Учреждение в Егошихинской слободе губернского города Пермь

История возникновения города Перми

Слово «Пермь» давно известно на русской земле. Так назывались земли, принадлежавшие коми-пермякам — Пермь Старая и Пермь Вычегодская. Здесь новгородцы собирали дань, торговали. Героем многих коми сказок и легенд является Пера богатырь. Возможно, что название пошло от его имени. В XVII веке эти территории принадлежали купцам Строгановым.

В середине XVII столетия в наших местах был поселок всего в два-три двора. О нем есть записи местного воеводы Прокопия Елизарова. Удачное расположение этих дворов на берегах сразу двух рек — Камы и Егошихи было решающим фактором для появления города.

Когда началась Северная война со Швецией, государство почувствовало нужду в новых заводах. Интересно само происхождение слова «завод» — место у воды. В те времена только у большой воды могло работать такое предприятие. В наши края приехал герой Полтавской битвы — Василий Никитич Татищев. Его направила сюда Берг-комиссия по приказу Петра I, дав задание приискать места для нового строительства. Кандидатура была выбрана не случайно. Василий Никитич Татищев был капитан-поручиком артиллерии, управляющим Уральскими заводами, известным историком и географом.

Е. Широков. Картина “Приезд в Пермь Петербургской коллегии. 1808 г.”

Таким образом, в поселке на двух реках, выбранном Татищевым, к 1724 году построили медеплавильный завод. Это стало началом города Перми. Кроме деревни Егошихи (Брюхановой) в состав города вошли позже и другие древние поселения — деревня Заостровка, село Верхние Муллы.

Ко второй половине XVIII в. производство разрослось, вокруг него уже было 400 дворов, стояла каменная церковь, которая сменила деревянную, деревня Егошиха стала «настоящим горным городком».

По словам современников, стремительное развитие торговли в «горном городке» Егошиха объяснялось тем, что через поселение проходила дорога из центра России в Сибирь. Товары с Макарьевской ярмарки доставлялись в Егошиху по Каме. И везли товары целые караваны судов. На Егошихинской пристани суда разгружали и отправляли товары дальше. А обратно караваны шли уже с продукцией уральских и сибирских горных заводов.

Егошихинскому поселению судьба была стать центром огромного наместничества.

Екатерина II, осуществляя реформу 1775 года, дала повеление князю Мещерскому — Казанскому губернатору — подыскать наиболее удобное место для размещения губернского города создаваемого Пермского наместничества.

Мещерский остановил свой выбор на Егошихе. Ему понравилось местоположение завода, и он рекомендовал переименовать поселение в губернский город.

Наместником Пермским и Тобольским Екатерина II назначила генерал-поручика Евгения Петровича Кашина. Генерал-поручик объехал Западный Урал и в своем рапорте императрице от 25 сентября 1780 года указал, что Егошиха — самое подходящее место для превращения в губернский город.

Поселение было объявлено губернским городом 16 ноября 1780 г. Это время правления Екатерины Великой, которая носила титул княгини Пермской. Через три года, в июле, учредили герб.

Датой основания Перми считается 15 (4) мая 1723 г. — день закладки Егошихинского медеплавильного завода. Второе рождение — 18 октября 1781 г. Это дата официального открытия Пермского наместничества и губернского города Перми. В тот день городским головой Петром Егоровичем Шавкуновым была произнесена речь, основанная на исторических фактах — от маленькой деревни Брюхановой до закладки Егошинского завода. Официальной датой рождения города после долгих споров в наши дни признано время зарождения завода, от которого началась история Перми. Скоро Перми исполнится 300 лет. Некоторое время (1940-1957) город назывался Молотов.

Дальнейшая история города — отдельная богатая тема. Это многочисленное строительство зданий и трактов, новых предприятий, культурных и образовательных учреждений, открытие железной дороги. Это тысячи имен наших предков, живших и работавших на этой земле. Это их жизни, их судьбы, их дела и мысли.

С 1983 года день города в Перми праздновался в одно из воскресений в июне, а с 1994 года — 12 июня — в день России.

На сайте работает система проверки ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Е. Широков. Картина “Приезд в Пермь Петербургской коллегии. 1808 г.”

Тропа к Егошихе. Историческое сердце Перми

Этой осенью экологи и общественники в районе Северной дамбы открыли кольцевой маршрут по долине малых рек Егошихе и Стикса. Место уже набирает популярность среди горожан. Здесь есть удобный спуск, мостик через Егошиху и урны. Интернет-журнал «Звезда» заинтересовала историко-культурная составляющая недавно созданного экомаршрута. Мы обратились к экспертам, чтобы узнать, какие события происходили в этой части микрорайона Разгуляй и в чём ценность этих мест.

Вместе с экскурсоводом и автором проекта «Живая История» Игорем Серебренниковым мы подходим к подножью Северной дамбы месту настолько привычному для жителей Перми, что кажется, будто эта дамба здесь была всегда.

Фото: Андрей Безукладников

Егошихинское кладбище

Егошихинское кладбище (Ягошихинский некрополь) — второе по времени основания и старейшее из сохранившихся до настоящего времени кладбищ в городе Перми. Оно основано во второй половине XVIII века. Расположено в центре левобережной части города, между речкой Егошихой и её притоком — ручьём Стикс, названным так по названию реки из древнегреческой мифологии. Площадь кладбища — 50 гектаров [1] .

Егошихинское кладбище (Ягошихинский некрополь) — второе по времени основания и старейшее из сохранившихся до настоящего времени кладбищ в городе Перми. Оно основано во второй половине XVIII века. Расположено в центре левобережной части города, между речкой Егошихой и её притоком — ручьём Стикс, названным так по названию реки из древнегреческой мифологии. Площадь кладбища — 50 гектаров [1] .

Город Пермь: начало

Земли, на которых расположен город, были в ХVII веке частью огромных Строгановских вотчин (ГАПО. Ф.970. Оп.1. Д.21. Л.1 об.). Первое русское поселение на берегу р. Егошихи упоминается в переписных книгах воеводы Прокопия Елизарова в 1647 году. Это был “починок на реке Каме и на речке Егошихе, а в нем крестьян дворы: Сергейко Павлов сын Брюханов, у него дети Климко да Ивашко”.

В переписных книгах князя Федора Бельского за 1678 г. значится “починок на р.Каме и на р.Егошихе, а в нем дворы: Ивашка Верхоланцев, Демка да Яранко Брюхановы, Ларька Брюханов и Ивашко Брюханов”. В отказных книгах на Строгановские вотчины в 1692 году селение это уже называется деревней Егошихой.

Иногда деревня Егошиха называлась Брюхановой (а скорее всего – Брюхановкой), так как в числе первых ее поселенцев было несколько, носивших фамилию Брюхановы.

В начале ХVIII века эти земли входили в состав огромной Сибирской губернии, учрежденной при первом разделении России на 8 губерний в 1708 году. В церковно-административном отношении эта территория с 1658 по 1800 г. находилась в зависимости от Вятки, епископы которой именовались Вятскими и Великопермскими. Громадная Сибирская губерния в 1719 году была разделена на 3 провинции: Тобольскую, Соль-Камскую и Вятскую. В 1727 году Вятская и Соликамская провинции были отнесены к Казанской губернии.

Освоение природных богатств Урала начинается в эпоху великих преобразований конца XVII – начала XVIII веков. По распоряжению Петра Великого появился на Урале капитан-поручик артиллерии Василий Никитич Татищев. 9 марта 1720 года ему был дан указ за подписью членов Берг-коллегии, которым ему велено было ” в Сибирской губернии на Кунгуре и в прочих местах, где отыщутся удобные разные места, построить заводы и из руд серебро и медь плавить. ”
Осмотрев берега Камы, Татищев нашел место около деревни Егошихи удобным для устройства на нем медеплавильного завода.


Татищев Василий Никитич (19 (29) апреля 1686 года — 15 (26) июля 1750 года

В 70-е годы XVIII века Егошиха уже была “настоящим горным городком”. В ней находилось более 400 деревянных домов, деревянную церковь сменила каменная “во имя святых апостолов Петра и Павла с приделом святыя великомученицы Екатерины”.
На рынке размещалось до 100 торговых лавок. Современники отмечали , что быстрое развитие торговли в Егошихе связано с тем, что через поселение проходила дорога из центра России в Сибирь. Караваны судов доставляли по Каме товары с Макарьевской ярмарки, на Егошихинской пристани товары разгружали и отправляли дальше. В обратном направлении шли караваны с продукцией уральских и сибирских горных заводов.

Егошихинскому поселению было суждено стать центром огромного наместничества. Осуществляя реформу 1775 года, Екатерина II велела Казанскому губернатору князю Мещерскому подыскать удобное место для губернского города вновь создаваемого Пермского наместничества. Мещерскому понравилось местоположение Егошихинского завода, и он рекомендовал его для переименования в губернский город.

Генерал-поручик Евгений Петрович Кашкин, назначенный Екатериной II наместником Пермским и Тобольским, объехал Западный Урал и в своем рапорте императрице от 25 сентября 1780 года назвал Егошиху самым подходящим местом для превращения в губернский город.

Собственно поселение началось с построек в овраге и по длине речки до 2 км. На Егошихе сделали запруду. Она видна на снимке. То, что видно на переднем плане, ничего этого не сохранилось. Овраг, правда, сохранился и даже бараки, но уже нашего времени. Несколько лет я ходил через этот овраг на паровозо-, а потом мотовозоремонтный завод им. Шпагина, расположенный в низине, в коем заводе работал художником-оформителем.

В правом углу снимка на среднем плане церковь Петра и Павла, постройки 1757 г. Ныне отреставрирована и там проходят службы. Вдали – Кафедральный собор, в зданиях которых находились художественная галерея и краеведческий музей. В галереи выставлены древние деревянные скульптуры Христа.

Признав выгодность положения Егошихинского завода, Екатерина II подписала Указ от 16 ноября 1780 г., в котором было сказано: “Город губернский для Пермского наместничества назначить в сем месте, наименовать оный город Пермь и вследствие того в нем основать уже все строения, кои на первое время и особенно при случае открытия управления по учреждениям нашим нужны будут для помещения присутсвенных мест”.

17 июля 1783 г. был утвержден герб города Перми: “в красном поле серебряный крест, означающий первое — дикость нравов обитавших жителей, а второе — просвещение через принятия христианского закона”.

Датой рождения города считается день закладки медеплавильного завода недалеко от устья Егошихи, впадающей в Каму, – 4 (15) мая 1723 года.

То есть в мае 2013 года нашему городу исполняется ровно 290 лет.

герб Перми в советскую эпоху

Герб Пермского края представляет собой изображение серебряного медведя, идущего вправо, помещенного на червленом (красном) геральдическом щите; на его спине Евангелие в золотом окладе с изображением восьмиконечного креста. Евангелие увенчано серебряным уширенным, вогнутым на концах крестом. Щит увенчан княжеской короной.

Законом от 22 августа 1996 года из герба Пермского края был удален венок и Андреевская лента (но де-факто очень часто продолжает использоваться герб с венком и андреевской лентой).

Летом 1781 года в Перми “сообразно высочайше утвержденному городскому плану” велась постройка казенных зданий для наместника, губернатора, вице-губернатора, присутственных мест, квартир для чиновников. Ядро города формировалось вокруг площади Петропавловского собора.

Самая древняя церковь Перми Собор Петра и Павла

18(29) октября 1781 года состоялось торжественное открытие наместничества и города Перми: пышная церковная церемония с “целодневным звоном” колоколов, с пушечной пальбой, а вечером “происходила иллюминация в 20 тысяч плошек и 7 тысяч фонарей”. Торжества продолжались три дня. В 1797 году наместничество было преобразовано в губернию.

В губернский город к тому времени приехали на жительство многочисленные купцы. То были выходцы из Пермской, Вятской, Рязанской, Владимирской, Тамбовской, Оренбургской и других губерний. Первым городским головой стал Михаил Абрамович Попов, купец 2-й гильдии, из кунгурского купечества.

Земли, на которых расположен город, были в ХVII веке частью огромных Строгановских вотчин (ГАПО. Ф.970. Оп.1. Д.21. Л.1 об.). Первое русское поселение на берегу р. Егошихи упоминается в переписных книгах воеводы Прокопия Елизарова в 1647 году. Это был “починок на реке Каме и на речке Егошихе, а в нем крестьян дворы: Сергейко Павлов сын Брюханов, у него дети Климко да Ивашко”.

Пермь – град купеческий

В XVIII веке предприниматели взялись за превращение заводского поселка в губернский город.

«Не было бы купцов – не было б Перми» – часто говаривали в дореволюционной России. Именно купцы стали покровителями краевой столицы со дня ее основания, которая появилась более трехсот лет назад.

Купцы на свои деньги построили самые известные архитектурные памятники Прикамья – церкви и музеи, больницы и школы, театры и дома призрения.

На средства предпринимателей был учрежден губернский оркестр, создан городской сад – ныне Парк имени Горького, построено каменное здание Оперного театра… Из купеческого кармана финансировалось губернское попечительство детских приютов, общество Красного Креста, ведомство императрицы Марии и некоторые духовные учреждения. Важной акцией купечества явилось открытие первого высшего учебного заведения Перми – университета, купцами созданы и поддержаны Кирилло–Мефодиевская гимназия (ныне школа №9), Камское речное пароходство.

При этом купеческая благотворительность в дореволюционной России не была разовыми акциями – благотворительность была образом жизни предпринимателей. Да и первыми городскими головами в Перми стали именно купцы, переехавшие в Пермь из разных городов губернии.

ГОРОД ЗАЛОЖИЛИ – ИЩЕМ УПРАВЛЕНЦЕВ

По Указу императрицы Екатерины II от 16 ноября 1780 года было решено «назначить в сих местах губернский город, наименовав оный город Пермь». Для развития нового губернского города в Перми требовалось активизировать торговлю. Необходимо было поселить в новом граде купечество и мещанство. К моменту официального основания города сюда обещанием налоговых льгот и высокими постами были «переманены» шестнадцать семей из Кунгура, двенадцать – из Соликамска, шесть – из Чердыни. Главы семейств и вошли в первый Пермский городской магистрат, Совестной суд и иные городские учреждения. 18 октября 1781 года в торжественной обстановке было открыто Пермское наместничество, в этот же день приступила к работе и администрация города.

Стоит отметить, что хотя номинально семьи на переселение «выбирались» и «переезжали волею своей, дабы государство укрепить», для многих пермских купцов переезд был неожиданным и даже нежелательным. Пришлось строить дома на новом месте, заново налаживать торговые связи, поступиться целым рядом уже запланированных сделок.

Первый городской голова Михаил Попов был из таких «переселенных» пермяков. Михаил Абрамович родился 29 августа 1753 года. В год избрания городским головой ему было 29 лет, и у него было четверо детей: Иван, Пелагея, Евлампия и Мария. После избрания на пост Михаил Попов вместе с семьей, а также с братом Петром переехал в Пермь, и в 1782 году указом Пермского губернского магистрата братьев Поповых приписали к пермскому купечеству.

На первых порах усилия городской администрации были направлены на отлаживание механизма городского хозяйствования. В условиях широко развернувшегося градостроительства в Перми Михаил Попов, как человек предприимчивый и промышляющий извозом, мог вступать в выгодные казенные подряды по поставкам строительных материалов. Так или иначе к середине 1780–х годов он на пару с братом владел двумя домами в Перми по улице Береговой (сейчас – улица Окулова) и Петропавловской, сам он являлся владельцем дома по улице Торговой (Советская), где размещался трактир.

Вторично Михаил Абрамович был избран на должность городского головы в октябре 1793 года. Мог Михаил Попов и в третий раз стать городским головой в 1808 году – тогда он наряду с пермскими купцами Григорием Белых и Антоном Пономарёвым принимал участие в выборах, но пермское городское общество предпочло ему Пономарёва.

Читайте также:  Авиакомпания Аврора, дешевые авиабилеты онлайн

ГДЕ ВЗЯТЬ ДЕНЬГИ В БЮДЖЕТ?

Еще одним городским головой в период становления Перми стал Василий Герасимович Лапин. Он вошел в пермскую и как первый председатель Общей городской думы.

Лапин родился 1 января 1731 года. Он происходил из соликамских купцов и, как многие пермские обыватели, переселился в губернский город в 1781 году. Лапины имели собственный дом по улице Покровской (Ленина) на углу с Оханским проулком (ул. Газеты «Звезда»). Дом этот не сохранился, сейчас на его месте школа–гимназия №17.

Лапин лучше многих руководителей города понимал необходимость развития Перми как торгового центра и наравне со Жмаевым выступал одним из инициаторов строительства в городе каменного гостиного двора. В 1784 года Лапина выбирают одним из заседателей в Пермский губернский магистрат, где он и отслужил положенные ему 3 года. По окончании службы в магистрате в 1787 года Василия Герасимовича избирают городским головой. С этого же времени начинает работу и Пермская городская дума. Как городской голова и председатель городской думы В. Г. Лапин запомнился пермякам в качестве борца за увеличение городского бюджета. В конце 1780–х годов между Пермской городской думой и управой благочиния произошел конфликт по вопросу благоустройства города. Управа, ссылаясь на букву закона, совершенно справедливо требовала от городских властей устройства и содержания сторожевых будок, уличных фонарей, рогаток и так далее. А городские власти, ссылаясь на отсутствие средств, пытались всячески это дело оттянуть. Пришлось вмешаться Пермскому наместническому правлению. Вопрос был улажен в законном порядке – городской думе пришлось изыскивать средства.

Как уже отмечалось, городской бюджет был невелик. Объяснялось это тем, что поземельный налог собирался в небольших объемах, и многие повинности, такие, как несение караула или содержание лошадей на случай пожара, горожане отбывали в порядке очередности. В 1790 году городская дума решила обратить натуральные повинности в денежные. Отныне поземельный налог увеличивался до 1 копейки за 1 кв. сажень домовой постройки (ранее 1 деньга). Средства, полученные от этих сборов, направлялись на устройство сторожевых будок, уличного освещения, а также на содержание караульщиков, полицейских чинов и пожарной команды.

Василий Герасимович Лапин в период нахождения на посту городского головы занимался и благотворительной деятельностью. В частности в 1787 году на его деньги было начато строительство церкви во имя Владимирской Божьей Матери. Строительство велось напротив дома Лапиных, и Василий Герасимович лично следил за его ходом.

ИЗ КРЕСТЬЯН – В ГОРОДСКИЕ ГОЛОВЫ

Следующим городским головой стал Антон Трофимович Пономарёв, купец первой гильдии из Соликамска. Интересно то, что как и многие будущие главы Перми, Антон Трофимович стал купцом самостоятельно, капитал его был не наследственный, а заработанный.

Антон Трофимович Пономарёв родился около 1744 года в Соликамском уезде Пермской губернии в семье государственных крестьян. У него был брат Егор, умерший в 1804 году. В 1772 году женился на Парасковье Тимофеевне, дочери Тимофея Иконникова — крепостного крестьянина Строгановых из села Новое Усолье.

Понамарёв был человеком весьма предприимчивым, хватким и целеустремленным. Именно эти качества позволили ему вырваться из крестьянской среды. Еще мальчишкой он начал с мелкой торговли вещами первой необходимости. Семья Пономарёва была приписана к Егошихинскому заводу, завод и работавшие здесь крестьяне и помогли Пономарёву заработать средства сначала на выкуп себя из крепостных, а потом и первый капитал.

К 33 годам Антон Трофимович накопил капитал в 10 000 рублей, что позволило ему стать купцом первой гильдии. К этому возрасту он был владельцем двух домов по улице Егошихинской (ныне она не сохранилась), а также трех участков земли по улице Петропавловской с ветхими строениями под снос. Он занимался торговлей и вступал в казенные подряды, или, как сейчас говорят, «брал на себя госзаказ». Тогда в Перми работал один из крупнейших оружейных заводов Урала, и именно Антон Трофимович выполнял поставки свечей, топлива, других хозяйственных товаров для завода. Кроме того, Антон Трофимович был монополистом на рынке поставок в Пермь партий иностранного вина, а совместно с купцом Поповым он обеспечивал губернскую столицу солью.

Дважды – в 1784–1787 годах и в 1790–1793 годах – Пономарёв избирался бургомистром в городовой магистрат. А в 1799 году пермское городское общество выбрало его городским головой. На этой должности Пономарёв прослужил до осени 1802 года – и при нем было начато одно из первых крупных «общественных» строительств Перми – каменного гостиного двора.

Антон Трофимович успел вторично побывать городским головой. В октябре 1808 года он наряду с пермскими купцами М. Поповым и Г. Белых стал одним из кандидатов на эту должность. Подавляющим большинством голосов (61 против 12) Пономарёв был избран – реально он находился на этом посту до июля 1809 года, затем по состоянию здоровья от государственных дел отошел, и документы городской думы подписывал «исправляющий должность городского головы Михайло Сыропятов». Сам Пономарёв «появился на службе» только в октябре 1809 года для того, чтобы передать дела новому городскому голове.

НАМ НУЖНА ТОРГОВЛЯ!

Постепенно потянулись в Пермь и купцы из других городов России. Среди них был Иван Романович Жмаев. Он приехал в Пермскую губернию из Тамбова в 1794 году, когда поступил на службу управляющим Невьянскими заводами П. С. Яковлева.

Иван Жмаев был одним из самых богатых пермских купцов начала XIX века. В Пермском гостином дворе Жмаев­ владел одиннадцатью лавками, ему принадлежало несколько каменных зданий в Перми, занимавших всю западную сторону Театральной площади и часть Петропавловской и Торговой улиц. А были еще в его ведении 15 соляных лавок и амбаров и другие постройки.

При доме Жмаева были и сад, и оранжерея, где выращивались абрикосы, персики и виноград. Оранжерею разделяла на две половины круглая двухэтажная беседка в виде башни с куполом, на стенах которой были изображены ландшафты, а на потолке – резвящиеся нимфы и амуры. Стоимость его двухэтажного каменного дома с каменными флигелями, оранжереей, погребами и с прочими крытыми железом постройками, включая десять лавок, по оценке 1805 года, составляла 86 600 рублей, что для Перми начала XIX века было просто огромной суммой. До наших дней этот удивительный для того времени дом не сохранился, сгорел во время знаменитого пожара 1842 года.

В письменных источниках во второй половине 1790–х годов имя Жмаева упоминается в числе купцов 2–й гильдии г. Перми. Двух дочерей ему удалось выдать замуж за потомственных дворян. Причем младшая дочь, Мария, вышла замуж за Д. В. Дягилева, родоначальника известной пермской фамилии Дягилевых.

На трехлетие, с 1799 по 1802 год, Иван Романович Жмаев избирался первым бургомистром Перми, в 1802–1805 годах он служил городским головой. Работать пришлось под руководством губернатора, знаменитого Карла Фёдоровича Модераха, лично вникавшего во все городские дела, даже в самые мелочи. Так, например, книги прихода–расхода денежных средств ежегодно представлялись на проверку в канцелярию губернатора, там же утверждались все подряды и т. д.

Основной задачей Пермской городской думы и городского головы в то время были сборы налогов, что в не слишком богатой купцами и ремесленниками Перми являлось очень непростым делом. В 1804 году поземельный налог составил по одной копейке с четвертью с каждой квадратной сажени, занятой под усадьбу. В городе к этому времени насчитывалось около 1000 домов, но денег постоянно не хватало. Иван Романович успешно справлялся со своими обязанностями. В 1803 году, по представлению Карла Модераха, Жмаев получил Высочайшее благоволение и был пожалован чином коллежского асессора, что для того времени означало потомственное дворянство.

Из важных событий в жизни Перми в период пребывания Ивана Жмаева на посту городского головы следует отметить передачу городу Егошихинского медеплавильного завода, прекратившего свою деятельность еще в 1788 году. В октябре 1804 года Перми были переданы: плотина со всеми необходимыми сооружениями, два каменных и три деревянных амбара и здание лаборатории, деревянное на каменном фундаменте. Все постройки находились в весьма ветхом состоянии и были разобраны. Плотину первоначально предполагали использовать для постройки пильной и мукомольной мельниц, но подрядчики не проявили интереса к участию в постройке. Только в январе 1806 года плотина была сдана в аренду на 12 лет Ф. Х. Гралю и С. И. Баранову, которые и выстроили на ней «пильную о двух рамах крупчатку и мукомольную мельницу». Жмаев выступил главным инициатором строительства каменного гостиного двора, начатого при Толмачеве.

Еще одним городским головой в период становления Перми стал Василий Герасимович Лапин. Он вошел в пермскую и как первый председатель Общей городской думы.

Когда и как возник город Пермь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:27, реферат

(3,5 года обучения, гр. МКБ-2012)

Экскурсия от медеплавильного завода Перми, история и достопримечательности

Путеводитель по Перми и Пермскому краю

Поворотным для основания Егошихинского медеплавильного завода можно считать 1720 год, когда Петр I отправляет на Урал Василия Татищева, с целью создания системы казенных заводов. Молодой инженер с энергичностью принялся за дело. Летом 1722 он исследует места у рек Мулянка, Медведка, Егошихи, и определив последнюю, как годную для строительства медеплавильного завода. Указ о строительстве завода подписывается в октябре 1722 года Вильгельмом де Генниным, сменившим Татищева на посту горного начальника.

Отзыв: Экскурсия “История медного Юга” (Россия, Пермский край) – Настоящее очарование горнозаводским колоритом и окрестностями старинного русского села.

Здравствуйте! Друзья, сегодня я приглашаю вас на прогулку по старинному поселку Юг. Экскурсию ” История медного Юга” у нас можно заказать в Пермском бюро путешествий. Благодаря ей можно познакомиться не только с историей старинного Юг, но и полюбоваться природными ландшафтами, окружающими село. А мне предложила совершить индивидуальную поездку моя соседка и близкая подруга, вызвавшаяся побыть личным экскурсоводом, потому что поселок Юг – это ее малая родина и там находится ее отчий дом.

Мы выехали во второй половине дня, ближе к вечеру. Тучи сгущались, но дождя не было:

Итак. Поселок Юг находится недалеко от Перми, в 40км. Он стоит по берегам небольшой речки Юг, которая является притоком реки Бабка, впадающую в свою очередь уже в крупную уральскую реку Сылва. Сама речка Юг совсем узкая, но в лесной ее части, в лесных омутах, говорят, до сих пор ловят ельца, подлещика и др. достаточно крупных рыб.

Когда-то в прошлом это было одно из самых процветающих сел, настоящий центр медеплавильного производства Пермской губернии. Кое-где сохранились ставшие уже почти руинами старинные здания, две плотины на реке Юг. Сейчас, правда, боюсь ошибиться в нем проживает чуть более 3 тыс. человек.

При въезде в село слева на пригорке невозможно не заметить величественных куполов какой-то дивной особой красоты каменной Пророко-Ильинской церкви, построенной в 1907 году братьями Митрюковыми. Помогала им строить семилетняя девчушка Мария, дочь одного из братье. Малышка таскала на спине привязанную корзину с кирпичами на колокольню. Кирпичи тут же на месте обжигали. Интересно, что в состав тех кирпичей входило яйцо и жители со всего поселка несли яйца для строительства храма. Колокола отливали на Демидовских заводах. В 1937 году церковь закрыли, какие-то иконы вынесли, какие-то выбросили, колокола сбросили. Юговчане осколки колоколов собрали, сохранившиеся иконы спрятали, закопав их в могилы на близ лежавшем кладбище. Так после разрушения оказалась сохраненная чудотворная икона Божьей Матери “Споручница грешных”. К этой юговской святыни на поклон едут в храм верующие со всех окрестностей. Новая история храма связана с Белогорской обителью, о которой у меня есть отзыв о Беогорском Свято-Николаевском монастыре. С 1997 года через нее ежегодно проходит крестный ход из Перми на Белую гору. Храм всегда радушно принимает всех участников хода. Храм Святого пророка Божия Илии является одной из главных достопримечательностей сегодняшнего села.

Лет шесть назад был восстановлен заводской пруд. Для строительства дамбы взяли породу из близ находящихся холмов.

От такой открывшейся взору красоты не могу не могу оторваться:

Когда-то в этом месте был пионерский лагерь, в который я ездила 3 года подряд. Теперь лагеря нет, все заросло. Жаль.
Плотина:

Пермские земли с 16-ого столетия служили источниками средств для последующего освоения Сибири. Территория Перми Великой одной из первых на Урале вошла в состав русского государства. И это было крупным историческим событием. Ведь именно с освоения новых природных богатств у России появились возможности расширять свои границы на восток. В числе первых крупнейших металлургических предприятий на Среднем Урале возникает Егошихинский медеплавильный завод, поселение вокруг которого впоследствии превратилось в мой любимый город Пермь. (читайте мой отзыв об основателе города В. Н. Татищеве.). Во время очередного посещения Урала В. Н. Татищев обследовал окрестности местных рек Юг и Бабку с целью поиска медных руд. После того, как были обнаружены руды, по его приказу началось строительство медеплавильных заводов. Так и возникло поселение при Верхнем (с 1740 года) и Нижнем (с 1735 года) Юговских казенных медеплавильных заводах. Управляющим на юговских заводах работал П. М. Обухов, в последствии ставший основоположником стале-пушечнного производства. Население поселка в основном состояло из крепостных крестьян, согнанных с окрестных деревень. Вольнонаемных было от силы человек 20. А всего тогда проживало в поселке, аж, 9000 человек. Было 2 церкви, лечебный покой, 8 кабаков, и даже 2 арестантских. Была школа и библиотека. В 1803 году в поселке открыли специальное училище горнозаводского ведомства, которое считается одним из самых старейших учебных заведений Урала того времени.

Памятный знак, место, созданное на деньги юговичан:

С севера поселок опоясывают гряды холмов. Именно из них и добывался медистый песчаник для юговских медеплавильных заводов. Всего было разработано 1000 руд. Кроме меди заводы выплавляли медный чугун. Два завода (Верхний и Нижний) выдавали в год 15000 пудов меди. Это достаточно много, если всего в России добывали в год 200000 пудов. И сейчас в некоторых можно найти штольни, из которых вывозилась медная руда. Совсем рядом с селом можно обнаружить дыры, служившие входами в штольни-подземелья. Их обнаружили при обустройстве местного пруда, о котором я выше рассказывала. Заходить в них очень опасно, как и сами стены-срезы холмов небезопасны. На солнце можно увидеть до сих пор переливающиеся прослойки медистого песчаника и даже черный уголь. За почти две сотни лет деревянные крепи прогнили так, что в любую минуту могут обрушиться. Руду вывозили из штолен в вагонетках и по желобам сваливали в ямы приемники. Рядом стояли цеха, где вручную отделяли медную породу от пустой. Пустую породу также вывозили и сваливали, из которых впоследствии получались крутые отвалы. Спускаться и пониматься непосредственно по склонам тоже довольно опасно, я бы сказала, что даже экстремально. Хоть отвалы и очень старые, поросшие травой, но в любую минуту грунт может поехать.

Читайте также:  Авиакомпания «Нордавиа» (Nordavia), дешевые авиабилеты онлайн

Где-то можно увидеть, как из штолен выбегает маленьким ручейком вода, которая содержит железо и медь.

А где-то до сих пор можно встретить вот такие отходы, шлак.

После 1861 года (времени реформ и отмены крепостного права) медеплавильное производство стало постепенно сокращаться. Реформа отразилась на всех сторонах жизни Пермской губернии. По всему краю началось резкое снижение производства металлургии. Уральский металл не мог выдержать конкуренции с европейским. Да и к тому же в 1857 году отменили казенное покровительство Уральской промышленности. А спустя какое-то время стало набирать обороты горно-заводское производство черной металлургии, что и привело к крушению медеплавильного. Население могло оказаться в тяжелейшем положении. Но этого, к счастью, не случилось. Мало того, что из трех десятков медеплавильных предприятий юговские заводы продержались всех дольше, но село и после этого продолжало процветать. Когда начали закрываться медеплавильные заводы, стали усиленно развиваться кустарные ремесла. Хорошо, что помимо работы на на медеплавильных заводах жители поселка занимались различными ремеслами. Особенно в Пермском уезде славились своим ремеслом юговские краснодеревщики. Кустарные промыслы, связанные с обработкой дерева приобретали все больший размах. Юговскую мебель стали вывозить в Сибирь и там продавать. Большинство мебельной продукции шло в Екатеринбург, Тобольск, Омск, Семипалатинск, Томск и Новгород. А после участия юговских мебельщиков на Казанской международной выставке в 1909 году масштабы производства и вовсе приобрели высочайший размах. Подруга рассказала, что даже в Париже и Филадельфии демонстрировался какой-то уникальный раздвижной стол длинной 20 метров.

Вот одно из таких старых учебных заведений, уже обветшалое, но до сих пор стоящее в центре села:

В поселке открыли учебные столярные, слесарные мастерские, от заказов мебели не было отбоя. В качестве художника был даже приглашен художник императорского Строгановского училища М. В. Модестов, который стал разрабатывать рисунки мебели для кустарей. Мебель была настолько хороша и по красоте, и по качеству, что кустари Юговской волости не раз награждались золотыми медалями на различных кустарно-промышленных выставках. Уже после революции отдельные домохозяйства стали объединяться в артели. Вот как раз у моей подруги прадед держал артель краснодеревщиков. У нее в доме сохранился красивый буфет и шкаф того времени. Жаль, что я не додумалась его сфотографировать. В аккурат перед самой Великой Отечественной войной в селе открыли ремесленное училище ” Профтехшкола деревообработчиков”.

На краю поселка до сих пор работает мебельная фабрика:

Наряду с мебельным производством процветало и кузнечное, и портняжное дело и даже экипажное. Выпускались сани, телеги и возки. И к 20-ым годам прошлого столетия поселок становится крупным центром кустарных промыслов Урала. В 1928 году был открыт и кирпичный завод. Кстати, и сегодня многие ремесла живы. Люди украшают свои дома резными подзорами, наличниками. Возможно, в этом и заключается связь времен, когда сохраняются национальные художественные традиции.

В 1902 году навсегда закрылся Нижний завод, а через 7 лет и Верхний. В центре села я увидела разрисованные стены здания:

Рисунки на них как раз рассказывают о медеплавильном производстве, о ремеслах, существовавших в поселке со времен его основания.

Небольшой парк отдыха для детишек, а напротив – другой:

Небольшой березовый парк, где находится памятник участникам Великой Отечественной войны. Кстати, здесь каждый год проходит шествие колонн “Бессмертный полк”. Две колонны с разных концов села проходят до этого парка, встречаются у обелиска. А затем участвуют в местном митинге, посвященном памяти погибшим в ВОВ.

Рядом с ней в этом же парке находится и высокая памятная стела жертвам Гражданской войны. Из истории все знают, что после революции гражданская война сначала носила локальный характер. То тут, то там вспыхивали очаги восстания. Лишь спустя полгода гражданская война приняла широкомасштабный характер. К концу 1918 года красноармейцы оставили Пермь. И город с окрестностями оказался полностью под властью адмирала А. В. Колчака, который сразу же установил в области военную диктатуру. Тогда были созданы спец, комиссии по расследованию преступлений большевиков, а люди, признанные виновными жестоко наказаны. И только к середине 1919 года советская власть была полностью восстановлена.

В селе есть как и старые дома, и новенькие небольшие, так и совсем большие, можно сказать, особняки.

Школа и больница:

Проезжаем поселковые магазинчики:

Едем дальше по поселку:

Вдалеке кучкуются, видимо, местные “безработные”:

Симпатичные заборы, какие-то очень добротные, а какие-то совсем старенькие:

Даже с центральной улицы Ленина, с небольшого мостика, можно полюбоваться пейзажами:

Поселок Юг находится всего в 13 км от Сибирского тракта, о котором я рассказывала в отзыве об обелиске “Сибирская застава”. Юг был включен в масштабную систему режимных поселений граждан, высланных в 1920-1950 годах прошлого столетия. Но в виду отсутствия доступа информации о них очень мало, т. к. процесс реабилитации до сих пор продолжается. Знаю, что такие поселения создавались по всему Прикамью в районах, нуждающихся в рабочей силе, например, для лесозаготовительных работ и разных других. По всему Пермскому краю были такие массовые поселения. Сначала спецссыльные пребывали по ж/дороге в северные и восточные районы Прикамья, а уж дальше пешим этапом направлялись по разным местам. Если после революции поселения состояли в основном из раскулаченных крестьян, то после ВОВ список пополнялся переселенцами, репрессированными по по администативным и национальным признакам. К бывшим “кулакам” прибавились “власовцы”, литовцы, народности Крыма, немецкие репатрианты. На север их гнали как раз через село Юг дальше на север, вот по этой дороге. Видимо, самых изможденных оставляли все-таки здесь в селе, потому что в поселке много людей разных национальностей.

И еще несколько интересных фактов из истории поселка Юг. В 1842-1845 году здесь работал при больнице юговских медеплавильных заводов А. Д. Бланк, (1802-1873гг) дед В. И. Ленина по матери. Он заведовал юговским заводским госпиталем несколько лет. Как-то, изучая окрестности поселка, Бланк нашел лечебную воду, построил тогда водолечебницу, где стал лечить заболевания составов у заводских рабочих. Оказывается, какой был хороший человек. Кстати, трое его дочерей вышли замуж за пермяков.

Здесь же в поселке родился и вырос ставший впоследствии очень известным русский художник А. Н. Мамаев (1853-1911гг). Поселок Юг – это родина и известного химика-неорганика И. В. Авдеева (1818-1865гг), открывшего миру бериллий, а также известного пермского краеведа, одного из создателей пермского краеведческого музея Н. Н. Новокрещенных (1842-2902гг). Оказывается, еще ой, как много, родила эта земля прекрасных людей.

Приглашаю, друзья, просто полюбоваться замечательным, на мой взгляд, окрестностями вокруг поселка:

Вот, что такое предгорье Урала.

А это уже почти ночь:

Я осталась ночевать у подруги и наутро мы отправились с ней за грибами. Идти было далеко до леса, наверное несколько км. Устала “до чертиков”, но ради такой красоты вполне стоило:

В прошлом году я тоже ездила за грибами в поселок Юг, были мы другой стороны поселка, с южной. Там холмов нет, равнина, покрытая лесамиЮ но места тоже восхитительные:

Вы знаете, друзья, я очень довольна такой экскурсией, которую со мной провела подруга. В именно таких селах и деревеньках у меня всегда возникает ощущение, что время остановилось. Никто никуда не спешит, не торопится. Здесь, как вежде рождаются люди, женятся, стареют и умирают. Но как-то все органичнее, гармоничнее, что ли. Люди, мне показалось, все друг друга знают, все здороваются, доброжелательно как-то улыбаются. На улице, правда, и людей-то немного. Удивительное спокойствие ощущается повсюду, кажется, оно висит прямо в воздухе, хотя, возможно, кому-то и покажется это провинциальной скукой. Но подруга объяснила, что молодежь работает в городе и приезжают только вечером. Благо, что автобусы ходят каждый час допоздна. Дорога до города достигает не больше часа, может, минут сорок.

Спасибо за внимание. С вами была Маргарита.

В селе есть как и старые дома, и новенькие небольшие, так и совсем большие, можно сказать, особняки.

Рассказы, маршруты и советы туристов

Решить, что посмотреть в Перми за один день, будет проще, почитав отзывы туристов. Вы узнаете о местах, которые больше всего впечатлили путешественников, откуда удобно начать прогулку. Многим удобно идти по «Зеленой линии», делая некоторые отступления и меняя порядок осмотра достопримечательностей по своему желанию. Те, кто приезжает в Пермь по железной дороге, смогут увидеть большую деревянную букву «П» — современный арт-объект «Пермские ворота», а тем, кто предпочитает старинные особняки, можно долго гулять по улицам города: Ленина, Сибирской и соседним с ними.

Любителям уральской природы стоит съездить в Каменный город (200 км от Перми). В этом природном памятнике вы увидите скалы необычной формы, напоминающие застывшие здания, улочки, арки и площади, а также различных существ. Место находится на возвышенности, в окружении бескрайних лесов.

Диорама + музей Мотовилихинских заводов

Одна из главных достопримечательностей Перми – музей истории Мотовилихинских заводов и Диорама на 1905 года. Музей Мотовилихинских заводов состоит из двух частей: экспозиций в здании музея и экспонатов под открытым небом близ музея.

Музей “Диорама” – особое место с тематикой-акцентом “Декабрьское вооруженное восстание 1905 года в Мотовилихе”, имеющая в своей сокровищнице несколько экспозиций: “Шли эшелоны на фронт” и ” Мотовилиха в конце ХIХ – начале XX века “. Сначала музей-диорама описывал события первой русской революции 1905 года и вооруженного восстания в Мотовилихе. Затем его реконструировали, увеличив площадь более чем в 4 раз, а экспозиция стала содержать экспонаты, повествующие об истории Пермских пушечных заводов и поселка Мотовилиха.

Продолжительность: 3 часа

кол-востоимость
от 40-47300 руб
от 30-39350 руб
от 24-29450 руб
от 24-29550 руб

В стоимость включено: автобус-“Турист”, единый экскурсовод в автобусе и на 2 экскурсионных площадках.

Музей посвящён истории российской артиллерии и развитию «Мотовилихинских заводов» — старейшего из действующих предприятий Урала. Музей был открыт в 1976 году по решению руководства и партийной организации завода.

Экспозиция состоит из двух блоков — в здании музея, которое является памятником архитектуры XIX века, и на площадке под открытым небом. Здесь выставлено 45 образцов военной техники — это пушки, гаубицы, самоходные артиллерийские орудия, миномёты, боевые и транспортно-заряжающие машины реактивных систем залпового огня, а также баллистические ракеты и зенитно-ракетные установки.

Посетителей встречает пермская царь-пушка — один из символов города Перми. В отличие от московской, она является настоящим боевым орудием. На её счету — 313 выстрелов. Среди знаковых экспонатов — артиллерийские орудия МЛ-20 и А-19, из которых были сделаны первые залпы по территории фашистской Германии и Берлину, а также самоходная артиллерийская установка ИСУ-152М «Зверобой». Она получила такое прозвище благодаря способности срывать башни фашистских «Тигров» и «Пантер» — танков, которые до её появления считались непобедимыми.

На цокольном этаже музея располагаются полноразмерные макеты рудника по добыче медистого песчаника и избы рабочего. С такого же медеплавильного завода начинался и сам город Пермь, который старше «Мотовилихи» всего на 13 лет.

Экспозиция внутри здания была полностью обновлена в мае 2016 года — к 280-летию «Мотовилихинских заводов». Появились новые экспонаты, в частности, токарный станок времен Великой Отечественной войны, фотокамера для копирования чертежей, макет медеплавильного завода и другие.

В основной экспозиции можно увидеть первый в мире сварочный аппарат, на котором работал сам изобретатель электросварки, горный начальник Пермских пушечных заводов Николай Славянов. Его изобретение стало важнейшей вехой в развитии промышленности и научно-техническом прогрессе. Как и пермская царь-пушка, плавильник Славянова имеет статус памятника науки и техники.

Также вниманию гостей музея представлены экспозиции, посвящённые участию «Мотовилихи» в революционных событиях, индустриальном рывке 1930-х годов, подвигу заводчан в годы Великой Отечественной войны, сложным годам конверсии 1990-х. Таким образом, музейная коллекция рассказывает не только о почти трёхвековой истории «Мотовилихинских заводов», но и об истории промышленности Перми и всей страны.

Музей “ДИОРАМА” является составной частью историко-революционного мемориала на горе Вышке, формирование которого началось с 1920 г. открытием памятника Борцам революции. Автором памятника являлся чертежник Мотовилихинского завода, участник первой русской революции В.Е. Гомзиков.

В 1932 г. в центральную часть памятника был заложен артиллерийский снаряд с прахом активного участника революционных событий в Мотовилихе Степана Афанасьевича Звонарева.

У подножия памятника сделано 16 захоронений участников первой русской революции. Первые захоронения сделаны в 1929 г., последние в 1975 г.

18 октября 1963 г. представителями трех поколений на горе Вышке был зажжен огонь Вечной Славы, доставленный от первой мартеновской печи Мотовилихинского завода. В 1973 г. к 250-летию г. Перми он был озвучен, написан реквием народным артистом СССР, героем Социалистического Труда, композитором Д.Б. Кабалевским.

Главной достопримечательностью диорамы является живописное полотно (длина полотна 25 м, высота 6 м, ширина предметного плана в центре 5 м). Оно выполнено художниками ордена Красной Звезды студии военных художников им. М.Б. Грекова – народным художником Е.И. Данилевским и М.А. Ананьевым.

*** если вы желаете более подробную экскурсию по Музею “ДИОРАМА” с экскурсоводом музея – доплата за входной билет 50 руб/чел.

614000, г. Пермь, ул. Седова,22, тел. (342) 271 64 43, 8 950 443 24 26 , 8 963 87 65 464

www.ПРАЗДНИК-ТУР.рф

614000, г. Пермь, ул. Седова,22, тел. (342) 271 64 43, 8 950 443 24 26 , 8 963 87 65 464

Место встречи

Начало экскурсии на площади Дружбы. Точное место встречи вы узнаете сразу после бронирования.

Отличная экскурсия по большому числу улиц, много исторических сведений. Гид знает очень много. Только темп ходьбы желательно пониже)

Пермь сегодня.

Первый проектный план города Перми был составлен губернским землемером Андреем Грубером в 1782-1784 гг. Под слоем проектируемых кварталов, обозначенных красным цветом, видна достаточно регулярная застройка заводского посёлка, которая стала основой для прямого расположения улиц современной Перми. Сегодня Пермь — город на востоке европейской части России, в Предуралье, административный центр Пермского края, порт на реке Каме, транспортный узел на Транссибирской магистрали, городской округ. Крупный многоотраслевой промышленный, научный, культурный и логистический центр Урала.

Первый проектный план города Перми был составлен губернским землемером Андреем Грубером в 1782-1784 гг. Под слоем проектируемых кварталов, обозначенных красным цветом, видна достаточно регулярная застройка заводского посёлка, которая стала основой для прямого расположения улиц современной Перми. Сегодня Пермь — город на востоке европейской части России, в Предуралье, административный центр Пермского края, порт на реке Каме, транспортный узел на Транссибирской магистрали, городской округ. Крупный многоотраслевой промышленный, научный, культурный и логистический центр Урала.

Экскурсии по Перми и Пермскому краю

Наша турфирма предлагает Вам самые популярные и интересные экскурсии по Перми и экскурсии по Пермскому краю для взрослых, студентов и школьников. Экскурсоводы с богатым опытом подробно расскажут и покажут все самое интересное, что есть в нашем городе, музеях, на производствах, а также проведут экскурсии, относящиеся к природному туризму. Все эти поездки помогут узнать и увидеть то, с чем не столкнешься в обычной жизни, побывать в местах, куда обычно просто так не пройдешь. Все это позволяет расширять кругозор и приобретать новые знания при чем как детям, так и взрослым.

Читайте также:  Строительство Егошихинского медеплавильного завода и возникновение заводского поселка

Если у Вас организованная группа взрослых, или детей, то мы можем организовать для Вас индивидуальную экскурсию в любое время!

Музей истории «Мотовилихинские заводы»

Одна из главных достопримечательностей Перми – музей истории Мотовилихинских заводов. Музей состоит из двух частей: экспозиций в здании музея и экспонатов под открытым небом близ музея.

Одна из главных достопримечательностей Перми – музей истории Мотовилихинских заводов. Музей состоит из двух частей: экспозиций в здании музея и экспонатов под открытым небом близ музея. Но прежде стоит хоть немного рассказать об истории самой Мотовилихи.

Мотовилихинский завод был основан в 1736 году все тем же В.Н. Татищевым – основателем Екатеринбурга, Перми и некоторых других крупных населенных пунктов. Первоначально он был медеплавильным. К концу XIX века завод расширил ассортимент продукции. Рядом были построены пушечные заводы. В 1871 году они получили название «Пермские пушечные заводы», а медеплавильный завод между тем был закрыт. На Мотовилихинских заводах всегда старались следовать прогрессу. Именно здесь в 1876 году была запущена первая на всем Урале мартеновская печь. А спустя десять лет, в 1886 году, здесь заработала первая на Урале электростанция. В конце XIX века начальником заводов Н.Г. Славяновым была впервые в мире изобретена электросварка.

Интересна история мотовилихинского молота. На Мотовилихинских заводах построили крупнейший в мире на тот момент 50-тонный молот. Начавший работать в 1873 году молот был в три раза мощнее самых сильных аналогов в мире. Когда он работал, по всей Мотовилихе дребезжали стекла и содрогались стены. Царь-молот исправно функционировал до 1916 года. В 1923 году механизм молота разобрали. Однако на территории завода до сих пор сохранилась вкопанная в землю на 12,5 метров огромная 650-тонная наковальня.

Мотовилиха широко прогремела на всю страну в 1905 году крупным вооруженным восстанием рабочих. Неспроста самая старая улица этого микрорайона носит название улица 1905 года. Кстати, на ней сохранилось много старинных купеческих домов, которые представляют интерес для любителей старины. Она практически не изменила свой облик с дореволюционных времен. Много старинных построек сохранилось и на территории самого завода.

Сейчас ОАО «Мотовилихинские заводы» выпускает автомобильную и гусеничную спецтехнику, нефтепромысловое оборудование, артиллерийские установки, в том числе установки «Смерч». Сейчас Мотовилиха – микрорайон Перми. Но вплоть до 1938 года это был самостоятельный населенный пункт.

Автор фотографии: labiscwi

Музей истории Мотовилихинских заводов был открыт в 1976 году. На открытой площадке около музея всегда куда оживленнее, чем внутри музея. Здесь выставлено оружие, производившееся на Мотовилихинских заводах. Возраст некоторых экспонатов – полтора века. Но все же преобладают куда более современные изделия.

Автор фотографии: labiscwi Автор фотографии: labiscwi

Самый уникальный экспонат выставки – пермская 20-дюймовая Царь-пушка. Для выплавки Царь-пушки отбирали самую лучшую руду с рудников на реках Чусовая, Косьва и Вишера. Тщательно подбирали и древесный уголь (подошел с Добрянского завода). Может быть, пермская Царь-пушка не столь красива, как московская, но зато в отличие от столичного аналога из нее действительно стреляли. Из изготовленной в 1868 году Царь-пушки, как установили исследователи, совершили в общей сложности 314 выстрелов. Правда, стреляли не по врагам, а лишь проводили испытания. Как рассказывали старожилы, стреляли на другой берег Камы. Дальность выстрелов достигала 8 километров. Во время стрельбы вибрировали стены и окна по всей Мотовилихе.

Кстати, по своей массе она даже превосходит более знаменитую московскую Царь-пушку. Именно поэтому ее не смогли широко использовать в боях, для чего ее собственно и изготовляли. Пушку просто не смогли перевезти. Обратите внимание, что несмотря на столь долгое нахождение на открытом воздухе, пушка практически не заржавела. Это говорит о ее высоком качестве.

Автор фотографии: Gora04

Также на открытой площадке можно посмотреть гаубицы, пушки, минометы, самоходки, пусковые установки, боевые машины, баллистическую ракету средней дальности, межконтинентальную баллистическую ракету, оборудование нефтедобывающей отрасли. Всего около 40 экспонатов.

Автор фотографии: labiscwi Автор фотографии: labiscwi Автор фотографии: Gora04

В стенах музея можно увидеть старинные фотографии Мотовилихи, личные архивы работников и руководителей завода, образцы продукции. Большой интерес посетителей вызывает реконструкция медной шахты. Есть здесь и реконструкция избы рабочего. Посетители музея многое узнают об истории Мотовилихинских заводов и выпускаемых здесь изделиях. Само здание музея – памятник архитектуры XIX века.

Автор фотографии: Gora04

Неподалеку находится еще один, не менее интересный музейный объект – музей изобретателя сварки Н.Г. Славянова.

Автор фотографии: Gora04

Неподалеку находится достаточно живописный Троице-Стефанов монастырь.

Автор фотографии: rizck

Если у вас будет достаточно свободного времени, то стоит также подняться на расположенную рядом гору Вышка. Она издали выделяется стоящим на склоне памятником-молотом. С горы открывается отличный вид на Мотовилиху, завод, реку Каму, вдалеке даже виднеется символ Перми – Свято-Преображенский собор.

Автор фотографии: rizck

На горе стоит историко-революционный памятник в виде парового молота с вечным огнем. Рядом расположен музей, главная «фишка» которого – диорама, воспроизводящая революционные события 1905 года.

Поездка в Пермь — отличный познавательный маршрут выходного дня. Пермь называет себя главной культурной столицей России. Здесь проходит много интереснейших культурных событий и поездку сюда можно приурочить к посещению одного из них.

Автор фотографии: rizck

Также рекомендуем посмотреть другие достопримечательности Перми. Рекомендуем посмотреть уникальную пермскую деревянную скульптуру. Можно также побывать на Камской ГЭС, насладиться открывающимся видом на мысе Стрелка — на месте слияния рек Кама и Чусовая. Кстати, по мнению астролога Павла Глобы, именно здесь родился легендарный Заратустра… По пути можно посетить музей политических репрессий «Пермь-36» близ города Чусовой,Белогорский монастырь, Кунгурскую ледяную пещеру и водопад Плакун.

Интересна история мотовилихинского молота. На Мотовилихинских заводах построили крупнейший в мире на тот момент 50-тонный молот. Начавший работать в 1873 году молот был в три раза мощнее самых сильных аналогов в мире. Когда он работал, по всей Мотовилихе дребезжали стекла и содрогались стены. Царь-молот исправно функционировал до 1916 года. В 1923 году механизм молота разобрали. Однако на территории завода до сих пор сохранилась вкопанная в землю на 12,5 метров огромная 650-тонная наковальня.

Сделано в Перми! Экскурсия на завод класса «Земля-Небо»

Пермский моторный завод ведет свою историю с 1934 года, когда был собран и испытан первый мотор М-25, который создавался по лицензии на базе двигателя воздушного охлаждения «Циклон» американской фирмы «Кертис-райт».

Разные поколения пермяков знают завод под разными названиями — Завод № 19 имени И.В. Сталина, Пермский моторостроительный завод им. Я.М. Свердлова, ППО «Моторостроитель», ОАО «Пермские моторы» . С 1997 года предприятие действует как ОАО «Пермский Моторный Завод» .

Решение о строительстве завода было принято в 1930 году, тогда же началась стройка моторостроительного гиганта. Во второй половине 1932 года завод №19 вводится в число действующих предприятий СССР. Сейчас нам предстоит экскурсия по этому предприятию.

Историю ПМЗ прежде всего связывают с именем Иосифа Израилевича Побережского — первого директора завода, Аркадия Дмитриевича Швецова — конструктора эпохи моторных двигателей, и, конечно, Павла Александровича Соловьева, положившего начало выпуску турбореактивных двигателей.

На входе нас поприветствовал Петр Каринкин, заместитель начальника производства по механосборочным цехам, потомственный двигателестроитель. Сегодня мы посетим пять цехов и увидим путь производства легендарных пермских двигателей.

Это здание совмещает в себе механосборочный цех и музей истории ПМЗ.

В начале 2000-х на заводе только начали выходить на пик производственных мощностей. В непростые 90-е годы часть моторостроителей ушла с завода, поскольку работы не было, как и зарплаты. Ситуация начала исправляться, когда в 1994 году, благодаря директору завода Юрию Решетникову, был подписан контракт с «Газпромом» на поставку газотурбинных установок на базе ПС-90А. Тогда производство спустилось с небес на землю и начали заниматься применением двигателей в нефтегазовой сфере

Первый цех — механосборочный. Высокоточная техника здесь заменяет десятки рабочих мест, но, несмотря на это, работа идет в три смены. «Некоторые задачи может выполнить только человек. Я сам здесь работал 12 лет, по себе знаю» — подчеркивает Каринкин. Операторы СПУ (станки с программным управлением — Properm.ru) пристально следят, чтобы все оборудование было под контролем. Основная задача этого цеха — производство корпусных деталей для будущих двигателей; узлы компрессора, камеры сгорания, турбины, кольца, лопатки, сектора, из всего этого собирается авиационный двигатель — чудо инженерной техники.

Современный станок способен заменить пять своих предшественников, и более прост в управлении. Один сотрудник следит за показателями на пульте управления и корректирует их при необходимости.

Оборудование хоть и новое, но нельзя допускать, чтобы станок или деталь приходили в негодность.

В одном цехе работают около 20 представителей самых разных профессий: токари, фрезеровщики, слесари, наладчики, сварщики, операторы, наладчики станков. «В последние годы предприятие закупает большое количество оборудования»— объясняет Каринкин.

Токари с компьютерной точностью вытачивают детали, на станках российского производства, при этом, их процент брака минимальный.

На рабочих местах даже не царит, а властвует чистота.

Второй на очереди — центр теплозащитных покрытий. За последние 50 лет на территории завода это единственный производственный корпус, который был построен с нуля. Его общая стоимость почти 1 млрд евро. Корпус оснащен IP телефонией, видеонаблюдением, датчиками давления, системой сигнализации и станками многомиллионной стоимости. В цехе ведется монтаж нового оборудования, предназначенного для нанесения теплозащитных покрытий на детали турбины двигателя.

В тесном сотрудничестве предприятия и государства был построен цех теплозащитных покрытий, в котором установлено и работает самое передовое оборудование. В планах — увеличение производительности, и расширение территории комплекса.

«В настоящее время наводим здесь порядок, — признается Леонид Дёма, начальник цеха. — Этот корпус предназначен для завершения технологической цепочки обработки рабочих и сопловых лопаток. В одной части зала их подготавливают, а в северной — наносят теплозащитное покрытие».

Рабочие лопатки находятся в турбине двигателя. Для каждой лопатки характерен собственный аэродинамический профиль. Обычно он напоминает крыло летательного аппарата.

На партию лопаток тратится, в среднем, три часа. За это время лопатка проходит обработку в вакуумных и атмосферных камерах, с ее поверхности удаляют все жировые примеси, после чего отправляют на обработку песком, где выполняется подготовка поверхности лопатки для напыления тепло-защитного покрытия.

Вакуумная печь для термической обработки нанесенных покрытий.

Эта установка наращивает на лопатки кристаллы столбчатой структуры. Говоря бытовым языком, наносит керамическое термостойкое покрытие, чтобы лопатки выдерживали большую температуру.

Несмотря на поражающие размеры, за этим станком работает один специалист. «В 2011 году нам ее (установку) привезли в 63 ящиках, собирали, как конструктор «Лего». Таких установок во всем мире всего четыре. Сегодня ее производительность — 35 тысяч лопаток в год, планируем увеличить вдвое» — гордится Леонид Николаевич.

Так выглядят детали после нанесения покрытия. Слева лопатка для перспективного двигателя ПД-14, от лопатки для ПС-90А, она заметно отличается формой. ПД-14 будет устанавливаться на новый пассажирский самолет МС-21. Справа — лопатка для ПС-90А, такие двигатели устанавливаются на «ТУшках» и «ИЛах».

На очереди механосварочный цех №34. Он примечателен тем, что в настоящее время в нем идет внедрение современного роботизированного сварочного комплекса «Фрониус».

Комплекс «Фрониус», предназначен для сварки корпусов и деталей двигателей. В этом цехе это самый главный новый «сотрудник». На него возлагают большие надежды.

Цех занимается изготовлением деталей статора. На территории, работает порядка 300 человек, налажено конвейерное производство. Работа на советских станках велась бы до сих пор, если бы не одно но — количество дефектов стало зашкаливать. Постепенно новое оборудование стали поставлять взамен старого, цех ожил.

Так изнутри выглядит механосварочный цех. «Зимой холодно, летом жарко» — признаются сотрудники.

Раньше на этих площадках размещался один из цехов «Редуктора», теперь таможенная зона. Сюда привозят новое оборудование, проверяют его и отправляют на монтаж в цеха.

Прощаясь с историческим цехом, пересаживаемся на автомобиль. Следующий этап производства находится в нескольких минутах езды. Цех № 51 — сборочный, здесь производят ГТУ наземного применения. На территорию пускают только по пропускам, на входе обязательное требование — надеть белый халат. Врачами мы себя не чувствуем, скорее учеными.

«Это Дмитрий Борисович, заместитель по производству. Именно на него работает весь завод», — шутливо отзывается о своем коллеге Петр Игоревич.

Наши экскурсоводы снимают с деталей накидку, чтобы продемонстрировать «сердце» двигателя.

ГТУ-25П, предназначена для привода газовых нагнетателей в составе газоперекачивающих агрегатов. Его основу составляет газотурбинный двигатель ПС-90 ГП-25, разработанный на базе высокоэффективного авиационного двигателя ПС-90А. Собирают такой «движок» за 7–10 дней.

Завод выпускает более десяти типов газотурбинных установок мощностью от 2,5 до 25 МВт. «Качество — это когда возвращается заказчик, а не продукция», — цитирует Каринкин . — Таков наш девиз» .

Перед началом сборки узлы выносятся на стеллажи и проходят осмотр. «В этом цехе комплектуют все узлы: собирают газогенератор, модуль турбины высокого давления и свободной турбины»,- объясняет наш экскурсовод.

У каждого участка цеха — своя задача по сборке узлов и агрегатов двигателя. Все вручную, даже маркировку и нанесение серийных номеров производят лично работники. « В авиации шутить нельзя. Это автопром может отозвать 10 тысяч авто из эксплуатации, а когда самолет в небе, назад его уже не отзовешь », — чуть улыбается Каринкин.

В планах ПМЗ конвейерная сборка, но не такая, как на автомобильных заводах, от участия в работе человеческих рук на предприятии отказываться не будут никогда.

Знаменитый ПС-90А, последняя разработка конструктора Павла Соловьева. Устанавливается на пассажирские самолёты семейства Ил-96. ПС-90А стал первым российским авиадвигателем, отработавшим более двенадцати тысяч часов без съема с крыла.

В последнем из пяти цехов — цехе сборки авиационных двигателей — нас ждет еще одна гордость ПМЗ — ПС-90А. В конце XX столетия «пээска», как любовно называют ПС-90А на заводе, существенно превосходила другие производимыми двигатели вне России. Гордость ПМЗ обросла различными модификациями: ПС-90А-76, ПС-90А1 и ПС-90А2. Многолетний опыт крупносерийного производства и модернизации двигателей Д-30, ПС-90А, позволяет предприятию шаг за шагом уверенно двигаться к освоению двигателя пятого поколения ПД-14 для самолета МС-21.

Это участок разборки двигателей.

Лопатки в сборе.

Двигатели перевозят в специальных контейнерах на тягачах. Масса одного ПС-90А — 4 тонны, собирают его за 10 дней.

«Двигатели ПМЗ никогда не становились причиной авиакатастроф. К ним нет претензий. Все испытания мы проводим по определенным стандартам, если есть недочеты, обязательно исправляем. Но, как говорится, не ошибается только тот, кто ничего не делает, а мы на своих ошибках учимся» — сказал напоследок Петр Каринкин.

Эта установка наращивает на лопатки кристаллы столбчатой структуры. Говоря бытовым языком, наносит керамическое термостойкое покрытие, чтобы лопатки выдерживали большую температуру.

Ссылка на основную публикацию