Отдаленные районы Аравийского полуострова, подробное описание

Аравийский полуостров

Аравийский полуостров – это крупнейший на земном шаре полуостров, который располагается в юго-западной части Азии.

Аравийский полуостров — полуостров Азии. Один из самых больших полуостровов нашей планеты — Аравийский, который расположен на границе между Африкой и Азией. Бескрайние пустынные плоскогорья и невысокие горы покрывают большую часть полуострова. Вопреки ожиданиям, аравийские пейзажи не выглядят скучными и однообразными. Эти удивительные места на редкость богаты уникальными природными достопримечательностями и таят в себе немало неразгаданных тайн.

Одна из самых впечатляющих природных красот полуострова — горы Шаммар, образованные гранитными породами розового цвета.

В лучах заходящего солнца розовые горы с отдельными ярко-красными вкраплениями руды выглядят фантастически красиво. Согласно местной легенде, эти красные пятна — кровь библейского братоубийцы Каина, навеки запекшаяся на камнях как напоминание потомкам о страшном преступлении.


Видео — СТГ. Аравия: верблюды, трубы, РМТ

Не менее интересна горная цепь Аль-Хиджаз, протянувшаяся вдоль побережья Красного моря. Покрытые черной застывшей лавой склоны гор поражают мрачной, мистической красотой. Своеобразная таинственная атмосфера этих мест усиливается жалобными, напоминающими звучание арфы звуками, издаваемыми поющими дюнами, которые примыкают к северной части Аль-Хиджаза.

Жуткое и вместе с тем завораживающее впечатление производит Красная пустыня, названная так за необычный цвет песка — красный, почти малиновый. Издали эта таинственная пустыня напоминает кровавое море. Вся ее поверхность испещрена бороздами и воронками, в которых нередко скрываются небольшие оазисы и родники.

Путешествие на Аравийский полуостров позволит не только полюбоваться замечательными ландшафтами, но и совершить поездку по пустыне на верблюдах, познакомиться с образом жизни бедуинов, поучаствовать в джип-сафари по дюнам.

Красоты аравийской природы и экстремальные развлечения привлекают в аравийские пустыни множество туристов со всего мира. Еще большей популярностью пользуются прибрежные регионы полуострова, омываемые водами Аравийского и Красного морей, Персидского, Аденского и Оманского заливов, и притягивающие в эти края множество любителей пляжного отдыха. На побережье расположено огромное количество курортов, как дорогих и элитных, так и доступных туристам с не слишком высоким уровнем достатка.

Практически все государства, расположенные на Аравийском полуострове (Объединенные Арабские Эмираты, Йемен, Саудовская Аравия, Бахрейн, Оман, Кувейт, Катар), уделяют значительное внимание развитию туризма. Наиболее развита туристическая инфраструктура в ОАЭ. В популярных курортных центрах этой страны: Дубае, Абу-Даби, Шардже, Фуджейре можно провести фантастический отпуск, наслаждаясь природными богатствами и великолепным сервисом.

Самым искушенным и требовательным туристам великолепно подойдет отдых в Абу-Даби, который по праву считается одним из самых роскошных городов мира. Любителям совмещать пляжный отдых с увлекательными экскурсиями лучше выбрать Дубай, известный своей самобытной архитектурой. Тихая и уютная Фуджейра придется по душе тем, кто хочет отдохнуть от суеты и шума больших городов.

В последние годы все больше туристов отдает предпочтение отдыху в Катаре. Природные условия, предлагаемые развлечения и уровень сервиса на курортах этой страны практически не отличаются от аналогичных в ОАЭ, а вот цены существенно ниже.

Значительные перспективы в развитии туризма открываются и перед Оманом, удивляющим гостей неповторимым сочетанием экзотики, древней истории и ультрасовременности. Страна изобилует развлечениями на любой вкус: экзотический шоппинг, во время которого можно выгодно приобрести ювелирные и резные изделия; великолепные древние мечети, замки и крепости — прекрасные образцы традиционной арабской архитектуры; изумительные природные достопримечательности (к примеру, сталактитовая пещера Эль-Хута с уникальной подземной экосистемой); замечательные пляжи, шикарные отели и демократичные кемпинги и многое другое.

Саудовская Аравия привлекает внимание туристов, прежде всего, как уникальная сокровищница исторических и культурных ценностей. В западной части страны, известной также как Хиджаз, расположены одни из главных святынь мусульманского мира — древние города Мекка и Медина, ежегодно посещаемые тысячами паломников.

Приверженцы активного отдыха также не будут разочарованы поездкой в Саудовскую Аравию. Конные и верблюжьи туры, дайвинг и глубоководная охота, яхтенный спорт и водные прогулки на традиционных арабских судах «хури» и «самбук» — все эти виды развлечений предложат вниманию туристов лучшие курорты страны.

Посещение любой из стран Аравийского полуострова подарит множество ярких впечатлений и позволит хотя бы немного приблизиться к разгадке тайн загадочного экзотического Востока.

Аравийский полуостров (историческая область)

Аравийский полуостров в древности

Аравийский полуостров (полуостров Аравия) — крупнейший полуостров Азии, площадь его равняется четверти Европы — около 3 тысяч кв. км. В древности — во всяком случае со второй половины II тысячелетия до н.э. — как и теперь, он представлял в большей своей части холмистое плато, которое пересекается руслами высохших рек. Большую часть страны покрывали сухие степи, переходившие во внутренних частях полуострова в песчаные и каменистые пустыни. Лишь в некоторых местах, в немногочисленных оазисах около источников и колодцев возможно было земледелие.

Географическое положение Аравии включает ее в пояс великих пустынь Северного полушария, одну из наиболее ярко выраженных составных частей которого и представляет большая часть полуострова.

Чрезвычайно сухой и жаркий климат, пустынные формы рельефа, растительность, характерная для пустыни, отсутствие постоянных речных артерий — характерные черты ландшафтов полуострова. Аравия — одна из стран, наиболее долго остававшихся неизвестной для европейцев.

Очень рано в этой стране стало применяться искусственное орошение особенно на юго-западе полуострова на территории современного Йемена.

Географы III — II вв. до н.э. делили Аравию на Каменистую (северо-западная часть страны), Пустынную (большая часть полуострова) и Счастливую (земледельческие области на юго-западе). Названные части полуострова были различны не только по своей природе, но и по образу жизни населявших их жителей.

Население Аравии было почти однородно в этническом отношении — оно говорило на языках южной ветви семитической группы (наиболее известные представители этой группы — арабский язык и некоторые языки нынешней Эфиопии — Абиссинии). Но существовали различия в хозяйственном укладе и уровне общественного и культурного развития. Огромные степные пространства (по-арабски — бадия) были населены немногочисленными племенами кочевников (бадауин, откуда происходит слово “бедуин”).

Общий вид Аравийского полуострова из космоса. Как видно, по большей части это весьма негостеприимная земля с исключительно суровым жарким климатом

Бедуины аравийского полуострова

Образ жизни бедуинов, как и образ жизни других кочевников, изменялся очень медленно, так что данные, которыми мы располагаем о первых столетиях нашей эры, дает так называемая доисламская поэзия арабов, из которой мы черпаем характеристики быта бедуинов в I тысячелетия до н.э.

Бедуины кочевали по песчаным степям Аравийского полуострова со стадами мелкого рогатого скота и одногорбых верблюдов (дромадеров). В какое время приручены были верблюды человеком неизвестно: хотя изображение человека рядом с верблюдом дошло из Египта еще от времени VI династии, а верблюда с поклажей — от времени XVIII династии.

Первые точные сведения об отрядах воинов на верблюдах дошли с самого конца II тысячелетия до н.э. Как вьючное животное для караванов верблюд не применялся в Передней Азии еще и в начале I тысячелетия до н.э., за исключением арабов, у которых он имел к тому времени широкое распространение. Для аравийских кочевников разведение верблюдов было жизненно важным, так как обеспечивало их, кроме вьючного скота, еще и шерстью и молоком.

В тех местах, где это было возможно, скотоводство дополнялось также и земледелием, которое находилось на очень примитивном уровне. Важное место в жизни бедуинов занимала финиковая пальма, которую использовали самыми различными способами.

Жили бедуины первобытнообщинным строем: земля, вода, пастбища были собственностью рода и племени. Высшей формой социальной и экономической организации было племя (кабила); племена делились на роды (каум), а роды — на патриархальные семьи (ахль — шатер).

Связи, которые объединяли роды, были чрезвычайно крепки: вне рода человек был ничто. И в настоящее время бедуин, называя себя, указывает, прежде всего, название своего племени и только после этого свое личное имя.

В жизни бедуинов большую роль играл обычай кровной мести, и часто целые племена истребляли друг друга в кровавых войнах, мстя даже за неумышленные убийства.

Во главе племен стояли шейхи, власть которых была ограничена советом представителей отдельных родов. В начале I тысячелетия до н.э. еще сильно ощущались пережитки матриархата. Во главе арабских племен иногда стояли женщины.

Из ассирийских источников мы много знаем об арабской “царице” Самсие, которая прислала около 720 г. до н.э. дары ассирийскому царю Саргону II. Племена, которые ей подчинялись, жили на восточных границах Сирии.

Несмотря на то что на сегодняшний день историками разных стран об Аравии написано много книг, тем не менее, Аравия остается одной из малоизученных областей земного шара. Наиболее богата растительность в юго-западной части полуострова, где выпадает много осадков; там распространены тропические культуры, такие как аравийский кофе мокко, сахарный тростник, бананы, индиго. Высокие финиковые пальмы, тамариксы, смоковницы, посевы пшеницы и фруктовые сады — все это составляет богатый растительный покров у источников в оазисах и руслах зимних потоков — вади.

Сухость воздуха и сильные ветры, развевающие почву из-под корней растений и усиливающие испарения, — основные факторы, определяющие ландшафты пустынь. В пустынях нет лесов, встречаются лишь редкие, отдельно стоящие деревья — колючая с мелкими седыми листьями аравийская акация, различные тамариксы.

Древнейшие прото-государства Южной Аравии

Древнейшие государства на юге Аравии сложились как земледельческие. Здесь, главным образом на территории Йемена, археологи находят многочисленные памятники южно-арабской рабовладельческой цивилизации: плотины и цистерны, развалины укреплений, дворцов и храмов, вещи и настенные надписи. Рабовладельческое общество в Южной Аравии сложилось в конце II тысячелетия до н.э., очевидно, независимо от других переднеазиатских рабовладельческих обществ.

На протяжении первого тысячелетия его существования здесь имелись, по меньшей мере, четыре известных государства: Минейское, Саба, Хадрамаут и Катабан. О двух последних историкам известно очень мало. Минейское государство впервые упомянуто в составе коалиции крупных родоплеменных объединений, разгромленных Сабой. В дальнейшем, с ослаблением Сабы, возникло независимое царство Ма’ин со столицей в древнем центре Иасиль, а затем в Карнаву (вероятно, V в. до н.э.). Особое положение государства Ма’ин на скрещении торговых путей из Южной Аравии на север делало его в течение последующей эпохи объектом нападения со стороны Сабы и Катабана. Последний период своего существования Ма’ин находится в зависимости от Катабана, а затем был захвачен “царями Саба и зу-Райдана” (около середины I в. до н.э.).

Основу процветания Ма’ина составляла транзитная торговля благовониями. В частных и особенно храмовых хозяйствах широко использовался труд захваченных и привозных рабов. Широко было распространено также долговое рабство. Могущество храмов и крупных купеческих родов и семей, ограничивали власть царя.

Государство Саба — самоназвание племенного союза, возникшего на территории Южной Аравии не позднее VIII в. до н.э. (согласно упоминанию “царей Сабы” в ассирийских исторических источниках). Некоторые косвенные данные (эпизод с правительницей Сабы — “царицей Савской” в Библии) позволяют предполагать существование Сабы в Х в. до н.э., если, разумеется, не рассматривать этот эпизод как позднейшую вставку. Резиденцией правителей Сабы был город Мариб.

По данным античных авторов, государство Саба (Сабейское царство) играло главную роль как торговый посредник между Индией, восточным побережьем Африки и государствами греко-римского и эллинистического мира. Некоторые библейские источники сообщают также об оживленной торговле купцов Сабы с островом Тир.

Хадрамаут — историческая область на юге Аравийского полуострова (название встречается в Библии в форме — Хацермавет). В сабейских надписях VI — V вв. до н.э. упоминается государство Хадрамаут. Теофраст, Эратосфен и другие античные авторы также писали о государстве Хадрамаут со столицей в Шабва (Сабата). История государства почти неизвестна. Оно существовало наряду с Сабой, Ма’ином и Катабаном, славилась производством благовоний.

На протяжении всей истории Хадрамаут был объектом экспансии Сабы и то выступал как ее союзник, то входил в ее состав, иногда выступал как противник. В I (или в III) в. н.э. царь Хадрамаута заключил союз с царем Сабы против общего врага — Аксумского царства, но этот союз просуществовал недолго. На территории исторической области Хадрамаут неоднократно возникали союзы племен, но очень быстро расторгались эти союзы.

Государство Катабан — древнее раннерабовладельческое государство на территории современного Адена (Южная Аравия). Возникло не позднее конца II — начала I тысячелетия до н.э. Основа хозяйства — земледелие с высокой культурой искусственного орошения. Важнейшие культуры — пшеница, финики. Основная статья вывоза — благовония. В государстве Катабан очень важное значение имели подчиненные царю храмовые хозяйства, использовавшие труд рабов и свободного населения. Политический строй носил значительные пережитки родоплеменных отношений: наряду с царем значительную роль играли совет старейшин и народное собрание. Столица Катабана — Тимна хорошо известна благодаря многочисленным раскопкам.

Катабан вел борьбу за свою самостоятельность и за господство в Южной Аравии с государствами Авсан, Саба, Хадрамаут и Ма’ин. В I в. до н.э. государство Катабан распалось и его территория была разделена между Сабой и Хадрамаутом (некоторые ученые считают, что это случилось в середине III в.).

Памятниками высокой культуры Катабана являются архитектурные и оросительные сооружения, надписи и художественная бронзовая и каменная скульптура, отражающая эллинистическое влияние.

Основой хозяйства в южно-арабских государствах было ирригационное земледелие. Особенно известна была огромная плотина, около города Мариба, столицы Сабы. Земледельческие участки располагались террасами по склонам холмов. Разведение растений, дающих благовония, имели важное значение в хозяйстве знати.

Высоко ценилась обработка камня: при постройке зданий камни настолько точно подгонялись друг к другу, что швы между ними были почти незаметны. Рассказы позднейших арабов о величественных зданиях с окнами из прозрачного камня являются почти незначительным преувеличением того, что было на самом деле. Была известна в архитектуре того времени стрельчатая арка. Многие древние цистерны до сих пор находятся в употреблении.

Читайте также:  Нефтяная промышленность в Саудовской Аравии, обзор и факты

Хорошо сохранились многие изделия из металла, изящные ювелирные украшения, керамика, однако нельзя определенно утверждать, что все они местного происхождения, возможно, их привезли по торговому пути.

Мало известно о внутреннем строе южно-арабских государств. В древнейшие времена (X — VII вв. до н.э.) они, очевидно, несколько напоминали ранние государства Древнего Востока (города-государства Шумера и Аккада, Ашшур и другие).

Около 650 г. до н.э. правителей-жрецов Древней Сабы сменяют “цари Сабы”.

В древнейших южно-арабских государствах были еще сильны пережитки племенной организации, однако “племена” были организованы не на основе кровного родства, как раньше, а по территориальному признаку. “Катабан” уже обозначало и царство, и составлявшие его племена. В государстве Саба племя сабеев было господствующим; остальные находились в зависимости от него; обычное выражение надписей — “Саба и племена”. Позднее остальные племена были уравнены сабе-ями, причем все были обязаны военной службой.

Социальная структура общества была многоступенчатой и сложной: различались племенная знать, зависимые от нее люди, постоянно живущие на территории племени чужеземцы и рабы. Земля находилась в руках царя, больших храмов и племенной знати, напоминавших храмы Малой Азии и Сирии.

Земледельцы, которые обрабатывали храмовую землю, были в непосредственной зависимости от храмов. Весьма многочисленными были храмовые прислужницы — гиеродулы. Им принадлежат дошедшие до нас “покаянные таблички”, содержащие почти исключительно женские имена: гиеродулы каялись в нарушении ритуальных предписаний и обетов. Некоторые из этих прислужниц были иноземного происхождения: караваны, которые возвращались с севера, привозили рабов и рабынь; известны рабыни из Газы (в Палестине) и Ятриба (позднейшая Медина в Западной Аравии).

Власть царей в Катабане (очевидно, также и в других государствах) была сперва ограничена советом старейшин, но важнейшие вопросы решало собрание племен, в кагором принимало участие все население, кроме рабов. Позже цари в Сабе усиливают свою власть: уже не собрание племен распределяет землю, а царь раздает по своему усмотрению своим приближенным.

Царская власть стала наследственной, и сын часто становится соправителем отца. Во всех государствах, где было земледелие, существовали три поземельных налога. Налоги, в частности десятина, платились не только царю, но и храмам. Совершенно бесправными в государствах Южной Аравии были рабы.

Население стран Южной Аравии в основном занималось пастбищным скотоводством. Верблюды являлись для них основным средством передвижения.

Бедуины — за сотни лет, «коренной» уклад их жизни не слишком изменился

Южноарабская торговля

Расцвет южноарабских государств начинается в середине I тысячелетия до н.э. Это объясняется не только высоким развитием ирригационного земледелия, но и выгодным географическим положением южноарабских государств, которое отводило им важное место в международной торговле. Преуспевало в это время государство Саба. Из Аравии вывозили благовония. Кроме этого, южноарабские купцы вели обширную посредническую торговлю: через их руки проходили благовония, пряности, драгоценные камни, которые везли из Индии и с сомалийского берега Африки.

В Южную Аравию эти товары доставлялись морем, здесь они перегружались на верблюдов и по известным древнейшим караванным путям, вдоль затерянных в пустыне колодцев, двигались в направлении побережья Средиземного моря, в филистимлянские и финикийские города, а оттуда расходились по странам Передней Азии и Средиземноморья.

Торговля велась исключительно предметами роскоши. О стране сабеев рассказывали разные чудеса; сами южноарабские купцы, чтобы набить цену своим роскошным товарам, рассказывали разные сказочные небылицы: о трудностях их добывания, о крылатых змеях, стерегущих благовония и т.п. Эти рассказы сохранились в арабском фольклоре по сегодняшний день.

Особым предметом торговли являлись рабы. Они были не только товаром, но и рабочей силой в трудном торговом пути.

Связи Аравии с государствами Передней Азии

Населявшие Аравию племена и народности сравнительно долгое время развивались изолированно от остального мира. Соседние народы знали о них очень мало, однако с самого начала существовали некоторые связи. Это видно из того, что южноарабский алфавит очень схож с другими переднеазиатскими алфавитами. Но в I тысячелетии до н.э. устанавливаются более прочные связи.

Под своим настоящим именем арабы впервые встречаются в ассирийских источниках (ариби, арабу). Арабский шейх Гиндибу принимал участие в коалиции сирийских царьков, оказавших в 854 г. до н.э. сопротивление ассирийским войскам в Северной Сирии; у Гиндибу, кроме войска, было с собой 1000 верблюдов. На протяжении многих лет ассирийские цари вплоть до царствования Ашшурбанипала (VII в. до н.э.) воевали с арабскими кочевниками.

Арабские кочевники поддерживали и торговые связи с оседлым населением Передней Азии, продавая мелкий скот и другие товары. Кроме того, они принимали участие в развитой тогда караванной торговле, занимаясь, в частности, и торговлей рабами.

В середине I тысячелетия до н.э. особенно сильно увеличивается значение арабской торговли. На караванных путях Северной Аравии в это время значительно выдвигается город Тейма. Одно время царь Набонид (середина VI в. до н.э.) сюда даже перенес свою резиденцию из Вавилона. Здесь же археологами найдена надпись, датированная VI — V вв. до н.э. на арамейском языке, которая свидетельствует об оживленных торговых и культурных связях с Месопотамией.

Развитие караванной торговли между Южной Аравией и государствами средиземноморского побережья способствовало быстрому разложению первобытнообщинного строя у племен Северной Аравии. В VI в. до н.э. на территории Каменистой Аравии возникло новое государство набатеев, которое просуществовало почти до начала II в. н.э.

Сохранившаяся в Библии легенда говорит, что в Х в. до н.э. Палестину (царство Израиль) посетила знаменитая царица Сабы (царица Савская). Переднеазиатские державы всегда интересовались богатствами Аравии. О покорении Южной Аравии думали уже даже ассирийские цари. Персидские цари из известной династии Ахеменидов (VI — IV вв. до н.э.) стремились взять торговлю Южной Аравии в свои руки. Мореход Скилак из Карианды, в Малой Азии, находившийся на службе у персидского царя Дария I, совершил плавание вдоль берегов Аравии. Политических последствий это плавание не имело, но сильно расширило представление народов Средиземноморья об Аравии, быте, культуре и экономике народов, населявших ее.

В конце VI в. до н.э. на южном берегу Персидского залива возник известный в то время город Герры, который был основан, по рассказам древних писателей и летописцев, халдеями, бежавшими из Вавилонии во время завоевания ее персами. Жители этого нового города, герреи, стали заниматься посредничеством в торговле между государствами Южной Аравии и Двуречья. Из города Герры и области герреев шли караванные пути в Сабу и в страны Средиземноморья.

Более прочные связи государств Южной Аравии с внешним миром устанавливаются только в IV — III вв. до н.э.

Религия и культура Аравии

Население Южной Аравии создало в основном независимо от других народов древнего Востока своеобразную и относительно высокую культуру. Оно обладало высокоразвитой письменностью, к которой восходит и письменность довольно развитой в то время Абиссинии. О письме Южной Аравии того времени мы судим только по надписям, которые дошли до нашего времени.Очевидно, существовала и южноарабская литература, которая совершенно не сохранилась, возможно, погибла при многочисленных войнах.

Верования южных арабов имели общие корни с религиозными представлениями других семитических народов Передней Азии. В настоящее время известны имена более сотни богов, которым поклонялись арабы и южноаравийпы в то время. Многие божества были связаны, как и в Вавилонии, с небесными светилами и явлениями. Солнце (Шамс) изображалось в виде богини. Большинство богинь представляли собой разные образы женского божества плодородия.

Искусство Южной Аравии очень сходно с искусством других стран Древнего Востока, особенно с ассирийским.

Источник: Всемирная история Том 1. под ред. Ю.П. Францева

Отдаленные районы Аравийского полуострова

Северная часть Саудовской Аравии. Этот район, часть которого представляет собой южное продолжение великой Сирийской пустыни, грани­чит с пустыней Большой Нефуд и северной окраиной Дахны на юге, а также Ираком и Трансиорданией на севере. Большая часть района представляет собой слаборасчлененную каменистую равнину, на которой встречаются участи, покрытые галечниками, и довольно ровные участки с песчаными почвами.

Некоторые районы «вади», расположенные на границе Саудовской Аравии и Ирака, отличаются довольно значительной расчлененностью — результат деятельности периодически пересыхающих потоков, текущих на северо-восток к долине Евфрата. Строго говоря, арабское слово «вади» означает русло потока, сухое в течение большей части года. Во многих местах, где система стока развита слабо и не выражена отчетливо, этим словом называют также длинные мелкие впадины.

Отличительной чертой здешнего рельефа является имеющая тектоническое происхождение впадина Вади Сирхан протяженностью примерно 320 км и шириной от 30 до 50 км . Впадина лежит на 300 м ниже плоскогорья. Другой характерной особенностью является узкая зона лавовых покровов, расположенная к востоку от впадины и отличающаяся неровностью поверхности.

Наибольшие высоты в северной Аравии приходятся на плоскогорье, расположенное между северной окраиной пустыни Большой Не­фуд, вблизи города Эль-Джауф, и Джебель-Анейзой — местом пересечения границ Саудовской Аравии, Ирака и Трансиордании. Плоскогорье достигает 870 м высоты и образует водораздел между бассейном Евфрата на востоке и внутренним бессточным бассейном Вади Сирхан на западе.

Северная Аравия, служащая как бы естественным коридором между Персидским заливом и Средиземным морем, представляет значительный интерес с точки зрения возможного проведения здесь автомобильных и железных дорог, а также прокладки нефтепроводов. В течение тысячелетий Вади Сирхан являлся путем, по которому передвигались купцы и паломники. Именно по этому пути проникла в Аравийскую пустыню географическая экспедиция Мьюзила. Геологи и бригады компании «Арамко», бурившие водяные скважины, доказали, что в этой «северной стране» можно получить воду, но для этого приходится бурить скважины глубиной от 120 до 210 м на равнинах и до 330 метров на самом плоскогорье. В любом случае значительное количество воды может быть получено только с помощью насосов. Через этот район пройдет трансаравийский нефтепровод, который будет подавать нефть с нефтепромыслов «Арамко» на побережье Персидского залива в ливанский порт Сайда (Сидон) на побережье Средиземного моря.

Пустыня Большой Нефуд

Это «песчаное море», расположенное на севере Саудовской Аравии, представляет собой в плане неправильный эллипс и занимает территорию примерно 70 тыс. кв. км. Большая часть пустыни представляет собой волнистые песчаные гряды, покрытые скудной растительностью, состоящей из цепкой травы и других растений. Иногда попадаются кочующие дюны и песчаные холмы. В северном Пефуде имеется несколько мест водопоя, а зимой и весной эта пустыня превращается в отличное пастбище для верблюдов, коз и овец.

Неизвестно, какими породами сложена на глубине центральная часть пустыни Большой Нефуд, но на ее западных и северных окраинах пески покрывают почти горизонтально залегающие кембро-ордовичские песчаники. В отдельных местах среди песчаных дюн на окраине Большого Нефуда на поверхность выходят песчаники, слагающие столообразные возвышенности.

Полагают, что пески Большого Нефуда образовались в результате эрозии развитых здесь лимонитовых и гематитовых рыхлых песчаников. Однако часть зерен песков, несомненно, произошла от пород фундамента западных и юго-западных окраин пустыни. Пески преимущественно кварцевые, мелко- и среднезернистые, местами с гематитом, придающим им красноватый оттенок. У восточных и северо-восточных окраин Нефуда пески покрывают слои, полого наклоненные к северо-востоку.

Пустыня Руб-эль-Хали

Пустыня Руб-эль-Хали занимает местность, представляющую собой, в основном, крупную впадину. На востоке она окаймляется горами Омана, на юго-востоке — горами Дофара и Хадрамаута, на западе — предгорьями Йемена и Саудовской Аравии, на севере — равнинами Договорного Омана и Джафуры, покрытыми на отдельных участках песками. Впадина, протяженностью примерно 1 200 км по направлению к северо-востоку (по азимуту 60°) и с максимальной шириной около 650 км, занимает площадь около 650 тыс. кв. км , что почти равно размерам Техаса.

Пустыня Руб-эль-Хали почти не изучена. Бертрам Томас, единственный исследователь, пересекший ее, проехал в 1931 г. на верблюде от Салала, на побережье Аравийского моря, до Дохи, на полуострове Катар. В 1932 г. Джон Б. Филби исследовал центральные и северо-западные части пустыни, прекрасно описанные им. В 1937 и 1940 гг. геологи «Арамко» засняли значительную часть северной половины пустыни.

Установлено, что по крайней мере 80% впадины Руб-эль-Хали покрыто песками. Нет сомнения, что это крупнейшая в мире область сплошного развития песков. По данным «Арамко», почти половину этой территории занимают дюнные пески, а остальную часть — волнистые песчаные гряды и песчаные бугры, покрытые кустарником и жесткой травой. За возможным исключением некоторых песчаных бугров в северной Дахне и в пустыне Большой Нефуд, самые высокие и самые крупные песчаные дюны на Аравийском полуострове находятся в пустыне Руб-эль-Хали. Их высота превышает 150 л.

Несмотря на то, что Руб-эль-Хали представляет собой голую и не­приветливую пустыню, в ней живут бедуины; правда, их там немного. Питьевой воды в пустыне, если не считать ее восточных окраин, нет, и бедуины употребляют преимущественно верблюжье молоко. О тектонике и стратиграфии отложений, подстилающих пески Руб-эль-Хали, известно мало. Тектонически эта пустыня представляет собой, по-видимому, крупную впадину с полого наклоненными западным, южным и восточным бортами, на севере же она, очевидно, сливается с впадиной Персидского залива. В разрезе впадины Руб-эль-Хали, возможно, содержатся и нефтеносные слои, но освоение района будет идти медленно и с большими трудностями, что связано с характером местности, особенностями климата и недостатком воды. Усовершенствование специального оборудования, в будущем, несомненно, устранит эти трудности и сделает возможным всестороннее изучение этого труднодоступного района.

Читайте также:  Цены в Саудовской Аравии на продукты, товары и услуги в 2020 году

6. Аравийский полуостров (IX – XX вв.)

Благодаря главным мусульманским святыням в Мекке и Медине (область Хиджаз) и, одновременно, удаленности Аравийского полуострова от политического центра Халифата (Багдада) представители местной родовой и племенной элиты, а также религиозные лидеры становятся с конца VIII века фактически независимыми от власти багдадских халифов. Вместе с тем экономическое и религиозно-политическое значение Хиджаза определяло стремление династий, правивших в Багдаде, а затем — в Каире, сохранить здесь свое господство.

В это время Оман, восточная область Аравии, становится центром последователей религиозно-политического движения хариджитов. Здесь утверждается династия Ааль ал-Джуланда. В Бахрейне закрепляются воинственные карматы (представители одного из крайних течений в шиизме), стремившиеся завоевать соседние территории (под карматскими лозунгами неоднократно вспыхивали антихалифские восстания на юге Ирака.) На территории современного Йемена возникают государства во главе с династиями Зийадидов, Йафуридов и Зейдитских имамов.

С начала XI в. к власти в Египте приходят Фатимиды, которых признают династии южной Аравии — Сулайхиды и Наджахиды. Впоследствии их земли занимают соперники — Зурайиды и Хамданиды, а затем Махдиды.

В 70-х гг. XII в. в Йемен вторгаются войска Айюбидов (правителей Египта из числа потомков Салах ад-Дина (Саладина)). Господство Айюбидов в Йемене продолжается до 1229 г., когда здесь воцаряется династия Расулидов. К середине XV в. Расулиды, враждовавшие с зейдитскими имамами, теряют свое положение в регионе. Спустя несколько лет большая часть Южного Йемена переходит под власть династии Тахиридов.

В начале XVI в. Аравийский полуостров попадает в сферу интересов Португалии и Османской империи. Правители Омана из династии Йарубидов энергично сопротивляются европейскому проникновению.

В XVIII в. активную завоевательную политику проводят Албусаиды, пытавшиеся, оспаривать у португальцев и голандцев контроль над торговлей в Персидском заливе. Во второй половине XVIII в. в эту борьбу включаются Великобритания, Франция, а также ваххабиты Центральной Аравии. В итоге преобладающим в Персидском Заливе становится английское влияние, и британской Ост-Индской компании удается получить исключительные права на торговлю.

В XVIII в. в центральной аравийской области Неджд зарождается новое мусульманское религиозно-политическое движение — ваххабизм. Создателем государства ваххабитов был правитель маленького эмирата Дирийя (в области Неджд) Мухаммад ибн Сауд (1735 — 1765). Он стал основателем династии Саудидов, правящей и по сей день в Саудовской Аравии.

В начале XIX в. власть Саудидов распространяется на всю центральную Аравию. Им удается установить контроль над священными городами ислама Меккой и Мединой. Однако в 1818 г. государство Саудидов уничтожают вторгшиеся в Аравию войска османского наместника Египта Мухаммада Али.

После 1840 г., когда египетские войска вынужденно покидают Аравию, Саудиды восстанавливают свое государство. Новой столицей возрожденного государства (вместо разрушенной египтянами Дирийи) становится город Эр-Рияд.

Во второй половине XIX в. территорию государства Саудидов захватывают правители княжества Шаммар (Северная Аравия) — Рашидиды. Но в начале XX века Саудиды под руководством энергичного молодого эмира Абдель-Азиза ибн Абд ар-Рахмана (Ибн Сауд — будущий первый король Саудовской Аравии) освобождают Неджд от власти Рашидидов.

Во второй половине XIX — начале XX вв. колониальная политика Великобритании в регионе становится все более агрессивной. Она распространяет свое влияние на территорию Южного Йемена. Главным опорным пунктом англичан на юге Аравии становится построенный ими город и стратегически важный порт Аден. С эмирами и шейхами южных районов Йемена англичане заключают договоры о «дружбе», а впоследствии — о протекторате.

В годы Первой мировой войны (1914 — 1918) Великобритания ведет активную агентурную деятельность в регионе. Во время боевых действий против турецких войск на фронте между Египтом и Палестиной англичане пытаются поднять против турок местное арабское население.

С помощью и под политическим давлением Англии в 1916 г. в Хиджазе происходит антитурецкое восстание во главе с династией Хашимитов (правителями Мекки). После войны при поддержке Великобритании в Ираке и Трансиордании у власти оказываются представители этой династии.

В центральной Аравии после Первой мировой войны борьбу за объединение Аравии продолжают Саудиты. В 1926 году они наносят поражение Хашимитам в Хиджазе и занимают эту важнейшую область со священными городами Меккой и Мединой.

В 1927 г. эмир Абдель-Азиз ибн Абд ар-Рахман (Ибн Сауд) провозглашается королем «Хиджаза, Неджда и присоединенных областей», а с 1932 г. новое государство начинает называться Саудовской Аравией.

Аравийский полуостров накануне появления Ислама

Обзор географического положения и населения

Аравийский полуостров – основная часть земли, населенная арабами, лежит в юго-западной части Азиатского континента; граничит на севере с Иорданией и Ираком, на юге с Индийским океаном, на востоке с Оманским и Персидским заливами, а на западе с Баб-эль-Мандебским проливом и Красным морем; он является колыбелью древних арабских народов, распространившихся в пределах отечества, освоивших земли в Азии и Африке от океана до залива, и так, что это земля считается землей, которую избрал Всевышний для выведения из нее света Ислама, разнесшегося во все уголки планеты и наполнившего ее пользой и миром.

Аравийский полуостров делится на пять частей: Йемен, Тухамат, Хиджаз, Мадж, Иамамат и Бахрейн; это уменьшенная географическая модель родины арабов, окруженная горным кольцом, тянущимся от морей до побережья Хиджаза, а на юге до пролива Хармаз, холмистые равнины, широкие пустыни, что сделало экономическую и общественную жизнь разнообразной. Низменная равнина установила для населения оседлую жизнь, основанную на земледелии, торговле и ремеслах, а в пустыне установилась бедуинская жизнь, которая опирается на скотоводство, кочевание и набеги как средство выживания.

1.1Общественная жизнь на Аравийском полуострове накануне появления Ислама

Под общественной жизнью подразумевается то, что касается отношений между членами общества и их родными, а также между различными племенами. Она охватывает следующее:

а) племенная система: установилось арабское общество на Аравийском полуострове накануне появления Ислама на основе племенного порядка, причем в каждом племени был глава или старейшина,

обладавший качествами правителя – смелостью, щедростью, благоразумием, справедливостью, мудростью.

Ему помогал совет, состоящий из авторитетных людей племени, и решение принималось согласно прецеденту и преобладающей традиции, и обычно власть наследственной не являлась.

б) союз: отношения между племенами складывались на основе родственных связей, как внутри

рода, так и на основе союза между ними против другого племени, или на основе шефства, когда небольшое племя просило у большого защиты.

в) родство: все члены племени изначально считались равноправными, а различались по отличительным качествам – щедрости и смелости.

Кровным родственным связям придавалось огромное значение, поэтому от каждого члена общества требовалось, чтобы он помогал как угнетателю, так и угнетенному.

Арабы полуострова делились на две большие ветви: арабы севера – адениты, и арабы юга – кахтаниты, от которых ответвилось еще несколько племен.

г) арабские традиции и обряды: прежде всего, набеги, обусловленные жизнью в пустыне. Если племя нападало на другое по причине вражды или же слабости последнего, то захватывало его животных и имущество. А побежденное племя готовилось забрать свое обратно при первой же возможности и так далее.

От этого произошла племенная нетерпимость, которая породила обычай брать силой по принципу «помоги брату угнетающему или угнетенному».

Из положительных обрядов и нравов, известны верность бедуинов данному обещанию, их умение прощать при возможности наказать, готовность защищать соседа, помогать ему в нужде.

1.2 Политическое устройство Мекки и Медины накануне появления Ислама

Правители аравийского полуострова подразделялись на два типа:

первый – независимые, подчинявшиеся самому большому из них, второй – главы родов и племен с ограниченной властью, которые не являлись независимыми и иногда следовали за другими правителями.

Одной из прекрасных цивилизаций, существовавших на полуострове, был на юге Аравии Йемен, который нес факел передовых государств, а также Сабейцы, Химйары, но мы особо выделим Мекку и Ясриб (Лучезарная Медина), которые выделялись активной торговлей, и располагались на торговых путях между Йеменом и землями Сирии.

1. Священная Мекка: родина племени курейшитов имеет множество имен – Бакка, Уммул Кура, Балядуль- Амин. Мекка стала религиозным центром, т.к. в ней находились Запретный Дом и Священная Кааба, а также много значило ее расположение.

Арабы приходили в нее отовсюду для поклонения и торговли на рынках, которые располагались вблизи, например, рынок Гуказ. Курейшиты пользовались этими преимуществами в осуществлении активной торговли, и совершали две годичные поездки: зимой в Йемен, и летом в земли Шама (Сирии).

В Мекке накануне прихода Ислама проживало племя Джурхам, которое породнилось с родом нашего прародителя Исмаила, затем, после Джурхам управление Меккой взяло на себя племя Хузаат, и в его время распространились Аднаниты на просторной территории, обосновались в Мекке дети Фахра ибн Малика, курайшита, до Кусайа ибн Киляба, четвероюродного деда Пророка (мир ему и благословение), объединившего их в одно целое; в результате чего стали возможными противодействие Хузаатам и победа в правлении Меккой; затем Кусай взял правление Каабой на себя, а также административную и исполнительную власть, и стал первым из создавших политическую систему в Мекке, проявившейся в следующем:

1. парламент: место созыва совета лидеров курейшитов для решения важных вопросов и проведения общих дел.

2. командование: хранение знамени войны и управлении войском.

3. обслуживание Каабы: открывание дверей Каабы и ее обслуживание.

4. водоснабжение: наполнение колодцев водой для паломников и угощение сладостями из фиников или кишмиша.

5. обслуживание: приготовление еды для паломников.

После смерти Кусайа его потомки распределили эти занятия, вследствие чего обслуживание Каабой, командование и парламент перешли к потомкам Абду Дари; к потомкам Абдул Манафа – водоснабжение и обслуживание, которые достались его сыну Хашиму и его потомкам до прихода Ислама.

Курейшиты заключили договор (до Союза) с целью возвращения несправедливости к его хозяевам, когда пришел Ислам, и курайшиты господствовали и были уважаемыми среди арабов.

2 – Ясриб (Лучезарная Медина): второй по важности город Хиджаза, располагавшийся на плодородной равнине, обильной водами и пальмами, на расстоянии 400 миль от Священной Мекки (450 км). Накануне прихода Ислама на ней жили арабы племен Авс и Хазрадж, а по соседству некоторые племена, исповедовавшие иудаизм, которые использовали скрытое орудие и смуту для разделения племен Авс и Хазрадж, разжигали огонь войны и вражды между ними. Но когда узнали старейшины племен и мудрецы об опасности войны и заговоре иудеев против них, пришли к примирению и согласились выбрать лидера Хазрадж (АбдуЛлаха сына Убаййа сына Салула) правителем города, что стало причиной его отказа от участия в войне между ними в день Буас, однако препятствовало прибытию Пророка (мир ему и благословение) из Мекки в Медину, но когда он увидел, что народ не признает его без Ислама, принял его без желания, и остался главой лицемеров до конца.

Экономическая жизнь на аравийском полуострове накануне прихода Ислама

На экономическую жизнь у арабов полуострова влияли условия географической среды, вследствие чего установились два образа жизни:

а) бедуинская жизнь жителей вынуждала к постоянному передвижению в поисках воды и пастбищ, и жильем для бедуинов были палатки из шерсти.

Их жизнеобеспечение основано на содержании животных и употреблении производного от них: молока, мяса, шерсти.

б) оседлая жизнь: города располагались в прибрежных районах, дождливых предгорьях, на равнинах и оазисах, где брали свое начало источники, поэтому жители занимались земледелием, ремеслами, торговлей.

2. Разделы экономической жизни:

а) земледелие особенно развивалось в прибрежных и орошаемых районах и оазисах, в центре Аравийского полуострова, в Ясрибе и Таифе, где распространилось возделывание зерна и выращивание фруктов.

б) ремесла: арабы, жившие накануне появления Ислама, оставили торговлю невольниками. Появилось в Йемене, Хире, Машарифе и Сирии новое ремесло, однако у населения Хиджаза оно было несложным, соответствующим состоянию их жизненного уклада, производили только предметы первой необходимости, но продукция была роскошная, а богачи к тому же привозили и из соседних стран.

в) торговля и рынки: арабы Хиджаза прославились торговлей, обусловленной скудостью земель и расположением их стран на путях соединения бассейнов Средиземного моря с Индией и Китаем, там и проходил торговый путь по их знаменитым городам – Мекке и Медине. Мекка особенно прославилась торговлей. Обогащались этим курейшиты, их торговые караваны отправлялись в страны Сирии, они играли роль торгового посредника между севером и югом, вследствие чего образовался слой богатых торговцев.

Существовали у арабов и именитые рынки, куда съезжались со всех уголков и прибывали из большинства мест, и были рынки двух видов:

Первый: постоянные рынки, такие как Басра, Давматуль Джандаль и Санъа.

Второй: сезонные рынки – очень важные – самый известный из которых Гуказ, находившийся вблизи Мекки в сезон Хаджа, прибывали к нему люди со всех уголков полуострова. Но рынок не ограничивался только делами купли-продажи, а был общественным центром, в котором проходили примирения, сватовства, он также был литературным и поэтическим центром, где соревновались поэты и ораторы, которых судил критик в закрепленной особо для него палатке, а лучшие поэмы писались золотом на стенах Каабы такие надписи называются Муалакагы.

г) важные торговые рынки: они выполняли важную функцию:

  1. объединение диалектов арабов в один диалект курейшитов, управителей святилища и лидеров рынка.
  2. формирование арабского общества как единого объединения арабских племен в одном месте и в одно время.
  3. эти рынки устраивались в запретные месяцы (время Хаджа и Умры), когда запрещались убийства, и в месяцы, проходящие один за другим: Зуль-Каида, Зуль-Хиджа и Мухаррам, и отдельно в месяц Раджаб.
Читайте также:  Виза на Сент-Винсент и Гренадины в 2020 году - правила въезда

Перевод из книги “История арабов и Ислама”

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Аравийский полуостров до Мохаммеда

Аравийский полуостров до Мохаммеда

Аравийский полуостров седьмого века — это 3 миллиона квадратных километров довольно унылой местности: горы, пустыни, пески и застывшая лава. Некогда горы здесь были активны, лава выплескивалась довольно часто, нередко происходили землетрясения. Сейчас земля успокоилась — последнее сильное извержение случилось 750 лет назад неподалеку от Медины.

За сто лет до рождения Мохаммеда наблюдалось повышение тектонической и вулканической активности во всем мире, и Аравия не была исключением. Поэтому бугристая лава покрыла изрядную часть площади полуострова — не только пешему, но и коням, верблюдам трудно преодолеть такие места. Мотивы землетрясений, «каменных дождей» сохранились и в Коране:

«Когда земля содрогнется от сотрясения и обнажит свои таинства, человек спросит у неё, что случилось. И она начнет свой горестный рассказ, внушённый ей Аллахом». (Сура 99).

Среди лавовых песков и сейчас можно увидеть куски пород с повышенным содержанием серы, форма которых говорит о том, что эти камни когда-то были жидкими. Поселение Лота — Содом, которое располагалось на берегу Красного моря, было разрушено именно такими кусками застывшей желтой глины.

Природные катаклизмы часто сопровождаются эпидемиями, засухами и другими несчастьями: пришла беда — открывай ворота. О больших засухах говорит и Коран.

На западе полуостров омывается водами Красного моря. Затем идет длинная горная гряда, высота в некоторых местах достигает трех километров. Это — область Хиджаз. Здесь и располагается оазис Мекка, а Медина чуть дальше от моря, в этих городах и происходили основные события, описанные в Коране.

На востоке Аравийский полуостров окаймляет Персидский залив. Земли вдоль моря плодородны, но дальше они скудны и плавно переходят в огромную пустыню: здесь выпадает всего 100 мм осадков в год. Шестая часть полуострова вообще не пригодна к жизни: нет ни дождей, ни подземных источников.

В центре полуострова — довольно благополучная область, которая в то время называлась Йемам. Сейчас там находится столица Саудовской Аравии Эр-Риад.

Когда-то у полуострова были лучшие времена. Осталось большое число широких и глубоких разрезов на земле — это высохшие устья рек. Сейчас в них вода появляется только во время нечастого дождя. А в древности здесь были леса.

С юга на полуостров накатываются волны Аравийского моря. Здесь, в Йемене, более благодатная почва, чаще идут дожди, люди научились задерживать влагу в водохранилищах. Знаменитое Марибское водохранилище было построено две тысячи лет назад в государстве Саба, которым правила красивая и мудрая женщина по имени Билкис. За семь лет до своей смерти она стала женой Соломона. В Ветхом и Новом Завете, а также в Коране сохранились рассказы о Билкис. Мы надеемся, что вы ее полюбили.

В Сабе было много садов и полей. Затем Марибское водохранилище было разрушено из-за прорыва дамбы, о котором также рассказывает Коран, исчезло и государство. Сохранились остатки ирригационных сооружений, которые говорят о былом благополучии.

Население полуострова в те времена составляло около 7 млн. человек. Причем, половина жила в Йемене, на землях с искусственным орошением, а половина — в немногочисленных оазисах и пустынях. 4 млн. человек были привязаны к земле, занимались земледелием, а 3 млн. — бедуины — кочевали. Некоторые кочевники имели участки земли в оазисах, оседлые горожане выращивали небольшие стада овец и коз, которые паслись за чертой городов. Если не считать Йемена, вначале четкого разделения между оседлыми и кочевниками не было — при малейших изменениях условий жизни люди перетекали из одного состояния в другое.

Кочевники были животноводами. Растили верблюдов, овец, коз. Земледельцы и животноводы обменивались продукцией. Были установлены ценовые пропорции между товарами, которые применялись и при жизни Мохаммеда: один верблюд приравнивался 10 овцам, один барашек обменивался на мешок ячменя.

Население Аравийского полуострова со временем уменьшалось. Люди покидали негостеприимные земли, в которые их занесло, уходили на юг и север. Правда, и оттуда прибывали немногочисленные этнические группы, которые быстро растворялись среди коренного населения. На юге, в районе Йемена, жили химйариты, а в середине полуострова и севернее — арабы. Они говорили на разных языках.

До насильственного объединения Аравии под властью Мохаммеда трудно было говорить об арабах, как о едином народе. Но уже существовала арабская письменность, она в доисламское время была достоянием узкого круга людей: правителей, религиозных деятелей язычества, крупных купцов, поэтов.

Удивительно, что здесь, как и в России, поэт был больше чем поэт. Поэтов любили, слушали, они воспевали героизм племен, фиксировали важные события, насылали проклятия на предателей и врагов, оплакивали умерших. Поэзия была общественной силой. Поэтому часто именно поэты разрешали споры между племенами. Их слушались. Простым людям поэты казались послами высших сил, считалось, что именно эти силы диктовали им столь напевные сочетания мудрых слов.

Если говорить об общественном устройстве, то на Аравийском полуострове в пятом веке нашей эры произошло оригинальное явление: до этого существовали небольшие государства, которые представляли собой объединения различных племен, а потом вдруг разом распались.

Во главе таких государств стояли вожди. Они часто ставили около своего жилища идола, который носил функцию устрашения — полиции и войск не было, а дисциплина и послушание были необходимы. Поэтому эти царьки одновременно были жрецами, которые от имени богов читали людям наставления.

Однако ко времени Мохаммеда эти объединения распались, вождей не стало, племена стали независимы друг от друга.

Древние сказания сохранили информацию, позволяющую понять мгновенную перемену в общественном устройстве полуострова. Сначала вожди приносили людям пользу, улаживая конфликты, объединяя людей для выполнения каких-то общих задач. Но затем, уверовав в свою власть, стали ею злоупотреблять. А тут случились все эти землетрясения, извержения вулканов, эпидемии и засухи, которые привели к ухудшению благосостояния людей. Но правители требовали прежних подношений, уплаты налогов в прежних размерах. Вот люди и перестали им подчиняться, к тому же, убедившись в том, что идолы, которым их царьки призывали поклоняться, не спасли от бедствий.

Ропот подавить было некому. Сначала один народ скинул царька, слух дошел до соседей, те тоже повторили «революцию», и она быстро распространилась по всему полуострову. Вождей убрали, но поступили не так, как сейчас, когда вместо ушедшего мэра быстро назначается другой. Стали жить отдельными племенами, даже семьями, без всякой общей власти.

Отвращение к власти нашло отражение в Коране: в одной из первых сур, тогда, когда Мохаммед еще не представлял, что станет властителем, говорится:

«От царей, когда приходят куда-нибудь, не жди добра — они губят поселения и унижают жителей» (Сура 27).

Вот почему ко времени появления Мохаммеда на свет Мекка и Медина не имели своих правителей. Люди жили рядом, в одном оазисе, территориально объединенные вокруг источников воды, но не зависели от какой-либо власти — ее просто не было.

Но свобода, как всегда, несет и минусы: ввиду децентрализации сил стали невозможными какие-то крупные проекты, скажем, строительство ирригационных систем, а старые пришли в упадок. К тому же, стало трудно отражать нападения кочевников.

СУРА 30. РИМЛЯНЕ (Ар-Рум). Мекканская, пророческий период.

Поражение и победа византийцев — знаковые для мусульман. Знамения Аллаха. Ветер, молния, разный цвет кожи, разные языки — сумей понять это многообразие.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Повержены римляне в войне на ближних землях. Но пройдёт небольшое время, и они одержат верх. Богу принадлежала и принадлежит вся власть, и обрадуются верующие помощи Аллаха. Он помогает тем, кому желает.

Заметки на полях: история этих, первых строк 30-й суры Корана примечательна. Она впервые была прочитана примерно в 617 году. Перед этим Персия, напав на Византию, захватив Антиохию, Дамаск, приступила к осаде Иерусалима. Город отчаянно защищался ровно 20 дней, но вскоре городские стены превратились в руины, персы ворвались, как дикие львы, они все крушили на своем пути — дома, храмы, базилики, синагоги. Казалось, что Византия уже не поднимется с колен. Особенно болезненным был захват персами Египта, откуда в византийские города поступала пшеница.

Коран в этой войне — на стороне византийских христиан, отличая их от огнепоклонников Персии.

Именно в период краха Византии Коран предсказывает, что через несколько лет она обретет победу. В это никто не мог поверить, даже сам Ираклий, царь Византии. Он задумал покинуть страну и переправиться в Ливию. Но патриарх Сергий убедил императора отказаться от капитуляции. Ираклий долго колеблется и, наконец, начинает контратаку. В 622–628 годах он предпринимает три похода на Персию, сокрушает ее армию и вступает на территорию враждебного государства. Предвидя поражение, персидская оппозиция убивает царя Хосрова II, приходит новая власть, которая сразу же вступает с Ираклием в мирные переговоры. Персы возвращают Византии завоеванные ранее территории — Сирию, Египет, Иерусалим. Византийская империя даже расширяет свои владения за счет Северной Месопотамии.

Напомним, что Коран предсказал эту победу в то время, когда весь мир считал, что Византия погибла окончательно.

Для Мохаммеда победа византийцев была знаковой. Мекканская знать, услышав о сокрушительном поражении Византии, говорила мусульманам, что и они будут так же повержены. Тогда впервые Мохаммед и сказал своим сподвижникам, что через несколько лет римляне одержат победу. Так и случилось.

Всевышний помогает тем, кому желает, кто этого достоин. Таково обещание Аллаха, но мало кто об этом знает.

Люди верят в то, что видят, о будущем не думают, тут они беспечны. Неужели они не размышляли о самих себе, об окружающем их мире? Это Аллах создал небеса и землю, и то, что между ними. Но многие не верят в это, не верят во встречу с Богом.

Неужели вы не слышали, чем кончили безбожники, которые творили зло? Аллах создаёт Свои творения, а потом собирает их к Себе. Грешники в судный день отчитаются за деяния свои, и не окажется у них заступников. А те, которые добро творили — будут вознаграждены.

Славьте же Аллаха с наступлением утра и при заходе солнца! Славьте же Его после полудня и в середине дня! Это Он выводит из мёртвого живое, а мёртвое — из живого. Бог оживляет землю после её смерти, так и люди будут возрождены.

Среди Его знамений — то, что вы сотворены Аллахом. Среди Его знамений — то, что созданы для вас супруги, чтобы род ваш не угас, созданы любовь между вами и тяготение. Пусть задумается об этом тот, кто обладает разумом!

Среди Его знамений — различие в языках, отличие цвета кожи, ваш сон ночной и работа днём. Задумайтесь об этом, если вы разумны! Среди Его знамений — ветер, несущий по небу облака и корабли по морю.

Среди Его знамений — молния, напоминающая вам о Боге, и гром, приносящий страх. Бог ниспосылает с неба влагу, которая оживляет землю и растит плоды. Среди Его знамений — то, что существуют небо и земля, и прочно держатся они в просторах мироздания. Задумайтесь же об этом, если вас не покинул разум!

Аллаху подчиняется всё, что окружает вас. В Его власти — все наивысшие качества природы. Есть ли среди рабов ваших те, кого вы боитесь, что захватят вашу власть? Точно так же Бог владеет всем, и никто не может стать с Ним рядом. Задумайтесь же об этом, у кого есть разум!

Безбожники потакают своим страстям. Ты не сможешь направить их на верный путь, если Аллах ввел их в заблуждение. Тебя услышат только те, кто обладает слухом.

Обрати своё лицо к религии, исповедуя единобожие. Бог — один, Бог сотворил человека с этим представлением. Обращайтесь к Господу с раскаянием, Его страшитесь, не кланяйтесь множеству богов, совершайте предписанный намаз, в религии раскола не допускайте (всем мусульманам, ныне расколотым на 70 ответвлений ислама, придется признаться, что этот завет Корана никто не думает выполнять).

Люди каются перед Богом только в трудную минуту, встретившись со злом. Когда беда минует — забывают Бога. Такова людская неблагодарность. Пользуйтесь милосердием Аллаха, но знайте, что Он един.

Оказывайте добрые дела родным и близким, беднякам и путникам. И тогда вы ближе станете к Аллаху. Но приблизится не тот, кто ждёт какой-то выгоды, а тот, кто бескорыстен.

Зло возникает на земле от рук людских за то, что сотворено когда-то вами. Это — урок вам, чтобы думали, что творите. Зло порождает зло. Скажи им, Мой посланник: обратите же лицо к Аллаху до дня суда, когда придётся отвечать за свои поступки. В судный день Аллах несправедливым не поможет, покаяние от них не будет принято.

Аллах создает вас из капли слабыми. После детства Он вас одаряет силой, а потом заменяет силу слабостью и сединой. Он творит вашу жизнь такой, как вам предначертано.

Мы приводим в Коране притчи, которые дано понять лишь разумеющим. А неверующий не видит знамения Бога. Будь же терпелив, посланник Мой. Придерживайся веры, не дай неверующим сломить себя.

Ссылка на основную публикацию