20 особенностей шведской школы и ее отличия от российской

Уважение к личности – со школы

Главное в школьном образованиии в Швеции – выявить и развить таланты и способности каждого ребенка, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.

Уважение к личности – со школы

Главное в школьном образованиии в Швеции – выявить и развить таланты и способности каждого ребенка, а также научить школьников ставить перед собой цели и достигать их. Работая с детьми, учитель берет на себя роль, скорее, помощника, нежели строгого педагога с указкой.

Образование с ясель

Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование – неотъемлемая часть шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где детей готовят к первым шагам в общеобразовательной школе.

Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, как и взрослые.

Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все учителя, работающие в школах, как преподаватели-предметники, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.

Школьное образование – год за годом

С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.

Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа – lågstadiet (1–3 классы), средние классы – mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы – högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).

Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2018 году примерно 77,6% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.

Без оценок до шестого класса

До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. Шведы считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в риксдаге и муниципальных органах власти.

Физкультура тоже значится в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов в лес и на природу, если погода позволяет.

Чему учат в школе

С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, шведский язык, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.

Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.

Национальный экзамен

Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.

Наша школа глазами иностранца: что удивило шведку в Москве

Элин Йонссон, корреспондент телевидения Швеции, много лет живет и работает в России, хорошо знает и любит нашу страну. Впервые она приехала в Москву в 17 лет, будучи еще школьницей. Это было в 1990 году. Тогда юную шведку больше всего удивила школьная форма и неумение ее московских ровесников спорить и рассуждать. И, по ее наблюдениям, хотя за эту четверть века наша страна изменилась до неузнаваемости, многое в системе образования осталось прежним.

Больше всего меня удивила школьная форма — тогда девочки носили синий костюм: пиджак и юбку. Это было очень непривычно, в Швеции не было школьной формы. Ну и система образования была, конечно, совсем другая. Сначала меня определили в 10 класс — мне было 17 лет, — но там оказалось очень сложно, я ничего не понимала, не знала язык, поэтому попросила, чтобы меня перевели во 2 класс. Маленькие дети помогали мне, и чувствовала себя прекрасно, но чтобы не скучать и общаться со сверстниками, я одновременно стала работать в школе учителем английского языка. Вела разговорный практикум у старшеклассников — это была английская спецшкола. И вот там меня очень удивило, что дети вообще не готовы были самостоятельно обсуждать никакие темы. Даже на самые на простые вопросы: «Какой у тебя любимый цветок?» или «Как ты провел каникулы?» они пытались найти ответ в учебнике и боялись сказать то, что думают. Мне показалось, что в школе их совсем не учили выражать свою точку зрения. В шведской же школе нас, наоборот, учили критиковать, задавать много вопросов, защищать свое мнение, даже если большинство придерживается другого.

у вас все очень нацелено на результат

Математику с физикой мне сложно оценить, это мои нелюбимые предметы. Но я помню, как меня поразили уроки литературы: то, что у вас все читают Пушкина и учат Тютчева наизусть. У нас никто не учит стихи шведских поэтов. Это казалось таким старомодным и в то же время вызывало некоторую зависть. В шведской школе тоже есть литература, конечно: мы читаем и классиков, и современных писателей, обсуждаем, анализируем, выражаем свое мнение, но наизусть не учим.

Что же касается программы, то отличается, прежде всего, подход к знаниям и к целям, которые ставит перед собой школа. У нас считается, что школа нужна, в первую очередь, для того, чтобы дать человеку возможность найти себя — попробовать все предметы, понять, что интересно, чем хочешь заниматься дальше, в университете. Школа воспринимается как подготовка к жизни, и, прежде всего, к социальной. У вас же все очень нацелено на результат.

Вот, на мой взгляд, причина в том, о чем я говорила выше. Я всегда замечала, что россияне много времени отдают изучению иностранного языка, знают его теорию, иной раз лучше шведов, но часто вообще не умеют говорить на нем. Они стесняются! Мне кажется, это как раз из-за того, что все образование нацелено не на процесс, а на результат. Если ты не знаешь язык в совершенстве, то не можешь и говорить на нем, не имеешь права. И это касается не только языков. Когда у меня уже появился сын, мы пытались в Москве найти спортивные занятия, оказалось, что просто так здесь спортом заниматься невозможно: ты должен показывать какие-то высокие результаты, посвящать этому всю свою жизнь.

Шведы занимаются спортом, потому что им это нравится, и столько, сколько считают нужным. Если они хотят петь в хоре, то делают это для души, вне зависимости от того, есть ли у них голос и слух. Шведские дети не ходят на дополнительные занятия по математике или курсы английского. Они могут после школы заниматься театром или музыкой — но не по пять дней в неделю, как у вас, и просто для развлечения. Я однажды спросила свою московскую подругу, зачем она так загружает ребенка после уроков дополнительными занятиями, она сказала, что, если у детей много свободного времени, то они начинают думать, а это вредно.

Читайте также:  Стоит ли переезжать в Швецию, язык, работа и шведский менталитет

вы очень торопите детей

У нас тоже нет домашних заданий. Педагоги уже давно доказали, что это совершенно бесполезно, ребенок все знания должен получать в школе. Кроме того, это ставит детей в неравное положение: у кого-то стесненные условия и пять братьев и сестер бегают по дому и шумят, а кто-то делает уроки с гувернанткой, в тишине. Дома можно думать о проекте, который ты начал делать в школе, или что-то дополнительно посмотреть. Оценок до 6 класса тоже нет: об этом, кстати, сейчас много спорят, система оценки знаний в Швеции все время меняется.

Шведские педагоги против раннего развития, оно признано вредным, и против чрезмерной нагрузки — они считают, что это приводит ровно к обратному результату. Я в Москве знаю детей, которые с полутора лет ходят на курсы английского языка: как и в советское время, вы очень торопите детей. У нас считается, что дети должны много играть, гулять на улице, иметь много свободного времени. Когда мой сын ходил в российский детский сад, они учили на праздник для выступления песни и стихи, это было очень странно. А потом он пошел в шведскую школу, и для спектаклей и шоу они все придумывали сами: сами создавали тему, писали сценарий, выбирали костюмы и роли. Взрослые только помогали, но не вмешивались в творческий процесс. У нас считается, что задача школы — развить в ребенке креативность, научить верить в себя, чтобы он стал человеком, который может свободно творить.

Больше всего меня удивило, что прошла четверть века с той поры, когда я училась в московской школе, тогда еще советской, а многое осталось абсолютно прежним. Прежде всего, коллективность — все должны все делать вместе, одинаково, строем. В одинаковых трусах маршировать на физкультуре, ходить вместе туалет, спать два часа или притворяться — а ведь дети уже были большие, многие из них уже не могли спать днем. Любая индивидуальность, разница между людьми, их особенности не признаются и осуждаются. Например, Арильд очень стеснялся переодеваться перед всеми в группе в пижаму, его за это ругали. Все должны относиться ко всему одинаково, как в армии. Еще меня очень неприятно шокировала агрессия между детьми, которая не гасилась, а наоборот, поощрялась взрослыми: он тебя ударил, а ты дай сдачу, иначе как ты будешь жить в этом мире. На мой взгляд, такой подход не учит жизни, а воспитывает жестокость.

все должны все делать вместе, одинаково, строем

Многие как раз возмущаются из-за отсутствия системы наказаний: дети шумят и мешают другим, а учитель ничего не может сделать со сложными учениками. Если он применит какое-то наказание, родители могут подать на него в суд или заявить в полицию, и, мало того, они действительно делают это. Некоторые считают, что проблема в эмигрантах: новые дети плохо знают язык, что влияет на общие оценки школы, портит репутацию. В результате получается, что появляются школы, где учатся только дети богатых родителей «белого цвета», и школы, где остались один эмигранты.

Происходит разделение на школы «элитные» и «плохие», и это негативная тенденция. Обсуждается и появление так называемых «свободных» школ, то есть школ, которые живут по своим внутренним правилам, отличным от общепринятых: например, мусульманские школы, где девочки занимаются физкультурой отдельно от мальчиков, что противоречит шведским нормам. И сейчас это вызывает острую дискуссию.

Но, думаю, главный конфликт в шведской школе возникает из-за того, что некоторые родители начинают слишком сильно вмешиваться в учебный процесс. Другим кажется, что это неприемлемо — ты же не говоришь врачу, как тебя лечить? Так и учитель лучше знает, что нужно делать. Это тяжело и для педагогов, и для других родителей. Шведские родители, как и все другие, тоже ворчат, что школа портится, что уровень образования падает.

Шведские Особенности и чем они так отличаются от русских

Швеция – красивая скандинавская страна, которую любят посещать наши соотечественники. Приятно посмотреть на опрятные шведские города, ухоженные улицы, хотя кое-что бросается в глаза, а еще больше – скрыто от глаз туристов. Узнайте о шведских особенностях далее!
Путешествуя по миру и много изучая различные культуры, обычаи и народы, я понял, что многое в характере людей и традициях можно объяснить экономическим развитием и климатом. Они косвенно влияют на некоторые привычки. Ведь даже с сегодняшними технологиями, возможностью обогрева зимой и охлаждения летом, некоторые вещи продолжают зависеть от природных условий. Так же это и в Швеции.

Климат в Швеции похож на северную часть европейской России, чем обуславливается некоторая схожесть национальных характеров, но некоторые современные привычки сильно отличаются.

Чем похож швед на русского

Итак, начнем рассказывать о том, чем же похожи шведы на русских. Характер шведов достаточно закрытый, шведы необщительны и не очень дружелюбны, неэмоциональны, что связано с северным расположением страны. Сравните их с жизнерадостными и дружелюбными испанцами или итальянцами – сразу видна разница. Шведы просто так не смогут подойти к чужому человеку и заговорить. У каждого есть своя зона комфорта, которую никто не хочет покидать. Хотя и кажется, что жизнь в Швеции – сказка, но не все так просто. Многие местные жители жалуются на свою монотонную работу, за которую получают 3-4 тысячи евро в среднем.

Так же, как и русские, шведы имеют проблему с алкоголем. Это, пожалуй, участь каждого северного народа. Исторически сложилось, что чтобы согреться зимой, нужно что-то горячительное. Другой причиной, почему шведы пьют – это короткие дни зимой, а в северной части еще и белые ночи, с чем связано частое возникновение депрессий, которые приходится запивать чем-то крепким.
Государство борется с проблемой алкоголизма в Швеции: продажа алкоголя в выходные запрещена, а в рабочие дни алкоголь больше 3% можно купить только в специализированных магазинах. Цены на алкогольные изделия высоки, что частично помогло избавиться от этой проблемы в Швеции, но высокими ценами характер целой нации не поменяешь.

Кроме того, шведы достаточно националистичны, что также характерно и русским.

Чем отличается швед от русского

Несмотря на ряд сходств шведов и русских, отличий между народами не меньше.
Шведы – более спортивные и имеют более атлетическое телосложение, редко страдают ожирением (последнее, возможно, связано с высокими ценами на продукты питания), чем русские. В этой скандинавской стране очень часто устраиваются марафоны, а дети и взрослые всю жизнь ходят на спортивные секции.

Шведы сильно заботятся об экологии. Не просто больше, чем русские, но и больше чем все соседи. Шведы даже перерабатывают их мусор. Огромное количество отходов поставляется в Швецию из Италии, Германии, Великобритании и других стран, а шведы с радостью их перерабатывают. Шведы ездят на экологических автомобилях с малым выбросом углекислого газа, а еще больше любят электромобили. Даже богатые люди в Швеции законопослушно сдают пластиковые и стеклянные бутылки в специальных пунктах приема в супермаркетах.

Шведы зарабатывают хорошо даже по европейским меркам, но этим богатством они совсем не любят кичиться. Они спокойно ездят старым “Вольво”, хотя давно могли себе позволить “Порше”, а зачастую просто ездят на велосипеде.

Еще одной необычной чертой шведов является очень сильная толерантность. Необычная она потому, что меньшинства здесь имеют больше прав, чем большинство. То есть приезжих нелегалов здесь встречают с распростертыми объятьями (в самый разгар иммигрантского кризиса в Европе, Швеция приняла наибольшее количество беженцев на душу населения). Так же толерантны тут и к однополым бракам.

20 особенностей шведской школы

Двадцать особенностей и отличий шведской школы от российской, касающихся учебы, перемен, распорядка дня и оценок.

  1. Начало и окончание учебного года проходит в разные дни в разных школах. Иногда, даже проходит в разные недели. Поэтому шведские детишки не идут первого сентября в школу.
  2. В Швеции есть продленка. Но особенность продленки, что туда могут ходить только дети до 12 лет. Кроме того, эта продленка работает еще и до начала занятий. Например, в моей школе продленка работает с 6:30 до 18:00. Вот такой длинный день получается.
  3. Нет бумажных дневников. Зато есть электронные дневники, в которые учителя выставляют оценки и родители могут посмотреть их в онлайн-режиме.
  4. Оценки ставятся, начиная с 6 класса.
  5. Оценки — это не цифры, а буквы. A B C D E F, где F — это незачет.
  6. Все учебники даются бесплатно всем ученикам школы.
  7. Вся канцелярия, все ручки, карандаши, ластики, клей и другое. Все это дается бесплатно в шведской школе.
  8. Дети пишут в самих учебниках. Тетрадей в шведских школах практически нет. Все пишется в учебниках или на распечатанных листочках.
  9. Дети пишут простыми карандашами, шариковые ручки не используются.
  10. Шведские дети пишут печатными буквами. Все годы вплоть до выпуска из школы.
  11. Нет домашнего задания. Иногда его все же задают старшеклассникам, но оно гораздо меньше, чем в России. И если его дают, то дают минимум на неделю. Например, с текущего понедельника на следующий понедельник.
  12. В Швеции ненормированные уроки. Некоторые уроки длятся полчаса, некоторые длятся час или час с четвертью. Даже в одной и той же школе, в одном и том же классе длина урока может варьироваться.
  13. Вы не услышите любимого звонка с урока и на урок. Звонков нет. Дети, как правило, знают когда и куда нужно идти. Иногда учителя помогают собрать детей и вывести их на улицу или привести в класс.
  14. Перемены. Дети младших классов в обязательном порядке проводят свои переменки на улице, не смотря на погоду. На улице они бегают и играют.
  15. Шведские школьники часто ездят в различные музеи, в театры на спектакли и все эти поездки организует школа. Родители не платят ни за транспорт, ни за входные билеты. Если какой-то класс желает ездить чаще на какие-то экскурсии, то класс может собрать деньги на дополнительные поездки, самостоятельно заработав их. Что дети для этого делают? Дети пекут для этого различные пирожки, булочки и пирожные и ходят по соседям продавать. Или, например, продают какую-то одежду из каталогов или различные сувенирчики на рождество. Все эти заработанные деньги детишки складывают и отправляются в совместную поездку с классом.
  16. В старших классах есть уроки по половому воспитанию. Но это только в старших классах.
  17. В шведской школе есть уроки труда и домоводства. Но эти уроки проходят одинаково и для мальчиков, и для девочек. То есть шведские мальчики и девочки вместе вяжут, шьют, готовят еду, стучат молотком, строят скворечники. Все это они делают вместе.
  18. После урока физкультуры, дети принимают душ в любом возрасте. Начиная с маленьких детей и заканчивая старшеклассниками.
  19. Кроме английского языка, обязательно изучают еще и второй иностранный язык. Это может быть французский, испанский или же немецкий.
  20. В Швеции есть развивающие разговоры. Это альтернатива привычных нам родительских собраний. На этих встречах сидят ребенок, его родитель и учитель. Они втроем разговаривают 45 минут об успехах ученика и над чем ему еще нужно поработать.
Читайте также:  Как уехать в Швецию на ПМЖ из России, способы переезда

Если вы знаете и другие особенности шведской школы, напишите их в комментарии.

Мне нравится, как всё устроено в шведской школе. Спасибо за то, что пишите про это!

Copyright © 2010-2019 e-migration.ru | Редакция и контакты

Перепечатка информации допускается только с активной ссылкой на этот сайт.

Сайт использует cookies и IP-адреса пользователей сайта, условия использования содержатся в политике приватности.

Особенности образования детей в Швеции

23 октября 2018 года Посольство Швеции организует презентацию образовательных возможностей своей страны в городе Киев. Участники мероприятия смогут узнать больше о шведских университетах, программах и стипендиях, а также пообщаются с их выпускниками.

Сегодня Швецию справедливо считают одним из мировых лидеров в области инновационных открытий, а количество нобелевских лауреатов, родившихся в этой скандинавской стране, достигло 30 человек.

Какие же особенности обучения в школах Швеции? Как жители этой страны воспитывают малышей в детсадах? Что нужно знать украинцам, чтобы поступить в шведский университет? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в нашей статье.

Как работают детсады в Швеции?

В Швеции существуют государственные и частные детские сады (но и те, и другие являются платными). Хотя существуют различные социальные программы, системы скидок (для второго, третьего ребенка). А когда ребенку исполняется 3 года, ему ежегодно предоставляются 525 бесплатных часов для пребывания в детском саду.

Обычно дошкольное образование начинается с 3 лет (по желанию родителей можно и с одного года). Количество детей в группах колеблется от 15 до 20 человек, но достаточно распространены малочисленные группы (менее 10 детей). Воспитательный процесс обеспечивают 3 воспитателя.

В шведских садах не учат читать и считать, не практикуют задачи для ускоренного интеллектуального развития. Если ребенок заинтересуется цифрами или буквами, воспитатель ему объяснит, однако специальное обучение чтению или счету в садах не практикуется.

Зато много времени дети проводят на улице (при благоприятных погодных условиях даже спят).

Дети с особыми потребностями посещают группы вместе с другими детьми. Но, если ребенку сложно себя обслуживать или нужен присмотр, в группу добавляют помощника воспитателя.

Кроватей в группах нет (только матрасы и одеяла), ведь спать в шведских садах необязательно. Во время тихого часа детям читают сказки (некоторые могут и задремать), они рисуют, создают поделки вместе с воспитателем.

«Шведское воспитание строится на принципе» «У ребенка должно быть детство». Здесь делают все, чтобы дети росли здоровыми, учились дружить, уважать и заботиться друг о друге.» — делится впечатлениями о шведском сад мама двух детей Екатерина Каед.

В 6 лет родители могут отдать ребенка в подготовительный класс, где в течение одного года дети будут готовиться к школе. Стоит заметить, что обучение в подготовительном классе не является обязательным, его посещают по желанию.

А вот в 7-летнем возрасте дети обязательно должны идти в школу.

Какие особенности обучения в шведских школах?

1. Среднее образование в Швеции является полностью бесплатным (родители не платят никаких взносов на помощь учебному заведению или на ремонт класса).

2. Школу для обучения ребенка можно выбирать, но образовательное учреждение принимает первоклассников только при наличии свободных мест.

3. К старшей школы с детьми работают только два учителя: один учит учащихся в начальных классах (с первого по третий), другой — в средней школе (4-6 класс).

4. Обучение младших школьников направлено на социальное развитие ребенка:

  • общения и игры со сверстниками;
  • установление дружеских контактов.

Детям дают только 1 домашнее задание на неделю по одному предмету. К тому же, малышам не приходится носить тяжелые ранцы: учебники и тетради хранятся в школе.

5. Одна из задач шведской системы образования — ликвидировать конкуренцию между учениками. Поэтому в их школах не поощряются самые умные и не осуждаются те, кто отстает от какого-то предмета.

6. До 5 класса включительно учащиеся не получают оценок, а начиная с шестого — им выставляют оценки от А до F. Кроме того, в конце каждой учебной недели школьники сдают письменный отчет о своей работе, в котором пишут о способах выполнения задач и о том, чему они научились за это время.

7. С 7 по 9 класс (в старшей школе) ученики учатся в соответствии со специализацией. Дети могут выбирать дисциплину и альтернативные курсы, которые им понадобятся для получения профессии.

8. Обучение происходит на принципах равенства (к ребенку относятся как к полноценной личности) .Учителю отводится роль наставника, который направляет и дает свободу ученикам искать собственные методы, подходы, сотрудничать и высказываться.

Как происходит обучение в гимназии?

После окончания 9 класса большинство подростков продолжает обучение в гимназиях.

Для вступления в нее нужно закончить школу и успешно сдать три выпускных национальных экзамена:

  • шведский язык;
  • математику;
  • английский язык.

Школьникам, которые заканчивают 9 класс, предлагают около 20 направлений обучения. По поводу выбора будущей профессии выпускники могут посоветоваться со школьным консультантом по профессиональной ориентации.

Продолжительность обучения в гимназии зависит от направления и в среднем составляет 2-3 года.

Как обучают иностранцев в Швеции?

Дети из других стран могут учиться в государственных или частных учреждениях Швеции. Вступить в государственную гимназию (по программе обмена) можно с 14 до 17 лет. В младшем возрасте иностранцев не принимают на учебу.

К тому же, школьники из других стран могут учиться в Швеции только год (хотя стандартный срок обучения в гимназии для шведских школьников продолжается 3 года). Исключением является только дети, которые постоянно проживают в Швеции.

Для того, чтобы ребенка зачислили в гимназию, он обязательно должен владеть английским языком. Кроме того, шведы обращают внимание на успеваемость школьника в его родной стране и коммуникативные умения.

Обучение в образовательных учреждениях Швеции является платным (около 6 тыс. евро в год в государственных учреждениях, в частных стоимость выше).

В период обучения подростки обычно живут в шведских семьях, что позволяет быстрее овладеть языком.

Как построено высшее образование в этой скандинавской стране?

Всего в Швеции существует около 55 высших учебных заведений, среди них — 11 университетов. Старейшим университетом Швеции является Упсальский (основан в 1477 году), а самым престижным и наиболее популярным среди иностранных студентов — Лундский университет (создан в 1666 году).

Обучение в высших учебных заведениях состоит из следующих программ:

  • бакалавриат — 3 года;
  • магистратура — 1-2 года;
  • докторантура — 4 года.

Учиться шведы могут всю жизнь, ведь в стране придерживаются концепции «непрерывного образования». Согласно ей, государство должно создавать для своих граждан условия для максимального раскрытия их способностей в течение всей жизни.

Иностранным студентам для поступления в шведский университет, кроме аттестата о среднем образовании, нужно подать сертификат, подтверждающий владение языком на уровне не ниже, чем В2 (с английского это — IELTS, TOEFL или CAMBRIDGE UNIVERSITY).

Отправка заявлений на поступление в шведский вуз осуществляется через специальный портал universityadmissions.se. Здесь можно выбрать университет и программу обучения, а также более подробно ознакомиться с требованиями к иностранным студентам.

К сожалению, сегодня бесплатное высшее образование в Швеции доступно только для местных граждан и иностранцев из стран Европейского Союза. Украинцы могут учиться бесплатно только по некоторым программам обмена студентов (например, «Эразмус»). Обучение по такой программе даже предполагает получение стипендии (правда, для этого нужно приложить немало усилий).

Студент четвертого курса факультета международных отношений ЛНУ им. Франко Марко Демчук делится опытом обучения в Швеции: «Образование для шведов — святое. В него вкладывают много денег — как в государственный, так и частный сектор. К примеру, ИКЕА (транснациональная корпорация, основанная в Швеции — авт.) Ежегодно финансирует в шведский университет миллионы евро!»

Год назад Марко выиграл конкурс от Шведского института (государственной организации, занимающейся распространением за рубежом знаний о Швеции и налаживанием международного сотрудничества в области образования и научных исследований) и три недели изучал шведский культуру, литературу и диалекты в народной школе Hola Folkhögskola.

Читайте также:  Что мне не нравится в Швеции, рассказ эмигрантки

Марко отмечает: «В Швеции студенты не гонятся за оценками. Мы заранее договаривались, сколько разделов читаем вне аудитории, а на занятии обсуждали прочитанное. Это кардинально отличается от того, что я вижу в Украине, когда полтора часа слушаешь лекцию, а затем должен воспроизвести монотонный монолог преподавателя, ибо только так сможешь получить хорошую оценку и закончить университет».

В последние годы количество желающих получить высшее образование в Швеции, постоянно растет. Это и неудивительно: шведское образование считается одним из лучших в мире (особенно в области компьютерных технологий и музыки). Поэтому украинским педагогам стоит обратить внимание на опыт коллег из Швеции, а будущих студентов могут заинтересовать образовательные возможности этой скандинавской страны.

10 главных отличий американских школ от российских

Все познается в сравнении. Поэтому вместе с «Комусом» мы сравнили два типа школ: над одной реет наш триколор, над другой — американский флаг. Сперва бросились в глаза только желтые автобусы, на которых привозят учеников. Но потом нашлись и другие отличия: подходы к единым учебникам, составу класса и тестам.

1. Единый учебный план vs методы и учебники на усмотрение школы

Не важно, где живет российский школьник, как он учится и чем увлекается. Кое-что про него известно совершенно точно: в шестом классе он будет изучать «Тараса Бульбу» и корпеть над правописанием местоимений с «не» и «ни». Отечественные стандарты унифицированы, темы и литературные произведения жестко привязаны не только к классам, но и к учебным часам.

В Америке единого образовательного плана не существует. Есть некое ядро, есть даже более-менее общая стратегия, разработанная в администрации штата. Однако педагог волен выбирать любой учебник, экспериментировать с методиками, а может и вовсе отказаться от «Тараса Бульбы».

2. Общая программа для всех vs вариативные программы для разных уровней

В России дети учатся по одной программе, и не важно, насколько им близка органическая химия. Если она в программе — учи. При этом отечественный педагог чувствует, что дотянуть Колю до тройки — личный вызов и дело чести.

В Штатах работает принцип «если нужно, Коля возьмет сам». Там вообще никто никого не напрягает. С третьего класса американские школьники сдают общештатные тесты. Если учитель заметит, что Коля показал выдающиеся способности, его направят на дополнительный тест, пройдя который, он получит возможность дополнительно обучаться по программе для одаренных ребят «Gift and talented». Кроме того, в США есть разные уровни обучения, а со средней школы каждый ученик выбирает курсы из наиболее симпатичных ему наук. Чтобы не оказалось, что весь год человек ходил на физкультуру и ОБЖ, есть требование: определенное количество часов нужно уделить урокам из каждой группы предметов, то есть наукам, языкам, искусству и так далее.

3. Постоянный состав класса и учителей vs все время появляются новые учителя и ребята

У нас с подружкой Ленкой можно просидеть за одной партой вплоть до 11 класса. В США с Ленкой можно встречаться лишь на курсе по обществознанию и только в том случае, если она тоже его выберет в средней школе. В американских начальных классах учеников каждый год перемешивают для более успешной социализации. В этом году с вами может сидеть хулиган и драчун, а в следующем он пойдет отравлять атмосферу в другом коллективе, и вы познакомитесь с совершенно новыми ребятами. Учителя тоже меняются: вы не учитесь в классе «А» всю началку, а переходите из первого класса миссис Стюарт во второй класс мистера Джонсона.

4. Одно здание для начальной и старшей школы vs разные учреждения

В России все как бы намекает на стабильность: по одним и тем же коридорам люди ходят все 11 лет, а в учительской ничего не меняется. Американским школьникам повезло меньше. Им все время нужно добираться в разные места, как минимум в три разных здания: начальной ( еlementary) школы с 0 по 5 класс, средней ( middle) с 6 по 8 класс и старшей ( high school) с 9 по 12.

5. Школа никак не связана с жильем в вашем районе vs рейтинг школы влияет на цену недвижимости

В России плохие и хорошие школы формируются довольно хаотично: то учитель-энтузиаст откроет уникальный факультатив и приманит всех окрестных ботаников, то завуч-самодур, повернутый на физвоспитании, разгонит всех умников, не способных три раза подтянуться на турнике. При этом все отечественные школы финансируются из общего бюджета. Хорошо, что всегда можно отправить ребенка в школу в другом районе, где вроде как сильная математика.

В США нельзя прийти в школу не по месту прописки. А сама школа кормится из местного бюджета, который определяется налогами жителей района. Так в престижной школе оказываются специально отобранные учителя с хорошей зарплатой, у родителей учеников похожий уровень доходов, а вокруг — сплошь дорогое жилье.

6. Коллективизм vs уважение к личности

Американская школа повернута на личных границах. Об уважении к ним все время говорят, объявлена нулевая терпимость к буллингу или физическому воздействию. За неудачную саечку можно вылететь из школы.

Российская школа на такие мелочи внимания не обращает, учителя из-за подножки бить тревогу не будут, а скорее скажут что-то типа «У нас, ребята, дружный класс!». Кстати, в дружном классе мало что слышали о приватности. Дикая для иностранцев ситуация: на родительском собрании оценки всех детей объявляют во всеуслышание и даже говорят, что «Таня совершенно не тянет устный счет».

7. Перемены по 10—15 минут vs почти нет перемен

В нашей стране обычная перемена длится 10 минут, а большая — целых 20. Санитарные правила и нормы запрещают перерывы меньше 10 минут, ведь за это время невозможно отдохнуть, подвигаться, размять затекшие ноги.

В Америке с переменами все грустно: в начале дня всем приходится сидеть на собрании-летучке, на которой поздравляют именинников и объявляют о планах на день. Еще у американских школьников есть 20-минутный перерыв на обед. А между уроками приходится довольствоваться жалкими четырехминутками, которых хватает только на то, чтобы добежать до своего шкафа и поменять учебники. Американцы считают, что большие перемены не нужны: в началке дети не сидят весь урок за партами, а свободно перемещаются в пространстве. В моду входят flexible classrooms, то есть трансформирующиеся учебные пространства, где можно работать хоть на фитболах, хоть на коврике на полу, хоть в гамаках.

8. Пятибалльная система оценок vs дифференцированная система

Дальние родственники российских школьников часто интересуются, не двоечник ли он случаем. Мы привыкли к пятибалльной системе и знаем, у кого здесь тройбан по физике. В США по факту та же картина: буквы A, B, C и D обозначают проходные баллы в порядке ухудшения. Роль единицы отводится букве Е. Но разница в том, что в американские учителя не оценивают весь предмет на тройку: балл разводится по компетенциям. Например, у нас Васе бы ставили пять за устный счет, три за умение рисовать треугольники и четыре за отработку задач на скорость.

В США вместо тройки по языку вы получите отдельные оценки за орфографию, пунктуацию и аргументированность высказывания. В средней и старшей школе преподаватели чаще выставляют не оценку, а процент выполнения работы. Приезжему родственнику можно смело отвечать, что вы делите в столбик примерно на 76%.

9. Обычная школа не для всех vs инклюзия

В нашей стране существуют коррекционные школы, интернаты или отдельные классы для детей с физическими или психологическими особенностями.

В Америке принцип «каждый имеет право на образование» реализуется на деле. В обычных классах учатся слабослышащие ребята, дети-аутисты, школьники в инвалидных креслах или с синдромом Дауна. Педагоги много говорят про интеграцию, про то, какие мы все разные и особенные личности. При необходимости школа выделяет дополнительного взрослого помощника, который помогает ребенку адаптироваться на занятиях, встречает его или сопровождает в столовую. Право на доступ каждого ребенка к образованию распространяется и на приезжих: даже если вы всего на полгода в США по визе, вашего ребенка возьмут в местную школу, а в качестве дополнительного предмета предложат английский для иностранцев.

10. День знаний с гладиолусами vs нет первого сентября вообще

Каждый год первого сентября российские дети стоят на линейке и прячутся за чьими-то белыми бантами и гладиолусами. Директор произносит речь в микрофон. Родители тайком утирают слезу. Все выглядит страшно волнительно и торжественно. Американские ученики не слышали про такой праздник — День знаний. У кого-то учеба начинается в августе, у кого-то — в первых числах сентября. Прийти в школу им можно не только без цветов и бантов, но даже в костюме Человека-паука.

Независимо от того, в какой стране ребенок ходит в школу, в учебе ему могут помочь разные канцелярские принадлежности. В «Комусе» большой выбор товаров для школьников: тетрадки, ручки, рюкзаки, настольные лампы, глобусы.

Ссылка на основную публикацию