на наступление и протекание послеродовой депрессии, отмечают социальную изоляцию недавно родившей женщины.

Регулярные «выходы в свет» молодой мамы положительно сказываются на ее состоянии, вызывая снижение уровня гормонов стресса и повышая уровень гормонов радости. А это, в свою очередь, повышает уверенность мамы в себе в своей новой роли, укрепляет ее эмоциональную связь с малышом и позволяет ей чувствовать себя более счастливой. А счастливая мама – счастливый малыш!

И здесь хотелось бы еще раз развенчать один миф: социализация не означает разлуку ребенка с мамой и искусственное помещение его в общество других грудничков. Мы знаем, что гармоничное развитие ребенка возможно только при наличии связи с близким взрослым, а в первый год жизни – вместе с близким взрослым. Так почему бы не совмещать приятное с полезным?!

Именно такая, правильная и совместная социализация, является одним из ключевых элементов программы Бейби Сенсори. Еженедельные занятия устроены таким образом, что в ходе активностей малыши с рождения взаимодействуют друг с другом, играют, общаются, смотрят вместе кукольные спектакли и специальные визуальные шоу, исследуют новые текстуры, вкусы и запахи, – и все это в непосредственном контакте и с участием мам, что позволяет им чувствовать себя комфортно и расслабленно и безбоязненно контактировать со сверстниками. Мамы, в свою очередь, помимо массы полезной информации и удовольствия от занятий, тоже имеют возможность завести новых друзей среди других мам, с которыми чаще всего они продолжают общение и после Бейби Сенсори.

Социализируйтесь вместе с вашими малышами с рождения! Социализируйтесь вместе с Бейби Сенсори!

Проблемы социализации детей в современном мире

Надежда Молчанова
Проблемы социализации детей в современном мире

В настоящее время ситуация в системе образования складывается таким образом, что на первое место в развитии дошкольников выдвигается исключительно интеллектуальный компонент. Обучение детей направлено преимущественно на получение навыков чтения, письма и счета. Важность социальной зрелости для перехода на следующий этап развития и поступления в школу недооценивается. А ведь именно этот фактор является основным при переходе ребенка на новый этап его жизни – начало взросления и школьное обучение. Если ребенок не будет уметь существовать в согласии с социумом, который будет его окружать следующие 9-11 лет в школе, неизбежно начнутся проблемы в учебе, с классом, с педагогами, в семье. Обычно такие дети как бы отделяются от класса, начинают вести себя вызывающе, начинается процесс девиации. Но ведь «болезнь проще предупредить, чем лечить», поэтому так важно развивать и корректировать социализированность детей в дошкольном возрасте.

Читайте также:  Егошиха — растущий экономический и транспортно-перевалочный центр Камского Приуралья

Социология образования исходит из того, что основы воспитанности человека, его трудолюбия, многие другие нравственные качества закладываются еще в раннем детстве в семье, а так же в дошкольных учреждениях. Тем не менее, значение дошкольного воспитания недооценивается. Слишком часто упускается из виду, что это чрезвычайно важная ступень в жизни человека, на которой закладывается первооснова личностных качеств человека. Таким образом, акцентирование внимания на социальное воспитание актуально именно в настоящее время.

На основании концепций социального развития личности отечественных психологов: Л. М. Божович, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, В. С. Мухиной, А. М. Прихожан и др. были выделены конкретные факторы, необходимые для успешной социализации: коммуникативная инициатива, автономность, самостоятельность, развитие эмоционально-волевой сферы. В возрастной психологии развитие социализации было взаимосвязано с кризисом 7 лет. Однако было бы заблуждением считать, что необходимые факторы проявятся сами в 7 лет. Их необходимо развивать с рождения, тогда ребенок сможет ими воспользоваться, когда возникнет в них необходимость, а именно при прохождении кризиса 7 лет.

Главным фактором развития социализации является коммуникативная инициатива – способность осознанно организовывать свое взаимодействие с взрослыми и сверстниками, первому идти на контакт. В реальной жизни это умение задавать вопросы, спокойно выражать несогласие, попросить о помощи или самому предлагать помощь, разрешение конфликтов мирным путем и т. п.

Потребность и умение общаться со сверстниками является необходимым условием успешной социализации. Связь между общением и успехом становится особенно очевидна в старшем дошкольном и младшем школьном возрастах. Именно в этом возрасте все дети хотят дружить с теми, кто легко идет на контакт, делится различной информацией. Это их считают «хорошими детьми». Ребенок, популярный среди сверстников, более уверенно дает устные ответы, спокойнее переживает собственные ошибки и внешнюю критику, быстрее осваивает новую, непонятную информацию. Так, успешный ученик пользуется все большей популярностью в классе, а отчаянный двоечник приобретает низкий социальный статус. Это крайние проявления связи учебной успеваемости и умения общаться.

Осознавая важность умения ребенка общаться со сверстниками, родители могут помочь ему в двух отношениях. Во-первых, коммуникативным навыкам можно обучить на наглядных примерах собственного поведения во взаимодействии с другими людьми, и прежде всего с самим ребенком. Во-вторых, можно создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками, – удобное игровое пространство и игрушки. Так же взрослые не должны (за исключением крайних случаев) вмешиваться в игры со сверстниками, что бы ребенок сам проигрывал разные модели разрешения различных ситуаций. Доброжелательное, спокойное, тонкое и творческое вмешательство родителей способно организовать общение детей с максимальной пользой для каждого.

В психологии коммуникативные способности определяют как индивидуальные особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:

– желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

– умение организовывать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

– знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Трудности в проявлении коммуникативной инициативы связаны с личностными качествами ребенка, такими как недостаточно сформированная автономность и заниженная самооценка. Автономность – это результат отстаивания ребенком своей независимости. Она формируется с того момента, как ребенок начинает ходить, овладевает новыми двигательными возможностями, утверждая тем самым свое автономное Я.

В поведении автономность проявляется как независимость, самостоятельность и ответственность. Развивается на протяжении всего дошкольного периода. При правильном воспитании к семи годам ранее беспомощный малыш становится вполне самостоятельной и независимой личностью, способной к саморегуляции и осознанному поведению. Самостоятельность позволяет ребенку без посторонней помощи ставить личную задачу и достигать ее.

Для развития самостоятельности ребенка особое значение имеет характер, стиль общения с ним родителей, степень и своевременность их помощи. Недостаток самостоятельности ребенка или ее полное отсутствие часто является результатом чрезмерной родительской помощи и служит препятствием для развития саморегуляции и инициативы. Если помощь взрослых избыточна, ребенок не учится что-либо делать, не осваивает нового навыка, но самое главное, теряет веру в свои силы, испытывает чувство беспомощности, у него формируется зависимость от окружающих его людей. Ребенок приобретает негативный опыт собственного бессилия, который в дальнейшем может определять его поведение в подобных ситуациях.

Если родительская помощь недостаточна, ребенок испытывает ощущение «брошенности». У некоторых детей такое отношение блокирует всякую активность, они оставляют всякие попытки освоить то, чему их хотят научить взрослые. У них надолго сохраняется убеждение: «У меня ничего не получается». Иногда дети в подобных ситуациях проявляют максимум усилий и настойчивости, чтобы достичь того, что хотят родители, и таким образом добиться их любви. Такие дети, даже став взрослыми, стремятся достичь наилучших результатов во всем, для того чтобы доказать родителям: «Я достоин вашей любви».

Для дальнейшего полноценного развития очень важна эмоционально-волевая сфера. Этот компонент развития связан со становлением регулятивной функции психики. В рассматриваемый возрастной период дети склонны к сильным переживаниям, из-за пластичности нервных процессов происходит быстрая смена чувств. У детей особое значение начинают приобретать чувства, связанные с учебной деятельностью, процессом познания. Дальнейшее развитие получают морально-нравственные чувства, на основе которых формируются такие качества, как ответственность, трудолюбие, честность, товарищество.

К 7 годам из-за особенностей развития функций мозга у ребенка процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Регулирующая функция воли проявляется в активизации и торможении деятельности ребенка. У ребенка дошкольного возраста должны быть сформированы такие понятия, как «надо», «можно», «нельзя». «Надо» убрать игрушки, почистить зубы, застелить постель и т. п. – все это побудительная, активизирующая функция воли. «Нельзя» разбрасывать вещи, смотреть телевизор после 9 часов вечера и т. п. – эти словесные воздействия родителей направлены на торможение двигательной активности ребенка. «Можно» формирует в сознании дошкольника правила поведения, на основе которых происходит становление таких важных свойств личности, как дисциплинированность и ответственность: «Можно пойти погулять, после того как уберешь игрушки (в младшем школьном возрасте – выучишь уроки)» и т. п.

У многих дошкольников сформированы волевые качества, которые позволяют им успешно выполнять различные задания. Дети способны поставить цель, принять решение, наметить план действия, сделать определенное усилие для преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Для того чтобы у ребенка развивались волевые качества, взрослый должен организовывать его деятельность, помня при этом, что волевое действие напрямую зависит от трудности задания и времени, отводимого на его выполнение.

Особого внимания заслуживают вопросы адаптации детей 6-8 лет в коллективах, и, прежде всего, изучение факторов и проблем, обуславливающих трудности процесса социальной адаптации, что негативно сказывается на социально-личностном развитии ребенка и его готовности к школьному обучению.

«Ознакомление с окружающим через эксперимент» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей.

Развитие мелкой моторики в школе раннего развития «Дошкольник». Презентация. Школа раннего развития “Дошкольник” в нашем Доме детского творчества существует уже около 20 лет. Создана она была для детей, не посещающих.

Процесс взросления ребенка от зачатия до восемнадцати лет

Ребенок растет, развивается, становится старше. Процесс взросления можно разделить на несколько больших периодов. Традиционно периоды развития ребенка рассматриваются с момента зачатия и до 17-18 лет. За это время он из малыша превращается в полностью сформировавшегося физически и психически человека.

Теперь начинается взрослая жизнь. Каждый период отражает момент взросления, получение новых важных знаний о мире. Конечно же, на степень изменений всегда влияют факторы внешней среды. Все дети хоть и разные, но развиваются по одинаковым параметрам, так что данная схема взросления подходит для любого человека.

От момента зачатия

Считается, что уже от самого момента зачатия можно отсчитывать периоды развития. Ребенок существует пока что как совокупность клеток, хотя это как раз время самого бурного роста, усложнения организма. Чем старше мы становимся, тем медленнее происходят все важные процессы. От рождения до первых 3 лет человечек меняется на все 300%. Из беззащитной крохи он превращается во вполне самостоятельного маленького мальчика или девочку.

Дальше — дошкольный возраст, подготовка к школе. 11 лет в школе — тоже огромный скачок развития. Малыши приходят в 1 класс, еще ничего не зная, и мало чем отличаются от детсадовской группы. По окончании 11 классов это вполне взрослый человек, обладающий правом выбора. Пойти работать, продолжить учебу, создать свою семью — он уже более-менее готов ко всему этому.

Первые периоды жизни непродолжительны. От зачатия до рождения пройдет всего 240 дней. Затем счет изменений идет на месяцы, годы. В биологии есть закон: чем выше интеллект, тем беззащитнее рождается детеныш. У животных малыши появляются на свет уже вполне развитыми. Проходит 2-3 месяца, и маленький котенок уже может самостоятельно есть, играть, чуть позже сможет охотиться. Всего 6 месяцев — у вас самостоятельное животное, готовое даже к продолжению рода. А ребенок в 6 месяцев вряд ли еще может держать ложку и правильно сидеть.

Начальный период

Зачатие – момент, когда встречаются и соединяются две клетки. После этого начинается деление. Сейчас существует реальная опасность, что процесс прекратится, и эмбрион не удастся сформировать. Как только кризисный момент минул, заканчивается начальный период.

Эмбриональный период

Он длится до 8-й недели беременности. Сформированы рудименты ручек и ножек, начинается формирование внутренних органов. У ребенка появляется первое сердечко, кишечник. На этом этапе тоже существует много опасностей – например, неправильное формирование тканей, органов.

Плодный (фетальный) период

С 9 недели начинается фетальный период. Ребенок приобретает все более четкие контуры — становится похож (еще отдаленно) на младенца. Плодный период длится до самого момента начала схваток у матери. Здесь, в покое, у малыша формируются все необходимые органы, создается кровь, поступает кислород. Ребенок питается через кровь матери. У него уже работает кишечник, мочевой пузырь. Каждый день происходит что-то новое. Вот он уже корчит гримаски или шевелит ручкой.

Мама многое чувствует: он толкается, растет, перемещается. Сейчас очень важно, чтобы женщина вела правильный образ жизни. Никаких сигарет, алкоголя, наркотиков и опасных лекарств. Должно быть правильное питание, витамины, отдых. На протяжении всей беременности сохраняется опасность выкидыша. Если организм женщины решит, что плод угрожает ее жизни, к сожалению, начнутся необратимые процессы.

Вот поэтому так важно вовремя посещать врача, проходить контрольные проверки. Развитие плода длится 240 дней. Потом наступает время для малыша появиться на свет. Это значит, что он готов к жизни, все системы сформированы. Кроме мозга, который еще несколько месяцев после рождения будет «дозревать».

Перед рождением

Это короткий период от начала схваток до полного отделения ребенка – имеется в виду момент, когда перерезается пуповина. Теперь начнется уже настоящая жизнь — в большом мире, с мамой и папой.

Новорожденность

Время сразу от момента рождения и до конца 4-й недели жизни. Все мамы знают, что это сложный период. Первые 4 недели малыш находится дома, за ним нужен особый уход. Кормить каждые 2-3 часа, купать 2 раза в день… Сейчас он привыкает к новой жизни. Ребенок впервые вдохнул наш воздух, его легкие раскрылись. Все системы организма первый раз пробуют работать уже без материнской поддержки.

Сейчас он много спит. Во время сна происходит естественный рост. Все то, что ребенок почувствовал, увидел, услышал за день, должно «перевариться» во время сна. Сейчас нормализуется его давление, кровь начинает вырабатываться активнее. В первое время у малыша еще фетальная кровь, а не «взрослая». Постепенно, за первые 1-2 месяца, она полностью заменится.

Грудничковый период

От 4-й недели и до конца 1 года жизни. Сейчас идет активное физическое развитие ребенка. Вообще, первые периоды развития ребенка после рождения направлены больше всего на физическое развитие. Так будет продолжаться до 2 года жизни. Дальше акцент делается на умственное, психическое развитие. А сейчас важно скорее вырасти, окрепнуть, научиться сидеть, ползать, ходить без помощи посторонних.

В этот период длина тела у ребенка быстро растет, до 50% всего за 10-11 месяцев. Меняется абсолютно все. Появляются и исчезают рефлексы, происходит перемена питания. До 6 месяцев мама кормит малыша грудным молоком или же смесью, если необходимо. С 6-го месяца уже можно и даже нужно вводить прикорм. Все потому, что к этому моменту появляются первые зубки. Желудок и кишечник к этому времени уже готовы к более плотной пище.

В этот период трансформируется метод общения малыша с окружающим миром. Он изучает предметы, глядя на них, прикасаясь. Затем начинает криками, плачем подзывать маму. Он уже знает ее, узнает лицо, запах, голос.

Предшкольный период

С 1 годика и до 3 лет длится следующий период — предшкольный. Сейчас время познания. Первое и самое главное – развитие речи. Только так можно общаться, высказывать свое мнение, делиться с окружающим миром своими переживаниями. Родители стимулируют речь. Малыш слышит их и запоминает связь «слово-предмет».

К 2-3 годам ребенок уже довольно самостоятельный. Его научили простым действиям: завязывать шнурки, застегиваться, мыть ручки. Он самостоятельно пользуется туалетом. Теперь он может отправиться в детский садик. Это очень важно, ведь именно там дети получают социальный опыт. Целый день они играют вместе, дружат, ссорятся и мирятся.

Сейчас идет одновременное физическое и психическое развитие. Малыш готовится к переходу на новый уровень — скоро будет 1 класс. Конечно, до этого еще нужно дотерпеть. И сначала – подготовиться. Развить речь, логическое и ситуационное мышление, мелкую моторику. Школа станет отличной проверкой: чему малыш научился за всю свою маленькую жизнь?

Дошкольный период

Это возраст с 3 до 7 лет. В это время дети уже вполне осмысленно могут вести разговор, общаться. У них сформировалось свое мнение по многим вопросам. Конечно, уже давно ребенок спит всю ночь, много играет. Сегодня для него игра — самое интересное и желанное занятие. Во время игры он отрабатывает многие социальные ситуации. Игра же станет лучшим мотивом для обучения.

Особенность психики в этот период — схватывается лишь интересное, яркое. Запоминается хорошо то, что вызвало живой интерес у ребенка. Воспитатели в садике стараются строить уроки по этому принципу. Диафильмы, плакаты, наглядные опыты — все это весело и интересно. Можно даже легко выучить иностранный язык, если сделать учебу игрой.

Задача воспитателя и родителей — подготовить ребенка к школе. Игра — это замечательно, но нужно быть готовым и к учебной деятельности. Концентрация внимания повышается. Если в 2 годика малыш концентрировался всего-то 10-20 минут, то к концу дошкольного периода это время повышается до 30-50 минут. Сейчас физический рост немного замедлен. Организм уже работает как у взрослого. Идет подготовка к пубертатному периоду. Не удивляйтесь – она начинается задолго до его начала.

Период младшей школы

Длится с 7 до 11 лет. В этом возрасте немного меняются системы обеспечения организма. Дыхательная система, кровеносные сосуды, сердце – все это «пересматривает» свою работу. Физиологически могут быть небольшие изменения — непропорциональный рост конечностей, периодическая аритмия (сердце начинает биться чаще). Человек растет – его организм перестраивается.

Сейчас время учебы, социальных контактов. Совершенствуется психика, мышление выходит на новый уровень. Это время подготовки к взрослению, формирования собственного взгляда на жизнь. Меняются и авторитеты ребенка. Если раньше это были родители, то теперь учителя, киногерои, персонажи книг занимают главенствующее место. Хочется быть похожим на них. Хотя и эти авторитеты часто сменяются. Ребенок ищет себя.

Читайте также:  Нотариально заверенная копия паспорта, как её правильно сделать

Старшая школа

Поздние периоды развития ребенка мало чем отличаются. Это начало пубертатного периода, а значит, организм уже совсем повзрослел. Последний период часто разделяют на 2-3 мелких. Но их объединяет самостоятельность, свобода мышления.

Сейчас, в 15-17 лет, у человека уже есть знания о мире. Конечно, их недостаточно, и еще рано выпускать его в самостоятельную жизнь. Но родители больше не могут контролировать на 100% жизнь и действия ребенка. Он становится взрослым.

Взросление в этот период связано с половым созреванием. Девочки быстро меняются физиологически. Буквально за одно лето она из подростка превращается в юную девушку. Меняется тело, усиливается выработка половых гормонов. Чисто физиологически организм уже готов к беременности. На этом заканчивается период детства – приходит юность. Родители часто не узнают своих детей – так сильно те меняются психологически.

Изменения не обязательно носят какой-то негативный характер. Просто тело уже взрослое, а вот сознание – не всегда. Родителям необходимо помочь разобраться детям в том, что вообще происходит. Хотя если с самого детства климат для развития был позитивным, дома была атмосфера понимания, поддержки, то у детей не должно быть сильных проблем. Родители должны вспомнить самих себя в этом возрасте и не диктовать свою волю, а деликатно оградить детей от ошибок и помочь им сделать выбор.

Социализация личности, периоды ее развития

Рассматривая проблемы формирования личности, необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества (социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека с социальной средой возникает целый ряд социально психологических явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

Таким образом, формирование индивидуума как личности происходит в конкретных исторических и социально-экономических условиях.

Социализация личности – процесс активного ее включения в общественную жизнь.

При этом следует исходить из того, что нормы поведения, морали, убеждения определяются нормами, принятыми в обществе.

Выделяют пять основных стадий социализации. Каждая из них имеет свои характерные особенности.

1. Первичная социализация – стадия адаптации к социальному окружению (от рождения до подросткового возраста). Особенностью этого этапа является то, что дети некритически усваивают социальный опыт через подражание и приспособление к окружающей социальной действительности. Достаточно обратить внимание на то, во что и как в этом возрасте играют дети.

2. Стадия индивидуализации – стремление к выделению. Проявляется критическое отношение, иногда вплоть до нигилистического, к общественным нормам, стремление выделить себя среди других, показать неповторимость, своеобразие своего «Я».

На этой стадии выделяют промежуточную социализацию (подростковый возраст). Она характеризуется еще недостаточно осознанным стремлением к самоопределению, выяснением соотношения «Я» и окружаюшей социальной действительностью, неустойчивостью мировоззрения и характера.

Юношеский возраст (18-25 лет) – устойчивая концептуальная социализация. Окончательно формируются устойчивые свойства личности и в первую очередь характер и его акцентуации.

3. Стадия интеграции – стремление найти свое место в обществе. Успешность интеграции определяется соответствием основных свойств (качеств) личности общественным ожиданиям (т.е. его требованиям). Если они совпадают, то интеграция протекает относительно успешно, если нет, возможны следующие исходы:

  • усиление агрессивности личности по отношению к социальному окружению в целях сохранения своей неповторимости, своего «Я»;
  • отказ от своей индивидуальности и неповторимости, стремление стать таким как все»;
  • конформизм, внешнее согласие с требованиями социального окружения, но внутреннее желание сохранять свою индивидуальность. Фактически происходит раздвоение личности на внутреннее и внешнее Я», ведущее к обострению внутриличностных противоречий.

4. Трудовая стадия социализации – наиболее продолжительная стадия, охватывающая весь период трудовой деятельности человека, фактически период трудоспособности человека.

Особенностью данной стадии является то, что личность не только продолжает усваивать социальный опыт, но уже его и воспроизводили развивает за счет активного и целенаправленного взаимодействия с окружающей социальной средой посредством разнообразных форм деятельности.

5. Стадия послетрудовой деятельности – стадия пожилого возраста. Особенность заключается в преобладании функции передачи социального опыта подрастающему поколению.

Существует и другой подход. В соответствии с ним выделяются восемь периодов, связанных с определенными видами деятельности, которые определяют главные изменения в индивидуально-психологических особенностях развития личности на конкретных этапах социализации.

В каждой социокультуре существует свой особый стиль социализации личности. Он определяется тем, что общество ожидает от личности по мере ее социализации.

На каждой стадии развития личности, она либо интегрируется с социальным окружением, либо им отторгается.

Э. Эриксон разработал психосоциальную концепцию развития личности, в которой показал тесную взаимосвязь развития личности и характера социальной среды, в которой она развивается. Им было введено понятие «групповая идентичность», которая формируется с первых дней жизни человека. Ребенок с момента рождения ориентирован на включение в определенную социальную группу и начинает воспринимать окружающую действительность так, как ее воспринимает социальная группа.

Но постепенно у него начинается формирование «эгоидентичностного чувства устойчивого своего «Я». Это длительный процесс, включающий в себя целый ряд этапов развития личности. Каждая из стадий характеризуется задачами определенного возраста. Успешность решения и дач зависит от уже достигнутого уровня психомоторного развития личности и духовной атмосферы общества, в которой и происходит процесс социализации.

На первой стадии социализации (младенчества) главную роль занимает мать. От качества ее отношения к ребенку (кормление, ласки, ухаживания) зависит динамика формирования доверия к социальному окружению. Неуверенность матери, ее невротичность, частое оставление ребенка одного, формирует у него недоверие к окружающему миру. Дефицит эмоционального общения с ним приводит к резкому замедлению психического развития. И наоборот – спокойствие, уверенность матери в себе и своих силах, эмоциональная близость с ребенком формируют у него базовое доверие к окружающей социальной действительности. Главное на этой стадии не количество, а качество ухода и уверенность матери в своих действиях.

На второй стадии социализации (ранний детский возраст 1-2 года) главный смысл заключается в формировании баланса «автономии» и «стыда». Ребенок начинает ходить, родители приучают ребенка к аккуратности, контролировать акты естественной дефекации, стыдят. Ребенок начинает понимать одобрение и неодобрение, формируется чувство стыда.

Успешность этой стадии зависит от благоприятного, положительного отношения родителей к ребенку, удовлетворения его желаний, неподавления его волевых качеств.

На третьей стадии социализации (дошкольный возраст 3-5 лет) проявляется стремление к выделению своего «Я», формируется чувство инициативы, резко расширяется сфера общения, ребенок начинает выходит за пределы семьи, он активно осваивает окружающую социальную действительность. Основной формой взаимодействия с окружающим миром выступает игра.

Для того чтобы эта стадия социализации проходила успешно, ни в коем случае нельзя жестко подавлять его инициативу и стремление к самостоятельности. Ребенка следует вовлекать в активные творческие игры, постепенно их усложняя. Семья пока остается главным социальным окружением ребенка.

На четвертой стадии (школьный возраст 6-11 лет) возможности социализации в семье практически исчерпаны. Значительную роль в социализации играет школа. Происходит процесс формирования системы базовых теоретических навыков. Если ребенок с помощью родителей и педагогов успешно ею овладевает, у него формируется уверенность в своих силах, доверие уже к более широкому социальному окружению. Если он сталкивается со значительными трудностями и не получает соответствующей помощи в их преодолении у него формируется чувство неполноценности, неуверенности в себе, недоверие к внешнему социальному окружению. Ребенок стремится укрыться в семье. Если и в семье он не получает соответствующей поддержки, то у него формируется соответствующий стереотип поведения, который изменить на последующих стадиях социализации будет практически невозможно.

На пятой стадии социализации (юношеский возраст 12-20 лет) происходят значительные физиологические изменения в организме, вызывающие необходимость нового осмысления своей социальной роли в социуме, формируется центральная форма эгоидентичности, происходит самоопределение, поиск своего места в этой жизни.

Если предыдущие стадии пройдены успешно, то, как правило, и эта также проходит безболезненно. Подросток формирует оптимальную, целостную систему эгоидентичности, сохраняет неповторимость своего «Я», получает соответствующее признание социального окружения. В противном случае происходит диффузия идентичности, приводящая либо к инфантильности, детским иждивенческим реакциям, либо к росту агрессивности и противопоставлению себя социальному окружению.

Шестая стадия социализации (молодость 20-25 лет) характеризуется поиском спутника (спутницы) жизни, укреплением сотрудничества с социальным окружением, связи со своей социальной группой, создание семьи. Происходит смешение своей идентичности с идентичностью социального окружения без страха потерять свое «Я», что приводит к формированию чувства единства с другими.

Но если предыдущая стадия успешно не пройдена и диффузия переходит в шестую стадию – человек замыкается, закрепляется изоляция, усиливается неверие в собственные силы и возможности, возникает и закрепляется чувство одиночества.

Седьмая стадия (зрелость до 50 лет). Фактически центральная Стадия социализации личности, на которой возможно достичь наивысших уровней развития (акме) во всех сферах жизнедеятельности, и в первую очередь, в профессиональной сфере. Это стадия социальной и филологической зрелости, на ней очень велика роль детей и любимой работы, именно в них «зрелая» личность находит подтверждение собственной необходимости в этом мире. Наиболее полно самореализация личности, ее самоутверждение, реализация собственного «Я», происходит в сфере профессиональной деятельности и семье. Если профессиональная деятельность не совпадает с духовными потребностями личности, то Она стремится к самореализации в других сферах жизнедеятельности. Тем самым она стремится к разрешению внутриличностных противоречий. Завершается формирование эгоидентичности. С другой стороны, когда личности не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей, хобби) происходит внутреннее опустошение, наступает психологический плоский и физиологический регресс. Все эти негативные процессы усугубляются, если на предыдущих этапах возникали серьезные проблемы, и они не были разрешены.

Восьмая стадия (старость, после 50 лет). Завершенная форма и идентичности на основе всего развития личности. Человек начинает переосмысливать свою жизнь, осознает свое «Я» через призму прожитых лет степень реализации жизненной стратегии. Одновременно убывают физиологические силы, обостряются акцентуации. Ядром этой стадии выступает осознание того, что жизнь неповторима, ее невозможно и не надо переделывать. Происходит принятие «себя и жизни» таковыми, как они состоялись.

Если этого не происходит, человек чувствует разочарование, наступает усталость от жизни, теряется к ней вкус, появляется ощущение, что жизнь прошла зря. Возникает глубокий внутриличностный кризис, значительно ускоряющий процесс старения человека.

Следует подчеркнуть, что по мнению Э.Эриксона, как будет решена проблема социализации на первой стадии, аналогично, она будет протекать и на последней. Это подтверждается и известной житейской мудростью: «Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала».

Переходы от одного возрастного периода социализации к другому рассматриваются как критические, переходные возрасты. Это связано с ломкой прежних социальных отношений с окружающей средой и формированием новых. Наиболее ярко они проявляются в детском и юношеском возрасте. В эти периоды следует учитывать, что дети:

  • трудновоспитуемы;
  • проявляют упрямство;
  • непослушание;
  • строптивость;
  • негативизм и др.

Выделяют большие и малые кризисы детского и юношеского возраста.

Большие кризисы обусловлены перестройкой отношений с социальным окружением.

Малые кризисы протекают внешне спокойно и связаны с ростом совокупности знаний, навыков и умений, относительной самостоятельности ребенка.

Следует подчеркнуть, что кризисы играют как положительную, так и отрицательную роль в жизни человека. Преобладание положительного или отрицательного зависит от способов их преодоления и достигнутого уровня взаимопонимания с ближайшим социальным окружением (семьей).

Теории социального научения – процесс социализации происходит в результате взаимодействия личности с окружающей средой, причем абсолютное большинство форм поведения и моральных принципов приобретаются в результате научения. Научение происходит в результате наблюдения за поведением других людей и подражания им. Процесс социализации есть процесс моделирования поведения. Необходимым элементом процесса научения является социальное подкрепление – реакции других людей на поведение индивида. Оно может быть положительным или отрицательным. А.Бандура выделяет «замещающее подкрепление» – научение путем наблюдения положительных или отрицательных Последствий поведения других людей. Огромное значение имеет самоподкрепление – когда человек сам себя подкрепляет.

Психоаналитические теории — социализация рассматривается как процесс обуздания природных инстинктов с помощью тех или иных защитных механизмов личности.

Когнитивистские теории – социализация личности определяется развитием когнитивных процессов. На каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости н самом широком смысле слова как возможность освоения тех или иных социальных действий.

Различные теории акцентируют свое внимание на соответствующих механизмах социализации: социального научения (бихевиористские), идентификации (психоаналитические), социального сравнения (когнитивистские). Среди механизмов социатизации выделяют как позитивные, так и негативные.

Копирование – повторение моделей социального поведения, социальных значений (символов, ценностей и установок).
Подражание – непроизвольное или произвольное копирование чужих действий, форм поведения, принятие чужих социальных ценностей. Оказывает как позитивное, так и негативное влияние на результаты социализации.
Имитация – осознанное стремление копировать определенную модель поведения.
Идентификация – способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.
Имитация и идентификация – позитивные механизмы социализации, так как способствуют формированию определенного поведения.

Наряду с позитивными механизмами социализации существуют и негативные механизмы социализации.

Негативные механизмы запрещают определенное поведение или подавляют его. Чувства стыда и вины тесно связаны между собой, фактически они во многом совпадают. Стыд, вызывает чувство унижения. Он обычно ассоциируется с ощущением разоблачения и позора.

Чувство вины связано с тем же переживанием, но здесь речь идет о наказании самого себя, вне зависимости от других людей. Неважно, поймали вас «на месте преступления» или не поймали, вы чувствуете себя виноватым в том, что совершили неблаговидный поступок, – это значит, что вас мучает собственная совесть.

Ресоциапизация – усвоение новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших. Ресоциапизация охватывает многие виды деятельности – от занятий по исправлению навыков чтения до профессиональной переподготовки. Одной из форм ре-социализации выступает психотерапия. Под ее воздействием люди пытаются разобраться со своими конфликтами и изменить свое поведение на основе этого понимания.

В процессе социализации у человека формируется определенная модель поведения. В этой модели поведения может быть преобладающим либо просоциальное поведение, либо асоциальное поведение.

Просоциальное поведение – поведение человека среди других людей, бескорыстно направленное на общее благо. Асоциальное поведение (девиантное) в свою очередь может быть противоправным, что влечет за собой административную или уголовную ответственность, или аморальным (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению Правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.

К противоправному девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения, как насилие, аморальность. Возникновению этих девиаций способствуют дефекты правового и нравственного сознания, содержания потребностей личности, характера, эмоционально-волевой сферы.

Непротивоправное девиантное поведение также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления этих девиаций наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в Ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против Действительной или кажущейся несправедливости взрослых.

Иногда девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.

Ссылка на основную публикацию