Транспортные возможности Саудовской Аравии, обзор и факты

Транспортные возможности Саудовской Аравии

Вывоз сырой нефти и нефтепродуктов из Саудовской Аравии, а так же ввоз грузов, предназначенных для нефтепромыслов, осуществляется по морю. Условия судоходства у восточного побережья Аравии неблагоприятны из-за малых глубин. Здесь нет ни одной естественной гавани, в которой суда могли бы бросать якорь у берега; порт Рас-Танура был построен «Арамко» для ее собственных нужд. К марту 1948 г. в порту имелись пловучий док с четырьмя подводными трубопроводами для погрузки нефти и пристань для приема четырех судов, напоминавшая по форме букву «Т» и соединенная с берегом эстакадой и десятью трубопроводами для погрузки нефти. Док расположен на восточной стороне мыса и используется почти исключительно для отгрузки нефти. Суда, привозящие грузы, разгружаются баржами, причаливающими к пристани, расположенной на западной стороне. На июль 1949 г. здесь было запланировано завершение строительства дополнительных емкостей для хранения нефти, а также новой пристани для судов. Разгрузка приходящих судов с помощью лихтеров осуществляется у Эль-Хобара — небольшой мелкой гавани, расположенной в 8 км к востоку от Дахрана.

Автомобильный транспорт в Саудовской Аравии

Внутренние перевозки в Аравии издавна осуществлялись на вер­блюдах и ослах, но в настоящее время перевозка промышленных грузов производится главным образом на автомобилях, хотя дорог здесь проведено мало. Легковые автомобили, грузовики и тракторы «Арамко» имеют широкие шины низкого давления для езды по мягким пескам. С помощью этого приспособления, а также благодаря использованию машин специальных конструкций пески с успехом преодолеваются грузовиками грузоподъёмностью до 12 тонн и тракторными прицепами, перевозящими части бурового оборудования весом до 125 г.

Хотя специально оборудованные машины могут пересекать пустынные пространства без всяких дорог, грунтовые дороги, проходящие через такие пустыни, как Дахна или Джафура, в результате интенсивного движения грузовиков разбиваются, что создает большие неудобства. В районах дикаки, где пески скреплены корнями растений, могут быть проложены улучшенные дороги. Дороги здесь необходимы: езда по такой местности без дорог медленна, а в районе песчаных холмов скорость, как правило, не превышает 16 км в час. Улучшенные дороги, на которых можно развивать скорость 50—65 к м в час, могут быть построены при небольших затратах. Для этого нужно срезать поверхностную растительность и сгладить небольшие песчаные гряды с помощью тяжелого дорожного катка или скрепера.

Почти любой район северных двух третей Аравийского полуострова, представляющих, за исключением гор Хиджаза (расположенных по побережью Красного моря), каменистую и галечниковую равнину, пригоден для езды на автомобиле. Один из участков трансаравийского нефтепровода — от Персидского залива до Средиземного моря — пройдет почти по прямой (около 1000 км ), главным образом по галечниковым и каменистым равнинам.

Пустыни Большой Нефуд и Руб-эль-Хали на автомобиле никогда не пересекались. Правда, машины «Арамко» заходили довольно далеко вглубь, что говорит о том, что на специально оборудованных машинах здесь возможна езда. Строительство дорог и их поддержание в целях промышленного освоения пустынных областей является крайне трудным делом и требует больших затрат.

Помимо автотранспорта имеется воздушный транспорт. Самолеты, принадлежащие правительству Саудовской Аравии и «Арамко», совершают регулярные полеты из аэропорта Дахран, находящегося в совместном управлении правительства Саудовской Аравии и американской армии, в Эль-Хардж, Рияд и Джидду. Каждую неделю самолеты компании «Транс уорлд эйрлаинс» совершают четыре рейса в США. «Арамко» располагает 15 самолетами, включая самолеты «Дуглас-4» для полетов в Соединенные Штаты и двухместные самолеты, используемые на месте.

Дахран связан железной дорогой протяженностью 65 км с Абкаиком и железнодорожной линией длиною 16 /сж с городом Даммам, где в настоящее время «Арамко» строит глубоководный порт для правительства Аравии. Строительство порта преследует две цели: во-первых, улучшение условий морского судоходства в этом районе и, во-вторых, создание современного арабского города для служащих и рабочих компании. Король Ибн-Сауд планировал постройку правительственной железной дороги от побережья Персидского залива до Рияда, имея в виду при этом не только разрешение транспортных трудностей, но и создание постоянных поселений во внутренних районах страны, в местах, где имеется достаточное количество воды для земледелия.

Когда король узнал о планах «Арамко», он потребовал, чтобы порт и железная дорога явились составной частью правительственного проекта, и в настоящее время строительство ведется совместно. Строительство и его финансирование осуществляется «Арамко», но впоследствии эти расходы будут возмещены. Проект предусматривает постройку 11-километрового пирса, который достигнет глубокой воды, а на его конце сейчас уже строится крупная разгрузочная пристань с таможенными складами и другим оборудованием. Железная дорога идет на Аокаик с ответвлением на Дахран. Территория города Даммам уже распланирована; пробурены дополнительные колодцы, многие служащие получают от компании помощь в постройке домов.

«Арабиен-Америкея ойл компани» осуществляет в Саудовской Аравии грузовые перевозки по одним маршрутам и контролирует другие. Она обслуживает также правительственный автотранспорт в гаражах Дахрана. Компания выступает как агент по закупке самого разнообразного промышленного оборудования и домашней утвари, а также приглашает для правительства советников и технических специалистов.

Транспорт Саудовской Аравии

Благодаря значительным доходам от нефтедобычи Саудовская Аравия может позволить себе вкладывать немалые средства в развитие транспортной сети, которая в последние десятилетия активно развивается. На сегодняшний день в Саудовской Аравии представлены следующие виды транспорта:

  • автодорожный;
  • общественный;
  • авиационный;
  • железнодорожный;
  • морской.

Остановимся немного подробнее на каждом из них и рассмотрим особенности вариантов передвижения по стране.

Благодаря значительным доходам от нефтедобычи Саудовская Аравия может позволить себе вкладывать немалые средства в развитие транспортной сети, которая в последние десятилетия активно развивается. На сегодняшний день в Саудовской Аравии представлены следующие виды транспорта:

  • автодорожный;
  • общественный;
  • авиационный;
  • железнодорожный;
  • морской.

Остановимся немного подробнее на каждом из них и рассмотрим особенности вариантов передвижения по стране.

В Саудовской Аравии установлено правостороннее движение (руль слева). Это единственная в мире страна, где женщинам до сих пор запрещено водить автомобиль (разрешение вступит в силу только в июне 2018 года), а также ездить на велосипедах.

По данным 2006 года общая протяженность автодорог в стране составляла более 220 тыс. км, в том числе 47,5 тыс. км – магистрали с асфальтовым покрытием. В крупных городах, например, в Эр-Рияде, можно встретить восьмиполосные скоростные автодороги, а в мелких поселениях находятся преимущественно узкие грунтовые. Наиболее важные в Саудовской Аравии трассы соединяют Эр-Рияд с Эд-Даммамом, Эль-Касимом, Эт-Таифом, Мекку с Мединой и Джиддой, Джизад с Эт-Таифом и Джиддой.

Отличительной особенностью Саудовской Аравии является самая низкая во всем мире стоимость бензина ($0,13 за 1 л). В связи с этим обстоятельством автотранспорт в стране очень привлекателен.

Для того, чтобы взять напрокат машину в Саудовской Аравии, нужно быть мужчиной старше 21 года, иметь водительское удостоверение международного образца и банковскую карту.

Наиболее популярный вид междугороднего общественного транспорта в Саудовской Аравии – автобусы. Маршруты местной автобусной компании SAPTCO соединяют все самые крупные и значимые города страны. Надо отметить, что автобусы здесь современные и очень удобные, оборудованные системой кондиционирования, но перемещение на них – далеко не самый быстрый способ попасть в нужную точку.

Если вы хотите добраться с комфортом в какое-либо место Саудовской Аравии, можно воспользоваться услугами такси. Среди перевозчиков есть как официальные службы такси, так и частные. В первых цены обычно значительно выше.

В стране расположено 3 международных аэропорта. Они находятся в городах Эр-Рияд, Джидда и Даммам. Национальный перевозчик Saudi Arabian Airlines представляет большую сеть внутренних авиалиний. Лайнеры компании находятся в отличном состоянии и обслуживаются по высоким европейским стандартам. Большая часть международных рейсов осуществляется через столицу страны – Эр-Рияд. Из внутренних рейсов наиболее популярными являются перелеты между городами Эр-Рияд, Эд-Даммам, Медина, Джидда, Табук. В зависимости от направления цены на билеты варьируются от $120 до $150 в одну сторону.

В отличие от соседей по Аравийскому полуострову Саудовская Аравия может похвастаться наличием железнодорожного сообщения. При этом надо отметить, что сеть железных дорог пока недостаточно развита и представляет собой несколько сотен километров железнодорожных путей от Эр-Рияда к портам Персидского залива. Пассажирское сообщение осуществляется в настоящее время только по маршруту Эр-Рияд–Даммам, через города Харад и Эль-Хуфуф. Поезда имеют высокий уровень обслуживания, билеты можно приобрести на станциях.

Сейчас активно строятся новые участки железнодорожных путей в Абу-Аджрам и в Мекку, а также между Меккой и Мединой через Джидду.

Наличие развитой инфраструктуры для морских перевозок в стране также обусловлено экспортом из Саудовской Аравии нефти. Морские порты находятся в управлении Saudi Ports Authority. Находятся они на побережье Персидского залива и Красного моря. Самыми важными портами в Саудовской Аравии являются Эд-Даммам и Эль-Джубайль в Персидском заливе, Джидда и Янбу-эль-Бахр – в Красном море.

12 интересных фактов об экономике Саудовской Аравии

Королевство Саудовской Аравии было официально основано в 1932 году, и за почти девять десятилетий с момента его основания оно превратилось в одну из самых богатых наций на Земле.

Это все почти полностью благодаря огромным запасам нефти и природного газа в стране, хотя Саудовская Аравия также добилась успехов в других областях экономической деятельности, таких как сельскохозяйственное производство.

В то время как последние новости, посвященные Саудовской Аравии и правительству, пролили свет на темную сторону королевства, большая часть арабского народа может гордиться своей страной. Саудовская Аравия может похвастаться длинной, богатой историей, она достигла последних экономических успехов, которые прокладывают путь к процветающему будущему, права женщин постепенно расширяются, и в стране находится ряд университетов с самым высоким рейтингом.

Несмотря на свою репутацию мирового экономического центра, благодаря огромным природным ресурсам, внимательный взгляд на саудовскую экономику раскрывает более детальную картину королевства.

От его военных расходов до населения иностранных рабочих, вот 12 удивительных фактов об экономике Саудовской Аравии:

Саудовская Аравия обладает природными ресурсами на сумму более 34 триллионов долларов.

Саудовская Аравия занимает примерно 20% известных запасов нефти на планете, и именно эта нефть составляет основную часть богатства природных ресурсов королевства. Саудовская Аравия также обладает значительными запасами меди, серебра, фосфатов и ряда других ископаемых.

Саудовская Аравия является домом для самой прибыльной компании в мире.

Ошеломляющий чистый доход государственной нефтяной компании был выше, чем у Apple, Amazon и Alphabet вместе взятых.

Саудовская Aramco годами играла с публичной игрой, но после того, как компания привлекла 100 миллиардов долларов в виде предложения о размещении облигаций, IPO, было отложено на неопределенный срок.

Хотя в настоящее время на ее долю приходится около 90% экономики Саудовской Аравии, нефть там не была открыта до 1938 года.

Хотя Саудовская Аравия находится на том месте, которое считается вторым по величине хранилищем нефти в мире, там ее не было обнаружено вообще до 1938 года. В том же году разведчики, работающие на калифорнийскую Standard Oil, наконец-то нашли резерв. Компания управлялась саудовским производством до 1980 года, когда саудовская королевская семья вступила во владение. Сегодня добыча нефти обеспечивает более 90% национального богатства.

Годовой ВВП штата Пенсильвании выше, чем у всей нации Саудовской Аравии.

Саудовская Аравия имеет 18-й по величине годовой ВВП по сравнению с другими странами. Но по сравнению с годовым валовым внутренним продуктом штатов США экономика Саудовской Аравии в годовом выражении меньше, чем в штате Пенсильвания. В 2017 году ВВП королевства составлял около 683 миллиардов долларов, а в Пенсильвании – 752 миллиарда долларов. Пенсильвания занимает шестое место по объему государственного ВВП.

Саудовская Аравия занимает 4 место по ВВП на душу населения среди стран Ближнего Востока.

Несмотря на то, что Саудовская Аравия часто воспринимается как самая богатая нация на Ближнем Востоке, она фактически занимает четвертое место по уровню доходов на душу населения после Катара, Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов. В Катаре средний доход на душу населения составляет 129 700 долларов в год, а в Саудовской Аравии это 54 100 долларов.

Саудовская Аравия превосходит все, кроме одной нации, с точки зрения военных расходов.

В процентах от годового ВВП только Оман превосходит Королевство Саудовской Аравии с точки зрения военных расходов. Саудовская Аравия направляет более 10% своего годового бюджета на военные расходы, или около 69 миллиардов долларов в год. К примеру США тратят около 610 миллиардов долларов на свои вооруженные силы в год, но, согласно данным Всемирного банка, это составляет всего 3,1% ВВП США.

Саудовская Аравия не входит в число 20 крупнейших стран-экспортеров.

В 2017 году королевство заняло 22-е место по объему экспорта в долларовом выражении, отправив товаров на сумму около 231,3 млрд. долларов. Она оказалась позади Индии, которая произвела экспорт в этом году на сумму 299,3 миллиарда долларов, и чуть выше Таиланда, который экспортировал на 228,2 миллиарда долларов.

Саудовская Аравия имеет крупнейшую молочную ферму в мире.

Молочная ферма Аль-Марай в Саудовской Аравии является крупнейшим молочным производством на планете. Там содержится около 95 000 дойных коров, и молочный завод производит около 1 миллиарда литров молока каждый день.

Доход на душу населения в США более чем вдвое превышает доход Саудовской Аравии.

Согласно данным, собранным Всемирным банком, доход на душу населения для американца в 2017 году составил 59 160 долларов США. В том же году доход на душу населения в Саудовской Аравии был на 20 090 долларов США, или в 2,9 раза ниже, чем в США.

На одном из нефтяных месторождений Саудовской Аравии достаточно нефти, чтобы заполнить 4,77 миллиона олимпийских плавательных бассейнов.

На нефтяном месторождении Гавар в Саудовской Аравии находится около 75 миллиардов баррелей нефти, что будет достаточно для заполнения более 4770890 олимпийских плавательных бассейнов.

Население Саудовской Аравии составляет 33 миллиона человек, в нем занято около 6 миллионов иностранных работников.

В саудовской нефтяной и газовой промышленности преобладают иностранные рабочие, в королевстве работают около 6 миллионов иностранных граждан. Это означает, что в любой день более 15% людей, проживающих в Саудовской Аравии, являются иностранными гражданами.

Саудовская Аравия имеет дело с серьезной безработицей.

Несмотря на то, что иностранцы стекаются на нефтегазовые месторождения и нефтеперерабатывающие заводы Саудовской Аравии, ее граждане сталкиваются с хронической нехваткой рабочих мест. В 2018 году уровень безработицы достиг 12,9%, при этом около 2 миллионов саудовцев остались без работы, несмотря на огромные резервы наличности в стране.

Вас так же могут заинтересовать интересные факты о других экономиках:

Подписывайтесь на наши соцсети:

Чтобы быть в курсе последних мировых событий и не пропускать свежие образовательные материалы

15 занимательных фактов о Саудовской Аравии

Саудовская Аравия с ее колоссальными запасами нефти — одна из 12 основных стран, входящих в картель ОПЕК, которая оказывает ценовое давление на другие крупные страны-экспортеры нефти, такие как Иран, Россия и США.

Познакомьтесь с этой влиятельной страной поближе.

1. В столице Саудовской Аравии находится крупнейший рынок верблюдов

Приблизительно сто верблюдов продаются каждый день на рынке в Эр-Рияде.

2. 80% рабочей силы в Саудовской Аравии — иностранцы

8,412 млн человек трудятся на просторах Саудовской Аравии, но 80% из них, а это около 6 млн человек, — граждане других государств. Большинство из последних задействованы в секторах нефтедобычи и предоставления услуг. Сегодня правительство Эр-Рияда прилагает все усилия, чтобы уменьшить безработицу в Саудовской Аравии.

3. Запасов нефти в Гаваре хватит, чтобы заполнить 4 770 897 Олимпийских бассейнов

Расположенный в Саудовской Аравии Гавар — это крупнейшее нефтяное месторождение в мире. Оно хранит в себе около 75 млрд баррелей нефти.

Олимпийский бассейн способен вместить около 660 253,09 л жидкости.

4. Ежегодные военные расходы Саудовской Аравии более чем в три раза превышают ВВП Афганистана

Фото: Omar Chatriwala

Военные расходы Саудовской Аравии в 2013 году составили 67 млрд долларов — на 14% больше по сравнению с 2012 годом. Этот факт ставит Саудовскую Аравию на четвертое место по расходам на армию после США, Китая и России.

Из топ-15 крупнейших военных транжир, Саудовская Аравия имеет самые высокие военные расходы в виде доли от общего объема ВВП.

ВВП Афганистана составляет 20,7 млрд долларов.

5. Саудовская Аравия по площади в шесть раз больше Германии, но большинство ее земель — пустыня

Саудовская Аравия — 13-я по величине страна в мире. И вторая среди арабских стран: уступая по величине лишь Алжиру, она занимает площадь в 2,15 млн км2.

Тем не менее, 95% территории страны занимает пустыня или полупустыня. Здесь находятся некоторые из самых больших пустынных районов, включая Аль Нефуд и Руб эль-Хали. Только 1,45% всех земель пригодны для земледелия.

Площадь Германии составляет 357 021 кв. км.

6. Саудовская Аравия возводит самое высокое здание в мире, около 1 километра высотой

Километровое сооружение будет носить название Королевская башня (Kingdom Tower). Его построят к 2018 году и станет самым высоким сооружением в мире.

Китай также работает над подобным проектом. Скоро мы увидим, кто победит в этой гонке.

Рост известного баскетболиста Леброна Джеймса — 2,03 м. Королевская башня — это 492 Леброна Джеймса, стоящих друг на друге.

7. Ожидаемая стоимость строительства Королевской Башни в 38,4 раза превышает годовой доход Уилла Смита за 2014 год

Строительство обойдется в 1,23 млрд долларов.

По данным декларации о доходах Уилла Смита, с июня 2013 года по июнь 2014 года он заработал 32 млн долларов.

8. Саудовская Аравия — единственная страна, где женщинам запрещено водить машину

В консервативном исламском мире нет официального запрета на вождение автомобиля для женщин, но закон Саудовской Аравии разрешает вождение для граждан внутри страны только по водительскому удостоверению, выданному властями Саудовской Аравии. В тоже время удостоверение не выдается женщинам, то есть им не предоставляется никакой возможности получить права.

Кроме того, более 54,4% женщин являются безработными, в то время как незанятых мужчин — всего 20,8%.

На мировом экономическом форуме в 2007 году Билл Гейтс раскритиковал столь высокий уровень безработицы среди женщин. Когда один участник форума спросил его, может ли Саудовская Аравия к 2010 году обрести сильную конкурентоспособную экономику , Гейтс ответил:

«Если эта страна не в полной мере использует имеющиеся у нее человеческие ресурсы, ей сложно будет достичь вершины успеха».

9. Саудовская Аравия может прекратить рубить головы в связи с нехваткой палачей в стране

Комитет Саудовской Аравии, состоящий из представителей министерств внутренних дел, юстиции и здравоохранения заявил:

«Это решение кажется резонным, особенно в свете дефицита кадров для исполнения наказания; наша цель — избежать перебоев в работе принятых мер по обеспечению безопасности».

10. 47% населения Саудовской Аравии составляют лица в возрасте до 24 лет

Более четверти населения Саудовской Аравии находится в возрасте до 14 лет, и почти половина населения моложе 24 лет.

11. Нефтяной сектор Саудовской Аравии равен 45% ВВП

Нефтяной сектор Саудовской Аравии составляет 45% от общего объема ВВП страны — что равняется 335,372 млрд долларов.

ВВП Ирака — 222,879 млрд долларов, ВВП Марокко — 104,4 млрд долларов, Руанды — 7,451 млрд долларов, а ВВП Королевства Тонга — 466 млн долларов.

12. Расходы на здравоохранение в Саудовской Аравии в 4,5 раза превышают ВВП Сьерра-Леоне

Страна тратит 3,7% от ВВП на нужды здравоохранения.

Совокупный ВВП в Сьерра-Леоне составляет 4,9 млрд долларов.

13. Саудовская Аравия в 14,5 раза больше, чем Бангладеш по размеру, но население Бангладеш почти в шесть раз больше

Население Бангладеш составляет примерно 166,2 млн человек, в то время как население Саудовской Аравии только 27,6 млн человек.

Более 80% жителей Саудовской Аравии живут вокруг крупных городов, большую часть территории — малонаселенная местность.

При этом Бангладеш гораздо меньше по размеру — всего 144 тыс. км2. Площадь Саудовской Аравии — 2,15 млн кв. км.

14. Саудовская Аравия строит шесть «экономических городов»

В стремлении уйти от исключительно сырьевой экономики , страна возводит «шесть экономических городов», которые должны прибавить к ВВП более 150 млрд долларов. Для сравнения: ВВП Кении составляет 44,1 млрд долларов.

Города распределены по всей стране и, как ожидается, добавят 1,3 млн рабочих мест и повысят ВВП на душу населения с 13 тыс. долларов до 33,5 тыс. долларов.

15. В 2012 году более 3 миллионов жителей Саудовской Аравии и близлежащих территорий отправились на Хадж

Сотни тысяч мусульман совершают ежегодное паломничество в Мекку — один из пяти столпов исламской веры.

В 2012 году 3,16 млн человек, как сообщается, отправились на Хадж — и только 1,7 млн прибыли не из Саудовской Аравии.

100 фактов о Саудовской Аравии.

Ну вот и я созрел на 100 фактов о Саудовской Аравии. Это мои личные наблюдения за 4,5 года на восточном побережье, в Хобаре. На абсолютную точность фактов не претендую.

1. Саудовская Аравия занимает около 70% площади Аравийского полуострова.
2. В 1932 году, когда СА образовалась слиянием двух княжеств, она была одним из беднейших государств мира.
3. Раньше на территории Саудовской Аравии было множество мелких княжеств. Многие теперешние фамилии саудовцев имеют прямое отношение к тем княжествам. Многие такие семьи являются самыми богатыми в королевстве, после Саудов, конечно.
4. Фамилию одной из таких семей знает практически каждый человек.
5. В 1938 году нашли первую нефть, и теперь СА – первая по добыче нефти в мире и одна их самых богатых стран.
6. Власть передается по наследству, только членам семьи Аль-Сауд.
7. Страна живет по строгим законам Шариата (исламского права), запрещены любые публичные развлечения (театры, кинотеатры и т.д.).
8. Однако, есть и послабления (думаю, в связи с событиями на Ближнем Востоке) – в этом году король разрешил женщинам голосовать на местных выборах в муниципалитеты.
9. Пару лет назад хотели провести кинофестиваль в Джидде, но его отменили накануне открытия под каким-то благовидным предлогом.
10. Женщина – человек без прав. Не имеет права работать (хотя в последнее время начали появляться женщины на ресепшенах в больницах), не имеет права водить машину, не может появляться на публике одна (только с представителем семьи мужского пола, даже если мужчине всего 6 лет).
11. Женщины пытаются отстоять право на вождение машины и периодически устраивают акции протеста, ездят по улицам за рулем. Их ловят, делают внушение и отпускают на поруки мужа. Одну недавно приговорили к порке.
12. Казни есть, но меньше чем в прошлом.
13. За наркотики – смертная казнь. За алкоголь – порка, тюрьма и депортация.
14. Это не мешает индусам и филипинцам варить самогон, который называется «садЫки». Страшная вещь, градусов 60.
15. Можно купить и более благородные напитки, виски, например, но бутылка будет стоить около 300 баксов. Контрабанда.
16. Значительная часть СА – пустыня. На юге пустыня называется Руб-аль-Хали, Пустая четверть. Там песок меняет цвет в течение дня в зависимости от температуры, от красного утром до светло-желтого в обед.
17. Днем в июне-июле температура в пустыне запросто достигает 60 градусов и выше.
18. На восточном побережье периодически влажность поднимается до 100%. При температуре 40-45 градусов.
19. На западном побережье высокая влажность присутствует практически всегда. Зато у них нет песчаных бурь, как на востоке.
20. Вдоль западного побережья есть горы Хиджаз и Асир. Самая высокая точка – 3353 м.
21. Столица – Рияд, огромный по площади город, высоток крайне мало. Средняя высота здания – этажей пять.
22. Машины в основном американские. До конца 80-х японских машин практически не было, пока один предприниматель (не помню как его звали) не привез несколько десятков эксклюзивных японских моделей и не подарил их принцам и всякой знати. Теперь японских авто примерно половина. Европейские тоже есть, но мало.
23. Несмотря на то, что доходы позволяют покупать приличные машины, многие ездят на автохламе 70-80 годов. Одна из самых распространенных машин – Chevrolet Caprice Classic конца 80х
24. Ездят как бог на душу положит – средняя скорость по городу 80-100 км/ч, за городом официально 120, но по факту кто как может, но не меньше 120.
25. Нередка картина, когда саудовец ведет машину, а на руках у него маленький ребенок.
26. А еще они любят отодвинуть сиденье максимально назад, спинку откинуть, левую ногу подогнуть под себя или упереть слева в приборную панель и рулить так сидя боком и держа руль одной рукой. Машины-то практически все с автоматической коробкой.
27. Бензин стоит дешевле воды. Бутылка воды 0,6 л стоит 1 риал, 1 литр бензина – 0,6 риала. Как-то так.
28. Рестораны разделены на семейную секцию и секцию для синглов. Синглов к семейным не пускают.
29. Вообще, в зависимости от упертости секьюрити, одинокого араба (или группу арабчат) могут не пустить и в торговый центр. Есть торговые центры только для семейных.
30. Бродячих животных нет. Ну, почти нет. Собак видел пару-тройку раз за почти 5 лет, в основном кошки, но весьма немного.
31. Зоомагазины есть, кошку купить можно. Но арабы дома живность не держат, нельзя.
32. Изображения человека и животных запрещены Кораном. Люди выходят из положения как могут, в Джидде есть памятник непонятно чему, но если приглядеться, то похоже на верлюда.
33. Еще в Джидде просто дофига всяких непонятных монументальных композиций – памятники чайнику, клещам, строительному мастерку, еще чему-то, не помню уже.
34. Раньше и на фотографиях на рекламе в людных местах лица людей были затерты. Сейчас вроде решили, что фотография – светопись, свет дал Аллах, значит, фотография – дело богоугодное.
35. Фотографировать людей без их согласия не рекомендуется, особенно женщин и полицейских.
36. Тут вообще ничего фотографировать нельзя – кругом куда ни плюнь или правительственное здание, или секьюрити чекпойнт, или компаунд для иностранцев.
37. Попытался сфотографировать пожарную машину в Джидде – тут же из-под земли появилась полицейская машина, чуть не отобрали камеру. Друг отмазал.
38. Три ключевых арабских слова – иншалла, букра и маалеш. Иншалла – типа «дай бог», на все воля Аллаха, букра – завтра, маалеш – ну и хрен с ним.
39. Соответственно, иншалла добавляется везде, где есть упоминание о каких-то планах. Букра иншалла может означать как «может быть завтра», так и «никогда». Вообще букра – промежуток времени между сейчас и никогда.
40. Большинство арабов не умеют плавать.
41. Несмотря на близость Персидского залива, катеров и яхт практически нет. Есть немного гидроциклов. Виндсерферов видел один раз.
42. Любимое развлечение – заехать на машине на песчаную дюну вверх по склону. Высота дюны – метров 30-40, угол подъема довольно крутой. Некоторые пытаются это сделать на легковушках.
43. Деревьев тут практически нет, пустыня. Арабы любят выезжать в пустыню на пикники, с палатками, мангалами и т.п.
44. Есть неписанные законы пустыни – если видишь машину на обочине в безлюдном месте – остановись, может, нужна твоя помощь.
45. Саудовская Аравия очень загаженная страна. Тонны мусора вдоль дорог, на пляжах. Летающие пакеты, пластиковые бутылки.
46. С нормальной обувью проблема, т.к. арабы носят в основном сандалии и шлепанцы.
47. Вообще они к европейской одежде не очень приучены. Брюки вечно короткие. Какие-то абсолютно уродские ботинки.
48. А сочетание традиционного арабского наряда (тоба вроде называется) и ботинок с носками почти до голени – это вообще ад.
49. Интернет серьезно модерируется, сайты с малейшим намеком на порнографию закрыты, как и многие прокси-сервера.
50. Железнодорожное сообщение практически отсутствует, несмотря на довольно большую территорию. Есть ветка Даммам-Рияд. Строится ветка Мекка-Медина. В 2008 году подряд на строительство ж/д Север-Юг выиграло ОАО РЖД, но потом тендер отменили.
51. Въезд в Мекку и Медину не-мусульманам запрещен. Но мы случайно попали в Мекку в прошлом году.
52. В Саудовской Аравии культ семьи. Часто дети живут с родителями, старший сын содержит престарелых родителей. Уважение к старшим прививается с детства.
53. Идущий приветствует стоящего, младший – старшего.
54. При встрече саудовцы троекратно целуются в щеку (или в обе по очереди), но не все, только близкие родственники, старые друзья.
55. Здесь весьма специфический бизнес-этикет. Опоздать считается нормой, прежде чем начинать деловой разговор, пьют чай-кофе, говорят о жизни.
56. Саудовского арабского языка не существует. Есть диалекты хиджази (западное побережье), наджди (центр) и шарки (восточное побережье), которые отличаются друг от друга. Плюс приезжие арабы превносят колориту – египтяне, палестинцы, сирийцы, иорданцы.
57. Говорят, Ева, та самая, жила в Джидде, и месту ее захоронения поклонялись раньше. Но потом ваххабиты разрушили место захоронения и кладбище. Осталась от того кладбища только арка на входе.
58. Любое другое открытое вероисповедание кроме Ислама запрещено. Соответственно, накануне всяких не-исламских церковных праздников типа Рождества, деятельность шариатской полиции «мутава» активизируется.
59. Если есть крестик, то лучше его носить под одеждой.
60. Елок в продаже нет, никаких, даже искусственных.
61. А вот елочные игрушки продаются в маленьких сувенирных магазинчиках. Парадокс. Сам покупал несколько явно елочных по виду шариков из папье-маше с верблюдами на них.
62. Русские матрешки тоже продаются, только они подвержены национальному моддингу. На женских матрешках черные абайи нарисованы (накидки такие) и никабы (платки), на мужских соответственно тобы и гутры.
63. Обруч на голове мужчины поверх платка называется агаль. Сейчас он сделан из хрен пойми чего, а раньше делался из конского волоса и служил для стреножения скотины (в основном верблюдов).
64. Верблюжье парное молоко очень вкусное, но если у вас проблемы с желудком – лучше не пить. Может подействовать в течение получаса.
65. Саудовцы довольно радушны, но в дом приглашают очень редко. В основном общение происходит в небольшой беседке, пристроенной к дому. Обязательно угощают арабским кофе, финики.
66. Арабский кофе – отдельная история. Во-первых, это напиток желто-коричневого цвета. Во-вторых, в нем полно добавок – кардамон, гвоздика, корица, иногда анис. В-третьих, подается в микроскопических пиалках. В-четвертых, это очень тонизирующий напиток, много не выпьешь. Ну и обязательно стакан холодной воды принесут.
67. Арабы очень любят почесать языком. На телефоне висят постоянно.
68. Есть список профессий, официально утвержденный Министерством труда, на которые принимаются только саудовцы. Например, в отдел кадров или по связям с правительственными органами.
69. Вообще государство строго регламентирует вопрос трудоустройства. Международная компания должна набирать определенный процент саудовцев, не менее 10% о

Сближение Саудовской Аравии и Израиля: факты и перспективы

Сближение Саудовской Аравии и Израиля.

Обзор ближневосточных новостных порталов приводит к выводу, что на фоне обострения отношений с традиционно мусульманскими странами, такими, как Турция, Катар, Иран Саудовская Аравия переживает беспрецедентную нормализацию отношений с Израилем. В стране нарастает анти-палестинская риторика, причем тренд задается сверху – из властных кабинетов.

Однако население страны отнюдь не настроено благожелательно в этих животрепещущих вопросах. Народные массы придерживаются палестинской версии конфликта. Одним словом, население КСА стран не принимает израильское объяснение происходящего. Рядовые саудиты не намерены перейти к демонизации палестинцев.

По этой причине, до недавнего времени отношения между КСА и Израилем оставались ограниченными на официальном уровне и тайными. Сотрудничество происходило в основном в плоскости экономических выгод и сознательно удерживалось вне пределов публичной сферы. С некоторых пор ситуация стала меняться. Саудовские власти вдруг настроились на неприкрытую дружбу с Израилем и стали вкладывать средства в пропагандистскую «перековку» общественных настроений.

Немалая роль в продвижении про-израильских настроений в саудовские массы принадлежит т.н. «Глобальному центру по борьбе с экстремистской идеологией», базирующемуся в Эр-Рияде. Основная работа этого центра, в котором работают три тысячи одних только штатных сотрудников (и их число увеличивается), заключается во всяческом содействии и продвижении этой самой беспрецедентной нормализации.

В прошлом Центр был нацелен на установление мира между палестинцами и израильтянами, однако с некоторых пор деятельность Центра направлена на превращение палестинцев во врагов. В том же русле действует не только «Глобальный центр по борьбе с экстремистской идеологией».

Возьмем такую организацию, как Всемирная мусульманская лига с центральным офисом в Мекке и филиалами в Медине, Эр-Рияде и Джидде. Эта, созданная в 1962 году по инициативе Саудовской Аравии и активном участии США лига должна была заниматься только мусульманской повесткой дня. В этом свете как объяснить поступок Генерального секретаря Всемирной мусульманской лиги Мухаммада Исы, который пригласил американского директора Мемориального музея Холокоста посетить саудовское королевство?

Помимо Всемирной мусульманской лиги существуют и другие каналы идеологической обработки населения КСА. Например, до недавнего времени активным сближением Саудовской Аравии и Израиля занимался королевский советник Сауд аль-Кахтани, коего называли «правой рукой принца Ибн Салмана».

Аль-Кахтани хоть и был уволен в связи с убийством журналиста Джамаля Кашыкджи, но продолжает иметь влияние в ближайшем окружении наследного принца Мухаммеда бен Салмана. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на данные западных, арабских и саудовских источников, близких к королевской свите.

Сауд аль-Кахтани занимался также налаживанием отношений с Израилем с точки зрения технического и шпионского сотрудничества, а также распространял клевету на палестинцев через электронную армию, которой он продолжает руководить.

Каковы промежуточные итоги про-израильской пропаганды в Саудовской Аравии?

Согласно информированным саудовским источникам, опрос общественного мнения, проведенный Исследовательским центром в Эр-Рияде, демонстрирует провал стратегии, избранной наследным принцем. Подавляющее большинство опрошенных по-прежнему считают Израиль врагом.

По мнению экспертного сообщества, политика, одной стороной направленная на создание положительного облика Израиля в Саудовской Аравии, а другой – на очернительство палестинцев, будет только углублять приверженность простых саудовцев палестинскому делу. В стратегической перспективе такое поведение может привести к полному краху главной фигуры, которая стоит за всем этим политическим цирком.

Ссылка на основную публикацию