Автодороги Саудовской Аравии и соседних регионов

Автодороги Саудовской Аравии

Дороги, связывающие отдельные центры нефтепромыслов компании «Арамко», представляют грубо выравненные скрепером и в некоторых местах асфальтированные дороги, пролегающие через пески. В прибрежном районе из Дахрана в Кувейт и Ирак проходит довольно хорошая дорога, южная часть которой пролегает преимущественно через плотные солончаки (себка), а северная часть — через галечниковые равнины и район «дикака».

От дороги Дахран — Кувейт отходит дорога на Трансиорданию, проходящая вблизи места разведочного бурения в Эль-Джауфе. От дороги Дахран — Кувейт на северо-запад до пересечения с дорогой Дарб-Зубайда у Джумаймы, на протяжении 560 км, путь хорошо обозначен и проходит по почти плоским галечниковым и каменистым равнинам, на которых можно развивать большую скорость.

К западу от Джумаймы движение менее интенсивно, но все же и здесь есть дорога, правда, довольно неровная, отдельные участки которой едва обозначены. Дорога проходит через Лауку, Дувейд, Сакаку, Эль-Джауф и Карият-эль-Мильх. Большинство нынешних автомобильных дорог идет вдоль караванных путей, образующих более или менее прямые линии от одного источника воды к другому, и отдельные участки этих дорог представляют затруднения для автомобильной езды. Тем не менее если произвести съемку северо-западной Аравии, то здесь можно будет проложить хорошую дорогу для быстрой езды при сравнительно небольших затратах.

Дарб-Зубайда представляет собой древнюю дорогу, один из главных маршрутов, по которым двигались паломники из Ирака и Ирана в Мекку и Медину. Дорога названа по имени Зубайды — религиозной жены Харун-эль-Рашида, дававшей деньги на устройство дороги и множества бирок (цистерн) для скопления воды. Бирки отстоят одна от другой на расстоянии однодневного перехода верблюда (25 — 30 км). Их отверстия имеют размер 0,5 — 0,7 кв. м. Бирки сделаны из хорошо обработанных камней, высеченных из обнажающихся неподалеку известняков. Из-за незначительного выпадения осадков в последние годы бирки наполняются водой лишь временами, и в настоящее время они утратили свое значение. Да и нужда в них стала не такой, как раньше, в связи с развитием более быстрого автомобильного сообщения. Дорога Дарб-Зубайда довольно удобна для автомобильного транспорта; автомобили с обыкновенными узкими шинами могут преодолевать ее пески. На особенно труднопроходимых песчаных участках дорога выложена толстым слоем кустов и травы, что делает возможным движение по ним легковых автомобилей и легких грузовиков, однако интенсивное движение здесь невозможно.

Главная дорога между Персидским заливом и Красным морем

Хотя Аравию пересекает несколько дорог, больше всего для движения между Персидским заливом и Красным морем используется дорога Дахран — Джидда, проходящая через Рияд, Дувадими и Мувейх. По воздуху расстояние между Дахраном и Джиддой составляет около 1300 км, а протяженность дороги примерно 1700 км. В большей своей части дорога, как и большинство других, следует вдоль установившихся караванных путей. Все же при условии проведения надлежащих съемок протяженность дороги Дахран — Джидда можно сократить. За исключением тех участков, где дорога пересекает пески Дахны и Нефуда, ее можно сравнить с обычными сельскими дорогами, проходящими через однообразные пустынные районы штата Нью-Мексико и Западного Техаса. Там, где дорога проходит через гладкие равнины, имеются довольно длинные участки, на которых можно развивать большую скорость. Весь Аравийский полуостров можно пересечь на автомобиле за 50—60 часов.

Дорога, идущая от Дахрана на Хуфуф, поддерживается в проезжем состоянии, так как по ней проходит движение на Рияд. Улучшенная дорога Хуфуф — Джабрин почти совсем исчезла, так как за последние 4—5 лет движение по ней было незначительным. Большая часть дороги проходит через покрытые галечниками, а также слабо расчлененные равнины, на западе примыкающие к куэстовой гряде Хуфуф-Джабрин. К юго-западу от Джабрина нет постоянной дороги, однако здесь на расстоянии свыше 480 км протягиваются почти плоские каменистые и покрытые галечниками равнины.

От Дахрана до Окайра и немного южнее, через пояс солончаков (себка), проходит прибрежная дорога, однако дальше, до самого Шарджа, дорога отсутствует. Этот участок преодолевался на автомобилях, и, за исключением отдельных песчаных участков, он вполне пригоден для автомобильной езды. От пункта, расположенного в 50 км южнее Окайра, до солончака Мутти, у западной окраины побережья Договорного Омана, простираются галечниковые равнины. Осторожно выбирая дорогу, здесь можно избегнуть песчаных участков.

Сведений о побережье Договорного Омана очень мало. Известно, что вдоль побережья тянется полоса солончаков и равнин, а высокие песчаные дюны пустыни Руб-эль-Хали начинаются более чем в 80 км от берега. Через горы Омана нет постоянных автомобильных дорог, и в связи с крайней пересеченностью местного ландшафта строительство дорог является очень трудным делом. Правда, в этих горах имеются перевалы, и в 1943 г. английская экспедиция по борьбе с саранчой совершила на автомобиле поездку из Шарджа в Маскат.

Сведения о дорогах западной Аравии крайне скудны. Известно, что на всем протяжении от Хадрамаута до Палестины и Трансиордании имеются дороги. Из Мекки на юго-восток, к Неджрану, проходит, по-видимому, довольно оживленная дорога, имеющая ответвление на Асир и северный Йемен. Из Неджрана можно также совершить поездку в Хадрамаут, на пути к которому встречаются не очень крупные песчаные барьеры.

Мекка и Медина — два священных города — соединены хорошей дорогой, и на север к Трансиордании проходит дорога, по которой движутся паломники. Дорога пролегает вдоль заброшенной турецкой железной дороги, соединявшей Дамаск с Мединой.

Единственной значительной мощеной дорогой Саудовской Аравии, не считая дорог, построенных компанией «Арамко» в районе нефтяных концессий, является 72-километровая дорога между Джиддой и Меккой, шоссированная несколько лет тому назад египетскими инженерами. Из Мекки к расположенному невдалеке Арафату — месту священных гор, посещаемых паломниками, — проложена дорога.

Дорожная сеть Саудовской Аравии

Саудовская Аравия — одно из наиболее крупных арабских государств на Ближнем Востоке — занимает 2/3 территории Аравийского п-ова. Недра страны чрезвычайно богаты нефтью, запасы которой составляют около 1/5 всех разведанных запасов нефти капиталистических и развивающихся стран. Добыча нефти осуществляется в основном иностранными нефтяными компаниями, главным образом американской компанией АРАМКО («Арабиен Американ ойл компани»).

Империалистические круги Запада рассматривают территорию Саудовской Аравии как основной плацдарм для «зашиты своих интересов» в зоне Персидского залива, т. е. для установления контроля над огромными нефтяными месторождениями в странах Персидского залива и всего Ближнего и Среднего Востока, как плацдарм для борьбы против национально-освободительного движения народов этого региона.

До последнего времени основными путями сообщения между отдельными районами Саудовской Аравии, разделённых значительными расстояниями, оставались главным образом древние караванные пути и тропы. Строительство автомобильных дорог велось преимущественно в местах добычи нефти (в северо-восточных районах) в интересах нефтяных компаний.

Наряду с технической отсталостью сдерживающее влияние на развитие сухопутных путей сообщения оказывают крайне неблагоприятные природные условия. Территория Саудовской Аравии представляет собой пустынное плато, расположенное на высоте от 500 до 1300 м над уровнем моря, над которым возвышаются отдельные горные хребты и массивы. Огромные пространства занимают пустыни, поверхность на значительной части которых покрыта сыпучими песками. Наиболее обширной является пустыня Руб-эль-Хали, занимающая всю юго-восточную часть территории страны. Вдоль побережья Красного моря протянулась цепь гор, в том числе самые высокие в стране горы Джибаль-Хиджас. В примыкающих к побережью Красного моря районах большие пространства покрыты затвердевшей магмой — так называемыми лавовыми полями. Саудовская Аравия относится к странам с сухим и жарким климатом (на значительной части территории страны выпадает менее 100 мм осадков в год), здесь полностью отсутствуют поверхностные источники пресной воды и насчитывается ограниченное количество колодцев и артезианских скважин.

Отсутствие хороших путей сообщения стало в современных условиях серьёзным тормозом для развития экономики страны, ее внутрихозяйственных и межгосударственных связей, отрицательно сказываясь на обеспечении развития вооружённых сил Саудовской Аравии, оснащаемых с помощью западных держав, в первую очередь США и Великобритании, современным вооружением и боевой техникой. Создавшееся положение вынудило правящие круги страны и стоящие за ними империалистические силы Запада ускорить проведение мероприятий по развитию сухопутных путей сообщения, и прежде всего автомобильных дорог. Основным видом транспорта считается автомобильный, как наиболее отвечающий природным условиям страны.

Автомобильные дороги

В 1950 году была принята первая программа строительства и реконструкции автомобильных дорог. До 1963 года было построено и реконструировано около 4 тыс. км автомобильных дорог. Вторая программа осуществлялась с 1963 по 1970 год с помощью иностранных фирм. За это время сооружено и реконструировано около 5,2 тыс. км дорог с асфальтобетонным покрытием. В 1973 году в Саудовской Аравии, по официальным данным, насчитывалось 8 тыс. км современных автомобильных дорог с асфальтобетонным покрытием. В настоящее время в стадии строительства находится около 2 тыс. км и предполагается проложить еще около 3,5 тыс. км новых магистралей. В 1975 году, в соответствии с третьей программой строительства и реконструкции основных автомобильных дорог, протяжённость автомобильной дорожной сети превысила 15 тыс. км, в том числе около 10 тыс. км дорог с асфальтобетонным покрытием.

На развитие сети основных автомобильных дорог в Саудовской Аравии выделяются значительные средства. По сообщениям иностранной печати, на осуществление только второй программы по бюджету министерства коммуникаций было выделено более 3100 млн. риалов. В период с 1970/71 по 1974/75 финансовые годы (начинается 1 августа) общая сумма расходов по третьей программе была определена в 3919 млн. риалов, в том числе 1946,9 млн. на строительство основных автомобильных дорог.

К сооружаемым в стране автомобильным дорогам предъявляются довольно высокие технические требования. По сведениям иностранной печати, расчетная скорость движения на них, за исключением горных участков, составляет 100 км/ч. Это обеспечивается устройством поворотов с большими радиусами кривых и плавным сопряжением продольных уклонов, а также созданием условий хорошего обзора для водителей. Ширина проезжей части дорог 7 м с двухметровыми обочинами с каждой стороны. На наиболее важных направлениях дороги сооружаются с двумя раздельными полосами движения, обеспечивающими движение транспорта в два ряда в каждом направлении. В качестве дорожного покрытия применяется высокопрочный жаростойкий асфальтобетон, который готовится на подвижных асфальтобетонных заводах. Такое покрытие укладывается на щебеночное основание, подготовленное из асфальтобетона с заполнителем из более крупных фракции. Через сухие русла (вади), которые большую часть года остаются без воды и лишь в период дождей на короткие промежутки времени превращаются в бурные труднопреодолимые потоки, сооружаются железобетонные мосты большой грузоподъёмности, обеспечивающие движение самых тяжёлых транспортных средств.

Для осуществления программ строительства и реконструкции дорожной сети привлекаются значительные силы и средства. Так, по официальным данным министерства коммуникаций, в 1969 году общее число занятых в изысканиях, проектировании и строительстве дорог и дорожных сооружений составляло 7070 человек, в том числе 108 инженеров, 117 изыскателей и специалистов по определению объёмов работ, 42 техника-лаборанта, 11 чертежников, 1658 техников и мастеров, 364 механика, 47 электротехников и электромонтеров, 164 плотника и слесаря, 3029 рабочих-дорожников, 1192 водителя автомобилей и оператора дорожных машин и механизмов, 338 человек административного и управленческого персонала.

К началу 1975 года в стране была в основном создана сеть автомобильных дорог, связывающих между собой важные районы; продолжается строительство дорог в сельских районах.

Основными автомобильными дорогами Саудовской Лравии являются:

— Даммам — Эр-Рияд — Эт-Таиф — Мекка — Джидда протяжённостью 1528 км (рис. 1). Эта трансарабская автомобильная дорога была сооружена в 1967 году. С вводом её в эксплуатацию обеспечено сухопутное сообщение между столицей Саудовской Аравии Эр-Рияд и г. Джидда (важным портом на побережье Красного моря) и нефтеэкспортными портами на побережье Персидского залива. Намечено спрямить трассу этой дороги примерно на 140 км за счет строительства новой дороги на участке Эль-Музахимия — Залим протяжённостью 457 км. Работы по её строительству уже ведутся на участке Эль-Музахимия — Эль Кувайия.


Рис. 1. Участок автомобильной дороги Мекна—Эт-Таиф

— Эль-Мадина (Медина) — Табук — Эль-Мудаввара, где она соединяется с дорожной сетью Иордании. Трасса дороги протяжённостью 785 км проходит по древнему караванному пути «в Мекку и Медину». Строительство её на всём протяжении было закончено до 1963 года. После оккупации Израилем Синайского п-ова, от неё было построено ответвление протяжённостью 240 км до мыса Рас-Шейх-Хумаид у входа в залив Акаба и 55-километровый участок до Хакль. От Акаба до Хакль на иорданской территории по берегу залива Акаба проходит дорога, обеспечившая связь дорожных сетей Саудовской Аравии и Иордании в этом районе.

— Эль-Мидина (Медина) — Джидда протяжённостью 424 км полностью реконструирована в соответствии с принятыми в стране техническими требованиями к основным автомобильным дорогам.

— Абу-Хадрия — Рас-эль-Мишаб — Аз-Заркани (на границе с Кувейтом) протяжённость 14. км. Эта дорога через территорию Кувейта обеспечивает связь дорожных сетей Саудовской Аравии и Ирака непосредственно вдоль побережья Персидского залива.

— Даммам — Абу-Хадрия — Эн-Нуайрия — Тураиф протяжённостью 1272 км. Трасса этой дороги проходит вдоль трансарабского нефтепровода «Таплайн» и далее по территории Иордании. В настоящее время завершены работы по строительству участка между Эн-Нуайрия и Тураиф. Ведутся работы по строительству дороги от Тураиф до Эль-Хадитха на границе с Иорданией протяжённостью более 170 км. В дальнейшем её предполагается продлить по территории Иордании до Азрак-Шешан, что обеспечит соединение дорожных сетей Саудовской Аравии и Иордании еще на одном участке границы.

— Эль-Хуфуф — Сальва протяжённостью 150 км. Эта сравнительно небольшая по протяжённости дорога построена через пустыню Эль-Джафура до границы с Катаром. На территории Катара дорога доведена до Доха (длина участка 100 км), в результате чего была обеспечена связь дорожных сетей этих двух стран.

— Эт-Таиф — Бильджурши — Абха — Джизан протяжённостью 726 км. Трасса дороги проложена высоко в горах Джибаль-Хиджас, и в летние, наиболее жаркие месяцы, движение по ней будет осуществляться лишь при благоприятных температурных условиях. Строительные работы на этой важной автомобильной дороге, предназначенной для обеспечения связи с южными, приграничными с йеменской Арабской Республикой районами страны, ведутся на последних участках трассы: Бильджурши — Абха и Абха — Эд-Дарб. Стоимость строительства составит, как предполагается, 1200 млн. риалов.

— Абха — Хамис-Мушайт — Нейджран протяжённостью 282 км. Эта дорога, строительство которой осуществлялось в трудных горных условиях, обеспечивает выход непосредственно к границе с йеменской Арабской Республикой севернее Саад.

— Эр-Рияд — Эс-Сайх — Эс-Сулейиль — Эль-Хамасин протяжённостью 040 км. Дорога проходит в центральной части страны восточнее горного хребта Джебель-Тувайк и предназначена для связи столицы Эр-Рияд с южными районами страны. В будущем предполагается проложить от неё дополнительные выходы к границам с Йеменской Арабской Республикой в районы Нейджран и Хамис-Мушайт.

В программе дальнейшего развития сети основных автомобильных дорог Саудовской Аравии предусматривается строительство ряда важных автомобильных дорог, в том числе: Шакра—Эль-Маджмаа — Эль-Артавия — Хафар-эль-Батин, Тайма — Эль-Джауф, Эс-Сайх — Эль-Удейлия, Эль-Бад — Умм-Ладдж, Эль-Мадина (Медина) — Тувваль, Мекка — Эль-Кунфида — Эд-Дарб, Нейджран — Шарура.

По сообщениям иностранной печати, в последнее время наряду с мероприятиями по дальнейшему развитию дорожной сети большое внимание стало уделяться также организации эксплуатации имеющихся автомобильных дорог и дорожных сооружений, так как значительная часть ранее построенных дорог вследствие износа, влияния климатических факторов, а главное — отсутствия надлежащего эксплуатационного обслуживания, нуждается в ремонте.

По сообщениям иностранной печати, в 1975 году в Саудовском Аравии имелось около 180 тыс. автомобилей и других транспортных средств (без учета находящихся в вооружённых силах), в том числе 100 тыс. грузовых автомобилей различных типов.

Железные дороги

Железнодорожный транспорт играет незначительную роль в транспортных перевозках страны. Государственному управлению железных дорог принадлежит единственная действующая в стране железная дорога Даммам — Эр-Рияд протяжённостью 562 км. Строительство ее было начато в 1947 году нефтяной компанией АРАМКО. Движение по ней было открыто в 1951 году. Дорога однопутная, со стандартной европейской колеёй шириной 1435 мм. Общая длина железнодорожного пути с учетом веток местного значения составляет 692 км. Промежуточные станции построены в Абкаик, Эль-Хуфуф, Харад и Эль-Хардж. В Даммам оборудованы ремонтные железнодорожные мастерские. По сообщениям иностранной печати, максимальная допустимая скорость движения пассажирских поездов 100 км/ч, грузовых — 70 км/ч. По сообщению центрального статистического бюро, в 1972 году подвижный состав дороги состоял из 25 тепловозов, более 1100 грузовых вагонов различного назначения, 85 вагонов-цистерн, 25 пассажирских и багажных вагонов.

По территории Саудовской Аравии проходит часть недействующей Хиджазской железной дороги, построенной турецкими войсками в период 1900—1908 годов (рис. 2). Трасса этой узкоколейной (ширина колеи 1050 мм) однопутной железной дороги проходит от Дамаска (Сирия) через Амман и Маан (Иордания) до Эль-Мадина (Медина) — главного города Хиджазской провинции (Саудовская Аравия). Общая протяжённость ее 1303 км.


Рис. 2 Участок недействующей Хиджазсной железной дороги

Во время первой мировой войны железной дороге при отходе турецких войск были нанесены серьёзные повреждения. Большая часть ее между Маан (Иордания) и Эль-Мадина (Медина) — протяжённостью 843 км — с тех пор не восстанавливалась и под воздействием атмосферных факторов и коррозии еще более разрушилась.

Как сообщалось в иностранной печати, сейчас начато строительство железнодорожной линии вдоль побережья Персидского залива через территорию Кувейта до г. Басра в Ираке. Имеются также проекты строительства железной дороги от Эр-Рияд до Джидда.

Созданная на территории Саудовской Аравии дорожная сеть, по мнению зарубежных специалистов, уже в настоящее время в основном обеспечивает потребности страны в различных перевозках.

Краткий путеводитель для бюджетного туриста в Саудовской Аравии

Местные люди на мой взгляд одни из самых гостеприимных арабов, которых вы встречали на Ближнем Востоке. Возможно потому, что туризм тут явление новое и они еще к иностранцам с рюкзаками за спиной не привыкли, равно как и не знают как на нас делать деньги. В некоторых удаленных местах я был фактически первым путешественником, которого они видели и соответственно встречали крайне радушно. Меня нередко подвозили и даже обижались, когда предлагал за это деньги, пару раз люди бежали через весь парк, чтобы позвать присоединиться к их семейному чаепитию. Бывало незнакомые люди на улице подходили и спрашивали меня, все ли в порядке и оставляли номера своих телефонов на всякий случай.

Читайте также:  Цены в Саудовской Аравии на продукты, товары и услуги в 2020 году

Иностранцы в Саудовской Аравии это преимущественно индусы, пакистанцы и филиппинцы работающие тут по контракту. Они живут в беднейших районах городов, получают ничтожно малую (в сравнении с саудитами) зарплату и выглядят очень печальными. По статистике, иностранных рабочих в стране около 8 миллионов, что составляет 25% населения королевства. Если вы бюджетный путешественник, то ваши отели часто будут как раз в районах, где живут иностранцы и вас будут окружать кафе и рестораны индийский кухни и ощущать вы себя будете словно это не Ближний Восток, а пригород Мумбая. В целом, они достаточно дружелюбны и вполне безобидны. Есть в стране и пара сотен тысяч европейцев и американцев, которые занимают гораздо более высокую социальную ступень и зарабатывают существенно больше. Живут обычно в богатых пригородах, где корпорации им арендуют жилье и ваш шанс с ними пересечься маловероятен, только если вы с ними знакомы лично.

Армия и полиция

Признаюсь, что немного переживал, что местная полиция и в особенности полиция нравов (мутаввин) могут испортить мне поездку. Вы понимаете, все эти фокусы из серии “сюда нельзя”, “там не фотографируй”, “в шортах не ходи”, “на женщин не смотри”, “к мечети не подходи” и прочее. Допускаю, что раньше так и было. Сейчас никаких проблем с властями нет и более того, маловероятно, что вы встретите представителей властей во время вашего путешествия. На автодорогах изредка встречаются полицейские посты и иногда документы всех пассажиров транспорта проверяют. В городах полиция также очень изредка встречается на ключевых перекрестках и возле различных министерств и ведомств. До вас им нет никакого дела и если вы не пытаетесь их фотографировать, или вести себя неадекватно – то и никаких контактов с ними не возникнет.

Можно ли спрашивать у женщин дорогу, фотографировать их, или здороваться за руку? Такие вопросы я себе задавал перед поездкой. Однозначного ответа нет, поскольку зависит от конкретной женщины. Есть саудовские женщины, которые ведут себя почти как европейки, они будут с вами общаться, шутить, смеяться и позволять себе в вашем присутствии снимать никаб и распускать волосы. В дружеской компании вы можете от них услышать весьма скабрезные анекдоты, от которых покраснеет даже всякого повидавшая москвичка. Это одна сторона медали и мы говорим про достаточно образованных и продвинутых саудовских женщин. Но есть и другие, в особенности в провинциальных городах, выросшие в консервативной среде и для которых даже поздороваться с посторонним мужчиной это нечто близкое с сексом с ним. Не надо к ним тянуть руки – они испугаются, не надо их фотографировать (они будут возмущаться) и вообще держитесь от них подальше. Общее правило такое: если женщина вам незнакома, то не ищите с ней контакта. Даже спрашивать ее не надо, как пройти на автовокзал. Поищите лучше мужчину, он чаще всего и английский будет знать лучше и объяснит доступнее и может быть подвезет на своей машине.

Одиночки и семейные

Сегрегация по половому признаку это часть саудовских реалий полов. Большинство ресторанов, кафе и других общественных мест имеют два входа и две секции. Для одиноких мужчин, для семей и иногда отдельно для женщин. Одиночки означает одинокие мужчин, семьи это для семей или смешанных групп (или групп женщин). Семейная секция обычно находится на втором этаже ресторана или в отдельном зале, чтобы обеспечить приватность.

С сентября 2019 Саудовская Аравия существенно облегчила процедуру оформления виз и теперь это делается по интернету на сайте Министерства туризма Саудовской Аравии (ссылка) за пятнадцать минут, вы заполняете абсолютно простые паспортные данные, оплачиваете карточкой 124 доллара и виза приходит вам на электронную почту. Причем виза будет на год с неограниченным числом въездов. Единственное, чтобы я советовал – не перепутайте сайты, поскольку обнаружил в интернете кучу левых сайтов, претендующие на оформление саудовских виз. В лучшем случае вы переплатите непонятному посреднику, а в худшем у вас просто украдут деньги с карточки.

Никаких проблем нет, если вы побывали ранее в Израиле и в вашем паспорте есть израильская виза, печати о въезде, либо печати из соседних с Израилем стран при пересечении границы по суше из Израиля в Египет и Иорданию. Саудовская Аравия это не Ливан и не Сирия, в состоянии войны с Израилем не находится и посещение вами еврейского государства здесь никого не интересует. Мой российский паспорт полон печатей с границ Египта и Иордании с Израилем и никто не задал мне ни одного вопроса не сей счет.

Банкоматы есть везде, даже в небольших городах и в сельской местности. Они есть даже на некоторых заправках и в супермаркетах. Международные карты принимаются, у меня никогда не было проблем с банкоматами в Саудовской Аравии. В любом супермаркете и в большинстве ресторанов и отелей можно также платить карточкой. В сельской местности надо быть готовыми платить наличными, но и согласитесь, было бы странно ждать от уличного продавца чая, либо шовармы наличия терминала. Поэтому мораль такова: в 80% я пользовался карточкой, в 20% требовались наличные. Рассчитывайте свои финансы соответственно и берите с собой какую-то сумму в виде наличных.

Признаться, зная что Саудовская Аравия это страна достаточно богатая, то опасался попасть на значительные расходы во время путешествия. Но на практике она оказалась очень даже бюджетной, и я бы сравнил ее по ценам с такими странами, как Турция или Болгария. Вероятно, будет каплю дороже России и вдвое дороже Украины. Несколько примеров цен в Саудовской Аравии (1 доллар = 3,80 риала):

Порция шовармы 10 риалов
Рис с курицей 20 риалов
Недорогой номер в отеле 100 риалов
Литр бензина 2 риала
Такси 1,5 риала за километр и 5 за посадку
Прачечная 15 риалов за 4 кг белья (за дополнительные 10 вам их еще и погладят)
Автобус SAPTCO из Абхи в Джазан (200км) 50 риалов
Авиаперелет Эр-Рияд – Джедда (900 км) 45 долларов

А вот туристическая сфера и разного рода экскурсии далеко не бюджетные, поскольку ориентированы на небедных европейских и американских экспатов, для которых выложить 200 долларов в день за место в джип-туре по пустыне это сущие копейки. К этим видам услуг лучше не приближаться. Гораздо проще взять машину в прокат, договориться с такистами, или частными лицами.

Саудовская Аравия это страна отданная целиком и полностью автомобилям, посему аренда автомобиля – лучший, а иногда и единственный вариант, который у вас есть. Если вы без машины (как я), то ваша судьба будет сложной и героической. Общественный транспорт развит не просто слабо, а он совсем не развит. В крупных городах, таких как Эр-Рияд и Джедда функционирует несколько автобусных линий, связывающих спальные районы с промзонами и центром города. Чаще всего эти линии никак не будут вам полезны, а с учетом того, что автобусы курсируют от силы раз в час и не совсем туда, куда вам нужно – то и вовсе бесполезны. Вы можете пользоваться такси, которое сравнительно дешево (5 риалов посадка, 1,5 за километр), тем более что в стране работают все эти приложения Uber и местный Careem. Но даже с учетом их сравнительной дешевизны, вскоре вы выложите серьезные суммы за такси если будете пользоваться ими на постоянной основе несколько раз в день. В Эр-Рияде активно строят метро и обещают его запустить к 2022 году, будем ждать.

Саудовские города не просто страдают от отсутствия общественного транспорта, но они еще и огромны по территории. Высотные дома только в деловом центре, а основная часть городов – однообразные 2-3 этажные дома на несколько семей. Например, 4-миллионная Джедда занимает территорию примерно как 15-миллионная Москва. Аэропорты размещены очень далеко за пределами центров и общественного транспорта оттуда в города нет. Только такси. Из аэропорта Джедды в центр (Балад) такси стоит 50 риалов и это 25 километров пути, а из аэропорта Эр-Рияда такси стоит 80 риалов и там 40 километров. Там еще и наценка за то, что аэропорт.

Даже провинциальные саудовские города довольно большие. Взять Аль-Хуфуф близ Даммама, где население всего-то 150 тысяч жителей, но он имеет примерно 10 километров в длину. Просто та же история: 2-3 этажная застройка, перемежающаяся с пустырями, финиковыми плантациями и промзоной. Для путешественника без своего автомобиля это испытание, это многие часы на ногах. Некоторым спасением в таких местах является автостоп, благо, останавливают хорошо и часто отказываются от денег. Если же попросят денег (деньги хотят обычно индусы), то 10-15 риалов будет достаточно.

Междугородное сообщение организовано чуть лучше, чем городское. Во-первых, самолет и это самый выгодный вид транспорта с учетом большой территории страны. Авиакомпаний несколько: Saudia, Nas, Adeal, Saudi Gulf. Последние три являются бюджетными и на них я и летал по ценам, не превышающим 50 долларов за перелет в одну сторону внутри страны. Билеты покупаются онлайн, оплачиваются карточкой – все как обычно. Чекин тоже делаете как обычно и можете либо распечатать посадочный заранее, либо сделать это в аэропорту на стойке регистрации (бесплатно).

Автобусы SAPTCO (сайт) являются единственной автобусной компанией, курсирующей между саудовскими городами. Билеты также покупаются онлайн, либо в кассах автовокзалов. Стоимость проезда составляет примерно 1 риал за 3 километра, так что высчитывайте сколько будут стоить ваши билеты. Иногда не сильно дешевле, чем перелет бюджетной авиакомпанией. Правда, в случае с авиакомпанией надо учитывать необходимость добираться в аэропорт на такси. Отдельной проблемой с автобусами является тот факт, что во-первых, станции нередко расположены в очень неудобных местах на окраине города, а во-вторых, автобусов мало и может так статься, что по вашему направлению они курсируют раз в сутки, или например четыре раза в неделю. В качестве бонуса примите тот факт, что почти всегда есть свободные места и нет необходимости брать билет задолго заранее онлайн. Что до самих автобусов, то я был удивлен тем, что они достаточно старые и пыльные, без розеток для зарядки телефонов и без wi-fi. И еще внутри как правило нет туалета, даже если ехать 10 часов. Предполагается, что водитель пару раз в пути остановит, либо по просьбе. Все это не очень удобно.

Саудовские железные дороги (сайт) оказались на удивление хорошо организованными и удобными. Современные скоростные поездка курсируют между Эр-Риядом и Даммамом, Эр-Риядом и Джауфом (в сторону Иордании, у этих отдельный сайт SAR) и еще две линии из Джедды в Мекку и из Джедды в Медину. Но строго говоря и с учетом того, что не мусульманам делать в Мекке и Медине нечего, а Даммам – унылый и неинтересный портовый город на берегу Персидского залива, то поезда вряд ли станут вашим основным способом передвижения по стране. Саудиты строят новую линию, которая свяжет Джедду и Эр-Рияд, вот тогда поезд станет сильно полезнее.

В Саудовской Аравии отелей много и они чаще всего достаточно хорошие и недорогие. Более того, отели еще и могут иметь кухонный уголок. Можете бронировать их заранее, или находить уже на месте – цена не особо меняется. Если вы приходите с улицы, то небольшой торг в пределах 10% вполне уместен, но здесь не Египет и сбросить полцены не получится. Здесь вас и не пытаются обмануть изначально. Средняя стоимость двухместного номера в районе 100-140 риалов, но встречаются и дешевле, например за 70. Чистота и комфорт разнятся, читайте отзывы на Трипадвейзере и приехав в отель обязательно поднимитесь и посмотрите комнату. Завтрака как правило не будет. Даже за отдельную плату. Это особенность отелей в Саудовской Аравии – заморачиваться с кухней и готовкой они не хотят. Чаще всего интернет в отеле будет, но его качество может быть разным, иногда совсем еле тянет. И последнее – отели могут быть расположены в странных местах, например на выезде из города и вы оттуда замучаетесь добираться в исторический центр. Поэтому внимательно смотрите не только на рейтинг отеля, но и на его расположение. Рейтинги ставят те, у кого свой автомобиль и им дела нет до того факта, что до центра города например 8 километров и нет автобусов.

Еще меня спрашивают, можно ли в отелях селиться с попутчиком (цей), если он не является вашим супругом? Ответ прост – ограничения касаются исключительно граждан Саудовской Аравии, а до вас как иностранцев и не мусульман никому нет дела. Я ездил с приятельницей из Швейцарии и ни разу и в ни одном городе у нас не было проблем с отелями. Никто не спрашивал, являемся ли мы супругами и тем более не просил свидетельство о браке.

Саудовская Аравия это рай для гурмана. Множество вариантов где перекусить на любой вкус и кошелек, от дешевых индийских закусочных, традиционных саудовских кафе с шовармой, куриных фаст-фудов на гриле и до модных и дорогих ресторанов. Саудовская классика это тарелка риса с курицей или мясом, стоит 20-25 риалов. Египетские, ливанские и турецкие рестораны тоже встречаются и столь же недороги и вкусны. Большинство заведени открыты до полуночи даже до поздней ночи, а вот в выходные (пятница и, суббота) могут быть нюансы, поскольку днем все будет закрыто и дай бог, если откроются к вечеру. Вы помните, что пятница – не просто выходной день для мусульман, но прежде всего день молитв. В небольших городах, где я оказывался в пятницу – вообще не мог найти где мне поужинать. Планируйте свое время соответственно. Некоторые цены: фалафель 3 риала, маленькая шоварма 5 риалов, большая шоварма с картофелем фри и салатом 10 риалов, сок фреш 5-8 риалов, кофе 2-3 риала, чай 1 риал.

Связь и интернет

Я купил себе купил сим-карту Mobily в салоне связи в Даммаме (они есть и в каждом аэропорту, если вы прилетаете). Были и другие операторы мобильной связи (например Zain), но я выбрал самый дешевый вариант. За пакет включающий 3 гегабайта и 100 не нужных мне местных минут стоили 39 риалов, плюс кажется 10 риалов за симкарту. На некоторых туристических сайта пишут, что при покупке карты ваши пальцы сканируют. Лично я с этим не сталкивался, разве что попросили паспорт. Кстати, такие приложения как Вотсап и Мессенджер не работают на звонки, а лишь на переписку и голосовые сообщения.

Этот раздел будет интересен в большей степени женщинам, чем мужчинам. Дело в том, что мужчины могут быть одеты так, как им нравится, разве что в рамках приличий. Можно ходить даже в шортах и так ходят некоторые саудиты. С женщинами несколько сложнее, в особенности в провинциальных городах. Никто не заставляет иностранку ходить в абайе и никабе, об этом нет и речи. Но рекомендуется прикрывать попу и желательно накинуть что-то на голову. Я встречал иностранок, которые ходили в абайе и с открытой головой, распустив волосы. Но так, чтобы совсем в джинсах и футболке – нет, это неприемлемо. И точно никаких шорт для женщины.

Саудовская Аравия – жаркая страна и это не просто слова. Давайте я напишу большими буквами – ЖАРКАЯ страна и находиться там начиная с апреля по ноябрь попросту невозможно. Температуры зашкаливают за +40 в тени, что вкупе с пылью и отсутствием зелени делают путешествие изнурительным и даже опасным для жизни. Улицы пустынны, никто до захода солнца не выходит из дома и офиса. Поэтому категорически не рекомендую ехать в эту страну в летний период. Лучшее время это зима, начиная с ноября и до апреля, когда температуры держатся на уровне примерно 22-24 градусов тепла со знаком плюс. Разве что захватите с собой легкий свитер, поскольку вечером может быть прохладно, в районе +17.

Меня спрашивают, на что больше похожа Саудовская Аравия и является ли это копией соседних Эмиратов? Мой ответ таков, что они похожи, но далеко не во всем. Эмираты (равно как Катар и Бахрейн) это слишком уж искусственные образования возникшие на пустом месте благодаря нефти и сегодня там пара миллионов населения при десяти миллионах иностранных рабочих. Все крутится вокруг исключительно нефти и сферы равлечений и отмывания денег. Саудовская Аравия в этом смысле другая, она во-первых является хранителем главных святынь ислама и древней истории и иностранцев в ней меньше 25% населения. Например в Эмиратах приезжих 70% населения, а в Катаре иностранцев и вовсе 85% населения. Так что саудиты куда более аутентичны и живут по своим устоям, сохраняя самобытность и культуру. Да и достопримечательностей в Саудовской Аравии куда больше, чем во всех странах Залива вместе взятых, исключая разве что Султанат Оман. Да, если сравнивать Саудовскую Аравию с другими странами Залива, то ближе всего не Эмираты и не Катар, а именно Оман.

Несколько слов про саудовские города. Если уберем в сторону святыни Мекки и Медины, куда не мусульманам вход запрещен (подчеркну, что посещать нельзя непосредственно эти две мечети, но в целом вы свободно можете посетить двухмиллионную Мекку, разве что делать в ее спальных районах нечего, хотя музей Хиджазской железной дороги на окраине Мекки весьма хорош), то саудовские города абсолютно неинтересны. Разве что старая Джедда (Аль Балад) сохранила старую застройку и достойна того, чтобы погулять там день. Все остальные города одинаковы, современны, скучны и задерживаться в них более, чем на день нет никакой необходимости. Тем более, с учетом проблем с транспортом, описанных выше.

Взять для примера столицу страны, Эр-Рияд. Огромный 7 миллионый мегаполис, вытянувшийся на сумасшедшие 80 километров в длину и 40 километров в ширину. Он на 90% состоит из 2-3 этажных однообразных жилых кварталов, разбросанных на огромной территории и связанных между собой автострадами по 5-7 рядом движения в каждую сторону. Восстановленный форт Масмак и рядом с ним средней симпатичности центральная мечеть (куда вас все равно не впустят) расположены в одном конце города, а например национальный музей в 10 километрах оттуда. При этом, ж.д вокзал в 6 километрах от крепости, автовокзал SAPTCO в 8 километрах, а аэропорт в 45 километрах. Район же с бюджетными отелями (Batha) в 5 километрах. Добавляем сложности с общественный транспортом и что называется, делайте выводы. Деловая часть города в 20 километрах от крепости и там многочисленные небоскребы и пара смотровых площадок для панорамной сьемки города.

Читайте также:  Нефтяная промышленность в Саудовской Аравии, обзор и факты

Города поменьше они словно уменьшенная копия Эр-Рияда, столь же неинтересны и значительны по размерам.

Из всего сказанного вывод, что Садовская Аравия интересна не городами, а природой и памяниками архитектуры. При этом, 90% всех достойных внимания достопримечательностей расположены на юге страны, в горных районах близ городов Абха и Джазан и около Йемена. И еще красивейшие места напоминающие иорданский Вади Рам есть на северо-западе, неподалеку от города Табук.

Критически недооцененным является побережье Красного моря, где страна имеет более 2200 километров пляжей с фантастическими кораловыми рифами, сотнями островов, скал, обрывов и прочих достойнейших для посещения мест. Кое-куда можно добраться на машине, но много мест и в наши дни остаются недоступными и туда нет даже дорог.

Nomad Revelations
• Adventure travel blog •

Nomad Revelations is a travel blog written to inspire independent travelers and audacious backpackers through exotic narratives and unexpected traveling ideas.

Welcome to my adventure travel blog about exciting journeys into more than 130 countries across Africa, Antarctica, Asia, Europe, North to South America and Oceania. Traveling since 1999. The greatest aspect of traveling is the ability to witness all elements of life come together into a kind of foreshortened timeline. It’s as if we are simultaneously time traveling through our past and future. Secured by its focal present, collectively combining all lessons into our own being at each point in time and in each present moment.

Adventure travel

Djemaa El-Fna Marrakesh – Insanity beyond expectations

Lake Tana, stone castles and holy wars – Ethiopia

Cycling the Sahara Desert – Bicycle trip in Morocco

Chernobyl & Pripyat, Ukraine – Surviving the dead zone

Why is this blog about adventure travel?

While the concept of adventure travel differs from person to person, indeed I do have blog posts about less traveled countries such as Yemen, Saudi Arabia, Afghanistan, Somalia, Congo, etc. I personally like to explore places that are off the beaten path and that are usually off-limits to normal travelers.

What is the biggest adventure I’ve ever had?

Well, it’s quite difficult to analyze trips after all these years on the road. Many travels I made somehow slipped into oblivion, and only a few still resist time. Back in 2010 while traveling from the newly independent country of South Sudan, I crossed the border to Congo, and furthermore to Uganda. This was a quite harsh trip, where I had encountered not very friendly people with machetes in the middle of the jungle. Finally, I got protection from the Moroccan Blue Helmets, and I crossed the wilderness inside a U.N. heavy-armed Hummer through dangerous areas. I furthermore got Malaria and was in a D.R.C. hospital where I receive treatment for this infamous disease.

Since when I write my travel blog?

I am blogging since 2003! I had my first photography website back in 2001 when I began my photo project called People of the World. I was around the world portraying people from different countries. In 2003, I started sharing my adventure stories and travel photographs on the Internet on a popular travel website that is now extinct. Finally, in 2006 I opened my own domain – this one you are now – and commenced writing more information about the places I had been in since 1999. I first started writing in my native language Portuguese, and in 2010 I decided to open the English equivalent “Nomad Revelations Travel Blog”.

How many countries have I been?

As of December 2019, I have visited 127 UN countries but also about 20 non-recognized countries or autonomous territories spread around the globe. I would have finished all the countries in the world if I wouldn’t repeat my trips and always come back to the places I really like in order to explore in-depth. Mauritania I’ve been 7 times, Uzbekistan 5 times, Turkey 14 times, Iraq 4 times, etc, etc…

How long have I been traveling? How long I was on the road?

I can make an average of 6 months on the road per year. This means, that I’ve spent around 10 years on the road in the last 20 years.

What is the main focus of my travels?

I like to focus on people, history, and nature. I somehow have a preference for dusty and warm countries, so it is fantastic to be able to visit an ancient desert city with friendly people. I like to visit UNESCO World Heritage Sites that I now count 329 in total. I love petroglyphs and castles.

What are my top five most preferred countries?

  1. Morocco » A colorful exotic kingdom full of welcoming and positive people, with ancient history and landscape diversity.
  2. Turkey » Historically rich and diverse, amazing food and friendly people.
  3. Portugal » My home country, full of history, great food, humble people and the country in Europe with more heritage per square km.
  4. Gorno Badakhshan Autonomous Region of Tajikistan » This mountain region gets my attention due to the incredible landscapes and a very specific culture.
  5. Brazil » Friendly people, good food, incredibly diverse, the Amazon regions and the Portuguese heritage architecture spread all around its territory.
  6. And a few more? Yes of course: Afghanistan, Sudan, Uzbekistan, and amazing Iran.

Which is my most preferred country for travel and why?

Morocco is my top favorite country to travel to. Although I live and work in Morocco for more than 12 years, every day I feel that I’m on the road. The colors, the smiling people, the rich gastronomy, the breathtaking landscapes and above all is the safety and feeling welcomed by Moroccan people on a daily basis

What is the single best lesson I have learned about the world during my travels?

Traveling means exploring the unknown. I don’t really travel to discover myself since at every stage of my life I knew what I wanted, or the goals I desire to achieve.

I travel to see new things and to meet different people and cultures. Basically, I think I travel to broaden my horizons. That’s it. I get great satisfaction from being on the road, especially when I have a bit of adventure on the go.

During traveling I learned that we all smile, cry, love our family and like to eat, have fun and enjoy life. Travel can truly reinforce and challenge our convictions greater than any experience. We are pushed to the limit in understanding humans.

Motivation

One-week itinerary in southern Thailand: Phuket & Phang Nga

Doors of Marrakesh, Morocco – Voyage Through Time

Monsanto de Idanha-a-Nova – Awe-inspiring Stone Village, Portugal

Tierra del Fuego Travel Guide • Argentina & Chile

Van Life

Distance calculator: Find travel road distances between cities

Van Life Kazakhstan: two-week road trip with a 4×4 camper van

How to choose and buy a 4X4 camper van – Ideas & advice

Van Life Iraq: one-month road trip with a 4×4 camper van

How long did I spend on the road with a camper van?

I’ve made a few van life trips before. But this last one took me one full year when I drove 35,000 km crossing Russia, Central Asia down to the Middle East in Iran, Iraq, and Turkey.

What type of van did I had?

My van life baby was a 2012 4×4 Mercedes-Benz Sprinter 316 CDI 170 HP.

Was it dangerous to drive Tajikistan, Iran and Iraq with a European camper van?

No. I’ve never had any type of dangerous situation during my year on the road with a camper van. I spent 1 month in Tajikistan, 2 months in Iran (a very safe country that I don’t even know why people mix Iraq and Iran together in the same sentence concerning safety), and 1 month in Iraq.

Did I travel alone for one year?

No. I traveled with my wife and 2-year-old son. He turned three years old in Serbia when we were almost finishing our trip in August 2018. He stopped wearing diapers somewhere in Iran.

What happend to your 4×4 Mercedes camper van?

After I came back from my trip, I sold my 4×4 Sprinter. Why? Because I bought it in Poland, and I live in Morocco. Due to different reasons, bringing the truck back home to Ouarzazate was out of the question. I sold my van through the online website Mobile.de. I got more than 90 people interested and I finally sold it to an Austrian guy.

Driving

Motorcycle adventure in Sahara Desert – Morocco

Driving in Russia – Winter road trip – Madness edition

Driving in Cuba: two week road trip – All you need to know

Driving in Iceland: ring road + Westfjords road trip – 15 days

Boat travel

550 hours Amazon River boat trip: Brazil, Peru & Ecuador

Galapagos Islands Last-Minute cruises – What to know

Antarctica 15-day cruise ship crossing the 66º circle

Brazilian Amazon river by boat – 70 important travel tips

Beautiful places

Visit Antarctica – 20 inspiring places in the 7th Continent

Visit Ras Musandam – The forgotten peninsula Of Oman

Photos that will make you want to visit Saudi Arabia

Beautiful old mud-brick villages in Saudi Arabia

Resources

Travel insurance – All you need to know

How to do laundry while traveling – Step-by-step tips

7 important tips on how to plan a trip – Travel planning ideas

Distance calculator: Find travel road distances between cities

Van Life • 1 year on the road

Two weeks in Saudi Arabia

With a notorious passion for driving, I am emphatic about heading out on the road and traveling. With the ability to decide where to go to and where to stop, I have a full sense of freedom while on the road.

I just came back from a 35.000 km (21.750 mi) road trip with a DIY camper van. Check out this short video of driving the icy mountains of Kyrgyzstan at 3.112 m (10.210 ft)

Saudi Arabia just recently opened its doors to foreign tourism. This unknown country has plenty of natural and historical wonders that will make most adventure travelers anxious to visit.

Saudi Arabia is one of the most photogenic desert countries that I’ve ever visited and is packed with breathtaking photo locations.

Featured destination: Iran

  • Maharloo Lake
  • Dokhtar Castle
  • Shiraz

Iran, what else can I say about this amazing country? The blend of welcoming and friendly people, an incredible variety of landscapes, and a vast historical heritage make of the Persian nation, a perfect travel destination. I visited Iran four times and was able to explore the country extensively for four months.

Check out my pages about traveling in Iran

Who is the author of this blog?

My name is João Leitão and I was born in Lisbon – Portugal – back in 1980.

With a degree in Visual Arts, I like adventure travel, photography, and cooking. Human contact and communication are crucial, so interacting with local people during my travels is very important to me as an individual.

Being on the road fits my personality perfectly, and this blog is my way of sharing those experiences with you.

I am a guy who defines himself as curious. Basically, I am a sponge, a kid exploring the world, absorbing new experiences and new encounters daily: architecture, vestiges of the past, religious beliefs, flavors, aromas, languages and dialects, musical expressions.

Although I moved to Morocco back in 2007, so far I also lived in countries such as Finland, Kazakhstan, Morocco, Turkey, Ukraine, the United States of America and more recently Brazil, and Poland.

Now I am here to welcome you to my travel blog, where I have gathered useful information and inspiring narratives to motivate you to travel more!

Запад стремится добить остатки технологических достижений России

Фото: Михаил Воскресенский/РИА Новости

«С нами не готовы разговаривать на равных, а рассматривают лишь как папуасов, у которых можно за бесценок что-то скупать». Такими словами авиационный эксперт Роман Гусаров объяснил газете ВЗГЛЯД, почему западные страны мешают Китаю и России совершить прорыв в самой технологически сложной отрасли промышленности – авиации. Подробности.

Шнуров в политике может закончить как Собчак

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров заявил о начале политической карьеры – он вступил в Партию роста и готов участвовать в предстоящих выборах в Госдуму. Но для успешного перехода из шоу-бизнеса в политику от «звезды» потребуется много усилий, предупреждают эксперты. Иначе селебритиз быстро «стухают», как это было с походом в политику Ксении Собчак. Подробности.

Дело «Сети» разрушило идеальный мир либералов

Фото: Александр Поляков/ТАСС

В деле пензенской группы «Сеть», члены которой были обвинены в подготовке терактов и осуждены на сроки от 6 до 18 лет заключения, могут появиться новые эпизоды. Ряд фигурантов дела связывают с убийством свидетелей. Защитники «Сети» из либерального лагеря категорически против обнародования этой информации, поскольку может пострадать имидж осужденных, над обелением которого либералы трудились последние несколько недель. Подробности.

США научат украинскую молодежь национальному сознанию

Фото: Zuma/ТАСС

США готовы вложить десятки миллионов долларов на развитие «демократических ценностей» украинской молодежи и противодействие «злонамеренной пропаганде» России. Агентство USAID, которое взялось за обработку умов молодых украинцев, действует на Украине уже 20 лет. С чем связана нынешняя программа, были ли эффективны предыдущие инвестиции и что им может противопоставить Россия? Подробности.

Первый серийный Су-57 разбился прямо перед поставкой в войска

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС

Планы ВКС по закупке новейших истребителей пятого поколения Су-57 срываются. Во вторник в Хабаровском крае потерпел крушение первый серийный образец самолета. Причиной аварии, по предварительным данным, стал сбой в управлении хвостовым оперением. Первый серийный Су-57 должны были передать в войска до конца 2019 года, а значит, до выполнения обещания оставались считанные дни. Почему сейчас с машиной возникли проблемы? Подробности.

На Украине не хотят праздновать годовщину Майдана

Андрей Манчук, политолог

Держаться здравого смысла становится все труднее

Сергей Худиев, публицист, богослов

Коронавирус – фактор чужого страха

Андрей Перла, Политолог

Британия похитила бесценные сокровища

Сексистам и расистам откажут в медобслуживании

Киев зовет Минск на войну с Россией

В Рио-де-Жанейро стартовал знаменитый ежегодный карнавал

На Украине начались массовые беспорядки из-за коронавируса

Рекордное наводнение произошло в штате Миссисипи

«Человек планеты»: Как стать чемпионом мира вопреки всему

«ARDA Car Wash Equipment»: Стартап, открывший дверь в мир возможностей

«Калиты»: Как превратить медовый стартап в кондитерское производство

  • Да
  • Нет
  • Будет зависеть от его политической программы
  • Да, безусловно
  • Да, но только до появления детей
  • Да, но не больше года (для проверки чувств)
  • Нет, это ненормально
  • Хорошим поводом выразить чувства
  • Ненужной повинностью
  • Я не признаю этот праздник

Какие новинки автопрома приедут в Россию в 2020 году

Как хотят ужесточить штрафы для автомобилистов?

Как отличить номера автомобилей спецслужб и правительства?

НОВОСТЬ ЧАСА

Главная тема

воспоминания маршала

Ближний восток

«готовы поубивать»

Видео

Почти половина россиян при выборе мест в самолете предпочитают кресла у окна – там им удобнее. При этом, зная несколько базовых правил, можно обеспечить себе еще больший комфорт, в том числе финансовый.

финансовые проблемы

борьба в авиастроении

Китайский дракон

День Красной армии

Права человека

Катастрофические последствия

275 лет адмиралу Ушакову

викторина

на ваш взгляд

Саудовская Аравия поможет России строить порты и дороги

7 июля 2015, 15:45
Фото: Ali Jarekji/Reuters
Текст: Ольга Самофалова

Саудовская Аравия стала крупнейшим прямым иностранным инвестором в Россию. Арабы готовы за несколько лет вложить 10 млрд долларов в российские проекты, в частности, в Центральную кольцевую автомобильную дорогу (ЦКАД). Саудовская Аравия инвестирует в Россию, несмотря на то, что является ближайшим союзником Соединенных Штатов, и у арабов есть на это свои причины.

Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и суверенный фонд Саудовской Аравии Public Investment Fund (PIF) создают партнерство, в рамках которого PIF инвестирует 10 миллиардов долларов в проекты на территории России, сообщил РИА «Новости» глава РФПИ Кирилл Дмитриев.

«Для иностранных инвесторов это сейчас лучше, чем покупать гособлигации»

РФПИ также договорился о партнерстве с другим суверенным фондом Саудовской Аравии – Saudi Arabian General Investment Authority (SAGIA). Стороны будут вести совместный поиск инвестиционных проектов на территории РФ.

«Это самое крупное партнерство, самое крупное привлечение иностранного капитала в Россию со стороны РФПИ», – отметил Дмитриев. Ранее самым крупным инвестором совместно с РФПИ были ОАЭ, которые приняли решение вложить 7 млрд долларов в российскую экономику.

Заключению партнерства с Саудовской Аравией во многом способствовал визит преемника наследного принца, министра обороны Саудовской Аравии в Россию в рамках Петербургского международного экономического форума, а также его личная встреча с президентом РФ Владимиром Путиным, добавил глава РФПИ.

Средства саудитов планируется реализовать в течение 4–5 лет. Первые четыре-пять сделок можно ожидать уже в течение двух-трех месяцев. «До конца текущего года планируется реализовать 10 сделок с PIF, в финальной стадии из них находится семь», – говорит Дмитриев.

По его словам, PIF выразил заинтересованность в инвестировании средств в инфраструктуру, сельское хозяйство, медицину, ретейл, логистику и недвижимость. В частности, в сфере сельского хозяйства рассматриваются проекты по переработке и выращиванию сельхозкультур, а также по дистрибуции.

Причем в этих проектах могут принять участие не только партнеры из Саудовской Аравии, но также инвесторы из Китая, Южной Кореи и ОАЭ. Инвестиции PIF будут осуществляться по традиционной модели: часть средств будет привлекаться по направлениям работы РФПИ автоматически, часть – под конкретные проекты.

Прибыльные проекты

Особый интерес у инвесторов вызывают инфраструктурные проекты. Так, Суверенный фонд Саудовской Аравии может вложить средства в строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), говорит Дмитриев. Причем вместе с фондами из ОАЭ. Со стороны российских компаний партнерами выступят как средние, так и крупные предприятия. Окончательное решение по финансированию проекта будет принято до конца года.

Стоимость строительства ЦКАД, по предварительным оценкам, составит около 300 млрд рублей, 150 млрд из которых – средства ФНБ. Остальные деньги должны вложить инвесторы. Ранее Дмитриев заявлял, что РФПИ совместно с арабскими партнерами готов инвестировать около 2 млрд долларов в строительство третьей и четвертой очереди ЦКАД. К проекту могут быть привлечены и средства пенсионного фонда «Газфонд».

ЦКАД, как и дорога Санкт-Петербург, – это лишь небольшие части масштабного проекта транспортного коридора «Европа – Западный Китай» (через Казахстан), длина которого только по России составит порядка 2,3 тыс. км. Параметры всего этого проекта в «Автодоре» обещают подготовить до конца 2015 года.

На эту тему

Поэтому кроме ЦКАД иностранным инвесторам, в том числе китайским банкам и арабским фондам, будет предложено много интересных инфраструктурных проектов. К примеру, проект реконструкции участков трассы М-5 «Урал». Инвесторы нужны для завершения строительства автодорожного тоннеля (четыре полосы) в створе мостового перехода через реку Уфа. Это самый сложный элемент будущей автомагистрали, которая соединит федеральные трассы М5 «Урал» и М7 «Волга». На завершение строительства тоннеля надо около 9 млрд рублей, и власти Башкирии хотят привлечь инвестора, подписав с ним концессионное соглашение сроком на 30 лет.

Саудитам Россия предлагает также портовые проекты, например, принять участие в строительстве порта Тамань. Правительство РФ вновь вернулось к этой идее, хотя многие критики говорили, что при наличии портов в Крыму в этом проекте нет необходимости. Первую очередь порта Тамань планируют запустить в 2019 году, завершить строительство – к 2025 году. Его потенциальный грузооборот оценивается в 91,4 млн тонн в год. Общая стоимость проекта оценивается в 228 млрд рублей, из бюджета выделят только 30,4 млрд рублей, остальные должны найти у инвесторов.

Саудиты преследуют свою цель

Саудиты не опасаются инвестировать в Россию, несмотря на геополитическое противостояние Запада с Россией. Во-первых, арабы не хотят упустить выгоду, во-вторых, есть и политические причины такого бесстрашия. «Саудовская Аравия несколько изменила свою внешнюю политику, в частности, в отношении гегемонии США как мирового полицейского. Саудиты хотят диктовать собственные условия на Ближнем Востоке без участия «большого брата» в лице США. Недавние переговоры Путина и саудовского принца на Петербургском форуме подтверждают это предположение», – говорит газете ВЗГЛЯД Тамара Касьянова из «Российского клуба финансовых директоров».

«Все-таки не стоит ждать от члена ОПЕК, что он станет меценатом и «прокормит» российскую экономику в годы кризиса»

Однако надо понимать, что Саудовская Аравия готова инвестировать только в доходные предприятия на российской территории. В этом нет ничего удивительного. «Все-таки не стоит ждать от члена ОПЕК, что он станет меценатом и «прокормит» российскую экономику в годы кризиса», – говорит Касьянова.

Тот же ЦКАД – это явно окупаемый проект, так как это платная трасса в наиболее оживленной части России. Концессионное строительство дорог – это вообще выгодный бизнес. «Приток средств от автомобилистов и транспортно-логистических компаний в федеральный бюджет будет постоянным. Следовательно, отчисления будут получать и участники проекта, в частности, Саудовская Аравия», – говорит собеседник.

«Плата за проезд, скорее всего, будет индексироваться не реже, чем тарифы монополий, поэтому инвестиции в такие проекты защищены от инфляции. А расходы на строительство более чем наполовину рублевые. На мой взгляд, для иностранных инвесторов это сейчас лучше, чем покупать гособлигации», – говорит газете ВЗГЛЯД начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.

Порт Тамань, возможно, станет еще одним проектом, который саудиты смогут проинвестировать, не исключает Касьянова, но вряд ли это произойдет в ближайшее время, «поскольку морская логистика в этой части России пока не нагружена проектом Китая «Шелковый путь в Европу».

«Интерес к прямым инвестициям в Россию сохраняется, хотя и сократился в несколько раз. Сейчас иностранные компании интересуют в основном некоторые проекты в области автомобилестроения, строительства дорог, отдельных объектов городской инфраструктуры. В меньшей степени их интересует сельское хозяйство, даже несмотря на контрсанкции. В разрезе регионов большинство иностранных проектов сконцентрировано в специальных экономических зонах – Ленинградская, Калужская области, Татарстан», – рассказывает Георгий Ващенко.

Плюс в копилку России

Для России в целом 10 млрд долларов инвестиций от инвестфонда – это внушительная сумма, учитывая, что в прошлом году объем всех прямых инвестиций составил 19 млрд долларов.

Приток денег в инфраструктуру актуален для России как никогда, особенно в условиях геополитического противостояния и отрубания РФ от западных рынков капиталов. «При нынешних сложностях бюджета государство не может во все инвестировать, тем более в инфраструктуру, это всегда дорого», – говорил глава администрации президента России Сергей Иванов на Петербургском экономическом форуме.

Российские частные инвесторы уже вовсю тратят свои средства на различные проекты. Например, компания «Новатэк» построила аэропорт, потому что без этого реализация проекта Ямал-СПГ была бы невозможна. И еще более важно, что пошли иностранные инвестиции в российскую инфраструктуру. Иванов говорит, что на конкурсах по строительству платных дорог зарубежные инвесторы конкурируют друг с другом, несмотря ни на какие политические дрязги, они не уходят, потому что уже поняли, что «здесь хорошо, здесь в принципе не обманут».

Популярные материалы

Другое дело, что география инвесторов в силу геополитики теперь смещается в восточную сторону. Азиатские, а теперь и арабские инвесторы не обращают внимания на изоляционную политику Запада.

Для России очередной стратегический инвестор – это плюс в создание положительного имиджа страны, что особенно важно, когда проамериканские рейтинговые агентства стараются отвадить инвесторов от нашей страны.

«Любая активность на внутреннем рынке с участием иностранных инвесторов и повышение объемов внешнеэкономической деятельности могут стать ключевым маркером, который повысит привлекательность России для тех инвесторов, которые сегодня захотят уйти из Европы в более стабильные гавани», – говорит Тамара Касьянова. В еврозоне разгорается греческая драма, инвесторы бегут оттуда, поэтому инвестиции из Европы могут утечь сейчас либо в США, либо в страны АТР, где рынки имеют положительный прогноз.

Россия может тоже рассчитывать на часть этого пирога, в том числе благодаря этому соглашению с саудитами. И нельзя забывать, что Россия недавно получила привилегированный статус, став третьим крупнейшим членом и акционером Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.

«Это поможет вернуть часть ушедших «в безопасные гавани» капиталов. Это вполне доступный «месседж» иностранным инвесторам, которые хотели работать с нами, но боялись американских санкций в отсутствие гаранта, ведь, по сути, Поднебесная стала нашим гарантом перед западными странами», – уверена Касьянова. «Партнерство с КНР и Индией через такой «азиатский МВФ» принесет большую репутационную и экономическую пользу России», – добавляет первый вице-президент «Российского клуба финансовых директоров».

Саудовская Аравия

Саудовская Аравия – это одно из наиболее закрытых и одновременно наиболее посещаемых государств в мире. Она расположена на Аравийском полуострове, где омывается водами Персидского залива и Красного моря. До недавнего времени в королевстве развивалось преимущественно религиозное паломничество, но в последние годы ведется активная работа по внедрению туристических виз.

Общая информация о Саудовской Аравии

Эта страна удивительным образом сочетает в себе высокоразвитые технологии и исламские традиции. Именно ислам является официальной религией Саудовской Аравии и оказывает прямое влияние на все аспекты ее жизни. Даже конституция страны была написана в строгом соответствии с суннами священного писания. Кстати, в конституции же указано, что официальным языком Саудовской Аравии является арабский.

Площадь Саудовской Аравии составляет более 2 млн. кв. км. Благодаря этому она входит в 20-ку крупнейших стран мира. Несмотря на такую территорию, плотность ее заселения относительно мала. Так, по состоянию на 2017 год численность населения Саудовской Аравии составляет чуть более 33 миллионов человек. Из них 55,2% приходится на мужчин и 44,8% на женщин.

Официальной валютой Саудовской Аравии является саудовский риял, или риал. На купюрах изображен действующий король.

Код ISO Саудовской Аравии – SA. Это значит, что страна является членом организации ООН и ее специализированных агентств.

Королевство Саудовская Аравия является самым большим государством на Аравийском полуострове, занимая 80% его территории. На остальной части располагаются Оман, Йемен, Ирак и Сирия.

Из-за того что страна занимает пограничное положение между Африкой и Евразией, до сих пор у многих возникают трудности с определением ее местоположения. Некоторые туристы затрудняются ответить на вопрос, где на карте мира находится Саудовская Аравия. Повертев глобус, можно увидеть, что королевство расположено аккуратно между двумя континентами. Тем, кто не в курсе, на каком материке располагается Саудовская Аравия, будет интересно узнать, что это Евразия. Страна занимает пограничное положение между Африкой и континентальной Азией.

Климат и природа Саудовской Аравии

Страна находится примерно в 2000 км от экватора, но, тем не менее, его влияние здесь очень заметно. Для Королевства Саудовская Аравия характерен одновременно тропический, субтропический и резко континентальный климат. Средняя температура воздуха в июле составляет +38°C, а в январе – +22°C.

Пограничное географическое положение Саудовской Аравии и близость к экватору стали причиной того, что на ее территории находится множество пустынь, которые объединены в одно название – Великие пустыни. Здесь господствуют сезонные ветра (самум, хамсин, шемаль) и песчаные бури. Среднегодовая норма осадков составляет 70-100 мм.

Многих путешественников интересует, сколько рек в Саудовской Аравии. В стране нет постоянных источников. Реки образуются после обильных дождей, а через некоторое время высыхают.

Государственный строй и символика Саудовской Аравии

Главным законом страны является Основной низам правления. Именно в нем указано, что государственным строем Саудовской Аравии является абсолютная теократическая монархия. В настоящее время государством правят короли из династии Аль Саудов.

Помимо этого, форма правления Саудовской Аравии определяется как исламское государство. Основной закон страны, ее устройство и даже действия монарха основаны на исламском праве и нормах шариата.

Саудовская Аравия – это унитарное государство. У нее есть единый нормативно-правовой акт (конституция, устав, основной низам), единое гражданство и валюта, а также три ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная.

Флаг Саудовской Аравии – это прямоугольное полотно зеленого цвета. На нем серебряной вязью изображена исламская шахада и меч. Герб Саудовской Аравии украшен пальмой (главное дерево страны) и двумя скрещенными мечами.

Крупные города Саудовской Аравии

Для страны характерны высокие темпы урбанизации. Примерно 88% населения Саудовской Аравии проживают в городах. Она поделена на 13 округов, известных также как эмираты и минтаки. Столицей Саудовской Аравии является город Эр-Рияд. Он одновременно выполняет функции политического, культурного и научного центра страны. Численность его населения составляет 6,5 млн человек и с каждым годам растет.

К числу других крупнейших городов страны относятся:

Джидда является экономической столицей Саудовской Аравии. Сейчас здесь проживает почти 5 млн человек, половина из которых являются иностранными рабочими.

В Саудовской Аравии расположен центр паломничества мусульман – Мекка. Ее категорически запрещено посещать представителям других религиозных конфессий. Зато во время хаджа сюда одновременно съезжается несколько миллионов мусульман. Второй священный исламский город, Медина, также расположен в Саудовской Аравии.

Достопримечательности Саудовской Аравии

Вопреки недоступности страны, в последнее время всё больше туристов приезжает сюда в познавательных целях. Это в первую очередь связано с тем, что в Саудовской Аравии есть множество интересных достопримечательностей. Здесь можно занять себя:

  • восхождением на гору Аль-Хиджаз;
  • дайвингом в Красном море;
  • посещением музея Бурайда или Публичной Библиотеки Даммама;
  • изучением культуры страны в этнических деревнях;
  • знакомством с экспонатами Выставочного центра Дахрана.

В столице Саудовской Аравии наибольшей популярностью пользуется башня Kingdom Centre Tower. Она представляет собой 99-этажный небоскреб с многочисленными магазинами, офисами и апартаментами. Не стоит покидать Саудовскую Аравию, не увидев ее главные мусульманские святыни. Именно ради них сюда каждый год приезжают десятки миллионов туристов. Главная святыня Саудовской Аравии и всего мусульманского мира – Кааба. Она представляет собой большую кубическую постройку, установленную во дворе мечети Масджид аль-Харам. Ее высота составляет более 13 м. Мечеть аль-Харам в Саудовской Аравии, в которой установлена Кааба, является главной и крупнейшей мечетью в мире.

Королевство известно не только мусульманскими святынями. До 1928 года в Саудовской Аравии существовала могила Евы – гробница, в которой предположительно была захоронена первая женщина на Земле. Религиозные власти уничтожили и забетонировали захоронение. В 2015 году в Саудовской Аравии был найден ковчег Гавриила. При попытках раскопать его умерло 4000 человек. Одни обвиняют в этом плазменную эмиссию, другие – давку.

Отели Саудовской Аравии

До недавнего времени вся туристическая отрасль страны была направлена на обслуживание религиозных паломников. Именно на них были ориентированы все отели и курорты Саудовской Аравии. Несмотря на узкую целевую аудиторию, в стране большое разнообразие вариантов для проживания. Самыми известными отелями являются:

  • Radisson Blu в Эр-Рияде;
  • Raffles Makkah Palace в Мекке;
  • Crowne Plaza в Джидде;
  • Mövenpick Hotel в Медине.

На более-менее светские условия можно рассчитывать в Джидде. В этом городе Саудовской Аравии созданы отличные условия для отдыха на Красном море. Уровень обслуживания здесь соответствует всем европейским стандартам.

В целях развития сферы туризма в Саудовской Аравии в скором времени будет открыт самый высокий отель в мире – The Abraj Kudai. Он будет состоять из двенадцати 45-этажных башен, в которых будет 10000 номеров, 70 ресторанов и 5 вертолетных площадок.

Рестораны и кухня Саудовской Аравии

Кулинарные традиции королевства развивались под влиянием природно-климатических условий и обычаев ислама. По большей части кухня Саудовской Аравии схожа с кухнями других стран Ближнего Востока. Рецепты ее блюд базируются на использовании баранины и курицы, риса и огромного количества приправ. Свинину в стране не едят, а все остальные виды мяса готовятся в строгом соответствии с халялем. Большая роль в местных застольях отводится чаю, кофе и разнообразным сладостям.

Оценить колорит и разнообразие саудовской кухни можно в лучших ресторанах:

  • The Ritz-Carlton в Эр-Рияде;
  • Pullman Zamzam в Мекке;
  • Le Méridien в Медине;
  • Belajio в Джидде.

В соответствии с законами Саудовской Аравии употреблять алкоголь здесь запрещено.

Королевство располагает 25% мировых запасов нефти, поэтому является одним из крупнейших экспортеров сырья на мировой арене. Это существенно влияет на уровень жизни в Саудовской Аравии. НДС здесь составляет всего 5%, а любой местный житель может взять абсолютно беспроцентный кредит. Зато рыночная система лишена большой части работоспособного населения – женщин. Вообще, права представительниц слабого пола, точнее их отсутствие, до сих пор будоражит жителей Западного мира. Глава государства Саудовская Аравия определяет то, как должны выглядеть жительницы страны. Долгое время им приходилось носить черную абайю, закрывающую от взглядов незнакомых мужчин, и только в марте 2018 года это требование осталось в прошлом.

Для страны характерен низкий уровень преступности. Согласно обычаям Саудовской Аравии, общественный порядок поддерживают представители шариатской полиции. Однако с 2016 года ее права были существенно урезаны.

Культура Саудовской Аравии развивалась и продолжает развиваться в соответствии с традициями ислама. Здесь запрещено строительство христианских церквей, еврейских синагог и буддистских храмов. Пять раз в день правоверный мусульманин обязан совершать намаз, к которому призывает муэдзин.

Транспорт Саудовской Аравии

Страна является одним из крупнейших в мире поставщиков нефти, что отразилось на всех отраслях ее промышленности. Для Саудовской Аравии характерен высокий уровень развития автомобильного транспорта. Общая протяженность всех ее дорог составляет почти 222 000 км.

Всего на территории Саудовской Аравии 208 аэропортов. Шесть из них имеют международный статус. Это аэропорты:

  • короля Фахда в Эм-Даммаме;
  • короля Абдулазиза в Джидде;
  • короля Халида в Эр-Рияде;
  • принца Мухаммеда бин Абдулазиза в Медине;
  • Аль-Аса в Аль-Хофуф;
  • принца Абдула Мохсина бин Абдулазиза в Янбу.

Протяженность железных дорог Королевства Саудовская Аравия составляет несколько сотен километров. Сейчас ведется строительство ветки длиной 440 км, которая соединит Мекку и Медину. Общественный транспорт в стране недостаточно развит. Внутри городов Саудовской Аравии проще перемещаться на такси.

Как добраться до Саудовской Аравии?

До сих пор воздушные ворота страны были открыты только для чартерных рейсов с паломниками. Их осуществляют авиакомпании Royal Jordanian и Qatar Airways, самолеты которых летают три раза в неделю. Кроме того, многие авиакомпании мира (Lufthansa, Turkish Airlines, Alitalia, KLM, Air Canada) отправляют сюда регулярные рейсы, а с 2018 года прилететь в Саудовскую Аравию можно будет из России.

Из Египта, Судана, Ирана и Эритреи можно попасть в экономическую столицу Саудовской Аравии, Джидду, на паромах. Они отправляются из Суэца, Порт-Судана, Эм-Даммама и Массауа.

Со всеми соседними государствами, кроме Ирака, Саудовская Аравия связана посредством регулярного автобусного сообщения. Примерно 5-7 автобусов в день приезжают из ОАЭ, Катара, Бахрейна и Кувейта. Через ОАЭ также едут микроавтобусы из Омана и Иордании.

Гражданам России и стран СНГ для въезда в Саудовскую Аравию необходима виза. В страну можно попасть по гостевой, транзитной, студенческой, рабочей, деловой и туристической визе. Также имеются такие виды виз, как паломническая (для совершения хаджа или омры) и для ПМЖ.

Ссылка на основную публикацию